Древнегреческий стиль в архитектуре

Древнегреческий стиль в архитектуре

Древнегреческая архитектура

Важнейшей задачей архитектуры у греков, как и всякого вообще народа, было строительство храмов. Оно породило и выработало художественные формы, которые перешли потом к сооружениям всякого рода. Во все продолжение исторической жизни Греции её храмы постоянно сохраняли один и тот же основной тип, впоследствии усвоенный и римлянами. Греческие храмы нисколько не походили на храмы Египта и Востока: это были не колоссальные, внушающие религиозный страх таинственные капища грозных, чудовищных божеств, а весёлые, приветливые обиталища человекоподобных богов, устроенные наподобие жилищ простых смертных, но только более изящные и богатые. Если верить Павзанию, первоначально храмы строились из дерева. Потом их стали сооружать из камня, причём, однако, удержались некоторые элементы и приёмы деревянного зодчества. Греческий храм представлял из себя здание в основном умеренных размеров, стоявшее внутри священной ограды (ι ‘ ερόν) на фундаменте о нескольких ступенях и представлявшее в простейшем своём виде сходство с продолговатым домом, имеющим в плане два сложенные вместе квадрата и двускатную, довольно отлогую крышу; одна из коротких его сторон не выходила наружу стеной, которую здесь заменяли две пилястры по краям и стоящие в пролёте между ними две (иногда 4, 6 и т. д., но всегда чётные числом) колонны, несколько отступя в глубь здания (обыкновенно на ⅓ квадрата), оно было перегорожено поперечной стеной с дверью в середине, так что получались род крыльца или крытых сеней (притвор, πρόναος) и внутреннее, замкнутое со всех сторон помещение — святилище (ναός, cella), где стояла статуя божества и куда никто не имел права входить, кроме жрецов. Подобное здание назыв. «храмом в пилястрах» (ι ‘ ερόν ε ‘ ν παραστάσιν, templum in antis). В некоторых случаях совершенно такое же крыльцо, как и с переднего фаса, устраивалось и с противоположной стороны (ο ‘ πισθόδομος, posticum). Пилястры и колонны сеней подпирали потолок и крышу, причём последняя образовывала над ними трёхугольный фронтон. Эта простейшая форма в более обширных и роскошных храмах усложнялась некоторыми добавочными частями, через что произошли следующие виды храмов:

  1. «Храм с портиком», или «простильный» (греч. πρόςτνλος ), имеющий впереди входных сеней портик с колоннами, стоящими как раз против их пилястр и колонн
  2. Храм «с двумя портиками», или «амфипростильный» (греч. αμφιπρόστνλος ), в котором к хр. in antis о двух крыльцах пристроено по портику к тому и другому
  3. Храм «кругокрылый», или «периптерический» (греч. περίπτερος ), состоящий из храма in antis, или простильного, или же амфипростильного, сооружённого на платформе и обнесённого со всех сторон колоннадой
  4. Храм «двоякокругокрылый», или «диптерический» (греч. δίπτερος ) — такой, в котором колонны окружают центральное сооружение не в один, а в два ряда
  5. Храм «ложнокругокрылый» или «псевдопериптерический» (греч. ψευδοπερίπτερος ), в котором опоясывающую здание колоннаду заменяют полуколонны, выступающие из его стен
  6. Храм «сложнодвоякокругокрылый», или «псевдодиптерический» (греч. ψευδοδίπτερος ), казавшийся как бы окружённым двумя рядами колонн, но в котором на самом деле второй их ряд заменялся со всех или только с длинных сторон здания полуколоннами, вделанными в стену.

Стили колонн

Из предыдущего видно, сколь важную роль играла в греческой архитектуре колонна: её формы, пропорции и декоративная отделка подчиняли себе формы, пропорции и отделку других частей сооружения; она была модулем, определяющим его стиль. В ней более всего выразилось различие художественного вкуса двух главных ветвей эллинского племени, породившее два отдельные направления, господствовавшие в греческом зодчестве. Как по характеру, стремлениям, образу общественной и частной жизни дорийцы и ионийцы не сходствовали между собой во многом, так же точно велика была и разница излюбленных ими двух архитектурных стилей, хотя основные начала этих стилей оставались одни и те же.

Дорический ордер отличается простотой, мощностью, даже тяжеловатостью своих форм, их строгой соразмерностью и полным соответствием механическим законам. Его колонна представляет в своём разрезе круг; высота её стержня (фуста) относится к диаметру разреза как 6 к 1; стержень с приближением к верху несколько утончается и немного ниже половины своей высоты имеет утолщение, так наз. «опухлость» (ε ‘ ντασις), вследствие чего профиль стержня — скорее криво-, чем прямолинейный; но эта кривизна почти не заметна. Так как это обстоятельство нисколько не увеличивает прочности колонны, то надо предполагать, что греческие зодчие старались посредством опухлости только смягчить то впечатление сухости и жёсткости, какое она производила бы при геометрически точной прямолинейности профиля. В большинстве случаев колонна покрыта по направлению своей длины «ложками», или «каннелюрами» (ρ ‘ άβδωσις), то есть желобками, представляющими в разрезе небольшой круговой сегмент. Эти желобки в числе 16—20 на колонне делались, по-видимому, для того, чтобы оживить монотонность её гладкой цилиндрической поверхности и чтобы их перспективное сокращение с боков колонны позволяло глазу лучше чувствовать её круглоту и производило игру света и тени. Нижним своим концом колонна первоначально ставилась прямо на платформу здания; потом иногда помещался под нею низкий четырёхугольный плинт. Немного не доходя до верхнего её конца, стержень опоясан узким углублённым желобком, как бы вдавленным обручем; затем через посредство трёх выпуклых валиков, или ремешков, он переходит в «подушку», или «эхин» (ε ‘ χι˜νος). Эта часть колонны действительно имеет вид придавленной круглой подушки, внизу почти такого же диаметра, как и стержень, а вверху более широкой. На подушке лежит довольно толстая плита квадратной формы, так наз. «абака» (βα ‘ αξ), выступающая своими краями вперёд против эхина. Последний вместе с абакой составляет «капитель» колонны. Вообще дорическая колонна при простоте своих форм прекрасно выражает упругость и сопротивляемость колонны той тяжести, которая подпирается ею. Эту тяжесть составляет т. наз. «антаблемент», то есть каменные балки, перекинутые с колонны на колонну, и то, что лежит над ними. Антаблемент разделяется на два горизонтальные пояса: нижний, лежащий непосредственно над абаками и называемый «архитравом», представляет совершенно гладкую поверхность; верхний же пояс, или «фриз», заключает в себе две чередующиеся между собой части: «триглифы» и «метопы». Первые суть продолговатые выступы, изображающие как бы концы лежащих на архитраве балок, идущих внутрь здания; в них врезаны две вертикальные каннелюры, и две половинки каннелюр ограничивают их края; под ними, ниже выпуклой полоски, посредством которой фриз отделяется от архитрава, находятся маленькие придатки с рядом пуговок, как бы шляпок от гвоздей, называемых «каплями». Метопы, или пространства между триглифами, первоначально были пустые пролёты, в которых на архитраве ставились сосуды и статуи или прикреплялись щиты; впоследствии же эти пространства стали разделываться плитами с рельефными изображениями подобных предметов, а также сцен из различных циклов мифологических сказаний. Наконец, дорический антаблемент завершается сильно выступающим наружу карнизом или «гезимсом», под которым находится так наз. «слезник» — ряд четырёхугольных пластинок, усеянных «каплями» в числе 18 на каждой. По краю карниза, в так наз. «софите», рассажены львиные головы с раскрытой пастью, назначенные для стока дождевой воды с крыши. Последняя делалась либо из каменных, либо из черепичных плит; образуемые ею треугольные фронтоны, окаймлённые расчленённым карнизом, нередко были украшены скульптурными группами. На вершине фронтона и по его краям выступали «акротеры» в виде пальмовых листьев (пальметок) или же статуи на пьедесталах.

В ионический ордер все формы легче, нежнее и грациознее, чем в дорическом. Колонна стоит не непосредственно на фундаменте здания, а на четырёхугольном, довольно широком подножии (стилобанте) и имеет внизу базу (spira), состоящую из нескольких круглых валов или «торов» (torus), отделённых один от другого впалыми желобками, или «скотиями». Стержень колонны несколько расширен внизу и утончается по мере приближения к своей вершине. Ионическая колонна выше и стройнее дорической и покрыта каннелюрами в большем числе (иногда до 24), причём они врезаны в неё гораздо глубже (представляя в разрезе иногда ровно полукруг), отделены друг от друга небольшими гладкими пространствами и не доходят до самого верха и низа стержня, оканчиваясь здесь и там закруглением. Но самая характеристичная часть в ионическом стиле — капитель колонны. Она состоит из нижней части (эхина), украшенной так наз. «овами», и из лежащей над нею четырёхугольной массы, сильно выдвигающейся вперёд и образующей с лицевой и задней стороны капители по паре завитков, или «волют». Эта масса имеет вид как бы положенной на эхин широкой и плоской подушки, концы которой закручены в спираль и перевязаны ремешками, обозначенными на боковых сторонах капители маленькими валиками. Самые волюты обведены выпуклыми ободками, которые закручиваются в виде спирали и сходятся в середине в род круглой пуговицы, так наз. «глаз». Из углов, образуемых волютами, выступает на эхине по пучку цветочных лепестков. Абака представляет собой тонкую квадратную плиту гораздо меньшей ширины, чем капитель, украшенную по краям волноообразными лепестками. Ионический антаблемент состоит из архитрава, распадающегося на три горизонтальные полосы, которые немного выдаются вперёд одна над другой, и из фриза, на котором обыкновенно изображались как бы повешенные черепа жертвенных животных, венки зелени, гирлянды цветов или же рельефные сцены мифологического содержания. В последнем случае фриз назывался «зоофором». Архитрав отделяется от фриза полочкой, под которой идёт желобок, орнаментированный зубчиками или иным образом. Карниз антаблемента, отделённый от фриза также орнаментированной полоской, сильно свешивается над ним; он содержит в своей нижней части довольно широкий ряд больших зубцов, или «дентикул». Орнаментированные полоски тянутся между частями карниза, а также между расчленениями гезимса на фронтоне.

Ионический ордер, зачатки которого встречаются в искусстве Средней Азии, перешёл оттуда в малоазийские греческие колонии и в самую Элладу, где с течением времени становился все более и более изящным и подвергся многочисленным видоизменениям. Так, в Аттике он получил настолько своеобразный характер, что история архитектуры признает особый «аттический» стиль. Главное его отличие от ионического состоит в большей толщине и массивности волют капители, на которых, кроме двух ободков, сходящихся в глазе волюты, есть ещё третий такой же ободок; другое важное отличие заключается в том, что каннелюры в большинстве случаев не доходят до самой вершины стержня колонны и она украшается узором из пальметок и завитков.

Кроме описанных стилей, в греческом зодчестве существовал ещё один — коринфский, возникший позже других и отличавшийся особенной пышностью. Такая колонна, имеют базу и антаблемент,что создает значительное сходство с ионическими; но капитель и абака — совершенно иные. Первая представляет как бы корзину, окружённую двумя рядами аканфовых листьев; наклонно стоящие четыре волюты, выступая из этих листьев и давая от себя две меньшие волюты, поддерживают плоскую абаку, которая имеет форму квадрата с отсечёнными углами и дугообразно срезанными сторонами; в середине каждой из этих сторон помещена розета.

К какому бы стилю ни принадлежал храм, потолочное покрытие его портиков, галерей и самого святилища было одинаково. В первых оно состояло из толстых каменных балок, идущих от фриза к стене святилища; на них лежали менее массивные перекладины, образуя подобие решётки с квадратными отверстиями, которые заделаны плитами (калиматиями, или кассетами). Эти плиты выкрашивались в голубой цвет, и на них изображались золотые звезды; а в коринфском стиле помещались лепные розеты. Подобным же образом отделывался и подбой крыши, игравший роль потолка в святилище. Последнее, в небольших храмах, напр. в templa in antis, представляло одну, начем не перегороженную залу, получавшую свет только через входную дверь, и статуя божества стояла в его глубине среди таинственного полумрака. В больших храмах, святилище, по направлению своей длины, разделялось двумя рядами колонн на три части (корабля или нефа); эти колонны поддерживали галереи, устроенные над боковыми нефами и несли на себе другие колонны, меньшей величины, подпиравшие крышу. Над средним нефом проделывалось в крыше четырёхугольное отверстие (гипефра), через которое внутренность храма получала обильное освещение. Это отверстие, по-видимому, не имело никакого прикрытия, кроме натягивавшегося над ним полотна или куска какой-либо другой ткани для защиты от солнца, дождя и непогоды.

Основные периоды греческой архитектуры

Архаический период (XII до н. э. до времён Солона (590 до н. э.))

Прошёл в отношении зодчества в выработке основных принципов и форм; однако не сохранилось никаких вещественных памятников этого периода.

Презентация по МХК «Архитектура античности: древнегреческий стиль»

Архитектурные стили античности: Древнегреческий стиль Подготовил: учитель ИЗО.

Архитектурные стили античности: Древнегреческий стиль Подготовил: учитель ИЗО

1 слайд

Архитектурные стили античности: Древнегреческий стиль Подготовил: учитель ИЗО и МХК МБОУ «Лобановская школа-детский сад» Анисимова Л.Ю.

Архитектурные стили античности Древнегреческий стиль Греки возводили много хр

2 слайд

Архитектурные стили античности Древнегреческий стиль Греки возводили много храмов для жертвоприношений богам. Они заложили основу европейской архитектуре, которая служила примером для всего мира. Их высокотехнологичные системы для пропорций и стиля, используя математику и геометрию создавали внешнюю гармонию и красоту. Заменив ещё в архаическую эпоху дерево на белый мрамор и известняк, греки строили благородные и прочные здания. Можно поделить на следующие периоды: архаический, классический, эллинизм.

Архитектурные стили античности Древнегреческий стиль Античный греческий архит

3 слайд

Архитектурные стили античности Древнегреческий стиль Античный греческий архитектурный стиль: храм Геры (возр. 460 до н. э.) в Пестуме, Италия (ошибочно называемый Нептуна или Посейдона).

Архитектурные стили античности Древнегреческий стиль Отмечены периоды архитек

4 слайд

Архитектурные стили античности Древнегреческий стиль Отмечены периоды архитектуры Древней Греции рождением трёх стилей: дорическим, ионическим и коринфским. В архаике — дорический и ионический. Во времена классики добавился коринфский. Эллинизм использует все три. Храм Афайи на острове Эгина в Сароническом заливе

Архитектура архаики: греческая ордерная система К этому периоду относят VIII

5 слайд

Архитектура архаики: греческая ордерная система К этому периоду относят VIII – VI вв до н.э.. Это времена, когда впервые провели олимпийские игры, Гомер написал «Иллиаду» и «Одиссею», греки захватили Сицилию, южную Италию и Фракию. Достижениями греческого зодчества архаического периода считается создание и последовательное применение ордерных принципов. Ордер — это стоечно-балочная система, состоящая из вертикальных колонн и пилястр и горизонтальных перекрытий (антаблемент). Слово это произошло НЕ от «ордена», а от латинского ORDO — строй, порядок. Возник этот принцип, как важный элемент архитектуры общественного здания.

Архитектура архаики: Дорический ордер В начале периода архаики использовался

6 слайд

Архитектура архаики: Дорический ордер В начале периода архаики использовался дорический ордер. Название своё получил от живших на северных территориях греческой метрополии дорийских племён. Храмы тяжеловесны и приземисты, колонны, простые, мощные, немного утолщенные (Мужественные). Верхняя часть колонны – капитель – образуется двумя каменными плитами (нижняя круглая, верхняя квадратная). Вертикальные желобки вдоль создают устремленность вверх. По всему периметру храма тянется полоса украшений – фриз. На узких сторонах храма под крышей образуются треугольники — фронтоны, которые украшали скульптурами. Когда-то были разукрашены в красный и синий цвет, но краски осыпались и теперь храмы белые.

Архитектура архаики: Дорический ордер Древнегреческий храм Геры II в Паестуме

7 слайд

Архитектура архаики: Дорический ордер Древнегреческий храм Геры II в Паестуме (Кампанья, Италия) ошибочно называемый храмом Нептуна или Посейдона. Дорический ордер.

Архитектура архаики: Дорический ордер По всему периметру храма тянется полоса

8 слайд

Архитектура архаики: Дорический ордер По всему периметру храма тянется полоса украшений – фриз. На узких сторонах храма под крышей образуются треугольники — фронтоны, которые украшали скульптурами. Когда-то были разукрашены в красный и синий цвет, но краски осыпались и теперь храмы белые. Несущие конструкции храмов (колонны и архитравы) не раскрашивались. Это подтверждают раскопки храма Геры в Олимпии, храма Афайи (Афеи) на острове Эгина в Сароническом заливе и другие.

Архитектура архаики: Ионический ордер Ионический ордер характеризуется легкос

9 слайд

Архитектура архаики: Ионический ордер Ионический ордер характеризуется легкостью в пропорциях, декоративностью и изяществом. Он сформировался под влиянием культуры Востока в богатых торговых городах островной и малоазийской Греции. Начали использовать его в конце архаического периода наряду с дорическим. Наиболее известен храм Артемиды, всегда юной богини охоты и женского целомудрия, дающей счастье в семейной жизни (архитекторы Херсифон и Метаген) в Эфесе, выстроенный в конце VI в. до н.э. — одно из 7 античных чудес. В настоящее время — это город Сельчук на юге турецкой провинции Измир. Большое внимание уделялось ландшафтному дизайну вокруг храма. В VI в до н. э. греческие зодчие добились крупных успехов и в создании архитектурных ансамблей.

Руины храма Артемиды в Эфесе и модель-реконструкция в парке Миниатюр (Турция)

10 слайд

Руины храма Артемиды в Эфесе и модель-реконструкция в парке Миниатюр (Турция) Архитектура архаики: Ионический ордер

Классический период: архитектура Древних Афин Классический период относят к V

11 слайд

Классический период: архитектура Древних Афин Классический период относят к V веку до н.э.. Это время, когда жили философы Софокл, Сократ, Демокрит, Платон и великий целитель Гипократ, клятву которого и сегодня произносят врачи. Принцип планировки городов сохраняется, но здания становятся более лёгкими и воздушными. Наиболее известным памятником классического периода является Афинский акрополь. Миф гласит, что покровительница воинов и ремесленников, богиня Афина воткнула в землю Аттики (область Греции) копьё. На этом месте выросло оливковое дерево, которое она подарила людям. Подарок так понравился, что её признали повелительницей, а столицу назвали её именем.

Афинский Акрополь Классический период: архитектура Древних Афин

12 слайд

Афинский Акрополь Классический период: архитектура Древних Афин

Классический период: архитектура Древних Афин Главное сооружение Акрополя – х

13 слайд

Классический период: архитектура Древних Афин Главное сооружение Акрополя – храм, посвященный Афине – Парфенон. Он так же является отличным примером дорического стиля. Сохранились имена его создателей – Иктин и Калликрат. В храме стояла колоссальная статуя Афины, созданная Фидием. Весь храмовый комплекс был построен из белого мрамора. Парфенон, храм богини Афины, является главным и наиболее величественным. Строгие спокойные формы, золотая пропорция, сверкающий на солнце белый мрамор колонн, яркие краски —всё вместе вызывало гордость, восторг и восхищение. На входе в акрополь располагались Пропилеи, где находились картинная галерея (пинотека) и богатая библиотека. Пропилеи — это торжественный вход на территорию комплекса, служащий воротами.

Парфенон в Афинах: вид сегодня и реконструкция Классический период: архитекту

14 слайд

Парфенон в Афинах: вид сегодня и реконструкция Классический период: архитектура Древних Афин

Классический период: архитектура Древних Афин Обратите внимание на маленький

15 слайд

Классический период: архитектура Древних Афин Обратите внимание на маленький Храм Ники (справа), расположенный на возвышенности к юго-западу от входа. Он был построен в ок. 420 до н.э. по проекту архитектора Калликрата в ионном порядке. Реконструкция Акрополя. Храм Ники справа.

Классический период: архитектура Древних Афин Ряды колонн перед каждой из его

16 слайд

Классический период: архитектура Древних Афин Ряды колонн перед каждой из его узких сторон украшают рельефные фризы на верхней части стен. На них изображены боги (с восточной стороны) и сцены из битв. Его декор состоял из пяти взаимосвязанных зон. Каждая драматически отражала тему афинской победы в битве. Крыши украшали сложные скульптурные группы из позолоченной бронзы. Фронтоны — сцены битвы. Реконструкция фриза храма Ники

Классический период: архитектура Древних Афин Другой пример, где встречается

17 слайд

Классический период: архитектура Древних Афин Другой пример, где встречается ионический ордер — это своеобразный и сложный по плану храм Эрехтейон (примерно 406 — 421 до р.Х.). Храм известен, потому что он был асимметричен. Греческий стиль — это прежде всего симметрия. Частично такой проект объясняется тем, что строение находится на разных уровнях. На южном крыльце (самом известном) вместо типичных колонн крыша поддержана шестью статуями девиц — Кариатидами. На внешней стороне храма можно увидеть шесть ионических колонн на стороне восточного фасада. Греческие архитекторы в период классицизма умело использовали пейзажный рельеф, в том числе для строительства светских зданий, торговых комплексов и зрелищных арен. Стадионы находились в естественных долинах. Зрительские места в театрах спускались со склонов гор к сцене (орхестре).

Храм Эрехтейон в афинском Акрополе (юго-западная сторона) Классический период

18 слайд

Храм Эрехтейон в афинском Акрополе (юго-западная сторона) Классический период: архитектура Древних Афин

В классический период скульптор Каллимах из Коринфа изобрёл Коринфский ордер.

19 слайд

В классический период скульптор Каллимах из Коринфа изобрёл Коринфский ордер. Его отличие — более насыщенный декор (разновидность ионического ордера). По легенде, его прообразом стала корзина, обвитая листьями буйно растущего кустарника. Архитектор увидел её на могиле девушки. Коринфский ордер называют «девичьим» или «юношеским», дорический — «мужественным» или «мужским», а ионический — «женственным» или «женским». В конце классического периода к дорическому и ионическому ордеру добавился коринфский. Классический период: Коринфский ордер

Коринфский ордер храма Зевса в Олимпии Классический период: Коринфский ордер

20 слайд

Коринфский ордер храма Зевса в Олимпии Классический период: Коринфский ордер

Эллинистический период (IV – I века до н.э.) в архитектуре был отмечен псевдо

21 слайд

Эллинистический период (IV – I века до н.э.) в архитектуре был отмечен псевдодиптерой — двойной колоннадой, внутренний ряд которой скрыт наполовину в стене. Автором этого открытия был Гермоген. Римляне переняли эту формулу и широко использовали в своей архитектуре. Эллинизм знаменит ещё возведением круглых зданий. Сохранилось несколько построек такого типа в Эретрии, Олимпии, на острове Самофракия. Но самым грандиозным считается стометровый Александрийский морской маяк (о. Форос). Александр Македонский во время своих походов основал 17 одноименных городов. Но лишь один дожил до наших дней — Александрия в Египте. После смерти Александра город перешёл под власть фараона Птолемея. Эллинистический период:

Архитектура эллинизма стремиться к большей пышности: колонны становятся еще б

22 слайд

Архитектура эллинизма стремиться к большей пышности: колонны становятся еще более стройные, канавки более углублённые, коринфские капители более украшенными растительными мотивами с преобладанием листьев аканта. Храмам стали уделять мало внимания. Богов забывали: строили в основном: общественные сооружения, дворцы, библиотеки, амфитеатры, обносили площади колоннадами. Эллинистический период:

Читайте также  Национальная греческая еда

Список использованных источников: https://arhi1.ru/ob-arhitekture/epohi/drevn

23 слайд

Стили древнегреческой архитектуры и их трансформации в эволюции европейского искусства

Древнегреческая архитектура развивалась двумя стилистическими потоками, в двух ордерах (дорическом и ионическом), которые сложились в VII в. до н. э. Под ордером в архитектуре понимается определенная система сочетания и взаимодействия несущих (поддерживающих) и несомых (перекрывающих) элементов. В античной архитектуре это отдельно стоящие опоры-колонны и лежащее на них перекрытие — антаблемент.

Дорический стиль наиболее простой, лаконичней по своей форме. Главные отличительные особенности этого ордера — строгость и простота.Дорический ордер отличается простотой, мощностью, даже тяжеловатостью своих форм, их строгой соразмерностью и полным соответствием механическим законам. Ионический стиль сложнее и насчитывает больше деталей. Главные черты ионического стиля — легкость пропорций, большая дифференцированность форм, изящество и относительная декоративность. Помимо двух основных стилей древнегреческая архитектура разработала еще третий — коринфский. Коринфский стиль еще легче ионического и должен рассматриваться как вторичное образование, возникшее на почве ионической архитектуры. отличается особенной пышностью

Гомер и «гомеровский вопрос». Содержание и художественные особенности поэм Гомера.

.Г омер (ок. VIII в. до н.э.) — легендарный древнегреческий поэт, считается основоположником античной и европейской литературы.

ритическое отношение к авторству Гомера возникло уже в античности на основе замеченных противоречий между некоторыми местами «Илиады» и поэмой «Киприи», также приписывалась Гомеру. Позже, в Александрийскую эпоху, «принцип противоречий» лег в основу критики Ксенофана и Геллоника (так называемые, «горизонты» – «разделители»), которые считали, что «Илиада» и «Одиссея» принадлежат двум разным поэтам, потому что иначе, по их мнению, невозможно было объяснить, например, то, что женой Гефеста, за «Илиадой», была Харита, а за «Одиссеей» – Афродита, или то, что у Нестора, за «Илиадой», было 11 братьев, а за «Одиссеей» – только два тому подобное. Однако критические взгляды «горизонтов» не укрепились, и гору получила мысль Аристарха Самофракийской, который считал, что обе поэмы принадлежат Гомеру: «Илиада» написана поэтом в молодости, а «Одиссея» – в старости. Многочисленные противоречия в поэмах объяснялись, следовательно, слабой памятью поэта.

В таком состоянии проблема находилась до XVIII века, когда и возникает, собственно говоря, «Гомеровский вопрос», с появлением 1795 знаменитого исследования немецкого филолога Фридриха Августа Вольфа («Prolegomena ad Homerum»). Исходя из принципа противоречий и отмечая многочисленные слабые в композиционном отношении места поэмы, Вольф, выдвигая на первое место значение «хорошей» редакции ее текста, стремился доказать, что:

* «Илиада» и «Одиссея» не могли принадлежать одному поэту, но были результатом творчества многих рапсодов и поэтов;
* Объединение отдельных песен (т.е. былин) в две большие поэмы произошло за много столетий после времени составления песен;
* Возведением и редактированием песен занимались малоизвестные поэты;
* Окончательная редакция принадлежала редакторам при дворе афинского тирана Писистрата в VI веке до н. е.

С появлением критической труда Вольфа, не утратила своего значения во многих отношениях до наших дней, возникла знаменитая научная спор, расколола филологов на два лагеря: «вольфианци» разделяли взгляды Вольфа, а их противники, «унитарии», доказывали единоличное творчество Гомера. Сегодня, при большей раздробленности филологии, продолжают развиваться разного рода унитаристични теории с различными построениями их противников. Подобные гомеровский вопрос проблемы о редакторство и сведения воедино поднимаются при исследовании процесса кодификации юридической литературы римлян.

Только в некоторых принципиальных вопросах достигнута относительная ясность, более-менее удовлетворяла ученых.

Благодаря изучению немецкого и кельтской поэзии выяснилось, что при решении проблемы об авторстве Гомера критика должна подразумевать «одного поэта», однако не одного личного поэта, создателя «Илиады» и «Одиссеи», но поэта-творца того или иного эпического произведения малого объема, предшествовавшего «Илиаде». Необходимо учитывать также «автора» той или эпической части «Илиады», а также «автора» основного малого эпического произведения, составившего ядро «Илиады» (например, песня о Ахиллеса). При этом вопрос о гениальности автора должен решаться не в индивидуалистическом направлении, но в коллективистское: художественная единство «Илиады» и «Одиссеи» обусловлена, в первую очередь, не личным творческим желанию какого-либо одного поэта, но объясняется процессом развития эпической поэзии, , несомненно, зависела от определенного уклада общества, в котором жили и действовали предшественники Гомера. Роль певцов рапсодов сводилась, скорее, к передаче уже готовых произведений с некоторыми лишь внесенными изменениями в процессе их воспроизведения. Изложенное выше Гомеровский вопрос можно выразить образно сравнением с коробочками (малые песни), лежащие в большой коробке (окончательная редакция песен).

Большинство современных ученых считают верной теорию, согласно которой поэмы появились как результат не письменной, а устного творчества. Эта особенность поэтической техники знаменует принципиальное различие между двумя гомеровских поэм и всем позднейшим «книжным эпосом». Существенная черта устного стихосложения больших поэм – то, что поэт слагает свои стихи значительной мере из готовых формул (т.е. сочетаний из двух или нескольких поэтических слов), были заранее подобраны самим же поэтом или его предшественником так, чтобы вписываться в различные метрические позиции в стихотворении и описывать стандартные ситуации, возникающие согласно того или иного сюжета. Эти формулы могут гибко изменяться в зависимости от конкретных задач поэта. Иногда такие формульные периоды растягиваются на несколько строк – как при описании отплытия корабля или приготовления пищи. Иными словами, создавая свои поэмы, певец использует гораздо больше готового материала, чем автор, пользующийся бумагой и пером. То, что произведение адресовано слушателям, а не читателям, спасает такую поэзию от риска сделаться монотонной. Как и при восприятии музыки, при быстрой декламации публика приветствует темы и мотивы, возобновляемые, чтобы ее внимание оставалась прикованной к сюжету и его развития.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Древнегреческая архитектура

Древнегреческая скульптура периода архаики. Ионический и дорический ордер, отличительные особенности. Храм Артемиды Эфесской – одно из «Семи чудес света». Акрополь храм Эрехтейон. Статуя Афины Парфенос. Коринфский ордер 2-й половины V века до н. э.

Подобные документы

Описание самых поразительных памятников искусства. Составление списка достопримечательностей культуры Ойкумены: египетские пирамиды, висячие сады, храм Артемиды в Эфесе, статуя Зевса в Олимпии, Галикарнасский мавзолей, Колосс Родосский и Форосский маяк.

реферат, добавлен 16.11.2014

История создания храма Эрехтейон как выдающегося памятника древнегреческой архитектуры, одного из главных храмов древних Афин. Оформление храма в виде портика с шестью колоннами. Возведение балконов, деревянной статуи богини и скульптур из шести Кариатид.

презентация, добавлен 12.04.2016

Каменные кариатиды Эрехтейона, поддерживающие кровлю храма. Символ афинского Акрополя. Уникальный памятник, не имеющий аналогий в древнегреческой архитектуре. Эрехтейон — второй по значению памятник Акрополя.

реферат, добавлен 26.05.2007

История сооружения первого римского театра (Театр Помпея). Характеристика архитектуры в период правления Августа. Архитектурное своеобразие форума Августа. Новые имперские тенденции, проявившиеся в форме и декоре храмов Марса Ультора и Диоскуров.

контрольная работа, добавлен 01.03.2015

История г. Ельца. Казанская церковь в селе Талица. Соборный храм Вознесения Господня, храм Введения во храм Пресвятой Богородицы, храм Владимирской иконы Божией Матери, Часовня во имя Вознесения Господня как важнейшие архитектурные памятники города.

курсовая работа, добавлен 19.06.2015

Распространение классицизма в российской архитектуре и монументальной скульптуре второй половины XIX века. Противоречия капиталистического градостроительства, возрастание разрыва между центром и окраинами, между торговыми и фабричными рабочими улицами.

презентация, добавлен 18.11.2014

Основные архитектурные постройки, их типы: храм и башня-пагода. Большая и малая пагода диких гусей. Пагода Шицзята храма Догунсы в Инсяне. Храм Фогуансы, железная пагода. Храм пяти пагод, запретный город. Строительные приемы и архитектурные конструкции.

курсовая работа, добавлен 21.12.2011

Понятие и история развития храма Спаса на Крови как одной из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Архитектура Храма как образец позднего этапа революции «русского стиля». Характеристика отделочного материала, используемого в декоре здания.

презентация, добавлен 23.12.2014

Наследие древнегреческой архитектуры. Понятие ордера, основные стили в архитектуре Древней Греции. Ансамбль афинского акрополя. Пропилеи и храм Ники Аптерос. Эрехтейон. Парфенон. Развитие мирового зодчества и монументального искусства.

реферат, добавлен 07.05.2007

Неорусский стиль в архитектуре России. Проявление древнерусской архитектуры, орнаментов вышивки и резьбы в зданиях второй половины XIX века. Особенности камерной и монументальной скульптуры, использование исторического и мифологического жанров в ней.

Греческий и римский декор интерьера, примеры и фото

В этом разделе в ближайшее время будут рассмотрены античный стиль — рождения стиля, характерные черты в архитектуре и в дизайне интерьера. Соответствующий декор — мебель, шторы, люстры, мозаика и картины, подходящие к данному стилю.

Итерьер греческой виллы :: Жан Леон Жером

(случайные картины из нашей галереи — открытие в новом окне)

Греческий декор

Греческий стиль определяется решениями архитектуры древней Греции и Рима. Данный стиль сформировался на побережье Эгейского моря столь давно, что в определенной степени считается родителем и в некоторой степени эталоном для таких небезызвестных направлений, как Ренессанс, Неоклассицизм и Классицизм. На основании того, что Римляне учились у греков, ими и Греческий стиль был принят сразу, но с некоторыми дополнениями, такими как, арочно-ордерная ячейка и купол. В Древней Греции интерьер отличает ясность, гармония, эстетика, простота и рационализм. «Человеческие» измерения — пропорции хотя и не господствующие, но соизмеримые по отношению к обитателям строения. Внутренний двор являет собой неотъемлемую составляющую жилища греков, вокруг которого и происходит формирование домашнего плана. Вписанный в квадрат круг является не только излюбленным мотивом орнамента греков, но и определенным краеугольным камнем философии, подразумевающим совершенство и глубину формы при всей глубине имеющегося содержания.

Изначально может показаться так, что греческий стиль вписать в современное жилище, несколько проблематично. Между тем, для профессионалов невозможного нет ничего. Прежде всего, греческий стиль выражается большим залом прямоугольной формы. По периметру этого зала находят свое место дверьми, ведущими в различные комнаты. На этом основании, накануне ремонта необходимо осуществить работы по перепланировки, чтобы появилась реальная возможность отражения греческого стиля. Основополагающее число квартир не способны похвастать внушительной площадью, на основании чего, при имеющихся симпатиях греческому стилю, но отсутствии желаемой площади, имеется неоспоримая возможность приобрести всевозможные компоненты декора, изготовленные в данном стиле.

Следующая особенность греческого стиля заключается в колоннах, находящих свое расположение в углах холла, что является придумкой римлян древности. Колонны, относящиеся к греческому стилю, наделенные капителями и удерживающие балки потолка. Контраст скульптур, мебели белого цвета, бордюра и белых колон со стенами насыщенных оттенков — небесно-голубых, постельных, красных, охристо-желтых перемежающихся с прожилками мрамора — стилевая «визитка». Потолок выполненный в греческом стиле может быть и рельефным и гладким с орнаментом растительности. И, естественно, греческий стиль не может обойтись без греческих скульптур и ваз! Стены могут быть наделены выемками, в которых найдут свое место украшения, служащие для подчеркивания стиля.

Если имеется желание применить греческий стиль по отношению ко всем помещениям квартиры, целесообразнее комнаты оформлять в индивидуальном порядке, чтобы не допустить повторения орнамента. В прихожей полы могут быть выложены керамическим гранитом, напоминающим мозаичную кладку старины, характеризующую стиль. В некоторых комнатах имеет смысл на пол постелить ковровые покрытия ручной работы. Чтобы интерьер наделить солидностью, стоит в помещении установить камин, естественно, выполненный в греческом стиле, но в квартирах целесообразнее поставить камин электрического типа, обрамленный лепниной, имитирующей греческий стиль.

Лепной декор — характерный орнамент:

Мотивы из плодов цветов и винограда

  • скульптуры
  • колонны
  • вазы на подставках.

Римский декор

Естественно, римский стиль наделен корнями древности. Формировался он на протяжении столетий. Претерпевал незначительные корректировки. Между тем, всегда оставался оригинальным при исполнении. Неизменно римский стиль связывается с арками, создающими некую перспективу, пилястрами. Завершает великолепие розетка, выполненная из лепнины, и нашедшая свое место на торцевой стене, что ансамблю в целом придает некоторую законченность. В области стеновых ниш римский стиль отлично вписывает новоявленные купе и столики со старинными зеркалами. При оформлении стен согласно римскому стилю, цветовая гамма должна выделяться декорированием и отличается контрастами в виде некоторой активности или же покоя. Гостиная, выполненная в римском стиле, может отделываться плиткой, с очертаниями мрамора или натурального камня. Также великолепно римский стиль отражается фресками и декоративной штукатуркой. Римский стиль проблематично представить в гостином интерьере без стеновых ниш, заполненных всевозможными бюстами и вазами старины.

С древнего времени римский стиль отличает необычайная высота в области искусства инженерии. Римский стиль нас приучает к разным видам строений, необычайным композиционным решениям, а, самое главное, масштабности. Римский стиль, прежде всего, привлекает некоторой мощью, массивной декоративностью и великолепием, а также, способностью подстраиваться под любые бытовые и практические аспекты. Характеризуется римский стиль логикой и целесообразностью, точными пропорциями и масштабом, ну и, естественно, лаконичностью. Этот стиль на протяжении многих веков ассоциируется с богатством и пышностью форм.

Основополагающая же задача, которая преследуется римским стилем, характеризуется комфортностью проживания и великолепием восприятия. Римский стиль находит сочетание эстетики, функциональности, а также к гармонии между этими характеристиками.

Особенности орнамента лепного декора:

Мотивы орнамента из шишек пиньи, дубовых листьев, колоса, пальмы, винограда

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector