Греческие скульптуры женщин

Греческие скульптуры женщин

Искусство Античности. Скульптура Древней Греции

Искусство Античности. Скульптура Древней Греции

Античные греки испытывали особую любовь к пластическим формам. У них были огромные запасы желтоватого пентелийского и белоснежного паросского мрамора, из которых они высекали шедевры скульптуры. Человеческое тело, его стройность и гибкость, вдохновляло ваятелей. Они охотно изображали людей обнажёнными или в лёгких прозрачных одеждах, под которыми просвечивает живая трепетная фигура, сливающаяся с тканью в единое целое. Многие искусствоведы считают греков самым пластически одарённым народом древности. Это хорошо видно в произведениях архаики и в периоде раннего и позднего эллинизма. Хотя именно в архаике ещё сохраняются черты варварства, где на фронтоне храма примитивная фигура Горгоны яростно сражается со страшным трёхголовым монстром. Лично мне жаль, что со временем античные скульпторы в погоне за виртуозной проработкой композиций утратили эту яркую непосредственность образов.

Начиная с седьмого века до нашей эры, в Древней Греции ставили вблизи храмов статуи обнажённых мужских фигур — куросов, которые для греков олицетворяли божественное начало. Позже появляются статуи кор — красивых женщин с подкрашенными волосами, расписанными лицами и загадочными полуулыбками. Интересно, что древние греки редко изображали внутренние эмоции на лице скульптур. Статуи кор и куросов скорее исключение.

Искусство Античности. Скульптура Древней Греции Искусство Античности. Скульптура Древней Греции Искусство Античности. Скульптура Древней Греции Искусство Античности. Скульптура Древней Греции Искусство Античности. Скульптура Древней Греции

Вслед за периодом «строгого стиля» с его аскетизмом наступает время высокой классики. В это время творят великие античные скульпторы. Римская копия греческой статуи «Дискобола» работы Мирона из Элевфери производит огромное впечатление напряжённостью скульптурных форм. Поликлет Аргосский создал много красивых пространственных композиций. Римские копии скульптур «Дорифора» и «Диадумена» — это шедевры мирового искусства. Интересно, что Поликлет Аргосский любил изображать простых людей, а не богов. Самой красивой статуей с фронтона Парфенона считается мраморная фигура «Ники». Её грудь, живот и ноги переданы в красивом пластическом движении. Под складками одежды чувствуется сильное тело молодой женщины.

Искусство Античности. Скульптура Древней Греции Искусство Античности. Скульптура Древней Греции Искусство Античности. Скульптура Древней Греции Искусство Античности. Скульптура Древней Греции Искусство Античности. Скульптура Древней Греции

Шедеврами античной скульптуры являются полулежащие фигуры «Гестии», «Дионы» и «Афродиты», группы «Деметры» и «Персефоны», «Диониса» и «Кефиса», мраморные головы коней. Тех самых коней, которые дали повод Гёте говорить о способности греков превзойти саму природу. Пристенные фигуры Парфенона замечательны ещё и тем, что тщательно проработаны не только с лицевого фасада и профилей, но и сзади, а ведь это почти никому не видно!

Искусство Античности. Скульптура Древней Греции Искусство Античности. Скульптура Древней Греции Искусство Античности. Скульптура Древней Греции Искусство Античности. Скульптура Древней Греции Искусство Античности. Скульптура Древней Греции

В Санкт-Петербурге прекрасную античную скульптуру и римские копии с греческих оригиналов можно увидеть в Эрмитаже и в собрании отдела слепков Научно-исследовательского музея Российской академии художеств. Слепки отлиты по формам, которые были сняты непосредственно с оригиналов. Поражает точность, с которой сделаны слепки, великолепно передающие всю пластику античной скульптуры. В музейных залах выставлены шедевры искусства Древней Греции: «Дискобол» Мирона, «Мальчик, вынимающий занозу» Пифагора Регийского, «Эрот», «Гермес с младенцем», «Дионис», «Афродита Книдская» Праксителя, «Апоксиомен» и «Отдыхающий Геракл» работы Лисипа.

Искусство Античности. Скульптура Древней Греции Искусство Античности. Скульптура Древней Греции Искусство Античности. Скульптура Древней Греции Искусство Античности. Скульптура Древней Греции Искусство Античности. Скульптура Древней Греции

Гипсовые статуи Леохара «Аполлон Бельведерский» и «Артемида» поражают изяществом композиционного решения. Вся мощь эллинского духа передана в динамичной скульптуре «Ника Самофракийская».

Если Вы хотите украсить свой дом профессионально выполненной копией античной статуи или скульптурной композицией на тему Древней Греции, приезжайте в Творческую мастерскую Игоря Валентиновича Селиверстова в Санкт-Петербурге. Наши специалисты работали в Академии художеств и Русском музее, создавая на заказ скульптуры и копии статуй безупречного качества.

Античное искусство. Кипр. Древняя Греция. Этрурия. Древний Рим

Коллекция античных памятников Музея относится к числу наиболее значительных в его собрании, охватывая период с конца III тысячелетия до н.э. по начало IV века. В четырех разделах новой экспозиции представлены самые интересные и характерные памятники основных художественных регионов и центров античного Средиземноморья.

Первый раздел – искусство древнего Кипра, острова, лежащего на пересечении морских и торговых путей Восточного Средиземноморья. В его памятниках нашли отражение традиции и черты самых разных культур.

Второй раздел посвящен искусству Древней Греции. Особенно разнообразна коллекция расписной керамики, начиная с самых ранних образцов – микенских сосудов XIV–XIII вв. до н.э. со скромным декором, в котором преобладают линеарные мотивы, и до краснофигурных ваз Аттики и Южной Италии IV в. до н.э., украшенных сложными многофигурными композициями, часто на мифологические сюжеты.

Третий раздел экспозиции знакомит с искусством Древней Италии, в начале I тысячелетия до н.э. заселенной многочисленными народами – латинами, умбрами, осками, певцетами и другими.

Четвертый, заключительный раздел экспозиции посвящен искусству Древнего Рима. Впервые большое место отведено предметам декоративно-прикладного искусства – сосудам из стекла и керамики, мозаикам и фрагментам фресковых росписей, декоративный рельефу и бронзовой утвари, всему тому, что наполняло и украшало повседневный быт римлян.

Первый раздел – искусство древнего Кипра, острова, лежащего на пересечении морских и торговых путей Восточного Средиземноморья (витрины №№ 12-14). В его памятниках нашли отражение традиции и черты самых разных культур. Древнейшие экспонаты представлены лепными краснолощеными сосудами конца III–начала II тыс. до н.э., а также головками идолов и статуэткой богини микенского времени с двойными кольцами-серьгами в ушах (XIII в. до н.э.). Обширна коллекция терракотовых фигурок, обычно изображавших божество. Среди них выделяются статуэтка богини с головой медведицы (VII в. до н.э.) и две небольшие плиты с фигурой стоящей богини на каждой (конец VII–начало VI в. до н.э.). Многочисленные головы некогда принадлежали статуям, изображавшим мужчин, женщин, воинов, черты их лиц – глаза, губы нередко раскрашивались, равно как и детали головных уборов или причесок. В керамике наиболее популярны амфоры и кувшины, в росписях которых преобладают геометрические мотивы – полосы и концентрические круги, исполненные черной и красной красками. Единственный образец монументальной скульптуры античного Кипра – замечательная голова бородатого бога, датируемая началом V в. до н.э. (постамент).

Второй раздел посвящен искусству Древней Греции. Особенно разнообразна коллекция расписной керамики, начиная с самых ранних образцов – микенских сосудов XIV–XIII вв. до н.э. со скромным декором, в котором преобладают линеарные мотивы (витрина № 1), и до краснофигурных ваз Аттики и Южной Италии IV в. до н.э., украшенных сложными многофигурными композициями, часто на мифологические сюжеты (витрины №№ 4-9, 19-21).

Каждый из древнегреческих сосудов имел определенное назначение: в амфоры, стамносы, пелики наливали вино или воду, которую приносили от источника в гидриях; в кратерах и диносах вино смешивали с водой (греки не пили цельное вино, считая это обычаем варваров), а затем разливали черпаком – киафом по чашам – киликам, скифосам, канфарам и ритонам. В арибаллах и алабастрах атлеты брали с собой в палестру масло, женщины хранили в них благовония, а украшения – в пиксидах и леканах. В лекифах ароматические масла ставились вокруг ложа умершего или приносились на могилу. В эпоху геометрики (IX–VIII вв. до н.э.) амфоры и кратеры могли служить надгробными памятниками. Возможно, таким надгробием когда-то был кратер с о. Мелос. Особые сосуды – так называемые треногие котлы, изготовленные из бронзы, посвящались в святилища, ими же награждались атлеты – победители в состязаниях. Подобным котлам-треножникам принадлежали фрагменты ножек, кольцевидная ручка и протомы (верхняя часть фигуры) грифонов и сирен, их украшавшие (витрина № 1)

Керамика геометрического (IX–VIII вв. до н.э.) и ориентализирующего (т.е. подражавшего восточному, от лат. orientalis – восточный; VII–VI вв. до н.э.) стилей представлена сосудами, происходящими из различных Средиземноморских центров: кратер с геральдическим изображением птиц – из Аргоса, чаши с летящими птицами – из Беотии (витрина № 2). Для Коринфа характерны небольшие вазочки, подобные арибаллу с Гераклом и львом и пиксиде с фризом животных (витрина № 3); великолепный динос с изображением сфинг расписан в одной из мастерских Родоса, а гидрия с сиренами и петухами – в малоазийских Клазоменах (витрина № 2). Вместе с сосудами экспонируется и один из немногих образцов мелкой пластики VI в. до н.э. – бронзовая статуэтка юноши (куроса) с плодом граната в руке, посвященная Аполлону (Иония) (витрина № 2).

В начале VI в. до н.э. ведущим политическим и культурным центром Средиземноморья становятся Афины. Здесь складывается и к середине столетия достигает наивысшего расцвета чернофигурный стиль вазописи – рисунок выполняется черным «лаком» по красноватой поверхности сосуда, детали процарапываются, иногда подцвечиваются пурпуром и белой краской. Среди лучших ваз этого стиля – фрагмент кратера с изображением Персея, крышка амфоры со сценой битвы (витрина № 4), амфора с изображением Геракла и Цербера (постамент). В конце VI в. до н.э. чернофигурный стиль сменяется краснофигурным, который просуществует до конца IV в. до н.э. Теперь фигуры сохраняют красноватый цвет глины, их детали исполняются черным «лаком», им же покрывается фон вокруг изображений. Во второй половине V в. до н.э. наряду с краснофигурными вазами распространены т.н. белофонные лекифы, предназначавшиеся для погребений, их росписи выполнены лаком и красками (голубой, зеленой, розовой) по белому фону и чаще всего изображают сцены у надгробного памятника (витрина № 7). Лучшие краснофигурные вазы коллекции относятся ко второй четверти – середине V в. до н.э., в их числе кратер мастера Виллы Джулия с изображением Гермеса с младенцем Дионисом (витрина № 8) и амфора с изображением Эос на колеснице – единственная в собрании Музея ваза, на которой есть подпись вазописца, ее украсившего, – «Полигнот расписал» (витрина № 7). В большинстве же случаев имена художников остаются неизвестными, и ученые дают им условные названия – «Мастер Кьюзи» (по месту находки одного из сосудов), «мастер Ликруга» (по имени изображенного персонажа), «мастер Растрепанных волос» (по характерной детали рисунка) и т.д.

Экспозицию керамики дополняют разнообразные терракоты – небольшие статуэтки, оттиснутые из глины в специальных формах, обожженные и раскрашенные. Особое распространение они получили в эпоху эллинизма (конец IV – I вв. до н.э.), а по месту первых находок в городе Танагра (Беотия) их иногда называют «танагрскими статуэтками» (витрины № 9-10). Чаще всего это изображения девушек, стоящих или сидящих в разнообразных позах, в хитонах и плащах, ниспадающих красивыми складками, и с различными предметами в руках. Нередки статуэтки юношей, детей, а также божеств, среди которых особенно популярны Афродита с Эротом. В большом количестве терракотовые статуэтки находят в святилищах, а также в погребениях, что указывает на их культовое назначение.

Коллекция греческой скульптуры Музея не велика, но содержит ряд памятников, принадлежащих к лучшим образцам античной пластики. Самый ранний – статуэтка юноши, так называемого Аполлона из Навкратиса (греческой колонии в Египте), второй четверти VI в. до н.э. (витрина № 13). В ней собственно греческий тип статуи – куроса сочетается с характерными для египетской скульптуры скованностью позы и материалом – полупрозрачным алебастром. Римская копия гермы бородатого бога, возможно Гермеса, дает представление о греческой скульптуре V в. до н.э. (постамент). Пример классической надгробной стелы – прекрасное надгробие афинского всадника (70-е гг. IV в. до н.э.), отличающееся строгостью стиля (на стене). Скульптура эпохи эллинизма представлена великолепной головой богини, исполненной в скульптурных мастерских Александрии (III в. до н.э.) (постамент), а также рядом небольших головок и торсов, преимущественно Афродиты, воспроизводящих прославленные статуи богини IV в. до н.э. (витрина № 11).

Третий раздел экспозиции знакомит с искусством Древней Италии, в начале I тысячелетия до н.э. заселенной многочисленными народами – латинами, умбрами, осками, певцетами и другими. Среди них особое место занимали этруски, чья культура, достигшая наивысшего расцвета в VII–VI вв. до н.э., оказала большое влияние на культуру и искусство Древнего Рима. Самые ранние этрусские памятники – керамика импасто (VIII–VII вв. до н.э., сменившаяся затем керамикой буккеро (VII–VI) характерного черного цвета (витрина № 15). Расписная керамика Этрурии представлена отдельными вазами, среди которых выделяются чернофигурный кратер с изображением сфинг (витрина № 15) и несколько редких для собрания Музея сосудов, расписанных в краснофигурной технике (витрина № 17). Антефиксы – декоративные плиты с фигурными изображениями мифологических существ, чаще всего Горгоны Медузы, украшали кровлю этрусского храма и одновременно были апотропеями – оберегали храм от враждебных сил (витрина № 15). Излюбленным материалом этрусских мастеров была бронза, в обработке которой они достигли совершенства; примерами тому служат миниатюрные статуэтки воинов, декоративные пластины-атташи, венчавшие ручки сосудов (витрина № 16), и превосходная бронзовая статуэтка юноши-воина (IV в. до н.э.), а также зеркала, украшенные гравировкой (витрина № 17).

Культуры других италийских народов представлены отдельными памятниками. В их числе вазы из апулийских Певцетии и Давнии и терракотовые статуэтки из Сицилии (витрина № 19).

Особе место принадлежит расписной керамике Великой Греции – греческих колоний, возникающих с VIII в. до н.э. в южной Италии. Во второй половине V в. до н.э. здесь появляются и быстро достигают расцвета мастерские краснофигурной вазописи, крупнейшие из которых располагались в Апулии. Южноиталийская керамика разнообразна по формам, иногда очень прихотливым (таков кувшинчик – эпихисис), размерам (от миниатюрных пиксид и лекифов до монументальных амфор и пелик), характеру росписей (широко используются дополнительные краски – белая, желтоватая, реже – красная, голубая, зеленая). Все сосуды предназначались для погребений, что нашло отражение в тематике их декора. Большие вазы украшены сложными многофигурными композициями на мифологические сюжеты или сценами у надгробного памятника (витрина № 20), маленькие – изображением женской головы или фигурой Эрота (витрина № 21).

С погребальными обрядами связана и керамика апулийской Канозы – простая по формам, она украшалась рельефными масками Горгоны или терракотовыми статуэтками плакальщиц, располагавшимися на пластинах ручек и на крышках (витрина № 24). К редким образцам относятся две большие фигуры плакальщиц, найденные в одной из гробниц некрополя Канозы (витрина № 22).

Четвертый, заключительный раздел экспозиции посвящен искусству Древнего Рима. Впервые большое место отведено предметам декоративно-прикладного искусства – сосудам из стекла и керамики, мозаикам и фрагментам фресковых росписей, декоративный рельефу и бронзовой утвари, всему тому, что наполняло и украшало повседневный быт римлян (витрины №№ 26-27).

Единственный образец монументальной пластики – статуя тогатуса, мужчины, облаченного в тогу, к сожалению, с утраченной головой (постамент). Подобные статуи были широко распространены в I веке.

Лучшими своими образцами представлена коллекция римского портрета. Примером т.н. августовского классицизма является портрет юноши (начало I в.), в котором обобщенность и некоторая идеализация облика сочетаются с индивидуальной характеристикой и мягкостью трактовки черт лица (постамент). Напротив, портрет императора Траяна (начало II в.) отличает графическая четкость и резкость в проработке деталей (постамент). В портрете бородатого мужчины (третья четверть II в.) во всей полноте проявились черты т.н. антониновского времени – одухотворенный взгляд полуприкрытых веками глаз, мягкая моделировка полированной поверхности лица контрастирует с богатой светотеневой игрой в передаче волос, исполненных глубокими врезами бурава (постамент). Особое место занимает надгробие женщины из Пальмиры (римской колонии в Сирии) – единственный образец искусства античной периферии (около середины II в.) (на стене). Индивидуальное начало здесь едва проступает, превалируют же плоскостность и графичность в передаче деталей.

Другой важный вид римской скульптуры – рельеф представлен в экспозиции зала рельефами саркофагов и их фрагментами (на постаментах и на стене). Со второго века, когда саркофаги получили повсеместное распространение, в тематике их декора все чаще используются мифологические сюжеты, выбор которых отражает представления римлян о смерти и посмертном существовании. Центральное место занимает овальный саркофаг с дионисийскими сценами (ок. 210 г.) – один из самых известных памятников собрания Музея. Композиции, его украшающие, в метафорической форме выражают идеи вечного наслаждения благами жизни за ее пределами. Саркофаг с изображением умершей в медальоне – пример популярных в III в. саркофагов, украшенных сценами апофеоза (постамент). В самых поздних фрагментах саркофагов, экспонирующихся в зале («История Ионы», «Поклонение волхвов» – первая четверть IV в.) (на стене), в представлениях о смерти все большее значение отводится душе, формируются новые идеалы, что делает эти рельефы памятниками уже другой, средневековой эпохи.

Секрет, который никто не скрывал. Как мир поверил в белоснежность античных скульптур

Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента

Веками археологи и реставраторы стирали цвета с древних статуй. Пришло время их вернуть

Умирающий воин. Скульптура храма Афайи. Фото: Getty Images

Умирающий воин. Скульптура храма Афайи. Фото: Getty Images

Археолог Марк Аббе, преподаватель факультета классических искусств в Университете Джорджии, был поражен, когда в 2000 году во время работы на раскопках в древнегреческом городке на территории современной Турции увидел изваяния со следами краски. Остатки красного пигмента на губах, черного на кудрях, позолоченное покрытие на руках, ногах и торсах. Веками археологи и кураторы музеев соскребали эти следы со скульптур и рельефов, прежде чем презентовать их зрителю. «Они кардинально отличались от того, что я видел в учебниках», – признается Аббе.

В любом крупном классическом музее мира посетитель видит античные греческие и римские статуи, выполненные из белого мрамора. Образ белоснежных нимф, Афродит и Амуров настолько привычен, что не вызывает сомнений. И все же он ложен: на самом деле большинство этих скульптур при создании были раскрашены цветными пигментами. Свои цвета и узоры имело все – кожа, волосы, одежда и предметы в руках; об этом свидетельствуют произведения, залежавшиеся в хранилищах и не представленные публике. Это уже не секрет, но для многих цветная жизнь классических статуй все еще становится откровением. О буйстве красок – и о том, почему мир заставили поверить в девственную чистоту античной скульптуры, – рассказывает New Yorker.

Немецкий археолог Винценц Бринкман пережил такое же потрясение, как Аббе, в начале 1980-х. Обнаружив остатки разноцветных пигментов в свете специальной лампы, он был поражен тем, что такой важный аспект, как полихромия, был исключен из представлений об античной скульптуре. Учитывая, что очень часто краски можно было увидеть и без специальных приспособлений, это был необъяснимый случай коллективной слепоты, из-за которой белизна сделалась синонимом красоты, вкуса и классических идеалов, ослепивших ученых. Или, если посмотреть иначе, «самым большим секретом, который никто не скрывал».

Наше представление о белоснежных классических изваяниях – результат ошибки и стечения обстоятельств, пишет обозреватель New Yorker Маргарет Тэлбот. Произведения, найденные западными исследователями на открытом воздухе, веками подвергались воздействию, которое стерло следы краски. Те, что были обнаружены под землей, утрачивали пигменты, когда археологи счищали слои грязи и известняка с их поверхности. Со временем, отмечает журналистка, исследователи просто убедили себя в том, что скульптура греческой и римской цивилизаций должна была быть белой, потому что это подчеркивало их разумность и отличало от «незападной» традиции – например, Египта, чьи предметы дошли до нас раскрашенными.

Скульптура Древней Греции: от Дорифора до Лаокоона

Скульптура Древней Греции сохранила образы, ставшие символом Эллады. Всем известны шедевры Дорифор, Дискобол или Геракл Фарнезе.

Архаическая улыбка: ранняя греческая скульптура

Классическое искусство Древней Греции сформировалось к V веку до н. э. До этого оно прошло долгий путь развития. В «темные века» после падения Микенской Греции эллины делали деревянные скульптуры, называемыми хоапы или ксоаны. О них известно только из свидетельств античных авторов, потому что сами деревянные ксоаны утрачены. Ксоаны часто хранились в храмах Классической эпохи, окруженные почетом к своей древности.

В последующие века эллины создают статуи из камня. К кону VII века до н. э. появляется ее новый тип, ставший шагом к классическому искусству — курос. Он представлял собой статую обнаженного юноши. Курос изображал атлета или бога. Часто на лицах куросов и кор были запечатлены улыбки.

Статуи куросов стали одним из символов Архаической эпохи Греции. Их создавали во многих городах греческого мира. Появляются первые мастера, чьи имена сохранились для истории. Например, статуя атлета, созданная аргосским мастером Полимедом. Хиосский скульптор Архерм изваял статую богини Ники. Мастера Ройк и Феодор прославились тем, что начали отливать статуи из бронзы.

Есть как монументальные скульптурные статуи Архаической эпохи, так и мелкая пластика. Например, на острове Наксос найдена статуя одного из олимпийских богов высотой 12 метров.

1 (1).jpg

Вторым типом статуй были коры — статуи девушек. Они изображались в пышной и обильной складками одежде. Искусство скульптора проявлялось в создании многочисленных складок платья.

Канон Поликлета: искусство эпохи Классики

В Классическую эпоху (V-IV вв. до н. э.) растет мастерство скульпторов. Они учатся создавать динамичные образы. Более широкое распространение, как материал, получает бронза. Мастера учатся создавать скульптурные группы. Например, Критий и Несиот создали скульптурную группу, изображающую борцов с тиранами Гармодия и Аристогитона.

Читайте также  Чем отличается статуя от скульптуры

На барельефе Трона Людовизи изображена выходящая из моря Афродита. Одежда изображенной на барельефе богини плотно облегает тело — скульптор освоил еще один прием сочетания одежды и тела.

В V веке до н. э. творили несколько мастеров, определивших направления греческой скульптуры. Во второй четверти столетия творил скульптор Мирон из Элевтер. Самая известная его работа — «Дискобол». Она изображает атлета, готовящегося метнуть диск. Статуя изображает фигура во время перехода от одного движения к другому. Мирон зафиксировал мгновение.

2 (1).JPG

Мирон создал статую аргосского атлета Лада. Этот человек одержал победу в беге, но умер от перенапряжения сразу после финиша. Хотя статуя Лада утрачена, эпиграмма неизвестного поэта описывает ее облик. Скульптурная группа «Афина и Марсий» изображает мифологический сюжет. Богиня Афина бросила флейту, на которой пыталась играть, а силен Марсий подобрал ее.

В середине V века до н. э. начал творить другой скульптор — Поликлет. В отличие от Мирона, он не создавал динамичных фигур. Он попытался разработать канон — математические отношения, опираясь на которые можно было бы изобразить идеальное человеческое тело. Уже в Античности писали, что работы Поликлета были по одному образцу.

Самая известная скульптура Поликлета — «Дорифор» (копьеносец). Также он написал трактат «Канон». В нем он изложил правила идеальной симметрии тела.

Афродита Книдская: искусство Поздней Классики

Искусство Поздней Классики отличалось от искусства Высокой. Характер изменений можно увидеть в тексте того времени — «Воспоминаниях о Сократе» Ксенофонта. Путем вопросов Сократ убеждает своего собеседника-скульптора, что его задача изображать движения души. Он должен не только достоверно изображать движения атлетов, но и эмоции на их лицах.

В скульптуре становятся популярнее рельефы. Возникает новый их тип — рельефы, украшающие тексты выбитых на камне общественных документов. Рельефы украшают посвящения, а также надгробные стелы. Надгробные стелы этой эпохи горизонтальные, а не вертикальные как раньше. Сначала на них помещали изображения двух фигур. Со временем стелы становятся более объемными, и на них может быть изображена композиция с 8 фигурами.

Надгробные стелы изображают людей и настоящие эмоции. Например, надгробная стела афинского юноши изображает его, стоящим лицом к зрителю. Рядом стоит и смотрит на него пожилой мужчина (вероятно, отец), с другой стороны плачет младший брат, а у ног — стоит собака.

Погребальная стела Аристонавта, напротив, изображает его в полном вооружении и стремящимся в бой. Искусство надгробных стел развивалось в Афинах больше столетия пока в 310-е годы до н. э. Деметрий Фалерский не запретил ставить пышные надгробия.

Теперь на первый план выходят мастера с их уникальной техникой, путешествующие между полисами. Их заказчиками чаще выступают не полисные магистраты, а частные лица.

3 (1).jpg

Больше интереса художники проявляют к чувствам человека, а не изображению его действий. Становится меньше изображений богов, но и самих божеств изображают более человечными. Одновременно скульпторы любят обращаться к теме антропоморфных аллегорий.

Один из скульпторов этого времени, Эвфранор, предложил новый канон, который был призван сменить канон Поликлета. Пересказывая его трактат, Плиний писал, что Эвфранор стремился убрать симметрию из статуи, а также делал головы и конечности длиннее в ущерб длине туловища.

Четвертый век подарил греческой цивилизации трех великих скульпторов — Скопаса, Праксителя и Лисиппа. Скопас был уроженцем острова Парос и происходил из семьи скульптора. Его сын Аристандр позже тоже продолжил династию скульпторов.

Скопас получал заказы на работу в разных частях эллинского мира — на Пелопоннесе, в Аттике, в Малой Азии. В аркадийском полисе Тегея Скопас как скульптор и архитектор руководил строительством нового храма Афины. Во время работы греческих мастеров над усыпальницей царя Мавсола в Галикарнасе Скопас создал скульптуры для восточной стороны.

Вторым из тройки великих скульпторов IV века до н. э. был Пракситель. Он был афинянином по рождению и предположительно сыном другого мастера — Кефисодота. Расцвет его творчества, как пишет Плиний Старший, пришелся на время битвы при Мантинее (362 год до н. э.). Пракситель сотрудничал с живописцем Никием, который раскрашивал его скульптуры.

Любимым материалом скульптора был мрамор, но работал он и с бронзой. Пракситель предпочитал создавать одиночные женские фигуры. В древности были популярны истории о его романе с гетерой Фриной. Скульптор создал две ее скульптуры, которые гетера посвятила в городах Дельфы и Феспии.

Пять раз Пракситель создавал статуи богини Афродиты, но о двух из них ничего неизвестно. Раньше скульпторы изображали женщин и богинь одетыми в платья. Иногда они показывали, как одежда от воды прилипает к телу. В статуе Афродиты для Феспий Пракситель изобразил богиню обнаженной наполовину.

4 (1).jpg

После этого мастер сделал еще две статуи Афродиты. Первая изображала ее одетой, вторая — абсолютно нагой. Жители островного полиса Кос предпочли приобрести у скульптора более «целомудренный» вариант. Жители другого острова, Книда, купили вторую статую. Афродита Книдская (так стали называть эту работу Праксителя) стала знаменита на весь греческий мир. Путешественники приезжали на Книд, чтобы полюбоваться на знаменитую статую. Позже царь Вифинии Никомед I предлагал гражданам Коса простить им долг в обмен на статую, но они отказались.

Оригиналы обеих Афродит утрачены. Об облике Афродиты Косской можно судить только по ее изображениям на монетах этого полиса. Афродита Книдская сохранилась в многочисленных копиях.

Второй богиней, к образу которой обращался Пракситель, была Артемида. Одна из них, Артемида Браурония, стояла в афинском храме. По обычаю афинянки жертвовали богине одежды. Мастер изобразил богиню примеряющей пожертвованный плащ.

Третьим великим скульптором IV века до н. э. был Лисипп. Он был младше Праксителя и застал не только походы Александра, но и войны диадохов. В работе Лисипп предпочитал бронзу.

Свой творческий путь он начал в Сикионе. Позже он оказался при дворе македонских царей. Он создал первые детские скульптурные портреты царя Александра. Позже он создал портрет взрослого царя Александра. После смерти царя-завоевателя Лисипп работал при дворе македонского полководца и царя по имени Кассандр.

Скульптор экспериментировал с формой и образами. Например, он создал скульптуру бога благоприятного момента Кайроса. Кайрос был изображен стоящим верхом на шаре на носке одной ноги. Чаще других героев Лисипп изображал Геракла. Статуя Геракл Фарнезе — копия оригинальной работы Лисиппа.

Из серии скульптурных портретов царя Александра, сделанных Лисиппом, особенно известна была медная статуя царя с копье в руке. О ней писал поэт III века до н. э. Асклепиад. В Пергаме была найдена мраморная голова статуи Александра, которая стала одним из самых узнаваемых изображений царя Македонии. Предположительно, это фрагмент скульптуры Лисиппа.

Умирающий галл: эллинистическое искусство

После походов Александра началась новая эпоха, когда основывались новые города, а греческие колонисты селились в новых землях. В новых условиях скульпторы меньше создают статуй божеств и мифических героев. Чаще они обращаются к образам обычных людей. Скульптурные портреты передают характеры и эмоции героев. Среди скульптур можно найти изображения жанровых сцен, увидеть людей разных возрастов. Например, статуя старого рыбака безжалостно показывает его дряблое, но некогда сильное тело.

5 (1).jpg

Одновременно с ними продолжает жить официальное искусство — статуи царей и богов, создаваемые в честь побед. Например, знаменитая Ника Самофракийская была создана скульптором в честь победы Деметрия Полиоркета над Птолемеем I.

Мастерами официального искусства были скульпторы Пергамского царства. Их работы увековечивали победы царей из династии Атталидов. Величайший из них, Эвмен II, приказал построить в честь своих побед Алтарь Зевса. На его фризе была изображена сцена гигантомахии — битвы богов против гигантов. Другой фриз Алтаря Зевса содержал сцены из жизни героя Телефа, по легенде правившего в Малой Азии.

Скульпторы чаще изображают иноземцев. Они стараются передать особенности национальных костюмов людей, которых они изображают. В Египте сохранилась статуэтка нубийского уличного певца, которая отражает его негроидные черты лица.

Скульпторы Пергама, цари которого воевали с галлами, оставили изображения умирающих врагов. Знаменитая скульптура «Умирающий галл» запечатлела последние минуты жизни варвара. На скульптуре можно увидеть детали, указывающие на его происхождение, — тип лица, прическа, гривна на шее. Другая скульптурная группа изображает галла, поддерживающего убитую им же жену и поражающего себя мечом. Он убил жену и себя, чтобы не попасть в рабство.

До Эллинистической эпохи греческие скульпторы редко изображали детей. И никогда дети не имели самостоятельного значения. Отныне мастера уделяют много внимания грамотной передаче детской анатомии. Скульптуры детей изображают во время игр — девочка играет в кости или мальчик борется с гусем. Маленькие терракотовые статуэтки того же времени изображают играющих детей, женщин за бытовыми занятиями и ремесленников за работой.

6 (1).jpg

В I веке до н. э. оригинальное искусство эпохи Эллинизма угасает. К этому времени относятся последние шедевры — родосская скульптурная группа Лаокоона и Бельведерский торс. Последний подписан именем скульптора Аполлония. Обладатель торса, бог или герой, неизвестен.

Наследие Эллады на Востоке и в Риме

Восточные области империи Селевкидов захватили кочевники-парфяне. Они основали свое государство, которое продолжило существовать до III века н. э. Хотя у них были свои традиции искусства, можно найти влияние греческой культуры на парфян.

В парфянском городе Нисе найдено много местных скульптур, в которых чувствуется влияние эллинов. Кроме них, парфянские цари проявляли интерес и к оригинальному искусству западных соседей. Сохранились мраморные статуи, по виду напоминающие аттические или пергамские. Одну из статуй считают изображением Родогунды, легендарной парфянской царевны. Если это верное предположение, то парфяне не только покупали, но и делали заказы на определенные скульптуры.

Греческие скульптуры, найденные в Парфии, небольшого размера. Это значит, что их привозили не для публичной демонстрации, а для коллекций аристократов и царей.

7.jpg

В ходе продвижения на Восток римляне знакомятся с эллинской культурой. После завоевания Греции многие образцы греческого искусства оказались в Италии. В эпоху Поздней Республики эллинские мастера работают в Италии для римских заказчиков.

Живший в Риме греческий мастер Паситель с учениками начал производство слепков, с помощью которых делали копии скульптур. В эпоху империи греческие оригиналы активно копировали. Копии статуй выставляли в домах и парках. Эти копии часто делались из другого материала и были другого размера, чем оригинал.

Тем не менее, благодаря римским копиям удалось сохранить (пусть иногда искаженный) облик утраченных статуй. Почти все работы мастеров V и IV веков до н. э. сохранились до наших дней в виде копий.

Красота

Здравствуйте! Меня зовут Ирина Калитеевская, я редактор сайта Arzamas, и мы продолжаем курс «Что такое античность».

Каждый из нас знает, как выглядела Античность. Для того чтобы ее увидеть, не нужно идти в античный зал какого-нибудь музея. Доста­точно просто посмотреть по сторонам. Например, архитектурные элементы, придуманные в Античности, можно увидеть почти в лю­бом городском пейзаже, и не важно, смотрите ли вы на венецианские палаццо или на сталинское метро. Но откуда взялись те каноны кра­соты, которые восхищают нас уже много тысяч лет? Что греки и рим­ляне считали красивым и как они украшали мир вокруг? С этими вопросами мы пришли к Вите Мухановой — филологу, автору лек­ционного курса «История античного искусства» на филфаке МГУ.

Понятие красоты в Античности было гораздо шире, чем в наше время. Понятие это включало не только статуи, картины, но и добродетели человека, его по­ступки, мысли — то есть не только эстетическую красоту в прямом смысле, но и красоту внутреннюю, нравственную. Так, например, греческий философ Сократ, не блиставший внешней красотой (что мы знаем по изобра­жениям, дошедшим до нас), обладал, по мнению греков, высшей красотой, в которой главными были внутренние, духовные и моральные, качества. И только позд­няя Античность выделяет красоту в более узком современном смысле, красоту действительно видимых вещей.

Таким же широким было понятие «искусство»: и греки, и затем римляне не раз­­личали слова «искусство» и «ремесло» (греческое tekhne, латинское ars): они могли применяться к труду, например, ученого, если результатом этого труда было то, что сделано правильно, то, что сделано согласно заранее установленным или предполагаемым принципам.

Понятия «красота» и «искусство» были связаны друг с другом в самом широ­ком смысле. Если утверждалось, что искусство должно стремиться к красоте, то только в том смысле, что всякое производство некоего объекта искусства или ремесла должно стремиться к красоте, должно стремиться к совершенству.

Для греков весьма важным было понятие космоса. Kosmos изначально имеет зна­чение первоначального порядка, упорядоченности, затем — значение кра­соты, затем — значение мирового порядка и Вселенной. Этот окружающий греков мир, «космос», был устроен так, что всё было в нем соразмерно и гар­монично. И те пропорции, та соразмерность, та гармония, которая присуща внешнему миру, для греков были главными критериями оценки красоты неза­висимо от того, что оценивалось: это могла быть статуя, это мог быть храм или постройка, это мог быть заяц, на которого предполагалась охота, это могла быть собака, которая должна была охотиться на этого зайца, и вообще что угодно.

В этой лекции мы поговорим, во-первых, о разных видах искусства, которые должны были соответствовать этим критериям оценки красоты, а во-вторых — о том, что такое для греков и римлян кра­сивое человеческое тело.

Начнем с архитектуры, ведь архитектурные каноны и формы, задан­ные Антич­ностью, сохранялись в Европе практически до самого не­давнего времени, да и до сих пор архитекторы то и дело прибегают к античным архитектурным стандартам и изобретениям, чтобы добиться ощущения некой идеальной, бес­спорной, классической красоты. Что же открыли античные архитекторы? Как, с точки зре­ния греков и римлян, должно было выглядеть красивое здание? В архи­тектуре красота — это правильные пропорции всех частей зда­ния. То, что затем в теории архитектуры будет называться словом «ордер», от латин­ского ordo — «порядок».

Что такое архитектурный ордер? Ну, прежде всего это некий порядок. Ордер — это правильное соотношение вертикальных и горизонтальных частей любой постройки, любого здания, то есть правильное соотношение несущих и несо­мых частей. Если опоры — неважно, стены это или колонны — будут тоньше, чем положено, или будут расположены не так, как положено, по­стройка рух­нет, потому что верхняя часть своей тяжестью задавит несущие части. Вот, собственно говоря, ордер — это и есть правильное, математически выверенное соотношение.

За единицу расчета должна браться мельчайшая деталь. Такой мель­чайшей деталью при строительстве храма является, судя по всему, диаметр колонны внизу. То, что человек видел в первую очередь. Нижний диаметр колонны также служил мерой для вычисления, например, пролетов между колоннами, поскольку, если колонны расставлены слишком близко или сли­шком широко, восприятие человека, который смотрит на эту постройку, иска­жается, и храм выглядит непропорционально.

Так что устойчивость — не единственное, что принимали в расчет греческие архитекторы. Конечно, важна была и сама по себе красота, то есть эффект, который здание могло произвести на зрителя.

При создании скульптуры или архитектурного сооружения греки обязательно учитывали оптическое восприятие. В архитектуре это приводит к тому, что ли­нии искривлены, колонны не параллельны: они немного накло­нены к центру. Крайние колонны всегда были чуть шире, чем остальные, потому что крайние колонны оказываются более освещенными, чем внутрен­ние, и эта освещен­ность искажает их реальные размеры. Для этого же греки делали небольшое утолщение посередине колонны: с одной стороны, оно предохраняло колонну от разрушения, потому что нагрузка несомых каменных частей была доста­точно серьезной, но в то же время оно создавало ощущение стройности и пря­мо­ты колонны.

Выработанные греками стандарты будут влиять на мировую архи­тектуру на протяжении многих столетий и даже тысячелетий. Конечно, эти каноны возникли не сразу.

Понятно, что для того, чтобы достичь совершенства, выработать каноны, про­порции, греческое искусство должно пройти период. Примером таких попыток могут служить храмы, которые находятся на юге Италии, в горо­де Пестум — это бывшая греческая колония, которая называлась Посей­донией. Там сохранились три храма разной степени сохранности, которые демонстри­руют еще несовершенный порядок соотношения колонн и несомых частей, несо­вершенный ордер: они кажутся немного толстоватыми, пузаты­ми и при­земистыми. И в качестве примера уже совершенной греческой архите­ктуры мы можем привести Парфенон на афинском Акрополе, главный храм Афин, посвященный главной богине — покровительнице города, Афине. В Парфе­ноне колонны выше и стройнее, чем в архаических храмах, высота колонны пример­но равна пяти с половиной диаметрам.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector