Государственное устройство древней греции кратко

Государственное устройство древней греции кратко

Государственное устройство древней греции кратко

Древнегреческая республика возникла в южной части Балканского полуострова на рубеже III – II тыс. до н. э.. Такому раннему экономическому росту способствовали удобное географическое положение (торговые пути), совершенствование производительных сил (освоено производство меди, а затем бронзы). Основой сельского хозяйства стало земледелие нового поликультурного типа — так называемая «средиземная триада», ориентированная на одновременное выращивание трёх культур — злаковых, главным образом, ячменя, винограда и оливы. Значительный сдвиг наблюдался около 2200 года до н. э. Стал известен гончарный круг, развивался обмен. Сказалось соседство древних восточных цивилизаций. Новая более высокая ступень древней цивилизации с присущей ей государственно-правовой организацией человеческой жизни связана с развитием античного общества, сформировавшегося на юге Европы в бассейне Средиземного моря. Своего апогея и наибольшего динамизма античная цивилизация достигает в I тысячелетии до н.э. – в начале I н.э.

Сегодня история, и в частности история политических и правовых учений, актуальна как никогда раньше. В перспективе развития человеческой культуры и в ее контексте история в той же мере современна, в какой современность исторична. В данной работе было рассмотрено становление и развитие государственной и правовой системы Древней Греции. Согласно периодизации истории Древней Греции, были рассмотрены основные периоды и дана их краткая характеристика. В ахейский период общество претерпело изменения от военно-общинного до демократически-общинного и аристократически-общинного строя. Полисный этап истории Древней Греции включает в себя гомеровский, архаический и классический периоды развития, как следует из названия, наиболее характерной особенностью этого периода стало развитие полисов, которые составили основу государственности.

1. Античная Греция: Проблемы развития полиса. Т. 1. – М., 1983 2. Виноградов П.Г. История правоведения. Курс для историков и юристов. – М.: Мысль, 2002. 3. Вискулова В.В. К вопросу о наделении иностранных граждан избирательными правами // Конституционное и муниципальное право. 2005. NN 8, 9. 4. Исаева В.И. Античная демократия – феномен европейской цивилизации // Историко-культурные основы европейской цивилизации. – М., 1992. 5.

Большим достижением древних греков в политической области было формирование такой организации государственного устройства, как демократическая республика (наиболее совершенное воплощение — афинская демократия) . Полисная демократия представляла собой разработанную политическую систему, обеспечивавшую участие в государственном управлении основной массы граждан. Суверенитет гражданского коллектива в целом осуществлялся через наделение реальной властью Народного собрания.

Древняя Греция (Эллада), общее название территории древнегреческих государств на юге Балканского полуострова, островах Эгейского моря, побережье Фракии, по западной береговой полосе материка Азии.

2.1 Государственное устройство Древней Греции

Государственное устройство в Афинах.

1. По своей сущности Афинское государство являлось политической организацией свободных граждан, обеспечивавшей защиту их интересов и повиновение рабов. По форме правления оно представляло собой демократическую республику, в которой афинские граждане пользовались равными правами и могли принимать активное участие в политической жизни.

Афинская демократия в V — IV вв. до н. э. представляла собой хорошо продуманную, тщательно разработанную политическую систему. Замещение государственных должностей строилось на принципах выборности, срочности, коллегиальности, подотчетности, возмездности, отсутствия иерархии.

Основными органами Афинского государства являлись:

2. Верховным органом власти было Народное собрание — экклесия.

Право участия в Народном собрании имели только мужчины, достигшие двадцатилетнего возраста, полноправные афинские граждане вне зависимости от их имущественного положения и рода занятий.

Компетенция Народного собрания охватывала все стороны жизни Афин.

3. Рабочим органом Народного собрания был Совет пятисот (булэ).

Членом булэ мог быть полноправный афинский гражданин, представитель любого слоя населения, достигший тридцатилетнего возраста. Из их числа избирался Совет путем жеребьевки, по 50 человек от каждой из 10 фил (фила — территориальная единица).

Совет контролировал исполнение постановлений Народного собрания, деятельность всех должностных лиц, заслушивал их отчеты. Весь финансовый и административный аппарат афинского государства действовал под руководством и непосредственным наблюдением Совета пятисот.

4. Высшим судебным органом была гелиэя, действовавшая под руководством коллегии архонтов.

Гелиэя разбирала наиболее важные частные дела афинских граждан, государственные дела, спорные дела между союзниками и все важные дела граждан союзных государств. Помимо судебных функций гелиэя также выполняла функции в области законодательства.

Государственное устройство Спарты.

Верховным органом власти в Спарте считалось Народное собрание — апелла, — фактически лишенное законодательной власти и не игравшее значительной роли в политической жизни страны Народное собрание решало такие вопросы, как избрание должностных лиц, принятие решения в случае возникновения спора о престолонаследии, выбор главы военного похода. Народное собрание участвовало в законотворческой деятельности, решало вопросы войны и мира, союза с другими государствами.

Государство возглавлялось двумя царями, которые выполняли функции военных вождей, были верховными жрецами, осуществляли судебную власть. Однако их полномочия были ограничены герусией, а затем коллегией эфоров — высшим контрольным органом, избиравшимся Народным собранием. Коллегия эфоров была органом спартанской олигархии, руководившим всеми сторонами жизни спартанского общества. Эфоры составляли единую коллегию и выносили свои решения большинством голосов. В руках эфоров находилась гражданская юрисдикция. В своей деятельности эфоры давали отчет только своим преемникам. Совет старейшин (герусия) представлял собой орган власти, унаследованный от родоплеменной организации.

Герусия состояла из 28 геронтов, пожизненно избираемых Народным собранием из среды наиболее знатных спартиатов. В герусию входили и оба царя. Первоначально герусия рассматривала вопросы, выносившиеся на обсуждение Народного собрания, и тем самым направляла его деятельность. С усилением власти эфоров уменьшалось значение герусии.

Как Древний Рим повлиял на европейское право

Римская империя оставила в европейской культуре свои бесчисленные следы. Но ее наиболее значительным вкладом в политическое устройство современной Европы стала правовая система, непосредственное влияние которой сохранилось вплоть до наших дней. В этом убежден Паскаль Пишонна, профессор римского права из Университета г. Фрибур.

Этот контент был опубликован 09 августа 2013 года — 11:00 09 августа 2013 года — 11:00 Оливье Пошар

Разбирается во многих вопросах, но лучше всего – в федеральной политике. Работал в Швейцарском информационном агентстве ATS и на «Радио Фрибур».

Когда речь заходит о римском наследии в Европе и в Швейцарии, то на ум приходят, прежде всего, грандиозные амфитеатры или искусно построенные акведуки. В странах, территории которых некогда входили в состав Римской империи, римские следы можно без труда увидеть не только в архитектуре, но и в искусстве в целом, в философии и в политике. Однако есть сфера, где римское наследие имеет особенный вес. Речь идет о праве.

sswissinfo. ch: Господин профессор, Вы утверждаете, что важнейшее наследие Рима с точки зрения современного европейца находится в правовой области. Почему?

Паскаль Пишонна (Pascal Pichonnaz): Во-первых, потому, что римское право сильнейшим и самым непосредственным образом повлияло на развитие правовой системы Запада. Мы до сих пор постоянно на него ссылаемся. Не случайно, что оно остается обязательным предметом для всех студентов правовых факультетов.

Показать больше

#LocarnoCloseup: киносмотр Локарно крупным планом

Здесь вы найдете разнообразные сюжеты с самого престижного швейцарского кинофестиваля.

Затем, нужно подчеркнуть, что право, — кроме латинского языка, — остается единственным, скажем так, «чистым» вкладом Рима в развитие западной цивилизации. В других областях, например, в области философии и архитектуры, к римскому влиянию примешивались, например, греческие элементы. В праве такого нет.

Показать больше

Швейцарские водоемы для римской торговли

Этот контент был опубликован 24 июня 2016 года 24 июня 2016 года В настоящее время в Швейцарии реализуется амбициозный историко-исследовательский проект «EntreLacs» («Между озерами») с участием сразу семи ведущих.

swissinfo. ch: Римляне были не единственными, кто смог в период Античности создать развитую правовую систему. Достаточно вспомнить о законах Хаммурапи (1750-е гг. до н. э.) или о правовых реформах Солона в Афинах (594 г. до н. э.). Почему же мы придаем такое почти исключительное значение именно римскому праву?

П. П.: Римляне первыми превратили право в настоящую науку. Особенность римского права состоит в его способности сократить конкретную проблему до одного или двух тезисов, выведя затем из них универсальный закон. Это во многом напоминает современное англо-саксонское право.

Я приведу вам один типичный пример. Некто продает крестьянину корову, но она оказывается больной и заражает всех остальных коров, отчего стадо вымирает полностью. Кто отвечает за понесенные убытки: продавец или покупатель?

Римское право различает три случая. В первом продавец знал, что корова больна, а потому ответственность за причиненный ущерб несет он. Во втором случае продавец — это профессионал, который изначально сделал все возможное, чтобы удостовериться, что корова не была больна. В этом случае он не несет ответственности за ущерб. И в третьем случае, продавец не был профессионалом и не разбирался в коровах. А потому он не отвечает за происшедшее.

Показать больше

Подпишитесь на наш канал в Инстаграме

Где бы вы ни были: все о Швейцарии на понятном вам языке!

swissinfo. ch: Это, действительно, очень интересная история, но какое отношение она имеет к сегодняшнему дню?

П. П.: Куда более непосредственное, чем можно было бы себе представить. Шесть лет назад Федеральный верховный суд в Лозанне принял решение по очень похожему случаю. Продавец животных ввез из-за границы шесть попугаев, которых он продал заводчику птиц, владельцу вольера, за 4 500 франков.

Предварительно он поместил птиц в карантин и удостоверился, что у них нет проблем со здоровьем. Но один попугай все-таки оказался носителем неактивного вируса, который проявлялся только тогда, когда птица попадала в ситуацию стресса. В результате весь птичий вольер оказался заражен и заводчик понес убытков на два миллиона франков.

В этом деле Федеральный трибунал теоретически опирался на римское право. И если бы он сделал это последовательно и до логического конца, то продавец должен был бы быть признан невиновным, учитывая тот факт, что он принял все необходимые профилактические меры.

Федеральные судьи, тем не менее, не пришли к такому решению — либо потому что они не слишком хорошо понимали римское право, либо из-за причин, связанных с какими-то страховыми аспектами. Как бы то ни было, но судьи отталкивались именно от римского права.

Информационная рассылка

Подпишитесь на наш бюллетень новостей и получайте регулярно на свой электронный адрес самые интересные статьи нашего сайта

swissinfo. ch: Можно ли привести еще один пример?

П. П.: Да, это ситуация, которая может коснуться каждого. Привычная нам всем возможность обменять бракованный товар в течение срока действия гарантии производителя, происходит также из Римской империи. Она существовала еще на рынках Рима и касалась рабов и домашних животных.

Если они оказывались бракованными, у покупателя было право объявить договор купли-продажи ничтожным или хотя бы в течение года потребовать скидку в цене. Этот принцип был затем при византийском императоре Юстиниане I (годы правления 527-565 гг. н. э., — прим. ред.) распространен вообще на все договоры купли-продажи как таковые, и затем стал частью швейцарского права.

Римская империя и Швейцария

Во времена Античности территория нынешней Швейцарии, прежде всего центральная ее часть, была населена племенами кельтов, а точнее — гельветами.

Стремясь избежать давления германцев с севера, гельветы предприняли попытку завоевать Галлию, но были остановлены Юлием Цезарем во время сражения при Бибракте (58 г. до. н. э.) и вынужденно вернулись обратно в нынешнюю Швейцарию.

С тех пор территория современной Швейцарии была включена в Римскую империю. Центральная ее часть стала территорией в рамках римской провинции «Germania superior», в то время как нынешние Тичино и Граубюнден образовали провинцию «Реция» («Raetia», «Rhaetia»).

С середины 3 века н. э. территория Рима подверглась нашествиям варварских племен. Римский период завершился с убийством в 454 году императором Валентинианом III великого военачальника Западной Римской империи Флавия Аэция (Flavius Aetius) и с разграблением в 455 году вандалами Рима.

Швейцарская территория отошла в распоряжение двум народам германского происхождения: бургундам и алеманам. Первые устремились к цивилизации, быстро стали христианами и освоили галло-романский язык и обычаи, тогда как вторые долгое время сохраняли свой исконный «варварский» стиль жизни.

Римская цивилизация оставила множество следов в Швейцарии. Главными памятниками римского присутствия в стране являются бывшая столица римской Гельвеции Авентикум (Aventicum), сегодня город Аванш (Avenches) в кантоне Во, Аугуста Раурика (Augusta Raurica), крупная археологическая достопримечательность и музей под открытым небом рядом с нынешним городом Аугст (Augst) в кантоне Базель-сельский, и городище Виндонисса (Vindonissa) в нынешнем городе Виндиш (Windisch), что в кантоне Ааргау.

End of insertion

swissinfo. ch: Римская империя пала в 476 году. Не удивителен ли для Вас тот факт, что и два тысячелетия спустя ее влияние остается столь значительным?

П. П.: Стоит только чуть более углубленно заняться историей того времени, и ответ на Ваш вопрос возникнет сам собой. После краха Западной Римской империи, на территориях, ранее в нее входивших, продолжали действовать те или иные фрагменты римского права, которые сосуществовали параллельно с местным обычным правом.

При этом в сфере юрисдикции Восточной Римской империи римское право продолжало полноценно применяться и действовать. В первой половине 6-го века н. э., а точнее в 528 году, византийский император Юстиниан I приказал полностью пересмотреть римское право. Три основные составляющие римского права («Дигесты», «Кодекс Юстиниана» и «Институции» — прим. ред.) были завершены в 534 г.

В 554 году Юстиниан ввёл использование своих законов в Италии. Один рукописный экземпляр «Дигестов», найденный позднее в Пизе, был использован в конце 11-го века для возрождения исследований римского права в Болонье. Это вылилось в создание первого Университета и первого юридического факультета в Европе.

Показать больше

Швейцарская компания MCH Group пострадала от хакеров

Этот контент был опубликован 21 октября 2021 года 21 октября 2021 года MCH Group стала очередной крупной жертвой, пострадавшей от хакеров, ведущих сейчас настоящую агрессию против Швейцарии.

С этого момента римское право распространилось на всю католическую Европу. Исторические изыскания показывают, что в Болонском университете в период между 1265 и 1300 гг. обучалось 225 студентов из Швейцарии, а в период с 1300 по 1320 гг. таких насчитывалось 85 человек. Болонья стала настоящей интеллектуальной матрицей для всей Европы.

Конечно же, юриспруденция продолжала усовершенствоваться на протяжении столетий. Но римское право оставалось основным источником этого процесса в континентальной Европе. Англия развивалась несколько по-другому по причине своей уже тогда проявившейся тенденции к «блестящей изоляции».

Однако Франция с ее законодательством Наполеона или Германия и ее «историческая школа права», созданная Фридрихом Карлом фон Савиньи (1779-1861), все они черпали свое вдохновение непосредственно из римского права.

swissinfo. ch: То есть, можно сказать, что римское право сформировало современную Западную Европу.

П. П.: Да, без сомнения. По сути, европейская идентичность покоится на трех основных опорах: христианстве, аристотелевской философии и римском праве. Обратите внимание, что влияние римского права распространилось далеко за пределы западного мира. Европейскую правовую систему переняли такие страны, как Турция или Китай. И не случайно, поэтому, что кафедра римского права существует даже в Японии.

Статья в этом материале

  • #LocarnoCloseup: киносмотр Локарно крупным планом
  • Швейцарские водоемы для римской торговли
  • Швейцарская компания MCH Group пострадала от хакеров

Эта статья была автоматически перенесена со старого сайта на новый. Если вы увидели ошибки или искажения, не сочтите за труд, сообщите по адресу community-feedback@swissinfo.ch Приносим извинения за доставленные неудобства.

Комментарии к этой статье были отключены. Обзор текущих дебатов с нашими журналистами можно найти здесь. Пожалуйста, присоединяйтесь к нам!

Если вы хотите начать разговор на тему, поднятую в этой статье, или хотите сообщить о фактических ошибках, напишите нам по адресу russian@swissinfo.ch.

ПОЛИС

ПОЛИС — (фр., от греч. polys многий). Страховое свидетельство, выдаваемое страховым обществом, с обозначением качества и ценности страхуемого имущества, а также срока и суммы застрахования. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка

полис — а, м. police f. Страховое свидетельство. Даль. Опасность путешествий морских, подала причину к ассекурациям или обнадеживаниям .. Запись о сем <договоре> называется Полис, а страховые деньги Прим. 1768. // Бильф 1 357. Амстердамской… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

полис — 1. ПОЛИС, а; м. [греч. polis] Ист. Город государство, особая форма социально экономической и политической организации общества (типичен для Древней Греции и Древнего Рима). Города полисы Причерноморья. ◁ Полисный, ая, ое. 2. ПОЛИС, а; м. [от итал … Энциклопедический словарь

Полис — (policy) См.: страховой полис (insurance policy). Бизнес. Толковый словарь. М.: ИНФРА М , Издательство Весь Мир . Грэхэм Бетс, Барри Брайндли, С. Уильямс и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 1998. Полис … Словарь бизнес-терминов

ПОЛИС — возникшая в Греции ок. 6 в. до Р. X. гражданско демократическая форма государственного устройства, где была устранена власть цезаря и аристократии; также политическая общность, к которой каждый принадлежит естественным образом и которая каждого… … Философская энциклопедия

полис — документ, свидетельство, метрополия Словарь русских синонимов. полис сущ., кол во синонимов: 8 • ассистанция (2) • … Словарь синонимов

Полис — (греч. рolis) – город государство, форма социально экономической и политической организации общества и государства в Древней Греции и Древней Италии. Полис составляли полноправные граждане (члены общины), каждый из которых имел право на земельную … Энциклопедия культурологии

Полис — (polis) Транслитерация греческого слова, означающего город государство . Платон (Plato) и особенно Аристотель (Aristotle) положили начало ставшему традиционным представлению о полисе как оптимальной форме социальной организации. Часто цитируемое… … Политология. Словарь.

ПОЛИС — (греч. polis лат. сivitas), город государство, Форма социально экономической и политической организации общества и государства в Др. Греции и Др. Италии. Полисы составляли полноправные граждане (члены общины), каждый из которых имел право на… … Большой Энциклопедический словарь

ПОЛИС — ПОЛИС, полиса, муж. (франц. police) (офиц.). Документ о застраховании (жизни, имущества от огня и т.п.). Страховой полис. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ПОЛИС — (Policy) документ, являющийся договором на страхование. Полис должен содержать следующие данные: наименование страхователя, принятое страховщиком на себя обязательство страхования, объект страхования, рейс или срок страхования, страховые суммы и… … Морской словарь

waltersmoke

Развитие производительных сил, усовершенствование орудий труда и средств производства, усиление эксплуатации рабов приводят к окончательному разложению первобытнообщинного строя на территории Древней Греции. В VIII – VII в. до н.э. растут привилегии родовой знати, появляется долговое рабство. Все больше имущественное расслоение порождает острые социальные и политические противоречия между родовой аристократией и простым народом (демосом), который был наследником рядовых общинников гомеровской эпохи. Демос, особенно городской, начинает активно добиваться своего участия в управлении обществом и ограничения власти родовой аристократы. Именно в этот период начинается зарождение греческой государственности.

На территории Балкан возникает много т. н. городов-полисов, в основном с тираническими формами правления. Тираны – это единоличные правители, выходцы из аристократии, которые примкнули к демосу. Они проводили энергичную политику ограничения прав старой родовой знати, конфисковали часть ее земель, выгоняли или убивали сторонников старых порядков. То есть, тирания была прогрессивной по тем временам формой правления. Правда, тираны проводили непоследовательную политику, чем настраивали демос против себя, поэтому ранние тирании были не долгосрочными. Свергнув власть аристократов, и открыв простор для деятельности демоса, тираны теряли свою власть, становясь ненужными.

После свержения тирании возникают первые формы демократии («demos» – народ, «kratus» – власть), то есть правление свободных коренных жителей всего полиса. В некоторых полисах, где имущественное расслоение было очень ощутимым, возникла олигархия (власть немногих богатых).

Итак, в Греции с распадом первобытнообщинного строя образовалось много небольших государств. Природные условия не способствовали их объединению (непроходимые горы и обрывы усложняли общение между ними). Греческий полис представлял собой город с прилегающими к нему сельскими территориями. Среди греческих городов-государств одними из самых влиятельных были Афины, Спарта, Фивы, Коринф и др.

Социальный уклад Древней Греции хотелось бы показать на примере Афин. Население полиса делилось на две группы – рабы и свободные. Свободные делились на граждан и неграждан (чужестранцы, метеки, вольноотпущенники).

Полноправным гражданином был только тот, чьи родители были афинскими гражданами и находились в законном браке. Право гражданства считалось священным. Дееспособность афинского гражданина наступала в 18 лет, когда их вносили в списки членов дема (территориального округа в Древней Аттике), в котором числился и их отец. За недостойные поступки лишали гражданства. Лишение гражданства означало для лица и его потомков лишение права появляться в публичных местах, служить в армии, быть истцом или ответчиком в суде, у них могли конфисковать имущество. Граждане имели политические, экономические права, могли участвовать в политической жизни полиса. Всей полнотой экономических и политических прав пользовались только граждане-мужчины, женщины-афинянки политических прав не имели.

Читайте также  Боги первого поколения

Метеки – это чужестранцы, которые постоянно проживали в Афинах. Они занимались в основном торговлей, ремеслами, но покупать землю не могли, политических и экономических прав не имели. Брак метека с афинянкой считался незаконным, дети, рожденные от такого брака, гражданства не приобретали. Это были лично свободные люди, которые имели право свободного передвижения, поселения. Метек должен был иметь опекуна среди граждан Афин, представлявшего (преимущественно, за плату) его интересы.

Вольноотпущенники – освобожденные рабы. Их правовое положение было схоже с правовым положением метеков.

Рабы – это основная масса трудового населения. Гражданину Афин считалось позором самому работать. Раба считали живым орудием труда, разумным инструментом. Главным источником рабства был военный плен. Никаких прав раб не имел, он даже не считался человеком. Источниками рабства были: войны с негреческими племенами и варварами, покупка рабов за границей, рождение от родителей-рабов, отдача в рабство за преступления, а до реформ Солона – еще и за долги.

Структура органов власти в Древней Греции была следующей (на примере Афин):

Народное собрание – один из самых важных органов власти. В собрании участвовали только мужчины от 20 лет, граждане Афин. На собрание собиралось около 6 – 8 тыс. человек. Созывались собрания сначала раз в месяц, потом четыре раза в месяц, при надобности созывалось внеочередное собрание.

Буле (Совет пятисот) – это своеобразное правительство страны. Совет предварительно заслушивал и обсуждал все вопросы, которые выносились на обсуждение Народного собрания. Без решения Совета пятисот Народное собрание не могло принять ни одного закона, постановления.

Должностные лица. Их избирали на эти должности в Народном собрании или собрании племен. Избранный на должность не мог отказаться от нее. Должностных лиц выбирали голосованием или жеребьевкой на один год. Все должностные лица проходили специальную проверку, в ходе которой выяснялись их профессиональные способности, нравственность, отсутствие долгов. К должностным лицам относились командир конницы, государственный казначей, заведующий театральными представлениями и др.

Коллегия архонтов. Некоторое время были наивысшими должностными лицами. Сначала архонт был один, потом девять, потом сорок. Их компетенция сводилась к религиозным, культовым функциям, судопроизводству.

Коллегия стратегов. В коллегию входило 10 особ. Сначала они были только военными вождями, а затем стали высшими должностными лицами в государстве. Стратеги имели право судить своих воинов.

Гелиэя (Суд присяжных). Состояла из 6 тыс. человек, мужчин, граждан Афин от 30 лет. В каждой из 10 фил (территориальный округ) было по 600 судей (500 основных, 100 – запасных). Гелиэя контролировала деятельность должностных лиц, могла изменить законопроект, который уже принят Народным собранием. Это был суд высшей инстанции.

Ареопаг. В раннюю эпоху был важнейшим органом Афин, но затем был превращен в судебный, и частично – в религиозный орган. Ареопаг следил за общественной моралью, соблюдением обычаев.

Ахейская Греция: хозяйство, государственное устройство, культура и религия

В конце 3-го тысячелетия до н.э. на территорию Древней Греции вторгаются ахейцы-греки, пришедшие с севера. Им удалось завоевать население этой страны, несмотря на то, что их уровень развития был более низок.

Только с 16-го века до н.э. ахейцы начинают совершенствовать своей хозяйство и культуру, делать орудия труда и полноценное оружие.

Возникшую в этот период цивилизацию чаще всего называют ахейской, по имени ее завоевателей, а иногда и – микенской, так как самое могущественное и благополучное государство на этой территории носило название Микены и находилось в Пелопоннесе.

Центры ахейского государства – Тиринф, Пилос и Микены

Центрами на территории Греции и Крита считались дворцы, некоторые из которых удалось раскопать современным археологам. Это были не просто красивые и удобные сооружения, они представляли собой настоящие крепости, что говорит о том, что в это время ахейцам приходилось часто воевать.

Такие ахейские дворцы были найдены в Пилосе, Микенах и в Тиринфе. Последний считается самой мощной и несокрушимой крепостью, толщина стен которого составляла около пяти метров, а высота – около семи.

Но самым сильным и влиятельным центром того времени признается дворец в Микенах, который находился на возвышенности и был окружен толстыми стенами с воротами. Город Микены знаменит еще множеством богатств, которые были найдены археологами в захоронениях микенских царей.

Это подтверждает то, что как и жители Древнего Востока, греки верили в загробную жизнь и старались обеспечить усопшего всем необходимым. В могилах знатных богачей и микенских царей было обнаружено множество драгоценностей, посуда и оружие из золота, серебра и слоновой кости.

Также там находили золотые маски, которые покрывали лица погибших и представляли собой их портреты. Найдено в раскопках значительно удивило археологов. Примечательным является и частично сохранившийся дворец в Пилосе.

В нем был найден архив, который заинтересовал историков и археологов. Несмотря на то, что Пилос был уничтожен впоследствии пожара, архив сохранился так, как в то время писали на глиняных табличках, и они остались лишь обожженными.

Хозяйство ахейской Греции

Эти записи были расшифрованы англичанином Вентрисом, который сумел понять, что таблички представляли собой хозяйственные записи. Ученым удалось узнать многое об устройстве хозяйства и политики в ахейской Греции.

Есть упоминание о многочисленных рабах, среди которых были женщины и их дети. Также известно, что существовали чиновники, которые следили за тем, чтобы крестьяне исправно платили налоги и выполняли повинности для государства. Древними ахейцами-греками особенно ценился металл, для него существовал специальный учет.

Устройство государства ахейской Греции

Во главе государства стоял царь, особое значение имели жрецы и чиновники, а ниже их находились обычные жители мелких поселений.

Самое незначительное место занимали рабы. Жители деревень не могли принимать какое-либо участие в управлении городом. Это устройство напоминает государства Древнего Востока.

Культура и религия ахейской Греции

Основной темой для искусства и веры древних ахейцев была война. Именно поэтому их настенная живопись отличается от той, которая была найдена на Крите.

Основные мотивы все же сходятся, но различие состоит в том, что ахейцы в основном изображали подготовку к войне, обучение воинов, сражения, смертельные сцены войны и дикой охоты.

Что касается верований ахейцов, то среди их богов упоминаются и привычные для греков боги – такие, как Посейдон и Зевс.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector