Дворец медичи риккарди во флоренции

Дворец медичи риккарди во флоренции

Палаццо Медичи Риккарди во Флоренции — что скрывает дворец самого могущественного семейства?

музей воеводине нови сад

Семья Медичи – наверное, самые известные из жителей Флоренции за все время существования города. Богатые, влиятельные, таинственные… А Палаццо Медичи (Флоренция) уже давно стало популярной туристической достопримечательностью города. Здорово, что есть возможность посетить его, прогуляться по коридорам, по которым ходили блистательные Медичи.

Оказывается, все интерьеры палаццо – оригинальные! Хотя, личных вещей семейства вы, к сожалению, не увидите. Кстати, вы знаете, почему палаццо носит двойное имя – Медичи – Риккарди? Скоро все узнаете.

1. Краткая историческая справка

Добро пожаловать в Палаццо Медичи на Виа Ларга! Это первое здание во Флоренции, построенное в стиле раннего Ренессанса. Козимо Медичи задумал построить для своей семьи красивое палаццо, выбирал между проектами Микелоццо ди Бартоломео и Брунеллески, но последний предложил уж очень вычурный дизайн.

Прозорливый банкир Медичи не хотел, чтобы местное население сильно завидовало его богатству – это могло навлечь проблемы на семью.

Строили его 20 лет, готов дворец был только в 1464 году.

Большинство помещений сохранились именно такими, какими были при блистательных Медичи. Сегодня палаццо превращено в музей с обширной и интересной экспозицией.

Особенно интересно богатое убранство залов и комнат. В одном из залов находится знаменитая фреска «Триумф Медичи на облаках Олимпа», которую можно рассматривать часами.

Еще в палаццо хранится картина Липпи «Мадонна с Младенцем».

В 1659 году случается непредвиденное – Медичи спасаются бегством из Флоренции, а свой дворец продают семье Риккарди. Поэтому, палаццо и носит двойное название Медичи и Риккарди. С тех пор там жили Риккарди. Маркиз Риккарди перестраивает и обновляет дворец.

Именно маркиз оборудует и собирает ценную библиотеку в особняке. Позднее, библиотеку могут посетить все желающие. Риккардианская библиотека существует и сегодня.

А уже в XIX веке здесь разместилась префектура города. Поэтому для посещения туристами открыта только часть здания.

2. Полезная информация

2.1. Где находится

Палаццо расположено в центре старой части города недалеко от базилики Сан Лоренцо, а если идти в другую сторону — увидите музей Леонардо да Винчи.

Адрес: Via Cavour, 3

Расположение дворца Медичи на карте:

2.2. Как добраться

Совсем недалеко от площади Дуомо – можно дойти пешком. Для этого нужно обойти собор, вы выйдите на Via de' Martelli. По ней нужно идти все время прямо (минут 5-7) до пересечения с Via de' Gori. С левой стороны увидите фасад палаццо Медичи Риккарди.

Если вам нужно добраться из другой части города, то можно воспользоваться общественным транспортом:

  • На автобусах 14, 23 до Via De' Pucci;
  • С1 до Piazza Di San Lorenzo.

Узнать больше про Палаццо Медичи, Дворец Питти, сады Боболи можно во время экскурсии. Проводится на английском или французском языках. Гид откроет вам некоторые тайны легендарного семейства. Стоит 49 евро с человека, а прогулка длится 4 часа.

Также могу посоветовать вариант с русскоязычной обзорной экскурсией по городу. Я на ней была – за каких-то 2 часа вы узнаете множество информации о городе, увидите все основные достопримечательности и, конечно же, узнаете историю семейства Медичи. Экскурсия стоит всего 20 евро. Город связан с именем Медичи, так что гид про них много рассказывает, показывает значимые для семейства места.

Туристический автобус hop-on/hop-off – тоже хорошая идея. Но маршруты не подходят близко к самому дворцу Медичи. Самая удобная остановка Florence SMN – вокзал Санта Мария Новелла. Пешком дойти очень просто: по прямой до церкви Piazza di San Lorenzo, а палаццо находится через дорогу. Билеты на автобус можно купить в туристическом центре или онлайн на сайте getyourguide.

Познакомиться поближе со Флоренцией времен Медичи можно во время экскурсии, полностью посвященной Флоренции Медичи. Посмотреть подробности и забронировать место можно здесь. Стоит 110 евро за группу до 8 человек, проводится на русском языке.

2.3. Время посещения

  • Закрыто по средам.
  • В остальные дни 9.00-19.00.

Время работы кассы с 9.00 до 17.00.

2.4. Стоимость

Я проходила по карте Firenze card – удобно, экономит время. Не нужно стоять в очередях, которые обычно сразу видны на подходах к музеям. Стоит карта 85 евро, но это билет почти что во все музеи города на 3 дня.

Здесь можно купить билет или получить билет по Firenze card:

палаццо медичи во флоренции

Отдельно билет стоит 7 евро:

палаццо медичи

2.5. Официальный сайт

Официальный сайт: www.palazzo-medici.it

2.6. Схема дворца

Смотрите, это план дворца и окружающих его улиц, показаны все входы на территорию дворца:

палаццо медичи

3. Фотообзор дворца

Самое время отправиться во дворец и посмотреть, что находится на его территории.

3.1. Внутренний двор

Очень изысканный внутренний двор. Еще бы, ведь здесь Козимо и Лоренцо Медичи встречали гостей. Если фасад здания «тяжеловат», то во внутреннем дворике ощущается легкость. Интересно, что во времена правления Медичи внутренний двор был открыт для всех, любой житель города мог зайти на территорию и полюбоваться внутренним убранством.

Вход и внутренний дворик:

палаццо медичи рикарди

Внутренний двор, лимонные деревья:

палаццо медичи риккарди

Никакой особой роскоши здесь нет, все просто, но изысканно. Днем во дворике очень красиво, особенно интересно посмотреть на лимонные деревья в больших кадках:

палаццо медичи риккарди фото

3.2. Дворцовые комнаты

Дворец огромный, ведь он был рассчитан на 6-7 семей с женами и детьми, прислугой, животными. К сожалению, личных вещей Медичи вы не увидите – они не сохранились в этом дворце. Медичи забрали все с собой, когда продали дворец.

Для туристов открыто несколько залов, пройдемся по ним.

Чтобы попасть в музей, нужно подняться на второй этаж:

палаццо медичи во флоренции

На лестнице вас встречают скульптуры:

палаццо медичи фото

За дверью виднеются палаты дворца:

палаццо медичи во флоренции

Сначала вы увидите дворцовые комнаты, предназначенные для особых событий, здесь в старинных интерьерах проводятся вполне современные мероприятия:

палаццо медичи во флоренции

Еще одна комната дворца, оборудованная для современных конференций:

дворец палаццо медичи

А здесь уже начинаются жилые комнаты дворца — мебель, конечно, впечатляет:

палаццо медичи во флоренции

дворец палаццо медичи во флоренции

По дворцу можно ходить только по красным дорожкам, которые проходят через все комнаты:

дворец палаццо медичи

Так что остается только любоваться красотой:

дворец палаццо медичи

дворец палаццо медичи

Также во дворце выставлены старинные книги времен Медичи, обратите внимание — книги рукописные:

дворец палаццо медичи

дворец палаццо медичи

Теперь эти книги — исторические документы:

дворец палаццо медичи

дворец палаццо медичи

На картинах в зале представлены одеяния монархов разных времен, а в центре — знаменитое творение Филиппо Липпи «Мадонна с младенцем»:

дворец палаццо медичи

Одежда правителей Флоренции:

дворец палаццо медичи

дворец палаццо медичи

Зал с видом на сад Медичи:

дворец палаццо медичи

3.3. Капелла волхвов

Капелла волхвов – маленькая часовня только для членов семьи Медичи. Внутри складывается впечатление, что вы попали в сказку. Стены и потолок расписаны в едином стиле.

3.4. Музей мрамора

На территории находится небольшой музей мрамора. Это бюсты, статуи – все принадлежало обоим семействам Медичи и Риккарди. Честно говоря, небольшой и не очень интересный музей.

Спуск в музей мраморных фигур:

палаццо медичи риккарди музей

палаццо медичи риккарди

Коллекция интересна тем, что в 16-17 вв. это была одна из редких коллекций древних скульптур, одна из которых датируется 3 веком н.э.

палаццо медичи риккарди

3.5. Галерея зеркал

Украшен фресками Луки Джордано, выполненными по заказу Риккарди. Здесь находится и «Триумф Медичи на облаках Олимпа».

дворец палаццо медичи

3.6 Территория префектуры Флоренции:

В этом же здании располагается префектура города, выделенные под эти цели комнаты находятся на последнем этаже, туда пройти просто так нельзя:

дворец палаццо медичи

На этом экскурсию заканчиваем, направляемся к выходу:

дворец палаццо медичи

3.7. Сувенирная лавка

На 1 этаже перед выходом располагается сувенирный магазин:

дворец палаццо медичи

Книги и альбомы, пазлы:

палаццо медичи риккарди

Есть и очень необычные сувениры, например, «Давид» разных цветов:

палаццо медичи риккарди

Кстати, в подвальном этаже есть еще выставки:

палаццо медичи риккарди

Туалеты во всех достопримечательностях Флоренции бесплатные, во дворце Медичи туалет расположен в подвальном помещении, вход с внутреннего дворика:

палаццо медичи риккарди

4. Выводы

Очень интересный дворец, обязательно нужно туда сходить! На поход рассчитывайте 1-1,5 часа. С маленькими детьми не советую – для детей будет скучно, да и трогать экспонаты нельзя.

А вот взрослым понравится. Внутри сохранились оригинальные интерьеры дворца, интересно посмотреть, как жили Медичи. Конечно, дворец Питти намного роскошнее и больше, но и здесь тоже есть что посмотреть.

На территории есть еще небольшой Музей мрамора, но он особо не впечатлил, можно туда не заходить, чтобы сэкономить время. По отзывам других туристов – тоже необязательная программа.

Смогли бы жить в таком палаццо? Это сегодня он стал музеем, а ведь раньше был домом самого могущественного семейства.

Подпишитесь сами на обновления блога и посоветуйте нас своим друзьям. Поделитесь ссылками на блог в соц.сетях – впереди еще куча интересных историй о путешествиях по Италии и не только.

Кстати, если вы только собираетесь во Флоренцию, но еще не выбрали отель, то советую посмотреть на сайте поисковике hotellook (там можно найти самые выгодные предложения от 40 систем бронирования) или выбрать отель прямо через эту форму:

А я во Флоренции воспользовалась сервисом airbnb и остановилась в квартире (комнате) — так оказалось намного дешевле и удобнее. Если тоже хотите выбрать квартиру, а не отель, обязательно воспользуйтесь нашей ссылкой — так вы получите бонус (около 30 евро) и сможете сэкономить уже на первом бронировании.

Дворец Медичи Риккарди во Флоренции

Дворец Медичи Риккарди во Флоренции

Палаццо Медичи Риккарди — одна из самых известных достопримечательностей во Флоренции. Это первый дворец семьи Медичи, построенный в 1444 году. Расположен он в одном квартале от площади Дуомо.

Дворец Медичи Риккарди — символ Возрождения и его своеобразная точка отсчета. Это первый пример светских строений Флоренции, ставший впоследствии образцом для остальных и классическим для эпохи.

Сегодня дворец частично открыт для посещения. В его помещениях находится Префектура Флоренции.

История

Палаццо Медичи Риккарди во Флоренции стало первым зданием светского назначения и домом для семейства Козимо Медичи — богатейшего знатного рода в городе.

Проект дворца изначально был поручен архитектору Филиппо Брунеллески, он задумал грандиозное здание с роскошными залами и орнаментом, которых Флоренция еще не видела. Но Козимо Медичи, не желая афишировать свои богатства, отверг проект и перепоручил его другому архитектору — Микелоццо ди Бартоломео. Он предоставил проект строгого и аскетичного дворца, который все же имел элементы роскоши, но скрытые. Этот проект пришелся хозяину по душе и был выполнен.

В 1444 году началось строительство дворца, продлилось оно 20 лет. В 1459 году Козимо Медичи перенес сюда свою резиденцию, хотя особняк еще не был достроен. Спустя пять лет, Козимо умер, так и не увидев окончания работ.

Здание особняка породило целый вид архитектурных построек — палаццо, которые вскоре стали строиться по всей Италии. За основу и как образец был взят именно палаццо Медичи Риккарди — первый палаццо подобного вида.

Спустя почти 100 лет, ослабив свое влияние в городе, Медичи продали здание дворца семье Риккарди, которая расширила его и оформила внутренние залы в стиле барокко — модного тогда направления в архитектуре.

В 1814 году Риккарди продали дворец семье Великого Герцога Тосканского Лорена, а в 1874 году здание приобрела Провинция Флоренции и открыла здесь Префектуру города, которая занимает это помещение по настоящее время.

Залы дворца

В настоящее время дворец Медичи частично открыт для посетителей. Его помещения оформлены под выставочные залы и хранят память о каждом семействе-владельце палаццо.

На первом этаже расположен знаменитый внутренний дворик, спроектированный архитектором Микелоццо. Яркая его особенность — аркада по периметру. Эту черту потом начали использовать во всех подобных зданиях. Небольшие уютные дворики стали одним из символов палаццо по всей Италии. Здесь же находится Сад Медичи, украшенный статуями и лимонами, которые продолжают высаживать в дань памяти первых хозяев дворца.

Первый этаж также известен музеем, где собраны древние бюсты, фрески и предметы римской эпохи, которые коллекционировала семья Риккарди — последующие хозяева палаццо Медичи. Музей открыт был в 2005 году и получил название Museo dei Marmi.

Второй этаж (по-итальянски — первый основной, поскольку счет всегда начинался со 2 этажа) занимает несколько главных залов. Один из них — Капелла Волхвов (1459–1561), где размещены фрески Беноццо Гоццоли, иллюстрирующие события, сопутствующие рождению Христа, а также портреты членов семьи Медичи и выдающихся деятелей эпохи Возрождения. Капелла Волхвов — это семейная часовня Медичи.

На этом же этаже расположена Галерея Зеркал, или Галерея Луки Джордано, расписанная его рукой и украшенная картинами из коллекции семьи Риккарди, которым перешел дворец после переезда семейства Медичи в Палаццо Веккьо. Галерея является самым роскошным помещением дворца и одним из самых посещаемых туристами. Потолок зала расписан фресками, общее название их — «Триумф Медичи на облаках Олимпа», где члены семейства изображены богами в окружении звезд и планет.

В соседнем зале находится одна из старейших картин, дошедших до нашего времени, — «Мадонна с Младенцем», написанная Филиппо Липпи в 1466–1469 годах.

Бывшие хозяйственные помещения на первом этаже и личные покои Медичи на втором этаже закрыты для посещения, но несколько залов, куда доступен вход, компенсируют все: относительно небольшой музей и его богатая коллекция производят неизгладимое впечатление на туристов.

Цена билета в Палаццо Медичи в 2021 году

Стоимость входного билета зависит от возраста посетителя и его планов — осмотреть только залы или добавить к ним выставку Риккарди.

Входной билет в палаццо:

  • взрослый билет (с 18 лет) — 7 €,
  • детский (до 18 лет) — 4 €.

Льготы студентам (от 18 до 25 лет), пенсионерам — 4 €.

Инвалиды и их сопровождающие проходят бесплатно.

Входной билет в палаццо + на выставку:

  • взрослый билет (с 18 лет) — 10 €,
  • детский билет (до 18 лет) — 6 €.

Стоимость билетов может меняться. Перед посещением рекомендуется уточнять актуальную информацию на официальном сайте палаццо Медичи во Флоренции.

Дворец Медичи входит в список достопримечательностей, включенных в так называемую Firenze Card — единый входной билет во множество достопримечательностей Флоренции. Стоимость ее составляет 85 €, срок действия — 72 часа. Приобрести ее можно на официальном сайте Firenze Card.

Как добраться до Дворца Медичи Риккарди во Флоренции

Палаццо Медичи расположен в самом центре Флоренции, в одном квартале от Пьяцца дель Дуомо и собора Санта Мария дель Фьори, поэтому добраться до него будет несложно.

В центре города движение автомобилей и общественного транспорта ограничено, но есть несколько автобусных маршрутов, которые доезжают почти до улицы Via Camillo Cavour. Это автобусы № 14, С1, 23. Остановка называется Via De’ Pucci. От главной площади города можно дойти пешком, время в пути не превысит 10 минут.

Пеший маршрут от ЖД вокзала Флоренции — Google Maps:

Также можно до Палаццо Медичи добраться на автомобиле, но, опять же, с ограничением: припарковаться можно только на специально оборудованных стоянках. Полный их перечень можно узнать здесь. Парковки платные — от 3 €, но расположены они в шаговой доступности от Дворца Медичи. Дойти можно за 5–10 минут. Или же можно воспользоваться приложениями такси: Uber, Kiwi и другими. Точно до цели они также не доедут, придется пройти пешком.

Если у вас не так много времени на изучение города, как хотелось бы, вы всегда можете заказать трансфер во Флоренции .

Дворец Медичи Риккарди во Флоренции — панорама Google Maps:

Палаццо Медичи-Риккарди: резиденция великого семейства

На протяжение более века Палаццо Медичи-Риккарди был главной резиденцией могущественной семьи Медичи, правящей во Флоренции. Внутренние дворы, сады и несколько комнат дворца в настоящий момент открыты для посетителей. Строительство дворца началось по указу Козимо Старшего — банкира, который благодаря своему богатству и влиянию стал фактическим правителем Флоренции. Первый дизайн проект от Брунеллески был отвергнут, так как выглядел слишком роскошным. Козимо не любил демонстрировать свое богатство, взамен предпочитая умеренность. Вместо этого, он выбрал более скромный дизайн от Микелоццо ди Бартоломео.
палаццо медичи-риккарди

Строительство Палаццо Медичи-Риккарди началось в 1444, а в 1459 году Козимо Старший перенес сюда свою резиденцию, хотя дворец еще не был закончен. Он умер 5 лет спустя, так и не успев дождаться завершения строительства. Его сын Пьеро и внук Лоренцо Великолепный достроили дворец и доработали интерьеры. В 1494 году, во время короткого республиканского восстания, дворец был разжалован в статусе. Когда семья Медичи вернулась к власти в 1512 году, они снова переехали во дворец. В 1539 году семья переехала в Палаццо Веккьо, а спустя десятилетие в Палаццо Питти на противоположном берегу реки.

Более века спустя Дюк Тосканы Фердинандо Медичи II продал дворец Габриэлло Риккарди. Семья Риккарди расширила и обновила Палаццо в оригинальном ренессансном стиле, а интерьеры были украшены в стиле современного Барокко. Когда влияние семьи Риккарди пошло на спад, им пришлось продать дворец, который в итоге перешел во владение правительства. В соответствие с предпочтениями Козимо, фасад дворца вдоль Via Cavour выглядит довольно скромно. Первый этаж оформлен грубоватыми каменными блоками, в то время как камни верхнего этажа практически гладкие. Два верхних этажа украшены окнамы с круглыми арками и массивным карнизом. Палаццо Медичи-Риккарди стал образцом для новых дворцов Флоренции, которые выглядят слегка похожими друг на друга.

Попасть во дворец можно через так называемую Дверь Мулов, которая ведет во двор Мулов. Небольшой коридор соединяет соединяет Двор Мулов с главным двором, известным как Колонный Двор Микелоццо. Этот изящный внутренний двор окружен классической галереей с карнизом, украшенным медальонами гербов Медичи и классические фигурами, так как Козимо испытывал большой интерес к старине. Во внутреннем дворе когда-то располагался фонтан со статуей Давида Донателло, теперь демонстрирующейся в Барджелло. Сегодня здесь расположена статуя Орфея Баччо Бандинелли.

За статуей Орфея расположен вход в сады дворца. Когда-то его украшали несколько статуй, которые ныне расположены в галерее Уффици и Палаццо Питти. Сегодня это типичный флорентийский сад с лимонными деревьями и маленьким фонтаном. С одной его стороны расположена статуя Геркулеса, а с другой домик для лимонных деревьев. Палаццо можно смело назвать одной из самых выдающихся достопримечательностей Флоренции, которые стоит непременно посетить. Туристические маршруты Флоренции подробно описаны в отдельной подборке.

Дворец может показаться скромным снаружи, но его интерьеры украшены роскошными фресками и гобеленами. Самые интересные комнаты открыты для посетителей на первом этаже, начиная с маленькой Часовни Маджи. Часовня с великолепным мраморным полом и позолоченным потолком была создана Микелоццо. Стены главной комнаты были великолепно декорированы в 1459 году под руководством Беноццо Гоццоли. Здесь запечатлены несколько членов семьи Медичи, а так же автопортрет самого живописца. Запрестольный Образ Филиппо Липпи является копией, а оригинал был продан и сейчас находится в Берлинской Картинной Галерее.

Лестница ведет из часовни в консульскую Комнату Четырех Сезонов, украшенную флорентийскими гобеленами с изображением четырех сезонов. На стенах примыкающей комнаты Сала Соннино можно лицезреть серию старинных рельефов с мифическими героями, включая Геркулеса. Но самым известным артефактом в комнате является картина «Мадонна с Младенцем» Филиппо Липпи, нарисованная в 1466 году. Следующая комната — Галерея Луки Джордано, самая роскошная в Палаццо Медичи-Риккарди. Она была построена в 1770 году для Габриэлло Риккарди и украшена в стиле Барокко с золотой штукатуркой, деревянными панелями и грандиозным потолком с фреской Джордано. Фреска покрывает весь потолок, изображая «Идеал династии Медичи» и ряд мифологических сцен.

На первом этаже палаццо Медичи-Риккарди также можно посетить несколько временных выставок. В одной из комнат размещена коллекция римских скульптур, собранная самим Риккардо Риккарди. В интерактивной лаборатории посетители могут получить детальную информацию о Часовне Маджи, воспользовавшись сенсорными дисплеями.

Палаццо Медичи во Флоренции

К середине XIV века на поверхность городской жизни Флоренции поднялись многие семьи, отличавшиеся неистощимой энергией и деловой хваткой. Среди них особенно заметно выделился род Медичи, представители которого в прошлом были лекарями (именно это значение имеет их фамилия). К середине XV века банкирский дом Медичи стал одним из самых богатых и влиятельных во Флоренции.

Козимо Медичи Старший, хотя формально и занимал положение рядового гражданина, на самом деле был фактическим правителем Флоренции, так как в правительстве находились верные и преданные ему люди. Не желая особо выделяться, Козимо Медичи, которого называли «Отцом отечества», долгое время не решался построить для своей семьи дворец, проект которого уже давно был составлен архитектором Ф. Брунеллески. Осмотрительный глава рода Медичи не отваживался претворить в жизнь замысел зодчего, ибо тот задумал слишком роскошное здание.

Как говорится в «Книге Антонио Булли», Ф. Брунеллески «изготовил модель дома, или дворца, Козимо де Медичи, который должен был находиться на площади Сан Лоренцо так, чтобы ворота были против двери (среднего портала) Сан Лоренцо. Здание это было бы таким, каких, пожалуй, теперь мало на земле, если бы следовали проекту Филиппо. Но так как Козимо показалось, что постройка обойдется дорого, то он отложил этот проект в сторону, хотя и пожалел об этом впоследствии. Ибо Филиппо, который воплотил в этом творении весь свой гений, в гневе уничтожил его, говоря при этом, что он давно мечтал хоть раз в жизни создать редкое произведение искусства и думал, что встретил человека, который и хотел этого, и способен был это выполнить.

Читайте также  Наполовину женщина наполовину птица

Утверждают, что никогда не видели Филиппо таким веселым, как во время работы над этой моделью. Козимо очень сожалел, что отказался от нее, и говорил, что ему никогда не приходилось беседовать с человеком столь возвышенного ума, и горько сетовал на самого себя».

Собираясь строить фамильный дворец, достойный положения его владельцев, К. Медичи отдал предпочтение проекту М. Микелоцци, ибо, как уже говорилось выше, проект Ф. Брунеллески показался ему слишком роскошным для гражданина свободной Флоренции, пусть даже и самого могущественного. Конституция Флорентийской республики устанавливала предельные размеры новых построек, на этом основании власти и отвергли проект Ф. Брунеллески, отдав предпочтение плану М. Микелоцци, представленному одновременно.

В проект самого раннего из дворцов Ренессанса оба зодчих внесли общие архитектурные элементы. Прежде всего это сознательный и более организованный порядок применения элементов, которые использовались и ранее, в частности, расположение порталов и окон, их соотношение друг с другом, а также расположение главного карниза, античного по духу, который был введен исключительно ради эстетического порядка вместо прежних воинственных зубцов и навесных бойниц. Кроме того, величественность и грандиозность сооружения были в достаточной мере присущи и проекту М. Микелоцци, чтобы снискать городу честь и славу, а его владельцу предоставить всякие удобства.

Для своего времени и по своему сословному положению М. Микелоцци довольно много успел в своем образовании. Он славился искусством сочинять письма и составлять документы, эта его способность более всего обнаруживается в деловой переписке с членами семьи Медичи. Может быть, сначала именно этим он зарекомендовал себя в столь знатном доме.

Жизнь М. Микелоцци, преуспевшего и в деловых отношениях, протекала в исключительно благоприятных условиях. Весьма выгодной для него оказалась и верность дому Медичи, в особенности его главе – Козимо Медичи. М. Микелоцци можно считать придворным архитектором Медичи, исполнявшим все заказы. Его скромная готовность принимать любые заказы, даже самые незначительные поручения, сделала его незаменимым. Он стоял к Козимо Медичи, любившему искусство и покровительствовавшему ему, ближе, чем кто-либо из других мастеров того времени.

Огромные средства позволили К. Медичи возвести палаццо, которое стало наиболее выдающейся гражданской постройкой раннего Ренессанса. Точные данные о начале и продолжительности его возведения до нас не дошли: расходные книги дома Медичи сохранились не полностью, поэтому по данному вопросу среди исследователей существует множество предположений. До 1428 года, когда К. Медичи возглавил семейство, он вряд ли мог приступить к возведению новой фамильной резиденции. Подготовительные переговоры тоже должны были занять некоторое время, так что наиболее вероятным годом начала строительства считается 1430й, хотя факт этот окончательно не подтвержден. Очень многое говорит и в пользу 1440 года, в частности, сообщение о том, что сам К. Медичи якобы высказал сожаление, что не начал строить свой дворец десятью годами раньше.

В плане палаццо Медичи представляет собой почти правильный квадрат (4038 метров) с квадратным двором в центре. Дворец трехэтажный, а высота этажей еще больше подчеркивает величественность всего здания. Стены дворца и его нижний ярус, который облицован рустом (грубым, необработанным камнем), непробиваемы, как крепостные стены. И вместе с тем новый дворец существенно отличался от семейной твердыни прежних веков. У него продуманные пропорции, красивые окна и обрамления дверей, третий этаж завершается широким нарядным античным карнизом, который оттенял общую суровость стен своей пластической проработкой.

Этажи на фасаде отделяются друг от друга небольшими поясками-карнизами, на которые опираются выполненные в виде арок окна. Сначала дворец имел по фасаду десять окон, но в XVII веке его удлинили еще на семь окон. Каждая арка в свою очередь объединяет две меньшие, разделенные между собой небольшой колонкой. С внешней стороны дворца, на углу второго этажа, помещен фамильный герб Медичи – шесть шаров на гладком фоне, которые представляют собой пилюли и напоминают о врачевании – первоначальной профессии предков Медичи.

Все помещения палаццо располагались вокруг просторного внутреннего двора, окруженного изысканной аркадой с легкими коринфскими колоннами. Посреди двора находилась дверь, ведущая в сад, который часто называли вторым двором.

Второй двор (или сад) шел по длине заднего фасада палаццо и простирался к северу. Он был украшен многочисленными древними памятниками. Он По обеим сторонам ворот стояли статуи Марсия, реставрированные Донателло и Вероккио. С трех сторон двор окружала ограда в высоту нижнего этажа. Ограда была увенчана зубчатым карнизом, на котором К. Медичи поместил бронзовую голову Донателло. Современники отмечали, что сад «невелик, но так величественен, что все входящие останавливались в изумлении».

В первом этаже дворца размещались подсобные помещения, окна которых снаружи были забраны крепкими металлическими решетками. Жилые комнаты располагались на третьем этаже, а на втором – богато убранные парадные залы и дворцовая капелла, стены которой от самого пола до потолка были расписаны фресками Б. Гоццоли.

Но от прекрасного убранства многих помещений палаццо Медичи сейчас мало что осталось. Лишь одна капелла в своих основных чертах сохранила прежний вид. В силу своего культового назначения она не подвергалась существенным изменениям и лишь стала несколько меньше после постройки новой главной лестницы.

Пол капеллы был необычайно тщательно и изящно выложен мозаикой из квадратных плиток драгоценных пород дерева. Узор в задней части пола более богат, вероятно, потому, что во время богослужений передняя часть пола покрывалась ковром.

При украшении потолков капеллы главная задача заключалась в том, чтобы, учитывая ограниченность пространства, избежать слишком тяжелых и массивных форм и в то же время как можно богаче украсить капеллу, как семейное святилище. Отсюда и членение потолка на возможно большее число отдельных частей, в изобилии усеянных мелкими декоративными деталями.

Главное место на потолке капеллы отведено живописи, лишь некоторые его части были сделаны резными для большей рельефности. Роскошь красок до сих пор создает чарующие глаз эффекты, так как, кроме синего фона и богатой позолоты, применялись коричневые, красные и белые тона. В сочетании с великолепными картинами Б. Гоццоли, покрывающими стены, это производило поистине волшебное впечатление.

Чрезвычайно тонко и изящно расцвечен потолок хора, где красные, синие и белые перья Медичи, слегка тронутые золотом, образуют венец вокруг монограммы Иисуса Христа. Белый цвет, если рассматривать его вблизи, обладает серебристым оттенком. Он образует фон, на который нанесены синий, красный и золотой цвета, приобретающие от этого фона тоже некоторый блеск.

Очень изящна и роспись цоколя, выполненная фресками. В восхитительное обрамление были введены красные и желтые эмблемы дома Медичи.

В капелле находилась алтарная икона «Шествие волхвов», написанная Б. Гоццоли. В библейский сюжет художник ввел множество флорентийцев, начиная с представителей рода Медичи и кончая простолюдинами, а на первом плане изображен даже негр. Это многоликое шествие развертывается на фоне пленительного пейзажа: на далеких зеленых холмах высятся белокаменные замки со множеством башен, вьются живописно ведущие к ним дороги, тонкие стволы деревьев изящно поддерживают свои пышные кроны, порхают птицы По сероватым гладким изломам гор движутся процессии, а всадник с копьем и в сопровождении собак стремится настичь проворно убегающую лань.

При Лоренцо Медичи дворец стал центром гуманитарной культуры не только Флоренции, но и всей Италии – местом столь высокого процветания искусств, что его молодой владелец заслужил прозвище «Лоренцо Великолепный». Он прекрасно знал древнеримскую литературу и философию, а также и древнегреческий, хотя в средневековой Италии этот язык был почти совсем забыт. Как дед и прадед, Лоренцо Медичи собирал произведения искусства, и палаццо Медичи вскоре превратилось в хранилище уникальных художественных произведений.

В 1659 году Медичи продали свой дворец маркизу Риккарди, поэтому он стал называться «Палаццо Медичи-Риккарди». В 1829 году дворец перешел в собственность государства, и после реставрации в нем разместился музей.

Палаццо Медичи-Рикарди, Флоренция

Палаццо Медичи-Рикарди - www.Arhitekto.ru

В развитии ренессансной архитектуры первоочередной задачей является строительство дворцов для старой и новой торговой аристократии.

Городские дворцы вначале имели вид крепостей, так как выполняли и оборонительные функции. Их общим признаком была простота композиции, мощный руст стен, последовательное разделение этажей карнизами. По существу, можно говорить о едином блоке, имеющем горизонтальное членение. Верхняя часть завершалась особенно сильным карнизом, иногда значительно выступающим: палаццо Питти во Флоренции, 1458 г.; палаццо Строцци, 1489 г.; палаццо Гонди, 1490 г. К раннему периоду относится и палаццо Кводани во Флоренции, последний из ренессансных дворцов, несущий следы готики.

Существовавшее в начале преобладание горизонтальных членений позже уравновешивается вертикальными вставками на фасаде в виде пилястр (скорее образ пилонов или колонн), как в палаццо Ручеллаи. В дальнейшем происходит все большее пластическое обогащение фасадов.

В палаццо Медичи-Рикарди (1444-1452 гг.), построенном во Флоренции архитектором Микелоццо, присутствуют все главные признаки стиля Возрождения, сохраняющие свое значение в архитектуре всех стран; это — симметрия композиции, деление здания посредством горизонтальных тяг на этажи, четкий метрический порядок в размещении оконных проемов и архитектурных деталей — распределение их на равных расстояниях друг от друга.

На фасадах палаццо Медичи — суровых и сдержанных, «оскованных» постепенно убывающим от этажа к этажу рельефом больших рустованных камней,— мотив, характерный для флорентийского раннего Возрождения,— ордера применены лишь в виде небольших колонок, разделяющих парные окна (тема двойных окон перешла в архитектуру Ренессанса из романо-готического зодчества). Но зато все профили строятся на использовании античных обломов, а в обработку венчающего карниза введены модульоны.

Как и другие итальянские дворцы, палаццо Медичи-Рикарди содержит замкнутый колодцеобразный двор. Типична галерея первого этажа, ограниченная аркадой, опирающейся на колонки с капителями. Во втором и третьем этажах над галереей — обходной коридор, к которому примыкают прямоугольные помещения без четкого распределения функций. Стены второго и третьего этажей, ограничивающие двор, содержат оконные проемы, в данном случае парные, арочные.

Существует значительное различие в облике внешних — уличных и дворовых фасадов палаццо Медичи-Рикарди и других, современных ему дворцовых сооружений. По сравнению с суровыми и замкнутыми наружными каменными фасадами, дворовые кажутся более приветливыми. Гладкие поверхности стен дополняются тонко найденными деталями. Аркада первого этажа сообщает облику двора известную легкость. Эта разница между уличными и дворовыми фасадами определялась тем, что наружные фасады выходили на улицы, и здесь необходимо было обеспечить замкнутость — в прямом и переносном смысле слова, двор же находился в центре здания и непосредственно был связан с жилыми и служебными помещениями, суровость облика здесь уже не была нужна.

Черты, характеризующие палаццо Медичи-Рикарди, определяют облик большинства других сооружений этого типа. Даже в конце XV века во Флоренции создавались дворцовые сооружения с чертами почти крепостной замкнутости и суровости. Примером может служить известное палаццо Строцци (архитектор Бенедетто-да-Майано), воспринимающееся в виде огромного куба, завершаемого карнизом большого выноса.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector