Герб греции фото и описание

Герб греции фото и описание

Символы

Официальная символика Калининграда включает в себя герб, флаг и нагрудной знак главы города.

Геральдическое описание герба города: «В лазоревом (синем, голубом) поле серебряный корабль с одним парусом и с серебряным вымпелом о двух концах, обремененным лазоревым Андреевским крестом, на мачте, прорастающей внизу тремя зелеными листами; в оконечности — золотые безанты, уложенные в волнистый, о двух волнах, пояс и уменьшающиеся к краям. Сердцевой щиток пересечен серебром и червленью; вверху — корона, внизу — уширенный на концах равноконечный (греческий) крест, обе фигуры переменных цветов. Щиток окружен лентой медали «За взятие Кенигсберга».

Свободное описание фигур герба города гласит

  • герб составлен из геральдических фигур, символов и знаков, помещенных в лазоревом (синем) поле щита;
  • использован прямоугольный щит со сторонами 8/9, закругленными нижними углами и выступающим острием в середине нижней части;
  • за основной элемент композиции принят серебряный (белый) одномачтовый парусник с повернутой носовой частью влево от зрителя (что означает вправо согласно правилам геральдики) с белым парусом и белым же вымпелом о двух концах (косицах), обремененным косым синим крестом. Корпус корабля обременен также тремя веслами на взмахе;
  • на мачте между парусом и корпусом корабля помещен фигурный сердцевой щиток переменных цветов, пересеченный серебром и червленью, обрамленный черно-зеленой лентой в виде литеры (V) с тремя зелеными листами в разрыве ленты. В верхней части сердцевого щитка помещена красная корона, в нижней — белый равноконечный уширенный на концах (греческий) крест;
  • в оконечности щита располагается волнистый в две волны пояс из двенадцати золотых (желтых) шаров (безантов), диаметры которых плавно уменьшаются от центра к краям щита.

Толкование символов герба города:

  • лазоревая (синяя) гамма поля щита наиболее реально отображает географические и исторические особенности областного центра. Символ гармонии мира, ясного неба, волны и спокойствия, знак покровительства городу Девы Марии;
  • парусник — в геральдике символ надежды и чистоты, обозначает городское сообщество. В качестве первоосновы заимствован с изображения древнего корабля новгородцев, отображает многовековые связи между славянскими землями Северной Руси и Древней Пруссии, между Россией и Калининградской областью;
  • три весла на взмахе символизируют динамичное движение общества в третье тысячелетие;
  • вымпел о двух концах (косицах) с косым синим крестом отображает исторические культурные и торговые связи между Россией и Восточной Пруссией, посещение Петром Первым Кенигсберга в составе Великого посольства. Символ незыблемого присутствия Балтийского флота на самых западных рубежах России. Знак покровительства городу святого апостола Андрея Первозванного;
  • сердцевой щиток с крестом под короной является геральдическим наследием города, символически отображает официальную дату образования города — 1255 г.;
  • красная корона, согласно историческим хроникам принадлежит основателю города Богемскому (чешскому) королю Пржемыслу (Оттокару II) — символ светской власти городского сообщества;
  • белый равноконечный крест — символ христианского воскресения, духовного возрождения;
  • черно-зеленая лента соответствует цветовой гамме колодки медали «За взятие Кенигсберга». Форма ленты в виде литеры (V) первой буквы латинского VIKTORY (победа) отображает исторический перелом в истории города, произошедший в результате победы советского народа над фашистской Германией. Согласно Потсдамским соглашениям город отошел под юрисдикцию СССР;
  • три зеленых листа — символ созидания новой возрожденной жизни в мирном послевоенном городе Калининграде. Отображает город как один из наиболее зеленых в России: Калининград — город-сад. Наиболее точно фиксирует географическое положение города, который рукава Старой и Новой Преголи делят на левобережье, правобережье и остров. Символизируют историческую первооснову трех исторических городов (Альтштадт, Кнайпхоф и Лебенихт), объединившихся в единый город в 1724 году;
  • 12 золотых шаров (безантов) — визитная карточка города как центра добычи и переработки «золота моря» — янтаря. Символизируют поплавки (кухтыли) рыбацких сетей. Символ древнего янтарного пути «Из варяг в греки» и двенадцати взаимосвязанных столетий истории поселения — городища — крепости — города на Преголе. Образ парящей геральдической ласточки «Мартлет» — символ весны и обновления.

Описание флага Калининграда

Прямоугольное полотнище насыщенного сине-голубого цвета с отношением ширины к длине 2:3. В центре полотнища — фигуры герба города Калининграда: плывущий к древку по волне, составленной из 12 шаров желтого цвета (диаметр которых увеличивается от краев к центру), одномачтовый корабль белого цвета с распущенным парусом и развевающимся флюгером, в крыже которого — диагональный крест синего цвета; ниже паруса на мачту наложен фигурный щит со старинным гербом Альтштадта (в верхней белой части красная корона, в нижней красной части — белый крест), окруженный овальным венком из ленты, состоящей из 4 зеленых и 3 черных полос, и увенчанный вверху трилистником зеленого цвета. Габаритная ширина корабля составляет 1/3 длины полотнища.

Описание нагрудного знака главы города Калининграда

Представляет собой гербовый щит в форме эллипса размерами 120 мм х 75 мм х 5 мм.

В центре щита располагается рельефное цветное изображение герба г. Калининграда. Щит по контуру окружен рельефной лавровой ветвью с вкраплениями янтаря шириной 11 мм и толщиной 5-7 мм. Волна, на которой располагается парусник, выполняется из 12 янтарных полушарий. В нижней части щита на рельефной девизной ленте располагается рельефная надпись: «ГЛАВА ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА».

Гербовый щит располагается в центре массивной цепи (регулируемой длины с защелкой), состоящей из отдельных звеньев, шарнирно соединенных между собой. Звенья цепи — двух типов, чередующихся между собой:

  • прямоугольной формы с размерами 30 мм х 20 мм х 3 мм со скошенными углами 5 мм с четырех сторон;
  • эллипсоидной формы с размерами 30 мм х 20 мм х 3 мм.
  • В центре каждого отдельного звена — янтарное включение различных цветовых оттенков.
  • Знак изготавливается в двух экземплярах:
  • оригинал из серебренного сплава 925-ой пробы с позолотой, цветные элементы герба города заполняются эмалью с янтарными включениями;
  • дубликат знака изготавливается из мельхиора с янтарными включениями (хранится в экспозиции Калининградского историко-художественного музея для всеобщего обозрения).

Футляры для хранения оригинала и дубликата нагрудного знака выполняются из орехового дерева с покрытием верхней части прозрачным материалом (стекло, плексиглас). Знак хранится на подушечке, покрытой алым бархатом или атласом на всю длину цепи.

Орёл оброс легендами: в чём истинный смысл герба российского государства

160 лет назад император Александр II завершил продолжавшуюся два года геральдическую реформу, которая была направлена на систематизацию государственных символов. Инициатором реформы был уроженец Берлина Борис Васильевич Кёне, возглавлявший гербовое отделение департамента герольдии сената.

Изображение орла и Святого Георгия, протыкающего копьём змея, Кёне привёл в соответствие с принятыми на тот момент международными стандартами геральдического искусства. В мае 1857 года сенат опубликовал указ, описывающий видоизменённый символ империи, который просуществовал до 1917 года.

  • Большой государственный герб Российской империи

Пришедшие к власти большевики запретили изображение имперского орла в качестве символа страны. После распада СССР Россия нуждалась в новых государственных символах, и первый президент РФ Борис Ельцин решил вернуть герб, утверждённый Александром II. Сегодня двуглавого орла в различных вариациях можно увидеть в символике государственных ведомств.

Конечно, современный российский орёл немного отличается от имперского. 160 лет назад птица была чёрной, сейчас — золотая. Кроме того, с крыльев орла были убраны гербы территориальных образований, которые входили в состав империи.

Поменялось и изображение всадника. На имперском гербе змея протыкает копьём Святой Георгий Победоносец. На нынешнем гербе изображена фигуру всадника в плаще. Это связано с тем, что Российская Федерация по Конституции является светским государством. В целом современный российский орёл сохранил исторический облик, просто стал выглядеть менее «нарядным».

В поисках смысла

Двуглавый орёл — один из официальных государственных символов РФ наряду с флагом и гимном. Изображение могучей птицы украшает паспорта россиян, отчеканено на монетах и красуется на президентском штандарте, а также на эмблемах государственных органов.

В образ хищной птицы вкладывается разный смысл. Согласно распространённой версии, которую часто озвучивают школьные учителя, двуглавый орёл означает геополитическое положение России, её равноценное внимание к политике на Западе и Востоке, готовность оборонять безграничные рубежи.

Скипетр и держава, которые орёл держит в лапах, символизируют незыблемость государственных устоев. Грудь орла, защищённая щитом с изображением всадника-змееборца, указывает на историческую миссию русского народа на Земле — борьбу со злом во всех его проявлениях.

Другая трактовка исходит из того, что двуглавый орёл означает возможность усиления позиций России на Западе и Востоке. Зорко и агрессивно смотрящая хищная птица посылает внешнему миру сигнал о готовности России проводить экспансионистскую политику.

В среде монархистов распространена версия об особом духовном предназначении России, которое заключено в гербе. Три короны в верхней части герба якобы символизирует защиту Святой Троицы (Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой) и веру в Бога, Царя и Отечество. Две головы орла объясняют стремление сохранить территориальную целостность государства.

Символ могущества

Российскому орлу приписывают некий уникальный символизм, однако профессиональные геральдисты опровергают все бытующие в обществе интерпретации. Учёные признают, что двуглавый орёл означает могущество страны, но какого-либо самобытного символизма в российском гербе нет.

Орёл — один из древнейших символов, который использовался во времена Персидской империи, античной Греции и Древнего Рима. Греки и персы считали, что орёл может подняться очень высоко и долететь до солнца, которое они обожествляли. Поэтому орёл олицетворял вдохновение, высоту человеческого духа, физическую силу и умение преодолевать трудности.

Двуглавый орёл означает возможность усиления власти. Данное изображение было свойственно некоторым крупным цивилизациям. Древние изображения двуглавого орла учёные обнаружили в канонических текстах индуизма, где описывается фантастическая птица Гандаберунда. Также символика с двуглавым орлом была найдена при раскопках на Ближнем Востоке (Хеттское царство, XII век до н. э.).

В Средневековье образ двуглавого орла возродился в эмблемах Палеологов — династии византийских императоров.

  • Двуглавый орёл Палеологов
  • © Wikimedia

Во второй половине XV века, после краха Константинополя, хищная птица стала символом набиравшего мощь Русского государства. Это произошло в период правления Ивана III, женившегося на Софье Палеолог, племяннице последнего византийского императора.

До геральдической реформы 1855—1857 годов российский герб подвергался серьёзным изменениям. В начале правления царя Алексея Михайловича (1645—1676) над головами орла стали изображать три короны, а позже в лапах птицы появились скипетр и держава — регалии самодержавной власти.

Александр I (1801—1825) опустил грозному орлу крылья, а вместо скипетра и державы распорядился изображать венок, молнии и факел. Николай I (1825—1855) вернул орлу более агрессивный вид и разместил на распростёртых крыльях титульные гербы: Казанский, Астраханский, Сибирский (на правом), Польский, Таврический и Финляндский (на левом).

Герб с традициями

Геральдисты призывают не искать какой-либо потаённый смысл в двуглавой птице. Орёл с двумя головами является гербом Австрии, Албании и Сербии. Он изображён на эмблемах некоторых силовых структур европейских стран. Например, на флаге генштаба армии Греции и гербе морской пехоты Испании.

Заместитель председателя Геральдического совета при президенте РФ Александр Цветков заявил RT, что официальной версии, которая объясняла бы значение российского герба, никогда не было, не существует её и сегодня.

«Всё, что можно встретить в информационном пространстве, — лишь интерпретации, попытки насытить каким-то идейным содержанием этот символ. Нельзя, правда, сказать, что это плохо. В какой-то мере это объясняет живучесть и объединяющую роль нашего орла. Каждый гражданин вкладывает в герб своё семантическое значение», — рассуждает Цветков.

Глава Геральдического совета при президенте РФ Георгий Вилинбахов отметил в беседе с RT, что современная Россия во многом продолжает геральдические традиции Российской империи.

«Традиционно двуглавый орел использовался в качестве геральдической основы на эмблемах или гербах различных министерств, ведомств и служб Российской империи. Эта традиция продолжается и сегодня. Тут встречаются совершенно разные интерпретации», — сказал Вилинбахов.

Как правило, в лапы фантастической птицы помещают ведомственные атрибуты, а на щит — фигуры, указывающие на профессиональную принадлежность. Также органы власти порой берут исторические версии двуглавого орла. Законодательство РФ позволяет ведомствам экспериментировать с эмблемами.

Например, эмблема МВД отличает от герба тем, что на щите изображён пеший воин, протыкающий змея на фоне триколора. Щит наложен на скрещённые мечи золотистого цвета и окаймлён лавровыми ветвями серебристого цвета.

  • Герб МВД

С окончательным вариантом своей символики летом 2016 года определилась Федеральная служба войск национальной гвардии. Новое силовое ведомство решило подчеркнуть историческую принадлежность императорской гвардии и внутренним войскам МВД СССР.

Геральдический знак Росгвардии — это увенчанный короной двуглавый орёл, держащий в лапах скрещённые мечи с серебряными клинками. На груди орла красуется треугольный щит, на его краповом поле всадник поражает змея копьём.

Туры в Кастелоризо 2021

Подберу лучший вариант отдыха по самой выгодной цене!

Получите консультацию профессионала!

Отдых в Кастелоризе

Греки понимают слово «провинция» очень своеобразно: это скромных размеров островок, очаровательный, зеленый и уютный, с ресторанчиками и пляжами, со множеством древностей и экзотики, и самое популярное местное средство транспорта – собственные ноги, ведь в таком раю спешить некуда.

Если Вам тоже захотелось в такую «провинцию» — отправляйтесь в туры в Кастелоризо 2021, где спокойная и романтичная неспешность бытия унесет любые заботы и проблемы в глубину вод Эгейского моря, оставляя только позитив.

«Провинциальные» примечательности

Если у Вас были хоть какие-то надежды на скуку во время поездки в туры в Кастелоризо 2021, турагентство розничной сети PEGAS Touristik ООО «ЦМТ» рекомендует Вам с ними расстаться – скучно здесь в принципе быть не может, ведь даже если Вы совершенно никуда не собираетесь ехать или идти – примечательности окружают Вас на каждом шагу.

К примеру, местные жители красят свои дома в любой цвет – какой только взбредет в голову. Сейчас это просто развлечение, а в византийские времена цветовое оформление дома было объявлением о статусе хозяина.

Если захотите взглянуть на древности, возраст которых отсчитывает тысячелетия – загляните или в фольклорный музей, или в археологический, а лучше – и туда, и туда, ведь нынешний тихий островок в старые времена был крупнейшим торговым центром.

На религиозные перипетии можно взглянуть, к примеру, в церковном комплексе Святого Константина и Елены – христиане выстроили его на фундаменте святилища Аполлона.

Если романтика рыцарского мира все еще будоражит Вашу кровь – навестите здешний замок – его выстроили в четырнадцатом столетии из необычного красного камня.

Необычная природная экзотика ожидает путешественников от турагентства розничной сети PEGAS Touristik ООО «ЦМТ» в местной пещере – Парастрас. В ней – не только легенды и мрачные местные мифы о вампирах, но и оригинальные сталагмиты.

Кстати, если Вы не верите в мифы, то туры в Кастелоризо 2021 могут Ваше неверие немного пошатнуть, если сделать прогулку к одной из островных Циклопических Стен – на редкость впечатляющее зрелище.

Время, проведенное со вкусом

Кастелоризо не обзавелся ночными клубами или яркими дискотеками, поэтому бурной ночной жизни здесь нет. Остров – лучшее место для восстановления спокойствия вместе c турагентством розничной сети PEGAS Touristik ООО «ЦМТ», способное предложить и всевозможные пляжные развлечения, и отличную рыбалку, и интересный дайвинг, и романтику парусных прогулок.

Пляжей здесь несколько, и можно выбрать обстановку под свои запросы и предпочтения. Можно также оценить достойное упоминания разнообразие греческой кухни – от традиционного пирога из нута, изысканных рыбных блюд и сладостей из островного меда до экзотичной «стравы», которая. Несмотря на необычное название – местный вариант вкуснейшей пахлавы. Приезжайте и пробуйте!

Телефон для частных лиц:

Данный интернет сайт носит исключительно информационный характер и вся информация на нем не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 (2) Гражданского кодекса Российской Федерации. Для получения подробной информации о наличии и стоимости, пожалуйста, обращайтесь к менеджерам по продажам.

Заказать обратный звонок

Оставьте Ваш номер и мы перезвоним!

Мгновенный подбор тура из Москвы

Бесплатный подбор тура специалистом центрального Московского офиса

Согласие на обработку персональных данных

Настоящим Я, являясь Заказчиком туристских услуг, входящих в состав туристского продукта, и уполномоченным представителем лиц (туристов), указанных в Заявке, даю согласие Агенту и его уполномоченным представителям на обработку моих данных и данных лиц (туристов), содержащихся в Заявки: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, пол, гражданство, серия, номер паспорта, иные паспортные данные, указанные в паспорте; адрес проживания и регистрации; домашний и мобильный телефон; адрес электронной почты; а также любых иных данных, относящихся к моей личности и личности лиц, указанных в Заявке, в объёме необходимом для реализации и предоставления туристских услуг, в том числе входящих в состав туристского продукта, сформированного Туроператором, на любое действие (операцию) или совокупность действий (операций), совершаемых с моими персональными данными и данными лиц указанных в Заявке, включая (без ограничений) сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных, а также осуществление любых других действий, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и/или доступ к таким персональным данным, а также на передачу (в том числе трансграничную) этих персональных данных Туроператору и третьим лицам – партнерам Агента и Туроператора.

Обработка персональных данных осуществляется Агентом и его уполномоченными представителями (Туроператором и непосредственными исполнителями услуг) в целях исполнения настоящего договора (в том числе, в зависимости от условий договора – в целях оформления проездных документов, бронирования номеров в средствах размещения и у перевозчиков, передачи данных в консульство иностранного государства, разрешения претензионных вопросов при их возникновении, представления информации уполномоченным государственным органам (в том числе по запросу судов и органов внутренних дел)).

Настоящим Я подтверждаю, что переданные мной Агенту персональные данные являются достоверными и могут обрабатываться Агентом и его уполномоченными представителями.

Настоящим Я даю свое согласие Агенту и Туроператору направлять мне электронные письма/информационные сообщения на указанный мной адрес электронной почты и/или номер мобильного телефона.

Настоящим Я подтверждаю наличие у меня полномочий на предоставление персональных данных лиц, указанных в Заявке, и принимаю на себя обязательство возместить Агенту любые расходы, связанные с отсутствием у меня соответствующих полномочий, в том числе убытки, связанные с санкциями проверяющих органов.

Я согласен (на) с тем, что текст данного мной по собственной воле, в моих интересах и в интересах лиц, указанных в Заявке, согласия на обработку персональных данных хранится в электронном виде в базе данных и/или на бумажном носителе и подтверждает факт согласия на обработку и передачу персональных данных в соответствии с вышеизложенными положениями и беру на себя ответственность за достоверность предоставления персональных данных.

Настоящее согласие дается на неопределенный срок и может быть в любой момент отозвано мной, а в части качающейся конкретного лица, субъекта персональных данных, указанного в Заявке, указанным лицом, путем направления письменного уведомления в адрес Агента по почте.

Настоящим Я подтверждаю, что мои права, как субъекта персональных данных, мне разъяснены Агентом и мне понятны.

Настоящим Я подтверждаю, что последствия отзыва настоящего согласия мне разъяснены Агентом и мне понятны.

Две головы лучше

Орел с двумя головами в разном виде, цвете и исполнении находился на нашем гербе свыше пяти веков — со времен Московского государства времен Ивана III и до 1918 года.

История двуглавой птицы корнями уходит в глубокую древность. Одно из самых старых изображений двуглавого орла датируется XIII в. до н.э. Его относят к хеттской цивилизации. Этого индоевропейского народа уже давно нет, их государство располагалось на территории современной Турции. Хеттский орел отличался забавной деталью: нес в лапах двух зайцев. Придумали хетты его сами или подсмотрели у каких-то еще более ранних и неведомых нам цивилизаций — тайна, которая едва ли когда-либо будет разгадана.

Фото: Александр Вильф/ РИА Новости

Многим народам в этом образе виделось что-то загадочное и сакральное. Птица с двумя головами в разном исполнении встречалась в Древнем Египте и на ассирийских памятниках, ее изображение находили при раскопках шумерских городов в Месопотамии. А еще в Индии, в Древней Греции, у персов, арабов и монголов.

Читайте также  Термальные курорты греции зимой

Как он залетел к нам — об этом историки спорят. Разрубали птиц на две части и прибивали к столбам викинги, которые служили у нас наемниками. Но также было сообщение и с Европой, где двуглавый орел красовался на щитах рыцарей XI-XV веков во времена крестовых походов. Хотя самая убедительная версия: такого орла в Москву привезла Зоя Палеолог, которая, приняв православие, стала Софьей — супругой Ивана III.

Зоя была племянницей последнего императора Византии Константина IX Палеолога. Византия была продолжением Священной Римской империи, ее называли Вторым Римом. Император Константин погиб при взятии Константинополя турками-османами. Константинополь стал столицей Османской империи и, образно говоря, место Рима-Византии стало вакантным.

Свято место пусто не бывает. Москву все чаще стали называть Третьим Римом. Согласно пророчеству старца псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофея: «Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти». В вольном переводе — два Рима пали, третий стоит, а четвертого не будет.

Софья, как наследница последнего императора Второго Рима, просто идеально подходила для московского престола. Гербом династии Палеологов был двуглавый орел.

Как именно орел был предложен Софьей Ивану III — неизвестно. Считали, что впервые он появился на царской печати в 1497 году. Этот год и был принят за точку отчета.

Все изменилось недавно. На Боровицкой башне Московского Кремля обратили внимание на орла, чей возраст специалисты оценили как соответствующий возрасту башни. А Боровицкую башню возвели в 1490 году.

Впрочем, слово историкам.

Мой собеседник — советник директора ФСО, доктор исторических наук, профессор, завкафедрой исторического факультета МГУ Сергей Девятов.

Сергей Викторович, о том, что двуглавый орел на Боровицкой башне Кремля — самый древний в нашей истории, заговорили несколько лет назад. По слухам, орла планировали снять с башни для реставрации, заменив копией. И где сейчас оригинал?

Фото: Илья Питалев/РИА Новости

Сергей Девятов: На своем месте. Согласно планам, реставрация Боровицкой башни намечена на 2020 год. Возможно смещение сроков — на 2019-й. Но реставрация, как и ее сроки проведения, — это не наша компетенция. Все определяет наука.

Специалисты по-прежнему уверены, что этот орел 1490 года? Он разве не мог появиться позже, во время достройки башни?

Сергей Девятов: Он втесан в основной массив башни, эта часть не перестраивалась с 1490 года. И он не один — там три древних герба: 1) двуглавый орел; 2) лев с мечом напротив крылатого змия (дракона); 3) всадник с поднятым над головой мечом. Все ли согласны с тем, что гербы 1490 года? Как часто бывает в среде историков, дату пытались оспаривать. Но гербы же, повторюсь, не в верхней части башни, которая достраивалась. Я обсуждал это с главным герольдмейстером России Георгием Вадимовичем Вилинбаховым. В принципе, он согласен с возрастом. Но окончательное заключение можно сделать только после экспертизы.

Ее можно провести на стене? Не дожидаясь реставрации всей башни?

Сергей Девятов: Нет, нельзя. Для радиоуглеродной экспертизы герб нужно изымать из стены. Во время реставрации Боровицкой башни все три герба будут извлечены и заменены временными копиями. Экспертизу проведут в музеях Кремля. Для анализа не годится поверхностный слой, нужно брать внутренний.

Сергей Викторович, чисто обывательский вопрос: приходилось слышать, что орел на Боровицкой башне не очень похож на орлов Палеологов, его геральдика больше напоминает итальянскую. Боровицкую башню строил итальянец Пьетро Солари, ставший в Москве Петром Фрязиным. Не могла ли Великая княгиня Московская Софья договориться с итальянскими мастерами и, что называется, поставить своего супруга Ивана III уже перед фактом? Смотри, какая красота — пусть будет гербом, ведь Москва — Третий Рим!

Сергей Девятов: Не могла.

Надо учитывать, что в ту эпоху геральдические символы могли быть использованы исключительно с разрешения высшей власти. И никаких исключений быть не могло. Да, Иван III был человеком глубоко либерально-демократических взглядов, он даже пустил пожить в Кремле Аристотеля Фиорованти (который построил кремлевский Успенский собор), что было совершенно немыслимо при прежних правителях.

Но в вопросах геральдики никакого либерализма не было. Это серьезная наука, и без ведома и согласия Великого князя Ивана III поставить какой-то геральдический символ было просто немыслимо. Так что никто из итальянских архитекторов, работающих в Кремле, не рискнул бы поставить «левого» орла.

К тому же встречный вопрос: а откуда тогда взялись другие гербы? Лев и змий (дракон) и всадник с мечом — это были символы единения территорий. Как осколков Золотой Орды, так и литовского княжества. А лев — это Владимирское княжество. Так что на Боровицкой башне нет случайных символов. Московский Кремль носил сакрально-идеологический характер, был символом единения Руси.

То есть вывод однозначный: орла привезла все-таки Софья Палеолог?

Фото: Антон Денисов/ РИА Новости

Сергей Девятов: Документов на сей счет не обнаружено. Но все логично: Иван III разделял тезис о том, что Москва — Третий Рим. Последний из императоров династии Палеологов использовал двуглавого орла, Софья — его племянница. Так что привезла его в Москву скорее всего она. Но заслуга в том, что орел стал государственным символом, принадлежит Ивану III. Его женитьба на представительнице рода Палеологов — повод, а не причина. И концепция Третьего Рима — тоже повод, а не причина. Говоря современным языком, Иван III ввел новое качество государственного строительства и устройства страны. Это был не просто уход от татаро-монголов, которым он прекратил платить дань. Поводом могло быть все что угодно. Зоя (Софья) Палеолог удачно подвернулась под руку и отлично вписалась в концепцию нового государственного строительства.

Изображение орла не раз менялось. Есть теория: когда у орла расправлены крылья — Россия тоже расправляла крылья. И наоборот. Кстати, нынешний орел на гербе России застыл с широко расправленными крыльями. Хотя в среде профессиональных историков к размаху крыльев, наверное, относятся с юмором?

Сергей Девятов: Нет, серьезно. У каждой эпохи были свои символические детали. Молнии в лапах орла — эпоха Александра I. Первый из Романовых добавил на герб три короны, его сын приказал дорисовать скипетр и державу. Что касается поднятых или опущенных крыльев, то это момент скорее вкусовой. Кому что нравится.

У вас есть орел-любимец?

Сергей Девятов: А как же! У меня в кабинете висит орел, утвержденный императором Николаем I. Он не является геральдическим, хотя красуется на фасаде Большого Кремлевского дворца. Очень симпатичный. Его часто называют «тоновским» — по фамилии Константина Тона, главного архитектора Большого Кремлевского дворца. Крылья у орла подняты.

Перенесемся ближе к нашему времени. До самой смерти Ленин видел на башнях Кремля не рубиновые звезды, а императорских орлов. Несколько раз писал в секретариат Совнаркома записки о том, что орлов нужно снять. Но их не снимали. Это был вопрос неподъемных материальных затрат? Или требования Ильича кто-то намеренно саботировал?

Сергей Девятов: Да, тогда действительно на многое не хватало денег. Но что очень важно: не было и необходимых технологий. Когда встал вопрос о создании стальных звезд с самоцветами, то. Да, их сделали, а они практически через год посыпались. Собственно, почему и встал вопрос о рубиновых звездах — они долговечнее. Их изготовление поручили институту химического машиностроения, была привлечена наука: просчитали состав стекла. Но это уже вторая половина 1930-х годов. А в начале 1920-х годов задачу можно было поставить, но технологически не было возможности ее решить. Могли сварить железный каркас, но он прогнивал за пару лет: звезды корродируют, самоцветы осыпаются, конструкция разрушается. Другое дело — рубиновые звезды, это высокотехнологическое производство. И они появились на кремлевских башнях тогда, когда появились нормальная химическая промышленность, технические кадры. При Ленине этого не было.

В 1930 году оперативный отдел НКВД поручает академику Игорю Грабарю провести экспертизу кремлевских двуглавых орлов на предмет их исторической ценности. Грабарь в докладе пишет: «Ни один не представляет памятника старины». И это при том, что орел Троицкой башни был достаточно старый. Грабарь — художник, искусствовед и реставратор с именем. Он на самом деле считал, что орлы не представляют никакой исторической ценности? Или просто не мог иначе ответить НКВД?

Сергей Девятов: Орел на Троицкой башне — 1870 года. Там печальная история: его даже не смогли демонтировать. Он был сборно-сварной, его пришлось на самой башне разрезать на куски. Все орлы с башен Кремля отличались друг от друга, и, кстати, самый старый — с Троицкой башни — был самым неудачным. И с точки зрения Грабаря, художественной ценности он действительно не представлял. Не забывайте: столица ведь долгое время была в Питере, в Москву все шло по остаточному принципу. В том числе и для Кремля.

С башенных орлов обдирают золото и в конце октября 1935 года их выставляют на всеобщее обозрение в Центральном парке культуры и отдыха им. Горького. Там же показывают новые рубиновые звезды для кремлевских башен. Звезды — понятно. А орлов-то зачем выставляли? Дали народу проститься?

Сергей Девятов: Шло обсуждение звезд для башен Кремля, народу показали проекты. А когда сняли орлов, показали их вблизи. Нет, это не было прощанием. Скорее символический отказ от старого имперского прошлого. Орлов отправили на переплавку.

И ни один не сохранился?

Сергей Девятов: В 1990-е ходила легенда о том, что один орел с башни якобы сохранился. Его закопали на территории Кремля. Сняли ведь четырех орлов, а на обозрение выставили трех. Мы проверяли. Никаких следов не нашли. Судя по всему, отправили на переплавку всех. Цветной металл в то время — большая ценность.

В геральдике орел символизирует бессмертие, мужество, дальновидность и силу.

Древние греки отождествляли орла с Зевсом, римляне — с Юпитером, германцы — с Одином. На Руси орел — царская птица, инкарнация Перуна.

Орел на гербе РФ — символ борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества.

Орлы встречаются на региональных гербах. Так, на гербе Белгородской области изображен лежащий на зеленой земле золотой лев, над которым парит черный орел с серебряными глазами и золотым клювом. Трактуется так: лев — это образ победы над Швецией в Полтавской битве, орел олицетворяет русское войско, трава — символ плодородия.

Самый древний двуглавый орел — геральдический символ государства Российского. Ему 528 лет. Датируется временем правления Ивана III после его женитьбы на Зое Палеолог, племяннице последнего императора Византии («Второго Рима»). В Москве Зоя стала Великой княгиней Московской Софьей Фоминичной. Считается, что именно орел императорской династии Палеологов и стал прообразом этого орла. Но произошло это не сразу: Софья прибыла в Москву в 1472 году, а Боровицкая башня построена в 1490-м. Герб расположен на третьем блоке юго-западного пилястра четверика башни. И его видно с улицы: с перехода с Большого Каменного моста наблюдательный человек с хорошим зрением может увидеть герб с расстояния примерно 30 метров. Ближе подойти не пытайтесь — там пост охраны.

Декретом ВЦИК и СНК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» в 1917 году российские знаки различия, ордена, флаг и герб были упразднены. В 1918 году при принятии Конституции РСФСР был выбран новый герб. Но двуглавый орел еще какое-то время использовался. В начале 1919 года в Омске (столица белых) по инициативе Общества художников и любителей изящных искусств прошли конкурсы на создание нового госгерба. Было рассмотрено 97 проектов. В итоге все-таки оставили двуглавого орла. Новация — над птицей был крест с девизом «Сим победиши!» Убрали короны, но в лапе у птицы по-прежнему держава. Скипетр заменил меч. Окончательный вариант так и не приняли, но новый герб использовали на печатях и банкнотах. До тех пор, пока Красная армия не разбила войска Колчака и не разогнала омское правительство.

История герба

Государственная печать царя Алексея Михайловича. Изображение из «Титулярника» («Большой государевой книги»). 1672 год © rusarchives.ru

История герба России восходит к концу XV века, времени правления Ивана III, когда впервые на печати государя появилось изображение двуглавого орла. Именно эта эмблема и стала главным элементом герба, со временем претерпевшего различные изменения.

К началу XVIII века государственный герб России представлял собой двуглавого орла с раскрытыми и поднятыми крыльями, увенчанного тремя коронами, со скипетром и державой в лапах и щитком с изображением всадника-змееборца на груди (окружающие орла символы на государственных печатях второй половины XVII века носили отчасти «факультативный» характер и в XVIII веке не прослеживаются).

Петровская эпоха внесла несколько существенных изменений во внешний облик государственного герба, что было связано с очевидным западноевропейским влиянием.

Орден Святого апостола Андрея Первозванного на портрете Семена Мордвинова. Фрагмент картины Карла Людвига Христинека. 1771 год © Wikimedia Commons

Во-первых, на государственных печатях петровского времени по крайней мере с 1710-х годов появилось изображение цепи ордена Святого апостола Андрея Первозванного — высшей награды России, учрежденной Петром I после возвращения из поездки в Европу в составе Великого посольства. Эта цепь могла охватывать как весь щит с государственным гербом, так и центральный щиток с изображением всадника. Второй вариант в итоге устоялся и впоследствии был официально утвержден. Орден Св. Андрея Первозванного был единственным орденом Российской империи, имевшим шейную цепь. Апостол Андрей Первозванный имел большое значение для Петра не только как покровитель России (согласно легенде, зафиксированной в «Повести временных лет»), но и как покровитель моряков и мореходства. Введение знака высшего государственного ордена укрепляло статус государственного герба и устанавливало параллели с традицией западноевропейской государственной геральдики.

Фрагмент штандарта Петра I с корабля «Ингерманланд». 1710-е годы © Центральный военно-морской музей Министерства обороны РФ

Во-вторых, также с 1710-х годов на государственных печатях короны над головами орла вместо прежних царских венцов принимают вид западноевропейских корон императорского типа — из двух полушарий с обручем посередине. Тем самым, по-видимому, подчеркивался имперский статус Российского царства, официально утвержденный в 1721 году после окончания Северной войны.

В-третьих, также с 1710-х годов на печатях на крыльях орла начинают помещаться изображения шести основных титульных гербов — Киевского, Владимирского, Новгородского, царств Казанского, Астраханского и Сибирского. Это новшество также находит параллели в европейской геральдике, в том числе в государственной геральдике Священной Римской империи германской нации. Впоследствии в российской государственной геральдике эта традиция закрепилась (хотя состав титульных гербов в XIX веке изменился).

В-четвертых, начиная с 1710-х годов формируется (в том числе и самим Петром I) представление о всаднике-змееборце как Св. Георгии Победоносце. Это сопряжение объяснялось близостью иконографических типов изображений всадника и Георгия Победоносца и отходом от прежней, светско-кратологической трактовки змееборца XVI–XVII веков.

После создания в 1722 году Герольдмейстерской конторы — официального органа, занимавшегося в том числе и вопросами официальной геральдики, первый профессиональный геральдист в России граф Ф. М. Санти разработал новый проект государственного герба, в соответствии с которым герб был утвержден указом Екатерины I о государственной печати от 11 марта 1726 года. Описание герба было следующим: «Орел черный с распростертыми крыльями, в желтом поле, в нем ездец в красном поле».

Изображение знамени, пожалованного императрицей Елизаветой Петровной Дондук-Даши при провозглашении его ханом Калмыцким. 1757 год © Wikimedia Commons

Таким образом определилась цветовая гамма российского герба — черный орел в золотом поле — подобно двуглавому орлу в государственном гербе Священной Римской империи. Российская империя в геральдическом отношении становилась вровень с ведущим государством тогдашней Европы и в какой-то степени вступала с ним в «диалог» об имперском наследии вообще. Изображение всадника-змееборца в качестве Св. Георгия Победоносца было признано московским гербом в 1730 году. Утверждение этого герба состоялось уже при Екатерине II в 1781 году: «Святый Георгий на коне, в красном поле, поражающий копием черного змия».

Рубль 1736 года с профилем Анны Иоанновны на аверсе © realcoins.ru

Во второй половине 1730-х годов работавший в России швейцарский гравер
И. К. Гедлингер создал новую государственную печать, использовавшуюся на протяжении всего XVIII века. На ней помещено весьма живописное изображение двуглавого орла с поднятыми крыльями и головами, цепь ордена Св. Андрея Первозванного охватывает щиток с московским гербом, а вокруг орла расположены шесть щитков с основными титульными гербами. В дальнейшем вплоть до начала царствования Павла I никаких изменений в российском государственном гербе не произошло.

Фрагмент иллюстрации из «Манифеста о Полном гербе Всероссийской империи». 1800 год © the.heraldry.ru

Павел I, будучи увлечен рыцарской тематикой, оказал огромное влияние на развитие в России геральдики, попытавшись превратить ее в стройную и логичную систему. Как известно, уже в начале своего царствования он принял звания протектора, а затем и гроссмейстера (великого магистра) Мальтийского ордена — Ордена Св. Иоанна в Иерусалиме рыцарей Родоса и Мальты (в российской литературе утвердилось неверное наименование этого ордена — Св. Иоанна Иерусалимского). Этот статус был отражен и в государственном гербе. 10 августа 1799 года в новый вариант герба были введены белый восьмиконечный мальтийский крест и корона магистра Мальтийского ордена. Корона помещалась над щитком со Св. Георгием Победоносцем (московским гербом), который, в свою очередь, висел на андреевской ленте на груди двуглавого орла и был наложен на мальтийский крест. 16 декабря 1800 года Павел I утвердил «Манифест о Полном гербе Всероссийской империи», представлявшем собой сложную геральдическую композицию, созданную, вероятно, по образцу прусского государственного герба. Одной из особенностей этого нового варианта герба было объединение в нем всех титульных гербов Российской империи в числе почти полусотни. Однако этот герб так и остался проектом, не будучи введен в употребление. После восшествия на престол Александра I государственная геральдика России была возвращена к тому виду, который она имела до 1796 года. 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector