Главный бог в греческой мифологии

Главный бог в греческой мифологии

Главный бог в греческой мифологии

(Zευς = индоевропейск. dyaú — š, ср. лат. Juppiter, divus). Главный бог древнегреческой религии. Почитание его обще всем грекам, равно как и всем итали. смотреть

в древнегреческой мифологии верховный бог, владыка богов и людей. Сын титанов Кроноса и Реи (См. Рея). Низвергнув господство Крона и богов стар. смотреть

Зевс м. Верховный бог, громовержец (в древнегреческой мифологии).

Зевс Юпитер, Зевс-громовержец, Зевес, Серапис, главный олимпиец Словарь русских синонимов. зевс сущ., кол-во синонимов: 8 • бог (375) • божество (103) • верховные боги (13) • зевес (1) • зевс-громовержец (1) • олимпиец (10) • серапис (6) • юпитер (8) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: бог, божество, верховные боги, зевес, зевс-громовержец, олимпиец, серапис, юпитер. смотреть

ЗЕВС, в др.-греч. мифологии верховный бог, владыка богов и людей. Сын титанов Кроноса и Реи. Низвергнув господство Крона и богов старшего поколени. смотреть

Зевс (Z ευς = индоевропейск. dyaú — š, ср. лат. Juppiter, divus). — Главный бог древнегреческой религии. Почитание его обще всем грекам, равно как и всем италийцам обще почитание тождественного с ним Юпитера. Первоначально Зевс — универсальное божество, царь всей природы. Он и бог ясного дня и неба, и бог бури, грозы и дождя, и отец прочих богов и людей, царские и другие знатные роды которых вели от него свое происхождение. В нем, по исконному индоевроп. религиозному представлению, воплотилась мужская, активная сторона творческой природы. Женская, воспринимающая, нашла себе воплощение в женском верховном божестве, ставшем при антропоморфизации религиозных представлений супругой З. Это женское божество носило в разных местах разные имена, отчасти происходящие от того же корня, что и З., (Διώνη = лат. Диана, Δανάη), отчасти имевшие сначала другое значение. Из множества названий верховной богини наибольшее распространение получило имя Геры (см.), законной супруги З. Все другие союзы З. с богинями, первоначально тождественными с Герой по мифологическому значению, низведены были на степень временных увлечений, отчасти с характером романических любовных похождений. Часто З. достигает обладания какою-либо богиней или женщиною посредством обмана или превращения. Так, Алкмене он явился мужем ее — Амфитрионом, к Данае сошел в виде золотого дождя, Леду прельстил, приняв вид лебедя, Европу похитил, обернувшись белым быком; даже Гере он являлся в виде кукушки. В этих преданиях кроются следы древнейших зооморфических и космических мифов, на которых отчасти отразилось влияние восточных религий. С развитием индивидуальных и моральных черт в греч. богах З. стал считаться верховным блюстителем законов и карателем за их нарушение, покровителем государственного и семейного быта, защитником обиженных и странников. Как верховный хозяин мира, он открывает иногда людям тайны будущего. Сам Аполлон, как прорицатель, есть только исполнитель воли З. Гесиодовская феогония представляет З. младшим сыном титана Крона и сестры его Реи. Крон, опасаясь вследствие прорицания, что будет свергнут своим сыном, поглощал всех своих детей. Благодаря помощи матери-Земли Рее удалось тайно произвести на свет З. на о-ве Крите, в пещере горы Иды, или, по другим преданиям, на горе Дикте. Крону вместо З. дали камень, закутанный в пеленки. Выросши, З. при помощи Земли заставил отца возвратить поглощенных братьев и сестер. Затем этим младшим богам пришлось выдержать упорную борьбу с титанами, при чем им помогали 3 сторуких великана, Котт, Гий и Бриарий. Титаны были побеждены и низринуты в тартар, находящийся глубоко под землею. Тогда Земля, опасаясь силы З., произвела чудовище Тифона, но и его З. сжег своей молнией. Прометея (см.), обманувшего богов, З. сначала наказал тем, что отнял огонь у человеческого рода, которому Прометей покровительствовал. Когда же Прометею удалось похитить искру огня с неба и принести ее людям, З. приковал его к горам Кавказским. Воцарившись окончательно над миром, З. первою супругою берет Метиду (Мудрость), которую, однако, съедает, когда она готовилась произвести на свет Афину-Палладу. После этого З. сам произвел Палладу из своей головы, откуда она вышла в полном вооружении. Второю супругою З. феогония называет Фемиду, родившую ему Гор (см.) и Мойр (см.), третьею — Евриному, родившую Харит (см. Грации). Затем он имеет от Деметры — Персефону, от Леты — Аполлона и Артемиду, от Мнемозины (Памяти) — 9 Муз. Другие источники упоминают еще о союзе З. с Дионой, родившей Афродиту, и с Семелой, родившей Диониса. Наконец З. женится на сестре своей, Гере, от которой имеет Гебу, Арея и Илифию. Почитание З. происходило чаще всего на горных вершинах. Особенно знамениты культом З. были следующие местности: 1) Олимп, с окрестностями, в Фессалии. Здесь культ З., может быть, самый древний, возникший еще в эпоху до занятия греч. племенами всего Балканского полуо-ва. С перенесением центра греческой политической жизни в Пелопоннес важнейшим местом почитания Олимпийского З. стала 2) Олимпия в Элиде, на реке Алфее. Здесь совершались в честь З. знаменитые олимпийские игры (см.) и находился оракул З., к которому в особенности часто прибегали спартанцы. Культ Олимпийского З. был еще в Афинах, где святилище его было начато постройкою при Пизистрате. Особенного блеска достиг этот культ лишь при имп. Адриане. 3) Додона (см.), где культ З. восходит также к глубокой древности. З. мыслился здесь обитающим в эфире, близким человеку. 4) Ликейская гора в Аркадии. З., с эпит. Λικαϊος, почитался здесь как источник света, в святилище, не имевшем идола. Говорили, что в этом святилище предметы не бросали тени. Вход был воспрещен под страхом смертной казни. Здесь, как, впрочем, и в других местах (на Крите, в Алосе Фоиотском), в честь З. в древности приносились человеческие жертвы, учрежденные, по преданию, Ликаоном (см.), превращенным за это З. в волка. З. Ликейского молили о прекращении засух. Аркадское предание повествует также о рождении здесь З. и о происхождении первого человека — Пеласга. 5) Афины. Здесь З. почитался то как милостивый (Μειλίκιος), то как гневный (Μαιμάκτης). На Акрополе был культ З. градоправителя (Νομεύ). Кекроп (см.) основал культ З. Высочайшего (Ύπατος). В исходе зимы в честь З. совершались Диасии, среди лета — Буфонии, или Диополии, с принесением в жертву рабочего вола. 6) Крит. Здесь развился под влиянием Востока целый цикл сказаний о З. в связи с сказаниями о матери богов — Рее. Мнение о рождении З. именно здесь получило перевес над всеми другими локализациями. Его питали пчелы и коза Амальфея. Стражу над ним держали Куреты, заглушавшие крик новорожденного стуком оружия, чтобы его не услыхал Крон. Критская сага говорила даже о смерти З., в подтверждение чего на Крите показывалась его гробница (см. Евгемер). Предположение о смерти божества обще критянам со многими другими древними религиями, в особенности восточными (Осирис, Аттис, Адонис), и отражает в себе периодически повторяющуюся смерть природы от стуж и засух, тогда как рождение соответствует ее весеннему оживанию. Рождение и смерть З. праздновались жрецами, также носившими имя куретов, с соответствующими радостными или печальными обрядами. Форма лика, под которою, по-видимому, первоначально почитался критский З., весьма определенно указывает на Восток. 7) Родос, где был культ З. Атобирия (на горе Атобирий), — финикийского происхождения. 8) Малая Азия. Здесь З. почитали на многих вершинах, в особенности на Фригийской Иде, где был цикл сказаний, подобный критскому. Мать З. называлась здесь Адрастеей и была тождественна с фригийской богиней Великой Матерью — Цибелой (см.). Служители ее, корибанты, напоминают критских куретов. См. Preller, «Griechische Mythologie» (I, Б., 1887); П. Леонтьев, «О поклонении З. в Древней Греции» (М., 1850). А. Щукарев.

. смотреть

Зевс(Ζεύς, Jupiter). Владыка неба, величайший из Олимпийских богов, сын Кроноса и Реи, брат Посейдона, Аида, Гестии, Деметры и Геры и супруг Геры. Он н. смотреть

Десять заповедей

Десятью речениями Бог очерчивает основу веры и морали человеческого общества.

Еврейские мудрецы учили, что во время дарования Закона на горе Синай находились не только те, кто под предводительством Моисея вышел из Египта, но и души всех евреев, как уже умерших, так и еще не родившихся. Эта мысль свидетельствует о чрезвычайной важности Синайского откровения и Торы – Закона – для всех поколений еврейского народа. Никто не может утверждать, что Закон его не обязывает, ведь, по мысли мудрецов, каждый сам слышал слово Божие на Синае. А праотцы Авраам, Исаак и Иаков, по утверждению тех же мудрецов, были настолько праведны, что выполняли Тору до ее дарования. Однако и их души присутствовали на Синае, вместе с народом, родоначальниками которого они были.

Как повествует книга Исход, «в третий месяц по исходе сынов Израиля из земли Египетской . пришли они в пустыню Синайскую . и расположился там Израиль станом против горы. И сказал Господь Моисею: пойди к народу, и освяти его сегодня и завтра . чтоб быть готовыми к третьему дню: ибо в третий день сойдет Господь перед глазами всего народа на гору Синай. . На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою, и трубный звук весьма сильный. » А когда все собрались у подножия горы, то увидели, что «гора . Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нея дым, как из печи, и вся гора сильно колебалась. »

Бог оставался невидимым для людей, но все ощущали Его присутствие. А затем Он обратился к народу: «И изрек Бог все слова сии, говоря: Я Господь Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства». Бог обращается с заповедями ко всему народу, но в единственном числе, словно говоря отдельно с каждым и показывая актуальность и неотменимость слов Закона для любого человека. Особое значение десяти заповедей заключается еще и в том, что только их весь народ слышал непосредственно из уст Господа. Ведь после их произнесения «народ отступил и стал вдали», не в силах из-за трепета напрямую воспринимать обращение Бога, и попросил Моисея: «Говори ты с нами. но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть». И потому весь Закон, кроме десяти заповедей, получил от Господа Моисей, впоследствии его записавший и до конца жизни учивший ему народ.

Еврейские предания так описывают атмосферу Синайского откровения: «В час, когда Святой Благословенный давал Израилю заповеди, птица не щебетала, бабочка не вспорхнула, бык не замычал, ангелы не пели, море не волновалось, люди не произнесли ни звука – и весь мир молчал и слушал. Господь говорил, и голос Его разносился по всему миру. И произнес голос: Я Господь, Бог твой. » Именно эти слова толкователи считают первой заповедью из десяти, данных на Синае. Суть ее – в требовании придерживаться монотеизма. Далее эта заповедь гласит: «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим», а за нею следует запрет создавать изображения богов и поклоняться им.

Запрет образного воссоздания божества направлен не только на то, чтобы евреи не копировали изображения богов у языческих народов и не склонились, в конце концов, к тому, что Талмуд впоследствии назовет «чуждым служением». Даже в рамках истинной веры не следует искать воплощения представлений о Боге в изобразительной форме, ведь это означало бы сводить ничем не ограниченную божественность к неким границам. Именно так первую заповедь понимает Мартин Бубер: «Он не может быть изображен, то есть ограничен никакой конкретной формой; Он не может также быть уподоблен никакому из явлений природы – иначе говоря, сведен к какому-то одному конкретному проявлению». Кроме того, Господь требует не упоминать Его имени всуе, а также помнить и соблюдать субботу как день, посвященный Творцу, создавшему мир за 6 дней и покоившемуся на седьмой.

Однако заповеди Декалога содержат обязательства человека не только по отношению ко Всевышнему, но и по отношению к своему ближнему. Это значит, что в жизни человека не меньшее место, чем служение Творцу, должно занимать уважение к Его творению. Заповеди, касающиеся отношений между людьми, регулируют различные сферы жизни: семейную, моральную, экономическую, и эти требования являются не специфическими для иудаизма как религии, а универсально-этическими. На это обращает внимание одно из древних толкований: «Первые пять заповедей, которые Господь дал Израилю, содержат Его имя, в то время как вторые пять, которые Он дал всем народам мира, не содержат Его имени». Иначе говоря, вера в Бога Израиля вменяется в обязанность только народу Израиля, в то время как запрет на убийство или воровство распространяется на всех людей.

10 заповедей настолько значительны, что повторяются и в книге Второзаконие, где формулировка заповедей еще сильнее подчеркивает их этический характер: так, требование соблюдать субботу во Второзаконии мотивируется напоминанием о египетском рабстве, от которого евреи были освобождены Всевышним, и поэтому акцент здесь делается на необходимости предоставить отдых всем домашним, пришельцам, рабам и даже рабочему скоту.

Десятью речениями Господь очерчивает основу веры и морали человеческого общества. Это вызывает ассоциацию с десятью божественными речениями, которыми был создан физический мир. Параллель вряд ли случайна: сотворение мира имеет цель, и она в том, чтобы мир населили люди, признающие Бога-творца и живущие по Им дарованным законам.

Народ Израиля единодушен в стремлении принять и выполнять эти законы, и даже еще не услышав их, люди говорят Моисею, готовящему их к встрече со Всевышним: «Все, что сказал Господь, исполним». Подтверждают они это и тогда, когда Моисей пересказывает им другие заповеди: «. И отвечал весь народ в один голос, и сказали: все, что сказал Господь, сделаем»; «. сделаем и будем послушны». Но когда Моисей поднялся на гору, чтобы услышать из уст Бога весь Закон, народ почувствовал страх и неуверенность. Люди у подножия горы не знали, вернется ли тот, кто со времен Египта был их предводителем, посредником в общении с не постигнутым еще Богом, передававшим и истолковывавшим Его слово. Община чувствовала себя оставленной и потому вынудила Ааарона, брата Моисея, отлить золотого идола в образе тельца и провозгласить его воплощением «бога Израиля».

Картину поклонения этому кумиру увидел Моисей, который спустился с горы, неся в руках дарованные Всевышним «две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим»; «скрижали были дело Божие, и письмена, начертанные на скрижалях, были письмена Божии». Этими письменами был именно текст 10 заповедей, которые слышал весь народ, а среди нихи заповедь: «Не делай себе кумира и никакого изображения. Не поклоняйся им и не служи им. ».

Горе и гнев Моисея при виде идолопоклоннического служения были так велики, что «он бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою». Однако Моисей не желает допустить, чтобы Господь в гневе уничтожил народ Израиля, и потому вновь поднимается на Синай и обращается ко Всевышнему: «. О, народ сей сделал великий грех. Прости им грех их, а если нет, изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал». Готовность Моисея к самопожертвованию, его желание разделить участь народа смягчают Всевышнего, и он говорит: «. вытеши себе две скрижали каменные, подобные прежним, и Я напишу на сих скрижалях слова, какие были на прежних скрижалях. » С вытесанными им скрижалями Моисей вновь взошел на гору, и на сей раз «пробыл там. у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях слова завета, десятисловие».

Господь повелел воздвигнуть для их хранения Ковчег завета. В пустыне Ковчег помещался в переносной Скинии, по приходе в Землю Израиля для него было устроено временное святилище в Шило, пока царь Давид не перенес его в Иерусалим. День перенесения Ковчега стал днем торжества всего народа, и сам царь, «и все сыны Израиля играли пред Господом на всяких музыкальных орудиях из кипарисового дерева, и на цитрах, и на псалтирях, и на тимпанах, и на систрах, и на кимвалах. . Так Давид и весь дом Израилев несли Ковчег Господень с восклицаниями и трубными звуками». Когда сын Давида, царь Соломон, возвел в Иерусалиме Храм, Ковчег был помещен в Святая Святых.

Таким образом все время сохранялся особо высокий статус 10 заповедей, которые поколения евреев воспринимали как суть Торы. Филон посвятил им работу под названием «О Декалоге – основе Моисеева закона», в которой доказывает, что все остальные заповеди иудаизма выведены из этих десяти прецедентных, архетипических. Того же мнения придерживались и многие более поздние философы – Саадия Гаон, Йегуда Галеви, Йосеф Альбо. Известно, что в период Второго Храма существовал обычай начинать службу с чтения Декалога. А изображение скрижалей Завета с текстом Десяти заповедей издавна украшало рукописи и книги, синагоги и ритуальные предметы.

Христианство восприняло Декалог как центральную часть божественного учения. Евангелие от Матфея повествует, что на вопрос, что человек должен делать, дабы заслужить жизнь вечную, Иисус отвечает: «. соблюди заповеди . не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего как самого себя». Апостол Павел также считает Декалог, наряду с любовью к ближнему, основой религиозной этики.

Иудаизм признает божественным Законом – Торой – все Пятикнижие и не допускает возможности выполнять лишь десять заповедей, но игнорировать остальные установления и законы, которых, согласно еврейской традиции, насчитывается 613. Однако Декалог занимает в наследии иудаизма важнейшее место, и к нему можно приложить слова Второзакония: «. Скажи сыну своему: рабами были мы у фараона в Египте, но Господь вывел нас. И заповедал нам Господь исполнять все постановления сии. И в сем будет наша праведность, если мы будем стараться исполнять все сии заповеди пред лицем Господа, Бога нашего, как Он заповедал нам».

Что будет в Воронеже 20 октября: Сергей Зимний. Международный день поваров. Щукин и Механтьев обсудят с воронежцами 4-ю волну коронавируса. Санитарный день в Воронеже

Доброе утро, жители Воронежа и гости города!

Сегодня среда, 20 октября. По информации Гидрометцентра, в Воронеже днем будет облачная погода с прояснениями, без существенных осадков. Ветер северо-западный 7-12 м/с. Температура 5-7°.

Метеорологические условия будут способствовать рассеиванию вредных примесей в приземном слое атмосферы.

20 октября имениныПелагея, Иосиф, Николай, Марк, Сергей, Юлиан.

В этот день родились: Дмитрий Донской, Оскар Сван, Джеймс Чедвик, Энрике Бернат, Игорь Горбачев, Еремей Парнов, Валерий Борзов, Томас Ньюман, Владимир Соловьев, Данни Миноуг, Дмитрий Аленичев.

Народные приметы: Сергей Зимний

В этот день отмечается память двух святых, носивших имя Сергий. Первый из них, преподобный Сергий Печерский, жил в XIII веке. Главным его подвигом называют полное отречение от собственной воли и совершенное послушание настоятелю. За это Сергий получил прозвище Послушливый.

Другой святой — Сергий Нуромский, или Вологодский, живший в XIV-XV веках. По преданию, он был греком по происхождению и пришел на Русь, чтобы стать учеником Сергия Радонежского, о духовных подвигах которого был наслышан. Спустя некоторое время Сергий с благословения своего настоятеля ушел на север, на реку Нурму, чтобы предаться там уединению. Там ему пришлось пережить бесовские соблазны и нападения разбойников, от которых смог спастись чудом молитвы. Постепенно вокруг Сергия начали собираться паломники, и образовалась Нуромская обитель.

Спустя много лет после своей кончины преподобный Сергий Нуромский явился благочестивому человеку Никифору и велел расчистить свою могилу. Никифор счел это чудо обыкновенным сном и в наказание лишился способности двигаться. Излечение он получил только у гроба святого. Когда могилу Сергия все же привели в порядок, около нее начали происходить исцеления.

«Сергей зиму начинает», — говорили в народе и не удивлялись морозам, которые могли ударить в этот день. Впрочем, если снег в этот день выпадал, а деревья еще не полностью сбросили листву, настоящей зимы ждали еще не скоро — не раньше, чем на Матрену — «Сергей инеем травы бьет, а Матрена зиме вспять повернуть не дает».

Международный день поваров

Ежегодно 20 октября свой профессиональный праздник — День повара — отмечают повара и кулинары всего мира.

Читайте также  Пряность в итальянской кухне 8 букв

Международная дата была учреждена в 2004 году по инициативе Всемирной ассоциации кулинарных сообществ. Эта организация, кстати, насчитывает 8 миллионов членов — представителей поварской профессии из разных стран. Потому не приходится удивляться, что профессионалы мировой кухни обрели свой праздник.

Сегодня празднование Международного дня поваров (International Chefs Day) в более чем 70 странах приобрело масштабный характер. Кроме непосредственно кулинаров в организации праздничных мероприятий принимают участие представители органов власти, работники туристических компаний и, конечно, владельцы предприятий общественного питания — от маленьких кафе до известных ресторанов. Они устраивают конкурсы мастерства среди поваров, проводят дегустации и экспериментируют с приготовлением оригинальных блюд.

Не меньшее внимание в ряде стран уделяется и мероприятиям, в которых участвуют дети и молодые люди. Повара посещают детские учебные заведения, где учат детей готовить и объясняют важность здорового питания. Молодые люди могут больше узнать о профессии шеф-повара и получить ценные уроки в поварском искусстве.

Профессия повара — одна из наиболее востребованных в мире и одна из самых древних. О том, кто первым придумал приготовить мясо добытой дичи или собранные в лесу растения, история, конечно, умалчивает. Зато существует легенда о женщине, чье имя дало название всей отрасли — кулинарии.

Древние греки почитали бога врачевания Асклепия (он же — римский Эскулап). Его дочь Гигея считалась хранительницей здоровья (от ее имени, кстати, произошло слово «гигиена»). А их верной помощницей во всех делах была кухарка Кулина, которая стала покровительствовать поварскому искусству, получившему название «кулинария».

Первые рецепты, записанные на бумаге, появились в Вавилоне, Древнем Египте и Древнем Китае, а также в странах арабского Востока. Некоторые из них дошли до нас в письменных памятниках той эпохи, и при желании любой желающий может попытаться приготовить кушанья, которые вкушал египетский фараон или император Поднебесной.

В России кулинария как наука начала развиваться в XVIII веке. Это было связано с распространением предприятий питания. Сначала это были корчмы, затем трактиры и рестораны. Первая в России кулинарная кухня открылась в 1888 году в Петербурге.

Щукин и Механтьев обсудят с воронежцами 4-ю волну коронавируса

Сегодня, 20 октября, глава департамента здравоохранения Воронежской области Александр Щукин, руководитель регионального управления Роспотребнадзора Игорь Механтьев и главный пульмонолог депздрава Наталья Костина выступят в прямом эфире в социальных сетях.

Они ответят на вопросы воронежцев о четвертой волне коронавируса. Начало трансляции в 16 часов.

Специалисты расскажут, как врачи справляются с невероятной нагрузкой, о чем говорит статистика и почему нельзя верить мифам о вакцинации. Трансляцию можно будет посмотреть в соцсетях «ВКонтакте» и «Одноклассники». Вопросы можно оставить в комментариях под постом, самые интересные зададут во время прямого эфира.

С начала пандемии в Воронежской области от коронавируса скончались более 6,5 тыс. человек. Общее число зараженных в регионе достигло 145 286.

Санитарный день в Воронеже

Сегодня, 20 октября, в Воронеже объявлен санитарный день.

Мероприятие проводится в рамках общегородского месячника благоустройства, который начался 1 октября.

Мэр Вадим Кстенин подписал соответствующее постановление. Многие годы десятки тысяч воронежцев принимали участие в организованных субботниках – помогали муниципальным службам наводить порядок в парках и скверах, убирали листву, собирали мусор и сами делали свой город чище и красивее.

– Ежедневная круглосуточная работа муниципальных комбинатов благоустройства делает Воронеж чистым, но только любовь и забота горожан могут сделать его по-настоящему уютным! В очередной раз мы не сможем пригласить горожан выйти на традиционные организованные субботники. В этот месячник вновь будем справляться с основным объемом работ своими силами. Но мы будем благодарны каждому неравнодушному воронежцу, который в свободное время найдет возможность собрать мелкий мусор возле своего дома, поправить и покрасить лавочку, посадить дерево, очистить палисадник или прилегающую территорию в частном секторе. Мы все вместе живем в нашем прекрасном городе, убежден, делать его чище, красивее и комфортнее для жизни – наша общая забота, – отметил мэр Вадим Кстенин.

Если вы захотите принять участие в уборке города и выложить результаты работы в соцсети, то управление информации администрации просит отмечать их хештегом #чистимворонеж. Так мы сможем их найти и поделиться в официальных группах и аккаунтах мэрии – их увидит больше людей!

Согласно постановлению, подписанному мэром, месячник благоустройства пройдёт в Воронеже с 1 по 31 октября. Главная цель – подготовка территории к зиме, улучшение санитарного состояния и повышение уровня благоустройства города. Районные субботники проходят 2, 9, 16, 23, 30 октября, а санитарные дни – 6, 13, 20 и 27 октября.

Сцилла и Харибда: что означает выражение между Сциллой и Харибдой?

Фото Сцилла и Харибда: что означает выражение между Сциллой и Харибдой?

Сцилла и Харибда — это два морских чудовища из древнегреческой мифологии. В эпической поэме Гомера «Одиссея» главный герой чудом избегает смерти, пройдя между пещерой ужасной Сциллы и гигантским водоворотом Харибды. При этом, однако, гибнут его товарищи.

Фразеологизм между Сциллой и Харибдой означает опасность, грозящую с разных сторон: избежишь одной — наткнешься на другую. Пройти между Сциллой и Харибдой — это значит счастливо избежать сразу нескольких напастей, выбраться из почти безвыходного положения.

В греческом и латинском языках существует пословица « наткнуться на Сциллу, избегнув Харибды » — это значит попасть из огня да в полымя.

Историки полагают, что «пролив Сциллы и Харибды» из легенд — это Мессинский пролив между Сицилией и Калабрией. В реальности это место не считается опасным для моряков.

В мифах Ясон со спутниками-аргонавтами, отправившись за золотым руном, миновал Харибду благодаря помощи морской нимфы Фетиды.

А Эней, мифический предок римских царей, предпочел обойти Сциллу и Харибду окольным путем.

Как возникло это выражение: Одиссей между Сциллой и Харибдой

Царь Итаки Одиссей возвращался домой с Троянской войны. Его путешествие, полное злоключений, затянулось на десять лет. Один из драматичных эпизодов — встреча со Сциллой и Харибдой.

Сцилла или Скилла (Σκύλλα по-гречески значит «лающая»), согласно Гомеру, жила в пещере на крутой скале над морем. Было у нее двенадцать лап, шесть голов на длинных шеях и острые зубы в три ряда. Сцилла поджидала проходящие корабли, нападая на них и разом съедая по шесть моряков — по числу своих голов.

Харибда (Χάρυβδις) — олицетворение опасностей морской пучины. В поэме Гомера она представлена в виде гигантского водоворота. Трижды в день Харибда втягивает, а затем извергает из себя воду.

Корабль с Одиссеем и его товарищами оказывается в узком проходе между Сциллой и Харибдой. Приходится выбирать из двух зол, и царь выбирает Сциллу: он велит морякам грести изо всех сил прочь от водоворота, но не говорит им о чудовище на скале, чтобы те не струсили. В результате Сцилла убивает шестерых моряков, но остальные остаются целы и продолжают путь.

Корабль останавливается у берега острова Тринакрия (Сицилия), хотя Одиссей предчувствует беду и просит этого не делать. Морякам приходится месяц ждать попутного ветра, у них кончаются припасы. Тогда они, нарушив клятву, убивают священных быков Гелиоса — бога Солнца. Зевс наказывает путешественников за святотатство: когда корабль отплывает, бог-громовержец поражает его молнией.

Судно разбито, гибнут все, кроме Одиссея. Тот успевает прицепиться к обломкам. Его вновь несет к водовороту Харибды. Несчастный спасается, уцепившись за ветви свисающей с берега смоковницы, и цепляется за них руками, покуда Харибда не начинает вновь отдавать воду вместе с обломками корабля.

Девять дней Одиссея носит на бревнах по морю, а на десятый выбрасывает на берег острова нимфы Калипсо. Там царь Итаки проводит следующие семь лет: влюбленная Калипсо уговаривает его остаться, суля бессмертие и вечную молодость. Но Одиссей тоскует по родине и жене, и наконец боги велят Калипсо отпустить его в дальнейший путь.

Сцилла и Харибда: примеры употребления

Как трудно было им пройти безвредно между Сциллою сердечного влечения и Харибдою нравственного закона…
В.Г. Белинский. «»Горе от ума». Комедия в 4-х действиях, в стихах. Сочинение А.С. Грибоедова» (1839)

Авось и в Сциллу не попаду и Харибду миную!
И.С. Тургенев. «Где тонко, там и рвется» (1851)

Оказалось, что тут было крупное недоразумение. Оно заключалось в том, что оба лица, между которыми я очутился, как между Харибдою и Сциллою, были и правы и неправы.
В.П. Мещерский. «Мои воспоминания» (1897)

А моральные мучения советского человека и того почище — между Сциллой и Харибдой, между предательством и репрессиями, между трусостью и преследованием, между преступлением и наказанием.
Владимир Соловьев. «Три еврея, или Утешение в слезах. Роман с эпиграфами» (1975-1998)

И нас завлечь высоким качеством «товара», и рекламой не перекормить: чистая эквилибристика — пройти без потерь между Сциллой и Харибдой.
Валерий Аграновский. «Вторая древнейшая. Беседы о журналистике» (1976-1999)

Главная трудность — пройти между Сциллой банальности и Харибдой вовсе сумасшедших выводов, которым никто никогда не поверит.
Леонид Блехер, Ирина Прусс. «Ярмарка «Отрада»» // «Знание — сила» (1997)

Сциллу бюрократии они преодолели. Но фестиваль напоролся на Харибду анархии и начал на наших глазах катастрофически тонуть.
Евгений Евтушенко. «Волчий паспорт» (1999)

И даже в политике история России того времени была не просто болтанием между Сциллой самодержавия и Харибдой либерализации.
Федор Анцыферов. «Иной путь, Или к чему могли привести петровские реформы» // «Вокруг света» (2004)

Корабль-музей Гото Предестинация Воронеж

В конце XVII века Российская империя находилась на пороге войны с Османской империей. Из-за этого Азовский флот нуждался в усилении многопушечными кораблями, способными к длительным плаваниям и ведению боя на воде. В 1698 Петр I приехал в Воронеж, в том числе за тем, чтобы наблюдать за работами на верфях местного адмиралтейства. Здесь же император принял решение заложить 58-пушечный линейный корабль, проект которого он привез из Англии и лично доработал. Поначалу Петр даже сам руководил некоторыми строительными работами. Император решил дать ему имя «Гото Предестинация» или «Божье Предвидение» (от немецкого Gott – «Бог» и латинского praedestinatio – «предопределение»). Дальнейшее возведение возглавил знаменитый корабельный мастер той эпохи Федосей Скляев. В 1700 году его впервые спустили на воду. Членами экипажа стали 253 человека.

Первые годы парусник стоял в устье реки Воронеж. Около 1708 его вывели в Азовское море. Во время Русско-Турецкой войны 1710-1713 линкор, включенный в состав Азовского флота, принимал участие в сражениях. В тот период отношения между двумя странами были напряженными, планы Петра не сбывались, и установленный мир был крайне шатким. В 1712 году в качестве примирительного жеста флагманский корабль продали туркам, которые дали ему новое имя – «Московский капудание». Он нес службу в Эгейском море. Но в новом государстве небольшой, а после войны – еще и не полностью оснащенный оружием, он не включался в состав линейного флота. В 1718 «Московский капудание» официально закончил службу как негодный и был продан на слом.

Основные характеристики и строение

Воронежская «Гото Предестинация» стала первым судном в российском флоте, созданным исключительно русскими мастерами без малейшего участия иностранцев. Кроме того, это был первый двухпалубный линкор в нашем флоте. Длина парусника составляла 38 м, а высота – около 40 м. На судне, оснащенном 58 пушками, использовали шесть якорей.

Создание нового линкора потребовало больших вложений, и император Петр I не жалел средств на свое детище. Его корпус был цвета охры с двумя голубыми полосами по бокам. Крышки пушечных портов с внешней стороны были украшены золотыми венками, а внутри – покрашены в красный цвет. Весь корабль украсили пышной резьбой и декоративными барельефами в стиле барокко. На корме разместился шикарный полукруглый гакаборт – масштабная композиция с апостолом Петром, за которым по морю следовали суда, а по небу летел голубь с ветвью мирта. Вокруг щита расположились фигурки маленьких мальчиков с крылышками – путти, которые играли с дельфинами. Среди других украшений «Божьего Предвидения» были фигуры амуров, резные тритоны, венецианские маски, балкончик с балясинами и даже миниатюрные сцены из греческой мифологии. Внутри было отделано орешником.

При воссоздании современной копии делать его настолько же нарядным не стали. Из исторических декоративных элементов на судне оставили позолоченные венки вокруг отверстий для пушек, а на носу – фигуру золотого льва с короной на голове в окружении дюжины ангелов.

Интересные факты о музее

Идея о создании в Воронеже копии впервые была озвучена в 2009 году, после чего начались поиски архивных документов и чертежей, которые позволили бы воспроизвести судно детально. Эти поиски растянулись на много лет, так как большинство письменных свидетельств о строительстве парусника оказались утраченными. В итоге реплику создавали по запискам из государственного архива, а также картинам, акварельным рисункам и гравюрам XVIII века.

Металлический корпус изготовили на судостроительном заводе в Павловске Воронежской области. Деревянную обшивку сделали мастера карельской верфи «Варяг», специализирующейся на создании исторических кораблей. Работа над двумя основными частями заняла около двух лет. В 2013 металлическое основание судна буксировали из Павловска вверх по течению Дона до Воронежа. На Адмиралтейской площади оно встало на якорь для достраивания. Монтаж деревянного корпуса «Божьего Предвидения» продолжался несколько месяцев. Главное отличие современной реплики парусника от оригинала – в том, что для изготовления использовали карельскую сосну, когда настоящий был выполнен из корабельного дуба. Но благодаря современным средствам защиты – в том числе специальным противопожарным пропиткам, сосна по своему качеству не уступает старинным дубам. Кстати, музейную версию можно называть линкором, лишь в память о ее предке. Фактически – это пассажирский теплоход.

Также на копии судна петровской эпохи используются навигация GPS/ГЛОНАСС, современные системы жизнеобеспечения и пожаротушения, дизельные двигатели. Кроме того, корабль-музей оснащен меньшим количеством орудий, чем его прародитель: всего 14 пушек. Остальное место освобождено для более удобного размещения выставочных залов. Сами пушки – исторически точные муляжи. Бутафорские орудия отлили на воронежском заводе «Рудгормаш».

Воронежцы впервые познакомились с ним на праздновании Дня города, в сентябре в 2013. Но тогда на борт никого не пускали, потому что на нем продолжались отделочные работы. Лишь спустя год корабль «Гото Предестинация» в Воронеже, наконец, открыл двери для посещений и фото.

Сегодня его экспозиция состоит более чем из 700 предметов. На борту можно увидеть макеты кораблей петровской эпохи, форму морских офицеров тех лет, старинное оружие, памятные медали, посвященные военным победам, гравюры Адриана Шхонебека с изображением судна, а также посмертный слепок лица Петра I, отлитый в металле отпечаток его ладони, манекены императора и матросов и другие экспонаты.

Экскурсии по кораблю

«Гото Предестинация» является одним из отделов Воронежского областного краеведческого музея. Внутри посетители могут осмотреть три палубы, капитанскую каюту, отделение с пушками и пороховыми бочками, диораму воронежской верфи. Кроме того, с палубы можно сделать уникальные фото с видом на гладь водохранилища и левый берег Воронежа.

Компания от 10 человек может заказать в Воронеже экскурсию на корабль-музей «Гото Предестинация» по телефону 8-903-853-61-60. Для отдельных посетителей запись не требуется.

Также все желающие могут виртуально посетить судно на официальном сайте краеведческого музея. Таким образом можно ознакомиться с частью экспонатов, рассмотреть убранство, оценить, как смотрится копия петровского линкора на фоне современного города. А на официальном сайте можно посмотреть фотографии и видео, снятые на корабле.

Стоимость билетов и режим работы

В 2018 цена билета экскурсии на корабль-музей «Гото Предестинации» в Воронеже оставляла 200 рублей для взрослого, а для школьников и пенсионеров – 100 рублей. Туристы, не являющиеся гражданами России, должны будут заплатить за билет 300 рублей.

Право бесплатного входа имеют дети до 6 лет, инвалиды, члены многодетных семей, дети-сироты, сотрудники любых музеев России и члены Союза художников. Дети до 18 лет могут бесплатно побывать на судне в последнее воскресенье каждого месяца. О других категориях граждан, которые могут попасть на «Божье Предвидение», не оплачивая билет, можно узнать на сайте.

Музей на воде работает ежедневно со среды по воскресенье с 10:00 до 18:00. Понедельник и вторник – выходные дни. Расписание экскурсий на корабль «Гото Предестинация» в Воронеже может меняться в государственные праздники. Точный режим можно уточнить по телефону 8 (903) 853-61-60.

Как добраться?

Судно стоит на якоре в воронежском водохранилище в районе Адмиралтейской площади. От остановки «ВГУ» до линкора можно дойти, спустившись вниз по улице Декабристов. От остановки «Чернавский мост» можно прогуляться вдоль Петровской набережной, заодно полюбовавшись панорамным видом на левый берег водохранилища. В обоих случаях прогулка займет не больше 10-15 минут. Точного адреса у «Гото Предестинации» нет.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector