Древнегреческие статуи женщин

Древнегреческие статуи женщин

Древнегреческие статуи женщин

Сталкиваясь с греческим искусством, многие выдающиеся умы выражали неподдельное восхищение. Один из известнейших исследователей искусства древней Греции, Иоганн Винкельман (1717-1768) говорит о греческой скульптуре: «Знатоки и подражатели греческих произведений находят в их мастерских творениях не только прекраснейшую натуру, но и больше, чем натуру, а именно некую идеальную ее красоту, которая. создается из образов, набросанных разумом». Все, кто пишет о греческом искусстве, отмечают в нем удивительное сочетание наивной непосредственности и глубины, реальности и вымысла. В нем, особенно в скульптуре, воплощен идеал человека. В чем же особенность идеала? Чем он очаровывал людей настолько, что состарившийся Гете рыдал в Лувре перед скульптурой Афродиты?

Греки всегда полагали, что только в прекрасном теле может жить прекрасная душа. Поэтому гармония тела, внешнее совершенство — непременное условие и основа идеального человека. Греческий идеал определяется термином калокагатия (греч. kalos — прекрасный + agathos добрый). Так как калокагатия включает в себя совершенство и телесного сложения, и духовно нравственного склада, то одновременно с красотой и силой идеал несет в себе справедливость, целомудрие, мужество и разумность. Именно это делает греческих богов, изваянных древними скульпторами, неповторимо прекрасными.

Лучшие памятники древнегреческой скульптуры были созданы в V в. до н.э. Но до нас дошли и более ранние произведения. Cтатуи VII — VI вв. до н.э.симметричны: одна половина тела — зеркальное отражение другой. Скованные позы, вытянутые руки прижаты к мускулистому телу. Ни малейшего наклона или поворота головы, но губы раскрыты в улыбке. Улыбка словно изнутри освещает скульптуру выражением радости жизни.

Позднее, в период классицизма статуи приобретают большее разнообразие форм.

Были попытки алгебраически осмыслить гармонию. Первое научное исследование того, что есть гармония, предпринял Пифагор. Школа, которую он основал, рассматривала вопросы философско-математического характера, применяя математические выкладки ко всем сторонам действительности. Не составили исключения ни музыкальная гармония, ни гармония человеческого тела или архитектурного сооружения. Пифагорейская школа считала число основой и началом мира.

Какое отношение имеет теория чисел к греческому искусству? Оказывается, самое прямое, поскольку гармония сфер Вселенной и гармония всего мира выражается одними и теми же отношениями чисел, главные из которых — отношения 2/1, 3/2 и 4/3 (в музыке это соответственно октава, квинта и кварта). Кроме того, гармония предполагает возможность вычисления любого соотнесения частей каждого предмета, в том числе и скульптуры, по следующей пропорции: а / b = b / с, где а — любая меньшая часть объекта, b — любая большая часть, с — целое. На этом основании великий греческий скульптор Поликлет (V век до н.э.) создал скульптуру юноши-копьеносца (V в. до н.э.), которую называют »Дорифор» («Копьеносец») или «Канон» — по названию сочинения скульптора, где он, рассуждая о теории искусства, рассматривает законы изображения совершенного человека. Считается, что рассуждения художника можно отнести и к его скульптуре.

Статуи Поликлета полны напряженной жизни. Поликлет любил изображать атлетов в состоянии покоя. Взять того же «Копьеносца». Этот могучего сложения человек полон чувства собственного достоинства. Он стоит неподвижно перед зрителем. Но это не статичный покой древнеегипетских статуй. Как человек, умело и легко владеющий своим телом, копьеносец чуть согнул одну ногу и переместил тяжесть корпуса на другую. Кажется, что пройдет мгновение и он сделает шаг вперед, повернет голову, гордый своей красотой и силой. Перед нами человек сильный, красивый, свободный от страха, гордый, сдержанный — воплощение греческих идеалов.

В отличие от своего современника Поликлета, Мирон любил изображать свои статуи в движении. Вот, например, статуя «Дискобол» (V в. до н. э.; Музей Терм. Рим). Ее автор, великий скульптор Мирон, изобразил прекрасного юношу в момент, когда тот замахнулся тяжелым диском. Его захваченное движением тело изогнуто и напряжено, как готовая развернуться пружина. Под упругой кожей отведенной назад руки взбугрились тренированные мускулы. Пальцы ног, образуя надежную опору, глубоко вдавились в песок. Статуи Мирона и Поликлета были отлиты из бронзы, но до нас дошли лишь мраморные копии с древнегреческих оригиналов, сделанные римлянами.

Величайшим ваятелем своего времени греки считали Фидия, украсившего мраморной скульптурой Парфенон. В его скульптурах особенно отражено, что боги в Греции есть не что иное, как образы идеального человека. Лучше всего сохранилась мраморная лента рельефа фриза длиной 160 м. На ней изображено шествие, направляющееся в храм богини Афины — Парфенон.

Скульптура Парфенона сильно пострадала. А «Афина Парфенос» погибла еще в глубокой древности. Она стояла внутри храма и была несказанно прекрасна. Голова богини с невысоким гладким лбом и округлым подбородком, шея и руки были сделаны из слоновой кости, а волосы, одежда, щит и шлем были вычеканены из листов золота. Богиня в образе прекрасной женщины — олицетворение Афин.

Множество историй связаны с этой скульптурой. Сотворенный шедевр был настолько велик и знаменит, что у его автора сразу появилась множество завистников. Они пытались всячески насулить скульптору и искали разные причины по которым можно было бы обвенить его в чем-нибудь. Говорят, что Фидия обвиняли в том, что тот якобы утаил часть золота, данного как матерьял для убранства богини. В доказательство невиновности Фидий снял со скульптуры все золотые предметы и взвесел их. Вес в точности совпал с весом данного на скульптуру золота. Тогда Фидия обвенили в безбожии. Причиной этому послужил щит Афины. На нем был изображен сюжет битвы греков с амазонками. Среди греков Фидий изобразил себя и любимого им Перикла. Изображение Фидия на щите и стала причиной конфликта. Несмотря на все достежения Фидия, общественность Греции смогли настроить протев него. Жизнь великого скульптора заканчилась жестокой казнью.

Достижения Фидия в Парфеноне были не исчерпующими для его творчества. Скульптор сотворил множество других произведений, лучшими из котрых стали колоссальная бронзовая фигура Афины Промахос, воздвигнутая на Акрополе примерно в 460 г. до н.э., и не менее огромная фигуры из слоновой кости и золота Зевса для храма в Олимпии. К сожалению, более не существует подлинных работ, и мы не можем увидеть своими глазами великолепные произведения искусства Древней Греции. Остались лишь их описания и копии. Во многом тому причиной послужило фанатичное уничтожение статуй верующими христианами.

Так можно описать статую Зевса для храма в Олимпии: Огромный четырнадцатиметровый бог восседал на золотом троне, и казалось, встань он, распрями широкие плечи — тесно станет ему в обширном зале и низок окажется потолок. Голову Зевса украшал венок из ветвей маслины — знак миролюбия грозного бога.Лицо, плечи, руки, грудь были из слоновой кости, а плащ — перекинут через левое плечо. Венец, борода Зевса были из сверкающего золота.

Фидий наделил Зевса человеческим благородством. Его благообразное лицо, обрамленное курчавой бородой и вьющимися волосами, было не только строгим, но и добрым, поза торжественна, величава и спокойна. Сочетание телесной красоты и доброты души подчеркивало его божественную идеальность. Статуя производила такое впечатление, что, по словам древнего автора, люди, удрученные горем, искали утешения в созерцании творения Фидия. Молва объявила статую Зевса одним из «семи чудес света».

Работы всех трех скульпторов были схожи тем, что все они изображали гармонию красивого тела и заключенной в ней доброй души. Это было основным направлением того времени.

Конечно, нормы и установки в греческом искусстве менялись на протяжении истории. Искусство архаики было более прямолинейным, в нем отсутствовала полная глубокого смысла недоговоренность, которая восторгает человечество в периоде греческой классики. В эпоху эллинизма, когда человек потерял ощущение устойчивости мира, искусство утратило свои старые идеалы. В нем стали отражаться чувства неуверенности в будущем, царящие в общественных течениях того времени.

Одно объединяло все периоды развития греческого общества и искусства: это, как пишет М. Алпатов, особое пристрастие к пластике, к пространственным искусствам. Подобное пристрастие объяснимо: огромные запасы разнообразного по расцветке, благородного и идеального материала — мрамора — представляли широкие возможности для его реализации. Хотя большинство греческих скульптур выполнялось в бронзе, так как мрамор был хрупок, однако именно фактура мрамора с его цветом и декоративностью позволяла с наибольшей выразительностью воспроизводить красоту человеческого тела. Поэтому чаще всего «человеческое тело, его строение и податливость, его стройность и гибкость привлекали к себе внимание греков, они охотно изображали человеческое тело и обнаженным, и в легкой прозрачной одежде».

Греческий нос — характерная особенность древнегреческих статуй

Откуда вообще взялось понятие «греческий нос»? Из древнегреческой чернофигурной, краснофигурной и коринфской вазописи и скульптур, которые представляли собой наивысшее достижение античности, оставившее глубокий след в развитии всей последующей мировой культуры.

греческий нос

Воплощенное в мраморе совершенство

Древнегреческие скульптуры совершенны и прекрасны. Самые ранние относятся к XIII веку до нашей эры, и факт того, что в столь отдаленные времена скульпторы владели таким умением, потрясает. Идеально вылепленные фигуры и лица, конечно же, стали эталоном красоты на долгие времена. Красивый овал лица, выпуклые, очерченные губы, округлый выпуклый подбородок и характерной формы нос полностью соответствовали божественной внешности, ведь изображались олимпийские боги и герои, которые почти всегда были детьми богов.

Особенности греческого носа

Именно в вазописи и скульптурах запечатлен греческий нос. Чем он характерен? Тем, что продолжает линию лба. Иногда в районе переносицы имеется небольшое углубление, но оно совсем неконкретное и не нарушает единую прямую линию, начинающуюся у корней волос и заканчивающуюся на кончике носа. И даже у ранних скульптур времен архаики, когда главенствующую роль играла вазопись, а ваяние было еще несовершенным, статуям уже был присущ греческий нос. Трудно предположить, что у всех представителей аристократии Древней Греции носы были такой формы, потому что у современных жителей этой страны она встречается крайне редко. За несколько тысячелетий переносица не могла так провалиться. Да и глаза у античных скульптур иногда посажены нереально глубоко.

греческий профиль

Узнаваемый сразу

Греческий профиль в первую очередь подразумевает нос и округлый, выдвинутый чуть-чуть подбородок, хотя на ранних вазах часто изображены герои и боги с довольно вялой этой частью лица. Надо отметить, что на счет подобного профиля существуют некоторые заблуждения, например, то, что ему присущ нос с горбинкой. Такой формы нос появился позднее, он характерен, скорее, древнеримским скульптурам – у греков нос абсолютно прямой. Если бюст или статуя дополнены шлемом, то и он составляет с носом прямую линию. Может быть, это свидетельство мужественности или непобедимости. Надо отметить, что многие представляют греческий нос длинным. Это визуальный обман из-за перехода линии носа в линию лба. Сам же нос у классических и совершенных статуй не очень велик и имеет, как привило, тонкие, хорошо очерченные ноздри.

Совершенные скульптуры Поликтета

виды носов

Эталоном мужской красоты, очевидно, всегда будет считаться, как считается до сих пор, «Дорифор» скульптора Поликтета. И какой изумительный профиль! Какое прекрасное лицо! Тонкое, одухотворенное, думающее. Оно может принадлежать поэту, спортсмену, тому, древнегреческому, который совершенствовал упражнениями не только тело, но и душу. Это одна из самых знаменитых статуй Античности. Идеальные пропорции лица и тела, богатый духовный мир, угадываемый по лицу героя, полностью соответствуют греческой концепции калокагатии – гармоничному сочетанию внешних и внутренних достоинств. Красивый человек не может быть злым, а совершенный духовно – уродом. Прекрасным пособием к сказанному может служить голова Диадумена (спортсмена-победителя) работы Поликтета.

Древнегреческая женская красота

греческий нос у женщин

Олицетворением женской красоты является знаменитая Венера Милосская. Прекрасны девичьи статуи муз. Всемирно известно внушительное изображение Афины Паллады работы Фидия. Прекрасна стремительно бегущая богиня охоты Артемида, одной рукой придерживающая колчан, а другой — оленя. И у всех перечисленных женщин нос имеет общую линию со лбом, у них волнистые, собранные сзади волосы, и округлый подбородок.

Всевозможные формы

Как отмечалось выше, в реальной жизни греческие носы встречаются редко, в том числе и у самих греков. А какие еще бывают виды носов? Известно, что ученые (такое обобщенное понятие) выявили 14 форм, исследовав при этом 1300 фотографий. Людей на земле гораздо больше, и форм носов, разумеется, тоже. Есть более часто встречаемые определения, такие, как курносый, картошкой, мясистый, с горбинкой. Кроме того, нередки вздернутый, плоский, орлиный, африканский, римский и классический носы.

Почему скульптура Венеры Милосской осталась «без рук»

Распространено мнение, что эта статуя изображает греческую богиню любви и красоты. Но греки называли эту богиню Афродитой, а Венера — римское название.

2. Статуя была названа в честь места, где она была обнаружена

Статуя с острова Милос.

8 апреля 1820 года фермер по имени Йоргос Кентротас наткнулся на статую в руинах древнего города на острове Милос.

3. Создание статуи приписывают Александросу Антиохийскому

Шедевр Александроса Антиохийского.

Скульптор эллинистического периода Александрос, как полагают, вырезал из камня этот шедевр между 130 и 100 годами до н.э. Изначально статуя была найдена с постаментом-плитой, на которой она стояла. Там и была обнаружена надпись о создателе. Впоследствии постамент загадочно пропал.

4. Возможно, статуя изображает не Венеру

Амфитрита и Посейдон.

Некоторые полагают, что скульптура изображает не Афродиту / Венеру, а Амфитриту — морскую богиню, которая была особенно почитаема на Милосе. Третьи же и вовсе предполагают, что это статуя богини победы Виктории. Также идут споры о том, что у статуи изначально было в руках. Высказываются разные версии, что это могло быть копье или прялка с нитками. Существует даже версия, что это было яблоко, а статуя — Афродита, которая держит в руках награду, врученную ей Парисом, как прекраснейшей богине.

5. Скульптуру подарили королю Франции

Париж. Лувр. Венера Милосская.

Изначально Кентротас нашел эту статую вместе с французским моряком Оливье Вутье. Сменив несколько владельцев при попытке ее вывоза из страны, статуя в итоге попала к послу Франции в Стамбуле, маркизу де Ривьер. Именно маркиз презентовал Венеру французскому королю Людовику XVIII, который, в свою очередь, передал статую Лувру, где она находится по сей день.

6. Руки статуя потеряла из-за французов

Кентротас нашел фрагменты рук, когда он обнаружил статую в руинах, но после того, как их реконструировали, их сочли слишком «грубыми и неизящными». Современные искусствоведы считают, что это ничуть не означает, что руки не принадлежали Венере, скорее всего они были повреждены в течение веков. Как руки, так и оригинальный постамент были утеряны при перевозе статуи в Париж в 1820 году.

7. Оригинальный постамент убрали целенаправленно

Искусствоведы 19-го века решили, что статуя Венеры является работой греческого скульптора Праксителя (она была очень похожей на его статуи). Это классифицировало статую, как принадлежащую к классической эпохе (480—323 до н. э.), творения которого ценились намного больше, чем скульптуры эллинистического периода. Чтобы поддержать эту версию даже ценой дезинформации, постамент удалили, прежде чем скульптура была представлена королю.

8. Венера Милосская — объект национальной гордости французов

Венера Медичи — конкурентка Венеры Милосской.

Во время своих завоеваний Наполеон Бонапарт вывез один из самых прекрасных примеров греческой скульптуры — статую Венеры Медичи — из Италии. В 1815 году французское правительство вернуло эту статую Италии. А в 1820 году Франция с удовольствием воспользовалась возможностью заполнить пустующее место в главном французском музее. Венера Милосская стала популярнее Венеры Медичи, которая тоже была представлена в Лувре.

9. Ренуар не был впечатлен скульптурой

Ренуар ставил красоту Венеры под сомнение.

Пожалуй, самый известный из недоброжелателей Венеры Милосской, известный художник-импрессионист заявлял, что скульптура очень далека от отображения женской красоты.

10. Во время Второй мировой войны Венеру прятали

Один из замков во французской провинции.

К осени 1939 г., когда над Парижем нависла угроза войны, Венеру Милосскую наряду с некоторыми другими бесценными артефактами, такими как скульптура Ника Самофракийская и работы Микеланджело, были вывезены из Лувра на хранение в различных замках в сельской местности Франции.

11. Венеру обокрали

Венера Милосская. Лувр. Париж.

Венере не хватает не только рук. Она была первоначально украшена ювелирными изделиями, в том числе браслетами, серьгами и тиарой. Эти украшения пропали давным давно, но в мраморе остались отверстия для крепления.

12. Венера утратила цвет

Хотя современные ценители искусства привыкли считать греческие статуи белыми, мраморные скульптуры часто окрашивали в различные цвета. Тем не менее, сегодня не сохранилось никаких следов оригинальной окраски.

13. Статуя выше, чем большинство людей

Венера выше, чем среднестатистический человек.

Высота Венеры Милосской — 2,02 м.

14. Скульптура может быть копией

Искусствоведы отмечают, что Венера Милосская имеет поразительное сходство с Афродитой или Венерой Капуанской, которая является римской копией греческой оригинальной статуи. Со времени создания Венеры Капуанской прошло не менее 170 лет, прежде чем Александрос создал Венеру Милосскую. Некоторые искусствоведы считают, что обе статуи фактически являются копиями более старого исходника.

15. Несовершенство скульптуры как источник вдохновения

Возможно Венера Милосская выглядела так.

Отсутствующие руки Венеры Милосской — гораздо больше, чем источник многочисленных лекций, дискуссий и эссе искусствоведов. Их отсутствие также привело к неисчислимым фантазиям и версиям относительно того, как руки могли бы быть расположены и что в них могло бы быть.

Почему древние женщины предпочитали малые пенисы

Изваяние красивого, здорового человеческого тела никого не оставляет равнодушным. Однако любопытные туристы своими вопросами иногда ставят в тупик даже продвинутых экспертов. Например: «А почему у древнегреческих статуй такие маленькие пенисы?»

Как мы ходим в музеи за границей? Большинство из нас идет, чтобы потолкаться в огромной очереди таких же пленников обязательного ритуала осмотра местных достопримечательностей. Чтобы после томительного ожидания увидеть издалека мельком левый угол какой-нибудь знаменитой картины или скульптуры, чтобы сделать эпохальное селфи и, наконец, облегченно вздохнуть.

Но некоторые ходят в музеи ради искусства. Эти любознательные туристы часто задают вопросы. Например: «А почему у древнегреческих статуй такие маленькие пенисы?»

Действительно, почему? Мы решили посоветоваться с экспертом и разобраться в этом вопросе. Оказалось, существует три основные версии ответа на этот вопрос. Изложим их по порядку.

Версия первая, физиологическая

Большинство людей согласятся с простым ответом: «Потому что в студии было холодно!» Действительно, при снижении температуры воздуха пенис «съеживается», а мошонка подтягивается к животу.

Это обычная физиологическая реакция на холод или усталость. В мастерской могло быть весьма прохладно, когда скульптор ваял свой шедевр. И натурщик вынужден в одной и той же позе стоять часами.

Противники «физиологической» версии утверждают, что вряд ли в таких теплых странах, как Греция или Италия, можно настолько замерзнуть, чтобы все хозяйство скукожилось, как на лютом морозе.

Поэтому пытливые ценители искусства настойчиво продолжали спрашивать. Искусствоведам пришлось отвечать. Так появилась версия номер два.

Версия вторая, возвышенная

Естественно, утонченные личности предлагают такой же утонченный ответ. Они доказывают: «чем больше достоинство – тем меньше пенис»! И слово «достоинство» здесь употребляется в прямом смысле.

Главными достоинствами мужчины были честь, доблесть, отвага и разум. При этом размер пениса не имел особого значения. Более того: обладатели небольшого пениса считались более умными, утонченными, интеллигентными и вообще во всех смыслах более «положительными» личностями, чем мужчины с большим органом.

Древнегреческий аристократ с внушительным пенисом стыдился своего «уродства» и был изгоем в своем аристократическом кругу, сплошь состоявшем из гордых владельцев невзрачных интимных доспехов.

Эллен Оредссон в своей книге «Как говорить об истории искусства» утверждает, что в ту эпоху большой пенис считался признаком глупости, похотливости и грубости. А вот маленький орган свидетельствовал о высоком интеллекте мужчины. Предполагалось, что мужчина со скромным пенисом будет чаще пользоваться своим мозгом, нежели членом.

Классовое неравенство мужского пола по размерному признаку подчеркивалось еще и гипертрофированно огромным пенисом у статуй, изображавшим не слишком уважаемых товарищей (например, низверженного с Олимпа бога Приапа).

Причем чаще у таких изваяний пенис эрегирован, что лишний раз подчеркивает якобы презираемую у древних греков фаллическую сущность недостойных граждан общества.

Неизвестно, почему у древних греков так повелось. И, все же, мнение, что внушительный член не служил преимуществом в Древней Греции и Риме, лишь подчеркивает факт: во все времена размер пениса был предметом волнения женщин и источником переживаний мужчин.

Причем у большинства народов более престижным всегда считался орган внушительных размеров. И лишь в наше политкорректное время возник тезис о том, что «размер не имеет значения».

Еще как имеет! Иначе бы не проводились ежегодно тысячи операций по увеличению пениса, не было бы разводов на почве сексуальной неудовлетворенности, а без пациентов с глубоко скрытым комплексом неполноценности из-за маленького члена многие психоаналитики остались бы без работы.

Читайте также  Боги древней греции список и описание таблица

Тем не менее, главное в сексе – не размеры, а чувства и навыки, уверяют сексологи. Но что же они думают о величине античных пенисов?

Версия третья: правда жизни

Известный сексолог, профессор Николай Бойко считает, что все просто: пропорции древнегреческих статуй полностью соответствуют пропорциям их прототипов, то есть – среднестатистических мужчин той эпохи.

«По моему мнению, именно таким было анатомическое строение тела у древних греков и римлян, – говорит профессор Бойко. – Во всяком случае, пенисы натурщиков были тех размеров, какими их изображали скульпторы.

Ведь у нас нет оснований считать, что мастера допускали умышленное искажение пропорций этой части организма. Древние греки почитали красоту человеческого тела во всей его гармонии, и считали делом чести изображать его таким, каково оно было на самом деле.

Да, сейчас выдвигаются версии о том, что большие половые органы «были не в моде» у древнегреческой аристократии, и даже чем-то постыдным. Однако это лишь предположения.

Размер пениса предопределен генетически, и это никак не связано с живостью ума, уровнем интеллекта или свойствами характера. Да и вряд ли можно себе представить, что для доказательства своих высоких качеств мужчина предъявлял цивилизованному обществу свои гениталии.

Эта версия идет вразрез со всем, что мы знаем об истории взаимоотношения полов. Мужской половой орган почитался во все времена, и всегда признавался как достоинство.

В той же Греции фаллос был символом могущества и богатства, в домах ставили обереги – мужские статуэтки с огромным фаллосом. У некоторых народов размер пениса даже мог определять исход битвы: у кого больше – за тем и победа.

А что же аристократия? И ей также все человеческое было не чуждо, в том числе и сомнения в достаточных размерах своих половых органов.

Всем знакомо выражение «с него уже песок сыплется». Оно возникло в XVIII веке, когда мужчины носили облегающие панталоны. Чтобы подчеркнуть интимные рельефы, возле гульфика пришивался потайной кармашек. В него знатные господа подкладывали специальный мешочек с мелким песком – так мужское достоинство выглядело внушительнее.

А для пожилых аристократов такой мешочек становился обязательным атрибутом, чтобы окружающие видели: «есть еще порох в пороховницах». Однако циничное общество предпочло другую фразу.

Поэтому, что бы мы ни говорили, размеры мужских детородных органов всегда волновали и сейчас волнуют людей, это выражается и в современном искусстве в том числе.

Ну, и наконец, самое главное: если посмотреть на статую того же Давида под другим углом, не анфас, то оказывается, что пропорции вполне реалистичны! У большинства современных мужчин в спокойном состоянии он тоже небольшой – в среднем от 7 до 12 см, и не слишком отличается от античных пропорций».

Вывод? Да просто наслаждаться искусством древних и радоваться, что у вас-то дела обстоят получше!

Греческие прически и прически в греческом стиле

Историческая справка:
Древнюю Грецию вполне можно считать колыбелью западноевропейской цивилизации. Ведь многое из того, что нам сегодня хорошо знакомо и известно, было придумано в Греции в период приблизительно с III тысячелетия до н.э. до I века до н.э. Так, именно греки изобрели Олимпийские игры. При этом греки вообще очень трепетно относились к физически развитому и прекрасному телу. Именно греки изобрели демократию (власть народа). Впрочем, голосовать могли все же не все – лишь свободные мужчины жители городов. На женщин и рабов древнегреческая демократия не распространялась.

Были древние греки и прекрасными архитекторами – они строили величественные пропорциональные храмы с изящными колоннами. Знакома была жителям Древней Греции и скульптура – статуи богов и героев из белого мрамора. И, да, жители Древней Греции, конечно же, были прекрасными сказочниками и мифотворцами – мы все знаем великого бога Зевса, помним о богине красоты Афродите, богине-покровительнице города искусств и философии Афин – Афине, а также о приключениях Геракла и Одиссея.

Прически Древней Греции

Статуя Зевса. Эрмитаж.

История Древней Греции богата, многогранна, неисчерпаема. Она сохранила для нас имена и литераторов, и скульпторов, и философов и, конечно же, имя первого историка – Геродота.

С парикмахерами время было более сурово. Мы не знаем имен древнегреческих цирюльников. Известно лишь то, что они были рабами и называли их каламистрами. Название пошло от слова каламис – металлические стержни для завивки волос. Древние греки очень любили кудри. И мужчины, и женщины, все носили прически с завивкой. Рабы-каламистры в Древней Греции очень ценились и стоили дорого. Причем у каждого из них, как сказали бы сегодня, была своя специализация – один раб расчесывал волосы хозяина или же хозяйки, второй завивал, третий окрашивал.

К слову, греки не ценили свой естественный темный цвет волос, а хотели быть похожими, особенно гречанки, на своих златокудрых богинь. Так, для осветления волос могли использоваться различные щелочные составы. Или же волосы посыпались мелкомолотым рисом, мукой. По праздникам богатые женщины могли использовать и золотой порошок.

Герма (скульптура в виде четырехугольного столба, на котором размещена голова) с изображением головы Перикла, римская копия с греческого оригинала Кресила, Ватиканские музеи.

Здесь можно увидеть бороду, которую носили древние греки, а также головной убор, похожий на фригийский колпак – один из популярных головных уборов Древней Греции.

Особенностью мужских причесок Древней Греции была их … женственность. Так, еще в период архаики (VII – VI вв. до н.э.) мужчины носили прически, состоящие из кос, собранных в низкие пучки или же обвивающих голову в два ряда, могли убирать распущенные длинные волосы под ленту, носить прически с длинными прядями, волосы в которых были завиты спиральными локонами.

В период классики (V-IV вв. до н.э.) жители Древней Греции начинают носить небольшие прически из подстриженных и завитых волос, которые по-прежнему сохраняют свою женственность.

Так, популярной становится прическа «бант Аполлона» или «цикада» — завитые длинные пряди волос были уложены в виде бантика надо лбом. Такую прическу могли носить не только мужчины, но и женщины.

Аполлон Бельведерский. ок. 330—320 до н. э.
Музей Пия-Климента, Ватикан.
Прическа «бант Аполлона» или «цикада».

Еще одна популярная прическа, она появляется позднее – в период эллинизма (III-I вв. до н.э.), была названа в честь известного полководца той поры Александра Македонского. Прическа представляла собой короткие завитые волосы, подстриженные «лестничками».

К слову, Александр Македонский стал законодателем моды и в еще одном вопросе – он ввел моду на выбритые лица. Изначально знаменитый полководец все же носил бороду и даже бакенбарды, но затем сбрил их. Таким образом, став первым греком без бороды. Мода на бритые лица очень быстро распространилась в армии, а затем и среди гражданского населения. Сохранится мода на выбритые лица и в Древнем Риме. С бородами теперь остались лишь ученые и философы.

До Александра Македонского греки носили бороды большие, обрамляющие нижнюю часть лица. Бороды завивались. Их форма могла быть самой разнообразной – некоторый период была очень распространена «коническая» борода. Бороды пропитывали ароматическими маслами, а к пирам посыпали мелом, мукой, мелкоизмельченными травами.

Бюст Александра Македонского как Гелиоса.
Прическа «Александр Македонский».

Борода у древних греков, как и у многих народов старины, считалась признаком зрелости, ее могли носить только мужчины, создавшие собственную семью и имеющие свой дом.

Дискобол. Римская мраморная копия древнегреческой статуи Мирона.
Здесь можно увидеть пример «спортивной» прически, которые также носили в Древней Греции.

В женских прическах моду в Древней Греции задавали гетеры. Судьба гречанок была незавидной – после замужества все, что им оставалось, это растить детей и заниматься хозяйством, живя на женской половине дома. Но были и исключения — жрицы богинь, храмовые проститутки и гетеры.

Гетеры не были женщинами легкого поведения. В их обязанности входило услаждать не тело, а душу. Главным достоинством гетеры было образование – умение разбираться в музыке, литературе, философии и искусстве. К слову, разбираться в данных сферах человеческого знания также должны были и все достойные мужчины-граждане древнегреческих городов-государств. Гетеры сопровождали философов, правителей и полководцев во время пиров. Иногда их брали в жены.

Артемида из Габий.
Прическа «греческий узел».

Так, еще в период архаики появляется прическа, которая так и называется – «прическа гетеры». Она состояла из волос, уложенных на затылке, а свержу укрытых куском ткани или же собранных в специальный мешочек.

Существовала и прическа, которую ввела в моду гетера Фрина (она позировала для скульпторов и художников, к примеру, для скульптора Праксителя). Прическа гетеры Фрины состояла из завитых волос, украшенных бантом на темени.

Аспасия.
«Дынеобразная» прическа.

Самой же популярной и известной женской прической Древней Греции стала прическа «греческий узел». Данная прическа имела множество вариантов. В ее основе был пучок из волос конусообразной формы. Один из вариантов такой прически каримбос – узел из волос, который крепился на шее очень низко.

Также гречанки носили прически «лампадион» (завитые волосы, собранные в короткий хвостик, который напоминает пламя костра), «дынеообразную» прическу – волосы, уложенные ото лба до затылка в виде объемных долек, перетянутые двумя лентами (данную прическу ввела в моду Аспасия – жена афинского полководца и оратора Перикла).

«Лампадион».
Современная интерпретация.

Известны были в Древней Греции и парики. Особенно были популярны светлые парики, а также парики с пепельным отливом. Но, будучи очень дорогими, они не пользовались такой популярностью, как в Древнем Египте. Как и египтяне, жители Древней Греции любили косметику, однако использовали ее, все же, гораздо в меньшем количестве. Для проведения косметических процедур у греков были рабы – косметы. Косметы натирали тела своих хозяев ароматическими маслами и настоями, а также делали массаж.

Несмотря на сложность причесок, одевались древние греки достаточно просто – все тот же, как и у египтян, кусок ткани (греки его называли хитон), которым драпировалась фигура.


Современные прически в греческом стиле
Фото с разных источников

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ СКУЛЬПТУРА. Древние скульптуры Древние скульптуры КУРОС (обнажённый юноша) КОРА (задрапированная в длинные одежды девушка) Несколько статичны. — презентация

Презентация на тему: » ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ СКУЛЬПТУРА. Древние скульптуры Древние скульптуры КУРОС (обнажённый юноша) КОРА (задрапированная в длинные одежды девушка) Несколько статичны.» — Транскрипт:

2 Древние скульптуры Древние скульптуры КУРОС (обнажённый юноша) КОРА (задрапированная в длинные одежды девушка) Несколько статичны Чувствуется влияние монументальной египетской скульптуры

3 Великие скульпторы Древней Эллады

4 Поликлет «Дорифор» («Копьеносец») Рассчитал пропорции идеальной человеческой фигуры Рассчитал пропорции идеальной человеческой фигуры Воплотил этот канон в скульптуре Воплотил этот канон в скульптуре

5 Мирон «Дискобол» «Афина и Марсий»

6 Первым сумел передать фигуру человека в момент быстрого движения Первым сумел передать фигуру человека в момент быстрого движения Лицо атлета даже в момент движения спокойно и статично Лицо атлета даже в момент движения спокойно и статично

7 Фидий Статуя Афины- воительницы(Промахос) Статуя Афины-девы(Парфенос) «Раненая амазонка»

8 Статуя Зевса в Олимпии «Бог сидит на троне, его фигура сделана из золота и слоновой кости, на голове у него венок как бы из ветвей маслины, на правой руке он держит богиню победы, сделанную также из слоновой кости и золота. У нее на голове повязка и венок. В левой руке бога скипетр, украшенный всякого рода металлами. Сидящая на скипетре птица орел. Обувь бога и верхняя одежда также из золота, а на одежде изображения разных животных и полевых лилий» «Бог сидит на троне, его фигура сделана из золота и слоновой кости, на голове у него венок как бы из ветвей маслины, на правой руке он держит богиню победы, сделанную также из слоновой кости и золота. У нее на голове повязка и венок. В левой руке бога скипетр, украшенный всякого рода металлами. Сидящая на скипетре птица орел. Обувь бога и верхняя одежда также из золота, а на одежде изображения разных животных и полевых лилий» Павсаний. Павсаний. «Описание Эллады» «Описание Эллады»

9 Воплотил идеал человеческой личности в фигуре бога Воплотил идеал человеческой личности в фигуре бога Боги изображены мудрыми и справедливыми, Боги изображены мудрыми и справедливыми, нет в них мстительности и жестокости нет в них мстительности и жестокости

10 Скопас «Менада» Скульптура стала более утончённой, передавала внутреннее состояние человека, глубокие человеческие чувства Скульптура стала более утончённой, передавала внутреннее состояние человека, глубокие человеческие чувства

11 Пракситель «Отдыхающий сатир» «Гермес с младенцем Дионисом» «Афродита Книдская»

12 Скульптор отказался от изображения прямостоящих статуй Скульптор отказался от изображения прямостоящих статуй Боги показаны в позах мечтательного отдыха, с ленивой грацией Боги показаны в позах мечтательного отдыха, с ленивой грацией Впервые Афродита предстала как прекрасная обнажённая женщина Впервые Афродита предстала как прекрасная обнажённая женщина

13 Лисипп «Апоксиомен» «Геракл со львом» Стремился передать многообразие человеческих характеров, сложные движения Стремился передать многообразие человеческих характеров, сложные движения

14 Леохар «Аполлон Бельведерский» Создал эталон мужской красоты Создал эталон мужской красоты Статуя красива, но театрально эффектна и холодна Статуя красива, но театрально эффектна и холодна

15 Агесандр «Афродита Милосская» Создал эталон женской красоты Создал эталон женской красоты Возродил дух искусства классики, создав образ высокой нравственной силы Возродил дух искусства классики, создав образ высокой нравственной силы

16 Агесандр, Афинодор и Полидор «Лаокоон» Передаёт ужас, страдания и агонию героев Передаёт ужас, страдания и агонию героев

17 Харес «Колосс Родосский» 12 лет создавал чудо инженерного искусства 12 лет создавал чудо инженерного искусства Высота статуи — 32 метра Высота статуи — 32 метра Входит в число 7 чудес света Входит в число 7 чудес света

18 Значение: Искусство Древней Греции стало образцом для последующих веков Искусство Древней Греции стало образцом для последующих веков Главное её завоевание — отношение к человеку как к подлинной ценности, мере всех вещей Главное её завоевание — отношение к человеку как к подлинной ценности, мере всех вещей «Греция, пленницей став, Победителей грубых пленила…» (Гораций, римский поэт) Победителей грубых пленила…» (Гораций, римский поэт)

19 Домашнее задание: 1. Кем были эти знаменитые греки? Аристотель Аристотель Гиппократ Гиппократ Гомер Гомер Фидий Фидий Архимед Архимед Мирон Мирон Евклид Евклид Эзоп Эзоп Гераклит Гераклит Платон Платон Сапфо Сапфо Эсхил Эсхил Софокл Софокл Эврипид Эврипид Гесиод Гесиод Геродот Геродот Плутарх Плутарх Александр Македонский Александр Македонский

20 1. Что вы знаете о древнегреческом театре? 2. В чём его отличие от современного? 3. Расскажите о о знаменитых древнегреческих драматургах (Эсхил, Софокл, Эврипид, Аристофан) Домашнее задание:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector