Экономика греции 2018

Экономика греции 2018

Минфин Греции начал процедуру досрочного погашения части долга МВФ на 3,6 млрд евро

Министерство финансов Греции приступило к процедуре досрочного погашения около 3,6 млрд евро из суммы кредитов, полученных страной у Международного валютного фонда (МВФ). Об этом сообщил в понедельник министр финансов Христос Стайкурас. Заявление министра приводит газета «Нафтемборики».

По словам Сайкураса, «в рамках программы управления государственным долгом в 2021 году министерство финансов Греции начало процедуру нового досрочного погашения около 3,6 млрд евро из суммы кредитов, полученных страной у МВФ», после выплаты в ноябре 2019 года фонду 2,7 млрд евро.

Как отметил министр, «выплата будет произведена после консультаций и в ходе полного выполнения условий и договорных обязательств греческого государства перед своими кредиторами, при сохранении стабильности действующего надзора и при активном участии всех заинтересованных сторон». Данное погашение будет касаться части кредитов со сроком погашения в 2021 и 2022 годах. Это вторая выплата, которую совершает нынешнее правительство в течение года, в результате чего погашается 6,3 млрд евро из примерно 8 млрд евро кредитов МВФ, взятых до лета 2019 года, т.е. около 80% от них, сообщил министр.

По словам Стайкураса, «новое погашение будет способствовать дальнейшему оптимальному использованию денежных ресурсов греческим государством, снижению процентного и валютного риска, а также уменьшению риска рефинансирования на следующие два года при одновременном улучшении таких ключевых показателей устойчивости государственного долга, как соотношение годовой валовой потребности в финансировании в процентах от ВВП и соотношение долга к ВВП». При всех этих факторах, как отмечает министр, «ожидается, что это новое досрочное погашение будет воспринято как очень позитивное событие в отношении задолженности греческого государства как рейтинговыми агентствами, так и международным инвестиционным сообществом». —>

В ноябре 2019 года завершилась процедура досрочного погашения наиболее дорогостоящей части кредитов в 2,7 млрд евро, предоставленных Греции МВФ. По мнению Минфина, этот шаг позволил Афинам сэкономить деньги, так как страна сейчас сама себя финансирует на рынках на более благоприятных условиях по сравнению со стоимостью обслуживания транша, который возвращен МВФ. Дорогостоящая часть кредита в 2,7 млрд из всего 8,8 млрд евро, полученных у фонда, была взята под достаточно высокую ставку в 4,91% годовых, в то время как, например, доходность 10-летних греческих облигаций 15 декабря 2020 года упала до рекордного минимума в 0,57% годовых.

В августе 2018 года Греция успешно завершила третью программу внешней макрофинансовой помощи и вышла из-под внешнего управления иностранных кредиторов, под которым она находилась с 2010 года. Тем не менее, кредиторы проводят периодическую оценку состояния греческой экономики, следя за установленными для нее показателями. По оценкам Минфина, государственный долг Греции, который сокращался до начала пандемии, теперь ожидается на уровне около 200% ВВП в 2020 году.

PenzaNews — Новости Пенза

Если Вы хотите бесплатно получать ежедневную рассылку новостей по электронной почте, пожалуйста, отправьте со своего на адрес info@penzanews.ru письмо с темой «Подписка».

Отправляя письмо, Вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.

Для желающих следить за новостями в Telegram создан бот @PenzaNewsBot и канал @PenzaNews.

Зарубежные эксперты разошлись во мнениях о перспективах развития греческой экономики

17:09 | 08.07.2018 | Аналитика

8 июля 2018. PenzaNews. Евросоюз исключил вероятность реализации четвертой программы макроэкономической помощи Греции. Об этом заявил еврокомиссар по вопросам экономики и финансов Пьер Московиси (Pierre Moscovici) на встрече с греческим премьер-министром Алексисом Ципрасом (Alexis Tsipras) 3 июля.

Зарубежные эксперты разошлись во мнениях о перспективах развития греческой экономики

«Теперь Греция является обычной страной в еврозоне, с европейским семестром, у вас будут обычные процедуры. Когда страна находится под надзором Еврогруппы, требуется всего пять минут, без переговоров, просто чтобы убедиться, что обязательства выполняются», — подчеркнул Пьер Московиси.

В свою очередь премьер-министр Греции отметил, что гражданам страны будет непросто понять и почувствовать изменения после восьми лет тяжелых жертв.

«Но это правда, что Греции удалось успешно завершить последнюю программу. Это историческое изменение. Я считаю, что люди начнут ощущать изменения день ото дня. Однако самым важным фактом для Греции является то, что отныне избранные правительства будут иметь право выбирать пути и средства достижения своих целей в наших совместных европейских решениях. Это очень важное изменение», — сказал политик.

Ранее министры финансов стран еврозоны объявили о завершении долгового кризиса Афин и согласовали условия выхода Греции из запущенной в 2010 году программы финансовой помощи.

«Сегодня институты подтвердили выполнение Грецией всех 88 условий в рамках четвертой и последней оценки [исполнения условий кредиторов для одобрения очередного транша]. Это показывает, что Греция успешно завершила программу Европейского механизма стабильности (ESM)», — заявил на пресс-конференции глава Еврогруппы Марио Сентено (Mario Centeno).

Он также добавил, что последний транш кредита ESM для Греции составит 15 млрд. евро.

«Из этой общей суммы 5,5 млрд. евро будут перечислены на отдельный счет и будут использоваться для обслуживания долга, а 9,5 млрд. будут перечислены на специальный счет для создания денежного буфера», — отмечается в заявлении Еврогруппы.

Анализируя ситуацию с греческой экономикой, основатель и главный экономист LC Macro Advisors Limited Лоренцо Кодогно (Lorenzo Codogno) пришел к выводу, что страна и кредиторы фактически добились того, к чему стремились.

«Греческое правительство хотело получить достаточно четкий план по выходу [из программы финансовой поддержки] или, по крайней мере, определенную постпрограмму, разработанную для дальнейшей помощи без продления ранее действовавших мер. Именно этого и добились власти, заявив об успешном завершении программы Европейского механизма стабильности с сохранением строгого контроля [заданных параметров бюджетных показателей] в соответствии с согласованной постпрограммой. Условия подразумевают фискальную и структурную устойчивость, социальное благосостояние и налогово-бюджетную стабильность; при этом комиссия активизирует расширенную процедуру надзора с проведением ежеквартальных проверок», — пояснил аналитик.

По его словам, финансовые рынки должны приветствовать это решение.

«Оно защищает от любого неожиданного отклонения от курса программы, обеспечивая достаточное облегчение долгового бремени, что позволит Греции надеяться на собственную самостоятельность в ближайшем будущем», — сказал Лоренцо Кодогно.

Он также напомнил, что директор-распорядитель Международного валютного фонда Кристин Лагард (Christine Lagarde) выразила уверенность в среднесрочной устойчивости греческого долга, однако обратила внимание на ряд параметров, включая валовые потребности в финансировании и долгосрочность перспективы.

«МВФ имеет в виду, что долг стабилен до определенной даты и де-факто условно стабилен после этой даты. Фонд взял на себя обязательство подготовить проект статьи IV по Греции, в котором будет обновлен анализ устойчивости долга (DSA), возможно, уже в июле. Неясно, каков будет результат DSA, но эта «условная устойчивость» может оказаться высокой. Надо сказать, что МВФ больше не может удерживать этот процесс «в заложниках», и никто не ожидает, что фонд будет играть какую-то роль в будущем финансировании. Тем не менее МВФ останется «полностью вовлеченным», чтобы обеспечить доверие к процессу и оказывать аналитическую поддержку», — добавил эксперт.

На его взгляд, согласованные в ЕС меры являются хорошей основой, позволяющей Греции восстановить надежную оценку рынка.

«На данный момент возникает ощущение, что в стране достаточно запаса денежных средств, чтобы Греция смогла безопасно перезапустить эмиссионную программу, и есть необходимые условия для предоставления гарантий финансовым рынкам, что ситуация «не сойдет с рельсов» хотя бы в ближайшие пару лет», — сказал Лоренцо Кодогно.

Тем временем глава подразделения по макроэкономической стратегии на глобальных рынках ВТБ Капитал (VTB Capital) Нил Маккиннон (Neil MacKinnon) высказал противоположное мнение о положении дел в греческой экономике.

«Греция попала в долговую ловушку, а введенная Брюсселем политика жесткой экономии бюджетных средств сформировала экономическую депрессию — государство не в состоянии уменьшить свою долговую нагрузку, которая в настоящее время составляет 190% ВВП», — пояснил свою позицию аналитик.

По его словам, страна еще долго будет находиться в зависимости от Евросоюза.

«Даже после реструктуризации долга и так называемого «облегчения долгового бремени», поскольку официальные кредиторы лишь продлевают срок погашения, Греция все равно будет платить Европейскому союзу до 2060 года. Это экономика ростовщичества, и Греция, по сути, стала «вассальным государством» ЕС», — уточнил Нил Маккиннон.

В свою очередь депутат Бундестага от партии ХДС Патрик Зенсбург (Patrick Sensburg) обратил внимание на улучшение экономических показателей в стране.

«Экономическая ситуация Греции позитивна, налоговые доходы государства увеличились за последние месяцы и годы. Это подтверждает положительный эффект от программы кредитования и реформ в еврозоне. После восьми лет финансовой поддержки Греция впервые сможет содержать себя в этом году, не полагаясь на внешнюю финансовую помощь со стороны ЕС. Пройдет несколько лет, прежде чем Греция снова обретет стабильное экономическое положение, но страна на правильном пути и имеет более положительные перспективы», — сказал немецкий депутат.

Комментируя решение Еврогруппы прекратить финансовую поддержку Греции, политик отметил, что это позитивный сигнал.

«Это значит, что финансовые ресурсы последней программы антикризисных мер для Греции не были полностью израсходованы. Из 86 млрд. евро в действительности необходимыми оказались 62 млрд. евро. Об этом нельзя было и подумать, когда программа помощи Греции только стартовала 8 лет назад. Греция провела реформы и теперь должна продолжать развиваться самостоятельно», — пояснил Патрик Зенсбург.

«Еще одним положительным сигналом является оценка рейтингового агентства Standard & Poor’s (S&P) в США, которая повысила кредитоспособность Греции на основе в том числе развития финансовых резервов и недавнего соглашения об облегчении долгового бремени», — добавил член партии ХДС.

При этом, по его словам, крайне важно, чтобы Греция оставалась на пути реформ.

«Устранения бремени задолженности или реструктуризации долга с Германией не произойдет. Кроме того, стабильное развитие страны будет оставаться необходимым условием и после окончания программы поддержки. Согласованный окончательный платеж в размере около 15 млрд. евро является еще одной разумной стимулирующей мерой, направленной на то, чтобы сделать Грецию более привлекательной для рынков капитала и побудить иностранных инвесторов способствовать ее экономическому росту. Кроме того, Греция должна стать еще более конкурентоспособной в таких крупных секторах экономики, как туризм», — сказал Патрик Зенсбург.

Между тем научный сотрудник Третьего университета Рима, вице-президент Итальянского совета европейского движения, главный редактор журнала «История экономической мысли и политики», руководитель Международного центра по европейскому и глобальному управлению Фабио Масини (Fabio Masini) выразил мнение, что на сегодняшний день экономика Греции находится в еще более худшем положении, чем до начала кризиса.

«ВВП страны составляет чуть более 50% от показателей 2008 года. Официальный уровень безработицы вырос с 6% до 22%. Государственный долг поднялся со 110% до 180% ВВП. Качество и количество общественных благ, доступных для граждан и фирм, ухудшилось или уменьшилось. Определенно нездоровая экономика», — сказал эксперт.

На его взгляд, ухудшающееся развитие ситуации в Греции является сигналом, что кризис еще не закончился.

«Возможно, в нынешней структуре управления еврозоной этого никогда не произойдет. Политика жесткой экономии бюджетных средств не вызывает роста и не повышает производительность, которая фактически зависит от обновления технологических и кадровых ресурсов, инфраструктуры, инноваций и исследований. Принятые на национальном уровне меры, вызванные необходимостью соответствовать параметрам еврозоны, являются устойчивым механизмом в долгосрочной перспективе только в том случае, если существует наднациональный бюджет, предназначенный для антициклических вливаний ликвидности, чего нет в еврозоне», — отметил Фабио Масини.

По его словам, за последние 10 лет уровень жизни людей в стране резко упал.

«Греки уже очень много заплатили за программу финансовой помощи. Я не думаю, что это закончится. Наиболее вероятным результатом является длительный застой. Большая уязвимость от иностранных инвестиций может спровоцировать дальнейшие циклы кризисов или спекуляции, а социальную и политическую напряженность станет трудно контролировать», — пояснил аналитик.

«Учитывая нынешнюю структуру управления еврозоной, Греция может стать лишь одним из примеров более обширного краха в Евросоюзе, если коллективное принятие решений в ЕС, его институциональная структура и политическая позиция кардинально не изменятся в ближайшем будущем», — резюмировал он.

Греция

Герб: является государственным символом Греции и состоит и двух основных элементов — лазоревого щита с серебряным крестом (фрагмент флага), а вокруг щита — лавровый венок.

Щит с крестом символизирует воинскую славу и в то же время главную греческую религию — православие. Лавровый венок символизирует древнюю историю Греции, ведь такими венками награждали победителей древних Олимпийских игр.

Официально герб Греческой Республики изображается в двухцветном варианте с применением лазоревого (визуально голубого) и серебряного (визуально белого) цветов. Герб с золотым лавровым венком используется вооружёнными силами Греции. Многоцветный вариант герба предназначен для гражданского использования.

Флаг: представляет собой прямоугольное полотнище с горизонтальными равновеликими чередующимися пятью синими и четырьмя белыми полосами. В крыже помещено изображение прямого (греческого) креста белого цвета.

Ширина флага относится к его длине как 2:3. Современный флаг был принят 27 декабря 1978 г.

  • Гимн: «Ύμνος εις την Ελευθερίαν» — поэма, написанная Дионисиосом Соломосом в 1823 г., состоящая из 158 четверостиший. В 1865 г. первые 24 куплета были объявлены гимном Греции.
  • Государственный язык: греческий.
  • Географическое положение: страна расположена на Балканском полуострове и многочисленных островах. Омывается Эгейским (включая Икарийское море) и Фракийским морями на востоке, Ионическим на западе, на юге — Средиземным и Критским морями. Имеет сухопутную границу с Албанией на северо-западе, Македонией и Болгарией — на севере, с Турцией — на северо-востоке. Территория: 131 957 кв. км, в том числе островная часть — 25,1 тысяч кв. км.
  • Административно-территориальное деление: 325 демов, которые объединены в 13 провинций. Особую административную единицу составляет район Святой горы Афон.
  • Столица: Афины.
  • Государственное устройство: парламентская республика. Действует конституция от 11 июня 1975 г. Глава государства — Президент, избирается парламентом открытым голосованием сроком на 5 лет не более 2 раз. С 13 марта 2015 г. — Прокопис Павлопулос. Законодательная власть — однопалатный парламент, состоит из 300 депутатов. Избирается сроком на 4 года. Нынешний состав Парламента избран 20 сентября 2015 г. Президент Парламента — Николаос Вутсис. Исполнительная власть — Президент и Правительство, возглавляемое Премьер-министром (с 21 сентября 2015 г. — Алексис Ципрас). Назначение на пост Премьер-министра осуществляет Президент, пост получает лидер партии, располагающей большинством в парламенте.
  • Население: 11,1 миллиона человек.
  • Национальная валюта: евро.
  • ВВП: 242,2 миллиарда долларов США.
  • Часовой пояс: GMT +2.
  • Телефонный код: +30.
  • Штрих-код: 520 —521.

Внешняя политика: приоритетами являются отношения в рамках Европейского союза, укрепление позиций в Балканском регионе.

Экономическое положение (2017 г.):

  • ВВП — 187,1 миллиарда евро;
  • рост ВВП — 1,4 процента;
  • ВВП на душу населения — 16,85 тысячи евро;
  • инфляция — -0,8 процента;
  • основные статьи экспорта: продукты питания, промышленная продукция, нефтепродукты, продукция химической промышленности, текстильная продукция;
  • основные статьи импорта: нефтепродукты, оборудование и транспортные средства, химическая продукция, продукты питания.

Экономика Греческой Республики

Начиная с 2010 г., Греция переживает глубокий финансово-экономический кризис. Госдолг Греции превысил 320 миллиардов евро (180% ВВП). Для его обслуживания страна получает кредиты в рамках программ помощи от группы международных кредиторов.

За это время страны зоны евро приняли три различные трехлетние программы макрофинансовой помощи Греции в обмен на жесткие меры экономии.

Первые две из них не были доведены до расчетного завершения. Третья программа должна быть закончена в августе 2018 г., после чего планируется, что Греция сможет вернуться на рынки заемного капитала.

Для получения средств по третьей программе, правительство Греции обязалось принять ряд структурных законов, включая: реформу налога на добавленную стоимость, уменьшение налоговых льгот для фермеров, сокращение пенсий и упразднение досрочного выхода на пенсию, увеличение налогообложения доходов греческих судоходных компаний, реорганизацию национального статистического агентства и др. Всего порядка 40 структурных реформ.

По разным оценкам, на программы помощи Греции страны зоны евро и МВФ потратили свыше 350 миллиардов евро.

В данных условиях экономика Греции в 2017 г. функционировала под влиянием жестких мер экономии, принимаемых греческим правительством.

По словам главы правительства, страна смогла справиться с семилетним периодом кризиса. Определенным подтверждением этого является тот факт, что по итогам 2017 г. ВВП Греции, впервые за длительный период времени, вырос на 1,4% и составил 187,1 миллиарда евро. В качестве основных драйверов роста выступили государственные расходы и растущий экспорт.

Как отмечалось выше, одним из факторов, оказавших позитивное влияние на экономику Греции оказал растущий объем внешней торговли, в первую очередь экспорта. По итогам 2017 г. греческий экспорт вырос на 13,2%, а импорт — на 13,7%.

В объеме греческого экспорта на долю третьих стран (кроме стран ЕС) приходится 47,2%, а в объеме импорта — 48%. Как следует из данных внешней торговли баланс между странами ЕС и третьими странами практически выровнялся.

По состоянию на апрель 2018 г. уровень безработицы составил 20,2%, незначительно снизившись по сравнению с концом 2017 г. (21,7%). Количество безработных составило 949 726 человек и сократилось по сравнению с концом 2017 г. более чем на 100 тысяч человек.

В июне 2018 г. по сравнению с июнем прошлого года в Греции зафиксирована инфляция в размере 1%. В годовом исчислении с июля 2017 по июнь 2018 г. по сравнению с периодом с июля 2016 по июнь 2017 г. средняя величина инфляции составила минус 0,6%.

Государственный долг к концу 2017 г. достиг 318,3 миллиарда евро (178,2% ВВП), по сравнению с 315,03 миллиарда евро, или 180,8% ВВП, в 2016 г. Госдолг в текущем году прогнозируется в размере 332 миллиардов евро (179,8% ВВП), рост составит 1,6 процентных пункта по сравнению с 2017 г.

В государственном бюджете Греции на 2018 г. предусмотрены доходы в размере 54,24 миллиарда евро, расходы — 55,18 миллиарда евро. Дефицит бюджета запланирован в размере 943 миллионов евро. В бюджет заложен рост экономики на 2,5%.

Прогнозы и рейтинги

Международный валютный фонд (МВФ) незначительно снизил прогноз экономического роста в Греции — до 2,6% в 2018 г. Ранее фонд оценивал перспективы Греции чуть более оптимистично, прогнозируя рост в 2,7% в 2018 г. Аналитики Fitch прогнозируют рост реального ВВП Греции на 2,1% в 2018 г.

Правительство Греции прогнозирует рост в размере 2,5%. По мнению Минфина, предпринятые бюджетные усилия, а также устранение экономической неопределенности и значительное улучшение экономического климата являются достаточными факторами для достижения такого роста.

Центральный банк Греции считает, что рост ВВП в 2018 г. составит 2,4%.

Ведущий греческий аналитический центр IOBE прогнозирует темп роста экономики Греции в 2018 — 2%.

Международное рейтинговое агентство Fitch улучшило ряд рейтингов Греции. В частности, долгосрочные рейтинги дефолта (РДЭ) Греции в иностранной и национальной валюте повышены c уровня CCC до В- с позитивным прогнозом. Краткосрочные РДЭ Греции в иностранной и национальной валюте повышены с С до В, а суверенный рейтинг страны улучшен с В- до В. Как отмечает Fitch, экономический сектор Греции постепенно восстанавливается, а политические риски частично сократились.

Ранее к подобным выводам пришло еще одно крупное рейтинговое агентство — Moody’s, повысившее долгосрочный рейтинг Греции с уровня Caa3 до Caa2 с позитивным прогнозом. По оценке этого агентства, улучшению рейтинга страны способствует выполнение Грецией запланированных реформ, что позволит получить очередной транш финансовой помощи для выплаты части долгов.

Рейтинговое агенство Standard & Poor’s повысило кредитный рейтинг Греции с «B» до «В+».

Анализ основных макроэкономических показателей, характеризующих социально-экономическое положение Греции, позволяет сделать вывод, что 2017 г., с высокой степенью вероятности, стал годом, когда греческая экономика прошла дно экономического цикла.

Сотрудничество Республики Беларусь с Греческой Республикой

О политическом диалоге

Греческая Республика одной из первых признала суверенитет Республики Беларусь (2 января 1992 г.). Дипломатические отношения между странами установлены 5 марта 1992 г. Двусторонний политический диалог до настоящего времени не получил практического развития. Визиты и встречи на высшем уровне не проводились.

В активе белорусско-греческих отношений — обмен официальными визитами министров иностранных дел (1994 — 1996 гг.), консультации на уровне глав политических департаментов министерств иностранных дел (2011 г.).

Посольство Греции в Беларуси было открыто в 1993 г. По финансовым причинам в 2002 г. приостановило свою деятельность.

В ноябре 2013 г. возобновлена аккредитация в Греции по совместительству Посла Беларуси в Болгарии (первый Посол по совместительству аккредитован в 2011 г.). В мае 2017 г. Посол Греческой Республики в Российской Федерации А. Фриганас аккредитован по совместительству в Республике Беларусь.

Читайте также  Известные итальянские оперные певцы

Белорусско-греческие отношения характеризуются в целом невысокой динамикой. Контакты между представителями органов госуправления и других государственных организаций Беларуси и Греции осуществляются в основном в рамках мероприятий международного характера.

В двусторонних отношениях Беларусь и Греция также используют институт почетного консула. Офис почетного консула Греческой Республики в Республике Беларусь П. Топузидиса открыт в декабре 2015 г.

Церемония открытия офиса почетного консула Республики Беларусь в Салониках Б. Музенидиса (назначен в марте 2015 г.) состоялась 19 октября 2016 г.

В настоящий момент актуальным остается вопрос определения дальнейших направлений и механизмов сотрудничества и работа по их практической реализации: проведение первого заседания МПК и бизнес-форума в Минске, ревизии договорно-правовой базы, активизация межмидовского диалога.

В отношениях с Беларусью Греция придерживается в целом взвешенной позиции, в том числе в контексте развития белорусско-европейских отношений.

Договорно-правовая база двустороннего сотрудничества

В настоящее время договорно-правовая база двустороннего белорусско-греческого сотрудничества насчитывает 1 межгосударственный договор и 3 межправительственных соглашения.

На рассмотрении греческой стороны уже достаточно длительное время находится ряд двусторонних договоров и соглашений:

  • Договор между Республикой Беларусь и Греческой Республикой о правовой помощи по уголовным делам;
  • Договор между Республикой Беларусь и Греческой Республикой о выдаче;
  • Соглашение между Правительством Республикой Беларусь и Правительством Греческой Республики о содействии осуществлению и взаимной защите инвестиций;
  • Соглашение между Правительством Республикой Беларусь и Правительством Греческой Республики об избежание двойного налогообложения;
  • Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Греческой Республики о сотрудничестве в области культуры, образования, науки и спорта и молодежной политики;
  • Договор между Правительством Республики Беларусь и Правительством Греческой Республики об условиях оздоровления на основе безвозмездной помощи несовершеннолетних граждан Республики Беларусь в Греческой Республике.

16 июня 2016 г. вступило в силу Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Греческой Республики о международных автомобильных перевозках.

О торгово-экономических отношениях с Грецией

Динамика торговли между Беларусью и Грецией (миллионов долларов США)

Грецию выписали из реанимации. Конец кризиса еврозоны или начало нового?

Удержание Греции на плаву обошлось Европе в сотни миллиардов евро. Ее отпустили в свободное плавание лишь после того, как финансовое здоровье страны перешло из критического состояния в стадию средней тяжести.

Глубокий спад экономики сменился небольшим ростом, в казне вместо зияющей дыры образовался небольшой профицит, а зависимость от внешнего финансирования сократилась. В таком виде, по мнению европейцев, Греция способна без внешней подпитки обслуживать свои гигантские долги и при этом развиваться.

Годы кризиса и экономии изрядно потрепали Грецию. Она пережила радикальные политические и социальные изменения, массовые волнения и рост антиевропейских настроений. Но главное — греки обеднели.

Экономика страны опустилась в беспрецедентную для новейшей западной истории депрессию — она сократилась на четверть. Безработица утроилась, и даже с учетом недавнего восстановления превышает 20%.

Из страны с населением 11 млн человек уехали, по разным оценкам, 350-400 тыс. греков, в основном образованных и молодых. Они нашли работу в других странах Евросоюза, и большинство не спешит возвращаться.

В Греции — вторая в Евросоюзе (после Франции) налоговая нагрузка на среднюю работающую семью, при этом один из самых низких показателей собираемости: то есть, налоги в стране платят немногие, но много.

Греческая социальная система, обанкротившаяся после кризиса, даже после сокращений обходится стране в 27% ВВП, что выше среднего показателя в еврозоне. При этом нагрузка на пенсионные фонды обещает только расти: Греция стремительно стареет, а с учетом эмиграции ее трудоспособное население за 40 лет сократится на треть — в три раза сильнее, чем в других странах еврозоны, подсчитала Еврокомиссия.

Несмотря на щедрые социальные траты, за годы внешнего управления Греция переместилась с 9-го на 3-е место в ЕС по показателю бедности. Те, с кем Греция начинала десятилетие, сумели сократить бедность до среднеевропейского уровня, тогда как Греция рванула навстречу бессменным аутсайдерам — Болгарии и Румынии — и прочно вошла в тройку беднейших из 28 стран Евросоюза.

Долг Греции превышает 300 млрд евро, а по соотношению долга к ВВП она далеко впереди всех стран ЕС. Чтобы не оказаться в дефолте, Греции нужно держать себя в руках аж до 2060 года — в первую пятилетку доходы бюджета без учета выплаты долгов (первичный профицит) должны превышать расходы на 3,5% ВВП ежегодно, а в последующие десятилетия — на 2,2%.

МВФ подсчитал, что в послевоенной истории из 55 попыток добиться подобной дисциплины успешными оказались всего всего три, а всякий раз, когда европейская страна вынуждена была жить несколько лет в условиях жесткой экономии, за этим следовал откат и возврат к жизни в долг.

А с этим у Греции проблемы. Во-первых, ЕС не окончательно отпустил ее на волю: каждые три месяца он будет проверять, выполняет ли Греция обещание продолжить болезненные реформы и экономию. Если все в порядке, он будет выделять по 600 млн евро раз в полгода и, возможно, через 15 лет вернется к вопросу облегчения долгового бремени.

Во-вторых, жить в долг в свободном плавании дороже. Если ЕС и еврозона выдали Греции долгосрочные кредиты на 240 млрд евро по смехотворной ставке 1% годовых, то на рынке страна сейчас может занять только под 5% годовых. А если кредиторы усомнятся в том, что Греция продолжает работу над ошибками, она может вернуться в посткризисный кошмар, когда цена рыночных займов для нее выросла с 9% в 2010 году до 40% в 2012-м.

Перед кризисом расходы греческой казны превышали доходы на невиданные 11% — то есть, без кредитов она бы разорилась. Более того, таким дефицитом Греция нарушала бюджетное правило еврозоны, не допускающее разрыв более 3%. Это оказалось сюрпризом для всех, поскольку выяснилось, что чиновники в Афинах подрисовывали статистику.

Греция выходит из кризиса — так ли это?

Доверие было подорвано окончательно, и Греция оказалась на грани дефолта и вылета из еврозоны.

На помощь пришли сначала другие страны еврозоны, потом — Международный валютный фонд и Евросоюз. Они дали денег, но потребовали исправить перекосы.

В тот момент Греция жила не по средствам и все глубже влезала в долги на текущие расходы. Когда кредиторы разбежались, напуганные мировым кризисом ликвидности и проблемами греческой экономики, ей предстояло резать по живому: сокращать раздутые зарплаты госслужащих, урезать армию бюджетников и реформировать пенсионную систему — одну из самых щедрых в мире.

В ответ греки вышли на улицы, выбрали новую власть и даже проголосовали на референдуме за отказ от мер экономии и возврат к прежней жизни. Однако денег на это не нашлось, и на смену разговорам о выходе из еврозоны пришел новый пакет финансовой помощи. Его действие закончилось 20 августа 2018 года.

Греки радуются — свобода! Кредиторы предупреждают: хронические проблемы никуда не делись, а поводов сорваться предостаточно.

В следующем году стране предстоят выборы, и нынешняя правящая коалиция левых партий пойдет на них под флагом освобождения от ига кредиторов.

Правительство Алексиса Ципраса уже утвердило новую программу, в которой пообещало поднять минимальную зарплату, снизить налоги и смягчить ограничения на рынке труда.

Автор фото, NurPhoto/Getty Images

Во многом благодаря туризму Греции удалось выйти из кризиса

Одновременно некстати ухудшаются и внешние условия: десятилетие близких к нулевым ставок кредитов завершается, вместе курсом доллара растут цены в евро на энергоносители и другое сырье, а возможности еврозоны выкупать попавшие в беду страны сокращаются: они собрали полтриллиона евро на эти цели, но уже раздали большую часть этой суммы Греции, Португалии, Испании, Ирландии и Кипру.

С учетом того, что на горизонте маячит проблема гигантской — по сравнению с греческой — экономики Италии, Греция не скоро вернется в центр внимания финансовых властей.

Монастыри Метеоры переживали и более драматичные закаты греческой экономики

Но есть и поводы для оптимизма. Греческая экономика понемногу оживает, низкий старт облегчает рост, а о долгах на ближайшее время можно забыть. На спецсчетах накоплены 24 млрд евро, которых хватит на 22 месяца обслуживания долга по окончании программы — даже если Греция за это время не найдет ни копейки на выплаты кредиторам.

А опыт других стран показывает, что из подобной ситуации можно выйти достойно: в 2011 году Португалия получила почти 80 млрд евро по той же схеме, что и Греция, и до 2014 года решительно резала расходы. По окончании программы она отказалась от жесткой экономии, сумела разогнать экономический рост до рекордного за два десятилетия и вернуть зарплаты бюджетников и пенсии на предкризисный уровень.

Совместная пресс-конференция с Премьер-министром Греции Алексисом Ципрасом

По завершении российско-греческих переговоров Владимир Путин и Алексис Ципрас дали совместную пресс-конференцию.

Совместная пресс-конференция с Премьер-министром Греции Алексисом Ципрасом

В.Путин: Уважаемый господин Ципрас! Дамы и господа!

Мы рады приветствовать в Москве Премьер-министра Греческой Республики.

Визит господина Ципраса, на наш взгляд, является весьма своевременным. Мы рассматриваем Грецию в качестве особого партнёра, с которым нас объединяют вековые узы дружбы, общие страницы истории и духовная близость.

В нынешнем году исполнилось 190 лет установления дипломатических отношений между Россией и Грецией, а также 25 лет Договору о дружбе и сотрудничестве.

Мы всегда стремились и стремимся выстраивать партнёрский диалог на принципах добрососедства, уважения и взаимного учёта интересов.

Именно в таком ключе прошли наши переговоры с господином Премьер-министром сегодня. Рассмотрены основные вопросы российско-греческого сотрудничества, а также актуальные международные темы.

Углублению обоюдовыгодного двустороннего сотрудничества в конкретных областях будут способствовать подписанные по итогам визита межведомственные документы. Вы только что это видели.

Смотрите также

Большое внимание уделено торгово-инвестиционному взаимодействию, которое показывает неплохую динамику. В прошлом году двусторонний товарооборот вырос на 27 процентов, составил почти четыре миллиарда долларов. В январе–сентябре текущего года он прибавил ещё 11 процентов. Встречные капиталовложения России и Греции суммарно превышают 700 миллионов долларов.

С хорошей отдачей, по нашему общему мнению, действует смешанная комиссия по экономическому, промышленному и научно-техническому сотрудничеству, очередное заседание которой прошло в Москве буквально на днях, 5–6 декабря, непосредственно перед сегодняшними переговорами, и внесло полезный вклад в подготовку этих переговоров.

Расширению прямых контактов между предпринимателями двух государств служит работа Российско-греческого делового совета. В этом году состоялось две его сессии: в марте в Москве и в октябре в Афинах.

Отмечу, что делегация Греции традиционно принимает активное участие в Петербургском международном экономическом форуме. Рассчитываем, что и в следующем году греческие экономические ведомства и деловые круги направят представительную делегацию в Санкт-Петербург.

Безусловно, важной областью взаимодействия является энергетика. Многие годы Россия надёжно поставляет в Грецию энергоресурсы, обеспечивая более половины потребностей республики в газе и 10 процентов – в нефти. При этом мы готовы рассмотреть возможность подключения греческих компаний к крупным инфраструктурным проектам по доставке российского газа в Европу по южному маршруту.

Обсудили с господином Премьер-министром тематику расширения кооперации в инновационной сфере на основе Декларации о партнёрстве в интересах модернизации. Российские высокотехнологичные компании нацелены на то, чтобы выйти на греческий рынок с широким ассортиментом продукции и услуг.

Разумеется, уделили внимание вопросам культурно-гуманитарного взаимодействия. Позитивный общественный резонанс вызывают ежегодно проводимые совместные культурные фестивали, гастроли прославленных артистов, художественных коллективов. В 2019 году проведём перекрёстный Год языка и литературы.

Отмечу, что 23 ноября завершился российско-греческий Год туризма, в рамках которого было осуществлено более 50 мероприятий. В прошлом году Грецию посетило рекордное число – 850 тысяч – наших граждан; это плюс 9 процентов к предыдущему году. Ожидается, что в этом году их число возрастёт до миллиона человек.

Премьер-министр Греции Алексис Ципрас.

Премьер-министр Греции Алексис Ципрас.

Условились и далее оказывать поддержку развитию туризма, способствовать тому, чтобы всё большее количество граждан Греции приезжали в нашу страну, знакомились с её достопримечательностями. Перспективными с этой точки зрения станут прорабатываемые у нас проекты по организации круизов в Чёрном, Балтийском море, в северных морях, по созданию новых курортов.

Соглашение о сотрудничестве уже заключили более 20 городов. Сейчас я хочу сказать о позитивной динамике с точки зрения регионального сотрудничества. С российской стороны лидерами по количеству реализуемых проектов подобного рода являются Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону.

При обсуждении международной проблематики затрагивались перспективы дальнейшего выстраивания отношений между Россией и Европейским союзом. Конечно, мы говорили и о кипрском урегулировании.

В заключение хотел бы выразить признательность господину Ципрасу, всем греческим коллегам за содержательные и результативные переговоры.

Благодарю вас за внимание.

А.Ципрас (как переведено): Хотел бы поблагодарить Президента Путина за тёплый приём и гостеприимство, которое он нам оказал, и, конечно же, за очень интересное обсуждение всех вопросов, которые касаются российско-греческих отношений, и более широких вопросов, которые касаются международной и региональной безопасности.

Как сказал Президент Путин, я приехал сюда в год, когда мы празднуем 190 лет установления дипломатических отношений между нашими странами. Эти отношения основаны на очень сильных исторических, религиозных, культурных, духовных связях между нашими народами. Я считаю, что эта важная база позволяет нам создать протяжённые во времени отношения – динамичные и стабильные.

Я второй раз приезжаю сюда, в Кремль, и третий раз я посещаю Россию в качестве Премьер-министра, я посещал также экономический форум в Санкт-Петербурге.

В сложный период времени для Греции политическое решение нашего правительства, с которым согласилось и российское Правительство, и Президент России, состояло в том, чтобы снова выстроить конструктивные отношения сотрудничества между нашими странами после почти пятилетнего периода бездействия между нашими государствами.

В период, который прошёл, было показано через многомерную политику Греции и через строительство стабильных отношений сотрудничества с Российской Федерацией, что Греция может быть страной Европейского союза и НАТО, но вместе с тем она может продвигать модель активной, многомерной внешней политики и использовать исторические связи и сотрудничество.

Сейчас, три с половиной года спустя, я снова приезжаю – совершенно в новых обстоятельствах. Греция наконец вышла из этого периода долга, она вернулась к положительным показателям в экономике. Греческий народ выдержал, греческая экономика выдержала, и сейчас у нас есть возможность с оптимизмом смотреть в будущее. Следовательно, создаются ещё более положительные предпосылки к тому, чтобы наши отношения были более результативны.

Конечно, вызовы, которые мы принимаем, увеличиваются, их немало. Греция – это страна, которая является колонной стабильности и безопасности в регионе, который дестабилизирован. Она непосредственно находится под влиянием ситуации в этом регионе – я говорю о миграционных потоках. Кризис безопасности в Восточном Средиземноморье влияет. А Россия в это время, я думаю, развила ещё больше свою динамику на дипломатическом и экономическом уровне в этом интересном, но очень хрупком регионе.

Итак, как мы договорились с Президентом Путиным, диалог в этих условиях представляется ещё более важным. Ясно, что этот диалог не всегда лёгкий, как было показано этим летом, которое только что прошло. Но тем не менее наше желание, чтобы отношения оставались на стабильных рельсах, которые мы с таким трудом строили, нам помогает преодолевать все сложности и возвращаться к необходимому взаимоуважению и взаимопониманию.

В рамках этого мы обсудили развитие событий в Восточном Средиземноморье и новую энергетическую карту, которая формируется в этом регионе, роль России и отношения обеих стран с Турцией. Я выразил, конечно же, Президенту Путину нашу обеспокоенность в отношении новых программ вооружения Турции, поскольку она хочет сохранить казус белли в отношении нашей страны.

Параллельно мы обсудили новую энергетическую карту, которая формируется в Восточной Европе со строительством «Северного потока», и возможности продвижения «Турецкого потока» через Турцию, через Грецию в Италию и в дальнейшем в Европу. Это проект, который в сочетании с другими потоками повышает роль нашей страны, Греции, в региональном энергетическом узле.

Я подчеркнул для Президента Путина наше уважение перед Россией за стабильную позицию России по решению кипрского вопроса, то есть поддержку Кипрской Республики и в перспективе разрешение кипрского конфликта на основании решений Организации Объединённых Наций. Подчеркнул важнейшую роль Совета Безопасности, которая поможет полностью разрешить кипрский конфликт.

Мы обсудили перспективы мира и стабильности в Сирии, а также в Ливии, с необходимостью создания национального единства и войска, в которое будет включаться военная мощь на востоке страны. Это прежде всего для нас очень важно – стабильность во всём этом регионе, в Ливии. Также мы обсудили и развитие событий на Балканах. Это регион, где стабильность и развитие для нас имеют первостепенную актуальную важность.

Господин Путин дал мне возможность объяснить позицию греческой стороны по особенно острому, тонкому вопросу названия страны наших северных соседей. Для Греции и для греческого народа это первостепенный вопрос, чтобы соседняя страна не имела в качестве конституционного названия название «Македонская Республика», «Республика Македония», поскольку для нас это имя и история, которая несёт в себе это имя, – это очень важная часть нашего исторического и культурного наследия.

Именно поэтому я уверен, что достигнутое соглашение поставило на справедливую основу проблему, которую многие годы необходимо было решить. Думаю, что мы воспринимаем возникающие националистические тенденции и возможное развитие этих тенденций, которые могли дестабилизировать этот регион.

Также мы обсудили отношения Европейского союза и НАТО с Россией. Я подчеркнул ещё раз, используя эту возможность, значение, которое имеет диалог, особенно когда мы не согласны по каким‑то пунктам, и особенно в настоящее время в отношении с очень ценной рамкой по ядерному оружию, как это было в сложные моменты «холодной войны». Диалог всегда был ценным инструментом в разрешении споров, чтобы успеть предупредить эскалацию конфликта.

Греция является страной Евросоюза и НАТО и должна исполнять свои обязательства, но считаю, что любая архитектура безопасности, любая инициатива по решению международных проблем не может не включать в себя Россию. Это должно быть основано на искреннем диалоге с ней. И это позиция, которую я постоянно озвучиваю последние три с половиной года на всех международных европейских форумах, в которых я участвую в качестве Премьер-министра Греции.

В рамках этого мы обсудили также и развитие событий в Азовском и Чёрном море. Вы знаете, у нас особый интерес, поскольку в Мариуполе проживает свыше 130 тысяч граждан греческого происхождения. Я хотел бы поблагодарить Президента Путина за подробную информацию, которую он мне предоставил.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector