Греческая архитектура фото

Греческая архитектура фото

Современная греческая архитектура

После падения Константинополя и последующих тенденций к миграции греков в иностранные общины греческая архитектура была сосредоточена главным образом на греческих православных церквях этих общин. Эти церкви, как и другие интеллектуальные центры, построенные греками (фонды, школы и т.д.), использовались как места для встреч и собраний. Архитектурный стиль этих зданий попал под сильное влияние западной европейской архитектуры.

После греческой войны за независимость и создания современного греческого государства современная греческая архитектура попыталась совместить традиционную греческую архитектуру и греческие элементы и мотивы с западноевропейскими направлениями и стилями.

Архитектура Афин и других городов Королевства Греции XIX века создавалась в основном под влиянием неоклассической архитектуры, архитекторами того периода были Теофил Хансен, Эрнст Зиллер и Стаматиос Клеантис.

Неоклассические примеры

Театр Аполлона, Патры, проект Эрнста Зиллера (1872 г)

Современная греческая архитектура - Публичная библиотека Кораиса, Хиос

Публичная библиотека Кораиса, Хиос (1885 г), фото: Magnus Manske, общественное достояние

Современная греческая архитектура - Муниципальный театр, г. Пирей

Современная греческая архитектура - Старое здание городского совета, г. Митилини (1900 г)

Старое здание городского совета, г. Митилини (1900 г), фото: Konstantinos Mavroudis, Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 2.5 Generic

Современная греческая архитектура - Национальный банк Греции в Салониках (1928 г)

В 1933 году была подписана Афинская хартия — манифест модернистского движения, который позже был опубликован Ле Корбюзье. Архитекторами этого движения были среди прочих были архитектор Баухауса Иоаннис Деспотопулос, Димитрис Пикионис, Патроклос Карантинос и Такис ​​Зенетос.

После Второй мировой войны и греческой гражданской войны массовое строительство кондоминиумов в центрах крупных греческих городов было одним из важных факторов развития греческой экономики и послевоенного восстановления. В 1960-х и 1970-х годах были построены первые небоскребы, такие как Башня OTE и комплекс Афина Тауэр.

В 1960-х и 1970-х годах была проведена общенациональная программа строительства отелей Xenia по инициативе туристической организации Греции (Ελληνικός Οργανισμός Τουρισμού, EOT) для улучшения туристической инфраструктуры страны. Он стал одним из крупнейших инфраструктурных проектов в современной греческой истории. Первым менеджером проекта был архитектор Хараламбос Сфаеллос (с 1950 по 1958 год), с 1957 года здания проектировались командой под руководством Ариса Константидиса.

Среди известных зарубежных архитекторов, также проектировавших здания в Греции в XX и XXI веке, были Вальтер Гропиус, Ээро Сааринен и Марио Ботта. Несколько новых зданий были построены Сантьяго Калатравой для Олимпийских игр в Афинах в 2004 году, а Бернар Чуми спроектировал Новый музей Акрополя.

Современная греческая архитектура - Дома-башни на полуострове Мани

Современная греческая архитектура - Дома в традиционном стиле в Нафплионе

Современная греческая архитектура - Вилла Illision по проекту Стаматиоса Клеантиса (1848 г)

Вилла Illision по проекту Стаматиоса Клеантиса (1848 г), фото: Magnus Manske, лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported

Современная греческая архитектура - Архитектура Киклады на Аморгосе

Архитектура Киклады на Аморгосе, фото: Stathis24, общественное достояние

Современная греческая архитектура - Красочные дома острова Сими

Красочные дома острова Сими, фото: Stathis24, общественное достояние

Современная греческая архитектура - Эпиротская архитектура, Загори

Собор Святого Андрея в Патрах в нео-византийском стиле (1908 - 1974 гг),

Собор Святого Андрея в Патрах в нео-византийском стиле (1908 — 1974 гг), , фото: Fallacia83, лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported

Современная греческая архитектура - Здание Национального банка Греции в Нафплионе в архитектурном стиле микенского возрождения (

Здание Национального банка Греции в Нафплионе в архитектурном стиле микенского возрождения (1930 г), фото: DMY, общественное достояние

Современная греческая архитектура - Башня ОТЕ в Салониках, пример модернистской архитектуры (1966 г)

Башня ОТЕ в Салониках, пример модернистской архитектуры (1966 г), фото: Leandro Neumann Ciuffo, Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 2.5 Generic

Архитектура в деталях: 10 зданий в неогреческом стиле

10

Многим архитекторам так полюбились классические древнегреческие постройки,— Парфенон, Эрехтейон, храм Зевса — что они не раз пытались повторить эти образы спустя несколько столетий. Такой стиль называется “неогрек”, он зародился в эпоху классицизма XVIII – начала XIX веков (в европейской терминологии некоторые постройки относят к неоклассицизму). В зависимости от того, в какой эпохе проектировались здания, в проектах можно разглядеть черты и других стилей — модерна, неоклассики, но неизменная основа у архитектуры неогрек одна — стремление к античным греческим формам.

1. Вальхалла (Зал Славы), Регенсбург

Архитектора Лео фон Кленца, яркого представителя классицизма XIX века, называют основателем стиля неогрек — он превратил Мюнхен в «Новые Афины», а на его счету десятки построек в разных городах по всему миру (в том числе проект Нового Эрмитажа в Санкт-Петербурге). Когда в начале XIX века принц (а спустя 18 лет — король) Людвиг I принял решение построить Вальхаллу — Зал Славы для великих представителей Германии — неудивительно, что он обратился именно к Лео фон Кленцу. Обычно здание сначала строят, а уже потом занимаются его интерьером, но здесь все было ровно наоборот: лишь только после того, как скульпторы вырезали 60 бюстов, Людвиг начал присматривать место для возведения Зала Славы — выбор пал на берег Дуная рядом с Регенсбургом.

Композиция Вальхаллы очень напоминает Парфенон — по периметру здания установлены массивные колонны, немного сужающиеся кверху и украшенные вертикальными желобками. В углублениях фронтона вырезаны скульптуры: на северном фризе — изображения германских государств, а на южном — сцены сражений. Здание строилось 12 лет — на момент открытия в Вальхалле было представлено 96 бюстов и 64 мемориальные доски. При Людовиге I главным критерием для включения в Зал Славы была принадлежность к германской культуре. Сейчас же есть только одно условие — человек, чей бюст предлагается разместить в Вальхалле, должен умереть более двадцати лет назад. Кандидатов отбирает правительство Баварии.

2. Мемориал Линкольна, Вашингтон, 1914–1922

Одна из самых известных достопримечательностей Америки тоже выполнена в неогреческом стиле. В 1867 году Конгресс решил возвести масштабный мемориал 16-ому президенту США. Реализацию проекта окладывали три раза, и строительство началось только в 1914 году. Мемориал, спроектированный Генри Бэконом, изначально не одобряли — комиссии казалось, что огромный памятник в виде древнегреческого храма — это слишком пафосно, к тому же земля в парке «Западный Потомак» достаточно болотистая и на ней сложно возвести такое масштабное сооружение. Но всё-таки план был утверждён.

Мемориал высотой тридцать шесть метров построен из известняка и мрамора. Колонны, установленные по периметру, слегка наклонены внутрь сооружения — это частый прием в древнегреческой архитектуре, который предотвращает искажение перспективы. Тридцать шесть колонн символизируют количество штатов, которые объединились на момент смерти Линкольна. Шестиметровая статуя президента (175 тонн чистого мрамора) — работа скульптора Даниэля Френча.

Под мемориалом есть «подземный коридор», который был закрыт для посещения в 1989 году. Но сейчас там ведется реконструкция, и в честь столетия мемориала в 2022 году «подземный коридор» обещают снова открыть.

3. Усадьба Шаховских, Москва

В стиле «неогрек» чаще всего возводят монументальные постройки — национальные музеи (например, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина), библиотеки, мемориалы, в основе которых лежит архитектура Парфенона и похожих дорических периптеров. Но в Москве этот стиль прижился и в обычных небольших усадьбах, которые строились на мотив Эрехтейона — его сложную композицию легче всего адаптировать для небольших жилых построек.

Яркий пример — особняк князя Шаховского на Моховой улице. В 1868 году архитектор Александр Каминский полностью обновил усадьбу в стиле ампир: он объединил главный дом и флигели, добавил четырехколонный портик с колоннами ионического ордера, а фасад украсил декором, как на древнегреческих постройках. Сейчас здание занимает центр восточной литературы РГБ.

4. Британский музей, Лондон, 1823–1852

Строительство Британского музея по проекту архитектора Роберта Смерка шло больше тридцати лет. Главная особенность сооружения — 44 ионические колонны на южном фасаде, вдохновленные древним храмом Афины в Приене. Фронтон музея строили отдельно в 1850-х годах по проекту сэра Ричарда Уэстмакотта. В первой версии фронтона были скульптуры-«цифры», которые должны были символизировать «прогресс цивилизации».

Но архитектор нашел другой способ выразить «прогресс» на фасаде: в левом углу он изобразил «выползающего невежу». По сюжету, «невежа» знакомится с основными науками — Архитектурой, Скульптурой, Живописью, Наукой, Геометрией, Драмой, Музыкой и Поэзией, и в конце преображается в культурного образованного человека. В 1857 году в музее был возведен Большой двор с Круглым читальным залом, а в 2000 году архитектор Норман Фостер возвел стеклянную крышу над Внутренним двором и немного изменил планировку музея.

5. Венский Парламент, Вена, 1874–1883

Здание, в котором сейчас заседают Национальный и Федеральный советы парламента Австрии, было построено по проекту архитектора Теофиля фон Хансена в лучших традициях стиля неогрек. Вдохновленный выставочным залом «Заппион» в Афинах, архитектор попытался добавить в экстерьер Парламента как можно больше отсылок к античным постройкам: даже строительный материал — австрийский мрамор — фон Хансен выбрал потому, что это делает здание максимально похожим на древнегреческое. В первом эскизе фон Хансена была витрина с позолоченными капителями и фризами, но бюджет строительства не потянул такой дизайн. Главный вход Парламента украшают колонны коринфского ордера, а крышу — восемь квадриг (символ богини Ники) из бронзы.

Греческая архитектура фото

Главным созданием греческой архитектуры является греческий ордер, наиболее существенную часть которого составляет греческая колонна. Ордер — это строго определенная система расположения архитектурных частей, которая строится на основе постепенно сложившихся и с известного времени точно сформулированных правил чередования круглых опор-колонн и лежащих на колоннах горизонтальных частей, которые все вместе называются, в противоположность колоннам, антаблементом. В эпоху наивысщего расцвета классической греческой архитектуры, в V веке до н. э., ведущий тип монументального здания — греческий храм — в сущности состоит из одного ордера, который повторяется и снаружи и внутри, выдвинут на первый план и всячески подчеркивается как главное содержание архитектуры того времени. Именно греческая архитектура легла в основу всего последующего зодчества Европы, строящегося вплоть до XX века, до нащих дней, на основе греческой архитектуры. При этом греческий архитектурный ордер является той системой, которая занимает архитекторов всех последующих эпох и стилей, которая изучается, исследуется, комментируется, практически воспроизводится и варьируется в новых постройках. Даже в такие эпохи, которые, как готика или современный конструктивизм, казалось бы, предельно далеки от греческих колонн и ордеров, даже и в эти эпохи архитектурная форма строится на основе бессознательного или сознательного отталкивания от основ греческой архитектуры, которая таким образом и в этом случае участвует в создании нового архитектурного стиля. Но помимо этого, несмотря на кажущееся огромное отличие от греческой архитектуры, даже и готика, даже и конструктивизм основываются на ее достижениях, без которых они не мыслимы. «. Мы

вынуждены будем в философии, как и во многих дру1их областях, возвращаться постоянно к подвигам того маленького народа, универсальная одаренность и деятельность которого обеспечили ему такое место в истории развития человечества, на которое не может претендовать ни один другой народ» (Энгельс Ф. Диалектика природы. Цит. по: К. Маркс и Ф. Энгельс об античности / Под ред. С. Ковалева. Л., 1932. С. 222).

Самая форма колонн создана не греками, она в более или менее развитом виде очень распространена уже и в Египте, и в критской архитектуре. В Грецию колонна была занесена с Крита и из Египта. Правда, Египет значительно отличается от других восточных государств именно тем, что в его архитектуре колонна так широко применялась и играла такую большую роль. В этом смысле нельзя не выделить Египта среди восточных культур и не усмотреть в его зодчестве начала того блестящего развития, которое колонна получила впоследствии в Европе. Однако глубоко показательно, что именно греческая колонна, а не египетская, легла в основу последующего архитектурного развития. Несмотря на сходство, между ними существует глубокое принципиальное отличие. Для египетской колонны (рис. 371) основными являются две особенности, которые определяют ее наиболее характерные черты: изобразительность и символичность. Египетская колонна изображает растение, ствол которого часто вырастает из листьев и обычно завершается цветком. Это растение имеет священное, религиозное значение, и весь египетский храм, частью которого является такая колонна, изображает священную рощу. Цветок, завершающий египетскую колонну, можно было бы сравнить с греческой капителью, тем более что этот цветок действительно был прототипом капители. Однако принципиальным отличием между ними является то, что цветок египетской капители не несет горизонтальных частей: над ним помещен прямоугольный каменный блок, который отделяет вертикальную колонну-растение от покоящихся на ней горизонтальных частей, чем особенно наглядно подчеркивается неконструктивная и изобразительно-символическая роль египетской капители. В противоположность этому греческая колонна (я сейчас говорю по преимуществу о дорическом ордере, в котором выстроены наиболее совершенные классические здания V века) неизобразительна и несимволична — она тектонична. Дорическая колонна дает в художественной форме выражение своего конструктивного назначения: она является подпорой, которая несет тяжесть.

Не менее существенно и другое глубокое различие между египетской и греческой колоннами. На рис. 371 бросается в глаза, что дверной пролет и его монументальное обрамление выше, чем ряды

колонн по сторонам двери, которые окружают двор. Такое соотношение между дверью и колоннами диаметрально противоположно их соотношению в греческой архитектуре, где двери всегда ниже колонн. Это различие очень важно. В египетском храме колонна и колоннада являются только звеном более объемлющей и очень сложной системы форм, которая в качестве одного из своих звеньев включает и колоннады. Самый дворик, изображенный на рис. 371, является одним из элементов сильно растянутой в длину, нанизанной на прямую ось композиции постепенно сужающихся и затемняющихся по направлению к святилищу помещений, последовательность которых должна возбудить в посетителях религиозные чувства. Кроме того, та часть дворика, которая изображена на фотографии, подчиняет колоннаду по сторонам двери еще и в другом смысле более всеобъемлющей композиции. Первоначально в огромный пролет двери было вставлено маленькое деревянное обрамление, доходившее только приблизительно до половины высоты пролета. Колоннада является звеном динамической композиции. Формы нарастают от маленького дверного обрамления через колонны к большому дверному пролету и дальше к возвышающимся по его сторонам пилонам, которые еще много больше двери и, сужаясь, активно растут вверх. В целом получается драматический рост архитектурных форм, в котором колоннада играет роль одного из этапов общего движения. В греческом храме вся его архитектурная композиция подчеркивает господствующее положение колоннады, которая доминирует и над наружными массами, и над внутренним пространством здания. Все остальные части — стены, двери, ступени — подчинены колоннам и подготовляют этот главный, завершающий элемент классического греческого монументального здания.

Принципиальное различие между египетской и греческой архитектурой особенно ясно выступает в отношении между зданием и природой, в которую это здание поставлено. Форма столбов храма в Дейр-эль-Бахри (рис. 372), несущих горизонтальные части, особенно напоминает греческую архитектуру. Это один из наиболее ярких примеров, позволяющих говорить о начале процесса дифференциации искусства уже в Египте. Формы храма в Дейр-эль-Бахри повторяют формы природы. Горизонтальные портики храма похожи на горизонтальную линию скал, такую характерную для выступающего над Нилом края пустыни. Вместе с архитектурой картина природы, изображенная на фотографии, производит величественное впечатление, скалы грандиозны, они давят и заставляют зрителя почувствовать всю его незначительность по сравнению с ними. Если представить себе мысленно тот же пейзаж без архитектуры или закрыть портики на фотографии.

Греческая архитектура фото

В понедельник 16 мая 2016 г., в Международном фонде славянской письменности и культуры состоялась восемнадцатая, заключительная лекция цикла лекций поархитектуре Эллады, на тему:

«АРХИТЕКТУРА СОВРЕМЕННОЙ ГРЕЦИИ с 1970 по 2010 г.»

Авторский лекционный курс читает наш соотечественник, член Союза архитекторов СССР, заместитель Председателя Московского общества греков с 1996 по 2002 гг. Александр Федорович ЧАРТИЛИДИ .

Цикл лекций записывается на видео и выкладывается на сайте ГКЦ, в рубрике «Видеоархив» http://www.hecucenter.ru/ru/videoarc/

Прилагаются фотографии и материалы с мероприятия

«АРХИТЕКТУРА СОВРЕМЕННОЙ ГРЕЦИИ с 1970 по 2010 г.»

Дорогие друзья!

В рамках нового цикла лекций по архитектуре Эллады, который читает наш соотечественник, член Союза архитекторов СССР, заместитель Председателя Московского общества греков с 1996 по 2002 гг. Александр Федорович ЧАРТИЛИДИ, Греческий культурный центр рад пригласить Вас на восемнадцатую, заключительную лекцию курса на тему:

«АРХИТЕКТУРА СОВРЕМЕННОЙ ГРЕЦИИ

с 1970 по 2010 г. »

Лекция состоится в понедельник 16 мая 2016 г. в 18-30 в Международном фонде славянской письменности и культуры.

Ждем Вас по адресу:

Международный фонд славянской письменности и культуры

117049 Москва,

Черниговский пер., 9/13, стр. 2, этаж 2, Концертный зал,

(м. «Третьяковская», «Новокузнецкая»)

За дополнительной информацией заинтересованных просим обращаться в Греческий культурный центр по тел. 7084809/10, а также следить за обновлением информации на нашем сайте www.hecucenter.ru

Цикл лекций записывается на видео и выкладывается на сайте ГКЦ, в рубрике «Видеоархив» http://www.hecucenter.ru/ru/videoarc/

Лекция по архитектуре Эллады «Архитектура Послевоенного периода. 1950-1960-е годы.»

В рамках нового цикла лекций по архитектуре Эллады , который читает наш соотечественник, член Союза архитекторов СССР, заместитель Председателя Московского общества греков с 1996 по 2002 гг. Александр Федорович ЧАРТИЛИДИ , Греческий культурный центр рад пригласить Вас на семнадцатую лекцию курса на тему:

«АРХИТЕКТУРА ПОСЛЕВОЕННОГО ПЕРИОДА.

1950-1960-е годы.»

Лекция состоится в понедельник 11 апреля 2016 г. в 18-30 в Международном фонде славянской письменности и культуры.

Лекция по архитектуре Эллады «Современная архитектура Греции. Архитектура Греции 1920-1940 гг»_Пост-релиз

В понедельник 07 марта 2016 г., в Международном фонде славянской письменности и культуры состоялась шестнадцатая лекция нового цикла по архитектуре Эллады, на тему:

«СОВРЕМЕННАЯ АРХИТЕКТУРА ГРЕЦИИ»

«Архитектура Греции 1920-1940 гг».

Лекцию читал наш соотечественник, член Союза архитекторов СССР, заместитель Председателя Московского общества греков с 1996 по 2002 гг. Александр Федорович ЧАРТИЛИДИ .

Лекция «Архитектура Нового времени (1830 – 1920 гг). Судьба Античного наследия.», 08.02.2016

В понедельник 08 февраля 2016 г., в Международном фонде славянской письменности и культуры состоялась пятнадцатая лекция нового цикла по архитектуре Эллады, на тему:

«АРХИТЕКТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ ( 1830 – 1920 гг).

Судьба Античного наследия»

Лекцию читал наш соотечественник, член Союза архитекторов СССР, заместитель Председателя Московского общества греков с 1996 по 2002 гг. Александр Федорович ЧАРТИЛИДИ .

Цикл лекций записывается на видео и выкладывается на сайте ГКЦ, в рубрике «Видеоархив» http://www.hecucenter.ru/ru/videoarc/

Лекция по архитектуре Эллады «Современная архитектура Греции. Архитектура Греции 1920-1940 гг»

В рамках нового цикла лекций по архитектуре Эллады, который читает наш соотечественник, член Союза архитекторов СССР, заместитель Председателя Московского общества греков с 1996 по 2002 гг. Александр Федорович ЧАРТИЛИДИ , Греческий культурный центр рад пригласить Вас на шестнадцатую лекцию курса на тему:

«СОВРЕМЕННАЯ АРХИТЕКТУРА ГРЕЦИИ»

«Архитектура Греции 1920-1940 гг».

Лекция состоится в понедельник 07 марта 2016 г. в 18-30 в Международном фонде славянской письменности и культуры.

Ждем Вас по адресу:

Международный фонд славянской письменности и культуры

117049 Москва,

Черниговский пер., 9/13, стр. 2, этаж 2, Концертный зал,

(м. «Третьяковская», «Новокузнецкая»)

За дополнительной информацией заинтересованных просим обращаться в Греческий культурный центр по тел. 7084809/10, а также следить за обновлением информации на нашем сайте www.hecucenter.ru

Цикл лекций записывается на видео и выкладывается на сайте ГКЦ, в рубрике «Видеоархив» http://www.hecucenter.ru/ru/videoarc/

Лекция «Архитектура Нового времени (1830 – 1920 гг). Судьба Античного наследия.»

В рамках нового цикла лекций по архитектуре Эллады, который читает наш соотечественник, член Союза архитекторов СССР, заместитель Председателя Московского общества греков с 1996 по 2002 гг. Александр Федорович ЧАРТИЛИДИ , Греческий культурный центр рад пригласить Вас на пятнадцатую лекцию курса на тему:

«АРХИТЕКТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ ( 1830 – 1920 гг).

Судьба Античного наследия.»

Лекция состоится в понедельник 08 февраля 2016 г. в 18-30 в Международном фонде славянской письменности и культуры.

Ждем Вас по адресу:

Международный фонд славянской письменности и культуры

117049 Москва,

Черниговский пер., 9/13, стр. 2, этаж 2, Концертный зал,

(м. «Третьяковская», «Новокузнецкая»)

Лекция «КРЕПОСТНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО И МОНАСТЫРИ СВЯТОГО АФОНА», 14 декабря. Пост-релиз.

В понедельник 14 декабря 2015 г., в Международном фонде славянской письменности и культуры состоялась четырнадцатая лекция цикла по архитектуре Эллады с древнейших времен и до наших дней, на тему

«КРЕПОСТНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО И МОНАСТЫРИ СВЯТОГО АФОНА»

«Основные принципы монастырского строительства были выработаны еще в ХI веке. Монастырь представлял собой комплекс построек, обнесенных крепостными стенами и башнями. Поэтому все монастыри, а также скиты Афона производят впечатление укрепленного города средневековой эпохи, а архитектурная планировка Афона – типичная планировка Византийского монастыря, сформировавшаяся под влиянием восточных и эллинистических образцов. Причиной, диктовавшей создание таких оборонительных сооружений, была необходимость в защите монахов от множества внешних врагов.»

Лекцию читал наш соотечественник, член Союза архитекторов СССР, заместитель Председателя Московского общества греков с 1996 по 2002 гг. Александр Федорович ЧАРТИЛИДИ .

Цикл лекций записывается на видео и выкладывается на сайте ГКЦ, в рубрике «Видеоархив» http://www.hecucenter.ru/ru/videoarc/

Прилагаются фотографии и материалы с мероприятия.

Лекция цикла «Архитектура Эллады» — «КРЕПОСТНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО И МОНАСТЫРИ СВЯТОГО АФОНА»

В рамках нового цикла лекций по архитектуре Эллады, который читает наш соотечественник, член Союза архитекторов СССР, заместитель Председателя Московского общества греков с 1996 по 2002 гг. Александр Федорович ЧАРТИЛИДИ , Греческий культурный центр рад пригласить Вас на четырнадцатую лекцию курса на тему:

«КРЕПОСТНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО И МОНАСТЫРИ СВЯТОГО АФОНА»

Лекция состоится в понедельник 14 декабря 2015 г. в 18-30 в Международном фонде славянской письменности и культуры.

Читайте также  На каком языке разговаривают в греции

Ждем Вас по адресу:

Международный фонд славянской письменности и культуры

117049 Москва,

Черниговский пер., 9/13, стр. 2, этаж 2, Концертный зал,

(м. «Третьяковская», «Новокузнецкая»)

Цикл лекций по архитектуре Эллады-ПОСЛЕ ИМПЕРИИ 1453 — 1800 гг.

Во вторник 10 ноября 2015 г., в Международном фонде славянской письменности и культуры состоялась тринадцатая лекция нового цикла по архитектуре Эллады , на тему

«ПОСЛЕ ИМПЕРИИ 1453 — 1800 гг.

Крепостное зодчество. Народное жилище.»

Основным строительным материалом в греческой архитектуре был камень, при этом в ранний период более мягкий, легко поддающийся обработке. При строительстве афинского Акрополя в VI в. до н. э. использовался известняк. Новый Акрополь, построенный Периклом, известен уже сооружениями из пентелийского мрамора.

Из камня возводились прежде всего общественные здания. Жилые дома строились чаще всего из сырцового кирпича, но применялся также и обожженный. Кирпич использовался и при кладке стен, которые, например, в культовых сооружениях затем облицовывались каменными плитами.

Греческая архитектура, до сих пор поражающая благородством своих форм, с конструктивной точки зрения отличалась простотой.

Греческий Культурный Центр в Москве
Наш адрес: Москва, Алтуфьевское шоссе, д. 44; Тлф.: +7 (495) 7084809. Все контакты
Карта сайта

Греческий зал

Самый торжественный в центральной части дворца, предназначался для балов и парадных приемов. Архитектурно-пространственный объем зала с колоннадой по всему периметру был задуман Ч.Камероном (1780-е гг.) в виде античного «перистиля». Следует отметить, что существует художественная близость Греческого зала с Мраморным залом дворца Кедлстоун-Холл в Англии архитектора Роберта Адама, у которого учился и работал Камерон и который оказал на него большое влияние. Камерон рекомендовал путешествовавшим по Европе Павлу Петровичу и Марии Федоровне приобрести в Италии колонны из зеленого мрамора, так называемого верт антик (vert antique, франц.), которые он хотел использовать в отделке зала. Идея о колоннах зеленого античного мрамора, минерала очень редкого и дорого, также была заимствована у Адама, который включил подлинные вердантиковые колонны в отделку Парадной приемной во дворце Сайон-Хаус. Завершить отделку Греческого зала Камерону не удалось, так как после 1786 года он перестал практически вести архитектурный надзор. Архитектор и декоратор В.Бренна завершил отделку зала в 1790 году, о чем свидетельствуют несколько сохранившихся чертежей архитектора, а также его письмо 1789 года графу Станиславу Потоцкому, своему польскому покровителю, где он говорит, что этот зал – «один из самых лучших среди всех, имеющихся в этой стране». Стены зала облицованы белым искусственным мрамором, нижние панели выполнены из золотистого стюка, имитирующего желтый сиенский мрамор. По верху стен тянется широкая полоса лепного орнаментального фриза с изображением грифонов среди листьев аканта. Колонны коринфского ордера из зеленоватого искусственного мрамора под вердантик образуют нарядную декоративную колоннаду. Ее ритм перекликается с ритмом стенных ниш, в которых помещены гипсовые слепки с античных статуй: Меркурий, Венера Медицейская, Венера-Каллипига, Дионис, Афродита-Анадиомена, Аполлино, а также с работ известных итальянских скульпторов: «Фавн с козленком» Я.Сансовино (XVI в.) и «Психея с бабочкой А.Кановы (XVIII в.)

В 1803 году после пожара архитектор А.Н.Воронихин осуществил ряд переделок, которые, не нарушив целостности архитектуры зала, сделали его более строгим. Утраченный живописный плафон «Вакх и Ариадна» он заменил орнаментальной росписью с ромбовидными кессонами, создающими иллюзию купольного перекрытия. Между колоннами он поместил на длинных бронзовых цепях мраморные светильники в виде античных ламп. Вместо прежнего мебельного гарнитура в стиле Людовика XVI, который был приобретен владельцами дворца во Франции во время путешествия, по проекту Воронихина была создана новая мебель в античном вкусе: подлокотники диванов и кресел украшены фигурами грифонов, а ножки завершаются звериными лапами. Конструктивные детали мебели окрашены под темно-зеленую бронзу, а нарядные резные детали вызолочены. Для обивки использованы французские гобелены на пасторальные сюжеты мануфактуры Бове конца XVIII века. Монументальность форм мебели, сияние позолоты, яркость гобеленов – все это привносит особые черты парадности. В зале представлены сохранившиеся в эвакуации предметы мебели, а также одно кресло, возвращенное после войны из Берлина, и отреставрированный диван, находившийся несколько десятилетий в фондах музея в руинированном состоянии.

Из Михайловского замка Воронихин перенес в этот зал два мраморных камина со вставками из лазурита и мясного агата, выполненные по проектам Бренны. На каминах – часы «Парис и Елена» (Париж, 1795-1799 гг., мастерская П.-Ф.Томира, час.мастер Л.-Ж.Лагесс), «Учение и бдение». (Париж, 1795-1798 гг., час.мастер Ж.Шарпантье, эмальер А.-Ф.Дюбюиссон), а также вазы-курильницы и канделябры. В каминных нишах –нарядные таганы, подписные изделия бронзовщика Вальнера, редко встречающиеся в наших собраниях. На столах-консолях — парные фарфоровые вазы «в этрусском вкусе» (Петербург, Императорский фарфоровый завод, 1796 год.), и декоративные кувшины из золоченой и патинированной бронзы (Франция, конец XVIII века). На постаментах против окон – две парные вазы из копейчатой яшмы с бронзовыми украшениями (по рисункам А.Воронихина), против центрального окна ваза из порфира с фигурами сатиров из золоченой бронзы, выполненные на Колыванской шлифовальной фабрике (мастер Ф.Стрижков), бронза чеканена в мастерских Императорской Академии художеств. Дополняют убранство два бронзовых фонаря (Франция (?), конец XVIII века).

В пожаре 1944 года рухнули междуэтажные перекрытия, разрушилась и сгорела колоннада, полностью утрачена гипсовая скульптура и сильно повреждены камины. Зал воссоздан в 1967 году в соответствии с разработанной Н.И.Громовой методикой научной реставрации на базе научно-исследовательских работ и довоенных обмеров. Проекты реставрации выполнены Ф.Олейником (архитектурные конструкции) и С.Поповой-Гунич совместно с В.Можанской (архитектурная отделка). Работу по воссозданию колонн выполняли мастера П.Никаноров и П.Лызик. Лепка воссоздана лепщиком И.Калугиным по подлинным фрагментам и моделям, выполненным Н.Релкиной. Живописный плафон выполнен художником А.Трескиным. Резьба дверей – резчиком В.Полякиным.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector