Где находится афонский монастырь в россии

Где находится афонский монастырь в россии

Святая Гора Афон

Святая Гора Афон

Греческий полуостров Халкидики далеко вдается в Эгейское море — колыбель античной, древнегреческой, византийской и христианской культуры. Оконечность его делиться на три узких «пальца», разделенных проливами. Самый восточный «палец», омываемый водами Эгейского моря с востока и залива Сингитикас с запада — известный всему православному миру полуостров Агион Орос (Άγιον Όρος — святая гора Афон).

Административный статус

1020176.jpg

Особый статус гарантирован греческой конституцией, делая монашескую республику по сути государством в государстве. Законодательную и исполнительную власть осуществляют собрания, где представлены все монастыри. Светскую власть представляет греческий губернатор. Многие социальные функции (почта, охрана порядка и др.) также осуществляются греческими службами.

Административная граница, за которой начинается Святая Гора Афон находится в местности, называемой Мега́ли-Ви́гла (Μεγάλη Βίγλα — Великая стража) близ города Уранополиса. В этом месте равнинная часть полуострова сменяется скалистой грядой, которая поднимается к юго-востоку оканчиваясь самой высокой точной горы, вознесенной на высоту 2033 м.

Даже время здесь течет не так, как везде. В большинстве обителей принята византийская традиция исчисления времени, по которой сутки начинаются на закате. А в Иверском монастыре день напротив начинается с рассветом.

История Святой Горы

Она находится в прекрасном месте — воды Эгейского моря дарят ей мягкий климат, равно благоприятный для произрастания растений и проживания людей. Неудивительно, что в этих местах находят свидетельства того, что люди обосновались здесь в глубокой древности.

Дохристианский период

12.jpg

Полуостров известен с периода развития древнегреческой цивилизации, когда он получил имя Афон — по имени титана, который на этом месте восстал против античного бога Посейдона. Мифы гласят, что весь полуостров Халкидики представляет собой огромный камень, который Афон метнул в Посейдона. По другой версии — это место где Посейдон одержал победу и погреб соперника под огромным камнем, а имя титана дало название горе в Греции.

Впрочем, полуостров был известен и до того, как получил звучное мифологической название — до этого он звался просто Акти (ακτή — берег, утес). Населением полуострова были фракийцы, позднее к ним присоединились греки. Мягкий рельеф местности благоприятствовал развитию земледелия и животноводства, а удивительная красота местности сделала ее местом расположения античных храмов, их остатки впоследствии стали основанием на которых были построены христианские святые монастыри и храмы стоящие по сей день.

Христианский период и современность

Считается, что христианство на Афон в Греции принесено первыми последователями, они прятались здесь от гонений и вели отшельническую жизнь. Известно, что святые горы существовали также в Сирии, Палестине и других местах, но сохранилась только святая гора Афон.

Возможно, этому способствовал особый статус в христианстве, который святая гора Афон получила после того, как ее посетила Богородица, и, очарованная прекрасным местом, попросила его себе в удел. Просьба была услышана, и по сей день святая гора Афон Грецияа находится под ее покровительством, и единственной владычицей этих мест является Пресвятая Богородица. IgumeniyaAfona.JPG

Христианские обители святая гора Афон Греция приютила в 14 веке. К этому времени греческие поселения пришли в упадок и были оставлены. Первый крупный монастырь на горе Афон появился значительно позднее — во времена Византийкого расцвета 9-10 века, когда монахи получили исключительное право проживания на полуострове, независимость и самоуправление. Святые монастыри, основанные в этот период:

Некоторые монастыри афона имеют более древнюю историю, как Ксиропотам (5 век), а самый «молодой» монастырь Ставроникита (16 век).

Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь

Русский монастырь Святого великомученика и целителя Пантелеимона (Свято-Пантелеимонов монастырь) расположен на полуострове Айон-Орос (Святая Гора Афон) на севере Греции. Монастырь построен на берегу небольшой бухты в юго-западной части полуострова между пристанью Дафни и Ксенофонтовым монастырем.

Монастырь основан в 1169 году, хотя русские монахи обосновались на Афоне еще в X веке, основав там обитель Богородицы Ксилургу. Во второй половине XII века братия переселилась из обители Богородицы Ксилургу в Нагорный Русик, а в конце XVIII столетия иноки перебрались на берег моря в обитель с храмом Вознесения Господня на месте нынешнего Пантелеимонова монастыря.

Монастырь был официально передан во владение русским инокам 15 августа 1169 года Священным Кинотом Святой Горы (монашеской администрацией Афона), обладает правами самоуправления, подчиняясь в церковной иерархии лишь Константинопольскому Патриарху, и находится во владении афонской монашеской «федерации», состоящей из 20 мужских монастырей. К Русской православной церкви монастырь имеет опосредованное отношение, поскольку он, как и все афонские монастыри, подчиняется Константинопольской Патриархии.

В целом архитектурный облик монастыря не носит традиционного крепостного характера, свойственного афонским обителям. Многоэтажные корпуса, рассчитанные в свое время на многочисленность братии, окружают более старый, компактно расположенный в виде прямоугольной застройки центр с главным соборным храмом, построенным в XIX веке и посвященным Св. великомученику и целителю Пантелеимону (день памяти 27 июля по юлианскому календарю). В этом храме хранится глава Св. великомученика Пантелеимона и частицы мощей следующих святых: Иоанна Предтечи, Стефана Нового, Параскевы, Марины, Иосифа Обручника, апостола Фомы, Иоанна Златоуста и ряда других.

Второй соборный храм – Покрова Пресвятой Богородицы; здесь хранятся многочисленные мощи святых: Иоанна Предтечи, апостолов Петра, Андрея, Луки, Филиппа, Фомы, Варфоломея и Варнавы; первомученика Стефана, Исаакия Далматского, Дионисия Ареопагита; бессребренников Косьмы и Дамиана, Кирилла Иерусалимского, Трифона и многих других. Здесь же находится чудотворная икона Божьей Матери, именуемая «Иерусалимскою», икона св. Иоанна Предтечи, древняя икона Св. великомученика и целителя Пантелеимона и икона священномученика Харалампия. Третий храм посвящен святителю Митрофану Воронежскому чудотворцу.

В обители расположен также малый храм в честь Успения Пресвятой Богородицы и придельный к Покровскому храм во имя святых великих князей: равноапостольного Владимира и благоверного Александра Невского.

Кроме этих храмов имеется еще несколько параклисов. Близ монастыря находится так называемая гробница – усыпальница с церковью Св. первоверховных апостолов Петра и Павла.

Монастырская библиотека содержит более 20 000 книг и рукописей.

К монастырю приписаны скиты Богородицы Ксилургу (где первоначально проживали русские монахи до переселения в XVIII веке в нынешний Свято-Пантелеимонов монастырь), Старый Русик, Новая Фиваида и Кромница.

Сейчас в монастыре проживают более 60 монахов (что сопоставимо с количеством братии в других афонских монастырях), большинство монахов – люди преклонного возраста. Игуменом монастыря является архимандрит Иеремия (Алёхин Яков Филиппович, 1915 г. р., проживает на Афоне около 30 лет, в 2001 году награжден орденом Почета). Духовник братии – иеромонах отец Макарий (Макиенко Михаил Павлович, 1954 г. р., на Афоне с 1987 года). Решение о приеме послушников и постриге в монахи принимается самостоятельно Собором монастыря и не подлежит согласованию с другими органами.

С октября 1993 года в Москве официально функционирует подворье Свято-Пантелеимонова монастыря, одна из функций которого – подготовка монахов и паломнических групп для направления их на Афон, число которых в последние годы увеличивается.

Русский на Афоне Пантелеимонов монастырь

Русский на Афоне Пантелеимонов монастырь

Монастырь св. Пантелеимона расположен на берегу небольшой бухты на юго-западе Афонской горы между пристанью Дафни и монастырем Ксенофонт.

Первый русский монастырь на Афоне был основан во времена святого равноапостольного князя Владимира и назывался обителью Богородицы Ксилургу. Во второй половине XII в., вследствие многочисленности, братия переселилась в скит Нагорный Русик, а в конце XVIII столетия иноки переселились на берег моря в обитель с храмом Вознесения Господня на месте нынешнего Пантелеимонова монастыря.

В XVIII в. монастырь перешел к грекам. Возвращение русских иноков началось в 30-е гг. XIX в. Расцвет обители приходится на конец XIX ― начало XX вв. В 1912 г. братия монастыря насчитывала до 1800 человек. После революции, вследствие разрыва связей с Россией и систематического вытеснения русских со Святой Горы, численность братии стала быстро сокращаться. В конце 1960-х гг. в монастыре оставалось всего 7 престарелых монахов. На настоящий момент их вместе с послушниками ― более 100 человек.

Многоэтажные корпуса, рассчитанные на многочисленную братию, окружают более старый, расположенный в виде прямоугольной застройки центр, с главным соборным храмом св. Пантелеимона, где хранится глава св. вмч. Пантелеимона и других святых.

Во втором соборном храме Покрова Пресвятой Богородицы, расположенном на верхнем этаже большого братского корпуса, хранятся мощи преподобного Силуана Афонского. Здесь же находится чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Иерусалимской», икона св. Иоанна Предтечи, древняя икона св. вмч. Пантелеимона и икона священномученика Харалампия.

Третий храм освящен в честь святителя Митрофана Воронежского. В обители находится также малый храм в честь Успения Пресвятой Богородицы и придельный к Покровскому храм в честь святых великих князей: равноапостольного Владимира и благоверного Александра Невского. Кроме этих храмов есть еще несколько часовен (параклисов). В одной из них, между Пантелеимоновским и Покровским соборами, хранятся мощи святых Иоанна Предтечи, апостолов Петра, Андрея, Луки, Филиппа, Фомы, Варфоломея и Варнавы; первомученика Стефана, Исаакия Далматского, Дионисия Ареопагита, бессребреников Космы и Дамиана, Кирилла Иерусалимского, Трифона и многих других.

Близ монастыря находится так называемая костница ― усыпальница с церковью св. первоверховных апостолов Петра и Павла.

К Пантелеимонову монастырю приписаны скиты Успения Богородицы (Ксилургу), Старый Русик, Новая Фиваида и Кромница (Крумица).

С 1979 г. по 2016 г. игуменом обители был схиархимандрит Иеремия (Алехин).

2 октября 2016 г. в Русском на Афоне Пантелеимоновом монастыре состоялись выборы нового игумена обители. Новым настоятелем избран иеродиакон Евлогий (Иванов).

14 октября 2016 г. за Божественной литургией в Пантелеимоновом монастыре архиепископ Абаканский и Хакасский Ионафан рукоположил иеродиакона Евлогия в сан иеромонаха.

Интронизация новоизбранного игумена обители иеромонаха Евлогия с возведением в сан архимандрита состоялась 23 октября 2016 г.

О. Евлогий (в миру Иванов Михаил Николаевич) родился 12 октября 1958 г. в Челябинской обл. Пострижен в мантию в Троице-Сергиевой лавре 25 ноября 1985 г. Рукоположен во иеродиакона 23 декабря 1986 г. там же. Поступил в Пантелеимонов монастырь 15 мая 1988 г. Послушание проходил на подворье монастыря в Стамбуле.

Православный духовно-просветительский портал о русском монашестве на Святой Горе Афон ― http://afonit.info.

Всем паломническим и туристическим организациям, занимающимся отправкой паломников на Святую Гору Афон:

1. Русский на Афоне Пантелеимонов монастырь паломнику, желающему посетить обитель и поклониться ее святыням, предоставляет бесплатное проживание в обители в течение суток при наличии свободных мест. За время своего суточного пребывания в монастыре паломник может участвовать во всех монастырских богослужениях и трапезах, отдохнуть в монастырском архондарике, поклониться хранящимся в монастыре святыням (в том числе честной главе святого великомученика и целителя Пантелеимона и другим мощам), оставить поминальные записки, посетить достопримечательности монастыря и монастырскую лавку.

2. Забронировать место в монастырском архондарике можно как лично, так и через паломническую организацию или турфирму, переслав свои паспортные данные (по специально установленной форме) в Паломническую службу Пантелеимонова монастыря на электронный адрес: rpm.palomnik@gmail.com.

3. Если паломник пожелает остаться в монастыре более чем на одни сутки, то он должен в своей заявке на посещение монастыря, направленной в адрес Паломнической службы обители, указать дни своего пребывания на послушании.

4. Если паломник намерен посетить другие афонские монастыри, скиты и келлии, то о своем ночлеге там он должен позаботиться самостоятельно, предварительно забронировав себе место в этих обителях.

5. Паломник сам или через туристические фирмы должен позаботиться о получении визы для въезда в Грецию. Паломническая служба Пантелеимонова монастыря не занимается оформлением таких виз и их продлением.

Новый Афон

41928049

Новый Афон – Древний абхазский город, изначально построенный монахами. Сегодня город стал популярным среди туристов из-за большого количества достопримечательностей, близости к российской границе и расположения на берегу моря. Новый Афон расположен всего в 80 километрах от границы с Россией

КАК ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ

Основная инфраструктура города находится на прибрежной улице Аакоба. Здесь расположены ж/д вокзал, магазины, рестораны, кафе, аптеки, милиция, автостоянка, АЗС. Почта, Леон Банк расположены на Площади героев. Основные объекты туристической инфраструктуры находятся в нагорной части города и в долине реки Псырцха (проезд вдоль улицы Харазия). Новый Афон — небольшой город, здесь нет внутренних автобусов и маршруток. Но до абхазо-российской границы доехать можно на маршрутке, на рейсовом автобусе Сухум -Псоу, стоянка у остановки “Ракушка” Чтобы быстро добраться куда-нибудь по городу можно вызвать такси. Кроме закрытой территории госдачи пляжи доступны в любом месте. Как правило участки пляжа примыкают к прибрежным кафе, таким, например, как кафе “Ветерок” где можно отдыхать целый день, никуда не отлучаясь.

ЧТО ПОСМОТРЕТЬ

По плотности достопримечательностей на квадратный километр Новый Афон удерживает уверенное лидерство среди всех городов Абхазии.

Вплоть до XI века Анакопия (абхазское название Нового Афона) играла роль главной крепости Абхазии. Об этом свидетельствует историко-культурный комплекс на Апсарской горе. Главенствует над местностью цитадель, расположенная на вершине. Попасть в цитадель можно было только через небольшие ворота с южной стороны и приподнятые над землей на два метра. Возможно, здесь был подъемный мост. Самое значительное сооружение цитадели — четырехугольная Римская башня . Бойницы башни обращены на юг, наблюдательный пункт на четвертом ярусе позволял обозревать окрестности во всех направлениях. Убедиться в этом можно самостоятельно, так как башня восстановлена и открыта для посещения. Сооружалась башня в II-IV веках н.э., тогда же, когда и сама цитадель.

В самом центре Афона, у пристани, можно увидеть остатки еще одной достопримечательности города — Псырцхинской башни , неправильно называемой Генуэзской. Башня входила в систему укреплений, построенных в XI—XIII веках для защиты города и порта с моря.

IX-X веком датируется и уникальный памятник средневекового зодчества — Храм Симона Кананита , построенный в период расцвета Анакопии на месте еще более ранней деревянной церкви VI века. Храм неоднократно реставрировался, однако своего первоначального облика не утратил. Внутри, под слоем поздней штукатурки, имеются фрагменты древней росписи.

Часть городских достопримечательностей связана с деятельностью здесь в конце XIX начале XX веков Ново-Афонской монашской братии.

Одна из главных достопримечательностей Нового Афона — это Симоно- Кананитский православный мужской монастырь . Прибыв в Абхазию из греческого Афона 6 сентября 1875 года и осмотрев несколько мест для строительства нового монастыря, монахи остановили свой выбор на Анакопии, как месте погребения святого апостола Симона Кананита. Монастырь строился в несколько этапов с 1877 по 1911 годы. Монастырь состоит из двух частей. Нижняя — храм Покрова Пресвятой Богородицы расположен выше Псырцхинской башни на улице Курортная.

Верхний монастырь имеет в плане 4-х угольную форму и строился с 1884 по 1896 годы. Здание состоит из 5 церквей. [Карта Новый Афон; 4 С2]. Над главными воротами построен храм Вознесения Господня, а по его краям же расположились церкви. Самая большая из этих церквей носит имя Андрея Первозванного. Архитектура монастыря поражает величественностью, однако наиболее сильное впечатление оставляет Собор во внутреннем дворе, построенный во имя великомученика и целителя Пантелеймона. Первый камень в фундамент Собора был заложен императором Александром III во время его приезда в Новый Афон в 1888 году. Роспись Собора выполнена в 1911-1914 годах известными русскими живописцами.

В 2000 году на пересечении улиц Лако- 6а и Харазия был воздвигнут памятник героям Отечественной войны народа Абхазии 1992-93 годов. В сквере у памятника высажены ели по количеству погибших афонцев.

Недавно в городе открылся Музей Абхазского царства . Основная часть интереснейшей экспозиции музея посвещена именно этому периоду абхазской государственности. Музей расположен у водопада на р. Псырцха.

Еще пара слов про Анакопийский храм

В центре Анакопийской цитадели, у самой пропасти расположен Анакопийский храм, интереснейший памятник архитектуры, построенный не позднее VI века. Памятник стал знаменит благодаря легенде о том, что в храме якобы хранится нерукотворная икона Иверской Богоматери. Храм является местом паломничества. В его алтарной части еще остались камни, на которых изображены рыбы и крест, символы христианства. Рядом с храмом в позднеантичный период в скале была вырублена емкость. Вот уже 15 веков она наполнена чистейшей ледяной водой, уровень которой неизменен.

Где остановиться в Новом Афоне

Санаторий «Абхазия”. Ул. Аакоба, 20. Тел. +7(840)2424026. Стоимость 500-600 руб. за место. Расположен в бережно реставрированном историческом здании гостиницы, построенной в 90-х годах XIX века монахами Новоафонского монастыря для “чистой публики”. Вместимость – 50 мест. В номерах кондиционер, холодильник, телевизор.

Пансионат “У Монастыря”. Тел. 7(940)9952508. Стоимость 600-900 руб. за место. Расположен в нагорной части города восточнее монастыря Симона Кананита. Предлагаются 2-х и трехместные номера улучшенной планировки со всеми удобствами. Питание предлагается за отдельную плату.

Гостиница “Лебедь”. Ул. Курортная, 1. Стоимость 500-1500 руб. за место. Небольшая (13 номеров), расположена у парка и прудов. Из окон открывается вид на море и Апсарскую гору. 2-3-х местные номера и люксы оборудованы санузлом, душем, телевизором. Питание и заказ экскурсий оплачивается отдельно.

Дом отдыха “Камари г”.Ул.Аакоба, 21/ a. Тел. +7(940)7725445. Стоимость 500-1500 руб. за место. Расположен вдоль берега моря среди хвойных деревьев. В двухэтажных семейных коттеджах — холодильник, кондиционер, телевизор, душ. В стоимость проживания входит завтрак. Собственный пляж, автостоянка, площадка для пляжного волейбола.

Отель “Прайм”. Ул. Аакоба, 62. Тел. +7(940) 9270749. Мини-гостиница на 8 номеров. Питание оплачивается дополнительно.

Гостиница “Асгория” Ул.Аакоба, 61/1. Тел.+7(940)9608700. Стоимость от 3000 до 5000 руб. за место. Новый комфортабельный отель расположен в восточной части города. Собственный пляж. На первом этаже кафе-бар. В номерах (4 люкса, 4 стандарта) сплит-система, цифровое тв, холодильник.

Окрестности Нового Афона

Территория, прилегающая к Анакопии начиная с раннего средневековья была густо заселена. Здесь, как и в самом городе, строились крепости, храмы, другие сооружения. В частности, территория села Анхуа, одного из древнейших поселений предгорной Абхазии, приблизительно с VIII века представляла собой пригород Анакопии. Жизнь в ней была тесно связана с жизнью в крепости. В местечке большое количество памятников средневековой светской и храмовой архитектуры. К сожалению, большинство из них в настоящий момент недоступно или находится в разрушенном состоянии. Это и развалины храма VI-VII вв. в поселке Ахи-Куара на севере Анхуа, и остатки крепости Бжилва VII—IX вв., в Нижней Анхуа и руины (вся нижняя часть и архитектурные фрагменты храма X века на склоне горы Мсыгхуа в ущелье реки Цкуара (Приморское). Однако самым известным историческим объектом этой местности является грот Агца , в переводе с абхазского “обрыв”. Несколько поколений альпинистов (в грот, расположенный на 30-метровой высоте, нельзя попасть без специального снаряжения) и археологов обнаружили на его стенах артефакты (наскальные рисунки), датируемые, начиная с эпохи верхнего палеолита и заканчивая ранним средневековьем.

Краткая история Нового Афона

По одной из исторических версий, предшественницей сегодняшнего города была знаменитая крепость Трахея (по-гречески — сурово-каменистая). Эта крепость, пишет Прокопий, была выстроена абазгами еще в глубокой древности и славилась даже у византийцев своей неприступностью. Существование с самого начала нашей эры в Новом Афоне (в исторических документах того времени — Анакопии) укрепленного пункта подтверждается археологическими материалами и сохранившейся на Апсарской (Иверской) горе части цитадели.

Находки археологов свидетельствуют о довольно высокой материальной культуре жителей древней Анакопии. В III-IV вв. город считался крупнейшим торговым и ремесленным пунктом на юго-востоке Абазгии.

В период Абхазского царства VIII-XI вв. Анакопия была сначала единственной, а потом западной и культурной столицей государства. Это произошло после того, как(по свидетельству древнего историка) царь Леон II “… построил город и крепость Кутаиси и сделал (там) резиденцию царя абхазов; как и Анакопию сделал сей Кутаиси вторым стольным (городом)». С упадком Абхазского царства город теряет свое политическое значение.

В период Абхазского княжества эта местность, называемая по-абхазски Псырцха, отходит во владение княжескому роду Маан.

Жизнь снова забурлила здесь после основания Ново-Афонского монастыря. Испытывая определенный дискомфорт в Греции из-за возраставшего влияния Оттоманской порты, а также стремясь создать христианский форпост в Закавказье, русские монахи Старо-Афонского Пантелеимоновского монастыря испросили у великого князя Михаила (наместника на Кавказе) разрешение на строительство монастыря. После завершения строительства монахи развернули в Новом Афоне кипучую деятельность, благодаря которой город в основном и приобрел сегодняшний вид. В советский период город получил типовую застройку и несколько объектов гостинично-туристического сектора, один из которых Сталинская го сдача, обнесенная двухметровым забором и расположенная в самом центре города. Важнейшим событием в истории города было также открытие Ново-Афонской пещеры. Благодаря этому чуду природы город стал культовым туристическим местом. В период Отечественной войны народа Абхазии Новый Афон был прифронтовым городом и десятки раз подвергался артиллерийским обстрелам. Именно в Афоне были сформированы одни из первых подразделений абхазской армии, а в Симоно-Кананитском монастыре был расположен военный госпиталь. Сегодня Новый Афон один из центров туристической индустрии Абхазии.

  • 1459810288167136892
  • maxresdefault
  • novoafonskii
  • Novyi_Afon_16
  • novyj-afon-iz-moskvy-e1462887607203
  • primorskiy_park

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Афон – священное место на земле, полное таинств и легенд

По информации Министерства туризма Греции более 60 % паломников, посещающих монастыри Святого Афона , составляют граждане России. «Помимо пляжного отдыха в высокий летний сезон, российские туристы активно посещают греческие храмы и святыни в рамках религиозного туризма» — говорится в сообщении.

Читайте также  Чертоза ди павия знаменитый монастырь

Однако чему удивляться. Русские уже более 10 веков присутствуют на Афоне. Более того, здесь расположен единственный русский монастырь Святого Пантелеимона, который и привлекает наших соотечественников в Грецию не только отдохнуть, но и прикоснуться в великим святыням православного мира. Зачем же едут на Святой Афон?

Как и многие, я верил в Бога по «необходимости». Приходил в храм, когда было трудно по жизни, молился, как умел, просил помощи в Всевышнего, но не был неистовым верующим. А уж поверить в чудесные исцеления от страшных и неизлечимых болезней с помощью молитвы и общения со святыми — все это казалось неправдоподобной сказкой. Но когда слышал, что приехал в святые места, прикоснулся к чудодейственной иконе, попросил у святых и Бога помощи и защиты и Он помог — и даже тогда, не понимал и не особенно верил, что так может быть. До тех пор, пока меня в моей жизни не наступила «черная полоса»…

Даже в самом волшебном сне я не мог представить, что придет день, и я смогу вступить на святую землю Афона, насладиться красотами пейзажей и почувствовать неземное таинство ночной молитвы.

Древнейшие названия полуострова — Акти́ и Афо́н, в честь мифического фракийского гиганта Афона. Согласно древнему местному христианскому преданию, в 49 году корабль, на котором плыла Богородица, попал в бурю и его прибило к берегу Афона в том месте, где ныне находится Иверский монастырь. Дева Мария так была поражена красотой этого места, что попросила у Бога это место себе в удел. На что получила ответ:«Да будет место сие удел твой и сад твой и рай и пристань спасения желающих спастись». В связи с этим Афон называют также «уделом» и «садом Богородицы».

Святая Гора Афон – монашеская республика, подобной которой нет больше нигде на земле. Это отдельное государство со своими законами, управляемое монашеским правительством. На Святой Горе 20 мужских монастырей (женщинам вход на Афон не разрешен). И в каждой обители хранятся святыни, почитаемые во всем христианском мире. монастыре пребывает честная глава великомученика Пантелеимона и множество частиц мощей разных святых.

Первый раз я попал на Афон по делам. монастыре имелась уникальная библиотека в тысячи редких книг. И в составе небольшой делегации специалистов по пожарной защите, мы приехали в Грецию. Путь на Афон традиционен — приземление в аэропорту Салоники, такси в Уранополис, гостиница и сытный ужин в этом уютном приморском городке. Утром получение демитариона (специальной визы в Святой Афон), катер и через 20 минут знакомые очертания монастыря. В тот день погода была не самой гостеприимной — март, мелкий дождик, туман. Но сами монахи встретили очень радушно. Приятно было слышать русскую речь, а вечером слова молитвы также звучали на родном языке. Наутро мы более подробно исследовали монастырь. Стало понятно значение и величие это места для русского православия.

Россикон — так называют греки монастырь на Афоне, и в этом названии легко угадать связь с Россией. И действительно, обитель — уголок Руси на греческой земле, единственный русский монастырь на Святой горе. Неудивительно, что его очень любят отечественные паломники и туристы: они почитают долгом помолиться в кафоликоне монастыря, который так напоминает владимирские храмы, поклониться мощам святого целителя Пантелеимона.

монастырь – один из двадцати монастырей на Святой Горе Афон в Греции. Расположен на берегу небольшой бухты Афонской горы между пристанью Дафни и монастырем Ксенофонт.

Первое русское монашеское поселение на Афоне появилось в XI веке, сохранилось письменное упоминание о нем как действующем монастыре, относящееся к февралю 1016 года. На Афоне принял постриг родоначальник русского монашества преподобный Антоний Печерский. В XVII веке монастырь перешел в руки греков. К концу XVIII столетия он пришел в запустение, но в начале XIX был заново отстроен. Возвращение русских иноков началось только в 1830−е годы, с этого же времени монастырь пользовался покровительством русской императорской фамилии. Расцвет обители приходится на конец XIX – начало XX века, когда она стала самым большим монастырем на Афоне по площади и численности братии. К 1913 году здесь насчитывалось более 2000 монахов. После революции, вследствие разрыва связей с Россией и систематического вытеснения русских со Святой Горы численность братии стала быстро сокращаться. В конце 1960−х годов в монастыре оставалось всего семь престарелых монахов. На настоящий момент в монастыре вместе с послушниками проживает почти 200 человек братии.

монастырь находится в канонической юрисдикции Константинопольского Патриархата; его насельники обязаны принимать гражданство Греческой Республики, которое дается автоматически при поступлении в монастырь.

Среди святынь обители – часть Креста Господня, частица камня Гроба Господня, мощи святого великомученика и целителя Пантелеимона, преподобного Силуана Афонского, частицы мощей святого пророка Иоанна Предтечи, праведного Иосифа Обручника, апостола Фомы, великомученика Георгия Победоносца, апостола и евангелиста Луки, святителя Иоанна Златоуста.

В монастыре расположена уникальная библиотека, насчитывающая 1500 греческих, 550 славянских, 400 русских, 43 иноязычных рукописных кодекса и свыше 42 000 печатных книг.

В 2005 и 2016 годах Президент России Владимир Путин приезжал на Святой Афон. Он единственный из руководителей российского государства, который за тысячелетие, дважды побывал в центре всемирного православия.

Я прилетал в Русский монастырь еще несколько раз. Мы познакомились с монахами — и молодыми, которые только начинали суровую послушническую жизнь, и с теми, кто многие годы посвятил себя служению. От них исходила какая уникальная энергетика, мудрость и совершенно иное отношение к жизни. Хотя Афон стремился сохранять традиции и некую закрытость, цивилизация брала свое. В библиотеке монастыря нам показали такую фотолабораторию, что многие редакции позавидовали такой высококачественной техники. Все — от компьютеров до принтеров было самых последний моделей. Оно было и понятно — колоссальная библиотека уникальнейших древних книг, высокая опасность пожаров — это требовало цифровых копий, чтобы не опасаться за сохранность раритетов. Несколько залов библиотеки были отделаны настоящим дубом — стены, потолки, мебель, стеллажи все было сделано вручную грузинскими мастерами-краснодеревщиками.

В монастыре все было необычно. Меня влекло и чисто журналистское любопытство, и желание прикоснуться к таинствам и реликвиям древних монастырей. Правда, не сумел объехать весь полуостров, но побывал в столице Афона и нескольких главных монастырях. Мы прикоснулись к великим святыням и начали понимать, насколько это удивительное место. На душе было радостно и спокойно…

ТАЙНЫ СВЯТОГО АФОНА

В мае 1941 года гитлеровская Германия начала военные действия против Греции и оккупировала Афон. Во время немецкой оккупации в 1941 г. Священный Кинот Святой Горы направил Адольфу Гитлеру письмо с просьбой сохранить монастыри от разрушения.

Вскоре на Афон прибыла группа немецких офицеров и ученых. Как вспоминали монахи, многие офицеры были очень образованными людьми, и хорошо знали не только европейские языки, но и древнегреческий. Это в то время, когда и в Элладе древний язык почти никто не знал! Сейчас уже не является секретом, что для достижения власти над миром в недрах СС существовала структура, включавшая около 50 институтов, в которых изучались рунические письмена, история ариев, мифы и легенды разных народов, санскрит и многое другое. Весьма интересно, что на Афоне, как и в Тибете, военное присутствие немцев сочеталось с «духовными исследованиями». Вместе с офицерами прибыли ученые из известной оккультной организации «Анненербе». Не следует забывать, что организации «Анненербе» покровительствовал сам Гитлер. Ученые под видом сбора информации для Гитлера при содействии Кинота были допущены во все библиотеки монастырей. Специалисты изучали православные духовные практики с целью найти новые методы подавления личности и управления массовым сознанием. Тем не менее, духовная мощь Святой Горы так и не открылась посланникам «великого царя» – ни через рукописи, ни через беседы с монахами. Зато отец Софроний, который был переводчиком, своей образованностью, воспитанием и скромностью так поразил немцев, что рапорт, который они подали в ставку Гитлера после посещения Афона, был самым благожелательным. Ответ ставки также был положительный. В результате ни один из монастырей Афона во время оккупации не пострадал и не лишился своего самоуправления, а Афон – греческого управления. Более того, немецкий гарнизон перекрыл доступ на Афон всем мирянам. Некоторые старые монахи даже сейчас вспоминают, что немецкие солдаты не входили с оружием в монастыри, складывая винтовки в козлы перед вратами обителей. Благодаря стараниям и мудрости монахов Афон был спасен от страшной коричневой чумы двадцатого века.

Мой последний приезд на Афон был странным. Сентябрь, тепло, красота моря и монастыря, и…щемящая тоска с сердечной болью. Так не могло быть в этим благословенных местах, терзало душу и тело. знаки свыше, которые явно указывали на страшное будущее, от которого никуда не уйти. Последнее прощание с монастырем и Святым Афоном было с ясным ощущением, что больше никогда сюда не вернусь.

По возвращению домой стало понятно, что Господь указал, что у меня возникли серьезные проблемы со здоровьем. Но я не понял это сразу, и только через месяц после приезда, совершенно случайно, сдав анализ крови на онкологию, стало ясно, что у меня страшный недуг.

Я не поверил в это, ибо чувствовал себя прекрасно. Но каждый новый анализ показывал, что идет стремительное ухудшение. Обидно, что с моей болячкой многие мужики живут годами, а тут «получил» такую агрессивную форму, что счет шел на месяцы.

Со мной в трудные минуты жизни всегда была икона Святого Николая Угодника, которую привез из Афона. Я обратился в ней, молился, прося и помощи, здоровье и спасении. Верил, что мой Николушка даст силы победить болезнь. Так и случилось!

Молодой и талантливый хирург Евгений Шпоть из института им. Сеченова сделал сложнейшую операцию. Все прошло удачно!

И сейчас, вспоминая знаки Всевышнего, я молюсь о тысячах больных, чтобы Господь помог им в лечении. Мечтая о возвращении на святую землю Афона, смотрю на фото, которые сделал в прежние поездки. Удивитесь и вы этой прекрасной земле и людям!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector