Греческая мифология и ее отражение в архитектуре

Греческая мифология и ее отражение в архитектуре

Тема 4.4. Античное искусство. Искусство древней Греции

Основные понятия и термины по теме:античность, миф, пантеон,антропоморфизм, агонистика, каллокагатия, пайдейя, ордер, курос, коро.

План изучения темы:

1.Взаимосвязь искусства с мировоззрением древних греков.

2.Ведущие виды и жанры искусства. Шедевры древнегреческого искусства.

Краткое изложение теоретических вопросов:

Античное искусство Особенности развития античного искусства в разные эпохи античной цивилизации. Мировоззрение в античный период. Истоки культуры и искусства. Греческая мифология и её отражение в искусстве. Древнегреческие трагики. Архитектура как синтез искусств. Вазопись как часть изобразительного искусства. Музыкальное искусство. Античная музыкальная теория, учение о гармонии сфер. Место и роль античного искусства в мировой культуре. Преемственность и новаторство римской античности. Основные памятники древнеримской архитектуры и скульптуры.

Эстетика античности. Отражение поэтической мифологии греков в архитектуре. Декоративность архаических кор и куросов — истоки греческой скульптуры. Греческая скульптура ранней (Поликлет), высокой (Фидий), поздней (Скопас) классики. Традиции античного мира в европейской и отечественной культуре. Сравнительный анализ двух составляющих античной культуры.

Античная мифология – энциклопедия человеческих характеров. Человек и рок в древнегреческом театре (на примерах трагедий Эсхила, Софокла, Еврипида).

Этапы развития античной культуры (искусства):

Крито-микенская культура (II тысячелетие до н. э.);

Архаика (VI век до н. э);

Классика (V век до н. э.);

Эллинизм (III век до н. э);

Древний Рим (I век до н. э.– II век н. э.).

Загадочность Крито-микенской (эгейской) культуры (письменность, общественный строй, религия).

Отсутствие строго регламентированной религии. Схожесть и отличие (в мироощущении и стилях) крито-микенского искусства с египетским. Непринужденность, вольное, не скованное канонами, радостно-непосредственное отношение к жизни крито-микенцев. Крито-микенское искусство — прелюдия античной культуры.

Расцвет греческой культуры в архаический период и в эпоху классики. Основные черты античного общества: классическое рабство, система денежного обращения и рынка, полис как основная форма политической организации, демократическое правление. Создание главных этических норм, эстетических принципов и идеалов античной культуры, формирование общегреческого пантеона богов.

Эстетические представления древних греков о мире, эстетическая деятельность в самой жизни, которая представлялась мыслителями Древней Греции как воплощение прекрасного и совершенного действия.

Стремление к состязательности (агонистика), к физической и духовной красоте (калокагатия), воспитание и образование развитой личности (пайдейя) — три составляющие древнегреческой культуры.

Добродетель — основа демократии (умеренность, мужество и мудрость).

Принцип гармонии и порядка. Идеал грека — гармония тела и духа. Гармоничность, одухотворенность и целостность греческой культуры. Культ человеческого тела. Физическая и духовная красота человека в искусстве.

Бог для греков – начало, находящееся среди людей. Пантеон богов – «энциклопедия человеческих характеров».

«Греки уподобили богов людям, ибо увидели, что никто не может быть так жесток и ужасен, как человек; они уподобили богов людям, потому что узнали: никто не может быть так добр, благороден и прекрасен, как человек; они уподобили богов людям, потому что никто не может быть столь сложен, противоречив и неразгадан, как человек. Величие греков не в том, что они уподобили богов людям, а в том, что они бесстрашно всматривались в природу человека, перенесенную в бога» (Л. Любимов).

Философия — царица греческой науки (стремление к истине, идеальный настрой души и ума человека, который способен привести к гармоническому равновесию внутренний мир человека и его взаимоотношения с внешним миром).

Древнегреческие философы (Демокрит, Сократ, Гераклит, Платон, Аристотель).

Составные части философии: онтология (учение о бытии), гносеология (учение о познании), и логика (учение о формах мышления). Зарождение наук: этика, эстетика, языкознание, поэтика, риторика, музыкальная гармония, гуманитарные знания.

Архитектура, скульптура, вазопись и театр. Основное достижение — создание ордерной системы, в которой впервые последовательно и до конца осуществлено деление частей на несущие (колонны) и несомые (балки архитрава). Главные ордера в Греции – дорический, ионический и коринфский.

Комплекс Акрополя – одно из высших достижений греческой архитектуры. Главное его сооружение Парфенон — храм, богато украшенный скульптурой и рельефами ((Иктин и Калликрат). Акрополь как святилище, оборонительное сооружение, общественный центр (государственная казна, библиотека, картинная галерея (пинакотека). Спокойные строгие формы, соразмерность, гармоничные пропорции, светлый мрамор колонн утверждали превосходство человека над окружающим миром. Весь строй Афинского Акрополя пронизан благородной красотой, спокойно-торжественным величием, ясным чувством меры и гармонии.

Одно из основных художественных античных ремесел — расписные керамические вазы (вазопись). Чёрнофигурный и краснофигурный стили в вазописи

Греческое искусство и человеческая мера во всём. Искусство типовой психологии на основе обобщенных человеческих типов.

Главная выразительность греческой скульптуры — в движении тела. Гармония и совершенство и своеобразие греческой скульптуры. Скульптура как воплощение самых высоких представлений о человеке, созданных греческой культурой. Высшие достижения греческой скульптуры связаны с именами Фидия, Мирона, Праксителя.

Народные праздники и история театра (хоровые песни-дифирамбы). Первый сложившийся жанр — трагедия (песнь козлов). Отличительная особенность греческого театра — хор.

Основоположник трагедии — Эсхил. Динамичность действия, появление масок, декораций Мастера греческой трагедии — Софокл и Еврипид. Содержание пьес (мифы о богах, героях).

Зарождение комедии (песни во время коммоса). Самый известный автор комедийных сочинений — Аристофан («Комедия о Лисистрате», «Осы», «Птицы» и др.) Сатира политических деятелей, писателей, философов.

Музыкальные инструменты — лира, кифара, флейта, авлос. Термин лирика.

Глубоко светский характер искусства Древней Греции, ориентация на свободную гражданскую личность. Величайшее достижение эгейской культуры — создание письменности (слогового письма). «Без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было бы современной Европы» (Энгельс).

Лабораторные работы– не предусмотрено.

Практические занятия– не предусмотрено.

Задания для самостоятельного выполнения:

1.Проанализировать с помощью мифов пантеон древнегреческих богов древних греков с точки зрения как «энциклопедии человеческих характеров»;

2.Подготовить сообщение и презентацию о выдающихся личностях в древнегреческом искусстве.

Форма контроля самостоятельной работы:

устный опрос,

— проверка сообщения, таблицы.

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. «Мера – превыше всего!» Как этот призыв древних греков проявился в их искусстве?

2. Телепередача «Умники и умницы» — это макет древнегреческого состязания. Объясните, что подразумевали греки под терминами: «агон», «ареопаг», «теоретики», «калокагатия»?

3. В чём состоит главная выразительность греческой скульптуры?

4. Назовите имена выдающихся личностей (писателей, поэтов, драматургов, философов, учёных, скульпторов, архитекторов) Древней Греции?

5. Какие известные мифические персонажи стали героями известных произведений в последующие эпохи?

6.Что составляет основу древнегреческого мировоззрения?

7.Какие два чуда (из семи) были созданы древнегреческим скульптором Фидием?

8. Какое отношение имеет русский язык к языку греческому?

9. Какие литературные и театральные жанры зародились в Древней Греции?

10. Расшифруйте понятие «гармония сфер».

Выполните тестовые задания:

1. Древнегреческий философ, давший следующий совет: «Живи незаметно»:

2. Жена легендарного скульптора Пигмалиона:

3. Автор высказывания «Человек – мера всех вещей»:

4. Муза трагедии:

6. Древнегреческий полис, ставший эталоном демократии:

7. Направление в этике, что цель в жизни должна быть в отсутствии страданий, в здоровье тела, в безмятежности духа (атараксия):

8. Древнегреческий поэт-комедиограф, автор 44 пьес («Облака», «Лягушки», «Осы», «Комедия о Лисистрате»):

Поурочное планирование по учебнику МХК Емохоновой Л.Г. 8

Download Поурочное планирование по учебнику МХК Емохоновой Л.Г. 8.

Description

Поурочное планирование МХК. 8-9 класс. 35 часов Раздел I. Художественная культура первобытного мира (3 часа). Урок № 1. Тема: Введение. МХК как совокупность художественных культур разных стран и народов. Основные этапы развития художественной культуры. Миф как основа ранних представлений людей о мире. Происхождение и сущность мифологии. Образы мифов и их влияние на социально-культурное развитие общества и человека. Урок изучения нового материала. План-конспект. Урок № 2. Тема: Славянские земледельческие обряды. Фольклор как отражение первичного мифа. Славянский земледельческий календарь. Славянские праздники. Урок изучения нового материала. Практические задания, сообщения. Урок № 3. Тема: Зарождение искусства первобытности. Наскальная живопись, мегалитическая архитектура. Геометрический орнамент. Урок изучения нового материала. Практическая работа. Устный опрос. Раздел II. Художественная культура Древнего мира (14 часов). Урок № 4. Тема: Месопотамский зиккурат – жилище бога. Клинопись. Литература и фольклор. Характеристика архитектурных ансамблей. Урок изучения нового материала. Урок № 5. Тема: Художественная культура Древнего Египта. Культ загробного мира и его отражение в культуре Египта. Пирамиды в Гизе. Храмы в Карнаке и Луксоре. Урок изучения нового материала. Урок № 6. Тема: Архитектура храмов. Другие виды искусства Древнего Египта. Боги и фараоны Египта. Урок изучения нового материала. Урок № 7. Тема: Художественная культура Древней Индии. Древние храмы Индии. Урок № 8. Тема: Буддийские культовые сооружения. Символизм буддийского храма. Буддизм и его роль в становлении и развитии индийской цивилизации. Музыкальное и танцевальное искусство Индии. Урок изучения нового материала. Практические задания по анализу текстов, подготовка презентаций. Урок № 9. Тема: Древняя Америка. Храмовая архитектура майя. Мифология и ее отражение в искусстве. Презентация сообщений учащихся. Урок № 10. Тема: Крито-микенская культура. Крито-микенская архитектура и декор как отражение мифа. Дворцы Крита и Микен. Урок № 11. Тема: Древнегреческая архитектура. Основные черты древнегреческой архитектуры. Стили и жанры. Выполнение практических заданий, подготовка презентаций. Урок № 12. Тема: Скульптура Древней Греции. Эволюция греческого рельефа. Образы древнегреческой скульптуры. Мифология и искусство. Урок№ 13. Тема: Культура эпохи эллинизма. Синтез восточных и античных традиций в эллинизме. Культура греческой и эллинистической цивилизации. Урок № 14. Тема: Особенности римского градостроительства.

Римская художественная культура. Основные жанры и направления древнеримского искусства. Урок № 15. Тема: Римский дом. Скульптурный портрет. Развитие древнегреческих традиций. Шедевры архитектуры. Урок № 16. Тема: Зарождение христианства и раннехристианское искусство. Первые христианские памятники культуры. Типы христианских храмов. Ответы на вопросы, составление плана-конспекта. Урок№ 17. Тема: Урок-обобщение «Художественная культура Древнего мира». Урок-контрольная работа. Раздел III. Художественная культура Средних веков (17 час). Урок № 18. Тема: Архитектура и изобразительное искусство Византии. Временные рамки Средневековья. Два центра веры. Собор Св. Софии в Константинополе, иконопись, мозаики Равенны. Составление сравнительной таблицы Влияние Византии на художественную культуру Руси. Формирование национального стиля в русской культуре и влияние Византии. Групповая работа с источниками. Урок№ 19. Тема: Крестово-купольные храмы Древней Руси. Архитектура Древнерусского государства. София Киевская и Новгородская и др. храмы Руси Успенский собор во Владимире, Покрова Богородицы на Нерли, церковь Вознесения в Коломенском. Урок изучения нового материала. Составление таблицы. Презентации. Урок № 20. Тема: Византийский стиль в мозаичном декоре. Собор Св. Софии в Константинополе, иконопись, мозаики Равенны. Урок № 21. Тема: Византийский стиль в иконописи. Художественный стиль русских иконописцев. Шедевры Феофана Грека. Храмы Московского Кремля. Урок № 22. Тема: Формирование московской школы иконописи. Русский иконостас. Андрей Рублёв и Дионисий. Урок № 23. Тема: Московский архитектурный стиль. Строительство храмов Кремля с 13 века. Шатровые храмы. Урок № 24. Тема: Музыкальная культура Древнего мира и Средневековья. Общие черты музыкальной культуры разных народов, черты различия. Музыкальные инструменты древности. Обобщающий урок-зачёт по теме «Художественная культура Средних веков». Культура Западной Европы. Урок № 25. Тема: Дороманская культура. Каролингское Возрождение. Основные черты варварской культуры Европы, архитектурные, изобразительные, литературные произведения раннего средневековья. Составление плана – конспекта, вопросы, презентации. Урок№ 26. Тема: Романская культура. Особенности романской архитектуры. Шедевры европейского зодчества. Презентации. Урок № 27. Тема: Готика. Готический храм – образ мира. Урок изучения нового материала. Урок № 28. Тема: Особенности готической архитектуры. Шедевры европейского зодчества. Презентации. Урок-обобщение. Индивидуальные и групповые практические задания. Урок № 29. Тема: Проторенессанс в Италии. Влияние идеалов гуманизма на искусство эпохи Возрождения. Эстетика Арс Нова в литературе. Урок № 30. Тема: Музыкальные и изобразительные течения Арс Нова. Основные музыкальные направления. Урок № 31. Тема: Специфика Арс Нова на Севере. Фресковая живопись. Творчество Ван Эйка. Практические задания.

Раздел IV. Художественная культура Дальнего и Ближнего Востока в Средние века. Урок № 32. Тема: Художественная культура Китая. Взаимодействие инь и ян – основа китайской культуры. Архитектура как воплощение мифологический и религиозно-этических представлений Китая. Урок № 33. Тема: Художественная культура Японии. Японские сады как квинтэссенция мифологии синтоизма и философских воззрений буддизма. Ответы на вопросы. Урок № 34. Тема: Мусульманская культура. Основные идеи ислама и их воплощение в архитектуре и искусстве Ближнего Востока. Составление плана-конспекта. Урок № 35. Тема: Обобщающий, итоговый урок, итоговая контрольная работа. 9 класс I. Художественная культура эпохи Возрождения Возрождение в Италии Урок № 1. Гуманизм — основа мировоззрения эпохи Возрождения. Раннее Возрождение. Флоренция как воплощение ренессансной идеи «идеального» города. Научные трактаты. Леон Баггиста Альберти. «Десять книг о зодчестве». Ордер в архитектуре. Филиппо Брунеллески. Купол собора Санта-Мария дель Фьоре. Приют невинных. Площадь Сантиссимы Аннунциаты. Церковь Сан-Спирито. Урок № 2. Образ площади и улицы в живописи. Мазаччо. «Воскрешение Тавифы и исцеление расслабленного», «Раздача милостыни», «Исцеление тенью». Ренессансный реализм в скульптуре. Донателло. Рельеф «Пир Ирода». Статуя Давида Урок № 3. Высокое Возрождение. Качественные изменения в живописи. Леонардо да Винчи. Алтарный образ «Мадонна с цветком». «Мона Лиза». Рафаэль Санти. Станцы в Ватикане. Фреска «Парнас». Урок № 4. Эстетика Высокого Возрождения в скульптуре. Микеланджело Буонарроти. Капелла Медичи в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. Урок № 5. Венецианская школа живописи. Эстетика позднего Возрождения. Тициан. «Любовь земная и Любовь небесная», «Пьета». Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Переход от «строгого письма» к мадригалу. Джованни да Палестрина. «Месса папы Марчелло». Карло Джезуальдо. Мадригал «Томлюсь без конца». Северное Возрождение Урок № 6. Особенности Северного Возрождения. Гротескно-карнавальный характер Возрождения в Нидерландах. Питер Брейгель Старший (Мужицкий). «Битва Карнавала и Поста». Живописный цикл «Месяцы»: «Охотники на снегу». Урок № 7. Мистический характер Возрождения в Германии. Альбрехт Дюрер. Гравюры «Апокалипсиса»: «Четыре всадника», «Трубный глас». Диптих «Четыре апостола». Урок № 8. Светский характер Возрождения во Франции. Школа Фонтенбло в архитектуре и изобразительном искусстве. Жюль Лебретон. Замок Фонтенбло. Россо Фьорентино. Галерея Франциска I. Жан Гужон. Фонтан нимф в Париже. Урок № 9. Ренессанс в Англии. Драматургия. Уильям Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта», комедия «Укрощение строптивой». II. Художественная культура XVII века. Барокко Урок № 10. Новое мировосприятие в эпоху барокко и его отражение в искусстве. Архитектурные ансамбли Рима. Лоренцо Бернини. Площадь Св. Петра. Площадь Навона. Мост Св.

Ангела. Новое оформление интерьера. Лоренцо Бернини. Шатер-киворий в соборе Св. Петра. Урок № 11. Специфика русского барокко. Франческо Бартоломео Растрелли. Зимний дворец в Санкт-Петербурге. Екатерининский дворец в Царском Селе. Смольный монастырь в Санкт-Петербурге Урок № 12. Живопись барокко. Плафонная живопись. Джованни Баттиста Гаулли (Бачичча). «Поклонение имени Иисуса» в церкви ИльДжезу в Риме. Взаимодействие тенденций барокко и реализма. Питер Пауэл Рубенс. Алтарные триптихи «Водружение креста» и «Снятие с креста» в кафедральном соборе в Антверпене. «Воспитание Марии Медичи». Рембрандт Харменс Ван Рейн. «Отречение апостола Петра». Урок № 13. Музыка барокко. Клаудио Монтеверди. Опера «Орфей». Арканджело Корелли. Concerto grosso «На рождественскую ночь». Иоганн Себастьян Бах. Пассион «Страсти по Матфею»: «Сжалься надо мной, Господи». Классицизм Урок № 14. Искусство классицизма. «Большой королевский стиль» Людовика XIV. Версаль. Классицизм в изобразительном искусстве Франции. Никола Пуссен. «Царство Флоры», «Орфей и Эвридика» III. Художественная культура XVIII — первой половины XIX века Рококо Урок № 15. Истоки рококо в живописи. «Галантные празднества» Антуана Ватто. «Остров Цитеры». Интерьер рококо. Живописные пасторали Франсуа Буше. Музыка рококо. Музыкальные «багатели» Франсуа Куперена. Неоклассицизм, ампир Урок № 16. Музыка Просвещения. Йозеф Гайдн. Сонатно-симфонический цикл. Симфония № 85 «Королева-. Вольфганг Амадей Моцарт. Опера «Дон Жуан». «Реквием»: Diesirae, Lacrimosa. Людвиг ван Бетховен. Пятая симфония. «Лунная соната». Урок №17. Образ «идеального» города в классицистических ансамблях Парижа и Петербурга. Жак Анж Габриель. Площадь Людовика XV в Париже. Джакомо Кваренги. Академия наук в Петербурге. Андрея Дмитриевич Захаров. Адмиралтейство в Петербурге. Урок № 18. Имперский стиль в архитектуре. Специфика русского ампира. Карл Иванович Росси. Дворцовая площадь, Михайловский дворец в Петербурге. Ампирный интерьер. Белый зал Михайловского дворца в Петербурге. Урок № 19. Неоклассицизм в живописи. Жак Луи Давид. «Клятва Горациев». Классицистические каноны в русской академической живописи. Карл Павлович Брюллов. «Последний день Помпеи». Александр Андреевич Иванов. «Явление Христа народу». Урок № 20. Зарождение классической музыкальной школы в России. Михаил Иванович Глинка. Опера «Жизнь за царя». Марш Черномора, Персидский хор из оперы «Руслан и Людмила». Увертюра «Ночь в Мадриде». Лирический романс «Я помню чудное мгновенье». Романтизм Урок № 21. Романтический идеал и его воплощение в музыке. Франц Шуберт. Вокальный цикл «Зимний путь». Рихард Вагнер. Опера «Тангейзер». Гектор Берлиоз. «Фантастическая симфония». Иоганнес Брамс. «Венгерский танец № 1» Урок №22. Живопись романтизма. Религиозные сюжеты. Джон Эверетт Миллес. «Христос в доме своих родителей». Литературная тематика. Данте Габриел Россетти. «Beata Beatrix». Экзотика и мистика. Эжен Делакруа.«Смерть Сарданапала». Франсиско Гойя. «Колосс». Образ романтического героя. Орест Адамович Кипренский. «Портрет Евгр. В. Давыдова» IV. Художественная культура второй половины XIX — начала XX века. Реализм Урок № 23. Социальная тематика в живописи. Гюстав Курбе. «Похороны в Орнане». Оноре

Домье. Серия «Судьи и адвокаты». Русская школа реализма. Передвижники. Илья Ефимович Репин. «Бурлаки на Волге». Василий Иванович Суриков. «Боярыня Морозова». Урок № 24. Направления в развитии русской музыки. Социальная тема в музыке. Модест Петрович Мусоргский. Песня «Сироткак Обращение к русскому обряду как проявление народности в музыке. Николай Андреевич Римский-Корсаков. «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка». Историческая тема в музыке. Александр Порфирьевич Бородин. «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь». Урок № 25. Лирико-психологическое начало в музыке. Петр Ильич Чайковский. Балет «Щелкунчик». Тема «Человек и рок» в музыке. Петр Ильич Чайковский. Опера «Пиковая дама». Импрессионизм, символизм, постимпрессионизм Урок № 26. Основные черты импрессионизма в живописи. Клод Оскар Моне. «Сорока». Пьер Огюст Ренуар. «Завтрак гребцов». Импрессионизм в скульптуре. Огюст Роден. «Граждане города Кале». Импрессионизм в музыке. Клод Дебюсси. «Сады под дождем», «Облака». Урок № 27. Символизм в живописи. Гюстав Моро. «Саломея» («Видение»). Постимпрессионизм. Поль Сезанн. «Яблоки и апельсины». Винсент Ван Гог. «Сеятель». Поль Гоген. «Пейзаж с павлином» Модерн Урок № 28. Воплощение идеи абсолютной красоты в искусстве модерна. Густав Климт. «Бетховенский фриз». Модерн в архитектуре. Виктор Орта. Особняк Тасселя в Брюсселе. Федор Осипович Шехтель. Здание Ярославского вокзала в Москве. Антонио Гауди. Собор Св. Семейства в Барселоне Урок № 29. Мифотворчество — характерная черта русского модерна в живописи. Валентин Александрович Серов. «Одиссей и Навзикая», «Похищение Европы». Михаил Александрович Врубель. «Демон сидящий». Специфика русского модерна в музыке. Александр Николаевич Скрябин. «Поэма экстаза». V. Художественная культура XX века. Модернизм Урок № 30. Модернизм в живописи. Новое видение красоты. Агрессия цвета в фовизме. Анри Матисс. «Танец». Вибрация живописной поверхности в экспрессионизме. Арнольд Шёнберг. «Красный взгляд». Деформация форм в кубизме. Пабло Пикассо. «Авиньонские девицы». Отказ от изобразительности в абстракционизме. Василий Васильевич Кандинский. «Композиция № 8». Иррационализм подсознательного в сюрреализме. Сальвадор Дали. «Тристан и Изольда» Урок № 31. Модернизм в архитектуре. Конструктивизм. Шарль ЭдуарЛе Корбюзье. Вилла Савой в Пуасси. Советский конструктивизм. Владимир Евграфович Татлин. Башня III Интернационала. «Органическая» архитектура.Фрэнк Ллойд Райт. «Дом над водопадом» в БерРане. Функционализм. Оскар Нимейер. Ансамбль города Бразилия Урок № 32. Синтез в искусстве XX века. Режиссерский театр. Константин Сергеевич Станиславский и Владимир Иванович Немирович-Данченко. Московский Художественный театр. Спектакль по пьесе «Три сестры» Антона Павловича Чехова. Эпический театр. Бертольд Брехт. *Добрый человек из Сычуани». Кинематограф. Сергей Михайлович Эйзенштейн. «Броненосец «Потемкин»». Федерико Феллини. «Репетиция оркестра» Урок № 33. Стилистическая разнородность музыки XX века. Додекафония «нововенской школы». Антон фон Веберн. «Свет глаз». «Новая простота» Сергея Сергеевича Прокофьева. Балет «Ромео и Джульетта». Философская музыка Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Седьмая симфония (Ленинградская). Полистилистика Альфреда Гарриевича Шнитке. «Реквием». Постмодернизм Урок № 34. Постмодернизм. Новые виды массового искусства и формы синтеза. Энди Уорхол. «Прижмите крышку перед открыванием». Фернандо Ботеро. «Мона Лиза». Георгий Пузенков. «Башня времени Мона 500». Сальвадор Дали. Зал Мэй Уэств Театре-музее Дали в Фигерасе. Юрий Лейдерман. Перформанс «Хасидский Дюшан» Урок № 35. Обобщающий, итоговый урок.

Интегрированный урок (литература + МХК) «Античность. Сны наяву»

Цель: продолжить знакомство учащихся с античной культурой, формировать представление о взаимопроникновении культур разных эпох, воспитывать интерес к мировой культуре; к архитектуре родного города; развивать в старшеклассниках стремление реализовать творческий потенциал, расширять свой кругозор.

  • Классическая музыка XVIII-XIX веков, П. И. Чайковский “Времена года”
Читайте также  Греция в конце апреля

Материалы:

1. Кун Н.Х., Нейхардт А. А. Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима — С.-П., 1999 г.

2. Хрестоматия по русской литературе XX века часть 1, — Москва, 1996 г.

3. Кралин М. “Там шепчутся белые ночи мои. ” — 1991 г.

I. Слово учителей

— Здравствуйте! Наше мероприятие называется “Античность. Сны наяву”.

Сегодня мы приоткроем занавес истории и почувствуем аромат древней эпохи эллинов, насладимся звучанием классической музыки и поэзии XX века, органично переосмыслившей яркие образы греческой мифологии, узнаем больше об архитектуре нашего города, у истоков которой — античность.

— Уважаемые гости и участники! Обратите внимание, что частью декораций к нашему уроку являются работы учащихся 10 класса, выполненные предварительно на уроках изобразительного искусства и технологии. Это работы в технике графика на тему “Античная мифология. Боги и герои” [рисунок 3,5]. Здесь мы можем видеть как отдельных персонажей — Персея, музу астрономии — Уранию, Артемиду, музу танца — Терпсихору, так и рисунки, иллюстрирующие сцены из античных мифов и легенд.

А эта работа выполнена в технике батик — роспись по шёлку. Здесь использован приём коллажа — собирательного образа культуры античности: портик древнегреческого храма, меандр, ваза, расписанная в чёрнофигурном стиле, лира.

Таким образом, раскрывая одну тему на разных предметах интегрированного курса (МХК, литературы, ИЗО, истории культуры), мы даём возможность учащимся более глубоко понять и “почувствовать эпоху”.

Чтение отрывка из стихотворения А.А. Тарковского “И это снилось мне. ”

II. Ведущий

I. — Совершим путешествие в эпоху античности, обратимся к культурным истокам мировой цивилизации. Неотъемлемой частью любой культуры является философия. Прослушайте историческую справку

Учащийся

— Термин “философия” возник в древнегреческом языке и в прямом переводе означает — любовь к мудрости. По одной версии первым в истории слово “философ” применил Пифагор. Занятие философией Пифагор называл высшей формой деятельности человека, приближающей его к Богам, так как мудрость — это и есть удел Богов. По мнению древних греков, философом является лишь тот человек, который стремится познать высшую истину, указывающую правильный путь в жизни. Основное отличие философии от других наук виделось в широком предмете ее исследования и универсальности направлений научного поиска. Главной задачей философии является постановка общемировоззренческих вопросов, беспокоящих человечество, и поиск ответов на них.

Поучителен спор древнегреческого философа Сократа с афинским богачом Критобулом (сценка).

Критобул: — Сократ, мало того что ты беден, кроме того, ты тратишь время на бесполезные в практической жизни «глупости» — философию.

Сократ: — Я богаче тебя.

Критобул: — Почему?

Сократ: — Моего имущества в сто раз меньше, однако оно полностью удовлетворяет все мои запросы, в то время, как ты, сколько бы денег ни получил, все равно остаешься несчастным от осознания того, что денег может не хватить, что все равно кто-то есть богаче тебя, и потратишь ты остаток жизни на добывание новых богатств.

Ведущий II

— В этом диалоге раскрыт и другой мировоззренческий аспект. Ведь история обессмертила именно имя бедного Сократа, который вроде бы, с точки зрения практичного человека, зря тратил свое время, а вот богач Критобул стал известен потомкам лишь потому, что однажды имел счастье побеседовать с философом.

Ведущий I

– Еще одна составляющая понятия “культура” — архитектура. He секрет, что эталоном современной архитектуры является античная идея градостроительства.

1. Сообщение учащегося об основных признаках античной архитектуры

— Греческая архитектура начала формироваться примерно за 600 лет до нашей эры и образовала свой великолепный стиль. Именно в это время возникли многие типы жилых и общественных построек. Из огромных каменных блоков греки возводили храмы, сочетавшие в себе функции культовых и общественных сооружений. После дорийского нашествия, история Греции как бы началась заново. Вновь заселились некоторые ахейские холмы и возникли новые города, которые образовались путем объединения нескольких деревень. Города «железного века» имели иной облик, чем поселения ахейских владык. Центром их был не царский дворец, а торговая площадь — агора. Вокруг городов были выстроены со временем каменные стены, а на площадях и возвышенных местах города появились общественные здания, храмы и статуи. Таким образом, греческий мир разделился на несколько сот городов-государств. В Элладе самыми сильными городами-государствами считались Афины и Спарта, самым богатым — Коринф. Самым прекрасным городом Ионии был Милет. Соседние города-государства вели между собой бесчисленные войны.

Художественные черты античного гуманизма особенно ярко отразились в постройках классического периода древнегреческой архитектуры в Афинах (Афинский акрополь).

Архитектурный ансамбль акрополя является одним из высших достижений античной архитектуры. Он создавался в эпоху Перикла (444 — 429 г. до н.э.). Руководил строительством зодчий Фидий. Центром Афинского акрополя является Парфенон, или храм Афины Парфенос, построенный в 400-х годах до н. э., когда Афины были могущественным и процветающим городом. Этот один из самых больших храмов акрополя, который был и центральным местом всех празднеств, был построен для прославления богини Афины, покровительницы города. Внутри него стояла статуя Афины, выполненная известным скульптором Фидием.

Во время празднеств в акрополь направлялось торжественное шествие, которое заканчивалось жертвоприношениями или играми.

Ведущий I

— Искусство Древней Греции — одно из самых значительных явлений мировой художественной культуры, которое вдохновляло едва ли не всех великих творцов — от Рафаэля до Пикассо.

Греческое искусство стремится к человеческой мере во всём; его излюбленный образ — стройный юноша — атлет. Храмы строились, исходя из пропорций человека, колонны нередко принимали облик кариатид и атлантов.

Греческая архитектура не грандиозна, она не подавляет личность, но основана на началах ясной и целесообразной тектоники.

Хочу предложить вам викторину, в которой вы проявите знания, полученные на уроках МХК:

1. Назовите главный храм Афинского акрополя (Парфенон)

2. Назовите архитекторов Парфенона (Иктин и Калликрат)

3. Что означает слово “Парфенос”? (Дева)

4. Как называется скульптура (4) на площади Афинского акрополя? (Афина Промахос — воительница)

5. Кто ее автор? (Фидий)

6. Из какого материала она сделана? (Бронза, остриё копья — позолота)

7. Назовите храм (№2) (Эрехтейон)

8. На каком месте он построен? (место спора Афины с Посейдоном на территории Афинского акрополя)

9. Кто архитектор Эрехтейона? (Алкмен)

10. Какой элемент прославил его на весь мир? (Портик с кариатидами)

11. В какой технике выполнена скульптура, находящаяся внутри Парфенона? (хрисоэлефантийной)

12. Кто ее автор? (Фидий)

13. Как называется здание (№5)? (Пропилеи)

14. Кто его архитектор? (Мнезикл)

15. Какой храм здесь изображен (№6)? (Храм Ники — Аптерос)

16. Что значит Аптерос? (Бескрылая)

17. Почему так назвали храм?

18. Как называется здание (№7)? (Пинакотека)

19. Для чего оно предназначено? (Хранилище книг и картин)

20. Что это за сооружение (№8)? (Театр Диониса)

21 Кому оно посвящено? (Дионису)

22. При каком правителе Афин акрополь приобрёл такой величественный вид? (Перикл)

Ведущий II

— А знаете ли вы, что древнегреческая архитектура повлияла на облик нашего города?

2. Сообщение учащегося об архитектуре города Октябрьского

— Наш город — это поэзия весны: рождённый весной и созданный архитекторами Весниными в классических традициях античности, он всегда созвучен этому времени году.

Неоклассицизм — этим понятием в европейском искусстве объединяют развитие традиций классицизма 17-19 веков и оживление этих традиций в 20-м веке. Это стиль и направление, обратившееся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Архитектуре этого стиля свойственны строгость формы, ясность пространственного решения, геометризм интерьеров, мягкость цветов и лаконизм внешней и внутренней отделки сооружений (Дворец молодёжи).

Архитектуру часто называют застывшей музыкой. Наш город — это солнце, ядро которого — площадь, а лучи — улицы. Здания украшены бетонными шпилями и дополнены декоративными карнизами (Музучилище).

Главная улица города — проспект Ленина. Слово “проспект” означает прозор, перспектива. Архитектура Октябрьского насыщена классическими элементами (колонны, портики, фронтоны, вазы). Колонны придают зданиям особую величественность и могущественность (поликлиника №1)

Архитектура Октябрьского человечна: она даёт каждому горожанину возможность чувствовать себя уютно и в тоже время ощущать свою значимость в каждом уголке “старого города”.

Ваза — очень древний и символичный элемент архитектуры. Кроме красоты, “чаша жизни” несёт в себе скрытый смысл: наполненность жизни.

Можно много раз ходить по улицам города и делать для себя новые маленькие открытия большой архитектуры.

Чтение стихотворения “Silentiym” О. Мандельштама [2] учащимся

III. Ведущий I: — Тем, кто интересуется историей культуры, литературой и искусством, знакомство с греко-римской мифологией совершенно необходимо, ведь, начиная с эпохи Возрождения, писатели, художники и скульпторы стали широко черпать для своих произведений сюжеты из сказаний древних греков и римлян.

Ведущий II: — Греко-римская мифология столь глубоко проникла в русскую литературу, что человеку, читающему стихотворения А.С. Пушкина и не осведомлённому о мифологических персонажах, не всегда будет ясен смысл произведения. Это справедливо и в отношении стихов Г.Р. Державина, В.А. Жуковского, М.Ю. Лермонтова, басен И.А. Крылова и других. Всё это лишь подтверждает замечание Ф.Энгельса о том, что без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было бы и современной Европы[3].

Ведущий I: — Само создание мифов было первым шагом человека к творчеству и познанию самого себя. Постепенно из отдельных сказаний сложились целые циклы о судьбах героев и покровительствовавших им богах. Все эти легенды, гимны и песни, исполнявшиеся странствующими певцами-аэдами, с течением времени объединялись в большие эпические поэмы, такие как: “Илиада” и “Одиссея” Гомера, “Теогония” и “Труды и дни” Гесиода.

Ведущий II: — Стихотворение Осипа Мандельштама “Отчего чего душа. ”

Ведущий I: — Орфей и Эвридика. Вряд ли найдётся человек, не знающий легенду о дивном певце, так рано утратившим свою возлюбленную, но не смирившимся с её потерей [1].

Вашему вниманию предлагается сцена из легенды

Ведущий II: — Античная мифология подарила нам обилие ярких фразеологизмов, применяемых нами в различных жизненных ситуациях. Яблоко раздора. Вспомним, откуда возникло это выражение. Вашему вниманию предлагается фрагмент из “Троянского цикла”.

Танец “Сиртаки” в исполнении учащихся.

3. Сообщение учащегося. Историческая справка.

Похищение Елены было ближайшим поводом к объявлению войны народу Париса. Датировка Троянской войны является спорной, однако большинство исследователей относят её к XIII—XII вв. до н. э. Американские астрономы, исследуя события “Одиссеи”, пришли к выводу, что Одиссей вернулся на Итаку в 1178 г. до н. э.

Решив отомстить обидчику, Менелай и его брат Агамемнон (Атриды) объезжают греческих царей и склоняют их к участию в походе на троянцев. Главнокомандующим экспедиции был признан Агамемнон; после него привилегированное положение в войске занимали Менелай, Ахилл, два Аякса (сын Теламона и сын Оилея), Тевкр, Нестор, Одиссей, Диомед, Идоменей, Филоктет и Паламед.

Состоявшая из 100000 воинов и 1186 кораблей армия собралась в Авлидской гавани. Когда греческое войско расположилось лагерем на Троянской равнине, Одиссей и Менелай отправились в город для переговоров о выдаче Елены и примирении враждующих сторон. Несмотря на желание самой Елены и совет Антенора окончить дело примирением, троянцы отказали грекам в удовлетворении их требования. Эпей, сын Панопея, строит гигантского деревянного коня, во внутренности которого прячутся храбрейшие из греков под начальством Одиссея; остальные греки сжигают лагерь и отплывают от берега Троады, с тем, однако, чтобы стать на якоре по ту сторону о-ва Тенедоса в ожидании результатов придуманной затеи. Троянцы, высыпав из города, находят коня и останавливаются в нерешительности, что с ним делать. Родственник Одиссея, вероломный Синон, объявляет троянцам, что он скрывается от греков, которые, по злому умыслу Одиссея, хотели принести его в жертву, и что конь построен для того, чтобы умилостивить Афину за похищение Палладия. Он прибавляет, что попытка уничтожить коня принесет Трое гибель, а если конь будет введен в город на акрополь, то Азия в борьбе с Европой выйдет победительницей. Послушавшись Синона, троянцы вводят коня в акрополь. Ночью Синон выпускает греков, которые были заперты во внутренности коня. Герои выходят из засады и сигнальными огнями дают знать греческому флоту об успешном выполнении хитрого плана. Мнимо отплывшие греки возвращаются и овладевают Троей. Эта война длилась девять лет.

Чтение стихотворения учащимся “Бессонница. Гомер” О. Мандельштама

Ведущий II: — Античная культура вдохновляет также деятелей искусства и кино на создание зрелищных широкоформатных полотен: фильмы Андрея Кончаловского “Одиссей”, Вольфганга Петерсена “Троя”.

Просмотр фрагмента из художественного фильма “Троя”.

Чтение стихотворения “Современность” Н. Гумилёва

— Культура — непрерывная цепь традиций. И в этой цепи начальное звено — античность, за ней просматривается богатейшее наследие последующих поколений. Золотой и серебряный века русской культуры стали духовным источником современного искусства.

— Стихотворение Арсения Тарковского “И это снилось мне. ”

IV. Слово учителей

— Итак, наше путешествие в Элладу подходит к концу. Сегодня вы пополнили свои сведения об античной культуре, вступившей в диалог с культурой последующих веков.

— Это взаимопроникновение нашло отражение в архитектуре нашего города, поэзии Н.Гумилёва, О.Мандельштама, А.Тарковского, чьи стихотворения вы услышали на уроке, музыке, истории и кинематографии. Но нам предстоит ещё много путешествий.

Роль мифов в культуре

Слово «миф» имеет древнегреческое происхождение и означает именно «предание», «сказание». Европейским народам вплоть до XVI-XVII вв. были известны лишь знаменитые и поныне греческие и римские мифы, позже им стало известно об арабских, индейских, германских, славянских, индийских сказаниях и их героях. Со временем сначала ученым, а потом и более широкой публике оказались доступны мифы народов Австралии, Океании, Африки. Выяснилось, что в основе священных книг христиан, мусульман, буддистов также лежат различные, подвергшиеся переработке мифологические предания.

Обнаружилось, что на определенной стадии исторического развития более или менее развитая мифология существовала практически у всех известных науке народов, что некоторые сюжеты и рассказы в той или иной мере повторяются в мифологических циклах разных народов.

Мифология — форма общественного сознания; способ понимания природной и социальной действительности на разных стадиях общественного развития.

В общественном сознании первобытного общества мифология несомненно доминировала. Предпосылкой мифологической «логики» служили неспособность человека выделить себя из окружающей среды и нерасчлененность мифологического мышления, на неотделившегося от эмоциональной аффективной среды. Следствием было метафорическое сопоставление природных и культурных объектов, очеловечивание окружающей природной среды, в том числе одушевление фрагментов космоса. Мифологическому мышлению свойственно отчетливое разделение субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, пространственных и временных отношений, происхождения и сущности, безразличия к противоречию и т.п.

То, что в научном анализе выступает как сходство или иной вид отношения, в мифологии выглядит как тождество, а логическому разделению на признаки в мифологии соответствует разделение на части. Миф обычно совмещает в себе два аспекта:

диахронический (рассказ о прошлом);

синхронический (объяснение настоящего или будущего).

Содержание мифа представлялось первобытному сознанию реальным и даже в высшем смысле реальным, т.к. воплощало коллективный «надежный» опыт осмысления действительности множества поколений, который служил предметом веры, а не критики. Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения.

Воображение древнего человека создало царство мифа. Люди искали ответы на волнующие их философские вопросы, пытались разгадать загадки Вселенной, человека и самой жизни. Когда действительность не давала ответа, на помощь приходило воображение. Оно же удовлетворяло и эстетические потребности людей.

Миф – не сказка. Сказка – вымысел и осознается как вымысел, увлекая человека мечтой об иной действительности. Миф отождествляет мечту с реальностью. Сказка – дитя уже более поздней эпохи. Миф – древнее. Он не мирится с сомнением. Человек, создавая его, как бы осуществлял свое абсолютное знание истины. Кто из современников Гомера мог сомневаться в реальности Зевса? Кто из древних индийцев осмелился бы оспаривать существование грозного Шивы? Мир мифа был вне сомнений.

Древнее искусство – царство идеальных героев. Мечта создавала образец человека в его лучшем, совершенном проявлении. В какой-то степени это был пример для подражания. Александр Македонский, возя с собой в походы “Илиаду” Гомера, уподоблял себя Ахиллесу.

Людские сообщества нуждались в сильных героических личностях, способных бороться и побеждать врагов рода, племени, народа, и мечта, воображение создали таких героев, очищавших мир от скверны, подобных Гераклу, совершившему двенадцать подвигов, или Раме, убившему чудовище Равану, что похищал женщин, пожирал все живое и разорял земли.

Идеальные герои, жертвуя собой, искали чуда, дабы избавить людей от вековечных бед, подобно Гильгамешу, отправившемуся на край света за цветком бессмертия. И этот их подвиг славили поэты.

Легенды о героях легли в основу эпических сказаний древности. Античная культура венчает богатейшие древние цивилизации. В ней уже возникли черты иного мировоззрения. Научная мысль уже начала разрушать то наивное, полное восторгов и страхов мировосприятие, которое отразилось в мифах, в древних языческих религиях.

Мир переменился. Давно уже замолкли боги и герои, оживлявшие воображение древних народов, но, воплощенные в литературных образах, они волнуют нас как вечная и неугасимая мечта о прекрасном.

Образы богов и героев воспроизведены в многочисленных произведениях античного, особенно древнегреческого искусства. Таким образом, “. греческая мифология составляла не только арсенал греческого искусства, но и его почву. ” (К. Маркс).

На основе мифологии выросли литература и искусство Древней Греции. Величественные храмы, скульптуры богов и героев, настенные росписи украшали города. Древние сказания стали основой творчества многих греческих историков и писателей. Мифологию греков заимствовал Древний Рим, где Зевса назвали Юпитером, Афродиту – Венерой, Посейдона – Нептуном и т.д. Большое влияние мифы оказали на развитие искусства и литературы в Западной Европе. Мифологические образы оживают под кистью, резцом и пером великих мастеров эпохи Возрождения. Использовали мифы в своем творчестве русские художники и поэты. Нет ни одной исторической эпохи, ни одного направления искусства, так или иначе не связанных с мифами.

В VI-V вв. до н.э. вера в человекообразных богов, которым свойственны чувства и переживания людей, уже не удовлетворяет многих греков, знакомых с достижениями науки и философии того времени. Философ Гераклит (VI в. до н.э.) считал первоосновой мира огонь и высшим законом природы – вечный процесс движения и изменения. Философ-идеалист Платон (V-IV вв. до н.э.) создал учение о едином боге-творце – демиурге (греческое “мастер”). В III-V вв. н.э. неоплатоники развили учение о первичном разуме как высшей мировой силе и, признавая языческих богов, рассматривали их как порождение этой первичной творческой силы. Но в это время распространяется христианство, вытесняя остатки языческих верований. Боги и герои мифов превратились в художественные образы. В их существование никто не верил.

Античная греко-римская культура оказала сильнейшее влияние на культурное развитие всех современных европейских народов, и “. без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было бы и современной Европы. ” (Ф. Энгельс).

Начиная с эпохи Возрождения, после столетий забвения, памятники и литературные произведения античной культуры, а вместе с ними и образы древнегреческой мифологии вновь привлекли внимание дворян и буржуазии. Писатели, художники и музыканты различных европейских стран вновь стали брать сюжетами своих произведений эпизоды из древнегреческой мифологии. Изображению мифических сюжетов и божеств посвящены некоторые произведения выдающихся итальянских художников эпохи Возрождения — Леонардо да Винчи (бюст богини Флоры), Сандро Боттичелли (картины “Рождение Венеры”, “Весна”), Тициана (картина “Венера перед зеркалом”) и др. Из образов древнегреческой мифологии взял сюжет для своей замечательной статуи Персея выдающийся итальянский скульптор Бенвенуто Челлини.

На сюжеты, заимствованные из греческой мифологии, написана пьеса В. Шекспира “Троил и Крессида”, поэма “Венера и Адонис”. Имена мифологических героев встречаются и во многих других произведениях Шекспира.

На заимствованные из греческой мифологии сюжеты писали произведения и выдающиеся французские драматурги второй половины XVII в. — Корнель и Расин.

На мифологические сюжеты написаны многие оперные произведения XVI-XVII вв. Таковы первые итальянские оперы конца XVI в. — ”Дафна” и “Эвридика”; оперы композиторов XVII в.: Перселла — “Дидона и Эней”, Люлли — “Тезей”, Монтверди — “Орфей” и “Ариадна”. В XVIII в. были созданы оперы Рамо — “Кастор и Поллукс”, Глюка — “Ифигения в Авлиде”, “Орфей” и др., “Идоменей” — гениального Моцарта.

Русские писатели, художники и музыканты VIII-начала XIX в. зачастую также обращались в поисках сюжетов для своих произведений к образам и эпизодам древнегреческой мифологии. Одной из ранних опер, поставленных в России (1755 г.), была опера “Цефал и Прокрис” (“Кефал и Прокрида”). Либретто оперы написал Сумароков, музыку — придворный композитор Арайя. Позднее Сумароков, взяв за фабулу другие мифические эпизоды, создал либретто оперы “Альцеста” (“Алькеста”) и комедии “Нарцисс”. В конце XVIII в. талантливый русский композитор Фомин создал мелодраму “Орфей”, также заимствовав сюжет из древнегреческой мифологии.

Читайте также  Соусе сара кусе ковакса в сунтарать черене

Выдающийся русский скульптор Ф. Толстой создал замечательный бюст греческого божества сна Морфея, а художник К.П.Брюллов написал некоторые из своих картин на сюжеты античной мифологии (“Встреча Аполлона и Дианы”, “Сатурн и Нептун на Олимпе”).

Отдельные эпизоды древнегреческой мифологии привлекли внимание выдающихся русских художников конца XIX-начала X в. — В.А.Серова (“Похищение Европы”, “Одиссей и Навсикая”), М.А.Врубеля (“Пан”).

Скульптурными группами, созданными на сюжеты древнегреческой мифологии, украшены многие замечательные здания, построенные в Москве и Петербурге в XVII-XIX вв. Величественный портик колоннады Большого театра в Москве украшен бронзовой скульптурной группой, изображающей древнегреческого бога Аполлона, мчащегося на колеснице, запряженной четверкой коней. Такая же скульптурная группа возвышается и над портиком театра имени А.С.Пушкина в Петербурге. Большое количество скульптурных групп и отдельных статуй, изображающих древнегреческих мифических божеств и героев, украшают здания Адмиралтейства, Государственного Эрмитажа, аллеи Летнего сада в Петербурге, внутренние помещения и великолепные парки Пушкина, Павловска, Петродворца, роскошные дома и сады богатейших подмосковных дворянских усадеб XVIII в. — Кускова, Останкина, Архангельского, превращенных ныне в музеи.

В современной астрономии названия многих планет солнечной системы, неподвидных звезд и целых созвездий взяты из античной мифологии (Планеты Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Марс, Венера, Меркурий, Плутон; звезды Кастор и Поллукс и т.д.; созвездия Персея, Пегаса, Ориона, Андромеды, Кассиопея и др).

В XVII-XX вв. многие военные суда различных европейских стран назывались именами божеств и героев античной мифологии. Русский героический шлюп “Меркурий”, фрегат “Паллада” в XIX в., крейсеры эпохи первой мировой войны — “Аврора”, “Паллада”, “Диана”, английский корабль начала XIX века “Беллерофонт”, доставивший Наполеона на остров святой Елены, многие корабли английского флота начала XX в. (эскадренные миноносцы “Нестор” и “Мельпомена”, крейсер “Аретуза”, броненосцы “Аякс”, “Агамемнон” и т.д.).

Мифология — это своеобразная форма проявления мировоззрения древнего общества. Поскольку в ней имеются представления о сверхъестественном, она содержит элементы религии. В мифологии отразились также и нравственные взгляды, и эстетическое отношение человека к действительности. Образы мифологии в различном осмыслении часто использовались искусством. В идеологии нового и новейшего времени понятие мифа используется для обозначения различного рода иллюзорных представлений, оказывающих влияние на массовое сознание.

Для XX века большое значение приобретает политический миф, ведущий к санкранизации государства, «нации», расы», и т.д., что с наибольшей полнотой появилось в идеологии фашизма. Причем используемый миф оказывается то традиционно религиозным, как древнегерманская мифология; то сконструированным в рамках буржуазной философии; то демагогически абсолютизированной реальной общностью, как «нация», «народ» и др.

Некоторые особенности мифологического мышления могут сохраняться в массовом сознании наряду с элементами философского и научного знания, строгой научной логикой.

При некоторых условиях массовое сознание может служить почвой для распространения «социального» или «политического» мифа, но в целом мифология как ступень сознания исторически изжила себя. В развитом цивилизованном обществе мифология может сохраняться не только фрагментарно, спорадически на некоторых уровнях.

Различные формы общественного сознания и после окончательного выделения из мифологии продолжали пользоваться мифом как своим «языком», расширяя и по новому толкуя мифологические символы. В частности, в XX веке наблюдается также сознательно обращение некоторых направлений литературы к мифологии (Дж. Джойс, Т. Манн, Ж. Котто и др.), причем имеет место как переосмысление различных традиционных мифов, так и мифотворчество – создание собственных поэтических символов.

Итак, целая эпоха духовной жизни человечества, формирование и расцвет древних цивилизаций была царством мифа, созданного воображением человека. Воображение – великий дар природы, драгоценное качество людей, их творческая энергия. Оно создало “Илиаду” и “Рамаяну”, “Эпос о Гильгамеше” и “Энеиду”. Оно создало Парфенон и величественные египетские пирамиды, ибо, до того как строители своими руками возвели их и сделали фактом реальности, они уже жили в мечте, в воображении архитектора.

Мифология древнего мира – великая сокровищница созданий человеческого гения.

Периоды развития древнегреческой мифологии

І – Доолимпийский (3-е тыс до н.э.) К древнейшему — доолимпийскому — периоду относятся мифы о хтонических (от греческого слова хтон — земля) божествах. Хтонические божества связаны со стихийной, производительной силой земли и с подземным миром — царством мертвых.

Процесс жизни воспринимается первобытным соединением в беспорядочно – нагроможденном виде, окружающие материализуется, одушевляется, населяется какими – то непонятными слепыми силами Земли с составляющимся её предметами представляется первобытному сознанию живой, одушевлённой, всё из себя производящей и всё собой питающей, включая небо, которое она тоже рождает из себя. Как женщина является главой рода, матерью, кормилицей и воспитательницей в период матриархата, так и земли понимаются, как источник всего мира, богов, демонов, людей. На раннем этапе т. е. на стадии собирательно – охотничьего хозяйства, сознание ограничено чувствительным восприятием – это есть фетиш, а мифология – это фетишизм. Древней человек понимал фетиш, как средоточие магической, демонической, живой силы. А так как весь предметной мир представлялся одушевлённым, то магической силой наделялся весь мир и демоническое существо не как не отделялось от предмета, в котором оно обитало. По мере развития производящего хозяйства человек интересуется вопросами производства вещей, их составом, их смыслом и принципами их строения. Тогда – то человек научился отделять «идею» вещи от самой вещи, а так как вещами являлись фетиши, т. е. отделять магическую силу демона от самой вещи – так совершился переход к анимизму.

Первоначально анимизм связан с представлением о демонизме, как о некой силе, злой или благодетельной, определяющей судьбу человека. Это есть мгновенно возникающая и мгновенно уходящая страшная и роковая сила, о которой человек не имеет никакого представления, которую нельзя назвать по имени и с которой нельзя вступать ни в какое общение, так как этот демон ещё не имеет никакой фигуры и никакого лица, никакого вообще очертания. Демон – это первоначально та действующая сила, о которой человеку нечего не известно, его законченного образа ещё не существует, но он уже не является фетишем (Сфинкс, кентавры, сирены).

ІІ – Олимпийский. Ранняя классика

В мифологии олимпийского периода (или ранняя классика), связанного с переходом к патриархату, появляется герои, которые расправляются с чудовищами и страшилищами, некогда пугавшие воображение человека задавленного непонятной ему и всемогущей природой. Например Аполлон убивает пифийского дракона и основывает на этом месте своё святилище. Вместо мелких богов и демонов появляется один главный, верховный бог Зевс, которому поклоняются все остальные боги и демоны. Патриархальная община водворяется теперь на небе или на горе Олимп. Зевс сам ведет борьбу с чудовищами, побеждает циклопов и заклинает их под землю, в тартар. Появляются боги нового типа. Женские божества, оформившиеся из многогранного древнего образа богини – матери, получили новые функции в эпоху героизма. Гера, стала покровительницей браков и омоногамной семьи, Афина Паллада стала покровительницей честной, открытой и организованной войны, а Афродита стала богиней любви и красоты. Богами патриархального уклада жизни стали Афина Паллада и Аполлон, которые славятся мудростью, красотой и художественно – конструктивной деятельностью. Гермес превратился в покровителя всякого человеческого предприятия, включая скотоводство, искусство и торговлю. Не только боги и герои, но и вся жизнь получила в мифах совершенно новое оформление. Прежде всего преображается природа, которая раньше была наполнена непонятными и страшными для человека силами. Власть человека над природой значительно возросла, он уже умеет находить в ней красоту, использовать природу для своих надобностей. Но всем правил Зевс, и все стихийные силы оказались в его руках. Прежде он был и ужасным громом, и ослепительной молнией, не было никакого божества, к кому можно было бы обратится за помощью против него. Теперь же гром и молния стали больше как атрибутами Зевса. Греки стали представлять, что от разумной воли Зевса, зависит, когда и для каких целей он пользуется своим перуном. К олимпийскому периоду миографы относят и подвиги Геракла, загадка Сфинкса, которую разгадал Эдип, Одиссей, который не поддался завораживающему пению сирен и невредимо проплыл мимо них, что способствовало гибели сирен и др.

III. Поздний героизм

Поздний героизм это процесс разложения родовых отношений, формирование раннеклассовых государств в Греции нанеся отражение в Греческой мифологии, в частности в период героизма в гомеровском эпосе. В нём отразилась переходная ступень между старым, суровым героизмом и новым, уточенным. Герои в этой мифологии заметно смелеют, их свободное обращение с богами растёт, они осмеливаются даже вступать в состязания с богами. Лирический Царь Тантал, который был сыном Зевса и пользовался всяческим благоволением богов, возгордился своей властью, огромными богатствами и дружбой с богами, похитил с неба амброзию и нектар и стал раздавать эту божественную пищу обыкновенным людям (Сизиф подсмотрел любовные встречи Зевса и Эгиды и разгласил эту тайну среди людей). Для той героической эпохи характерны мифы о родовом проклятии которое приводит к гибели нескольких поколений подряд. Тиванский царь Лай украл ребёнка и был за это проклят отцом этого ребенка. Проклятие лежало на всём роде Лая: сам он погиб от руки собственного сына Эдипа. Покончила с собой Иокаста жена сначала Лая и т. д. И это проклятие лежало на этой семье до тех пор пока она вся не была истреблена.

Вся Греческая Мифология пронизана прекращением и вдохновенной красотой, обладавшей колдовской силой. Представления о красоте прошло в Греческой Мифологии долгий путь развития от глубинных функций к благодетельным, от совмещения с безобразным к воплощению её в чистейшем виде, от фетишистской магии до малых и мудрых олимпийских муз. Греческая Мифология в историческом развитии – неисчерпаемый источник для освоения в плане эстетическом и раскрытия её художественного воздействия а литературе и искусстве.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector