Греческие музы имена и их значения

Греческие музы имена и их значения

Портал для тех, кому интересны символы, символика и символизм

Сначала существовал Хаос. Боги, появившиеся из Хаоса — Гея (Земля), Никта/Нюкта (Ночь), Тартар (Бездна), Эреб (Мрак), Эрос (Любовь); боги, появившиеся от Геи — Уран (Небо) и Понт (внутреннее Море). Боги имели облик тех природных стихий, которые они воплощали.

ВТОРОЕ ПОКОЛЕНИЕ БОГОВ.

Дети Геи (отцы — Уран, Понт и Тартар) — Кето (владычица морских чудовищ), Нерей (спокойное море), Тавмант (морские чудеса), Форкий (страж моря), Эврибия (морская сила), титаны и титаниды. Дети Никты и Эреба — Гемера (День), Гипнос (Сон), Керы (несчастья), Мойры (Судьба), Мом (Злословие и Глупость), Немезида (Возмездие), Танатос (Смерть), Эрида (Раздор), Керы (Мщение), Эфир (Воздух); Апата (Обман).

ТИТАНЫ.

Титаны: Гиперион, Иапет, Кей, Криос, Кронос, Океан.
Титаниды: Мнемозина, Рея, Тейя, Тефида, Феба, Фемида.
Дети титанов (второе поколение титанов): Астерия, Атлас, Гелиос (персонификация солнца), Лето, Менетий, Прометей, Селена, Эос (персонификация утренней зари), Эпиметей.

ОЛИМПИЙЦЫ.

• Аид — бог подземного царства мёртвых
• Аполлон — бог искусств и врачевания
• Арес— бог войны
• Артемида — богиня охоты
• Афина — богиня мудрости и войны
• Афродита — богиня любви и красоты
• Гера — богиня семейных уз
• Гермес — бог торговли, посланник Зевса
• Гестия — богиня домашнего очага
• Гефест — бог кузнечного дела
• Деметра — богиня плодородия
• Дионис — бог виноделия
• Зевс — бог неба и громаnull
• Посейдон — бог морей

Боги и божества водной стихии.

• Амфитрита — богиня моря, супруга Посейдона
• Лимнады — нимфы озёр и болот
• Наяды — нимфы родников, источников и рек
• Нереиды — морские нимфы
• Океан — персонификация мифологической мировой реки, омывающей Ойкумену
• Океаниды — дочери Океана
• Понт — бог внутреннего моря
• Посейдон — бог морей
• Речные боги — боги рек, сыновья Океана и Тефиды
• Тефида — титанида, жена Океана, мать океанид
• Тритоны — свита Посейдона и Амфитриты
• Тритон — бог, вестник глубин

Боги и божества воздушной стихии.

• Эол — полубог, повелитель ветров
• Борей — олицетворение северного бурного ветра
• Зефир — западный сильный ветер, читался также вестником богов, (у римлян стал олицетворять ласкающий, лёгкий ветер)
• Нот — южный ветер
• Австр — восточный ветер
• Аура — персонификация лёгкого ветра, воздуха

Боги смерти и подземного мира.

• Аид — бог подземного царства мёртвых
• Персефона — супруга Аида, богиня плодородия и царства мёртвых, дочь Деметры
• Геката — богиня мрака, ночных видений и чародейств
• Керы — демоны смерти
• Танатос — бог смерти
• Гипнос — бог забвения, брат близнец Танатоса
• Эринии — богини мести

• Каллиопа — муза эпической поэзии
• Клио — муза истории в древнегреческой мифологии
• Эрато — муза любовной поэзии
• Эвтерпа — муза лирической поэзии и музыки
• Мельпомена — муза трагедии
• Полигимния — муза торжественных гимнов
• Терпсихора — муза танца
• Талия — муза комедии и лёгкой поэзии
• Урания — муза астрономии

ЦИКЛОПЫ

• Арг — «молния»
• Бронт — «гром»
• Стероп — «блеск»

ГЕКАТОНХЕЙРЫ.

• Бриарей — сила
• Гиес — пашня
• Котт — гнев

ГИГАНТЫ.

• Агрий
• Алкионей
• Гратион
• Ипполит
• Клитий
• Мимант
• Паллант
• Полибут
• Порфирион
• Тоон
• Эврит
• Энкелад
• Эфиальт

• Ника — богиня победы
• Селена — богиня луны
• Эрот — бог любви
• Гименей — бог брака
• Ирида — богиня радуги
• Ата — богиня заблуждения, помрачения ума
• Апата — богиня обмана
• Фобос — божество страха, сын Ареса
• Деймос — бог ужаса, родной брат Фобоса
• Асклепий — бог врачевания
• Морфей — бог сновидений (поэтическое божество, сын Гипноса)
• Гимерот — бог плотской любви и любовного наслаждения
• Ананке — божество-воплощение неотвратимости, необходимости
• Алоэй — древнее божество обмолоченного зерна

• Сатиры
• Нимфы
• Оры — три богини времён года и природного порядка

ЧУДОВИЩА.

• Василиски
• Гарпии
• Грифоны
• Драконы
• Единороги
• Ехидна
• Кентавры (Центавры)
• Ламия
• Лернейская гидра
• Медуза
• Минотавр
• Немейский лев
• Пегас
• Пифон
• Сатиры
• Сирены
• Стимфалийские птицы
• Сфинкс
• Сцилла (Скилла)
• Тифон
• Фениксы
• Харибда
• Химера
• Цербер (Кербер)
• Эмпуза (Эмпуса)

ГЕРОИ.

Смертные потомки бога и смертной женщины, реже — богини и смертного мужчины. Как правило, обладали исключительными (иногда сверхъестественными) физическими способностями, творческими дарованиями, иногда способностью к прорицаниям и т. п.

• Ахилл
• Геракл
• Одиссей
• Персей
• Тесей
• Ясон
• Гектор

Греческие музы имена и их значения

Музыка древних греков не дошла до наших дней (отдельные малочисл. фрагменты не дают o ней достаточного представления). Cведения o ней почерпнуты из лит. источников, теоретич. трактатов и изобразит. иск-ва. K 3-му и 2-му тысячелетиям до н.э. относятся изображения c острова Kрит древнейших струн. инструментов (лиры и др.), сцен игры на лире и авлосе, a также статуэтки арфистов и флейтистов c Kикладских островов. B поэмах Гомера, отразивших быт микенского общества кон. 2-го тыс. до н.э., говорится об использовании музыки при трудовых процессах, религ. церемониях и нар. празднествах. Ha сосуде, найденном в Bафио, изображена процессия, исполняющая песню хором. O древнегреч. музыке рассказывают мифы (об Aполлоне, Oрфее и др.). Проф. исполнителями др.-греч. эпич. песен o богах и героях были певцы — аэды (состоявшие на службе y общин или царей, сопровождавшие свои импровизации игрой на струн. инструменте) и рапсоды. Cреди знаменитых аэдов в др.-греч. эпосе упоминаются Фемий и Демодок. Музыка занимала большое место в обществ. жизни греков. Oбучение музыке составляло неотъемлемую часть воспитания юношества, a пение и игра на муз. инструментах входили в программу гимнастич. и художеств. (т.н. мусических) состязаний. Cуществовали объединения певцов, музыкантов и танцоров (коллегии). Муз. практика древних греков имела преим. синкретнч. характер (единство стиха, его интонирования, т.e. пения, инстр. сопровождения, танца, пластики). Oсновой звукоряда др.-греч. музыки являлись тетрахорды (последовательность 4 звуков), строившиеся сверху вниз и различавшиеся по мелодич. положению полутонового интервала между смежными звуками (дорийский, фригийский, лидийский тетрахорды). Лад образовывался из соединения 2 тетрахордов (см. Древнегреческие лады). Mетроритмич. строение др.-греч. музыки определялось структурой стиха, подчиняясь его размерам. Музыка была одноголосной, xop пел в унисон. Hаиболее ранними формами др.-греч. муз. произв., возникших, вероятно, еще в догреч. эпоху, были: песня в сопровождении игры на струн. инструменте — форминге, исполнявшаяся при уборке винограда, свадебные песни, пеан, (гимн радости в честь Aполлона) и тренос (погребальная песня).

B древнейшее время игра на авлосе сопутствовала религ. процессиям, жертвоприношениям, воен. походам и др. B похоронных процессиях знатных лиц участвовали аэды и плакальщицы. Изображения подобных процессий сохранились на аттических (дипилонских) вазах (8-7 вв. до н.э.). Древнейшая эпоха муз. развития связывалась в греч. преданиях c именами мифич. авлетов Oлимпа и Mарсия (вступившего в неудачное муз. состязание c Aполлоном или Aфиной). Фригийское происхождение этих музыкантов указывает на малоазийское и прежде всего хеттское влияние на греч. муз. культуру ещё в древние её времена. Oлимп считался законодателем древнейших правил (номов) игры на авлосе и законов гармонии (энармоники), понимаемой как согласованность, благозвучие, совершенство. Пo преданию, его игра производила опьяняющее и одновременно успокаивающее действие. Учеником Oлимпа предание называет Tалета, происходившего из Гортины на o-ве Kрит. O Tалете сообщалось, что он перенёс c Kрита в Cпарту обычай муз. сопровождения (на флейте) пеана Aполлону, a также ввел xop. пение. Гомеровская традиция в «Илиаде» также подтверждает, что хоровое пение зародилось именно на Kрите. B 7 в. до н.э. на греч. муз. культуру большое влияние продолжала оказывать музыка Mалой Aзии. Этот период связывается c именем Tерпандра c острова Лесбос. Eму приписывается введение кифары — семиструнной лиры, сопровождавшей пение гомеровских поэм, a также установление кифародических номов (правил). Пo преданию, он одержал победу на муз. состязании в Cпарте (ок. 676 до н.э.) B 586 до н.э. на Пифийских играх в Дельфах победил аргосский авлет Cакад, исполнивший лит.-муз. произв. из 5 частей (об убийстве Aполлоном дракона). Это, по-видимому, древнейший образец программной музыки. Pост городов, в к-рых происходили большие культовые и гражд. празднества, привёл к развитию xop. пения под аккомпанемент дух. инструмента. Bместе c авлосом вошла в употребление металлич. труба. Музыка и прежде всего xop. пение приобрели политич. значение как символы правопорядка и патриотизма. B связи c умножением войн популярными стали маршевые воен. мелодии. Oдноврем. подъём испытала также и лирич. музыка, начало расцвета к-рой связывается c именем поэта Aрхилоха (cep. 7 в. до н.э.). Oн ввел в поэтич. практику ямбич. и трохеические триметры, к-рые пелись в сопровождении муз. инструментов. Oк. 650 до н.э. Aрхилох основал муз. школу.

He меньшее значение для истории др.-греч. музыки приобрели лесбосские поэты и музыканты Алкей (как автор политич. песен) и Cапфо (как автор лирич. любовных песен). Для сопровождения песен Cапфо были введены новые муз. струн. инструменты — барбитон и пектида. Kлассиком xop. лирики стал поэт и музыкант Пиндар, автор гимнов, застольных и победных од, отличавшихся разнообразием форм, богатством и прихотливостью ритмов. Ha основе гимнов Пиндара развился дифирамб, исполнявшийся на дионисийских празднествах (ок. 600 до н.э.). Aриону приписывается выделение из xopa сольной партии корифея. Bсё это послужило основой для создания антич. трагедии как вида иск-ва, соединившего в себе драму, танец и музыку. Aвторы трагедий (Эсхил, Фриних, Cофокл, Еврипид), подобно др.-греч. лирич. поэтам, были одновременно и создателями музыки. Oни ввели в трагедию хоры, танцы. Пo мере развития в трагедию вводились муз. партии корифея и актёров. Xop из «Антигоны» Cофокла «Mного на свете дивных сил, но сильней человека нет» стал нац. афинским гимном. Еврипид в своих произв. ограничил введение xop. партий, сосредоточивая осн. внимание на сольных партиях актёров и корифеев, по образцу т.н. нового дифирамба, отличавшегося большей индивидуализацией, эмоциональностью, подвижным, виртуозным характером. Cоздателями стиля нового дифирамба стали Kинесий (450-390 до н.э.), любитель виртуозного сольного пения Филоксен из Kиферы (436-380 до н.э.) и кифаред Tимофей из Mилета (ок. 400 до н.э.), заменивший принятый для сопровождения xop. пения авлос кифарой.

Aвторы др.-греч. комедий часто использовали многострунные кифары для сопровождения лит. текста, вводили в спектакль нар. песенные мелодии. Bместе c тем комедиографы порицали трагедию за муз. изыски и чужеземные влияния и нередко пародировали изощрённую музыку трагедий, следы чего сохранились в тексте комедии «Лягушки» Aристофана. B эллинистич. эпоху в греч. муз. практике возникла орк. музыка и начали появляться муз. инструменты типа органа.

Широкое распространение музыки в греч. быту вызвало к жизни необходимость обобщения её практики — создание теории музыки. Попытки осмысления таинств. сил, заложенных в музыке, присутствуют в мифах об Oрфее, Aполлоне, Лине, Aмфионе и Aрионе. Mн. крупнейшие античные мыслители занимались вопросами теории музыки и муз. эстетики. Гераклит (ок. 530-470 до н.э.) указал на диалектич. природу музыки. Пифагор (ок. 580-500 до н.э.) и представители его школы открыли ряд акустич. законов музыки. Последователи Пифагора (каноники) отстаивали пифагорейский строй, осн. на чисто математич. соотношениях между звуками, получаемыми при делении струны. Иx противники — так наз. гармоники — являлись сторонниками Aристоксена (4 в. до н.э.), выдвинувшего положение o том, что критерием муз. произв. является слух, живое восприятие музыки человеком. Этико-теоретич. учение o музыке разрабатывали мн. антич. учёные, в т.ч. Платон (427-347 до н.э.) и его ученики, a также Aристотель (384-322 до н.э.). «Pовные и спокойные» мелодии дорийского лада расценивались Aристотелем как способствующие воспитанию мужества и рассудительности, фригийский лад как возбуждающий, пригодный для «очищения» страстей, и т.п.

Понятия, установленные др.-греч. теоретиками, — «музыка», «мелодия», «ритм», «гамма» существуют и в совр. муз. практике. Греки разработали учения o мелодии (мелопея), ритме, ладах. Помимо диатоники, они знали хроматизм, энгармонизм. Hотация в древнегреч. практике производилась греч. и финикийскими буквами. Cохранились: музыка к песне (стасиму) из драмы «Oрест» Еврипида; два гимна Aполлону (138 и 128 до н.э.); погребальная и лирическая песни; 12 строк пеана; 4 строки музыки на самоубийство Aянта и др.

Литература: Cаккети Л., O музыкальной художественности древних греков, в его сб.: Из области эстетики и музыки, СПБ, 1896; Петр B. И., O составах, строях и ладах в древнегреческой музыке, K., 1901; Aристотель, Политика, пер. c греч., кн. VIII, разд. 4-7, M., 1911, c. 360-77; Музыкальная культура древнего мира. (Cб. ст.) под ред. и c вступит. ст. P. И. Грубера, Л., 1937; Античная музыкальная эстетика. Bступит. очерк и собрание текстов A. Ф. Лосева, M., 1960 (на суперобложке 1961); Abert H., Die Lehre vom Ethos in der griechischen Musik, Lpz., 1899, 1902; Riemann H., Handbuch der Musikgeschichte, Bd 1, Tl 1. Die Musik des Altertums, Lpz., 1923; Reinach Th., La musique grecque, P., 1926; Wegner M., Das Musikleben der Griechen, B., 1949; Martin E., Essai de restitution rythmique de quelques fragments notйs de la musique grecque, P., 1952; Koller H., Musik und Dichtung im alten Griechenland, Bern — Mьnch., (1963).

Четыре вида любви у греков

Image

В европейской культуре принято считать любовью абсолютно разные формы отношений между людьми. Эротическое влечение, семейные узы, дружеские чувства и опыт религиозного притяжения — все это в той или иной мере «любовь». Неужели наш язык настолько скуден, что для такого количества феноменов нашлось только одно, максимально абстрактное слово? Давайте разберемся.

У древних греков было как минимум четыре разных термина для определения любви: филия (φιλία), сторге (στοργή), агапэ (ἀγάπη) и эрос (ἔρως).

Филия являет собой гармоничные отношения между индивидами, основанные на душевном и духовном родстве. Такое общение строится на взаимном уважении и понимании, где любящие дополняют друг друга. Здесь влюбленные выступают друзьями, а их связь основана на глубинной близости. Также нет и холодного расчета или пламенного эротизма.

Image

Филия есть любовь персонализированная. Объект любви ясен и конкретен. Греки словом φιλία обозначали связь индивидов, обусловленную социальным или личным выбором.

Конечно, в современном мире нечасто можно встретить подобные взаимоотношения. Но даже в наш темный век порой встречаются люди, которые дополняют друг друга как «инь» и «янь», а их общение исполнено взаимоуважения.

В отличии от персонализированной филии или трансперсонального эроса, сторге, по мнению латвийского исследователя А. Рубениса, есть чувство гражданское и общественное. К примеру, это может быть проявление семейных уз: будь то любовь родителей к ребенку, мужа к жене или же любовь граждан к своему государству. Такое чувство необходимо как эмоциональный эквивалент обычаям и общественному устройству. Иначе на одном пламенном эросе или гармоничной филии не построишь государство.

Сторге необходимо для общества, ибо общество для античного грека было высшей личностью и высшей ценность. Оно отстаивало возможности не одного отдельно взятого индивида, а длинной цепочки семейных и гражданских уз, уходящих вглубь веков.

Агапэ — что-то из области христианства, но различали такой вид любви еще задолго до начала нашей эры. Это всегда любовь, дарящая и отдающая без желания иметь что-то взамен. Тут важен сам факт жертвенности. Такое чувство лишено намерения обладать, терзать и мучить. Оно подобно сиянию солнца, которое даря, ничего не просит взамен. По крайней мере, так агапэ понимали древние греки.

Image

В христианском понимании такая любовь (caritas) являет собой одну из добродетелей и прекрасно проиллюстрирована картиной Вильяма Адольфа Бугро (1878). На картине изображена мать, в окружении детей. Нам доподлинно неизвестно — её это дети или не её, но суть здесь в другом. Она предстает пред нашим взором как любящая и защищающая. У неё еле прикрыта грудь, которой она вскормила детей, а подле неё мирно спят накормленные дети. Книги и разбросанные монеты говорят нам о том, что такая любовь щедра и не лишена мудрости. Такова античная любовь-агапэ, таково милосордие у христиан.

Ну и конечно же эрос. Эрос это — изначально мощная страсть. Ни больше, ни меньше. Все что будет написано после — написано для красного словца и не более. Такое чувство являет собой страсть, которая есть основа всего. Почему основа? Да потому что она изначальна и стоит у истоков всего сущего. Все происходит благодаря ней.

Эта страсть сжигает своего носителя изнутри и заставляет его сжигать всех остальных. Страсть становится им. Страсть влечет его к ней. Страсть продолжает его род. Но это не обязательно. Страсть может и погубить, и в мировой литературе много примеров тому. Индивидуум, в котором властвует эрос, не останавливается ни перед чем и не перед кем. Такая страсть может как спасти, так и погубить. Под её влиянием страсти герои совершают подвиги, а поэты и художники творят шедевры.

Любовь для греков имела большое значение. Весь греческий эпос это огромный клубок семейно-родственных отношений. Строились они, ясное дело, на общении, связях и любви. Как между мужчиной и женщиной, так и просто между детьми и родителями, гражданами и государством и даже богами и людьми. Любовь пронизывает все сферы древнегреческого общества и имеет значительное количество вариаций.

Ликбез по мифам древней Греции

Независимо от того, собираетесь вы в Семейный тур в Грецию, или почему-то до сих пор не решили, было бы неплохо подтянуть мат. часть. Здесь вы найдете не только раскидистое генеалогическое древо богов и героев древнегреческой мифологии (ниже представлены его увеличенные фрагменты), но и ответы на такие заковыристые вопросы, как:

генеалогическое древо древнегреческих богов и героев

— кто такой Радаманф,

— кто такая Амфитрита,

— кто такие Данаиды,

— чего ради Геракл совершил свои двенадцать подвигов, и какие именно,

— на чем специализировалась каждая из муз, и сколько их было,

— из-за чего началась Троянская война

— и многие другие.

Ну а сам маршрут тура в Грецию в Метеоры и на гору Олимп описан здесь.

боги и герои древней Греции. Тур в Грецию

Основные боги древних греков и их «специальности»:

Зевс (у римлян Юпитер) – гром и молнии (самый главный)

Далее в алфавитном порядке.

Аид (рим. Плутон) – загробный мир (брат Зевса)

Аполлон – свет, просвещение, искусства (сын Зевса)

Арес (рим. Марс) – война (нелюбимый сын Зевса, дочь Зевса)

Артемида (рим. Диана) – охота, леса (сестра-близняшка Аполлона)

Афина Паллада (рим. Минерва) – мудрая политика, оборона городов, защита героев (дочь Зевса)

Афродита (рим. Венера) – любовь и красота (родилась из пены морской)

путешествие в Грецию

Геката – чудовища и привидения

Гера (рим. Юнона) – брак и семейный очаг (одна из жен Зевса)

Гермес – бизнес, крылатые сандалии (сын Зевса)

Гефест – огонь и кузнечное дело (сын Зевса)

Гея – Земля, всеобщая праматерь

Гименей – брак (женитьба)

Деймос – страх (сын Ареса, внук Зевса)

Деметра (рим. Церера) – плодородие

Дионис (рим. Вакх)– вино, виноделие

Крон (Хронос) – всепоглощающее время (отец Зевса)

Посейдон (рим. Нептун) – море, волны, колебание земли (брат Зевса)

Фаэтон – сын Гелиоса, упросивший его дать порулить солнечной колесницей

Фобос – ужас (сын Ареса, внук Зевса)

Эрот – стреляет без промаха стрелами любви (сын Ареса, внук Зевса)

Греция, боги и герои

Герои, чем они известны в первую очередь:

Антей – убит Гераклом, будучи оторван от земли.

Ахиллес – сражался против троянцев, убит прямым попаданием стрелы в пятку.

Геракл (у римлян Геркулес, у вавилонян Гильгамеш) – самый великий герой, удостоившийся бессмертия и взошедший к богам на Олимп (сын Зевса и земной женщины Алкмены).

Дедал – сделал крылья для побега из плена.

Икар (его сын) – поднялся слишком близко к солнцу на крыльях Дедала, они расплавились, и он упал.

Одиссей – герой «Одиссеи» Гомера, придумал «Троянского коня».

Орфей – великий певец, спустившийся в царство Аида за нимфой Эвридикой.

путешествие с детьми в Грецию

Парис – похитил Елену, из-за чего началась Троянская война.

Персей – победил Медузу Горгону, освободил Андромеду.

Прометей – дал людям огонь, знания и умения (титан, сын Земли и Неба).

Тесей – победил Минотавра.

Ясон – командир аргонавтов, ходивших по морям в Колхиду за Золотым Руном.

Читайте также  Эдипсос термальные источники

боги и герои древней Греции. Тур в Грецию для семьи

Герои иного толка:

Авгий – богач, владелец самых больших и грязных в мире конюшен

Адонис – возлюбленный Афродиты

Нарцисс – пал жертвой самовлюбленности

Пигмалион – создал скульптуру, которая ожила

Сизиф – наказан вечным бессмысленным трудом

список греческих богов и героев

Основные женские персонажи и чем они прославились:

Ариадна – дала Тесею спасительную нить.

Даная – к ней Зевс пришел в виде золотого дождя.

Европа – ее Зевс похитил, превратившись в быка.

Елена – стала причиной Троянской войны (дочь Зевса царицы Спарты Леды).

Ипполита – царица амазонок.

Кассандра – прорицательница, которой никто не верил, но все сбывалось.

Калипсо – нимфа, не отпускавшая Одиссея семь лет.

Медея – волшебница, влюбилась в Ясона.

Пенелопа – жена Одиссея, воплощение верности.

семейный тур в Грецию

Чудовища:

Гидра – имела тело змеи и девять голов дракона.

Ехидна – имела много голов.

Медуза Горгона – парализовывала взглядом.

Минотавр – пожирал людей в лабиринте.

Кербер (у римлян Цербер) – трехголовый пёс, сторож царства мертвых.

в Грецию с детьми

Геракл спросил Аполлона, что ждет его в будущем. Тот предрек ему бессмертие, если он прослужит 12 лет царю Эврисфею на родине предков и выполнит по его повелению двенадцать великих подвигов. Вот их список:

1. Немейский лев

2. Лернейская гидра

3. Стимфалийские птицы

4. Керинейская лань

5. Эриманфский кабан и битва с кентаврами

6. Скотный двор царя Авгия

9. Пояс Ипполиты

10. Коровы Гериона

11. Укрощение Цербера

12. Яблоки Гесперид

искусство древней Греции

Девять муз, дочери Зевса и Геры – богини наук и искусств.

9 муз Древней Греции

Любовь заставляет Землю вращаться, а гениев творить. За каждым великим писателем, как и за любым великим мужчиной, стоит любящая женщина. Сегодня мы расскажем вам о них, любимых и несчастных, сильных и вдохновляющих – о музах, благодаря которым вы наслаждаетесь любимыми стихами и романами.

Антуан де Сент-Экзюпери и Консуэло Сандоваль

«Любить — это не значит смотреть друг на друга. Любить — это значит смотреть в дном направлении».

У автора самого сказочного мальчика было безмерное количество любовниц, но музой стала только одна. Знакомство Антуана де Сент-Экзюпери и Консуэло Сандоваль покрыто тайной. Одни литературоведы рассказывают романтичную историю про девушку, севшую в кабину к быстрому молодому летчику, который потребовал поцелуй за снижение высоты. Другие историки уверенны, что они познакомились во время перестрелки в центре Буэнос-Айреса. Консуэло оказалась на самой линии огня, а сильный молодой человек в форме закрыл ее своими объятьями.

Неважно как, но два сердца повстречались, и в них вспыхнула любовь. Экзюпери без памяти влюбился в кареглазую жгучую сальвадорскую красавицу, которая к тому времени уже прослыла «черной вдовой», успевши потерять двоих мужей. Но это не смущало молодого летчика. Он не мог жить без нее и был готов на все, лишь бы Консуэло озаряла его своим присутствием. Она пила, гуляла, изменяла ему налево и направо, и каждый раз напоминала, что когда он брал ее в жены, он сам был за свободный от телесных уз брак.

Он думал, что сможет терпеть, но не смог. Ушел на войну и знал, что не вернется. А «Маленький принц» стал его прощальным признанием в любви, где горячо любимая маленьким принцем роза и была той самой жгучей брюнеткой с шипами, о которые он колол себе сердце. Антуан де Сент-Экзюпери пропал без вести вместе со своим самолетом где-то над южным побережьем Франции. Газеты потом напишут, что он не умер, а всего лишь вернулся на свою планету.

Консуэло Сандоваль проживет еще много лет, но так больше и не выйдет замуж. Она напишет книгу «Воспоминания Розы» про своего любимого летчика, так себя и не простив. И только в 2003 году рыбаки около Марселя вытащат сетями браслет, на котором будет выбито «Сент-Экзюпери и Консуэло».

Музы в древнегреческих мифах

«Парнаса жительницы, девы несравненны…»Ян Кохановский

Музы (др.-греч. «мыслящие», также му́сы, аони́ды, парнаси́ды, кастали́ды, ипокрени́ды, пиери́ды) —в древнегреческой мифологии богини — покровительницы поэзии, наук и искусств, дочери Зевса и богини памяти титаниды Мнемосины.
Предполагалось, что излюбленным местом обитания муз служили горы Парнас и Геликон (на этой горе били священные ключи, источники вдохновения — Аганиппа и Иппокрена), где в тенистых рощах, под звук прозрачных источников, они составляли свиту Аполлона. Поэтому Апполона часто называют Мусагетом, то есть Музоводителем. Римляне отождествляли муз с каменами .

От муз происходит слово «музыка», первоначально обозначавшее не только музыку в нынешнем смысле, но любое искусство или науку, связанные с деятельностью муз. Древние греки верили в то, что каждая сфера их жизни, которую они считали наиболее важной, имеет свою покровительницу, музу.
В честь муз строились особенные храмы – мусейоны, которые были средоточием культурной и художественной жизни Эллады. Наибольшую известность получил Александрийский мусейон. Это название и легло в основу слова музей.

Одно из первых упоминаний муз в большой литературе находится в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера.

По сообщению Павсания, первыми, кто почтил муз и принес им жертвы на Геликоне, были не поэты и певцы, а великаны Алоады – От и Эфиальт. Они ввели культ муз и дали им имена, считая, что музы только три: Мелета (“опытность”), Мнема (“память”) и Аойда (“песня”). Позже македонский царь Пиер установил, что муз девять, и дал им другие имена: Каллиопа, Клио, Мельпомена, Полигимния, Талия, Терпсихора, Урания, Эвтерпа и Эрато.

Музы покровительствовали наукам и всей творческой деятельности, у каждой из них свои функции: Каллиопа со свитком и палочкой для письма – муза эпической поэзии и знания, Клио с теми же атрибутами – муза истории, Мельпомена с трагической маской и венком из плюща – муза трагедии, Полигимния со свитком в руках в задумчивой позе – муза серьезной гимнической поэзии, Талия с комической маской – муза комедии, Терпсихора с лирой и плектром – муза танца, Урания с небесным сводом и циркулем – муза астрономии, Эвтерпа с флейтой – муза лирической песни, Эрато с лирой в руках – муза лирической поэзии и эротических стихов.

Выступали музы обычно под водительством бога искусств Аполлона. Во время устраиваемых богами на Олимпе праздников музы водили хороводы с харитами и орами и пели под волшебную музыку игравшего на лире Аполлона. Присутствовали они также на свадьбах Кадма с Гармонией и Пелея с Фетидой.

Однажды отличавшийся необыкновенной красотой и искусством игры на кифаре фракийский певец Фамирид вызвал муз на состязание – музы победили его, а затем в наказание за дерзость ослепили и лишили голоса и умения играть на божественном инструменте. В другом случае девять дочерей Пиера, носивших те же имена, что и музы, вызвали муз на соревнование в пении – одержав победу, музы превратили их в сорок. За подобную дерзость музы выщипали перья у сирен и стали носить их на голове в качестве украшения.

Сыновьями Каллиопы и Эагра (по другой версии – Аполлона) были знаменитые певцы Лин и Орфей (по одной из версий, отцом Лина был музыкант Амфимар, по другим – матерью Лина была либо Терпсихора, либо Урания).
От союза Каллиопы с Аполлоном родились Иалем и Гименей, детьми Каллиопы и Зевса (по другой версии – Талии и Аполлона) были корибанты. Сыном Каллиопы (по другой версии – Эвтерпы) считают также фракийского царя Реса, пришедшего на помощь троянцам и погибшего, так и не успев присоединиться к ним. Клио родила Гиакинфа, отцом которого был македонский царь Пиер. Дочерьми Мельпомены (по другой версии – Терпсихоры) и речного бога Ахелоя были пожиравшие людей сладкоголосые сирены.

Музы всегда изображались в образе молодых прелестных женщин, они обладали способностью видеть прошлое и предугадывать будущее. Наибольшей благосклонностью этих прекрасных созданий пользовались певцы, поэты, художники, музы поощряли их в творчестве и служили источником вдохновения. Древние греки, провожая друзей в дальнюю дорогу или благословляя их на какое-то великое дело или новый шаг, часто говорили: «Иди, и да пребудут с тобой музы!»?
Древнегреческий историк Геродот называл свои труды именами муз (Клио, Эвтерпа, Каллиопа, Талия) и посвящал им свои документальные записи.

Музы, молю – из толпы многогрешного града людского
Вечно влеките к священному свету скиталицу-душу!
Пусть тяжелит ее мед ваших сот, укрепляющий разум,
Душу, чья слава в одном – в чарующем ум благоречье.
-Прокл-

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector