Эвтерпа муза поэзии и лирики

Эвтерпа муза поэзии и лирики

Муза поэзии и легенды о ней

Ранней весной на склонах легендарного Геликона, с вершины которого берет начало Гиппокрена, и на величественном Парнасе, вблизи Кастальского родника, златокудрый бог Аполлон начинает водить хороводы со своими сестрами, девятью музами. Прекрасные и могущественные дочери Зевса и Мнемосины поют дивные песни, а Аполлон играет на золотой кифаре. Торжественно звучит хор богов, и вся природа замирает, зачарованно слушая их пение.

муза поэзии

Так в представлении древних греков выглядели будни олимпийцев. Власть и слава богов угасла с падением Древней Греции, но музы сохранили сферу своего влияния. По сей день муза поэзии посещает представителей творческих профессий и дарует им вдохновение.

Происхождение муз

Девять муз с именами и четко обозначенными функциями появились не сразу, их образы складывались в течение нескольких веков.

Первоначально музы были абстрактным понятием. Позднее греческие поэты стали обращаться к ним по именам и приписывать им божественную силу. Это были так называемые «доолимпийские музы». До нас дошли лишь некоторые имена (Мелета, Аэда, Мнема, Нета и другие), а уж о том, какими они обладали силами, можно только гадать.

Девять муз, представление о которых сохранилось до наших дней, впервые были упомянуты в «Одиссее» Гомера, а Гесиод в поэме «Теогония» («Происхождение богов») впервые назвал их имена и рассказал их истории. Матерью муз поэт назвал богиню памяти – Мнемосину, а отцом – громовержца Зевса.

Вероятно, сначала музы отвечали за сферу размышлений, ведь с греческого языка слово «муза» переводится как «мыслящая». Тогда становится понятно, почему матерью названа Мнемосина, память – необходимый элемент мыслительной активности. Постепенно музы переключились со сферы размышлений на сферу искусств, и старшей из них стала муза поэзии.

Функции муз

Понятие о специализации муз появилось только в эллинистическую эпоху, когда возникли все виды искусств. Для наглядности сведения о музах представлены в таблице.

Девять олимпийских муз

ИмяЗначение имениЗа что отвечаетАтрибуты
КаллиопаПрекрасноголосаяЭпическая поэзияНа голове – золотая корона, в руках дощечка или свиток и стилос
КлиоДарующая славуИсторияСкрижаль или свиток пергамента
МельпоменаМелодия, радующая слушателейТрагедияТрагическая маска, меч или палица
ТалияПроцветаниеКомедияКомическая маска
ПолигимнияВосхвалениеГимны, ораторское искусствоСвиток
ТерпсихораНаслаждениеТанец и хоровое пениеЛира
УранияУстремленная к небуАстрономияГлобус и циркуль
ЭвтерпаУвеселяющаяЛирическая поэзияЛира или флейта
ЭратоЖеланная для любвиЛюбовная поэзияКифара

Каллиопа – старшая из муз

муза лирической поэзии

Каллиопу принято считать старшей дочерью Мнемосины и Зевса. Но главенствующее положение среди своих сестер она занимает не только поэтому. Как муза эпической поэзии, она ближе всего соприкасается с деяниями богов.

Этот род поэзии повествует о подвигах героев, прославляет олимпийцев. Декламируя ее, греки стремились получить покровительство высших сил. Каллиопа была способна вызывать в человеке жертвенность, помогала преодолеть эгоизм и направляла на путь служения высоким целям. Эта муза поэзии поощряла отвагу, достоинство, рыцарство, благородство и чистоту души.

По одной из версий, Каллиопа — мать Орфея, легендарного певца, которому сам Аполлон вручил божественную лиру, от звука которой успокаивались дикие звери, расступались деревья и скалы.

Эвтерпа – муза лирической поэзии и музыки

муза любовной поэзии

Лирическая поэзия, в отличие от эпической, воспроизводит сугубо личные чувства и переживания автора. Ее истоки следует искать в народной песне. Во времена муз и богов лирические стихи всегда пелись, сопровождались танцами и выразительной мимикой. Поэтому не случайно, что Эвтерпа также покровительствует музыкантам. Ее, как правило, изображали с флейтой в руках, готовой в любую минуту пуститься в пляс.

Муза лирической поэзии всегда высоко почиталась поэтами и музыкантами. Ей продолжали посвящать гимны и стихи и спустя века после падения Древней Греции. Она даровала людям очищение и чувство гармонии с Природой.

Эрато – муза любовных песен

муза покровительница поэзии

Свое имя муза любовной поэзии получила в честь бога Эрота. Ее представляли в образе невинной и прелестной девушки. Венок из роз обрамлял ее лицо, а струящиеся складки одежд подчеркивали грацию. Эрато могла вдохнуть любовь в сердце любого живого существа. Даже богов она вдохновляла на романтические поступки. Ее также называют музой свадебных гимнов и царицей поэзии.

Муза любовной поэзии помогает преображать все, что окружает человека, в красоту. Она показывает силу чувств, дарует крылья и помогает преодолеть любые преграды на пути к счастью. Она учит тому, что творчество – высшее проявление любви.

муза эпической поэзии

Гнев муз

Олимпийские музы – это дочери Зевса. Они воспевали и поддерживали всех греческих богов, прославляли их добрые нравы и справедливые законы. К обычным людям музы относились вполне дружелюбно. Особым покровительством, разумеется, пользовались поэты, певцы и музыканты. Муза поэзии могла передать поэту часть своего дара, утешить его в беде, поддержать мудрым словом. Но не стоит считать их безобидными. Они никогда не терпели соперничества и могли жестоко покарать тех, кто осмеливался выступить против них.

Существует, например, легенда о дочерях македонского царя Пиероса – Пиеридах. В то время как музы прославляли богов и героев, Пиериды обличали их трусость, смеялись над их страхом перед драконом Тифоном. Нимфы устроили соревнование между непримиримыми врагами и присудили победу музам. Пиреиды, отказавшиеся принять такие результаты, набросились на своих обидчиц с кулаками и в это мгновение были обращены в сорок. С тех пор им суждено летать по лесам и полям, нарушая покой людей и зверей своими криками.

Дошла до нас и легенда о Тамирисе. Это был фракийский певец, поражающий всех своей красотой и искусством игры на кифаре. Он был бессменным победителем соревнований между музыкантами и однажды дерзнул вызвать на состязание самих муз. Тамирис заявил, что в случае его победы музы должны стать его любовницами, а в случае поражения могут забрать у него то, что им вздумается. Богини выиграли соревнование и отняли у дерзкого певца зрение, голос и способности играть на музыкальных инструментах.

Муз-богинь, дарующих вдохновение, призывают поэты всех стран и континентов. Красивая легенда поддерживает веру в божественную природу художественного слова. Думается, что и сама тяга к творчеству будет существовать только до тех пор, пока в сердцах поэтов будет жить муза, покровительница поэзии.

Эвтерпа – муза лирической поэзии

Эвтерпа Эвтерпа – муза – муза лиричеслиричес кой кой поэзии.поэзии. Цель урока: Цель урока: показать связь музыки показать связь музыки и поэзии.и поэзии.

Эвтерпа или Евтерпа Эвтерпа или Евтерпа («увеселяющая»)— в («увеселяющая»)— в греческой мифологии греческой мифологии одна из девяти муз, одна из девяти муз,

дочерей Зевса и дочерей Зевса и титаниды титаниды

Мнемосины, муза Мнемосины, муза лирической поэзии и лирической поэзии и

Муза Муза изображаласизображалас ь с двумя ь с двумя флейтами в флейтами в руках, руках, поскольку поскольку чтение чтение стихов стихов сопровождалсопровождал ось музыкой.ось музыкой.

 Она получила Она получила своё имя от своё имя от наслаждения наслаждения (терпейн) (терпейн) слушателей, слушателей, которые которые получают получают блага блага образования образования

Arnold Bocklin.Euterpe, 1872

Франческо-дель Косса. Муза Эвтерпа Франческо-дель Косса. Муза Эвтерпа (фрагмент) [ок. 1460](фрагмент) [ок. 1460]

Она дивным Она дивным образом образом превращала в превращала в музыку музыку ветер, ветер, проходящий проходящий сквозь полый сквозь полый стебель, что стебель, что служил ей служил ей флейтой.флейтой.

 Делия Стейнберг Делия Стейнберг ГусманГусман К ЭВТЕРПЕК ЭВТЕРПЕ

Пой, Эвтерпа Пой, Эвтерпа дорогая!дорогая! В струны арфы В струны арфы ударяй,ударяй, Ты, поколь весна Ты, поколь весна младая,младая, Пой, пляши и Пой, пляши и восклицай.восклицай. Ласточкой порхает Ласточкой порхает радость,радость, Кратко соловей поет:Кратко соловей поет: Красота, приятность, Красота, приятность, младость —младость — Не увидишь, как Не увидишь, как пройдет.пройдет.

Из всех видов Из всех видов искусства музыка искусства музыка

обладает наибольшей обладает наибольшей силой воздействия на силой воздействия на

человека, человека, непосредственно непосредственно

обращаясь к его душе, обращаясь к его душе, миру его миру его

переживаний, переживаний, настроенийнастроений

Антонио Вивальди. Антонио Вивальди. «Времена года. «Времена года.

Иоганн Себастьян Иоганн Себастьян Бах. «Токката ре Бах. «Токката ре

Совпадение музыки и Совпадение музыки и слова — всегда чудо: слова — всегда чудо:

«. но «. но дрожала рука и дрожала рука и мотив со стихом не мотив со стихом не сходился»сходился»

Булат ОкуджаваБулат Окуджава . .

 «Я помню чудное мгновенье . » «Я помню чудное мгновенье . »  «В крови горит огонь желанья . »«В крови горит огонь желанья . »  «Я встретил вас . »…«Я встретил вас . »…  «Мне нравится, что вы больны не мной «Мне нравится, что вы больны не мной

. ». »  «Клен ты мой опавший . » «Клен ты мой опавший . »  «Никого не будет в доме . »… «Никого не будет в доме . »…  «А напоследок я скажу»«А напоследок я скажу»  ««Мне нравится, что вы больны не Мне нравится, что вы больны не

мноймной »»  «Под лаской плюшевого пледа«Под лаской плюшевого пледа »…»…

И все это — романс. И все это — романс. Элегический, Элегический, балладный, балладный,

городской, бытовой, городской, бытовой, «неоклассический», «неоклассический»,

«жестокий» . Но «жестокий» . Но романс — во всей своей романс — во всей своей

интуитивно интуитивно постигаемой постигаемой

жанровой жанровой определенности.определенности.

романс романс «Я вас «Я вас любил»любил»

М. ГлинкаМ. Глинка — — А. Пушкин.А. Пушкин.

Роль взаимоотношений Роль взаимоотношений исполнителя с исполнителя с композитором, композитором, музыкальным музыкальным произведением и произведением и слушателем.слушателем.

Музы Древней Греции – вдохновительницы подвигов

В древней Греции почитали не только богов, составивших сонм, но и их детей, божеств третьего поколения олимпийцев. Греция была просвещенной страной: мудрецы, ученые, философы древности оставили глубокий след в истории всего мира. Примечательно, что музы в Греции не всегда означали символ вдохновения к прекрасному: музыке, любви, поэзии.

9 муз древней Греции

Девять дочерей отца богов Зевса четко демонстрируют триаду: символ абсолютной гармонии. В них соединились три вида : наука, ремесленность и настоящее искусство. Триада символична для Греции, где поэзия ценилась также высоко, как умение читать по звездам.

Мудрецы и философы справедливо считали, что каждая из муз необходима для процветания.

Каллиопа, муза жертвенности и патриотизма

Каллиопа, муза жертвенности и патриотизма

Каллиопа была матерью Орфея, от нее сын унаследовал способность чувствовать музыку. Мать учила сына тому, что каждое слово в поэзии должно возвращать к жизни душу павшего героя, вселять веру и воспитывать благородство. Свиток и грифель в ее руках были не просто символикой. Молодые воины, уходившие на бой, могли присягнуть, что слышать как Каллиопа пишет новое произведение.

Греки считали Каллиопу королевой всех муз, недаром у нее на голове венценосная корона или лавровый венок. Сам Аполлон не смел перебить королеву муз, когда она говорила пламенные речи о чести, благородстве, отваге и чистоте души истинного воина. Музу можно считать символом любви к своей Родине, своей земле. Поэтому в одно время греки заказывали миниатюрные изображения Каллиопы перед дальними странствиями. Говорят, сама Паллада подарила такую миниатюрку любимцу Одиссею, чтобы его сердце всегда было наполнено чистотой помыслов и стремлением вернуться к родным берегам.

Клио, муза истории

Клио, муза истории

О ней писал древнегреческий историк и хранитель мифологии Диодор: “Величайшая из муз внушает любовь к минувшему”. История бесценна для любого народа, а для жителей Греции особенно. Клио, как считалось, записывала на своих свитках каждое, даже малозначительное событие, дабы никто из потомков не забыл свое прошлое.

В мифологии описывается конфликт между музой и прекрасной Афродитой. Муза истории обладала строгими нравами, но никогда не ведала любви. Афродита же, будучи женой бога Гефеста, питала нежные чувства к молодому Дионису. Неумолимая муза осудила богиню за любовь к смертному. Афродита велела маленькому сыну Эроту пустить две стрелы: одну, разжигающую любовь, в Клио, а вторую, убивающую чувства, в Пиерона. Страдания от безответной любви вразумили музу, больше Клио не смела никого судить за чувства.

Боги Древней Греции список

Занимаясь изучением истории, мы составили список богов древней Греции, в котором постарались учесть все особенности каждого из богов.

Также в другой статье можно узнать о богах и богинях древней Греции.

Имена богинь древней Греции также в этой статье: https://dzadziki.com/istorija-grecii/drevnjaja-grecija-i-mify/bogini-drevnej-grecii.html

Согласно мифам, Клио была дружна с Каллиопой, что понятно: муза патриотизма неотделима от музы истории. Изображались они практически одинаково, часто греки заказывали бюсты этих муз только у одного мастера.

Мельпомена, муза трагедий

Мельпомена, муза трагедий

Мельпомена не только муза трагедий, о чем символизирует скорбная маска в правой руке. Муза мать роковых сирен, которые едва не погубили аргонавтов. Хотя по иной версии матерью сирен была Терпсихора.

Интересно, что происхождение сирен описано крайне скудно, будто они появились из воздухи. Две дочери Мельпомены от рождения обладали дивными голосами, но их погубила гордыня: в отсутствие матери они бросили вызов музам и проиграли. За это были наказаны: по одной версии их превратил в сирен сам громовержец, по другой обращение в птиц было делом рук Посейдона.

Мельпомена поклялась вечно скорбеть об участи дочерей и тех, кто смеет идти против воли небес. Изображается всегда в мантии театралов, с неизменной маской в руках. А вот во второй руке может быть либо меч как символ кары за ослушание и дерзость, либо свиток из пергамента. Мантия на ней в точности отражает дух Греции той эпохи: люди – игрушки в руках богов и лишь принимают участие в театре богов.

Талия, муза комедии

Талия, муза комедии

Талия ближе всех была к музе трагедий Мельпомене, но никогда не понимала ее безоговорочной веры в неизбежность наказания. Согласно Цицерону, из-за этого музы часто ссорились.

В противовес своей сестре, Талия изображалась с комедийной маской в руках и в венке из простого плюща. Муза никогда не претендовала на особое внимание, но обладала веселым нравом, отличалась оптимизмом. По мифологии считалось, что комедийная маска в ее руках – символ смеха, однако по другой версии маска означала примерно тоже самое, что и маска в руках Мельпомены: жизнь людей лишь лицедейство для богов.

Талия была женой Аполлона, но, по версии мифа, ее похитил громовержец, чтобы сделать женой. Но муза знала Геру, супругу Зевса и понимала, что ее ждет. Ужас заставил ее просить убежища у владыки мертвого мира Аида. Мрачный бог спрятал музу глубоко под землей.

Эвтерпа, муза поэзии и лирики

Эвтерпа, муза поэзии и лирики

Эвтерпа выделялась среди других муз особой утонченностью в восприятии поэзии. Ее стихи мог часами слушать весь сонм олимпийцев, под тихое сопровождение арфы Орфея. Ее атрибут – двойная флейта и венок из живых цветов. Могла изображаться в окружении лесных нимф, согласно записям, стала утешительницей души несчастного Орфея после того, как тот дважды потерял свою Эвридику.
Считалась самой прекрасной из муз, обладающей особой чувственностью и женственностью.

Эрато, муза любовной поэзии и свадебной

Эрато, муза любовной поэзии и свадебной

Эрато изображается всегда с каким-либо веселым и задорным музыкальным инструментом: лира, тамбурин. Ее прославляли поэты-песенники, призывая внушить вдохновение. Голову музы украшают прекрасные розы как символ вечности любви.

Эрато стала символом борьбы настоящей любви за свои права. Муза пела о том, что даже темное царство Аида не сможет разлучить любящие сердца, они навсегда связаны крепкой нитью. Муза стала создателем нового направления в музыке Греции – свадебной. Легенда гласит, что очаровательной Эрато стало скучно на одной из свадеб. Она протянула свою лиру слепому музыканту и что-то ему шепнула.

В огромном зале зазвучала волшебная музыка, все присутствующие влюбленные почувствовали неодолимое желание быть вместе до и после смерти. Дивная музыка разносилась все дальше и вот уже муза Терпсихора прислушивается к музыке, а ее точеные ножки отбивают новый ритм танца.

Терпсихора, муза танца

Терпсихора, муза танца

Терпсихора не просто муза танцев, в том числе свадебных. Танец должен выражать не просто эмоции, а особую связь с природой, показывать единение с культурой своей родины. Танец Терпсихоры – это абсолютное совершенство движений души и тела. Издавна греки, обучаясь танцам, учились слушать музыку и танцевать под ритм ударов сердца. Каждому танцору хотелось научиться совершенным движениям музы, но давалось это не всем.

Терпсихора, согласно преданию, всюду сопровождала бога Диониса. Сам бог отличался простотой изображения, поэтому его окружение также не выделялось помпезностью и вычурностью. Муза предстает в простой тунике с лирой в руках, на голове венок из плюща.

Полигимния, муза гимнов

Полигимния была покровительницей ораторов, именно в ее воле было сделать речь пламенной и животворящей, либо люди не услышать голос оратора вовсе. Считалось, что стоит произнести имя музы перед важным выступлением, Полигимния спустится к просящему и проведет всю ночь, наставляя и внушая дар голоса. Без покровительства музы ораторства невозможно достучаться до сердец, в этом ничуть не сомневался ни один из греков.

Богини Древней Греции

Также можно ознакомиться с перечнем богинь древней Греции, их происхождением и описаниями.

Например, полная информацию про богиню Геру можно почитать здесь.

Муза гимнов богам. Это следует понимать как музу молитв, которые люди ежедневно шлют высшим силам и горячность их тоже зависит от воли дочери Зевса.

Урания, муза астрономии

Урания, муза астрономии

Девятая и мудрейшая из всех дочерей громовержца, не считая Афины. Считается, что ее имя было дано ей отцом в честь Урана, бога небес задолго до появления Зевса.

Муза всегда держит в руках глобус и циркуль. Последний помогает ей определять расстояния между звездами. Именно она стояла возле Пиацци, внушая ему открытие первого астероида. Римлянин не сразу услышал музу, но дочь Зевса всегда добивалась своего от своих подопечных ученых. Греки считали ее покровительницей даже тех наук, которые были далеки от небесной.
Эту музу почитают и по сей день, причем всюду. Даже в России есть музей Урании и в некоторых городах стоят полноценные статуи.

Религия древней Греции удивительна. Она разительно отличается от остальных вероисповеданий, вызывая к себе растущий интерес. Путешествие в их мир всегда оставляет след в памяти человека и неважно, грек ли он по происхождению.

Презентация на тему: Эвтерпа – муза лирической поэзии

№ слайда 1 Тема урока:Эвтерпа – муза лирической поэзии.Цель урока: показать связь музыки и

Тема урока:Эвтерпа – муза лирической поэзии.Цель урока: показать связь музыки и поэзии.

№ слайда 2 Эвтерпа или Евтерпа («увеселяющая»)— в греческой мифологии одна из девяти муз, д

Эвтерпа или Евтерпа («увеселяющая»)— в греческой мифологии одна из девяти муз, дочерей Зевса и титаниды Мнемосины, муза лирической поэзии и музыки.

№ слайда 3 Муза изображалась с двумя флейтами в руках, поскольку чтение стихов сопровождало

Муза изображалась с двумя флейтами в руках, поскольку чтение стихов сопровождалось музыкой.

№ слайда 4 Arnold Bocklin.Euterpe, 1872 Она получила своё имя от наслаждения (терпейн) слуш

Arnold Bocklin.Euterpe, 1872 Она получила своё имя от наслаждения (терпейн) слушателей, которые получают блага образования

№ слайда 5 Франческо-дель Косса. Муза Эвтерпа (фрагмент) [ок. 1460] Она дивным образом прев

Франческо-дель Косса. Муза Эвтерпа (фрагмент) [ок. 1460] Она дивным образом превращала в музыку ветер, проходящий сквозь полый стебель, что служил ей флейтой.

№ слайда 6 Делия Стейнберг ГусманК ЭВТЕРПЕПой, Эвтерпа дорогая!В струны арфы ударяй,Ты, пок

Делия Стейнберг ГусманК ЭВТЕРПЕПой, Эвтерпа дорогая!В струны арфы ударяй,Ты, поколь весна младая,Пой, пляши и восклицай.Ласточкой порхает радость,Кратко соловей поет:Красота, приятность, младость —Не увидишь, как пройдет.

№ слайда 7 Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека

Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений

№ слайда 8 Антонио Вивальди. «Времена года. Зима, ч.1»Иоганн Себастьян Бах. «Токката ре мин

Антонио Вивальди. «Времена года. Зима, ч.1»Иоганн Себастьян Бах. «Токката ре минор»

№ слайда 9 Совпадение музыки и слова - всегда чудо: «. но дрожала рука и мотив со стихом

Совпадение музыки и слова — всегда чудо: «. но дрожала рука и мотив со стихом не сходился» Булат Окуджава .

№ слайда 10 «Я помню чудное мгновенье . » «В крови горит огонь желанья . »«Я встретил вас

«Я помню чудное мгновенье . » «В крови горит огонь желанья . »«Я встретил вас . »…«Мне нравится, что вы больны не мной . » «Клен ты мой опавший . » «Никого не будет в доме . »… «А напоследок я скажу» «Мне нравится, что вы больны не мной »«Под лаской плюшевого пледа »…

№ слайда 11 И все это - романс. Элегический, балладный, городской, бытовой, «неоклассический

И все это — романс. Элегический, балладный, городской, бытовой, «неоклассический», «жестокий» . Но романс — во всей своей интуитивно постигаемой жанровой определенности.

№ слайда 12 романс «Я вас любил» М. Глинка — А. Пушкин.

романс «Я вас любил» М. Глинка — А. Пушкин.

№ слайда 13
№ слайда 14 Роль взаимоотношений исполнителя с композитором, музыкальным произведением и слу

Роль взаимоотношений исполнителя с композитором, музыкальным произведением и слушателем.Впечатление слушателя от замысла и манеры исполнения музыкального произведения.

№ слайда 15 На дом:Мир мелодий. Показать своеобразие (эмоциональность) мелодий в классическо

На дом:Мир мелодий. Показать своеобразие (эмоциональность) мелодий в классической и современной музыке.

Конспект » Эвтерпа музы поэзии и музыки»

Цель: Познакомить с одной из девяти муз древней Греции – музой поэзии и музыки.

Читайте также  Музы имена и сферы влияния

1.Что такое искусство для древних цивилизаций? Это признак расцвета, золотого века, когда жизнь в городе или государстве отличается стабильностью и изобилием. Люди направляют свое внимание не только на добывание необходимого, но имеют возможность отдавать силы и время на создание прекрасного. В современном мире в этом смысле мало что изменилось, однако в прошлом достичь такого процветания было сложнее, а значит, и искусство ценилось значительно выше. Неудивительно поэтому, что в Древней Греции с таким почтением относились к музам, дарующим вдохновение и таланты. И неслучайно самой изящной и красивой из девяти сестер считалась Эвтерпа, муза лирической поэзии и музыки.

В далекие времена, когда герои совершали свои подвиги, и позже, когда великие поэты слагали свои стихи о них, самым почитаемым видом искусства считалось умение сплетать слова. Живопись или скульптура относились, скорее, к ремеслам: они услаждали взор, но не мыслились чем-то божественным. На вершине всего стояла поэзия. Неслучайно с разными ее направлениями связано несколько муз. Муза Эвтерпа вдохновляла на создание лирической поэзии.

Чтение стихов под музыку флейты.

«То печально мне, то весело, то грустно,

Не могу утешить я себя…

Музыкальное любимое искусство

Даст мне силы жить любя, творя…»

1.. СТРАНА, ГДЕ ЖИВЕТ МУЗЫКА

Весело и радостно

Кораблик наш плывет!

В ту страну, где музыка

Там «Аллегро», «Полька»

Радуя мелодией мальчишек и девчат!

2. С НЕБА ЗВЕЗДОЧКА УПАЛА

С неба звездочка упала на ладони мне –

Значит, места было мало в небе…

На Земле, ей уютно и приятно погостить чуть-чуть.

Чтобы, улетев обратно, рассказать, что тут

На Земле немало места для больших чудес,

Музыка звучит прелестно там и тут, и здесь…

Радость всем она приносит, кружева плетя,

Душу, сердце, согревает, звуча день ото дня.

Тот, кто музыку полюбит, будет счастлив он

Ведь без Музыки нет счастья, кем бы ни был он.

3.МУЗЫКА К РИСУНКУ

Я рисую музыку, сидя за столом.

Пусть подскажет сердце образ пьесы вновь.

Одна пьеса радостно, весело звучит,

Значит и в рисунке – солнце заблестит.

В колыбельной пьесе нежно и светло,

Льются звуки разные, мне здесь повезло!

Образ мамы милой в ней увижу я,

Сидя у кровати, баюкает меня.

Много я рисунков могу нарисовать,

К каждой пьесе разные, чтоб вам их показать.

4.Что с музыкой сравнится по звучанью?

Шум леса? Пенье соловья?

Грозы раскаты? Ручейка журчанье?

Сравнения найти не в силах я.

Но всякий раз, когда в душе смятенье, —

Любовь иль грусть, веселье иль печаль.

В любом природой данном настроении

Вдруг начинает музыка звучать

В душе; звучит на струнах подсознанья,

Гремит в литавры и в цимбалы бьет, —

Передавая радость иль страданье –

Сама душа, казалось бы, поет!

5.Дарите музыку друг другу!

Пусть каждый день и каждый час

Подобно радостному чуду,

Она звучит в сердцах у нас.

Весь мир прекрасный и зовущий

Вмещает музыка в себя,

В ней рокот волн, о берег бьющих,

И трепет листьев сентября.

Волнует музыка, тревожит,

Вновь пробуждая красоту,

И никогда никто не сможет

Сравниться с ней по волшебству.

6. НАУЧИМ МУЗЫКУ ЛЮБИТЬ

Научим деток мастерству,

Искусству и всему тому,

Что знаем и умеем сами.

Научим Музыку любить,

Ценить, лелеять, дорожить!

А Музыка вас в свою очередь научит,

Быть добрыми и сильными людьми.

Преодолеть все трудности поможет

На вашем длинном жизненном пути.

7. День встретишь веселою песней,

И вечером песню споешь –

Становится жизнь интересней

И мир – несказанно хорош.

Поем песню «Арго».

Арго! Разве путь твой ближе,чем дорога Млечная?
Арго, О каких потерях плачет птица встречная?

Парус над тобой, Поднятый судьбой, -это флаг разлуки,
Странствий знамя вечное.

Парус над тобой, поднятый судьбой,-
Это флаг разлуки, странствий знамя вечное! Ла-лай, ла-лай,
Арго! Да пошли нам небо путь с луной и звездами!
Арго! Если сникнет парус, мы ударим веслами…

Что ж, в конце концов, путь — вся цель гребцов,-
Вот, что нам открыли зимы с веснами.

Что ж, в конце концов, путь — вся цель гребцов,-
Вот, что нам открыли
Зимы с веснами.

Согласно Гессиоду и другим авторам, муза Эвтерпа с сестрами были дочерьми Зевса и титаниды Мнемосины. Родились прекрасные девы у подножия Олимпа. Музы — вечно юные красавицы, поющие на пирах богов.

Музы одаривали тех, кто почитал их. Могли вдохновить на создание шедевра, рассказать, как добиться милости богов. Тех же, кто считал себя талантливее муз или пытался с ними соперничать, жестоко наказывали.

Считается, что культ муз возник в племени фракийских певцов. Жили они у горы Олимп, в Пиэрии, а несколько позже перешли в Беотию. Здесь располагается Геликон, любимый музами. Эту гору, а также Парнас, музы любили за шуршащие листвой рощи, прохладные пещеры и ключи с кристально чистой водой. Здесь прекрасные девы обитали. Считалось, если выпить воды из источника Аганиппа или Гиппокрена, можно обрести поэтический дар.

Поклонялись музам в специальных храмах, мусейонах. В них нередко жили и трудились ученые. Современное слово «музей» (место, где хранятся и выставляются произведения искусства) произошло именно от названия храма муз.

2. Древнегреческая муза Эвтерпа покровительствовала поэтам, превыше других жанров любящих лирику, а также музыкантам. Считалось, что она выделяется среди муз особой утонченностью и нежностью. Согласно мифам, боги Олимпа могли бесконечно долго наслаждаться ее стихами.

Изображалась с авлосом или сирингой в руках .

Главный эпитет, который украшал музу лирической поэзии, — дарящая удовольствие. Само имя «Эвтерпа» происходит, по Диодору, от описания наслаждения, испытываемого слушающими музыку. Чуткая и вдохновляющая, она могла подарить своим избранникам умение рождать из хаоса звуков гармоничную мелодию, складывать, казалось бы, случайные слова в тягучую и плавную песню. Легконогая и своенравная, как и все сестры, муза Эвтерпа жестко ставила на место тех, кто пытался ей перечить или делал вид, что превосходит в мастерстве.

Тем же, кто чтил богинь, они дарили свое расположение, а с ним и умение покорять сердца людей различными искусствами. Эвтерпа, муза лирической поэзии и музыки, согласно мифам, своим пением и игрой на флейте могла озарить душу человека волшебным светом, очистить ее от налета черствости и серости. Изображалась она практически всегда в руках с музыкальными инструментами. Как правило, это были флейта, авлос (двойная свирель, предок современного гобоя) или лира.

Также нередко встречаются изображения музы в сопровождении лесных нимф. На некоторых полотнах и барельефах муза Эвтерпа держит гирлянды цветов, символ нежности и красоты.

Несмотря на то, что музы не покровительствовали скульпторам и живописцам, они на протяжении многих веков посвящали свои произведения бессмертным сестрам. И конечно, о них писали поэты всех времен и многих народов: Байрон и Гомер, Пушкин, Фет и Есенин. У Г.Р. Державина есть стихотворение, посвященное Эвтерпе («К Эвтерпе»).

«В младенчестве моем она меня любила
И семиствольную цевницу мне вручила;
Она внимала мне с улыбкой, и слегка,
По звонким скважинам пустого тростника
Уже наигрывал я слабыми перстами
И гимны важные, внушенные богами,
И песни мирные фригийских пастухов.
С утра до вечера в немой тени дубов
Прилежно я внимал урокам девы тайной;
И, радуя меня наградою случайной,
Откинув локоны от милого чела,
Сама из рук моих свирель она брала:
Тростник был оживлен божественным дыханьем
И сердце наполнял святым очарованьем.»

К ЭВТЕРПЕ ( Гавриил Державин.)

Пой, Эвтерпа дорогая! В струны арфы ударяй,
Ты, поколь весна младая, пой, пляши и восклицай.
Ласточкой порхает радость, кратко соловей поет:
Красота, приятность, младость — н е увидишь, как пройдет.

Бранным шлемом покровенный, м арс своей пусть жертвы ждет;
Рано ль, поздно ль, побежденный Голиаф пред ним падет ;
Вскинет тусклый и багровый со скрежетом к нему свой взгляд,
И венец ему лавровый , хоть не хочет, да отдаст.

Пусть придворный суетится , з а фортуною своей,
Если быть ему случится и наперсником у ней,
Рано ль, поздно ль, он наскучит
Кубариться кубарем ; нас фортуна часто учит
Горем быть богатырем .

Время всё переменяет: птиц умолк весенних свист,
Лето знойно пробегает, т рав зеленых вянет лист;
Идет осень златовласа, с пелые несет плоды;
Красно-желта ее ряса п ревратится скоро в льды.

Пой, Эвтерпа молодая! П релестью своей плени;
Бога браней усыпляя, г ром из рук его возьми.
Лавром голова нагбенна к персям склонится твоим,
И должна тебе вселенна
Будет веком золотым.

Многие художники писали ее образ. Среди них итальянец Франческо дель Косса и швейцарец Арнольд Беклин. Скульптуры, изображающие муз, украшают музей Ватикана и Лувр. Копии античных статуй можно увидеть в прекрасном парке в Павловске под Санкт-Петербургом.

Эвтерпа, муза лирики, вдохновляет и современных деятелей искусства. Ей по-прежнему посвящают стихи и скульптурные изображения. Покровительница поэтов и музыкантов незримо присутствует не только на вечерах, посвященных греческому искусству. Она, как и ее сестры, является источником творчества для всех, кто проникся поэтикой античной мифологии.

Задание 1 занятия:

Прочитать стихи под музыку флейты .

Задание 2 занятия:

Нарисовать флейту или другой музыкальный инструмент для Эвтерпы, которую вы бы хотели услышать.

Задание 3 занятия:

Делаем из трубочек флейту и исполняем на своих инструментах.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector