Элементы греческой архитектуры

Элементы греческой архитектуры

Становление греческой архитектуры: история, застывшая в камне

Древняя Греция известна множеством историко-культурных памятников. Ее архитектура занимает в этом перечне особое место. С чем ассоциируется Эллада у большинства современных людей? Правильно, со статуями и храмами. Те и другие до сих пор впечатляют величественностью и красотой.

Каков секрет греческих храмов и статуй? Во-первых, это правильно подобранные материалы, во-вторых, мастерство каменщиков, строителей и скульпторов. Если речь о статуях, то стоит отметить мрамор во всем его многообразии. А вот религиозным и нерелигиозным постройкам особый шарм придает другой материал. Сланец – натуральный камень, который по сей день активно применяется в Греции для отделочных работ. Эта традиция уходит корнями в глубокое прошлое.

Сланец итальянский, плитка и скол, активно применяется при реставрации храмов. Его текстура и физико-механические свойства ценились мастерами во все времена.

Храм храму рознь

Давайте немного углубимся в эллинскую культуру и разберемся, какие же храмы строили в античные времена. История греческой архитектуры и искусства – это три эпохи. Архаика времен персидских нашествий растянулась больше чем на двести лет. С той поры дошло до наших дней очень мало архитектурных памятников. И сложно судить о том, какие каноны были актуальны, какие применялись материалы, сланец натуральный или мрамор использовался чаще.

Классика известна как период расцвета Древней Греции и эллинской культуры. Именно в это время, с 80 до 323 гг. до н.э., архитектура заметно менялась. Александр Македонский завоевывал новые земли. Перенимались технологии, менялись каноны. Эллинские храмы начали перестраивать, модернизировать. Но по-прежнему в чести был натуральный сланец, плитка из него использовалась для облицовки стен, внутренней отделки храмовых залов. Закончилась эпоха упадком классической эллинской культуры.

Эллинизм тоже внес свой вклад в развитие и изменение греческой архитектуры. Закончилась эпоха в 30-е годы нашей эры. Сланец в этот период использовался наряду с мрамором и известняком.

От дерева к камню

Греческие храмы менялись со временем. Но они остались узнаваемыми. Одна из главных особенностей конструкций – ступенчатая база. На ней возводились еще архаичные храмы. Именно в ту эпоху греки постепенно заменили дерево в строительстве известняком и мрамором.

Типичный греческий храм представлял собой здание без окон в окружении колонн. Последние были мраморными. Внутри храмов для отдельных элементов использовался сланец итальянский (плитка).

Больше внимания традиционно уделялось внешнему облику сооружений. В залы был доступ только у жрецов. Они отличались скромным оформлением и вечным полумраком.

Стили храмовой архитектуры

Древнегреческие храмы строили в трех стилях. Дорический – один из самых интересных. Его отличительные черты – мужественность, мощь и простота (храм Зевса Олимпийского – отличный пример). Сложился стиль в эпоху архаики.

Ионический стиль пришел в Элладу из Малой Азии. Он сделал храмы стройнее и наряднее. Отдельные основания для колонн и капители со спирально закрученными углами – вот основные особенности построек.

Коринфский стиль придал храмам Греции пышности. В отделке начали использовать растительные мотивы и оригинальные орнаменты. Ключевой деталью были листья аканта. Что касается строительства, технология сохранилась. Основным материалом был довольно мягкий известняк, облицовку делали из мрамора, для отдельных архитектурных деталей использовался сланец.

Архитектура древней Греции

Архитектура древней Греции менее величественная, чем египетская, но при этом конструктивные элементы и строения в целом более сложные. Плоское перекрытие крыши египетского храма заменено двухскатной крышей с четырьмя угольными фронтонами частей здания. Вместо мощных и грозных пилотов у входа в египетский храм — легкий, воздушный, пронизанный светом портик — великое изобретение греков, живущее и по сей день. Греческие архитекторы создали твердый и логичный порядок расположения и соразмерности отдельных частей здания — орден.

Порядок рождает ритм. Ритм определяет красоту. Это как в музыке, когда равномерное чередование ударений, пауз, повышений звука рождает особую мелодию, приносящую радость и наслаждение. Так и в архитектуре.

Говоря о греческом стиле в архитектуре, сравнивая его с более древней — египетской архитектурой можно увидеть не только конструктивные особенности, но и отличия в эстетике. Греческий храм ближе к человеку, открыт для доступа, каждый может обратиться к богу, доверить ему свои сокровенные тайны. Архитекторы древней Греции логически встраивали свои сооружения в окружающую природу, чтобы храмы напоминали произведение природной формы. Как будто сами боги сотворили для себя это жилище. Египтяне складывали свои храмы из огромных блоков, камни подгонялись друг к другу практически идеально, и общая конструкция подавляла зрителя своим могуществом. Храмы Египта были подчеркнуто вытянутые, обозначая недоступность пути к богу, его величие и отстранённость.

Известно три греческих основных элемента конструкции здания : основание; колонна, стоящая на этом основании; и антаблемент — элемент, завершающий здание и находящийся на вершине колонны. Основой всего этого была колонна . Она исполняла роль несущего элемента, на которой давит вся тяжесть перекрытия, также и декоративную роль. Весь ордер называли именем колонны, которая использовалась: дорический, ионический или коринфский. Есть предание, один римский архитектор по имени Витрувий, современник Цезаря, дал вольную интерпретацию названий ордеров. Он разглядел подобие дорического ордена с мужской фигурой. Ионический сравнил с женской формой, а коринфский считал подобным девичьей стати.

Самая мощная дорическая колонна стоит прямо на платформе лишенная прокладок-подушек, со стороны выглядит как мужеподобная фигура без излишних декоративных элементов. Эта мощь подпирает собой большую тяжесть. Вся колонна вдоль изрезана вертикальными желобами — каннелюрами — единственное украшение колонны. Верхнюю часть делали уже, чем нижнюю. Вверху колоны находилась конструкция в виде подушки называемой эхин, а уж на ней лежала квадратная плита — абака, на которой покоилось перекрытие. Ионическая колонна родилась на востоке на греческом побережье средиземного моря. Общий вид колонны был более стройный, каннелюры на ней вырезаны глубже, появилось круглое основание — база. Верхний элемент — эхин украшался спиральными завитками.

О происхождении коринфской колонны рассказывает легенда. В городе Коринфе незадолго до свадьбы умерла прекрасная девушка. После похорон на ее могилу кормилица принесла закрытую корзину со всеми драгоценностями. Принесла и оставила. Прошли осень и зима. Весной на кладбище-некрополь забрел скульптор Каллимах. Случайно он увидел, как на могиле девушки ростки аканта проросли сквозь корзину. Не сумев поднять тяжелую крышку, они стали изгибаться и завиваться в стороны. Корзина с листьями так потрясла воображение скульптура, что он решил её в камне и использовать, как капитель колоны.

При возведении своих зданий греческие архитекторы учитывали не только законы физики, но и особенности человеческого зрения. Если внимательно рассмотреть конструкцию Парфенона, то можно заметить что все колонны имеют уклон чуть к центру. Кроме того, оказалось, что середина ступеней стереобата, карниз и колонны чуть шире, чем на краях. Абсолютно прямые линии человеческий глаз воспринимает не естественно. Создается обманчивое впечатление, что все элементы, как будто, вытянуты в центре. Но греки знали еще один секрет. Путем длительных наблюдений они пришли к тому, что любой удаленный предмет кажется чуть тоньше, чем он есть на самом деле. Поэтому когда строили ряд колонн, то угловые части ставили чуть ближе друг к другу и делали их толще остальных. Для того, что бы компенсировать зрительное впечатление .

Все элементы архитектуры древней Греции гармонично взаимосвязаны между собой, их размеры и пропорции исходят не из метрической системы, ориентируясь исключительно на внутреннее впечатление о красоте, которое звучит в унисон с музыкой созданной богом.

четвертая ГРЕЧЕСКИЕ ОРДЕРА

Подробное исследование греческих ордеров, составляющее один из главных отделов истории архитектуры, не входит в задачи этой книги; здесь рассмотрение их ограничивается лишь описанием в общих чертах самых типичных и характерных примеров. Необычайно высокое эаз- витие искусств в Греции общеизвестно, и нам остается лишь напомнить, что греческая архитектурная система послужила основой для развития римской архитектуры, а позднее, через много веков, вдохновляла художников эпохи Возрождения.

Для соблюдения хронологической последовательности было бы правильнее изучать греческие ордера раньше римских, но, для надлежащей художественной оценки их, необходимо предварительное общее знакомство с архитектурой и с ее типичными конструктивными и декоративными приемами. Этого знакомства мы еще не предполагаем у тех, для кого главным образом предназначается настоящий труд, а потому умышленно отступаем от хронологической последовательности, посвящая первую часть римским ордерам, анализ которых более легок.

Основное различие между греческими и римскими ордерами находится в прямой зависимости от тех задач, которые разрешались этими двумя системами.

Греческие религиозные представления отразились и на архитектуре храма, который должен был, по мысли греков, служить жилищем божества; греческий храм имеет сравнительно небольшие размеры, подобно зданию, служащему убежищем человеку. Таким образом, не грандиозность составляла заботу зодчего, а художественное совершенство постройки, начиная от общего замысла и кончая мельчайшими деталями. Греческие архитектурные композиции проникнуты удивительным художественным чутьем, знанием природы материала, чувством пропорций и эффектов освещения и перспективы. Тонко прочувствованные очертания элементов греческих профилей, этой каменной азбуки архитектурных поэм Эллады, не поддаются вычерчиванию циркулем, а могт быть вырисованы лишь от руки.

Совершенно иную задачу разрешала римская архитектура. Потребность в грандиозных общественных сооружениях, где ордера играли роль не Столько конструктивных, сколько декоративных элементов, вызвала ряд упрощений, облегчающих быструю постройку больших зданий. Здесь элементы профилей легко вычерчиваются циркулем и потому не отличаются таким разнообразием, как в Греции.

Так как греческая архитектура, постепенно совершенствуясь, постоянно находилась в стадии развития, переживала период исканий,

в греческих ордерах не установились такие каноны, такие обобщения, как в римских. Поэтому мы не приводим типы, составляющие обобщенные выводы из изучения многих памятников, а рассматриваем отдельные, определенные, конкретные примеры греческой монументальной архитектуры.

Вся греческая культура создавалась при взаимном влиянии индивидуальных особенностей двух главнейших греческих племен — дорян и ионян; это отразилось и на архитектуре, в которой различаются две системы, два ордера—дорический и ионический. Позднее появился третий ордер—так называемый коринфский, который не имеет такого значения, как первые два, и в котором мы склонны усматривать не столько самостоятельный ордер, сколько разновидность ионического ордера *. Наконец, греческие зодчие изобрели еще одну художественную композицию, заменив поддерживающие антаблемент колонны изображением человеческих фигур, о чем подробнее будет сказано ниже, в отдельной главе.

Проблемы интерпретации греческой архитектуры в средовом дизайне

Заяц, Т. М. Проблемы интерпретации греческой архитектуры в средовом дизайне / Т. М. Заяц. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 17 (121). — С. 497-499. — URL: https://moluch.ru/archive/121/33488/ (дата обращения: 23.10.2021).

В статье рассмотрены вопросы, связанные с античной архитектурой, ее вкладом в мировую историю искусства, а также влиянием на средовой дизайн и проектирование.

Ключевые слова: античность, средовой дизайн, архитектура, ордер, градостроительство

Древняя Греция и ее культура занимают особое положение в мировой истории искусства. Высоко оценены античные мыслители разных направлений, создавшие в V–IV вв. до н. э. одну из самых развитых философских и политических систем в древнем мире. Полнота, разнообразие и известная законченность искусства, литературы, философии являются тремя важнейшими особенностями Античности. Велик вклад античной цивилизации в сокровищницу мировой культуры: греки создали огромное количество шедевров, обогативших культурное творчество следующих поколений.

Согласно принятой исторической периодизации, классический период в истории Древней Греции охватил с VI–V вв. до 338 г. до н. э. В это время произошел наивысший подъем Греции, расцвет всех явлений, сформировавшихся в архаичную эпоху. Характер культуры, искусства и основные особенности развития греческого общества определяются, по мнению многих исследователей, полисной формой организации государства.

Греки известны своими достижениями в области архитектуры: ордерная система, на основе которой развивалось греческое зодчество, стала великим завоеванием мировой архитектуры. В V–IV вв. до н. э. В VII–VI вв. до н. э. сформировались два типа ордера — ионический и дорический, а в V–IV вв. появился более нарядный и изысканный — коринфский. Зодчие Греции прибегали к смешению разных ордеров в одном здании, привносили легкость и изящество в дорический стиль, и придавали большую нарядность и пышность ионическому ордеру.

Итак, основными достижениями Античности являются:

  1. Ордер — сложившаяся система элементов стоечно-балочной конструкции.
  2. Соразмерность (система пропорций).
  3. Гармония.
  4. Золотое сечение.
  5. Регулярный тип планировки.

Современный средовой дизайн заимствовал многие достижения Античности. Средовой дизайн — сравнительно недавно утвердившаяся специальность, «представление об облике, стилевых или образных характеристиках средового объекта или системы, синтезирующее в едином впечатлении особенности пространственной структуры, индивидуальных или «фирменных» деталей внешнего вида, способах функционирования и т. п». [1, с. 30].

Дизайн среды является комплексным искусством или системным; позиции средового дизайна все более тяготеют к широкому культурному контексту. В начале XXI в. средовой дизайн становится способом преодоления разрыва между технической цивилизацией и духовной культурой. Дизайнерское проектирование в XXI в. — способ гармонизации жизни человека в урбанистической среде, в отличие от его функции в XX веке — организатора активной силы «собирания» социокультурного пространства [2].

Существуют различные типы средовых объектов: интерьеры, «среда-событие», интегральные формы, городские, общественные, рекреационные и ландшафтные территории, виртуальные пространства.

Многие из выше перечисленных средовых объектов заимствуют черты, приемы и принципы Античности. Современный средовой дизайн нередко прибегает к «стилизации» — намеренной имитации наиболее характерных признаков того или иного стиля в необычном для него художественном и культурном контексте [3, с. 45–49]. Многие архитектурные стили заимствовали античные архитектурные элементы: например, классицизм, эклектика. Художественная интерпретация первоисточника европейской цивилизации — Античности характерна для многих переходных эпох, особенно для начала XXI в.

Одним из часто стилизуемых конструктивных элементов, перенятых от Античности, является ордер. Примером современной интерпретации ордера в средовом дизайне можно считать творчество Михаила Филиппова, которого считают «наследником» Античности, а его работы — московским неоклассицизмом петербуржской школы. Объединяя интерьеры с парковыми и экстерьерными пространствами, он пропитывает их градостроительными мотивами. Архитектор скрупулезно прорабатывает ордерный декор, который является одним из признаков дизайна. Интерьерные работы Филиппова насыщены античными орнаментами, колоннадами, ордером, арками, крестовыми сводами. Основная философская тема, присущая творчеству Филиппова, — идея преодоления, разомкнутости «границ» вовне.

Один из наиболее ярких проектов автора — ресторан «Греческая смоковница», а также проекты московских частных квартир. Интерьер ресторана «Греческая смоковница» оформлен в виде развалин. Снаружи интерьер украшен античным декором. Спускаясь вниз по лестнице, посетитель попадает в пространство, центром которого является ротонда. Ресторан ассоциативно напоминает греческий храм с наосом и целлой, находящейся посреди помещения. Интерьер Михаила Филиппова спроектирован достаточно гармонично: зеркала, декорирующие пространство, превратили его из прямоугольного в круглый, привнеся в пространство иллюзию вековой древности и неразгаданных тайн. Планировка отличается симметрией: каменные своды, арки и толики расположены вокруг центра — ротонды. Театральность придают материалы, выбранные архитектором для отделки: искусственный и натуральный камень, дерево.

Античные стилеобразующие элементы архитектуры будущего мастерски воплощены в интерьере другого проекта — «квартире на четырнадцатом этаже». Филиппов экспериментирует с классикой, создавая свой стиль, творчески осмысливая наследие античного прошлого и трансформируя его в собственной архитектурной практике. Но этот проект, в отличие от общественного интерьера ресторана «Греческая смоковница», лишен театрализации пространства. Интерьер квартиры — пример комфортной жизни в античных руинах, в которой звучит мотив «атриума» — любимый в творчестве Михаила [4]. Внешние стены убраны, и их заменяет сплошное остекление.

Римский дом 2005 г. постройки в Казачьем переулке наглядно демонстрирует сегодняшнюю актуальность античной тематики в архитектурном экстерьере. Архитектор заимствовал принцип планировки доходного дома XIX в., центральную часть в котором составлял курдонер традиционного типа. Но, в отличие от архитектуры прошлого, современный проект дома — попытка создания нового архетипа жилого дома. Подобно Античности круглый двор, украшенный портиками дорических колонн, обращен к солнечной стороне. Профили портиков образуют фронтон величиной с фасад.

Помимо интерьеров и экстерьеров, античные стилеобразующие мотивы встречаются в других видах средового дизайна: малых архитектурных формах фестивалей, сценических площадок, выставок, презентаций и городских праздников. Одним из принципов проектирования подобных комплексов является амфитеатральный принцип организации пространства: подобно Античности, планировочный центр составляет целла, вокруг которой возводятся зрительные трибуны. Пример тому — декорации, сооруженные для празднования городских и государственных праздников, а также оформленные для частных заказчиков мероприятия. Композиционный центр составляет сцена, каркас которой образует сборно-разборная вантовая конструкция с крепящимися на ней осветительными приборами. По тому же принципу сооружено средовое пространство для международного турнира по смешанным единоборствам 2015 г. «Битва в Сочи». В центре установили огромную восьмигранную крышу, опирающуюся на металлические сваи и окруженную с четырех сторон зрительскими трибунами.

По аналогии спроектированы декорации к Универсиаде 2013 г. в Казани, Red Bull X-Fighters на Красной площади, отличающиеся обилием возвышающихся зрительных рядов, сконцентрированных вокруг продуманного американским дизайнером и конструктором Дейном Херроном мототрека.

Некоторые из форм модульных сборно-разборных сцен напоминают греческие храмы, обладая фронтоном, декорированным тканью, боковым стенами, кулисами, подобными колоннам, а также подиумом, похожим на стереобат.

В заключении стоит отметить актуальность «цитирования» греческой архитектуры в наши дни. Не только в прошлом, но и в будущем Античность будет огромным кладезем информации и вдохновением для творчества средовых дизайнеров, архитекторов и проектировщиков.

Основные принципы греческой архитектуры

Классический период греческого искусства приходится на V век до н. э. — время расцвета городов-полисов—и заканчивается 323 г. до н. э, когда хозяином всей Греции стал Александр Македонский. Классическому периоду в развитии античной Греции предшествовала гомеровская эпоха (IX—VIII вв. до н. э.), названная так по предположительному периоду оформления гомеровского эпоса, и эпоха архаики (VII—VI вв. до н. э.)—время становления полисов— греческих городов-государств. Завершается греческая культура эллинистической эпохой (323-31 гг. до н. э.), окончание ее связано с завоеванием Греции римлянами. Этот период характеризуется распространением греческой культуры по всему Средиземноморью и далее. Влияние греческого искусства достигает Азии и Индии благодаря походам Александра Великого.

Выгодный тур в Грецию от Туроператора САН-ТУР, отель Cavo Olympo Luxury Resort & Spa 5*

Отель расположен вдоль побережья Олимпийской Ривьеры, с видом на залив Термаикос и гору Олимп.К вашим услугам имеется спа-центр,тренажерный зал,множество развлечений.Раскошные просторные номера,отличное обслуживание,первокласный сервис.Идеальное место для пляжного отдыха.

От 58259 р. (2 взрослых, 7 ночей)

Однако и сама греческая культура испытывает влияние Востока. Об архитектуре гомеровского периода можно судить лишь по отдельным фрагментам, фундаментам святилищ, напоминающим своим устройством микенский мегарон. Зато архаическая эпоха уже дает представление об устройстве древнего поселения. В VIII в. до н. э. на смену небольшим сельским поселениям приходят укрепленные города — административные и политические центры, по сути, самостоятельные государства. Гоеческие города формируются не вокруг царского дворца; композиционным узлом городской архитектуры становится культовое сооружение. расположенное на укрепленном холме — акрополе. Храм в честь покровителя города символизировал духовное единство жителей полиса. Обычно вблизи храмовой постройки располагалась агора — место для народных собраний.

Позднее в архитектурном ансамбле города особое значение отводилось театру, играющему в жизни общества важную роль. Конечно, особый статус имели панэллинские святилища, объединяющие жителей разных полисов, где человек мог ощущать принадлежность не отдельному племени, а роду, ощущать свое единство со всеми народами, населяющими Аттику. И эту общность осеняли боги. Подобные святилища строились на месте древнейших культовых центров, находились за пределами городской архитектуры, на протяжении столетий превращались в крупные сложные ансамбли, включавшие постройки разных временных периодов. Таковы святилище Зевса в Олимпии, где впервые в 776 г. до н. э. состоялись первые игры в честь бога; святилище Аполлона в Дельфах, где находился всемирно известный оракул. Жилая архитекту ра времен архаики почти не сохранилась, поскольку имела более скромный характер, не была рассчитана на века, не могла соперничать в масштабах и роскоши с культовыми и гражданскими сооружениями.

Cкидки на туры в Грецию

Самые значительные достижения античной архитектуры касаются храмового строительства, что указывает на роль культового зодчества в греческом городе. В период архаики были разработаны основные типы храма, а ордерная конструкция (от лат. ordo — строй, порядок) с колоннами в качестве опоры была доведена до совершенства. Первые храмы были небольшими по размеру и состояли из прямоугольного помещения для статуи божества (наос) и небольшого вестибюля, открытого со стороны фасада. Отсутствующая стена заменена колоннами, поддерживающими двускатную кровлю, ведущую происхождение от архитектуры деревянного жилого дома. Первоначально столбы-опоры тоже были деревянными. Ради симметрии и более эффектного облика позднее к храму добавлены колонны между выступающими боковыми стенами, у заднего торца, противоположного входу. К концу VI, до н. э. складывается классический тип греческого храма — периптер (от грсч. peri — кругом, ptcron — крыло), окруженный колоннами со всех сторон по периметру.

Читайте также  Город ното сицилия

В архаическу ю эпоху упорядочивается ордерная система, вырабатывается соотношение всех частей конструкции (появляется правило деления натри части), веду тся поиски наиболее гармоничных пропорций. В основе строительства лежит модульная система, в качестве модуля выбирается определенная величина, по которой ведутся все расчеты (высота, ширина храма в целом и отдельных частей). В период архаики, а затем и классики такой модульной единицей служит нижний диаметр колонны. Трехчастная структура ордера предполагает членение всех элементов конструкции на три: три ступени основания храма, три части колонны (база, ствол и завершающая архитектурно украшенная деталь — капитель (от лат. capitellum — голова), на котору ю непосредственно опирается горизонтальное перекрытие, тоже состоящее из трех частей.

Разрабатываются пропорциональные соотношения несущих элементов конструкции: высота колонны, расстояния между' колоннами, декоративные детали, в соответствии с чем выделяют несколько ордеров. Самый древний — дорический— назван по имени дорийцев— племен северной Греции. Он обладает самыми тяжеловесными, массивными пропорциями, создает ощущение упругой силы колонн, с легкостью несущих перекрытие. В дорическом ордере четко выявлена структура постройки, все детали конструкции ясно просматриваются, их предназначение очевидно. Возникший на островах Ионического моря и соответственно названный ионическим ордер отличается более легкими пропорциями (колонны более вытянуты и изящны), нарядным пышным убранством (капитель колонны украшается скульптурной резьбой в виде закручивающихся завитков или спиралей (волюты от лат. voluta — завиток). Обилие скульптурных украшений нарушает геометрический силуэт здания, поэтому конструкция в ионическом ордере не читается с такой ясностью, как в дорических постройках. Примером раннего архаического периптера является храм Геры в Олимпии.

Туры в Грецию недорого (минимальные цены)

Он перестроен в конце VII в. до н. э. из деревянного, более древнего сооружения. Стены из сырцового кирпича сочетались с каменными колоннами. Дорический храм кажется непомерно вытянутым в длину, так как соотношение колонн по фасаду и боковой стороне еще не соответствовало найденному' позже канону. Более правильными пропорциями обладает дорический храм Аполлона в Дельфах (VI в. до н. э.). В этом периптере уже предпринят зодчими ряд поправок, придающих храму большую органичность. Вдоль боковых стен расстояния между колоннами варьируются, столбы сгущаются у углов, чтобы они не казались провисающими. Ступени основания храма не строго горизонтальны, они имеют выпу клость, что снимает зрительное ощущение придавленности тяжестью колонн. Строгая соразмерность пропорции пластическая выразительность форм. система поправок, устраняющих оптические эффекты неправильности — таковы черты дорического периптера. перешедшие затем в классическую архитектуру'.

Среди ионических храмов архаики известен храм Геры на о. Самос (VI в. до н. э.), богатый декор которого создает впечатление пышности и роскоши; не сохранившийся храм Артемиды в Эфесе. В рамках ионического ордера выработался тип небольшого храма — сокровищницы. Он не являлся центральным культовым сооружением и использовался как дарохранительница. Подобные постройки существовали в святилище в Дельфах. Архаические дорические периптеры и ионические сокровищницы с колоннами по входу' и вдоль задней стены предвосхитили классические сооружения Греции периода расцвета. Следовало бы отметить, что с начала своего существования архитектура античной Греции имела гуманистический характер, она рассчитана на восприятие человека, на комфортное ощущение, она не подавляет своей чрезмерной мощью и не кажется тесной.

Выдержана мера между роскошью и простотой, излишней торжественностью и демократичностью. Античная архитектура. что называется. соразмерна человеку. Причем принцип соразмерности нашел буквальное воплощение в сопоставлении пропорций человеческого тела и определенного ордера. Дорические колонны уподоблялись мужскому торсу, они, действительно, вызывают ощущение могущества и силы, стойкости и защиты. Изящный ионический ордер ассоциировался с пластикой женского тела. Его нарядный декор, мягкие линии силуэта, разрушающие строгий геометризм и однозначность дорических храмов, сопоставлялись с гибкостью и грацией женской фигуры.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector