Греческое здание с колоннами

Греческое здание с колоннами

Архитектура в Древней Греции

Модель храма Геры в Аргосе

Греческая архитектура нисходит корнями к простым постройкам из кирпича-сырца и дерева, из которых были возведены первые дома и культовые сооружения. С возникновением городов-государств произошел переход к монументальной архитектуре общественных зданий и храмов. Необходимость возведения построек больших размеров способствовала распространению новой строительной техники с использованием крупных каменных блоков и элементов декора.

Храмовая архитектура

Древнейшие храмы представляли собой простые постройки.В задней части помещения делали комнату, предназначенную для хранения храмового имущества (опистодом). В передней части устраивали небольшую прихожую (пронаос), из которой можно было попасть в центральную часть здания (наос). Внутреннее пространство храма делилось одним, затем двумя рядами колонн, поддерживающих стропильные балки. Внутри было темно, поскольку окон не было и свет попадал в здание только из дверей. Когда их открывали, лучи солнца освещали установленную в центре наоса культовую статую божества, которому был посвящен храм.

Первоначально переднюю сторону храмовой постройки украшали двумя колоннами, такой тип сооружения называют «храм в пилястрах». Затем количество колонн увеличилось до четырех и более. Такой храм назывался «с портиком» или простильный. Когда ряд колонн появился на тыльной стороне, храм назвали «с двумя портиками» или амфипростильный. Наконец, колонны стали окружать боковые стороны святилища, храм стали называть «окрыленный» или периптер. В VI в. до н. э. возникли «двоякокрылые» храмы, или «дип-теры», в которых колонны окружали здание в два ряда. Когда греки начали строить храмы из мягкого известняка, «периптер» стал наиболее распространенным типом храмовой постройки.

афинский Парфенон

Архитектурный ордер

В VII-VI вв. до н. э. в храмовой архитектуре складывались определенные принципы и каноны постройки — ордера.
Самым ярким признаком каждого ордера считалась форма колонны. Древнейшим ордером был дорический, отличавшийся простотой, мощностью и даже тяжеловатостью форм. Многие черты дорического ордера свидетельствуют, что первоначальные постройки этого типа возводились из дерева. Дорические колонны представляют собой прямые стержни, слегка сужающиеся вверху. Ионический ордер появился в Малой Азии, где раньше, чем в материковой Греции,начали возводить каменные храмы. Ионическая колонна выше и тоньше дорической, меньше суживается вверху. Как и дорические храмы, ионические святилища окрашивались в красный и синий цвета.

Фортификация

Искусство фортификации у греков достигло расцвета в VIV вв. до н. э. Глиняные стены архаической эпохи сменились сложенными из тесаного камня на основе сухой кладки или скрепленными известковым раствором. В Греции насчитывалось около 30 укрепленных городов. Стены теперь окружали весь периметр города, внутрь вели ворота, укрепленные башнями. В центре города, как правило на высоком холме, находилась сильно укрепленная цитадель, или акрополь (верхний город). Для защиты пограничных территорий здесь строились башни или небольшие форты с постоянным гарнизоном. Таких укреплений было достаточно, чтобы в течение двух веков держать на расстоянии захватчиков.

Основание колонн дорического храма

Городская архитектура

Городская планировка у греков поначалу отсутствовала. Ей препятствовали значительные перепады высоты или террасы, спускающиеся вниз уступами. Только после греко-персидских войн благодаря реконструкции Милета появились первые концепции регулярной планировки города на основе пересекающихся под прямым углом улиц. Ее авторство приписывают Гипподаму из Милета, который в 446 г. до н. э. спроектировал план Пирея, в 444 г. до н. э. — Фурий и, возможно, в 408 г. до н. э. — Родоса. Обычно центральная часть города предназначалась для храмов и общественных зданий, здесь также находилась торговая площадь (агора), театр, гимнасий и стадион. Если город располагался на морском берегу, то прибрежная часть оформлялась в портовый район с верфями, доками и складами. Водопровод должен был снабжать город водой, канализация выводила за стены нечистоты.

Колонны греческого ордера

Столь характерная для архитектора греческого храма колонна, несомненно, ведет свое происхождение от микенского деревянного столба. Меняется лишь форма опоры, когда дерево постепенно вытесняется камнем. Микенский столб сужался книзу, дорическая колонна — кверху. Колонна микенская была лишена всех декоративных элементов, превратившись в стройную и строгую колонну дорического ордера. Дорическая колонна имеет конструктивные, тектонические, а не украшательские функции; в самых первых греческих святилищах эпохи архаики колонны были еще деревянными.

План храмового сооружения включал в себя главную часть, поделенную на нефы рядами колонн, и передний зал. В отличие от более поздних греческих храмов ранние не имели колоннады, идущей по всему периметру здания. Разбогатевшие греческие города-государства оказались в состоянии осуществить подлинный переворот в храмовой архитектуре, которая из глиняно-деревянной стала каменной. Появившиеся незадолго до этого деревянные колоннады мало-помалу заменялись на каменные.

Правда, еще во II в. н. э. в храме Геры в Олимпии греческий писатель Павсаний видел деревянную колонну. В истории строительства трех последовательно сменявших один другой храмов Геры в Олимпии можно проследить все перемены в архитектурных стилях греков: так, старейшая из этих построек колоннады еще не имеет.

Древнейшие дорические перистили — сооружения, обнесенные со всех сторон колоннадой, — отличались значительным превышением длины над шириной, т. е. вытянутостью в длину. Храм Аполлона в Сиракузах, относящийся к старейшим дорическим храмовым постройкам, имеет по 17 колонн при боковых стенах и только 6 с фасада.

Другая особенность этого стиля — большая величина диаметра колонн, стоящих к тому же близко одна к другой, что создавало впечатление тяжеловесной монументальности и серьезности всего облика здания. Дальнейшее развитие дорического стиля привело к изменению этих пропорций, и в первую очередь соотношения диаметра колонны и ее высоты. В архаическом храме в Коринфе (около 540 г. до н. э.) соотношение диаметра и высоты составляет 1:4,06, в афинских Пропилеях V в. до н. э. — 1:5,6, а в святилище в Немее (около 330 г. до н. э.) — уже 1:6,5. Колонны становились тоньше и стройнее, что меняло и общий вид сооружения. Не осталось неизменным и соотношение длины и ширины перистиля. Тип архаического храма, где количество колонн у фасада и у боковой стены соотносилось между собой как 6:17 (в Сиракузах) или 6:15 (в Коринфе), в классической греческой архитектуре уже не встречается. Утверждается правило, по которому боковая стена должна была иметь двойное число колонн по сравнению с фасадом плюс еще одну. В результате храм Зевса в Олимпии и афинский Гефестиейон демонстрируют соотношение 6:13, а афинский Парфенон — 8:17. Менялось также количество внутренних нефов, вообще планировка помещений внутри храма. Развитие дорического стиля шло ко все более совершенным пропорциям, архитектурной гармонии.

Одновременно с дорическим менялся и ионийский стиль, стремящийся к все большей декоративности и пышности, в чем, несомненно, сказались влияния Востока. Здесь колонна выступает не только как опора, как элемент тектонический, но и как элемент декоративный. Ионийских святилищ того времени сохранилось очень мало, но достаточно взглянуть на храм Дидимайон в Милете, чтобы убедиться в различии обоих стилей. Передний зал уходит гораздо дальше, в глубь святилища, чем в постройках дорического стиля, и поделен на нефы тремя рядами колонн, образующих настоящий «лес из колонн». Строгой, геометрически правильной дорической капители соответствует здесь капитель ионийская, с завитками — волютами, каменным орнаментом в виде листьев пальмы или лотоса, валиками, служившими опорой архитраву — широкой нижней балке, покоившейся непосредственно на капители колонны. Заметные различия есть и в форме самих колонн. Дорическая вырастает словно дерево из земли, прямо из стилобата — площадки, на которой она стоит. Ионийская колонна имеет сложный цоколь. Углубления на ионийской колонне тоньше и богаче, чем на дорической.

Об ионийских храмах эпохи архаики мы знаем больше из античной литературы: слишком много их было уничтожено. Так, во всем греческом мире славилось святилище Артемиды в Эфесе, воздвигнутое критянином Херсифроном и его сыном Метагеном, а несколько веков спустя, в 356 г. до н. э., сожженное Геростратом. От руки персов погиб храм Геры на Самосе, построенный Ройком и Феодором по заказу тирана Поликрата. Лишь реконструкция позволяет нам сегодня представить себе и милетский Дидимайон. Небольшие по размеру сооружения этого стиля сохранились лучше; среди них выделяется легкая и изящная сокровищница жителей острова Сифнос, возведенная из блестящего паросского мрамора в Дельфах около 525 г. до н. э., многоцветная, с кариатидами на антах — выступах продольных стен здания, ограждавших вход. Заметим, кстати: созерцая сегодня руины дорических и ионийских святынь, мы как бы забываем, что здания эти были покрыты росписями, отличались богатой полихромией. Древняя Греция была мраморной, но отнюдь не только сверкающей белизной, как иногда думают. Шедевры античной архитектуры блистали всем разноцветьем красок — красной, голубой, золотой, зеленой, — залитые ярко сияющим солнцем юга. (9, т. 2. стр. 33-52, 251-260; 10, стр. 63-69; 11, стр. 22-25; 16, стр. 34-37).

10 самых знаменитых греческих храмов

Самым важным и широко распространенным типом зданий в античной Греции был храм. Самые первые каменные храмы появились, как предполагается, в начале 6-го столетия до нашей эры. В следующем столетии они уже росли как грибы. «Сердцем» греческого храма обычно служила культовая статуя или другой религиозный символ. Религия в древней Греции не требовала от верующих собираться внутри храма для молитвы, храмы выступали преимущественно в роли памятников олимпийским богам. Самая примечательная особенность греческого храма — массивные колонны. Греки использовали при постройке святилищ три типа колонн: дорического, ионического и коринфского ордера.

Обзор самых знаменитых греческих храмов, находящихся в средиземноморском регионе.

10 Храм Зевса Олимпийского


Хотя от Храма Зевса Олимпийского в Афинах осталось лишь несколько колонн, несложно подключить воображение и представить, насколько огромным и величественным был этот храм в античные времена. Постройка храма началась в 6-ом столетии до нашей эры, в эпоху правления афинских тиранов, решивших возвести самый большой храм древнего мира. Завершено же строительство было лишь через 638 лет после закладки первого камня, во втором столетии нашей эры, в эпоху правления римского императора Адриана.

9 Храм Посейдона на мысе Сунион


Храм Посейдона расположен на Сунионе, самом южном мысу полуострова Аттика, и с трех сторон окружен морем. Он был построен примерно в 440 году до нашей эры на руинах более раннего храма, датировавшегося архаическим периодом греческой истории. От храма Посейдона сохранилось лишь несколько колонн, но сегодня еще можно увидеть храм Гефеста у афинского Акрополя, спроектированный (предположительно) тем же архитектором.

8 Храм Зевса в Кирене (Ливия)


Кирена была важнейшей из пяти греческих колоний на территории современной Ливии. Над руинами древнего города возвышается храм Зевса, датирующийся 5-ым столетием до нашей эры. Он был разрушен во время еврейского восстания в 115 году н. э. и пятью годами позже восстановлен римлянами по приказу императора Адриана. В 365 году храм был вторично разрушен сильным землетрясением и пролежал в руинах вплоть до нашего времени, когда его восстановлением занялись английские и итальянские археологи. Этот храм больше Парфенона, отражения богатства и значимости Кирены для древнегреческого мира.

7 Храм Эрехтейон


Эрехтейон — древнегреческий храм, возведенный в ионическом стиле с северной стороны от Акрополя в Афинах. Храм, который можно увидеть сегодня, был построен между 421-ым и 407-ым годами до нашей эры. Название, согласно наиболее популярной версии, было унаследовано Эрехтейоном от более древнего храма, посвященного легендарному афинскому царю Эрехтею. Храм больше всего известен шестью женскими фигурками кариатид, поддерживающими свод крытой галереи.

6 Храм Аполлона Эпикурейского в Бассах

Храм Аполлона Эпикурейского в Бассах расположен в горах полуострова Пелопоннес. Этот хорошо сохранившийся, необычный греческий храм был построен приблизительно между 450 и 400 годами до нашей эры. Здание сориентировано с севера на юг, в отличие от большинства других древнегреческих храмах, ориентированных с востока на запад. Необычно святилище в первую очередь тем, что в его дизайне представлены все три классических ордера древнегреческой архитектуры: дорический, ионический и коринфский. Дорические колонны можно увидеть в перистале, окруженном крытой колоннадой дворе. Ионические колонны поддерживают свод портика, а коринфские находятся внутри храма. Храм Аполлона Эпикурейского в настоящее время прикрыт гигантским тентом, защищающим сооружение от неблагоприятного воздействия осадков.

5 Дорический храм в Сегесте (Италия)


Храм Сегеста расположен в северо-западной части итальянского острова Сицилия. Некогда Сегеста была одним из важнейших городов элимцев, одного из трех древнейших народов Сицилии, известных ученым современности. Население города было смешанным. Здесь проживали элимцы и греки, хотя впоследствии элимцы эллинизировались и переняли привычки и обряды греков. Хорошо сохранился древний дорический храм, находящийся возле древнего города. Он был построен в конце 5-го столетия до нашей эры и имеет 6х15 дорических колонн. Несколько моментов доказывают тот факт, что храм так никогда и не был достроен. В частности, не завершены дорические колонны, а над главным залом нет крыши.

4 Пестум


Пестум — древний греко-римский город, расположенный в южной Италии, неподалеку от берега моря. До нашего времени в нем хорошо сохранились три дорических храма. Старейший храм Пестума посвящен богине Гере. Он был построен примерно в 550 году до нашей эры греческими колонистами. Стоящий возле него храм построили где-то на столетие позже. Он тоже посвящен Гере, богине замужества и деторождения. Чуть дальше стоит храм Афины, возведенный примерно в 500 году до нашей эры.

3 Храм Гефеста в Афинах


Храм Гефеста в Афинах — лучше всего сохранившийся древнегреческий флаг в мире. Находится примерно в пятистах метрах к северо-западу от знаменитого афинского Акрополя. Известен широкой туристической общественности намного меньше, чем его сосед Акрополь. Храм был построен в 5-ом столетии до нашей эры в районе, где жило много кузнецов. Именно поэтому его посвятили Гефесту, богу кузнечного дела. Считается, что строивший храм Гефеста архитектор, оставшийся неизвестным, заодно принимал участие в постройке храма Ареса на Агоре и храма на мысе Сунион на полуострове Пелопоннес.

2 Долина храмов Агридженто (Сицилия)


Долина храмов Агридженто расположена в горах у сицилийского города Агридженто. Археологический комплекс состоит из семи древнегреческих храмов. Храм Согласия, построенный в 5-ом столетии до нашей эры, лучше всего сохранившийся из храмов долины и один из крупнейших (и лучше сохранившихся) дорических храмов из сохранившихся до нашего времени. Дорические колонны достигают высоты 7 метров (с учетом капителей) и имеют диаметр 1,3 метра у основания. Другие храмы включают в себя храм Юнона, использовавшийся для проведения ритуалов бракосочетания, а также храм Геракла, старейшее святилище в Долине храмов, от которого до нашего времени сохранилось только восемь колонн.

1 Парфенон, Акрополь


Парфенон на афинском Акрополе — одна из самых популярных туристических достопримечательностей Греции и место, которое просто обязательно нужно посетить при поездке в греческую столицу. Строительство Парфенона началось в 447 году до нашей эры на месте более древнего храма, разрушенного персами. Завершилось строительство в 432 году до нашей эры. Святилище строилось под статую богини Афины-Девственницы (по гречески «Афина Парфенос»), сделанную из слоновой кости. В 5-ом столетии статуя была вывезена одним из римских императоров в Константинополь, где позже ее разбили. На протяжении своей долгой истории Парфенону приходилось выступать в качестве крепости, христианской церкви, мечети и даже магазина по продаже пороха.

Архитектура древней Греции

Архитектура древней Греции менее величественная, чем египетская, но при этом конструктивные элементы и строения в целом более сложные. Плоское перекрытие крыши египетского храма заменено двухскатной крышей с четырьмя угольными фронтонами частей здания. Вместо мощных и грозных пилотов у входа в египетский храм — легкий, воздушный, пронизанный светом портик — великое изобретение греков, живущее и по сей день. Греческие архитекторы создали твердый и логичный порядок расположения и соразмерности отдельных частей здания — орден.

Порядок рождает ритм. Ритм определяет красоту. Это как в музыке, когда равномерное чередование ударений, пауз, повышений звука рождает особую мелодию, приносящую радость и наслаждение. Так и в архитектуре.

Говоря о греческом стиле в архитектуре, сравнивая его с более древней — египетской архитектурой можно увидеть не только конструктивные особенности, но и отличия в эстетике. Греческий храм ближе к человеку, открыт для доступа, каждый может обратиться к богу, доверить ему свои сокровенные тайны. Архитекторы древней Греции логически встраивали свои сооружения в окружающую природу, чтобы храмы напоминали произведение природной формы. Как будто сами боги сотворили для себя это жилище. Египтяне складывали свои храмы из огромных блоков, камни подгонялись друг к другу практически идеально, и общая конструкция подавляла зрителя своим могуществом. Храмы Египта были подчеркнуто вытянутые, обозначая недоступность пути к богу, его величие и отстранённость.

Известно три греческих основных элемента конструкции здания : основание; колонна, стоящая на этом основании; и антаблемент — элемент, завершающий здание и находящийся на вершине колонны. Основой всего этого была колонна . Она исполняла роль несущего элемента, на которой давит вся тяжесть перекрытия, также и декоративную роль. Весь ордер называли именем колонны, которая использовалась: дорический, ионический или коринфский. Есть предание, один римский архитектор по имени Витрувий, современник Цезаря, дал вольную интерпретацию названий ордеров. Он разглядел подобие дорического ордена с мужской фигурой. Ионический сравнил с женской формой, а коринфский считал подобным девичьей стати.

Самая мощная дорическая колонна стоит прямо на платформе лишенная прокладок-подушек, со стороны выглядит как мужеподобная фигура без излишних декоративных элементов. Эта мощь подпирает собой большую тяжесть. Вся колонна вдоль изрезана вертикальными желобами — каннелюрами — единственное украшение колонны. Верхнюю часть делали уже, чем нижнюю. Вверху колоны находилась конструкция в виде подушки называемой эхин, а уж на ней лежала квадратная плита — абака, на которой покоилось перекрытие. Ионическая колонна родилась на востоке на греческом побережье средиземного моря. Общий вид колонны был более стройный, каннелюры на ней вырезаны глубже, появилось круглое основание — база. Верхний элемент — эхин украшался спиральными завитками.

О происхождении коринфской колонны рассказывает легенда. В городе Коринфе незадолго до свадьбы умерла прекрасная девушка. После похорон на ее могилу кормилица принесла закрытую корзину со всеми драгоценностями. Принесла и оставила. Прошли осень и зима. Весной на кладбище-некрополь забрел скульптор Каллимах. Случайно он увидел, как на могиле девушки ростки аканта проросли сквозь корзину. Не сумев поднять тяжелую крышку, они стали изгибаться и завиваться в стороны. Корзина с листьями так потрясла воображение скульптура, что он решил её в камне и использовать, как капитель колоны.

При возведении своих зданий греческие архитекторы учитывали не только законы физики, но и особенности человеческого зрения. Если внимательно рассмотреть конструкцию Парфенона, то можно заметить что все колонны имеют уклон чуть к центру. Кроме того, оказалось, что середина ступеней стереобата, карниз и колонны чуть шире, чем на краях. Абсолютно прямые линии человеческий глаз воспринимает не естественно. Создается обманчивое впечатление, что все элементы, как будто, вытянуты в центре. Но греки знали еще один секрет. Путем длительных наблюдений они пришли к тому, что любой удаленный предмет кажется чуть тоньше, чем он есть на самом деле. Поэтому когда строили ряд колонн, то угловые части ставили чуть ближе друг к другу и делали их толще остальных. Для того, что бы компенсировать зрительное впечатление .

Все элементы архитектуры древней Греции гармонично взаимосвязаны между собой, их размеры и пропорции исходят не из метрической системы, ориентируясь исключительно на внутреннее впечатление о красоте, которое звучит в унисон с музыкой созданной богом.

Греческое здание с колоннами

Время, предшествующее греко-персидским войнам, отмечено высоким развитием греческого искусства. В этот период возникли основные архитектурные формы, которые в V в. находят свое завершение и яркое воплощение в архитектурных и скульптурных памятниках Афин.

Важнейшими условиями этого расцвета было развитие полисного строя и, в связи с ростом труда рабов, расцвет свободного ремесла как ремесла художественного. Демократический строй Афинского государства создал непосредственную заинтересованность всего афинского народа в памятниках как большого, так и малого искусства. Греческие художники и архитекторы, несмотря на свободу творчества, были подчинены, однако, общим строгим требованиям, выработанным жизнью и идеологией полисного коллектива граждан.

Греко-персидские войны сыграли большую роль в дальнейшем развитии греческого искусства. Вторжение персов в пределы Греции сопровождалось массовыми разрушениями храмов, изуродованием статуй богов и расхищением их, не говоря уже о городах, которые лежали в руинах. В представлении греков война с персами была не только стремлением врагов подчинить всю Грецию, но и поработить эллинских богов. Именно поэтому греки приписывали победы при Марафоне, Платеях, Саламине не только мужеству своих воинов, но и непосредственной помощи божества. В битве при Марафоне участвовали Пан и герой Марафон, а в сражении при Саламине бились за победу боги и герои Аттики.

Читайте также  Муза искусства и творчества

Естественно, что после отражения персов и освобождения малоазийских греков боги должны были в знак благодарности получить новые жилища, достойные их могущества. Богатая военная добыча и уверенность в неприкосновенности своих границ позволили греческим городам развернуть строительные работы. В это время строили не только храмы, но и общественные здания — гимнасии, бани, театры украшали постройками городские площади.

В Афинах, по свидетельству Диодора Сицилийского, Фемистокл, увеличивая количество морских военных судов, убеждал афинян освободить от налога владельцев наемных домов и ремесленников, чтобы объединить в Афинах мастеров разнообразных специальностей.

Эту же цель после Фемистокла преследовал Кимон и затем Перикл. При Кимоне развалины построек Акрополя были употреблены на расширение и уравнивание платформы этой скалы. При нем же Акрополь обнесли высокими каменными стенами. Перикл возглавил афинскую демократию в период высшего экономического расцвета Афинского государства. Казна государства пополнялась ежегодными взносами афинских союзников. Настал момент выполнить данное некогда обещание — восстановить храмы богов, разрушенные персами. При Перикле развернулось такое широкое строительство, что даже сложилась поговорка: «Хорошо со строительством, хорошо и в остальном».

В это время профессии архитектора, скульптора и художника высоко ценились в Греции и были поэтому всегда профессиями свободного человека, не только метека, но и гражданина. Все, что было связано с искусством, было неотделимо от идеи Родины-полиса и от богов-покровителей и защитников греческой демократии.

Скульптор изучал в гимнасиях красоту телодвижений атлетов; архитектор применял на деле свои теоретические занятия математикой и геометрией. Они, как правило, были в это время одними из образованнейших людей своего города. А поскольку строительство было общенародным и патриотическим делом, постольку чем выше было его искусство, тем более прославляли его имя в народе. Имена скульпторов и архитекторов, так же как и художников-живописцев, провозглашались в театре, на общественных общегреческих играх им присуждали венки. В Афинах был принят закон о том, что наиболее искусные мастера должны питаться в пританее за общественный счет и занимать там первое место.

Когда Полигнот написал в Дельфах картину взятия Трои, совет Дельфийского храма (совет амфиктионов) вынес особое постановление о том, что во всех пританеях Греции Полигнот имеет право на бесплатное общественное питание, что в те времена рассматривалось как небывалая почесть.

Ранние греческие храмы строились из дерева, затем из кирпича (позже облицованного мрамором), из известняка, и, наконец, из самого прекрасного строительного материала, из мрамора.

И действительно, «мрамор обладает особым очарованием. Помимо впечатления мощи и долговечности, он привлекает художников разнообразием окраски и рисунка.

Снежно-белый мрамор своей удивительной чистотой вызывает представление о чем-то недосягаемо высоком. Нет другого

материала на нашей планете, который обладал бы таким глубоким белым цветом.

Несмотря на свою прочность, мрамор легко поддается обработке; в этом отношении с ним вряд ли может спорить какой-либо иной камень. Его можно обрабатывать резцом, пилой, сверлом, не опасаясь расколоть. На мраморе возможна тонкая работа резьбы. Полировка мрамора дает сильный зеркальный блеск.

Для ваяния, скульптуры и пластики нет более совершенного материала, чем белый мрамор» (акад. А. Е. Ферсман).

Храм у греков был в полном смысле этого слова домом бога, а не местом для совершения каких-либо религиозных церемоний. Здесь должен был жить сам бог. И поэтому основным помещением храма была комната (целла) со статуей бога или богини. Поэтому все греческие храмы, как правило, небольших размеров. Все религиозные церемонии греков происходили не в храме, а перед ним, там, где стояли жертвенные алтари. В самом же помещении храма находились лишь посвящения, особенно красизые и ценные, принесенные богатыми почитателями. Таким образом, в целле постепенно собирались редкие и замечательные по своему искусству предметы, которые представляли для посетителей храма чисто музейный интерес.

Греческий храм обычно — четырехугольное здание, либо только спереди и сзади обрамленное колоннами (простильный храм), либо обнесенное колоннадой со всех сторон (периптерный храм).

Архитектурные греческие стили различаются по ордерам, т. е. по правильному расположению основных, бросающихся в глаза архитектурных частей постройки, среди которых главную роль играют колонны.

Наиболее ранним греческим ордером является дорийский, в котором прообразом колонны служил ствол дерева. Подобно тому как у основания ствол дерева всегда толще и лишь постепенно суживается кверху, так и колонна дорийского стиля кажется выросшей непосредственно из земли, что придает ей силу и приземистость. Римский ученый Витрувий в сочинении «Об архитектуре» сравнивал дорическую колонну с крепостью и красотой мужского тела атлета. В центре эта колонна чуть-чуть расширяется, как если бы человек, желая поддержать тяжесть, напряг мускулы своего тела. Назначение колонны — поддержать перекрытие храма, поэтому вверху она расширяется. Это расширение колонны называется капителью (от латинского «капителлум» — головка), которая в дорийской колонне состоит из круглой подушки (эхин) и тяжелой плиты, наложенной на нее (абак — по-гречески «стол», «счетная доска»). Ствол колонны покрыт широкими и неглубокими углублениями (каннелюрами), отделенными друг от друга выступающими острыми ребрами колонны. «Как долго, — пишет один ученый, — мы привыкали

к этой величественной грубости дорийского ордера. Эта выступающая капитель, оттеняющая свою обширную абаку, эту простую подушку с грубоватой округлостью, покатую и сплюснутую, эти резкие каннелюры, этот конический ствол, спускающийся в землю без основания, без ступни, без котурнов и сандалий. Нужно долго смотреть на нее, чтобы почувствовать, что греческое искусство представляет подлинную красоту».

Колонны поддерживают антаблемент, состоящий из трех частей: архитрава — плоского среза, положенного горизонтально на капители, фриза, украшенного триглифами, т. е. тремя ребрами некогда выступавшего потолочного перекрытия, и метопами. Первоначально, при постройке деревянного храма, пустое пространство между балками покрывалось керамическими разрисованными плитами. Позже метопы дорического храма превратились в прекрасные мраморные картины, украшенные скульптурными изображениями. Над фризом, образуя внешний выступ над колоннадой, располагается карниз, составляющий третью часть антаблемента. На него опирается фронтон, треугольный выступ, образуемый двускатной крышей храма.

«Не для удовольствия, но из-за необходимости, — писал Цицерон, — возникли фронтоны наших храмов. Эту форму породила необходимость стока воды. Однако красота ее так велика и она стала столь необходимой для зданий, что если бы сами боги строили храм на Олимпе, где никогда не бывает дождей, они все равно создали бы фронтон».

И действительно, фронтон придает прекрасное завершение всей постройке. Самая форма этого треугольника, достигающая наибольшей высоты в центре, предписывает скульптору определенные правила, выполнение которых необходимо. Центр определяет место главной фигуры архитектурной композиции — бога или героя, стоящего во весь рост. Постепенно к углам фигуры понижаются, заканчиваясь по обеим сторонам лежащими людьми или богами, смотря по архитектурному замыслу художника.

Ионический ордер менее строг. Он отличается от дорийского прежде всего тем, что колонна поставлена на основание и ее капитель резко видоизменена. Она украшена по бокам двумя большими завитками (волютами). Ствол колонны покрыт 24 каннелюрами, отделенными друг от друга не острыми гранями, но полукруглыми выступами (полосками), бросающими тень на углубления; это нарушало однообразие каменных складок ствола колонны. Конусообразная форма колонн значительно менее выражена, они гораздо тоньше дорических, и расстояние между ними шире. Витрувий говорит, что греки придали ионийской колонне грациозность и стройность женщины. «Толщину колонны они сделали в 1/8 часть ее высоты. В основание колонны они положили базис. На капители они справа и слева расположили завитки, свисающие, как завитые кудри на женской прическе. Лицевую сторону они украсили расположенными на подобие

волос волнообразными резными украшениями и ниспадающими фестонами, а по всему стволу колонны спустили каннелюры, словно складки на женских хитонах. Таким образом, они изобрели два различных типа колонн: одну, по виду похожую на обнаженного мужчину, другую, по своему украшению и соразмерности напоминающую изящную женщину».

Но так как колонна ионического ордера изменилась в высоте и в ширине, то были изменены и пропорции антаблемента. Весь антаблемент выглядит более легким, соразмерным поддерживающим его колоннам. Архитрав разделен на три ровные полосы, почему кажется и уже и легче дорического. Фриз не разделен на метопы и триглифы, а развертывается ровной лентой, которая создает для скульптора возможность развернуть, изобразить на них уже не отдельные картины, а, как это сделал Фидий на фризе Парфенона, целые сложные действия или даже шествие.

Позже на основе ионического ордера возникает коринфский ордер, отличающийся от ионического преимущественно капителью колонны. Капитель здесь принимает форму вазы или перевернутого колокола, окруженного листвой аканфа 1 . О возникновении этого ордера существует прекрасная легенда, сохраненная у Витрувия. Молодая коринфская девушка, будучи невестой, внезапно тяжело заболела и умерла. После похорон ее кормилица собрала и сложила в корзину различные драгоценности и безделушки, которые так любила ее воспитанница. Она отнесла их к могиле и положила сверху, а чтобы эти вещицы как можно долее сохранялись, она прикрыла корзинку крышкой. Случайно оказалось, что корзинка была поставлена на корни аканфа. К весне аканф пустил ростки и пробился через скважины плетеного дна, но так как по бокам корзины его придавливала тяжесть крышки, растения изгибались по сторонам, образуя завитки. Однажды мимо некрополя проходил скульптор Каллимах, прозванный афинянами за изящество и тонкость своих работ «искуснейшим мастером». Он заметил эту корзину, обрамленную нежными молодыми листьями. Восхищенный красотой формы, он сделал по этому образцу капители колонны в Коринфе.

Коринфский ордер в архитектуре стал выражением богатства и великолепия. В Афинах первый памятник коринфского стиля появляется лишь в IV веке. Он связан с именем хорега — победителя в дифирамбических хорах, который увековечил свою победу, воздвигнув на улице Треножников в Афинах в качестве подножия для треножника, полученного в награду за победу, маленький алтарь, украшенный коринфскими колоннами. Только в эллинистический период коринфский стиль получает широкое распространение.

1 Аканф — декоративное южное растение с широкими резными листьями, постепенно суживающимися.

Архитектурные ордера. 1. Дорийский. 2. Ионический. 3. Коринфский.

Архитектурные ордера. 1. Дорийский. 2. Ионический. 3. Коринфский.

Замечательны и украшения греческих храмов Как правило, в классический период они были рассчитаны ьа то, чтобы придать архитектурную законченность всему зданию, подобно тому как кайма на женской одежде подчеркивала красоту ее складок. Заостренная вершина фронтона увенчивалась обычно пальметкой— стилизованным листом пальмы с его заостренными концами и мягкими внутренними волютами. Выходы стоков воды украшались головами животных, особенно льва или пантеры; иногда — масками шаржированных лиц, несколько напоминающими театральные маски актеров.

Характерной чертой греческой архитектуры является также то внимание, которое, греческие художники уделяли окружающей местности. Как правило, греческие храмы и общественные здания всегда строились на возвышении, увеличенном еще большой каменной платформой (стилобатом) —основой здания. Постройка должна органично входить в пейзаж, украшая его и дополняя. Силуэт храма вырисовывается четкими линиями на фоне неба, посреди священных рощ и скал, которые его окружают. Греческие архитектурные стили должны соответствовать и природе божества. Поэтому храмы Афины и Ареса, так же как культовые постройки, посвященные Гераклу, выполнены в дорийском ордере. Это соответствует силе и воинственности тех богов и героев, которые будут в нем обитать. Храмы Афродиты или Диониса построены в ионическом ордере, более элегантном и грациозном.

И несмотря на то, что в Греции много храмов дорического или ионического ордера, ни один храм не повторяет в точности другой. Два храма одного и того же ордера никогда не являются копиями друг друга.

От скульпторов и архитекторов Греции требовалось большое мастерство и предварительная теоретическая подготовка. Об этом свидетельствуют многочисленные, теперь утерянные, сочинения, которые перечисляет в своем труде Витрувий.

Пролетели тысячелетия. Но и доныне развалины греческих храмов стоят незыблемо под голубым небом Эллады как бессмертный пример архитектурного совершенства, как непревзойденный образец для архитекторов наших дней.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector