Главные боги древней греции

Главные боги древней греции

Боги Древней Греции
презентация к уроку по окружающему миру на тему

Олимп – высочайшая гора Греции и одна из самых высоких в Европе, ее высота – 2919 метров. В греческой мифологии Олимп считался жилищем 14 главных богов.

Традиционно в число олимпийских входило четырнадцать богов. Списки олимпийцев не всегда совпадают. Зевс , Гера , Деметра , Гестия , Посейдон , Аид а также их потомки: Гефест , Гермес , Арес , Афродита , Афина , Аполлон , Артемида , Дионис

Зевс Олимпийский — бог неба, грома и молний, ведающий всем миром.

Бог Морей Посейдон на колеснице.

Аид — бог подземного царства

ГЕСТИЯ — богиня домашнего очага

ГЕРА Золотронную славлю я Геру, рождённую Реей, Вечноживущих царицу, с лицом красоты необычной, Громкогремящего Зевса родную сестру и супругу Славную. Все на великом Олимпе блаженные боги Благоговейно её наравне почитают с Кронидом. ГОМЕР.

Богиня Деметра – богиня плодородия и земледелия

АФИНА — богиня организованной войны и мудрости

Акрополь — город богини Афины

Афродита — богиня любви и красоты .

Артемида великая олимпийская богиня охоты

Гефест — Бог огня, покровитель кузнечного ремесла.

Гермес – Бог торговли и воровства

Арес — бог войны

Аполлон — златокудрый бог — охранитель стад, солнечного света, наук и искусств.

ДИОНИС – БОГ РАСТИТЕЛЬНО-СТИ, ВИНОГРАДОРСТ-ВА, ВИНОДЕЛИЯ

УКАЖИТЕ ЛИШНИЕ ПОНЯТИЯ И ОБЪЯСНИТЕ ПОЧЕМУ: ЗЕВС АПОЛЛОН АРЕС ОСИРИС ГЕРМЕС ТОТ ОСИРИС

СЛОЖИТЕ СЛОВО ИЗ БУКВ: ГИЛИЯРЕ (вера в существование сверхъестественных сил) РЕЛИГИЯ НИАФА (богиня справедливой войны ) АФИНА ТИДАРАФО (богиня любви и красоты) АФРОДИТА МРЕГЕС (бог торговли) ГЕРМЕС ДИМАТАРЕ (богиня охоты) АРТЕМИДА

СООТНЕСИТЕ БОГОВ С ИХ ХАРАКТЕРИСТИКОЙ ЗЕВС а) Бог моря АФИНА б) Богиня плодородия АФРОДИТА в) Богиня охоты. ДЕМЕТРА г) Богиня справедливой войны и мудрости. АИД д) Богиня покровительница браков. ПОСЕЙДОН е) Бог подземного царства. ГЕРА ж) Бог неба, грома и молний. АРТЕМИДА з) Богиня красоты и любви. 4-5- 3; 6-7-4; 8-5.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Боги и герои Древней Греции в шедеврах Эрмитажа

Презентация подготовит младших школьников к тематической экскурсии в Эрмитаж «Скульптура».

Презентация к уроку Истории Древнего мира в 5 классе на тему :»Боги Древней Греции»

Презентация предназначена для уроков по литературе в 3-4 классах начальной школы. Даёт возможность познакомиться с богами и героями Древней Греции. Может быть использована на уроках изо.

Боги и герои Древней Греции.

Презентация с картинками » Боги и герои Древней Греции» подготовлена для учащихся 4 класса по любой программе. Можно использовать в качестве пособия для викторины.

Легенды и Мифы Древней Греции. Мифологические мотивы, характерные для фольклора разных народов. Представление о пантеоне греческих богов.

Урок был проведён после прочтения учениками книги («Мифы Древней Греции» Н.А. Куна) во время внеклассной работы. Это помогло учащимся ориентироваться в жизни богов, иметь представление о жит.

Урок по математике Путешествие по Древней Греции. Задачи Древней Греции 4 класс

Урок по математике Путешествие по Древней Греции. Задачи Древней Греции 4 класс.

Технологическая карта интегрированного урока: литературное чтение 4 класс и «Мир музея». Тема: Мифы Древней Греции. Деревянный конь. Боги, герои и люди.»

В технологической карте предствлен интегрированный урок( чтение +музей) по программе УМК «Перспектива» для 4 класса по теме «Мифы и легенды Древней Греции.Урок способс.

Боги Древней Греции

Шикарный анализ! Гесиод с Гомером нервно курят в сторонке. А что же так, историческую родину спровадили в Аид? Чем не угодила? Ну, а история о Посейдоне вообще превзошла всё — либерализм в Древней Греции.Хочется писать, как на форумах — автор жжот!

Как не странно это и есть разгадка этих мифов. Это религиозное мировоззрения в религии есть много интересных моментов «страшный суд» или «если рука предала отрежь ее если глаз тебя искушает выбей его». Так что это древние авторы жжут а не я.

Чем дальше, тем веселее. Это с каких пор для Древней Греции было характерно религиозное мировоззрение а не мифологическое? Честное слово, стыдно не знать разницы, если взялись писать о философии, хоть азы выучите. Почему вообще приводите библейские цитаты, говоря о греческой мифологии? Но мне понравилось. В следующий раз когда захочу посмеяться, зайду, ещё почитаю.

Мифологическое мировоззрения это ранние религиозное мировоззрения. Из Древнегреческого мифологического мировоззрения зародилось христианское религиозное мировоззрения.

Нет, котик! Это две большие разницы — мифологическое и религиозное мировоззрение. Иначе бы не появились мировые религии. Только на вопрос не ответили — почему отправили историческую родину в АИД. Чем плоха?

Настоящими идеологическими оппонентами религиозных людей были только гностики и атеисты а разбора христиан с язычниками это разборка между очень похожими мировоззренческими системами молодой системой и старой. А на ваш вопрос я уже ответил.

Когда человек берётся писать о нынешних мировых проблемах, не имея представления об истории и истоках нынешней цивилизации, это выглядит довольно наивно.

Такого мифологического мировоззрения я и не знаю.
«Скажи мне кто твой враг и я скажу кто ты». Используя этот закон придуманный Вильямом Шекспиром я проанализировал кто такие были Древние Греки и какое было у них мировоззрения. Религия это мораль и война. Жрецы и христианские священники воевали за деньги и власть за веру. религия не меняется со временем даже сейчас священники благословляют людей на войну и идут в полевые каперланы.

Есть мифологическое мировоззрение, религиозное, научное. Это азы философии и вопрос, на который знает ответ любой первокурсник. В таком случае знаете ли ответ, почему Зевс бессмертен?

Зевс это религиозно- литературный образ. Его можно изменять и называть по разному. Есть у него корни в культуре это образ диктатора или монарха.

Или это Бог Грозы, общий для всех индоевропейцев. От хеттов до Скадинавии.

Если Зевс это просто бог грозы тогда зачем он заковал Прометея ?

Потому, что история Прометея это более поздняя литературная обработка ранних легенд. Здесь имеется ввиду миф о борьбе между богами и титанами, как греческий вариант малоазийской истории о смене поколений богов на небесах.Олимпийская религия древних греков — это синтез более ранних верований и литературных версий мифов. Она не так долго существовала, и ко времени эллинизма устарела. А сравнение хеттских, вавилонских мифов с греческими прекрасно показывает, откуда всё взялось.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Урок истории в 5 классе

Мне посчастливилось благодаря издательству «Дрофа» получить возможность работать по комплекту «История Древнего мира» Е.В.Саплиной, Б.С.Ляпустина, А.И.Саплина. Комплект включает в себя учебник, рабочую тетрадь, методическое пособие, поурочное планирование, атлас и контурные карты. Это настоящий праздник для учителя! Сразу видно, что авторы учебника знают школу и учеников не понаслышке.

Учебник красочный, материала в параграфах достаточно для углубленного изучения истории, и одновременно не возникает вопроса о перегрузке информацией. Здесь вы найдете цветные иллюстрации, карты, схемы, и, заметьте, никаких случайностей: все карты, схемы и иллюстрации относятся к материалу соответствующего параграфа, по ним можно и нужно работать. Каждый учитель, преподающий в 5 классе, знает, как важна наглядность. В наше время, конечно, многие дети ездили и в Египет, и в Грецию, и в Италию, но ведь большинство ребят нигде не были, и для них важно сначала увидеть, послушать сопровождающий иллюстрацию рассказ учителя.

Новые понятия выделены в тексте и вынесены под черту в конце страницы; даты, обязательные для запоминания, выделены в тексте жирным шрифтом. Особо хочу отметить наличие в учебнике рубрик «Для любознательных», «Работаем с документом» и «Я знаю, что…». Первые две рубрики встречаются почти в каждом параграфе, позволяют расширить кругозор учащихся, дать им более глубокие знания по предмету. Рубрика «Я знаю, что…» приводится в конце каждого раздела и может служить основой для проведения повторительно-обобщающих уроков.

К каждому уроку в рабочей тетради вы найдете разноуровневые задания, что позволяет осуществлять индивидуальный подход в обучении. Методическое пособие предоставляет учителю огромное поле для творчества: каждый урок дается в нескольких вариантах, есть дополнительный материал для учителя и раздаточный материал для учащихся, выделяются проблемные вопросы.

На каждом уроке используется весь методический комплект, дети не устают на занятиях за счет смены видов деятельности: послушали учителя, почитали учебник, поработали с картой, с иллюстрациями, выполнили задания в рабочей тетради, поиграли в конце урока. Несомненным примером успеха использования данного комплекта является победа моего ученика (1-е место) в этом году на олимпиаде по истории, причем дополнительных занятий для подготовки не понадобилось. В качестве примера использования на занятиях всего методического комплекта привожу разработку урока «Боги Древней Греции», проводившегося в 5 гимназическом классе. Этот же урок с успехом был проведен и в общеобразовательном классе.

На занятиях, предшествовавших данному уроку, и на спецкурсе «Мифы Древней Греции» детям было дано опережающее задание: подготовить костюмированное выступление по теме «Боги Древней Греции». Тексты выступлений были составлены детьми на основе мифов о древнегреческих богах по дополнительной литературе. Учитель лишь корректировал и направлял деятельность учеников.

Тема «Боги Древней Греции»

1. Изучить культы основных древнегреческих богов, познакомить учащихся с мифами о них.

2. Подвести учащихся к пониманию общей закономерности о возникновении религиозных верований у разных народов, начать сравнительный анализ религии древних египтян и религии древних греков.

3. Привить школьникам навыки работы с текстом учебника, картами, иллюстрациями.

4. Формировать у них умения выделять взаимосвязи, главное в тексте, общее и частное.

Тип урока: комбинированный.

Учебное оборудование: карта «Крито-Микенская Греция», учебник Е.В.Саплиной, Б.С.Ляпустина, А.И.Саплина «История Древнего мира», изд-во «Дрофа», 2006; рабочая тетрадь Е.В. Саплиной, А.И.Саплина по истории древнего мира, изд-во «Дрофа», 2004; атлас и контурная карта по истории древнего мира, изд-во «Дрофа», 2006; рисунки учащихся по теме «Боги Древней Греции», иллюстрации (вывешиваются на доске).

Деятельность учащихся выделена курсивом.

Этапы урока, объяснение учителя

1. Организационный момент

2. Переход к изучению новой темы.

Беседа с учащимися:

– Дайте определение понятию «религия».

Религия – это вера человека в сверхъестественное.

– Почему появляются религиозные верования?

Потому что человек не мог объяснить явления природы.

– Что мы с вами знаем о представлениях древних греков об устройстве мира?

Землю со всех сторон окружает Мировой океан. Из него поднимаются и в него опускаются небесные светила: луна, солнце, звезды. У западных вод океана стоит могучий титан Атлант, поддерживающий плечами небесный свод. Тут же, в дивном саду, живут дочери Атланта: они стерегут золотые яблоки – плоды вечной юности. В самых глубоких недрах земли, ниже Аида, находится мрачный Тартар – кромешная бездна, здесь томятся побежденные врагами титаны.

– Как по представлению эллинов возник мир?

Сначала из Хаоса появилась Гея – земля и Уран – небо. От них произошли могучие и грозные титаны, циклопы и страшные великаны. Титан Крон, бог времени, сверг своего отца и воцарился в мире. В наказание за такое преступление Крона на Земле появились богини мщения эриннии и божества: Танатос – смерть, Эрида – раздор, Апатэ – обман, Кер – уничтожение, Гипнос – мрачный сон. Крон боялся, что и его дети поступят с ним точно так же, как и он сам поступил со своим отцом. И поэтому приказал своей жене приносить ему всех новорожденных младенцев. Он безжалостно проглатывал их, всех своих детей. Последнего сына – Зевса – жена Крона Рея спасла. Она вместо него дала проглотить мужу камень, завернутый в пеленку. Когда Зевс вырос, он восстал против отца и заставил его вернуть всех проглоченных им детей. Зевс и его братья победили и низвергли титанов в мрачный Тартар, а сами поделили между собой мир: Зевс стал царствовать на небе, Посейдон – на море, Аид – в подземном царстве. Земля же осталась в их совместном владении.

3. Изучение новой темы

Сегодня мы с вами поговорим более подробно об этих трех братьях и их царствах. Эллины верили, что главные боги живут большой семьей в роскошных дворцах на вершине горы Олимп. Давайте найдем с вами на карте в атласе гору Олимп. В какой области Греции она находится?

Давайте надпишем ее в контурной карте. Но мы не должны путать гору Олимп с областью Олимпия, которая располагалась в Средней Греции. В этом месте Зевс одержал победу над своим отцом Кроном. Здесь раз в четыре года греки устраивали Олимпийские игры, о которых мы с вами будем говорить на последующих уроках. Найдите эту область в атласе и надпишите ее в контурной карте.

Учащиеся надписывают в контурной карте гору Олимп и область Олимпия.

На светлом Олимпе всегда царит вечное лето и светит солнце.

Рассматриваем иллюстрацию в учебнике на стр.103. По ходу объяснения учителя учащиеся работают по иллюстрации на стр. 104. Запись новых понятий в тетрадь.

Здесь Зевс вместе с другими богами пирует в золотых дворцах, вкушая нектар и амброзию – напиток и пища, дающие, по верованиям эллинов, бессмертие и вечную юность. Поэтому богов греки называли олимпийскими. Зевс восседает на высоком золотом троне. Никто не может поколебать его власть. Символы Зевса – молния и орел. И хотя мы с вами находимся далеко от Олимпа, сегодня сам Зевс расскажет нам о себе.

Выходит учащийся, переодетый в бога Зевса и от первого лица рассказывает о боге-громовержце.

Но даже Зевс не может изменить судьбу людей, которую определяют три сестры-богини – мойры. Они прядут нить человеческой жизни, и когда она обрывается, человек умирает.

Работа с иллюстрацией учебника, стр. 104.

– Скажите, почему мойры изображены старухами и совсем не такими прекрасными, как другие боги и богини?

Греки боялись мойр, то есть своей судьбы, неизвестности.

Рядом с Зевсом его жена – Гера.

Выходит «богиня Гера» и рассказывает о себе.

Дочь Зевса – Афина – богиня войны и победы, мудрости и ремесел. Ее изображали в боевых доспехах и с оружием.

Выходит «богиня Афина» и рассказывает о себе.

Далее по ходу объяснения учителя ученики рассматривают по иллюстрации на стр. 104 богов и богинь, также изображения всех богов вывешены на доску, и учитель по ходу объяснения указывает на них.

Сын Зевса – Аполлон – бог-покровитель искусства, бог солнца. Его изображали с маленькой арфой – кифарой, серебряным луком и золотыми стрелами.

Еще один сын Зевса – Гермес – покровитель торговли, вестник богов, его изображали в крылатых сандалиях.

А вот еще одна дочь Зевса – Артемида сама расскажет нам о себе.

Выходит «богиня Артемида» и рассказывает о себе.

Гефест – бог огня, покровитель кузнечного дела.

Дионис – бог виноградарства и виноделия. У него была своя свита – сатиры, кентавры, бог лесов и пастбищ – Пан.

Афродита – богиня любви, ее символы – голубь и яблоко. Она будит в сердцах смертных и богов любовь.

Таково царство Зевса. Посмотрим теперь на царство Посейдона, брата громовержца. Посейдон властвует над водной стихией, в своем дворце он обитает со своей женой Амфитритой. Вокруг них – сын Посейдона Тритон, старец Нерей, отец Амфитриты, и ее сестры – нереиды. В руке Посейдона Трезубец, он разъезжает в колеснице по морям, нередко устраивая бури, поднимает огромные волны, губит корабли.

Работа с иллюстрацией в учебнике на стр. 105.

А глубоко под землей правит другой брат Зевса – Аид. Здесь текут мрачные реки Стикс, Лета и Ахеронт.

Работа с иллюстрацией учебника на стр. 106.

Но лучше всего нам расскажет о подземном царстве жена Аида Персефона.

Выходит «богиня Персефона» и рассказывает о себе.

– Ребята, а почему Персефона такая печальная?

Ученики рассказывают миф о Деметре и Персефоне.

Вот мы с вами и познакомились с олимпийскими богами. Давайте выполним задание 3 на стр. 47 и задание 7 на стр. 49 в рабочей тетради. (В задании 3 учащимся предлагается написать имена богов и богинь, начинающиеся на букву «А»; в задании 7 приведены имена богов и их символы, учащиеся должны установить соответствие).

А вы, уважаемые боги и богини, пройдите по классу и посмотрите, правильно ли выполняют задания наши ученики.

Ученики, выступающие в роли богов и богинь, ходят по классу, осуществляя проверку правильности выполнения заданий. Учащиеся, выполнившие задания, осуществляют взаимопроверку с соседом по парте.

– Ребята, как вы думаете, почему в религии египтян не было бога грома и молний, бога моря?

– Это связано с разными природными условиями, в которых жили греки и египтяне. В Египте почти не бывает дождей, как в Греции, соответственно нет грома и молний, а Средиземное море не играло в их жизни особой роли: египтяне боялись ходить в море, за них это делали финикийцы. В Греции же нет реки, подобной Нилу, от которой зависела бы жизнь людей, зато много дождей, и греки были отличными мореплавателями, осваивали Средиземное море.

4. Закрепление изученного на уроке

– Ребята, как вы думаете, почему древние греки верили в существование олимпийских богов?

– Они не могли объяснить явления природы, от которых зависела порой их жизнь.

– Почему же сейчас люди не верят в существование олимпийских богов?

– Потому что современная наука может объяснить многие сложные явления природы.

– Объясните, почему ученые и мы с вами изучаем легенды и мифы древних греков?

– Потому что это исторический источник, он позволяет представить мир, в котором жили древние греки.

Детям раздаются карточки с заданиями, чтобы проверить уровень усвоения нового материала (карточки даны в приложении).

Ответить письменно (заполнить таблицу) на вопрос 3 на стр. 107 учебника: чему покровительствовал каждый из известных вам богов древних греков? Подготовить рассказ об одном-двух подвигах Геракла.

Мария ЛОПАТИНА, учитель истории ГОУ СОШ с этнокультурным русским компонентом образования №141 города Москвы

Боги в прокате

На этой неделе в российский прокат выходят «Война богов: Бессмертные» Тарсема Сингха — фильм о борьбе олимпийских богов с титанами и о подвигах Тезея. О том, как в кинематографе обходятся с мифами, вспоминал Михаил Трофименков.

Оказаться на руинах античной Олимпии — это переживание мистического толка. Что-то на грани галлюцинации: словно храмы, о величии и гармонии которых напоминают лишь фрагменты рухнувших исполинских колонн, по-прежнему возвышаются здесь, только невидимые. Но потом переводишь взгляд на окурки, плавающие в лужицах на пустых постаментах. Это дождевая вода натекла в углубления — единственное, что осталось от некогда водруженных здесь статуй победителей Олимпийских игр. И мистическое переживание сменяется острой — до слез — жалостью к Элладе, которую стерли с лица земли сволочные варвары, сволочная природа, сволочное время.

Ту же обиду за Элладу я испытывал, когда принималась хартия Европейского союза и политики гордились тем, что в ней указали-таки на христианство как колыбель Европы. Какое христианство?! Античность — вот колыбель, откуда пришло все, чем гордится Европа: от театра и права до фрейдистских комплексов. Опять античность обидели.

Обидел ее и кинематограф. Обидел своим пренебрежением. «Бессмертные» (Immortals) Тарсена Сингха о подвигах Тезея вроде бы продолжают тощую, пунктирную линию возвращения на экран греческих богов и героев. Уже были «Троя» (Troy, 2004) Вольфганга Петерсена и «Битва титанов» (Clash of the Titans, 2010) Луи Летерье. По большому счету и в «Трехстах спартанцах» («300», 2006) Зака Снайдера было мифологическое, точнее говоря, фантастическое измерение. Сиквел «Битвы титанов» готовит сейчас Джонатан Либесман, чье топорное умение мочить пришельцев в фильме «Инопланетное вторжение: Битва за Лос-Анджелес» (Battle Los Angeles, 2011) внушает тревогу за богов и титанов, оказавшихся в его руках.

Читайте также  Какая церковь в греции

Словно нанося упреждающий удар Голливуду, греческий режиссер Йоргос Нуссиас снял нечто немыслимое под названием «Зло: Во времена героев» (To kako — Stin epohi ton iroon, 2009) с участием Билли Зейна. Из греческих фильмов ужасов прежде широко известно в узких кругах было лишь «Нападение гигантской мусаки» (The Attack of the Giant Moussaka, 1999) Паноса Кутраса. Теперь Нуссиас с варварской лихостью завалил экран мозгами и кишками как простых афинян, так и численно превосходящих их зомби. Но смысл фильма в том, что в головах у последних людей, держащих круговую оборону от мертвяков, вспыхивают флешбэки из седой античности. Тогда еще не спецназовцы, а простые полубоги, они сражались с той же мерзостью, что и в наши дни. То есть дорогой сердцу каждого советского человека томик «Мифов и легенд Древней Греции» под редакцией Николая Альбертовича Куна — сборник историй про зомби.

Нуссиас рубит с плеча по принципу «я тебя породил, я тебя и убью». Чем отдать обитателей Олимпа в чужие руки, лучше самому, по праву греческой крови, всадить им в лоб разрывную пулю, чтоб не мучились и не мучили других.

Дорогой сердцу каждого советского человека томик «Мифов и легенд Древней Греции» под редакцией Николая Альбертовича Куна — сборник историй про зомби

Между тем, и это удивительно, Голливуд обратил взгляд на греческую мифологию по большому счету едва ли не впервые. Может возникнуть, если не владеть историей кино в деталях, ложное ощущение, что «Троя», «Битва титанов», «Бессмертные» — это возрождение голливудской традиции фантастических пеплумов. Это ощущение возникает по аналогии с «Гладиатором» (Gladiator, 2000) Ридли Скотта и «Александром» (Alexander, 2004) Оливера Стоуна. Вот они, да, действительно были первыми после колоссального перерыва опытами в жанре пеплума, но пеплума исторического. То есть, конечно, антиисторического, но обходящегося без Минотавров, Медуз Горгон и прочих Кроммионских свиней, которых разили Геракл, Тезей, Персей. В области пеплума фантастическое в Голливуде было всецело сосредоточено в области библейских блокбастеров. В этом, безусловно, было идеологическое измерение: недаром же главным мэтром библейского жанра был Сесил Блаунт Де Милль, истовый консерватор.

И прославленные «Язон и аргонавты» (Jason and the Argonauts, 1963) Дона Чеффи были сняты не в Голливуде, а в Великобритании. Кудесник спецэффектов Рей Харрихаузен резонно гордился «Язоном», как лучшим своим фильмом. Благодаря его оригинальным технологиям семь скелетов рубились с Язоном на мечах, исполинский Нептун раздвигал скалы, облегчая путь «Арго», пробуждался бронзовый колосс — хранитель сокровищ богов, а на аргонавтов налетали стаи гарпий. Казалось бы, Чеффи и Харрихаузен сняли не фильм, а просто-таки методическое пособие для своих коллег, показав, сколько эффектов можно извлечь из древнегреческих мифов. Но за ними никто не последовал.

Может быть, причина такой оскорбительной сдержанности мирового кинематографа (за исключением итальянского, о котором речь еще пойдет) по отношению к богам и героям — в самой природе мифа.

Единственный приемлемый для массового кинематографа вариант — превратить миф в комикс

Миф — это что-то нечеловечески мощное и очень зыбкое одновременно. В нем действуют боги, герои, чудовища, но у них нет характеров, нет психологии: разве что элементарные и пугающие среднего человека похоть и кровожадность двигают ими. Как снимать миф? Этому посвящен лучший в мире фильм о кино — «Презрение» (Le Mepris, 1963) Жан-Люка Годара. Сценарист-конформист, получивший задание написать сценарий по «Одиссее», мечется между двумя гигантами. Гигант режиссуры — сыгравший самого себя великий Фриц Ланг. Для него мифология — это философия, заключающая в себе тайну бытия, это оживший мрамор, это солнце Средиземноморья и туманные строки Гельдерлина о людях и богах. Гигант бизнеса — голливудский продюсер Джереми Прокош, похожий на накокаиненного Кинг-Конга, хватающийся при слове «культура» за чековую книжку. Он за ночь прочитал «Одиссею» Гомера, и ему понравилось: только голых нимфочек в бассейне надо бы добавить.

Оба они правы. Марио Камерини попробовал снять «Странствия Одиссея» (Ulisse, 1954) с Керком Дугласом, нагнетая экшн, но так, чтобы не обидеть богов, и получился достойный уважения, но скучный фильм.

Миф сам по себе — лишь основа для чего-то.

Например, его можно воплощать в духе теории «вечного возвращения», то есть воспроизвести мифологическую коллизию в современном антураже. Лучший фильм на основе греческой мифологии — это «Орфей» (Orphee, 1950) Жана Кокто, где ангелы смерти передвигаются на мотоциклах.

Поскольку миф лег в основу греческой трагедии, то есть и мирового театра, его можно снимать как трагедию рока, что блестяще сделали, скажем, Михалис Какояннис в «Электре» (Ilektra, 1962) или Пьер Паоло Пазолини в «Царе Эдипе» (Edipo re, 1967). Но это тем паче не вариант для Голливуда, где об Эдипе или Клитемнестре вспоминают лишь на сеансах у психоаналитика.

Можно упростить миф до сказки. Но в этом случае его лучше — что неоднократно и делалось — перевести в формат анимации (диснеевский «Геркулес» (Hercules, 1997) Джона Маскера и Рона Клементса) или детского телесериала. Иначе сказка получится уж больно страшной.

Единственный приемлемый для массового кинематографа вариант — превратить миф в комикс. Летерье, Сингх, Снайдер именно этим и занимаются. И у них были по-своему великие, хотя имен большинства из них никто не помнит, предшественники.

Чисто развлекательный сегмент золотого века итальянского кино 1950-1970-х годов по богатству жанров и буйству воображения не уступал сегменту авторскому, в котором творили Висконти, Феллини, Пазолини. Увлечение каким-то жанром охватывало апеннинских ремесленников, как психоз, как лихорадка. Вот все бросаются снимать фильмы плаща и шпаги. Вот — спагетти-вестерны. Вот — триллеры giallo о маньяках, орудующих колюще-режущими предметами. А в 1959-1965 годах неистово, как все, что цветет на итальянской почве, расцвел жанр фильмов об античных героях: за семь лет на экраны вышло порядка 60 фильмов, в которых американские культуристы изображали условно античных героев — Геракла, Мациста и Урсуса.

Упоминаний о Мацисте и Урсусе не найти ни у Гомера, ни у Куна. Итальянские фильмоделы взяли на себя смелость пополнить античный пантеон. Люди в своем праве: в конце концов, это и их герои тоже. Новые герои заимствовались из киномифологии. Имя Урсуса, такой помеси Геракла с Конаном, было позаимствовано у раба-гладиатора из «Камо грядеши?» (Quo vadis, 1951) Мервина Лероя. Мацист же — чисто итальянское достояние.

За считаные годы Геракл разгромил заговор обитателей Атлантиды против человечества, совершил путешествие к центру Земли, сверг тиранию в Вавилоне и победил Молоха

В 1913 году докер-богатырь Бартоломео Пагано сыграл силача-раба Мациста в «Кабирии» (Cabiria, 1914) Джованни Пастроне, первом великом пеплуме, конкурируя с которым Дэвид Уорк Гриффит снимет «Нетерпимость» (Intolerance: Love’s Struggle Throughout the Ages, 1916). За последующие 13 лет Мацист в исполнении Пагано стал героем еще 25 фильмов, но от римского раба сохранил только имя. В первом из фильмов этого цикла, «Мацисте» (Maciste, 1915) Луиджи Романо, он спускался с экрана в кинозал, куда забежала барышня, преследуемая злодеями и в отчаянии взмолившаяся к доброму гиганту о защите. Как правило, он действовал в современном антураже, разоблачая козни, утешая вдов, спасая невест, даже воевал с австрийцами в рядах берсальеров и альпийских стрелков.

Мацист был воскрешен в 1960 году, а Урсус придуман в 1961-м после успеха «Подвигов Геракла» (Le fatiche di Ercole, 1958) Пьетро Франчиши. «Подвиги» еще хранили верность античным первоисточникам, а потом — понеслось-поехало. То, что Геракл и Мацист могли на экране повстречать Самсона или Голиафа, это еще ничего: в конце концов, все они обитатели страны мифов. Но они начали, размахивая дубиной или раскручивая над головой тяжеленную цепь, резво прыгать из жанра в жанр, из эпохи в эпоху. То попадали на гладиаторскую арену или в эпицентр заговора преторианцев, то есть во вполне нормальный пеплум. То сталкивались с чудищами, которые сделали бы честь любому фильму ужасов.

За считаные годы Геракл разгромил заговор обитателей Атлантиды против человечества, совершил путешествие к центру Земли, сверг тиранию в Вавилоне и победил Молоха.

Мацист же поднял восстание в Древнем Египте, сразился с африканскими зомби-вампирами и охотниками за головами, оказался между враждующими армиями людей Солнца и людей Луны, оказался при дворе коварного Николая II, спас от татаро-монгольских завоевателей китайскую принцессу и бросил вызов жестокому арабскому шейху. Урсус тем временем смотался, вы не поверите, в «пустыню Тартари». Роман Дино Буццати тут ни при чем, но возникает странное ощущение, что кинематограф спародировал его великую экранизацию Валерио Дзурлини за полтора десятилетия до ее создания.

Вообще, итальянский опыт 1960-х годов уникален с точки зрения теории жанров. Как правило, когда на экране встречаются герои из разных произведений — Франкенштейн с Дракулой или Джесси Джеймс с дочерью Франкенштейна,— это свидетельствует даже не о вырождении, а об агонии героев. Итальянцы же с самого начала принялись сталкивать на экране Мациста с Зорро, а Геракла с восточными королевами.

Наверное, Голливуду стоит, если он всерьез намерен развивать мифологический жанр, пойти по пути итальянских товарищей. Пусть Тезей похищает секрет «Фау-2» у Вернера фон Брауна, Ахиллес шинкует маленьких зеленых человечков, а Одиссей встречается с Индианой Джонсом. Кинематограф — сам по себе миф, и нечего ему церемониться с чужой мифологией.

—>Весть —>

Боги в Древней Греции Религия античной Греции имеет две главные характеристики: Политеизм (многобожие). При всем множестве греческих богов можно выделить 12 главных. Пантеон общегреческих богов сложился в эпоху классики. Каждое божество в греческом пантеоне выполняло строго определенные функции: Зевс — главный бог, властитель неба, громовержец, олицетворял силу и власть, иногда его ассоциируют с судьбой, иногда — сам выступает как существо, подвластное Мойрам — судьбе, року. Гера — жена Зевса, богиня брака, покровительница семьи. Образ Геры вырос из образа богини-коровы, покровительницы Микен Посейдон — брат Зевса. Посейдон был древним морским божеством Пелапонесса. Культ Посейдона, вобрав в себя ряд местных культов, стал богом моря и покровителем коней Афина — богиня мудрости, справедливой войны. Афина — древнее божество — покровительница городов и городских укреплений. Другое ее имя — Паллада — тоже эпитет, означающий «Потрясательница копья». По классической мифологии, Афина выступает как богиня-воительница, она изображалась в полном вооружении Афродита — идеализированное олицетворение женственности, богиня любви и красоты, рожденная из морской пены Арес — бог войны Артемида — одно из наиболее чтимых греками божеств. Обычно полагают, что культ Артемиды возник в Малой Азии, где она считалась покровительницей плодородия. В классической мифологии Артемида выступает, как девственная богиня-охотница, обычно со своей спутницей — ланью Аполлон в Пелапонессе считался пастушеским божеством. Около Фив почитали Аполлона Исмения: этот эпитет — название местной реки, которую когда-то обожествляли жители. Позднее Аполлон стал одним из самых популярных богов Греции. Его считают воплощением национального духа. Главные функции Аполлона: прорицание будущего, покровительство наукам и искусствам, врачевание, очищение от всякой скверны, божество света, правильного, упорядоченного миропорядка Гермес — бог красноречия, торговли и воровства, вестник богов, проводник душ умерших в царство Аида — бога подземного царства Гефест — бог огня, покровитель ремесленников и особенно кузнецов Деметра — богиня плодородия, покровительница земледелия Гестия — богиня домашнего очага Древнегреческие боги жили на заснеженной горе Олимп. Кроме богов существовал культ героев — полубожеств, родившихся от брака богов и смертных. Гермес, Тезей, Ясон, Орфей являются героями многих древнегреческих поэм и мифов. Второй особенностью древнегреческой религии является антропоморфизм — человекоподобие богов. Мойры — в греческих мифах богини человеческой судьбы, дочери Зевса и Фемиды — Клото, Лахесис, Атропос. Первоначально считалось, что у каждого человека своя судьба — мойра. Позже стали считать, что все три сестры участвовали в жизненной судьбе каждого человека с самого его рождения: Клото пряла нить человеческой жизни, Лахесис — разматывала и пропускала её сквозь жизненные невзгоды, а Атропос — перерезала нить человеческой жизни (обрывала жизнь). Боги, несмотря на их могущество, также подчинялись мойрам. Над ними также властвовала не знающая жалости судьба. Греки представляли мойр в виде суровых старух: Клото с веретеном в руке, Лахесис с меркой или весами, Атропос с книгой жизни и ножницами. В Риме мойры назывались парками. . . . Мойры — в греческих мифах богини человеческой судьбы, дочери Зевса и Фемиды — Клото, Лахесис, Атропос. Первоначально считалось, что у каждого человека своя судьба — мойра. Позже стали считать, что все три сестры участвовали в жизненной судьбе каждого человека с самого его рождения:
Клото пряла нить человеческой жизни, Лахесис — разматывала и пропускала её сквозь жизненные невзгоды, а Атропос — перерезала нить человеческой жизни (обрывала жизнь). Боги, несмотря на их могущество, также подчинялись мойрам. Над ними также властвовала не знающая жалости судьба. Греки представляли мойр в виде суровых старух: Клото с веретеном в руке, Лахесис с меркой или весами, Атропос с книгой жизни и ножницами. В Риме мойры назывались парками. Вот стихи о мойрах, приписываемые Орфею:
. жилицы области мрачного моря, где тёплые волны ночные
Полным ключом пробиваются в гроте из дивного камня.
К области смертных слетаете вы, над землёй беспредельной
Мчитесь к кровавому роду людскому со тщетной надеждой,
В тонких багряных своих плащаницах выходите в поле
Смертных судеб — а там колесницу свою всеземную
Гонит тщеславие вечно, и мчится она постоянно
Мимо меты, что поставил уклад, упованье, тревога,
Издревле данный закон или власть беспредельно благая
Мойра одна эту жизнь наблюдает — из высших блаженных,
Снежный Олимп населяющих, — боле никто, кроме ока
Зевса, что всесовершенно, — и всё, что у нас происходит,
Ведают Мойра и всепостигающий разум Зевеса.
Дщери благого отца — о Лахесис, Клото и Атропа!
Неотвратимые, неумолимые, вы, о ночные,
О вседарящие, о избавители смертных в несчастьях. Кроме богов существовали еще и демоны. Это неопределенные и страшные силы, не имеющие никакого облика, но обладающие ужасным могуществом. Демоны появляются неизвестно откуда, вмешиваются в жизнь людей, причем обычно самым катастрофическим и жестоким образом, и исчезают. С образами демонов были связаны и представления о чудовищах, которых на этом этапе развития греческой религии, вероятно, тоже воспринимали как существ, обладающих божественной силой. Генеалогия богов и героев Генеалогическое древо греческих богов и героев представляет собой паутину связей и имеет очень большой объем и сложную структуру. Для упрощения я разбила его на генеалогические цепи. Начальная — возникновение мира и древнейших существ. Общая схема генеалогических цепей и их взаимосвязи доступны.

Ниже перечислены все цепи с небольшим описанием:
Начало началВозникновение Земли, Неба, Времени, Дня и Ночи, Тартара и его порождений.
Дети МоряТитаны, являющиеся детьми Понта и Геи
ТитаныОбширная группа титанов, дети Урана и Геи, в том числе Кронос и Рея — родители олимпийцев
Дети СолнцаПотомки Гелиоса
ОкеанидыОбширнейшая ветвь, исходящая от титана Океана и Фетиды, включающая в себя все родственные связи дочерей Океана
ОлимпийцыДети Реи и Кроноса, в последствии — правящий клан богов
Потомки ЛедыВетвь, состоящая в основном из людей, в том числе Ореста и Елены
РекиВсе дети Океана и Тефиды, в том числе 7 подземных рек
Дети АполлонаНекоторая часть детей бога от разных браков
ЛаодикаВсе дети Приама, а также его предки
ОдиссейСеть родственных связей, центром которой является герой
Дети ГерыЗаконные дети Зевса и их потомки
ПлеядыДети Атланта и Плейоны: плеяды, гиады и Гиас.
Дети ЗевсаЧасть незаконных отпрысков громовержца и их потомки.
ПерсеидыПроисхождение, а также дети и потомки Персея и Андромеды.
Дети ЗемлиМалоизвестные дети Геи, давшие, однако, знаменитое потомство
ГераклГерой и его дети, в том числе и Гераклиды
Кадм и ГармонияДети великого героя и драконоборца
ЭллиныПотомки бога ветров Эола и Энареты, в том числе Кеик, Автолик, Одиссей, Ясон, Эвридика и другие.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector