Дуччо из сиены

Дуччо из сиены

Дуччо: жизнь и творчество художника

Дуччо ди Буонинсенья (1260—1319) — итальянский художник, представитель сиенской школы, Проторенессанс.

Содержание

Биография Дуччо

Согласно документам, в 1292 году художник имел дом в Кампореджо, недалеко от церкви Сан Антонио в Фонте Бранда, который ранее принадлежал Буонинсенья, его отцу, а также владел полями и виноградниками в сельской местности.

В 1313 году он приобрел дом в сиенском квартале Сталлореджи, в котором жил и держал мастерскую.

Однако, судя по количеству штрафов, наложенных за неуплату налогов, Дуччо не умел грамотно распоряжаться деньгами.

Художник часто конфликтовал с властями, однако те сумели оценить его талант, и, несмотря на все проблемы, он смог сделать блестящую карьеру.

Творчество Дуччо

Основная суть искусства Дуччо заключалась в стремлении обновить художественный язык, выйдя за пределы традиционной византийской живописи, которая доминировала в его время в искусстве Сиены. И он смог это сделать как истинный мастер, не порывая с прошлым, а создавая прекрасную смесь старого и нового всей силой своего таланта и тонкого вкуса.

Формирование Дуччо происходило под влиянием Чимабуэ.

Известный итальянский искусствовед Фердинандо Болонья относит период его формирования к 1278-79 годам, или даже ранее.

Он считает, что в 1283-84 годах Дуччо и Чимабуэ уже работали в тесном сотрудничестве, и вполне убедительно доказывает, что во фресках Чимабуэ, которые тот написал в Верхней церкви Сан Франческо в Ассизи, в нескольких местах отчетливо видна рука Дуччо.

К сожалению, подписанным самим Дуччо является только одно произведение — большая «Маэста» из сиенского собора. Однако сегодня практически ни у кого не вызывает сомнений атрибуция еще нескольких работ. Это маленькая «Маэста» (Музей искусства, Берн), «Францисканская Мадонна» (Сиена, Пинакотека), «Мадонна с младенцем» известная как «Мадонна Строганова» (Музей Метрополитен, Нью-Йорк), «Мадонна с младенцем и шестью ангелами» (Национальная галерея Умбрии, Перуджа), и небольшой «Триптих № 566» (Национальная галерея, Лондон). Кроме названных, практически бесспорных работ Дуччо, сегодня ему приписывают «Полиптих № 47» (Сиена, Пинакотека).

Существует еще несколько произведений, которые приписывают либо мастерской Дуччо, либо его совместному с кем-либо творчеству, например, «Мадонна с младенцем.(№ 593)» (Сиена, Пинакотека), которую по мнению экспертов он написал совместно с Мастером Бадиа а Изола. Большинство сотрудников его мастерской не оставили своих имен.

Считается, что самый ранний период Дуччо, до «Мадонны Ручеллаи», был особенно лиричным, и что в это время он написал одну из самых изысканных своих мадонн — «Мадонну Креволе», которую рассматривают как самое раннее его произведение.

Интересные факты из жизни художника

Несмотря на то, что Дуччо жил довольно давно — в XIII веке, о нём осталось немало сведений. Из документов следует, что художник был очень независимым и темпераментным человеком, а за изысканностью и элегантностью его творений скрывался мятежный дух. Любое проявление власти вызывало у него протест.

Первый из его многочисленных конфликтов с властями Сиены произошёл в 1280 году. Суть конфликта в документах не освещена, но большая сумма штрафа, которую Дуччо пришлось заплатить — 100 лир, свидетельствует о том, что это было нечто весьма серьёзное.

Ощутив первые лучи славы и почувствовав некоторую защищенность, связанную с положением популярного художника, Дуччо вел себя довольно дерзко. В те времена войны были очень частыми, а Дуччо, например, в 1289 году отказался принять клятву на верность командиру милиции (народного ополчения).

В 1302 году он отказался участвовать в военных действиях в Маремме, за что был оштрафован на 18 лир и 10 сольди.

22 декабря того же года он был вновь оштрафован, правда на сей раз уже за занятия магией. Впрочем, эти занятия в то время не рассматривались как большое преступление, и штраф составил всего пять сольди.

Дуччо ди Буонинсенья
Картины и биография

Дуччо ди Буонинсенья (Duccio di Buoninsegna) (около 1255–1319)
Итальянский живописец, основоположник сиенской школы 14 века. Дуччо испытал влияние так называемой итало-византийской живописи и французской миниатюры, воспринял отдельные тенденции искусства Проторенессанса. Кроме Сиены, Дуччо ди Буонинсенья работал также в Ареццо, Пизе, Лукке и в Пистойе.

Дуччо ди Буонинсенья Мадонна ди Креволе с младенцем и двумя ангелами
Мадонна ди Креволе с младенцем Христом и двумя ангелами, 1283–1284, Музей делла Опера дель Дуомо, Сиена

Образ Мадонны с младенцем в окружении ангелов, с благоговением взирающих на них, был традиционным сюжетом в алтарных изображениях эпохи Проторенессанса. Но Дуччо придал этому мотиву такую нежность и лирическую теплоту, каких ранее не знала итальянская живопись 13 века. Для сиенских художников того времени характерно особое внимание к линии и цвету. Удлиненные формы тела и золотая кайма плаща Мадонны переданы в произведении Дуччо струящимся ритмом линий. Свойственное мастеру тонкое чувство цвета проявилось, в частности, в колористической трактовке одеяний ангелов. Дуччо был самым выдающимся художником на рубеже 13–14 веков. Он не имел себе равных в области станковой живописи, в которой показал себя и как замечательный рассказчик сюжетов своих картин. Очевидно, именно высокой репутацией, которую Дуччо имел и за пределами его родного города, объясняется тот факт, что несмотря на традиционную вражду между Флоренцией и Сиеной, флорентийские религиозные братства заказывали художнику исполнение икон.

Созданные Дуччо алтарные образы с их орнаментальными золотыми фонами, звучной и изысканной цветовой гаммой отличаются мягкой поэтичностью, лиризмом, эмоциональной выразительностью линейного ритма, тонким декоративизмом (“Мадонна со святыми”, Национальная пинакотека, Сиена; “Мадонна с младенцем и двумя ангелами” или “Мадонна ди Креволе”, 1283–1284, Музей делла Опера дель Дуомо, Сиена, первоначально находилась в церкви Санта Чечилия в Креволе; “Мадонна Ручеллаи”, 1285, Уффици, Флоренция).

Дуччо ди Буонинсенья был снователем сиенской школы живописи, одним из наиболее консервативных мастеров как по своим общественным взглядам, так и по художественным позициям среди современных ему живописцев. Старший современник Джотто, он прошел равнодушно мимо всей новизны его художественных реформ, так как всецело был предан византийскому искусству с его плоскостностью, декоративностью, линеарностью, яркой красочностью, отвлеченными золотыми фонами. Документы сохранили свидетельство о том, что, когда в 1299 году в Сиене утвердилось народное правительство пополанов, Дуччо отказался принести ему присягу.

Сочетая в себе элементы действительности со сказочным вымыслом, овеянное тонким лиризмом, религиозное искусство Дуччо не открывало собой новых путей, а скорее завершало живопись Эпохи дученто. И в этом смысле его трудно поставить в один ряд с идейными предшественниками Джотто. Однако его творчество не было столь консервативным, как у Чимабуэ. К числу сильных сторон его искусства принадлежал редкий по красоте колорит. Изысканная по цвету палитра Дуччо содержала в себе оранжево-красные, фиолетовые, синие, желтые, зеленые, бледно-сиреневые, чайнорозовые тона. Присущий ему тонкий линейный ритм проявляется во всех его произведениях, из которых следует выделить два: “Мадонна Ручеллаи” (Уффици) и “Маэста” – алтарный образ для Сиенского собора.

В образе Дуччо “Мадонна Ручеллаи” не чувствуется той плоскостности, как у Чимабуэ. Узорный легкий трон изображен с иллюзией глубины; правда, он дан в обратной перспективе. Ангелы переданы в более объемной манере, контуры фигуры мадонны плавны и ритмичны. 3олотые края ее одежды, прихотливо извиваясь, создают изящный линейный орнамент. Однако образ мадонны Дуччо так же отвлеченен и «церковен», как у Чимабуэ, в нем не ощущается той человечности и жизненности, которая чувствуется в “Мадонне” Джотто. Богоматерь Дуччо воспринимается как объект религиозного поклонения, как торжественный образ религиозного культа.

Самым знаменитым произведением Дуччо была его “Маэста”, или “Величество”, – огромный двусторонний алтарный образ, написанный в 1308–1311 годах, с изображением мадонны – покровительницы города Сиены – с младенцем и ангелами, которое занимало всю центральную часть лицевой стороны этой иконы. Пределлы и верхнюю часть, а также всю оборотную сторону Дуччо украсил семьюдесятью шестью небольшими сценами из жизни Марии и Христа . Многих из этих частей в настоящее время не существует, некоторые разбросаны по различным музеям, так что только реконструкция может дать представление об этой грандиозной алтарной иконе, которая по окончании ее художником при огромном стечении народа была перенесена из мастерской Дуччо в Сиенский собор. В главном произведении Дуччо ди Буонинсенья – алтарном образе сиенского собора “Маэста” с изображением Богоматери в окружении ангелов и святых на лицевой стороне и “Страстей Христовых” на оборотной стороне (1308–1311, основная часть полиптиха – в Музее собора, Сиена), художник, не порывая с канонами средневекового искусства, стремится к жизненной убедительности бытовых деталей, добивается звучной декоративности цвета, лиричности образной системы. По рисунку Дуччо в 1288 году был выполнен первый в Италии монументальный витраж в круглом окне хора сиенского собора.

В отличие от сурового в своей лаконичности и выразительности образного языка Джотто Дуччо обладает умением вести занимательный лирический рассказ, который, в противоположность распространенным в то время запутанным религиозным аллегориям, передан очень наглядно, просто и ясно. Повествуя о жизни и страданиях Христа в многофигурных сценах оборотной стороны иконы, Дуччо пытается вводить в них реалистические и даже жанровые моменты, но не доводит их до конца, подчиняя все декоративному началу. Перспектива, как правило, везде отсутствует, фигуры лишены пластической ощутимости, нетвердо стоят на ногах, не обладают весомостью, в силу чего эти сцены не создают реального и жизненного впечатления. Икона Дуччо, несмотря на то, что она является одним из выдающихся памятников, показывает вместе с тем, насколько неравномерно распространялись завоевания прогрессивного искусства в Италии 14 века.

Дуччо из сиены

Итальянский художник Дуччо ди Буонинсенья (итал. Duccio di Buoninsegna, ? – 1319) признан одним из виднейших мастеров Проторенессансасиенской школы и основоположником школы Сиенской. Родился в состоятельной семье, владел домами, полями и виноградниками, увлекался мистикой. Дуччо учился у Чимабуэ, работая в его мастерской с 1270 по 1280 годы над фресками верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи. Изысканность и элегантность творений мастера скрывает его конфликтный и мятежный дух. Любое проявление насилия власти вызывало у Дуччо протест. Дошедшие до наших дней документы рассказывают о многократных и довольно больших штрафах, которыми местная власть налагала на художника, в т.ч., за отказ служить в народном ополчении и принести клятву его командиру. Однако не чрезмерная темпераментность и независимость принесли славу Дуччо ди Буонинсенья, а оставленные им на суд потомков творения.

DSC 0735 1

Мадонна с Младенцем и шестью ангелами (Мадонна домениканцев). 1304 — 1310. Перуджа, Национальная галерея Умбрии.

Этот облик утонченной Мадонне с Младенцем из центральной части полиптиха был заказан доминиканскими монахами для главного алтаря церкви Сан-Доменико в Перудже. Инфракрасная рефлектография, сделанная в 1993 году, показала изменение в процессе написания панели: левая рука Богородицы была первоначально представлена ​​с закрытыми пальцами, чтобы подтянуть одежду ребенка, после чего указательный палец был удлинён с намерением, возможно, привлечь внимание к ногам, намекает на то, что в них будут забиты гвозди во время Распятия, или, возможно, на деталь, на которой могла быть подпись Мастера.

DSC02946 0

«Мадонна Креволе», 1283 – 1284. Опера-дель-Дуомо во Флоренции (florence museo dell’ opera metropolitan)

Принято считать, что в ранний период Дуччо был особенно лиричным, и что в это время он написал одну из самых изысканных своих мадонн – «Мадонну Креволе», которую рассматривают как самое раннее его произведение. На первый взгляд «Мадонна Креволе» выглядит обычной византийской иконой; соблюдены все привычные нормы: красный мафорий на голове, тонко стилизованные руки, типичный «византийский» нос, складки одежды, отделанные золотом. Однако подчёркнутая игра света на лике Мадонны, нетипичный жест младенца и присутствие тонко выписанных «французских» ангелов в углах картины свидетельствуют о том, что это уже не византийская икона.

DSC03692 1

«Мадонна Ручеллаи», 1285 г. Флоренция, Галерея Уффици.

DSC03208 0

Маэста. Богоматерь с Младенцем на троне в окружении шести ангелов, (1290 – 1295).

Темпера на дереве (тополь), покрытая холстом, в оригинальной раме. Музей изобразительных искусств Берна

DSC 0444

Благовещение. 1307/08-11. Национальная галерея Лондона.

DSC 0442 1

Иисус открывает глаза рождённому слепым. 1311. Национальная галерея Лондона.

P1270947 1

Мадонна с Младенцем и три францисканца в приклонении, ок. 1285

Национальная Пинакотека в Сиене (Pinacoteca Nazionale, Siena)

P1270969 1

Святая Мария Магдалина

Национальная Пинакотека в Сиене (Pinacoteca Nazionale, Siena)

P1270906 2

Полиптих № 28. Мадонна с Младенцем и святыми: Августином, Павлом, Петром и Домеником.

Национальная Пинакотека в Сиене (Pinacoteca Nazionale, Siena)

P1270937 0

Полиптих № 47. Мадонна с Младенцем и святыми: Агнессой,Иоанном Евангелистом, Иоанном Крестителем и Марией Магдалиной.

Национальная Пинакотека в Сиене (Pinacoteca Nazionale, Siena)

DSC02930 1

Маэста. Мадонна с Младенцем на тронее с ангелами и святыми, (1308 – 1311)

Опера-дель-Дуомо во Флоренции (florence museo dell’ opera metropolitan)

DSC02925 0

Истории Страстей Христовых, (1308 – 1311)

Опера-дель-Дуомо во Флоренции (florence museo dell’ opera metropolitan)

Алтарь, который Дуччио писал с 1308 по 1311 годы, был виден с обеих сторон и является одним из самых потрясающих художественных начинаний всех времён, если считать что он содержит более сорока образов на лицевой стороне и почти восемьдесят в «Историях» на обороте, на пределлах и на выступах. Панель на лицевой стороне изображает Мадонну и Младенца на троне с ангелами и святыми, а тыльная сторона, разделенная на двадцать шесть разных сцен, рассказывает историю о Страстях Христа.

Дуччо из сиены

1311 год - «маэста» дуччо установлена в сиенском соборе

1311 год — «Маэста» Дуччо установлена в Сиенском соборе

«Маэста» — алтарный образ, созданный в 1308-1311 г. по заказу города Сиена художником Дуччо ди Буонинсенья.

Наиболее значимое произведение подобного жанра, созданное в Италии, проложившее дорогу многим художественным открытиям Ренессанса.

В сиенском городском архиве сохранился контракт от 4 октября 1308 года, заключенный между представителем Сиенского собора Якопо, «сыном усопшего Джилиберто Морискотти», и Дуччо ди Буонинсенья. В этом договоре кроме практических предписаний, касающихся предстоящей работы, содержались обязательные пункты о поведении Дуччо: картина должна быть написана только его рукой, то есть без помощников; Дуччо должен взять на себя обязательство использовать всё искусство и изобретательность, которыми наделил его Господь Бог, и не должен выполнять никаких иных художественных работ, пока не закончена эта большая картина. В приложении сообщается, что Дуччо поклялся на Евангелии соблюдать договор «bona fide, sine fraude», то есть добросовестно и честно. По всей вероятности эти пункты специально пришлось прописать в договоре из-за вздорного и неугомонного характера художника.

Дуччо полагалась ежедневная плата в 16 сольди — солидная сумма, учитывающая как отсутствие у Дуччо других заработков в ближайшие годы, так и всю сложность предстоящей работы: подготовку деревянных панелей, покупку краски и золота — оплата всего этого была возложена на Дуччо, и ни в каких расходах он ограничен не был. Хронист середины XIV века Аньоло ди Тура дель Грассо сообщает, что это «…самая прекрасная из созданных картин, за которую было заплачено свыше 3000 золотых флоринов». Сумму он, безусловно, преувеличил, но тем не менее она была действительно большой.

Спустя три года «Маэста» была готова. Анонимный очевидец тех событий оставил запись о происходившем в Сиене 9 июня 1311 года — дне, который был объявлен праздничным: «… в день, когда переносили в собор, все магазины были закрыты, епископ дал распоряжение большому числу священников и монахов принять участие в торжественной процессии, с участием Синьоров из Совета девяти, всех чиновников коммуны, и простого люда; согласно церемонии, самые выдающиеся люди окружили картину со свечами в руках, а женщины с детьми шли следом в великом почтении; все они сопровождали картину до самого собора…».

Это был большой праздник, не столько религиозный, сколько всенародный, и коммуна взяла на себя часть расходов за него, а именно оплату «музыкантов, игравших на трубах, волынках, и кастаньетах», которые сопровождали процессию. Через четыре года, в 1315 году, Симоне Мартини напишет свою фреску «Маэста» уже не в стенах собора, а в зале Маппамондо городской ратуши. Мадонна к этому моменту перестала быть чисто религиозным символом, она стала символом Сиены.

Дуччо

Дуччо ди Буонинсенья (итал. Duccio di Buoninsegna , около 1255—1319) — итальянский художник, сиенская школа.

Содержание

Биография

С Дуччо историкам искусства повезло — несмотря на далекий XIII век, в котором он жил, о Дуччо осталось довольно много упоминаний в документах. Из этих сведений следует, что Дуччо был очень независимым и темпераментным человеком, а за изысканностью и элегантностью его творений скрывался мятежный дух. Любое проявление власти вызывало у него протест. Первый из его многочисленных конфликтов с властями Сиены помечен 1280 годом. Суть конфликта в документах не освещена, но большая сумма штрафа, которую Дуччо пришлось заплатить — 100 лир, свидетельствует о том, что это было нечто весьма серьезное. Ощутив первые лучи славы и почувствовав некоторую защищенность, связанную с положением популярного художника, Дуччо вел себя довольно дерзко. В те времена войны были очень частыми, а Дуччо, например, в 1289 году отказался принять клятву на верность командиру милиции (народного ополчения). В 1302 году он отказался участвовать в военных действиях в Маремме, за что был оштрафован на 18 лир и 10 сольди. 22 декабря того же года он был вновь оштрафован, правда на сей раз уже за занятия магией. Впрочем, эти занятия в то время не рассматривались как большое преступление, и штраф составил всего пять сольди. Из документов известно, что в 1292 году он владел домом в Кампореджо, недалеко от церкви Сан Антонио в Фонте Бранда, который ранее принадлежал Буонинсенья, его отцу, а также владел полями и виноградниками в сельской местности. В 1313 году он приобрел дом в сиенском квартале Сталлореджи, в котором жил, и держал мастерскую. Однако, судя по количеству записей о штрафах, наложенных на Дуччо за неуплату налогов, он не умел расчетливо распорядиться деньгами, и вел неупорядоченную жизнь. Дуччо часто конфликтовал с властями, однако власти сумели оценить его талант, и несмотря на все проблемы он смог сделать блестящую карьеру.

Первое упоминание о Дуччо в сиенских архивных документах помечено 1278 годом, и связано с заказом таволетта для Биккерны. Оно позволило ученым высчитать примерную дату рождения художника, поскольку заказ мог быть дан только художнику достигшему зрелого возраста. Таким образом дата рождения Дуччо была отнесена к 1255-60 годам. Биккерна заказывала ему роспись таволетта девять раз, с 1278 по 1295 год. Однако эти заказы не давали большого дохода. Гораздо больший доход приносили картины с изображением Мадонны, покровительницы города, вокруг которой в Сиене после битвы при Монтаперти возник настоящий культ.

Запись в документах от 3 августа 1319 года свидетельствует о кончине Дуччо. В ней сообщается, что сер Раньеро ди Бернардо произвел официальную церемонию по вступлению детей и жены Дуччо, Тавианы, в права наследования. Из семерых детей Дуччо только двое — Гальгано и Амброджо, занялись живописью. Однако никаких упоминаний об их творчестве и сделанных им заказах в документах не сохранилось. Зато след в истории искусства оставил его племянник — Сенья ди Бонавентура, сын брата Дуччо, Бонавентуры, а также сыновья Сеньи — Франческо и Никколо ди Сенья, которые тоже были художниками. Согласно теории, выдвинутой Роберто Лонги еще в 1948 г., и поддерживаемой ныне большинством ученых, Дуччо учился у Чимабуэ, поскольку примерно с 1270 по 1280 год был в его бригаде, работавшей над фресками в Верхней церкви Сан Франческо в Ассизи. Именно в этот период упоминания о Дуччо в сиенских документах полностью отсутствуют.

Творчество

Основная суть искусства Дуччо заключалась в стремлении обновить художественный язык, выйдя за пределы традиционной византийской живописи, которая доминировала в его время в искусстве Сиены. И он смог это сделать как истинный мастер, не порывая с прошлым, а создавая прекрасную смесь старого и нового всей силой своего таланта и тонкого вкуса.

Вторая половина XIII века была в Сиене временем большого обновления в искусстве. Множество факторов способствовало тому, чтобы Сиена стала одним из самых оживленных центров художественного экспериментирования. Это и наличие скульптуры Николо и Джованни Пизано, произведения Арнольфо ди Камбио, и сами местные художники, которые не испытывая колебаний отправлялись во Францию, чтобы на месте освоить последние готические новации. Готический стиль большой алтарной картины «Маэста» неоднократно подталкивал ученых к мысли, что Дуччо тоже мог побывать во Франции. В качестве доказательства такой версии приводились следующие аргументы: 1. Сведения о Дуччо полностью отсутствуют в архивных документах Сиены в последние несколько лет XIII века. 2. Примерно в это время в парижских архивах зафиксировано проживание на Рю де Прешер некоего «Duch de Siene» или «Duch le lombart». Однако, у этой версии слишком хлипкие основания.

Читайте также  Греция в январе куда поехать

Формирование Дуччо происходило под влиянием Чимабуэ. Известный итальянский искусствовед Фердинандо Болонья относит период его формирования к 1278-79 годам, или даже ранее. Он считает, что в 1283-84 годах Дуччо и Чимабуэ уже работали в тесном сотрудничестве, и вполне убедительно доказывает, что во фресках Чимабуэ, которые тот написал в Верхней церкви Сан Франческо в Ассизи, в нескольких местах отчетливо видна рука Дуччо.

К сожалению, подписанным самим Дуччо является только одно произведение — большая «Маэста» из сиенского собора. Однако сегодня практически ни у кого не вызывает сомнений атрибуция еще нескольких работ. Это маленькая «Маэста» (Музей искусства, Берн), «Францисканская Мадонна» (Сиена, Пинакотека), «Мадонна с младенцем» известная как «Мадонна Строганова» (Музей Метрополитен, Нью-Йорк), «Мадонна с младенцем и шестью ангелами» (Национальная галерея Умбрии, Перуджа), и небольшой «Триптих № 566» (Национальная галерея, Лондон). Кроме названных, практически бесспорных работ Дуччо, сегодня ему приписывают «Полиптих № 47» (Сиена, Пинакотека). Существует еще несколько произведений, которые приписывают либо мастерской Дуччо, либо его совместному с кем-либо творчеству, например, «Мадонна с младенцем.(№ 593)» (Сиена, Пинакотека), которую по мнению экспертов он написал совместно с Мастером Бадиа а Изола. Большинство сотрудников его мастерской не оставили своих имен.

Считается, что самый ранний период Дуччо, до «Мадонны Ручеллаи», был особенно лиричным, и что в это время он написал одну из самых изысканных своих мадонн — «Мадонну Креволе», которую рассматривают как самое раннее его произведение. На первый взгляд «Мадонна Креволе» выглядит обычной византийской иконой; соблюдены все привычные нормы: красный мафорий на голове, тонко стилизованные руки, типичный «византийский» нос, складки одежды, отделанные золотом. Однако подчеркнутая игра света на лике Мадонны, нетипичный жест младенца, и присутствие тонко выписанных «французских» ангелов в углах картины, свидетельствуют о том, что это уже не византийская икона.

Мадонна Ручеллаи.

Название этой алтарной картины ведет свое происхождение от капеллы Ручеллаи в церкви Санта Мария Новелла, где она находилась до тех пор, пока ее не стали, начиная с 1591 года, переносить с места на место в разные части собора. Так продолжалось до 1937 года, когда состоялась первая большая выставка посвященная Джотто, на которую картина была отправлена. После этого «Мадонна Ручеллаи» осталась в Галерее Уффици. Сохранился документ от 15 апреля 1285 года, в котором сообщается, что братство Лаудези при церкви Санта Мария Новелла заказывает Дуччо написать образ во славу Девы Марии. Несмотря на то, что этот документ был опубликован в конце XVIII века, споры вокруг картины долго не утихали. В XV веке считали, что это работа Чимабуэ (эту атрибуцию поддерживал и Вазари). Декорация рамы картины и жест младенца бесспорно напоминают хранящуюся в Лувре «Маэста» Чимабуэ. Однако типично готическое сияние красок, золотая кайма на платье Мадонны были совершенным новшеством, во всей структуре картины чувствуется северное, заальпийское влияние. Нетипична и сама иконография картины — ангелы в ней поддерживают трон Мадонны. В спорах об авторстве в пользу Дуччо сыграл аргумент, основанный на изобразительной программе, содержащейся на раме картины. Братство Лаудези зародилось внутри Доминиканского ордена в 1244-45 годах; его целью была борьба с ересями посредством усиления проповедничества. Набор святых в медальонах на раме «Мадонны Ручеллаи», по мнению ученых, соответствует идейной программе этого братства, которое, согласно документу, и было ее заказчиком.

После «Мадонны Ручеллаи» Дуччо написал несколько маленьких мадонн — «Францисканская Мадонна» (23,5х16 см; название связано с тремя монахами-францисканцами, изображенными возле ног Мадонны), «Мадонна Строганова» (28х20,8 см; она принадлежала графу Григорию Строганову, умершему в Риме в 1910 году), а также маленькая «Маэста» (31,5х22,5см) из бернского Музея искусства. Эти небольшие произведения вызывали сомнения, потому что Дуччо считался мастером крупного формата. Однако ученые вспомнили, что Дуччо много раз расписывал таволетта, которые имеют примерно такой же размер, поэтому в совершенстве владел миниатюрной техникой. Все три изображения Мадонны основаны на византийской иконографии, и во всех трех можно обнаружить нововведения, уводящие от нее. К этой группе произведений примыкает небольшой «Лондонский Триптих» (61х78см), на центральной панели которого изображена Мадонна с младенцем в окружении четырех ангелов, а на боковых створках святые Доминик и Агнесса. Эта работа стилистически относится к тому же периоду, что «Мадонна Строганова», поэтому датируется примерно 1300 годом.

Можно упомянуть еще две приписываемые Дуччо работы из Национальной галереи Умбрии. Это «Мадонна с младенцем», которую атрибутировал Дуччо в 1911 исследователь Курт Вайгельт, и Полиптих № 28 , который приписал руке Дуччо итальянский искусствовед Энцо Карли, (но большинство ученых считает, что это продукт его мастерской). В «Мадонне с младенцем» мафорий уже совсем «готический», Дуччо акцентирует внимание на его «невизантийских» складках, изобразив необычный жест младенца. Специалисты считают, что эта Мадонна является частью полиптиха, который был расформирован.

Последним произведением Дуччо, которое он создал уже после своей знаменитой, гигантской «Маэста» из сиенского собора, считается «Полиптих № 47», который раньше находился в госпитале Санта Мария делла Скала (1311-18 гг., Сиена, Пинакотека). Он плохо сохранился, и из всех его частей кисти Дуччо приписывают только центральную панель — Мадонну с младенцем. Впрочем, и с этой атрибуцией далеко не все согласны.

Главное произведение

В главном произведении Дуччо — алтарном образе сиенского собора «Маэста» с изображением Богоматери в окружении ангелов и святых на лицевой стороне и «Страстей Христовых» на оборотной стороне (1308—1311, основная часть полиптиха — в Музее собора, Сиена), художник, не порывая с канонами средневекового искусства, стремится к жизненной убедительности бытовых деталей, добивается звучной декоративности цвета, лиричности образной системы. По рисунку Дуччо в 1288 был выполнен первый в Италии монументальный витраж в круглом окне хора сиенского собора.

Литература

  • Алпатов М. В., Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто. М.—Л., 1939
  • Лазарев В. Н. Происхождение итальянского Возрождения. М., 1959
  • Brandi С. Duccio. Firenze, 1951
  • Carli E. Duccio. Milano, 1962

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое «Дуччо» в других словарях:

Дуччо — ди Буонинсенья (Duccio di Buoninsegna) основатель венскойшколы живописи. Полагают, что он род. около 1260 г., а ум. около 1320 г.Оставаясь верен преданиям византийских миниатюристов, он, однако,старался оживить мертвенные типы их изображений… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Дуччо ди Буонинсенья — … Википедия

Дуччо ди Буонисенья — Дуччо ди Буонисенья. Мадонна Ручеллаи . 1298. Галерея Уффици. ДУЧЧО ДИ БУОНИСЕНЬЯ (Ducco di Buonisegna) (около 1255 1319), итальянский живописец. Основоположник сиенской школы живописи. Лирические по духу, изысканные по линейному ритму и цвету… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Дуччо ди Буонинсенья — (Duccio di Buoninsegna) (около 1255 1319), итальянский живописец. Основоположник сиенской школы XIV в. Испытал влияние итало византийской живописи и французской готической миниатюры. Воспринял отдельные черты искусства Проторенессанса.… … Художественная энциклопедия

Дуччо ди Буонинсенья — Дуччо ди Буонинсенья. Мадонна Ручеллаи . 1285. Галерея Уффици. Флоренция. Дуччо ди Буонинсенья (Duccio di Buoninsegna) (около 1255 — 1319), итальянский живописец. Основоположник сиенской школы XIV в. Испытал влияние итало византийской… … Художественная энциклопедия

ДУЧЧО ДИ БУОНИНСЕНЬЯ — (Duccio di Buoninsegna) (ок. 1255 1319) итальянский живописец. Основоположник сиенской школы живописи 14 в. Лирические по духу, изысканные по линейному ритму и колориту произведения Дуччо ди Буонинсенья не выходят за рамки средневековых традиций… … Большой Энциклопедический словарь

Дуччо ди Буонинсенья — (Duccio di Buoninsegna) (около 1255 1319), итальянский живописец. Основоположник сиенской школы живописи XIV в. Изысканные по линейному ритму и колориту произведения Дуччо ди Буонинсеньи (двусторонний полиптих «Маэста», 1308 11) отличаются… … Энциклопедический словарь

Дуччо ди Буонинсенья — (Duccio di Buoninsegna) Упом. с 1278 1319, Сиена. Итальянский живописец. Основатель сиенской школы, ставшей одной из ведущих в итальянской живописи XIV в. Работал в Сиене и Флоренции. Наряду с Чимабуэ Дуччо принадлежал к итальянским мастерам… … Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

Дуччо ди Буонинсенья — (Duccio di Buoninsegna) (около 1255 1319), итальянский живописец. Основоположник сиенской школы (См. Сиенская школа) живописи 14 в. Стоял в стороне от новаторских исканий мастеров римской и флорентийской школ. Испытал воздействие итало… … Большая советская энциклопедия

ДУЧЧО ДИ БУОНИНСЕНЬЯ — (Duccio di Buoninsegna) (ок. 1255 1319), итальянский живописец, основоположник сиенской школы. Первое упоминание о нем относится к 1278 и связано с украшением ларцов для городского архива Сиены. Его главное произведение алтарный образ Сиенского… … Энциклопедия Кольера

Мадонны из Сиены в Москве

В ГМИИ им. Пушкина привезли шедевры мастеров проторенессанса из Италии.

В Москве отерылась выставка «Сиена на заре Ренессанса».

Сиена – ведущий художественный центр XIII-XV веков противопоставлял себя Риму. Смотрите сами, Сиену основали два брата, Сений и Аский, сыны Рема, которого убил его родной брат Ромул. Да, тех самых братьев, которых вскормила волчица и которые основали Рим. Сений и Аский в страхе перед дядей бежали из города и построили свой город – Сиену. Вот такая легенда, конечно, оправдывала старую вражду городов.

Сиенскую школу отличает уникальное смешение византийских, готических и ренессансных течений. Авторитет Византии, близкого партнера, всегда отражалось на политической, финансовой и художественной жизни Сиенской республики. Впоследствии, к сожалению, влияние сиенской школы живописи на итальянское искусство активно задвигалось в сторону, когда на передний план вышла старая соперница Сиены – Флоренция.

Первый зал выставки построен вокруг религиозной живописи Сиены и культа Мадонны. Работы приехали из самого крупного собрания сиенской школы – из знаменитой Национальной пинакотеки в Сиене. После того как римский папа отлучил Сиену от церкви после битвы при Монтаперти в 1260 году, Мадонна была признана официальной заступницей сиенцев, давая религиозным горожанам возможность пропустить одну из ступенек иерархии и сразу обраться в высшей инстанции.

В XIII веке в Сиене творили знаменитый мастер Дуччо ди Буонинсенья, современник Джотто и основатель местной художественной традиции, на выставке представлено несколько его последователей: Сенья ди Бонавентура, Уголино ди Нерио и Никколó ди Сенья. Среди них – Симоне Мартини, чье влияние на последующую сиенскую живопись ощущалось во всем, его развивал целый ряд художников, его «товарищей», как называли их в то время.

Пьетро Лоренцетти. Мадонна с Младенцем и святыми Агнесой и Екатериной. Сиена, 1305—1345

В XIV веке громко заявили о себе два других выдающихся сиенских художника – братья Пьетро и Амброджо Лоренцетти. Амброджо уже историки XV столетия признавали вторым по значению художником Треченто после Джотто, считали художником-философом, художником-интеллектуалом, в том числе благодаря его участию в политической жизни Сиены.

Во второй части выставки можно увидеть то, что не так часто выезжает за пределы Италии и тем более в таком количестве – «таволетты Биккерны» – 10 табличек, представляющих собой уникальную форму светского искусства. «Таволетты», то есть «дощечки» написаны на деревянной основе обложки учетных книг сиенского казначейства. «Биккерны» расписывали со Средних веков (1257) до конца XVII века. К выполнению этой работы привлекали лучших сиенских художников: братьев Лоренцетти, Липпо Ванни, Джованни ди Паоло и других. «Биккерны» считаются уникальными ранними памятниками жанровой живописи и считаются видом искусства, существовавшим только в Сиене.

Сано ди Пьетро. Усекновение главы Иоанна Предтечи. XV век. ©ГМИИ им. А.С. Пушкина

В третьей части выставки экспонированы памятники сиенской живописи XIV-XV веков из собрания ГМИИ им. Пушкина, например, «Распятие» Сеньи ди Бонавентуры, ученика Дуччо, две створки полиптиха Сансеполькро художника Сассетты, а также произведения Андреа ди Бартоло, Сано ди Пьетро, Маттео ди Джованни, Гвидоччо Коццарелли, Бернардино Фунгаи и других мастеров.

Выставка проходит до 3 октября 2021 года в главном здании ГМИИ им. Пушкина.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector