Древнегреческий бог знаний

Древнегреческий бог знаний

Кто лучший из всех греческих богов?

Вы можете отдать предпочтение одному богу над другим. Этого следовало ожидать, и это всегда имело место среди верующих. Вы найдете превосходную степень в поступках и персонажах других олимпийцев, титанов, местных богов и героев. Конечно, потому что это природа поэзии / мифа и подлинного религиозного чувства.

Но если вы читаете основную часть дохристианского, греческого мифа, поэзии и драмы, нет никаких сомнений, что один бог качественно возвышается над остальными, и это неизменно. Не удивительно, Зевс, царь богов.

Не ожидая, что читатели начнут переваривать целую литературу, чтобы проверить мою точку зрения, я хотел бы предложить пару подсказок.

Во-первых, в Гомеровском Гимне Зевсу (№ 23) у нас есть начальная строка «О Зевсе, лучшем и величайшем из богов, я буду петь…»

«Лучший» в гомеровском греческом = ariston (ἄριστοs, η, ον). Превосходная степень άγαθός (хорошо). И это влечет за собой лучшее в любом случае, то есть, рождение, способности, моральный статус, полезность и т. Д. Именно то слово, которое используется в Гимне.

Величайший = мегистон (греч. Μέγιστον). Опять же, просто . величайший. Превосходная.

В римском рефлексе Зевса мы видим Юпитер. Одинокий родственный с древнегреческим «Ζεῦ πάτερ» (Zeû páter, «о отец Зевс»). Абсолютным божеством Древнего Рима был Юпитер Оптимус Максимус, покровитель государства / империи, примером которого является его великий храм на Капитолийском холме.

Оптимус = «лучший»; Максимус = «величайший»

Помимо контрольных прилагательных, существует явная тенденция возвысить Зевса со времен Гомера. Он бог, который решает судьбу, поднимаясь над простыми личными предпочтениями. Например, он наблюдает за партизанами, воюющими олимпийцами в Илиаде. Могущественные Гера, Посейдон, Афина, Аполлон и др., Стремятся поддержать своих фаворитов и дергать друг друга за волосы — но в первых строках нам говорят, что все это — воля Зевса, осуществляемая (… Διὸς δ᾽ ἐτελείετο βουλή…).

Позже, в то время как эти другие олимпийцы создают сцену для великих драматургов, то есть «Ипполита» Эрупида, «Вакха», Зевс не входит в гущу событий. Он слишком высок, чтобы предстать в образе простого актера. И снова он стоит над действием, нависая над всем, как рука суда, распространяющая судьбу.

И наконец, стоит отметить необычайный дискомфорт, который последние эллины испытывали к более «элементарным» мифам о Зевсе. Можно только ожидать, что древний индоевропейский король-бог увлечет за собой бесчисленные истории, чтобы украсить его бесконечное плодородие в умах людей. Но греки 1-го тысячелетия до н.э. были уже далеки от своих более примитивных предков, не столь озабоченных биологическим плодородием своих лидеров. Эти истории, которые когда-то доказывали мужественность их бога, теперь просто смущали и приуменьшали религиозные, а не драматические интересы. Короче говоря, Зевс должен был быть лучшим по своим меркам, а не по степным (?) Стадным предкам.

Ни один древнегреческий бог никогда не был лишен двойственности. Это не было необходимо многобожным людям. Но бог с личностью, а не просто абстракция, который был ближе всего к Зевсу. В «Ennead III» Плотина, вслед за Платоном, примечательно, что он заявляет: «поэтому, если Зевс — Великий Разум и Душа, то Он также должен быть в числе Причин. Таким образом, он должен быть ранжирован в соответствии с тем, что является превосходным по другим причинам, но особенно потому, что быть одновременно и королем, и лидером — причиной ».

И это от философа / мистика, у которого все было подчинено трем принципам: Единому, Интеллекту и Душе.

Древнегреческий пантеон

.Антей — герой мифов, великан, сын Посейдона и Земли Геи. Земля давала своему сыну силу, благодаря которой никто не мог совладать с ним. Но Геракл победил Антея, оторвав его от Земли и лишив помощи Геи.

Аполлон — бог солнечного света. Греки изображали его в виде прекрасного юноши. Аполлон (Феб, Мусагет) — сын Зевса и титаниды Лето, брат Артемиды. Обладал даром предвидеть будущее и считался покровителем всех искусств. В поздней античности Аполлона отождествляли с богом Солнца Гелиосом.

Арес — бог войны, сын Зевса и Геры. Греки изображали его в виде сильного молодого мужчины.

Артемида — сестра-близнец Аполлона, богиня охоты и природы, считалось, что облегчает роды. Иногда считалась богиней Луны и отождествлялась с Селеной. Центр культа Артемиды находился в городе Эфесе, где в ее честь был воздвигнут грандиозный храм — одно из семи чудес света.

Асклепий — бог врачебного искусства, сын Аполлона и нимфы Корониды. Грекам он представлялся в виде бородатого мужчины с посохом в руке. Посох обвивала змея, ставшая впоследствии одним из символов врачебного ремесла. В римском пантеоне Асклепию соответствует бог Эскулап.

Афина (Афина Паллада) — дочь Зевса и Метиды, богиня войны и мудрости, покровительница знаний. Римляне отождествили Афину с богиней Минервой.

Афродита (Киферея, Урания) — богиня любви и красоты. Родилась от брака Зевса и богини Дионы (по другой легенде, вышла из морской пены, отсюда ее титул Анадио- мена—пенорожденная). Афродите соответствуют шумерская Инанна и вавилонская Иштар, египетская Исида и Великая матерь богов и, наконец, римская Венера.

!Вакх (Бахус) — бог виноделия, в мифологии называемый иногда греками Дионисом, а римлянами Либером, был первоначально фракийским или фригийским богом, культ которого был греками перенят очень рано.

I» 1 еба (Гебея) — дочь Зевса и Геры, богиня юности. Сестра Ареса и Или- фии. Прислуживала богам-олимпийцам на пирах, поднося им нектар и амброзию. В римской мифологии Гебе соответствует богиня Ювента.

Геката — богиня мрака, ночных видений и чародейства, покровительница колдунов. Нередко Геката считалась богиней Луны и отождествлялась с Артемидой. Греческое прозвище Гекаты Триоди- та и латинское имя Тривия берут начало от предания, будто эта богиня обитает на перекрестках дорог.

Гелиос (Гелий) — бог Солнца, брат Селены (Луны) и Эос (утренней зари). В поздней античности отождествлялся с Аполлоном. Согласно греческим мифам, Гелиос каждый день объезжает небо в колеснице, запряженной четырьмя огненными конями. Основной центр культа располагался на острове Родос, где в его честь была воздвигнута гигантская статуя, считавшаяся одним из семи чудес света (колосс Родосский).

Гемера — богиня дневного света, олицетворение дня, рожденная Никтой и Эре- бом. Часто отождествлялась с Эос.

Гера — верховная олимпийская богиня, сестра и третья супруга Зевса, дочь Реи и Кроноса, сестра Аида, Гестии, Деметры и Посейдона. Гера считалась покровительницей брака.

Гермес — сын Зевса и Майи. Покровитель странников, ремесел, торговли, воров. Обладающий даром красноречия, Гермес покровительствовал школам и ораторам. Исполнял роль вестника богов и проводника душ умерших. Изображался, как правило, в виде молодого мужчины в простой шляпе и крылатых сандалиях, с магическим жезлом в руках. В римской мифологии отождествлялся с Меркурием.

Гестия — богиня домашнего очага и огня, старшая дочь Кроноса и Геи, сестра Аида, Геры, Деметры, Зевса и Посейдона. В римской мифологии ей соответствовала богиня Веста.

Гефест — сын Зевса и Геры, бог огня и кузнечного дела. Считался покровителем ремесленников (в особенности кузнецов). Греки изображали Гефеста широкоплечим, низкорослым и хромым, работающим в кузнице, где он кует оружие для богов-о- лимпийцев и героев. В римском пантеоне ему соответствует Вулкан.

Гея — мать-земля, праматерь всех богов и людей. Соответствующая Гее римская богиня-праматерь — Теллус.

Гипнос — бог сна, сын Никты и Эре- ба, младший брат-близнец бога смерти Танатоса, любимец муз. Живет в Тартаре.

Деметра — богиня плодородия и земледелия. Дочь Кроноса и Реи, принадлежит к числу старших богов-олимпийцев. Мать богини Коры-Персефоны и бога богатства Плутоса.

Зевс — верховный олимпийский бог. Сын Кроноса и Реи, отец многих младших богов и людей (Геракла, Персея, Елены Троянской). Владыка гроз и громов. Как правитель мира обладал множеством различных функций. В римской мифологии Зевсу соответствовал Юпитер.

Илифия — богиня — покровительница рожениц (римская Луцина).

ICponoc — титан, младший сын Геи и Урана, отец Зевса. Правил миром богов и людей и был свергнут с престола Зевсом. В римской мифологии известен как Сатурн — символ неумолимого времени.

•Лета — дочь богини раздора Эри- ды, матьхарит (согласно Гесиоду). Река забвения в подземном царстве (Вергилий).

Лето — титанида, мать Аполлона и Артемиды.

]Хнемозина — мать девяти муз, богиня памяти, дочь Урана и Геи.

Мойры—дочери Никты (ночи), богини судьбы: Лахесис, Клото, Атропос.

Мом — бог насмешки, злословия и глупости. Сын Никты и Эреба, брат Гипноса.

Морфей — один из сыновей Гипноса, крылатый бог сновидений.

Музы — богини, покровительницы искусств и наук, девять дочерей Зевса и Мнемозины.

Наяды — нимфы-хранительницы вод — божества рек, озер, источников, ручьев и родников.

Немезида — богиня, олицетворявшая судьбу и возмездие, каравшая людей по их грехам.

Орион — божество созвездия Орион, сын Посейдона и океаниды Эвриалы, дочери Миноса. По другому мифу, он произошел из оплодотворенной бычьей шкуры, зарытой на девять месяцев в землю царем Гириеем.

Оры (Горы) — богини времен года, спокойствия и порядка, дочери Зевса и Фемиды. Всего их было три: Дике (или Астрея) — богиня справедливости, Эвно- мия — богиня порядка и справедливости, Эйрена — богиня мира.

Пан — бог лесов и полей, сын Гермеса и Дриопы, изображался в виде козлоногого мужчины с рогами. Считался покровителем пастухов и мелкого скота. Согласно мифам, Пан изобрел свирель. В римской мифологии Пану соответствуют Фавн (покровитель стад) и Сильван (демон лесов).

Посейдон — один из богов-олимпий- цев, брат Зевса и Аида, властвующий над морской стихией. Посейдону были также подвластны земные недра, он повелевал бурями и землетрясениями. Изображался в виде мужчины с трезубцем в руке, обычно в сопровождении свиты из низших морских божеств и морских животных.

(Сатиры — духи лесов, демоны плодородия, вместе с силенами входившие в свиту Диониса, в культе которого они играли решающую роль. Эти падкие до вина создания изображались бородатыми, покрытыми шерстью, длинноволосыми, с торчащими рожками или лошадиными ушами, хвостами и копытами, хотя торс и голова у них человеческие.

Т*анатос (Фанат) — олицетворение смерти, брат-близнец Гипноса.

Тартар — темная бездна, ниже Аида.

Питон — божество света, полдень. Сын Лаомедона, брат Приама, отец Мемнона и Фаэтона, муж Эос.

Тихе (Тиха) — богиня случая и удачи у греков, спутница Персефоны. Ее изображали в виде крылатой женщины, стоящей на колесе и держащей в руках рог изобилия и корабельный руль. Римляне почитали Тихе как Фортуну

Тритон — сын Посейдона, одно из морских божеств, человек с рыбьим хвостом вместо ног, держащий в руках трезубец и витую раковину — рог.

ран — бог Неба, рожденный Геей- Землей и ставший ее мужем. Детьми Урана и Геи стали титаны и чудовища. Сын Урана, Кронос, сверг отца и занял его трон.

С1^емида—титанида, богиня правосудия и закона, вторая жена Зевса, мать гор и мойр. Мать правды и порядка.

-Х^аос — бесконечное пустое пространство и персонификация изначального состояния мира до появления чего бы то ни было.

Хариты — богини женской красоты, воплощение доброго, радостного и вечно юного начала жизни (в римской мифологии—Грации).

Харон—перевозчик душ умерших через реку Ахерон (у римлян — Стикс) в Аид — подземное царство мертвых.

Хтонические боги—термин хтоническо- го божества в историческое время сохранился лишь за теми богами, деятельность которых была связана с обителью Аида. Это Гадес (Аид), Гея (Земля), Персефона (Кора), Геката, Евмениды.

ч^ринии — богини мщения, порождения подземного царства, каравшие несправедливость и преступления. Особенно безжалостно они мстили убийцам, повсюду преследуя их. Обычно эриний было три—Алекто (непрощающая), Мегера (завистница) и Тисифона (мстящая за убийство). Греки изображали эриний в виде косматых старух со змеями в волосах. В римской мифологии эринии носили имя фурий.

Эрот (Эрос) — бог любви, сын Афродиты и Ареса. В древнейших мифах—само- возникшая в Хаосе сила, способствовавшая упорядочению мира. У римлян—Амур и Купидон.

Гермес — бог чего? Древнегреческий бог Гермес

На протяжении нескольких тысяч лет не ослабевает интерес к мифологии Древней Греции, ее верховным божествам. По мотивам мифов пишутся великие произведения художественного искусства, герои и боги увековечены в бронзе и камне, они фигурируют в классических произведениях древнегреческой литературы.

Древнегреческие боги: история

Восприятие мира древнего человека крайне отличается от современного. В то время люди не имели научных знаний, поэтому объясняли все, что происходит с ними или с окружающей средой, вмешательством божественной силы. Так в религии появлялись божества, отвечающие за хозяйственную деятельность человека, за стихии или изменения природы. Не исключением стали и древние греки. Они создали обширный пантеон богов, каждому из которых было приписано свое назначение.

гермес - бог чего

Согласно мифам, в древнегреческом пантеоне существовали архаичные боги и новые. Архаичен Крон, который в ходе войны был низвергнут в Тартар, а верховная власть перешла младшему его сыну, Зевсу. 12 богов второго поколения обосновались на горе Олимп. Земной, подземный мир и океан были разделены между Зевсом, Аидом и Посейдоном соответственно.

Особенности

В отличие от богов в нашем обычном представлении – существ высокого порядка, чтущих мораль – греческие боги совсем не такими:

  1. Им свойственен антропоморфизм – схожесть с человеком. Действительно, богам-олимпийцам не чужды ревность, зависть, прелюбодеяние. Так, Зевс соблазняет многих земных женщин и богинь, от союза с которыми рождаются герои – полубоги и боги Греции. Гермес, Геракл, Персей – самые известные среди них. Гера ревнует своего мужа, Зевса, к представительницам людей, и чинит им различные препятствия. У истоков троянской войны стояли богини Гера, Афина и Афродита: они поспорили, кто из них самая красивая.
  2. Боги Олимпа совершают подвиги и испытывают разочарования вместе с людьми. Их союз более тесен, чем в других религиозных верованиях. Сочувствует людям Прометей, он дарует им божественный огонь, и в итоге несет суровое наказание: изо дня в день орел клюет его печень.
  3. Древние греки обожествляли все стороны своей жизни. Там, где заканчивалась сила одного бога, тут же вступал в свои права другой. Например, провожал человека в загробный мир Гермес, где отдавал его в руки Аида, бога подземного царства, и еще двух судей, которые решали судьбу.

Тем не менее, прослеживается четкое разграничение древнегреческого бога и человека. Главное, что отличает их, – это бессмертие богов и их абсолютное знание.

Гермес: история рождения

Гермес – бог Древней Греции – интересен тем, что изначально появился совсем не на Олимпе, а, скорее всего, в Малой Азии. На мысль об этом наводит имя бога. Дело в том, что герма – это груда камней у дороги, обозначающая место погребения и охраняющая путников. Страшнейшим прегрешением было разрушить герму. Действительно, ведь проводить душу в царство мертвых должен был Гермес. Бог чего еще он был? Этот персонаж отвечал за торговлю, путешествия, он был вестником богов и сопровождающим в царство мертвых.

Родился Гермес – бог Древней Греции – в Аркадии, в гроте Киллены. Его родителями были верховный правитель Зевс и нимфа гор Майя. Интересно, что Гермес – дед хитроумного Одиссея. Это еще одно доказательство того, как в греческой мифологии переплетено родство богов и людей.

греческий Бог Гермес

Отличительной особенностью является то, что Гермес в первый раз предстает в мифах ребенком. Причем ребенком, совершающим хитроумные деяния. Все остальные олимпийские боги либо известны нам уже взрослыми либо вырастающими очень быстро. Некоторые и вовсе провели детство в утробе своего отца Крона. Кроме Гермеса упоминается только о детстве Зевса. Мать Гея спрятала его в пещере, а отцу Крону дала проглотить камень, замаскировав его под ребенка в пеленках. Так Зевс вырос, сверг власть Крона и освободил своих братьев и сестер.

Суть личности Гермеса

Личность Гермеса, как и других греческих божеств, весьма неоднозначна. Он полностью антропоморфен – очеловечен. Интересна трансформация обязанностей Гермеса в зависимости от развития древнегреческого общества. Сначала он – покровитель пастухов, отвечающий за хороший приплод в стаде. С развитием торговли Гермес обретает обязанность покровительствовать этому занятию. Выполняющий функции сопроводителя в загробный мир, Гермес вскоре расширяет эту задачу покровительством всем земным путешественникам. С развитием движения Олимпийских игр Гермесу начинают поклоняться и атлеты. На самом позднем этапе, благодаря вхожести Гермеса в мир живых и мертвых, ему приписали еще одно качество: ответственность за все сакральное и мистическое.

Гермес бог Древней Греции

Неизменные атрибуты Гермеса – его бессмертные крылатые сандалии, с помощью которых он преодолевает большие расстояния, а также волшебный золотой скипетр – Кадуцей с двумя змеями по краям – подарок брата Аполлона. Этим скипетром Гермес наводит сон на людей и пробуждает их. Именно таким образом он передает смертным волю богов. Невозможно представить Гермеса без широкополой шляпы – петаса. Атрибуты Гермеса, как и сам бог, возводятся к догреческому периоду – времени, когда царил фетишизм, наделение вещей магическими свойствами.

Хороший или плохой?

С одной стороны, бог выполняет благое дело: покровительствует путникам (вспомним гермы – сакральные груды камней на дорогах, сопровождающие странников: именно к ним восходит имя божества). Гермес – бог чего и кого, кроме путешественников? Он возвещает людям волю богов, наведя на них сон и ниспосылая видения. Не только людям передает Гермес послания, но и другим богам.

боги Греции Гермес

Много хорошего сделал греческий бог Гермес для людей: обучил их мерам веса, числам, азбуке, красноречию – все это он забрал у кентавра Херона. Гермесу принадлежит изобретение первой лиры из панциря черепахи. Сопровождая души умерших в подземное царство, он помогает людям не заблудиться в сложных лабиринтах Аида.

С другой стороны, Гермес – знатный плут и обманщик. Это качество и сделало его покровителем торговцев. Его изворотливость и хитрость ценили не только торговцы, но и воры. Не зря внука Гермеса, Одиссея, Гомер называет хитроумным.

Кроме всего прочего, древнегреческий бог Гермес очень любвеобилен. В числе его шестерых детей есть и люди, например, дед Одиссея, Абдер, и боги, самый известный из которых – Пан.

Место Гермеса в быту древних греков

Древние греки почитали Гермеса. Воспринимавшийся еще с доэллинистического периода как бог-привратник, он должен был охранять вход в жилище. Чаще всего в домах греков можно было увидеть, что стоят в виде статуй Аполлон и Гермес. Бог чего был Аполлон? Он покровительствовал музам, которых в пути часто сопровождал Гермес.

древнегреческий бог Гермес

Так как Гермесу было дано отвечать за соревнования атлетов, в его честь строились школы и стадионы. Места, где учились гимнастике, назывались гимнасиями, и повсюду в них можно было увидеть скульптуры Гермеса.

В честь этого бога устраивался ежегодный праздник – амфестерии – день встречи весны и поминания умерших.

Легенды и мифы о Гермесе

В мифах Гермес появляется достаточно часто. Начиная с самого рождения, он не дает покоя богам: еще в пеленках крадет скот у Аполлона. Разрешить конфликт между братьями смог только их отец, Зевс. Вскоре Аполлон и Гермес стали добрыми друзьями, а Гермес еще и подарил брату первую в мире лиру – собственное изобретение. Аполлон отдал Гермесу жезл, который стал главным его атрибутом.

боги Греции Гермес

Не только серьезными вещами по спасению богов и людей занимается древнегреческий бог Гермес: в мифах он еще и знатный шутник. Так, он ради забавы похищает трезубец Посейдона, ворует у Зевса скипетр. Не обошел воровским вниманием он и Аполлона: у него был похищен лук со стрелами. Следует отметить, все эти кражи были совершены только из благих побуждений. Так, украв щит у Аида, Гермес убил Аргуса и освободил Ио.

Гермес в художественной культуре

Почитание Гермеса всеми слоями древнегреческого общества не прошло бесследно. Статуи, изображения на предметах быта греков – бокалах, амфорах – везде встречается Гермес – бог. Фото древнегреческой вазы представлено ниже.

Гермес бог фото

Деятели мировой художественной культуры перенимают сюжеты древнегреческих мифов. Так, известна статуя Лисиппа «Отдыхающий Гермес», выполненная в бронзе в середине 4 века до н.э.

Гермес – бог чего? Ответить на этот вопрос непросто. Необходимо принимать во внимание период развития эллинистического общества. Основные его функции неизменны: он – бог путешественников и торговли, просто интерпретировалось это в различные периоды по-разному. Позднее образ Гермеса – покровителя пастушества – трансформировался в Доброго Пастыря у христиан.

Читайте также  Прошутто что это такое сколько стоит

Знакомство с богами путешествий

Landscape-with-the-Legend-of-St-Christopher

«Святой Христофор», полотно Яна Мандейна, начало 16 века.

Доводилось ли вам, оказавшись в пути в полном одиночестве, вспомнить об одном из друзей, который мог бы появиться, как по мановению волшебной палочки, и помочь, когда вы нуждаетесь в этом больше всего? К примеру, если бы мне хотелось хорошо посмеяться, чтобы успокоить тревожность, связанную с путешествием, я бы пожалел, что рядом нет Джейсона, Боба, Алли или Джозефа; если бы я подхватил желудочный грипп после сомнительного экзотического деликатеса, купленного на уличной ярмарке, Мириам или Майкл точно бы подсказали, что может мне помочь; если бы машина, которую я взял на прокат, сломалась… пожалуй, у меня еще нет друзей, разбирающихся в механике, но основную мысль вы уже уловили.

Сотни и тысячи лет назад, как и сейчас, жизнь многих людей была связана с путешествиями. Однако, когда наши предки сталкивались с препятствием или чрезвычайной ситуацией, они часто просили о помощи у различных богов, мифологических существ и святых. В некоторых религиях, например, в католичестве, до сих пор существуют различные покровители для решения конкретных проблем. Как путешественнику, возможно вам пригодится список божеств, к которым вы можете взывать, чтобы попросить о помощи в пути:

    • Абеона, в римской мифологии считалась покровительницей покидающих родной дом. Кроме защиты путников, она также оберегала первые шаги маленьких детей. Ее помощницей выступала Адиона.
    • Адиона, помощница и подруга Абеоны; ее называли богиней безопасного возвращения. Вдвоем они хранят странствующих на протяжении всего пути: Абеона во время отъезда, а Адиона – когда они решают отправиться домой.
    • Аполлон, один из самых знаменитых небожителей Древней Греции, считался богом множества вещей, но путешественники старались заслужить его милость, так как именно он управлял колесницей солнца, которое освещало их дорогу.
    • Греческая богиня Артемида выступала в качестве хозяйки животных, а также считалась богиней охоты, лесов, холмов и луны; путники обращались к ней с просьбами о хорошей погоде. Греки считали ее сестрой-близнецом Аполлона.
    • Баал Шамин, в переводе с семитских языков “Бог Небесный”, управлял погодой. Древние жители Ближнего Востока молились, чтобы он наградил их хорошей погодой во время всего путешествия.
    • Баршамин в армянской мифологии был богом неба и погоды, вероятно позаимствованный у семитов.
    • Геката, богиня перекрестков в Древней Греции, защищала путников от злых сил, которые могли повстречаться им во время пути.
    • Гермес был греческим богом границ и переходов, таким образом наши предки обращались к нему с просьбами о помощи в удачном планировании предприятия.
    • Досоджин являлись божествами в японской философии и религии синто, которые защищали границы, а также оберегали деревни от болезней и злых духов.
    • Ксаман Эк, считался покровителем путешественников, в особенности торговцев, у древних майя.
    • Кшитигарбха или Дзидзо, в буддийских и японских религиях считался бодхисаттвой (существом, посвящающим свою жизнь помощи другим), оберегал женщин, детей и путешественников.
    • Лам Лха была богиней путников в Тибете.
    • Луна – возницы в Древнем Риме часто обращались за покровительством к этой богине, которая являлась их заступницей.
    • Мейли, возник в скандинавском язычестве и считался богом путешествий. Чаще всего его изображали одетым в дорожный плащ и опирающимся на посох, как и его отца Одина.
    • Меркурий был еще одним римским богом, который помогал путешественникам и, возможно, его признавали главенствующим божеством в этой отрасли. Как и у древнегреческого бога Гермеса, отличительной чертой Меркурия были крылатые сандали.
    • К Нептуну, древнеримскому богу моря, обращались мореплаватели во время путешествий на судне.
    • Портун, в мифологии древнего Рима являлся богом дверей и ключей. Позже начал считаться защитником морей и портов, с чем и связано его имя. По этой причине у него, как и у Нептуна, просили о покровительстве перед отплытием.
    • Рианнон была богиней лошадей в валлийской мифологии, у которой искали покровительства кельтские наездники.
    • Св. Христофор, в христианстве признавался покровителем путников, в особенности тех, кто находился в длинном путешествии.
    • Тир, в армянской мифологии объединял в себе бога мудрости, культуры, науки и знаний, также считался толкователем снов. Как и древнегреческий бог Аполлон, кроме всего прочего защищал путников во время их странствий.
    • Фортуна, в римской мифологии являлась богиней удачи и счастливого случая, но кроме этого выполняла схожие с Адионой функции и была еще одной богиней, к которой обращались во время возвращения домой.
    • Хасамелис был покровителем путешественников в Месопотамии; некоторые говорят, что он предлагал путешественникам плащ невидимости, как надежную защиту во время экспедиций.
    • С Хиной, богиней, происходящей из полинезийской мифологии, связано множество легенд и мифов. Один из них гласит, что она является защитницей странников, и любой может попросить ее помощи и покровительства, имея при себе любую монету.
    • Хонсу, египетский бог луны, не только помогал древним египтянам во время их путешествий, но даже само его имя в переводе означает «путешественник».
    • Шимата-но-ками, в синто были также известны как «боги бесчисленных дорог». На самом деле, Шимата-но-ками объединяет в себя двух божеств: Яшимата-химэ и ее супруга, Яшимата-хико. Путники ходатайствовали об их защите перед привидениями, домами, населенными призраками, демонами и прочими духами.
    • Янус был древнеримским богом, изображался с двумя лицами, одно из которых смотрело в прошлое, а второе – в будущее. Будучи богом входов и выходов, а также новых начинаний, Янус считался покровителем тех, кто планировал новое путешествие. Кроме этого, в его честь назван месяц январь.

    Эта статья была опубликована на сайте Dauntless Jaunter и переведена на русский специально для сайта Вездеброд. Автор статьи — Кристиан Айлерс, переводчик — Ри Вельская.

    Культ бога Диониса на Нижнем Дону

    К 2500-летию Боспорского царства, которое празднуется в 2020 г., Азовский музей-заповедник продолжает публикацию исторических заметок «Предметы культа Боспорского царства», посвящённых интересным предметам античного времени из фондов музея.

    В экспозиции и фондах Азовского музея-заповедника хранятся находки античного времени, подтверждающие распространение на Нижнем Дону культа бога Диониса, столь популярного на Боспоре. Остановимся на двух предметах, казалось бы, не связанных между собой: терракотовой статуэтке, изображающей юношу у гермы, боспорского производства I в. н.э. и расписном краснофигурном скифосе аттического производства IV в. до н.э.
    Дионис – древнегреческий бог виноградарства и виноделия. Известна его и хтоническая ипостась, связывающая его с подземным миром. Дионисийские сюжеты часто встречаются на парадной расписной греческой керамике: скифосах, киликах, гидриях, кратерах, пеликах и т.д. Это изображения бога Диониса, сатиров, менад, сцены симпосиев (ритуальные пиршества), а также орнаменты из листьев плюща и пальметт. На территории многих боспорских городищ находят глиняные статуэтки и маски, изображающие Диониса и предметы его культа, которые служили жертвенными приношениями в храмы.

    dionis.jpg

    В 2014 году в ходе археологических исследований восточной границы некрополя Паниардиса по адресу пер. Коллонтаевский, 65 было обнаружено 14 погребений античного времени. Погребение 4 принадлежало молодой женщине 25-30 лет и датировалось первой половиной I в. н.э. Погребение сопровождал многочисленный инвентарь: краснолаковый кувшин, лепная курильница, серолощеный кубок, серолощеный кувшинчик с полой ручкой, лепное пряслице, шило, бронзовые фибула и зеркало, гешировые подвески, стеклянные бусины, медные серьги, фрагменты медных и железных изделий. Здесь же была сделана уникальная находка – единственная найденная за все годы исследований глиняная статуэтка. Она представляла собой объемную статуэтку, изображающую юношу, одетого в длинный хитон и плащ-гиматий и опирающегося на невысокую колонну-герму. Высота статуэтки – 15,5 см.

    Подобные статуэтки были обнаружены в Мирмекии, Пантикапее, Горгиппии. Они относятся к боспорскому производству и датируются II в. до н. э. — I в. н. э. Большинство из них было обнаружено в погребальных комплексах.
    Кем могли быть герои вышеупомянутых терракотовых статуэток – задумчивые юноши, опирающиеся на гермы? И почему эти предметы находят в погребальных комплексах? Попробуем ответить на данные вопросы.

    Некоторые исследователи считали, что подобные статуэтки изображают эфебов. Известно, что в древнегреческом обществе юноша, достигший 16-18 лет, обретал все права гражданина, становился членом эфебии — общности молодых людей-граждан полиса. Через два года службы молодые люди объявлялись совершеннолетними и самостоятельными гражданами. Они получали право являться в суде, жениться и т. д.
    Некоторые исследователи видели «эфебов» и в изображенных «фигурах в гиматиях» на античных расписных вазах. В некрополе Елизаветовского городища были найдены четыре краснофигурных скифоса, объединенных одних сюжетом – изображение фигур в гиматиях. На одном из них изображены две фигуры: обнаженный мужчина со стригилем в вытянутой правой руке и мужчина, одетый в длинный гиматий с посохом в правой руке.

    001.jpg

    М. М. Кобылина, исследуя поздние боспорские пелики, называла фигуры в гиматиях «палестритами» (участники гимнастической школы – «палестры»). В. Д. Блаватский отмечал, что подобные сюжеты занимали лицевую сторону более скромных пелик, или обратную сторону более богатых по росписи сосудов и изображали юношей — палестритов, которые, завернувшись в гиматий, отдыхают после утомительных атлетических упражнений.

    Примечательно, что подобный сюжет можно встретить и на чернофигурных вазах IV в. до н. э. и акварельных пеликах III-II вв. до н. э. Многие исследователи считали данный сюжет на вазах «бессодержательным», фигуры в гиматиях называли «эфебами» или «палестритами».
    Однако, сюжет «спокойно стоящие фигуры в гиматиях» использовался вазописцами в течение долгого периода – IV-II вв. до н.э. Он встречается на лицевой и обратной стороне пелик, кратеров, лебетов, ойнохой, скифосов и других видов расписных ваз, найденных практически во всех регионах аттического краснофигурного экспорта. Вряд ли поэтому его можно считать «случайным» и «бессодержательным».

    И.В. Шталь связывала его с хтонической ипостасью древнегреческого бога Диониса. Изображаемыми символами дионисийского культа были герма, тимпан, алтарь и фиала над ним, жертвенные кушанья, стригиль. Таким образом, сюжет с фигурами в гиматиях знаменовал таинство перехода из одного мира в другой – через сакральный брак-смерть. Ю.А. Виноградов также считал, что сюжет «фигуры в гиматиях» изображает некую встречу в сакрализованном пространстве при переходе душ усопших в загробный мир.
    Между терракотовыми статуэтками, изображающими юношей, опирающихся на герму, и расписными сосудами с сюжетом «фигуры в гиматиях», есть много общего. Прежде всего, изображение самих мужских фигур, закутанных в гиматий. Кроме того, общими являются некоторые элементы этих изображений: герма, венок на голове, застывшая поза, задумчиво-отрешенный взгляд. Объединяет их и место обнаружения – в погребальных комплексах. Кем же могли быть эти изображаемые мужчины в гиматиях? Какая роль им отводилась в древнегреческих заупокойных культах? Почему предметы с их изображениями пользовались такой популярностью на протяжении столь длительного исторического периода? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо обратиться к античным эпическим и философским произведениям, содержащим сведения о представлениях древних людей о загробном мире.
    Основой всех источниковедческих знаний античности являются эпические поэмы Гомера. В одиннадцатой главе его поэмы «Одиссея» рассказывается о том, как Одиссей по указанию Цирцеи отправился в область Аида, чтобы испросить прорицателя Тиресия о своем возвращении домой. Одиссей подробно описывает все и всех, кого он встретил во время этого путешествия: «…В аде узрел я Зевесова мудрого сына Миноса; Скипетр в деснице держа золотой, там умерших судил он…». Таким образом, он упоминает о суде в загробном мире, который вершит Минос, царь о. Крита. Существенным, на наш взгляд является упоминание золотого скипетра. На некоторых вышеупомянутых расписных сосудах мы видим изображения мужских фигур в гиматиях со скипетром в руках.
    В философском произведении Платона «Диалоги» в шестой тетралогии «Горгий, или о риторике» описывается беседа Сократа с Калликлом. В этой беседе Сократ поведал о том, что «…при Кроне был закон — чтобы тот из людей, кто проживет жизнь в справедливости и благочестии, удалялся после смерти на Острова блаженных и там обитал, неизменно счастливый, вдали от всех зол, а кто жил несправедливо и безбожно, чтобы уходил в место кары и возмездия, в темницу, которую называют Тартаром. Во времена Крона и в начале царства Зевса суд вершили живые над живыми, разбирая дело в тот самый день, когда подсудимому предстояло скончаться». Однако зачастую приговоры выносились несправедливо, поскольку людей судили живыми и одетыми «в красивое тело, в благородство происхождения, в богатство». Да и судьями выступали живые люди. И тогда Зевс принимает решение, что «люди не должны больше знать дня своей смерти наперед, и чтобы их судили совершенно нагими, а для этого пусть их судят после смерти». Зевс назначает судьями душ человеческих в подземном мире своих сыновей: «…умерших из Азии будет судить Радамант, из Европы — Эак, а Миносу я дам почетное право разрешать сомнения двух остальных, когда те не смогут решить сами, и приговор, каким путем следовать каждому из умерших, будет безупречно справедливым». Платон упоминает о жезлах в руках Радаманта и Эака, а также о том, что «Минос сидит один, надзирая над ними, и в руке у него золотой скипетр». Сцену суда в загробном мире описывает Вергилий в эпическом произведении «Энеида»: «…но без решенья суда не получат пристанища души; Суд возглавляет Минос: он из урны жребии тянет, Всех пред собраньем теней вопрошает о прожитой жизни».

    На наш взгляд, не случайны изображения на вышеупомянутых расписных сосудах обнаженных мужчин со стригилями. Возможно, именно так изображали души усопших, которые должны были предстать перед высшим судом. Тогда фигуры в гиматиях, возможно, не кто иные, как судьи подземного царства Радамант, Эак или Минос.

    7101268442c7943dc5e52f9851ab925e.jpg

    Не случайно их изображали у герм, алтарей, зачастую, со скипетром в руке. Они могли быть также проводниками, которые встречали души усопших и провожали к месту высшего суда. Вероятно, именно их изображали глиняные статуэтки юношей у гермы, которые находят в погребениях в разных частях Боспорского царства. Это еще раз подтверждает тезис о широком распространении дионисийско-орфического культа на Боспоре в IV в. до н. э. – I в. н. э. Одна из подобных статуэток была обнаружена и в некрополе древнего Паниардиса, что может свидетельствовать о высокой степени эллинизации верхушки местного общества, почитающего культ Диониса хтонического.
    Возможно, помещение ее в ногах усопшей отражало определенные религиозные верования местных жителей: она могла служить проводником в потусторонний мир. Ведь статуэтка изображает путника, остановившегося ненадолго отдохнуть у гермы со скульптурной головой Гермеса – проводника душ умерших. Венок на голове юноши также может напоминать о погребальных эллинских традициях.

    «Золотое кольцо Боспорского царства» — масштабный проект четырёх южных регионов России в сфере туризма, созданный по инициативе Краснодарского регионального отделения Русского географического общества и министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края.

    Древнегреческий бог знаний

    Поздравление с днем рождения в стиле древнегреческих богов, Интереснейшая вечеринка ко дню рождения, Организовать сюрприз на день рождение

    Каждый человек на Земле хоть раз, но мечтал стать богом, всесильным и всемогущим. К сожалению, в реальной жизни это невозможно. Но можно перевоплотиться в богов, например, Древней Греции и окунуться в мир величественности и Олимпийского пафоса. Таким образом, получится организовать отличный сюрприз на день рождение в греческом стиле. К тому же с древнегреческой мифологией знакомы все с самого детства, и даже общих поверхностных знаний достаточно, чтобы проникнуться атмосферой античности.

    Прежде всего, в организации этого мероприятия стоит разделить роли и не забыть как правильно дарить подарки. Благо, греческий пантеон богов позволяет выбрать для себя самый подходящий образ с соответствием характеристик героя и личных качеств. Предоставляем небольшой перечень богов на выбор, чтобы каждый приглашенный нашел свой прототип бога и создал его неповторимый образ.

    Для девушек:

    • Гера – верховная богиня, жена Зевса. Она царица среди греческих богов, поэтому в ее образе нужно показать величие. Законченности образу придаст корона.
    • Афина – мудрая женщина-воин. Справедливая и серьезная, ее образ отлично дополнит красная тога и шлем.
    • Афродита – богиня любви и красоты. Легкость и кокетство должны присутствовать в каждом движении.
    • Артемида – богиня охоты и покровительница животных. Неотъемлемым атрибутом будет лук и стрелы, а в костюме допускается тога с животным принтом (леопардовый, тигровый) и мех.
    • Персефона – богиня подземного царства. На фоне прекрасных богинь она выделяется черной тогой и агрессивным темным макияжем.
    • Деметра – богиня плодородия и покровительница сельского хозяйства. Она спокойна, ее образ максимально приближен к природе.

    Для мужчин:

    • Зевс – главный Олимпийский бог. Обязательные детали его образа – трезубец, пускающий молнии, корона и шикарная борода, ходил Зевс в красной или золотой мантии.
    • Арес – бог войны, самый мужественный и бесстрашный. Тога цвета крови и шлем являются обязательными деталям гардероба.
    • Посейдон – бог водной стихии. Имеет переменчивое настроение, как и водная гладь. Тога морских оттенков.
    • Эрос – бог любви и желания. Крепкий и красивый соблазнитель и покоритель всех женских сердец.
    • Аполлон – бог искусств, света и покровитель муз. Мечтатель и романтик, он всегда в своих мыслях. Красивый длинноволосый юноша с венком на голове.
    • Аид – бог царства мертвых. Его образ не просто мрачный, он зловещий и пугающий.
    • Дионис – бог виноделия и плодоносящих сил земли. С венком из виноградной лозы на голове, он распевает песни и радуется жизни.

    Далее украшаем помещение. Зал для торжества должен быть в светлых тонах (оттенки белого и золотого), много света приветствуется. Также добавят греческого колорита золотые и белые свечи, легкий струящийся текстиль со специфическим для Греции геометрическим орнаментом, лавровые венки и обилие живых цветов и зеленых веток. Для полного «переселения» на Олимп распечатайте плакаты греческих пейзажей и прикрепите на стены.

    Греки предпочитают легкую, но сытную пищу. Поэтому на столе должно быть изобилие овощей, морепродуктов, оливок и нежирного мяса. И, конечно же, изобилие вина в красивых амфорах. Это не только красиво будет смотреться, но и в глиняных сосудах напитки дольше сохраняют свою свежесть и прохладу.

    Древнегреческие боги не любили скучать, у них была масса всевозможных развлечений: Олимпийские игры, театры, гладиаторские бои, битва богов за верховенство – из этого списка можно составить интересные конкурсы, подходящие именно для вашей компании. Желательно, чтобы гости во время всего мероприятия (при поздравлении именинника, при участии в конкурсах, при личной беседе) вели себя в соответствии выбранных ролей. Под конец праздника можете разучить национальный греческий танец – сиртаки.

    Следуя нашим небольшим рекомендациям, у вас получится интереснейшая вечеринка ко дню рождения в древнегреческом стиле. Если же имеете затруднения в организации, незамедлительно обращайтесь в компанию «Простые Радости», где профессиональные event-менеджеры возьмут все хлопоты проведения на себя, а вам останется только придумать себе наряд и получать удовольствие от мероприятия. Радуйте своих близких сюрпризами ко дню рождения!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector