Главный храм в древних афинах

Главный храм в древних афинах

Журнал ярких путешествий

Афинский Акрополь — акрополь (в переводе с древнегреческого «выскоий город») в городе Афины, представляющий собой 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной. Первые укрепления здесь появились еще в 6 тысячелетии до н.э. Уже во времена архаики здесь располагались величественные храмы, скульптуры и другие святыни. В микенский период (XV-XIII вв. до н. э.) Акрополь являлся укрепленной царской резиденцией. В VII-VI вв. до н. э. на Акрополе велось большое строительство. При тиране Писистрате (560-527 гг. до н. э.) на месте царского дворца был построен храм богини Афины Гекатомпедон (храм длиною в сто шагов). В 480 году до н. э. во время греко-персидских войн храмы Акрополя были разрушены персами.
Парфенон — наиболее известный памятник античной архитектуры, расположенный на афинском Акрополе. Это главный храм в древних Афинах, посвященный покровительнице этого города и всей Аттики, богине Афине-Девственнице. Построен в 447-438 до н. э. архитектором Калликратом на месте храма богини Гекатомпедон. Некоторое время Парфенон стоял нетронутым во всём своём великолепии. Во II веке до н. э. храм сгорел, но его отремонтировали. После завоевания Греции (146 до н. э.) римляне вывезли к себе на родину большую часть скульптур. Во второй половине VI века Парфенон был превращён в христианский храм.
Парфенон был продуман в малейших деталях, совершенно незаметных постороннему наблюдателю и имеющих целью зрительно облегчить нагрузку на несущие элементы, а также исправить некоторые погрешности человеческого зрения. Историками архитектуры отдельно выделяется понятие курватура Парфенона — специальная кривизна, вносившая оптические коррективы. Хотя храм кажется идеально прямолинейным, на самом же деле в его контурах нет почти ни одной строго прямой линии. Кладка осуществлялась без каких-либо растворов или цемента, а перекрытия были деревянными. В центре храма стояла 11-метровая статуя Афины Парфенос. Она была выполнена из золота и слоновой кости. Скульптура не сохранилась и известна по различным копиям и многочисленным изображениям на монетах.
Разграбление памятника было продолжено и в 18 веке, на этот раз европейцами, интересовавшимися античностью. После провозглашения независимости Греции в ходе реставрационных работ (в основном в конце XIX века) по возможности был восстановлен древний облик Акрополя: ликвидирована вся поздняя застройка на его территории, заново выложен храм Ники Аптерос и др. Рельефы и скульптуры храмов Акрополя находятся в Британском музее, в Лувре и Музее Акрополя. Остававшиеся под открытым небом скульптуры заменены в настоящее время копиями.

По материалам Wikipedia.org

Фотографии пользователей сайта Flickr.com

Посмотреть на карте

NB: Средняя стоимость тура из Москвы в Афины на 5 дней с экскурсией в Акрополь — 1000$ на одного человека.

Парфенон

Парфенон (др.-греч. — дева; чистый) — памятник античной архитектуры, древнегреческий храм, расположенный на афинском Акрополе, главный храм в древних Афинах, посвящённый покровительнице этого города и всей Аттики, богине Афине-Девственнице.

Акрополь доминирует над всей округой и с него открывается изумительный вид на Афины.

Парфенон оставался храмом богини Афины на протяжении тысячи лет. Точно неизвестно, когда именно он стал христианской церковью. В 4 веке Афины обветшали и превратились в провинциальный город Римской империи. В 5 веке храм был ограблен одним из императоров, а все его сокровища перевезли в Константинополь. Римские и византийские императоры неоднократно издавали указы о запрете языческого культа, однако языческая традиция в Элладе была слишком сильной. На современном этапе принято считать, что Парфенон стал христианским храмом примерно в 6 веке нашей эры. Существуют сведения, что при патриархе Павле III Константинопольском Парфенон был перестроен в храм Св. Софии.

Во времена завоевания турками Акрополь выступал у них в роли мечети.
В 1458 году Афины завоеваны Османской империей под руководством султана Мехмета II — безжалостного завоевателя и в то же время эрудита, ценителя искусств. К концу своего правления Мехмет II Фатих завладел всей Грецией и Балканами, планировал покорение Родоса, Южной Италии. С другой стороны, он собирал библиотеки, заказывал картины и скульптуры у ведущих итальянских мастеров. Как гласит предание, когда Мехмет II вступил в Афины, его поразило величие и изящество Акрополя. Тем не менее, на холме разместился турецкий гарнизон, а Парфенон почти сразу превратили в мечеть. В минарет превратили колокольню, заменили христианское убранство храма и забелили наиболее характерные христианские символы росписи.

И так на протяжении двухсот лет Парфенон существовал как мечеть. Пока в сентябре 1687 венецианцы под руководством дожа Франческо Морозини захватили укрепленный турками Акрополь. Парфенон потерпел тогда самый страшный удар. Шведский генерал Отто-Вильгельм Кёнигсмарк, который командовал Венецианской армией, приказал провести перед штурмом Акрополя артподготовку – обстрелять холм и строения Акрополя из пушек.
А в Парфеноне турки, понадеявшиеся на толщину стен и перекрытий, расположили свои боеприпасы, и пороховой склад.

Судя по следам обстрела только на западном фронтоне, в Парфенон попало около 700 орудийных ядер. И одно ядро всё-таки достигло цели. Пороховой склад взорвался, и часть храма моментально превратилась в руины, похоронив под собой обороняющихся турок. Погибло не менее 300 человек, их останки находили и в ходе раскопок в 19 веке.

Внутренняя часть храма была разрушена, в том числе 28 колонн, фрагмент скульптурного фриза, внутренние помещения, которые некогда служили христианской церковью, а затем и мечетью, крыша в северной части завалилась.

Западный фронтон более-менее целым, и дож Франческо Морозини пожелал вывезти в Венецию его центральные скульптуры. Однако леса, которыми пользовались венецианцы, во время работ развалились, а скульптуры разрушились, упав на землю. Несколько осколочных фрагментов все-таки вывезли, остальные остались на Акрополе.

С этого времени история Парфенона становится историей руин.


В период упадка Османской империи, Парфенон, лишившись защиты, разрушался все больше. Афиняне использовали обломки храма для собственного строительства, толкли мрамор на известь, выламывали целые куски храма, чтобы достать свинцовые скобы. Так что, охотники за цветметом существовали во все времена.

Порезвился на руинах Парфенона и британский посол при дворе Турецкого султана лорд Элджин, получивший разрешение султана Селима III «вывезти из страны любой кусок камня с надписями или изображениями», чем он и воспользовался с лихвой…

Но это отдельная история, а 28 августа 1834 года, после освобождения Греции от османского владычества, Парфенон официально провозгласили памятником античного наследия. Молодой греческий король Оттон, уже в качестве главы государства, под звуки оркестра вошел в Парфенон. Там же с речью выступил Лео фон Кленце, придворный архитектор баварского короля Людвига I, провозгласив достопримечательности древнегреческого искусства наиболее важными символами молодого государства.
В 1835 году Афины, и Акрополь перешли под контроль новообразованной Греческой археологической службы. И с тех пор началась эпоха восстановления храма Парфенон.

Так в истории Парфенона началась эпоха археологии и реставрации, которая продолжается по наших времён уже почти 200 лет.

А что такое двести лет для двухтысячелетнего Парфенона?
Одино мгновение!

1.1.1 Парфенон

древнегреческий храм, расположенный на афинском Акрополе, главный храм в древних Афинах, посвящённый покровительнице этого города и всей Аттики, богине Афине-Девственнице. Построен в 447—438 до н. э. архитектором Калликратом по проекту Иктина и украшен в 438—431 годах до н. э. под руководством Фидия при правлении Перикла.

После окончания греко-персидских войн, в эпоху правления Перикла уже на подготовленной площадке было решено возвести новый, более величественный и роскошный храм. В строительстве задействовали лучших тогдашних художников и потратили огромные средства. Строителями Парфенона называют древнегреческих архитекторов Иктина и Калликрата. Исследователи классики считают, что первому принадлежал проект здания, а второй руководил ходом строительных работ. Великий скульптор Фидий выполнил отделку и вместе с Периклом наблюдал за строительством.

Дату начала строительства ученым удалось точно установить благодаря фрагментам мраморных дощечек, на которых афинская власть представляла гражданам полиса официальные постановления и финансовые отчеты. Для афинян такие надписи были средством контроля за расходами и борьбы с казнокрадством. Парфенон сооружали с 446—447 до н. э. (в Древних Афинах год начинался со дня летнего солнцестояния) на протяжении десяти лет. В первый год средства были выделены на добычу и доставку пентелийского мрамора в город. Расходы на древесину, предусмотренные на 444—443 годы до н. э., связаны с возведением строительных лесов. О том, что к 438—437 годам до н. э. статуя Афины Парфенос уже была завершена Фидием, свидетельствует продажа золота, которое осталось после окончания работ. Освящение храма состоялось на празднике Панафиней в 438 до н. э., однако обработка (главным образом, скульптурные работы) продолжалась до 432 до н. э.

Парфенон представляет собой дорический периптер с элементами ионического ордера. Он стоит на стилобате (69,5 м в длину и 30,9 м в ширину) — трёх мраморных ступенях, общая высота которых составляет около 1,5 метров, и был покрыт черепичной кровлей. Со стороны главного (западного) фасада прорублены более частые ступени, предназначенные для людей. Храм имеет по 8 колонн на фасадах и по 17 по бокам (учитывая угловые). Это одна из ионических черт Парфенона: для дорического периптера обычным было отношение 6 на 13. Высота колонн равна 10,4 м, они составлены из 10-12 барабанов. Диаметр их основания — 1,9 м, у угловых колонн — 1,95 м. Кверху диаметр сужается. На каждой колонне выточено по двадцать каннелюр.

Внутреннее помещение (59 м в длину и 21,7 м в ширину) имеет ещё две ступени (общая высота 0,7 м) и является амфипростилем. На фасадах имеются портики с колоннами, которые чуть ниже колонн перистиля. Восточный портик был пронаосом, западный — постикумом.

Целла, располагавшаяся с востока, имела длину в 29,9 м (ширина 19,2 м), что составляло 100 греческих футов. Поэтому её часто называли гекатомпедон (стофутный храм). Два ряда дорических колонн (по 9 в каждом) заканчивались у стены поперечным рядом с тремя дополнительными колоннами и образовывали три нефа, средний из которых был значительно шире двух других. Считается, что на архитраве первого яруса колонн стоял второй, поддерживавший перекрытия. В центральном нефе стояла статуя Афины Парфенос работы Фидия. Над статуей был устроен гипефр.

В опистодоме (19,2 м в длину и 13,9 м в ширину), называвшимся Парфеноном (затем это название распространилось на весь храм), стояли четыре высоких колонны, скорее всего, ионических. Две небольших двери вели отсюда в боковые нефы целлы. Изначально здесь хранились дары богине. В 464 году до н. э. сюда была перевезена казна Делосского союза. Долгое время в опистодоме располагался также государственный архив.

Парфенон был продуман в малейших деталях, совершенно незаметных постороннему наблюдателю и имеющих целью зрительно облегчить нагрузку на несущие элементы, а также исправить некоторые погрешности человеческого зрения. Историками архитектуры отдельно выделяется понятие курватура Парфенона — специальная кривизна, вносившая оптические коррективы. Хотя храм кажется идеально прямолинейным, на самом же деле в его контурах нет почти ни одной строго прямой линии:

Стилобат имеет небольшое повышение к центру, так как иначе издалека казалось бы, что пол прогибается.

Угловые колонны наклонены к середине, а две средние — к углам. Это было сделано, чтобы показать их прямыми.

Все колонны имеют энтазис, благодаря которому не кажутся посередине тоньше, однако не столь большой, как у архаических храмов.

Угловые колонны в диаметре несколько толще других, так как в противном случае они бы казались тоньше. В поперечном разрезе они не являются круглыми.

Эхин почти прямой, его вынос очень мал (0,18 верхнего диаметра колонны).

Высота эхина и абаки одинакова.

Высота архитрава равна высоте фриза. Их отношение к карнизу: 10:10:4,46.

Антаблемент наклонён наружу, а фронтоны — внутрь.

Этот приём был впервые открыт именно Иктином, архитектором Парфенона, и впервые использовался здесь в полной мере. Кроме того, с точки зрения оптического сокращения были выполнены и скульптурные детали, которые помещались на высоте.

Как отмечает Виппер, гармония Парфенона вытекает из аналогий, из повторения одних и тех же пропорций в плане как наружной колоннады, так и четырёхугольника целлы и её внутренней колоннады. Значение имеет и постановка здания храма относительно акропольского холма: он отодвинут к юго-восточному краю скалы и поэтому посетители видят его отдалённым, по сути большой Парфенон не подавляет своими размерами и «вырастает» по мере приближения к нему человека.

Храм построен целиком из пентелийского мрамора, добывавшегося неподалёку. Во время добычи он имеет белый цвет, но под воздействием лучей солнца желтеет. Северная сторона здания подвергается меньшему облучению — и потому там камень получил серовато-пепельный оттенок, тогда как южные блоки отдают в золотисто-желтоватый окрас. Черепица и стилобат также выполнены из этого мрамора. Колонны сложены из барабанов, скреплённых между собой деревянными пробками и шкворнями.

Кладка осуществлялась без каких-либо растворов или цемента, то есть была сухой. Блоки были правильными квадрами. Они тщательно обтачивались по краям и подгонялись по размеру друг к другу. Внутренняя часть оставалось грубо обработанной, что экономило время и уменьшало затраты на рабочую силу. В самом низу лежали ортостаты — большие квадры, на которых уже располагаются гораздо меньшие камни, составляющие регулярную кладку. По горизонтали блоки соединяли железными скрепами, вставлявшимися в пазы и заливавшимися свинцом. По вертикали связь осуществлялась при помощи железных штырей.

Перекрытия были деревянными. Потолки внутри, очевидно, были кассетированы, поскольку считается, что наружные — каменные — подражают внутренним.

Скульптурная отделка Парфенона, как отмечает Плутарх велась под руководством великого мастера Фидия и при его непосредственном участии. Эта работа делится на четыре части: метопы внешнего (дорического) фриза, сплошной ионический (внутренний) фриз, скульптуры в тимпанах фронтонов и известнейшая статуя Афины Парфенос.

Метопы входили в состав традиционного для дорического ордера триглифо-метопного фриза, который опоясывал внешнюю колоннаду храма. Всего на Парфеноне насчитывалось 92 метопы, содержавших различные горельефы. Они были соединены тематически по сторонам здания. На востоке изображалась битва кентавров с лапифами, на юге — амазономахия, на западе — вероятно, сцены из Троянской войны, на севере — гигантомахия.

Сохранилось 64 метопы: 42 в Афинах и 15 в Британском музее. Бо́льшая их часть — с восточной стороны.

Внешнюю сторону целлы и опистодома опоясывал поверху (на высоте 11 м от пола) ещё один фриз, ионический. Он имел 160 м в длину и 1 м в высоту и содержал около 350 пеших и 150 конных фигур. На барельефе, являющимся одним из самых знаменитых произведений этого жанра в дошедшем до нас античном искусстве, изображено шествие в последний день Панафиней. На северной и южной сторонах изображаются всадники и колесницы, просто граждане. На южной стороне есть также музыканты, люди с различными дарами и жертвенными животными. Западная часть фриза содержит множество юношей с конями, садящихся на них или уже севших. На востоке (над входом в храм) представлено окончание процессии: жрец в окружении богов принимает сотканный для богини афинянками пеплос. Рядом стоят важнейшие люди города.

Сохранилось 96 пластин фриза. 56 из них находятся в Британском музее, 40 (в основном, западная часть фриза) — в Афинах.

В тимпанах фронтонов (глубиной 0,9 м) над западным и восточным входами помещались гигантские скульптурные группы. До наших дней они сохранились очень плохо. Центральные фигуры почти не дошли. В центре восточного фронтона в Средние века варварски было прорублено окно, что совершенно уничтожило находившуюся там композицию. Античные же авторы обходят эту часть храма обыкновенно стороной. Павсаний — основной источник в подобных вопросах — упоминает о них лишь вскользь, уделяя намного больше внимания статуе Афины. Сохранились зарисовки Дж. Керри, датируемые 1674 годом, которые дают достаточно много информации о западном фронтоне. Восточный же уже в то время находился в плачевном состоянии. Поэтому реконструкция фронтонов — это по большей части лишь догадки.

Восточная группа изображала рождение Афины из головы Зевса. Сохранились лишь боковые части композиции. С южной стороны въезжает колесница, управляемая, предположительно, Гелиосом. Перед ним сидит Дионис, затем — Деметра и Кора. За ними стоит ещё одна богиня, — возможно, Артемида. С севера до нас дошли три сидящих женских фигуры — так называемые «три фаты», — которых иногда рассматривают как Гестию, Диону и Афродиту. В самом углу находится ещё одна фигура, очевидно, управляющая колесницей, так как перед ней расположена голова коня. Вероятно, это Нюкс или Селена. Относительно центра фронтона (а точнее, бо́льшей его части) можно сказать только то, что там, определённо — в силу тематики композиции, находились фигуры Зевса, Гефеста и Афины. Скорее всего, там находились остальные олимпийцы и, может быть, ещё какие-то боги. Сохранился торс, приписываемый в большинстве случаев Посейдону.

На западном фронтоне представлен спор Афины и Посейдона за обладание Аттикой. Они стояли в центре и были расположены по диагонали друг к другу. По обеим сторонам от них находились колесницы, вероятно, в северной — Ника с Гермесом, в южной — Ирида с Амфитрионом. Вокруг располагались фигуры легендарных персонажей афинской истории, но их точная аттрибуция практически невозможна.

До нас дошло 28 статуй: 19 в Британском музее и 11 в Афинах.

Стоявшая в центре храма и являвшаяся его сакральным центром статуя Афины Парфенос была выполнена самим Фидием. Она была прямостоящая и имела около 11 м в высоту, выполнена в хрисоэлефантинной технике (то есть из золота и слоновой кости на деревянной основе). Скульптура не сохранилась и известна по различным копиям и многочисленным изображениям на монетах. В одной руке богиня держит Нику, а другой опирается на щит. На щите изображена амазономахия. Существует легенда, что Фидий изобразил на нём себя (в образе Дедала) и Перикла (в образе Тесея), за что (а также по обвинению в краже золота для статуи) попал в тюрьму. Особенность рельефа на щите состоит в том, что второй и третий план показаны не сзади, а один над другим. Кроме того, его тематика позволяет говорить о том, что это уже исторический рельеф. Ещё один рельеф был на сандалиях Афины. Там изображалась кентавромахия.

На постаменте статуи было вырезано рождение Пандоры — первой женщины.

Парфенон в настоящее время находится в полуразрушенном состоянии, ведутся восстановительные работы.

Акрополь и Парфенон — чудо веры

Акрополь произвёл на меня самое сильное впечатление из всех, что я получил в поездке по Греции. Подъём в Акрополь посреди разноязычный толпы вызвал во мне чувство восторга и богопочитания. Наверное, подобное чувство испытывали и древние греки, поднимаясь в святилище богов.

Расположенный в Акрополе храм Парфенон признанно считается одним из чудес света. Глядя на это чудо античной архитектуры, я спросил себя: а зачем греки строили этот храм? Ведь они могли использовать труд тысяч рабов и в других, более практичных целях. Но чтобы найти ответ, вопрос нужно ставить не ЗАЧЕМ, А ПОЧЕМУ?! – Почему греки создавали такие храмы?

Греки были верующими и богобоязненными людьми. Для них боги вполне реальны, ведь они жили совсем рядом – на Олимпе. И для греков почитание богов являлось естественным и обязательным.

Строили Акрополь всем городом. Это было проявление своей веры и уважения к богам – прежде всего Афине, которая, по преданию, «подарила» жителям оливу.

Разумеется, храм возводили с применением труда тысяч рабов. Но все жители Афин помогали в строительстве кто чем мог. Это был священный долг каждого.

Строительство такого храма сплачивало греков, а остальные народы заставляло задуматься – такие величественные храмы способны создавать люди лишь с участием богов.

В Акрополе расположен самый известный шедевр эллинистической архитекторы – храм Парфенон. Это главный храм в древних Афинах, посвящённый покровительнице города и всей Аттики, богине Афине-Девственнице.

Парфенон расположен в самой высокой точке афинского Акрополя. На этом месте ещё при известном правителе Солоне был возведён храм, который разрушили персы, завоевав Афины. В «золотой век» Афин правитель Перикл выдвинул идею восстановления ансамбля Акрополя. Парфенон строился почти десять лет с 447 по 438 гг. до нашей эры архитектором Калликратом по проекту Иктина.

Греки ценили красоту. Красота дарила наслаждение. Но наслаждение от красоты испытывает только тот, кто понимает и чувствует красоту.

Что для греков была красота? – гармония духовного и физического!

Красота вещь необъяснимая — как морозный узор на стеклах. Что делает красивыми снежные торосы: мастерская ветра или наше воображение? И почему они кажутся нам прекрасными? Только потому, что соответствуют нашим представлениям о совершенном?

Читайте также  Муза покровительница эпоса

Долгое время Парфенон стоял нетронутым во всём своём великолепии. Потом афинский тиран Лахар снял со статуи Афины золотые пластины. После завоевания Греции римлянами, те вывезли к себе большую часть скульптур. В период Византийской империи храм стал христианским.

Во времена крестовых походов Парфенон был католической церковью Девы Марии. Когда Афины захватили турки, они сделали Парфенон мечетью, потом построили минарет. Во время осады Афин венецианцами в 1687 году в храме был устроен пороховой склад. Когда в Парфенон через крышу влетело ядро, взрывом разрушило храм. Вся его средняя часть была уничтожена. Местные жители стали растаскивать мраморные блоки, кто для строительства, кто жечь на известь.

Когда в Европе в 18 веке начали интересоваться античностью, посол Великобритании в Османской империи лорд Т.Элджин получил у султана разрешение вывезти скульптуры Парфенона. Сейчас они хранятся в Британском музее, часть в Копенгагене, часть в Лувре и в других музеях мира. Греческое правительство требует вернуть эти экспонаты Греции. Но англичане не соглашаются. Ведь если вернуть всё, что в своё время было вывезено из других стран, то что останется в Британском музее?

Хотя Парфенон кажется идеально прямолинейным, на самом же деле в его контурах нет почти ни одной строго прямой линии. Античные архитекторы использовали не только «золотое сечение», но и специальную кривизну, которая исправляет некоторые погрешности человеческого зрения. Угловые колонны наклонены к середине, а две средние— к углам. Это было сделано, чтобы показать их прямыми.

Храм построен целиком из белого пантелийского мрамора, который добывают неподалёку. Со временем он желтеет, что делает вид Парфенона ещё более привлекательным.

Красота Парфенона вдохновила многих архитекторов мира на создание подобного строения. А некоторые воссоздали этот памятник полностью. Так в США в городе Нэшвилл архитекторами в 1897 году была построена полномасштабная копия Парфенона, вначале из кирпичей, дерева и гипса, а потом с использованием бетона.

Я считаю, что Акрополь и Парфенон это не просто чудо света, но и ЧУДО ВЕРЫ!

Это пример того, на что способны люди, когда их объединяет вера! – Они буквально могут свернуть горы! В Рио-де-Жанейро подобным образом возводилась статуя Христа Спасителя, простершего руки над городом. В 90-х годах прошлого века так восстанавливался храм Христа Спасителя в Москве.

Я и сам, будучи в Москве, съездил к строящемуся храму Христа Спасителя, и сделал свой взнос на восстановление святыни, как многие мои соотечественники.

Иногда на просторах Интернета сталкиваешься с предположениями, будто бы отдельные священнослужители используют неправедные доходы для строительства храмов.

С одной стороны, конечно, аморально использовать негодные средства для достижения благих целей. Но с другой стороны, если какой-то грешник решит загладить свой грех, сделав пожертвования на строительство храма, то что в этом плохого? Важно только, чтобы это пожертвование не расценивалось как индульгенция. Если помните, именно практика индульгенций (то есть прощение грехов за плату) привела к Реформации и крестьянским войнам.

Недавно в Сестрорецке Патриарх Кирилл освятил построенный храм Петра и Павла, посвященный подводникам. Как бывшему подводнику (я три года прослужил шифровальщиком на подводной лодке северного флота в Полярном), мне было интересно посетить этот новый храм. Внутри храма меня удивило нововведение. К стене был прикреплён терминал, напоминающий один из тех, через которые люди осуществляют платежи. Я вставил купюру, автомат проглотил её и выдал мне «квитанцию» о том, что я внёс пожертвование в определенной сумме, при этом на экране появилась надпись «Доброхотно дающего любит Бог».

Каждый народ хотел возвести нечто, что вызовет восхищение и удивит другие народы.

Каждому народу нужна своя святыня, которая бы сплотила людей и объяснила, чем он отличается от других народов. Поэтому такие храмы всегда возводились всем миром, показывая, на что способны люди, когда их объединяет вера!

В этой связи у меня возник вопрос: ВЕРА первична или вторична?

Что создаёт такие храмы: ВЕРА людей (идеальное) или производительные силы (материальное)? Я полагаю, что ВЕРА! Ведь если бы не было ВЕРЫ, то зачем надо было создавать такие храмы? Труд тысяч людей можно использовать и по другому назначению. А их направили на строительство святилища – в подтверждение веры людей в Высшее начало, контролирующее их жизнь.

Все то знание, каким располагает человек, даже если это аргументы неверия, есть результат веры. Да, знание это и есть результат процесса убеждения в том, во что человек верит. Можно даже сказать, что вера — источник знаний. Но чтобы чужое знание стало твоим, нужно непременно в нем убедиться. Не потому ли ребенок так упорно проверяет все, что говорят ему родители. Он нуждается в вере; но поверив однажды, будет доверять лишь до того момента, пока родитель или наставник не обманет его, или когда ребенок убедиться, что полученное знание ложно.

Верить — не значит выполнять, внутренне не соглашаясь. Вера — это всегда согласие, даже с тем, что недоступно для проверки. Если не соглашаешься, значит, и не веришь. Но не согласие само по себе составляет суть веры. Вера есть не слепое исполнение и не просто согласие без действия, но исполнение по внутреннему убеждению.

Паломничество в Грецию первый день

Тур начинается в Афинах. С религиозной точки зрения, самым значимым местом в городе является скала Ареопаг, где проповедовал Апостол Павел. Афинский Акрополь хоть и не ассоциируется с христианством, но тем не менее, главный храм древних Афин — Парфенон, большую часть своей многовековой истории был православной церковью. Затем мы прогуляемся по Плаке — это старая часть города, где находятся множество Византийских храмов. Завершим прогулку по городу посещением кафедрального собора города.

Затем поедем в монстырь Дафни (памятник ЮНЕСКО). Монастырь находится на выезде из Афин, на пути в Лутраки где и заночуем. Если тур начинается с Афинского Аэропорта (рейс Аэрофлота прибывает днем), то целесообразнее начать тур с монастыря Дафни, пока он не закрылся, и потом поехать в центр города к остальным памятникам. Вечером отъезд в город Лутраки (100 километров от Афин)

Ниже подробная информация о памятниках посещаемых в первый день. Смотрите также фотоальбом 1-го дня и карту тура.

Проповедь Апостола Павла на Ареопаге

Деяния Апостолов гл. 17(16-34)
16 В ожидании их в Афинах Павел возмутился духом при виде этого города, полного идолов.
17 Итак он рассуждал в синагоге с Иудеями и с чтущими Бога, и ежедневно на площади со встр е чающимися.
18 Некоторые из эпикурейских и стоических философов стали спорить с ним; и одни говорили: «что хочет сказать этот суеслов?», а другие: «кажется, он проповедует о чужих божествах», потому что он благовествовал им Иисуса и воскресение.
19 И, взяв его, привели в ареопаг и говорили: можем ли мы знать, что это за новое учение, проповедуемое тобой?
20 Ибо что-то странное ты влагаешь в наши уши. Поэтому хотим знать, что это такое? 21 Афиняне же все и живущие у них иностранцы ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое.
22 И Павел, став среди ареопага, сказал: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно на божны.
23 Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Этого-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам.
24 Бог, сотворивший мир и всё, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет

25 и не требует служения человеческих рук, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и всё.
26 От одной крови Он произвел весь род человества для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию,
27 чтобы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас:
28 ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род».
29 Итак мы, будучи родом Божьим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от человеческого искусства и вымысла

30 Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает всем людям повсюду покаяться,

31 ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Человека, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых.
32 Услышав о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время.

33 Итак Павел вышел из их собрания.
34 Некоторые же люди, пристав к нему, уверовали; между ними был Дионисий Ареопагит и женщина, именем Дамарь, и другие с ними.

Христианский Парфенон

Воздвигнутый в V веке до н.э. храм Девы (Парфенос) Афины Паллады, считавшейся небесной покровительницей города Афины, после окончательной победы христианства при императоре Феодосии в 392 году н.э. был отобран у язычников и в 426 году превращен в христианский храм Агиа София (Святая Премудрость — Софийский Храм). Стоит заметить, что Премудрость – это и один из эпитетов ранее почитавшейся в том же храме Афины Паллады. В 662 году храм переименовали в Панагиа Атениотисса (Панагиа Афинская). Панагиа (Пресвятая) – эпитет Богоматери. Согласно найденной в наши дни надписи, датированной 693 годом, к концу VII века храм являлся уже кафедральным собором.

В 1204 году завершился более чем 800 летний период истории православного Парфенона. Константинополь и другие города Византии, включая Афины, захватили крестоносцы, создавшие на ее месте Латинскую империю и подчиненное ей герцогство Афинское. Находившийся в здании Парфенона православный храм был превращен в католический собор, который бургундские крестоносцы называли собором Афинской Богоматери (Notre Dame d’Athenes). Захватившие Афины в 1311 году каталонцы дали собору название Пресвятой Марии Афинской (Santa Maria de Cetinas), это название сохранили и занявшие в 1387 году город итальянские правители Коринфа из флорентийского семейства банкиров Аччаюоли (Santa Maria di Atene).

В 1458 году Афины после 2-летней осады взял османский султан Мехмед II Завоеватель, ранее уже овладевший Константинополем. Последний герцог Франко Аччаюоли был пленен и спустя четыре года убит по приказу султана, а двое его сыновей сданы в янычары. Так закончилась более чем двухвековая история «латинских Афин». Католический собор Афинской Богоматери турки превратили в мечеть, минаретом при которой стала построенная во время господства латинян 26-метровая смотровая башня. Стоит заметить, что христианские фрески и мозаики уцелели и при турках – так, спустя двести лет турецкий путешественник Эвлия Челеби восхищался находившейся на стене портика здания огромной фреской с изображением Страшного суда. Так же характерно что турки не разрушали и античное наследие Парфенона. Древние статуи и барельефы сохранились до 19ого века.

21 сентября 1687 года во время войны европейской Священной Лиги с Турцией флот Лиги под руководством венецианского дожа Франческо Морозини вошел в гавань Пирея и высадил десант. Турки укрепились на скале афинского Акрополя, превращенного еще крестоносцами в крепость, и 22 сентября немецкие и шведские артиллеристы начали бить по древним храмам прямой наводкой из орудий, установленных ими на окрестных холмах. От перебежавшего к ним турецкого дезертира они узнали, что турки сложили весь запас пороха в Парфеноне и там же спрятали своих жен и детей, так как были уверены, что европейцы не станут разрушать храм. Но «цивилизованные европейцы», XVII века, не преминули тотчас же сосредоточить огонь на Парфеноне, выпустив по нему в общей сложности около 600 ядер. И вот 26 сентября влетевшее в храм через крышу раскаленное ядро попало прямиком в порох. Произошел страшный взрыв, уничтоживший всю среднюю часть храма, было разрушено 14 из 46 колонн, упало и разбилось множество рельефов. Все находившиеся там люди, конечно, тоже погибли. Морозини с гордостью заявит позже о 300 убитых там при взрыве турках.

После потери своего порохового склада турки капитулировали и покинули город, который ненадолго перешел из рук «варваров» турок в руки «Просвященных европейцев». Спустя шесть месяцев европейцы, страдавшие от чумы, оставили Афины, оставив в Афинах взорванный Парфенон. В таком полуразрушенном виде, в начале 19ого века он предстал перед «ликом» британского посла в Османской империи лорда Элджина. Этот «Цивилизованный» человек довершил разрушение Парфенона выломав античные барельефы и сняв оставшиеся древние статуи с храма. Этот набор «сувениров» из Афин выставляется сегодня в Лондонском музее, и называется это «Гуманитарной функцией Великобритании», хотя Греция упорно требует вернуть украденное. Побывав за многие века храмом античной богини, православным и католическим собором Афинской Богоматери и мусульманской мечетью, Парфенон был разрушен не столько верующими в Бога людьми а несравненно в большей степени людьми «Освобожденными от религиозных стереотипов»

Церковь Капникарея

В самой середине центральной торговой улицы Гермеса стоит маленькая византийская церковь Введения Богородицы во храм (крестово-купольного типа), построенная в XI веке и имеющая пристройки, датируемые XIII веком. В разные времена церковь имела различные названия — Камухарея, Хрисокамухарьотисса, Богоматерь Панагия тис Василопулас (Царевны), Панагия ту Пренза (Принца) и Капникарея. В 1834 году выяснилось, что храм перегораживет планируемую тогда улицу Эрму, и среди предложений по решению этой проблемы были высказаны мысли о том, чтобы перенести или даже снести оказавшееся помехой здание. Благодаря вмешательству отца короля Оттона, Людовика Баварского, и Неофита Метаксаса, епископа талантийского, церковь была спасена и оставлена на своем изначальном месте. С 1931 года она принадлежит Афинскому Университету.

Храм интересен, помимо всего прочего, тем, что его расписывал один из наиболее выдающихся греческих художников и иконописцев XX в. – Фотис Кондоглу. Стиль живописи Ф. Кондоглу представляет собой удачный синтез византийской традиции и художественных реалий современности, а сам Кондоглу стал родоначальником целого направления в греческой живописи.

Старая Митрополия — церковь св. Элефтерия

Находится в самом центре Афин, бок о бок с современным кафедральным собором Афинской митрополии. Эта церковь примечательна как своей древностью (XII в.), так и изяществом постройки. Изначально она называлась «Малой митрополией» и была освящена в честь Богородицы Скоропослушницы. В XVII в. какое-то время церковь даже служила митрополией, несмотря на миниатюрность своих размеров. Из этого, впрочем, можно заключить о незначительности размеров Афинской епархии в то время. Позднее в церкви находилась обширная библиотека византийских рукописей, которая погибла в ходе Греческого восстания 1821 г. В архитектуре церкви интересно то, что здесь совмещено казалось бы несовместимое: все здание фактически сложено из фрагментов античных, римских и ранневизантийских памятников, причем таким образом, что все это вместе образует органическое целое. Поистине живое олицетворение единства греческой культурной традиции!

Обратите особое внимание на фасад храма — на античный фриз, происходящий от неизвестного здания IV века, и на изображенный на нем аттический праздничный календарь.

Новый кафедральный собор

Благовещенский собор (Большая митрополия) возведен в 1842—1862 годах, является ярким примером вн ешнего

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector