Греческие статуи мужчин

Греческие статуи мужчин

Кто придумал фиговый листок

Хранитель античности раскрывает тайны величия древних статуй.

Эрмитажное собрание античной скульптуры считается одним из крупнейших в мире — около трех тысяч экземпляров. Самый древний экспонат — кикладская чашечка из мрамора, датируемая XXIV веком до нашей эры. Поздние памятники — V век нашей эры, конец античного периода.

Старший научный сотрудник отдела античного мира, профессор кафедры зарубежного искусства Санкт-Петербургского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина Людмила Давыдова хранит эти сокровища уже более 40 лет. Она убеждена, что в древних статуях воплощены представления о человеке, переживавшем такие же чувства и эмоции, как и мы сегодня. Как выглядел идеал античной женщины? Кто первым отважился изваять Афродиту обнаженной? Почему и когда появился фиговый листок на античных статуях? Об этом сегодня наш разговор.

— В греческих трагедиях люди и боги совершают разные поступки: красивые и некрасивые. Те же человеческие страсти, что и в современном мире?

— Многим античная скульптура кажется холодной и безжизненной. Но вглядываясь в нее, изучая материал, понимаешь, что мастера, создававшие эти шедевры, были такими же людьми, как и мы. Другое дело, что существовали определенные нормы, представления о красоте, гармонии, которыми они руководствовались.

— Как выглядела в то время идеальная женщина?

— Самую красивую обнаженную женщину впервые изваял Пракситель. Это была статуя богини красоты и любви Афродиты. К сожалению, она не дошла до нас, мы знаем о ней только по описанию. Огромный пласт греческой культуры мы изучаем и воспринимаем только по римским копиям. Для нашего сознания, что греческий подлинник, что римская копия — все античность. Но Пракситель — это IV век до нашей эры. А то, что мы видим в Ватикане и других музеях, где есть копии, восходящие к этому оригиналу, — II век нашей эры. Между ними 600 лет! Разные страны, народы, менталитеты.

Так вот, Пракситель впервые представил Афродиту обнаженной, и это был революционный шаг. Но чтобы его сделать, пришлось пойти на хитрость. Мастер показал богиню, которая должна совершить омовение. Она сбросила на сосуд с водой свои одежды, но в это время что-то ее вспугнуло. Именно поэтому чаще всего мы видим Афродиту, прикрывающую тело руками. Оригинал не сохранился, и представить, почему он вызывал такое восхищение, сегодня невозможно. Но мы знаем, что слава была у этого памятника колоссальная! Весь античный мир был потрясен и новшеством, и совершенством исполнения.

— Интересно все же, каковы были бы впечатления современного зрителя от увиденного?

— Думаю, скульптура не вызвала бы того восторга, который она вызывала у современников. Она была выполнена из мрамора. Пракситель работал со знаменитым живописцем Никием, который раскрашивал скульптуру, тонировал ее. В результате тело Афродиты было жемчужно-розовым, волосы рыжеватыми, большие голубые глаза, румяные щеки. То, что эллинам представлялось верхом совершенства, мы бы восприняли как раскрашенную куклу. Мы привыкли видеть белую мраморную скульптуру и забываем о том, что в древности она была полихромной. Краски не сохранились, смылись, выцвели. Наш вкус уже требует чистоты линий, гармонии форм. А у эллинов восторг вызывало именно то, что скульптура была жизнеподобной. Афродита представала в образе земной красавицы, живой женщины.

Изготовление скульптуры занимало долгое время. Завершающим этапом создания статуи был космесис (косметика). Чтобы краски не выцветали, уже раскрашенную скульптуру покрывали тончайшим слоем теплого воска. Краски хорошо сохранились на тех статуях, которые волею судьбы оказались в земле. Вообще в Греции не существовало понятия «искусство», речь шла о ремесленной продукции. До III века нашей эры не было и музеев. Памятники имели совсем другое назначение — культовое. Они изображали богов и олимпийских победителей и устанавливались в храмах или святилищах. Это для нас сейчас скульптуры — произведения искусства, которыми мы любуемся.

— Но вернемся к теме «ню». А кто впервые решился изобразить обнаженного мужчину? И зачем?

— Обнаженное мужское тело не было для эллинов запретной темой. Конечно, философов и стратегов изображали в одежде. Но если речь шла об олимпийском победителе, безусловно, это была статуя обнаженного атлета. Голыми по улице, конечно, олимпийцы не ходили, но спортом они занимались обнаженными. В VIII веке до нашей эры во время состязаний бегунов атлет по имени Орсип сорвал набедренную повязку и добежал первым. Стало понятно, что эта деталь замедляет движение. С тех пор в гимнасии (древнегреческое воспитательно-образовательное учреждение со специальной открытой площадкой. — Авт.) юноши занимались обнаженными. Перед занятиями натирали тело оливковым маслом. По окончании тренировок специальным металлическим скребком — стригилем счищали грязь, омывались водой. Надо понимать, что цивилизация эта очень древняя и защита греческих полисов базировалась на силе, ловкости и выносливости их граждан. До нас греческая античная мужская обнаженность как раз и дошла в статуях атлетов.

— А фиговый листок кто придумал?

— В эпоху раннего Средневековья в Европе сменились культуры. Поэтому в последующие времена ценители искусства считали, что смотреть на статуи обнаженных мужчин как-то безнравственно. И появилась традиция прикреплять на мужские фигуры фиговые листы. Они закреплялись на причинном месте, но иногда сбивалось все со скульптуры, и скол закрывался фиговым листом. Надо заметить, что не только мужские статуи подвергались таким корректировкам. В Ватикане женская нагота тоже преследовалась. На сохранившихся античных обнаженных Афродит надевали гипсовые одежды, отформованные с других женских статуй.

— Воссоздать целую статую из дошедших до нас фрагментов — выполнимая задача?

— На некоторых статуях музея не хватает голов, рук, фрагментов фигуры, складок одежды. И это понятно — их возраст более двух тысяч лет. Но каждый античный фрагмент — безусловная ценность. Потому что это ушедшая эпоха. Никто уже так не сделает. В XVIII веке начался бум собирательства античной скульптуры. Когда стали открывать города, погибшие во время извержения Везувия в 79 году, европейцы были потрясены тем величием, которое представляла собой античная цивилизация. Начались раскопки вокруг Помпей, в самом Риме. Обнаруживали античные статуи, которые приобретали коллекционеры. Появился интерес к реставрации, потому что охотнее покупали не фрагменты, а целые статуи с головой и руками.

Восстанавливая античные скульптуры, мастера добавляли недостающие части тела: нос, уши, волосы, даже целые головы. Это было заметно, но считалось нормальным. Постепенно научились ценить не только целостность древнего произведения. Пришло понимание, что античный торс красив и сам по себе. Лучше голову XVIII века отсоединить и показать подлинные античные фрагменты. Сложные реставрационные проблемы в начале ХХ века решались просто: скульптуру разбирали, снимали лишние «новые» детали и иногда получалось даже несколько памятников.

— А почему у многих мраморных фигур нет рук?

— Греческие мастера в основном работали с бронзой, поскольку из этого материала легко сделать любую фигуру. Однако, когда была нужда в деньгах или вооружении, бронзовые статуи переплавляли. Мраморные изваяния хрупки. Поэтому все выступающие детали создавались отдельно и при помощи специальных штырей соединялись с торсом. Вот и возникает у нас ощущение, что руки ровно срезаны. Хотя это всего лишь места соединения. За века статуи разбились, отдельные фрагменты потерялись. В итоге сегодня практически все Афродиты предстают перед нами в таком виде. Однако это никак не умаляет их достоинства.

Античность — живая материя. Мы говорим «классическая древность». На самом же деле многое из того, что было в Греции в эпоху классики, очень современно. Если мы не предвзято, отбросив штампы, посмотрим на статуи, почувствуем, насколько это живой эмоциональный мир, а не только «благородная простота и спокойное величие». Главная ценность античного искусства состоит в том, что оно помогает нам оттачивать свой вкус. Учит тоньше чувствовать красоту и гармонию мира и, в конце концов, просто делает нас культурными людьми.

Почему у древних статуй всегда маленькие пенисы

Если вы когда-нибудь посещали музей или галерею, то наверняка видели там скульптуру мужчины с идеальным торсом, прессом и ягодицами. У него, вероятно, была самая красивая фигура, которую вы когда-либо видели. И у этой статуи, скорее всего, был крошечный член.

И вы, конечно же, с улыбкой смотрели на крохотный фаллос статуи, мысленно сравнивая себя с мраморным микропенисом. Но задавались ли вы когда-нибудь вопросом, почему почти каждую древнюю статую украшает довольно скромный пенис? Ведь в остальном эти мужчины прекрасны.

Существуют две причины, почему у древнегреческих статуй такие маленькие половые члены. Во-первых, они в расслабленном состоянии. Если сравнить размер этих пенисов с большинством реальных расслабленных половых членов, окажется, что на самом деле они не сильно меньше, чем в реальной жизни.

Во-вторых, культурное представление о мужской красоте в те времена было совершенно другим . Сегодня большие половые члены считаются признаком мужественности, но есть основания полагать, что в Древней Греции маленькие половые члены ценились больше.

Греческая бронза, Атлет из Фано, музей Гетти в Калифорнии

Я тоже понятия не имел, но причина — интереснее, чем вы думаете.

Книга «Как говорить об истории искусства» указывает , что в древности большое не всегда означало лучшее.

На самом деле, большой пенис, фактически, воспринимался с неодобрением.

Историк искусств Эллен Оредссон объясняет :

«У большинства людей в то время большой пенис ассоциировался с глупым, похотливым и некрасивым человеком».

В древние времена считали, что чем меньше пенис, тем рациональней и интеллектуальней его обладатель.

Греческая бронза, Посейдон или Зевс, Афинский археологический музей

Эти идеалы даже описаны в древней литературе, например, в книге «Облака Аристофана«, где написано буквально следующее:

Если добрые примешь советы мои

И свой слух обратишь к наставленьям моим,

Станет, друг, у тебя

Грудь сильна, как мехи. Щеки — мака алей.

Три аршина в плечах, сдержан, скуп на слова.

Зад могуч и велик. Перед — мал, да удал.

Если ж будешь по новым обычаям жить,

Знай, что щеки твои станут желты, как воск,

Плечи щуплы. Куриная, слабая грудь,

Язычок без костей, зад цыплячий, больной,

Перед вялый — вот будут приметы твои.

Древнегреческие статуи всегда рассказывают о балансе и идеале. Поэтому логично, что у них маленькие половые члены, обратное казалось бы смешным и гротескным.

Древние также считали, что если у мужчины маленький член, то намного больше шансов, что он будет больше использовать свой мозг, чем половой орган.

Именно поэтому статуи, такие как статуя Давида, выглядели так:

Давид Микеланджело, крупный план

Древние римляне относились к большим половым членам лучше, но у большинства их скульптур по-прежнему маленький пенис. Позже, в эпоху Возрождения, скульпторы находились под влиянием древнегреческого искусства и также ваяли статуи с маленькими половыми членами.

Знаменит пример статуи с маленьким членом – Давид Микеланджело (1501-04), скульптура периода Возрождения из Флоренции, Италия. Есть интересная теория о том, почему пенис Давида такой маленький, вне зависимости от греческого влияния. В 2005 году двое флорентийских ученых опубликовали статью, в которой утверждают, что половой член Давида сморщился от страха. Если посмотреть на Давида спереди, видно, что его лицо действительно выглядит испуганным и озабоченным, возможно из-за предстоящей битвы с гигантом Голиафом. Ученые считают, что Микеланджело изваял каждую деталь тела Давида так, чтобы было похоже на страх и напряжение – включая гениталии.

Классические греческие скульпторы оказали большое влияние на изображение тела мужчины в европейском искусстве, поэтому не удивительно, что статуи с маленькими пенисами стали нормой в западной традиции. Это также показывает, что наша одержимость размером пениса всегда присутствовала, она просто немного изменилась.

Одна из причин, которые предлагают историки (например, Кеннет Довер в своей эпохальной книге « Греческая гомосексуальность ») в объяснение того, почему маленькие пенисы ценились больше, заключается в том, что большие половые члены ассоциировались с глупостью, похотью и уродством. На самом деле, существует довольно много древнегреческих скульптур с огромными половыми членами. Вот некоторые из них:

Греческая статуя сатира, Афинский археологический музей Греческая терракотовая фигура Приапа, ©Christie, 2015:

Первая скульптура – сатир, вторая изображает греческого бога Приапа. Сатиры в греческой мифологии – последователи Дионисия, бога удовольствия и вина. Приап же был греческим богом плодородия, которого Гера прокляла постоянной эрекцией, бессилием, уродством и глупостью. Другие боги так призирали Приапа, что даже выгнали его с Олимпа.

Большие половые члены в древнегреческом искусстве и литературе ассоциируются с глупыми, похотливыми мужчинами, часто – животными-сатирами. В то же время, идеальный греческий мужчина был рациональным, умным и авторитетным. Он мог быть активным в сексуальном плане, но это не было связано с размером полового члена – а его маленький член позволял ему оставаться невозмутимо логичным.

Добавим, что первые скульпторы уделяли много внимания вырезанию определенных мышц, костей и черт лица, но не половых органов. (за исключением сатиров или Приапа. прим редакции)

Это подтверждает убеждение, что большой член не считался преимуществом в Древней Греции.

Кафедра меланхолии

Блог о том как бороться с меланхолией в Петербурге и за его пределами

Размышления о греческой скульптуре и Лаокооне в музее Пия Климента

В музее Пия Климента в Ватикане собрана большая коллекция античной скульптуры. Однако скульптурная группа Лаокоон отличается от всего остального.

Как развивалась скульптура у греков.

Нас с детства учили воспринимать мир классической Греции как абсолютно реальный. Однако, если присмотреться, то греческая скульптура куда ближе к Египту, чем к Бернини.

greece

Мне большинство образцов греческой скульптуры напоминают современную рекламу. Сначала делают фотографию модели, затем на фото убирают недостатки и преувеличивают достоинства (удлиняют ноги, увеличивают глаза, и так далее). Никакого отношения к реальности эти фигуры не имеют.

греческая скульптура в ватикане

Так сложилось, что греческую скульптуру мы знаем по римским мраморным копиям. Один из основных признаков отличия греческих произведений от римских — «идеальное», мягко говоря, не совсем правдивое изображение человека.

greece16

Греки лепили лицо и тело человека по заданным канонам, разработанным в соответствии с их представлениями о красоте, мужественности и власти. Аналогичный подход к искусству был у египтян. В принципе, для греков лицо не было самым важным, именно поэтому некоторые скульптуры прекрасно смотрятся без головы.

музей пия климента в ватикане

Греческое искусство менялось медленно, однако были и «реформаторы». Например в 460-450 годы до н.э. в Аттике работал скульптор Мирон из Елевфер. До нас дошли некоторые копии его «Дискобола ». Тогда это была революция в изображении человека — он перестал стоять прямо. Скульптор изображает мгновение, когда юноша, согнувшись, замер и готов вновь распрямиться, метнув диск.

После Мирона греки стали изображать фигуры в движении. Однако на лицах у них по-прежнему ни одной эмоции. Все, что хочет выразить скульптор, он выражает в пластике.

музей греческой скульптуры

Самые выдающиеся скульптуры, демонстрирующие пластические решения находятся в Британском музее (работы Фидия с Афинского акрополя).

Другим новатором был афинский скульптор Пракситель, живший в IV веке до н.э. Этот скульптор впервые изобразил богиню обнаженной. Это было настолько необычным, что заказчики с острова Кос отказались взять скульптуру. Она поехала на Книд (Афродита Книдская)

Однако с тех пор греки постоянно возвращаются к фигуре обнаженной богини. Вот два примера: Венера Милосская из Лувра и Венера Таврическая из Эрмитажа:

венера милосская луврвенера таврическая эрмитаж

Аполлон Бельведерский, один из шедевров Ватикана, — типичная греческая скульптура. Изображен мужчина — модель, точнее идеал мужской красоты. Бог, на лице которого не дрожит ни один мускул.

аппалон бельведерский ватикан

То, что это римская копия, не меняет дело. Римляне прекрасно умели лепить лица, а у греков до определенного времени портреты вообще были запрещены.

музей пия климента в ватикане

Лаокоон и сыновья.

И вдруг среди этого единообразия — «Лаокоон и сыновья». Это, конечно, поздняя скульптура относящаяся к эпохе эллинизма (эпоха после завоеваний Александра Македонского), однако и Аполлон Бельведерский и Венера Милосская — скульптуры того же времени.

лаокоон и сыновья скульптура в ватикане

Скульптурная композиция «Лаокоон и сыновья» сама по себе необычна для греков. Во-первых, она групповая. Групповые изображения у греков можно видеть разве что на барельефах (в том же Британском музее), но никак не в скульптуре.

Во-вторых, здесь показаны очень сильные эмоции, причем изображены они с мастерской точностью.

лаокоон в музее Ватикане

Скульптура была создана скульптором Агесандром с Родоса, жившим в II—I вв. до н. э. Ему же приписывается авторство Венеры Милосской. Композиция находящаяся в музее Пия Климента в Ватикане считается копией с более раннего греческого оригинала.

На скульптуре изображен Лаокоон — троянский прорицатель. Он протестовал, против того, чтобы жители Трои пускали в город Троянского коня. Разгневанные боги, которые были на стороне греков, чтобы наказать пророка послали двух змей. Они и убили Лаокоона, и его сыновей.

На скульптуре изображен момент борьбы со змеями. Боль и печаль на лице Лаокоона — очевидно он уже понял, что это конец.

лаокоон и сыновья ватикан

Печаль в сочетании с презрением на лице одного из сыновей. Он как бы вопрошает: «ну кто просил тебя лезть на рожон?».

лаокоон и сыновья ватикан

В скульптуре необычно все: и позы, движения, и необходимость смотреть на нее с разных углов зрения. Плюс сильные эмоции. Это за шестнадцать веков до Бернини. Откуда это взялось?

Наличие подобной скульптуры позволяет усомниться — а все ли мы знаем о греках? Нет ли еще чего-то, что до нас попросту не дошло? А может это и не копия вовсе, а самостоятельное произведение римских мастеров?

Щекотливые вопросы: Почему у древних статуй такие маленькие пенисы?

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Когда речь заходит о «древних статуях», обычно имеются в виду древнегреческие и римские скульптуры. Ордессон рассказала о древнегреческих статуях, поскольку они в значительной степени повлияли на все другие европейские скульптуры. И именно их создатели изображали мужское достоинство, мягко говоря, небольшим.

Самые известный, пожалуй, обладатель маленького пениса – Давид, которого Микеланджело изваял в начале XVI века. Стоит отметить, что его член мал даже по древнегрееским меркам. В 2005 году флорентийские медики опубликовали статью, где утверждалось, что пенис Давида сморщен от страха перед схваткой с Голиафом.

По мнению Ордессон, существует две основные причины, почему у древнегреческих статуй небольшие пенисы. Во-первых, они не эрегированные. Если сравнить их размер с большинством не эрегированных мужских пенисов, то окажется, что они на самом деле не намного меньше, чем в реальной жизни. Во- вторых, стандарты мужской красоты на то время были совершенно другими. Сегодня большие пенисы рассматриваются как красивые и мужественные, но в те времена (как считают ученые) в фаворе были маленькие пенисы.

Автор книги «Греческая гомосексуальность» Кеннет Довер утверждает, что у греков большие члены ассоциировались с похотью, глупостью и уродством. Таким пенисами наделяли только отрицательных персонажей – сатиров и Приапа.

Идеальный же мужчина для древних греков был интеллектуальным, рациональным и уверенным в себе. И его успешность никак не связывали с размером пениса. Считалось даже, что пенис небольшого размера позволяет мужчине всегда быть логичным и невозмутимым.

Вот как об этом пишет Аристофан в комедии «Облака»:

Если добрые примешь советы мои
И свой слух обратишь к наставленьям моим,
Станет, друг, у тебя
Грудь сильна, как мехи. Щеки — мака алей.
Три аршина в плечах, сдержан, скуп на слова.
Зад могуч и велик. Перед — мал, да удал.
Если ж будешь по новым обычаям жить,
Знай, что щеки твои станут желты, как воск,
Плечи щуплы. Куриная, слабая грудь,
Язычок без костей, зад цыплячий, больной,
Перед вялый — вот будут приметы твои.
Ты приучишь себя
Безобразно-постыдное добрым считать,
А добро — пустяком.
В заключенье всех бед преисполнишься весь
Антимаховым грязным паскудством.
(перевод А. Пиотровского)

К тому же древнегреческие скульптуры, которые стремились всегда к идеальности и балансу, считали, что большие пенисы делаю статуи гротескными и смешными. Этого мнения вслед за ними придерживались и древние римляне, и скульпторы эпохи Возрождения.

Есть и ещё одно мнение. Некоторые исследователи, придерживающиеся рациональных объяснений, считают, что пенисы делали мелкими, поскольку крупные члены у статуй могли просто обламываться. И стоит отметить, что довод этот имеет под собой почву. Трехметровый Геракл из французского городка Аркашон не раз становился жертвой вандалов, которые похищали его пенис. В результате для скульптуры сделали съёмный протез и устанавливают его только по праздникам.

Читайте также  Получить визу в грецию самостоятельно в москве

Всем, кто интересуется историей, интересно будет узнать и про эротические фетиши каменного века .

Статуи

 Барельеф

Барельеф
Бюст А.С.Пушкина

 Бюст В.И.Ленина

Бюст В.И.Ленина
Бюст В.И.Ленина

 Бюст гипсовый

Бюст гипсовый

 Бюст гипсовый

Бюст гипсовый
Бюст грека гипсовый

 Бюст греческой девушки мраморный

Бюст греческой девушки мраморный
Бюст И.В.Сталина
Бюст Карла Маркса гипсовый

 Бюст римлянина гипсовый

Бюст римлянина гипсовый

 Бюст Сталина

Бюст Сталина

 Бюст Сталина

Бюст Сталина
Бюст Сталина
Бюст Сталина бутафорский

 Бюст шахтера бронзовый

Бюст шахтера бронзовый
Голова оленя деревянная

 Лира металлическая

Лира металлическая

 Скульптура

Скульптура

 Скульптура велосипедиста

Скульптура велосипедиста
Статуэтка
Статуэтка девушки
Статуэтка юноши с корзиной

 Сувенир

Сувенир

Бюст Вольтера бутафорский

Бюст Вольтера бутафорский

Бюст Гоголя гипсовый

Бюст Гоголя гипсовый
Бюст девочки металлический
Бюст девочки мраморный
Бюст К.Маркса

Бюст Ленина гипсовый

Бюст Ленина гипсовый

Бюст Наполеона бронзовый

Бюст Наполеона бронзовый
Бюст Ф.Э.Дзержинского

Дед мороз

Дед мороз

Дед мороз

Дед мороз
Пепельница

Скульптура

Скульптура

Скульптура Богдана Хмельницкого

Скульптура Богдана Хмельницкого

Скульптура бутафорская

Скульптура бутафорская
Скульптура гипсовая
Скульптура гипсовая
Скульптура гипсовая
Скульптура греческой девушки мраморная
Скульптура девушки

Скульптура кентавра

Скульптура кентавра

Скульптура мраморная

Скульптура мраморная
Скульптура мужчины
Скульптура О.Кошевого

Скульптура сталевара

Скульптура сталевара
Скульптура Фемиды бутафорская

Скульптурная композиция

Скульптурная композиция
Статуэтка боксера

Статуэтка женщины

Статуэтка женщины
Статуэтка кошки

Статуэтка лошади с жеребёнком

Статуэтка лошади с жеребёнком
Статуэтка М.Горький
Статуэтка пальма
Статуэтка птиц

Статуэтка рыцаря

Статуэтка рыцаря
Статуэтка юноши

Сувенир олимпийского мишки

Сувенир олимпийского мишки

Контакты

    E-mail:ksps@mosfilm.ru
    Тел.:+7(499)143-9529
Напишите нам

ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм»

Адрес:
119991 , Россия, Москва
ул. Мосфильмовская д.1

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector