Главный храм афинского акрополя

Главный храм афинского акрополя

Афинский акрополь, Парфенон (Афины)

Парфенон — наиболее известный античный архитектурный комплекс, расположенный на Афинском акрополе. Парфенон — главный храм в древних Афинах, посвященный покровительнице этого города и всей Аттики, богине Афине-Деве (Афине-Девственнице).

Парфенон расположен на самой высокой отметке афинского акрополя, на том месте, где ранее уже стоял храм той же богини, заложенный еще до нашествия персов, вероятно, при Писистрате, и разрушенный Ксерксом.

По окончании персидских войн, в правление Перикла, было начато строительство, на месте прежнего святилища, нового, более обширного и роскошного храма. Для этого были приглашены лучшие из греческих мастеров. Строителями Парфенона называют Иктина и Калликрата. Первому, по-видимому, принадлежал проект этого храма, а второй заведовал строительными работами. Великий скульптор Фидий и сам Перикл наблюдали за постройкой, продолжавшейся около десяти лет в период 448—438 г. до н. э.

Со времени завоевания Греции римлянами не происходило в истории этой страны ни одного переворота, который не отражался бы печальным образом на судьбе этого сооружения. Сначала завоеватели увезли к себе его лучшие украшения. Потом христианство, восторжествовав над язычеством, лишило храм всего того, что было неприемлемо новой религии. Святилище Девы-Афины превратилось в церковь Приснодевы Марии, но и это не уберегло его от дальнейших несчастий. Нашествия славян, крестоносцев и турок, устроивших в Парфеноне мечеть, и, наконец, осада акрополя венецианцами, в 1687 г., страшно изувечили создание Иктина и Калликрата. Венецианская бомба, попав через мраморную крышу внутрь здания, где хранился тогда запас пороха, произвела взрыв и разорвала Парфенон по длине на две части (14 из 46 колонн были разрушены), обратив его в полуразвалины, из которых местные жители стали таскать камни для выжигания из них извести.

Варварское отношение к Парфенону прекратилось только в XIX столетии. Но еще до этой поры многие из тех скульптурных украшений храма, которые более или менее уцелели, были уже увезены в западную Европу. В настоящее время, из 5 не погибших, хотя и искалеченных метопов, только некоторые остаются на своих местах: 16 метопов южного фасада находятся в Британском музее, в Лондоне, один метоп — в Луврском музее и один — Акропольском музее, в Афинах. Остатки свалившихся и разбитых фронтонных групп перешли, главным образом, в Британский музей, где красуется также целая треть фриза, опоясывавшего целлу (главное помещение, святилище). Что касается до колоссальной статуи Афины, стоявшей в целле, то в конце III века до н.э. тиран Лахарий похитил часть ее драгоценных украшений, но сама статуя продолжала находиться в храме до конца IV века. Последнее имеющееся известие о ней относится к 375 г., вероятно, вскоре после того она была уничтожена, как бывший предмет языческого культа, неприемлемый для христиан.

Парфенон расположился на прямоугольной платформе (68,4х30,38 м.). По периметру идут колонны по 8 колонн в коротком фасаде и по 17 колонн в каждом длинном. Высота колонн по 11 м., диаметр их нижнего разреза 1,8 м.

Внутренность храма состояла из двух частей: из целлы, длиной в 100 футов (отсюда — другое название Парфенона, Гекатомпедон, то есть стофутный храм), и из заднего, менее обширного помещения, или описфодома. Два ряда колонн разделяли целлу на три нефа: на средний — широкий, и на два боковых, более узких. Над архитравом этих колонн стояли другие колонны меньшего размера, подпиравшие сложенную из мраморных плит крышу и устроенную в ней гипефру над срединой главного нефа.

В целле красовалась колоссальная статуя Афины (12 метров), одно из великолепнейших произведений Фидия. Богиня была представлена стоящей в простой, но величественной позе, в панцире, с эгидой на груди. У ее ног находился щит, слегка прислоненный к левой ноге. На нем покоилась левая рука богини, придерживавшая копье. На ладони правой руки стояла фигура Победы, величиной в человеческий рост, державшая лавровый венок. Высокий шлем Афины был украшен в середине изваянием сфинкса, а по бокам фигурами грифов. Вокруг копья, внизу, обвивалась змея — эмблема мудрости. На внутренней стороне щита была изображена рельефом гигантомахия, а на внешней — битва амазонок. Даже края одежды и сандалии богини были украшены изображениями битвы кентавров с лапифами. Вся статуя была исполнена на деревянной основе из чистого золота и слоновой кости, а не из бронзы и мрамора, как обычно. Так же — из чистого золота Фидий выполнил одежду и шлем богини, волосы и щит образовывали золотые пластины, а в глазницы были вставлены сапфиры.

Описфедом храма, лежавший позади целлы, представлял собой помещение, сообщавшееся с ее боковыми нефами посредством двух небольших дверей. Большая дверь вела из него в задний наружный портик, потолок этого помещения поддерживали четыре колонны. Здесь хранились храмовые драгоценности и утварь, равно как и государственная казна и важные общественные документы.

Великолепные скульптурные работы, исполненные Фидием и учениками этого мастера под его руководством, украшали различные части здания. Тимпаны обоих фронтонов были заняты группами, изображавшими, на восточном фронтоне «Рождение Афины из головы Зевса», а на западном — «Спор Афины с Посейдоном из-за обладания Аттикой».

Внешние стены целлы и описфодома украшал барельефный фриз работы Фидия, изображавший торжественную — в присутствии богов — процессию последнего дня панафинейского праздника, в которой в акрополь относился драгоценный пеплос, изготовленный для подарка Афине искуснейшими девушками Аттики. По своей величине, по гармоничной стройности архитектонических линий, по благородству целого, Парфенон представлял собой самое блестящее из произведений аттическо-дорического зодчества. Его красоту и живописность возвещала разноцветная, но не режущая глаз, окраска различных его частей.

Афинский акрополь

Уже много веков люди тщетно пытаются словами описать впечатления от афинского Акрополя. Как правило, все сводится к громким, но маловыразительным эпитетам: прекрасный, величественный, грандиозный, снова прекрасный…

Афинский акрополь

Никому не удалось внятно сформулировать, в чем же заключается сила воздействия этих развалин на человека, стоящего у их подножья. Ведь этот человек видел руины и более древние, и более монументальные. Секрет, скорее всего, в подсознательном узнавании античных линий и пропорций, тысячекратно повторенных в архитектуре и искусстве последующих эпох. Ведь Акрополь — колыбель той культуры, на которой выросла вся западная цивилизация. Находясь рядом с ним, мы как бы заглядываем в свое прошлое — именно свое, а не канувших в историю царей и фараонов. Древние греки создали искусство не подавляющее человека, а соразмерное свободному, сильному и бесстрашному созданию, почти равному богам. Не случайно говорят о чувстве гордости за человечество, которое порой охватывает посетителя Акрополя.

Акрополем (от греч. «акрос» — «верхний» и «полис» — «город») древние греки называли возвышенную и укрепленную на случай войны часть города. Здесь обычно возводили храмы богов — покровителей данного места.

Посейдон, Аполлон и Артемида. Фрагмент фриза Парфенона

Над всеми зданиями и скульптурами афинского Акрополя доминировал величественный Парфенон — храм Афины Парфенос (Девы) с его десятиметровыми колоннами. Архитекторы Иктин и Калликрат спроектировали его так, что зритель сначала видел здание в три четверти, охватывая взглядом полный объем и получая представление обо всем облике храма. Следовало обойти Парфенон по периметру, чтобы приблизиться к его главному фасаду.

Визитная карточка Греции

Афинский Акрополь

Ни один из сохранившихся на Балканском полуострове «верхних городов» не может сравниться по своему величию и грандиозности с Афинским акрополем. Он стал своеобразной визитной карточкой не только столицы Греции, но и всего государства. Являясь одним из самых посещаемых объектов мира, он потрясает умы современников, свидетельствуя о высоких достижениях афинян в вопросе строительства и чувстве прекрасного.

Афинский акрополь расположен на холме высотой 156 м и поэтому виден из любой части города. История этого грандиозного сооружения начинается примерно с XVI в. до н.э. Основателем Афинского акрополя считается первый афинский царь — Кекропс. В те времена это был просто холм с царской резиденцией.

Кариатиды храма Эрехтейон

В V в. до н.э. под руководством «отца-основателя» афинской демократии правителя Перикла Афины становятся центром политики и культуры Греции, а вместе с тем и в акрополе ведется активное строительство. В этот период на территории акрополя были построены главный храм Афин — Парфенон, храм Ники Аптерос, храм Эрехтейон, театр Диониса, установлена статуя Афина Промахос. В наши дни остатки этих сооружений и составляют Афинский акрополь.

Как добраться

До Акрополя можно добраться, выйдя на следующих станциях метро: Акрополи (ближайшая), площадь Синтагма, станция Тиссио, площадь Монастираки и площадь Омония (самая удаленная). Далее, следуя указателям или просто «на глаз», вы доберетесь до Акрополя.

Когда лучше поехать

Ехать можно в любое время года. Собираясь насладиться античными храмами, помните, что в Греции все государственные музеи и галереи не работают по понедельникам.

Самая грандиозная достопримечательность

Наиболее значительным объектом Афинского акрополя считается Парфенон — главный храм древних Афин, посвященный богине Афине-Девственнице. Масштаб этого строения даже сегодня внушает уважение к древнегреческим зодчим.

Знаменитый Парфенон

Памятник был возведен из пентелийского мрамора, который добывали вблизи Афин. Кладка осуществлялась по сухой методике, без цемента. Блоки вытачивали и плотно подгоняли друг к другу. Фасад был украшен многочисленными фризами, статуями, барельефами античных богов и их слуг.

Один из первых театров

По мнению многих историков, театр Диониса, расположенный на территории акрополя, является наиболее древним театром в мире. Его 67 рядов вмешали в общей сложности до 17 тыс. зрителей. К слову, численность свободного населения Афин достигала примерно 35 тыс. человек. В римскую эпоху театр посещали императоры Адриан и Нерон. Второй даже выступил здесь. А в дальнейшем театр стал сиеной не для комедий и трагедий, а для кровавых гладиаторских боев.

Театр Диониса

Эрехтейон

Главный храмовый комплекс Афин, разумеется, был посвящен хранительнице города Афине Палладе. Мореплаватель, приближаясь к Афинам, издалека видел блестящий шлем и золотое копье богини. Она называлась Афина Промахос (Воительница) и была отлита из бронзы знаменитым скульптором Фидием, руководителем застройки всего комплекса. Позади нее возвышался выстроенный неизвестным архитектором Эрехтейон — храм Афины и Посейдона, самое старое святилище города. На его месте, согласно мифу, оба бога когда-то спорили за обладание Аттикой.

Эрехтейон

Три портика храма расположены на разных уровнях — эта асимметрия уникальна для греческой архитектуры. Перекрытие южного портика поддерживали легендарные кариатиды — скульптуры молодых жриц. В Эрехтейоне хранился священный ксоан (деревянная статуя) Афины, по преданию упавший с неба.

Для греков скульптуры с неизменной «архаической» улыбкой на губах были даже не изображениями богов, а практически самими персонифицированными богами. Мастера стремились сделать их живыми, для чего мрамор раскрашивался. Тон человеческой кожи достигался втиранием смеси воска и оливкового масла или шафрана и молока.

Гарем Паши в античном храме

Музей Акрополя

После заката Античности судьба Акрополя сложилась трагично. В V в. Парфенон стал церковью Богоматери, а статую Афины Парфенос перевезли в Константинополь. Завоевавшие Грецию в XV в. турки превратили храм сначала в мечеть, потом в арсенал. В Эрехтейоне разместился гарем паши, из блоков храма Ники Аптерос выложили бастион. В 1687 г. ядро с венецианского корабля разрушило центральную часть храма Афины Девы.

В дальнейшем Акрополь не раз подвергался разграблению «любителями древностей», в результате чего бόльшая часть его сокровищ оказалась в Британском музее и Лувре. В музее Акрополя сегодня можно увидеть лишь немногие уцелевшие ценности, среди них — скульптура «Мосхофор» («Несущий тельца»), архаические коры, скульптуры из убранства Парфенона и кариатиды. На территории комплекса установлены их копии. Основные реставрационные работы в Акрополе проводились в конце XIX в.

Квадрига для Паллады

Акрополь

Ансамбль Акрополя помимо Парфенона и Эрехтейона включал также парадный вход — Пропилеи (архитектор Мнесикл) и храм Ники Аптерос (архитектор Калликрат). От предыдущих строений IV в. до н. э. сохранился фундамент храма Афины Гекатомпедон (храма длиною в сто шагов) и фрагменты скульптур с его фронтонов. К более древним временам относится и четверка коней, посвященная Афине после победы греков над спартанцами и их союзниками в 506 г. до н. э. Получив большой выкуп за пленных, афиняне вывесили снятые с них оковы на стенах Акрополя, а десятую долю выкупа потратили на бронзовую квадригу для Паллады.

Одна из причин побывать здесь

В мире редко встретишь место с такой концентрацией храмов, как в Афинском акрополе. Здесь есть даже храм Ники Аптерос. Это мраморное сооружение с четырьмя колоннами, в котором находилась статуя богини победы. В одной руке она держала шлем, а в другой — плод граната, символизирующий мир. Кстати, богобоязненные афиняне не устрашились умышленно лишить статую богини крыльев, чтобы Победа не смогла больше улететь от них и никогда не покидала священный город.

ПАРФЕНОН

ПАРФЕНОН, главный храм афинского Акрополя, посвященный Афине Парфенос (т.е. Деве), богине-покровительнице города. Строительство началось в 447 до н.э., освящение храма состоялось на празднике Панафиней в 438 до н.э., однако отделка (главным образом скульптурные работы) продолжалась до 432 до н.э. Парфенон – шедевр древнегреческой архитектуры и символ греческого гения.

АРХИТЕКТУРА

ПАРФЕНОН

История.

Новый храм возведен в высшей точке Акрополя, на месте, посвященном богам. Древние храмы имели, вероятно, небольшие размеры, и потому значительного выравнивания Акрополя не требовалось. Однако в 488 до н.э. здесь был заложен новый храм, чтобы отблагодарить Афину за победу над персами при Марафоне. Его размеры в плане очень близки к нынешнему Парфенону, и потому посреди южного склона пришлось возвести подпорную стенку и произвести укладку в основание известковых блоков, так что южный край строительной площадки поднялся над скалой Акрополя более чем на 7 м. Задуманный храм представлял собой периптер, имевший, по-видимому, по 6 колонн со стороны торцов и по 16 по бокам (считая угловые колонны по два раза). Его стилобат (верхняя площадка) и ступени, как и сами колонны, а также прочие элементы конструкции были сделаны из мрамора (или во всяком случае задумывались как мраморные). Когда в 480 до н.э. Акрополь захватили и разграбили персы, строившийся храм, который к тому моменту довели только до высоты второго барабана колонн, был уничтожен огнем, и работы прервались более чем на 30 лет. В 454 до н.э. казна Делосского морского союза была перенесена в Афины, где властвовал тогда Перикл, и вскоре, в 447 до н.э., строительные работы на почти готовой площадке возобновились. Парфенон возводили архитекторы Иктин и Калликрат (называют еще и Карпиона), а также Фидий, который отвечал прежде всего за скульптуру, но сверх того осуществлял общий надзор за ходом работ на Акрополе. Создание Парфенона было частью задуманного Периклом завоевания Афинами первенства не только в военной и экономической области, но и в религии и искусстве.

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

Относительно дальнейшей судьбы храма нам известно, что ок. 298 до н.э. афинский тиран Лахар снял с культовой статуи Афины золотые пластины, а во 2 в. до н.э. здание, пострадавшее от пожара, основательно отремонтировали. В 426 н.э. Парфенон был превращен в христианскую церковь, первоначально св. Софии. По-видимому, тогда же, в 5 в., статуя Афины была перевезена в Константинополь, где впоследствии погибла при пожаре. Первоначальный главный восточной вход закрыла алтарная апсида, так что теперь главным стал западный вход через отделенное прежде глухой стеной помещение позади целлы. Были осуществлены и другие изменения планировки, а в юго-западном углу храма возвели колокольню. В 662 храм был переосвящен в честь Пресвятой Богородицы («Панагия Афиниотисса»).

После турецкого завоевания, ок. 1460, здание было превращено в мечеть. В 1687, когда венецианский военачальник Ф.Морозини осаждал Афины, турки использовали Парфенон как пороховой склад, что привело к гибельным для здания последствиям: влетевшее сюда раскаленное пушечное ядро вызвало взрыв, разрушивший всю его среднюю часть. Никакого ремонта тогда не проводилось, напротив, местные жители принялись растаскивать мраморные блоки, чтобы выжигать из них известь. Назначенный в 1799 послом Великобритании в Османской империи лорд Т.Эльджин получил разрешение султана на вывоз скульптур. В течение 1802–1812 львиная часть сохранившегося скульптурного убранства Парфенона была перевезена в Великобританию и помещена в Британский музей (часть скульптур попала в Лувр и в Копенгаген, хотя кое-что осталось в Афинах). В 1928 был создан фонд, задавшийся целью, по мере возможности, поставить на место упавшие колонны и блоки антаблемента, и 15 мая 1930 была торжественно открыта северная колоннада храма.

Архитектура.

Парфенон в его нынешнем виде – стоящий на трех мраморных ступенях (общая высота ок. 1,5 м) периптер дорического ордера, имеющий по 8 колонн на торцах и по 17 по бокам (если считать угловые колонны дважды). Высота составленных из 10–12 барабанов колонн перистиля 10,4 м, их диаметр у основания 1,9 м, угловые колонны чуть толще (1,95 м). Колонны имеют по 20 каннелюр (вертикальных желобов) и сужаются кверху. Размеры храма в плане (по стилобату) 30,9 ґ 69,5 м. Внутреннее помещение храма, или целла (внешний размер 21,7 ґ 59 м), поднято над стилобатом еще на две ступени (общая высота 0,7 м) и имеет по торцам шестиколонные простильные портики, колонны которых несколько ниже, чем во внешней колоннаде. Целла делится на два помещения. Восточное, более длинное и называвшееся гекатомпедон (внутренний размер 29,9 ґ 19,2 м), было разделено на три нефа двумя рядами по 9 дорических колонн, которые замыкались в западном конце поперечным рядом из трех дополнительных колонн. Предполагается, что существовал и второй ярус дорических колонн, который располагался над первым и обеспечивал нужную высоту перекрытий. В пространстве, ограниченном внутренней колоннадой, находилась колоссальная (12 м в высоту) хрисоэлефантинная (из золота и слоновой кости) культовая статуя Афины работы Фидия. Во 2 в. н.э. она была описана Павсанием, а ее общий вид известен по нескольким уменьшенным копиям и многочисленным изображениям на монетах. Перекрытия западного помещения целлы (внутренний размер 13,9 ґ 19,2 м), которое называлось Парфеноном (здесь хранилась казна Делосского союза и государственный архив; со временем название было перенесено на весь храм), покоились на четырех высоких колоннах, предположительно ионических.

Все элементы конструкции Парфенона, включая черепицу крыши и ступени стилобата, были вытесаны из местного пентелийского мрамора, почти белого сразу после добычи, но со временем приобретающего теплый желтоватый оттенок. Раствор или цемент не использовались, кладка велась насухо. Блоки были тщательно подогнаны друг к другу, горизонтальная связь между ними осуществлялась с помощью двутавровых железных скреп, помещенных в специальные пазы и залитых свинцом, вертикальная – с помощью железных штырей.

Скульптура.

Убранство храма, дополнявшее его архитектуру, делится на три основные категории: снабженные горельефами метопы, или квадратные панели, располагавшиеся между триглифами фриза над внешней колоннадой; барельеф, который сплошной полосой опоясывал целлу снаружи поверху; две колоссальные группы свободно стоящих скульптур, заполнявших глубокие (0,9 м) треугольные фронтоны.

На 92 метопах представлены сцены единоборств: богов и гигантов с восточной стороны, лапифов и кентавров (они сохранились лучше всего) – с южной, греков и амазонок – с западной, участников Троянской войны (предположительно) – с северной. Скульптурная группа на восточном фронтоне изображала рождение Афины, которая в полном вооружении выпрыгнула из головы Зевса после того, как бог-кузнец Гефест разрубил голову топором. Группа с западного фронтона представляла спор за Аттику между Афиной и Посейдоном, когда подаренное богиней оливковое дерево было признано более ценным даром, чем источник соленой воды, открытый в скале Посейдоном. От обеих групп сохранились немногочисленные статуи, но и по ним видно, что это было великое художественное творение середины 5 в. до н.э.

Барельефная полоса поверху целлы (общая длина 160 м, высота 1 м, высота от стилобата 11 м, всего здесь было ок. 350 пеших и 150 конных фигур) изображала Панафинейскую процессию, ежегодно подносившую Афине новое одеяние – пеплос. Вдоль северной и южной сторон представлены движущиеся с запада на восток всадники, колесницы, граждане Афин, а ближе к голове процессии – музыканты, люди с дарами, жертвенные овцы и быки. Вдоль западной, торцевой стены, над портиком, помещены группы кавалеристов, стоящих возле своих лошадей, севших на них или уже уезжающих (эта часть барельефа осталась в Афинах). На восточном торце представлена центральная группа процессии, состоящая из жреца и жрицы Афины с тремя юными прислужниками: жрец принимает сложенный пеплос. По бокам от этой сцены помещены фигуры важнейших богов греческого пантеона. Они разделены на две группы и повернуты лицом наружу, к углам здания, как бы наблюдая за приближением процессии. Рядом с ними, справа и слева, изображены две группы граждан или официальных лиц, а по краям – медленно движущиеся возглавляющие процессию люди.

Читайте также  Знаменитые оперные театры

ПАРФЕНОН. Бордюр. Приписывается Фидию.

«Утонченности» Парфенона.

Скрупулезная продуманность конструкции Парфенона, имеющая целью лишить здание механистичной прямолинейности, придать ему живость, проявляется в целом ряде обнаруживающихся только при специальном исследовании «утонченностей». Упомянем лишь некоторые. Стилобат несколько повышается к центру, стрела подъема по северному и южному фасаду составляет ок. 12 см, по северному и западному – 6,5 мм; угловые колонны торцевых фасадов немного наклонены к середине, а две средние, наоборот, к углам; стволы всех колонн имеют легкую припухлость, энтазис, посередине; лицевая поверхность антаблемента несколько наклонена наружу, а фронтона внутрь; диаметр угловых колонн, видимых на фоне неба, чуть больше, чем у остальных, а кроме того, они представляют собой в поперечном разрезе сложную фигуру, отличную от круга.

Многие детали здания были раскрашены. Нижняя поверхность эхина (расширения на капителях колонн) была красной, как и тения (пояс между архитравом и фризом). Красный и синий цвет использовались на нижней поверхности карниза. Мраморные кессоны перекрытия колоннады оттенялись красным, синим и золотым или желтым цветом. Цвет применялся и с целью подчеркивания элементов скульптуры. В декоре здания применялась также бронзовые венки, о чем свидетельствуют просверленные в архитраве отверстия для их крепления.

Главный храм афинского акрополя

Главный храм в древних Афинах, посвящённый покровительнице города Афине.

Храм построен при Перикле. Освящение храма состоялось в 438 до н.э. Скульптурная отделка внутри храма велась под руководством скульптора Фидия до 432 до н. э.

Парфенон — шедевр древнегреческой архитектуры и символ греческого гения.

Внутри храма «… возвышается бронзовая статуя женщины в доспехах и шлеме. В ногах её питон — атрибут мудрости. Грозна и в то же время спокойна и величава Афина — богиня войны, но её оружие никому не грозит, никого не устрашает. Она оперлась на бронзовое копьё, как страж. Афина считается покровительницей города, охраняющей его мирную жизнь, благополучие, труд.

В честь Афины, кроме бронзовой статуи, воздвигнут и главный храм Акрополя — Парфенон. Мы привыкли, что здание имеет фасад, то есть главную, парадную сторону. Греки хотели, чтобы их постройки были прекрасны со всех сторон. Поэтому они поставили Парфенон так, чтобы человек, войдя на Акрополь, увидел его с угла.

Вход в Парфенон — со стороны, противоположной Пропилеям (Парадный въезд — Прим. И.Л. Викентьева). И в этом особый смысл: зодчие заставляли человека обойти храм, чтобы проникнуться строгим и торжественным настроением. Вокруг Парфенона, за колоннадой, по верху стены тянется стошестидесятиметровая мраморная лента барельефа, изображающего шествие. Вот группа отважных всадников на горячих коренастых лошадках. Девушки в длинных рубахах погоняют круторогих быков. Идут женщины с пальмовыми ветвями — символом мира. Важно шествуют старцы, спокойные и благородные (для процессии в честь богини Афины выбирались самые бодрые и статные старики). Все изображённые как будто действительно движутся, торжественно и ритмично. Фигуры то сближаются, то отдаляются одна от другой, то сливаются в живописные группы.

На рельефе боги смешались с людьми не только для того, чтобы принимать от них почести. Боги и люди участвуют в общем празднестве. Они восседают за теми же столами для пиршеств. Бог ремесла Гефест и покровительница науки Афина беседуют между собой просто и дружелюбно, как труженики по окончании дня. В них нет ничего сверхъестественного, ничего, отличающего богов от прекрасных людей.

Как и все греческие постройки, Парфенон относительно невысок: человек, глядя на храм, чувствовал себя выше ростом и шире в плечах, размеры здания не давили, не принижали его. В Парфеноне нет ни одной строго горизонтальной или строго вертикальной линии. Линии карнизов, ступеней, колонн — всё чуть-чуть, незаметно для глаза, изогнуты с учётом особенностей человеческого зрения. Благодаря этому зрителю все линии представляются идеально правильными.

На первый взгляд кажется, что все колонны Парфенона одинаковы и стоят друг от друга на равном расстоянии. В действительности пролеты между ними незаметно для глаза увеличиваются к центру. Толщина колонн также разная. Вы замечали, наверное, что на фоне неба деревья и другие предметы кажутся намного тоньше, чем на самом деле, — свет как бы «съедает» объём. Чтобы преодолеть это впечатление, угловые колонны Парфенона, которые вырисовываются на фоне неба, чуть массивнее, чем те, что видны на фоне стены. И стоят колонны не прямо: они немного наклонены внутрь, к стенам здания, чтобы казаться выше и стройнее. […]

Вошедшему казалось, что в обширном, окрашенном в красный и синий цвет зале царит полумрак: свет проникал сюда только из распахнутой двери. Но глаз быстро привыкал к мягкому освещению, и взоры обращались туда, где в глубине зала, среди даров, венков, серебряных масок, как бы встречая вошедших, стояла двенадцатиметровая статуя Афины. Богиня изображена во весь рост, в высоком золотом шлеме. У ног её щит, и она придерживает его левой рукой. Прекрасная голова Афины с невысоким гладким лбом и округлым подбородком чуть наклонена, словно под тяжестью шлема и густых волнистых волос. Её глаза из драгоценных камней внимательны и испытующи.

Богиня в образе прекрасной женщины — хранительница города и его сокровищ, горделивое олицетворение Афин. В отличие от бронзовой Афины-воительницы, установленной против Пропилеи, эта статуя подчеркивает миролюбие и мудрость дочери Зевса. Плавно струятся все одежды, гармонируя со спокойной, уверенной позой.

На правой ладони Афины стоит двухметровая богиня победы Ника. Афину Фидий не отлил из бронзы и не высек из белого пентелийского мрамора. Тысячи пластинок слоновой кости были искусно пригнаны к деревянной основе так, что казалось, будто голова и руки великой богини изваяны из одного куска этого драгоценного и благородного материала.

Желтоватая кость выглядела снежно-белой благодаря контрасту со шлемом и одеянием богини из чеканного золота. Круглый щит Афины тоже был золотым. На щите Фидий представил сцены битвы греков с воинственными женщинами-амазонками. Он изобразил десятки фигур: греческих воинов и легендарных воительниц. И в центре можно было увидеть плешивого старика, поднявшего руками камень. Это — сам Фидий.

Парфенон построен из мрамора. Кроме деревянного потолка в храме Афины всё сложено из мраморных блоков. Греки не признавали ни глины, ни извести, ни цемента. Прочность греческой постройки достигалась главным образом безукоризненной подгонкой деталей. Только в особо ответственных местах, например колоннах, камни просверливали насквозь и соединяли бронзовыми скобами или штырями. Пазы между металлом и камнем заливали свинцом. Афинские каменотёсы были мастерами своего дела. Ни один камень не имел технического дефекта. Каждый блок был произведением искусства и поражал не только совершенством отделки, но и благородством пропорций».

Бродский Б.И., Пять древних столиц, М., «Советский художник», 1964 г., с. 19-20 и 24-25.

Храм Парфенон в Афинах

Парфенон

Одна из наиболее почитаемых древними греками богинь, Афина Паллада, появилась на свет довольно необычным способом: Зевс, её отец, проглотил её мать, Метиду (Премудрость), когда та ждала ребёнка. Сделал он это по одной простой причине: после рождения дочери ему было предсказано появление на свет сына, который свергнет Громовержца с престола.

Но Афина кануть в небытие не пожелала – поэтому через некоторое время Верховного Бога начала мучить нестерпимая головная боль: дочь просилась наружу. Голова болела так сильно, что Громовержец, не в силах терпеть, приказал Гефесту взять топор и ударить им его по голове. Тот повиновался и рассёк ему голову, выпустив на свободу Афину. Глаза её были полны мудрости, а одета она была в одежду воина, в руке держала копьё, а на голове был железный шлем.

Богиня мудрости оказалась непраздной жительницей Олимпа: она спустилась к людям и многому научила их, дав им знания и ремёсла. Она уделяла внимание и женщинам: учила их рукодельничать и ткать, принимала активное участие и в государственных делах – была покровительницей справедливой борьбы (учила решать проблемы мирным путём), обучала писать законы, став, таким образом, покровительницей многих греческих городов. Для такой величественной богини нужно было возвести храм, равного которому по описаниям не было бы в целом мире.

Главный храм Акрополя

Находится Парфенон в столице Греции, в Афинах, в южной части Акрополя, древнего архитектурного комплекса, расположенного на скалистом холме на высоте, превышающей 150 метров над у. м. Найти афинский Акрополь Парфенон можно по адресу: Dionysiou Areopagitou 15, Athens 117 42, а на географической карте его точное местонахождение узнать по следующим координатам: 37° 58′ 17″ с. ш., 23° 43′ 36″ в. д.

Храм Парфенон, посвященный Афине, на территории Акрополя начали возводить около 447 г. до н. э. вместо разрушенного персами недостроенного святилища. Строительство этого уникального памятника архитектуры было поручено архитектору Калликрату, который возводил здание по проекту Иктина.

Колосс Родосский

Колосс Родосский 13081 4.92 3

На постройку храма у эллинов ушло около пятнадцати лет, что по тем временам являлось довольно коротким термином, учитывая, что строительные и отделочные материалы везли со всей территории Греции. Благо, денег хватало: Афины, правителем которых был Перикл как раз переживали период наивысшего расцвета и являлись не только культурной столицей, но и политическим центром Аттики.

Храм Парфенон в Афинах Храм Парфенон в Афинах Храм Парфенон в Афинах пусто Парфенон Парфенон Парфенон

Калликрат и Иктин, имея в доступе немалые средства и возможности, при строительстве храма смогли воплотить не одно новаторское дизайнерское решение в результате которых, архитектура Парфенона оказалась непохожей ни на одно другое строение подобного типа.

Главная особенность святилища заключалась в том, что фасад здания с одной точки великолепно просматривался сразу с трёх сторон.

Этого удалось добиться, установив колонны по отношению друг другу не параллельно, а под углом. Также свою роль сыграло то, что все столбы имели разную форму: чтобы издалека центральные колонны казались более стройными и не такими тонкими, всем столбам придали выпуклую форму (самые крайние колоны оказались самыми толстыми), немного наклонив угловые колонны к центру, центральные – от него.

В качестве основного строительного материала был задействован добытый недалеко от Акрополя пенелийский мрамор, по описанию, довольно интересный материал, поскольку изначально он имеет белый цвет, но через некоторое время под воздействием солнечных лучей, начинает желтеть. Поэтому Парфенон в Афинах по окончании строительных работ оказался неравномерно окрашен, что придало ему оригинальный и интересный вид: с северной стороны храм имел серо-пепельный оттенок, с южной оказался золотисто-жёлтого окраса.

Парфенон

Ещё одной особенностью древнего храма являлось то, что при кладке мраморных блоков греческие мастера не использовали ни цемент, ни какой-либо другой раствор: строители их тщательно обтачивали по краям и по размеру подгоняли друг к другу (при этом внутреннюю часть не обтёсывали – это экономило время и рабочую силу). Более крупные блоки находились в основании здания, на них были выложены меньшие камни, скреплённые по горизонтали железными скрепами, которые вставляли в специальные отверстия и заливали свинцом. По вертикали глыбы соединялись железными штырями.

Описание

К храму, что был посвящен Афине и являющему собой здание прямоугольной формы, ведут три ступени. Афинский Акрополь Парфенон длиной около семидесяти метров и шириной – немногим больше тридцати, по периметру был окружён десятиметровыми дорическими колоннами высотой около десяти метров. Вдоль боковых фасадов находилось по семнадцать столбов, в торцах, где расположены входы – по восемь.

К сожалению, из-за того, что большинство фронтонов были уничтожены (сохранились лишь тридцать статуй в очень плохом состоянии), как именно выглядел экстерьер Парфенона, сохранилось очень мало описаний.

Известно, что все скульптурные композиции были созданы при непосредственном участии Фидия, который не только являлся главным зодчим всего Акрополя и разработал план этого архитектурного комплекса, но и известен как автор одного из чудес света – статуи Зевса в Олимпии. Существует предположение, что восточный фронтон Парфенона содержал барельеф, на котором было изображено рождение Афины Паллады, а на западном был изображен её спор с богом морей, Посейдоном, о том, кто будет покровителем Афин и целой Аттики.

А вот фризы храма сохранились неплохо: совершенно точно известно, что с восточной стороны Парфенона была изображена борьба лапифов с кентаврами, с западной – эпизоды времён Троянской войны, с южной – битвы амазонок с греками. Всего было установлено 92 метопа с различными горельефами, большинство которых сохранилось. Сорок две плиты хранятся в музее Акрополя Афин, пятнадцать – в Британском.

Парфенон изнутри

Чтобы оказаться внутри храма, помимо внешних ступеней, надо было преодолеть ещё две внутренние. Площадка в середине храма имела длину 59 метров, а ширину 21,7 метра и состояла из трёх помещений. Самая большая, центральная, была окружена с трёх сторон 21 колонной, которые отделяли её от двух, находящихся от неё по бокам маленьких комнат. На внутреннем фризе святилища было изображено праздничное шествие из Афин в Акрополь, когда девы несли Афине подарок.

В центре основной площадки находилась статуя Афины Парфенос, изготовленная Фидием. Скульптура, посвящённая богине, являлась самым настоящим шедевром. Статуя Афины имела высоту тринадцать метров и являла собой гордо стоящую богиню, с копьём в одной руке и двухметровой скульптурой Ники – в другой. На голове у Паллады был одет трехгребневый шлем, возле ног находился щит, на котором помимо сцен из различных битв, был изображён инициатор строительства, Перикл.

Храм Парфенон в Афинах Храм Парфенон в Афинах Храм Парфенон в Афинах Храм Парфенон в Афинах

На изготовление скульптуры у Фидия ушло более тонны золота (из него были вылиты оружия и одежда); чёрное дерево, из которого изготовлен каркас статуи; лицо и руки Афины вырезались из слоновой кости наивысшего качества; драгоценные камни, сияющие в глазах богини; был также использован самый дорогой мрамор. К сожалению, статуя не сохранилась: когда в стране правящей религией стало христианство, её вывезли в Константинополь, где она в V ст. сгорела во время сильного пожара.

Возле западного входа в святыню находился опистодом – закрытое помещение в задней части, где хранился городской архив и казна морского союза. Длина комнаты составляла 19 м, а ширина 14 м.

Помещение называлось Парфеноном (именно благодаря этой комнате храм получил своё название), что в переводе означает «дом для девушек». В этом помещении избранные девы, жрицы, изготавливали пеплос (пошитую из лёгкого материала женскую верхнюю одежду без рукавов, которую афинянки одевали поверх туники), который преподносили Афине во время торжественного шествия, происходящее раз в четыре года.

Чёрные дни Парфенона

Последним правителем, который благоволил и заботился об этом памятнике архитектуры, был Александр Македонский (он даже установил на восточном фронтоне четырнадцать щитов и подарил богине доспехи трёхсот побеждённых врагов). После его смерти для храма настали чёрные дни.

Один из македонских правителей, Деметрий I Полиоркет, поселился здесь со своими любовницами, а следующий правитель Афин, Лахар, содрал со скульптуры богини всё золото, а с фронтонов – щиты Алекандра, чтобы расплатиться с солдатами. В III ст. до н. э в храме произошёл крупный пожар, во время которого обрушилась крыша, арматура, треснул мрамор, частично разрушилась колоннада, сгорели двери храма, один из фризов и перекрытия.

Когда греки приняли христианство, из Парфенона сделали церковь (произошло это в VI ст. н.э.), внеся в его архитектуру соответствующие изменения, и достроив необходимые для проведения христианских обрядов помещения. Самое ценное, что было в языческом храме, вывезли в Константинополь, а остальное или уничтожили или сильно испортили (прежде всего, это относится к скульптурам и барельефам здания).

В XV ст. Афины оказались под властью Османской империи, в результате чего храм был трансформирован в мечеть. Никаких особых переделок турки не делали и спокойно проводили богослужения среди христианских росписей. Именно турецкий период оказался одним из наиболее трагических событий в истории Парфенона: 1686 году венецианцы обстреляли Акрополь и Парфенон, где турки хранили порох.

После того как около семисот ядер попало в здание, святыня взорвалась, вследствие чего центральная часть Парфенона, все внутренние колонны и помещения оказались полностью разрушены, крыша с северной стороны обвалилась.

Храмы Аполлона

Храмы Аполлона 13081 3.67 0

После этого древнюю святыню начали грабить и разрушать все, кто могли: афиняне использовали его обломки для бытовых нужд, а европейцы получили возможность вывозить уцелевшие фрагменты и статуи к себе на родину (в настоящее время большая часть найденных остатков находится или в Лувре или в Британском музее).

Реставрация

Возрождение Парфенона началось не раньше, чем Греция обрела независимость, в 1832 году, а уже через два года правительство провозгласило Парфенон памятником античного наследия. В результате проведённых работ уже через пятьдесят лет на территории Акрополя от «варварского присутствия» практически ничего не осталось: были снесены абсолютно все постройки, которые не имели отношения к древнему комплексу, а сам Акрополь начали восстанавливать согласно сохранившимся описаниям о том, как выглядел Парфенон в древней Греции (в настоящее время храм, как и весь Акрополь, находится под защитой ЮНЕСКО).

Храм Парфенон в Афинах

Помимо того, что Парфенон был восстановлен по мере возможностей, а оригинальные статуи были заменены на копии и отправились на хранение в музей, греческое правительство ведет активную работу над тем, чтобы вернуть в страну вывезенные фрагменты храма. И вот тут есть интересный момент: Британский музей согласился это сделать, но при условии, если правительство Греции признает музей их законным владельцем. А вот греки с такой постановкой вопроса не соглашаются, поскольку это бы означало, что они простили кражу статуй двести лет назад и активно борются за то, чтобы статуи им вернули без каких-либо условий.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector