Где похоронен рафаэль в риме

Где похоронен рафаэль в риме

Кафедра меланхолии

Блог о том как бороться с меланхолией в Петербурге и за его пределами

Где посмотреть работы Рафаэля Санти в Риме

Жизнь и творчество Рафаэля Санти тесно связано с Римом, именно здесь находится большинство его работ.

Картины Рафаэля в Пинакотеке -

Картины Рафаэля в Пинакотеке Ватикана — «Мадонна Фолиньо» и «Преображение»

Рафаэль Санти — биография

Рафаэль Санти прожил относительно короткую жизнь (1483 — 1520), он родился в Урбино в Папской области и учился у Пьетро Перуджино. Ранние работы Рафаэля похожи на творения его учителя. В 1504 — 1508 годах Рафаэль работал во Флоренции, там же в эти годы там творили Микеланджело и Леонардо да Винчи.

Считается, что под влиянием Леонардо в картинах Рафаэля появилась мягкость и идеальная композиция, а от Микеланджело он взял сильную динамику. Тем не менее, персонажи Рафаэля так же как и у Леонардо погружены в себя.

Похоронен Рафаэль в Риме, в Пантеоне.

Живопись Рафаэля Санти в Риме

Знакомство с Рафаэлем Санти в Риме мы начали в Ватиканской Пинакотеки, где у самого входа находится несколько его картин.

Кроме картин Рафаэль писал фрески, их можно увидеть еще и на вилле Фарнезина, а также в Ватикане. Их еще называют «Станцами Рафаэля» и лоджиями Рафаэля. Туристы, как правило, идут толпой мимо залов, расписанных Рафаэлем, прямиком к Сикстинской капелле, хотя в этом месте стоило бы притормозить и оглядеться.

Рафаэль выступал и как архитектор: при строительстве виллы Мадама. После смерти Браманте, он занял должность главного архитектора собора Святого Петра. В Риме им также была построена капелла Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512—1520).

где посмотреть рафаэля в риме

Освобождение Святого Петра

Лоджии Рафаэля

В 80 — х годах XV века в Риме обнаружили руины Золотого дома Нерона, в которых сохранились фрагменты античных фресок. Оригинальные античные фрески можно увидеть в доме Ливии на Палатинском холме

На художников XV века фрески произвели большое впечатление, они с увлечением принялись изучать стиль, в котором они были сделаны. Поскольку Золотой дом уже превратился в пещеры, его стали называть гротом, а стиль настенной росписи «гротеском». Именно в этом стиле Рафаэль решил расписать лоджии двора Бельведера.

лоджии рафаэля в ватикане

Лоджии расписаны учениками и последователями Рафаэля по его проекту. В XVIII веке точные копии лоджий Рафаэля в Ватикане были сделаны в царском Зимнем дворце (Эрмитаже).

lodjiirafaelya

Лоджии Рафаэля в Эрмитаже

Станцы Рафаэля

Станцы Рафаэля — это расписанные им и его учениками комнаты в папском дворце. Станца дель Инчендио ди Борго (Stanza dell’Incendio di Borgo) посвящена эпизодам связанным с деятельностью пап Льва III и Льва IV, что позволяло прославить находившегося тогда на папском престоле Льва Х.

На фреске пожар в Борго виден старый фасад собора Святого Петра

На фреске пожар в Борго виден старый фасад собора Святого Петра

На фреске «Пожар в Борго» изображен пожар 847 года. Тогда папа Лев IV чудесным образом остановил его, осенив знаком креста спасающуюся от пожара толпу.

Крещение Карла Великого

Карла Великого короновал императорской короной в 800 году папа Лев III

где посмотреть работы рафаэля в риме

Фреска «Битва при Остии»

Битва при Остии — морское сражение, которое произошло в 849 году между мусульманскими и христианскими войсками, закончилось победой христиан. Христианский флот перед битвой благословил папа Лев IV.

Станца делла Сеньятура (Stanza della Segnatura) была папским кабинетом. Фрески этой комнаты представляют четыре области деятельности человека: «Афинская школа» — философию, «Диспута» — богословие, «Парнас» — поэзию, а «Мудрость, умеренность и сила» — правосудие.

станцы рафаэля в ватикане

На фреске Рафаэля «Афинская школа» изображены, в числе прочих, Леонардо да Винчи в образе Платона (в центре в красном плаще), Микеланджело в образе Гераклита (сидит в глубокой задумчивости), Браманте в образе Евклида (с циркулем в руках) и, наконец, сам Рафаэль в образе Аппелеса.

Станцу д’Элиодоро (Stanza d’Eliodoro) Рафаэль расписал в 1511—1514 годах. Тематика её росписей — чудесное покровительство, оказываемое Богом церкви.

работы рафаэля в риме

На фреске «Изгнание Элиодора» рассказывается о том, как небесный всадник изгоняет сирийского военачальника Элиодора из Иерусалимского храма, который тот хотел разграбить. Эта фреска намекает на изгнание французов из Папской области.

На фреске «месса в Больсене» изображено чудо, которое произошло в 1263 году. Во время богослужения причастный хлеб в руках у неверующего священника покрылся кровью.

В этой же комнате находится фреска «Изведение Петра», рассказывающая о чудесном освобождении апостола Петра из темницы.

Римский Пантеон. 10 занимательных фактов +пошаговая инструкция, как посетить в 2021 году

Римский Пантеон без преувеличения относится к самым узнаваемым символам Вечного города. Геометрическое совершенство пропорций и удивительный купол этого здания, само создание которого овеяно удивительными легендами, – яркое напоминание об архитектуре великой Римской империи в историческом центре современного Рима. Красноречивее всего была реакция Микеланджело, который, впервые увидев это чудо, сравнил создание Пантеона с работой ангелов, а не людей.

Продуманный маршрут и увлекательная история = Обзорный квест + аудиогид по Риму через мобильное приложение!

Всего 19 евро за всю компанию. Мобильный интернет не нужен.

1. Когда и кем был построен римский Пантеон

Римская легенда гласит, что когда-то на месте Пантеона находился храм, посвященный Ромулу, легендарному основателю и первому царю Рима, и именно с этого места он вознесся на небеса. А всего храмов с условным названием «Пантеон» было три.

Строительство первого началось в 27 году до н.э. по приказу Марка Агриппы — полководца, зятя и сподвижника императора Октавиана Августа. Многие ошибочно считают Агриппу строителем Пантеона из-за надписи, сохранившейся на фронтоне : «М. AGRIPPA L F COS TERTIVM FECIT» («Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это»), однако построенное им здание было разрушено во время большого пожара в 80 году н.э. Пантеон был заново возведен при императоре Домициане, но и это здание долго не прослужило.

пантеон

И только на третий раз, при императоре Адриане в 118-126 гг. н.э., удалось построить тот грандиозный храм, который стоит уже 1900 лет. Фасад здания, построенный при Марке Агриппе при этом сохранился, как и надпись с его именем. А п роект третьей версии Пантеона приписывают Аполлодору Дамасскому, известному греческому архитектору и инженеру, автору колонны и форума Траяна.

2. Храм всех богов

Пантеон — это группа богов, принадлежащих той или иной религии или мифологии (от греческого πάντες — все и θεός — бог). По одной из версий, в языческие времена в храме Пантеон были представлены все главные божества древних римлян. В нем по кругу располагались алтари Марса, Венеры, Сатурна, Юпитера и Юноны. Римляне подносили богам дары и совершали ритуальные жертвоприношения, чтобы заручиться их поддержкой и добиться благоволения.

детские экскурсии в Риме

3. Самый большой неармированный бетонный купол в мире

купол пантеона

Уникальность Пантеона – в его куполе, который своими гигантскими размерами до сих пор поражает воображение. Для своего времени он являлся великим достижением архитектурной мысли, настоящим прорывом в области строительства и инженерного дела.

Сравнение внутренних диаметров куполов:

  • Собор Святого Петра в Ватикане (XVI-XVII в.) — 41,47 метров
  • Пантеон в Риме (II в. н.э.) — 43,3 метра
  • Собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции (XIII-XV в.) — 44 метра

Оказавшись в Пантеоне, трудно представить, что такой громадный купол опирается только на стены (хотя, на минуточку, их толщина под 6 метров). Дело в том, что древнеримские инженеры использовали бетон в сочетании с более легкими материалами — туфом и пемзой , и постепенно уменьшали вес и толщину конструкции ближе к центру. Кроме того, эти материалы препятствуют образованию микротрещин.

Для II в. н.э. возведение гигантского купола Пантеона было настоящим чудом! Как гласит легенда, император повелел заполнить все пространство храма изнутри землей вперемешку с золотыми монетами. Когда строительство завершилось, горожане в поисках золотых монет за считаные часы очистили Пантеон от земли. Похожую легенду рассказывают и про купол Дуомо во Флоренции, при строительстве которого, как считается, Брунеллески вдохновлялся именно куполом древнеримского Пантеона.

купол дуомо во флоренции

4. Окулюс — загадочное круглое отверстие в куполе Пантеона

Точно по центру купола Пантеона находится окулюс (лат. oculus — глаз) – единственное отверстие, через которое в Пантеон попадает солнечный свет (других окон в здании нет). Его диаметр — 9 метров.

21 апреля, в день рождения Рима, солнечный свет через окулюс бьют точно в дверной проем, что эффектно преподносило появление императора перед толпой. В Средние века ходили легенды, что странное круглое отверстие в куполе пробила нечистая сила. Г ерои книги Дэна Брауна «Ангелы и демоны» именно окулюс Пантеона считают той самой «дявольской дырой», указывающей на один из алтарей коварных иллюминатов.

Главный вопрос, который возникает при взгляде на окулюс: а что происходит, когда идет дождь? Через окулюс вода льется внутрь здания, но не затапливает его — на этот случай предусмотрены стоки в полу.

розовый дождь пантеон

В этот день ц вета облачения священников красные, как и цвет лепестков, что напоминает об «огненных языках» Святого Духа, сошедшего на апостолов. Это древняя традиция, восходящая еще к ранним христианам, когда красная роза являлась одним из символов Святого Духа и крови, пролитой Спасителем для искупления грехов человечества.

5. Самый хорошо сохранившийся памятник античной архитектуры

пантеон интерьер

Пантеон считается одним из самых хорошо сохранившихся памятников античной архитектуры, который практически не перестраивали и не изменяли со времен Римской империи. Во многом сохранность Пантеона объясняется тем простым фактом, что он своевременно перешел в распоряжение церкви, приспособившей его под свои нужды.

В интерьере с античных времен сохранились такие детали, как, например, великолепный мраморный пол . Однако большой урон убранству храма нанес папа Урбан VIII Барберини, который использовал бронзовые украшения Пантеона для пушек замка Святого Ангела. Своим поступком он заслужил едкую эпиграмму: „Quod не fecerunt Barbari, fecerunt Barberini“ («То, что не сделали варвары, сделал Барберини» ).

6. Римский Пантеон – христианская церковь

интерьер пантеонаикона пантеон

Византийский император Фока передал Пантеон папе Бонифацию IV, и 13 мая 609 года храм всех богов перестал быть языческим. Он был освящен как христианская церковь Святой Марии и Мучеников (Basilica di Santa Maria ad Martyres).

Некоторое время день освящения Пантеона 13 мая даже отмечали как День всех святых, пока в середине VIII века праздник не перенесли на 1 ноября — день, когда была освящена одна из капелл собора Святого Петра.

Сегодня Пантеон — действующая христианская церковь с алтарем, крестами, фресками и иконами, фигурами ангелов и святых. Здесь проводятся богослужения и просят о соблюдении тишины, как и во всяком другом священном месте. Тем не менее, большинству людей церковь Святой Марии и мучеников известна по старому названию «Пантеон», а христианские атрибуты не затмевает античную суть этого грандиозного здания.

7. Кто похоронен в римском Пантеоне

Гробница Рафаэля Санти в Пантеоне

Пантеон — это не только храм, но и мавзолей. Именно в Пантеоне находится гробница знаменитого художника Рафаэля Санти, о чем известно многим. Но не все знают, что рядом с Рафаэлем похоронена Мария Биббиена, его невеста. На самом деле это трагичная история, потому что сердце Рафаэля было отдано другой женщине (и, возможно, он даже тайно женился на ней). Художник, как мог, оттягивал женитьбу на нелюбимой племяннице своего друга и покровителя, могущественного кардинала Биббиена, пока она не умерла, так и не дождавшись свадьбы. По иронии судьбы Рафаэль умер вскоре после нее, в возрасте всего 37 лет.

Среди других прославленных людей в Пантеоне похоронены:

  • живописец Аннибале Карраччи,
  • композитор Арканджело Корелли,
  • первый король объединенной Италии Виктор Эммануил II
  • его сын Умберто I вместе с женой Маргаритой, давшей имя самой популярной пицце в мире.

8. Фонтан и египетский обелиск напротив Пантеона

фонтан пантеона

Напротив Пантеона на площади Пьяцца-делла-Ротонда находится прекрасный фонтан (La Fontana di piazza della Rotonda). Он был спроектирован в 1575 году знаменитым архитектором Джакомо делла Порта, который завершил возведение купола Святого Петра, а реализация его замысла была доверена Леонардо Сормани.

В 1711 году по инициативе папы Климента XI фонтан был отреставирован и видоизменен. Появился постамент, украшенный фигурами четырех дельфинов и гербовыми щитами Климента XI. На постаменте был установлен египетский обелиск фараона Рамзеса II, который, как и другие обелиски в Риме, служил своеобразной GPS-меткой для паломников того времени. На вершине обелиска можно увидеть крест и бронзовую звезду — один из символов все того же Климента XI.

Больше о символах христианства и папской власти можно узнать на нашем квесте «Ангелы и демоны. Тайны Ватикана»

В XIX веке мраморные скульптуры, украшавшие фонтан, были заменены на копии (оригиналы можно посмотреть в Музее Рима на площади Сан-Панталео).

9. Здания, созданные под вдохновением Пантеона

Пантеон в Париже

В последующие столетия строители ориентировались на архитектурное величие Пантеона, копировали и повторяли его в своих работах. З наменитый гигантский купол Пантеона служил образцом для подражания архитекторов более поздних времен: Филиппо Брунеллески спроектировал купол церкви Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции, а Микеланджело – купол собора Святого Петра в Ватикане .

Парижский Пантеон (сегодня – усыпальница выдающихся людей Франции) не только носит то же название, что и оригинальный Пантеон, но и явно построен под вдохновением архитектуры этого выдающегося памятника древнеримской архитектуры. То же самое можно сказать и про многочисленные американские Капитолии, где размещаются государственные структуры.

10. Правила посещения и время работы Пантеона

Вход в Пантеон бесплатный, но с 2021 года для посещения в выходные дни требуется предварительное бронирование.

Как забронировать посещение в Пантеон? Пошаговая инструкция.

  1. Заходим на официальный сайт Пантеона
  2. Нажимаем кнопку Register
  3. Выбираем поле Visitor up to 6 people, заполняем имя, фамилию, номер телефона, придумываем пароль, нажимаем кнопку Register

Инструкция как попасть в Пантеон

4. Нажимаем Add reservation, выбираем дату, время, добавляем имена и фамилии всех посетителей, нажимаем Confirm reservation. Внимание! Забронировать посещение можно только на ближайшие выходные.

Инструкция как забронировать посещение в Пантеон

5. На следующем шаге будет автоматически сформирован QR-код

Инструкция как попасть в Пантеон

6. Нажимаем кнопку Download и сохраняем бронирование себе на телефон. В день посещение необходимо вовремя подойти к Пантеону и показать сотрудникам QR-код.

Как и при посещении любого другого храма, при посещении Пантеона необходимо придерживаться дресс-кода (никаких открытых плеч и коленок, вызывающего внешнего вида) и соблюдать тишину, громко не разговаривать и не смеяться.

Время работы (ежедневно): С 9:00 до 19:00. Последний вход в 18:45.

Обратите внимание, что Пантеон не работает в следующие дни:

  • 1 января
  • 1 мая
  • 25 декабря

Туристы не допускаются во время богослужений (праздники: 10.30, суббота: 17.00).

Пантеон в Риме – храм всех богов

Пантеон в Риме – это античный храм, посвященный древнеримским богам и воплощение величия Римской Империи. Предполагается, что он был построен во 2 веке н.э. на месте храма, построенного в 27 веке до н.э. Марком Агриппой. В 7 веке Пантеон был переосвящён в католический храм. Сегодня это достижение античности находится на площади дела Ротонда (Piazza della Rotonda).

Пантеон старинная гравюра

Описание

Пантеон представляет собой огромную ротонду, накрытую полусферическим куполом диаметром 45 метров. Зодчие смогли достичь гармонического равновесия между высотой здания и его диаметром. Благодаря инженерным расчетам, купол не давит на посетителей своей массой, а торжественно возвышается, подобно небосводу.

вид на Пантеон

Высота сооружения почти равна его диаметру и составляет 42 метра. Основной особенностью Пантеона является отверстие по центру купола диаметром 9 метров, называемое «Око Пантеона». Через него внутрь храма попадает воздух и свет.

око Пантеона - отверстие в куполе храма

Око Пантеона

Изнутри поверхность купола украшена 140 кессонами. Эти декоративные углубления обладают не только декоративным, но и конструктивным значением. За счет них значительно снижалась масса свода. Было подсчитано, что вес купола составляет 5 тысяч тонн. Но с увеличением высоты свода, его толщина и масса уменьшаются. Так, например толщина бетонной массы в основании равна 6 метрам, а возле Ока Пантеона – 1,5 метра.

схема Пантеона в Риме

Вход в храм подчеркивает портик из шестнадцати гранитных коринфских колон. Попасть в храм можно через римский портал, датированный римской эпохой. Стены, на которых держится купол, изнутри облицованы мрамором и разделены на 2 яруса. Нижний ярус в свою очередь разбит на 7 одинаковых ниш, для облегчения конструкции.

вход в Пантеон колонны

Место захоронения великих людей

Пантеон – одно из немногих строений Древнего Рима, сохранившееся до наших дней без изменений. Все время своего существования он привлекал внимание как художников и ученых, так и простых обывателей. Микеланджело Буанарроти считал его ангельским творением. Рафаэль Санти (Raffaello Santi) хотел быть похороненным в храме, который, по его мнению, соединял в себе людей и богов. Великий художник был похоронен в Пантеоне. Это событие стало новым этапом истории античного храма. Он стал местом захоронения для великих и известных людей.

внутри Пантеона

С архитектурной точки зрения, Пантеон – практически единственное монументальное сооружение, гармонично сочетающее грандиозность и изящество. Его облик оказал немалое влияние на архитектуру, как своего времени, так и последующих.

Пантеон

Не смотря на прошедшие века с их потерями и приобретениями, Пантеон, как и раньше, остается настоящим подтверждением величия Римской империи.

Билет для посещения Пантеона не требуется, так как вход бесплатный. Время работы с 9 до 19 часов, ежедневно. Меньше всего туристов в первый час после открытия – это время мы и рекомендуем для визита нашим читателям.

Пантеон в Риме

Пантеон в Риме

Сохранившийся в своем третьем варианте Пантеон в Риме относится к шедеврам архитектуры всех времен. Другого такого купола не смогли возвести более тысячелетия. Храм языческих богов стал христианской церковью, что уберегло строение от разрушения. Почитают строение за уникальность, и в связи с упокоением в нем величайшего живописца Рафаэля Санти.

Первый Пантеон в Риме воздвигнут соратником Октавиана, его полководцем, зятем и несостоявшимся наследником Агриппой. Поводом могло быть решение сената о присвоении покровителю титула Августа, дающего императорскую власть. Оба события датируются 27-м годом до нашей эры. Была еще реставрация Домицианом, оба строения уничтожили пожары, лишь версия Адриана сохранилась. Марк Агриппа оказался увековеченным благодаря тому, что в 125 году использовали уцелевший фронтон его базилики. Решением уже византийского императора Фоки в 609 году Пантеон в Риме был передан христианам.

Спасенный от запустения языческий храм папа Бенедикт IV переоборудовал и освятил как базилику Святой Марии и мучеников. В подземную усыпальницу перевезли множество скелетов замученных христиан из римских катакомб. Египетский фонтан авторства делла Порте 1575 года на площади Ротонды изменился волей папы Климента XI. Ее осуществил Баригнони в 1711 году, добавив фигуры фараона Рамзеса и символы заказчика. Урбан VIII повелел возвести две колокольни на фронтоне, по фамилии автора их дразнили ушами Бернини. Из-за явного отсутствия гармоничности, уродующего Пантеон в Риме, их снесли через 200 лет.

Дошедший до нас Пантеон в Риме

Император Адриан, по мнению историков, привлек к строительству знаменитого зодчего Апполодора Дамасского. Позже из-за насмешек над собственным архитектурным талантом Адриан умертвил соавтора в тюрьме. Конструктивное решение храма языческих богов было необычным, сочетая портик на 16 колоннах с цилиндрическим залом. Входная группа обращена на север, что не характерно для любых культовых сооружений. Высота здания примерно равна половине диаметра купола, долгие эпохи остававшегося рекордным.

Одна из старейших архитектурных реликвий итальянской столицы – Пантеон в Риме, на площади Ротонды, строение с величайшим неармированным куполом.

Отсутствие армирования и опорных столбов купола позволяет считать Пантеон в Риме уникумом, непревзойденным до наших дней. Однако в список семи чудес Древнего Мира он не попал из-за позднего сооружения. Перечнем от 07.07 2007, возглавленным римским Колизеем, Пантеона и в номинантах не имел, то есть не рассматривался. Виной этому не самые выдающиеся габариты сооружения, не особо выделяющиеся среди окрестных домов. Стойкость купола в 1800 лет при гарантиях нынешнего бетона на 600 во внимание не приняли.

Технология возведения и технические решения

Трудностей в строительстве стен не было. При ширине в 6 метров работать удобно, только подавай кирпич и раствор. А вот возведение цельного купола такой величины было проблемным из-за трудностей устройства опалубки. Проблему император Адриан решил оригинально, засыпав Пантеон в Риме грунтом. Да еще додумался накидать золотых монет, а затем по окончании строительства позволил народу землю забрать. Говорят, что очень быстро и качественно внутри очистили, тем более что все было продумано заранее.

Сооружая Пантеон в Риме, император Адриан и зодчий Апполодор воспользовались простейшим вариантом опалубки, заполнив цилиндр здания грунтом.

На цилиндрических стенах четко видны кирпичные арки в несколько накатов. Они едва ли добавляли прочности толстенной кладке, но позволяли разобрать проем для очистки. Обратная закладка отверстий проводилась по мере уборки грунта, можно рассмотреть эти участки. Конструкция самого купола выполнена изобретательно, от толщины до подбора материалов. От стен он имеет те же 6 метров, уменьшаясь постепенно до полутора метров к центральному отверстию. Наполнителем для бетона служили материалы разного удельного веса.

Читайте также  Антикварный рынок в риме

В районе опорной стены добавляли тяжелый травертин, далее глиняный кирпич и рыхлый туф. Центральный участок делали из раствора с прибавлением пемзы, которая легче воды. Нагрузка концентрировалась на широченные стены, специально такими сделанные. Кроме того, различными выполнены наружная и внутренняя поверхности купола. Если снаружи она гладкая, то внутри словно решетчатая, с углублениями не только декоративного назначения. Этот простой прием позволил снизить нагрузку не менее чем вдвое.

Необычным в конструктивном исполнении купола Пантеона в Риме является отсутствие окон, свет сюда проникает только через центральное отверстие (окулюс).

Внутренняя поверхность купола за счет ступенчатых кессонов не только облегчилась, это добавило привлекательности. Они выделяются и в полумраке храма, еще ярче – при падении светового потока от окулюса. Конечно, расписывать такой потолок не приходится, но над шикарным внутренним убранством и такой выглядит неплохо. Некоторое время сохранялась бронзовая с позолотой обшивка купола, но затем одним из правителей была приватизирована. Пострадал и наружный облик, первоначально кирпичный цилиндр был отделан мрамором.

Интерьер нынешней базилики

Именно внутри Пантеон в Риме изменился более всего после передачи христианам. Центральный жертвенник мифических богов древности убрали, как и их статуи из стенных ниш. Алтарь христианского облика оборудовали по канонам, на востоке, в круглом зале это несущественная переделка. Основным материалом внутреннего декорирования был и остался мрамор приятного кофейного оттенка с темными прожилками. Колонны использованы как круглые с желобками и кучерявыми коринфскими капителями, так и квадратные.

За 1800 лет своего существования Пантеон в Риме пережил разграбления и реставрации, превратившись из языческого святилища в христианскую базилику.

Сектор сферы над алтарным пространством гармонирует с куполом, словно земное отражение небес. В красочных портиках скульптуры бывших божеств, символизирующих известные людям планеты, заменили статуи христианских святых. На удивление хорошо сохранился красочный пол из мраморных плит, несмотря на ежедневные службы и толпы туристов. Алтарь оборудован в католических традициях, с красочными подсвечниками и распятием. Титульная икона Святой Марии в подсвеченной нише невелика, но впечатляет.

Сейчас Пантеон в Риме, официально – Базилика Святой Марии и Мучеников, декорирован с полном соответствии с католическими канонами.

Единственной деревянной деталью убранства, украшающей Пантеон в Риме, являются места за алтарем. Уважаемым гостям дозволялось при службе там находиться, вот где истоки почетных президиумов недавнего прошлого. Трибуна для проповедника, прикрытый полотном раскладной аналой, оснащен микрофонами, совсем как светская кафедра для выступлений. Второе значение мемориальное сооружение получило с началом захоронений здесь исторических личностей. Не будем перечислять многих, имена довольно забытые, упомянем королей.

Базилика как место захоронения

Хоронить в древнем здании было заведено видных деятелей искусства, могилу Рафаэля рассмотрим отдельно. Из особ королевских кровей следует упомянуть захоронение Виктора Эммануила II, объединителя Италии, прозванного Отцом нации. По-родственному здесь же захоронен его сын Умберто, убитый анархистами в 1900 году с третьей попытки. Надгробие из темного мрамора стоит обособленно, между двумя колоннами. Здесь спустя 36 лет упокоилась и его жена. Королеве Маргарите приписывают изобретение пиццы, названной ее именем.

Мемориальное использование Пантеона в Риме продолжалось до прошлого века, здесь похоронены коронованные особы и деятели искусства.

Историки утверждают, что Рафаэль Санти, при всей занятости росписями папских помещений, участвовал в реконструкции Пантеона. Предсмертным пожеланием художника была реставрация ниши под статую Мадонны на скале, заказанную им заблаговременно. Эпитафия авторства его друга Бемби на мемориальной плите утверждает, что умер Рафаэль в день своего рождения, прожив недолгие 37 лет. Вокруг обстоятельств кончины – множество слухов, могила необычно устроена, дополнена захоронением невесты.

Пантеон в Риме как мемориал Рафаэля

Общепризнанно, что Рафаэль желал быть похороненным в восстанавливаемом с его участием древнем шедевре. Неожиданно ранняя кончина планов не расстроила, только на статую скульптору Лоренцетти понадобилось четыре года. Классического стиля бюст украсил Пантеон в Риме уже в XIX веке. Выполнил его, как и некоторые другие, директор папских музеев, ваятель Джузеппе де Фабрис. Захоронены останки великого художника в римском саркофаге, в нише под статуей. Рядом — захоронение кардинальской племянницы, так и не ставшей его женой.

Великий художник и архитектор эпохи итальянского Возрождения Рафаэль Санти сам выбрал Пантеон в Риме для своего погребения, заказав даже статую Мадонны.

На пике итальянского Возрождения начала XVI века создаются величайшие произведения многих художников. Рафаэль в компании более взрослых мастеров совсем не теряется, его Мадонны украшают покои высокопоставленных заказчиков. Однако изображающий благодетели молодой человек был весьма любвеобилен, некоторые связывают это с его преждевременной смертью. Нуждающемуся в подкреплении сил сделали обильное кровопускание, смерть стала следствием сердечной недостаточности.

Мария Доваци, племянница приятеля Рафаэля кардинала Биббиена, не дождалась обещанной свадьбы, умерла раньше жениха. Разлучила помолвленных простолюдинка Маргарита Лутти, дочь пекаря, прозванная Форнариной, от слова пекарня. Она стала и любовницей, и натурщицей великого художника. Множество женских образов, созданных Рафаэлем, написаны с ее фигуры, копируют даже физиономию. Внешность любимой женщины умирающий мастер попросил воспроизвести в статуе, Лоренцетти желание выполнил.

Кости и прах, как сказано в надписи на саркофаге с останками Рафаэля, погребены в Пантеоне в Риме рядом с надгробием несостоявшейся жены.

Скромный саркофаг с надписью Кости и прах установлен в нише, под Мадонной на скале. На нем два бронзовых голубя, один погибающий, второй – провожающая голубка. Неизвестно, кем создан этот простой и пронзительный памятник, несомненно красящий Пантеон в Риме. Однако похоронен Рафаэль рядом с несостоявшейся женой, невинной жертвой чужих чувств. Искать здесь виновных и пострадавших бессмысленно, великое счастье любви не всегда следует за дружеской договоренностью.

Некоторые ракурсы здания Пантеона

Пантеон в Риме теснейшим образом окружен более поздней городской застройкой, охватить его одним кадром затруднительно. Одна из попыток сделана с площади Санта Мария сопра Минерва, к юго-западу от святилища. Здесь сразу два объекта, достойных нашего отдельного описания, — одноименная церковь и старинный обелиск на слоне. Видны с расстояния в 70 метров подробности устройства купола в его нижней части. Ступенчатыми поясами толщина слоя бетона постепенно уменьшается, становясь минимальной к отверстию.

Даже с близлежащей площади Пантеон в Риме колоссальным строением не представляется, сравнительно в окружающими скромными жилыми домами.

Отсюда убедительно опровергается версия грандиозности, характеризующая нередко Пантеон в Риме. Напомним, все объемы – и цилиндр башни, и полусфера купола. Касаются идеального шара на уровне пола. Поэтому 43 метра диаметра крыши соответствуют всего 20 метрам здания, вполне сравнимого с рядовыми домами по соседству. Горизонтальный выступ по окружности полностью соответствует внутреннему членению здания, имеющего два пояса по горизонтали. Не первый раз показанное сопряжение с южным фасадом отличается от северного, с портиком.

Пантеон в Риме является центром притяжения для многочисленных посетителей, стремящихся осмотреть наиболее сохранившийся памятник античной архитектуры.

Боковой вид отчетливо демонстрирует в крайнем ряду три колонны вместо предполагаемых двух. Более внимательное рассмотрение заглавной фотографии статьи позволяет понять, что Пантеон в Риме имеет нестандартное построение портика. Крайние ряды по три колонны, затем одинарная, снова три, и в центре – две одинарных. Таким образом выделен вход в здание, сохраняя единство колоннады в целом. Некоторое различие расцветки мрамора отдельных стволов объясняется заимствованием у других сооружений во время реконструкций.

Своим довольно необычным зданием Пантеон в Риме продолжает вызывать различные суждения о его назначении. Освещение в определенные даты разных статуй свидетельствует о неслучайном расположении скульптур. Уже в первые века нашей эры римляне имели достаточные познания в астрономии, позволяющие достигать зримых эффектов. Появление императора в солнечном луче своей торжественностью должно было демонстрировать божественное происхождение. Неправильно будет побывать в итальянской столице и не посетить Пантеон.

«Небесный» Рафаэль: путешествие из Урбино в Рим

Урбино / Фото: Shutterstock.com Палаццо Дукале, Урбино / Фото: Shutterstock.comПамятник Рафаэлю в Урбино / Фото: Shutterstock.com

Рафаэль родился 6 апреля 1483 года в городе Урбино, в то время — одном из важных центров эпохи Возрождения. Отец Рафаэля, Джованни Санти, был известным живописцем, располагавшим собственной мастерской. Заказы для Санти поступали от самого герцога Урбино Федериго да Монтефельтро и его наследника Гвидобальдо.

В раннем детстве Рафаэль вполне предсказуемо увлекся живописью. Первые пробы пера были сделаны благодаря отцу и его подмастерьям. У юного Рафаэля была возможность изучать произведения признанных мастеров Возрождения — Пьеро делла Франческа, Мелоццо да Форли и других художников.

На протяжении всего творческого пути Рафаэль не раз будет покидать родной город и вновь возвращаться туда. Так, после окончания своей работы в Перудже, Читта-ди-Кастелло и Флоренции Рафаэль вернётся в Урбино, чтобы поработать над заказами для герцогского двора.

Главное место, связанное с Рафаэлем в Урбино, – дом-музей, где художник появился на свет. Здесь находится первое известное живописное произведение мастера – «Мадонна с младенцем», написанная Рафаэлем в 1498 году на стене одной из комнат.

Дом-музей Рафаэля в Урбино © Dan / Shutterstock.comРафаэль, «Мадонна с младенцем», 1498Рафаэль, «Немая», 1507

В Урбино также можно увидеть картину с условным названием «Немая». Этот женский портрет, выполненный в 1507 году, выставляется в Национальной галерее области Марке. На полотне, скорее всего, изображена покровительница Рафаэля Джованна Фельтрия, сестра Гвидобальдо да Монтефельтро. Именно она в 1504 году написала рекомендательное письмо гонфалоньеру Пьеро Содерини, прося оказать художнику из Урбино тёплый прием во Флоренции.

Перуджа

Перуджа / Фото: Shutterstock.comПлощадь 4 ноября, Перуджа / Фото: Shutterstock.comПеруджа / Фото: Shutterstock.com

Первое упоминание о Рафаэле в Перудже датируется 1490 годом – будучи еще мальчиком, он посещал мастерскую Перуджино. Доподлинно это неизвестно, но возможно, именно Рафаэль в 1497 году выполнил отдельные элементы полиптиха в церкви Санта-Мария-Нуова в городе Фано, а также принял участие в создании фрески в здании Гильдии Менял в Перудже.

Несмотря на то, что в Перудже Рафаэль находился недолго, его деятельность в этом городе стала определяющей для карьеры молодого мастера.

В 1503 году по заказу Магдалины Одди Рафаэль начал писать картину «Коронование Девы Марии» (сейчас она в Ватиканской картинной галерее), предназначенную для церкви Сан-Франческо-аль-Прато. Картина осталась незаконченной, а после смерти Рафаэля ее дописал Джулио Романо.

Капелла Сан-Северо, Рафаэль и Перуджино, около 1505-1508 и 1521

Ещё один заказ Рафаэль выполнил для церкви Сант’Агостино – «Алтарь Колонна» (Метрополитен музей, Нью-Йорк).

Также в Перудже Рафаэль создаёт «Алтарь Ансидеи» (Национальная галерея, Лондон). Он выполнил эту работу по заказу Бернардино Ансидеи для его фамильной часовни в одной из церквей Перуджи. Часовня была посвящена святому Николаю из Бари (Николаю Чудотворцу).

В 1505 году Рафаэль работает над фреской в церкви Сан-Северо, которую после смерти мастера закончил Перуджино. Говорят, пожилой живописец был чрезвычайно опечален смертью Рафаэля и завершил работу из уважения к его безграничному таланту.

Читта-ди-Кастелло

Читта-ди-Кастелло / Фото: Shutterstock.com

В 1499 году вместе с работниками мастерской покойного отца Рафаэль приезжает в город Читта-ди-Кастелло. Здесь 16-летний художник только начинает формировать свой собственный стиль. В этом городе находится лишь одно произведение Рафаэля ‒ «Хоругвь с изображением Святой Троицы». Оно хранится в местной картинной галерее.

В Читта-ди-Кастелло были созданы три алтаря для различных церквей. Первый заказ Рафаэль выполнил для часовни Андреа Барончи в церкви Сант’Агостино. Алтарь посвящен теме коронации Николая Толентинского, отшельника-августинца XIII века.

Рафаэль, Ангел, фрагмент алтаря Барончи, 1500–1501

Сам алтарь был полностью разрушен во время землетрясения в 1789 г. Жители города бережно высвободили картину из-под завалов, после чего она попала в руки папе Пию VI, который распорядился разрезать панели на несколько частей. Сейчас уцелевшие фрагменты находятся в разных музеях Италии.

Знаковым произведением того периода является картина «Обручение девы Марии» (Галерея Брера, Милан) 1504 года, приобретённая семьей Альбиццини для капеллы святого Иосифа в церкви Сан-Франческо. Несмотря на то, что Рафаэль повторяет сюжет картины Перуджино, его работа выполнена в более смелой и современной манере.

Сиена

Дуомо в Сиене / Фото: Shutterstock.com

Во время пребывания в Читта-ди-Кастелло Рафаэль не раз посещал Сиену, где встречался с Пинтуриккьо – мастером умбрийской живописи Кватроченто. Между двумя мастерами разных стилей и эпох были хорошие отношения. Так, например, Пинтуриккьо попросил помощи Рафаэля при росписи Библиотеки Пикколомини в Сиенском соборе.

Библиотека Пикколомини © JIPEN / Shutterstock.com

Достоверно неизвестно, действительно ли Рафаэль работал над росписью библиотеки. Однако её стоит посетить для того, чтобы хоть на минуту представить себе двух мастеров, увлеченно обсуждающих живописные детали этого красочного и помпезного помещения.

В 1504 году, после родного Урбино, шумной Перуджи и уютного Читта-ди–Кастелло, Рафаэль отправляется покорять Флоренцию – на тот момент столицу Возрождения.

Флоренция

Дуомо во Флоренции и Кампанила Джотто / Shutterstock.comПьяцца делла Синьория / whatisatimeshare.netДвор галереи Уффици / Shutterstock.com

В столицу Тосканы Рафаэль приезжает под конец 1504 года. Первые недели молодой художник посвящает работам Микеланджело, Да Винчи, Мазаччо, Донателло, Брунеллески, а также знакомству с местной знатью. Именно во Флоренции проявилась способность Рафаэля учиться и брать лучшее от уже состоявшихся художников.

Флоренция в те годы была центром мысли Возрождения и чистого художественного творчества. Здесь Рафаэль создал целое множество гениальных шедевров. Особенно он преуспел в изображении Мадонны с младенцем и Святого семейства.

Основная часть картин Рафаэля того периода находится во флорентийских Галереях Уффици. Кроме того, работы мастера есть в музее Палаццо Питти и Палатинской галерее. Советуем купить билет заранее на сайте музея, чтобы избежать очередей.

В качестве архитектора в 1515 г. Рафаэль принял участие в конкурсе на строительство фасада церкви Сан-Лоренцо. Однако контракт достался Микеланджело, который, к сожалению, не смог реализовать свой проект.

Палаццо Питти / Shutterstock.com

Палатинская галерея © T photography / Shutterstock.com

В качестве архитектора в 1515 г. Рафаэль принял участие в конкурсе на строительство фасада церкви Сан-Лоренцо. Однако контракт достался Микеланджело, который, к сожалению, не смог реализовать свой проект.

Наша последняя остановка – Вечный город. Здесь Рафаэль обрёл поистине великую славу и всеобщее почитание.

Базилика Святого Петра / Фото: Shutterstock.comСикстинская капелла © dudek / Shutterstock.comВатиканские музеи © JurateBuiviene / Shutterstock.com

В 1508 году Папа Юлий II ‒ истинный ценитель и покровитель искусств ‒ призывает в Рим самых известных и талантливых художников Италии для украшения Ватиканского дворца. Как известно, главный заказ выполнял в Сикстинской капелле «божественный» Микеланджело. Однако так называемые «stanze» — залы папских апартаментов — нуждались в новых шедеврах, прославляющих амбициозного понтифика.

«Афинская школа», Рафаэль, около 1509-1511 «Пожар в Борго», Рафаэль и ученики, около 1514«Освобождение Святого Петра», Рафаэль, 1513-1514

Так появились на свет выдающиеся росписи, получившие название Станцы Рафаэля. Всего мастер украсил три помещения: Станца-делла-Сеньятура, Станца-делль-Инчендио-ди-Борго и Станца-д’Элиодоро.

Работая над росписями залов, Рафаэль получил заказ от влиятельного сиенского банкира Агостино Киджи, который жаждал увидеть живопись великого мастера на своей Вилле Фарнезина, построенной Бальдассаре Перуцци. Так на свет появились фрески «Триумф Галатеи», и две росписи со сценами из мифа об Амуре и Психее.

Обратите внимание, что посетить эту виллу можно строго с 9:00 до 14:00 с понедельника по субботу. Кроме того, сюда можно попасть с экскурсией каждое второе воскресенье месяца с 9:00 до 17:00.

«Триумф Галатеи», Рафаэль, 1512

Во время работы над фресками Фарнезины у Рафаэля завязался страстный роман Рафаэля с Маргеритой Лути, которую мастер изобразил на картине «Форнарина». Сейчас её можно увидеть в музее Палаццо Барберини.

«Форнарина», Рафаэль, около 1518–1519

В Риме Рафаэль значительно усовершенствовал своё мастерство. Помимо уже упомянутых Станц и росписи Виллы Фарнезина в римских музеях и церквях находится множество произведений мастера. Рафаэль и его ученики расписали лоджии Ватиканского дворца (Лоджия кардинала Биббиена и Лоджия Рафаэля).

В церкви Сант’Агостино кисти Рафаэля принадлежит фреска с изображением пророка Исайи. В одном из самых живописных районов города, в маленькой фамильной церкви семейства Киджи Санта-Мария-делла-Паче, Рафаэль изобразил четырех сивилл в окружении ангелов.

Основные работы римского периода Рафаэля находятся в картинной галерее Ватиканского музея, а также в галерее Дория Памфили и галерее Боргезе.

В качестве архитектора Рафаэлю был доверен проект Собора Святого Петра, над которым, впрочем, он работал недолго. Однако именно мастер из Урбино решил вернуться к традиционной форме латинского креста базилики, которая и была реализована.

Кроме того, Рафаэлю принадлежат чертежи ныне не существующего Палаццо Якопо да Брешиа и Палаццо Альберини, а также проект капеллы Киджи в церкви Санта-Мария-дель-Пополо.

В 1518 году Рафаэль работал над великолепной Виллой Мадама, а также участвовал в перестройке лоджий ватиканского дворца.

Последней работой Рафаэля стал Палаццо Бранконио дель’Аквила, разрушенный Бернини при строительстве новой площади перед Собором Святого Петра.

Рафаэль Санти умер в возрасте 37 лет 6 апреля 1520 года и был похоронен в Пантеоне в Риме, как сам и завещал. Эпитафию на гробнице сочинил поэт и друг художника Антонио Тебальдео, гласит она вот что: «Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побеждённой, а после его смерти она боялась умереть».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector