Фамилии греков мужские

Фамилии греков мужские

Девичья фамилия: как паспортные данные связаны с гендерным равенством

Президент Чехии Милош Земан подписал закон, разрешающий чешским женщинам отказаться от использования суффикса «ова» в своих фамилиях. Ранее требование использовать этот суффикс распространялось даже на иностранок — например, книги писательницы Астрид Линдгрен выходили в Чехии под фамилией Линдгренова. Феминистки считали эту практику сексистской, поскольку суффикс «ова» как бы указывает на принадлежность женщины отцу или мужу и тем самым лишает ее субъектности.

Фамилия (как и имя) — важная часть идентичности человека. При этом в патрилинейной традиции фамилия женщины действительно указывает на ее принадлежность к роду отца или мужа. Эта принадлежность может ассоциироваться с угнетением, когда женщина поражена во многих правах (например, не может самостоятельно распоряжаться своим имуществом), а фамилия указывает на того, кто в данный момент является ее опекуном.

Однако фамилия — это еще и инструмент идентификации, необходимый для регулирования социально-правовых отношений. Поэтому даже в тех юрисдикциях, где фамилию можно свободно менять, это связано с бюрократическими процедурами. А в некоторых странах закон запрещает или, напротив, предписывает менять фамилию, не оставляя гражданам (чаще всего женщинам) выбора.

Патриархальные ценности

Еще в 1970-х в США замужняя женщина могла голосовать или открыть банковский счет только под фамилией мужа. Отказ менять фамилию при вступлении в брак был политическим жестом (одной из первых так поступила суфражистка Люси Стоун еще в 1855 году). Сейчас, полвека спустя, американки, вступая в брак, могут сохранить девичью фамилию, однако большинство (по данным 2015 года — 70%) берут фамилию мужа. В Великобритании в 2016 году этой практике следовали 90% женщин. Российские ЗАГСы не публикуют статистику о переменах фамилий в связи со вступлением в брак, но по данным опроса, который проводился Фондом «Общественное мнение» в 2008 году, в 85% семей жены брали фамилии мужей.

49% опрошенных ФОМом считали для женщины смену фамилии при вступлении в брак обязательной (противоположной точки зрения придерживались 27%). 14% объясняли это тем, что «так принято», 10% считали, что «у супругов все должно быть общее», 5% — что, выходя замуж, женщина входит в семью мужа, 3% — что женщина в семье должна занимать подчиненное положение, 2% — что мужу должно быть приятно. Некоторые даже были уверены, что таков закон. «[Чуть ли не] каждая замужняя женщина, не взявшая фамилию мужа, сталкивается с регулярным вопросом «почему» и соответствующими конспирологическими теориями: «наверное, сомневается», «не хочет одной судьбы», «не уважает семью мужа», «не хочет общих детей» и так далее», — комментирует партнер коллегии адвокатов Pen&Paper Екатерина Тягай.

Впрочем, были и ответы, апеллирующие к удобству женщины: «чтобы не было проблем с фамилией детей», «можно на алименты подать», «чтобы потом не было проблем с наследством». В действительности для всех этих юридических процедур смена фамилии не требуется.

В 2019 году группа социологов из Университета Брэдфорда попыталась разобраться, какие причины для смены фамилии видят современные британки. Оказалось, что такие же: чаще всего это представления о том, что «в идеальной семье у супругов все общее», и о роли жены как занимающей подчиненное положение по отношению к мужу.

По данным исследования, которое в 2015 году провело издание The New York Times (оно сочетало опрос общественного мнения и анализ газетных объявлений о свадьбах за несколько десятилетий), женщина с большей вероятностью сохранит в браке девичью фамилию, если она выходит замуж относительно поздно, не религиозна, имеет детей от предыдущего брака, высокий доход, успешную карьеру или ученую степень. Кроме того, оказалось, что женщины, выходящие замуж по еврейскому обычаю, реже берут фамилию мужа, чем те, кто выходят замуж по римско-католическому обряду.

Кажется, что смена фамилии после замужества связана с гендерным неравенством (об этом прямо говорит соавтор исследования Брэдфордского университета профессор Саймон Данкан), в то время как отказ от смены свидетельствует об эмансипированности женщин, однако это не везде так. В Китае сохранение девичьей фамилии у некоторых, напротив, ассоциируется с патриархальной традицией, в которой женщина, выходя замуж, покидала свою семью, но и в семье мужа оставалась чужой и не могла претендовать на наследство.

Без фамилии или с двумя

В октябрьском номере журнала Artforum за 1970 год было опубликовано объявление: «Настоящим Джуди Чикаго отказывается от всех имен, наложенных на нее мужчинами, и сама выбирает себе имя». Примечательно, что для того, чтобы «отказаться от имен, наложенных мужчинами», художница должна была получить письменное согласие мужа. За три года до этого похожий акт совершила австрийская художница Вали ЭКСПОРТ (именно так — прописными буквами), урожденная Вальтрауд Ленер, позже Вальтрауд Хёллингер.

В некоторых странах женщина, взяв фамилию мужа, может сохранить и девичью в форме второго имени, — как это сделала Хиллари Родэм Клинтон. В испаноязычных странах стандартная практика — двойные фамилии супругов. Один из самых известных примеров — художник Пабло Руис, ставший известным под девичьей фамилией своей матери Пикассо. В Великобритании, по данным исследования 2015 года, 25% граждан в возрасте от 16 до 25 лет даже считают, что двойная фамилия облегчает поиск работы, поскольку выглядит солидно.

В России взять двойную фамилию тоже можно, но есть нюансы. «Если женщина, выходя замуж, хочет и сохранить свою фамилию, и присоединить к ней фамилию мужа, то просто сделать двойную фамилию она не может, — рассказывает Екатерина Тягай. — Закон предусматривает или возможность каждому супругу остаться при своей фамилии, или сделать одну общую, или двойную, но тоже общую (т. е. тогда и мужу нужно будет делать двойную фамилию)».

Отдельный вопрос — чью фамилию дать детям. Авторы упоминавшегося исследования Брэдфордского университета рассказывают о случаях, когда женщины, сохранившие после свадьбы девичью фамилию, сменили ее после рождения детей, чтобы уберечь их от возможных проблем, в том числе психологических. При этом исследование 2011 года показало, что несовпадение фамилий не оказывает негативного влияния на то, как дети ощущают себя в семье.

Респонденты ФОМ, судя по результатам опроса, также почти не рассматривают вариант, при котором дети получают фамилию жены, даже учитывая тот факт, что в случае развода дети, скорее всего, останутся с матерью, а не с давшим им фамилию отцом. «Юридически родство ребенка и родителя подтверждается в первую очередь свидетельством о рождении ребенка, где указываются ФИО родителей, а также соответствующей отметкой о детях в паспорте родителей, — объясняет Екатерина Тягай. — Но, во-первых, свидетельство о рождении постоянно с собой никто не носит. Во-вторых, хотя разные фамилии родителя (в частности, мамы) и ребенка формально не имеют значения, на практике везде, от поликлиники и школы до паспортного контроля в аэропорту, разные фамилии вызывают сомнение и повышенное внимание. А при вылете за границу именно из-за этого иногда начинают требовать разрешение второго родителя на путешествие с ребенком, хотя с правовой точки зрения такое разрешение не требуется независимо от фамилии».

Возможность выбора

Оппоненты чешских феминисток, боровшихся за отмену обязательного суффикса «ова», утверждали, что он работает как феминитив и просто маркирует гендер — при этом мужские чешские фамилии специально не маркируются. В русском языке женским фамилиям на «ова», «ева», «ина», «ская» соответствуют мужские на «ов», «ев», «ин», «ский», а нестандартные фамилии не изменяются по родам, однако и здесь возникает неожиданное ограничение. «Курьезную форму принимает позиция ЗАГСов относительно окончаний женских фамилий, в том числе при выходе замуж. С одной стороны, взять фамилию супруга можно, с другой, окончание должно быть определено строго по родовой принадлежности в рамках правил русского языка. То есть, выходя замуж за мужчину с фамилией Иванов, женщина должна стать именно Ивановой, а не Иванов, — рассказывает Екатерина Тягай. — Формально это в законодательстве не закреплено, но ЗАГСы на этом настаивают. Поэтому те, кого такие правила не устраивают, могут сменить фамилию не в связи с заключением брака, а просто в общем порядке, это законом не запрещено».

В ряде стран забота о гендерном равенстве вылилась в запрет менять девичью фамилию на фамилию мужа. Например, в канадской провинции Квебек осуществлять свои гражданские права можно только под фамилией, данной при рождении, — это касается даже женщин, вышедших замуж за границей. Исключение сделано для женщин, взявших фамилию мужа до 2 апреля 1981 года, когда был принят этот закон. В Греции похожий закон действует с 1983 года.

В Японии действует другая крайность: по закону у супругов должна быть одна фамилия на двоих. Формально это может быть как фамилия мужа, так и фамилия жены, но учитывая, что Япония довольно патриархальная страна, в 96% случаев заниматься сменой документов должна жена. Исключение может быть сделано для граждан, вступающих в брак с иностранцами.

Некоторые пары из-за этого закона не регистрируют отношения, ведь если у обоих партнеров успешная карьера, обязательная смена фамилии может означать «социальную смерть». Есть даже практика «бумажных разводов» с целью вернуть прежнюю фамилию. Однако у незарегистрированных отношений есть и минусы — люди, не состоящие в официальном браке, лишены многих прав (не могут претендовать на наследство партнера или принимать от его имени решения о медицинском вмешательстве).

Возможность выбора — в конце концов, главное, за что борются феминистки. В Чехии им это удалось: новый закон позволяет женщинам выбирать, использовать в своей фамилии суффикс «ова» или нет, и за это уже подвергся критике: ведь для мужчин предусмотрен только один вариант.

Вдова с пушечными ядрами: пять женщин, которые с успехом управляли бизнесом после смерти супруга

Вдова с пушечными ядрами: пять женщин, которые с успехом управляли бизнесом после смерти супруга

Происхождение греческих фамилий

Когда мы изучаем какой-либо иностранный язык, то с чего обычно начинается наше общение на нем?

Правильно — со знакомства с другими людьми. Мы учимся произносить свое имя, приветствовать.

И чужие имена часто нам кажутся странными или смешными.

Сейчас мы рассмотрим греческие фамилии — как они сформировались и что могут означать.

Конечно, невозможно в одной статье перечислить все фамилии, которые встречаются в Греции, но о самых распространенных вспомнить можно.

Какие бывают греческие фамилии

Большинство греческих фамилий ведут своё происхождение либо от места рождения человека, либо от имён и многочисленных прозвищ, которыми греки любят наделять своих сограждан.

Разнообразие фамилий огромно, можно встретить следы слов турецких, славянских, итальянских, ведь за столько веков в Европе и в Малой Азии были постоянные перемещения и смешения народов.

В целом можно большинство греческих фамилий условно разделить на четыре большие группы по происхождению от:

  • Места рождения и происхождения
  • Профессии
  • По имени отца и матери, предков
  • От различных прозвищ

Греческие фамилии, показывающие происхождение.

Некоторые окончания показывают принадлежность к какому-то району Греции, независимо от корня фамилии:

Но в фамилиях уже с византийской эпохи это окончание означает сына (потомка) кого-либо, и изредка действительно указывает на юный возраст.

Есть так называемые национальные фамилии, то есть прямо показывающие, откуда человек, откуда его род, где родился или вырос.

Используются названия городов, деревень, а также целых районов и местностей.

Окончания тут могут быть самые разные, и их немало.

Греческие фамилии, связанные с профессией, ремеслом, занятием:

Ещё одна группа фамилий с очень распространенной приставкой Хадзи-.

«Хадзис» — паломник к святым местам. Этих людей очень уважали и по возвращении из паломничества встречали с большим почетом.

Таких фамилий тоже очень много.

Начиная от самой простой:

К каждому занятию варианты фамилий могут быть самые разные.

Вот примеры греческих «Сапожниковых» или «Башмаковых»:

Другие фамилии, связанные с ремеслами и профессиями:

Фамилии, происходящие от имен отца или матери

Здесь в корне видим упоминание имени в различных вариантах.

Возьмите любое мужское имя и попробуйте подобавлять к его корню различные окончания — получится целый букет фамилий!

Имя матери используется достаточно редко, иногда вместо имени берется профессия матери или её мужа, происхождение, какие-то особые признаки (хромая, горбатая и проч.)

Фамилии, происходящие от прозвищ

Прозвища в народе всегда были распространены широко и частенько заменяли фамилию. Да и сейчас без прозвищ не обходится.

Например, одного за глаза зовут Никсон. Почему? А в молодости был на президента Никсона похож. Другого кличут Пеле – он очень смуглый, да и на лицо малость смахивает на знаменитого форварда.

Третьего зовут Санчо вместо Такиса, ну и так далее.

Это хорошо, если прозвища безобидные.

Прозвища могли основываться на каких-то физических особенностях человека, и фамилии получились соответствующие.

Сюда же можно отнести фамилии с приставкой Кара- (черный), иногда используется в смысле «несчастный, битый судьбой»:

Карс, Карцалос, КараЯннис, Карадмос и т.д.

Естественно, это только малое количество примеров из всего богатства греческих фамилий.

Как склоняются греческие фамилии

Мужские фамилии склоняются обычно так же, как и греческие существительные мужского рода с соответствующими окончаниями.

Женские фамилии не склоняются совсем.

Сейчас по закону женщина, выходя замуж, сохраняет свою девичью фамилию, а не берет фамилию мужа.

Если очень хочется, то можно и поменять, подавая соответствующее заявление и пройдя все инстанции. Дети обычно получают фамилию отца.

Храмы и святыни

У каждого человека на земле есть свое личное имя, каждый человек его получает при рождении и идет с ним по жизни. Вместе с именем при рождении мы получаем и гордое право называться сыном или дочерью своего отца и, конечно, фамилию – наследственное семейное наименование. Однако так было не всегда. В различных общественных слоях фамилии появились в разное время. Одними из первых появились княжеские фамилии — Тверской, Мещерский, Звенигородский, Вяземский, Коломенский, обозначающие местности. Со временем получили фамилии дворяне, купцы, однодворцы, мещане. Многочисленный слой населения России составляли и служители церкви. Духовенство начало массово получать фамилии лишь в первой половине девятнадцатого века. До этого иереев обычно именовали просто отец Александр, отец Василий, батюшка или поп Иван, при этом никакой фамилии не подразумевалась. В Метрических книгах конца XVIII начала XIX века видим подписи священников: Алексей Иванов, Иван Терентиев или Никита Максимов, это имя и отчество, а не имя и фамилия. Детям священнослужителей по мере надобности давали фамилии Попов, Протопопов, Дьяконов, Пономарев. Однако по мере появления духовных училищ и семинарий появилось большое количество священников, которые приобрели фамилии при выпуске из семинарии. Искусственные фамилии в семинарии давались не только тем, кто не имел фамилий, но часто и тем, у кого они уже были. Шутливая формула получаемых фамилий было следующая: «По церквам, по цветам, по камням, по скотам, и яко восхощет Его Преосвященство». Фамилии могли меняться по решению руководства, например, есть примеры изменения фамилии с благозвучной на более обидную, потому что ученик плохо отвечал в классе. Есть пример родных братьев, получивших в семинарии разные фамилии. Дети священника Сторожевской церкви Алексея (Новоспасского) Феодор, Иван (выпуск 1842 г.), Аркадий (выпуск 1846 г.) получили фамилию Оранский, а его сын Николай (выпуск 1854 г.) получил фамилию отца – Новоспасский. Сын протоиерея Покровской соборной церкви города Козлова Николай в сентябре 1830 года поступил учиться в Тамбовское духовное уездное училище в низший класс не с родовой фамилией Протопопова, а с фамилией Евгенова. Вот как он сам описывает процесс получения фамилии: «Это зависело от произвола ректора училища. Подобный произвол, перемена отцовских фамилий, был и прежде моего вступления в училище, продолжался и после, например отец ректор, осматривая мальчика, представленного для записи в училище, замечает его быстрый взгляд, и сейчас же дает ему фамилию Быстровзоров или Быстров. Часто случалось, что сыновья одного и того же отца носили разные фамилии. Этому пример не далек. У бывшего Тамбовского кафедрального протоиерея Никифора Ивановича Телятинского было пять сыновей, из них один только унаследовал родовую фамилию Телятинского, а остальные четверо носили другие фамилии: Победоносцева, Благовещенского, Преображенского и Топильского. Бывали случаи, когда произвол переменять фамилии зависел и от учителя, например, был ученик по фамилии Ландышев, и ученик из очень порядочных; он как то невпопад ответил учителю, учитель наказал его переменою фамилии: «Будь ты за это вместо Ландышева Крапивин!» Ландышеву не нравилась фамилия Крапивин, он совестился за неё и в особенности стыдился показаться Крапивиным отцу. Перед отъездом на каникулы он умолил учителя возвратить ему прежнюю фамилию».1 Получение фамилии ограничивалась лишь только фантазией человека её дающего. А уж фантазии преподавателей семинарий не было конца. И все-таки и они придерживались некоторых определенных традиций.

Многочисленную группу, как фамилий священников, так и семинарских фамилий составляют фамилии «географические». При поступлении в духовное училище детям часто давали фамилии по той местности, откуда они были родом, по названию города, села или реки. Примеры географических семинарских фамилий: сын диакона Василия села Чурюкова Козловского уезда Гавриил (выпуск 1844 г.) получил фамилию Чурюковский. Сын дьячка села Юрковой Сурены Козловского уезда Василия Василий (выпуск 1860 г.) получил фамилию Суренский, Ламский – село Ламки, Тарбеевский – село Тарбеево, Озерский – село Озерки, Кадомский – город Кадом, Криволуцкий – село Кривая Лука, Таптыковский – село Таптыково

Новые фамилии, даваемые будущим священником чаще всего должны были соотноситься с религией и церковью. Многие священники, и в особенности их дети, получали фамилии от названий церквей, где они или их отцы служили: священник, служивший в церкви Троицы, мог получить фамилию Троицкий, а служивший в церкви Успения Богородицы – Успенский. По такому принципу образовались фамилии Архангельский, Ильинский, Сергиевский. Сын пономаря Никольской церкви Исидора Афанасий (выпуск 1848 г.) получил фамилию Никольский.

Ряд фамилий связан с названием икон: Знаменский (икона Знамение Божией Матери), Вышенский (Вышенская икона Божией матери). С названием икон связаны фамилии Державин и Державинский (икона «Державная»), Достоевский (икона «Достойно есть»).

И среди священников, и среди тех, кто получил фамилию в семинарии, были фамилии, образованные от названий всех самых главных праздников: Благовещенский (Благовещенье), Богоявленский (Богоявление), Введенский (Введение), Воздвиженский (Воздвиженье), Вознесенский (Вознесение), Воскресенский (Воскресение), Всесвятский (Всех Святых), Знаменский (Знамение), Покровский (Покров), сын диакона Ильинской церкви Павла Александр (выпуск 1840 г.) получил фамилию Преображенский (Преображение), Рождественский (Рождество), Сошественский (Сошествие св.Духа), Сретенский (Сретенье), Троицкий (Троица), Успенский (Успение). Фамилия Покровский могла быть дана как в честь праздника «Святого Покрова», так и священнику, служившему в церкви Покрова Святой Богородицы. Часто давалась в духовной среде фамилия Субботин, поскольку несколько суббот в году были днями особого поминовения усопших.

Семинарские фамилии образовывались от крестильных мужских и женских имен святых или от церкви в честь этого святого: Анненский, Аннинский, Варваринский, Екатеринский, Георгиевский, Саввинский, Косминский, Сергиевский, Андреевский, Ильинский, Николаевский, Дмитриевский, Константиновский, Петровский, Зосимовский, Лавровский, Флоровский.

Фамилии, сочетающие в себя два крестильных имени связаны со святыми, чьи праздники празднуются в один и тот же день или с церквями, названными в их честь. Примеры: Борисоглебский (Борис и Глеб), Космодамианский (Козьма и Дамиан), Петропавловский (Петр и Павел).

Встречается большое количество фамилий образованных от эпитетов, данных определенным святым: Ареопагитский (Дионисий Ареопагит), Богословский (Григорий Богослов), Дамаскинский (Иоанн Дамаскин), Златоустовский (Иоанн Златоуст), Иерапольский (Аверкий Иерапольский), Катанский (Лев Катанский), Коринфский (мученики Коринфа), Магдалинский (Мария Магдалина), Медиоланский (Амвросий Медиоланский), Неаполитанский, Неаполитанов (Януарий Неаполитанский), Обнорский (Павел Обнорский), Парийский (Василий Парийский), Персидский (Симеон Персидский), Первозванский (Андрей Первозванный), Предтеченский (Иоанн Предтеча), Радонежский (Сергий Радонежский), Фессалоницкий (Григорий Фессалоницкий), Победоносцев (Георгий Победоносец), Савваитов, Савваитский (Стефан и Иоанн Савваиты), Стартилатов (Федор Стратилат), Студитов, Студитский (Феодор Студит). Фамилия Питовранов возникла в честь пророка Илии, которого «питали враны».

От названий из Ветхого завета произошли фамилии: Авессаломов (Аввессалом), Иерихонов (Иерихон), Израилев (Израиль), Ливанов (Ливан), Маккавейский (Маккавеи), Мельхиседеков (Мельхизедек), Немвродов (Нимрод), Саульский (царь Саул), Синайский (гора Синой), Содомов (Содом), Фараонов (фараон), Фаресов (Фарес). От названий из Нового Завета произошли фамилии: Вифлеемский (Вифлеем), Гефсиманский (Гефсимания), Голгофский (Голгофа), Елеонский (гора Елеон), Еммауский (Еммаус), Иорданский (Иордан), Назаретский (Назарет), Самарянов (самаритянин), Фаворский (гора Фавор).

Основанными на христианских традициях являются фамилии: Ангелов, Архангельский, Богородицкий, Православлев, Пустынский, Райский, Серафимов, Спасский, Иконостасов, Исполатов, Исполатовский, Кондаков, Крестов, Крестинский, Крестовский, Метаниев, Минеев, Образский, Триодин, Храмов, Агнцов, Вертоградов, Вертоградский, Десницкий, Десницын, Глаголев, Глаголевский, Зерцалов, Златовратский, Извеков, Колесницыын, Новочадов.

Читайте также  Сады медичи во флоренции

Многие фамилии связаны с церковными терминами: Иконостасов (Иконостас), Образцов (Образ), Крестов, Крестинский, Крестов (Крест), Храмов (Храм), Колоколов (колокол).

В фамилиях русского духовенства оставил свой след церковнославянский язык: Десницкий (десница), Глаголев, Глаголевский (глагол).

Однако наиболее были распространены церковнославянские двухосновные фамилии, так или иначе отражавшие черты характера семинариста: Благонравов, Богобоязнов, Остроумов, Мягкосердов, Простосердов, Благовидов, Благонравов, Благонадеждин, Богодаров, Благосклонов, Боголюбов, Боголюбский, Добровольский, Добролюбов, Громогласов, Златоумов, Любомудров, Миролюбов, Остроумов, Песнопевцев, Простосердов, Славолюбов, Сладкопевцев, Смиренномудренский, Тихомиров, Тихонравов. Сын священника Троицкой церкви Феодора Иван (выпуск 1840 г.) получил фамилию Спесивцев.

От названий растений образовались семинарские фамилии Гиацинтов, Ландышев, Левкоев, Лилеев, Лилеин, Нарциссов, Розов, Розанов, Туберозов, Фиалков, Фиалковский, Цветков, Цветковский, Абрикосов, Жасминов, Анчаров, Виноградов, Виноградский, Кедров, Кедрин, Кипарисов, Миндалёв, Миртов, Пальмов, Померанцев, Шафрановский. Сын дьячка Ильинской церкви Ильи Василий (выпуск 1846 г.), Петр получил фамилию – Розанов. Дети сторожа Козловского духовного правления Леонтия Иван (выпуск 1846 г.), Петр (выпуск 1852 г.) получили фамилию Жасминов.

Фамилии могли быть образованы от названий животных и птиц: Голубинский, Орловский, Кенарский, Лебедев, Лебединский, Соколов, Павский, Барсов, Пантеровский, Зверев, Щеглов, от названий минералов: Аметистов, Бриллиантов, Кораллов, Кристалевский, Маргаритов (греч. эквивалент русского названия жемчуг) или Жемчужников, Смарагдов, от названий природных явлений: Северов, Востоков, Югов, Западов, Северовостоков, Закатов, Ветринский, Горизонтов, Небосклонов, Зарницкий, Зефиров, Источников, Ключевский, Криницкий, Месяцев, Солнцев, Эфиров.

Все эти фамилии могли быть переведены на латинский язык. Некоторые из них соотносились с физическими возможностями их носителей: Альбов, Альбовский, Альбицкий (albus – белый), Грандилевский (grandilis – рослый, важный), Майорский, Минорский, Робустов (robustus – крепкий), Формозов (formosus – красивый). Однако чаще для фамилии выбирались слова, характеризующие нрав или поведение их носителей: Сперанский, Сперансов (sperans – надеющийся). Дети священника Троицкой церкви Василия Павел (выпуск 1848 г.), Константин (выпуск 1850 г.), Василий (выпуск 1856 г.) получили фамилию Гиляревский (hilaris – веселый), однако из документов мы видим, что эту фамилию получил их отец. Сын дьячка Сторожевской Николаевской церкви Ивана Гавриил (выпуск 1868 г.) получил фамилию Мелиоранский (melior – лучший). Дети диакона Вознесенской церкви Иоанна Михаил (выпуск 1840 г.), Николай (выпуск 1852 г.) получили фамилию Целебровский (celeber – известный).

Фамилии греческого происхождения: Аристов, Аристовский (лучший). Ряд фамилий священнослужителей, переведенные на греческий и латинский языки существовали в трех формах: Беднов — Павперов – Пенинский (греч. бедность), Надеждин – Сперанский – Елпидин, Елпидинский (греч. надежда).

Кроме фамилий латинского и греческого происхождения, существуют фамилии не несущие в себе личных характеристик. В их основе лежат античные реалии, в основном греческие, в том числе и некоторые греческие географические названия: Афинский, Троянский, Македонский. Кроме того в фамилиях русского духовенства представлены имена античных философов и поэтов: Гомеров, Демокритов, Орфеев. Престиж классической традиции был так высок, что православные священники не считали зазорным носить фамилии, производные от имени языческого божества – греческого, римского или египетского: Трисмегистов (Гермес Трисмегист). Некоторые фамилии происходили от имен поэтов, писателей и ученых, которые изучались в духовных училищах и были известны тем, кто давал фамилии: Оссианов (Оссиан – легендарный герой кельтского народного эроса, давший свое имя большому циклу поэтических произведений, так называемым поэмам Оссиана).

Хочется отметить, что дети священников и протоиереев чаще всего имели фамилии, и поэтому получали либо родовую фамилию, либо новую. Дети же дьячков и пономарей, чаще всего фамилий не имели, и поэтому по окончании училища или семинарии получали новую фамилию.

В дополнение к рассмотренным фамилиям, заметим, что существуют фамилии, которые давались незаконнорожденным детям. В частности среди Козловских священнослужителей встречается фамилия Богданов (Богом данный). Можно предположить, что у людей носящих эту фамилию в роду был незаконнорожденный предок.

Кроме того, для изучении родственных связей следует знать, что в XVIII веке в России закрепилась практика наследования церковных приходов, когда епархиальный архиерей при отправлении «на покой» приходского священника закреплял, по прошению последнего, место за его сыном, часто служившим в церкви вместе с отцом, или в случае отсутствия мужского потомства за зятем. В книге будут встречаться подобные случаи, когда претендент мог получить приход путем женитьбы на священнической дочери. Для этого в духовных консисториях велись списки невест и всем желающим давались рекомендации.

ПЛАТОН, АРИСТИД, СОФОКЛ: ИМЯ ИЛИ ФАМИЛИЯ?

Софокл, Алкивиад, Аристид, Платон, Сократ — все это скорее не имена, а фамилии. Но они никогда не выступают в источниках вместе с каким-либо другим личным «наименованием». В своей семье греки при рождении получали только одно имя, фамилий же в современном значении этого слова, объединяющих весь род и переходящих по наследству от отца к сыну, в Греции не было. Не было и общепринятого списка имен, из которого родители малыша могли бы выбрать одно для наречения им новорожденного. Так что имена детям давали совершенно произвольно, часто придумывали новые, не встречавшиеся ранее, но связанные или с какими-либо обстоятельствами рождения ребенка, или с какой-нибудь характерной чертой, которая его выделяла уже при появлении на свет или же которую родители хотели в нем видеть впоследствии. Часто мальчика называли просто в честь отца или деда, девочку — в честь матери или бабки. Так, оратор Демосфен носил имя отца, и его звали Демосфен, сын Демосфена. Сын Перикла и Аспасии также получил имя отца, а дочь поэтессы Сафо — имя своей бабки.

«Острака» с именами Фемистокла и Кимона

Немало имен было образовано от имен богов или богинь — так называемые ономата теофора. Твердо веря, что каждое имя содержит в себе нечто магическое, греки называли детей даром того или иного божества, как бы передавая тем самым ребенка под опеку его бессмертного тезки. Среди «ономата теофора» весьма распространены были такие: Диодор (дар бога Зевса), Аполлодор (дар Аполлона), Артемидор (дар Артемиды, но, может быть, и дар Артемиде), Диоген (происходящий от Зевса) и т. п.

В другую группу имен входили такие, которые должны были в соответствии с намерениями родителей помочь воспитать в ребенке ту или иную положительную черту характера или просто сулили обладателю этого имени успех и благополучие. Здесь можно встретить такие понятия, как мудрость, доброта, сила, справедливость, благочестие, а также победа и слава. Среди мужских имен этой группы находим: Софокл (славный мудростью), Фемистокл (славный справедливостью), Гиерокл (славный святостью). Заметим, что греческие имена на — кл (ес) вполне соответствуют славянским именам на — слав. Девочек в Греции называли: Елена («светлая»), Евклия («Доброслава» или «Прекраснослава») и т. п.

Отыскание подходящего имени для младенца оказывалось иногда труднейшей проблемой и приводило даже к семейным ссорам. Это хорошо показал Аристофан в комедии «Облака», где столь многое почерпнуто комедиографом прямо из жизни и нравов окружавших его афинян. Герой комедии Стрепсиад жалуется зрителям, как трудно было выбрать имя для сына, ведь жена Стрепсиада, мечтавшая видеть свое дитя победителем благородных состязаний на ипподроме, непременно требовала, чтобы в имени содержалось слово «(г)ипп(ос)» — конь. Сам Стрепсиад, занятый хозяйством, смотрел на дело более практично:

Стрепсиад: Позднее сын вот этот родился у нас,

Ох, у меня и у любезной женушки.

Тут начались раздоры из-за имени.

Жене хотелось конно-ипподромное

Придумать имя: Каллиппид, Харипп, Ксантипп.

Я ж Фидонидом звать хотел, в честь дедушки.

Так спорили мы долго; согласясь потом,

Совместно Фидиппидом сына назвали.

Ласкала мать мальчишку и баюкала:

«Вот вырастешь — и на четверке, в пурпуре,

Поедешь в город, как Мегакл, твой дяденька».

Я ж говорил: «Вот вырастешь — и коз в горах

Пасти пойдешь, как твой отец, кожух надев».

Аристофан. Облака, 50–72

Если в дальнейшем, подрастая, юный грек получал еще и прозвище благодаря каким-либо особенностям своего характера или внешности, прозвище, которое он сам принимал и признавал, то в Элладе — в отличие от других стран — оно закреплялось за ним навсегда, настоящее же его имя вскоре забывалось. Так, знаменитый Платон первоначально звался Аристоклом (славный своим совершенством) — такое имя дали ему родители. Со временем же его прозвали Платоном, то ли за сильную, широкую грудь, как полагают одни, то ли за высокий лоб, как думают другие.

Таким образом, предполагать кровное родство между людьми с одинаковым именем нет оснований. Люди эти могли не только принадлежать к разным семьям, но и происходить из разных, весьма удаленных друг от друга областей Греции. Например, наряду с философом Платоном был также поэт-трагик Платон, и они не состояли между собой ни в каком родстве. Поэтому-то историки и биографы в более поздние времена добавляли к именам известных греков прозвища, указывающие на их происхождение или занятие.

В частной жизни житель греческого полиса обходился одним именем. В официальных же документах его обозначали двумя или даже тремя именами. В списках граждан, в юридических и административных актах полагалось приводить также имя отца: Фемистокл, сын Неокла, Перикл, сын Ксантиппа, Аристид, сын Лисимаха, и т. п., а кроме того, если дело происходило в Афинах, указывать, к какой из городских фил принадлежит человек или, если он не был коренным жителем полиса, уроженцем какого города он является.

В самых ранних литературных памятниках (особенно у Гомера) героев часто называли по именам их отцов или дедов, приводя помимо личного имени героя также его «отчество». Так, царей Агамемнона и Менелая Гомер называет Атридами, сыновьями Атрея, Ахилла — Пелидом, сыном Пелея. Дочерей царя Даная мы и сегодня знаем как Данаид. Прибавление к личному имени патронимикона, т. е. «отчества», было одним из отличительных признаков именно свободных граждан. Для обозначения рабов считалось достаточным одного имени, а еще чаще вместо имени употребляли этникон — прозвище, указывающее на происхождение раба: Сир — «сириец» — из Сирии, Лид — «лидиец» — из Лидии и т. п. Присваивать себе прозвище, свидетельствующее о принадлежности к тому или иному полису, не имея на то законных прав, значило совершить проступок, за который сурово наказывали.

Платон, Аристид, Софокл

Любопытно отметить, что в эпоху эллинизма, с ростом бюрократического аппарата управления, человек, обращаясь с письмом к официальному лицу, должен был указать не только свое имя, но и возраст и даже особые приметы. В деловой переписке этого периода можно встретить такие характеристики: «Сенфей, 30 лет, рубец на запястье левой руки»; «Аврелий Пакис, в возрасте 50 лет, шрам на левом колене»; «Фесарион, 24 года, без особых примет».

Читайте также

Аристид Справедливый

Аристид Справедливый Фемистокл и Павсаний погибли, потому что нарушили закон и меру греческой жизни. О них вспоминали с уважением, но и с тревогой. А рядом с ними в числе основателей греческого могущества стоял третий — живое воплощение и закона, и меры. Это был афинянин

АРИСТИД И МАРК КАТОН

АРИСТИД И МАРК КАТОН [Перевод С.П. Маркиша]

Аристид

Аристид 1. Аристид, сын Лисимаха, происходил из дема Алопеки филы Антиохиды. О его достатке судят по-разному. Одни утверждают, что он провел жизнь в крайней бедности и оставил двух дочерей, которые после смерти отца, терпя нужду, долгое время не могли выйти замуж. Эту точку

СОФОКЛ (496–406 до н. э.)

СОФОКЛ (496–406 до н. э.) Афинский драматург-трагик и государственный деятель родился в городе Колоне близ Афин в знатной семье и получил хорошее образование. Был хранителем казны Афинского морского союза, в 441-м — стратегом (главнокомандующим) вместе с Периклом. Был признан

2. Софокл

2. Софокл В сохранившихся фрагментах пьес Софокла часто упоминается любовь юноши и мальчика.Это неудивительно для всякого, знакомого с личностью поэта. Великий трагик, чья красота воплощается в статуе из Латерана, которая изображает прекрасного мужчину в расцвете сил,

14. Аристид Афинский

14. Аристид Афинский Аристид, с которым мы уже познакомились в жизнеописании Фемистокла, как с политическим его противником, но не личным его врагом, был сын Лисимаха из филы Антиохийской. Правда, он не принадлежал к знатным фамилиям Аттики, но по своей поземельной

Аристид Брюан и его «Мирлитон»

Аристид Брюан и его «Мирлитон» Можно сказать, что переезд Сали в другое место дал начало ростку новой жизни. За дело взялся Аристид Брюан, поэт, часто выступавший в «Черном коте» со своими стихами, прославлявшими проституток и сутенеров, по словам Жюля Леметра, «голосом

ГЛАВА IV СОФОКЛ И ЭДИП — ОТВЕТ РОКУ

ГЛАВА IV СОФОКЛ И ЭДИП — ОТВЕТ РОКУ Возвратимся к другому методу исследования, познания человеческой жизни и мира — к греческой трагедии. Трагедия в такой же мере, как наука и философия, предоставляет возможность объяснения и познания мира. Она давала эту возможность в ту

4. Мильтиад, Фемистокл и Аристид.

4. Мильтиад, Фемистокл и Аристид. (489…488 г. до Р. X.)Афинянам было очень приятно, что они отстояли великое дело Эллады без помощи Спарты. До сих пор спартанцы имели решительный перевес над Афинами; теперь же афинянам представлялся случай добиться полной независимости. Славная

III. Аристид

III. Аристид 1. Аристид, сын Лисимаха, афинянин, был почти ровесником Фемистокла, и они соперничали из-за первенства, возводя друг на друга обвинения[36]. Споры их показали, насколько красноречие сильнее добродетели. Хотя Аристид отличался такой честностью, что, насколько я

Аристид

Аристид 1. Аристид Справедливый всякое государственное дело предпринимал в одиночку, а товариществ чуждался, полагая, что власть, приобретенная через друзей, мешает человеку быть справедливым.2. Когда афиняне шумели о том, чтобы изгнать его остракизмом, к нему подошел

2.3.1. Аристид по прозвищу Справедливый

2.3.1. Аристид по прозвищу Справедливый Хотя бы из уважения к столь редкому у государственных деятелей прозвищу нельзя не сказать несколько слов о сыне Лисимаха Аристиде, родившемся в 540 г. до н. э. в Афинах. Он принадлежал к древнегреческой аристократии, но вместе с

Эти замысловатые греческие фамилии

Когда мы изучаем какой-либо иностранный язык, то с чего обычно начинается наше общение на нем? Правильно — со знакомства с другими людьми. Мы учимся произносить свое имя, приветствовать… И чужие имена часто нам кажутся странными или смешными. Про имена греков мы поговорим в другой раз, а сегодня рассмотрим греческие фамилии — как они сформировались и что могут означать. Конечно, невозможно в одной статье перечислить все фамилии, которые встречаются в Греции, но о самых распространенных из них мы поговорим.

Какие бывают греческие фамилии

Большинство греческих фамилий ведут своё происхождение либо от места рождения человека, либо от имён и многочисленных прозвищ, которыми греки любят наделять своих сограждан. Разнообразие фамилий огромно, можно встретить следы слов турецких, славянских, итальянских, ведь за столько веков в Европе и в Малой Азии были постоянные перемещения и смешения народов.

Греческие фамилии

В целом можно большинство греческих фамилий условно разделить на четыре большие группы по происхождению от:

  • Места рождения и происхождения
  • Профессии
  • По имени отца и матери, предков
  • От различных прозвищ

Греческие фамилии, показывающие происхождение

Некоторые окончания показывают принадлежность к какому-то району Греции, независимо от корня фамилии:

-ίδης и —άδης — обычные окончания фамилий понтийских греков, то есть греков, живших вокруг Эвксинского Понта. Сейчас бОльшая часть понтийцев проживает в Северной Греции.

-ογλου — наследство Малой Азии, показывает, что это сын такого-то.

-πουλος — родом с Пелопоннеса. Это окончание означает детеныша, птенца, — например:

Αετόπουλο [аэтОпуло] – орленок, αετός – орёл.

Γουρουνόπουλο [гурунОпуло] – поросенок, γουρούνι – свинья.

Но в фамилиях уже с византийской эпохи это окончание означает сына (потомка) кого-либо, и изредка действительно указывает на юный возраст. Например:

Αναγνωστόπουλος [АнагностОпулос] – сын (потомок) Анагностиса.

Βοσκόπουλος [воскОпулос] – буквально «пастушок», βοσκός [воскОс] – пастух.

-άκος — из района Мани.

-άτος – с острова Кефалонья.

-άκης — Крит.

-έλης— происходит из Митилини, острова Лесбос (Лесвос), Эдессы, Айвали.

-ούδας или -ούδης) — встречается в районах Центральной и Восточной Македонии (Салоники, Халкидики, Серрес).

Есть так называемые национальные фамилии, то есть прямо показывающие, откуда человек, откуда его род, где родился или вырос. Используются названия городов, деревень, а также целых районов и местностей. Окончания тут могут быть самые разные, и их немало. Например:

-(ι)ώτης – Λειβαδιώτης, Ηπειρώτης, Χιώτης – Ливадьотис (из Ливадьи), Ипиротис – из Эпира, Хиотис – с острова Хиос. Женский вариант фамилий – Ливадьоти, Ипироти, Хиоти.

-ίτης: Μωραΐτης (Мораитис), Πολίτης (Политис),

-ιανος и -ινός: Πορταριανός (Портарианос),Πατρινός (Патринос), Ζακυνθινός (Закинтинос). Здесь женские фамилии будут с ударным окончанием –ου – Πορταριανού, Πατρινού, Ζακυνθινού (ПортарьянУ, ПатринУ, ЗакинтинУ).

-αίος: Κερκυραίος (Керкирэос – с острова Керкира, или Корфу ), Μυτιληναίος (Митилинэос – из Митилини).

-ιος: Πάριος (ПАриос – с острова Парос)

Греческие фамилии, связанные с профессией, ремеслом, занятием:

Начнем с большой группы фамилий, которые начинаются Папа- и обычно являются составными от слов Παπάς (поп) + имя священника. Например:

Παπαζήσης (ПапазИсис), сборное от Παπάς + Ζήσης

Παπασπύρος (ПапаспИрос), или Παπάς + Σπύρος

Παπαστάμος (ПапастАмос), или Παπάς + Στάμος

Часто встречаются мужские фамилии, использующие имя в родительном падеже: Папандреу, Пападимитриу, Папавасилиу. Точно так же будут звучать и женские фамилии.

Παπαδόπουλος (ПападОпулос), сын или потомок попа. Возможно, это и есть самая часто встречающаяся фамилия в Греции! Женская фамилия – ПападопУлу.

Ещё вариант: Παπάζογλου (ПапАзоглу) – по смыслу то же самое, но здесь турецкое словечко oĝlu.

Ещё одна группа фамилий с очень распространенной приставкой Хадзи-. «Хадзис» — паломник к святым местам. Этих людей очень уважали и по возвращении из паломничества встречали с большим почетом. Таких фамилий тоже очень много. Начиная от самой простой:

Χατζής (Хадзис), а также Χατζίδης (Хадзидис), Χατζόπουλος (Хадзопулос) и с добавлением имени паломника Χατζημιχάλης (Хадзимихалис), Χατζηγιάννης (Хадзияннис), Χατζηπέτρος (Хадзипетрос).

К каждому занятию варианты фамилий могут быть самые разные. Вот примеры греческих «Сапожниковых» или «Башмаковых»:

Παπουτσής, Παπουτσάς, Παπουτσάκης, Τσαγκάρης, Τσαρούχας (ПапуцИс, ПапуцАс, ПапуцАкис, ЦагАрис, ЦарУхас) – фамилии, связанные с сапожным делом и обувью. В женском варианте – отсутствует конечная –с.

Другие фамилии, связанные с ремеслами и профессиями:

  • Σαμαράς (Самарас) – седельник, от слова «самари» — седло.
  • Ψαράς (Псарас) – рыбак.
  • Καμπανάρης (Камбанарис) – колокольник.
  • Γουναράς (Гунарас) – шубник.
  • Αμπελάς (Амбелас) – виноградарь.
  • Κουρέας (Куреас) и Μπαρμπέρης (Барберис) – цирюльник.
  • Λαχανάς (Лаханас) – продавец овощей.
  • Υφαντής (ифандИс) – ткач.
  • Ράπτης (рАптис) — портной.
  • Γαλατάς (галатАс) — молочник, и т.д.

Фамилии, происходящие от имен отца или матери

Здесь в корне видим упоминание имени в различных вариантах:

В именительном падеже: Ηλίας [илИас], Κωστής [костИс]. Знаю человека, которого зовут Илиас Илиас — имя и фамилия одинаковые.

В родительном падеже: Ιωάννου [иоАнну], Δημητρίου [димитрИу]

С самыми разными окончаниями и использованием уменьшительных суффиксов:

Αθανασούλης [афанасУлис], Δημητρακόπουλος [димитракОпулос], Παναγιώταρος [панайОтарос].

Из каждого имени возникло огромное количество фамилий. Возьмем, например, имя Георгиос (Γεώργιος). Примеры произошедших от него фамилий:

Возьмите любое мужское имя и попробуйте подобавлять к его корню различные окончания — получится целый букет фамилий!

Имя матери используется достаточно редко, иногда вместо имени берется профессия матери или её мужа, происхождение, какие-то особые признаки (хромая, горбатая и проч.)

Κατερινίτσας (катеринИцас) — сын Катерины.

Κατηνάς (катинас) — сын Катины.

Κωστούλας (костулас) — сын Костулы.

Λεμονιάς (лемоньАс) — сын Лемонии (женское имя)

Βουβής (вувИс) — сын немой женщины.

Фамилии, происходящие от прозвищ

Прозвища в народе всегда были распространены широко и частенько заменяли фамилию. Да и сейчас без прозвищ не обходится. Например, одного родственника мужа за глаза зовут Никсон. Почему? А в молодости был на президента Никсона похож. Одного соседа кличут Пеле – он очень смуглый, да и на лицо малость смахивает на знаменитого форварда. Мужа моей золовки зовут Санчо вместо Такиса, ну и так далее. Это хорошо, если прозвища безобидные… 🙂

Прозвища могли основываться на каких-то физических особенностях человека, и фамилии получились соответствующие. Например:

  • Κοντός (Кондос) – низкорослый. Известная греческая актриса Μάρω Κοντού (Маро КондУ) как раз очень высокого роста, видимо, её предок получил свою фамилию в шутку.
  • Καμπούρης (Камбурис) – горбатый.
  • Λεβέντης (Левентис) – высокий сильный человек с хорошей осанкой, богатырь. В переносном смысле – благородный и великодушный человек.
  • Βραχνός (Врахнос) – хриплый.
  • Αυτιάς (афтиАс) — ушастый.
  • Μυταράς (митарАс) — носатый.
Читайте также  Лутраки термальные источники

Сюда же можно отнести фамилии с приставкой Кара- (черный), иногда используется в смысле «несчастный, битый судьбой»:

Καράς, Καρράς, Καράτσαλος (каратцалос), Καραγιάννης (КараЯннис), Καραδήμος (КарадИмос) и т.д.

От черт характера и особенностей личности:

Θλιμμένος (флимменос) — печальный, Βιαστικός (виастикОс) — торопыга, Αγέλαστος (агЕластос) — несмеющийся.

От прозвищ по названиям животных и птиц:

Γάτος (гАтос) — кот, Λυκάκης (ликАкис) — от «ликос»- волк, Ποντίκης (пондИкис) — от «пондики» — мышь, Γορίλλας (горИлас) — понятно без перевода, Κατσίκης (кацИкис) — от «кацики» — коза, Κριάρης (криАрис) — от «криари» — баран, и т.д.

От названий растений, цветов:

  • Πορτοκάλογλου (портокАлоглу) — от «портокали» — апельсин.
  • Λεμονής (лемонИс) — от «лемони» — лимон.
  • Τριανταφυλλίδης (триандафилИдис) — от «триандафилло» — роза.
  • Γαρούφαλος (гарУфалос) — «гаруфало» — гвоздика.
  • Καρπούζης (карпУзис) — от «карпузи» — арбуз.
  • Ρεβίθης (ревИфис) — от «ревифи» — нут.

Происходящие от иностранных корней:

  • Δούρος: От латинского duro = твердый, суровый, либо от турецкого dur = далекий.
  • Ζάμπας: От славянского слова zaba — жаба.
  • Ζολώτας: От русского слова zoloto.
  • Καμμένος, Καμμενόπουλος: От славянского слова kamen — камень.
  • Κραλίδης: От славянского слова kral — король.
  • Μπίκας:От славянского слова bik — бык.
  • Μπούρας: От славянского слова bura — буря.

Естественно, это только малое количество примеров из всего богатства греческих фамилий.

Как склоняются греческие фамилии

Мужские фамилии склоняются обычно так же, как и греческие существительные мужского рода с соответствующими окончаниями.

Женские фамилии не склоняются совсем. Сейчас по закону женщина, выходя замуж, сохраняет свою девичью фамилию, а не берет фамилию мужа. Если очень хочется, то можно и поменять, подавая соответствующее заявление и пройдя все инстанции. Дети обычно получают фамилию отца.

Итак, друзья, общее представление о греческих фамилиях вы получили. И ждите статью о греческих именах в ближайшее время.

Здравствуйте! Если вы читаете этот сайт, то с большой вероятностью можно сказать.

Здравствуйте! Продолжаем наши уроки греческого языка. Сегодня будет вторая часть.

Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня поговорим о любви. Как будет по-греческ.

Привет, друзья! Открываю новую тему на сайте – греческий алфавит и греческий язы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector