Греческая православная церковь какого патриархата

Греческая православная церковь какого патриархата

Ответ за Украину. Почему Парижская епархия выбрала воссоединение с РПЦ

Русская православная церковь сделала еще один шаг на пути к расширению своего международного влияния. На днях часть русской эмигрантской епархии в Париже, с 1931 года бывшая в составе Константинопольского патриархата, присоединилась к патриархату Московскому. Во главе с архиепископом Иоанном (Renneteau) и историческим собором Александра Невского на улице Дарю (Daru).

Конфликт Москвы и Константинополя? Расширение «русского мира»? Реванш после украинского томоса? Всегдашнее христианское рассуждение о «национальном» и «вселенском»? Наверное, все это вместе привело к этому событию, не столь, может быть, и масштабному, но достаточно заметному и ощутимому.

Евлогианцы

Предыстория Парижской епархии известна. В 1920-е годы Франция стала важнейшим центром русской эмиграции. Благодаря давним культурным связям Париж оказался важнейшим интеллектуальным русским центром. При этом – центром либеральным.

Особенности общества, как всегда, сказались на особенностях церкви: вокруг митрополита Евлогия (Георгиевского) и его собора на улице Дарю собирались не только «бывшие», но и многие представители интеллигенции, нередко проделавшие путь от марксизма к христианству: о. Сергий Булгаков, Николай Бердяев, Георгий Флоровский. В 1925 году в Париже был устроен Свято-Сергиевский богословский институт: он был создан в год закрытия Московской духовной академии и назван в ее честь. Многие из профессоров старых российских университетов и духовных академий нашли себе здесь место.

Показательно, что сразу двое из пяти канонизированных святых русской парижской эмиграции были в свое время видными деятелями партии эсеров: мать Мария (Скобцова), погибшая в 1945 году в немецкой газовой камере, и Илья Фундаминский, также погибший в немецком лагере. Эсеры в дореволюционной России, в Париже они стали православными святыми.

Конечно, христианство и русскую культуру они видели не в контексте триединой формулы XIX века «православие, самодержавие, народность». «Наша церковь никогда так не была свободна, – говорила м. Мария в Париже в 1930-е годы. – Такая свобода, что голова кружится. Наша миссия – показать, что свободная церковь может творить чудеса. И если мы принесем в Россию наш новый дух – свободный, творческий, дерзновенный, – наша миссия будет исполнена».

Если в ХХ веке русское богословие и могло где-то развиваться, то это был в первую очередь Свято-Сергиевский институт (и парижская школа вокруг него). С ним была связана и Свято-Владимирская семинария в Нью-Йорке, куда после Второй мировой войны переехали многие преподаватели, уже более молодого поколения. К этой традиции относились о. Сергий Булгаков и Николай Бердяев, Никита Струве с его «Вестником РХД», о. Александр Шмеман и о. Иоанн Мейндорф – излюбленные христианские авторы советской и российской интеллигенции в 80-е и 90-е. Со временем Парижский богословский институт стал франкоязычным, нью-йоркский – англоязычным, так что постепенно они ушли из кругозора русскоязычного читателя.

С 1931 года епархия митрополита Евлогия была в составе Константинопольского патриархата. Так получилось в результате очередного конфликта, спровоцированного из Москвы. До этого митрополит Евлогий не считал возможным ни осуждать, ни критиковать собратьев, оставшихся в Советском Союзе. Даже пресловутую декларацию митрополита Сергия (Старогородского) от 1927 года, о признании советской власти в качестве своей, митрополит Евлогий сумел обойти, заявив, что ситуацию внутри Советского Союза нам не понять, но на русских эмигрантов, не являющихся советскими гражданами, никакие декларации не распространяются.

В 1931 году советские органы попытались вбить очередной клин в отношения между церковным Парижем и Москвой. Поводом стала совместная молитва митрополита Евлогия с англиканами о «гонимой русской церкви». В этой ситуации митрополит Евлогий и его епархия нашли временное пристанище в Константинопольском патриархате.

Европейское православие

На ноябрь 2018 года в составе Парижской архиепископии официально значилось 110 общин, приходов и монастырей, которые располагались на территории Франции, Великобритании, Бельгии, Нидерландов, Германии, Италии, Скандинавии.

Хотя эта епархия начиналась как русская эмигрантская, она давно перестала быть только русской. Ее верующие стремились не просто сохранять свою русскость в условиях эмиграции, но в первую очередь – быть церковью в новых условиях, в Западной Европе. Достаточно быстро стали делать переводы богослужения на местные языки, появлялись местные люди, обратившиеся в православие.

Это хорошо видно по тем епископам, которые возглавляли епархию с начала 1920-х годов и вплоть до наших дней. Почти за целый век существования епархии в ней было восемь епископов, трое из которых были русскими по происхождению (первые трое), двое – наполовину русскими и наполовину западноевропейцами, трое – полностью западноевропейцы (немец, фламандец, француз).

Это можно сравнить с нынешней Русской зарубежной церковью: она более консервативна, чем Парижская архиепископия, но из ее четырех епископов в Западной Европе сегодня лишь один русский по происхождению (потомок первой волны эмигрантов). Можно сказать, что церковь русской эмиграции смогла создать тот стиль западноевропейского православия, который приемлем для европейцев. Приемлем по языку, культуре и ментальности. Будь это более консервативный вариант (РПЦЗ) или более либеральный (Париж).

Может быть, это открытое, понятное европейскому человеку православие является одним из достижений русского зарубежья XX века. «Наш путь, – говорил еще в 1949 году в Париже митрополит Владимир (Тихоницкий), – был и остался все тем же – служить правде православия. Не по нашей воле мы покинули нашу Родину, о коей всегда тоскует наша душа, но, очутившись вне Родины, мы осознали, хотя и не сразу, хотя порой с большими трудностями – вселенский смысл православия. Его нельзя замкнуть в рамках одной какой-либо национальности, оно ныне предлагается всем народам».

Европейское православие предполагает европейское устройство и цивилизованное управление. Демократическое, или соборное, говоря языком церковной традиции. Этому как раз соответствовали решения Поместного собора Русской церкви, который проходил в Москве в 1917 году. Он собрался после Февральской революции.

Если в России из результатов этого собора запомнили только восстановление патриаршества, то в русском зарубежье – демократизацию церковного устройства. С правами приходских советов, свободой духовенства от архиерейского произвола, выборностью епископов.

Церковные решения времен Февральской революции было сложно реализовать в СССР, где верующим из всех их прав было оставлено лишь право на мученичество. Однако в Западной Европе и Америке это вполне соответствовало общему устройству жизни.

Наступление Константинополя

«Временное пристанище» Парижской архиепископии в Константинопольском патриархате сохранялось вплоть до конца 2018 года, когда Московский патриархат и Константинопольский оказались в состоянии конфликта за Украину.

Константинопольский синод 28 ноября 2019 года объявил о роспуске Русской архиепископии (или экзархата) в Западной Европе, а его приходам и духовенству было предписано влиться в ряды греческих митрополий каждой из европейских стран.

Это было сделано без согласования с епархией и даже без извещения об этом 75-летнего архиепископа Иоанна (Renneteau). На этом же синоде была одобрена автокефалия новой Украинской церкви. Так, ликвидация Русского «евлогианского» экзархата в Западной Европе была принята одним пакетом с украинской автокефалией.

Это, конечно, не значит, что Константинополю пришлось выбирать между русскими парижанами (которые его в общем-то всегда поддерживали) и новыми украинцами. Но украинский контекст ликвидации экзархата при таком совпадении очевиден.

Контекст этот касается борьбы за православные общины на Западе. Константинопольский патриархат давно считает «православную диаспору» своей территорией, так что новой Украинской церкви даже было запрещено иметь свои общины за пределами Украины. Видимо, для большей наглядности решили устранить и Русскую архиепископию, предписав ее приходам (как и украинским) влиться в ряды греческих митрополий.

Попытка Константинополя в конце ноября 2018 года уничтожить церковную структуру, которая сохраняла жизнь не греческому или русскому, а европейскому православию, для всех оказалась неожиданной. При этом вряд ли кто-то мог думать, что и архиепископ, и православные в Западной Европе просто согласятся с таким решением и тихо разойдутся. Даже по французским законам роспуск религиозной ассоциации не может быть совершен извне: люди должны за него проголосовать сами. Так что такое неожиданное и даже невыполнимое решение могло быть принято в Константинополе только в условиях острого конфликта с Москвой.

Весь этот год шла борьба между Константинопольским и Московским патриархатом за Украину и отчасти за православную диаспору. Но Константинопольский патриархат – это в первую очередь греческая диаспора по всему миру. Она более древняя, чем само христианство. И если в мирное время Константинополь может себе позволить широту и интернационализм, то есть быть подлинно вселенским, то в трудное время он переходит на национальные рельсы, становясь в первую очередь греческим.

Вселенский патриарх для всех греков остается «главным греком» (не премьер-министр же Греции или Кипра), в каком-то смысле – символом Византии, былого единства и величия. За православных не греков, даже своего патриархата, надо еще побороться – в чем-то их убеждать, в чем-то соглашаться, чем-то делиться. А свои не бросят точно. Тем более в борьбе с «варварскими народами».

Наверное, это подсознательная реакция хорошо организованной диаспоры – эллинизация и сплочение рядов. А когда опасности улягутся, то можно будет вновь становиться из греческого – вселенским. И вполне возможно, что следующий константинопольский патриарх пожалеет о том, что лишился союзников.

Московский вариант

Православная церковь так устроена, что отдельная епархия, пусть даже с центром в Париже, не может существовать сама по себе. Она должна быть частью какой-либо поместной церкви. За прошедший год духовенство и верующие Русской архиепископии четырежды собирались на ассамблеи (фактически – соборы) для решения своей участи.

В феврале 2019 года было принято решение (более 90% голосов), что архиепископия не расходится по греческим митрополиям. То есть было заявлено, что решение вселенского патриарха исполнено не будет. И это стало началом поиска той поместной православной церкви, частью которой станет архиепископия. Велись переговоры с Русской зарубежной церковью, Американской, Румынской, Русской.

Предложение Русской православной церкви заключалось в том, что архиепископия может присоединиться к ней с сохранением своего устава, особенностей, административной независимости. Вместо константинопольского будет поминаться московский патриарх. И все.

Для архиепископа и многих в епархии это предложение показалось наиболее адекватным, так как позволяло сохранить архиепископию как отдельную структуру. Оно и было вынесено на голосование ассамблеи 7 сентября.

По французскому законодательству для смены подчинения религиозной ассоциации нужно две трети голосов. Московское предложение набрало больше половины и меньше двух третей голосовавших: 104 (58%) против 75 (41%). Ситуация получилась патовая, и 14 сентября архиепископ решил заявить, что он все же принимает московское предложение и присоединяется к РПЦ со всеми теми приходами и духовенством, которые того пожелают. Конечно, с сохранением всей автономии.

Ситуация получилась менее красивая, чем если бы набралось две трети. Или, напротив, меньше половины, и пришлось бы искать другие варианты. Тем не менее большая часть епархии теперь сможет сохраниться со своей автономией внутри Русской православной церкви. Меньшинство уйдет по приходам в греческие митрополии, румынские епархии или куда-то еще.

Все это можно сравнить с воссоединением Русской зарубежной церкви с Московским патриархатом в 2007 году. Надо признать, что 2007 год готовился гораздо дольше и лучше. Переговоры шли несколько лет, все было оговорено. Покойный митрополит Лавр – тогдашний глава РПЦЗ – сумел всех расставить так, что при голосовании никаких неожиданностей не было. Внутри российского истеблишмента было несколько русских американцев, выходцев из РПЦЗ, которые имели личную мотивацию лоббировать этот процесс.

Для Русской зарубежной церкви всегда была важна идеологема, что «мы – русские», даже – самые настоящие. Для многих евлогиан эта тема была актуальна лишь на личном уровне, на уровне семейных традиций. Куда меньше – на уровне церковном. Если воссоединение с зарубежниками в 2007-м было «национально значимым», то воссоединение с евлогианами в 2019-м имеет куда меньший патриотический смысл. По крайней мере для них самих.

Для православного Парижа куда важнее не оказаться вне канонической церковной структуры и сохранить свои традиции, куда более широкие и либеральные, восходящие к Московскому поместному собору 1917 года и русской эмиграции.

Конечно, существует вопрос, насколько Московская патриархия наших дней подходящее место для сохранения автономии, выборности епископата и традиций парижской школы. Противники московского варианта имели много оснований утверждать, что более неподходящее место сложно придумать. В ответ обычно приводится судьба Русской зарубежной церкви, которая за прошедшие 12 лет, поминая московского патриарха, не потеряла своей идентичности и независимости.

Возможно, ту дистанцию и независимость от (церковной) власти, которую трудно сохранить в России, в Америке или Западной Европе сохранить гораздо проще. В том числе и благодаря местному законодательству.

В ближайшее время мы увидим, насколько значительная часть приходов и духовенства окажется – вместе со своим архиепископом – в Московском патриархате. Наверное, как было на сентябрьской ассамблее – большинство, но далеко не все. И насколько договоренности об автономии не будут нарушены московской стороной. В любом случае если для большинства в архиепископии целью было вовсе не «возвращение в родную гавань», а нормальное каноническое существование епархии, то способность бороться за свою церковь вряд ли атрофируется.

Митрополит Евлогий (Георгиевский, 1868–1946), основатель парижского церковного удела, свою книгу воспоминаний закончил такими словами: «Вне церковной свободы нет ни живой церковной жизни, ни доброго пастырства. Я хотел бы, чтобы мои слова о Христовой Свободе запали в сердца моих духовных детей и чтобы они блюли и защищали ее от посягательств, с какой бы стороны угроза ни надвигалась, памятуя крепко, что духовная Свобода – великая святыня Святой Церкви».

  • Александр Занемонец

Фонд Карнеги за Международный Мир и Московский Центр Карнеги как организация не выступают с общей позицией по общественно-политическим вопросам. В публикации отражены личные взгляды авторов, которые не должны рассматриваться как точка зрения Фонда Карнеги за Международный Мир или Московского Центра Карнеги.

Украинско-русско-греческий словарь. Вопросы вокруг автокефалии Украинской церкви

На Священном Синоде Константинопольского патриархата с участием ее предстоятеля — Вселенского патриарха Варфоломея, прошедшем 11 октября, было принято решение о начале предоставления автокефалии Украинской православной церкви.

Среди прочего была снята анафема с руководителя неканонического с точки зрения РПЦ Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) патриарха Филарета (Денисенко). Он и руководитель Украинской апостольской православной церкви (УАПЦ) митрополит Макарий (Малетич) теперь признаны каноничными. Также Синод отменил решение 1686 года о вхождении Киевской митрополии в Московский патриархат, таким образом, территория Украины признается канонической за Константинополем.

Если президент Украины Петр Порошенко сравнивает решение Синода для Москвы с «падением Третьего Рима как самой древней концептуальной заявки Москвы на мировое господство», то в УПЦ Московского патриархата устами председателя Синодального отдела архиепископа Климента призывают к преданию анафеме самого Вселенского патриарха Варфоломея.

Окончательное решение о предоставлении автокефалии последует лишь после созыва Собора на Украине. В нем уже высказали желание участвовать представители Киевского патриархата, УАПЦ и некоторые епископы Московского патриархата

«МБХ медиа» составил словарь основных понятий вокруг автокефалии Украинской церкви для людей, далеких от тем церковных взаимоотношений.

Автокефалия

Предоставление автокефалии церкви означает административную самостоятельность от других церквей. За такой церковью значится определенная территория, на которой не могут действовать приходы других поместных церквей. Автокефальная церковь сама назначает своего главу — патриарха, митрополита или архиепископа, — в его утверждении не участвует какая-либо другая церковь. Украинская православная церковь Московского патриархата обладает определенными правами автономии: например, действия церковного суда РПЦ не распространяются на Украину, а центр управления УПЦ находится в Киеве, при этом сама церковь остается частью РПЦ.

Вопрос предоставлении автокефалии до сих пор является предметом спора между поместными церквями. Константинополь считает, что он единственный имеет право предоставлять автокефалию, так как все образовавшиеся после поместные церкви ранее были частью Константинопольского патриархата. Московский патриархат считает, что любая из 15 поместных православных церквей имеет право издавать свое решение.

Анафема

Анафема в церковной терминологии означает отлучение от церкви. Это означает, что такой человек отлучен от христианских таинств (крещение, причащение и другие). Анафема накладывается на человека в качестве наказания за тяжкие прегрешения, в частности уклонение в ересь или раскол). В 1997 году был предан анафеме митрополит Филарет (Денисенко), нынешний глава Киевского патриархата, который в начале 90-х годов вел кампанию за автокефалию Украинской церкви. Филарет тогда якобы надавил на украинских епископов, чтобы они обратились с просьбой об автокефалии к патриарху Московскому. Сам Филарет отверг эти обвинения, обвинив РПЦ в давлении по политическим причинам, и сам стал патриархом, возглавив новую церковь — Украинскую православную церковь Киевского патриархата. На Синоде Константинопольского патриархата 11 октября 2018 года анафему с Филарета сняли.

Деньги

На 2017 год в Украинской православной церкви Московского патриархата 11 392 культовых сооружения, среди которых три лавры — Киево-Печерская, Почаевская и Святогорская. Доля культовых сооружений УПЦ МП составляет около трети всех культовых сооружений РПЦ (всего их 36 878). Киевский патриархат и УАПЦ имеют меньше культовых сооружений — 3784 и 868 соответственно.

При этом, согласно последнему опросу Центра Разумкова за весну 2018 года, к прихожанам Киевского патриархата себя причисляют 28,7% украинцев, а к Московскому — 12,8%. К УАПЦ себя относят 0,3% граждан Украины, а 23,4% назвали себя православными без уточнения, к какой из православных церквей они себя относят.

Если судить по этим данным, то прихожане Киевского патриархата более многочисленны, но при этом имеют в своем распоряжении меньше храмов, что может привести к конфликтам. Более того, на Украине приход может переходить в другую юрисдикцию вместе с недвижимостью, такого права нет у приходов РПЦ в России, если приход меняет юрисдикцию, то уходит он без храма. И если прихожане какого-то храма в большинстве своем станут выступать за переход к Константинополю, то уходить они будут вместе с храмами, что будет означать и потерю собственности для РПЦ.

Оценить доход всех структур РПЦ довольно сложно, единой бухгалтерии не существует, а экономические показатели никем не публикуются. Значительный доход церкви приносят средства от продажи свечей и пожертвования. При этом, под контролем РПЦ находятся ряд коммерческих предприятий (например, гостиницы, дома паломников, сельхозпредприятия). Один из главных источников дохода — завод «Софрино». Финансирование РПЦ осуществляется и за счет государства путем ремонта некоторых храмов-памятников архитектуры.

Еще в начале нулевых архиепископ Климент утверждал, что доход от епархий составляет 5%. Согласно данным исследования РБК каждый из 34,5 тысячи приходов как отдельное НКО приносит от 5000 рублей до пяти миллионов рублей дохода. От 10 до 50% прибыли приходы передают епархиям, а те передают 15% долю в патриархию. Оценить, сколько денег потеряет РПЦ в случае потери Украины представляется довольно сложным, тем не менее, потеря трети приходов не будет незаметной в финансовом отношении.

Икономия

Киевская митрополия была передана Московскому патриархату в 1686 году «по икономии», то есть по принципу удобства, а не по канону. Сейчас же возвращается канонический принцип путем восстановления подчинения Константинополю.

Макарий (Малетич)

Митрополит Макарий (Малетич) стоит во главе другой неканонической украинской церкви — Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ). В современной Украине организация получила регистрацию как религиозное объединение в 1995 году, хотя появилась раньше. Еще в годы Февральской революции на Украине существовало движение за независимость украинских церковных приходов от Москвы, за украинизацию церкви, которое преследовалось под властью российского монарха. Создание автокефальной церкви в те годы осложнялось гражданской войной и конфликтом с московскими иерархами.

В самом конце перестройки, до провозглашения независимости Украины деятельность УАПЦ активно критиковалась митрополитом Филаретом, бывшим в те годы московским экзархом Украины как и все движение за автокефалию. В 2000-е годы УАПЦ активно вела переговоры с Константинополем по поводу признания ее канонического статуса. УАПЦ была готова войти в состав Константинопольского патриархата на правах автономии.

Онуфрий (Березовский)

Митрополит Онуфрий возглавил УПЦ МП в 2014 году. В начале 1990-х годов был рукоположен митрополитом Филаретом во епископа Черновицкого и Буковинского. Подпись Онуфрия стояла под обращением архиерейского совещания к патриарху Алексию II о предоставлении автокефалии Украинской церкви, однако позднее свою подпись отозвал. Выступал за лишение сана митрополита Филарета за движение к автокефалии в 1992 году.

Патриаршие экзархи

Экзархи руководят отдельными церковными округами поместной церкви, обычно за пределами той страны, в которой представлена поместная церковь. В начале сентября 2018 года после встречи Вселенского патриарха Варфоломея и московского патриарха Кирилла, Константинополь принял решение направить на Украину своих экзархов «для подготовки автокефалии». В Киев были направлены архиепископ Памфилийский Даниил (Зелинский) и епископ Эдмонтонский Иларион (Рудник), которые на встрече с президентом Порошенко подтвердил неизбежность предоставления автокефалии Украинской церкви.

Читайте также  Как по итальянски лук

Томос

Томос — это указ предстоятеля поместной церкви по важным вопросам церковной жизни, в частности по вопросам предоставления автокефалии или автономии церкви. Документ издает одна из поместных православных церквей.

Ставропигия

Статус ставропигии означает прямое подчинение патриарху. В тексте решения Синода от 11 октября говорится о восстановлении Ставропигии Вселенского патриарха в Киеве, «которая существовала там всегда», то есть устанавливается прямое управление приходами на Украине Вселенским патриархом.

Указ 1686 года

В тексте документа также упоминается об отзыве «правовых обязательств по Синодальному письму 1686 года». Тогда патриарх Константинопольский Дионисий IV выпустил указ о присоединении Киевской митрополии к Московскому патриархату. Решением Константинополя от 11 октября 2018 года присоединение Киева к Москве признается незаконной.

Филарет (Денисенко)

Митрополит Филарет служил в Русской православной церкви в советские годы. В 1990 году после смерти патриарха РПЦ Пимена был назначен местоблюстителем престола. Однако на Архиерейском соборе 1990 года, на котором выбирали патриарха, Филарет набрал лишь 66 голосов, большинство голосов получил будущий патриарх Алексий II, который и стал патриархом Московским.

В 1990 году Украинский экзархат преобразовывается в Украинскую православную церковь московского патриархата — таким образом Украина получила бОльшую автономию в рамках РПЦ. Первым митрополитом УПЦ МП становится Филарет. Однако после провозглашения независимости Украины, Филарет начал кампанию за автокефалию Украинской церкви и ее независимость от Москвы, хотя до 1990 года был противником автокефалии. За стремление к автокефалии в 1992 году РПЦ сняла сан с Филарета, новым митрополитом Киевским стал Владимир (Сабодан), который получил второе место на выборах патриарха на Архиерейском соборе 1990 года. В 1997 РПЦ анафематствует Филарета.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Из храма в геополитику

Решения Элладской церкви ждали давно. Появлялись здравые голоса греческих иерархов против признания права Константинополя вмешиваться в церковные дела на чужой канонической территории, и стоял вопрос, удастся ли Греческой церкви, традиционно связанной с Константинополем, сохранить верность истине и не дать ее разменять на политические интересы. В субботу казалось, что не удалось. Но в воскресенье церковные эксперты подчеркивали, что на соборе «официального решения о признании (автокефалии Украины) не принято».

Стало известно, что группа греческих митрополитов, выступивших на внеочередном архиерейском соборе Элладской православной церкви против принятия решения по вопросу об автокефалии «новой церкви» Украины, готовит письмо. Более десяти митрополитов требовали отложить обсуждение. Они также требовали открытого и поименного голосования.

«Прежде всего, официального решения о признании (автокефалии Украины) не принято, — прокомментировал агентству РИА Новости источник в церковных кругах. — Более десяти митрополитов требовали отложить обсуждение до подходящего времени. Были не согласны митрополиты Пирейский, Каристийский, Илийский, Кесарианийский, Кифирский, Месогейский, Дриинупольский, Этолийский, Ново-Смирнинский, Керкирский. Они также требовали открытого и поименного голосования».

По словам церковного эксперта, помимо этих десяти митрополитов есть и другие несогласные, которые выступили на соборе и требовали внести их мнение в сообщение, чего архиепископ не сделал.

Известно, что завтра или во вторник появится общее заявление греческих митрополитов, которые выступают против решения собора (за 12-15 подписями).

Церковные эксперты уточняют очень важные по смыслу детали.

Есть еще один-два греческих митрополита, которые хотят признания автокефалии, но отнюдь не для раскольнической структуры ПЦУ, а для канонической церкви московского патриархата во главе с митрополитом Онуфрием.

Известно также, что митрополиты хотели отложить обсуждение и провести внеочередной архиерейский собор в течение трёх дней. В частности, было предложение митрополита Кесарианийского Даниила провести трехдневный собор, чтобы проанализировать тему и проголосовать за официальную позицию церкви.

Есть предположения, что за позицией определенных иерархов Греческой церкви, например, митрополитов Димитриадского, Мессинийского, Навпактского, выступивших за признание автокефалии, скрывается желание занять архиепископский трон.

По мнению церковного эксперта Русской церкви, признание автокефалии «новой церкви» Украины приведёт к расколу и в самой Греческой церкви.

Фото: пресс-служба СПЦ.

Он выразил твёрдую надежду, что глава Элладской церкви митрополит Иероним не будет упоминать главу созданной из раскольников ПЦУ Епифания (Думенко) в случае совместной литургии с константинопольским патриархом во время визита в Салоники и на Афон 17-21 октября.

Если в Греческой церкви начнут поминать Епифания, это, по словам эксперта, «будет первым расколом». Ни в какой из поместных православных церквей его не признают и не поминают на литургии как главу церкви.

«Раскол в Греческой церкви означает очень много проблем. Мы можем говорить о новом геополитическом положении. Это нарушит баланс в регионе. Это не просто церковная проблема», — уверен он.

Греческая церковь вступает в большие перипетии. Ситуация критическая.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере «РГ»

Константинополь забрал у Москвы Киев

РПЦ обвиняет Вселенского патриарха в разрушении основ православной церкви

Священный синод Константинопольской церкви в четверг принял историческое решение — отменил документ о переходе Киевской митрополии под юрисдикцию Московского патриархата, принятый 330 лет назад. Попутно снята анафема с не признанного в православном мире Киевского патриарха Филарета. В РПЦ это назвали «антиканоническим деянием» и «попыткой разрушить сами основы канонического строя православной церкви». Программа ответных действий будет выработана синодом РПЦ в понедельник. Наблюдатели прогнозируют, что Константинополь столкнется «с враждебностью и конкуренцией» со стороны Московского патриархата и других церквей на своей канонической территории, а также не исключают, что за этим последует «православный парад суверенитетов» по всему миру.

Митрополит Франции Эмманюэль зачитывает решение о томосе после заседания Священного синода Константинопольской церкви

Фото: Murad Sezer, Reuters

Три дня внимание православного мира было приковано к Стамбулу, где проходило заседание Священного синода Константинопольской церкви. Наблюдатели заключали пари, объявит или нет Вселенский патриарх Варфоломей о предоставлении томоса об автокефалии Украинской церкви (“Ъ” подробно рассказал об истории конфликта 15 сентября).

Что нужно знать о расколе православной церкви на Украине

В четверг вечером стало известно, что члены синода Константинопольской церкви приняли решение отменить постановление, принятое еще в XVII веке, о переходе Киевской митрополии под юрисдикцию Московского патриархата. «Отменить юридическое обязательство синодального письма 1686 года, выданного по обстоятельствам того времени, которое предоставило право Московскому патриарху назначить митрополита Киевского»,— говорится в официальном заявлении Константинополя. Еще одним решением синода стало снятие анафемы с бывшего митрополита Киевского, а ныне никем не признанного в православном мире патриарха Киевского Филарета (Денисенко) и главы Украинской автокефальной церкви Макария.

На Украине действуют три православные церкви. УПЦ МП во главе с митрополитом Онуфрием является единственной признанной в православном мире церковью на территории Украины. УПЦ КП во главе с патриархом Филаретом, отколовшаяся от РПЦ в 1992 году, в Москве именуется раскольнической, а ее предстоятеля еще в 1997 году РПЦ предала анафеме. Украинская автокефальная церковь (УАПЦ) создана в 1917 году, главой ее является митрополит Макарий.

Вслед за этим Филарет и Макарий поспешили заявить, что решение Константинополя дает им возможность создания на Украине единой поместной церкви. «Это вопрос нашей безопасности, государственности и всей мировой геополитики, это падение Третьего Рима как самой древней концептуальной заявки Москвы на мировое господство,— в свою очередь прокомментировал ход событий украинский президент Петр Порошенко.— Автокефалия — это часть нашей государственной проевропейской и проукраинской стратегии, которую мы воплощаем в жизнь в течение последних четырех лет и будем проводить в дальнейшем».

Какую позицию в споре об автокефалии занял иерусалимский патриарх

Какую позицию в споре об автокефалии занял иерусалимский патриарх

Реакция со стороны РПЦ была предельно жесткой. «Это легализация раскола,— заявил руководитель пресс-службы патриарха Московского и всея Руси Кирилла священник Александр Волков.— Константинополь своими действиями переходит красную черту и катастрофически нарушает единство мирового православия». «Беспрецедентное антиканоническое деяние Константинопольского патриархата сопряжено с попыткой разрушить сами основы канонического строя православной церкви,— добавил председатель синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.— Иначе сложно оценить заявление константинопольского синода о вступлении в каноническое общение с раскольниками и человеком, отлученным от церкви». По его словам, апелляция Константинополя к «якобы имеющейся у него канонической прерогативе» есть «не что иное, как новая теория, которая поддерживается преимущественно самим же Константинополем».

«То, что мы стоим в полушаге от каких-то чрезвычайно драматических, как минимум, последствий, это совершенно очевидно любому здравомыслящему человеку»,— подытожил господин Легойда, подчеркнув, что предстоятели и представители поместных православных церквей публично и в беседах свидетельствовали о полной поддержке канонической церкви на Украине и о невозможности неканонического развития событий, которые сейчас происходят. Впрочем, об ответных мерах в Московском патриархате пока не говорят. Это станет повесткой синода РПЦ, заседание которого назначено 15 октября.

«По мнению Варфоломея, Киевская митрополия якобы ошибочно принадлежала Москве на протяжении более 300 лет,— говорит руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин.— Однако в глазах РПЦ аннексия территории — уже повод сделать раскол мирового православия реальностью». По его мнению, «Константинопольский патриархат своими решениями готовит собор, который и обратится с просьбой предоставить томос украинской церкви к Варфоломею»: «Было проигнорировано мнение РПЦ и УПЦ, а также других церквей, поддержавших позицию патриарха Кирилла. Константинополь счел возможным пересмотреть в одностороннем порядке церковные границы». «Варфоломей может столкнуться с враждебностью и конкуренцией со стороны РПЦ и других церквей на своей канонической территории — Турции, в Западной Европе, на Ближнем Востоке и в США,— прогнозирует господин Лункин.— Действия Константинополя также могут спровоцировать православный парад суверенитетов — Южная Осетия, Абхазия, Черногория, Македония, страны Африки могут потребовать томосов и для себя. Начнется развал других патриархатов, пошатнется весь православный мир».

Русская и Константинопольская православные церкви

Русская православная церковь — самая крупная автокефальная поместная православная церковь в мире, одна из 14 общепризнанных автокефальных церквей. Ведет свою историю от крещения Руси в 988 году. Автокефалия РПЦ была признана в 1589 году. По данным РПЦ на конец 2017 года, ее прихожанами являются около 180 млн человек. Штатное духовенство состоит из 39,4 тыс. клириков. РПЦ объединяет более 300 епархий и около 37 тыс. приходов, а также 462 мужских монастыря и 482 женских. Юрисдикция РПЦ, согласно ее уставу, распространяется на Россию, Украину, Белоруссию, Молдавию, Азербайджан, Казахстан, Киргизию, Таджикистан, Туркмению, Узбекистан, Латвию, Литву и Эстонию. Кроме того, в состав канонической территории РПЦ входят Китай, Япония и Монголия.

Константинопольская православная церковь — одна из старейших автокефальных православных церквей, основана в 330 году. Автокефалию получила на II Вселенском соборе в 381 году. Предстоятелем церкви с 1991 года является патриарх Варфоломей I, резиденция которого располагается в Стамбуле. Церковь насчитывает более 5 млн прихожан, более половины из которых приходится на Северную Америку. Канонической территорией Константинопольского патриархата являются Турция и Греция (обе — частично). Юрисдикция патриархата распространяется также на ряд епархий в Европе, Северной и Южной Америке, Австралии и Новой Зеландии. Всего церковь объединяет более 60 епархий и 3 тыс. приходов, а также около 60 монастырей (в США, Греции и Австралии).

Греческая церковь признала право Константинополя дать автокефалию Украине

По сути, это означает признание самой ПЦУ, основанной при активном участии тогдашнего украинского президента Петра Порошенко и вопреки позиции Московского патриархата. Элладская церковь стала первой из поместных православных церквей, которая пошла на такой шаг.

Собор, состоящий из 80 епископов, принял соответствующее решение в ответ на просьбу патриарха Константинопольского Варфоломея, поддержанную главой Греческой церкви архиепископом Афинским Иеронимом, который лично включил этот вопрос в повестку дня собора и специально продлил его работу на один день, говорится на сайте газеты «Катимерини».

С точки зрения канонического права, окончательно признание можно будет признать состоявшимся после того, как архиепископ Иероним помянет митрополита Епифания во время литургии.

Митрополит Яннинский Максим подтвердил агентству РИА Новости, что собор «признал право Вселенского патриарха предоставлять автокефалию и право блаженнейшего архиепископа поминать [главу ПЦУ митрополита Епифания]».

Автор фото, SERGEY DOLZHENKO/EPA

Митрополит Епифаний был избран главой новой церкви в декабре прошлого года

На вопрос корреспондента, будет ли Греческая церковь фактически поминать Епифания, митрополит Максим ответил: «Мы решили, что архиепископ имеет право поминать, значит, он это будет делать».

Реакция Киева и Москвы

«Благодарен моему брату во Христе, Главе Священного Синода Церкви Греции Блаженнейшему Архиепископу Афинскому и всей Эллады Иерониму и братьям-архиереям, которые сегодня на заседании Собора Иерархов поддержали позицию и последовали каноническим и историческим решениям Вселенского Патриархата, что открывает возможность полноценного взаимодействия между двумя нашими Поместными Автокефальными Церквами во всех сферах», — написал в своем «Фейсбуке» глава Православной церкви Украины митрополит Епифаний.

По сообщениям из Киева, в скором будущем можно ожидать приезда в Афины митрополита Епифания для сослужения с архиепископом Иеронимом.

«Итак, решение Элладской церкви — одобрить предложение архиепископа Иеронима о признании ПЦУ. Несмотря на просьбы ряда иерархов воздержаться от немедленного принятия решения. Будем внимательно изучать принятые решения. Оценку им и их последствиям для православного мира, для межцерковных отношений даст Священный Синод Русской православной церкви», — заявил «Интерфаксу» замглавы синодального Отдела внешних церковных связей протоиерей Николай Балашов.

По его словам, очередное заседание Синода состоится в скором времени.

11 октября 2018 года Синод Вселенского Константинопольского патриархата в Стамбуле лишил юридической силы свой указ от 1686 года о передаче Киевской митрополии Москве, объявил о создании своего подворья в Киеве и реабилитировал лидеров неканонических православных церквей на Украине.

5 января 2019 года Константинопольский патриарх Варфоломей в храме Святого Георгия в Стамбуле подписал томос об автокефалии (грамоту о независимости) новой украинской церкви, учрежденной на объединительном соборе 15 декабря. 6 января томос о ее автокефалии был вручен главе этой церкви Епифанию (Думенко).

После вручения томоса об автокефалии в январе этого года Украинская церковь стала пятнадцатой в семействе признанных поместных православных церквей в мире

Эти действия Константинополя были резко раскритикованы Русской православной церковью и стали причиной разрыва ее отношений со Вселенским престолом.

По последним данным, УПЦ Московского патриархата располагает примерно 12 тысячами, а автокефальная ПЦУ — 7 тысячами приходов.

Греческие раздумья

Греческая церковь является одной из крупнейших православных церквей мира и пользуется статусом государственной церкви в Греции.

Дискуссии о возможном признании Украинской церкви продолжались в ней с начала этого года, когда были созданы две специальные комиссии, призванные изучить этот вопрос и представить свои выводы синоду.

Отчеты этих комиссий были заслушаны на заседании синода Греческой церкви в августе этого года. Они носили положительный для Украинской церкви характер и констатировали право Константинополя провозглашать автокефалии новых поместных церквей.

Тогда синод постановил, что вопросы, связанные с признанием Украинской церкви, имеет право решать предстоятель Греческой церкви, архиепископ Афинский Иероним, который решил обсудить этот вопрос со всеми иерархами своей церкви на заседании собора в октябре.

Первое признание

Отныне все препятствия для установления церковного общения между Греческой и Украинской церковью устранены. Это имеет огромное значение для ПЦУ, в том числе и из-за того, что в Греции расположены известные в церковном мире православные учебные заведения.

То, что первой церковью, признавшей ПЦУ, станет именно Греческая, прогнозировали многие наблюдатели.

Так, именно ее называл в числе возможных «первопроходцев» в этом вопросе экзарх Вселенского патриарха архиепископ Памфильский Даниил, который принимал непосредственное участие в предоставлении ПЦУ автокефалии.

Автор фото, MURAD SEZER/AFP/Getty Images

Новый украинский президент Владимир Зеленский встречался с патриархом Константинопольским Варфоломеем в Стамбуле

Предстоятели Украинской и Греческой церквей уже встречались: это произошло в июне этого года в Стамбуле на праздновании в честь дня небесного покровителя Вселенского патриарха Варфоломея.

Будет ли раскол?

Сторонники ПЦУ считают первое признание важным шагом: с их точки зрения оно способно открыть путь для дальнейшего признания Украинской церкви другими церквями. В этом контексте в Киеве чаще всего называют Кипрскую и Румынскую церкви, которые уже рассматривали вопрос признания ПЦУ, но отложили принятие окончательного решения на более позднее время.

Русская православная церковь последовательно протестует против признания Украинской церкви другими церквями.

Руководитель отдела внешнецерковных связей РПЦ митрополит Иларион в июле этого года посещал Грецию и после этого визита заявил, что «если бы даже сейчас одна или две церкви признали новосозданную структуру, это лишь углубило бы возникшее разделение».

«Более того, в случае признания ПЦУ одной поместной церковью разделение наверняка возникнет внутри самой этой церкви, потому что значительная часть иерархии не согласится с таким решением», — добавил митрополит Иларион.

Примерно такие же прогнозы в сентябре этого года давал один из влиятельнейших иерархов Украинской православной церкви Московского патриархата, пребывающей в духовном единстве с РПЦ, митрополит Запорожский Лука.

«Даже если синодом или собором архиереев той или иной православной церкви под давлением и будет принято положительное решение в отношении признания ПЦУ, то внутри этой же церкви обязательно найдется достаточное количество здравомыслящих архиереев, духовенства и мирян, которые останутся верны каноническому церковному устройству. Эти люди ни за что не примут признание ПЦУ и перестанут поминать тех предстоятелей и архиереев, которые ее признали», — написал он в своем Телеграм-канале.

Против воли РПЦ

Православную церковь Украины создали на объединительном соборе, который прошел в Киеве в декабре прошлого года. В ее рядах объединились представители двух не признанных до того времени украинских церквей — Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви — а также двое из примерно 90 епископов церкви Московского патриархата.

Томос об автокефалии ПЦУ был подписан в январе этого года Вселенским патриархом Варфоломеем и тогда же вручен предстоятелю Украинской церкви митрополиту Епифанию.

Этому предшествовали несколько лет непубличных переговоров, в которых принимали участие иерархи Вселенского патриархата, представители украинского духовенства, а также политические лидеры Украины во главе с тогдашним президентом Петром Порошенко.

На протяжении всего этого времени представители Русской православной церкви резко критиковали намерения Константинополя предоставить Украинской церкви автокефалию.

Автор фото, Getty Images

В РПЦ заявляли, что независимая украинская церковь — политический проект Петра Порошенко, который завершится вместе с его президентским сроком

Они утверждали, что создание независимой от Москвы церкви является политическим проектом тогдашнего руководства Украины, поддерживаемым недругами России. В РПЦ называли предоставление ПЦУ автокефалии вторжением Вселенского престола на каноническую территорию Русской церкви.

В конечном итоге «украинский вопрос» стал причиной разрыва отношений между Русской церковью и Константинопольским патриархатом в октябре 2014 года. Церковное общение между влиятельнейшими центрами мирового православия до сих пор не возобновлено.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector