Где находится икона

Где находится икона

История иконы Казанской Божией Матери

«Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу, скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы; ускорим на молитву и потщимся на покаяние: источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица, предваряет на помощь и избавляет от великих бед и зол благонравныя и богобоящиеся рабы Своя».

Удивительная и во многом загадочная история иконы Казанской Божией Матери начинается в глубокой древности и доходит до наших дней.

Мы не знаем, кем и когда была написана икона русской Божией Матери Одигитрии, что в переводе с греческого означает «Путеводительница». Именно к этому типу икон относится образ Казанской Богоматери. Древнерусский монах-иконописец, вдохновлённый образом византийской Одигитрии, написанным, как считается, евангелистом Лукой ещё при жизни Богородицы, пишет свой вариант этой иконы. Её иконография, по сравнению с византийской, чуть-чуть изменена. Русский вариант всегда можно узнать по едва заметной теплоте, смягчающей царственную строгость византийских оригиналов.

На иконе русской Одигитрии мы видим не поясное, а оплечное изображение Богоматери и Младенца Христа, благодаря чему их лики как бы вплотную приближаются к молящимся. Лёгкий поворот головы Богородицы направляет наше внимание на Её Божественного Сына, который маленькой ручкой благословляет Богоматерь, а в её лице – и всех христиан. Мария становится Богоматерью через рождение Иисуса от Святого Духа. Мы видим перед собой не просто мать и дитя. Мы прикасаемся в этот момент к тайне Боговоплощения. Принимая в себя Божественный свет, ибо «Бог есть свет, и нет в нём никакой тьмы», Дева Мария достигает высшей степени святости и обретает бессмертие.

Много пережив и испытав на земле, пройдя своим материнским страданием вместе с Сыном путь на Голгофу и разделив Его Голгофу, Богородица и после Своего Успения остаётся рядом с Иисусом Христом. Она предстоит в Божественном мире перед престолом Его Славы, является заступницей всего христианского рода, несёт наши молитвы ко Христу и ходатайствует за нас перед Ним. Между Богом и духовно преображённым человеком устанавливается прочная связь, которую мы видим на богородичных иконах. Явлена она и в иконе Казанской Божией Матери. Скольких людей привела Богоматерь через свой образ к вере! Церковное предание бережно сохраняет и доносит до нас наиболее значительные события, связанные с этим чудотворным образом.

Первое чудесное явление иконы произошло в Казани в 16 веке. В 1552 году Иван Грозный присоединяет Казань к своему царству. При этом были освобождены 60 тысяч православных, томившихся в рабстве. Опустошительные набеги татар на русские приграничные области прекратились. Теперь на этих землях наступает расцвет христианства. Там строятся многочисленные церкви и монастыри. В 1579 году в Казани вспыхивает страшный пожар. Татарская часть населения видит причину несчастья в переходе многих мусульман в христианскую веру. Пожар воспринимается как кара небесная. Именно в этот драматический момент и происходит явление иконы казанской Божией Матери.

Богородица приходит во сне к маленькой девочке Матроне и рассказывает, что под обломками сгоревшего дома, где жила семья девочки, находится Её образ. Богоматерь утешает девочку и просит поведать об этом не только близким, но и архиепископу и властям города. Наутро Матрона спешит пересказать сон родителям, но те убиты горем и её не слушают. Сон повторяется снова и снова. Встревоженная мать рассказывает о случившемся епископу, но тот не воспринимает её слова всерьёз. Мать Матроны решается пойти на пепелище вместе с прихожанами и молодым священником церкви святого Николая. Поиски ни к чему не приводят. Тогда девочка сама начинает искать икону и находит её, завёрнутую в обгоревшее сукно, под печью дома.

Предполагают, что икона была зарыта в землю ещё во времена владычества татар в Казани, когда православным приходилось скрывать свою веру. Вновь обретённая икона была перенесена в храм. Список, сделанный с этой иконы, был послан царю Ивану Грозному, который повелел построить на месте обретения иконы женский монастырь. Матрона вместе с матерью приняла монашеский постриг и спустя годы стала настоятельницей обители, в которой с тех пор и находилась главная святыня города – икона, получившая название Казанской.

После этого события, потрясшего умы и сердца жителей Казани, целые семьи принимали крещение, многие укрепились в своей вере, а многие по вере получили не только духовное, но и физическое прозрение. От иконы произошли многочисленные исцеления слепых людей. В честь чудотворного образа 8 июля был установлен местный праздник, который впоследствии стал отмечаться всей Русской православной Церковью.

Спустя 30 лет икона вновь оказывается в центре сложных исторических событий. Русское царство переживает глубокий кризис, так называемое «смутное время». Поляки мечтают о захвате русского престола, царь Василий Шуйский не пользуется поддержкой народа и правящей боярской верхушки. В это время Русскую Церковь возглавлял патриарх Гермоген, бывший митрополит Казанский, свидетель явления Казанской святыни, который сам перенёс в храм образ Казанской Божией Матери. Будучи непримиримым противником поляков, святитель в своих проповедях открыто выступал против их господства, рассылал по всей стране грамоты с призывами встать на защиту православной Руси.

Гермоген духовно возглавил русское сопротивление, поднял ополчение, которое возглавили нижегородцы – торговый староста Минин и живший в отставке князь Пожарский. Возможно, именно патриарх был инициатором того, что из Казани в ополчение прислали список чудотворной иконы как знак его пастырской поддержки и освящения похода против врагов. Под ружьё встали, в основном, вовсе не военные люди, но с ополченцами теперь была икона Казанской Божией Матери, тогда как другие прославленные чудотворные иконы – Владимирская и Донская – находились в Москве, в плену у неприятеля.

Ополченцы 3 дня постились и молились перед святым образом и получили необыкновенную внутреннюю стойкость и силу. Враг был разбит. Русское войско с иконой вошло в Китай-город и двинулось к Красной площади. Их движение напоминало крестный ход. Навстречу освободителям вышло кремлёвское духовенство, находившееся при поляках в заточении. Священнослужители несли икону Владимирской Божией Матери. Многие плакали, ибо думали, что не увидят больше этого образа, ведь все храмы Кремля были разорены и осквернены. Событие это произошло 22 октября 1612 года. Именно в этот день установлено второе празднование иконе Казанской Божией материи. На Красной площади в честь иконы Казанской Богоматери и в честь победы над врагом был возведён, по обету князя Пожарского, храм.

Вообще, в России существовали как бы три основные чудотворные иконы Казанской Богоматери. Первая – это явленный в Казани первообраз, хранившийся там в Богородичном монастыре до начала 20 века. В 1904 году монастырь был разорён, а икона была украдена.

Вторая икона Казанской Богоматери – это список, присланный в своё время Ивану Грозному. Эта икона находилась в Москве до 1721 года, когда Пётр Первый перенёс её в Санкт-Петербург, где она первоначально была поставлена в небольшой каменной церкви на Васильевском острове, а затем передана в Александро-Невскую лавру. При императрице Анне Иоанновне на Невском проспекте неподалёку от нынешнего Казанского собора был сооружён деревянный храм в честь Рождества Богородицы, и в 1737 году туда была перенесена чудотворная икона, богато украшенная драгоценными камнями. При Павле Первом эта церковь стала называться Казанским собором, нынешний же Казанский собор был сооружён в начале 19 века при Александре Первом. В день его освящения 15 сентября 1811 года сюда была перенесена Казанская икона Божией Матери и поставлена в иконостасе по левую сторону царских врат в главном приделе. Кстати, иконостас Казанского собора тонкой чеканной работы был сделан из 100 пудов серебра. Причём 40 пудов из них были даром донских казаков после победы над французами в 1812 году. Это серебро (в основном, церковная утварь) было отбито казаками у французов, разграбивших церкви в Москве и окрестностях.

Третья чудотворная икона Казанской Богоматери – это список, присланный патриархом Гермогеном в ополчение. Этот образ принадлежал князю Пожарскому. Ныне он хранится в Богоявленском патриаршем соборе в Москве.

Кроме этих трёх главных икон Казанской Божией Матери существовало и существует множество её чудотворных списков, что свидетельствует об особом почитании этой святыни. Вопрос возраста того или иного списка интересен для искусствоведов и историков, для верующих же важно то, что любой список, сделанный с чудотворной иконы, обладает теми же благодатью и силой, что и оригинал. Не случайно перед многочисленными списками чудотворного образа приносили и приносят свои молитвы жители всех уголков России. Один такой список находится даже на Аляске.

Казанская икона Божией Матери вдохновляла воинов Петра Первого перед Полтавской битвой. Многие до сих пор убеждены, что именно этот образ спас Москву в трагические дни 1941 года, когда после поражения советской армии на Волоколамском шоссе путь в столицу был открыт для врага. Рассказывают, что во время блокады Ленинграда икону Казанской Богоматери обнесли вокруг городских стен, и свершилось чудо – город стал неприступной крепостью. Да и знаменитая Сталинградская битва началась с молебна перед этим чудотворным образом.

Сегодня, когда в Москве на Красной площади восстановлен Казанский собор и в нём ежедневно совершаются богослужения, к Казанской иконе Божьей Матери обращаются взоры верующих, взывающих:

«Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о, Госпоже, Царице и Владычице, иже в напастех и в скорбех и в болезнех, обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя избавления всех зол, всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим».

Чудотворная икона Казанской Божией Матери до сих пор хранится в Вязниках

21 июля православные верующие празднуют День обретения Казанской иконы Божией Матери. В народе этот день также называют Казанская летняя. Эта икона не менее почитаема, чем наша родная, Владимирская. В июле празднуют первое явление чудесного образа: место ее нахождения явилось девятилетней Матроне Онучиной в 1579 году, после ужасного пожара в Казани. Ребенок указал на место, где из-под земли достали икону. Во времена Великой Смуты именно всеобщее обращение русских людей к этому образу Богородицы помогло освободить Москву. Казанская икона стала символизировать покровительство Божией Матери державе Российской.

В начале XVII века повсеместно было написано большое количество списков явленного Казанского образа, очень многие из них стали чудотворными. Так случилось и с двумя иконами, созданными преподобным Иоакимом Шартомским на Владимирской земле. Суздальский список Казанской Божией Матери, к сожалению, утерян, а вот в Вязниках чудесный образ, к счастью, сохранился. Но обо всем по порядку.

Чудотворная Казанская икона Божией Матери в Вязниках. Фото: photobook33.ru

Всероссийская слава Вязников

Вязниковская Казанская икона была написана преподобным Иоакимом в Николо-Шартомском монастыре около 1622 года по заказу княгини Ирины Мстиславской из Вязниковской слободы. Подвижник этот был известен современникам не только тем, что был искусным изографом, но и тем, что от написанных им икон исходила благодатная сила чудотворений. Вскоре от вязниковской иконы стали происходить многие исцеления: «еже чудодейстовали и сил у еже целбу подаяти приходящим к тем с верою». До июня 1703-го было зафиксировано 270 исцелений, и вязниковская Казанская икона приобрела общерусскую известность. В 1640 году паломническую поездку к ней совершил царь Михаил Феодорович. В память избавления от эпидемии холеры в 1892-м был учрежден ежегодный крестный ход вокруг Вязников с чудотворной иконой.

Казанская церковь в г. Вязники. Фото: natalba.livejournal.com

Икона была богато украшена басменным окладом, резными венцом, короной и цатой с драгоценными камнями и жемчугом. Оставалась она в Казанском соборе вплоть до 1929 года, когда Владимирский губисполком вынес решение о закрытии храма в Вязниках и об использовании его «для культурных целей». 1 марта того же года началось разрушение церковных зданий, внутреннее убранство из металла пошло на лом, иконы продавались на дрова, некоторые предметы попали в краеведческий музей. Чудотворная икона была сохранена одной из прихожанок храма.

Крестовоздвиженская церковь г. Вязники. Фото: natalba.livejournal.com

В годы Великой Отечественной войны Казанская икона Божией Матери была помещена в открывшемся в Вязниках Крестовоздвиженском храме, где находится и в настоящее время. Ныне Вязниковско-Казанская икона – чтимая святыня Владимирской епархии. Ее украшает серебряный чеканный оклад 1876 года, изготовленный московскими мастерами для другого образа.

Потеря в Суздале

Суздальская Казанская икона Божией Матери была написана преподобным Иоакимом по повелению Божией Матери, которая явилась иноку-иконописцу в монастыре. По указанию Богородицы икона была перенесена в Суздаль для поставления в церкви Воскресения Христова, на защиту и охранение города от врагов видимых и невидимых.

«Воспоминание сретения образа Пресвятыя Богородицы Казанския» ежегодно праздновалось в Суздале 23 ноября по старому стилю.

Вскоре икона прославилась чудесами. Слух о них дошел до святейшего Филарета, патриарха Всероссийского. По его повелению суздальский архиепископ Арсений произвел проверку их, и они официально признаны действительными. Суздальско-Казанская икона не отличалась большими размерами: она имела в длину около 25 см, в ширину – примерно 21 см. По свидетельству очевидцев, лик Богоматери был изображен превосходно и поражал свежестью и отчетливостью письма. Риза золотая, с жемчужными венцами; оклад серебряный вызолоченный. Икона была вставлена в другую, изображающую разные события из истории этой самой Казанской иконы Пресвятой Богородицы, например, явление Божией Матери в Николо-Шартомском монастыре преподобному Иоакиму и т.п.

Воскресенская и Казанская церкви в Суздале. Фото: lubovbezusl.ru

Послав икону в Суздаль, инок Иоаким через несколько времени сам последовал за нею туда же. Здесь, при Воскресенской церкви, он устроил себе малую келью и начал проводить в ней по прежнему строго-подвижническую жизнь. Здесь он скончался и «положен бысть близ той церкви, на месте весьма незнаменитом». В 1728 году при копании рва под фундамент для западной стены новой теплой Казанской церкви, строившейся в честь написанной преподобным Иоакимом чудотворной Казанской иконы Божией Матери, найден был глубоко в земле гроб этого иконописца. Суздальский епископ Иоаким повелел не трогать его, но обложить каменными плитами и оставить на прежнем месте.

Прах благочестивого инока Иоакима до сих пор хранится под западной стеной суздальской церкви Казанской Богоматери, образ которой он написал по откровению свыше. А местно-чтимая икона хранилась в соседней Воскресенской церкви до 1920-х годов. В послереволюционные годы после закрытия многих суздальских храмов Казанская-Суздальская икона была утрачена, и ее дальнейшая судьба остается неизвестной.

Где находится икона

На протяжении веков православные жители России приходили в храмы и монастыри, чтобы поклониться иконам и мощам святых, помолиться о помощи и попросить защиты.
С экскурсией «Чудотворные иконы Москвы» мы побываем в храмах, где находятся иконы, прославленные в веках чудесами избавления Руси от иностранного нашествия, исцеления от болезней и помощи людям, обращающимся к иконам с верой и надеждой на избавление от бед. Во время экскурсии мы познакомимся с историей возникновения храмов, их судьбами на протяжении столетий, услышим об истории обретения или явления чудотворных икон и других святынь и получим возможность поклониться этим святыням.
Чудотворная «Тихвинская икона» Божией Матери (особо чтимый список) пребывает в храме, возведенном для этой иконы в бывшем царском селе Алексеевском.По преданию, этот чудотворный образ принадлежит к трем основным, которые были написаны апостолом Лукой при земной жизни Божией Матери. Образ, называемый Влахернский, почитался как символ Византийской империи. В конце XIVв. икона была обретена в том месте, где сейчас находится город Тихвин, после чего ее стали воспринимать как подтверждение особого статуса России перед лицом Бога. Икона и ее чудотворные списки прославилась по всей России многочисленными чудесами.
Чудотворная икона Божией Матери «Троеручица» — одна из самых легендарных святынь восточного христианства. Предание связывает прославление иконы с именем Иоанна Дамаскина, знаменитого христианского святого, богослова и гимнографа. По молитве Иоанна, Богородица исцелила его руку, кисть которой была отсечена по клевете на святого. Потрясенный исцелением, Иоанн привесил к иконе Богородицы серебряное изображение руки, отчего икона и называется Троеручица. В настоящее время образ находится в Хиландарском монастыре на Афоне. С иконы в разные времена было изготовлено множество списков, разошедшихся по разным странам. Есть они и в России. Одна из самых почитаемых в Москве – чудотворная Троеручица находится в храме Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах.
Чудотворная икона Божией Матери «Утоли моя печали» пребываетв храме святителя Николая в Кузнецкой Слободе. Эта икона была принесена в Москву казаками в 1640г. Перед ней обращаются с молитвой к Божией Матери об избавлении от многочисленных болезней и скорбей телесных и в особенности душевных, от греховных помыслов и страстей, обуревающих сердце. Особенно этот образ стал почитаться после эпидемии чумы в 1771г., появилось множество списков этой иконы, некоторые из которых тоже стали почитаться как чудотворные. В храме пребывает еще одна удивительная икона – список знаменитого образа Иверской Божией Матери из Иверской часовни и несколько чтимых икон.
Чудотворная икона «Всех Скорбящих Радость» — целительница недугов телесных и душевных, помощница и утешительница в скорбях – находится в знаменитом храме, построенном для этой иконы на Большой Ордынке. Этот образ приобрел свою известность в 1688г. после исцеления по молитве перед ним родной сестры Патриарха Иоакима Евфимии. С того времени эта икона стала одной из самых почитаемых москвичами.
Чудотворная икона Божией Матери «Владимирская» с давних времен пользуется в России редчайшим почитанием. По древнему преданию эту икону написал апостол Лука. Владимирская икона неоднократно спасала и защищала Русь от врагов. Перед ней в Успенском соборе Московского Кремля молились Великие князья, цари, императоры перед военными походами, перед ней помазывались на царство русские цари, избрание Московских митрополитов и Патриархов проходило перед ней. Перед ней россияне приносили присягу на верность родине. В настоящее время икона пребывает в храме святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.

  • Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском
  • Храм Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах
  • Храм святителя Николая в Кузнецкой Слободе
  • Храм иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Большой Ордынке
  • Храм святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее

4,5 часа.
Практическая информация:
Экскурсия предполагает посещение действующих храмов. Дамам желательно быть одетыми в юбки и иметь при себе платки.

15 лет назад из Ватикана в Москву привезли список Казанской иконы Божьей матери. А где подлинник?

Ровно пятнадцать лет назад, 21 июля 2005 года (День явления иконы Божией Матери «Казанская» (1579), в Казань вернулась переданная в Россию из Ватикана копия чудотворного образа знаменитой Казанской иконы. Одно время именно этот образ считался подлинником, обретенным в Казани в 1579 году. Но совместная российско-ватиканская комиссия установила, что это позднейший список XVII века. А что же случилось с оригиналом?

Святотатство

Казань.
12 июля 1904 года. 1 час ночи.

Шаркая ногами и кряхтя, по двору Богородицкого монастыря бредет сгорбленный 69-летний сторож Федор Захаров. Вглядываясь подслеповатыми старческими глазами в ночную тьму, он осматривает соборные храмы монастыря: неотапливаемый («летний») — в честь Казанской иконы Божией Матери, и теплый — во имя святого Николая Тульского.

ФОТО Итар ТАСС/Виктор Великжанин

ФОТО Итар ТАСС/Виктор Великжанин

Работа у Захарова была хотя и не слишком денежной, но очень ответственной. Монастырь хранил чудотворный образ «Матушки Казанской», заступницы Русской земли. Именно ее молили о победе ополченцы Пожарского в 1612 году и солдаты на Бородинском поле в 1812. Говорили, что сам фельдмаршал Кутузов вынес ее на своем теле из горевшей Первопрестольной.

А жуликов вокруг развелось страсть! Три года назад карманники на Пасху Петропавловский собор подожгли, чтобы в панике обчистить карманы православных. Ничего святого для них нет! А тут одних бриллиантов на иконном окладе, подаренном Екатериной II, говорят, тыщ на сто целковиков.

Скрашивая свое ночное бдение подобными мыслями, старик вдруг услышал царапанье у двери на западной паперти собора Казанской иконы Божьей Матери, в котором хранился чудотворный образ. А затем увидел четырех воров, громадными зажимами ломавшими замок на входе.

Заметив дряхлого старика, к нему бросились двое, с револьвером и ножом в руках.

Современному читателю тут впору вздрогнуть. Один из воров был по внешнему облику просто двойником . Владимира Ульянова (Ленина). В материалах следствия сохранилась фотография, которую потом печатали казанские газеты. На ней, со своей любовницей, организатор святотатства Чайкин, он же Варфоломей Андреевич Стоян, крестьянин села Жеребец Александровского уезда Екатеринославской губернии, 28 лет, профессиональный вор и грабитель.

Читайте также  Итальянский оперный певец

И если 25-летняя полная дамочка Прасковья Кучерова на фотографии ничем не напоминала Надежду Крупскую, то ее сожитель выглядел точь-в-точь как 30-летний Ленин, снявшийся в 1900 году по возвращении из сибирской ссылки — высокий лоб, переходящий в лысину, бородка клинышком, узнаваемый овал лица и цепкий взгляд!

Позже в зале суда газетный репортер так описывал этого рецидивиста, специализировавшегося на церковных кражах: «. красивый молодой мужчина, с умными и выразительными, но в то же время наглыми до дерзости глазами. Он с некоторой важностью разглаживал свои всклоченные волосы, усы и бороду и суетливо, с гримасами начал всматриваться в публику».

В том же репортаже газетчик описал и 30-летнего подельника Чайкина, профессионального карманного вора Анания Комова (крестьянина села Долженкова Обоянского уезда Курской губернии): «. юркий, подвижный человек с плутовато-хищным выражением глаз и характерным длинным тонким носом, загнутым кверху».

Казанская икона Богородицы: возвращение святыни

Казанский Богородицкий монастырь

Именно эти двое, угрожая револьвером и ножом, втолкнули сторожа в церковный подвал и заперли. О дальнейшем скупо сообщает предписание прокурора Казанского окружного суда начальнику жандармского управления: «. около 2-х часов утра совершена в г. Казани, в летнем храме при Богородицком женском монастыре кража двух икон: чудотворной Казанской Божией Матери и Спасителя. Обе иконы эти были в драгоценных ризах, ценимых: на иконе Божией Матери до 70 тысяч рублей и на иконе Спасителя до 30 тысяч рублей. Кроме того, из двух свечных ящиков, через взлом их, было похищено около 600 рублей. »

В третьем часу ночи опомнившийся старик стал звать на помощь: «Караул, жулики!». Его услышала послушница монастыря Татьяна Кривошеева. «Оглядите скорее двери у церкви, несчастье у нас большое — воры меня сюда посадили», — горестно произнес старик.

Цена потери

Православные в пропаже иконы увидели дурное предзнаменование, говорили: «Богородица уходит из земли русской».

Уже в самый момент обретения иконы 8 (по старому стилю) июля 1579 года она вызвала шок у верующих. Конечно, скептики могут оспаривать достоверность рассказа об обстоятельствах ее нахождения в Казани, в недрах сгоревшего дома, десятилетней девочкой Матреной. Но даже атеисты вынуждены признать: у Казанской иконы Божией Матери совершенно иная композиция, чем у всех известных до ее появления изображений — особый поворот головы Богородицы и особое положение Богомладенца. А ведь за соблюдением канонов иконописания строго следили. Когда в XVI веке казанский архиерей увидел новоявленный образ, то сильно удивился, потому что никогда не видел икон такого письма. Икона поразила и Ивана Грозного, которому отослали список с иконы: «Царь и дети его дивишися зело, яко таковые иконы начертанием нигде не видеша».

Казанская икона Богородицы: возвращение святыни

Взятие Казани войском Ивана Грозного

Иван Грозный приказал соорудить в Казани на месте обретения иконы церковь во имя Пресвятой Богородицы и устроить при ней девичий монастырь. Среди первых монахинь была и нашедшая икону Матрена Онучина, принявшая иноческое имя Мавры. Сын Грозного, царь Федор, в 1595 году повелел построить при монастыре каменный храм вместо деревянного, а хранителю царских сокровищ Деменьше Черемисинову приказал украсить икону драгоценными камнями, золотом и жемчугом.

После освобождения Москвы от поляков князь Дмитрий Иванович Пожарский поставил список (копию) Казанской иконы Божией Матери сначала в церкви Введения на Лубянке, а затем — в специально построенном для него Казанском соборе на Красной площади, в котором он хранился вплоть до сноса храма в 1934 году.

Еще одна известная копия Казанской иконы Божией Матери в 1798 году после визита в Казань Павла I была привезена в Петербург. Сначала древний список находился в деревянной часовне на Петербургской стороне, а потом икону перенесли в церковь Рождества Богородицы на Невском проспекте. В 1811 году ее установили в построенном Казанском соборе, где она до сих пор и находится.

23 июля 1774 года, когда воинство Пугачева бросилось грабить дома и купеческие лавки, обдирая иконостасы в храмах, паля из пушек по кремлевскому Спасскому монастырю, город запылал.

Именно в этот момент, как писал Пушкин в «Истории Пугачева»,

«. преосвященный Вениамин. в Благовещенском соборе, и на коленях со всем народом молил Бога о спасении христиан. Едва умолкла пальба, он поднял чудотворные иконы и, несмотря на нестерпимый зной пожара и на падающие бревна, со всем бывшим при нем духовенством, сопровождаемый народом, обошел снутри крепость. К вечеру буря утихла, и ветер оборотился в противную строну».

В это же самое время прилетевшее из крепости ядро разбило одну из пушек, установленную прямо в Богородицком монастыре, а с тыла по пугачевцам ударил отряд Михельсона, гнавшийся за Пугачевым от самого Оренбурга.

За семь лет до этого поклониться чудотворному образу приезжала сама императрица Екатерина 11 в сопровождении большой свиты (до двух тысяч человек) и всего дипломатического корпуса. Именно императрица 8 июня 1767 года возложила по бриллиантовой коронке на чудотворную икону и на местный образ Спасителя.

В результате икону украсили две ризы: первая из чистого золота, с 18 крупными бриллиантами и 412 драгооценными камнями; другая сплошь унизана жемчугом, с бриллиантовой короной из 479 бриллиантов, 100 алмазов и 1120 других драгоценных камней. Она и находилась на иконе в ночь похищения.

А 11 июня 1798 года Павел I заложил первый камень в основание нового здания Богородицкого монастыря, на постройку которого он отпустил из казны 25 тыс. рублей. Храм строили по проекту великого русского зодчего Василия Стасова. Снесли его в сталинские времена.

В погоне за святыней

Казань. Кирпично-3аводская улица, дом Шевлягина.
12 июля 1904 года. Через 5 часов после ограбления.

В новом доме на окраине города, где Чайкин арендовал целый этаж, несмотря на предрассветный час, вовсю кипела работа. Чайкин большим ножом кромсал икону Христа Спасителя, а Ананий Комов рубил топором чудотворную икону Казанской Божией Матери. Грабители торопились отделить драгоценные камни и золото от бесполезных для них досок.

Когда все было кончено, теща Чайкина, 49-летняя Елена Ивановна Шиллинг (про которую позже газеты напишут: «. некрасивая, отталкивающей наружности старуха, тип старой сводни. ») сложила разрубленные иконы в железную печку и подожгла.

Раифский Богородицкий монастырь. Фото Георгия Розова Раифский Богородицкий монастырь. Фото Георгия Розова

А в это время монахини монастыря осматривали окрестности в надежде найти следы пропавшей святыни, а газетчики уже набирали тексты с сенсационными репортажами в свежий выпуск новостей.

Поиск по горячим следам результатов не дал. Лишь в соседнем с монастырским двором частном земельном владении Попрядухина было обнаружено два кусочка шелковой ленты и около десяти жемчужин. Помогли газетчики. Казанское «Общество трезвости» назначило премию в размере трехсот рублей тому, кто укажет место нахождения похищенной иконы.

Прочитавший газетное сообщение смотритель Александровского ремесленного училища Владимир Вольман 15 июля заявил полиции, что незадолго до того, 5 июля, золотых дел мастер Николай Максимов заказал в мастерской училища щипцы — «разжим для растяжения». Вольман еще тогда подумал: «Зачем ювелиру гигантские щипцы? Ведь его инструменты — пинцет и лупа». А узнав о краже, Вольман решил, что этими щипцами вполне можно было взломать монастырские замки. В тот же день Максимова доставили в полицию.

В стенограмме судебного заседания про него записано: «младший унтер-офицер из казанских цеховых, 37 лет, ювелир».

В день ареста Максимов как раз пытался продать жемчуг, очень похожий на украденный с ризы Казанской иконы. Поэтому долго отпираться он не стал и назвал подельника — Чайкина.

Казанская икона Богородицы: возвращение святыниАрестованный Варфоломей Чайкин

На квартире опытного рецидивиста уже не было. «Теща» заявила полиции, что дочь ее вместе с «мужем» уехали. Казанский полицмейстер Панфилов произвел обыск на квартире Чайкина, но ничего не нашел. Однако все улики вели в эту квартиру, поэтому полиция решила обыск повторить. И не зря.

На кухне в русской печке были обнаружены куски пережженной проволоки, в других местах — 205 зерен жемчуга, обломки серебра, 26 обломков серебряных украшений с камнями, 72 золотых обрезка, 63 обрезка серебряной ризы, пластинка с подписью «Спас Нерукотворный»; в зале, в специально выдолбленном тайнике — нитки с жемчугом, 260 отдельных жемчужин, 439 разноцветных камней, несколько серебряных гаек, в чулане — серебряные проволоки и три жемчужины; в железной печке — 17 петель, четыре обгоревшие жемчужины, грунтовка с позолотой, обгорелая материя. Кроме того, в квартире обнаружили плавильную лампу и весы.

18 июля в Нижнем Новгороде на пароходе «Ниагара» были задержаны Чайкин с Кучеровой. А 21-го, в день праздника чудотворной Казанской иконы Богородицы, полиция арестовала последнего подозреваемого Анания Комова.

8 декабря того же года все преступники были осуждены. До самой своей смерти на каторге в 1917 году Чайкин утверждал, что сжег икону.

Послесловие

ФОТО Итар ТАСС/Михаил Козловский

ФОТО Итар ТАСС/Михаил Козловский

Собирая материал для этой публикации, я встретился с заместителем директора Государственного объединенного музея Республики Татарстан Г. А. Милашевским. Он посвятил меня в детали истории с похищением и показал на старой карте дом, где уничтожали икону. Я побывал на этом месте. Там теперь трансформаторная подстанция.

Говорил и с кандидатом исторических наук Д. И. Хафизовым, консультировавшим администрацию Казани по вопросам возвращения в Казань того списка иконы, который хранился в Ватикане. Мы стояли у окна городской мэрии, смотрели на здание городского музея и обсуждали детали истории.

«Очень хочется вернуть в Казань хотя бы список с иконы, — говорил мой собеседник. — Чтобы паломники вновь потянулись в наш город».

31 августа 2004 года в Успенском соборе Кремля делегация Ватикана передала Патриарху Московскому и всея Руси Алексию список Казанской иконы. 20 июля Патриарх привез икону в Казань. А 21 июля, когда состоялись торжества по случаю празднования 450-летия Казанской епархии, Патриарх Алексий отслужил в Благовещенском соборе Божественную литургию перед Казанской иконой Божией Матери.

Справка «ФОМЫ»

Казанский образ, возвращенный в Россию в 2004 году из Ватикана, одно время считался подлинником, обретенным в Казани в 1579 году. Но совместная российско-ватиканская комиссия установила, что это позднейший список XVII века. Эта икона была продана в Лондоне русским купцом Шевлягиным, уехавшим из России после революции. В 1970 году она была передана в церковь Девы Марии в Фатиме (Португалия), а в 1981 подарена Папе Римскому Иоанну Павлу II. В его покоях икона находилась 11 лет.
21 июля 2005 года (год празднования 1000-летия Казани и 450-летия Казанской епархии) икона была торжественно передана в Казань Святейшим патриархом Алексием.

В России было три особо чтимых образа Казанской иконы (чудесно обретенная и два списка с нее):

1. Явленная икона в Казани – находилась в Богородичном монастыре. Похищена и уничтожена в 1904 году.

2. Икона князя Дмитрия Пожарского. Отряд ополченцев, пришедший к Минину и Пожарскому из Казани, принес с собой список Казанского образа. Ситуация в войске была таковая, что нужно было не только освобождать Москву, занятую поляками, отбивать новые приближающиеся польские войска, но и смирить разгул, пьянство среди казаков и ополченцев, ранее прибывших под Москву. После трехдневного поста и молитвы всего войска перед Казанской иконой Москва была освобождена. Сейчас этот образ находится в московском Богоявленском соборе в Елохове.

3. Петербуржский список. Петр I считал Казанскую икону особой покровительницей основанного им города, он верил, что благодаря молитве перед ней смог одержать победу над шведами под Полтавой в 1709 году. В 1812 году М.И. Кутузов молился у Казанской иконы. 22 октября (4 ноября по н. ст.) в день празднования Казанской иконы Божией Матери, русские войска под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард Даву. В этот день выпал первый снег и начались сильные морозы, так губительно повлиявшие на французов.

Невский район

5 августа чудотворная икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость (с грошиками)» впервые вернется в родную часовню

С конца XVIII века на территории Императорского Стеклянного завода на Шлиссельбургском тракте находилась деревянная часовня (ныне проспект Обуховской Обороны 24), построенная в царствование Екатерины II. В часовне, помимо прочих, находилась небольшая икона Богородицы «Всех Скорбящих Радость», принадлежавшая ладожскому купцу Семену Ивановичу Матвееву, который подарил ее часовне в благодарность за чудесное спасение в бурю с перевернувшейся лодкой посреди Невы. Этот образ был особо чтимой семейной святыней и был получен им от матери, происходившей из знаменитого рода купцов Куракиных.

5 августа 1888 года произошло чудесное событие. Во время страшной грозы, разразившейся над Петербургом, молния ударила в кровлю часовни. Во время начавшегося пожара часовня выгорела, но находившаяся в ней икона «Всех Скорбящих Радость» уцелела и была обновлена небесным огнем: потемневший от времени и копоти лик Богоматери просветлел. Икона упала на рассыпавшиеся из ящика для пожертвований монеты, которые приклеились к ней чудесным образом.

Весть о чуде быстро распространилась. К часовне потекли паломники, и вскоре стали передаваться известия о многочисленных чудесных исцелениях от иконы. Всероссийскую известность получило чудо, которое произошло 6 декабря 1890 г., когда от иконы излечился 14-летний сирота Николай Грачёв, с детства страдавший жестокими припадками, причинявшими ему невыносимые страдания.

Многие болящие и страждущие, прибегавшие с молитвой к Пречистой Владычице, получили исцеление перед Ее святым образом. Икону стали называть «Всех Скорбящих Радость (с грошиками)», с нее писались многочисленные копии. Это первая, и единственная чудотворная икона, чудо с которой произошло в Санкт‑Петербурге.

На месте чуда был построен великолепный Скорбященский храм и часовня. В 1933 году храм был разрушен, а часовня закрыта. Чудотворную икону прихожане прятали по домам. Весной 1946 года они передали ее в храм Святой Живоначальной Троицы («Кулич и Пасха»), возвращенный верующим после войны. В это время он был единственным действующим храмом на Невской заставе. Здесь икона находится и в настоящее время.

В 1991 году Скорбященскую часовню передают Русской Православной Церкви. В настоящее время возрождено внутреннее и внешнее убранство часовни, ударными темпами воссоздается разрушенный храм.

5 августа 2018 года состоится знаменательное и долгожданное событие для города Санкт‑Петербурга: спустя 85 лет после разрушения храма, и 130 лет со дня случившегося чудесного явления, чудотворная икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость (с грошиками)» впервые вернется в родную часовню.

По благословению митрополита Санкт‑Петербургского и Ладожского Варсонофия, 5 августа в престольный праздник на один день икона с почестями будет доставлена из храма Кулич и Пасха в Скорбященский храм на пр. Обуховской Обороны 24. После торжественного богослужения, которое начнется в 10:00, состоится крестный ход вокруг часовни и все желающие смогут приложиться к санкт‑петербургской святыни на месте ее чудесного явления.

Данное событие станет началом запланированных мероприятий по прославлению чудотворной иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость (с грошиками)». В последующие годы запланировано проведение ежегодного масштабного городского крестного хода с иконой от храма Живоначальной Троицы (Кулич и Пасха) к Скорбященскому храму на проспекте Обуховской Обороны в день ее прославления 5 августа.

Контактные телефоны по всем организационным вопросам и размещению прессы на мероприятии:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector