Греческая архитектура кратко

Греческая архитектура кратко

АРХИТЕКТУРА, СКУЛЬПТУРА И ЖИВОПИСЬ

Наиболее полно духовную атмосферу жизни классической Греции с ее гражданственностью и гармонией отразила архитектура. Политическое и социальное устройство греческого полиса классической эпохи потребовало адекватной организации центра всей жизни гражданской общины. Архитектор Гипподам из Милета (V в. до н. э.) предложил отказаться от хаотичной застройки городов и ввести их регулярную планировку. В ее основе лежала разбивка городской территории на прямоугольные кварталы пересекающимися под прямым углом улицами и выделение нескольких функциональных центров. В соответствии с теорией Гипподама был застроен Олинф, возрожден после персидского разрушения Милет и перестроен афинский порт Пирей.

Важнейшей частью полиса были священные участки, в центре которых воздвигались величественные храмы богам-покровителям. Наиболее значительными сооружениями, созданными в дорическом ордере, были храм Посейдона в Пестуме и храм Афины Афайи на острове Эгина. В святилище Зевса в Олимпии на священном участке (Альтис) находился ряд храмов, самый величественный из которых был посвящен громовержцу. Фронтон храма, построенного архитектором Либоном, был украшен скульптурной группой, изображавшей кентавромахию – битву кентавров с лапифами[21]. А внутри находилась знаменитая скульптура Зевса работы Фидия. Выполненная из дерева, инкрустированного золотом и слоновой костью, она была признана одним из семи чудес света.

План г. Милет: 1, 2 – рынки; 3 – стадион; 4 – театр; 5 – храм Афины; 6 – храм Сераписа

Пестум. Храм Посейдона (V в. до н.э.). Фотография

Фидий. Зевс Олимпийский. Реконструкция

Лучшим архитектурным комплексом эпохи классики является афинский Акрополь – религиозный центр полиса, где находились городские святыни. Разрушенный во время нашествия Ксеркса в 480 г. до н. э. Акрополь по инициативе Перйкла стали отстраивать по единому плану. Работы велись под руководством великого Фидия. Задуманный как памятник победы греков над персидской державой, ансамбль Акрополя наиболее полно выразил величие и торжество греческой цивилизации и ее лидера – Афин. По выражению Плутарха, в Афинах «в это время создавались произведения, необычайные по своему величию и неподражаемые по простоте и изяществу».

Олимпия. Священный участок. Реконструкция

Прорицатель и прислужница. Скульптура с фронтона храма Зевса в Олимпии (V в. до н.э.)

Проход на Акрополь вел через Пропилеи – парадный вход, украшенный портиком дорического ордера. К Пропилеям с одной стороны примыкал изящный храм богини победы Ники, а с другой – Пинакотека (картинная галерея). Центром ансамбля был Парфенон, сооруженный Иктином и Калликратом из пентелийского мрамора. Храм, посвященный Афине Парфенос (т. е. Афине Деве), был окружен дорической колоннадой, но архитекторам удалось создать ощущение легкости и торжественности сооружения.

Аполлон. Фрагмент скульптуры с фронтона храма Зевса в Олимпии (V в. до н. э.)

Скульптурный декор работы Фидия прославлял богиню Афину и ее город. В храме стояла деревянная скульптура Афины, инкрустированная золотом и слоновой костью. Фронтоны храма были украшены скульптурами на темы двух мифов – о споре Афины и Посейдона за обладание Аттикой и о рождении Афины из головы Зевса. Рельефы на метопах (плитах фриза) изображали битвы греков с амазонками и кентаврами, что символизировало борьбу добра и прогресса со злом и отсталостью. Стены украшало скульптурное изображение величественного шествия на Великих Панафинеях. Фриз Парфенона считается вершиной греческого искусства эпохи высокой классики. Он поражает пластичностью и динамизмом изображения более чем 500 фигур, ни одна из которых не повторяется. Фидий также создал бронзовую скульптуру Афины Воительницы, которая была установлена на площади перед Парфеноном.

Пропилеи на афинском Акрополе (V в. до н. э.).Фотография

Пропилеи на афинском Акрополе Фотография

Афины. Парфенон (V в. до н. э.). Фотография

В ансамбль Акрополя входит и Эрехтейн – небольшой храм с асимметричной планировкой и тремя различными портиками, один из которых поддерживают кариатиды. Он был сооружен на том месте, где, по преданию, произошел спор между Афиной и Посейдоном, и посвящен Афине, Посейдону и легендарному царю Эрехтею. У стены храма росла священная олива, подаренная Афиной, а в скале было углубление, якобы оставленное трезубцем Посендона. Архитектурный ансамбл ь афинского Акрополя стал эталоном красоты и гармонии на века.

Выдающиеся скульпторы эпохи классики своими произведениями прославляли идеальных граждан и величие эллинского мира. Они преодолели условность архаической скульптуры и создали образ человека гармоничного, физически совершенного, с богатым духовным миром. Кроме гениального Фидия, в Афинах в V в. до н.э. работал Мирон. Его самая известная статуя «Дискобол». Скульптор мастерски передал сложную динамику движения тела атлета в момент броска.

Интерьер Парфенона, Реконструкция

Афины. Эрехтейон (V в. до н.э.) Фотография

Скульптор Поликлёт из Аргоса не только изображал физически совершенные тела атлетов, но и вычислил идеальные пропорции мужского тела, ставшие каноном для греческих ваятелей. Всемирно известными стали его фигуры «Дорифор» (копьеносец) и «Диадумен» (атлет, надевающий повязку победителя). Греческие скульпторы V в. до н. э. ассоциировали расцвет полисной цивилизации с образами человека, полного гармоничного величия и ясного спокойствия.

Искусство Древней Греции IV в. до н. э., с одной стороны, отмечено рядом важных достижений (в частности, в зтот период был создан коринфский ордер), а с другой снижением пафоса героизма и гражданственности, обращением к индивидуальному миру человека, что было связано с общим кризисом полиса. В работах Скопаса нашли отражение сильные, страстные человеческие чувства, выплеснувшиеся в энергичном движении («Менада»).

Афины. Портик кариатид Эрехтейона Фотография

Афины. Храм Ники Аптерос (V в. до н.э.) Фотография

Тонкая передача внутреннего мира человека, красоты отдыхающего тела, характерна для творчества Праксителя («Отдыхающий сатир», «Гермес с младенцем Дионисом»). Он первым показал возвышенную красоту обнаженного женского тела: его «Афродита Книдская» уже в древности считалась «лучшим произведением из существуюицгх во Вселенной».

Стремленнем запечатлеть в скульптуре мимолетное движение («Апокспомен») отмечено творчество Лисиппа. Он был придворным скульптором Александра Македонского и создал ряд выразительных портретов великого полководца. Скульпторы IV в. до п. э., завершив развитие классического искусства, открыли дорогу искусству нового типа, неклассического.

Мирон. Дискобол (V в. до н. э.)

Поликлет. Дорифор (V в. до н. э.)

Скопас. Менада, или Вакханка (IV в. до н.э.)

Праксителъ. Афродита Книдская (IV в. до н.э.)

Пракситель. Гермес с младенцем Дионисом (IV в. до н. э.)

Лисипп. Отдыхающий Гермес (IV в. до н. э.)

Одним из известнейших художников V в. до н.э. был Полигнот, творчество которого связано с Афинами. Он создавал картины в технике энкаустики – работал жидкими восковыми красками. Используя лишь четыре краски, Полигнот первым из живописцев научился воссоздавать объем пространства и фигур, выразительность жестов. Его современник Аполлодор первым применил в живописи эффект светотени и попытался передать перспективу.

Хотя работы древнегреческих живописцев не сохранились, представление о достижениях художников дает вазопись, где в это время господствует краснофигурный стиль, который позволял достаточно реалистично передавать объем тел и создавать многофигурные композиции, в центре которых стоял человек.

Краснофигурный стамнос (V в. до н. э.)

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

§ 36. АРХИТЕКТУРА, ЖИВОПИСЬ, СКУЛЬПТУРА

§ 36. АРХИТЕКТУРА, ЖИВОПИСЬ, СКУЛЬПТУРА Архитектура. Русско-византийский стиль, появление которого связано с именем К. А. Тона, многие современники оценивали критически. Русские зодчие стремились возродить национальные традиции в архитектуре. Эти идеи воплощал А. М.

Живопись и скульптура

Живопись и скульптура Академия художеств при Екатерине стала важнейшим центром развития искусства в России XVIII века. Хорошо устроенная по продуманному плану, под внимательным и добрым присмотром ее куратора И. И. Шувалова, Академия художеств была «оранжереей», в которой

Живопись. Скульптура

Живопись. Скульптура Реалистические традиции в живописи продолжало Товарищество передвижных художественных выставок. Продолжали работать такие крупнейшие представители передвижнической живописи, как В.М.Васнецов, П.Е.Репин, В.И.Суриков, В.Д.Поленов и др. В конце XIX в.

АРХИТЕКТУРА, СКУЛЬПТУРА И ЖИВОПИСЬ

АРХИТЕКТУРА, СКУЛЬПТУРА И ЖИВОПИСЬ Наиболее полно духовную атмосферу жизни классической Греции с ее гражданственностью и гармонией отразила архитектура. Политическое и социальное устройство греческого полиса классической эпохи потребовало адекватной организации

4. Изобразительные искусства. — Скульптура. — Статуя Карла Анжуйского в Капитолии. — Статуя в честь Бонифация VIII. — Живопись. — Стенная живопись. — Джотто работает в Риме. — Развитие мозаичной живописи. — Трибуны работы Иакова де Туррита. — Навичелла Джотто в Ватикане

4. Изобразительные искусства. — Скульптура. — Статуя Карла Анжуйского в Капитолии. — Статуя в честь Бонифация VIII. — Живопись. — Стенная живопись. — Джотто работает в Риме. — Развитие мозаичной живописи. — Трибуны работы Иакова де Туррита. — Навичелла Джотто в

§ 5. Скульптура, живопись, ремесло

§ 5. Скульптура, живопись, ремесло Принято считать, что история скульптуры началась в Корее с проникновения и распространения буддийской скульптуры, поскольку ничего более раннего обнаружить не удалось. С другой стороны, рельефные изображения на стенах гробниц и

ЖИВОПИСЬ И СКУЛЬПТУРА

ЖИВОПИСЬ И СКУЛЬПТУРА Начав покорять мир, римляне знакомились со все новыми способами украшения домов и храмов, в том числе с фресковой живописью. С традициями эллинистических фресок тесно связан первый римский стиль живописи — так называемый помпейский, изученный по

АРХИТЕКТУРА, СКУЛЬПТУРА, ЖИВОПИСЬ

АРХИТЕКТУРА, СКУЛЬПТУРА, ЖИВОПИСЬ Республиканский Рим с его узкими улочками (шириной от 4 до 7 м), кирпичными многоэтажными доходными домами и тесным старым Форумом не мог, конечно, сравниться с современными ему эллинистическими городами Востока: Александрией Египетской

Архитектура и скульптура

Архитектура и скульптура VII–VI вв. до н. э. в истории архаической Греции связаны с расцветом каменной архитектуры. Постройка жилых зданий и портовых сооружений была связана с оживлением хозяйственной жизни, с колонизацией и с развитием торговли. Общественные здания из

Архитектура и скульптура

Архитектура и скульптура Развитие римской архитектуры и скульптуры проходило под сильным греческим и этрусским влиянием. В частности, у этрусков практичные римляне заимствовали некоторые приемы строительной техники. Профессиональные достижения этрусских умельцев

4. Живопись, архитектура и скульптура

4. Живопись, архитектура и скульптура В непростых условиях сегодня находится российская живопись и скульптура. Официальным портретистом Президента РФ В. В. Путина Никасом Сафроновым выполнено большое количество портретов Президента, а также деятелей мировой культуры

5. Архитектура и скульптура

5. Архитектура и скульптура 5. В художественной культуре Возрождения одно из ведущих мест занимает архитектура. Характерными особенностями архитектуры в этот период становятся:1) увеличение масштабов гражданского, светского строительства;2) изменение характера

5. Живопись, архитектура и скульптура

5. Живопись, архитектура и скульптура В изобразительном искусстве распространяются идеи романтизма и критического реализма. В тяжелой атмосфере Испании рубежа XVIII–XIX вв. сформировалось творчество Франсиско Гойи (1746–1828). Интерес к внутреннему миру человека, его

Архитектура в эпоху эллинизма

В последней трети IV в. до н.э. и вплоть до 30 г. до н.э. начинается новый период истории архитектуры античной Греции, который сейчас принято называть эллинистическим. Начинается этот период с распада державы Александра Македонского. Благодаря его завоеваниям границы греческого мира раздвинулись от Малой Азии до реки Инд, от горных районов Бадахшана до Персидского залива, от островов Эгейского моря до Эфиопского нагорья.

Однако такая огромная империя оказалась неуправляемой, и вскоре после смерти Александра Македонского его наследники и преемники разделили империю на несколько государственных образований. Но обширная градостроительная деятельность, начавшаяся при Александре, не прекратилась с его смертью. При Александре было построено много новых городов – Балх, Мараканда (Самарканд), Александрия на Амударье, после его смерти и распада государства – такие города, как Герат, Бамиан, Дура-Европос (Багдад), которые существуют и в настоящее время. В этот же период происходит и обратный процесс воздействия местных культур и архитектурных традиций на греко-македонскую. В итоге формируется тот уникальный стиль архитектуры, который и сейчас носит название эллинистического.

До наших дней дошли многие памятники архитектуры, которые можно отнести к эллинистическому типу. Например, крепость в Дербенте (рис. IV.2), храм в Гарии, который был возведен в I в. до н.э. в Армении (рис. IV.3).

На обломках империи Александра возникает ряд государств. Среди них эллинистическое Египетское царство, Пергамское царство в Малой Азии, государство Селевкидов на территориях Ирака, Ирана, Азербайджана, части Армении, Южного Дагестана, Ближнего Востока, Афганистана, Пакистана, Горного Таджикистана (Бадахшана) и части Киргизии, ряд более мелких царств в Малой Азии, торговая олигархическая республика на острове Родос. Признанными центрами эллинистического мира в этот период наряду с Афинами становятся Александрия Египетская, Селевкия на Тигре, Дура-Европос, Пергам, Мараканда.

Именно архитектурное наследие этих городов оказало мощное влияние на развитие римской и византийской архитектуры. В использовании ордеров уже не придерживались классических схем. Ордер сохранил значение как основная конструктивно-художественная система, но приобрел более пышные архитектурно-декоративные формы. Обычно внизу находился монументальный дорический ордер, на верхних этажах – легкий ионический, а в интерьерах храмов и зданий использовался парадный, пышный и торжественный коринфский. Это называется принципом тектонической последовательности. Появляются в этот период и новые типы архитектурных сооружений – монументальные алтари, усыпальницы-мавзолеи, богатые перистильные дома с росписью по сырой штукатурке.

Именно в этот период в городах начинается массовая прокладка канализационных стоков и проводятся водопроводы. Появляются здания общественных бань, которые впоследствии внедрили у себя римляне, расширив их как в архитектурном плане, так и в общественном понимании. Богатые дома имели бассейны, фонтаны.

В период эллинизма были созданы великолепные образцы монументальной архитектуры. Можно отметить знаменитый Пергамский алтарь в честь бога Зевса. В настоящее время алтарь хранится в Пергамском музее в Берлине. Цоколь алтаря в плане 30 × 28 м, высотой 9 м украшен грандиозным мраморным рельефным фризом длиной 120 м. Верхняя площадка ограничена ионической колоннадой. Монументальность сооружения и динамичность скульптурных групп показывают нам общую направленность искусства эллинизма. В нем проявляется склонность к изображению грандиозных и драматических событий (рис. 4.8).

Пергамский алтарь (реконструкция)

Рис. 4.8. Пергамский алтарь (реконструкция)

Интересное направление в архитектуре эпохи эллинизма прослеживается в таком крупном сооружении, как мемориальная гробница правителя Карийского царства в Малой Азии. Это сооружение известно как Галикарнасский мавзолей (рис. 4.9). Правитель Карийского царства Мавсол повелел в своей столице городе Галикарнасе возвести мемориальную усыпальницу для себя и своей супруги царицы Артемизии. Это сооружение – яркий пример того, как в эллинистическом мире пересекались архитектурные стили различных исторических эпох. Композиционно все сооружение отвечало тяготению Малой Азии и всего Ближнего Востока к гигантомании, сам мавзолей соединял в себе элементы архитектуры разных эпох. Перипторное сооружение, напоминавшее греческий храм, стояло на мощном подиуме, по типу дворцов ассирийских царей или вавилонских зиккуратов, а крыша, увенчанная квадригой со статуями царя Мавсола и его супруги, была выполнена в стиле усеченной египетской пирамиды. По имени Мавсола подобные сооружения в дальнейшем стали именоваться мавзолеями. Надо отметить, что сам мавзолей строился столь долго, что был завершен уже вдовой Мавсола царицей Артемизией. Высота этого сооружения равнялась 40 м. Знаменитый Колосс Родосский (рис. 4.10) – скульптура бога Гелиоса – также была высотой в 40 м, а знаменитый маяк на острове Фарос в бухте Александрии Египетской, возведенный в форме башенного здания, был высотой около 150 м.

Галикарнасский мавзолей

Рис. 4.9. Галикарнасский мавзолей

Колосс Родосский (реконструкция)

Рис. 4.10. Колосс Родосский (реконструкция)

В то же время в эллинистическую эпоху получило свое развитие так называемое типовое строительство. Во многих небольших и средних городах эллинистического мира, особенно там, где было много дерева (Малая Азия, Персия), часто в дереве возводились не только контурные галереи зданий, но и колоннады храмов. Примером этого может служить храм Аполлона (рис. 4.11, IV.4) в городе Бассы (территория государства Селевкидов).

Храм Аполлона в Бассах (реконструкция)

Рис. 4.11. Храм Аполлона в Бассах (реконструкция) (рисунок из старинной книги)

Также необходимо отметить, что в эллинистический период большое значение приобретает строительство зданий культурного назначения. Особенно ярко это было выражено в эллинистическом Египетском царстве, где в период правления царя Птолемея I в городе Александрии были построены два крупнейших научных центра эллинистического мира – Мусейон (Академия наук и университет) и знаменитая Александрийская библиотека – первая общедоступная библиотека в мире. В этот период Александрия Египетская была самым крупным но площади и населению городом мира. В нем проживало в эллинистический период свыше 1 млн человек. Наивысшими достижениями эллинистической архитектуры явились ее гуманизм и гармония с человеком и природой, которая пришла на смену закрытости зодчества стран Древнего Востока. Новаторство архитектуры этого периода также состояло в функциональном зонировании застройки городов, взаимосвязи ее с климатическими и географическими параметрами, в разработке системы благоустройства городов.

Особенности русской архитектуры

Русская церковная архитектура начинается вместе с утверждением в России христианства в конце X в. Приняв от греков веру, священнослужителей и все атрибуты для богослужения, русские одновременно позаимствовали у них и форму храмов. Наши предки приняли крещение в том веке, когда в Греции господствовал византийский стиль, поэтому древние русские храмы построены именно в этом стиле. Они были возведены в главнейших русских городах: Киеве, Новгороде, Пскове, Владимире Суздальском и Москве.

Дмитровский собор во Владимире

Киевские и новгородские храмы по плану напоминают византийские — прямоугольник с тремя алтарными полукружиями. Внутри зданий размещено по четыре столба, арки и купола. Но при большом сходстве между древнерусскими храмами и современными им греческими заметны и некоторые различия. В многокупольных греческих храмах купола ставились на особые столбы и располагались на различной высоте по сравнению с главным куполом, в то время как на Руси все купола размещались на одном уровне. Окна в византийских храмах были большими и часто расположенными, а в русских — маленькими и немногочисленными. Двери в византийских храмах были сверху прямыми, в русских — полукруглыми. В больших греческих храмах иногда устраивалось по два притвора: внутренний, предназначенный для оглашенных и кающихся, и наружный, в виде крыльца, обставленный колоннами. В русских, даже больших, устраивалось по одной внутренней паперти небольшого размера. В греческих храмах колонны были обязательным атрибутом как снаружи, так и внутри, а в русских из-за отсутствия мрамора и камня колонн не было. Благодаря этим различиям некоторые специалисты русский стиль называют не просто византийским (греческим), а смешанным — русско-греческим. В новгородских храмах стены заканчивались вверху остроконечным щипцом, подобным щипцу на крыше деревенской избы.

Каменные храмы в России были немногочисленными. Благодаря обилию лесов (особенно в северных частях России) преобладали деревянные церкви. В возведении этих храмов русскими мастерами было проявлено больше вкуса и самостоятельности, чем в постройке каменных. Форма и план старинных деревянных церквей представляли или квадрат, или продолговатый прямоугольник. Купола были круглыми или башнеобразными. Их количество и размеры также варьировались. Своеобразие русских куполов и их отличие от греческих заключается в том, что под крестом сооружалась особая главка, напоминавшая луковицу.

Московские храмы до XV в. обычно строились мастерами из Новгорода, Владимира и Суздаля и напоминали церкви Киево-Новгородской и Владимиро-Суздальской архитектуры. Но эти храмы не сохранились: они или погибли от времени, пожаров и татарских разрушений, или были перестроены на новый лад. Сохранились храмы, сооруженные после XV в. — периода освобождения от татарского ига и усиления Московского государства.

Начиная с царствования великого князя Ивана III (1462—1505 гг.), в Россию приглашали иностранных строителей и художников, которые при посредстве русских мастеров создали несколько исторических храмов по образцам древнерусских памятников церковного зодчества. Главнейшими из них являются Успенский собор в Московском Кремле, где совершались коронации русских государей (строитель — итальянец Аристотель Фиораванти), и Архангельский собор — усыпальница русских князей, возведенная итальянцем Алоизием. Постепенно русские строители выработали собственный национальный архитектурный стиль.

Церковь Преображения Господня на острове Кижи

Один из видов русской манеры носит название шатровой или столбовой. Построенный таким образом храм имеет вид нескольких соединенных церквей, из которых каждая имеет вид столба или шатра, увенчанного куполом и главкой.

Помимо массивности столбов и колонн в таком храме и большого количества главок в виде луковиц особенностями шатрового храма являются пестрота и разнообразие цветов его наружных и внутренних частей. Примером таких храмов являются церковь в селе Дьякове и храм Василия Блаженного в Москве. Время распространения шатровой разновидности русского стиля в России закончилось в XVII в. В последние десятилетия XIX в. началось возрождение столбового стиля, в котором созданы несколько церквей, например Троицкий храм Санкт-Петербургского «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви» и храм Воскресения на месте убиения Царя-Освободителя.

Наряду с шатровым существуют и другие виды национального стиля. По плану постройки могут представлять собой удлиненный в вышину куб либо состоять из двух частей разной формы (четырехугольник снизу и восьмиугольник сверху — «восьмерик на четверике»), а также создаваться путем наслоения нескольких квадратных срубов, из которых каждый вышележащий уже нижележащего. В царствование императора Николая I для постройки военных церквей в Санкт-Петербурге архитектором К. Тоном был выработан стиль, получивший название тоновского, примером которого может служить церковь Благовещения в конногвардейском полку.

Читайте также  Аутлет рядом с венецией

Архангельский собор и колокольня Ивана Великого в Москве

Из других западноевропейских стилей при постройке русских церквей нашел применение только стиль возрождения. Его черты усматриваются в двух главных соборах Санкт- Петербурга — Казанском и Исаакиевском.

В XVIII и XIX вв. большое распространение получили так называемые домовые церкви, устраиваемые во дворцах и имениях богатых людей, при учебных и правительственных учреждениях, а также богадельнях. Многие из таких церквей, будучи богато и художественно расписаны, сохранились до нашего времени и являются шедеврами русского искусства.

Культура архаической Греции

Лекции по истории мировой культуры на musike.ru :

Архаический период – это время наиболее интенсивного развития античного общества, когда оно приобретает определенную специфику по сравнению с другими рабовладельческими обществами. Именно тогда формируются классическое рабство, полис как основная форма политической организации, демократическая форма правления. Вырабатывается этническое самосознание: греки начинают осознавать себя единым народом. Рождаются понятия эллины, Эллада – с одной стороны, и варвары – с другой. Тогда же закладываются основы античной культуры.

Эпоха архаики – время становления греческой архитектуры , основные достижения которой связаны со строительством храмов. Греческие храмы были центрами общественной и деловой жизни полиса. Первоначально они строились на акрополях – укрепленных возвышенностях города, позднее стали возводиться на главных городских площадях. В отличие от христианских храмов, древнегреческие святилища не предназначались для собрания верующих. Народ во время культовых действий оставался вне помещения храма, видя его только снаружи. Это вызвало особое внимание к внешнему облику здания.

Основной тип древнегреческого храма – периптер («оперенный»), храм прямоугольной формы, окруженный со всех сторон колоннадой. Уже в ранних постройках отчетливо выражено стремление к гармонии, соразмерности всех элементов архитектурного целого. Строительство храма было подчинено определенным правилам, обеспечивающим равновесие частей конструкции. Так складывается греческий архитектурный ордер (от латинского « ordo » – «порядок») – система пропорционального соотношения между несущими и несомыми частями постройки. Ордерное знание имеет ступенчатое основание, ряд вертикальных опор – колонн (несущие элементы) и балочное перекрытие – антамблемент (несомая часть).

В эпоху архаики ордер сложился в двух вариантах – дорическом и ионическом. Дорический стиль более мужественный, простой и мощный, ионический наряднее, легче и изящнее. Дорическая колонна тяжеловесна, ниже середины немного утолщена. Верхняя часть колонны – капитель – состоит из двух каменных плит, круглой нижней и квадратной верхней. Впоследствии колонны дорических храмов нередко заменялись мужскими фигурами (атлантами).

По сравнению с дорический, колонна ионического ордера более стройна и нарядна. Она имеет основание – базу , капитель украшена двумя изящными завитками – волютами . Карниз – горизонтальный выступ на стене, поддерживающий крышу здания, – богато декорирован.

В эпоху эллинизма, когда архитектура стала стремиться к большей пышности, широкое распространение получил коринфский стиль, щедро украшенный растительными мотивами.

В эпоху архаики было возведено множество храмов дорического и ионического стилей в различных греческих городах. Постройками дорического оредара являются храмы Геры и Олимпии, Аполлона в Коринфе, Деметры в Посейдонии (2-я половина 6 в. до н.э.). Ионические храмы – Артемиды в Эфесе, Геры на о-ве Самос. Все древнегреческие храмы покрывались многоцветными росписями, блистая на солнце множеством красок.

В архаический период возникает и монументальная скульптура – новый вид искусства, ранее неизвестный Греции. Наиболее типичными образцами архаической монументальной скульптуры были куросы и коры. Курос – статуя обнаженного юноши-атлета, кора – статуя стройной девушки в длинных одеждах. Так изображались и простые смертные, и боги, при этом создавался не индивидуализированный, а обобщенный образ. В мужских фигурах подчеркивалось атлетическое сложение, сила, мужество, в женских – благородная сдержанность и мягкость. Все куросы и коры стоят прямо, руки плотно прижаты к телу. Глаза широко открыты, уголки губ слегка приподняты (так называемая «архаическая улыбка»).

В эпоху архаики высочайшего уровня достигло искусство художников, которые занимались росписью глиняных ваз. Эти рисунки исполнялись в различной технике, например, чернофигурной или краснофигурной. В чернофигурных вазах на красноватый фон глины наносился рисунок, выполненный густым черным лаком. В краснофигурных , наоборот, черным лаком покрывался фон, фигуры же сохраняли естественный цвет глины, что позволяло более детально прорисовывать формы. Мастера с помощью линий намечали складки одежды, мускулы, черты лица. Содержание росписей обычно связано с мифологией, гомеровским эпосом, с изображением бытовых сцен.

Самыми значительными мастерами чернофигурной вазописи были Клитий и Эксекий (среди наиболее знаменитых его работ – амфора с изображением играющих в кости Ахилла и Аякса). Крупнейшим представителем краснофигурного стиля был Евфроний .

Формы сосудов столь же различны, как и их функции: в амфорах и кратерах хранили и смешивали вино с водой, килики и ритоны предназначались для питья, лекифы служили для культовых целей и так далее.

Основным достижением архаической эпохи в области литературы стало создание лирической поэзии (7 век до н.э.), которая пришла на смену героическому эпосу. Впервые в истории античной культуры поэзия заговорила о личных переживаниях человека.

Термин лирика связан с лирой: древнегреческие поэты не просто читали, а пели свои стихи, аккомпанируя себе на лире или кифаре. Вероятно поэтому лира стала символом поэзии и музыкального искусства. Другое название поэзии, исполнявшейся под музыкальный аккомпанемент, – мелика , от греческого слова « melos » – песня, мелодия.

Центром лирики стал остров Лесбос. Здесь рано возникли свои музыкально-поэтические студии, куда приезжали учиться из разных областей эллинского мира. Одну из таких школ, для знатных девушек, возглавляла Сапфо (Сафо), жившая в 6 веке до н.э. – гениально одарённая поэтесса античности, умная, прекрасная собой. Ее творчество может считаться классическим образцом поэзии любви.

Другим замечательным представителем музыкально-поэтической школы Лесбоса был Алкей , современник Сапфо. Излюбленные темы его творчества – политическая борьба, изгнание, пиршественное застолье, любовь.

Славу античной лирики составили также произведения Архилоха , который вместо гекзаметра ввел в литературу новые стихотворные размеры (ямб, трохей), Анакреонта – певца мирских наслаждений, Тиртея , ставшего символом поэзии, воодушевляющей воинов на битву, Пиндара – создателя торжественных од-гимнов в честь родного отечества, победителей общегреческих спортивных игр.

К величайшим культурным достижениям греческой архаики относятся также рождение драмы, которая стала синтезом ранее сложившихся родов литературы, и появление «науки всех наук» – философии. Наконец, с архаической эпохой связано создание алфавитного письма: дополнив и преобразив финикийскую слоговую систему, греки изобрели всем доступный способ фиксации информации, который лег в основу европейских алфавитов.

ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР

ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР, один из трех греческих архитектурных ордеров. При возведении храмов и колоннад греки обычно использовали три разновидности сочетания несущих и несомых частей здания. В греческом дорическом ордере колонны не имеют баз, неглубокие каннелюры перерезаны канавкой шейки под капителью, имеющей форму круглой подушки; фриз состоит из чередующихся триглифов и метоп. Римский дорический ордер отличается от греческого наличием баз у колонн и более стройными пропорциями последних. Дорический ордер сформировался на Пелопоннесе и в Греции в 7 в. до н.э.

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

В дорическом ордере заметно утончающиеся кверху колонны не имеют базы и ставятся прямо на каменное основание. Неглубокие желобки (каннелюры) проходят вдоль всего ствола колонны, подчеркивая ее вертикальную устремленность. Чуть ниже капители – самое узкое место ствола колонны – шейка, представляющая собой прорезающее каннелюры кольцо. Капитель состоит из расположенного над шейкой подушкообразного эхина и положенной на нее квадратной в плане плиты – абака. Архитрав – горизонтальную балку – нижний элемент трехчастного антаблемента, оставляли без украшений, чтобы яснее была выражена его работа в конструкции. Над архитравом находился фриз; его положение отвечало уровню балок, на которых лежала кровля храма. В дорическом ордере фриз образован чередованием триглифов – плит, соответствовавших торцам поперечных балок, и метоп – тонких каменных плит, занимающих промежутки между ними и не участвующих в работе конструкции; метопы принято было украшать скульптурными рельефами. Антаблемент был увенчан карнизом, нависающим над нижними частями здания подобно тому, как деревянная кровля всегда делалась нависающей над постройкой, чтобы во время дождя вода не попадала на стены и внутрь помещения. Над горизонтальным карнизом треугольное завершение – фронтон. Каждый элемент архитектуры храма выполняет свою роль, что подчеркивалось с помощью цвета (горизонтальные и вертикальные элементы иногда окрашивались в красный и синий цвета).

Такая система восходит к деревянной конструкции. Триглифы защищали торцы деревянных балок, удерживаясь на месте с помощью колышков, вбитых в маленькие полочки, которые располагались под и над триглифами. На месте храма Геры в Олимпии найдены только мраморные архитектурные детали и обломки, но известно, что первоначально колонны были деревянными, причем есть подтверждения тому, что замена дерева мрамором осуществлялась постепенно, по мере того, как деревянные части постройки сгнивали, утрачивая прочность. Однако довольно тяжелые пропорции самых древних мраморных колонн, сохранившихся до нашего времени, свидетельствуют о понимании их роли именно в работе каменной конструкции. Иначе говоря, когда деревянные колонны заменяли мраморными, использовали уже выработанные для камня пропорции.

АРХИТЕКТУРА

Со временем пропорции греческих храмов становились все более изящными, а поколения архитекторов продолжали совершенствовать элементы дорического ордера. Первоначально толщина колонны у основания была лишь в четыре раза меньше ее высоты, но к 450 до н.э. это соотношение составило уже 1:5,5. Такое изменение пропорционального строя вместе с соответствующим облегчением антаблемента устранило излишнюю массивность, свойственную древнейшим постройкам, и придало зданиям грациозность и гармоническую соразмерность. Поначалу эхин был широко раскинут над стволом колонны, имея мягкий, несколько вялый контур; позднее его вынос стал меньше, а изгиб – более округлым и упругим. Точно так же шлифовалась каждая деталь, пока века экспериментирования не привели к утонченности и совершенству Парфенона.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector