Дворцы древней греции

Дворцы древней греции

Дворцы древней греции

Искусство древней Греции, Крит (часть II)

Искусство древней Греции, Крит (часть II)

Архитектура периода новых и поздних дворцов

Период «новых дворцов» (1700–1450 гг. до Р.Х.) явился временем наивысшего расцвета критской культуры. После катастрофы, уничтожившей предыдущую культуру «старых дворцов», критская цивилизация восстанавливается с новой силой, возводятся грандиозные дворцовые постройки 1 . Центрами критской цивилизации этого периода стали Кносс, Фест, Маллия, Като Закро, Гурния. Новый период начался при гегемонии Кносса, который играет ведущую роль в политике, экономике, культуре острова. Именно этот период связан с легендарным царем Миносом, правящим островом; с его женой Пасифаей, родившего сына Астерикса в виде человека-быка и прозванного Минатавром; с героем Афин Тесеем, победившем Минотавра и увезшего с Крита дочь Миноса прекрасную Ариадну. В поздних греческих мифах, донёсших до нас эту информацию, Крит предстаёт процветающим могучим государством — его флот достигает берегов Сицилии, сыновья Миноса основывают новые города и переселяются в старые в Греции и Малой Азии (например, в Милет). Сам Минос даёт Греции первые законы. Всё это — сохранившиеся воспоминания о тех временах, когда минойская держава доминировала в Эгейском регионе, была сильна флотом, имела зависимые города на материке и на контролирующих прилегающих территориях (возрастает минойское влияние на Кикладах, сильнее всего это выражено на примере археологического материала, происходящего с о-вов Мелос, Делос, Фера и Кеос, также были поселения в Каграфосе и на Родосе и торговые порты у побережья Малой Азии — на Косе, Насосе, Симосе, Мелосе). Сильный флот способствовал успешной торговле со странами Средиземноморья, которая начала складываться и процветать ещё в период «старых дворцов». О торговых связях свидетельствуют найденные на Крите вещи из Египта, Месопотамии, с других частей Ближнего Востока, в то же время по всему Средиземноморью встречаются критские вазы. Ю.В. Андреев называет минойскую морскую державу и форму её управления «талоссократия» 2 . В период «новых дворцов» Кносс вступил в фазу своего наивысшего политического могущества, определяя внутреннюю политику на Крите, контролируя внешнеполитические отношения. В это время Кносс, по-видимому, является и религиозным центром критской цивилизации.

Архитектура. Так как от периода «новых дворцов» сохранились многочисленные остатки архитектурных сооружений, то начнём рассмотрение искусства Крита периода расцвета с их анализа. До сих пор вопрос о месте, где произошло их сложение, остаётся открытым. Условно постройки на Крите и сопредельных территориях этого периода принято делить на т. наз. дворцы и виллы.

Принято считать, что постройка «нового дворца» в Фесте начинается около 1550 г. до Р.Х. 3 Возможно, что строительство дворцов в Кноссе, Маллии и Като Закро состоялась ненамного раньше 4 . Вероятно, что между 1550 и 1450 гг. до Р.Х. на Крите окончательно оформилась схема дворцового ансамбля. Относительно появления «дворцового» типа построек, Ю.В Андреев пишет, что «не так уж далёк от истины Дж. Грехем, полагавший, что эта идея совершенно спонтанно, независимо от каких-то восточных аналогов возникла в мозгу «некоего критского Дедала»… Скорее всего это случилось в Кноссе, где был создан самый большой и самый сложный из всех известных комплексов этого типа» 5 . При этом, стоит упомянуть и о других точках зрения на процессы формирования критских дворцов. Так, Т. Вулли считает, что есть сходство между минойскими дворовыми комплексами и седьмым слоем дворца Ямли-Лима в Алалахе (Северная Сирия), датируемым 1770-1750 гг. до Р.Х. 6 С. Худ, в свою очередь, сравнивает критские дворцы с комплексами в Беджисултане (Западная Анатолия). У. Вундерлихом была высказана идея о том, что при строительстве Кносса, критяне могли ориентироваться на построенный египетским фараоном Аменемхетом III храм, прозванный «Лабиринтом». Но при всех вышеозначенных взглядах, важно отметить следующее: сходство с малоазийскими постройками можно объяснить заимствованием или близостью двух культур, сходство же с ближневосточными постройками — скорее параллелизм в развитии архитектурных форм. К моменту сооружения дворцов приёмы строительства, даже взятые с других территорий, были уже полностью усвоены местной архитектурой. Дж. Грехем, сравнивая критские постройки с египетскими и месопотамскими, выделяет следующие особенности, присущие только Криту: 1. Развитие плана идёт во вне от центрального двора, который служит смысловым центром композиции; 2. В планировке принцип функциональности доминирует над принципом симметричности; 3. Для освещения внутренних помещений используются световые шахты; 4. Для ряда интерьеров характерно разделение залов рядом столбов с навешенными деревянными дверьми; 5. Для интерьеров характерно использование люстральных комнат — помещений с пониженным уровнем пола, вымощенного алебастром; 6. Применение в качестве опоры деревянных колонн, покрытых штукатуркой и ссужающихся к основанию.

Отмечается единообразие планировочных решений, используемых строителями при постройке по крайней мере четырёх «новых дворцов» (в Кноссе, Фесте, Маллии и Като Закро), – это практически одинаковая ориентация по сторонам света, применение одних и тех же строительных модулей (т. наз. минойского фута). По мнению Ю.В. Андреева, «…все эти факты в совокупности заставляют думать, что возникновение дворцовых ансамблей было результатом осуществления широкой строительной программы, направляемой из одного центра, которым, по видимому, был всё тот же Кносс» 7 .

Рассмотрим архитектурное решение кносского дворца, открытого и исследованного английским археологом Артуром Эвансом в 1899-1935 гг., т.к. по справедливому замечанию Б.Р. Виппера, данный дворец «самый крупный, самый сложный в плане…послужит нам опорным пунктом для характеристики критского архитектурного стиля» 8 . Дворец в Кноссе, как и другие критские дворцы, не имел укреплений (их не было и вокруг поселений). Постройка занимала площадь около гектара, размеры центрального двора составляли 26,5х53,1 м, превосходя другие критские дворцы и по своим размерам (занятая им площадь почти в два раза превышала площадь дворца в Маллии и в два с половиной раза площадь дворца в Фесте) и по великолепию архитектуры, и по богатству своих кладовых. Отличалось по размерам и примыкавшее к дворцу поселение городского (или протогородского) типа, которое занимало площадь около 50 га, являясь одним из самых крупных не только на Крите, но и на территории всего Эгейского мира 9 .

Кносский, как и практически любой критский дворец, сооружён из местных материалов. Стены сложены из гипса 10 , некоторые их части – из известняка. В верхних этажах могли использоваться кирпич и кипарисовое дерево, которое шло на изготовление дверей, потолков, балок перекрытий 11 . Гипс, мягкий камень с рыхлой фактурой снежно-белого цвета, специальным ножом разрезался на блоки, из которых складывались стены, ступени лестниц и мостились полы во внутренних помещениях. Но гипс был непрочным материалом, быстро разрушался, размывался водой. Поэтому гипсовые блоки, из которых складывался пол, часто меняли. В силу этих же причин, если гипс использовался для внешних стен, его покрывали штукатуркой. Или для внешних стен применяли более прочный известняк, который также использовался для изготовления столбов, баз для колонн, оформления дверных и оконных проёмов. Для полов и стен помещений, где было постоянное взаимодействие с водой, использовался более прочный материал — алебастр. Как ив Кноссе, известняк и алебастр активно применяются в Фесте. Маллия построена, в основном, из песчаника, добывавшегося недалеко от дворца. Для стволов колонн использовалось дерево, затем оно штукатурилось и окрашивалось. Колонны ставились на известняковые базы. Колонны ставились широкой стороной кверху, постепенно ссужаясь вниз, получалась форма, т. наз. критской колонны 12 . В интерьерах широко использовались штукатурка и цемент. Последний очень часто применялся для изготовления полов. Причём мог окрашиваться в разные цвета, преимущественно в красный. Станы важнейших помещений штукатурились. Для хозяйственных конструкций использовалась глина: из обожжённой глины выполнены канализационные трубы, глиняная черепица покрывала крышу, карнизы покрывались глиняными рогами посвящения. Для мелких деталей — розеты, дверные скобы могли использоваться металлы (медь и бронза). Кносский дворец даёт большое разнообразие в использовании материалов. Внешние стены складывались из крупных блоков камня, но они могли быть не целиком каменными (так, участок западной стены имел заполнение щебёнкой и был дополнительно укреплён балками). Второстепенные стены были тоньше, они могли складываться из кирпича и скрепляться балками, а затем поверхность стен штукатурилась.

Кносский дворец имел четкую последовательность в наборе основных элементов архитектурной композиции и системе их взаиморасположения. Основными элементами были центральный открытый и мощённый двор, вокруг которого группируются помещения западного, северного, южного и восточного крыльев.

Отличительное своеобразие критских дворцов, тесно связанное со спецификой планировки — это особое расположение в пространстве. Они были «вписаны» в ландшафт, ориентированны на стороны света, имели террасную структуру, и также как и старые дворцы привязаны к сакральным местам. Американский историк архитектуры В. Скалли, изучив ландшафты Кносса, Феста, Маллии и Гурнии, пришёл к выводу, что выбор места для постройки дворца, а также специфика его ориентации обычно определялись с учётом двух факторов 13 : 1. Дворцы, как правило, располагались в замкнутой со всех сторон долине, размеры которой могут быть различными, но конфигурация (вытянутый в длину прямоугольник) остаётся всегда одной и той же; 2. На осевой линии дворца к северу или к югу от него можно увидеть округлый или конический холм, а на некотором расстоянии от него — гору с раздвоенной вершиной.

Всё это, по мнению, В. Скалли, свидетельствует о том, что архитектура дворца должна была восприниматься как своего рода искусственное дополнение к тем естественным архитектурно-скульптурным формам, которые были созданы вокруг него самой природой. Следовательно, как памятники синтетического искусства критские дворцы могут быть поняты лишь в тесной связи с ландшафтной архитектурой. Ю.В. Андреев добавляет с этой точке зрения, полагая, что в концепции В. Скалли «…заключено определённое рациональное зерно, каковым может считаться идея гармонической сбалансированности дворцовой архитектуры с формами окружающего ландшафта, сбалансированности не только эстетического (хотя этот момент, несомненно, учитывался), сколько религиозно-символического порядка» 14 . Итак, уже в системе расположения критского дворца проявились его функции, и, прежде всего — это функция сакральная. Также для понимания специфики архитектурно-планировочного решения Кносского дворца важно понятие асимметрии плана. Так, центральный двор, несмотря на свою доминирующую роль в системе архитектурной композиции, не имеет черт симметрии ни с своих контурах, ни в композиции помещений вокруг него, наоборот, как отмечает Б.Р. Виппер «…строители Кносского дворца стремились, очевидно, к возможно большей свободе, к живописному беспорядку в комбинации пространств» 15 . Например, с северо-восточной и юго-западной сторон стены дворца уступами врываются в площадь двора; главный, северный, вход помещен не на центральной оси; наружные контуры дворца отличаются неправильными очертаниями; размещение архитектурных пространств на различных уровнях (так в Кносском дворце можно наблюдать по меньшей мере четыре уровня пола, а одноэтажные комплексы здания постоянно чередуются с двух- и трёхэтажными 16 ). Учитывая эти специфические черты архитектурного замысла, лежащего в основе критских дворцов, рассмотрим подробнее планировку дворца.

Страница 1 — 1 из 4
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | Конец | Все

Матриархат в Древней Греции

Кносский дворец. Крит. Греция

Фрески Кносского Дворца впечатляют своими размерами. На некоторых изображены фигуры стоящих или сидящих женщин в роскошных одеждах, однако — с обнажённой грудью. Что же они так энергично обсуждают? Почему с таким жаром размахивают руками те, кто на переднем плане? По какому поводу идёт обмен мнениями у дам за их спинами? А представьте себе…

Речь идёт об увеличении сбора налогов, вопросе, который не даёт покоя сенаторам и депутатам всех времён и народов!

Тогда перед нами — изображение законодательного собрания острова Крит. Парламента или Думы.

Я не делаю открытия, говоря, что в Древней Элладе принципы демократии уже были на высоте и женщины принимали активное участие в управлении государством. Ведь незабвенная Мелина Меркури — знаменитая и своим талантом драматической актрисы, и в роли министра культуры — достойная их последовательница!

Фрески Кносского дворцаТолько, в каком же объёме давали мужчины женщинам Крита попользоваться властью? Великодушно дарили право самостоятельно решать кое-какие бытовые вопросы? Или — быть может — на равных делили с ними тяжкое бремя руководства?

А ещё раз представьте себе…

Это сами женщины совершенно не допускали мужиков «к рулю»! Неужели?!

Своеобразно трактуя текст эпоса великого Гомера, а так же опираясь на исследовательский материал уважаемого Анатолия Александровича Вотякова, чья книга «Теоретическая История» произвела на меня весьма нешуточное впечатление, можно уверенно утверждать: «Да! Не допускали!»

Исходя из этих соображения, имеет смысл заключить, что доблестные мужи Эллады — претенденты на руку Елены Прекрасной — собирались в пышном спартанском дворце не столько по приглашению славного царя Тиндарея, сколько по требованию самой принцессы Елены. Действительно, эллины — народ разумный. Какой смысл ехать в Спарту, терпеть дорожные неудобства, рискуя жизнью, если старик — допустим — уже всё решил? А если и нет, то без официальных заверений в том, что приглашённый и является самым достойным из всех, ехать просто неуместно. Это нужно Елене! Критерием отбора будущего мужа для такой элит-невесты являлась старая добрая Любовь С Первого Взгляда. Потому и созвала она всех — так или иначе — выдающихся представителей племени мужского, чтобы самолично произвести необходимый выбор.

Сие есть истинная подоплёка введения в «Илиаду» и «Одиссею». Всем в Древней Элладе заправляли именно женщины!

Фрески Кносского дворца. ГрецияВзять хотя бы того же Одиссея! «Женился, новорождённого сына поцеловал, — повествует господин Вотяков, — похлопал по попке и уехал воевать.» Несмотря на двадцатилетнее отсутствие, несмотря на то, что сотня женихов, подобно саранче, обжирала всё хозяйство, благородная Пенелопа не дала воцариться упадку в Итаке. Справилась со всем.

Такова, дорогие вы мои собратья, мужи-эллины, жестокая правда жизни. А — может — оно и к лучшему? Ведь это так замечательно, что и Афина, и Афродита — очаровательнейшие представительницы противоположного мне пола! Лишь для того, чтобы восхититься ими, стоило родиться мужчиной!

ЭПОХА «СТАРЫХ ДВОРЦОВ». ЗАРОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

К 1900 г. до н. э. жизнь минойского общества меняется, оно вступает в эпоху дворцовой цивилизации. Первые, так называемые старые, дворцы возникли на месте нескольких старинных цитаделей в Кноссе, Фесте, Маллии и Като-Закро и просуществовали приблизительно до 1700 г. до н. э. Они стали очагами зарождающейся государственности на Крите. Власть в таком дворце была в руках царя, а сам дворец выступал центром, объединявшим несколько десятков близлежащих поселений с их населением и всеми материальными ресурсами.

Несмотря на скудность археологических находок, можно утверждать, что планировка «старых» дворцов уже имела черты, характерные для минойской архитектуры. Лучше всего исследованы остатки «старого» дворца в Фесте. Это единый архитектурный ансамбль: вокруг центрального двора расположены залы, жилые комнаты, сакральные помещения, складские сооружения и хранилища, ремесленные мастерские. Помещения находились на разных уровнях и соединялись лестницами и переходами. При раскопках были найдены парадная посуда и керамические сосуды для хранения сельскохозяйственной продукции, относящиеся к данной эпохе.

Все дворцовые комплексы отличает высокий уровень строительного искусства. Дороги к воротам дворцов, внутренние дворы и проходы были тщательно вымощены, под плитами обнаружены следы дренажной системы. По сравнению с жилищами эпохи ранней бронзы эти сооружения демонстрируют новый уровень социальной структуры общества, его политической организации и новых экономических отношений. О высоком уровне социально-экономического развития минойского общества свидетельствуют печати, несколько сотен глиняных слепков с печатей, закупоривавших сосуды с вином и благовониями, а также таблички, надписи на которых сделаны линейным письмом А в его древнейшей форме. Археологические находки прямо указывают, что дворцы превратились в административные и экономические центры, управлявшиеся царями.

Одной из важнейших функций царя была организация управления обширным дворцовым хозяйством с многочисленными мастерскими, обслуживавшими запросы обитателей дворца. В этих мастерских между 2000 и 1700 гг. до н. э. была создана полихромная (т. е. многоцветная) керамика стиля камарес (названная так по пещере у селения Камарес, где были впервые обнаружены вазы этого стиля). Сосуды стиля камарес отличаютются большим разноооразнем форм и украшены многоцветным динамичным орнаментом, основу которого составляют пальметты, спирали и переплетающиеся полосы. В дворцовых мастерских изготавливались также сосуды и утварь из камня и фаянса, перстни-печати из драгоценных и полудрагоценных камней, разнообразные предметы вооружения и орудий труда, украшения из золота и серебра, изящные произведения мелкой пластики.

Искусные изделия минойских ремесленников не только продавались на острове, но и вывозились в соседние страны. Растущее производство требовало все больше сырья (медь, слоновая кость, драгоценные камни и т. п.), которое приходилось ввозить из других областей. Находки сосудов стиля камарес и критских ювелирных изделий в различных регионах Средиземноморья показывают, что критские суда в поисках сырья посещали порты Египта, Библа, Угарита, Кипра. Оттуда изделия критских ремесленников расходились по всему Восточному Средиземноморью. Даже в царстве Мари на Евфрате в списках царского имущества упоминаются каптару – критские мечи.

Ваза стиля камарес из Феста (ок. 1800 г. до н. э.)

Наиболее полно социальная роль дворца как организующего центра проявилась в сфере религии и культа. Расположенный в глубине дворцового комплекса мощеный двор был предназначен для сакральных действий, религиозных церемоний и обрядовых танцев. В эпоху становления государственности религиозные ритуалы выполняли важную функцию обеспечения контактов между зарождавшейся аристократической элитой и рядовым населением. Помимо дворцов, культовые центры и святилища на Крите располагались на вершинах гор и холмов, где археологами обнаружены многочисленные посвятительные дары. Постепенно главным культом становится поклонение женскому божеству. Повсеместное распространение получают сакральные символы – священные рога и лабрис (двойная секира).

В критском обществе складывается иерархическая структура: аристократическая элита, свободные общинники, ремесленники, мореходы и в самом низу – принуждаемые к труду рабы. На острове создаются благоприятные условия для возникновения новых общественных групп и социальных связей. Однако степень социальной дифференциации минойского общества того времени не стоит преувеличивать. Вплоть до конца эпохи «старых дворцов» в обществе ведущую роль продолжали играть различные формы гентильных объединений (от племени до большой семьи), а критская культура сохраняла еще архаичный облик.

Около 1700 г. до н. э. страшное землетрясение превратило в руины дворцы Кносса, Феста, Маллии и Като-Закро, а также многочисленные поселения Крита. Но эта катастрофа, подведя итог эпохи «старых дворцов», лишь ненадолго приостановила развитие минойской цивилизации.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Глава 6. Ломка старых традиций и зарождение новой культуры

Глава 6. Ломка старых традиций и зарождение новой культуры § 1. Политические идеи. Инициативы. Проекты Крутые реформы в широких массах крестьян вызвали глухое брожение, ропот и недовольство. Русские бабы говорили о Петре: «Какой он царь? Он крестьян разорил с домами, мужей

4.4. Смена старых русских погребальных обычаев и уничтожение старых русских надгробий при первых Романовых

4.4. Смена старых русских погребальных обычаев и уничтожение старых русских надгробий при первых Романовых В ходе наших исследований мы обнаружили одно очень важное, но совершенно неизвестное в русской истории обстоятельство, о котором мы здесь расскажем. Оказывается,

Кухонные комплексы императорских дворцов

Кухонные комплексы императорских дворцов В Зимнем дворце постоянно или временно находились тысячи людей, которых надо было ежедневно кормить, поэтому кухни дворца занимали значительные площади в цокольном и первом этажах дворца.До рассказа о «географии» императорских

Глава 6. Ломка старых традиций и зарождение новой культуры

Глава 6. Ломка старых традиций и зарождение новой культуры § 1. Политические идеи. Инициативы. Проекты Крутые реформы в широких массах крестьян вызвали глухое брожение, ропот и недовольство. Русские бабы говорили о Петре: «Какой он царь? Он крестьян разорил с домами, мужей

РАСЦВЕТ МИНОЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ В ЭПОХУ«НОВЫХ ДВОРЦОВ»

РАСЦВЕТ МИНОЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ В ЭПОХУ«НОВЫХ ДВОРЦОВ» На месте разрушенных землетрясением 1700 г. до н. э. «старых» дворцов очень скоро возводятся новые, еще более громадные, монументальные и роскошные. Эпоха «новых дворцов (1700—1450 до н. э.) – это период расцвета минойской

ОРДЕН СТАРЫХ ФРАНКМАСОНОВ (Орден старых франкмасонов мемфисского и мизраимского обряда, а также гиотландского, старого и принятого, 33°)

ОРДЕН СТАРЫХ ФРАНКМАСОНОВ (Орден старых франкмасонов мемфисского и мизраимского обряда, а также гиотландского, старого и принятого, 33°) Этот энергичный орден, который за последнее время приобретает все большую силу и в Германии, ведет свое франкмасонское происхождение

Страна тысячи замков и дворцов

Страна тысячи замков и дворцов Белорусские земли еще в Средневековье получили название – Белая Русь. Историки считают, что это название происходит от цвета волос и одежды белорусского народа, оно подчеркивает древнюю свободу и независимость этих земель, длительное

ЕЛИСЕЕВЫ Сеть магазинов-дворцов

ЕЛИСЕЕВЫ Сеть магазинов-дворцов В 1914 году покончила с собой жена Григория Григорьевича Елисеева Мария Андреевна, урожденная Дурдина. На этом закончилась история старейшего в России Торгового дома братьев Елисеевых.

Читайте также  Гробница пекаря эврисака

Квартет дворцов

Квартет дворцов Мы остановились в центре Дига, на тихой площади в тени раскидистого баньяна. Над ним, на небольшом холме, возвышаются разрушенные стены старой крепости. На гладкой поверхности двух искусственных водоемов отражаются летние дворцы раджи Сурадж Мала с

6. Зарождение российской государственности

6. Зарождение российской государственности В записи о 862 г. летопись «Повесть временных лет» (XII в.) фиксирует зарождение российской государственности, связывая это событие с призванием (выбором) варяга Рюрика на правление. В IX–XI вв. восточнославянские племена (поляне,

Революция управления Россия должна найти свой ответ на кризис старых форм государственности

Революция управления Россия должна найти свой ответ на кризис старых форм государственности На рельсах деградации Проблемы с переводом страны на рельсы инновационного развития – это следствия кризиса государственной машины старого типа. Кризиса, что охватывает

Зарождение человека – зарождение духовности

Зарождение человека – зарождение духовности Духовность – столь же древний феномен, как и сам человек. С начала своей эволюции человек обладал духовностью. Собственно, это очевидно, ведь духовность – отличительная характеристика человека. Есть духовность – есть

Дворцы Крита

Остров Крит — родина древнейшей и невероятно развитой минойской цивилизации. Вы наверняка помните ещё из школьных учебников истории Древнего мира фрески и вазы с Крита! Термин «минойская» происходит от имени царя Миноса, который, согласно древним мифам, правил на Крите. Минойская цивилизация существовала в бронзовом веке, примерно с 3300 г. до н.э. до 1000 г. до н.э. Задолго до Античности! Минойская цивилизация процветала примерно два тысячелетия и погибла от сокрушительной катастрофы, которая потрясла Крит, как считается, примерно в 1450 г до н.э.

Центром этой древнейшей неповторимой цивилизации были дворцы. Выделяют четыре самых главных и крупных дворца Крита:

Кносский дворец был самым крупным и влиятельным, остальные дворцы — более скромными, провинциальными и меньшими по размерам. Вторым по размерам был дворец в Фестосе, занимавший территорию 10 тыс. кв. м.

Вокруг дворцов строился город. А во дворцах концентрировалась религиозная и политическая власть. Минойские дворцы были не только резиденциями аристократов и правящего сословия, они одновременно являлись центрами управления, религии, торговли, правосудия, ремёсел. В каждом дворце были огромные кладовые, где хранился собранный урожай, вино, масло, драгоценности. Десятки помещений носят культовый характер, а множество найденных разнообразных религиозных предметов и элементов дают основания заключить, что дворцы Крита выполняли роль крупных святилищ и центров религиозной жизни. Считается, что здесь существовал культ обожествлённой природы, а во главе духовенства стоял царь, который был и правителем, и жрецом. Потребность в переписи и контроле различного рода деятельности привела к развитию письменных систем. Глиняные таблички с т.н. линейным письмом были учётными документами дворцов. Создаётся дорожная сеть на острове. Постепенно Крит начинает доминировать и на море. Кроме дворцов и городов вокруг них, на всём острове Крит основываются большие поселения с явными признаками богатства и процветания. Свидетельства указывают на контроль торговли на всём Средиземном море. Также не подлежит сомнению минойское влияние и в материковой Греции.

Принцип построения всех дворцов на Крите был примерно одинаковым: вокруг прямоугольного центрального двора размещались в несколько этажей различные помещения. Вместе с западным двором и западными кладовыми центральный двор является необходимым элементом дворцов Крита. Стены строились из камня и поддерживались деревянными балками, чтобы выдерживать землетрясения. Во всех минойских дворцах было много колонн, которые изготавливались из дерева : к олонна на древнем Крите имела сакральное значение.

Легенды и мифы, дошедшие до нас благодаря древним писателям, отражают картину великолепия, силы и стабильности минойской цивилизации. В годы правления Миноса начинается длинный период богатства, благополучия и процветания на острове. Исследования доказывают, что во дворцах минойской эпохи на Крите уже в те невероятно далёкие времена были сложные системы канализации, водопровода, хитроумные системы освещения, использующие распределение дневного света. Искусство тоже процветало! В археологическом музее Ираклиона вы можете увидеть своими глазами прекрасные фрески, украшавшие в изобилии стены минойских дворцов, вазы и сосуды, искусные ювелирные украшения. А чего стоит всего лишь одна неразгаданная до сих пор загадка Фестского диска! Некоторым из этих предметов около пяти тысячи лет. ПЯТИ ТЫСЯЧИ ЛЕТ.

Я ни в коем случае не имею цели дать исчерпывающую информацию о минойских дворцах Крита! Но я буду рада, если вызову у вас интерес к минойской цивилизации!

Подумать только: ещё век назад существование Кноссоса и других минойских дворцов на Крите было просто легендой, мифом, а сегодня подтверждено и очевидно! В 1900 году англичанин Артур Эванс начал археологические раскопки на Крите в поисках подтверждения мифа о царе Миносе и легендарном лабиринте Минотавра. Открытие великого Кносского дворца было сенсацией! «Поразительно, ничего греческого, ничего римского!» — писал Эванс спустя лишь несколько дней после начала раскопок. Он и поверить не мог, чтоб обнаружил следы доселе неизвестной крито-микенской культуры и цивилизации, которую он сам затем назвал минойской. Культуры и цивилизации, существовавшей в Средиземноморье на целые тысячелетия раньше знаменитых творений классической Греции!

Дворцы древней греции

Греческий Крит, с виду такой безмятежный и беззаботный, таит множество загадок. Упоминание острова и его сооружений в мифах Древней Греции, озадачивающие результаты изучения литературных и летописных источников, раскопки делают очевидным, что люди еще не все знают о своей истории.

Одним из наиболее впечатляющих памятников критской архитектуры является Кносский дворец. Именно его изображение украшает туристические проспекты о Крите, открытки и сувенирную продукцию, так что, любой человек, интересующийся этим регионом, не раз сталкивался с фотографиями этой уникальной достопримечательности.

Несмотря на то, что целесообразность реконструкции дворца до сих пор вызывает споры специалистов, именно благодаря ей наши современники имеют возможность представить себе масштабы и красоту Кносского дворца, познакомиться с минойской архитектурой.

Ученые выделяют два периода существования дворца. Первый относится к 2000—1700 годам до н. э., называется он «раннедворцовым», тогда был возведен дворец, который был разрушен землетрясением в 1700 году до н. э. После этого на месте руин минойцы построили новый дворец, именно этим шедевром минойской архитектуры «позднедворцового» периода можно полюбоваться и сейчас. Вообще, на пике расцвета своей цивилизации, в 1700—1450 гг до н. э., минойцы достигли замечательного мастерства в архитектуре, живописи, инженерных технологиях, чему ярким свидетельством является Кносский дворец.

Это самый большой из дворцов, построенных минойцами: его площадь составляет 130х180 метров, он включает в себя более тысячи комнат и залов различного назначения. По сути своей это была не просто резиденция царя и высших сановником, а административный и экономический центр, вокруг которого раскинулся город Кносс.

Архитектура и особенности строения

В середине дворца довольно обширный двор. Вокруг него, на первый взгляд, совершенно беспорядочно разбросаны, прилеплены, втиснуты разнообразные помещения: залы, лестницы, галереи, колоннады, переходы. Стены многих помещений изящно декорированы: фрески изображают юношей, занимающихся спортом, девушек, прыгающих через быка.

Помещения также отличаются изысканным вкусом: никаких излишеств — лишь то, что подчинено гармонии. Широкая лестница ведет в царские покои. Здесь всё строго и лаконично: чередуются черные и красные колонны, расширяющиеся к верху, образуют световую шахту. Но не всё так просто, как кажется: колонны служат еще и для направления воздушного потока нужной температуры, который поступает с внешней колоннады.

Церемониальной являлась западная часть дворца. Три каменных колодца служили ритуальным целям, в тронном зале, где могли разместиться до шестнадцати человек, пришедших на аудиенцию, стоит перед входом большая порфировая чаша.

Нередко именно Кносский дворец считают тем самым лабиринтом, в котором обитало страшное существо с телом человека и головой быка, которое пожирало людей и наводило страх на окружающее население. Миф гласит, что дочь царя Ариадна дала храброму Тесею клубок ниток, когда он отправился в лабиринт искать мерзкое чудовище. Убив его, Тесей смог выбраться из лабиринта, найдя путь по той нитке, которую он размотал из заветного клубка.

Дворец и в самом деле огромен, планировка его невероятно запутанна, а на стенах часто встречается знак лабиринта — лаброс. Видимо, именно поэтому возникла такая гипотеза.

Как попасть

Находится Кносский дворец в 4 км от моря, неподалеку от столицы Крита Ираклиона, поэтому добраться до него не представляется сложным. Стоимость посещения дворца €6; часы работы 8-19:00 июнь-октябрь, 8-15:00 ноябрь-май.

Из Ираклиона до дворца курсируют регулярные автобусы с автостанции и от фонтана на площади Львов. Есть бесплатная парковка и указатели по дороге, так что можно спокойно доехать и на арендованном авто.

Некоторые проблемы могут возникнуть возле самого дворца: множество туристов, прибывших в разное время, перемещается здесь хаотично, пытаясь найти самые выразительные сувениры, или свою группу, или просто-напросто кафе, в котором можно перекусить после осмотра достопримечательности. В этом столпотворении не слишком большая вывеска с многоязычной надписью «KNOSSOS ENTRANS. EINGANG. PALAST. PALACE. PFLFIS.» может быть замечена не сразу, но именно она означает начало осмотра этой великолепной достопримечательности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector