Греческий бог искусства

Греческий бог искусства

Гермес — Греческий бог

Гермес

Гермес, или Меркурий, – древнегреческий бог торговли, богатства, удачи, плодородия, животноводства, сна, языков, воров и путешествий. Он был одним из самых умных и озорных богов-олимпийцев, а также выполнял функцию их глашатая и посланника.

Древние греки считали, что Гермес был сыном Зевса и Майи (дочери титана Атласа). В мифологии Гермес был также отцом пасторальных богов Пана (наполовину человека, наполовину – козла) и Евдора, одного из лидеров мирмидонов. Мать Пана, Дрипа, была обескуражена внешним видом сына.

Гермес отличался своим безбашенным характером и склонностью к поиску всяческих развлечений. Будучи еще ребенком, он украл священное стадо своего сводного брата Аполлона, замел все следы, чтобы тот не догадался. Именно поэтому Гермес стал ассоциироваться с ворами. Похищенное стадо бог вернул Аполлону только после того, как тот вынужден был отдать ему лиру.

В качестве посланника и вестника богов фигура Гермеса довольно часто встречается в мифах. Одна из самых знаменитых историй – это убийство богом многоглазых (стоглазых) монстров Аргос по приказу Зевса во имя освобождения Ио.

Гермес также освободил Ареса из его многолетнего заключения у близнецов – гигантов Отуса и Эфиальта. Гермес также часто сопровождал души в подземном мире, где лодочник Харон перевозил их по реке Стикс в Аид. Гермес был одним из немногих, кому было можно посещать подземный мир без каких-либо последствий.

Гермес был также известен, как наглый обманщик и мошенник, претендующий то на трезубец Посейдона, то на стрелы Артемиды и пояс Афродиты. Ему также приписывали изобретение огня, игры в кости (поэтому ему поклонялись игроки в качестве божества удачи и богатства), музыкальных инструментов, в частности, лиры (сделанной из панциря черепахи) и алфавита.

Известный своими дипломатическими навыками, Гермес также считался покровителем языков и риторики. Путешественники считали его своим покровителем, и каменные столбы (гермы) в форме фаллоса (символы Гермеса) часто встречались вдоль дорог. Кроме того, Гермес считался покровителем дома, и люди часто воздвигали небольшое святилища из камня перед дверями в честь бога.

Гермес

Имя Гермеса встречается в «Илиаде» Гомера. Несмотря на то, что в одном из отрывков эпоса он выступает в качестве советника и проводника троянского царя Приама, который пытается вернуть тело своего упавшего сына Гектора, Гермес поддерживает в Трянской войне ахейцев. Бог чаще всего описывается Гомером как «Гермес, проводник, убийца Аргоса» и «Гермес добрейший».

Гермес оказывает особую помощь Одиссею, особенно в его длинном возвращении в Итаку (как сказано в «Одиссее» Гомера). Еще одним героем, которому помогал бог, был Персей: Гермес подарил ему нерушимый меч и направил его к трем сестрам Грай, от которых Персей узнает, где спряталась Медуза Горгона.

Гермес в искусстве

В древнегреческом и классическом искусстве Гермес изображается с керикеионом (означающим его роль глашатая), носящим крылатые сандалии (символизирующими его роль как посланника), в длинной тунике, иногда также с крылатой шапкой и лирой.

Самым знаменитым изображением в искусстве Гермеса является великолепная статуя Праксителя (приблизительно 330 г. до н. э.), которая некогда стояла в храме Геры в Олимпии, а теперь находится в археологическом музее.

Древнегреческие мифы как источник художественного творчества

Крендясова, Е. Е. Древнегреческие мифы как источник художественного творчества / Е. Е. Крендясова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 11 (301). — С. 210-211. — URL: https://moluch.ru/archive/301/68003/ (дата обращения: 23.10.2021).

Систематизация материалов позволила определить значение древнегреческих мифов как основы творчества в мировом изобразительном искусстве.

Ключевые слова: миф, древнегреческая мифология, античность, древняя Греция, искусство, живопись.

Мифы Древней Греции легли в основу общечеловеческой культуры и так глубоко проникли в представления и образ мыслей современного человека, что он, не отдавая себе в этом отчета, в самой обыденной речи говорит о сизифовом труде, о титанических усилиях или об олимпийском спокойствии. К общепринятым сравнениям можно отнести и уподобление могучего и сильного человека Геркулесу, а смелой и решительной женщины — амазонке. Художников, поэтов, скульпторов привлекала, прежде всего, глубина и художественность мифических образов. В настоящем исследовании была предпринята попытка выявить и систематизировать сведения об использовании древнегреческой мифологической темы в мировом изобразительном искусстве [3].

Мифология возникла, как попытка древних объяснить появление жизни на земле, причины стихийных явлений природы, перед которыми человек был бессилен. Но, по-видимому, не только в этом следует искать объяснение той силы воздействия на людей, которую оказывала античная мифология. От золотого прикосновения Мидаса до наказания Сизифа, от ящика Пандоры до ахиллесовой пяты — персонажи из греческой мифологии, так или иначе, присутствуют в жизни всех людей. Их истории постоянно интерпретируются в различных видах искусства — литературе, музыке и в любом виде визуального искусства, от древней живописи и скульптуры до современных инсталляций и интерактивных выставок.

Греческая мифология оказала сильнейшее влияние на культурное развитие всех современных европейских народов. По мнению философа и историка Фридриха Энгельса «без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было бы и современной Европы» [5].

Начиная с эпохи Возрождения, после столетий забвения, памятники и литературные произведения античной культуры, а вместе с ними и образы древнегреческой мифологии вновь и вновь привлекали внимание человечества. Писатели, художники и музыканты различных европейских стран стали использовать сюжеты из древнегреческой мифологии в своих произведениях.

Выдающиеся итальянские художники эпохи Возрождения посвящали некоторые свои произведения изображению мифических сюжетов. Такими художниками являются всем известные: Леонардо да Винчи (бюст богини Флоры, «Вакх», «Леда и лебедь»), Сандро Боттичелли («Рождение Венеры», «Весна», «Венера и Марс»), Тициан («Венера перед зеркалом», «Венера и Адонис», «Даная»), Рафаэль Санти («Три Грации», «Триумф Галатеи»), Антонио да Корреджо («Юпитер и Ио», «Даная») [1].

Все герои мифов изображались как совершенные люди. Человеческое тело было основным источником вдохновения и объектом исследования для художников эпохи Возрождения. Искусное владение кистью, сложные композиции, перспектива, цвет, игра света и тени, эмоциональность и скрупулезность в работе всё это было основными характеристиками искусства этой эпохи. Из этого можно сделать вывод, что в эпоху Возрождения древнегреческая мифология была одним из важнейших факторов развития художественной культуры.

В XVII-XVIII вв. использование сюжетов из древнегреческой мифологии деятелями европейского искусства вновь получило широкое распространение. В Нидерландах мифологическая тема достигла вершины в XVII в. в творчестве Питера Пауля Рубенса («Персей и Андромеда», «Венера и Адонис», «Похищение Оритии Борей»). В том же столетии античная мифология зазвучала во французском искусстве. Творческой переработке подверглись античные сюжеты в картинах Никола Пуссена («Нарцисс и Эхо», «Пейзаж с Полифемом», «Царство Флоры»). Его работы выражают представление художника о радости бытия как о гармонии человека с самим собой, своими чувствами и идеальным миром природы.

На сюжеты, взятые из древнегреческой мифологии, писали картины многие другие выдающиеся фламандские, французские и голландские художники, такие как: Антонис ван Дейк («Амур и Психея», «Венера в кузнице Вулкана»), Рембрандт («Даная», «Похищение Европы»), Франсуа Буше («Купание Дианы», «Триумф Венеры»).

К сюжетам древнегреческих мифов не раз возвращались и в XIX–XIX вв. Так, например, братство прерафаэлитов, образовавшееся в начале 1850-х гг., часто использовали в своих произведениях образы героев античной мифологии. Яркими примерами являются произведения таких художников, как: Джон Уильям Уотерхаус («Цирцея», «Цирцея, предлагающая кубок Улиссу», «Эхо и Нарцисс»), Данте Габриел Россетти («Прозерпина», «Мнемозина», «Пандора»), Фредерик Сэндис («Медея»). Вдохновлялись мифами древней Греции и такие известные представители модерна и сюрреализма, как Густав Климт («Даная», «Афина Паллада») и Сальвадор Дали («Метаморфоза Нарцисса»).

В России мифологические сюжеты стали очень популярными во второй половине XVIII — начале XIX столетия. Физическим идеалом признавались античные боги и герои, поэтому с первых лет обучения будущие художники в Академии художеств рисовали гипсовые головы и торсы — слепки с греческих и римских образцов. При сдаче экзаменов молодые люди также часто получали задания на мифологическую тему.

Различные эпизоды древнегреческих мифов привлекали внимание выдающихся русских художников. Пожалуй, наиболее известной картиной на тему древнегреческой мифологии в исполнении российского художника является полотно В. А. Серова «Похищение Европы». Однако, эту тему использовали в своих произведениях и многие другие знаменитые живописцы. Например, такие художники как: М. А. Врубель («Пан», «Суд Париса»), П. И. Соколов («Дедал привязывает крылья Икару»), К. П. Брюллов («Нарцисс», «Гений искусства»), И. К. Айвазовский («Посейдон, несущийся по морю»).

Даже сегодня, в начале XXI столетия, греческие мифы сохраняют привлекательность. Миф как первая форма преодоления незнания, связующее звено между творчеством человека и природой, способ погружения в глобальную картину мира, служит источником творческого осмысления. Хотя эти древние истории порой проявляются в странных трактовках, тем не менее, нельзя не признать того, что и нынешние творцы черпают вдохновение и сюжеты из образного наследства, оставленного нам древнегреческой цивилизацией.

Человек проигранной войны: о чем говорят пьесы Евгения Шварца

Человек проигранной войны: о чем говорят пьесы Евгения Шварца

Шварц кавалер ордена Трудового Красного Знамени и знака отличия 1-го Кубанского (Ледяного) похода, самой уважаемой и почитаемой награды Белого движения. До ухода Белой армии из Крыма было выдано только 3500 таких знаков, по числу выживших участников корниловского похода на Екатеринодар.

Под Екатеринодаром прапорщик Шварц был тяжело контужен и навсегда оставил Белую армию. Результатом контузии стал так и не покинувший его тремор рук. Из-за него Шварца не взяли в Красную армию, когда в 1941-м он попытался записаться добровольцем. В военкомате Шварц прятал руки за спиной, но те выдали его, когда надо было расписаться в ведомости.

Может сложиться впечатление, что речь идет о чрезвычайно брутальном человеке. Оно окажется ложным: Шварц был нерешителен и застенчив, мнителен, уступчив и редко мог настоять на своем. Все менялось, когда речь заходила о важных для него вещах: необходимости отречься от арестованного во время Большого террора друга или пойти на войну.

Две взаимоисключающие награды говорят о его двойной, советской и тайной антисоветской идентичности. В 20-е и 30-е годы такие люди были кошмаром и фобией советской власти. Им предназначались чистки, высылки, аресты, ссылки и лагеря – но скрытый враг был неистребим, две личности могли быть у лояльнейших из лояльных. Валентин Катаев, получивший не один, а два ордена Трудового Красного Знамени, а еще три ордена Ленина, орден Октябрьской Революции и звезду Героя Соцтруда, в молодости был белым офицером и заговорщиком, убежденным монархистом. Его роман с советской властью был расчетлив и циничен, в книгах он часто выворачивал наизнанку собственную биографию.

Брат Катаева Валентин Петров, советский классик Вячеслав Иванов, певец природы Бианки и другие — правоверные, казалось бы, советские писатели с советской же точки зрения считались людьми с двойным дном. И дело было не только в службе у белых. В дневнике успешнейшего при советской власти драматурга Александра Афиногенова, одного из руководителей Российской ассоциации пролетарских писателей, в 1937-м, перед его возможным арестом, вдруг появляются воспоминания о прошлой жизни, о лете в имении — как об утерянном рае.

Шварц советской карьеры не делал и карьеристов сторонился: он был сам по себе, своей жизнью он жил и в литературе. Отдельный от всего, что было связано с речами с высоких трибун, установочными статьями в главных газетах и пайками из спецраспределителей, он кажется воплощением тех, кто был вынужден молчать. Людей из прошлого, лишившихся всего и кое-как выживавших на грошовые зарплаты совслужащих.

Шварц был катастрофически неуверенным в себе ребенком, предельно застенчивым, робким юношей. Став взрослым, он терялся перед окошечком железнодорожной кассирши, в учреждении. При этом в молодости он играл на сцене, в голодные времена зарабатывал на жизнь тем, что вместе с первой женой исполнял скетчи. Абсолютным социофобом Шварца назвать нельзя, и то, что он в основном работал в детских журналах, детском отделе Госиздата, писал рассказы и пьесы для детей, конечно же, было выбором, поступком.

Бурно развивавшаяся в советские времена детская литература для писателей стала чем-то вроде внутренней эмиграции. Она не гарантировала полной безопасности (в конце 30-х власти обрушились на прекрасные, популярнейшие, многотиражные детские журналы «Чиж» и «Еж», постоянным автором которых был Шварц, многих сотрудников посадили), но давала возможность держать дистанцию и говорить вещи, которые в катастрофически серьезной, правоверной, насквозь просматривавшейся властью, чугунно-железобетонной советской литературе 30-х годов сказать было нельзя.

Шварц обладал незаурядным даром рассказчика-импровизатора и острослова, друзья считали, что говорит он много лучше, чем пишет. Он был на редкость наблюдателен: тем, кто захочет в этом убедиться, стоит прочесть его книгу «Белый волк», воспоминания о Корнее Чуковском, один из лучших литературных портретов всех времен и народов. При этом его «взрослые» пьесы: «Тень», «Дракон», «Обыкновенное чудо» формально остаются сказками. «Тень» была поставлена в 1940-м в Ленинградском театре комедии, «Дракона» запрещала и сталинская, и хрущевская цензура. И, казалось бы, совершенно безобидный развеселый «Голый король» был написан в 1934-м, а напечатан только в 1960-м — уж слишком ясны и опасны оказались аллюзии.

Ставились и экранизировались «Золушка», «Сказка о потерянном времени», «Два клена» и другие детские пьесы. Шварц писал сценарии, по ним снимали фильмы, он был очень успешным советским автором. А то, что он сказал о советской и постсоветской жизни нечто очень важное, актуальное во все времена, стало ясно гораздо позднее. Наследие Шварца живо до сих пор, его театральное и кинематографическое время еще придет.

В молодости он сражался за Белое дело, и советским человеком, как Афиногенов, так и не стал. Шварц не искал высших оправданий несправедливости, арестам друзей. Номенклатурное хамство обласканных властью братьев-писателей вызывало у него тошноту, — Шварц был деликатнейшим человеком. Но как большого писателя его, вне всяких сомнений, сформировала советская биография, «век-волкодав», по словам сожранного этим волкодавом великого поэта Мандельштама.

Шварц еще в детстве знал, что станет писателем, но от застенчивости и неимения тем просто чертил карандашом по бумаге. Бог весть, о чем бы писал робкий молодой человек, выпади на его долю счастливая и спокойная эпоха. Инвалид проигранной войны, резидент чужого времени, наблюдатель, он превращал уродства и нелепости советской эпохи в чудесные сказки-притчи. И снабжал их счастливыми финалами: Шварц с детства не выносил, когда погибали герои его любимых книг, и старался пропускать такие места.

В то, что голова казненного Ученого вернется на его плечи, Ланцелот восстановит справедливость, а Принцесса и Медведь соединятся для долгой и счастливой жизни, было трудно поверить современникам Шварца, в это нелегко поверить и нам — но у сказки свои законы. Евгений Шварц знал, что в жизни должен присутствовать отсвет чуда, иначе та может показаться невыносимой.

Надежда помогала людям его эпохи, проигравшим войну с красными, пытавшимся заживо переродиться, стать частью нового общества «бывшим». Она была очень важна в 20-е и 30-е годы: Шварц дарил своим читателям и зрителям этот — не лишний при любых обстоятельствах времени и места — помогающий жить свет.

Тем, у кого опустились руки, стоит перечитать его пьесы. И «Голого короля», и «Тень», и «Дракона», и «Обыкновенное чудо»…

Фотография на анонсе: Андрей Никеричев / АГН «Москва».

КТО ЕСТЬ КТО В ГРЕЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИ

Аполлон (известный римлянам под тем же именем) прекрасный бог солнца. Законодатель, лучник, покровитель искусств. Сын Зевса и Лето, брат-близнец Артемиды. Иногда его называют именем Гелиос.

Арес (у римлян Марс) бог войны, архетипический воин, танцор и любовник. Сын Зевса и Геры, презираемый отцом за вздорный характер. Любовник Афродиты, которая родила от него дочь, Гармонию, и двух сыновей, Фобоса (страх) и Деймоса (ужас). Эти сыновья сопровождают Ареса в битвах.

Артемида (у римлян Диана) богиня охоты и луны. Дочь Зевса и Лето, сестра-близнец Аполлона, бога солнца.

Афина (у римлян Минерва) богиня мудрости и рукоделия, покровительница названного в ее честь города Афин, помощница многих героев. Афина, обычно изображаемая в доспехах, является непревзойденным военным стратегом. Она помнит лишь одного из родителей, Зевса, но у нее есть также и мать, Метида. Еще до рождения Афины Зевс проглотил Метиду, свою первую супругу.

Афродита (у римлян Венера) богиня любви и красоты. Неверная жена Гефеста, хромого бога кузни, она предавалась любви со многими богами и смертными. Наиболее примечателен ее роман с Аресом, богом войны.

Гадес (Аид) (у римлян Плутон) правитель подземного царства, сын Реи и Кроноса, похититель и муж Персефоны. Брат Зевса и Посейдона, один из трех аспектов архетипа отца. Правит царством душ и коллективного бессознательного.

Гера (у римлян Юнона) богиня брака. Жена развратного Зевса, Гера предстает в мифологии как мстительная и ревнивая жена.

Гермес (у римлян Меркурий) вестник богов, покровитель торговцев, посланников, путешественников и воров. Сопровождает души в Гадес. Спас Диониса и вывел Персефону из подземного мира. Любовник Афродиты, которая родила от него Гермафродита.

Гестия (у римлян Веста) богиня очага и храма. Наименее известная из олимпийцев. Ее присутствие делало древнегреческие храмы священными. Олицетворяет архетип «Я».

Гефест (у римлян Вулкан) хромой бог кузни, единственный работающий олимпиец. Супруг Афродиты — муж-рогоносец. Сын, отвергнутый Герой (которая зачала его без отца) и Зевсом (его отчимом). Архетипические роли — ремесленник, калека, одиночка.

Гея богиня земли. Мать и жена Урана (небо) мать титанов и бабушка первого поколения олимпийцев.

Деметра (у римлян Церера) богиня плодородия, мать похищенной Гадесом Персефоны.

Дионис (у римлян Бахус) бог вина и экстаза. Сын Зевса и Семелы. Некоторое время Зевс вынашивал Диониса в собственном бедре. Его архетипические роли — экстатический любовник, бродяга и мистик.

Зевс (у римлян Юпитер) верховный бог Олимпа, бог грома и молнии, младший сын Реи и Кроноса. Он сверг титанов и утвердил власть олимпийцев над всей вселенной. Развратный муж Геры, имевший несколько жен до нее. Отец многочисленного потомства (результат бесчисленных любовных похождений). Некоторые из его детей составили второе поколение олимпийцев, остальные были героями греческих мифов.

Кронос (у римлян Сатурн) титан, младший сын Геи и Урана. Кронос оскопил своего отца и стал вместо него верховным богом. Муж Реи и отец шести олимпийцев (Гестии, Деметры, Геры, Гадеса, Посейдона, Зевса). Первых пятерых детей Кронос проглотил сразу после их рождения. Свергнут своим младшим сыном, Зевсом.

Персефона (у римлян Прозерпина) Греки также называли эту богиню Кора, или девушка. Похищенная дочь Деметры, Персефона стала правительницей подземного царства.

Посейдон (у римлян Нептун) бог моря и сотрясатель земной тверди. Состязался с Афиной за город Афины и проиграл. Брат Гадеса и Зевса. Один из трех аспектов архетипа отца.

Рея дочь Геи и Урана, сестра и жена Кроноса. Мать Гестии, Деметры, Геры, Гадеса, Посейдона и Зевса.

Уран первый небесный бог, сын Геи и ее муж. Отец титанов, он был кастрирован и свергнут собственным сыном, Кроносом.

Читайте также

8. Работы по мифологии М. Элиаде и Дж. Кэмпбелла

8. Работы по мифологии М. Элиаде и Дж. Кэмпбелла Мифология становится все более важной в нашей повседневной жизни. Она привлекает большие аудитории через популярные телевизионные программы и книги-бестселлеры, и ее влияние особенно глубоко в области современной

4. ОБРАЗ КОШКИ В МИФОЛОГИИ

4. ОБРАЗ КОШКИ В МИФОЛОГИИ Теперь обратимся к образу кошки и его материальным и мифологическим амплификациям. Самое поразительное в символе кошки — его амбивалентность. Как и для образа змеи, для образа кошки характерен весь диапазон значений — от милосердия и доброты

Что есть жизнь? Что есть смерть?

Что есть жизнь? Что есть смерть? В 1961 году, когда Джейн Джекобс впервые опубликовала книгу «Жизнь и смерть великих американских городов» (Jacobs, «The death and life of great American cities», 1992), она поставила перед собой задачу продемонстрировать градостроителям, что города есть нечто

Тема потерянного и вновь найденного ребенка в мировой мифологии

Тема потерянного и вновь найденного ребенка в мировой мифологии Во введении я цитировал Джона Китса, который сказал, что наш мир был «юдолью сотворения души» и описал, как «искры божественного», которые он назвал «разумением», постепенно «воспитывались» реальностью и

Глава № 15. Есть вопросы? Есть ответы!

Глава № 15. Есть вопросы? Есть ответы! Часть 1. Состояние искренности Честность – это проявление любви к самому себе. Если мы решаем быть предельно честными, то выбираем любовь к самим себе. Честность помогает нам легко справляться с самыми сложными ситуациями. Если мы

Читайте также  Фессалия на карте

ОК — питание Как есть, чтобы жить • Как не есть, чтобы жить • Как не надо кормить ребенка

ОК — питание Как есть, чтобы жить • Как не есть, чтобы жить • Как не надо кормить ребенка Уважаемый В. Л.! Мне 48 лет Работаю старшим экономистом предприятия. В семье нас шестеро муж, сын, дочка с мужем, внучка, четырехлетняя Сонечка, и я. Сразу же скажу вам, В Л, — не с

Почему мы есть такие, какие мы есть

Почему мы есть такие, какие мы есть Пока мы воспитываем мальчиков и девочек так, как будто они совершенно одинаковые, наука доказала, что они разительно отличаются друг от друга характером своего мышления. Неврологи и ученые, занимающиеся проблемами мозга, повсеместно

Есть или не есть, или О пользе еды и полноты

Есть или не есть, или О пользе еды и полноты Итак, кушать или не кушать, вот в чем вопрос? Кто не хочет, тот пусть не кушает, нам с ним не по пути. Потому что все мы – и ленивые, и трудолюбивые – работаем. Кто в офисе, кто на улице, кто дома. А потраченную энергию восстанавливать

Элементы мифологии

Элементы мифологии Обратим внимание на происхождение обеих богинь — Афродиты и Психеи. Хронос, самый младший и самый хитрый сын бога неба Урана, серпом оскопил своего отца и бросил гениталии в море, таким образом оплодотворив его. Так родилась Афродита. Рождение Афродиты

Глава 12 Есть люди умные, а есть дураки

Глава 12 Есть люди умные, а есть дураки Когда у умного человека начинает болеть зуб, появляется кариес и прочие неприятности, он ищет хорошего специалиста, способного решить проблему максимально хорошо.Дурак же почему-то думает, что все само зарастет и вылечится, а значит,

КТО ЕСТЬ КТО В ГРЕЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИ Образцы характеров

КТО ЕСТЬ КТО В ГРЕЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИ Образцы характеров Аполлон (у римлян так же), великолепный бог Солнца и изящных искусств, медицины и музыки. Один из двенадцати олимпийцев, сын Зевса и Лето, брат-близнец Артемиды.Арес (у римлян Марс), агрессивный бог войны. Один из

Что есть метафора? Что есть «мета» и зачем она?

Что есть метафора? Что есть «мета» и зачем она? Метафоры – это двери. Это чудесные объединяющие двери, открывающие огромнейший трансформационный потенциал. Они дают нам возможность оставить позади самообман и перенестись в сферы истинного ландшафта разума – туда, куда

Кружение в мифологии и духовных традициях

Кружение в мифологии и духовных традициях В своей книге «Скрытый Танец» Эми Минделл указывает, что для разрешения своих наиболее важных проблем, для того, чтобы подстраиваться к ритмам природы, чтобы знать, когда охотиться и сеять, наши предки устанавливали связь со

Глава 2. У меня есть право на самоутверждение и у меня есть все шансы для общения

Глава 2. У меня есть право на самоутверждение и у меня есть все шансы для общения Могу ли я сказать, что имею право на самоутверждение, и какие преимущества у меня есть для общения с

В Египте нашли три головы поврежденных криосфинксов Карнакского храмового комплекса

Египетские археологи обнаружили при раскопках на территории Карнакского храмового комплекса три головы от изваяний криосфинксов. Эти сильно поврежденные статуи, изображавшие существ с телом льва и головой овна, располагаются перед воротами, сооруженными в эллинистическую эпоху около храма Хонсу в юго-западной части комплекса. О находке сообщает на своей странице в фейсбуке Министерство туризма и древностей Египта. В ближайшем будущем изваяния планируется восстановить и сделать частью музея под открытым небом.

Греческое слово «сфинкс» (σφίγξ) предположительно восходит к египетскому Шесеп-анх — «живое подобие». Живым подобием Атума (божества вечернего, заходящего солнца, которое находится у грани между этим и потусторонним мирами) египтяне называли зооморфное изображение, в котором львиное тело сочеталось с головой другого животного или человека. Образ сфинкса как важного сакрального символа появился в древнеегипетском искусстве еще в эпоху Древнего царства.

Почитание льва было частью солярного культа; с древнейших времен лев символизировал царскую власть. Изображение Шесеп-анх-Атум понималось египтянами, по-видимому, как воплощение жизненной силы фараона и всех его божественных предков. Считалось, что эта сила через личность царя передается всем его подданным. Изначально изображение выполняли в виде андросфинкса — существа с телом льва и головой человека с портретными чертами правящего государя и царскими регалиями. Примерами таких изваяний, помимо Большого сфинкса Гизы, связанного с погребальным комплексом фараона IV династии Хафра, могут служить сфинксы царей Джедефра (IV династия), Сенусерта III (XII династия) или Аменхотепа III (XVIII династия).

Тесная связь сфинкса с гранью между мирами отражена еще в одном названии этого священного символа — Хор-эм-Ахет («Хор в горизонте» или «Хор, охраняющий горизонт»). Это имя носила одна из ипостасей солнечного божества. Главным священным животным Хора — бога-покровителя царской власти — был сокол, и некоторые сфинксы изображались не с человеческой, а с соколиной головой (так называемые иеракосфинксы). В эпоху Нового царства в Египте утверждается общегосударственный синкретический культ Амона-Ра, в котором соединились элементы поклонения древнейшему солнечному богу Ра и местному божеству-демиургу Амону, почитавшемуся в новой столице — Фивах. В это время получают распространение сфинксы с львиным телом и головой овна — священного животного бога Амона. Такие изображения получили в египтологии название криосфинксов, образованное от греческого криос (κρῑός) — «овен».

В древнеегипетской религиозной традиции сфинксы главным образом выполняли функции охранителей сакрального пространства некрополей и храмов. В грандиозном храмовом комплексе Карнака аллеи криосфинксов были сооружены вдоль главных путей, по которым двигались религиозные процессии. Аналогичные изваяния известны также в других местах Египта. Есть и находки, указывающие, где они могли изготовляться. Так, в начале 2019 года шведско-египетская археологическая миссия обнаружила в древних каменоломнях Гебель эс-Сильсила к северу от Асуана фрагменты массивного криосфинкса, высеченного из песчаника и предположительно относящегося к эпохе правления Аменхотепа III (первая половина XIV века до нашей эры). Многочисленные фрагменты, оставленные вокруг резчиком по камню, говорят о том, что статуя была изготовлена на том месте, где ее нашли археологи, и навсегда осталась в каменоломнях, возможно, из-за повреждения. Как отметили ученые, криосфинкс из Гебель эс-Сильсила очень напоминает изваяния, расположенные возле храма Хонсу на юго-западе Карнакского комплекса.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector