Где жили боги древней греции

Где жили боги древней греции

Где жили боги древней греции

— Ребята, посмотрите на экран и послушайте стихотворение, но вы слушайте внимательно, для того, чтобы узнать о ком оно. II. Основная часть. 1. Чтение стихотворения учителем. — С древнейших пор взгляд неподкупно строгий Бросали на людей с Олимпа Боги. Их забавлял, сей человеческий быт – Понять решили – из чего он состоит Взял Зевс Богов Гермеса с Аполлоном И в колеснице едут к нам со склонов. 2. Вопросы к классу: — О ком это стихотворение? — Имена, каких богов упоминаются? — А каких богов Древней Греции вы уже знаете? — В какое количество богов верили греки? — Дайте определение понятию многобожье? — В какой стране ранее вами изученной тоже верили в нескольких богов? — А какой народ, в отличие от греков и египтян верил только в одного бога, создавшего весь мир? — Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? — Дайте определение понятию «Религия»? — Таким образом, тема исследования нашего урока: Религия древних греков. — Открываем тетради, записываем тему урока. 3. План урока: — Мы рассмотрим на уроке следующие вопросы: — Где жили боги? — Как греки представляли себе богов? — Каким стихиям и занятиям боги покровительствовали? — Как отражались в религии общественные отношения? — Для того, чтобы ответить на поставленные вопросы мы будем: читать, анализировать отрывки из мифов. Попытаемся извлечь нужные сведения из картин. Работать с картой и текстом учебника. 4. Послание. — Когда я шла к вам на урок мне вручили послание. Давайте узнаем от кого оно? — Здравствуй, наша благословенная Земля! Благодарим тебя за трепетное отношение к записям, которые восстанавливают страницы истории из жизни планеты. Мы жили на Земле более 300 веков назад, но по космическим меркам – это миг. Гора Олимп – Священное место и сегодня мы предлагаем наслаждаться величием Олимпа. — От кого пришло это послание? -Сколько же лет назад жили боги Древней Греции? Давайте посчитаем. — Сколько лет в веке? — А сколько веков назад жили боги? — что надо сделать? Умножаем 300*100 =30000 (лет) — Где жили в древности боги? 5. Работа с картой. — Откройте страницу 111. — Найдите гору Олимп. — В какой части Греции она расположена? — Посмотрите на южную часть Греции, найдите подобное название. — Таким образом, в Греции есть 2 места с похожим названием: одно – это гора Олимп на Северной Греции, где согласно верованиям, на вершине Олимпа находились дворцы богов. Другое место – Олимпия, в Южной Греции, где греки раз в 4 года устраивали знаменитые спортивные игры, которые были учреждены в честь Зевса. И назывались они олимпийскими играми.

— Ребята, а сейчас в наше время проводятся Олимпийские игры? — А кто помнит, где проводились олимпийские игры 2008 года? 6. Просмотр видеофильма. — Предлагаю вам посмотреть видеофрагмент о современной Греции. Посмотрите внимательно, как архитектура современной Греции сочетается с архитектурой Древней Греции, послушайте национальную музыку Греции. — А может кто-то скажет, где будут проходить Олимпийские игры в 2014 году? — Так, где же жили боги в Древней Греции? — Таким образом, мы ответили на первый вопрос нашего урока. 8.Рассказ учителя. — А как же появились в Древней Греции боги? — По греческим мифам в начале существовал лишь вечный, безграничный хаос, т.е. беспорядок. Именно из него возник весь мир и бессмертные боги. Из хаоса произошла богиня Земли – Гея и бог неба – Уран. У них было 6 сыновей и 6 дочерей могучих и грозных титанов. Младшим из них был коварный Крон. Он низверг своего отца и отнял у него власть. Но Крону было предсказано, что у него отнимут власть его дети. И тогда всех рожденных у жены Реи детей он съедал. Очень горевала Рея. А когда она родила Зевса, то обратилась к своим родителям с просьбой помочь ей спасти ребенка. И они ей посоветовали завернуть в пеленку камень и дать Крону. Рея так и сделала. Зевс вырос и восстал против своего отца. В жестокой борьбе на земле Олимпии победил Зевс. Вот так появились боги в Древней Греции. 9. Вопросы к классу. — На кого были похожи своей внешностью боги? — Чем боги отличались от людей? — Почему всех своих богов греки изображали в облике людей? (греки верили, что боги как люди умеют любить и ненавидеть, гневаться и переживать). — Мы ответили на следующий вопрос урока ФИЗКУЛЬТМИНУТКа Ну-ка, дружно встали вместе, Повернулись-ка на месте, Громко хлопнули три раза, Подмигнули правым глазом, Левой топнули ногой! А потом еще другой! Закричали все “Ура”! А теперь и сесть пора! 10. Работа с учебником. — Откройте стр. 130. Давайте рассмотрим основных богов Древней Греции. — Покровителем, какой стихии являлся Зевс? — Почему именно этот бог играл важную роль в религии Греков? — А почему в Египте не было бога грома и молнии? — Кто изображен слева от Зевса? — Почему в Египте не было бога моря как в Греции? — Кто расположен справа от Зевса? 11. Миф о Деметре и ее дочери Персефоне. — Греки очень любили сочинять мифы о своих богах. — Дайте определение понятию миф. — Мы с вами сейчас познакомимся с мифом о Деметре и ее дочери Персефоне и боге подземного царства Аиде. — Что держит в руках богиня Деметра? — Следовательно, она является покровительницей …. — Какие явления природы она олицетворяет? (смена времен года) 12. Работа по картинке и по слайдам презентации. — Давайте познакомимся с остальными богами.

Уч-ся называют богов и богинь и читают со слайда, чему они покровительствовали. 13. Работа в тетради — А сейчас мы проверим себя, как мы запомнили какие боги, чему покровительствовали. -Открываем стр.10 тетради, № 11. — Таким образом, мы ответили на следующий вопрос урока. Рассказ учителя — Помимо хозяйственной жизни, в Греции высоко уровня достигла культура. Поэтому именно в Греции, появились 9 муз, покровительницы искусства и науки. Они были подвластны богу Аполлону. Они водили хороводы, а с наступлением ночи спускались на землю, ближе к людям, и распевали чудесные песни. Им было известно прошлое, настоящее и будущее людей. Они покровительствовали певцам и музыкантам. — Познакомимся с музами искусства и науки. — Музы, нимфы, сатиры – это низшие божества. Миф о Прометее. — Посмотрите на картинку: есть главные боги, второе поколение богов, низшие божества. Мы видим деление на социальные группы, совсем как у людей — Какой вывод мы можем сделать? (существовало деление на классы. Неравенство). — Дайте определение понятию неравенство. — Давайте познакомимся с мифом о Прометее. — Что можно узнать из этого документа? (какие порядки царили в мире богов) — Как и на земле у богов были законы, за нарушение которых нарушители несли наказания. — Мы ответили на последний вопрос урока. III. Заключение. — Что у нас было темой урока и нашего исследования? — Мы с вами ответили на интересующие нас вопросы? — Следовательно, план урока выполнили? 1.Тест — А теперь проверим, насколько внимательны вы были на уроке. Тест. Боги Древней Греции. 5 класс. Вариант 1. По мнению греков: 1. Боги обитали: а) на холмах б) на горе Олимп в) на небесах 2. Богом моря был: а) Дионис б) Аполлон в) Посейдон 3. Выращивать пшеницу людей научила богиня: а) Деметра б) Гера в) Афродита 4. Покровителем виноделия считался бог: а) Дионис б) Гермес в) Гефест 5. Огонь людям дал бог: а) Аполлон б) Гефест в) Прометей. Вариант 2. По мнению греков: 1. Олимпийские игры проводили в городе: а) Афины б) Олимпия в) Троя 2. Богом подземного царства был: а) Гефест б) Аполлон в) Аид 3. Выращивать виноград научил людей бог: а) Дионис б) Гефест в) Аполлон 4. Юная богиня красоты и любви: а) Афродита б) Гера в) Афина 5. Бог грома и молнии, царь богов и людей: а) Аполлон б) Посейдон в) Зевс.

2. 1. б 2. в 3. а 4. а 5. в

IV. Домашнее задание: Запишите домашнее задание. Пар.28, п.2,3.пересказ, тетрадь №13, стр. 11-12.

Урок истории «Боги древнего Олимпа». 5—й класс

Форма урока: урок с использованием Интернет-ресурсов, презентационной поддержкой и элементами театрализованного представления.

Оборудование: ноутбук, компьютеры, подключённые к Интернету, мультимедийный проектор, карты и атласы по истории древнего мира, карты самоконтроля, тексты саамского мифа.

обобщить представления обучающихся о религии древних народов;

сформировать образное представление о божественном пантеоне Древней Греции;

сосредоточить внимание ребят на общих закономерностях возникновения религиозных верований

способствовать развитию умений и навыков анализа, сравнения, сопоставления,

развивать абстрактное и образное мышление, память, внимание, умение работать самостоятельно;

учить делать выводы, высказывать и защищать свою точку зрения;

расширять словарный запас учащихся и их кругозор.

формировать интерес и уважение к культуре и традициям разных народов.

развитие речемыслительной деятельности.

  • формировать навыки работы с учебной и справочной литературой, исторической картой, Интернет-ресурсами, отвечать полно и аргументированно;
  • активизировать познавательную деятельность обучающихся посредством включения их в поисковую работу по сети Интернет, интерес к истории, к чтению, развивать творческие способности детей;
  • развивать надпредметные умения и навыки (коммуникативные, информационные, исследовательские).

Методы и приёмы: иллюстративно-демонстрационный, эвристический, приёмы технологии критического мышления.

Вступительное слово учителя. Слайд №1. Презентация

“Боги ль на землю сошли и явили свой образ,
Или на небо мы сами богов узреть восходили?”.

Сегодня наш урок посвящён прекрасным и могущественным богам Древней Греции. Откройте свои тетради, запишите дату и тему нашего урока.

На столах у вас лежат карты самоконтроля, в этой карте вы будете отмечать каждый этап урока, в котором вы примите участие. Вы должны контролировать свою речь: говорить правильно, не торопиться, проговаривать поставленные звуки, правильно формулировать предложения и полным ответом отвечать на вопросы.

Вы уже имеете представление о религии первобытных людей, религиях Древнего Востока.

Какие мысли возникают у вас при слове “религия”? Слайд №2 (шторка закрыта).

    связь с природой;
  • сверхъестественные силы;
  • покровительство чего-то или чему-то, т.е. защита, помощь;
  • вера в богов;
  • образ жизни.

Бог – это сверхъестественное существо, обладающее нереальной силой власти.

Запись определения в тетрадь.

(Слайд №2. На интерактивной доске появляется схема и запись, кто такой бог)

У всех народов возникают религиозные верования, т.е. вера в сверхъестественные силы, вера в богов. Слайд №3. На слайде зашифрованы понятия и названия богов древних стран. Вам нужно соединить слоги так, чтобы получились слова.

(1 ученик работает у доски, читает слова, даёт объяснения, остальные в тетрадях по истории записывают получившиеся слова)

— Как вы думаете, почему возникают верования в сверхъестественные силы?

Люди не могли объяснить явления природы, от которых зависела порой их жизнь, поэтому они верили, что существует сила, которая над ними властвует.

— Что мы можем узнать о народе, если будем изучать религиозные верования?

Если будем изучать религию народов мы узнаем о занятиях людей, об отношениях друг к другу, о древних богах, представить мир, в котором жили народы, их одежду, пищу, с кем воевали.

Цели и задачи урока:

— повторить и закрепить знания о религии древних греков;

— сформировать образное представление о божественном пантеоне Древней

— выяснить особенности древнегреческой религии, характерные черты древнегреческих богов и попытаться объяснить, почему в Греции появились именно такие боги;

— совершенствовать умения работать с исторической картой, Интернет-ресурсами, интерактивной доской;

Моря есть – плавать нельзя,
Дороги есть – ехать нельзя,
Земля есть – пахать нельзя.
Что это?

Изучая религию народов мы обязательно обращаемся к месту, где жили эти народы. Где расположена Древняя Греция?

Древняя Греция расположена на юге Европы на Балканском полуострове, который омывается Средиземным морем. Древняя Греция делилась на три части: Северная Греция, Средняя Греция и Южная Греция или Пелоппонес. На территории Греции нет больших рек, таких как Нил в Древнем Египте, много гор и возвышенностей. Поэтому греки занимались торговлей и мореплаванием. Были хорошими моряками.

Перед вами карта Древней Греции. На ней показаны объекты, но показаны они неправильно. Нужно выйти к доске и исправить ошибки. Слайд №5.

(Работа с интерактивной доской, на местах дети работают с картой Древней Греции)

Проверка выполненного задания, ответы учащихся.

Тот ученик, который выполнял задание у доски, отвечает на вопросы:

Микены, Фивы, Афины — это …?

Крит и Итака – это …? с кем или с чем они связаны?

Чем отличается Олимпия и Олимп?

Олимпия – это город в Средней Греции. В этом месте Зевс одержал победу над своим отцом Кроном. Здесь раз в четыре года греки устраивали Олимпийские игры.

Олимп – это священная гора, которая расположена в Северной Греции, где жили греческие боги, здесь всегда царит вечное лето и светит солнце, смертные не поднимались на неё, так как боялись, что боги их ослепят. Слайд №6.

Опрос домашнего задания: рассказы детей о главных богах Древней Греции.

Посейдон. Слайд №8.

Не забывайте отмечать свою активность на листах контроля.

Ребята, как вы думаете, почему в религии египтян не было бога грома и молний, бога моря?

Это связано с разными природными условиями, в которых жили греки и египтяне. В Египте почти не бывает дождей, как в Греции, соответственно нет грома и молний, а Средиземное море не играло в их жизни особой роли: египтяне боялись ходить в море, за них это делали финикийцы. В Греции нет реки подобной Нилу, от которой зависела бы жизнь людей, зато много дождей, и греки были отличными мореплавателями, осваивали Средиземное море.

Учитель: Давайте представим, что мы собрались на божественной горе Олимп. Вершина этой горы уходит далеко в облака, здесь всегда светит солнце, поют птицы. Этот райский уголок создан для богов Греции. Они собираются сюда для решения вопросов и обсуждения своих дел. Никто из смертных не может подниматься на гору Олимп: если Боги увидят человека, они могут испепелить его. Поэтому греки опасаются подходить близко к горе. Чтобы не навлечь гнев богов, нам нужно затаиться и ничем не выдавать своего присутствия. Давайте послушаем, для чего боги собираются сегодня? Слышите музыку? Это приближаются боги Олимпа… Слайд №11.

Зевс: Братья мои! Я призвал вас сюда, в этот укромный уголок божественной горы Олимп, чтобы решить важный вопрос. Из года в год мы враждуем друг с другом, но так и не можем решить, кто из нас главный.

Аид: Зевс, ты мой брат! Но я не хочу подчиняться чьей – то воле! Дайте мне право власти! Мы можем поделить наши владения!

Посейдон: Вы забываетесь! Кажется, вы не учитываете моего присутствия! Аид смеет требовать власти! А я буду бороться! Ведь я тоже Бог, а боги – бессмертны!

Зевс: Давайте тянуть жребий.

Зевс: Буду властвовать над Богами, людьми, прочей живностью на всей земле.

Посейдон: Я беру под свою власть всю водную стихию. И пусть трепещет всякий, кто разгневает Посейдона – бога морей!

Аид: Что ж, раз смертные вами поделены, я буду править умершими. Подземное царство мёртвых – теперь мой дом. И даже ты, Зевс-Громовержец, не сможешь вмешаться в мир мёртвых.

Зевс: Хорошо, братья, пусть будет так, как мы решили. Теперь нужно объявить о нашем решении смертным и богам.

Посейдон: Мы собрались здесь, чтобы объявить вам свою волю. Я, сын божественной Реи, хочу, чтобы все жители морские, а также моряки и путешественники отныне признали мою власть над морской стихией. Где ударит мой трезубец – будет бить ключом вода морская, солёная! На непокорных пусть падут смерчи, а покорные да учтивые будут по глади морской плавать беспрепятственно.

Зевс: Только Зевсу – отцу небес подвластна молния. Я могу испепелить любого, восставшего против меня, всякую тварь живую! Бойся всякий, осмелившийся возразить Зевсу, ибо кара моя будет великой!

Аид: Я, старший сын божественной Реи, уступил моим братьям право власти на земле. Но там, где царит вечная мгла, где души умерших живут вечность, там будет моё вечное правление и царство. Грозный трёхглавый Цербер всех пропустит в тёмные залы, но никто не сможет выйти из него.

Зевс, Посейдон, Аид – вместе. Такова наша воля. Вам остаётся покориться нашей воле и признать нашу власть.

Боги ушли, но оказались рассеянными, оставили свои вещи. Давайте им поможем разобраться! Слайд №12.

Работа на интерактивной доске

Проверка домашнего задания. В Интернете вам нужно было найти материал о пище богов. Слайд №13.

Сообщение учащихся о пище богов – нектаре и амброзии, объяснение значений этих слов.

Таковы греческие боги. Они прекрасны и могущественны. Прошли столетия. Опустели склоны горы Олимпа, исчезли густые леса. Никто не верит теперь в то, что на вершине Олимпа живут боги. Люди больше не молятся олимпийским богам, как не молятся и богам древних египтян. От веры в олимпийских богов остались только легенды и мифы.

Почему сейчас люди не верят в Олимпийских богов? Объясните, почему учёные изучают легенды и мифы?

Изучая мифы древних греков, учёные доказали, что в образах богов люди поклонялись могучим силам и грозным явлениям природы, которые не могли правильно объяснить. Изучая мифологию древних греков, можно узнать много полезного. Без знания древнегреческой мифологии нельзя изучать искусство, так как на протяжении многих веков замечательные художники и скульпторы, писатели и поэты всех стран использовали древние мифы в живописи, скульптуре, музыке, литературе.

Угадайте, кто из героев мифов мог бы выразить своё родительское горе такими словами:

А. “Не осуждайте несчастного отца. Да, мне некого винить в гибели сына! Знаю, знаю, человек – не птица, но удивительно прекрасен созданный богами мир, когда глядишь на него с высоты! Верьте, людям станет подвластно небо!”.

Дедал. Миф “Дедал и Икар”. Слайд №14.

Б. “Приятно, что говорить, когда именем отца назвали на века беспредельное море! Но как бы я хотел, чтобы этого не произошло!” Тесей. Миф о Тесее и Минотавре. Слайд №15.

В. “Увы, память моя ослабела. Теперь о прошествии стольких лет я сам, построивший это удивительное сооружение, заблудился бы в нём и не нашёл выхода. О, если бы вы знали, сколько там коридоров, лестниц, комнат! Сколько ложных ходов и тупиков!” Дедал. Слайд №14.

Г. “До сих пор болят кости и ноет спина! Кто бы мог подумать, что голубое небо такое тяжёлое!” Геракл. Слайд №16.

Д. “Благодаря мне жилища людей стали светлыми в самые тёмные вечера. Это я помог им побороть зимнюю стужу. За что же царь богов и людей так жестоко карает меня?” Прометей. Слайд №17.

Региональный компонент. Слайд №18.

Одной из самых маленьких северных народностей нашей страны являются саамы, которые проживали на Кольском полуострове. Так вот саамы тоже были верующими людьми. Они очеловечивали всё, с чем соприкасались и что видели. Солнце, по их мнению, ездило по небу на медведе и оленях; у него, как у людей, есть мать, сестра, жена, дочь. Северное сияние саамы представляли как отголоски душ умерших родных и знакомых и в пору “волшебного свечения неба” предпочитали прятаться. В сказаниях лопарей часто присутствовали и активно действовали камни, в которые превратился когда – то человек или зверь.

Так что религиозные верования были у всех народов, которые в своё время не могли объяснить различные явления природы и думали, что существуют какие-то сверхъестественные силы, способные повлиять на их жизнь.

Мифы были и есть у каждого народа, это первые попытки понять и объяснить мир, определить в нём место и роль человека.

Работа с Интернет-ресурсами. Интернет сайт www.kukarka.ru. Найти информацию о саамской мифологии и подготовить сообщение.

Работа с текстом. Саамская мифология. Слайд №19.

Из-за Каменского, из-за Имандры бежит Мяндаш – златорогий дикий олень. Шерсть его серебрится, белая, как снег. Чёрную голову держит высоко, закинул рога и на невидимых крыльях летит. Ветры вольные – его дыхание, они несут его в полёте, в его бесконечном пути. Бежит от края до края земли Мяндаш, ищет себе любимую.

Читайте также  Таормина что посмотреть

Видит, сидит на погосте у вежи девушка, понравилась она Мяндашу, и посватал он её за себя. Обернул важенкой, и побежали они по бескрайней тундре. Долго ли коротко проходит времени, рожает важенка сына, да не оленёночка, а дитя человеческое.

Кормит важенка сыночка молоком и приговаривает: “Ты расти, мой сын, среди тундровых просторов, от отца-оленя златорогого ты ум да выносливость возьми. От Солнца, твоего дедушки, тепло душевное возьми. От Земли-бабушки – силушку, а от меня, твоей матушки, любовь ко всему живому на этой земле возьми, мой сын”.

Вырос сын, зовёт его к себе Мяндаш: “Садись, сынок, на меня верхом, покажу я тебе твои владения. Это всё твое, сын мой, скоро придёт время тебе трогаться в путь, судьбу искать. Одно запомни, сынок, я, отец твой – прародитель земли этой тундровой, завещаю тебе её на веки вечные. Должен ты беречь землю-кормилицу и быть оленям всем братом родным. От тебя пойдёт род саамов. Не забывай заветов моих, оленя златорогого”.

Проверка выполненного задания с Интернет-ресурсами. Слайд №20.

Учитель. Слайд №21.

На какие вопросы мы с вами ответили на уроке?

  • Кто такой бог?
  • Что такое греческий пантеон?
  • Какими были греческие боги?
  • Почему возникают верования людей в сверхъестественные силы?
  • Что мы можем узнать о народе, если будем изучать религиозные верования?
  • Чем питались греческие боги?
  • Кто входил в пантеон саамов?

Чему научились на уроке и в ходе подготовке к уроку?

  • Работать с исторической картой
  • Сравнивать религии разных народов, находить общее и различие
  • Работать с интерактивной доской, справочной литературой
  • Искать информацию в Интернете.

Подведение итогов урока

Посмотрите свои карты самоконтроля, всё ли у вас выделено?

Теперь давайте посмотрим, как вы работали на уроке? Опрос 3-4 человек.

Ребята понравился вам урок? Чем понравился?

Кто работал сегодня лучше всех? Кто мог бы работать лучше?

Давайте оценим выступления ребят, которые приготовили рассказы о богах.

А теперь ребят, которые принимали участие в театрализованном представлении.

Где жили боги древней греции

Давным-давно — так давно, что даже время тогда текло в обратном направлении, на Балканском полуострове жили древние эллины, которые оставили народам всего мира богатейшее наследство. Это не только величественные здания, прекрасная античная настенная живопись и мраморные статуи, но и великие произведения литературы, а также, дошедшие до наших дней, древние предания — мифы Древней Греции, в которых отражено представление древних греков об устройстве мира и, в целом, обо всех процессах, происходящих в природе и в обществе. Одним словом, — их миропонимание и мировоззрение.

Хронос (Крон, Сатурн). Жан-Батист МозесСатурн, обрезающий крылья Амуру. Иван Акимович Акимов Гелиос, Фаэтон и Сатурн с Временами года. Никола Пуссен

Греческая мифология складывалась в течение нескольких веков, передаваясь из уст в уста, из поколение в поколение. К нам мифы дошли уже в поэзии Гесиода и Гомера, а также в произведениях греческих драматургов Эсхила, Софокла, Еврипида и других. Вот почему их приходилось собирать из самых разных источников.

Мифографы появились в Греции около 4-го века до н.э. К ним относятся софист Гиппий, а также Геродот Гераклейский, Гераклит Понтийский и многие другие. Например, Дионисий Самойский составил генеалогические таблицы и изучал трагические мифы.

В героический период происходит централизация мифологических образов вокруг мифов, связанных с легендарной горой Олимп.

По мифам Древней Греции можно воссоздать картину мира в представлении её древних жителей. Так, согласно греческой мифологии, мир населяли чудовища и великаны: гиганты, одноглазые циклопы (киклопы) и могучие Титаны — грозные дети Земли (Геи) и Неба (Урана). В этих образах греки олицетворяли стихийные силы природы, которые были покорены Зевсом (Диасом)- Громовержцем и Тучегонителем, установившим порядок в мире и ставшим владыкой Вселенной.

Вначале существовал лишь вечный, безграничный, тёмный Хаос, в котором заключался источник жизни мира: всё возникло из Хаоса — и весь мир, и бессмертные боги, и богиня Земля — Гея, дающая жизнь всему, что живёт и растёт на ней; и могучая сила, оживляющая всё, Любовь — Эрос.

Глубоко же под Землёй родился мрачный Тартар — ужасная бездна, полная вечной тьмы.

Создавая мир, Хаос породил Вечный Мрак — Эреб и тёмную Ночь — Никту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет — Эфир и радостный светлый День — Гемера (Имера). Свет разлился по всему миру, и стали сменять друг друга ночь и день.

Апофеоз Геркулеса. Ноэль КуапельФаэтон на колеснице Солнца. Никола БертенБоги Олимпа. Роспись потолка в Версале

Могучая, благодатная Гея породила беспредельное голубое Небо — Урана, который раскинулся над Землёй, воцарившись во всём мире. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рождённые Землёй, и широко разлилось вечно шумящее Море.

После того, как от Матери-Земли произошли Небо, Горы и Море, Уран взял себе в жёны благодатную Гею, от которой у него родилось шестеро сыновей — могучих, грозных титанов — и шестеро дочерей. Сын Урана и Геи — титан Океан, обтекающий, подобно безбрежной реке, всю землю, и богиня Фетида породили на свет все реки, которые катили свои волны к морю, а также морских богинь — океанид. Титан Гипперион и Тейя дали миру Солнце — Гелиоса, Луну — Селену и румяную Зарю — розоперстую Эос[1]. От Астрея и Эос произошли все звёзды, которые горят на ночном небе, и все ветра: северный ветер — Борей (Βορριάς), восточный — Эвр (Εύρος), южный Нот (Νοτιάς) и западный, ласковый ветер Зефир (Ζέφυρος), несущий обильные дождём тучи.

Кроме титанов, могучая Земля родила трёх великанов — циклопов с одним глазом во лбу — и трёх пятидесятиголовых сторуких великанов — Гекатонхейров, против которых ничто не могло устоять, потому что их стихийная сила не знала предела.

Возненавидел Уран своих детей-великанов и заключил их в недра Земли, не позволяя им выходить на свет. Мать-Земля страдала от того, что её давило страшное бремя, заключённое в глубине её недр. Тогда она вызвала своих детей, титанов, чтобы уговорить их восстать против Урана. Однако титаны боялись поднять руку на отца. Только младший из них, коварный Кронос[2], хитростью низверг Урана, отняв у него власть.

В наказание Кроносу богиня Ночь родила Таната — смерть, Эриду — раздор, Апату — обман, Кер — уничтожение, Гипноса — сон с кошмарными видениями, Немезиду — отмщение за преступления — и многих других богов, внёсших в мир Кроноса, воцарившегося на троне своего отца, ужас, раздоры, обман, борьбу и несчастье.

У самого же Кроноса не было уверенности в прочности и долговечности своей власти: он боялся, что его дети восстанут против него и его постигнет участь его собственного отца Урана. В связи с этим, Кронос повелел своей жене Рее приносить ему рождавшихся детей, пятерых из которых он безжалостно проглотил: Гестию[3], Деметру[4], Геру, Аида и Посейдона[5].

Клития. Фредерик Лейтон Немезида. Альфред Ретель

Гилей и нимфы. Джон Уильям Уотерхаус

Рея, чтобы не потерять и последнего своего ребёнка, по совету родителей, Урана-Неба и Геи-Земли, удалилась на остров Крит, где в глубокой пещере родила своего младшего сына Зевса[6]. Скрыв в пещере новорождённого, Рея дала жестокому Кроносу проглотить вместо сына длинный камень, завёрнутый в пелёнки. Кронос и не подозревал, что был обманут своей женой, в то время как Зевс рос на Крите под присмотром нимф Адрастеи и Идеи, вскормивших его молоком божественной козы Амалфеи. Пчёлы носили мёд маленькому Зевсу со склонов высокой горы Дикты, а у входа в пещеру юные куреты[7] ударяли мечами в щиты всякий раз, когда маленький Зевс плакал, чтобы его плач ненароком не услышал всевластный Кронос.

На смену титанам пришло царство Зевса, победившего своего отца Кроноса и ставшего верховным божеством Олимпийского пантеона; властелином небесных сил, повелевающим громами, молниями, тучами и ливнями. Господствуя во вселенной, Зевс давал людям законы и охранял порядок.

В представлении древних греков Олимпийские боги были похожи на людей и отношения между ними напоминали отношения между людьми: они ссорились и мирились, завидовали и вмешивались в жизнь людей, обижались, принимали участие в войнах, радовались, веселились и влюблялись. Каждый из богов имел определенное занятие, отвечая за конкретную сферу жизни:

  1. Зевс (Диас) — властитель неба, отец богов и людей.
  2. Гера (Ира) — супруга Зевса, покровительница семьи.
  3. Посейдон — владыка морей.
  4. Гестия (Эстия) — защитница семейного очага.
  5. Деметра (Димитра) — богиня земледелия.
  6. Аполлон — бог света и музыки.
  7. Афина — богиня мудрости.
  8. Гермес (Эрмис) — бог торговли и вестник богов.
  9. Гефест (Ифестос) — бог огня.
  10. Афродита — богиня красоты.
  11. Арес (Арис) — бог войны.
  12. Артемида — богиня охоты.

Люди на земле обращались к богам — к каждому по его «специальности», воздвигали им храмы и, чтобы умилостивить их, приносили дары в качестве жертвоприношений.

Полет Борея с Орифеей. Чарльз Уильям МитчеллМладенец Юпитер, вскормленный козой Альматеей. Николя ПуссенКлото, Лахесис и Атропос. Павел Игнатьев

Согласно греческой мифологии, кроме детей Хаоса, Титанов и Олимпийских богов, землю населяли и много других божеств, олицетворяющих силы природы.

Так, в реках и ручьях жили нимфы Наяды, в море — Нереиды, в лесах — Дриады и Сатиры, в горах — нимфа Эхо.

Жизнью человека распоряжались три богини-Судьбы — Мойры (Лахесис, Клото, Атропос). Это они пряли нить человеческой жизни от рождения до самой смерти и могли её оборвать, когда хотели…

По словам Карла Маркса, в мифах Древней Греции запечатлено «детство человеческого общества», которое в Элладе «развивалось всего прекраснее и обладает для нас вечной прелестью».

Добро пожаловать в мир греческой мифологии!

Как добраться до Олимпа в Греции?

Поездку лучше планировать из Салоников. Ехать ближе, чем из Афин. На личном или арендованном автомобиле весь путь займет не более часа.

Не водите автомобиль? Тогда на помощь придет общественный транспорт. Доехать можно междугородними автобусами системы КТЕЛ Пиерия. Автобусы с автовокзала КТЕЛ Македония ходят раз в 1-1,5 часа прямо до Литохоро – городка у подножья Олимпа. Стоимость билета на май 2016 – 9,3 евро.

Если на прямой автобус не успели, или хотите добраться до Олимпа из Афин, тогда езжайте до Катерини, а далее можно поймать попутку, заказать такси или на местном автобусе добраться до Литохоро или Прионии. В отличие от Литохоро, находящегося у подножья Олимпа, Приония находится на высоте 1000 метров на склоне горы. Ехать до Прионии из Литохоро порядка 18 км по серпантинному шоссе.

Дальше подняться можно только пешком, и только летом, в ясную погоду. Подъем лучше всего совершать с гидом, чтобы не заплутать.

Как вариант, можно взять организованную экскурсию из Салоников либо с подъемом к вершине, либо без подъема, но с посещением других объектов, в том числе археологического парка Диона или гробницы Филиппа II в Вергине.

В общем дерзайте! Поднимитесь на вершину и почувствуйте себя немного богом. Посмотрите на этот мир с высоты, удивитесь красотам солнечной Греции.

А мы будем продолжать знакомить вас с достопримечательностями и диковинками гостеприимной Эллады. Следите за новыми постами.

Олимп — место, где жили греческие боги

Несмотря на то, что олимпийские боги были вершителями человеческих судеб, греки наделяли их человеческими характерами, поэтому в своей жизни их боги сталкивались с теми же проблемами, что и обычные люди. Бесчисленные количества любовных похождений, предательств и примирений в жизни олимпийских богов, по-прежнему захватывают воображение, поэтому и сегодня многие путешественники отправляются в восхождение на вершину Олимпа.

Небольшой городок Литохоро находится в непосредственной близости от Олимпа, и именно отсюда, по утверждению мифа, Зевс отправлялся на свидания к земным женщинам. С вершины Олимпа можно полюбоваться живописными видами предгорий и далеким заливом Термаикос. Но ближе к обеду, видимость с Олимпа значительно ухудшается, и все заволакивает тучами.

Ландшафты Олимпа очень разнообразны, здесь произрастают во множестве как хвойные, так и лиственные деревья. На местах бывшей вырубки, находятся области с эрозийной растительностью. Там есть многочисленные заросли мирта и эрики, из которых делают превосходные эфирные масла. Также, в окрестностях Олимпа есть множество византийских церквей и монастырей, которые можно посетить с экскурсией.

Где рождались и жили боги Греции: читаем мифы Древней Греции и гуляем по Криту

Боги Олимпа

Очень давно, когда боги еще ходили среди людей, а могучие герои сражались с не менее могучими чудовищами, в море, которое позже назовут Средиземным, был остров Крит, священный как для богов, так и для людей.
Чтили его по одной причине – именно этот маленький участок суши, омываемый четырьмя морями, подарил миру первых греческих божеств, и стал местом их первых великих подвигов.

Давайте окунемся в глубокое прошлое, в период, когда еще только рождалась сама история, вместе с богами, занявшими намного позже свои места в греческом Пантеоне и на горе Олимп.
Перелистнем знакомые с детства мифы и пройдемся по древнему Криту, чтобы понять – не всегда после мифов остаются только лишь слова.

Устраивайтесь поудобнее и попробуйте представить себе время, когда на далекой континентальной Греции, на вершине горы Олимп, стояли золотые троны великих богов, когда храбрые и немного безумные герои сражались с порождениями людских пороков и божественного гнева, время, когда Солнце было богом, а гроза – свидетельством ярости величайшего сына Крита. С него и начнем.

Диктейская пещера

Диктейская пещера Крит

Это лишь первая легенда из многих, связанных с Критом, однако она на удивление хороша.

По преданию, богиня Рея не могла родить своего ребёнка на Олимпе, ведь её муж, титан Кронос (он же Сатурн) пожирал своих детей – ему было предсказано, что один из его сыновей свергнет его и заточит навеки. Богиня бежала в поисках укрытия, которое она нашла в Диктийских горах на Крите.

В паутине глубоких пещер она родила маленького Зевса, но, так как Рея знала, что муж её найдёт везде, то она вернулась на Олимп, оставив малыша и козу-кормилицу в пещере.

Рея обманула мужа, подсунув ему завёрнутый в пелёнки камень, а сам Зевс вырос на Крите и позже пришёл на Олимп, чтобы начать величайшую войну в мире – Титаномахию, войну титанов и первых Богов, закончившуюся воцарением Богов на Олимпе.

Правда, первым людям от этого было не легче – их по-прежнему терзал жуткий холод и тьма, ведь Зевс, как и его отец, предпочитал править страхом, а не любовью, вплоть до восстания последнего свободного титана – Прометея. Но это уже совсем другая история.

Рея отдает Кроносу завернутый камень

Конечно, рождение Зевса – всего лишь легенда, однако в этой истории есть доля правды. Сеть пещер в Диктийских горах действительно обширна – именно там прятались греческие повстанцы в период оккупации Греции фашистской Италией.

И пещера Зевса там тоже есть, правда назвали её так только в XVIII веке, когда заметили, что пещера, расположенная неподалёку от деревни Псиро очень похожа на описанную в первых легендах.

Предприимчивые греки тут же организовали к ней туристические экскурсии и это стало одной из причин последовавшего за этим расцвета Крита как туристической Мекки. Пещера расположена на высоте 1024 метров над уровнем моря и в неё можно спуститься по удобной металлической лестнице с вершины горы. Благодаря уникальным природным условиям и очень красивой форме каменных образований, она оставляет непередаваемые впечатления, вне зависимости от того, как вы относитесь к греческим богам, героям и легендам вообще.

Кносский дворец

Кносский дворец

Кносский дворец – наиболее великая тайна острова Крит. Это величественное сооружение, которое то ли и впрямь было легендарным лабиринтом, где по коридорам бродил несчастный, но слишком уж кровожадный монстр Минотавр, то ли очень сильно повлияло на легенду о нём. Архитектура дворца просто поражает своим великолепием, а тот факт, что подобная красота существовала в XV веке до н. э. (а по мнению многих археологов, ещё и раньше), заставляет задуматься о легендарной Атлантиде и её отождествлении с Критом.

Дворец был покинут своими обитателями после извержения вулкана Санторин, а огромное цунами, последовавшее за этим, разрушило его практически до основания.

Похищение Европы

История самого Минотавра весьма символична, однако, чтобы понять её, нужно вернуться на некоторое время назад.

Когда Зевс влюбился в прекрасную, но отвергавшую его ухаживания Европу, он принес ее на Крит, чтобы показать насколько красива подданная ему земля. Девушка была очарована и вскоре уступила грозному богу, который похитил ее, обратившись в быка.

Всю свою жизнь она прожила на Крите, родив двух сыновей – Миноса и Радаманта, которые по праву детей бога, стали править островом.

С годами разногласия между братьями стали все более заметными и вскоре Радамант, как более разумный из двоих, отправился в экспедицию на континент на нескольких кораблях, где и основал поселение, мудро правил там и просвещал окрестных варваров. С годами он всё больше уставал и в конце концов ушел на покой в Беотию, где и провел свои последние годы вместе с вдовой Амфитриона и матерью Геракла – Алкменой.

Легендарный царь Минос

Оставшийся царствовать на Крите Минос, был великим правителем, но очень плохим семьянином. Его брак с Пасифаей не удался и это вылилось в рождение маленького монстра, человека с головой быка. Мальчика назвали Минотавром (в переводе «Бык Миноса») и когда мальчик вырос, он стал кровожаднее любого чудовища и сильнее любого героя.

Тогда царь Минос запер монстра в огромном лабиринте, построенном другом правителя – архитектором Дедалом – и приказал обложить все окрестные земли данью в виде их молодежи, которых и скармливали Минотавру.

Когда много лет спустя, Тезей – один из таких жертвенных даров – при помощи дочери Миноса отрубил Минотавру голову и вышел из лабиринта, царь приказал перестроить лабиринт во дворец, в котором и жил вместе со своими потомками. Тезей же вернулся домой с наградой (и дочерью Миноса, которую он бросил на одном из островов по пути), а вот о строителе лабиринта и дворца – Дедале – мы еще поговорим.

Остатки лабиринта Кносского дворца

В XIX и XX веках дворец был частично восстановлен археологом Артуром Эвансом, превратившим месторасположение дворца в странную феерию развалин и восстановленных (по рисункам самого Эванса) построек, которая, впрочем, даёт возможность понять, как выглядело это место в эпоху своего расцвета.

Конечно, об исторической достоверности реставраций можно спорить до хрипоты…

А можно просто пройтись по старым, замшелым руинам, посмотреть восстановленные Эвансом фрески в уникальном «кносском» стиле и проникнуться величием людей, создавших это великолепие.

Остров Икария

Пещеры Икарии

Этот маленький островок, на котором живет не более десяти тысяч человек, является настоящей Меккой для спелеологов и любителей старинных легенд.

Спелеологи прибывают сюда для того, чтобы исследовать многоуровневые пещеры острова, которые даже после более полусотни лет работы ученых, хранят свои секреты, а вот вторая часть визитеров прибывает взглянуть на последнее пристанище первого воздухоплавателя.

Дедал был непросто великим архитектором, он был также известным скульптором и изобретателем, придумавшим такие вещи как сверло и ватерпас.

Легендарный Дедал

Конечно, его талант скульптора – вещь спорная, так как, с одной стороны, созданные им статуи чудовищ были настолько реальны, что даже герой Геракл принял их за врагов и начал кидать в них камни (правда, победитель Лернейской гидры в то время был мертвецки пьян).

С другой стороны, по прошествии нескольких веков они начали вызывать у греков только смех, причем смешны они были настолько, что практически все статуи были спрятаны или уничтожены.

В любом случае Дедал был признанным ученым и именно поэтому его пригласил к себе царь Минос, которому Дедал и представлял свои изобретения.

Прошли годы и Дедал, который успел на Крите жениться, стать отцом и овдоветь, попросил Миноса отпустить его обратно, так как он скучал по дому. Минос просьбе удивился – Дедал был его доверенным лицом и знал слишком много секретов, однако он был еще и его другом, которого царь не мог убить. В конце концов, Минос запретил великому греку покидать остров и закрыл гавани.

Памятник Дедалу и Икару в Агиа Галини на Крите

Тогда Дедал осуществил свой самый великий и самый трагичный план – скрепив воском перья могучих альбатросов и орлов, он получил огромные крылья, способные держать человека в воздухе. Вместе со своим сыном Икаром, архитектор спрыгнул со скалы, обращенной к Сицилии, но перед этим предупредил Икара, что крылья распадутся от жара, если он будет лететь высоко, и размокнут от морской воды, если он будет лететь слишком низко.

Но Икар, очарованный красотой Солнца, поднялся высоко в небо и как подкошенный рухнул вниз, на небольшой остров у берегов Крита. Опечаленный отец спустился за ним, но всё что он мог сделать, это похоронить сына на острове, который позже назовут Икарией, а окружающее море – Икарским (в русскоязычных странах – Эгейским). Сам Дедал успешно достиг Сицилии и даже стал причиной войны между двумя государствами, но так никогда и не вернулся на Крит.

Читайте также  Афины за один день самостоятельно

Аптера

Развалины древнего города Аптера

Аптера – самый могущественный город-рабовладелец из существовавших на территории Крита в XI-X веках до нашей эры.

Он был независимым и располагался на высоком холме над южным берегом Суданского залива. Название города происходит от легенды о том, что когда-то давно в бывшем Храме Муз (сейчас – церковь Пресвятого Иоанна Богослова) состоялась творческая дуэль между лучшими певицами Греции – сиренами и музами. Сирены проиграли музыкальную битву и с горя потеряли крылья, а затем бросились в море, где перья с их осыпавшихся крыльев образовали острова. Отсюда и название города – «Бескрылый». Стоит заметить, что имени судьи легенда не сохранила, однако он или она проявили огромную стойкость, не обольстившись на пение сирен.

Другая версия происхождения названия города связана с царем Птером, который правил им примерно во время Троянской войны. От царя остались только немногочисленные свидетельства, трактующиеся двояко, но эта версия поддерживается некоторыми именитыми учеными.

Былое величие легендарного города Аптера

В наши дни руины Аптеры являются одним из наиболее популярных туристических маршрутов Крита, причём раскопки там проводятся до сих пор.

Большая часть города стоит в законсервированном состоянии – археологов не так уж много, особенно в последние годы, когда археология, как и другие не особо прибыльные науки, пострадала от кризиса.

Для туристов, при условии соблюдения определённых правил, открыта вся уже изученная часть Аптеры, чего вполне достаточно чтобы застрять там на несколько часов – территория этого старого города по-настоящему огромна.

Достопримечательности острова КритЧитаем также о других достопримечательностях острова Крит.

О богине любви в Древней Греции Афродите, мифах и местах, которые с нею связаны вы узнаете из этой статьи.

Подробно о погоде на острове Крит вы можете прочитать здесь.

Могила Зевса

Предполагаемая могила Зевса

Довольно символичным кажется тот факт, что эра богов закончилась там же, где началась. И могила величайшего из них находится не так уж далеко от места его рождения.

На самом деле, изначально могила эта принадлежала критянину Олимпу, воспитавшему Зевса и обучившему верховного бога воинскому искусству.

Но Олимп предал своего приемного сына и заключил союз с титанами, которые должны были убить Зевса.

Покушение провалилось и бог уничтожил своего приемного отца за несколько лет до начала Титаномахии, но не захотел отрицать влияние этого человека на свою жизнь и в итоге дал своё имя могиле, похоронив Олимпа лично.

Более поздние источники утверждают, что в тот день внутри Зевса умерла его человеческая сущность (хотя, откуда ей взяться?), поэтому место и называют «Могилой Зевса», но в ранних источниках просто указано, что на этом месте Зевсом была выкопана могила.

Гора Юхтас в Греции

Могила находится на горе Юхтас и открыта для туристов, причем вокруг постоянно крутятся местные экскурсоводы, которые с удовольствием расскажут об Олимпе, Зевсе и титанах на всех известных им языках.

Уже давно отгремела Титаномахия и древние Боги, даже если они существовали, покинули этот мир, оставив нам только красивые легенды о героях прошлого – их величайших потомках.

Дети Зевса привели Грецию в ее золотой век, дали стране культуру, покорившую впоследствии весь мир, и навсегда впечатали свои имена в историю.

Ничто не уходит бесследно. Греческая культура по-прежнему жива! Особенно ярко это видно на Крите, счастливо избежавшем безумия, творившегося на материке. Если вы хотите почувствовать себя частью той удивительной истории, наследником былых веков – приезжайте на Крит и вы увидите, что несмотря на прошедшие тысячелетия, остров свято хранит следы живших здесь людей, богов и титанов. И будет хранить, пока живет память о тех, кто правил этим миром до нас.

Разработка открытого урока Боги Древней Греции

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: Побуждать интерес учащихся к истории Др.

Греции, как «колыбели европейской цивилизации». Стимулируя

творчество учащихся укрепить их стремление к самовыражению

и к росту самооценки своих способностей.

Закрепить знания учащихся о древнегреческом пантеоне Богов и мифов связанныхс ними.

Провести работу по дальнейшему развитию УУД, через систему письменных и устных заданий.

Стимулировать познавательный интерес учащихся по данной теме.

ТИП УРОКА: комбинированный.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ: Технология личностно-ориентированного развивающего обучение, ИКТ.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: Литература, ИЗО, музыка.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный.

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ: коллективная.

СРЕДСТВА: ТСО, учебник История ДРЕВНЕГО МИРА 5 класс под ред. Годера, презентация по теме, аппликационное панно «Боги Олимпа», карточки для индивидуальной работы, символы богов.

Организационный момент.

Раздать детям перед уроком жетоны с изображениями трезубца, орла, и шлема — «невидимки» для деления в дальнейшем на группы.

Здравствуйте ребята! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости.

У вас есть возможность продемонстрировать уже полученные знания из истории Древнего мира, а так же культуру поведения на уроке.

Определение темы и задач урока. Проверка Д/З. Актуализация знаний.

Мы продолжаем с вами путешествуете по страницам истории Древней Греции.

О чём же пойдёт речь на уроке? Давайте определим вместе тему урока. Предлагаю сыграть в игру «Путаница». Переставьте буквы в словах и у вас получатся понятия, которые помогут нам определить тему урока.

Как связанны все эти понятия между собой? (с верованиями людей)

Что такое религия? ( Религия — это вера в сверхъестественное (богов, духов, души, идолов) и поклонение им.)

Почему у людей возникает вера в богов? (Потому что в древности люди не могли объяснить природные явления с научной точки зрения, рождение и смерть человека и поэтому придумывали богов)

Приведите пример. Например, как объясняли древние египтяне разливы Нила?

(Бог Хапи, сидя в пещере, выливал из кувшинов воду, когда кувшины опрокидывал сильнее – вода текла бурными потоками и разливался Нил)

Итак, тема нашего урока «Религия древних греков».

Озвучивание задач урока:

Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с богами древних греков, постараемся выявить какие силы природы они отражали, и покровителями каких занятий считались.

О некоторых богах вам известно с прошлых уроков, некоторые из вас смотрели кино, мультфильмы по древнегреческой мифологии, все это нам поможет в работе на уроке.

Прежде чем мы откроем портал в эпоху древних греков нам необходимо получить специальный пропуск. Сейчас мы раскодируем дешифровку и если ответы будут верными, то мы будем допущены к познанию истории религии Древних греков.

Греческий поэт, автор двух знаменитых поэм (Гомер).

В какой поэме Гомера рассказывается о Троянской войне.(Иллиада)

Царь острова Итака (Одиссей)

Как звали сына Одиссея и Пенелопы (Телемак).

Чудовищный свирепый пес с тремя головами и змеиным хвостом (Цербер)

Легендарный владыка Критского царства (Минос).

Знатные юноши Итаки — незваные гости в доме Одиссея (женихи).

Имя, под которым Одиссей представил себя циклопу Полифему (никто).

Предмет, явившийся причиной раздора между тремя богинями (яблоко).

Вещество, благодаря которому спутники одиссея не услышали пение сирен (воск).

Прославленный герой мифов о Троянской войне грек…(Ахиллес)

Сколько лет Одиссей возвращался домой? (10)

В начале, существовал лишь вечный, безграничный Хаос. Весь мир, бессмертные боги возникли из него. Его порождением были Уран (небо) и Гея (земля). От союза Урана и Геи родились Титаны. Старший из них Океан, младший – Кронос. Кронос сверг своего отца Урана. Но и ему предсказали гибель от рук своего сына. Испугавшись предсказания, Кронос стал поедать всех своих новорождённых детей. Но однажды его жена Рея, вместо сына отдала завёрнутый камень. Сын Кроноса Зевс вырос и низверг своего отца, освободил своих братьев и сестёр. Так на земле стало править следующее поколение богов. Три брата Зевс, Посейдон и Аид жили более 300 веков назад. А сколько это будет, если перевести в года? (30 000 тыс. лет назад)

С древнейших пор взгляд неподкупно строгий

Бросали на людей с Олимпа Боги.

Их забавлял сей человечий быт –

Понять решили – из чего он состоит

Взял Зевс Аида с Посейдоном

И в колеснице едут к нам со склонов…

Заходят старшеклассники переодетые в костюмы Богов.

Я БОГ ЗЕВС — бог неба, грома и молний, ведающий всем миром. Главный из богов-олимпийцев , третий сын титана Кроноса и Реи . Живу на горе ОЛИМП. Кроме того, я распределяю добро и зло на земле, иногда меня называют с самой судьбой . Я могу предвидеть будущее. Я возвещаю предначертания судьбы с помощью сновидений, а также грома и молний. Весь общественный порядок был построен мною, я подарил людям законы, установил власть царей, также охраняю семью и дом, слежу за соблюдением традиций и обычаев.

У меня есть два брата Аид и Посейдон и сестры Гестия , Деметра . Жена — богиня Гера .

Мои символы орел, скипетр и молния.

Посейдон:
— Я БОГ МОРЕЙ ПОСЕЙДОН. Обитаю в роскошном дворце на дне моря в окружении нереид и других обитателей моря, мчусь по морю на колеснице, запряженной длинногривыми конями, с трезубцем, которым вызываю бури, разбиваю скалы, выбиваю источники.

Аид:
— Я АИД– невидимый, ужасный, владыка царства мёртвых. У меня есть шлем, который делает меня невидимым. Служит мне злой трёхголовый пёс Цербер. Жена моя –Персефона, я украл её с Земли.

Живем мы роскошных золотых дворцах. Проводим время в пирах, развлечениях.

Порой ссоримся между собой, вмешиваемся в дела людей, участвуем в их войнах.

И жестоко наказываем тех, кто нарушает нашу волю!

А кто знает, каким образом Зевс наказывал людей за их бесчинство, лживость, неверность.

Сообщение учащегося:

Все знания о Богах мы черпаем из мифов. Миф – это первая форма поэтического сказания. В них история целого народа. Так вот, в одном из мифов рассказывается о том, как Зевс уничтожил человеческий род за их неправедную жизнь и сотворил новый. Он послал на землю потоп, от которого спаслись только супруги Девкалион и Пирра, ставшие родоначальниками нового поколения людей: по велению богов они бросали за спину камни, которые превращались в людей. Мужчины возникали из камней, брошенных Девкалионом, а женщины – из камней, брошенных Пиррой.

О каком мифе, какого народа вам напомнил этот рассказ?

О Всемирном потопе из Ветхого завета сказаний древних евреев. В сознании древних греков, как вы уже знаете, силы и явления природы олицетворялись могущественными и бессмертными богами. А как выглядели греческие Боги, нам расскажет_______________

Сообщение учащегося:

Греки представляли богов в виде идеальных людей, обладающими всеми чувствами, свойственными человеку – радость, печаль, гнев, зависть, ненависть.

Вспомните религию древних египтян. Чем боги Египта отличались от богов греков. (египтяне изображали богов в виде животного или телом человека и головой животного)

Как вам уже известно, боги Олимпа посылали людям различные испытания, какие испытания разгневанных богов пришлось пережить Одиссею.

Но сегодня греческие боги пришли в гости в хорошем настроении и поэтому будут вам помогать. А кто кому будет помогать вы определите, когда посмотрите на жетоны, которые получили в начале урока.

Если у вас орел, то помогать вам будет (Зевс) (на столах стоят карточки «Царство Зевса»)

Если трезубец … (Посейдон) (на столах стоят карточки «Царство Посейдона»)

Если шлем …(Аид) (на столах стоят карточки «Царство Аида»)

Посмотрите сценку и ответьте на вопрос – Какое явление природы она олицетворяет?

Сценка «Похищение Персефоны»
Ведущая:
Я расскажу вам миф о Деметре и Персефоне. Вот она – Деметра, любуется дочерью, а дочь её Персефона собирает цветы. Но кто – то крадётся. Ах, это злой Бог подземного мира Аид.
Аид:
— Как хороша Персефона, я влюблён в неё. Дорогая Персефона, я не могу жить без тебя, пожалуй, я украду тебя.
Ведущая:
Аид украл Персефону, Деметра горько плакала. Перестали расти цветы, поля опустели.
Деметра:
О главный Бог Зевс, помоги мне вернуть дочь, я скучаю по дочери, я не смогу помогать людям, помоги мне, помоги!
Зевс:
Аид, брат, встань пред моими очами. Аид, верни Деметре дочь Персефону.
Аид:
Но я её люблю, я не могу без неё. Нет, я её на землю не верну.
Зевс:
Брат Аид, но на Земле растения завяли от горя её матери Деметры, верни Персефону или давай договоримся. Отпускай её на некоторое время на землю.
Аид:
— Я согласен, но только на время.
Ведущая:

Так Аид стал на несколько месяцев в году возвращать Персефону матери, Деметра радовалась и зацветали цветы, колосились поля. Когда Персефона уходила опять к Аиду. На Земле наступала ….

— Команды поднимают руки если готовы ответить. Итак, какое явление природы отражено в этом мифе?

(смена времен года)

За каждый правильный ответ команда получает золотую монету – греческую драхму.

«Угадай, кто я?» необходимо узнать в описании греческого бога или богиню.

1.Я родился хилым и болезненным, и Гера в гневе сбросила меня, своего сына, с Олимпа. Так и остался я хромым на всю жизнь. (Гефест)

2. Меня называют самым мрачным из богов. Глубоко под землей мое царство. Вход в него там, где заходит солнце. Нет возврата из моего царства. В царстве мертвых катит свои волны реки Стикс и Лета. Перевозчик Харон перевозит через них души мертвых.(Аид)

3.Из белоснежной пены морской родилась я, богиня любви и красоты. Я росла близ островов Кифары и Кипра. Куда не ступаю, всюду благоухают цветы. Дикие звери — следуют за мной. Как ручные. Я добра и нежна со всеми кроме, тех, кто любит самого себя. (Афродита)

4. Не смотря на свой грозный, воинствующий вид, эта богиня была очень привлекательна (Афина)

5. Ее имя означает «Мать-Земля». Она — «Великая мать», порождающая все живое. Одновременно— «благая богиня», хранительница жизни, научившая человечество земледелию.

У нее была дочь — Персефона — она была царицей подземного царства мертвых. (Деметра).

6.До своего совершеннолетия он жил на дне моря и занимался своим любимым делом: ковал. Прекрасные изделия выходили из его кузни, не было им равных ни по красоте, ни по прочности. Словно живые летали изображенные птицы, реально жили люди, и даже ветер обретал жизнь в прекрасных творениях Гефеста. Потом он узнал о своем происхождении и вернулся на Олимп. Бог огня, покровитель кузнечного ремесла и самый искусный кузнец. (Гефест)

Следующее задание. Перед вами несколько групп слов. В каждой группе слов есть слово не подходящее по смыслу. Найдите эти слова и объясните, почему вы их убрали.

«Почему мы так говорим»

Каждая команда получает карточку, на которой написаны крылатые фразы, Вам необходимо подобрать подходящее определение фразы

«Кануть в Лету», «Ахиллесова пята», «Ариаднина нить»

1.В греческой мифологии Лета — река забвения в Аиде, подземном царстве; души умерших по прибытии в подземное царство пили из нее воду и забывали всю свою прошлую жизнь (Гесиод, Теогония; Вергилий, Энеида, 6). Название реки стало символом забвения; возникшее отсюда выражение «кануть в Лету” употребляется в значении: навсегда исчезнуть, быть забытым.

2.В греческой мифологии Ахиллес (Ахилл) — один из самых сильных и храбрых героев; он воспет в «Илиаде” Гомера. Мать Ахиллеса, морская богиня Фетида, чтобы сделать тело сына неуязвимым, окунула его в священную реку Стикс; окуная, она держала его за пятку, которой не коснулась вода, поэтому пятка осталась единственно уязвимым местом Ахиллеса, куда он и был смертельно ранен стрелой Париса. Возникшее отсюда выражение «ахиллесова (или ахиллова) пята ”употребляется в значении: слабая сторона, уязвимое место чего-либо.

3.Выражение, означающее: путеводная нить, руководящая мысль, способ, помогающий выйти из затруднительного положения, решить трудный вопрос. Возникло из греческих мифов об афинском герое Тесее, убившем Минотавра, чудовищного полу-быка-получеловека. Афиняне обязаны были по требованию критского царя Миноса каждый год отправлять на Крит семь юношей и семь девушек на съедение Минотавру, обитавшему в построенном для него лабиринте, из которого никто не мог выйти. Совершить опасный подвиг Тесею помогла полюбившая его дочь критского царя Ариадна. Тайно от отца она дала ему острый меч и клубок ниток. Когда Тесея и обреченных на растерзание юношей и девушек отвели в лабиринт. Тесей привязал у входа конец нитки и пошел по запутанным переходам, постепенно разматывая клубок. Убив Минотавра, Тесей по нитке нашел обратный путь из лабиринта и вывел оттуда всех обреченных

За выполнение задания раздаются драхмы

Закрепление изученного на уроке

а) Где жили Боги древней Греции?

б) Кто был главным божеством на Олимпе?

в) что нового вы узнали на уроке о богах Древней Греции?

Ясно одно, что в древней Греции было много Богов, и они были все между собой связаны. У каждого свой характер, свои капризы, положительные и отрицательные качества. Им не чуждо ничто человеческое. Они как люди,…но только в отличие от людей они бессмертны.

— Никто не верит теперь, что на вершине Олимпа живут боги. От веры в олимпийских богов остались только легенды и мифы. Но учёные и мы с вами изучаем мифы древних греков. Объясните, почему учёные изучают легенды и мифы? (Это исторический источник, он позволяет представить мир, в котором жили древние греки)

— Что из услышанного сегодня могло соответствовать исторической действительности? (города, дворцы, овладение ремёслами, войны, цари, виды занятий, строительство кораблей, мореплавание и др.)

-Почему древние греки верили в существование олимпийских богов? (Они не могли объяснить явления природы, от которых зависела порой их жизнь)

Подведение итогов урока

— анализ работы учащихся на уроке и дома, выставление оценок;

— домашнее задание параграф 28.

-Почему греки относились к Зевсу с особым почтением? (Климатические условия; отсутствие таких рек, как в Египте; зависимость от дождя: Зевс – бог дождя, грома и молний).

-Почему в отличие от греков у египтян не было бога моря? (Средиземное море не играло такой большой роли)

3. Заполнение таблицы в ходе изучения материала (в тетрадях).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector