Экономика древней греции кратко самое главное

Экономика древней греции кратко самое главное

Экономическая мысль в Древней Греции и Древнем Риме: общее и различия

1. Общее в экономической мысли Древней Греции и Древнего Рима

Экономическая мысль зарождается в глубокой древности. Уже первобытные люди обладали какими-то зачатками хозяйственных знаний. Постепенно возникали определенные представления об отношениях, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Первоначально экономические взгляды не выделялись в специальную область знаний. Они были вкраплены в сознание, основу которого составляли религиозные верования, мифы, различные легенды и сказания. В них пытались описать хозяйственный опыт, дать советы или рекомендовать правила ведения учета, организации труда. Затем появляются элементы экономического мышления с попытками анализа и обобщения хозяйственных явлений. Это было начало формирования научного знания, позволившее развиваться экономической науке.

В эпоху рабовладения наиболее развитая экономическая мысль характерна для античного мира. В Древней Греции и Древнем Риме появляются некоторые формы разделения труда, расширяется торговля, товарно-денежные отношения. Появляются довольно крупные частные хозяйства, основанные на рабском труде. Обостряются классовые противоречия между рабами и рабовладельцами. Происходит имущественное расслоение и свободных граждан. В это время появляются экономические произведения не только нормативного характера, особенно в области земледелия, но и такие, в которых предпринимаются попытки с позиций своего времени осмыслить общие процессы экономического развития.

В условиях рабовладения и феодализма, несмотря на определенное сходство высказываемых в разных странах экономических идей, еще нельзя выделить направления или течения экономической мысли, хотя определенное взаимовлияние было. Общие черты в экономической мысли Древней Греции и Древнем Риме определяются, прежде всего, особенностями их развития. К данным особенностям можно отнести возникновение античного полиса, своеобразного города-государства, основу которого составляла городская земледельческая община. Полис возникал в ходе борьбы мелких свободных производителей с родовой знатью. Феномен античного полиса объясняет многие характерные особенности античной культуры, предопределившей развитие экономической мысли. По сравнению с древневосточной античная культура носит более рациональный характер. Эту культуру создавали свободные граждане города-государства. Свободное, публичное обсуждение выдвигаемых идей, проектов предопределило светско-рациональный, доказательный характер экономической литературы. Следовательно, источниками античной экономической мысли стали законы города-государства, публичные выступления и трактаты философов, историков, знаменитых граждан. Лишь позднее появляются, главным образом политические, произведения, в которых важное место занимают и экономические вопросы.

Также, общей и для Древней Греции и для Древнего Рима, была проблема толкования идеальной модели социально-экономического устройства общества на основе логически выверенной систематизации экономических идей и концепций в экономической теории, принимаемой в результате всеобщего одобрения в качестве руководства к действию при осуществлении хозяйственной политики.

В странах античного рабства поддерживалась система рабовладения и приоритета натурально-хозяйственных отношений перед товарно-денежными. Так как, во-первых, выразители экономической мысли Древнего мира — крупные мыслители (философы) и отдельные правители рабовладельческих государств — стремились идеализировать и сохранить навсегда рабовладение и натуральное хозяйство как главные условия открытого разумом и охраняемого гражданскими законами непреходящего «естественного порядка»; во-вторых, доказательства идеологов Древнего мира базировались преимущественно на категориях морали, этики, нравственности и были направлены против крупных торгово-ростовщических операций, т.е. против свободного функционирования денежного и торгового капитала, в которых усматривали искусственную сущность, нарушающую принцип эквивалентности и пропорциональности процесса обмена на рынке по их стоимости.

Однако для более полной характеристики экономической мысли Древней Греции и Древнего Рима необходимо обособленное рассмотрение основных идей и воззрений представителей данных государств в дошедших до нас памятниках экономического мышления.

2. Экономическая мысль Древней Греции

Рабство, которое имело место в Древней Греции и Древнем Риме в первом тысячелетии до нашей эры, называют классическим или античным. Причем лучшими достижениями экономической мысли античного рабства в период конца V-IV в. до н.э. явились труды древнегреческих философов Ксенофонта, Платона и Аристотеля. Поэтому далее речь пойдет о видении «достоинств» характере рабовладения только на примере названных авторов.

Ксенофонт (430-354 до н.э.). Экономические воззрения этого философа нашли свое выражение в его трактате «Домострой», в котором приводятся следующие положения:
+ разделение труда на умственный и физический виды, а людей — на свободных и рабов имеет естественное (природное) происхождение;
+ природному предначертанию отвечает преимущественное развитие земледелия по сравнению с ремеслом и торговлей;
+ производительно может выполняться «наиболее простая работа»;
+ степень разделения труда обусловлена, как правило, размерами рынка сбыта;
+ всякому товару присущи полезные свойства (потребительная стоимость) и способность обмениваться на другой товар (меновая стоимость);
+ деньги изобретены людьми для того, чтобы с их помощью осуществлялось товарное обращение и накопление богатства, но не ростовщическое обогащение.

Платон (428-347 до н.э.). Этот философ, предвосхитивший ряд элементов возникшей впоследствии так называемой коммунистической модели социально-экономического устройства, отстаивал прежде всего натурально-хозяйственные отношения рабовладельческого общества, что нашло отражение в характеристике двух проектов идеального государства соответственно в его произведениях «Государство» и «Законы».

В первом сочинении речь идет об особо важной, с точки зрения Платона, роли, которую совместно призваны выполнять аристократическое сословие (философы) и сословие воинов (армия) в обеспечении общественных интересов. Это сословия, олицетворяя аппарат управления идеального государства, не должны, по мысли ученого, обладать собственностью и обременять себя хозяйством, так как их материальное обеспечение ( по уравнительному принципу) должно стать общественным. Остальная часть общества отнесена в проекте к обладающему и распоряжающемуся собственностью третьему сословию, названному Платоном чернью ( земледельцы, ремесленники, купцы), и к рабам, приравненным к собственности свободных граждан.

Во втором произведении философ выдвигает обновленную модель идеального государства, развивая и конкретизируя свою аргументацию в части осуждения ростовщичества, обоснования ведущей роли в хозяйстве земледелия по сравнению с ремеслом и торговлей. Основное внимание при этом вновь уделено аппарату управления обществом, т.е. «гражданам» высших сословий, которые, в частности, будут наделены правом владения и пользования ( неполное право собственности) предоставляемым им по жребию государством домом и земельным наделом. Кроме того, проектом оговаривается возможность последующей передачи земли по наследству на тех же условиях одному из детей и требование, чтобы ценность общего имущества граждан не разнилась более чем в четыре раза.

Аристотель (3840322 до н.э.). Проект идеального государства этого философа изложен в его трудах «Никомахова этика», «Политика» и др. В них он, подобно Ксенофонту и Платону, настаивает на обусловленности деления общества на свободных и рабов и их труда на умственный и физический исключительно «законами природы» и указывает на более высокую роль в хозяйстве земледелия, а не ремесла и торговли. Но свою приверженность принципам натурального хозяйства ученый особенно ярко продемонстрировал в выдвинутой им оригинальной концепции об экономике и хрематистике.

Эта концепция носит как бы классификационный характер, о чем свидетельствует то, что все виды хозяйства и деятельности людей, от земледелия и скотоводства до ремесленного производства и торговли, он соотносит с одной из двух сфер — естественной (экономика) и неестественной (хрематистика). Первая из них представлена земледелием, ремеслом и мелкой торговлей и должна поддерживаться государством, так как ее звенья способствуют удовлетворению насущных жизненных потребностей населения. Вторая же зиждется на бесчестных крупных торговых, посреднических и ростовщических операциях, проводимых ради достижения беспредельной и корыстной цели, суть которой — искусство наживать состояние, т.е. все большее «обладание деньгами».

Таким образом, по рассматриваемой концепции Аристотеля, все, что могло бы подорвать основы натурально-хозяйственных отношений ( а это прежде всего обусловленное разделением труда движение торгового и денежного капитала), относится к «издержкам» хрематистики. А последние, на его взгляд, обусловлены непониманием того, что «в действительности вещи столь различные не могут стать соизмеримыми», ибо возникшие в результате соглашения между людьми деньги, по мысли философа, представляют собой не более чем «удобный в обиходе» товар и «в нашей власти», чтобы они (деньги) стали «неупотребительными». Поэтому он решительно осуждает использование денег не по истинному назначению, т.е. с целью обеспечения удобств в обиходе «ради меновой торговли», и откровенно признается в том, что ростовщичество у него «вызывает ненависть».

3. Экономическая мысль Древнего Рима

В Древнем Риме рабовладельческие производственные отношения были более развиты, чем в Древней Греции. При этом противоречия рабовладельческого способа производства здесь достигли наибольшей остроты. На протяжении столетий здесь шла упорная борьба беднейших слоев свободного населения за землю.

Все это наложило отпечаток на характер экономической мысли, которая в основном решала аграрные проблемы. Теоретическая экономическая мысль по существу не получила в Древнем Риме более значительного развития и глубины, чем в Древней Греции.

Одной из серьезных экономических проблем Древнего Рима была концентрация земельной собственности в руках патрицианской знати и обезземеливание значительной части италийского крестьянства. Защитниками интересов разорявшихся мелких землевладельцев выступили народные трибуны братья Тиберий (162-133 гг. до н.э.) и Гай (153-121 гг. до н.э.) Гракхи.

Тиберий Гракх предложил аграрный закон, который, несмотря на сильное сопротивление крупных землевладельцев, был утвержден народным собранием. По этому закону у владельцев крупных латифундий государственная земля изымалась и раздавалась бедным гражданам мелкими участками на правах наследственной аренды без права продажи. Каждый гражданин мог занимать из земель «общественного поля» 500 югеров земли (125 га) и по 250 югеров на каждого из двух сыновей, причем одна семья не могла занимать больше 1000 югеров. Тем самым и крупные землевладельцы лишались права иметь большую площадь земли. Все излишки земли подлежали возвращению государству и распределению среди нуждающихся по 30 югеров на условиях наследственного владения и уплаты небольшого налога.

Аграрный проект Тиберия Гракха был частично осуществлен, в результате чего землю получили несколько десятков тысяч крестьян. Однако рабовладельческая аристократия выступила против Гракха, и он был убит.

Аграрное движение возглавил Гай Гракх. Он решил осуществить намерения брата, но его попытки внести новый закон не имели успеха. Тем не менее, в результате проведения реформ Гракхов увеличилось количество мелких владений крестьянства, их результаты оказались довольно прочными, и даже после смерти Гая Гракха консерваторы не смогли отменить законы и наделении нуждающихся землей. Однако крупное землевладение, основанное на рабском труде, имело преимущественное значение. Гай Гракх пытался осуществить программу колонизации, в которой предлагалось удовлетворить потребность в земле крестьянства за счет владений других народов, а также проект о продаже дешевого хлеба с целью подкармливания городской бедноты и сборов для этого необходимых средств за счет эксплуатации провинции.

Решению аграрного вопроса также были посвящены:
+ реформы Сервия Туллия, направленные против родового строя;
+ предложения консула Спурия Кассия (486 г. до н.э.) об изменении порядка распределения общинных земель, предполагающего частичную сдачу их в аренду в пользу государства и разделение части земли между нуждающимися;
+ проекты реформ Лициния Столона и Секстия Латерана (376 г. до н.э.), в которых предлагалось ограничить оккупацию государственных земель, излишек государственных земель разделить между плебеями, ограничить выпас скота определенной нормой;
+ аграрные проекты Апулея Сатурнина, которые ориентировались на обеспечение землей ветеранов, наделения землей только тех, кто участвует в подавлении рабов и эксплуатации провинций, распределение крупных участков земли с передачей их в частную собственность, использование частного землевладения как основы реформы, усиления колонизации и создания колоний ветеранов;
+ аграрные проекты Рулла, Флавия, Цезаря (63-59 гг. до н.э.), которые ориентировались на покупку земли для распределения ее среди бедноты или ветеранов с целью уравнительного землепользования. Так, Рулл предлагал государству выкупить, в том числе и крупные земельные участки у частных лиц, раздробить их на мелкие участки и раздать городской и сельской бедноте.

Особое внимание экономическая мысль Древнего Рима уделяла формам давления на рабов, поиску методов наиболее эффективной, рациональной организации производства. В решении данной проблемы выделяются работы Катона Старшего (234-149 гг. до н.э.), знаменитого политического деятеля Марка Туллия Цицерона (107-44 гг. до н.э.), агрономов Варрона (116-27 гг. до н.э.) и Колумеллы (I в. до н.э.).

Катон (234-149 гг. до н.э.) рассматривал сельское хозяйство как самое выгодное и благородное занятие. Его трактат «О земледелии» посвящен рыночным аспектам латифундии, среди котрых: указания об условиях передачи дольщикам арендаторам пастбищ и прю, продажа излишков продуктов, об организации труда рабов (методы рациональной эксплуатации, нищенские нормы снабжения, нормы выработки, планы работ, организация надзора и пр.).

Проблемами римской латифундии занимался также Марк Варрон (116-27 гг до н.э.) — писатель, ученый. В трактате «О сельском хозяйстве» он выступал за преимущества земледелия и натурального хозяйства, развитие скотоводства, интенсивное ведение хозяйства, признавал большое экономическое значение торговли. Его также интересовали вопросы экономической эффективности рабства. В отличие от Катона, Варрон рассматривает вопрос о воспроизводстве рабочей силы, об использовании экономических факторов повиновения, материальных льгот.

Колумелла (I в. до н.э.) — римский писатель, агроном в трактате «О сельском хозяйстве» отразил его состояние в период кризиса рабовладельческого строя.

Он отстаивал идеи о рациональном ведении хозяйства на земле, об использовании системы поощрений, разделении труда рабов. В отличие от Катона и Варрона, Колумелла подчеркивал значение производства товаров для рынка.

Колумелла считал невыгодным частую смену арендаторов (колонов) и предлагал привлекать к обработке земли в качестве колонов сельских жителей.

Экономика Древней Греции и Древнего Рима

Античные государства имели более высокий уровень развития по сравнению с Древним Востоком. Коллективный труд общины относительно быстро заменялся более производительным индивидуальным трудом. Община распадалась. Отделение ремесла от земледелия способствовало росту обмена, развитию имущественного неравенства и товарно-денежных отношений.

В истории Древней Греции и Рима большую роль сыграло установление частной собственности на землю и рабов. В странах античного мира преобладающую роль играл дешевый труд рабов. Это приводило к вытеснению из сферы производства мелких хозяйств крестьян и ремесленников. Рабовладельческие отношения в этих странах сложились в классическом виде. Рабы не имели собственности, семьи и каких-либо прав. Они считались «говорящими орудиями».

На территории Греции в VIII-VI вв. до н.э. начали образовываться первые рабовладельческие города-государства (полисы). В это время ремесло отделялось от земледелия, развивалось горное, кузнечное, литейное дело, судостроение, керамическое производство, появилась чеканная монета. Древние греки проводили завоевание и колонизацию новых земель. В итоге был создан обширный «греческий мир», в котором колониальные окраины играли роль поставщиков рабов и продуктов питания для метрополии — древнегреческих городов-государств. Наиболее развитыми среди греческих государств были Афины и Спарта.

Возвышению Афин способствовали благоприятные природные условия, наличие залежей серебра и строительных материалов, а также широкое развитие торговых связей. Афины стали общегреческим торговым морским портом. В экономике Афин ведущую роль играли ремесло и торговля. Основными видами ремесленного производства были обработка камня, изготовление изделий из метала, керамика. Высокого совершенства достигли строительство и архитектура. Особое место занимало изготовление вин и оливкового масла. Ремесло было профессиональным занятием мастеров, работающих на рынок. Оно становилось уделом вольноотпущенных (бывших рабов) и пришлых людей, которые не имели в Афинах политических прав и больших средств. Существовали также крупные ремесленные предприятия (эргастерии), на которых трудились рабы.Доход ремесленных мастерских был довольно высоким и покрывал как стоимость рабочей силы, так и расходы, связанные с организацией производства. Эргастерии приносили доход не меньший, чем морская торговля, которая являлась наиболее прибыльной статьей античной коммерции. Труд рабов широко применялся при добыче руды, камня. Сельское хозяйство специализировалось на выращивании маслин и винограда. В скотоводстве преобладало разведение овец и коз. Своего зерна в Греции было недостаточно, поэтому его завозили из колоний.

Расцвет Афин относится к V в. до н.э.Основой экономического возвышения Афин был труд рабов.Основную массу рабов в греческих полисах составляли рабы негреческого происхождения. Долговое рабство в большинстве греческих государств было уничтожено. Главным источником рабства служили войны с негреческими государствами и племенами. Государство продавало пленных рабов оптом, работорговцы доставляли их на рабовладельческие рынки, продавая поштучно. Рабы были абсолютно бесправны и рассматривались не как личности, а как вещи, принадлежащие хозяину. Рабский труд использовался во всех отраслях хозяйства. Средний рабовладелец мог иметь 10-15 рабов, которых он использовал в домашнем хозяйстве или в качестве слуг. Самым тяжелым был труд рабов в горном деле при добыче руды. Многие рабовладельцы отдавали своих рабов особым подрядчикам.

Большая часть свободных граждан была занята в сельском хозяйстве и в ремесле. Правительство поддерживало свободный труд и привлекало афинских граждан к работе по найму на крупных общественных постройках. В сельском хозяйстве труд рабов применялся мало. Греческие города были тесно связанны с рынками Средиземноморья, бассейнами Эгейского и Черного морей, где находились их колонии. Важное значение имел импорт зерна, корабельного леса, кожи, шерсти и рабов. Существовало профессиональное купечество, крупные оптовики и мелкие розничные торговцы. В каждом городе был рынок, где власти осуществляли надзор и поддерживали порядок. Внешняя торговля Афин носила посреднический характер. В торговле использовались серебряные деньги талант и мина, но преобладали драхмы, а в качестве разменной монеты – оболы. Обменом денег занимались трапедзиты (банкиры), которые выдавали ссуды под 12 — 30%.

Расцвет Афин был непродолжительным. В южной части Греции располагалось мощное рабовладельческое государство Спарта, где преобладало аграрное производство. Ремесло, торговля и товарно-денежные отношения были развиты слабо. Спартиаты, составлявшие меньшинство населения, совместно владели рабами (илотами), в которых превратили коренное население захваченных территорий. Илоты обрабатывали наделы земли, выделенные гражданам Спарты, за что платили последним натуральный оброк. В Спарте существовало равенство всех свободных граждан, которые занимались военным делом. Ремесло и торговля были уделом неполноправной части населения периэков. Спартиаты стремились сохранить имущественное равенство и презирали роскошь, их община представляла собой постоянно действующий военный лагерь.

Соперничество между Афинами и Спартой привело к Пелопоннесской войне, которая продолжалась десятки лет. Афины потерпели поражение. Междоусобные войны привели к разорению Греции и ускорили ее общий упадок. В IV в. до н.э. она был захвачена войсками Александра Македонского, а впоследствии подчинена Риму.

История Древнего Рима делится на три периода: царский (VIII – VI вв. до н.э.), республиканский (VI-I вв. до н.э.), императорский (I в. до н.э. – V в. н.э.).

В царский период происходит разложение родовых отношений и становление рабовладельческого строя. В этот период в римской общине патриции (члены родовых групп) занимались земледелием, но постепенно эти работы стали выполнять плебеи (пришельцы из других местностей) и рабы. В дальнейшем появилась еще одна группа неполноправного населения — клиенты. Это были младшие члены общины, подчинявшиеся своим хозяевам (патронам). Земля считалась собственностью всей римской общины, но находилась в условном частном владении отдельных патрицианских родов. Впоследствии эти владения превратились в частную земельную собственность.

В VI в. до н.э. резко возросло имущественное неравенство. В ряды богатых жителей Рима попадали плебеи, которые становились собственниками рабов и земли. Родовое деление общества с привилегиями патрициев не могло сохраняться в неизменном виде, поэтому в VI в. до н.э. была проведена реформа Сервия Туллия, которая вводила имущественный ценз для формирования армии и органов государственного управления. Все население Рима делилось на пять классов по имущественному признаку, независимо от происхождения.

До середины II в. до н.э. история Рима заполнена борьбой патрициев и плебеев, которая закончилась победой последних, уравнением их в гражданских правах с патрициями. Богатые рабовладельцы из плебеев вместе с патрициями составили новую знать («нобилитет»). Рядовые плебеи тоже входили в состав сословия рабовладельцев. Государство защищало интересы крупных торговцев и ростовщиков, финансировавших римскую армию. Все это укрепило социальную базу общества, способствовало превращению Рима в могущественное государство, стало предпосылкой активных внешних завоеваний. В состав Древнего Рима вошли территории Западной Европы, Северной Африки, Греции, Испании, стран Ближнего и Среднего Востока.

Главной отраслью экономики Древнего Рима было сельское хозяйство. Его основу составляли мелкие крестьянские владения. Но постепенно они стали разоряться, не выдержав конкуренции с крупным производством, где применялся дешевый рабский труд. Разорялись и римские ремесленники, так как в Рим поступало много ремесленной продукции из провинций. Крестьяне и ремесленники вытеснялись из производства и составляли массу люмпенов — свободных, но неимущих граждан, находящихся на содержании государства. У этих граждан вырабатывалось презрительное отношение к труду.

В Риме существовали два типа рабовладельческих хозяйств — латифундии и виллы. Латифундии преобладали в провинции. Они имели сотни и тысячи гектаров земли и много рабов, специализировались на производстве зерновых культур. На территории Италии преобладали огородничество, садоводство и животноводство. Господствующим типом хозяйств были виллы — владения в несколько десятков или сотен гектаров. Там трудились десятки рабов, а зачастую использовался и труд наемных рабочих.

Виллы имели интенсивный характер производства. Эксплуатация рабов там была более изощренной, надзор за их работой более строгий. Применялись методы грубого принуждения к труду путем физического насилия, но иногда использовалось и поощрение (лучше кормили и содержали). Виллы были высокотоварными хозяйствами специализированного типа. Как правило, они располагались вблизи городов, с которыми их связывали дороги с твердым покрытием.

Читайте также  Богиня цветов в греческой мифологии

Аграрная культура Рима достигла высокого уровня. Об этом свидетельствуют сочинения римских авторов (Катона, Варрона и др.) Земля вспахивалась тяжелым плугом или легким ралом. Применялись также серпы, косы, бороны, колесные жатки. Широко использовались удобрения, осуществлялся тщательный уход за растениями. В садоводстве была хорошо известна техника посадок, прививок, подкормок.

Ремесло в Древнем Риме считалось занятием непрестижным. Преобладало мелкое производство, основной ячейкой которого была мастерская ремесленника. Центрами ремесла были Капуя, Арреций, Парма и другие города. Широким спросом пользовалась посуда, керамика, светильники, черепица, одежда, обувь, орудия труда, амфоры, стекло, ювелирные изделия. В провинциях Рима добывали серебро и свинец (в Испании), железную руду (в Галлии и Британии). Дакия поставляла золото, Египет стекло. В Малой Азии производили полушелковые ткани. Высокого уровня достигла металлообработка, где применялись горячая и холодная обработка металлов. Железо получали выковыванием раскаленной массы. При изготовлении цветных металлов применяли литье. В Италию из провинций доставляли сырье, материалы и готовую продукцию. Рим владел могущественным флотом. Характерной особенностью экономики Древнего Рима было строительство крупных каменных сооружений. В Риме возводили амфитеатры, многоэтажные дома с водопроводом и канализацией, мосты, строили дороги с твердым каменным покрытием. Для добычи полезных ископаемых строили шахты глубиной до ста метров.

В Древнем Риме активно развивалась торговля и существовало профессиональное купечество. В каждом городе имелся рынок, где продавали ремесленные изделия, скот, вино, масло, овощи, рабов. Рим поддерживал торговые связи со многими странами, в том числе с Китаем и Индией. В Риме чеканили медные монеты, а также серебряные динарии и сестерции (динарий составлял 4,5 г серебра, а сестерций — четверть динария).

Широкое распространение получило ростовщичество. Целые провинции отдавались на разграбление ростовщикам. В период империи бессистемный грабеж заменялся более упорядоченной эксплуатацией. Отменялась откупная система сбора дани. Устанавливался поземельный и подушный налог. Расширялась колонизация провинций, их хозяйственное освоение, но непомерный налоговый грабеж провинций подрывал устои Римской империи.

В Древнем Риме рабовладельческие отношения сложились в классической форме. Рабов было больше, чем свободного населения. Римское рабовладение было наиболее жестоким. В отличие от древневосточных стран в Риме преобладало частное рабовладение. Труд рабов использовался прежде всего в сельском хозяйстве. Много рабов были домашними слугами.

В первые века нашей эры в римском рабовладении наблюдаются кризисные явления. В II-IV вв. рабовладельческие отношения себя изжили. В Италии начался экономический кризис, усиливалась политическая нестабильность, резко сократился приток рабов. В период кризиса возрастало значение системы патроната. Рабы, получившие свободу (вольноотпущенники), сохраняли зависимость от бывшего хозяина, становились его клиентами. Клиентами могли стать иноплеменники или младшие члены общины, которые искали покровительство у патрициев. Клиенты находились в подчинении у патрона – главы рода или семьи, получали земельный надел и выполняли определенные материальные повинности в его пользу, несли военную службу. Патрон являлся покровителем клиентов, их защитником в суде.

Рабовладельцы вынуждены были стимулировать труд рабов. Они предоставляли рабам движимое и недвижимое имущество в пользование, сохраняя свое право собственности на него. Раб, получивший пекулий, вел самостоятельное хозяйство, имел семью и был материально заинтересован в росте производства. Определенную часть дохода он обязан был отдавать хозяину.

Получает широкое распространение новая форма производственных отношений – колонат. Землевладельцы сдавали землю в аренду небольшими участками. Арендовавшие землю колоны являлись юридически и экономически свободным людьми, они платили арендную плату или несли натуральные повинности в пользу землевладельца. Раба, получившего землю в аренду, называли квазиколоном. Крупные землевладельцы постепенно закрепляли колонов. Колонат приобретал характер пожизненной и наследственной зависимости. Система колоната стала переходной формой от рабовладельческих отношений к феодальным.

В II – IV вв. н.э. внутренний потенциал рабовладельческой системы стал иссякать. Рабовладельческие отношения перестали обеспечивать дальнейшее развитие общества и вступили в период кризиса, который затронул экономику, социальную структуру, государственную власть и идеологию. Завоевательные войны Рима не могли продолжаться бесконечно, приток рабов уменьшился, их цена возрастала, самовоспроизводство рабов не могло восполнить потери. Непомерный налоговый гнет провинций усиливал сепаратистские движения, часто восставали рабы, оказывали неповиновение легионеры – наемники, постоянно тревожили границы империи варвары. Римская знать стала превращать свои богатства в сокровища, что вело к свертыванию товарно-денежных отношений, натурализации хозяйства. Многие ранее доходные хозяйства, обрабатываемые рабами, разорялись. Многие земли приходят в запустение, наблюдается переход к примитивным формам хлебопашества и скотоводства.

Кризис экономики заставляет императоров увеличивать налоги и поборы с населения. Увеличение налогового бремени, коррупция бюрократического аппарата и грабежи варваров приводят к росту недовольства населения. Повсюду вспыхивают восстания, появляются отряды разбойников, на море растет пиратство. В 395 году Римская империя разделилась на две части — Западную и Восточную. В 476 году Западная Римская империя была разгромлена и завоевана варварами.

Вопросы к теме:

1. Каковы критерии периодизации истории первобытного общества?

2. Каковы особенности хозяйственной деятельности первобытного человека?

3. Что такое «неолитическая революция»?

4. Каковы причины разложения первобытнообщинного строя?

5. Назовите основные черты «азиатского способа производства».

6. Охарактеризуйте развитие ремесла и торговли Древней Греции.

7. Сравните модели экономического развития Афин и Спарты.

8. Охарактеризуйте два типа хозяйства Древнего Рима (вилла и латифундия).

Экономика Древней Греции (Доклад)

На рубеже III-II тыс. до н. э. в южной части Балканского полуострова возникла древнегреческая республика. Раннему экономическому росту способствовали удобное географическое положение (торговые пути), совершенствование производительных сил (освоено производство меди, а затем бронзы). Основой сельского хозяйства стало земледелие нового поликультурного типа – так называемая «средиземная триада», ориентированная на одновременное выращивание трёх культур – злаковых, главным образом, ячменя, винограда и оливы. Значительный сдвиг наблюдался около 2200 года до н. э. Стал известен гончарный круг, развивался обмен. Сказалось соседство древних восточных цивилизаций.

Можно выделить следующие периоды развития Древней Греции: крито-мекенский (XXX-XII вв. до н. э.), гомеровский (XI-IX вв. до н. э.), архаический (VIII-VI вв. до н. э.), классический (V-IV вв. до н. э.) и эллинистический (конец IV-I вв. до н. э.). Основой хозяйственной жизни в крито-мекенский период было дворцовое хозяйство. Дворцы возникали на рубеже III-II тыс. до н. э., одновременно в разных районах острова Крит. Земли были дворцовые, частные и общинные. Земледельческое население было обложено натуральными и трудовыми повинностями в пользу дворцов.

Дворец, таким образом, выполнял поистине универсальные функции. Он был одновременно административным и религиозным центром, главной житницей, мастерской и факторией. В более развитых обществах такую роль играли города.

Наивысшего расцвета достигло государство на острове Крит в XVI-XV вв. до н. э. Были отстроены великолепные дворцы, по всему острову были проложены дороги, существовала единая система мер. Высокая результативность земледельческого труда, наличие избыточного продукта, привели к дифференциации общества, обогащению знати. В средине XV в. до н. э. цивилизация на острове Крит исчезла в результате сильнейшего землетрясения, и лидерство перешло к Ахеям. Наивысший расцвет наступил в XV-XIII вв. до н. э. Ведущую роль играли Мекены. Их экономическое развитие характеризовалось дальнейшим подъёмом сельского хозяйства и ремесла.

Земля делилась на государственную и общинную. Знать могла сдавать землю в аренду небольшими участками, государство давало землю на правах условного держания. Земли были и в руках отдельных держателей – телестов.

В конце VII в. до н. э. крито-мекенская дворцовая цивилизация сошла с исторической арены.

Хозяйство гомеровского периода было довольно отсталым (отброшено на стадию первобытнообщинного строя). Господствовало натуральное хозяйство, скот считался мерилом богатства, денег общество не знало.

Однако, в тот период произошли важные изменения. Во-первых, в X-IX вв. до н. э. в греческую экономику широко внедрилось железо. Во-вторых, на первый план выдвинулось автономное хозяйство малой патриархальной семьи. Земельные участки прочно закрепились за отдельными семьями.

На лицо имущественное расслоение, однако, даже самые высшие слоя населения жили в простоте, отсутствовал комфорт даже у дворцовой элиты. Рабство не получило широкое распространение. В аристократических хозяйствах использовался труд временно нанятых поденщиков – фетов.

Политическим и экономическим центром стало поселение полис. Основное население города не торговцы и ремесленники, а скотоводы и земледельцы.

Таким образом, к концу этого периода, Греция представляла собой мир мелких полисов-общин, объединения крестьян-земледельцев, с отсутствием внешних связей, верхушка общества не была сильно выделена.

В архаический период Греция обогнала все соседние страны в своём развитии. Сельское хозяйство интенсифицировалось: крестьяне перешли к выращиванию более доходных культур – винограда и маслин. Основными ячейками сельскохозяйственного производства были мелкие крестьянские хозяйства и более крупные поместья родовой знати. Земли сдавались в аренду, в качестве платы арендаторы взимали Ѕ урожая.

Ремесло сосредоточилось в городах. Основные отрасли: металлургия, металлообработка, кораблестроение. Ведущей отраслью стала торговля. Появились деньги. Зародилось ростовщичество, а вместе с ним и долговое рабство.

В VIII-VI вв. до н. э. осуществлялась Великая греческая колонизация. Причины колонизации следующие: недостаток земли, вследствие увеличения населения и концентрации её в руках знати, необходимость новых источников сырья, поиск рынков сбыта для своей продукции, потребность в металле (в самой Греции его оставалось очень мало), стремление греков поставить под контроль все морские торговые пути, политическая борьба.

Выделяют три основных направления колонизации: первое – западное (самое мощное), второе – северо-восточное, третье – южное и юго-восточное (самое слабое, так как было встречено упорным сопротивлением местных поселенцев). Колонизация способствовала развитию торговли и ремесла.

В VIII-VI вв. до н. э. шло формирование античных полисов. В основе полисов лежала античная форма собственности. Полис обладал правом верховной собственности на землю. Основным экономическим принципом полиса была идея самообеспеченности.

Можно выделить два основных типа полисов:

аграрный — абсолютное преобладание сельского хозяйства, слабое развитие ремёсел,

торговли, большим удельным весом зависимых рабочих, как правило, с олигархическим устройством;

торгово-ремесленный – с большим удельным весом торговли и ремёсел, товарно-

денежным отношением, внедрением рабства в средства производства, демократическим устройством.

В Спарте наиболее плодородные земли были разделены на 9000 наделов и розданы во временное владение наиболее полноправным гражданам. Их нельзя было дарить, дробить, завещать и т. д., после смерти собственника они возвращались государству. Было стремление к полному равенству, презрение к роскоши, запрет на ремесло, торговлю, пользованием золотом и серебром. Активно эксплуатировалось порабощенное население – илоты.

Афины в экономическом отношении были более развиты. Законы Драконта (621 г. до н. э.) оформили право частной собственности. В 594 г. до н. э. посредствам реформ Солона, все долги, сделанные под заклад земли, были прощены, брать в рабство за долги было запрещено, разрешили вывоз оливкового масла за границу с целью наживы, а зерна запретили. Ремесло поощрялось. Законодательство Клифена (509 г. до н. э.) завершило ликвидацию родового слоя – все стали равными, не взирая на различные имущественные контрасты.

В классический период основной чертой экономического развития стало господство полисов и распространения в торгово-ремесленных полисах рабства классического типа. Классическое рабство было направлено на создание прибавочной стоимости.

долговое рабство для лиц, не имеющих гражданство;

внутренне воспроизводство рабов;

В этот период рабский труд проник во все сферы жизни и производства. 30-35% от общего населения составляли рабы. Они приносили высокий доход. Рабов отпускали на оброк, сдавали в аренду, но, накопив определённую сумму денег, раб мог выйти на свободу.

Новыми явлениями в V в. до н. э. стали повышение товарности сельского хозяйства, региональная специализация. Оливки масло и вино были предметами очень выгодного экспорта.

Для удобства в проведении торговых операций, купцы, особенно связанные с заморской торговлей, создавали объединения – фиасы. Цели создания фиасов были следующими: взаимная выручка, страховка и т. д.

IV в. до н. э. — время кризиса классического полиса. Он проходил в условии экономического подъёма, вызванным восстановлением хозяйства после Пелопонесской войны (431-404 гг. до н. э.), в которой Афины потерпели поражение. Полисные принципы мешали значительной части богатых жителей Афин – метекам, заниматься ремеслом, торговлей. Не имея прав гражданства, они не имели права получать в залог землю. В то же время не земля, а деньги становились престижной формой богатства: в IV в. до н. э. резко увеличилось число сделок купли-продажи земли. Результатом стала концентрация земельной собственности в одних руках. Подрывался принцип полисной жизни – единство понятия гражданина и земельного собственника: можно было быть гражданином и не иметь землю и наоборот.

Античная форма собственности всё более вытеснялась частной собственностью, полисная мораль уступала место индивидуализму. Росло число рабов, стали встречаться рабы-греки. Всё чаще, даже в земледелии стал труд вольноотпущенников. Усилилась социальная дифференциация, что подрывало устои полиса. Автаркия 1 и автономия мешали расширению экономических связей.

Однако полис не исчез с исторической арены, и на эллинистическом этапе развития древнегреческой цивилизации (конец IV-I вв. до н. э.) получил новые импульсы для существования, будучи включённым в рамки крупного государства, обеспечившего автономию полиса и его безопасность. К концу I в. до н. э. эллинистические государства были подчинены Риму.

Список использованной литературы:

«История мировой экономики», А. Н. Маркова (Москва, 1996 год).

«Экономическая история зарубежных стран», Голубович (Москва, 1995 год).

«Всемирная история», А. Н. Маркова, Г. А. Поляков (Москва, 1997 год).

1 Автаркия – 1. Реакционная по своей сущности политика капиталистических государств, направленная на создание замкнутого национального хозяйства, обособленного от экономики других стран. 2. Система обособленного национального хозяйства, способного обходиться без ввоза существенно необходимых товаров.

Экономика Древней Греции: частная собственность и демократия 2,5 тысячи лет назад

Экономика Древней Греции по уровню развития была передовой для своего времени. Древнегреческая экономическая модель стала прототипом экономики Древнего Рима. Многие специалисты склонны считать ее предвестницей капитализма и называют наиболее близкой моделью относительно экономики нашего времени.

Небывалые темпы экономического роста в Древней Греции наблюдались по причине выгодного географического положения, которое способствовало развитию торговли. Немаловажными факторами также были благоприятные климатические условия и богатые природные ресурсы страны.

С экономической точки зрения история Древней Греции условно делится на 5 периодов:

  • крито-микенский (эгейский);
  • гомеровский (предполисный);
  • архаический;
  • классический;
  • эллинистический.

Крито-микенский период

Уже во II тысячелетии до новой эры на европейском континенте стали возникать первые цивилизованные государства. Ярким примером такого образования было Минойское царство на Крите. На острове насчитывалось около сотни городов, связанных между собой сетью дорог. Минойцы обладали огромным флотом, за счет чего вели оживленную торговлю с соседними народами по всему Средиземному морю. На пике своего могущества их корабли достигали не только материковой Греции и Сицилии, но и Египта, Сирии, Финикии и Малой Азии.

корабль времен минойской цивилизации

Военная сфера также была очень развитой. На минойский период (с XIX по XII век до новой эры) пришлось начало перехода от родовой и соседской общины к классовому обществу. Поначалу на Крите установился военный строй во главе с вождем.

Экономическую основу государства составляло натуральное хозяйство, в первую очередь земледелие. Жители Крита выращивали злаковые культуры (в основном ячмень), виноград, оливки. Было развито скотоводство и рыбный промысел.

Древние греки острова Крит искусно обрабатывали слоновую кость, камень, дерево, знали металл. Ремесло хоть и обособилось от сельского хозяйства, но еще не стало самостоятельной отраслью экономики. Критские мастера работали на заказ и выполняли не только массовую продукцию, но и штучные вещи. Небывалой красоты расписная керамика, фрески, резные орнаменты украшали многочисленные культовые сооружения.

Основой экономики Крита тех времен являлось дворцовое хозяйство. Дворцы были одновременно центрами религиозной, административной и экономической жизни. В них были сосредоточены ремесленные мастерские, склады, рынки. По сути, дворцы представляли собой своеобразные государства, объединяющие несколько общинных поселений. Наиболее известными и процветающими были Кносский, Малийский и Фестский дворцы. Ни один из дворцов не имел укреплений: находясь на острове в 100 км от материковой Греции, минойцы чувствовали себя в полной безопасности.

Кносский дворец на Крите

Земледельцы были обязаны платить налог в пользу дворца на случай неурожая и для обеспечения продуктами ремесленников. Помимо натуральной повинности, существовала еще и трудовая. Собственность на Крите делилась на:

  • дворцовую;
  • общинную;
  • частную.

Минойская цивилизация исчезла с лица Земли вследствие катастрофического извержения вулкана Санторин на острове Тира (Фера). Оно сопровождалось мощнейшим землетрясением и цунами, волны которого достигали 100 м в высоту и скорости 200 км/ч. Разбушевавшаяся стихия накрыла все северное побережье Крита. Восточная и центральная часть острова покрылась толстым слоем вулканического пепла, что сделало земледелие невозможным. Гибель минойцев стала прототипом для мифа об Атлантиде.

Следующим экономическим центром Древней Греции стали Микены. Земледелие, скотоводство и традиционные ремесла продолжили свое развитие. Микенская цивилизация процветала до вторжения дорийцев в XII веке до новой эры, после которых Крит и вся остальная Греция вошли в период «темных веков». Экономический спад продлился более 300 лет.

Гомеровский период

Второй этап экономического развития Древний Греции охватывает XI-IX века до новой эры. В этот период общество откатилось на несколько столетий назад и начало восстанавливаться буквально с нуля. После дорийского нашествия резко сократилась численность населения, уровень жизни снизился, ремесла и строительная отрасль пришли в упадок. То же можно сказать и о письменности. Кроме сочинений Гомера о тех далеких временах сведений не сохранилось, именно поэтому данный период носит название гомеровского.

Дорийское завоевание

Дорийцев интересовала только военная наука, вследствие этого в искусстве и ремеслах наблюдался затяжной регресс. «На плаву» осталось лишь гончарное дело, обработка металлов и кораблестроение.

Агрессивный настрой дорийских мореплавателей и их регулярные пиратские рейды негативно сказались на внешней торговле. Египтяне и финикийцы старались обходить греческие воды стороной.

Для гомеровского периода характерно возрождение и укрепление родоплеменных отношений. Основой общества был народ (демос), который стал концентрироваться в городах (полисах). На ранней стадии развития полисов понятие частной земельной собственности отсутствовало, все принадлежало общественности, в качестве господствующей власти выступала военная диктатура.

По мере расслоения общества расцветал рабовладельческий строй. Невольников в большинстве своем привозили из военных походов, иногда вооруженные конфликты разжигались именно с целью нового притока рабской силы.

Дорийское общество нельзя было назвать единым и крепким: каждый полис имел своего царя (избираемого военного вождя), в государственных решениях учитывалась воля народа. Правитель мог влиять лишь на военную и судебную систему.

Собрание на городской площади полиса

Хотя гомеровский период считают застойным временем в истории Греции, но именно в этот промежуток греки прочно овладели железом и создали предпосылки для дальнейшего развития своей цивилизации. Это был переходный этап от первобытнообщинного к классовому обществу, называемый историками периодом строя военной демократии.

Архаический период

Период греческой истории с VIII по VI век до новой эры – это время обретения Грецией статуса сильнейшей державы. Полисы и колонии на тот момент уже полностью сформировались. Интенсивно развивалось натуральное хозяйство, модернизировалось земледелие. Ремесла окончательно обособились от сельского хозяйства и стали важной составляющей жизни полисов.

Своего расцвета Древняя Греция добилась благодаря следующим изменениям в экономической, внутренней и внешней политике:

  • широкое использование железа;
  • налаживание внешней торговли;
  • чеканка монет;
  • преобразование поселений в города-государства;
  • активная колонизация побережья Средиземного и Черного морей.

Территории полисов не были большими. Все жители одного города-государства могли поместиться на центральной площади для обсуждения важных вопросов. Новоиспеченные зажиточные люди, в основном торговцы и преуспевающие ремесленники, быстро оттеснили старую аристократию, которая образовалась в ходе разложения родовой общины.

Древнегреческий полис

В передовых полисах установился демократический строй, который, в частности, законодательно защищал крестьянское хозяйство. Каждый гражданин мог владеть небольшим земельным участком, который обрабатывался силами одной семьи. Крупных землевладельцев не было, и рабы в сельском хозяйстве практически не использовались.

Бедные свободные люди в условиях греческой демократии были экономически застрахованы: они получали прожиточный минимум от государства. Средства на эти пособия полисы получали в виде налогов с богатых граждан.

Рабский труд активно использовался в крупных ремесленных мастерских – эргастериях. Это было экономически выгодно, поскольку их работа оценивалась дешевле, и конечная продукция могла конкурировать с товарами свободных ремесленников.

Классический период

Пика своего могущества и процветания Греция достигла в V веке до новой эры. Полисы богатели, в них активно развивалось ручное ремесло, кораблестроение, торговля, купечество. Рабовладение дошло до своего максимума: рабов использовали практически на любых производственных работах.

Наиболее прогрессивным полисом были Афины. Именно в этом городе-государстве отмечался небывалый рост экономики и военной системы.

Интересной особенностью развития греческого общества был закон, по которому численность населения каждого полиса строго регламентировалась. Когда число жителей оказывалось больше положенного предела, семьи по морю переселялись на новые территории за пределами страны и основывали новый полис, который являлся колонией того, что они покинули.

Читайте также  Животные древней греции

Колин Фаррелл в роли Александра Македонского

Завоевания Александра Македонского дали новый толчок к развитию Греции. Великий полководец хотел ввести единую валюту и внедрял в производство новые технологии.

Эллинистический период

Эпоха эллинизма, начавшаяся с кончиной Македонского, характеризуется широким распространением греческой культуры и языка на территориях государств диадохов. Наблюдался переход от политики полисов к наследственным монархиям. Постепенно центр культурной и экономической жизни региона сместился в Северную Африку (Египет).

В конечном итоге экономика Греции пришла в упадок. Главной причиной тому был кризис рабовладельческой системы. Труд невольников производил мало прибавочного продукта, содержание рабов обходилось немалыми средствами. За счет этого ресурсы для роста экономики быстро иссякали, начался ее неминуемый спад. В условиях слабого централизованного руководства экономический кризис привел страну к распаду и утрате былого могущества и влияния в мире.

«Идеальное государство» Платона

«ИДЕАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО» ПЛАТОНА

Самое известное учение об идеальном государстве принадлежит великому древнегреческому философу Платону. Чтобы понять суть взглядов на идеально государство, необходимо знать суть его философии в целом. Платон считал необходимым различать обладающие истинным бытием существующие вне времени и пространства идеи и сами вещи, представляющие собой некие бледные копии, воплощения идей. Относительно к государству сказанное означает, что Платон различал государство как идею, совершенное идеальное государство, существующее в мире идей, и реально существующие государства. Согласно Платону, реально существующие государства следует преобразовать таким образом, чтобы они соответствовали идеальному государству, т.е. государству как идее.

Справедливость как основной принцип устройства

идеального государства

Платон считал, что идеальное государство должно быть устроено в соответствии с принципами справедливости. По его мнению, справедливость предполагает, что, во-первых, интересы целого (государства) важнее и выше интересов частного (отдельных индивидов). Во-вторых, принцип справедливости означает, что каждый элемент целого должен выполнять присущие ему функции. В этой связи он делит всё население идеального государства на три сословия: философов-правителей, воинов (стражников) и ремесленников и земледельцев (в это сословие включаются все люди, так или иначе связанные с производством). Они являются носителями трех основных начал государства: разумного (мудрость), яростного (мужество) и вожделеющего. Справедливость заключается в том, чтобы каждое из этих сословий выполняло свои функции и не вмешивалось в дела других. Сословие ремесленников и земледельцев выполняет важные, но всё же «прозаические» функции, поэтому Платон в своем учении практически ничего не говорит о них. За сохранность и здоровье идеального государства отвечают философы и стражники. Поэтому Платон уделяет основное внимание именно этим сословиям. Здесь уместно заметить, что в учении Платона эти два сословия практически сливаются в один правящий класс, так как философы-правители отбираются из числа наиболее отличившихся стражников. Философов-правителей он называет «совершенными стражами», а стражей – «помощниками правителей и проводниками их взглядов».

Наиболее важным и сложным является вопрос о том, почему же правящие сословия посвятят свою жизнь служению общему благу? Это, согласно Платону, достигается рядом условий.

  • Во-первых,разделением труда. Платон говорит, что всякий человек больше всего заботится о том, что он любит, а любит же больше всего, когда считает, что польза дела – это и его личная польза, и когда находит, что успех дела совпадает с его собственной удачей. А истинные философы как раз и отличаются тем, что больше всего ценят истину, справедливость, благо. Поэтому они и будут заботиться о благе государства, рассматривая это и как собственное благо.
  • Во-вторых,образом жизни, который у стражников устроен, говорит Платон, согласно поговорке: «у друзей всё общее». В частности, у стражников не должно быть частной и даже личной собственности. Столуются и живут они вместе, как во время военных походов. Необходимые припасы они получают от остальных граждан один раз в год за то, что охраняют их. Им не дозволяется пользоваться золотом и серебром, даже в качестве украшений. Дело в том, что обладание собственностью приводит к раздорам и разрушению единства стражей. Таким образом, специфический образ жизни способствует формированию чувства единства и сплоченности.
  • В-третьих,целенаправленным воспитанием. Здесь важное значение придается двум моментам. Прежде всего, Платон обращает внимание на роль социального мифа в создании идеального государства. Он говорит, что следует попытаться внушить сначала самим правителям и стражам, а затем и остальным гражданам, что они порождены землей и, что все члены государства – братья и, следовательно, все должны заботиться о своей стране, как о матери, а также друг о друге. Правителям и стражам необходимо внушить, что есть, мол, предсказание, что государство разрушится, если к власти придут люди, не обладающие необходимыми задатками, вследствие чего они должны безжалостно переводить в сословие земледельцев и ремесленников тех своих детей, которые родятся без необходимых задатков. Одновременно они должны переводить детей земледельцев и ремесленников, родившихся с необходимыми задатками, в сословие стражей. Платон подчеркивает, что успех в деле создания идеального государства во многом будет зависеть от того, насколько удастся распространить, внушить этот миф. Кроме того, важнейшее значение придается роли искусства в воспитании. Согласно Платону, в идеальном государстве разрешаются только такие произведения и даже жанры искусства, которые формируют необходимые качества. Предлагается даже пересмотреть все прежние мифы и произведения искусства и оставить из них только те, которые соответствуют указанным критериям.

Философы должны править потому, что только они способны постичь истинное бытие, т.е. истинное благо для государства и всех его членов. Формирование сословия правителей-философов, по Платону, происходит следующим образом. Всем стражам еще в детстве даются предварительные знания в различных областях (счет, геометрия и др.). Одновременно их берут и на войну, чтобы воспитать в них мужество и другие необходимые качества. По достижении двадцати лет те из них, «кто во всем этом – в трудах, в науках, в опасностях – всегда будет выказывать себя самым находчивым», заносятся в «особый список». Отобранные продолжают дальнейшие занятия, и по достижении ими тридцати лет производится второй отбор. «Самые лучшие» еще пять лет обучаются диалектике – «искусству рассуждать». И только после этого они занимают различные государственные должности.

Платон понимал, что идеальное государство должно быть закрытым и относительно небольшим по размерам. Оно должно быть закрытым по той причине, что любые ложные ценности могут дезориентировать его население. А небольшим – по той причине, что достаточно эффективно контролировать большое государство практически невозможно. Платон говорил, что «государство можно увеличивать лишь до тех пор, пока оно не перестает быть единым». Поэтому правители и стражи должны следить за тем, чтобы государство было ни слишком большим и ни слишком маленьким.

Платон верил, что его идеальное государство можно воплотить в реальность. Это можно будет сделать двумя способами. Во-первых, говорил Платон, среди потомков царей случайно могут оказаться философские натуры, которые будут править по справедливости, а граждане начнут охотно выполнять их установления и законы. Во-вторых, придя к власти, философы вышлют из государства всех старше десяти лет, а остальных воспитают на свой лад.

Значение и недостатки учения Платона

Важнейшее значение учения Платона заключается в том, что оно положило начало теориям социального управления в самом широком смысле слова. Вместе с тем недостатки его учения очевидны. Прежде всего, отметим, что никоим образом невозможно доказать, что идея государства где-либо существует. Поэтому и представления о его устройстве, какими бы оригинальными и глубокими они ни были, являются чисто субъективными. Кроме того, очевидно, что нарисованный им образ жизни стражей отнюдь не такой привлекательный. И на вопрос о том, а будут ли сами стражи чувствовать себя счастливыми, Платон уклончиво отвечал, что важнее благо всего государства, а не отдельных его сословий. Стражи, по его мнению, должны чувствовать себя счастливыми в силу того, что выполняют присущие им функции и вносят посильный вклад в общее благо. Надо, говорил Платон, внушить им, чтобы они стали отличными мастерами своего дела. Наконец, платоновское идеальное государство, по сути, не знает изменений.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector