Главный город аттики

Главный город аттики

V. Афины до персидских войн

Древнейшая история Афин, как ее представляли себе греки, была сплошной легендой. Уже при основании города возник спор между Посейдоном и Афиной о том, чье имя получит город: Посейдон создал лошадь, Афина дала оливковое дерево (источник благосостояния, так как из его плодов стали делать масло), и город был назван Афинами в честь богини. Миф о Тесее – чисто афинский. Этому герою легенда приписывала соединение в одно государство всей Аттики путем слияния отдельных общин в один город. По преданию, и Аттика подверглась нашествию дорян во время возвращения Гераклидов (в середине XI в.), но была спасена своим царем Кодром. Дельфийский оракул объявил, что победит та сторона, на чьей будет убит царь. Кодр в одежде пастуха пробрался во вражеский стан и был там убит. Не надеясь больше на победу, доряне отступили, а афиняне объявили, что после Кодра никто у них уже не может быть достойным царского сана. Так поэтическая легенда объясняла отмену в Афинах царской власти.

107. География Аттики

Аттика, юго-восточная часть Средней Греции, вдается в море треугольником, одна сторона которого примыкает к суше. Эта маленькая страна находилась в очень близком соседстве с государствами, в которых раньше всего в европейской Греции развилось мореплавание. Одним своим берегом Аттика прилегала к тому же самому Сароническому заливу, близ которого лежали Мегара и Коринф и воды которого омывали остров Эгину, другой же берег Аттики лишь узким проливом отделялся от острова Эвбеи, на котором почти против Аттики находились Халкида и Эретрия. Сунийский мыс, составляющий южную оконечность страны, ближе других пунктов греческого материка к Кикладам. Таким образом положение Аттики на море было очень выгодным для развития торговли, но все-таки Афины приняли деятельное участие в торговле много позднее городов Эвбеи и Истма u острова Эгины. Аттика далеко не могла похвастаться своим плодородием и производила недостаточно хлеба для прокормления своих жителей. Лучшею местностью была равнина (Педион) у Саронического залива против острова Саламина: здесь находились города Афины и Элевсин, из которых один был окружен местами с садовой культурой (виноград, оливки, смоквы и т. п.), а другой лежал в центре той части равнины, где были лучшие хлебные поля. (Здесь и развился культ Деметры). Северная и северо-восточная Аттика (Диакрия) наполнена была горными отрогами и отличалась сухостью и бесплодием, равно как и южная приморская часть (Паралия). Зато горы Аттики изобиловали минеральными богатствами. Пентеликон на севере доставлял прекрасный белый мрамор, Гимет (славившийся и своим пчеловодством) заключал в себе мрамор голубоватого оттенка, Лаврион на юге славился своими серебряными рудниками, на доходы от которых афиняне построили впоследствии свой первый флот. Афинская равнина орошалась рекой Кефиссом, у одного из притоков которой, пересыхавшего летом, и стоял главный город Аттики. Афины были построены в холмистой местности, и на одной из её возвышенностей был афинский кремль, Акрополь, заключавший в себе храм богини Афины Паллады и царский дворец. Город находился от морского берега верстах в семи и имел три гавани. Древнейшею из них был Фалерон, но эта гавань была открытою и потому не столь удобною, как Мунихия и особенно Пирей, представлявшие из себя закрытая бухты по обе стороны перешейка маленького полуострова (Пирейского).

108. Население Аттики

Население Аттики причислялось к племени ионян и гордилось тем, что никогда не подвергалось завоеванию. Первоначально здесь было несколько государств (по преданию 12), но они слились в одно государство, сделав его средоточием Афины и даже поселив часть своих жителей в этом общем центре (синойкизм). В воспоминание об этом событии в Аттике был установлен особый праздник, называвшийся Панафинеями. Еще в историческое время жители Аттики делились на четыре племенные филы с тремя фратриями в каждой, при чем эти филы и фратрии имели своих богов и своих начальников. Кроме граждан государства, в Аттике жили пришельцы из других мест, занимавшиеся промыслами и торговлею, платившие подати и даже бывшие обязанными участвовать в войске, но не считавшиеся гражданами; название их было метеки. Сравнительно с гражданами их было, конечно, много меньше. Сами граждане делились на три класса: землевладельческую знать, мелких землевладельцев и ремесленников. Афинская знать составляла сословие благородных, или эвпатридов (т.е. имеющих хороших отцов), роды которых занимали первенствующее положение в жизни отдельных фратрий, фил и всего государства. Свободные крестьяне, жившие на своих маленьких участках, назывались геоморами, ремесленники – демиургами: геоморы и демиурги, вместе взятые, и составляли демос.

109. Древнейшее государственное устройство Афин

Во главе Афин стоял первоначально царь, который правил с советом, состоявшим из старейшин наиболее важных аттических родов и носившим название ареопага. Царская власть, однако, перешла постепенно к выборным сановникам, причем самый титул царя, впрочем, никогда не отменялся. Прежде всего стали избирать в помощники царю на войне особого полководца, полемарха, потом и часть правительственных и судебных дел начали поручать особому сановнику, архонту (правителю), которого назначал ареопаг, а еще позднее создали должность шести судей, фесмофетов. Должность царя после этого ограничивалась лишь исполнением жреческих обязанностей, и басилевсом назывался уже не правитель государства, а высший жрец Афин. Таким образом царская власть разделилась между девятью сановниками, которые все стали называться архонтами. (В их коллегии первое место принадлежало не басилевсу и не полемарху, а архонту-эпониму, по имени которого обозначался афинский год). В средине VIII в., когда существовало только три первые архонта, их стали избирать на десять лет, а не пожизненно, как прежде, в начале же VII в. – лишь на один год. Сначала выбор царя совершался только в пределах одного рода, но мало-помалу это звание (и вообще архонтство) сделалось доступным всем знатным родам. По мере того, как царская власть дробилась между отдельными сановниками, бывший царский совет, ареопаг, наоборот, получал все большее и большее значение. Он стал пополняться архонтами, хорошо исполнявшими свои обязанности и становившимися уже пожизненными членами этого учреждения. Афины сделались настоящей олигархией, в которой ареопаг являлся не чем иным, как средоточием интересов, стремлений и традиций сословия эвпатридов. В руках землевладельческой знати были все религиозные и государственные должности; им принадлежало толкование всех божеских и человеческих законов; они производили суд, руководствуясь исключительно старыми обычаями и своим их пониманием. Понятно, что олигархическое правление могло быть только утеснением демоса.

  • Назад
  • Вперёд
  • Вы здесь:  
  • Учебники />
  • Кареев — Учебная книга Древней истории />
  • 106-109 – Древнейшая история Афин и Аттики

ОБРАЗОВАНИЕ АФИНСКОГО ГОСУДАРСТВА

Политическая история Аттики представляет классический образец возникновения государства. Афины—главный город Аттики издревле был населен народом, этнически близким малоа- зийским грекам.

Аттика—область Средней Греции—представляет собою полуостров, треугольником выступающий в Эгейское море и омываемый с запада Сароническим заливом, пролив Эврип отделяет ее от острова Эвбеи. Центральная область Аттики (Месогея) окружена горными хребтами. Река Кефис разрезает долину на две части и соединяет равнину с морем. На западном берегу Аттика имеет несколько естественных гаваней: Фалер, Пирей (Муни- хия). Природа страны оказала свое влинне на историю Аттики. В основном оставаясь земледельческой страной садоводов, скотоводов, огородников и пчеловодов, Аттика при наличии хороших бухт и гаваней развила большую торговлю и промышленность, завоевавших ей славу во всем эллинском мире и за его пределами. Спарта в этом отношении не может итти ни в какое сравнение.

Древнейшая история Аттики немногим более известна, чем история Спарты. Подобно Спарте Аттика и Афины своими историческими корнями уходят в крито-микенский мир. В послеми- кенский период Аттика была покрыта мелкими крепостями баси- леев, как о том свидетельствуют уцелевшие до настоящего времени остатки. В мифах сохранились имена древнейших полулегендарных аттических царей и героев: Кекропа, Эгея, Тезея, Кодра и др.

В мифах и легендах образование Афинского государства представляется в виде многолетней борьбы друг с другом басилеев, сидевших в своих полисах, рассыпанных по территории Аттики. Впоследствии этот процесс борьбы стали представлять себе в виде мирного объединения, или синойкизма. В преданиях рассказывается, что после того как царскую власть получил Тезей, соединявший в себе силу с умом, он привел в порядок страну, упразднил советы и должностных лиц прочих городов и объединил путем синойкизма всех жителей вокруг одного города, учредив один совет и один пританей. В память объединения Аттики был учрежден всеафинский праздник Панафинеи, посвященный памяти-покровительницы города Афине Палладе, богине войны и маслиновых рощ. Впоследствии Панафинеи превратились в национальный праздник, сопровождавшийся играми, гимнастическими и музыкальными состязаниями.

Социально-экономический строй Аттики XII—VIII вв. может быть определен как гомеровский строй.

Населявшие Аттику четыре племенных союза, или филы, делились на фратрии, фратрии—на роды. По общему закону рост производительных сил, разделение труда и обмен разлагали родовые организации, выдвигая на их место другие организации— соседские, профессиональные и имущественные. Дольше всего родовая организация сохранялась у верхнего слоя «благородных и богатых» аристократов, называвшихся в Аттике эвпатридами, т. е. имеющими благородных родителей.

Афинский ландшафт.

Вдали долина реки Кефиса и эгалейский горный проход с «священной дорогой» на Элевсин. Направо Эрехтейон.

Ббльшую часть населения составляли средние и мелкие земледельцы— геоморы, ремесленники — демиурги, торговцы и феты. Низший слой аттического общества составляли рабы, число которых с каждым столетием возрастало.

Под действием тех же факторов, которые разрушали род, происходило слияние в единое Афинское государство отдельных местностей и родов. Процесс образования Афинского государства, длительный и многообразный, закончился приблизительно в начале VI в. до н. э.

Объединение Аттики, вызванное ростом производительных сил, с своей стороны, являлось фактором, способствовавшим дальнейшему социально-экономическому и культурному прогрессу. Наряду с местными обычаями, учреждениями, культом и пр. возникали общеаттические (афинские) учреждения. Таким путем Афины из крепости, местопребывания басилея и его дружины, превращались в полис—город в собственном смысле.

Верховная власть над объединенной Аттикой в течение нескольких столетий принадлежала афинским басилеям. Около же VIII в. царская власть в Афинах исчезает. Последним афинским царем был, по преданию, Кодр. После отмены царской власти во главе Афин стояли избранные из эвпатридов правители—архонты. Сначала должность эта была пожизненной, затем архонты избирались на 10 лет и, наконец, на один год. Первоначально избирался только один архонт, около середины VI в. образовалась коллегия девяти архонтов: 1) первый архонт, архонт-эпоним, первоначально имел большую власть, впоследствии же функции его были ограничены; 2) архонт-басилей выполнял, главным образом, жреческие функции, а также судебные функции по делам, связанным с культом; 3) архонт-полемарх был предводителем афинского ополчения и 4) шесть архонтов фесмофетов—хранителей закона, председателей различных судебных коллегий. Архонты отправляли общественные должности безвозмездно. Архонтство считалось высшим почетом и честью не только для самого архонта, но и для всего его рода, фратрии и филы, к которым он принадлежал.

По выполнении срока полномочий архонты вступали в ареопаг, высший государственный совет. В ареопаге разбирались уголовные дела, в особенности дела, об убийстве. Ареопаг был хранителем традиций, высшим судебным и контролирующим органом. Ему принадлежали рекомендация и контроль над архонтами. Заседал ареопаг на скале, посвященной богу войны Арею. Отсюда, повидимому, происходит и само название.

Архонтами и членами ареопага могли быть только эвпатриды, члены самых влиятельных афинских родов. Располагая богатством и имея в своем распоряжении массу слуг и зависимых людей, эвпатриды могли проживать в Афинах и заниматься общественными делами.

Экономическую основу могущества эвпатридов составляли земли, расположенные в плодородной местности вблизи Афин. Пережитки родового строя были еще очень сильны: земля не могла отчуждаться, и все имущество оставалось в роде. Однако давали себя знать уже и новые отношения. Некоторые эвпатриды занимались ростовщичеством и торговлей, тем более, что географическое положение Афпн, удаленных всего на 5 километров от моря, предрасполагало к заморской торговле. Число богатых и влиятельных аристократических родов в Аттике, как и вообще во всей Греции, с каждым поколением уменьшалось. Денежное хозяйство разлагало не только роды в низших слоях Аттики, но захватывало также и верхний слой «благородных». Меньшая часть эвпатридов богатела и возвышалась, становясь еще более благородными и знатными, ббльшая же часть беднела и опускалась в разряд худородных. «Родовой строй абсолютно несовместим с денежным хозяйством» 1 . Чем дальше, тем все больше родовитость становилась символом и признаком богатства. Число влиятельных эвпатрид- ских родов и семей в Афинах в VIII—VII вв., накануне великих реформ, было невелико, но в их руках находились богатство, сила и власть.

Влияние совершавшихся экономических перемен—рост денежного хозяйства и рост рабовладения—болезненнее всего ощущалось в деревне. Проникавшие в деревню торговля и ростовщичество беспощадно ломали освященные глубокой стариной патриархальные отношения, неотделимые от натурального хозяйства.

«. Развивающееся денежное хозяйство проникало, точно разъедающая кислота, в основанный на натуральном хозяйстве исконный образ жизни сельских общин» [1] [2] .

Положение сельской массы—геоморов и фетов—в VII—VI вв. в Аттике было в высшей степени тяжелым, как в материальном, так и в правовом отношении. Об этом имеются совершенно определенные свидетельства наших главных источников, «Афинской политии» Аристотеля и Плутарха (в биографии Солона). Несмотря на известный схематизм и односторонность их освещения, самый факт разорения аттической деревни не вызывает сомнений. Главным бичом деревни были ростовщичество л растущее рабовладение, вытеснявшее свободный труд.

Плутарх и Аристотель сообщают, что в Аттике накануне Соло- новых реформ (VI в.) масса мелких землевладельцев находилась в долгу у богатых эвпатридов. Должники обрабатывали землю богатых или же брали деньги под залог собственной личности. Заимодавцы имели право обратить должника в рабство или же продать за границу.

«Дело в том,—говорит Аристотель в «Афинской политии» («Истории Афинской конституции»),—что вто время государственный строй в Афинах был олигархический, бедные находились в рабстве у богатых, они сами и их семьи. Они обрабатывали земли эвпатридов, отдавая им за это пять шестых получаемого с земли дохода, а одну шестую оставляя для личного пользования себя и своей семьи. Потому их и называли шестидольниками (гектоморами). Вся земля находилась в руках немногих. Если должники во-время не вносили следуемую с них плату, то их самих и членов их семьи разрешалось брать в кабалу».

Против эвпатридов, имевших в своих руках политическую власть и силу и крепко державшихся за родовые порядки, выступали не только порабощенные шестидольники, но и другие общественные прослойки Аттики, в том числе и часть «благородных». Другими словами, против господства эвпатридов выступали все элементы складывавшегося рабовладельческого полиса, среди них и часть «благородных», по каким-либо .причинам оторвавшихся от своего класса. Классовые противоречия в VII—VI вв. в Аттике были столь же остры, как и в других греческих полисах, о которых говорилось выше.

«Столкновение новообразовавшихся общественных классов взрывает старое общество, покоящееся на родовых союзах» 1 .

«Родовой строй приходил к концу. Общество с каждым днем все более вырастало из его рамок; даже худшие отрицательные явления, которые возникали у всех на глазах, он не мог ни ослабить, ни устранить. А тем временем незаметно развилось государство. » [3] [4]

Долго скоплявшееся недовольство существующим строем, наконец, прорвалось наружу в виде так называемой Килоновой смуты в 30-х годах VII в. Сущность Килоновой смуты такова: Килон, аристократ по происхождению, одержавший победу на Олимпийских играх, зять мегарского тирана Феагена, пользовался большой популярностью в Афинах. Воспользовавшись скоплением народа во время праздника в честь Зевса, Килон с группой приверженцев решил произвести государственный переворот с целью захвата верховной власти. Приверженцам Килона удалось захватить Акрополь, но удержаться в нем они не могли вследствие слабой поддержки народа. «Узнав об этом, афиняне устремились с полей против Килона и его соумышленников и, расположившись у Акрополя, начали осаждать его. Осада затянулась, и большинство афинян, утомленных ею, ушли, предоставив архонтам сторожить Килона и дав им неограниченные полномочия на все прочее по собственному их усмотрению. В то время ббльшая часть административных функций принадлежала архонтам» [5] . Эвпатриды сумели быстро сорганизоваться и осадили Акрополь. Самому Килону удалось бежать, а его приверженцам, искавшим убежища у жертвенника Афины? была обещана жизнь, если они оставят храм. Однако обещание это не было выполнено. По выходе из храма сообщники Килона были убиты, некоторые даже у алтаря эвменид.

Во главе осаждавших стояли представители рода Алкмеонидов. «Кплонова скверна» наложила неизгладимое пятно на род Алкмеонидов. В течение всей афинской истории Алкмеониды считались проклятым родом, не сдержавшим своего обещания освободить осажденных и пролившим кровь у алтаря богини покровитель- нипы города. Этим обстоятельством при всяком удобном случае пользовались в своих интересах их политические и личные враги.

Попытка государственного переворота Кплона не удалась по причине незрелости движения, но все же толчок был дан. Классовые противоречия углублялись, а вместе с ними обострялась и классовая борьба. Начатая Килоном «смута» продолжалась и после его изгнания. Все это указывало на то, что общественное недовольство и брожение в Аттике в середине VI в. были очень сильны.

Первой серьезной уступкой эвпатридов было издание писанных законов—законов Драконта. В 621 г. одному из архонтов, Дра- конту, было поручено пересмотреть и записать действующее обычное право. Возложенное поручение было выполнено. Так возникли «Драконтовы законы».

Законы Драконта, согласно преданию, отличались необыкновенной суровостью («драконовы законы!»), что свидетельствовало о грубости и жестокости нравов этой эпохи. Смертная казнь полагалась даже за такие преступления, как праздность, кража овощей и плодов. «Законы Драконта написаны не чернилами, а кровью»,—так характеризовали Драконтовы законы сами греки. Рассказывали, что когда спросили самого законодателя, почему он почти за все преступления назначил смертную казнь, то Дра- конт будто бы ответил, что незначительные проступки, по его мнению, заслуживают этого наказания, для крупных же он не мог придумать большего. Особенно свирепы были кары за нарушение прав частной собственности: воровство, поджог, убийство и прочие гражданские правонарушения.

И тем не менее при всей свирепости, техническом несовершенстве и примитивности правосознания законы Драконта имели большое историческое значение как победа складывавшегося (рабовладельческого) демократического полиса над элементами родового строя, имели хотя бы потому, что некоторые статьи их были определенно направлены против кровной мести. Больше всего выгод от введения писанного права получил верхний слой демоса, в особенности проживавшие в Афинах иностранцы (метэкп). Метэки (или метойки), купцы и ремесленники, были заинтересованы в фиксации твердых правовых норм для торговых и денежных операций. Писанное право охраняло частную собственность и вносило порядок в имущественные и деловые отношения.

Главный город аттики

Афины, как и все древнегреческие полисы, носили ярко выраженный характер военно-рабовладальческого государства, вынужденный, с одной стороны, держать в повиновении рабов, а с другой – необходимостью обеспечить свою внешнюю независимость от покушения других, более сильных полисов, или установить и закрепить своё господство над более слабыми полисами.

По приблизительным данным, в АФИНАХ V в. до н.э. 400 тысяч жителей: из них – 150 тысяч свободные граждане.

Аристотель определял демократическое государственное устройство греческого полиса как «военную политию» и связывал демократизацию общественного строя с ростом значения гоплитского (тяжеловооружённого) ополчения, набиравшегося из числа средне состоятельных граждан. Проведённое законом Солона (594 г. до н.э.) деление афинских граждан на классы, фиксировавшее определённые права демоса в политической жизни полиса, в тоже время являлось и военным делением граждан.

До семилетнего возраста ребёнок находился в семейной обстановке под надзором матери, а чаще всего под надзором няньки или специально приставленного раба. Главная задача первоначального воспитания заключалась в физическом укреплении ребёнка. Как и в СПАРТЕ в АФИНАХ существовал обычай умерщвления детей, которые имели какие-либо недостатки или обладали слабым здоровьем. Но в отличие от СПАРТЫ в АФИНАХ вопрос жизни и смерти ребёнка решался самим отцом. В плане физического воспитания особое внимание отводилось играм.

С семилетнего возраста начиналась школьная жизнь афинского мальчика. Следует особо выделить, что в период школьного обучения ребёнок не был оторван от семьи. Ребёнок продолжал жить в семье под наблюдением раба или няньки, которым доверялось общее наблюдение за его поведением и совершенствованием. В этот период, продолжавшийся до достижения 14- или 16-летнего возраста, мальчик в сопровождении своих нянек посещал «одновременно» частные школы:

Грамматическая школа (здесь его учили читать и писать).

Музыкальная школа (здесь обучали детей пению и игре на музыкальных инструментах).

Читайте также  Самая большая гора в греции

Гимнастическая школа она включала в себя три части:

Палестра (от слова «пале» — борьба), основу этой школы составляли упражнения пятиборья: бег, прыжки, метание копья, диска и борьба. Также входили: панкратион (борьба + кулачный бой), плавание, кулачный бой, верховая езда, стрельба из лука, езда на колеснице.

Орхестрика — разучивали танцевальные упражнения под музыку.

Игры — с мячом, палкой, колесом и т.д.

В этих школах детей учили специальные педагоги – педономы.

По достижении 14- или 16-летнего возраста юноша афинянин выходил из-под опёки педономов и прекращал посещение частных школ. Теперь всё его воспитание протекало в общественных учреждениях — гимназиях — под руководством государственных чиновников – педотрибов.

Географические особенности

Атика на карте Греции напоминает треугольник, который проходит вдоль морского побережья и простирается до центральной части страны. На его просторах находится столица, порт Пирей и несколько уютных городков-курортов. Местность преимущественно холмистая, окруженная известковыми и мраморными горами. Их вершины слабо покрыты растительностью, зато межгорные равнины поражают всеми оттенками густой зелени.

Прибрежная часть очень извилистая, на ней расположились многочисленные песчаные пляжи. Омывают берега синие воды Сардонического залива. Пляжи очень чистые и красивые, многие из них могут похвастаться голубым флагом – наивысшей экологической наградой за чистоту и безопасность.

Мифы и исторические факты

Из немногих сохранившихся источников следует, что первые поселенцы, греки-ионийцы, заняли территорию Аттики еще за два тысячелетия до нашей эры. Хотя Платон в своих произведениях утверждает, что жители Аттики не приходили из других земель, а жили здесь всегда. О том, что человек давно обосновался на этой территории, свидетельствуют многочисленные археологические раскопки.

Позднее общество разделилось на небольшие общины, каждая из которых поклонялась отдельному богу. Периодически между поселениями возникали войны, которые считались и войнами между богами – покровителями общин. При этом пораженная община и её бог не исчезали полностью, а просто изменялась важность того или иного покровителя. Постепенно, в результате нескольких междоусобных войн, образовался единый пантеон.

После расширения Аттики и включения в её состав Афин, рядом с Акрополем и храмом Афины, стали появляться святилища и остальных богов коренных поселений. Афины же превратились в яркую жемчужину Греции, где активно развивалась культура, искусство, философия, а также формировались новые устои государства.

Достопримечательности региона

Аттика – земля с богатым историческим наследием – может похвастаться множеством достопримечательностей. В большинстве своем, это развалины храмов и других важных сооружений, а также места, на которых вершилась судьба древних греков. Остановимся лишь на нескольких, самых интересных достопримечательностях Аттики.

Храм Посейдона – величественное строение, которое находится на мысе Сунион – самой южной точке Аттики. Кажется, что бог морей до сих пор омывает остатки своего храма, который примостился почти у обрыва на высоте 60 м. Лучше всего побывать здесь ближе к вечеру, когда лучи заходящего солнца проходят сквозь сохранившиеся колонны.

Акрополь – древнейшая крепость в Афинах, которая даже сегодня вызывает трепет. Важные исторические события оставили много следов на каменных глыбах. Акрополь представляет собой довольно большой многоуровневый комплекс, по которому можно долго бродить в поисках необычных мест и фонов для фотосъемки.

В окрестностях Афин находится монастырь Дафни – византийское наследие Греции. Изначально его построили в честь Аполлона, но позже монастырь перешел во владение христиан, затем здание использовалось как крепостная стена и даже как психиатрическая лечебница.

Эгина – небольшой островок у берегов Аттики в Сардоническом заливе. Здесь можно бесконечно любоваться прекрасными пейзажами, а также многочисленными церквями. На небольшом участке суши насчитывается 365 религиозных построек. Не меньший интерес представляет заброшенный город Палайохора.

Вблизи Афин, в гуще кипарисового леса, спрятался древний монастырь. Он находится у основания горы Имиттос, рядом с лечебным источником. Строение поражает размерами, красивейшей архитектурой, мозаиками и фресками.

Курорты Аттики

Вдоволь насытив разум знакомством с достопримечательностями, пора отправиться на пляж. Вдоль побережья находятся несколько уютных городков с развитой инфраструктурой. Их объединяют под названием «Афинская Ривьера». Здесь трудно найти пустынный или уединенный уголок, зато есть все для комфортного отдыха: яхт-клубы, бары, отели и ночные клубы.

Всего в 15 км от центра Афин находится знаменитая Глифада. Здесь можно весело провести ночь в многочисленных клубах, а днем отправиться на огромное поле для игры в гольф.

Лагонисси – менее шумный и очень уютный курорт. Он идеально подходит для размеренного семейного отдыха на эгейском побережье. Спокойное море с пологим дном и пляж с мельчайшим песком позволяют забыть о времени. После обеда можно прогуляться по густым лимонным рощам.

Лутраки – городок, где можно не только насладиться спокойным пляжным отдыхом, но и поправить здоровье в знаменитых лечебницах. Мягкий климат и целебные источники вернут здоровье и молодость каждому.

Вулиагмени – престижный курорт с дорогими отелями и роскошными виллами. В городе располагается одноименное озеро, знаменитое целебными источниками. С их помощью удается избавиться от многих серьезных заболеваний кожи, костей, нервной системы и репродуктивных органов. В черте города находятся красивейшие хвойные леса.

Максимальный косметический эффект будет иметь отдых в Сунионе. Здесь расположено множество центров красоты, в которых используют косметику на основе местных трав, цветов и минеральных комплексов.

Чем заняться?

Аттика – это место, где каждый найдет занятие по душе. Большинство туристов начинают знакомство с осмотра достопримечательностей или отдыха на знаменитых пляжах. Кроме пассивного лежания на берегу и купания, можно прокатиться на скутере или водных лыжах, а также насладиться видами с прогулочной яхты.

Взрослым и детям одинаково понравится проводить время в аквапарке. Любители подводного мира смогут осуществить погружение с аквалангом. На пляжах действует несколько дайвинг-центров.

Ценители азартных игр и бурной ночной жизни не останутся без внимания. Они могут отправиться в шумное казино в Лутраках или многочисленные ночные клубы по всему побережью.

Шопинг

В Аттике есть районы, куда едут за покупками даже из соседних стран. В центре Афин расположены торговые центры и бутики, где можно приобрести ювелирные и меховые изделия. В память об этом райском уголке покупают ароматные травяные чаи, кожаные изделия, косметику на основе минералов и оливкового масла, само масло и оливки, а также керамические изделия от мастеров Маруси.

Как добраться?

Так как столица Греции Афины находится в Аттике, то проблем с перелетом не возникнет. В городе расположен крупный международный аэропорт, который принимает прямые рейсы из различных уголков мира.

Добраться до более отдаленных городков можно на комфортных рейсовых автобусах или электричках. Они регулярно курсируют в пригородах. Чтобы не зависеть от расписания, можно арендовать автомобиль и составить собственный маршрут знакомства с регионом.

Попасть на остров Эгина можно на пароме из порта Пирей. Он доставляет пассажиров каждый час с раннего утра и до захода солнца.

Афины, конечно. Аттика — это историческая область, сердце Греции еще с античных времен.

Афины — столица Греции и нома Аттика, насчитывает 757400 жителей (2003) , а вместе с портом Пирей и пригородами — около 4 млн. Часто туристы останавливаются в греческой столице только для того, чтобы посетить знаменитый Акрополь. Есть метрополитен.

Впечатляют и другие античные постройки — храм Эрехтейон, театр Диониса. В Греции начало театральных представлений было связано с ритуалом в честь бога Диониса (в древнегреческой мифологии это бог производительных сил природы, живительного сока деревьев, главным образом виноградной лозы) . Акрополь претерпел сильные изменения, но все же долго сохранял свой облик. Наибольший ущерб ему нанесли крестоносцы, а также турки, устроившие в Парфеноне пороховой склад, который, естественно, взорвался. Подлинные скульптуры Фидия были турецкой администрацией проданы британскому послу и теперь большая часть этих сокровищ находится в Британском музее. В XX веке на первое место среди угроз вышло загрязнение окружающей среды. Поэтому оставшиеся фигуры уже находятся в музеях, а под открытым небом выставлены точные копии.

К северо-западу от Акрополя находится античная площадь Агора. К юго-востоку видны величественные колонны храма Зевса Олимпийского (175-132 до н. э.) . Сохранились и памятники римского господства — арка и библиотека Адриана (120-130 н. э.) , римская Агора и др.; византийского периода — церкви Малая Митрополия, Капникарея (оба 12 в) . На северном склоне Акрополя расположен старинный район Плака с узкими кривыми улочками, соединенными между собой каменными лестницами. Вдоль улиц небольшие дома с черепичными кровлями или с плоскими крышами-террасами. В этом экзотическом квартале множество мастерских ремесленников, лавочек, таверн и кофеен, привлекающих туристов.

Осмотром древностей и прогулкой по кварталу Плака обычно ограничиваются туристы, а затем отправляются на острова.

Город выбран столицей Олимпийских игр 2004 года и к этому событию проведены значительные работы по разгрузке транспортных магистралей.

§ 26. Древние Афины

Аттикой называют область, расположенную на востоке Средней Греции. Это небольшой полуостров, омываемый водами Эгейского моря. Берега его изрезаны множеством бухт. Большую часть Аттики занимают невысокие горы. Почвы в этой части Греции каменистые, пригодных под посевы земель очень мало. Горы Аттики богаты полезными ископаемыми. Здесь издревле добывали железо, свинец и превосходный мрамор. На полуострове находились и богатейшие в Греции залежи серебра, а также большие запасы глины, используемой в гончарном деле. В центре полуострова, среди широкой равнины, расположился главный город Аттики – Афины. Он и дал название сложившемуся здесь государству.

Пользуясь картой и текстом, расскажите о географическом положении и природных условиях Аттики.

Вот что говорилось в легенде о происхождении названия Афин. Поспорили как-то Афина и Посейдон, кому из них быть покровителем величайшего в Греции города. Чтобы решить свой спор, они договорились, что покровителем будет тот, кто сделает его жителям лучший подарок. Он же даст городу и свое имя. Ударил Посейдон трезубцем по скале Акрополя, и потекла из того места вода. Обрадовались было люди, но вода эта оказалась соленой, как море. Тогда Афина воткнула в землю свое копье, и превратилось оно в оливковое дерево. Попробовали люди его плоды и решили, что этот дар бесценен. Город был назван в честь Афины, которая стала его покровительницей.

Древнегреческое бронзовое зеркало

Основные занятия населения

Одним из важнейших занятий жителей Аттики было земледелие. В долинах небольших рек и на плоскогорьях они выращивали ячмень, пшеницу, бобы, на склонах гор – виноград и оливковые деревья. Виноград в основном использовался для изготовления домашнего вина. Оливковое масло шло в пищу и применялось для освещения жилищ. Его употребляли и вместо мыла, которого тогда не знали. Масло входило в состав многих лекарств. Им же греки умащивали тело перед физическими упражнениями. Оливки наряду с хлебом и рыбой были основной пищей людей. Их ели сушеными, солеными и вымоченными в уксусе. На склонах лесистых гор паслись стада коров, овец, коз. Из их молока получали сыр, который тоже был одним из важнейших продуктов питания жителей полуострова.

О развитии каких видов деятельности древних греков свидетельствует рисунок?

Жертвоприношение в честь богов. Древнегреческий рисунок

Своего хлеба в Аттике выращивали мало, и его всегда не хватало. Зерно приходилось покупать у соседей или ввозить из-за моря. Там его обменивали на вино, оливковое масло, изделия ремесленников. Больше всего ценились изделия афинских гончаров. Вышедшие из-под их рук расписные вазы, тарелки, кубки, амфоры охотно раскупались повсюду. Ценилось и изготовленное в Аттике вино. Греки пили вино, чтобы утолить жажду, разбавляя его при этом на две трети родниковой водой. Необходимость ввозить зерно в Аттику способствовала тому, что ее жители с древних времен занимались торговлей и мореплаванием.

Амфора из Аттики

Государственное устройство Древних Афин

Как и в других полисах, высшим органом власти в Афинах было Народное собрание. Но со временем оно стало терять свое значение. Высшая власть в Афинах оказалась в руках особого совета, куда входили только аристократы. Обычно он собирался на холме, посвященном богу войны Аресу, отсюда произошло и его название – ареопаг. Этот совет принимал законы, разбирал споры афинян, судил их. Ареопаг избирал высших должностных лиц государства. В Афинах их называли архонтами. Среди них был верховный жрец, судьи, командующий афинским войском.

Жили в Афинах по законам, которые в конце VII века до н. э. были установлены архонтом Драконтом. Эти законы за все, даже самые незначительные, преступления предусматривали жестокие наказания. Чаще всего – смертную казнь. Она полагалась даже за кражу овощей с огорода. Афиняне говорили про драконтовские законы, что они написаны не чернилами, а кровью.

Положение афинских земледельцев

Самые плодородные земли в Аттике были со временем захвачены знатью. Аристократам принадлежали обширные поля, виноградники, оливковые рощи. Наделы же простых людей были небольшими. Урожая с них едва хватало, чтобы свести концы с концами. Когда посевы земледельцев страдали от засухи, многие из них брали зерно в долг у богатых соседей. За каждый взятый мешок приходилось возвращать через год уже намного больше. Владелец зерна ставил на земле должника долговой камень. На нем было высечено, сколько и когда вернуть. Если земледелец не мог расплатиться вовремя, его землю отбирали в счет долга. Правда, он мог продолжать работу на ней, но теперь должен был отдавать новому владельцу значительную часть урожая. Приходилось залезать в новые долги. Если же земледелец снова не мог с ними расплатиться, он продавал семью или самого себя в рабство. Хозяин мог продать раба или заставить его работать в своем хозяйстве.

Чем отличалось положение знати и простых земледельцев в Афинах?

Со временем все больше афинских граждан теряли и землю, и свободу. Но пожаловаться им было некому. Законы Драконта охраняли в основном интересы богатых людей. К тому же и судьи, разбиравшие споры, избирались из числа аристократов. Простой народ, который в Афинах назывался демосом, был недоволен своим бесправным положением.

Как вы думаете, могла ли участь быть проданным в рабство постигнуть спартанца? Объясните почему.

Примерно в то же время, что и в Лаконике, в Аттике сложилось самостоятельное государство. Верховная власть в нем принадлежала собранию полноправных граждан. Но со временем руководить государством стали аристократы.

Амфора – керамический сосуд для хранения масла и вина.

Конец VII века до н. э. Введение в Афинах законов Драконта.

«Тяжело и горько было большинству граждан Афин быть в порабощении. Народ тяготился и всем остальным, так как, можно сказать, ни в чем не имел участия».

Древнегреческий ученый Аристотель

Вопросы и задания

1. Расскажите о главных хозяйственных занятиях жителей Аттики.

2. Какое влияние на занятия афинян оказала нехватка плодородных земель в Аттике?

3. Расскажите о том, как управлялось Афинское государство.

4. Почему многие афинские земледельцы теряли свою землю и становились рабами?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Древние фантазии и легенды или древние факты?

Древние фантазии и легенды или древние факты? Как я уже говорил, в древности встречались вещи, которые никак не могли существовать при уровне знаний того периода. И по мере того как копились факты, я продолжал испытывать пыл исследователя.Почему? Да хотя бы потому, что

Древние Афины

Древние Афины АкропольОлива – священное для греков дерево, дерево жизни. Без него невозможно представить греческие долины, зажатые между горами и морем, да и сами каменистые склоны гор, где оливковые рощи чередуются с виноградниками. Оливы взбираются почти к самым

2.2. Многие «древние астрономические наблюдения» могли быть вычислены позднесредневековыми астрономами, а затем вписаны ими как «наблюдения» в древние хроники

2.2. Многие «древние астрономические наблюдения» могли быть вычислены позднесредневековыми астрономами, а затем вписаны ими как «наблюдения» в древние хроники Нельзя забывать, что при написании «правильной истории» средневековые хронологи могли обращаться и к

АФИНЫ

АФИНЫ Именно в эту эпоху вторжений, завоеваний и восстаний началось восхождение Афин к пику своего могущества. Когда же оно стало доминирующим государством своего региона, таким, каким оно знакомо нам по многим страницам мировой истории, его литература и изящные

1. Афины в VIII–VII вв. до н. э

1. Афины в VIII–VII вв. до н. э Институты государственности в Аттике стали складываться несколько позже, чем в разных областях Пелопоннеса, но постепенно Афины превратились не только в одно из крупнейших и могущественных государственных образований, но и стали своего рода

Степные Афины

Степные Афины Античный историк Геродот родился около 484 года до н. э. в Галикарнасе, одном из древнейших ионийских городов на побережье Малой Азии (ныне это турецкий город Бодрум, расположенный на одноименном полуострове). К этому времени город уже более семидесяти лет

Афины в Африке?

Афины в Африке? Согласно общепринятому мнению, железо в качестве полезного металла было открыто около 1500 года до н. э. в Азии в регионе между Кавказом и тем, что сейчас называют Малой Азией. К 1300 году до н. э. добыча и обработка руды стали важным занятием у хеттов, живших на

РАННИЕ АФИНЫ

РАННИЕ АФИНЫ В афинский полис, один из самых крупных в Греции, входила вся Аттика – область в восточной части Средней Греции. Расположенная на полуострове, напоминающем по форме рог и глубоко вдающемся в море, на севере Аттика граничила с Беотией, на западе – с областями

Афины

Афины 1 В дополнение к более крупным по объему книгам общефилософской, общекультурной и общеисторической тематики, которые перечислены ниже в «Рекомендациях для дальнейшего чтения», особый интерес представляют Life Magazine; The Athenian Agora; Athens and Environs.2 Напомню вам, что первый

3. Древние вавилоняне и древние ассирийцы

3. Древние вавилоняне и древние ассирийцы Примерно в то время, когда жрец Манефа составлял «роспись египетских царей» (280…270 г. до н. э.), в Вавилоне один из жрецов Ваала — Бероз писал на греческом языке историю своего народа. К сожалению, до нас дошли только отрывки этого

Афины в Африке?

Афины в Африке? Согласно общепринятому мнению, люди научились выплавлять железо около 1500 года до н. э. в районе, расположенном к западу от Кавказского хребта.К 1300 году до н. э. выплавка железа уже стала важной отраслью ремесла у хеттов, обитавших в теперешней Анатолии. Тогда

Афины военные

Афины военные Во время хаоса первых двух десятилетий XX века Афины оставались все тем же городом с населением, выросшим с 217 820 человек в 1910 году до 292 991 человека в 1921-м. Премьер-министр Венизелос провел радикальную финансовую реформу, преобразовал силовые структуры,

Почему Афины?

Почему Афины? Борьбу греков против персов возглавили два самых сильных греческих государства – Спарта и Афины. Причем спартанцы и от войны пострадали меньше, и считались главными победителями: именно их пехота сокрушила персов в решающей битве при Платеях (479 г.

Афины

Афины По утверждению Страбона, Аристотель был величайшим собирателем книг на все времена и «научил египетских царей, как организовать библиотеку». Мы видим, что он это сделал очень опосредованно, поскольку первую Александрину организовал ученик его последователя

4.3. Многие «древние» астрономические наблюдения могли быть теоретически рассчитаны поздне-средневековыми астрономами, а потом вписаны ими как якобы «реальные наблюдения» в якобы «древние» хроники

4.3. Многие «древние» астрономические наблюдения могли быть теоретически рассчитаны поздне-средневековыми астрономами, а потом вписаны ими как якобы «реальные наблюдения» в якобы «древние» хроники Нельзя забывать, что при написании «правильной скалигеровской истории»

Аттика: Аттика

Земля, где все еще можно встретить отголоски древнегреческих мифов, где красота и разнообразие пейзажей поражает воображение, где под лазурным небом на фоне ласковых вод Эгейского моря возвышается храм Посейдона… Все это – Аттика. Область Аттика располагается на юго-востоке Греции, на севере она соседствует с центральной частью страны, а на западе – с Пелопонессом. Здесь располагается, пожалуй, самый главный город Греции – величественные Афины.

Отдых в Аттике – идеальное решение для тех, кто предпочитает совмещать пляжный отдых и знакомство с историческими достопримечательностями древнего государства. Здесь есть и роскошные курорты, и незабываемые горные ландшафты, и тянущиеся в бесконечность плантации фруктовых и оливковых деревьев, и впечатляющие образцы греческой архитектуры.

Невозможно представить полноценный отдых в Аттике без экскурсионных поездок.

Легендарный мыс Сунио – здесь следует побывать в первую очередь. Это место на юге Аттики всегда пользовалось популярностью среди рыбаков, которые никогда не возвращались из моря без богатого улова. И это неудивительно, ведь именно здесь располагался храм повелителя морей Посейдона, руины которого можно увидеть сегодня. Размеры колоннады – 13,47 на 31,12 метра.

Читайте также  Озеро фото в греции

Богиня Афина считалась покровительницей Аттики, в честь нее был воздвигнут еще один величественный памятник античной архитектуры, храм Парфенон, расположенный на афинском Акрополе, который сам по себе заслуживает внимания. За свою историю храм побывал и христианским, и мусульманским, сегодня же продолжается кропотливая работа по восстановлению его исторического вида.

Но Аттика – это не только Сунио и Афины. Это также Дафни с удивительными византийскими мозаиками, гробницы Марафона, Рамнунд с античным театром, монастырь Кесарьяни с мистической атмосферой Византии, Элевсин, Враврон, Амфиарайон, Торикос с античными монументами… Тур в Аттику позволит увидеть все это великолепие своими глазами!

Рестораны и бары – неотъемлемая часть греческой жизни

Центр культурных развлечений – это, конечно же, Афины. Здесь проводятся музыкальные фестивали и кинопоказы под открытым небом, обилие музеев и галерей не оставит равнодушными любителей искусства.

Здесь бурная ночная жизнь – всевозможные ночные клубы, дискотеки, таверны, где можно послушать игру на народном инструменте бузуки.

Рестораны, ночные клубы и другие развлечения широко представлены и в других курортных городах.

Самые популярные курорты

Элитные курортные районы Аттики порадуют роскошными ресторанами, фешенебельными отелями, комфортными пляжами и живописными бухтами.

Один из самых популярных – Глифада, который считается наиболее подходящим для семейного отдыха. Спокойный и консервативный курорт с лучшим в Греции полем для гольфа, предлагает к услугам отдыхающих также шикарную приморскую инфраструктуру с вместительной мариной.

Маленький полуостров Лагонисси очаровывает своими песчаными пляжами. С одной стороны, курорт подходит для отдыха с маленькими детьми, поскольку море здесь отличается плавным увеличением глубины, а с другой – является отличным вариантом для занятий водными видами спорта.

Водолечебный курорт Лутраки, известный во всем мире – еще одна «жемчужина» Аттики. Его пляжи ежегодно отмечаются Голубым флагом. Наличие множества таверн, баров и дискотек делает городок привлекательным не только для тех, кому необходима терапия, но и для молодежи. Азартные отдыхающие могут попытать удачи в самом большом казино на Балканском полуострове.

Ваш туроператор по Греции «Пантеон» приглашает остановиться как в лучших отелях Аттики, так и в комфортабельных виллах. Последний вариант отлично подходит для отдыха большими компаниями.

Рекомендуем, например, отель Grecotel Cape Sounio 5*, который предлагает гостям очаровательные бунгало различной категории, почти каждое из которых отличается неповторимым видом на море и храм Посейдона.

Цены на путевки в Аттику, включающие авиабилет, в сезон начинаются от 55000 рублей на двоих. Узнать более точную информацию вы можете у менеджеров по телефону 8(495)215 08 09. Также можно рассчитать стоимость тура в Грецию, воспользовавшись системой онлайн-бронирования.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector