Где находится иверский монастырь

Где находится иверский монастырь

Где находится иверский монастырь

Иверский

  • Описание
  • Предлагаем

Иверский монастырь (греч. «Ιερά Μονή Ιβήρων») является третьим из самых древних и значимых монастырей Святой Горы, и празднует Успение Божьей Матери — 15 августа.

Иверон (или Ивирон) воре Иберии (Грузии) монах Иоанн Тюрникин с группой грузинских монахов из монастыря Великая Лавра расширили его и преобразовали в лавру. После 1010 года монастырь получил свое нынешнее название в честь её основателей.

Много раз монастырь уничтожался пиратами, главным образом франками (1259 г.). В начале 15-го века Иверский монастырь оказался в полном экономическом крахе. Но быстро оправился и к концу этого же века в нём уже находилось большое количество греческих монахов и монастырь стал греческим .
Впоследствии при экономической помощи грузинских и румынских правителей, а также и Вселенских Патриархов, монастырь значительно расцветает и к концу 18 века становится богатейшим. В 1865 году Иверский монастырь был сожжён почти дотла, спасли только Главный Храм и библиотеку. Особый интерес представляет иконостас поствизантийской эпохи, имеющий большую художественную ценность.

В Ивероне находится почитаемая всеми верующими Чудотворная икона Богоматери Иверская — «Вратарница» (греч. «Πορταΐτισσα», «Портаитисса«)- покровительницы Святой Горы.

В период иконоборчества (8-9 в.в.) христиане сбрасывали многие иконы в море, чтобы они не попали в руки осквернителей. Но Божьим провидением иконы оказывались в местах, где их защищали и поклонялись им. Икона Богородицы «Вратарница» тоже была брошена в море благочестивой женщиной в Никее, чтобы защитить её от иконоборцев. Она плакала и причитала об утрате иконы, но Пресвятая Богородица утешила её во сне, сказав, что икона окажется в таком месте, где ей будут поклоняться в веках многие нации.

Много лет спустя в 1004 году икона, стоя на воде, появилась в море перед Афонским Иверским монастырём. Монахи дивились этому событию и пытались вынуть икону из воды, но невидимая сила мешала им.

Чуть выше монастыря жил монах –аскет Гавриил. Однажды перед ним появилась Богородица и сказала ему : «Я хочу, чтобы ты пришёл забрать мою икону, потому что я тебя считаю достойным передать её в монастырь». Монах повиновался и спустился к морю, чтобы забрать икону. Он вошел в море и, ко всеобщему удивлению, пошёл по воде и взял икону. В том месте, где икона коснулась земли, хлынула святая вода.

Монах Гавриил, вместе с настоятелем монастыря и монахами, отнесли икону в Главный храм и установили на видное место. На следующий день, однако, икона оказалась не в храме, а над воротами. Её вновь отнесли в храм, но всё снова повторилось. Это случалось много раз и монахи поняли, что Богородица хочет остаться рядом с воротами. Однажды Богородица появилась перед настоятелем монастыря и сказала: «Я пришла сюда, чтобы я вас защищала, а не вы меня». После этого построили красивую часовню у ворот монастыря, на том самом месте, где она была обретена иверским пустынником Гавриилом, поместили туда икону «Вратарницу» , там она находится до сих пор. Эта икона Богородицы оберегает и защищает всех живущих монахов на Святой Горе. В часовне и сегодня бъёт чудотворный источник.

По словам Святого Нила Мирототочивого Афонского, когда беззакония размножатся до предела, Богородица «Вратарница» покинет Святую Гору. А предание гласит, что когда икона «Вратарница» покинет Святую Гору, тогда и монахи должны будут покинуть Афон.

На иконе Богородицы «Вратарница» имеется шрам на подбородке. Это произошло, когда пират ударил саблей святую икону и из раны потекла кровь. Увидев это, варвар покаялся и стал монахом и верно служил Богородице в монастыре. После этого события Варвар покаялся, стал монахом и верно служил Пресвятой Богородице в монастыре. Кроме монашеского имени, данного ему в монастыре, он из смирения взял ещё имя Варвар. Этот монах достиг таких добродетелей, что сегодня Церковь отмечает день святого Варвара Иверского 13 Мая.

В 1651 году 365 монахов Иверского монастыря испытывали экономический кризис, поэтому обратились к Богородице с просьбой позаботиться о них. Нежно любящая Матерь Божия тотчас стала искать способ помочь и вскоре случилось прекрасное чудо. В то время тяжело была больна дочь русского царя Aлексея Михайловича. У неё были парализованы ноги и врачи считали болезнь неизлечимой. Горе принцессы и её царственных родителей чудотворная Богородица «Вратарница» обратила в радость. Парализованная царская дочь выздоровела и царь в знак благодарности передал Иверскому монастырю один из лучших монастырей столицы — Святого Николая.

Это подворье оставалось в собственности Иверского монастыря до 1932 года и приносило столько дохода, что покрывались все его материальные потребности. С тех пор любовь русского народа к Богородице «Вратарнице» укрепилась, что особенно очевидно в наши дни.

Святыни: часть Животворящего Креста Господня; часть хламиды, трости и губы, которыми был поруган жидами Господь Иисус Христос; частицы мощей Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, прав. Лазаря Четверодневного, свв. апп. Петра, Луки и Варфоломея, первомуч. Архидиакона Стефана, свтт. Василия Великого, Иоанна Златоуста, вмчч. Георгия Победоносца, целителя Пантелеимона, Меркурия и Димитрия Солунского, сщмчч. Василия, еп. Амасийского, и Феодора, иже в Пергии, мчч. Никиты, Фотия и Нестора, свтт. Михаила еп. Синадского и Афанасия Великого, мцц. Фотинии, Евпраксии, Анастасии и Параскевы, прпп. Феодора Стратилата и Иерофея Иверского и многих других святых.

Престольный праздник монастыря: 15 (28) августа, в день Успениия Пресвятой Богородицы.
Другие праздники: 19/1 (6/1) в день Богоявления,
26/5 (13/5) в день памяти Преподобного Евфимия с собором Иверских Святых,
Вторник Светлой Седмицы — литания (крестный ход) с иконой Иверской Богородицы.

Паломничество на Афон — Иверский монастырь
Чтобы посетить монастырь Иверон Святой Горы, паломнику необходимо получить разрешение, визу на въезд на Афон – так называемый диамонитирион, который нужно предварительно заказывать заранее с помощью нашего сервиса.
«ГЕНИКО» диамонитирион (общее разрешение) — дает право оставаться на ночлег в любом монастыре Святой Горы (при наличии свободных мест). Мы можем оказать содействие в организации размещения в монастыре и забронировать места для ночлега.
После получения диамонитириона который выдается в конторе (Графио Проскинитон, греч. «ΓΡΑΦΕΙΟ ΠΡΟΣΚΥΝΗΤΩΝ»), расположенной в городе Урануполис, паломник следует в офис перевозок, где покупает билет на паром. Отплытие парома из Уранополя в монастыри западной части Афона до Дафни осуществляется ежедневно в 9:45.
Желающие посетить монастыри Афона, которые располагаются на восточном побережье (м.Хиландар — м.Эсфигмен — м.Ватопед — м.Пантократор — м.Ставроникита — м.Иверон — м.Каракал – Морфону), могут отправиться и на скоростном катере из поселка Иериссос. При этом необходимо заранее зарезервировать места на скоростной катер и следует предупреждать нашу службу, позоботиться для того чтобы получить диамотирион у капитана парома при посадке на катер в п.Иериссос.
Паломники могут добраться до Иверона а)паромом из поселка Иериссос б) на маршрутке из Кареи(административная столица Афона) в)пешком от м.Филофей 1 ч 45 мин ходьбы или от м. Каракал 1ч 45м ходьбы или от м. Ставроникита 1ч 30м ходьбы.

Где находится иверский монастырь

Адрес:
Новгородский, Валдайский районы Новгородской области

Телефон:
8 800 222 00 53 (Институт развития туризма Новгородской области / Institute for Tourism Development of the Novgorod Region)

+7 911 614 66 94 (Паломнический центр/ Pilgrimage Center)

Режим работы:
согласно режиму работы объектов /
according to the working hours of the places

Входная плата:
различная / various

GPS-координаты:
58.53206800, 31.33060500

Протяженность маршрута: Великий Новгород — Валдай (142 км) Валдай — Иверский монастырь (13 км).

Великий Новгород — один из древнейших городов России, крупный средневековый центр торговли и ремесел, колыбель русской демократии, город-музей, где в полной мере можно ощутить связь времен и исконную атмосферу Земли Русской. Именно здесь были написаны первые русские книги и найдены первые берестяные грамоты, ставшие сенсацией в области археологии.

Исторический центр города — новгородский Кремль – является древнейшим на Руси крепостным сооружением. В сердце Кремля находятся первый русский каменный храм — Собор Святой Софии, уникальная крупнейшая коллекция русской иконописи, фрески XI–XVII веков, а также грандиозный памятник «Тысячелетию России», скульптурная композиция которого отображает важнейшие события в истории Государства Российского. 70 уникальных памятников архитектуры XI–XIX веков включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

По дороге туристы проезжают поселок Крестцы, знаменитый изготовлением льняных кружев «Крестецкая строчка». Производство сохранилось и сегодня по адресу: поселок Крестцы, ул. Новохолоская, 6.

Валдай — удивительный край рек, озер и лесов. С давних пор изитной карточкой Валдая стали колокола. На протяжении многих веков они размеряли течение дней, возвещая время общей молитвы, труда и отдыха, скорби и радости. В Музее колоколов Валдая собрана богатейшая экспозиция колоколов и колокольчиков со всего мира. На территории национального природного парка «Валдайский», где находится 70 озер, 20 рек, редкие представители флоры и фауны, около 500 памятников археологии, истории, архитектуры, расположены многочисленные базы отдыха.

Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий мужской монастырь, основанный патриархом Никоном в 1653 году, и сегодня привлекает паломников со всего мира. Здесь хранится святыня — чудотворная икона Иверской Божией Матери. Посещение монастыря позволяет познакомиться не только с уникальным историко-художественным центром русской культуры, нои прикоснуться к животворящей силе православия.

Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь

Идея возведения православного монастыря, который бы являлся своеобразной копией Иверской обители на Афоне, пришла Никону в голову сразу же после восхождения на патриарший престол. По утверждению патриарха, во время поездки на Соловки, ему явилось божественное видение, которое указало на Валдайское озеро, как на будущее место расположения монастыря.

Средства на строительство были выделены из государственной казны, а летом 1653 года на Валдайском озере был заложен первый камень в основу будущей обители. К осени на Сельвицком острове выросли две деревянные церкви, а через год стройку посетил сам патриарх. Согласно легенде, здесь Никону во второй раз явилось божественное видение, представлявшее собой огненный столб. После этого события патриарх решил освятить Валдайское озеро, положив на его дно Евангелие и крест.

В 1655 году обитель заселила братия Оршанского мужского монастыря, принесшая с собой традиции печатного и переплетного дела. А почти через 12 месяцев было возведено последнее здание Валдайского Иверского монастыря – главный храм обители, Успенский собор.

История Валдайского Иверского монастыря: от XVIII века до наших дней

С начала XVIII века Иверский монастырь в Валдае постепенно терял собственную значимость, и уже в 1712 году обитель объединили с только начинающей строиться Свято-Троицкой Александро-Невской лаврой.

В 1764 году, с целью увеличения поступления доходов в государственную казну, Екатерина II подписала Манифест о секуляризации. Согласно этому документу, земельные наделы православных церквей и монастырей было изъяты, а 20 монастырей, в число которых вошел и Иверский, были полностью сняты с государственного обеспечения. Однако, несмотря на официальное упразднение, жизнь в Валдайской обители все еще теплилась.

Настоящие испытания ждали монастырь после Великой Октябрьской революции. С приходом к власти большевиков здешним обитателям пришлось делить и без того скудные запасы с бесконечными продотрядами. В 1919 г. монастырь был объявлен трудовой артелью. Около 200 га угодий обители обрабатывались монахами и послушниками, которые в официальных документах числились как работники артели. В 1927 году комиссия из комиссариата земледелия решила, что монастырские труженики уделяют слишком большое внимание богослужению, в результате чего артель полностью ликвидировали. Под шумок и неразбериху комиссары вывезли из обители образ Иверской Божьей матери – главную святыню монастырского храма. Теперь ее место занимает копия священного образа, сделанная в середине XIX века.

Вплоть до 1991 года помещения Валдайского Иверского монастыря занимали организации самого разного профиля. Размещались здесь и историко-краеведческие музеи, и мастерские. Одно время на территории обители действовал дом инвалидов, который сменила спецшкола для детей с туберкулезом, а затем турбаза.

В 90-е Валдайский Иверский монастырь был вновь возвращен Новгородской епархии. Практически все его постройки пришли к тому времени в откровенно плачевное состояние, поэтому обители предстояла грандиозная реставрация. В ходе последнего этапа реконструкционно-восстановительных работ Успенский собор обзавелся золочеными куполами, а его стены вновь покрыла изящная фресочная роспись.

Сегодня среди восстановленных зданий Валдайского Иверского монастыря наиболее оригинальными и интересными с исторической точки зрения являются:

Гостиный, Странноприимный и Конюшенный корпуса;

Иверский Богородицкий монастырь в Валдае: как попасть и к чему быть готовым

Посещать Валдайский Иверский монастырь можно как в составе паломнических коллективов, так и самостоятельно, например, примкнув одной из туристических групп. Чтобы попасть на территорию обители в качестве паломника, придется предварительно получить благословение на поездку у настоятеля своего храма, либо в епархии, к которой относится ваша церковь. Планировать поездку лучше заранее, так как места в монастырской гостинице бронируются как минимум за месяц до прибытия.

Находясь в стенах монастыря, очень важно понимать специфику данного места, а также по возможности стараться не нарушать строгого внутреннего распорядка. Если вы приняли решение остановиться в гостинице на территории обители, то приготовьтесь соблюдать монастырский режим и не дискредитируйте себя всевозможными опозданиями (к трапезе или церковной службе).

Тщательно отнеситесь к выбору гардероба. Исключите из него джинсы, мини-юбки, шорты, а также блузы с откровенным декольте и прочие нескромные вещи. Женщинам и девушкам следует взять с собой платки или косынки, чтобы прикрыть волосы, поскольку обычно экскурсионную деятельность в монастыре ведут его обитатели (монахи, послушники). Ну а тех, кто все-таки забыл взять с собой подобающую одежду, выручит монастырская лавочка, где можно приобрести скромные платки и юбки.

Что посмотреть и посетить во время экскурсии

На территории Валдайского Иверского монастыря находится несколько действующих храмов, главным из которых является Успенский собор. Сооружение было первой каменной постройкой обители, возведенной в 1656 году на самой высокой части острова. Посещают церковь обычно из-за уникальной фресочной росписи XIX века, частично сохранившейся, а частично восстановленной уже в начале 2000-х. Собор имеет пять позолоченных глав (в общей сложности на покрытие куполов ушло около 3000 золотых пластин) и является ярким представителем храмовой архитектуры, характерной для никонианского периода строительства.

Первым каменным зданием, построенным после Успенского собора, стала Богоявленская церковь, соединенная с трапезной палатой. Над чертежами сооружения трудился зодчий Аверкий Мокеев, который до этого уже успел возвести Успенский собор. Расположившийся на высоком фундаменте просторный и светлый трапезный зал был искусно «влит» в стену Богоявленского храма, образовав оригинальный архитектурный комплекс. Кстати, после развала Советского союза, именно в Богоявленской церкви проходили первые богослужения.

Еще один действующий монастырский храм – церковь Архистратига Божьего Михаила. Сооружение отличается относительно лаконичным видом: одноглавую бесстолпную конструкцию с трех сторон окружают галереи. Во время Великой Отечественной войны в нем был организован военный госпиталь, в итоге большая часть внутреннего убранства и живописи бесследно исчезла, а сами помещения сильно обветшали. Реставрация 2007 года несколько улучшила состояние здания, сделав его если не идеальным, то относительно удовлетворительным.

На фоне остальных храмов Валдайского Иверского монастыря заметно выделяется архитектурный облик церкви Иакова Боровичского. Не совсем обычный вид объясняется тем, что первоначальный храм был разрушен при пожаре 1700 г., и лишь пару лет спустя на месте пожарища выросло новое каменное сооружение. Небольшое квадратное строение с круглой апсидой вместило в себя не только храм, но и трапезную, а также больничные палаты. Со временем здание несколько выросло и обзавелось вторым этажом.

В западном крыле монастырской стены расположилась надвратная церковь Филиппа митрополита Московского. Этот храм первым встречает паломников, поскольку находится прямо над главными воротами обители.

Есть в Иверском монастыре и свой музей, первый этаж которого занимают монастырская лавка и гардеробная. Здесь все желающие могут приобрести духовную литературу, иконы и некоторые изделия, созданные руками монастырских обитателей. Поднимаясь по лестнице, ведущей на второй и третий этажи здания, можно поближе познакомиться с жизнью главного реформатора православной церкви, патриарха Никона, увидеть предметы быта монастырской братии, репродукции икон и фотодокументы.

Те, кто приехал в обитель для того, чтобы укрепиться в вере, могут посетить ежедневные службы, совершить таинство крещения или венчания, заказать заочное отпевание или панихиду. Как и экскурсии, их можно заказать в церковной лавке или по почте вместе с денежным пожертвованием (через интернет заявки на поминание не принимаются).

Богослужения в монастырских храмах проводятся ежедневно с 7:00 до 9:00 и с 18:00 до 20:00. В субботу-воскресенье, а также по праздничным дням – с 9:00 до 12:00 и с 18:00 до 21:00.

Предоставляется посетителям и возможность приложиться к святым мощам. Кстати, в Иверской обители находится 103 фрагмента священных мощей, среди которых частицы камня от Гроба Господня, а также кусочек Древа Животворящего креста.

Иверский монастырь находится в 10 км от города Валдай, который в свою очередь расположился на 386-м километре трассы М10, Москва – Санкт-Петербург. Добраться сюда можно на автобусе, либо поезде Псков – Москва. Из города попасть в обитель можно на местном такси, которое по автомобильному мосту перевезет вас на остров Рябиновый, а с него уже по другому мосту – на остров Сельвицкий.

Валдай и Иверский монастырь

2 декабря побывала на Валдае и в Иверском монастыре вместе с Паломнической службой Царскосельского Благочиния.

Дорога дальняя, поэтому сделали промежуточную остановку в Ижицах у святого источника Казанской иконы Божией Матери (58°3’28«N 32°55’29»E ) .

святой источник Казанской иконы Божией Матери в Ижицах

Рядом оборудована закрытая купальня.

святой источник Казанской иконы Божией Матери в Ижицах

святой источник Казанской иконы Божией Матери в Ижицах

Ну а дальше уже без остановок в город Валдай. Конечно же, неоднократно слышала о музее колоколов, но даже не представляла, что он размещается в памятнике архитектуры — церкви Великомученицы Екатерины, построенной в 1793г. по проекту арх. Н.А. Львова и восстановленной в 1959-61гг.

Музей колоколов на Валдае

Львовская Ротонда покорила меня мгновенно, и я долго наматывала круги, чтобы запечатлеть эту красотку с самых выгодных ракурсов.

Музей колоколов на Валдае

Через дорогу от музея находится часовня Иакова Боровичского (1826г.)

часовня Иакова Боровичского

Как же всё-таки прекрасны небольшие городки зимой!

Валдай

На Народной улице явно остановилось время! Если не присматриваться к деталям, то не сразу сообразишь, какой нынче век на дворе.

Валдай. Народная улица

А на площади Свободы на мгновение перестала дышать. Понимаю, что далеко не все разделят мои восторги. Но очень уж живо встают перед мысленным взором картинки прошлого в период расцвета.

Собор Троицы Живоначальной — памятник архитектуры XVIII в. Первая деревянная церковь была построена здесь в 1694 г. Храм часто перестраивался из-за пожаров. В 1744 г. был выстроен новый каменный храм, вокруг которого сформировалась Соборная площадь. В 1772 г. храму был присвоен статус собора. В 1837 г. храм посетил император Александр II, и в память об этом событии место на полу храма, где стоял монарх, было выложено золотом. В 1838 г. у храма появилась колокольня с луковичным куполом. В 1928 г. храм был упразднен советским правительством. Позже в нем разместили клуб. Возвращен верующим в 1997 г., отреставрирован [http://my-travels.club/places/rossiya/novgorodskaya-oblast/valday/svyato-troitskiy-sobor.html].


Рядом находится ещё один памятник архитектуры с менее счастливой судьбой.

Церковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм

Сквер героев

Ну а нам пора в Иверский монастырь.

Была здесь несколько лет в период реставрации. В памяти осталась грандиознейшая стройка. Перемены, конечно, разительные. В тот приезд даже не смогла оценить красоту окружающих мест. Теперь же в полной мере поняла любовь Никона к этой обители.

К тому же, монастырь оказался невероятно фотогеничным)) В подтверждение своих слов добавила в фотогалерею альбом: Валдайский Иверский монастырь .

А мы пока совершим краткую прогулку по внутренней территории и познакомимся с основными объектами.

1. Надвратная церковь во имя Святителя Филиппа митрополита Московского и всея Руси :

Надвратная церковь во имя Святителя Филиппа митрополита Московского и всея Руси

2. Надвратная церковь во имя святого Архистратига Михаила :

Надвратная церковь во имя святого Архистратига Михаила

3. Успенский собор :

Успенский собор

4. Настоятельский корпус, колокольня, наместнический корпус :

Настоятельский корпус, колокольня, наместнический корпус

5. Богоявленская церковь с Трапезной палатой :

Богоявленская церковь с Трапезной палатой

6. Церковь во имя святого праведного Иакова Боровичского с больничными келиями и Трапезной палатой. Северо-восточная башня :

Церковь во имя святого праведного Иакова Боровичского с больничными келиями и Трапезной палатой. Северо-восточная башня

Краткая историческая справка: Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий мужской монастырь был основан летом 1653 года по инициативе патриарха Никона на одном из островов Валдайского озера по образцу Иверского монастыря, расположенного на горе Афон в Греции.

К осени 1653 года были построены и готовы к освящению две деревянные церкви. Соборный храм был освящен в честь Иверской иконы, а теплый — во имя святителя Филиппа митрополита Московского. Первым настоятелем монастыря Патриарх Никон назначил архимандрита Дионисия.

При первом посещении строящейся обители Патриарх Никон переименовал посад Валдайский в село Богородицкий, а так же нарек Валдайское озеро Святым, предварительно освятив его и опустив на дно Евангелие и крест. Сам монастырь в дополнение к прежнему названию был назван Святоозерским.

В 1655 году в монастырь переселилась братия белорусского Оршанского Кутеинского монастыря в количестве более 70 человек. Среди насельников в то время был будущий Патриарх Иоаким, а также Исакий Полоцкий — брат Симеона Полоцкого. Иноки перевезли с собою на новое место всё своё имущество и типографию. С приходом Кутеинских монахов, начали развиваться книгопечатание и переплётное мастерство.

Валдайский Иверский монастырь

Валдайский Иверский монастырь

Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь – копия обители Ивери на горе Афон

Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь создавался при митрополите Никоне в далёком 1652 году. Монастырь располагается на одном из островов на Валдайском озере.

Читайте также  Святые мощи монастырь

Валдайский монастырь стал первым среди грандиозных построек, которые осуществил патриарх. Иверский монастырь на озере Валдай по сути является своеобразной копией афонской обители Ивери, которая почиталась главной обителью на Святой горе. И именно в этом была заключена особая стратегия политики патриарха Никона, он стремился максимально расширить границы православной церкви Руси, наделяя грандиозные постройки громкими названиями: Новый Иерусалим, Крестный монастырь.

Успенский собор в Иверском монастыре строили всем миром, в буквальном смысле этого слова: так, из Торжка прибыл кузнец, кирпичники и обжигальщики поставила Москва, из Копыси в Беларуси приехал знаменитый Игнат Максимов — мастер великолепных цветных изразцов, его работы впоследствии стали известными далеко за пределами Валдая.

Белорусские иноки привезли на Валдай всё свое имущество и даже типографию — большую ценность и необычайную редкость на Руси того времени. До этого единственная типография была лишь в Москве.

А Успенский собор и сегодня не утратил своего размаха и величия. И сегодня он, как и 3 века назад, является одним из самых больших строений XVII века в России.

Валдайский Иверский монастырь. Успенский собор.

Валдайский Иверский монастырь основание и история обители

Валдайский Иверский монастырь основание и история обители

Основание Валдайского Иверского монастыря

Основание Валдайского Иверского монастыря связано с чудесным явлением патриарху Никону. В 1652 году царь Алексей Михайлович повелел перенести в кремлевский Успенский собор мощи митрополита Филиппа (Колычева), убитого по приказу Ивана Грозного и погребенного в Соловецком монастыре. Отправиться за останками святителя определено было митрополиту Никону в сопровождении большой свиты. Согласно преданию, во время этого путешествия «туда и обратно» митрополит Филипп явился Никону в сонном видении и благословил его намерение устроить монастырь на Валдайском озере.

Летом 1653 года на Валдае начались работы, и осенью здесь уже стояли две новые, свежим деревом пахнувшие церкви. Одну из них, теплую, освятили во имя свт. Филиппа, митрополита Московского, другую — в честь Иверской иконы Божией Матери.

Валдайское озеро издавно пользовалось у окрестных жителей дурной славой. Рассказывали, что временами над озерной гладью поднимаются нечистые духи, принимая вид омерзительных чудищ, а в окрестных лесах слышен то посвист, то хохот.

Патриарх взялся за валдайскую нечисть со свойственной ему энергией. В один из своих приездов в строящийся монастырь он вышел на берег со всем причтом, отслужил молебен, погрузил на дно озера крест и Евангелие и переименовал озеро. Теперь оно должно было называться Святым. Название это не прижилось, но дурная слава озера померкла. Больше того, теперь здесь стали наблюдать явления совсем другого рода.

Нет ему подобного в мире

Монастырь обустраивался стремительно. В 1654 году Патриарх повелел перенести сюда мощи праведного Иакова Боровичского из сравнительно недальнего села Боровичи и тогда же переправил на Валдай серебряные ковчежецы с частицами мощей святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. А в 1656 году в обители торжественно встречали Иверскую икону Божией Матери.

К этому моменту на острове уже достраивался великолепный каменный собор, посвященный Иверскому образу Пресвятой Богородицы. Строительство шло поистине «Никоновыми» темпами. В мае 1655 года соборный храм заложили, в декабре 1656 года уже освятили. Здание поражало воображение современников: в глухой дотоле местности, посреди озера, вознесся пятиглавый храм, какой впору было бы видеть в стольном граде.

Специально к освящению Иверского собора мастер Александр Григорьев отлил по заказу Никона тысячепудовый колокол, на котором был изображен сам Патриарх, а внутри новый собор украшали пятиярусный резной иконостас (должно быть, потрудились над ним белорусские резчики) и заказанное за границей паникадило «желтой меди», «величиною с большое дерево, с цветами, птицами и неописуемыми диковинами».

Первоклассный монастырь

Именно к этому периоду относится второй этап благоустроительных работ в монастыре. При Никоне все здания обители, кроме Иверского собора и теплой Богоявленской церкви с трапезной палатой, оставались деревянными. В 1670—1680-е годы каменное строительство продолжилось, и к началу XVIII столетия монастырь в целом выглядел примерно так же, как теперь.

Основной доход монастырю приносили богомольцы, во множестве стекавшиеся к Иверской иконе Божией Матери, которая, когда не бывала носима по окрестным селам, находилась в Успенском соборе. Ко вторнику Светлой седмицы, в день чествования Иверской иконы, в обители иногда собиралось до пятнадцати тысяч человек. В особенности усердным стало внимание паломников к Валдайскому монастырю после 1848 года, когда Иверская икона прославилась как избавительница Валдая от эпидемии холеры.

К началу XX века в Валдайском Иверском монастыре насчитывалось около семидесяти насельников, а сама обитель представляла собой отрадную картину благоустроенности. Далеко виднелись купола Успенского собора (не золотые, позолотили их лишь в новейшее время), и далеко разливался над водой монастырский благовест.

Валдайский монастырь после революции

Поле революции коммунисты вывозили из монастыря все, что им попадалось на глаза. У монахов отобрали ключи от всех кладовых и амбаров. Отныне хлеб насельникам выдавали члены комитета, а настоятель не имел права предпринимать каких бы то ни было действий без ведома пролетарского начальства. С декабря 1918 года комитетчики заставили молодых монахов и послушников работать на лесозаготовках в пользу государства. Старым и убогим тоже нашлось дело: они трудились на водокачке и в кухне.

В 1919 году монастырь преобразовали в трудовую артель, устав которой был зарегистрирован в соответствии с советскими правилами. Она просуществовала восемь лет, после чего ее закрыли.

После разгона артели в монастыре находился сначала музей, затем мастерские. Во время войны здания обители занял госпиталь, позже — дом ветеранов-инвалидов и, наконец, лесная школа для детей, больных туберкулезом. В 1970-е годы на живописном острове решили устроить базу отдыха. Все эти последовательно сменявшие друг друга хозяева не слишком пеклись о сбережении монастырских храмов. Успенский собор лишился иконостаса и — почти полностью — росписей. От его первоначального убранства сохранились только дубовые резные двери и парадные кованые врата.

Ансамбль Валдайского монастыря

Ансамбль Валдайского монастыря

Строений на монастырском острове немало. Первой среди них, и по старшинству, и по значению (после Иверского собора, разумеется), является теплая Богоявленская церковь с трапезной палатой. Она строилась еще при Патриархе Никоне, в 1657—1658 годах. Во втором этаже храма был освящен в 1747 году придел в честь Схождения Святого Духа на апостолов, а в паперти — придел прп. Нила Столобенского. Что касается Свято-Духовского придела, то он был примечателен своими царскими вратами, присланными в свое время Патриархом Никоном еще для деревянной Иверской церкви.

Чуть дальше, над внутренними монастырскими воротами, возвышается изящная церковь во имя Архистратига Михаила, построенная, как и большинство зданий Иверского монастыря, в конце XVII века. За время своего существования церковь подверглась довольно значительным переделкам. Известно, что изначально ее венчал деревянный шатер, а не барочный «фонарик» с луковичной главкой. Внутри тоже все переиначено: появились перегородки, новые двери и лестницы. Кроме того, сочтя внутреннее пространство храма слишком высоким, его разделили надвое деревянным перекрытием.

Над внешними монастырскими воротами — церковь во имя свт. Филиппа, наследница теплого деревянного храма, бывшего в обители со дня основания. Нынешнее здание построено в последней четверти XVII столетия и, как и Михайло-Архангельский храм, дошло до наших дней не без изменений.

«Измененность» облика приметна и в церкви во имя праведного Иакова Боровичского, занимающей северо-восточную часть монастырского комплекса. Она находится в одной связи с двухэтажным больничным корпусом. И храм, и больничные кельи, будучи ровесниками Михайло-Архангельской и Филипповской церквей, перестраивались, пожалуй, даже более активно, чем они, и теперь имеют весьма противоречивую внешность.

Из «гражданских» построек в монастыре наибольшего внимания заслуживают настоятельские кельи (последняя треть XVII века), составляющие единый ансамбль с колокольней. В настоящее время корпус имеет два этажа и подвал. С южной стороны здания находится овраг, поэтому стены подвала поднимаются над землей приблизительно на три метра и воспринимаются как еще один полноправный этаж.

Особенный интерес настоятельские кельи представляют благодаря сохранившимся фрагментам изразцовых наличников, обнаруженным в процессе реставрации. Как удалось установить, когда-то великолепно исполненные изразцы оформляли фасады многих монастырских зданий. Технологию их изготовления привезли на Валдай оршанские иноки.

В первые годы существования Валдайского монастыря производство «кафлей» постоянно расширялось. Мастера испытывали новые технологии и дошли до подлинного совершенства в изготовлении изразцов. Украшенные выпуклым растительным орнаментом, ярко расцвеченные, они имели исключительно нарядный вид.

Лучших валдайских мастеров-ка-фельщиков Патриарх Никон вскоре забрал в Ново-Иерусалимский монастырь, а через некоторое время производство изразцов на Валдае и вовсе заглохло. И сегодня только наличники настоятельского корпуса напоминают о самобытной валдайской «изразцовой школе».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector