Греческие статуи атлетов

Греческие статуи атлетов

Искусство Древней Греции — презентация

Презентация на тему: » Искусство Древней Греции» — Транскрипт:

1 Искусство Древней Греции Рыбинская К. 10 класс

2 Эллада – так называли свою страну её жители, а себя — эллинами по имени легендарного царя – родоначальника Эллина. Позднее эту страну назвали Древней Грецией.

3 В истории мировой художественной культуры Древняя Греции вошла благодаря замечательным произведениям скульптуры и вазописи. Скульптуры в изобилии украшали площади древнегреческих городов и фасады архитектурных сооружений. По словам Плутарха (философ,биограф, гг.до н.э.) в Афинах было больше статуй, чем живых людей.

4 Курос – тип статуи юноши-атлета, обычно обнаженного. Достигал значительных размеров(до 3 метров) Куросы ставились в святилищах и на гробницах; они имели преимущественно мемориальное значение, но могли быть и культовыми образами. Куросы похожи друг на друга, даже их позы всегда одинаковы: прямо стоящие статичные фигуры с выставленной вперед ногой, руки со сжатыми в кулак ладонями вытянуты вдоль тела. Черты их лица лишены индивидуальности. Архаика.

5 Женские фигуры – коры (т.е. Девушки). Их позы однообразны и статичны. Причудливо причёсанные волосы с круто завитыми локонами, прихваченные диадемами, разделены пробором и спускаются на плечи длинными симметричными прядями. Еще одна характерная деталь: у них на всех лицах загадочная улыбка.

6 Главной темой работы скульптора был человек — самое совершенное создание природы. Особое развитие получила в Древней Греции скульптура, достигшая новых высот в передаче портретных черт и эмоционального состояния человека.

7 Древнегреческим скульпторам очень нравилось ваять статуи атлетов, так они называли людей большой физической силы,спортсменов. Самыми известными скульптурами того времени считаются: Фидий Поликлет Мирон (480 – 430 гг. До н.э.)( V в. до н. э.)

8 Фидий Зевса Олимпийского Находилась в храме Зевса Олимпийского – городе в области Элида. Фигура Зевса было выполнена из дерева и на основу с помощью бронзовых и железный гвоздей и специальных крючков крепились детали из других материалов. Лицо, руки и другие части тела были из слоновой кости — она довольно близко по своему цвету к человеческой кожие. Волосы, борода, плащ, сандалии были сделаны из золота, глаза — из драгоценных камней. Глаза Зевса были размером с кулак взрослого человека. Основание статуи имело 6 метров в ширину и 1 метр в высоты. Высота всей статуи вместе с пьедесталом составляла по разным данным от 12 до 17 метров. Самая знаменитая работа Фидия — статуя

9 Судьба пятого чуда света. Около 40 года н. э. римский император Калигула захотел перенести статую Зевса к себе в Рим. За ней были посланы рабочие. Но, по легенде, статуя расхохоталась, и рабочие в ужасе разбежались. Статуя пострадала после землетрясения во II веке до н. э., затем была отреставрирована скульптором Димофонтом. В 391 году н. э. римляне после принятия христианства закрыли греческие храмы.Император Феодосий I, утверждавший христианство, запретил Олимпийские игры как часть языческого культа. Наконец, от храма Зевса Олимпийского осталось только основание, некоторые колонны и скульптуры. Последнее упоминание о ней относится к 363 году н. э. В начале V века н. э. статую Зевса перевезли в Константинополь. Статуя сгорела при пожаре храма 425 года н. э. или в пожаре в Константинополе в 476 года н. э.

10 Другие известные работы Фидия Раненая Амазонка «Амазонка Маттеи» «Афина Лемния». Реконструкци. Дрезден. «Афина Парфенос»

11 древнегреческий скульптор и теоретик искусства, работавший в Аргосе во 2-й половине 5 века до н.э. Поликлет Поликлет написал трактат «Канон»,где впервые рассказал о том,какие формы может и должна иметь образцовая скульптура. Раненая Амазонка

12 «Дорифор» (копьеносец) Прекрасный и могучий юноша — видимо, победитель олимпийских игр, медленно идет с коротким копьем на плече. В этой работе воплотились представления древних греков о красоте. Скульптура долго оставалась каноном (образцом) красоты. Поликлет стремился изображать человека в покое. Стоящим или медленно идущим.

13 Мирон самый популярный среди скульпторов-портретистов Греции. Наибольшую славу принесли Мирону его статуи атлетов- победителей. Мирон в своем творчестве окончательно преодолел последние пережитки архаического искусства с его застылостью и неподвижностью форм. «Афина» «Марсий»

14 «Дискобол» Статую «Дискобол» Мирон создал в середине 5 веке до н.э. Перед нами прекрасный юноша, готовый метнуть диск. Кажется, через мгновение атлет распрямится и брошенный диск с огромной силой полетит вдаль. Статуе 25 веков. До наших дней дошли лишь копии, которые хранятся в разных музеях. Мирон, один из скульпторов, который стремился передать ощущение движения своим работам.

15 Античная вазопись О живописи Древней Греции можно судить по рисункам, украшающим дошедшие до нас вазы, начиная с вв. до н.э. Древнегреческие мастера создавали великое множество сосудов самого разного назначения: амфоры — для хранения оливкового масла и вина кратеры — для смешивания вина с водой лекиф — узкий сосуд для масла и благовоний

16 Основные виды греческих ваз

17 Части греческого сосуда

18 Сосуды лепили из глины, а затем расписали специальным составом — его назвали «чёрным лаком». Чёрнофигурной называли роспись, для которой фоном служил естественный цвет обожженной глины.

19 Краснофигурной называли роспись, для которой фоном служил чёрный цвет, а изображения имели цвета обожженной глины.

21 Тест 1) Какое название первоначально имела Древняя Греция: А) Элиния Б) Эллада В) 2) Какой известный философ сказала, что в Афинах было больше статуй, чем людей: А) Платон Б) Сократ В) Плутарх Г) Гераклит 3) В период архаики греки делали статуи Куросов, это тип статуи : А) Юноши-атлета Б) Женской фигуры В) Греческих Богов Г) Животного

22 4) Характерными деталями женской фигуры – коры являются: А) Наличие головного убора Б) Загадочная улыбка В) Однообразная и статичная поза Г) Ожерелье на шее 5) Главной темой работы греческого скульптора был: А) Человек Б) Зевс В) Олень Г) Природный мир 6) Одним из самых известных скульпторов Древней Греции считается : А) Микеланджело Б) Донателло В) Огюст Роден Г) Мирон 7) Самой знаменитой работой Фидия является статуя : А) Раненая Амазонка Б) Дискобол В) Зевса Олимпийского Г) Венера Милосская 8) Кто написал трактат «Канон»: А) Поликлет Б) Мирон В) Автор неизвестен Г) Фидий

23 9) Что произошло с самой известной работой Фидия статуей «Зевса Олимпийского» : А) Она была разрушена Б) Ничего, она находится в Греции В) Император Феодосий 1 приказал ее уничтожить Г) Она сгорела при пожаре в храме в Константинополе 10) Сосуд амфора был предназначен для: А) Хранений оливково масла и вина Б) Смешивания вина с водой В) Масла и благовоний Г) Хранения воды 11) В Древней Греции существовало два вида росписи сосудов, а именно: А) Чернофигурная Б) Желтофигурная В) Белофигурная Г) Краснофигурная 12) Напишите не менее двух известных работ известных скульпторов Древней Греции.

Греческие статуи атлетов

Идеал атлетической красоты наиболее полно раскрывается в значительных творениях греческой скульптуры V — IV веков до н. э., эпохи греческой классики, которая вошла в художественную историю мировой культуры как одна из непревзойденных ее вершин. К числу шедевров принадлежит бронзовая статуя Дельфийского возничего, отлитая около 470 года до н. э. Когда-то она стояла на бронзовой колеснице, запряженной четверкой бронзовых лошадей. Эту скульптурную группу посвятил богу Аполлону правитель сицилийского города Гелы в память о победе, одержанной им в гонке колесниц на Пифийских играх в Дельфах. Стройная фигура возничего в длинном хитоне, охваченном пояском, напоминает дорическую колонну. Необычайную живость придают облику юноши инкрустированные глаза. Правильный овал лица с идеально красивыми чертами и исполненный горделивого достоинства взгляд заставляют вспомнить прекрасные слова великого греческого трагика Софокла: «Много в природе дивных сил, но сильней человека нет».

Образы могучих атлетов привлекали и величайших мастеров V века до н. э.— Мирона, Поликлета и Фидия. Среди произведений Мирона особой известностью пользовалась статуя Дискобола, созданная между 460 и 450 годами до н. э.

Мирон. Статуя дискобола. Римская мраморная копия с греческого бронзового оригинала. 460 — 450 гг. до н. э. Национальный музей. Рим.

Скульптор изобразил атлета на состязаниях в момент перехода от размаха к броску. Сжав в правой руке диск, он наклонился вперед, а его рука отведена назад до предела. Кажется, через мгновение обнаженный юноша распрямится, и брошенный им диск полетит на далекое расстояние. Прекрасное тело атлета пронизано упругим и сильным движением: впились в землю пальцы правой ноги, служащей опорой телу, резко обозначились напряженные мышцы мускулистого торса и, словно тугой лук, согнуты руки. В самой позе Дискобола ощущается максимальная концентрация его физических и душевных сил. В образе Дискобола Мирон раскрыл способность человека к активному, волевому, героическому действию.

Другой выдающийся мастер Поликлет из Аргоса в своих поисках стремился найти и математически точно рассчитать самые совершенные пропорции, на основе которых может быть построено человеческое тело в скульптуре. «Успех художественного произведения, — утверждал Поликлет, — получается от многих числовых отношений, причем любая мелочь может его нарушить». Свой идеал атлета-гражданина, в котором красота тела слита с доблестью души, он воплотил в знаменитой статуе юноши, несущего копье, — Дорифора (450 — 440 гг. до н. э.).

Поликлет. Статуя Дорифора. Римская мраморная копия с греческого бронзового оригинала. 450 — 440 гг. до н. э. Национальный археологический музей. Неаполь.

Могучий атлет изображен после одержанной на состязаниях победы, в спокойной и величавой позе. Левой рукой он держит копье, лежащее на плече, и, чуть повернув голову, уверенно смотрит вдаль. Благодаря продуманной системе перекрестного равновесия приподнятых или опущенных бедер и плеч мастер сообщает позе Дорифора естественную непринужденность и жизненную убедительность.

Сдержанной мощью веет от фигуры юноши. Мужество, ясность духа и готовность к подвигу ощущаются в невозмутимом спокойствии прекрасного лица. Поликлет утверждает в своей статуе мысль о том, что каждый человек должен совершенствоваться, чтобы служить своему городу.

Вершиной классического искусства стало творчество афинского мастера Фидия, под руководством которого в середине Ч века до н. э. был создан неповторимый ансамбль храмов и статуй на вершине Афинского акрополя. Фидию принадлежал и общий замысел скульптурного убранства Парфенона. В статуях бессмертных богов и богинь на западном и восточном фронтонах храма, в рельефных изображениях на метопах и в картине народного шествия в честь Афины, запечатленного на фризе Парфенона, великий скульптор воплотил свое представление о красоте и ценности человека, которого мыслители Древней Эллады называли «калёс кагатос» — «прекрасный и доблестный». Фидий наделил богов лучшими качествами всесторонне развитых людей, и прежде всего — физическим совершенством, что в глазах эллинов было показателем общей высокой культуры человека.

Верность атлетическому идеалу сохраняли и крупнейшие скульпторы IV века до н. э. — эпохи поздней классики, когда рабовладельческие города-государства вступают в период упадка и в духовной жизни общества все больше нарастают драматические конфликты. Один из выдающихся мастеров этого времени Лисипп из Сикиона сумел приблизить свои образы к реальной действительности, показать их в более конкретной жизненной ситуации. Его статуя Апоксиомена — юноши, очищающего тело после гимнастических упражнений, — отличается и более стройными пропорциями, и сложным характером движения. Кажется, что атлет, тело которого еще не остыло от недавней схватки, переступает с ноги на ногу, а на его лице заметны следы усталости. Свободно живущая в окружающем пррстранстве скульптура требует от зрителя кругового обхода, при котором наиболее полно раскрывается пластический замысел мастера.

Апоксиомен. Скульптор Лисипп

Образ атлета, воплощающий гуманистические идеалы греческой цивилизации, проходит через всю историю античной культуры и впоследствии обретает новую жизнь в искусстве Возрождения и творчестве европейских художников и скульпторов нового времени.

Двенадцать веков продолжались древние Олимпийские игры, и двести девяносто три раза в долине Алфея собирались лучшие атлеты эллинского мира.

Схватка участников панкратия (так наз. «Борцы Уффици»). Римская мраморная копия с греческого бронзового оригинала. 250 — 200 гг. до н. э. Галерея Уффици. Флоренция.

В 394 году правитель Восточной Римской империи Феодосий I, фанатичный сторонник христианской религии, запретил «языческие» состязания. Статуи богов и атлетов-победителей были варварски уничтожены, здания Олимпии сожжены. Их руины занесло пятиметровым слоем песка, и в течение пятнадцати веков об этом городе почти не вспоминали.

Только в XIX веке, когда французские, а вслед за ними немецкие археологи раскопали руины Олимпии, проснулся интерес к величайшему атлетическому фестивалю античного мира. В мраморных и бронзовых статуях атлетов, сохранившихся до наших дней, словно ожили образы победителей древних Олимпиад.

Историки и филологи собрали по крупицам все, что рассказывали об играх их современники — писатели, поэты и путешественники Древней Греции и Древнего Рима, искусствоведы изучали изображения на греческих расписных вазах и монетах, где запечатлены атлетические сюжеты. Так из мглы забвения заново родились Олимпийские игры. И когда в день открытия современных Олимпиад спортсмены всех стран в торжественном марше проходят по стадиону, первой по традиции идет делегация Греции, страны, где атлетика двадцать пять веков тому назад достигла удивительного расцвета, страны, подарившей человечеству Олимпийские игры.

70577 (Образ атлета в греческой скульптуре), страница 3

Документ из архива «Образ атлета в греческой скульптуре», который расположен в категории «курсовые работы». Всё это находится в предмете «культура и искусство» из раздела «Студенческие работы», которые можно найти в файловом архиве Студент. Не смотря на прямую связь этого архива с Студент, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе «курсовые/домашние работы», в предмете «культура и искусство» в общих файлах.

Онлайн просмотр документа «70577»

Текст 3 страницы из документа «70577»

Если смотреть на Дискобола, как «на опыт формальной конструкции»[ 0 ], покажется совершенно естественным, что в лице нет выражения, соответствующего изображенному действию. «Идеально правильные черты, выражающие безмятежное спокойствие»[ 0 ]. Весьма показательно, что гипсовый слепок с головы Lancelotti до его отожествления с этим типом, принимался за голову спокойно стоящей фигуры[ 0 ]. Нельзя утверждать, что отвлеченный характер головы выдержан художником преднамеренно, так как в эпоху Мирона, и Мирон сам, были в состоянии передать в чертах лица душевное волнение. В данном случае, «индивидуализация выражения головы не соответствует общему тону отвлеченности композиции»[ 0 ]. Мирон не сделал даже попытки передать сильное нервное напряжение метателя диска в момент броска. Он создал «идеальный образ мужской красоты, канон «атлета в движении», подобный тому, какой мы встретим в «Дорифоре» Поликлета (канон «атлета в покое»), и в этом каноне привходящее и личное должно быть отброшено»[ 0 ]. Помимо этого, в представлении греков той поры эмоциональное напряжение, душевные переживания, находящие выражение в искаженных чертах лица, свойственны только варварам, тогда как признаком цивилизованного грека является умение сохранять спокойствие и невозмутимость во всех жизненных ситуациях.

И в других своих произведениях Мирон стремился раскрыть все богатство и разнообразие движений человека. Стремясь к единству гармонически прекрасного и непосредственно-жизненного, он освободился от последних отзвуков архаической условности.

Мирону приписывают также Диадумена – статую атлета, надевающего повязку. Фигура его показана так же развернуто между двумя плоскостями, как и дискобол[ 0 ]. Юноша стоит, опираясь на правую ногу и отставив левую в сторону; голова его повернута к правому плечу и наклонена в момент надевания повязки[ 0 ]. Скульптор «нашел выразительную линию контура; энергичное движение головы замкнуто встречным движением поднятых рук»[ 0 ]. Статуя отличается от статуи Диадумена работы Поликлета «более удлиненными пропорциями и некоторой плоскостностью, иным ритмом построения тела»[ 0 ].

Новаторство Мирона заключается в том, что он одним из первых мастеров греческого искусства сумел передать в скульптуре ощущение движения[ 0 ]. Он в своем творчестве окончательно преодолел последние пережитки архаического искусства с его застылостью и неподвижностью форм. Правдивое впечатление движения в искусстве Мирона складывается благодаря единству простых и легко воспринимаемых жестов, которые передают различные моменты реально движущейся фигуры. Фигура «Дискобола» передает огромное внутреннее напряжение, которое сдержано внешними формами скульптуры, упругими замкнутыми линиями. Сложную позу напрягшегося для броска атлета он передал живо и убедительно. В образе атлета Мирон раскрывает способность человека к активному действию. Если Мирона увлекала проблема правдивого и убедительного изображения движения, то Поликлет ставил перед собой совсем иные задачи. Создавая статуи спокойно стоящих атлетов, он стремился найти идеально правильные пропорции, на основе которых может быть построено человеческое тело в скульптуре. В своих поисках он шел от внимательного изучения жизни. Созерцая фигуры обнаженных атлетов, скульптор обобщал свои впечатления и, в конечном счете, создал художественный образ, который стал своеобразной нормой и примером для подражания в глазах граждан города-государства.

Говоря о скульптуре второй четверти V века, нельзя не отметить выдающегося мастера Поликлета. Он был наиболее ярким выразителем эстетических идеалов того времени – им был создан «монументальный типизированный образ атлета-гражданина»[ 0 ]. Именно его мастерство, его образ гармонично развитого человека воспринимается как наиболее типичный и выразительный образ всей античной классики, «как эмблема классического реализма»[ 0 ]. Потому что основной темой искусства Поликлета стала в большей степени героическая атлетика живого и реального человеческого тела. Именно эти человечески красивые нравы в прекрасных органических образованиях передавал Поликлет в своих статуях. Поэтому знакомство с его искусством показывает один из лучших примеров образа греческого атлета V века до н. э.

Основную задачу Поликлета составляло создание образа героически-прекрасного человека, исполненного сдержанного напряжения жизненных сил. Для современного зрителя такая тема может показаться несколько узкой, но для античного грека, привычного к тому, что человек был практически единственным объектом изображения, творчество мастера отнюдь не казалось однообразным и монотонным.

Следует отметить, что в эпоху классики художественный образ человека складывается во всей его полноте. В основе его лежит систематическое, упорядоченное представление о человеке, имеющее общегреческое значение. Тело человека подвергалось внимательному геометрическому изучению, и были установлены правила пропорционального соотношения его частей. В основу исчислений был положен модуль: высота головы для расчета высоты всей статуи, длина кисти, длина фаланги пальца для целого ряда построений пропорций. Все эти исчисления имели совершенно определенную цель: художники создавали абсолютные правила построения идеальной и совершенной фигуры человека, кем бы он ни был – реальным гражданином полиса, мифологическим героем или богом.

В выборе сюжета он следовал традициям пелопоннесской школы, в которой тип куроса был особенно популярным. Созданные Поликлетом фигуры атлетов «полностью утратили черты жесткости и скованности, его статуи свободно вписаны в пространство, неотъемлемую часть которого они собой представляют»[ 0 ]. В дорийской Олимпии с ее трехсотлетней традицией физической культуры он должен был чувствовать себя как дома. Он смотрел на игры, особенно на борьбу, изучал структуру нагих тел и механику их движений; и это наблюдение в совершенстве натренированных атлетов разного возраста, но всех гармонически развитых, наводило молодого художника на размышления о законах красоты, которая выражена в здоровом юношеском теле борца и которая основывается на нормальных для человеческого организма пропорциях его частей. Он созерцал тела и думал о том, «как в живом организме проявляются законы простых чисел и их гармонических соотношений»[ 0 ]. В то же время, подобно многим дорийским скульпторам, Поликлет не ставил своей целью передачу бурного движения или перехода человеческого тела из одного состояния в другое. Выдающийся мастер, он искал свои, совершенно оригинальные пути в искусстве. Поликлет поставил перед собой совершенно иную задачу – выработать канон, такие определенные математические соотношения, на основе которых можно построить идеальное человеческое тело. По свидетельству Филона, Поликлету приписывалось изречение: «Успех зависит от многих числовых соотношений, причем всякая мелочь имеет значение»[ 0 ]. В отличие от Мирона его младший современник Поликлет обычно изображал спокойно стоящего человека[ 0 ].

Поликлета, прежде всего, интересовало «не содержание образа, а проблема формы»[ 0 ] той или иной статуи. Он стал одним из первых в древности теоретиков изобразительного искусства, создав свод правил, устанавливавших нормативные пропорции тела атлета. Он совершенно точно рассчитал, что «массивная, спокойно стоящая фигура создаст впечатление мощи, силы, душевного равновесия и уверенности в своей непобедимости»[ 0 ]. Поликлет математически точно рассчитал размеры всех частей тела и их соотношение между собой. За единицу измерения он принял рост человека[ 0 ].

Поликлет написал теоретический трактат под названием «Канон», в котором нашли отражение теоретические положения скульптора. Он изложил свои мысли о наиболее гармоничных пропорциях человеческой фигуры, как бы установленных для нее самой природой. По сообщению древнего автора, Поликлет «вычислил отношения пальцев между собой, всех пальцев к кисти руки, кисти к предплечью, предплечья к плечевой части руки и вообще всех членов тела одного к другому»[ 0 ].

Читайте также  Температура воды в греции в мае

Головы греческих статуй, как правило, мало индивидуализированы, приведены к немногим вариантам общего типа, но этот общий тип обладает высокой духовностью[ 0 ]. В греческом типе лица торжествует идея «человеческого» в его идеальном варианте. Для лица Поликлет установил деление на три части — лоб, нос и нижнюю часть, которые должны были иметь одинаковую длину[ 0 ]. Высота головы (расстояние от подбородка до темени) должна была составлять одну седьмую часть всей фигуры. Правильный, нежный овал. Прямая линия носа продолжает линию лба и образует перпендикуляр линии, проведенной от начала носа до отверстия уха (прямой лицевой угол). Продолговатый разрез довольно глубоко сидящих глаз. Небольшой рот, полные выпуклые губы, верхняя губа тоньше нижней и имеет красивый плавный вырез наподобие лука амура. Подбородок крупный и круглый. Волнистые волосы мягко и плотно облегают голову, не мешая видеть округлую форму черепной коробки.

Поликлет усовершенствовал так называемый принцип контрапоста, который сводился к переносу тяжести на одну ногу.

Статуи Поликлета не сохранились, и судить о них мы можем только по копиям. Но есть все основания считать, что эти статуи создавались как образцовое изображение образцового гражданина – атлета и воина. Как некий сплав всех положительных признаков этого абсолютно положительного образа, настолько правильного, что никакой индивидуальной черточки в такой статуи присутствовать не могло. Это олицетворение математически выверенного идеала, достойный — победитель врагов и соперников, каждая мышца которого, каждая черта лица, каждый завиток волос – часть идеальной системы человеческого тела. В равной мере совершенны физическое и духовное состояние этого героя-гражданина.

Созданные Поликлетом фигуры атлетов пользовались громкой славой в древности. Они полностью утратили черты жесткости и скованности, его статуи свободно вписаны в пространство, неотъемлемую часть которого они собой представляют.

«Одним из самых ранних произведений в атлетическом жанре»[ 0 ] Поликлета считается статуя Киниска, юного атлета из Мантинеи, победителя в соревнованиях кулачных бойцов на Олимпийских играх[ 0 ]. Время ее создания — 60-е гг. V в, до н. э. Поликлет изобразил олимпийского победителя в тот момент, когда он увенчивал свою голову[ 0 ]. Киниск представлен получившим и осуществляющим присужденную ему награду за победу. В этой статуе дано спокойное положение тела, после того как оно потрудилось в борьбе. Мантинейский мальчик- победитель спокойно стоит на левой ноге, отставив правую и склонив направо голову под надеваемый венок. Вся его стройная и широкоплечая фигура замерла в этом успокоительном, замирающем движении. Ослабленные мускулы тела вместе с пассивным наклоном головы создают впечатление медлительности. «Композиция статуи и здесь центростремительна, замкнута, спокойна»[ 0 ]. Тело мальчика вылеплено большими жесткими плоскостями и наглядно обозримо. Весь упор фигуры — на левой ноге, все ее движение – в правой руке и встречном наклоне головы. Правая согнутая нога и левая повисшая рука совершенно ослаблены и подчинены силе притяжения. Их уравновешивает рука, поднятая с венком. Здесь впервые встречаются принципы крестообразного соответствия подобных друг другу моментов: левая – правая, верх – низ. Образуется тот естественный для живого тела и сложный для скульптурной массы баланс, который так долго не давался ваятелям стоящих фигур[ 0 ]. Таким образом, уже в ранней бронзе Поликлета обнаруживается та особенность постановки фигуры, опирающейся на нижнюю часть лишь одной ноги. Эта постановка есть достижение нашего мастера, завоеванное после долгого ряда предшествовавших ему опытов пластической передачи спокойно стоящего тела.

Голова Киниска моделирована по-старинному резко. Волосы отделены от лица, как шапочка, брови проведены схематично — острыми линиями. Однако резкость деталей совершенно забывается при просмотре фигуры юного Киниска. Общее впечатление – успокоительная гармония. Мальчик-атлет совершенно безмятежен, хотя как будто и грустен. Он только что покинул палестру, где ему удалось одолеть своих сверстников в тяжелой борьбе. Тело его еще покрыто маслом, которым он натерся для скользкости кожи. «Судьи вручили ему венок победителя, и он возлагает его на голову»[ 0 ]. Этот жест лауреата прост и скромен. Киниск не принимает гордой и парадной позы, не реагирует на приветствия и поздравления окружающих[ 0 ]; вероятно, он сейчас даже не думает о том, что его победа прославила родной его город Мантинею. Он просто устал и дает отдых натруженным мускулам.

Конечно, в этой статуе видны недостатки — Поликлет был тогда еще молод, ему было каких-нибудь двадцать лет с небольшим. Мальчик слишком замкнут в себе, эгоцентричен. Его тело одиноко в пространстве. Такое произведение свидетельствует об особом настроении художника. Очевидно, Поликлет в эту раннюю эпоху своей жизни был узким индивидуалистом. Он изучал только отдельно стоящее тело, никак не связанное с окружающей жизнью. Погруженный в себя, в свои теоретические проблемы, он, должно быть, не замечал, что окружающую его толпу двигают общие интересы, и обособленный индивид — это еще не все. Он не чувствовал связи и обусловленности явлений жизни и выделял из нее отдельные образы, интересные для него своей законченностью[ 0 ].

Однако со временем подобные недостатки были преодолены. Он остался серьезным и несколько строгим художником, но научился быть общительнее. Столичная жизнь сделала его «более цивилизованным: он уже не провинциал, он эллин»[ 0 ].

Идеалы в скульптуре Древней Греции. Мирон «Дискобол», Фидий «Афина-дева в Парфеноне», Александр «Афродита Милосская», «Ника Самофранкийская»

Древнегреческая скульптура является совершенным созданием античной культуры, во многом до сих пор сохраняет значение нормы и образца. Современные представления о греческой скульптуре неполны, многие памятники были разрушены, поэтому судить о них остается только по копиям римских мастеров. Прежде чем достичь совершенства, искусство скульптуры в Древней Греции прошло долгий путь: 3 периода: архаический , классический, и эллинистический . Классика – эпоха высшего расцвета древнегреческого искусства. Именно в этот период получили развитие все виды искусства, работали величайшие драматурги, архитекторы, скульпторы. Периоды: 1) Архаика. Греческие города часто вели войны, от защитников требовались мужество, решительность, внутренняя невозмутимость. Эти качества становятся главными и в искусстве скульптуры. Скульптура — двумя типами фигур: А) обнаженного юноши – куроса(Статуи куросов, («архаическими Аполлонами») , — высота достигала трех метров. Куросы были всегда молодыми, безбородыми и длинноволосыми, с резко подчеркнутой мускулатурой). Статичны, строго симметричны и фронтальны, в одинаковых позах, с выставленной вперед ногой, руки вытянуты вдоль тела со сжатыми в кулак ладонями, «архаическая улыбка» на лицах, связь с египетской скульптурой. Б) задрапированной в длинные одежды девушки – коры.(одеты в хитоны, на головах у девушек причудливые прически). Цель искусства – создание красоты, которая равнозначна добру, равнозначна духовному совершенству человека. 2) Классика — выдающиеся скульпторы – Фидий, Мирон и Поликлет. Мирон (500-440 гг. до н.э.) – прославленный греческий скульптор Афин (ни одна скульптура Мирона не дошла до нашего времени в оригинале, но осталось много копий его произведений). Мирон был великим мастером работы в бронзе. А копии выполнялись преимущественно в мраморе). Самая знаменитая его скульптура – «Дискобол». Первый греческий скульптор, сумевший передать фигуру человека в момент быстрого движения. Идеализация. Лицо бесстрастно, статично, лишено индивидуализации. Вехой в истории греческой скульптуры стало стремление к правдивому изображению живой движущейся фигуры. Дискобол (иначе метатель диска) запечатлен в то мгновение, когда, откинув назад руку с тяжелым диском, он уже готов метнуть его вдаль. Мирон изобразил не самое движение «Дискобола», а краткий перерыв, мгновенную остановку между двумя мощными движениями: замахом назад и выбросом всего тела и диска вперед.

Поликлет (около 480 г. – конец Vвека до н.э.) — младший современник Мирона (в Афинах). Также создавал статуи атлетов-победителей на состязаниях (в бронзе). И так же, как у Мирона, сохранились только копии его скульптур. Наибольшую славу принес Поликлету его Копьеносец («Дорифор»)бронзовая статуя победителя в метании копья.Определил законы пропорций идеальной человеческой фигуры .(ступня равняется одной шестой высоты, голова – одной седьмой, лицо и кисть руки – одной десятой, так называемый греческий профиль являлся частью канона древнегреческой скульптуры). Человеческая фигура дана в медленном шаге с упором на одну ногу (хиазм). Идеализация, бесстрастность. Отсутствие психологизации и индивидуализации. Копьеносец поражает выражением покоя и внутренней силы в совершенном физическом облике. Это изображение народа, который бы сумел биться, если бы ему понадобилось отстаивать свои блага. Но пока что копье на плече Дорифора лежит праздно. В скульптурах Мирона и Поликлета воплощен не портрет конкретного человека, а изображение некоего человеческого типа. 3) Эллинизм Скопас–древнегреческий скульптор IVвека до н.э., представитель поздней классики. (работал для многих городов Греции и Малой Азии). Как архитектор и скульптор принимал участие в создании Мавзолея в Галикарнассе. На смену обобщенно-идеальным, внешне и внутренне устойчивым персонажам Фидия, Мирона и Поликлета приходит искусство более экспрессивное, выражающее напряженную душевную жизнь как изображенного персонажа, так и самого автора. Разрушил благородный, бесстрастный идеал Фидия. Интерес к внутреннему состоянию человека. Выражение сильных, страстных чувств. Драматизм. Экспрессия. Изображение энергичного движения.РаботыСкопаса далеки от классического обобщенного представления о внешнем образе воина и гражданина, но создает остро-выразительный образ и раскрывает внутреннее состояние конкретного человека. Самое полное представление о стиле Скопаса дает его «Менада» («Вакханка»). Мчится неистовая спутница Диониса с ножом в правой руке и растерзанным козленком на левои плече. Такого порыва чувства и вихря движения не знала греческая пластика. Тело менады двигается одновременно во все стороны. Искусство Скопаса проникнуто драматическим пафосом. В образах скульптора раскрывается мир сильных душевных чувств, борьба страстей. Душа человека становится все более интересна деятелям искусства. Скопас – разрушил благородный, бесстрастный идеал Фидия. Веками греки считали, что открыто обнажать свою боль – некрасиво. Скопас стал мастером пафоса – страсти, страдания. Его главный интерес – в изображении людей и богов в момент аффекта, потрясения, ему необходимо показать борьбу эмоций. Драматически-напряженное искусство Скопаса оказало заметное влияние на Лисиппа и мастеров последующих поколений. Чувств с каждым новым периодом в греческой скульптуре прибавлялось. Лисипп – древнегреческий скульптор второй половины IVвека до н.э., придворный скульптор Александра Македонского. Сам себя считал «учеником Дорифора». создал новый образ юноши-атлета. В его статуеАпоксиомена (юноши, очищающего тело от песка) подчеркнута не гордость победителя, а его усталость и взволнованность после состязаний. Агесандр — статуя богини любви Афродиты (середина II в. до н. э.), из белого мрамора. Всемирно известная скульптура Венеры Милосской, выставленная в Лувре, — эталон женской красоты – не имеет, к сожалению, обеих рук (из белого мрамора, было найдено на южном греческом острове Милос в 1820 году, отсюда и название – Милосская (пропорции: 86х69х93 при росте 164см.). Руки её были утрачены уже после находки, в момент конфликта между французами, которые хотели отвезти её в свою страну, и турками (владельцами острова), которые имели то же намерение (хранится в специально подготовленной для неё галерее на 1-м этаже Лувра. Фидий — «Афина Парфенос» (др.-греч. — «Афина-Дева») — не сохранилась (внутри Парфенона – 10-метровая статуя богини Афины Парфенос (Девы) в военном облачении. В правой руке Афина держала двухметровую скульптуру богини Победы Ники. Памятник имел деревянный каркас, обнаженные части статуи Афины и целиком скульптура Ники были исполнены из слоновой кости, а одеяние и шлем Афины — из съемных листов чеканного золота. Неизвестный скульптор — НикаСамофракийская (II в. до н. э.) —мраморная скульптура богини Ники, богиня победы, найденная на острове Самотраки в 1863 г. французским консулом и археологом-любителем Шарлем Шампуазо. В том же году она была отправлена во Францию, в Лувр. Статую воздвигли жители острова Родос в память о победе, одержанной ими над флотом сирийского царя. Она стояла на отвесной скале над морем, ее пьедестал изображал нос боевого корабля. Могучая и величавая Ника в развевающейся от ветра одежде представлена в неудержимом движении вперед. Сквозь тонкий прозрачный хитон просвечивается прекрасная фигура, которая поражает зрителя великолепной пластикой упругого и сильного тела. Уверенный шаг богини и гордый взмах орлиных крыльев рождают чувство радостной и торжествующей победы. В настоящее время Ника Самофракийская находится на лестнице Дару галереи Денон в Лувре. Статуя сделана из парийского мрамора, корабль — из серого лартийского мрамора .

Итак, греки пришли от условных (однообразных по чертам и выражению лиц) куросов и кор в период архаики через классическую красоту идеальных бесстрастных героев в классический период (Фидий, Мирон, Поликлет) к интересу к передаче внутреннего мира человека в поздней классике (Скопас, Лисипп).

Многочисленные скульпторы работали в Греции в V в. до н. э. Среди них выделяются три наиболее значительные: Мирон, Поликлет и Фидий.

• — Миронв своем творчестве окончательно преодолел последние пережитки архаического искусства с его застылостью и неподвижностью форм. В середине V в. до н. э. он создал статую Дискобола юноши, бросающего диск. Сложную позу напрягшегося для броска атлета он передал живо и убедительно. И в других своих произведениях Мирон стремился раскрыть все богатство и разнообразие движений человека.

Поликлетобычно изображал спокойно стоящего человека. Особенной славой пользовалась его статуяДорифора (копьеносца), атлета-воина, воплощающего идеал прекрасного и доблестного гражданина свободного полиса (ок. 440 до н. э). Поза юноши, слегка согнувшего одну ногу и опирающегося на другую, проста и естественна, мускулатура его сильного тела передана живо и убедительно. Поликлет строил свои скульптуры по разработанной им системе математически точного соотношения частей человеческого тела. Древние греки называли статую Дорифора каноном, т. е. правилом; многие поколения скульпторов следовали ее пропорциям в своих произведениях.

В конце V в. до н. э. начинается период кризиса рабовладельческих полисов Греции. Война Афин со Спартой ослабила Грецию. Изменяется мировоззрение греков, их отношение к искусству. Величаво-возвышенное искусство V в., прославляющее героя-гражданина, уступает место произведениям, отражающим индивидуальные чувства, личные переживания. Скульптор первой половины IV в до н. э.

Скопасизображает раненых воинов с лицами, искаженными страданием. Славилась его статуя Менады, спутницы бога вина Диониса, несущейся в неистовой, хмельной пляске (уменьшенная мраморная копия находится в Дрездене, в Альбертинуме).

• По-новому стали изображать и богов. В статуях прославленного скульптора IV в. до н. э.Праксителябоги, утратив величие и мощь, приобретали черты земной, человеческой красоты. Бога Гермеса он изобразил отдыхающим после долгого пути (Музей, Олимпия). На руках у бога младенец Дионис, которого он забавляет виноградной кистью.

• Скульптор второй половины IV в. до н. э. Лисиппсоздал новый образ юноши-атлета. В его статуеАпоксиомена (юноши, очищающего тело от песка) подчеркнута не гордость победителя, а его усталость и взволнованность после состязаний (Музей Ватикана, Рим).

В) расцвет театрального искусства (комедия и трагедия).

Помимо храмов к высшим достижениям греческой архитектуры относятся театры. Эти открытые сооружения с поднимающимися ступенями — сиденьями для зрителей — отличались прекрасной акустикой. Знаменит был театр в Эпидавре, построенный архитектором Поликлетом Младшим в IV в. до н. э.

Архаика (VII-VIвв. до н.э.)
Куросы – обнаженные статуи юношей. Коры – задрапированные статуи девушек.Неподвижность поз, скованность движений, «архаическая улыбка» на лицах, связь с египетской скульптурой.
Классический период (V-IV вв. до н.э.)
Мирон«Дискобол»Первый греческий скульптор, сумевший передать фигуру человека в момент быстрого движения. Идеализация. Лицо бесстрастно, статично, лишено индивидуализации.
Классический период (V-VIвв. до н.э.)
Поликлет«Дорифор» (Копьеносец)Определил законы пропорций идеальной человеческой фигуры. Человеческая фигура дана в медленном шаге с упором на одну ногу (хиазм). Идеализация, бесстрастность. Отсутствие психологизации и индивидуализации.
Поздняя классика (рубеж IVв. до н.э.)
Скопас«Менада» (Вакханка), «Голова раненого воина», фрагмент фриза мавзолея в Галикарнассе «Битва греков с амазонками»Разрушил благородный, бесстрастный идеал Фидия. Интерес к внутреннему состоянию человека. Выражение сильных, страстных чувств. Драматизм. Экспрессия. Изображение энергичного движения.
Лисипп«Апоксиомен», «Голова Александра Македонского»Разработал новый пластический канон, заменивший канон Поликлета. Появляется индивидуализация и психологизация образов.

Кора

курос

Дискобол. Мирон

Поликлет. Дорифор.

Скопас.Менада.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с) .

Курос

Куросы ставились в святилищах и на гробницах; они имели преимущественно мемориальное значение, но могли быть и культовыми образами.

Женский аналог куроса — кора.

Содержание

Термин

Древнегреческое слово kuros, (мн.ч. kouroi) означает «юноша». Оно использовалось Гомером для обозначения молодых солдат. С 5 в.до н. э. оно применяется для обозначения подростков, безбородых мужчин — но уже не детей. (Ср. эфеб).

Современные историки искусства начали использовать это слово для определения специфического типа мужского ню начиная с 1890-х гг. Как синоним также использовались термины «Аполлон» или «архаический Аполлон», так как предполагалось, что куросы изображали идеализированного юного Аполлона. Сейчас это выражение считается устаревшим.

Описание

Куросы отличаются строгой фронтальностью композиции, суммарностью трактовки форм человеческого тела; лица их оживлены т. н. архаической улыбкой.

Они изображали молодых людей, стоящих в фронтальной позе, с левой ногой, выдвинутой вперед. Руки тесно прижаты к телу — к бедрам, прямо вытянуты вдоль туловища, и пальцы согнуты (хотя есть и несколько статуй, одна из рук которых согнута в локте, протягивая приношение).

Куросы демонстрируют практически идеальную симметрию во всех анатомических частях тела, сведенных к простым геометрическим формам.

Эволюция

Самые ранние куросы изготавливались из дерева (см. ксоанон) и поэтому не сохранились. Но в VII в. до н. э. греки научились у древних египтян искусству обработки камня металлическими инструментами, и начали высекать куросов из горных пород — по большей части из паросского и самосского мрамора. Причем в отличие от своих предшественников они использовали уже не медь и бронзу, а железо, поэтому могли резать лучше.

Типичные памятники периода архаики, куросы создавались, когда Греция испытывала культурное влияние Древнего Египта, как это можно заметить по характерной статичной фронтальной позе — вероятной реминисценции изображений фараонов. Греки могли видеть много подобных статуй, посещая Египет в качестве купцов или же наемных солдат.

Как и их прототипы-фараоны, куросы часто высекались с выдвинутой ногой (в шаге), с поднятой головой и прямым пристальным взглядом и с архаической улыбкой на устах.

Изображенные юноши всегда были обнажёнными, в крайнем случае с поясом, иногда в сандалиях. Трактовка их лиц и голов показывает культурное влияние Крита: волосы они носят длинными, заплетенными или украшенными по критской моде, а в разрезе их глаз иногда заметен узнаваемый египетский очерк, который часто копировался критским искусством.

Но сходство между египетскими и греческими статуями не касается сути: куросы начиная с нач. VII в. начали демонстрировать признаки любопытствующей души, неугасающее ощущение свободы и любопытство греческих скульпторов.

На пути к классике

К концу VI в. до н. э. куросам начали придавать более расслабленные позы, и их прически стали больше походить на моду материковой Греции.

В VI в. до н. э. размер куросов стал увеличиваться, по мере богатения греков и роста их навыков при работе с мрамором. Некоторые из них стали в три или даже в четыре раза превышать человеческий рост. Например, несколько из самых крупных куросов были изготовлены для Самосского Герайона (храма Геры на о. Самос), получившего щедрые дары от тирана Поликрата. Оттуда происходит самый большой из известных, высотой в 5 м. Он был найден в 1981 г, сейчас находится в Самосском Археологическом Музее, который пришлось перестроить, чтобы он поместился.

«Мальчик Крития», атрибутируемый Критию, ок. (490-80 гг. до н. э., Музей Акрополя) демонстрирует эволюцию от архаической к классической скульптуре во время первой греко-персидской войны. Его реалистические пропорции и деталировка уже основаны на визуальном опыте и математически рассчитанных пропорциях (напр. Канон Поликлета), а не на схематических идеалах предыдущего поколения.

Предназначение

В VII в., когда появились первые статуи человека в полный рост, куросы служили для двух целей. В храмах они были знаком вотивных обещаний видных эллинов, чему свидетельство — надписи, которые часто встречаются на их постаментах. Кроме того, их также устанавливали на кладбищах, чтобы обозначить могилы знатных граждан. На кладбищах эти куросы изображали покойных, как греческий идеал маскулинности. В самый ранний период, вероятно, куросам приписывались магические способности, и они могли быть вместилищем даймона богов (традиция, сохранившаяся и в последующее время).

Курос никогда не был портретом какого-то конкретного индивидуума. К примеру, один из известных куросов служил надгробием Кроисосу (Kroisos)[1], афинскому солдату, и на постаменте его написано: «Остановись и погорюй перед памятным камнем Кроисоса, теперь покойного». Древнегреческое слово «памятный камень» — sema, употребленный здесь, показывает, что этот курос был символической репрезентацией воина, а не его портретом.

Читайте также  Муза покровительница музыки

Хорошо известный пример двойного куроса — «Клеобис и Битон», найденный в Дельфах. Эти парные статуи датируются примерно 580 г. до н. э. и изображают двух легендарных героев Пелопонесса. Хотя надпись на базе идентифицирует их как Клеобиса и Битона, они — типичные куросы, воплощающие архаические пелопонесские добродетели cыновнего долга и физической силы, а не реальные личности.

Надпись на левом бедре большого Самосского куроса гласит, что он был посвящен Гере ионийским аристократом по имени Исхес (Isches) — большинство куросов было заказано знатными греками как приношения храмам, или членами их семей, чтобы поставить на могилах. Скульптура из мрамора была дорогим удовольствием, и только очень обеспеченный человек мог оплатить скульптору создание подобной работы. Таким образом, куросы — это репрезентация богатства и силы аристократического класса Древней Греции. И когда это сословие потеряло власть в VI в. до н. э. так же сошла на нет мода на куросов, как в политическом, так и в художественном смысле.

Курос на Викискладе ?

К концу VI в., одновременно с постепенным исчезновением социального заказа, тип куросов отступил, дав дорогу натуралистичным изображением реальных людей. Среди ранних примеров такого искусства — скульптурная группа «Гармодий и Аристогитон», созданная в Афинах ок. 500 г. до н.э. Эти две парные статуи еще демонстрируют определенную формальность традиций куросов, но уже намного жизнеподобнее. Значимо, что «Гармодий и Аристогитон» были мемориалом установки в Афинах именно демократии. Это — пример одновременно замены и иконографии куросов и аристократической системы правления.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector