Греческая скульптура классического периода

Греческая скульптура классического периода

Греческая классическая скульптура (5-три четвери 4 века до н.э.)

В монументальной скульптуре, которая была достоянием всего коллектива свободных граждан, в скульптурах, стоявших на площадях или украшавших храмы, ярче всего проявился гражданственный эстетический идеал. Монументальная пластика оказывала сильное общественно-воспитательное воздействие на жизнь греческих полисов. В работах такого рода нагляднее всего отразилась та ломка художественных принципов, которой сопровождался переход от архаики к классике. Противоречивый переходный характер скульптурных произведении этого времени отчетливо выступает в широко известных фронтонных группах храма Афины Афайи на острове Эгине (ок. 490г. до н. э. реставрированы датским скульптором Торвальдсеном в начале 19 в., Мюнхен, Глиптотека).

Композиции обоих фронтонов построены на основе зеркальной симметрии, что придавало им черты орнаментальности. На западном фронтоне, лучше сохранившемся, изображена борьба греков и троянцев за тело Патрокла. В центре — фигура богини Афины, покровительницы греков. Спокойная и бесстрастная, она как бы незримо присутствует среди сражающихся. В фигурах воинов нет архаической фронтальности, их движения реальнее и разнообразнее, чем в архаике, но развертываются строго по плоскости фронтона. Каждая отдельная фигура достаточно жизненна, но на лицах сражающихся и раненых воинов архаическая улыбка —признак условности, несовместимый с изображением напряженности и драматизма битвы.

Большей свободой деталей и реалистической точностью в трактовке тела и передаче движений отличаются скульптуры восточного фронтона (фигура Геракла), что особенно заметно при сопоставлении раненых воинов с обоих фронтонов. Для разрушения сковывающей условности архаического искусства большое значение имело появление скульптурных произведений, посвященных определенным историческим событиям. Такова группа тираноубийц Гармодия и Аристогитона (ок. 477 г. до н. э., Неаполь, Национальный музей) — Крития и Несиота. Как и большинство греческих скульптур, она была утрачена и дошла до наших дней в мраморной римской копии. Здесь впервые в монументальной скульптуре дано построение группы, объединеннои действием, сюжетом. Единая направленность движений и жестов героев, разящих тирана, создает впечатление художественной цельности группы, ее композиционной и сюжетной законченности. Однако движения трактованы еще довольно схематично, лишены драматизма лица героев.

Общественно-воспитательное значение искусства ранней классики было неразрывно слито с его художественным обаянием. Новое понимание задач искусства сказывалось и в новом понимании образа человека, критерии красоты. Рождение идеала гармонично развитого человека раскрывается в образе «Дельфийского возничего» (ок. 470г. до н. э., Дельфы, Музей). Это одна из немногих дошедших до нас подлинных древнегреческих скульптур, являющаяся частью большой скульптурной группы. Образ победителя на состязаниях дан обобщенно и просто. Он исполнен сурового спокойствия и величия духа. Все детали выполнены с большой жизненностью, они подчинены строгому построению целого. Героический идеал ранней классики получил свое воплощение в скульптуре «Зевса Громовержца» (ок. 460 г. до н. э., Афины, Национальный музей). Проблема движения решена в «Победительнице в беге» (вторая четверть 5 в. до н. э., Рим, Ватикан). На смену угловатой резкости ранних классических скульптур приходит строго гармоничное единство, передающее впечатление естественности и свободы — «Мальчик, вынимающий занозу» (вторая четверть 5 в. до н. э., Рим, Палаццо Консерватори).

Мифологическая тема продолжает занимать ведущее место в искусстве, но фантастическая сторона мифа отходит на второй план. В мифологических образах прежде всего раскрывается идеал силы и красоты реального человека. Пример переосмысления мифологического сюжета — рельеф с изображением рождения Афродиты (богини любви и красоты) из пены морской — так называемый «Трон Людовизи» (ок. 470 г. до н. э., Рим, Музей Терм). На боковых сторонах мраморного трона изображены: обнаженная девушка, играющая на флейте, и женщина в длинной одежде перед курильницей. Ясная гармония форм и пропорций, спокойная естественность движений присущи этим фигурам.

На центральной стороне Трона — две нимфы поддерживают выходящую из воды Афродиту. Поразительно жизненна строгая красота ее лица. Облекающая тело Афродиты влажная одежда ложится тонкой сетью волнистых линий, уподобленных бегущим струйкам воды. Морская галька, на которую опираются ступни нимф, говорит о месте действия. Хотя в симметрии композиции и есть отголоски архаического искусства, они уже не могут нарушить жизненную силу и удивительного поэтического обаяния этого рельефа. Целостность живого художественного образа ясно выступает в фронтонных группах храма Зевса в Олимпии (468—456 гг. до н. э., Олимпия, Музей), завершающих период творческих поисков ранней классики. Эти укрупненные по масштабу изображения представляют собой следующий этап развития фронтонной пластики по сравнению с фронтонами Эгинского храма с их декоративно условной композицией.

Отказавшись от полного подчинения скульптурного образа задачам декорации архитектурных форм, скульптуры олимпийских фронтонов установили более глубокие связи между архитектурными и скульптурными образами, которые вели к их равноправию и взаимному обогащению. Порывая с принципами архаической условности, симметрии, они пошли от жизненных наблюдений. Расположение фигур в обоих фронтонах определяется смысловым содержанием. Восточный фронтон храма Зевса посвящен мифу о состязании на колесницах Пелопса и Эномая, положившему якобы начало Олимпийским играм. Герои изображены перед началом состязания. Величественная фигура Зевса в центре фронтона, торжественное спокойствие приготовившихся к состязанию участников придают фронтонной композиции праздничную приподнятость, за которой чувствуется внутренняя напряженность. Пять центральных фигур, стоящих в свободных позах, словно отвечают ритму колонн, над которыми возвышаются. Каждый герой выступает как личность, как сознательный участник общего действия, таковы и входящие в боковые группы фронтона «Возничий» и «Юноша, вынимающий занозу».

Реалистический характер пластики особенно наглядно раскрывается в композиции западного фронтона, представляющей битву лапифов с кентаврами. Композиция полна движения, свободна от симметрии, но строго уравновешена. В центре ее — Аполлон, по сторонам — группа сражающихся людей и кентавров. Не повторяя одна другую, группы взаимно уравновешены и по общей массе и по интенсивности движений. Фигуры борющихся точно вписаны в пологий треугольник фронтона, причем напряжение движений возрастает к углам фронтона по мере удаления от спокойно стоящего, сдержанно властного Аполлона, фигура которого выделяется крупными размерами и является драматическим центром этой сложной и в то же время легко обозримой композиции. Гармонически прекрасно лицо Аполлона, уверен направляющий жест. Хотя на фронтоне битва показана еще в полном разгаре, но победа человеческой воли и разума над кентаврами, олицетворяющими стихийные силы природы, воспринимается явно предопределенной. Образ гражданина — атлета и воина становится центральным в искусстве классики. Пропорции тела и многообразные формы движения стали важнейшим средством характеристики. Постепенно и лицо изображаемого человека освобождается от застылости и статичности. Но нигде еще типическое обобщение не сочетается с индивидуализацией образа. Личное своеобразие человека, склад его характера не привлекали внимание мастеров ранней греческой классики. Создавая типический образ человека-гражданина, скульптор не стремился к раскрытию индивидуального характера. В этом заключалась и сила и ограниченность реализма греческой классики.

Мирон. Поиск героических, типически-обобщенных образов характеризует творчество Мирона из Элевтер, который работал в Афинах в конце второй — начале третьей четверти 5 в. до н. э. Стремясь к единству гармонически прекрасного и непосредственно-жизненного, он освободился от последних отзвуков архаической условности. Особенности искусства Мирона наглядно проявились в прославленном «Дискоболе» (ок. 450 г. до н. э., Рим, Музей Терм). Как и многие другие скульптуры, «Дискобол» был исполнен в честь определенного лица, хотя и не носит портретного характера. Скульптор изобразил прекрасного духом и телом юношу, находящегося в стремительном движении. Метатель представлен в тот момент, когда все свои силы он вкладывает в бросок диска. Несмотря на напряжение, которое пронизывает фигуру, скульптура производит впечатление устойчивости. Это определяется выбором момента движения — его кульминационной точки.

Согнувшись, юноша отбросил назад руку с диском, и упругое тело, как пружина, стремительно распрямится, рука с силой, как пружина, стремительно распрямится, рука с силой выбросит диск в пространство. Мгновение покоя примет монументальную устойчивость образу. Несмотря на сложность движения, в скульптуре «Дискобола» сохраняется главная точка зрения, позволяющая сразу увидеть все образное ее богатство.

Спокойное самообладание, господство над своими чувствами — характерная черта греческого классического мировосприятия, определяющая меру этической ценности человека. Утверждение красоты разумной воли, сдерживающей силу страсти, нашло выражение в скульптурной группе «Афина и Марсий (середина 5 в. до н. э., Франкфурт; Рим, Латеранский музей), создано Мироном для Афинского акрополя.

Классический период

Переход от архаики к классике был в значительной степени обусловлен важными социально-политическими событиями: борьбой демократии и тирании, ожесточенной войной греческих полисов с персами, возвышением Афин и расцветом рабовладельческой демократии.

В мировоззрении греков на рубеже VI—V вв. до н.э. наметился переход к качественно новому осмыслению мира и новым формам его отражения. Центром греческой культуры периода классики стали Афины. В них были собраны лучшие достижения общественной мысли и искусства. Поэтому иногда еще весь классический период называют аттическим (Афины были центром полиса Аттика), так как Афинское государство стало своеобразным законодателем моды во всех сферах культуры. В Афинах V в. до н.э. существовали наилучшие условия для свободного творчества и закономерно, что туда стремились ученые и художники из других греческих полисов и городов.

Греческая скульптура

Новое мироощущение греческой классики, опиравшееся на формировавшийся антропоцентризм, разрушало основы всей мифологической системы, ломало все ее содержание и открывало перед ней возможность перехода в иной тип культуры. Поиск новых идей в изобразительном искусстве обнаружился прежде всего в постепенном освобождении от орнаментальности. Это наиболее отчетливо проявилось в декоративной скульптуре. Скульпторы ранней классики свои устремления направили на создание реального образа, на точную передачу деталей. В их творчестве теперь уже не чувствуется прежней скованности в изображении человека. Характерная черта скульптурных композиций данного периода — красноречивый язык жестов и поз. Классические скульптуры внутренне эмоциональны и страстны, но внешне сохраняют возвышенное спокойствие. В них отображена борьба добра и зла, света и тьмы, разума и невежества.

Греческую скульптуру классического периода представляет целая плеяда гениальных мастеров. Новые мотивы в искусстве скульптуры появились в творчестве Мирона (середина V в. до н.э.), который первым сумел передать живость движения, внутреннее напряжение фигуры. Он любил изображать энергичное действие, при этом показывая только завязку событий. Каждый грек, созерцавший скульптуры Мирона, прекрасно представлял себе, как будут разворачиваться события, и видел в них воплощение античного идеала, состоявшего в превосходстве благородного над низменным. Такова знаменитая скульптура Мирона «Дискобол».

Монументальность, стремление к гармонии, пропорциональности, созданию идеальных образов людей отличало творчество Поликлета (вторая половина V в. до н.э.), который первым из античных скульпторов достиг идеала «телесности». Все его произведения основаны на точном геометрическом расчете, принципы которого изложены в его знаменитом теоретическом труде «Канон». В точно разработанном художественном каноне и рассчитанных пропорциях крылась причина внешней бесстрастности статуй Поликлета, даже если он изображал человека в движении, в состоянии эмоционального возбуждения. Его прославленный Дорифор (копьеносец) стал собирательным образом красивого юноши, прекрасного атлета, мужественного воина, и в то же время апофеозом геометрического стиля периода ранней классики.

Своей наибольшей полноты и совершенства греческая классика достигла в творчестве Фидия. Его статуя Зевса, имевшая высоту 14 м и украшавшая храм Зевса в Олимпии, входила в число семи чудес света. Он же является создателем статуи Афины Промахос (Афины Воительницы) высотой 12 м, которая находилась в центре афинского Акрополя. Хотя из произведений Фидия ничего не сохранилось, по оценкам его современников, его статуи были пределом совершенства в стиле высокой классики, лучше создать что-то было уже невозможно. Воздействие его статуй на зрителя было огромным. Так, мягкий, глубоко человечный взгляд всесильного Зевса заставлял всякого, кто пришел в его храм в Олимпии, позабыть на время о гнетущих душу заботах, вселял надежду на будущее.

Фидий также принимал участие в проектировании афинского Акрополя, был руководителем строительных работ в годы правления Перикла и вместе с несколькими художниками создавал скульптуры и барельефы Парфенона. Достигая гармонии, мастер преодолевал скованность некоторых фигур ритмом композиции. Пластика, сюжет и философское содержание составляли во фризах Парфенона единое неразрывное целое. Идеальное содержание его композиций выражалось в пластике обнаженного тела, в расположении скульптурных складок одежд. С помощью этих элементов он умел создавать иллюзию движения независимо от положения тела. Эти поиски и способы достижения гармонии можно считать зарождением в искусстве приемов ритмизации и маньеризма (достижение эффекта за счет надуманных искажений).

К середине V в. до н.э. все эллинские города, победившие персов, объединились под руководством Афин, где началось интенсивное восстановление разрушенных памятников и новое строительство. Сюда со всей Греции съехались знаменитые архитекторы, скульпторы, живописцы, вся творческая деятельность которых оказалась связана с созданием Акрополя. Был создан ансамбль зданий, вызвавший восхищение не только греков, но и соседних народов.

Афинский Акрополь стал подлинным триумфом древнегреческой архитектуры, одним из величайших шедевров мирового искусства. Менее чем за два десятилетия были воздвигнуты парадные ворота — Пропилеи, храм Ники Аптерос (бескрылой победы), Эрехтейон и главный храм Афин — Парфенон — храм Афины Парфенос (Афины девы). Акрополь, построенный архитекторами Иктином и Калликратом, находившийся на высоком холме и словно парящий над городом, был виден издалека с моря. Особое восхищение из всего комплекса вызывал храм Парфенон, который украшали 46 колонн и богатое скульптурное и рельефное убранство.

Акрополь, возведенный в честь победы греков над персами, стал средоточием замечательных творений знаменитых афинских зодчих и скульпторов, символом афинской демократии. Его композиция была основана не на принципе симметричного или последовательного размещения памятников, как это было принято в архитектуре архаики, а на принципе свободного размещения, т.е. свободной гармонии. Все постройки Акрополя создавались с учетом способностей восприятия человеком. Можно сказать, что при его создании художественная мысль стремилась к облегченности сооружений, чтобы они не производили впечатление суровой мощи, а вызывали ощущение гармонической ясности и свободы, естественности усилия, чтобы человек, находясь рядом с ними, чувствовал себя выше, стройнее, увереннее.

Все сооружения Акрополя необычайно пластичны и соразмерны, они гармонически сливаются с окружающей природой. Архитекторы Парфенона учли даже несовершенство человеческого зрения: колонны храма отстоят друг от друга на неравном расстоянии, угловые колонны чуть массивнее внутренних и все немного наклонены внутрь к стенам здания — от этого они выглядят стройнее и выше. В Парфеноне все чуть-чуть изогнуто, чуть-чуть искривлено, но все рассчитано на то, чтобы отдельные части здания выглядели идеально правильными и гармоничными. Кроме того, Парфенон был расцвечен красками и позолотой, что делало его еще более живописным.

Греческую культуру середины V в. до н.э. можно определить как культуру относительной гармонии духа и мира. Однако эта гармония была кратковременной, потому что гражданственность, коллективность основ города-полиса быстро изжила себя. Противоречия рабовладельческого общества становились все более ощутимыми. К концу V в. до н.э. разрушается демократическая основа городов, теряется смысл народных собраний. Нарастает имущественное расслоение, распространяется стремление найти прекрасное в роскоши, в украшениях и наслаждениях. В этих социальных условиях искусство Древней Греции формирует новаторские композиционные решения и новые элементы в традиционных ордерах. Так, например, в архитектуре Афин, в связи с повышением их политической роли появляется тенденция к выработке единого панэллинского (общегреческого) стиля архитектуры. Два ордера или совмещались в одном и том же сооружении, или пропорции дорического стиля облегчались, придавая ему большее изящество, как в Парфеноне.

Греческая скульптура классического периода. Поиск гармонического идеала героя

В скульптуре искусство высокой классики ассоциируется прежде всего с творчеством Мирона, Фидия и Поликлета. В это время в Афинах работали скульпторы Фидий, Мирон, Поликлет. Многие статуи дошли до нас лишь в Римских копиях.

Мирон завершил искания мастеров предшествующего времени, стремившихся передать в скульптуре движение человека. В самом прославленном из его созданий — Дискоболе впервые в греческом искусстве решена задача передачи моментального перехода от одного движения к другому, окончательно преодолена идущая от архаики статичность. Полностью решив задачу передачи движения, Мирон, однако, не смог овладеть искусством выражения возвышенных чувств. Эта задача выпала на долю Фидия — крупнейшего из греческих скульпторов. Фидий прославился своими скульптурными изображениями божеств, особенно Зевса и Афины. Ранние его произведения известны еще мало. В 60-е годы Фидий создает колоссальную статую Афины Промахос, возвышавшуюся в центре Акрополя. Архитектура в V в до н э предстаёт перед нами в гармонии со средой, с человеческой фигурой, в синтезе со скульптурой. В период ранней классики, так называемого строго стиля (490-450 гг до н э.) скульптура носит переходный характер от архаики к классике.

Образ атлет – по прежнему самая распространённая тема скульптуры. Совершенную человеческую красоту. Но создать её не просто, она состоит в том, чтобы воедино слились добродетель души с соразмерной красотой тела. Наиболее известен из работ Мирона «Дискобол» (460-450 гг до н э.) изображающий атлета в момент наивысшего напряжения перед броском диска. Мирону первому удалось передать в статичном искусстве живость движения, внутреннее напряжение. В другом произведении – «Афина и Марсий», исполненном для афинского акрополя, лесное существо Марсий выбирает музыкальный инструмент среди разбросанных у его ног, рядом стоит взирающая на него с гневом Афина. Обе фигуры обьеденены действием. Хотя Марсий выступает как существо, выражающее отрицательного героя, лишь в его неправильном лице подчёркивается отсутствие совершенства, тело же его идеально прекрасно.

Поликлет работал уже в период высокой классики, в середине и второй половине V в до н э. Он создал тот обобщенный художественный образ атлета, который стал нормой и образцом. Им был написан теоретический трактат «Канон» (мера, правило) где скульптор точно рассчитал размеры частей тела исходя из роста человека (голова – 1/7 к росту, лицо и кисть 1/10, ступня 1/6..) Поликлет воплотил в своих статуях, прежде всего идеального свободнорожденного гражданина города – государства Афины.

Третьим величайшим скульптором V в до н э, был Фидий. Персы захватили и разграбили Афины. Среди развалин священного храма Фидий создал семиметровую бронзовую статую Афины – воительницы, с копьём и щитом в руках, как символ возрождения города. Важнейшее место в творчестве Фидия заняло создание скульптур и рельефов для Парфенона. Синтез архитектуры и скульптуры, столь характерный для греческого искусства, находит здесь свое идеальное воплощение. Фидию принадлежала общая идея скульптурного оформления Парфенона и руководство его осуществлением, им же выполнена часть скульптур и рельефов. Художественный идеал торжествующей демократии находит законченное воплощение в величественных произведениях Фидия — бесспорной вершине искусства высокой классики. Но, по мнению самих греков, величайшим творением Фидия была статуя Зевса Олимпийского. Зевс представлен сидящем на троне, в правой руке он держал фигуру богини победы Ники, в левой — символ власти — скипетр. В этой статуе также впервые для греческого искусства Фидий создал образ милостивого бога. Статую Зевса древние считали одним из чудес света. Лицо, руки и тело бога были выложены пластинами слоновой кости на деревянной основе, глаза из драгоценных камней, плащ, сандалии, оливковые ветки на голове, волосы, борода – из золота. Зевс восседал на троне, держа в руках скипитр и фигуру богини победы.

Дискобол МиронаАфина и Марсий Мирона Афина Фидия

Искусство классической Греции

Во времена так называемой Ранней Классики государства Малой Азии перестают играть ведущую роль в развитии искусства. Теперь основными центрами развития художественной культуры, скульптуры и архитектуры становятся Афины, греческий Запад, а также Северный Пелопоннес. Искусство этой эпохи пронизано идеями освободительной борьбы против персов, в этот период воспевается торжество греческого полиса.

Искусство ранней классики отличается героическим характером и особым вниманием к человеку-гражданину, создавшему мир, где он свободен, где уважается достоинство гражданина. Искусство классической Греции значительно отличается от художественной культуры восточных деспотий, где искусство было подчинено жёсткому канону и строгим правилам стиля. Искусство классической Греции избавлено от жёстких рамок, которые ограничивали его в период архаики. Это время поисков нового, поэтому развитие получают разные школы и направления, создаются самые разнообразные произведения.

Ранее в скульптуре были распространены только два типа фигур:

  • курос;
  • ко́ра.

Теперь появляется большее разнообразие типов. Например появляется контрапост. Теперь скульптуры стараются передать сложное движения человеческого тела, а в архитектуре формируется классическая форма периптерального храма и его скульптурного декора. Значимыми для развития раннеклассической архитектуры и скульптуры являются следующие сооружения:

  • Храм Афины Афайи на острове Эгина;
  • сокровищница афинян в Дельфах;
  • так называемый храм «Е» в Селинунте;
  • храм Зевса в Олимпии.

Архаическая культура создавала совершенные в своей законченности произведения искусства. Но задачей классического искусства стало изобразить всю сложность человеческого тела, показать человека в движении. Скульпторы и художники классической Греции сделали важный первый шаг к реализму, перед ними стояла задача изобразить личность, показать индивидуальные черты человека. Движение к реализму началось с решения более простых задач – передачи движения человеческого тела. А вот во времена Высокой классики возникает более сложная задача – передать движение души.

Читайте также  Древнегреческая рельефная скульптура

Готовые работы на аналогичную тему

Одним из ведущих мотивов греческой скульптуры классического периода становится отображение достоинства и величия человека-гражданина. В статуях из мрамора или из бронзы, скульпторы стремились передать старались создать образ человека-героя во всём совершенстве его физической и нравственной красоты. Создаваемый идеал имел этическое значение, а также имел общественно-воспитательную функцию. Искусство оказывало прямое воздействие на чувства и ум древних греков, воспитывая в них представление о том, какими физическими данными и нравственными качества должен обладать человек. Одним из самых выдающихся греческих творцов ранней классики считается художник и скульптор Полигнот.

Искусство Высокой Классики

В эпоху Высокой Классики ведущим центром развития искусства становятся Афины, а влияние афинской идеологии определяет стилистические особенности искусства всей Эллады.

Художественная культура Высокой Классики – логическое продолжение того, что было создано ранее. Но есть одна область, где в этот период оформляется принципиально новое – урбанистика. Появление градостроительства как теоретической и практической дисциплины, объединявшие в себе художественные и утилитарные цели, связано с именем Гипподама Милетского. Градостроительная система Гипподама Милетского используется и по сей день.

Основной формой сооружений по-прежнему остаётся храм. Но масштабы возведения зданий и построек общественного назначения в Афинах превосходили масштабы любого другого полиса или региона Древней Греции. Градостроительство было частью политики Афин. Предводитель Афин Перикл поставил своей целью превратить Афины не только в самый могущественный, но и самый культурный и перкрасный город всей Древней Греции.

Архитектура Высокой Классики отличается удивительным сочетанием соразмерности и праздничной монументальности. Архитекторы не следовали каким-то строгим канонам, они искали новые средства, которые могли бы усилить выразительность сооружений. При возведении Парфенона, архитекторы Иктин и Калликрат смело объединили в одном здании стили дорического и ионического ордера. Снаружи Парфенон выглядит как классический дорический периптер, но украшает его типичный для ионийского ордера сплошной скульптурный фриз. Соединение дорики и ионики было использовано и в Пропилеях.

Очень оригинален и своеобразен Эрехтейон – единственный в архитектуре Эллады храм с абсолютно асимметричным планом. Необычным является решение одного из его портиков, где вместо колон были возведены шесть фигур девушек-кариатид.

Скульптура Высокой Классики представлена такими выдающимися мастерами, как Мирон, Фидий, Поликлет Старший. В самом известном и прославленном произведении Мирона – Дискоболе, впервые в искусстве Эллады была решена задача передачи моментального перехода от одного движения к другому. В скульптуре Дискобол была окончательно преодолена статичность, столь характерная для архаического искусства. Закрыв вопрос с передачей движения человеческого тела, Мирон, однако, не был мастером изображения возвышенных чувств. Эта задача выпала на долю Фидия, который считается самым крупным древнегреческим скульптором.

Фидий получил признание и славу благодаря скульптурным изображениями греческих богов, особенно Зевса и Афины. В 60-е годы V века до н.э. Фидий создает гигантскую и великолепную статую Афины Промахос, возвышавшуюся в центре Акрополя. Кроме этого, важное место в творчестве Фидия занимает создание рельефов и скульптур для Парфенона. Для искусства Классической Греции характерным является синтез архитектуры и скульптуры. Фидию принадлежит идея скульптурного оформления Парфенона и руководство его осуществлением, им же выполнена часть скульптур и рельефов. Художественный идеал афинской демократии находит своё отражение в великолепных и величественных произведениях Фидия, бесспорной вершине классического искусства Древней Греции.

Греческая скульптура классического периода

Собрание отдела слепков является уникальным по своей полноте, методическому подбору и превосходному качеству исполнения. Они были выполнены итальянскими, мастерами в конце XVIII – начале XIX века и отлиты по формам, снятым непосредственно с оригиналов. Эти воспроизведения очень точно передают все пластические особенности подлинников. Коллекция этого отдела музея ведет свою историю с 1757 года — времени основания в Санкт-Петербурге Академии художеств. В период классицизма, утвердившегося в русском искусстве во второй половине XVIII века, эти произведения принимались в качестве образцов, и художникам предписывалось следование им. Копирование «антиков» являлось обязательным этапом в процессе обучения художников всех специальностей.

В начале XX века уникальное собрание слепков было размещено по историко-хронологическому принципу. Экспозиция расположена в 33 залах по циркулю первого этажа и включает около 600 памятников за период с 3 тысячелетия до н. э. до второй половины XVIII века. В первых залах отдела располагается коллекция слепков с памятников Древнего Египта и Ассирии. Интересны прекрасные воспроизведения статуй фараонов Хефрена и Аменемхета II, сфинкса из Таниса, рельефов гробницы в Саккара, рельефов дворцов ассирийских царей в Кальху и Ниневии.

Самую значительную по объему группу произведений составляют уникальные повторения со скульптурных памятников Древней Греции. Собрание дает возможность проследить весь ход развития греческой скульптуры. Скульптурную экспозицию дополняют модели древнегреческих сооружений, фотографии, планы, античная керамика.

Славу собранию составляют слепки со скульптурных произведений классического периода развития искусства древней Греции, скульптуры храма Зевса в Олимпии, статуй Пифагора Регийского «Мальчик, вынимающий занозу» и Мирона «Дискобол».

Эпоха расцвета греческой скульптуры представлена моделью Афинского Акрополя, а также воспроизведениями скульптур Парфенона на Афинском Акрополе. Это метопы, фронтоны и рельефный фриз, модель статуи Афины Парфенос работы Фидия.

Слепки со статуй Праксителя — «Эрот», «Афродита Книдская», «Гермес с младенцем Дионисом» — передают одухотворенность и тончайшую пластику обработки мрамора.

Эпоха Александра Македонского представлена повторениями статуй Лисиппа «Апоксиомен» и «Отдыхающий Гермес». Иное направление, воссоздающее идеальную красоту человека, показано слепками с работ Леохара — «Аполлон Бельведерский» и «Артемида /Диана/ Версальская». Яркое представление о греческой скульптуре эпохи эллинизма дают слепки с великолепных скульптур «Ника Самофракийская», «Афродита с о. Мелос / Венера Милосская», «Лаокоон». Разнообразие искусства пластики этого периода характеризуют повторения двух огромных горельефных плит алтаря Зевса в Пергаме с изображением битвы богов с гигантами.

В разделе Древнего Рима необыкновенной точностью воспроизведения отличаются слепки с портретов эпох Августа, Тиберия, Адриана, Каракаллы. Уникален слепок с конной портретной статуи консула Бальба. Интересны повторения с мраморных рельефов колонны Траяна в Риме.

Развитие декоративной скульптуры в Древнем Риме: алтари, саркофаги, рельефы зданий – отражено в собрании отдела большим количеством превосходных слепков. Модели Пантеона, Колизея, триумфальных арок из пробкового дерева дополняют композицию.

В собрании отдела имеются слепки с произведений западноевропейской скульптуры XII – XIV веков, относящиеся к готическому периоду истории средневекового искусства. Воспроизведения скульптур собора Парижской Богоматери и гробниц герцогов Бургундского и Беррийского замечательны динамичностью изгибов удлиненных фигур с эмоциональными жестами, передающими глубокие человеческие переживания.

Слепки с произведений эпохи Возрождения: рельефы на библейские темы с дверей Баптистерия во Флоренции, головы Св. Георгия и пророка Иеремии Донателло из церкви Ор- сан- Микеле во Флоренции, скульптуры Сиенского собора и рельефы церкви Сан-Петронио в Болонье Я. делла Кверча – богато представлены в музее.

Достойное место в экспозиции занимают воспроизведения с творений великого Микельанджело Буонаротти. Это – статуя ветхозаветного пророка Моисея, наполненные внутренней силой, «Рабы» для гробницы папы Юлия II в церкви Сан Пьетро в Риме, голова Давида во Флоренции, полный трагизма портрет Брута.

Скульптурные произведения Италии, Франции и Германии XVI — конца XVIII веков — живописные рельефы «Фонтана невинных» в Париже, «Три грации» с надгробия короля Генриха II Ж. Пилона, наполненная выразительным человеческим страданием статуя Милона Кротонского П. Пюже, «Купальщица» Э. Фальконе — отличаются богатой игрой света и тени. Модели двух групп «Укротителей коней» с площади Согласия в Париже послужили П. Клодту прообразами скульптур Аничкова моста в Санкт-Петербурге. Экспозицию дополняют воспроизведения с рельефов дворцов и церквей Франции.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector