Эрехтейон афинский акрополь

Эрехтейон афинский акрополь

Эрехтейон

Широко известный храм Афинского Акрополя, посвященный покровительнице города Афине и богу Посейдону. Эрехтейон был построен уже после смерти Перикла в 421-406 годах до н. э. древнегреческим архитектором Мнесиклом при участии скульптора Фидия. Этот выдающийся памятник древнегреческой архитектуры выполнен в ионическом ордере. Сейчас Эрехтейон находится в полуразрушенном состоянии, и здесь ведутся реставрационные работы.

Месторасположение: Акрополь, Афины, периферия Аттика.
Географические координаты: 37°97′14″ с. ш., 23°72′61″ в. д.

Храм Эрехтейон получил широкую известность благодаря своему портику с кариатидами

Храм Эрехтейон получил широкую известность благодаря своему портику с кариатидами

Эрехтейон был построен на том самом месте, где по легенде произошел знаменитый спор между Афиной и Посейдоном за право обладания Аттикой, поэтому храм посвящен сразу двум этим божествам. А свое название он получил в честь легендарного древнегреческого героя и царя Афин — Эрехтея, похороненного в стенах сооружения.

Здание храма имеет необычную многоуровневую планировку из-за большого перепада высоты почвы под ним (на 3 метра) и необходимости оформления сразу двух святилищ. Именно поэтому храм оснащен двумя входами, с севера и востока, и четырьмя независимыми помещениями. Восточная часть Эрехтейона была посвящена Афине Полиаде, вход сюда был украшен портиком из шести ионических колонн. Западная часть храма была посвящена Посейдону, фасад этого входа имел два портика, один из которых (южный) украшен статуями кариатид — шестью женскими фигурами из пентеликонского мрамора высотой 2,1 метра, поддерживающими архитрав. Этот портик назывался Пандрозейон, в честь дочери основателя Афин — Кекропса. В древности храм имел богатую рельефную отделку окон и дверей, а также цветную окраску под золото и бронзу.

В Афинском Акрополе Эрехтейон служил хранилищем для важнейших реликвий полиса. В нем находились деревянный идол Афины, статуя Гермеса, золотой светильник Каллимаха, колодец Посейдона с соленой водой и следом от его трезубца, могилы Эрехтея и Кекропса, а оливковое дерево (подарок богини Афины) росло в прилегавшем к Эрехтейону святилище нимфы Пандросы.

После крушения Афин, в византийское время, в Эрехтейоне располагался христианский храм в честь Богоматери, в результате чего многие особенности внутреннего устройства античного храма были утеряны. В османскую эпоху Эрехтейон стал гаремом турецкого наместника. Еще позже, в 1687 году, венецианские войска, осаждая Афины, нанесли Эрехтейону очередной ущерб ядрами своих орудий. Наконец, во время греческой борьбы за независимость храм был подвергнут бомбардировке турецкой армией и снова серьезно пострадал.

После начала восстановительных работ многие уцелевшие фрагменты Эрехтейона, раскиданные по Акрополю, были поставлены на место, но здание до сих пор большей частью имеет вид развалин.

Афинский акрополь, Храм Эрехтейон, храм Эрехтея (Афины)

Эрехтейон (храм Эрехтея) — храм, не имеющий аналогов в греческой архитектуре.

По одной версии название храма происходит от именования места поклонения, посвященного греческому герою Эрехтонию. По другой — храм воздвигнут в честь легендарного царя Эрехтея.

Храм (площадь без портиков 11,6х23,5 м.) располагается на том самом месте, где, по верованию греков, произошёл спор между Афиною и Посейдоном за обладание Аттики. В храме находились оливковое дерево, произращённое Афиною, и ключ солёной воды, начавший бить по велению Посейдона.

В храме хранились различные святыни, чтимые афинянами:
— деревянная статуя Афины (по приданию — упавшая с неба);
— статуя Гермеса (принесенная в Афины Кекропсом);
— след трезубца на скале (которым Посейдон извлёк из неё воду);
— светильник Каллимаха (горевший непрестанно, несмотря на то, что масло наливалось в него только раз в году);
— остатки гроба Эрехтея и других героев Аттики, трофеи, добытые на войне, и т. п.

Эрехтейон заменил собою находившийся на том же месте более древний храм, разрушенный персами при их нашествии. Постройка нового храма была начата при Перикле и продолжалась с перерывами, вероятно, до 407 г. до н. э.

Так как храм стоял на неровной почве и был, собственно говоря, не одним храмом, а совокупностью нескольких святилищ, то его план представлял значительное отступление от обычного расположения греческих храмов. Он не имел снаружи окружной колоннады, но был украшен с трех сторон отдельными портиками.

Перед входом в восточную целлу, посвящённую Афине-Палладе (градохранительнице), находился портик о шести стройных колоннах, вытянутых в ряд, без антов.

Лицевая стена западной целлы посвящённой трём древним аттическим божествам земли, была с наружной стороны ограничена двумя антами и расчленена четырьмя великолепными, также аттическими полуколоннами, в пространствах между которыми были проделаны четыре высоких окна. К этой целле примыкали два портика, один с северной стороны, другой — с южной.

В северный портик выходила главная входная дверь целлы, роскошно обрамленная и осенённая карнизом на консолях. Южный портик, называвшийся Пандрозейоном, по имени одной из дочерей Кекропса, Пандрозы, не имел фриза, и его архитрав, состоявший из трёх горизонтальных полос, подпирали не колонны, а шесть кариатид, помещённых на высоком парапете, — шесть фигур молодых женщин, одетых в афинский костюм (тунику, гемидиплодий и пеплос) и несущих на головах корзины и лежащие на этих последних квадратные плиты.

Здесь мы встречаем первый в истории искусства случай употребления подобных женских фигур для поддержки балок — употребления, перешедшего из греческого зодчества во всемирное. Одна из кариатид Пандрозейона была увезена, вместе с частями архитрава и парапета, лордом Эльджином в Лондон и теперь хранится в Британском музее. В Афинах она заменена теперь терракотовой копией. В позах этих стройных фигур незаметно ни малейшего принуждения. Они несут лежащую на их головах тяжесть легко, что особенно выражается тем, что у них только одна нога плотно упирается в землю, а другая слегка согнута в колене и выдаётся вперёд. Одежда ниспадает с них плавными, красивыми складками, напоминающими собою каннелюры. На их правильных, благородных лицах рисуется строгое спокойствие, как бы сознание важности их служения Афине. В настоящее время подлинников кариатид уже нет на месте, они перенесены в музей Акрополя, а в Эрехтейоне их заменили копиями.

Обломки фриза Эрехтейона, сюжетом которого был, очевидно, миф об Эрехтее и кекропидах, хранящиеся в акропольском музее, свидетельствуют о том, что и прочие скульптурные украшения Эрехтейона были превосходны. Он отличался большой оживлённостью и тонкостью отделки, и его эффектность увеличивалась тёмным фоном элевзинского мрамора, на котором были укреплены фигуры, изваянные из белого паросского мрамора.

В архитектурном отношении все части Эрехтейона должны были очаровывать зрителя чистою красотою своих форм, гармоничностью пропорций и тонкою обработкой деталей.

До XVII столетия Эрехтейон существовал ещё в довольно сохранном виде, но венецианцы в 1687 г., при осаде Афин, страшно изуродовали его.

В Средние века Эрехтейон служил то церковью, то гаремом, то дворцом.

В настоящее время он, насколько было возможно, исправлен при помощи принадлежавших к нему фрагментов, но все-таки представляет собою печальные развалины. Лучше других его частей уцелел портик Пандрозы.

Кариатиды на Акрополе, в музеях, в веках.

Журнал «ПАРТНЕР»

Мы не знаем достоверно имени архитектора, построившего Эрехтейон, – храм на афинском Акрополе, который своей смелой асимметричностью и идеальной связью со сложным рельефом предвосхищает зодчество Нового времени. Мы не знаем имени скульптора, изваявшего фигуры шести кариатид, девушек-колонн, которые поддерживают перекрытия южного портика храма. Не знаем и назначение этого портика: ведь портик – это оформленный колоннадой вход в здание, а в портике кариатид парадного входа как такового нет, – только небольшое отверстие сбоку и малозаметный проем в стене храма.

Однако нам точно известно время постройки храма. Строительство началось в 421 году до н.э., когда после десяти лет Пелопоннесской войны Афины заключили недолговечный мир со Спартой, и закончилось в 406 году до н.э., когда губительная для Афин война близилась к концу. Эрехтейон стал последним значительным храмом Древней Греции.

Мы знаем, почему храм, посвященный богам Афине, Посейдону и афинскому царю Эрехтею, был возведен именно здесь – на неровной северо-западной оконечности Акрополя, почти над обрывом. На этом месте, по преданию, поспорили за обладание Аттикой Афина и Посейдон. Рядом с храмом росло оливковое дерево, дар Афины, а в самом храме бил ключ соленой воды, дар Посейдона. В Эрехтейоне хранилась величайшая реликвия афинян – деревянная статуя Афины, упавшая с неба, а в пещере под храмом обитала священная змея богини.

Мотив кариатид встречался в греческой архитектуре и прежде. До наших дней сохранились предшественницы кариатид Эрехтейона, которые украшали фасады двух сокровищниц VI века до н.э. на Священной дороге в Дельфах.

Почему девушки-колонны зовутся кариатидами? Ведь женские статуи Древней Греции называют «коры» (в переводе «девы»). Слово «кариатида» ввел в обиход Витрувий, римский архитектор и ученый 1 века н.э. Он связывает название «кариатида» с историей о женщинах из греческой области Кария. Карийцы заключили союз с врагами греков персами, были разгромлены греками, и в знак памяти о позоре Карии появились кариатиды – колонны в виде карийских женщин, несущих тяжесть перекрытий.

Эта легенда, которую экскурсоводы с удовольствием рассказывают туристам, вызывает, несмотря на авторитет Витрувия, сомнение у историков, но название уже прочно укоренилось. Наиболее правдоподобной представляется иная версия: девушки – жрицы богини Афины. Это подтверждает находка, сделанная в Италии в 1952 году. На раскопках виллы императора Адриана в Тиволи обнаружили хорошо сохранившиеся, с уцелевшими руками, копии кариатид Эрехтейона. Выяснилось, что одной рукой девушки слегка придерживали край одежды, а в другой был сосуд для жертвенных возлияний.

Высота кариатид – 2,3 метра, высота цоколя, на котором они стоят, – 2,6 метра. Но по контрасту с высокой протяженной стеной храма фигуры девушек кажутся почти соразмерными человеческому росту.

Шесть девушек стоят, слегка согнув одну ногу в колене. Три правые и три левые фигуры зеркально отражают друг друга: фигуры справа переносят вес на левую ногу, фигуры слева – на правую. Очевидно, положение не сохранившихся рук статуй тоже было зеркальным. Складки тонких одежд лежат у каждой кариатиды немного по-другому. У девушек красивые сложные прически (у всех разные!), спускающаяся вдоль спины тяжелая волна волос укрепляет шею, которая иначе казалась бы слишком хрупкой.

Словно драгоценность на белом атласе, выделяется портик кариатид на фоне гладкого мрамора южного фасада Эрехтейона. Стройные, величавые, сильные, и в то же время женственные, девушки держатся свободно и прямо, не склоняя головы под своей ношей, словно не ощущая ее тяжести. Кажется, что кариатиды вот-вот сделают шаг и двинутся в торжественной процессии к стоящему напротив Парфенону.

Процессия – ключевое слово для всего ансамбля Акрополя. Самой важной и красочной частью Панафинейских игр – празднеств в античных Афинах, проводившихся в честь покровительницы города богини Афины, – было торжественное шествие горожан на Акрополь. Во главе процессии двигалась специальная повозка, так называемый панафинейский корабль, с натянутым вместо паруса великолепным пеплосом, новым одеянием для статуи Афины, пребывающей в Эрехтейоне. (Есть версия, что кариатиды – девушки-жрицы из благородных семей, выткавшие пеплос).

Проходя вдоль восточной стены Парфенона, участники панафинейского шествия видели рельеф с изображением такой же процессии. Среди фигур на рельефе – гордые девы в ниспадающих одеждах, словно двойники кариатид Эрехтейона.

С ансамблем Акрополя кариатид роднит не только их скульптурная, но и архитектурная сущность. Откуда бы мы ни смотрели на портик кариатид, мы обязательно увидим несколько колонн западного, восточного или северного фасада храма. Перекличка колонн и колоннообразных фигур – одно из очарований Эрехтейона. В своем единообразии и компактности тела в струящихся одеждах с вертикальными складками уподобляются античным колоннам с углублениями-каннелюрами. Не будем, впрочем, забывать, что, скорее всего, кариатиды, как и другие скульптуры и рельефы Акрополя, были ярко окрашены. Сходство девушек с колоннами, возможно, меньше проявлялось, чем сейчас.

Самый прекрасный вид на портик кариатид открывается, если близко подойти к крайним с запада статуям. Не видно туристов, шелестит листьями олива Афины, фигуры кариатид вырисовываются на фоне неба, под холмом расстилается белый город, и на миг кажется, что это те самые античные Афины и что за две с лишним тысячи лет почти ничего не изменилось…

В музеях

Увы! Город уже не тот, новое дерево посажено на месте древней оливы Афины в 1920-е годы, и самое главное – кариатиды тоже не те.

В течение веков Эрехтейон, как и весь ансамбль Акрополя, пережил много бедствий. В V веке н.э. византийцы превратили храм в церковь, разбили статуи на восточном фасаде, а пространство между кариатидами заложили камнем. В начале XI века Византию потеснили рыцари-крестоносцы. Афины стали центром герцогства афинского, и перестроенный Эрехтейон вошел в состав герцогского дворца. Позднее Афины снова отошли к Византии, павшей под натиском турок, которые хозяйничали на Акрополе с 1458 года. В Эрехтейоне расположился гарем коменданта крепости. Новые завоеватели не стали уничтожать статуи, но, согласно запрету Корана на изображение людей, стесали им лица (к счастью, не очень старательно). Эрехтейон, хотя ему был нанесен большой урон, чудом уцелел в 1687 году, когда Афины осаждали венецианцы и в Парфенон, превращенный турками в пороховой склад, попал снаряд.

Опасность несли кариатидам не только захватчики, но и коллекционеры. В 1802 году британский посланник в Константинополе лорд Элджин, знаток и собиратель произведений античности, получил от турецкого султана разрешение «вывезти из страны любой кусок камня с надписями или изображениями» и отправил несравненной ценности собрание выломанных на Акрополе скульптур в Британию. Среди этих сокровищ была кариатида Эрехтейона (вторая с запада). Коллекционер вывез бы все шесть, но при попытке выломать следующую кариатиду (заднюю с востока) возникли трудности. Любитель античности приказал распилить статую, а когда это не удалось, просто бросил остатки разрушенной кариатиды. Увезенная лордом Элджином кариатида до сих пор находится в Британском музее вместе с другими мраморами Акрополя, несмотря на все попытки Греции вернуть сокровища.

Свои поступки лорд Элджин мотивировал тем, что он спасает шедевры античности, которым в Греции грозит разрушение. И его доводы можно было отчасти обосновать: Эрехтейон снова пострадал в 1820-е годы, во время греко-турецкой освободительной войны, когда, среди прочих разрушений, упала вторая с востока кариатида.

После получения Грецией независимости в 1833 году началась реставрация архитектурного комплекса Акрополя, которая длится по сей день. Британский музей сначала прислал слепок с кариатиды, увезенной лордом Элджином, а потом более качественную копию из искусственного камня.

В XX веке главным врагом кариатид и других скульптур Акрополя стала агрессивная окружающая среда. Во время очередной реставрации Эрехтейона в начале 1980-х годов все кариатиды были заменены копиями и перенесены в музей Акрополя, который открылся на холме в 1865 году, он неоднократно расширялся, но всё равно не мог вместить находки археологов и оставшиеся в Греции оригиналы скульптур.

В конце 2008 года газеты писали об удивительном событии в мире искусства: кариатиды Эрехтейона покидают Акрополь! Статуи с великими предосторожностями перенесли в открытый, наконец, у подножия холма Новый музей Акрополя, грандиозный, суперсовременный и рассчитанный на то, чтобы принять когда-нибудь обратно все вывезенные произведения.

Такова двойная жизнь кариатид. На Акрополе, открытые солнцу и ветру, стоят шесть искусных копий. В идеальной музейной атмосфере, в лучах искусственного света посетителей встречают пять подлинников. Кариатиды расположены в том же порядке, что и на холме. Вместо одной – пропуск, одна – почти разрушена. А в далекой Англии в зале Британского музея стоит их одинокая сестра. Встретятся ли они? Возможно, газеты когда-нибудь напишут об этой сенсации: кариатида Эрехтейона возвращается домой в Грецию…

В веках

Кариатиды в мировом искусстве – тема для обширных и увлекательных исследований. Археологи нашли статуи кариатид, охраняющих гробницы эпохи эллинизма (конец IV в. до н.э. – конец I в. до н.э.), на территории Греции, современной Болгарии и Ливии. Древние римляне помещали фигуры кариатид по углам саркофагов.

В Средние века интерес к античности угас, и кариатиды на время сошли со сцены, но начиная с эпохи Возрождения, они неизменно вдохновляют архитекторов и оформителей интерьеров. Каждый человек, кто хоть немного путешествовал, наверняка вспомнит увиденных им кариатид: возможно, это были павильоны Лувра или луврский зал кариатид; дворец Сан-Суси в Потсдаме, Бельведер в Петергофе, где почти повторен портик Эрехтейона, галерея австрийского парламента в Вене, галерея магазина Sinkel в Утрехте… В каждом европейском городе, где есть старая застройка, вы найдете десятки домов с кариатидами. В основном это будут пышные здания конца XIX века, когда архитекторам дозволялось смешивать разные стили. Кариатиды украшают фонари и городские фонтаны, в исторических интерьерах мы наверняка увидим камины, канделябры, мебель с кариатидами.

В последние десятилетия архитекторы не часто используют мотив кариатид, но каждая такая работа значительна и полна смысла. Три бронзовые кариатиды поддерживают карниз здания Верховного суда в Варшаве (конец XX века). Фигуры многократно отражаются в воде и в зеркальных стенах здания – словно тени бессмертных кариатид Эрехтейона выступают из глубины веков.

Афинский Акрополь

Всем, кто вперые попал в Афины, в том числе яхтсменам, взявшим в аренду яхты в Афинах или Лаврионе, настоятельно рекомендуем добавить день к вашему путешествию, чтобы посетить самую важную достопримечательность Греции — Афинский Акрополь.

Пропилеи и храм Ники Аптерос

Храм Ники Аптерос. Афинский Акрополь

Священная дорога, по которой от агоры к храму богини-покровительницы двигалась во время главного праздника Великих панафиней процессия афинян, ведет к Пропилеям, имеющим 5 проходов и в древности фланкированным двумя конными статуями Диоскуров. В левом, выступающем их крыле, располагалась Пинакотека (собрание картин-пинак, принесенных в дар богине Афине), в правом находилось хранилище рукописей и помещение для привратника и сторожей. Справа от Пропилей на пиргосе (выступе укрепленной скалы) стоит маленький, легкий и изящный храм ионического ордера, посвященный Афине-Нике, известный как храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы, архитектор Калликрат).

Эрехтейон

После того, как участники процессии проходили Пропилеи и вступали на священную территорию, перед ними открывалась панорама центральной части комплекса.

Эрехтейон. Афинский Акрополь

На первом плане, чуть левее дороги, возвышалась колоссальная бронзовая статуя Афины Промахос (Воительницы), отлитая Фидием. За ней вдали виден был Эрехтейон (архитектор неизвестен), храм Афины и Посейдона на месте спора этих богов за обладание Аттикой. Храм имеет уникальный в греческой архитектуре асимметричный План; три его портика расположены на разных уровнях: с западной стороны — Портик, ведущий в храм Афины Полиады (Городской), с северной — вход в святилище Посейдона-Эрехтея, у южной стены храма — знаменитый Портик кариатид; все здание опоясывал фриз с накладными белыми фигурами (не сохранился).

В Эрехтейоне, самом старом святилище Афин, находился священный ксоан Афины (деревянная статуя), по преданию упавший с неба, алтари Гефеста и героя Бута, могила легендарного афинского царя Кекропа, с запада примыкало святилище аттической богини росы Пандросы. Во дворе Эрехтейона росла священная олива, подаренная городу Афиной, бил соленый источник, который высек своим трезубцем Посейдон.

Кариатиды

Скульптуры, изображающие красивых молодых жриц, служили опорой для перекрытия южного портика Эрехтейона (420 год до н.э.).

Кариатиды.. Афинский Акрополь

Весьма вероятно, что имя свое они получили от женщин Кареи (древнего города Аркадии в Пелопоннесе), которые, как предполагается, были моделями скульптурных изображений. Во время турецкого владычества кариатид называли окаменевшими принцессами или девами крепости. Согласно преданию, когда лорд Элгин похитил одну из кариатид вместе с рядом скульптур Парфенона, оставшиеся пять стенали каждую ночь, оплакивая утрату сестры. Как бы не относиться к легенде о слезах кариатид, несомненно, что они прекрасны, неповторимы и незабываемы.

Парфенон

Легкостью форм, особой изысканностью декоративной отделки и усложненностью композиции небольшой по размерам Эрехтейон контрастирует со строгим и величественным, подчеркнуто монументальным Парфеноном (храм Афины-Девы; 69,5 м в длину и 30,9 м в ширину, высота колонн — 10,5 м; 447 — освящен в 438; архитектор Иктин при участии Калликрата), представляющим собой дорический периптер.

Афинский Акрополь. Парфенон

Здание воспринимается от Пропилей в три четверти — зрители видели не один из его фасадов, а весь объем сооружения, получали представление о его облике в целом и прежде, чем увидеть главный, восточный фасад, должны были обойти храм снаружи.

В самом храме, в наосе, стояла хрисоэлефантинная статуя Афины Парфенос (Девы) работы Фидия, в опистодоме хранились священные деньги богини и казна Афинского морского союза. Во фронтонах располагались скульптурные группы, изображавшие наиболее значимые в культе Афины события — ее рождение и спор с морским богом Посейдоном за обладание Аттикой. Рельефы метоп по периметру здания изображали сцены мифологических сражений. Архитектурные детали, скульптура и рельефы были ярко раскрашены.

Читайте также  Скульптура классического периода древней греции

План и ордерное решение Парфенона также отличаются от традиционных рядом особенностей: перед наосом был зал — девичий чертог (Парфенон, давший название всему храму), по стене наоса шел ионический фриз с изображением Панафинейского шествия.Перед Парфеноном, по правую сторону от Пропилей, располагались также святилища Артемиды Бравронии и Афины Эрганы (Ремесленной), хранилище оружия и священных доспехов — Халкотека.

Открытую площадь Акрополя занимали многочисленные алтари и дары богам — статуи, стелы. К северо-западному склону Акрополя примыкали храм и театр Диониса (VI в. до н. э. — перестроен в 326), Одеон Перикла (крытое круглое здание для музыкальных состязаний) (2-я пол. V в. до н. э.), театр Герода Аттика (2 в. н. э.), святилище Асклепия, Стоя (Портик) Эвмена.

Музей Акрополя

Кроме древних зданий на вершине скалы расположен также Музей Акрополя. В Музее Акрополя хранятся бесценные сокровища. Посещение экспозиции поможет вам составить подробное представление об истории и роли Акрополя как главнейшего религиозного центра Афин. Рекомендуем зайти в него до подробного осмотра памятников Акрополя, и тогда последующая прогулка по священной скале принесет вам значительно большее удовольствие. Наиболее интересными экспонатами являются:

Музей Акрополя. Афины. Греция

  • Мосхофор – «несущий Тельца» — исключительно изысканная скульптура VI века до н.э. изображает молодого мужчину, несущего на плечах тельца в приношение богине Афине.
  • Архаические коры — статуи молодых девушек, которых в течение долгого периода посвящали богине Афине. Ни одна из них не похожа на другую. Изменения, которые происходят со временем в исполнении прически и в моделировании складок одежды, дают возможность оценить по достоинству развитие скульптурного искусства в древней Греции.
  • Скульптуры из убранства Парфенона — то немногое, что осталось от одного из чудес искусства всех времен и народов. Среди экспонатов этой группы обратите особое внимание на несколько пластин с фриза, изображающих богов Олимпа, а также на метопы (прямоугольные промежуточные плиты фриза) с изображением сцены из кентавромахии (борьбы лапифов с кентаврами).
  • Кариатиды — скульптуры, изображающие красивых молодых жриц, служили опорой для перекрытия южного портика Эрехтейона.

Яхтсменам, арендовавшим яхты в Афинах (скорее всего яхты стоят в марине Алимос) проще всего добраться до Афинского Акрополя на трамвае.

Эрехтейон

Каждый гость в Афинах первым делом направляется в Акрополь — на знаменитую гору, где сосредоточены все древние шедевры города. Один из них — Эрехтейон, странный, нехарактерный храм в честь Древнегреческих богов, в котором и сегодня осталось много тайн.

История и легенды храма

Эрехтейон был возведен еще до нашей эры на месте разрушенного во время греко-персидской войны. Распоряжение о строительстве отдал Перикл, но готового строения уже не застал. Восточная часть храма была посвящена Афине, западная — царю Эрехтею и Посейдону. Может быть из-за этого в храме нет симметрии, присущей всем постройкам Древних Афин. Имя архитектора не дошло до потомков, но по поводу его шедевра знатоки архитектуры спорят до сих пор.

Кстати, по легенде, именно спор между Афиной и Посейдоном заложил идею строительства. Афина и Посейдон соревновались за покровительство новому городу, который подарил грекам прародитель жителей Аттики Кекроп. Афина подарила городу оливковую ветвь, а Посейдон источник воды, который оказался соленым и непригодным для питья. Так Афина победила, город назвали Афинами, а его символом навсегда стала оливковая ветвь. Имя же самому храму дал внук Кекропа Эрехтей — божественный младенец, которого охраняли две гремучие змеи.

Описание

Основная идея построенного храма — божественное происхождение главного города Греции. Она воплотилась в архитектурных изысках и нетривиальных решениях. Что необычного в Эрехтейоне?

  • Постройка возведена на двух разноуровневых выступах скалы, поэтому полностью ассиметрична.
  • Все четыре фасада разные и посвящены каждый своей тематике.
  • В храме два входа, каждый имеет свою функцию.

Европейские архитекторы на протяжении многих веков черпали вдохновение в необычных линиях Эрехтейона. Знатоки могут найти общие черты с известными достопримечательностями Европы.

В северной части храма, посвященной Афине, долгое время хранилась деревянная статуя богини, изготовленная из оливкового дерева. Ее облачали в парадную мантию как живую и отдавали особые почести. На западной стороне находится вход, обрамленный декоративными колоннами, которые не опираются на землю и не поддерживают крышу.

Обязательно обратите внимание на отпечаток трезубца Посейдона и место удара молнии Зевса, решившего разногласия богов. Эти события подробно описаны в мифах Древней Греции, а здесь вы попадаете в самый эпицентр перипетий божественных отношений.

Внутри храма сохранились святилище Эрехтея, алтари Гефеста и Бута. Подробную информацию о них вы сможете получить на экскурсии по храму. Стоимость тура и организационные моменты читайте на официальном сайте«Спутника».

Фотография южной стены открывает самое необычное место храма. Это глухая стена с пристроенным небольшим портиком, который кажется как будто лишним. Да и крышу его поддерживают не типичные колонны, а женские фигуры. Это знаменитые Кариатиды, но имя им дали в более поздние времена Византии. Статуи выполнены настолько искусно, что даже по прошествии нескольких тысяч лет они кажутся живыми, готовыми в любой момент покинуть свои места. Левые и правые девушки являются копиями друг друга.

По эскизам, найденным в Англии в конце 19 века, ученые восстановили первоначальный вид незнакомок. В одной руке они держали сосуд для жертвоприношений, в другой придерживали края одежды. Скорее всего, это были жрицы храма Афины и Посейдона.

С восточной стороны храм украшают изящные колонны, которые сильно контрастируют с массивными опорами соседнего Парфенона. Внутри храм был разграблен еще в 7 веке, во времена распространения Христианства. Но и сегодня, прогуливаясь вокруг старинных развалин, вы неоднократно удивитесь и поразитесь величию древней цивилизации.

Советы перед посещением

Адрес: Greece, 10558 Athens.

Как добраться: Самостоятельно доехать до Акрополя можно на метро (красная ветка, станция с таким же названием). При наличии достаточного времени и нежаркой погоды советуем прогуляться пешком из центра Афин по улице Dionysiou Areopagitou (главное идти прямо и никуда не сворачивать). На карте центра города вы без труда найдете этот главный памятник Афин.

Экскурсии по Афинам обязательно посещают Эрехтейон. Во время таких обзорных туров можно узнать много интересных фактов, да и автобус с кондиционером намного комфортнее для передвижения в жаркий день. Расписание уточняйте у наших менеджеров.

Режим работы

Часы работы Акрополя зависят от времени года. Летом с 8:00 до 19:20 (в понедельник с с 11.00 до 19.30), зимой с 8.00 до 15.30 (без выходных). Цена билета 12 евро.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector