Греки православные или католики

Греки православные или католики

Религия

Религия в Греции доминирует Греческая православная церковь, которая находится в более широком общении с Восточной православной церковью. Православие составлял 90% от общей численности населения в 2015 году и конституционно признан «преобладающей религией» Греции. Религии с меньшим числом последователей включают ислам (включая 2% населения), католицизм (составляющий менее 1% населения), евангелизм, греческое язычество, сикхизм и индуизм. Также существует небольшое количество греческих атеистов. Религия является ключевой частью идентичности для большинства греков, причем 76% греков в опросе 2015-17 годов заявляют, что их национальность определяется христианством. Статистика метафизики и мировоззрения, не касаются только лишь религии гипонимов.

Греко-римские боги

Христианство

По состоянию на 2015 год 93% населения Греции были христианами.

Восточное православие

Греческой церкви, члену Восточного православного сообщества, в конституции Греции присвоен статус «преобладающей религии». С 1850 года греческое православие в Греции находится под управлением Церкви. Его члены составляют от 88% до 95-98% населения, в последнем отчете Pew указано 90% по данным за 2015 год.

Статус православной церкви как «господствующей религии» во многом основан на той роли, которую церковь сыграла в сохранении греческой нации в годы Османской империи, а также на той роли, которую она сыграла в греческой войне за независимость. В результате многие приписывают современной греческой нации этнорелигиозную идентичность.

Кроме того, зарплата и пенсия основного православного духовенства оплачиваются государством по ставкам, сопоставимым с ставками учителей. Все греческие учащиеся начальных и средних школ в Греции посещают православные занятия, хотя существует система освобождения от занятий для учащихся, которые не хотят посещать занятия, если об освобождении требуют оба родителя. Кроме того, Конституция запрещает прозелитизм от других религий.

Церковь Греции
Греческая Церковь, часть более широкой Греческой Православной Церкви, является одной из автокефальных церквей, составляющих общину православного христианства. Его каноническая территория ограничена границами Греции до Балканских войн 1912–1913 гг. («Старая Греция»), а остальная часть Греции («Новые земли», Крит и Додеканес) находилась под юрисдикцией Вселенский Патриархат Константинополя. Однако большинство епархий митрополий Новых земель де-факто управляются как часть Церкви Греции по практическим соображениям в соответствии с соглашением между церквями Афин и Константинополя. Предстоятель Церкви Греции — архиепископ Афинский и всея Греции.

Преобладающая религия Греции
Приверженность Православной церкви была определена как определяющий признак греческой этнической идентичности в первой современной греческой конституции, «Законе Эпидавра» 1822 года во время греческой войны за независимость. В преамбуле всех последующих греческих конституций просто говорится: «Во имя Святой, Единосущной и Неделимой Троицы», а Православная Церковь Христа признана «преобладающей» религией Греции.

Заработная плата и пенсии основного православного духовенства выплачиваются государством по ставкам, сопоставимым с ставками учителей. Церковь ранее компенсировала государству налог в размере 35% от обычных доходов церкви, но в 2004 году этот налог был отменен Законом 3220/2004. В силу своего статуса преобладающей религии каноническое право Церкви признано греческим правительством в вопросах, касающихся церковного управления. Это регулируется «Конституцией церкви Греции», которая была утверждена парламентом как закон. Религиозные браки и крещения юридически приравниваются к их гражданским аналогам, и соответствующие свидетельства выдаются действующим духовенством. Все греческие православные учащиеся начальных и средних школ Греции посещают религиозные занятия. Связями между церковью и государством занимается Министерство национального образования и по делам религии.

Католицизм

Католики составляли менее 1% от общей численности населения в 2015 году. Католическая община увеличилась в размере за последние годы из-за иммиграции и сегодня насчитывает более 200 000 человек.

Католики
Римско-католические греки насчитывают около 50 000 человек, проживающих по всей Греции; однако большинство из них проживает на Кикладах и Ионических островах. Присутствие католиков на греческих островах в основном является наследием времен средневекового венецианского господства. Католическая община увеличилась в размерах за последние годы из-за иммиграции и сегодня насчитывает более 200 000 человек.

Греко-католики
Греки-католики византийского обряда (униаты или объединяются) насчитывают около 6000 человек по всей стране и в основном живут в Афинах.

Протестантизм
Протестантов, включая Греческую евангелическую церковь и Свободные евангелические церкви, насчитывается около 30 000 человек. Свободная Апостольская Церковь Пятидесятницы была основана доктором Леонидасом Феггосом в 1965 году. Официальная церковь, Восточная Православная Церковь, и государство неохотно разрешили пятидесятническим церквям действовать на законных основаниях. Процесс получения разрешения от Министерства образования и религии на деятельность церкви становится проще. Ассамблеи Бога, Международная Церковь Четырехугольного Евангелия и другие церкви пятидесятников Греческого Синода Апостольской церкви насчитывают 12 000 членов. Независимая Свободная Апостольская Церковь Пятидесятницы — крупнейшая протестантская конфессия в Греции со 120 церквями. Официальной статистики о Свободной Апостольской церкви Пятидесятницы нет, но Православная церковь оценивает последователей в 20 000 человек.

Армянская Церковь
Присутствие армян в Греции восходит к столетиям (с византийского периода), когда армяне поселились в Фессалии, Македонии, Фракии и на островах Крит и Корфу по различным причинам, таким как война или бизнес.

Армяне Греции приобрели характер общины после 1920-х годов, когда от 70 000 до 80 000 выживших после Геноцида армян бежали в Грецию. Сегодня эмиграция в Северную Америку уменьшила армянское население Греции. В настоящее время это число составляет примерно 20–35 000 греко-армян.

буддизм
Число последователей не так уж велико среди греков, но оно увеличилось за последние десятилетия из-за иммиграции в Грецию людей из Восточной Азии, Шри-Ланки и Юго-Восточной Азии. Рабочих-мигрантов из Шри-Ланки и Юго-Восточной Азии, работающих в Греции, обычно отправляли обратно на родину для кремации, поскольку кремация была запрещена в Греции до 2006 года. Сегодня существует три религиозных центра: в Афинах, Салониках и Коринфе.

Эллинская этническая религия
Более 2000 человек являются членами Высшего совета этнических эллинов, ведущей организации эллинской этнической религии. «Сочувствующих» более 100 тысяч человек. 9 апреля 2017 года греческое государство официально признало эллинскую этническую религию.

Индуизм
У индуизма в Греции есть небольшое количество последователей. В Афинах есть небольшая индуистская община. В городе 25 СОИ и 12 ННИ. 1 марта 2006 года правительство Греции приняло закон, разрешающий кремацию. Закон был одобрен индийской общиной в Афинах.

Ислам
Согласно переписи 1991 года, количество граждан Греции, исповедующих ислам, оценивается в 97 604 человека или 0,95% от общей численности населения. Они живут в основном в Западной Фракии и в основном турецкие, славянские (помаки) и ромы. Численность мусульман-иммигрантов составляет от 200 000 до 300 000 человек. и примерно половина из них живет в Афинах. В 2015 году ислам был религией 2% всего населения Греции.

Еврейская община в Греции в настоящее время составляет около 7500 человек, сосредоточенных в основном в Афинах, Салониках, Ларисе, Волосе, Халкиде, Иоаннине, Трикале и Корфу, и очень немногие остаются в Кавале и Родосе. Он состоит в основном из двух групп: романиотов, еврейских общин, восходящих к античности, и говорящих на ладино сефардов, которые прибыли из Испании и поселились в основном в Салониках во времена Османской империи.

Сикхизм
Сикхи находились в Греции со времен мировых войн в составе британской индийской армии. Гуру Нанак также известен тем, что во время одного из своих путешествий прошел через Грецию. Однако фактическая иммиграция в Грецию началась в 1970-х годах. Своего пика он достиг в 1990–2000-е годы. По состоянию на 2017 год число сикхов оценивается в 20-25 тысяч человек. В Греции восемь гурудваров, большинство из которых находится в Центральной Греции и только один — на Крите. Гурудвары часто официально регистрируются как личная собственность, общественные центры или библиотеки из-за необходимых документов, а также из-за непризнания сикхов правительством Греции. Сикхи часто сталкиваются с расизмом и дискриминацией со стороны греческой общественности, которая путает их с мусульманами, а также с юридическими проблемами, в основном из-за отличного внешнего вида (Пять К). Сикхам не разрешается носить тюрбаны и ездить на мотоциклах без шлемов, как в Соединенном Королевстве, где был признан их вклад в военные усилия, и им было разрешено не носить шлемы. Молодые сикхи часто сталкиваются с трудностями при вербовке на службу. обязательный призыв в Греции из-за длинных волос, бороды и тюрбанов. Сикхизм до сих пор официально не признан в Греции, и сикхи часто не включаются в перепись. Освещение сикхов в средствах массовой информации минимально, и их религия часто описывается как смесь индуизма и ислама, хотя у нее есть отдельная система верований и много различий. Сикхские Гурудвары подверглись многочисленным нападениям, включая выстрелы и коктейли Молотова. 1 марта 2006 года греческое правительство приняло закон, разрешающий кремацию, и этот шаг приветствовали как сикхи, так и индуисты. После финансового кризиса 2007–2008 годов многие сикхи мигрировали в другие страны, такие как Соединенное Королевство, Канада и Германия.

Другие вероисповедания
К другим второстепенным религиям в Греции относятся Свидетели Иеговы (которых около 28 000), адвентисты седьмого дня, мормоны и саентологи. Группы, составляющие менее 1 процента населения, включают верующих бахаи.

Greece.Live

Православные греки (а также болгары, албанцы, румыны и др. — всего 9 из 15 автокефальных православных церквей) празднуют Рождество 25 декабря по новоюлианскому календарю, католики — также 25-го, но уже по григорианскому календарю. Православные Русская, Сербская, Грузинская, Иерусалимская церкви, а также монастыри Афона — 25 декабря по юлианскому календарю, т.е. 7 января. Подробнее о разнице календарей — по ссылке.

А о том, как христианская церковь выбрала 25 декабря датой рождения Христа, мы попросили рассказать теолога Афанасиоса Колиофутиса.

Как отметить
Рождество в Греции, если вы турист

Отправиться на ярмарку, покататься на катке и аттракционах

Рождественские ярмарки проще всего найти на центральных площадях деревень и городков. Афинская «Фабрика Рождества» проходит в Технополисе, а в Салониках под праздничные гуляния отдают павильоны Helexpo. Каток в праздничных декорациях открыт в Культурном центре Фонда Ставроса Ниархоса в Афинах.

Купить в подарок друзьям кораблик

На многих островах к Рождеству украшают кораблики, а не елки. В старину дети проносили их по домам и пели колядки, полученные от соседей сладости прятали внутри кораблей. Сегодня кораблики можно увидеть во многих домах греков и на площадях городов, исторически связанных с морем.

Съездить посмотреть на рождественские костры во Флорине

Каждый год 23 декабря в городе к полуночи зажигают гигантские костры — самый большой на главной площади. Как положено у греков — обычай сопровождается танцами, музыкой и угощениями. В эту ночь принято подкрепляться фасоладой (фасолевым супом) и ципуро — то что надо для зимнего праздника под ночным небом.

Огни Флорины © photoexplore.gr, Yiannis Kompatsiaris

Попробовать одно из традиционных греческих блюд

Простой и ароматный вариант — печенье меломакарона, которое еще несколько дней будет придавать дому праздничное настроение. На горячее греки подают индейку, которую начиняют рисом, каштанами и изюмом. Кроме того популярны гуси, утки, заяц и кабан.

Запустить фонарики с пожеланиями в Волосе

Жители Волоса (Фессалия) завели красивую традицию, за несколько лет ставшую невероятно популярной: вечером 26 декабря в звездное небо над городом взмывают тысячи разноцветных зажженных фонариков, от фото и видео по-честному перехватывает дыхание.

Yeepeng Lanna International 2015 © flickr.com, Sari F

Встретить у жилых домов греческих детей, распевающих колядки

Традиция пения колядок вполне жива: современные дети изобретают свои способы заполучить от соседей награду (и скорее деньгами, а не конфетами), но песни остались прежними. На Рождество обычно поют «Τρίγωνα κάλαντα» и «Καλήν εσπέραν» («Вечер добрый, волхвы») — историю рождения Христа.


Меломакарона © flickr.com, Michael Koukoullis

1. Смешать отдельно сухие ингредиенты (муку, манку, сахар, цедру) и жидкие (коньяк, масло), в апельсиновый сок добавить соду и размешать, добавить к жидким ингредиентам. Смешать все руками или миксером.

2. Слепить продолговатые печеньки и выпекать около 20 минут в духовке, разогретой до 180 градусов.

3. В кастрюльке смешать сахар, мед и воду, по желанию добавить гвоздику и палочку корицы, немного проварить.

4. Дать остыть печеньям на решетке, затем погрузить в кастрюлю с кипящим сиропом примерно на минуту.

5. Выложить пропитанные сиропом печенья на блюдо и посыпать смесью рубленых орехов, гвоздики и корицы.

Синод Греческой православной церкви: йога и христианство несовместимы

Йога.

Йога. Автор: Pixabay

Священный синод Элладской православной церкви (ЭПЦ) назвал занятия йогой категорически несовместимыми с христианской верой.

В заявлении руководящего органа церкви говорится, что йога — основополагающая часть религии индуизма, а не просто набор физических упражнений, и ей не место в жизни христианина, передает Русская служба Би-би-си.

В ЭПЦ пояснили, что заявление стало реакцией на рекомендации греческих СМИ заниматься йогой для снятия стресса во время карантина.

В заявлении Синода выражается уважение к свободе вероисповедания, однако подчеркивается, что церковь обязана заботиться о своей пастве.

Православная церковь обладает в Греции государственным статусом. К ней причисляют себя около 90% жителей республики.

Ранее представители других конфессий и религий также выступали с осуждением занятий йогой.

Несмотря на то, что подобная критика со стороны церкви звучит нередко, официальное заявление, распространенное Священным синодом, выглядит довольно необычно.

Неприятие со стороны церкви основано на опыте тех, кто практиковал занятия йогой, пояснил, выступая по греческому телевидению, священник Элладской церкви отец Михаил Константинидис. «Если бы йога давала человеку то, что ему нужно, мы были бы только рады», — сказал он.

Йога стала чрезвычайно популярна в мире в последние десятилетия и сейчас представляет собой гигантскую индустрию. Ее часто рекламируют как способ снятия стресса, улучшения психического самочувствия и укрепления физических сил.

С начала эпидемии коронавируса во многих странах занятия йогой рекомендовали в качестве меры борьбы со стрессом и поддержания физической формы во время карантина.

Греции удалось избежать серьезного ущерба от пандемии — по мнению многих, благодаря жесткому локдауну, введенному еще в начале марта. При численности населения в 11 млн в Греции было зарегистрировано всего 3000 случаев заражения ковидом и 180 связанных с ним смертей.

Что думают в Ватикане и РПЦ?

Споры о совместимости йоги и христианства идут с начала XX века, когда западные интеллектуалы стали активно интересоваться восточными духовными практиками. Из-за выросшей в последние десятилетия популярности йоги эта тема остается актуальной до сих пор.

Ее комментировали и глава Римско-католической церкви папа римский Франциск, и предстоятель Русской православной церкви патриарх Кирилл. Папа Франциск предупреждал, что йога не может привести человека к Богу.

Патриарх Кирилл призывал различать между физической и духовной составляющими йоги. Про дыхательные и физические занятия он говорил, что ничего плохого в самой технике этих упражнений не видит.

«Но йога сопровождается медитацией, и вот к этому я отношусь с большой настороженностью», — говорил патриарх. Он предостерег православную молодежь от увлечения этими практиками.

Подход патриарха — продолжение традиции, которую заложил отец Александр Мень, популярный православный миссионер эпохи перестройки.

Мень — автор известного семитомника «История религии. В поисках Пути, Истины и Жизни». Он изучал индуистские и буддистские практики и пришел к выводу, что христианам можно заниматься только хатха-йогой, которая состоит в основном из дыхательных и физических практик.

А раджа-йога и джнани-йога, говорил священник в лекции 1989 года, ориентируются на другую систему ценностей и мировоззрения.

25 декабря или 7 января? Когда отмечать Рождество – краткое объяснение

 Рождественская литургия в одном из православных храмов Луцка (Волынская обл., Украина) 25 декабря 2019 года.

На самом деле, все христиане: и православные, и католики, и протестанты празднуют Рождество Христово в один день ‒ 25 декабря. Хотя эта дата рождения Иисуса Христа ‒ условная. Ни в Библии, ни в другом документе ее не найти.

25 декабря в Римской империи традиционно отмечали один из важнейших праздников ‒ «День Непобедимого Солнца». Именно тогда темнота заметно отступала, а световой день становился длиннее. Чтобы уменьшить влияние языческого праздника, в этот день начали отмечать день рождения «истинного солнца» ‒ Иисуса Христа, говорят некоторые историки.

Традиция праздновать Рождество Христово 25 декабря у католиков, православных и протестантов осталась до сих пор. Однако делают они это по разным календарям. На Западе ‒ по Григорианскому, часть православных и протестантов ‒ по Новоюлианскому, а, например, большинство в России, Грузии, Сербии и Украине ‒ по Юлианскому календарю.

Что же разделило христиан?

Очень давно Юлий Цезарь ввел календарь, практически такой же, как современный, ‒ Юлианский. Казалось, все идеально, но календарь оказался не совсем точным.

На самом деле, Земля делает оборот вокруг Солнца приблизительно на 12 минут медленнее, чем думали древние римляне. Календарь начал смещаться. Рождество начало понемногу приближаться к весне, а Пасха к лету! За полторы тысячи лет Юлианский календарь отстал уже на целых 10 дней.

«Безобразие!» ‒ подумал папа Римский Григорий XIII и затеял реформу Юлианского календаря.

Папа Римский приказал некоторые годы, ранее бывшие високосными, «считать» невисокосными. Этим существенно уменьшил различия ‒ до 26 секунд в год. Чтобы компенсировать отставание, он приказал даже пропустить 10 дней. И в 1582 году сразу после 4 октября наступило пятнадцатое! Реформированный календарь назвали, конечно, Григорианским.

Но не все страны перешли на новый календарь. В частности, Украина, которая была в составе Российской империи, жила по старому, Юлианскому. Мотивы политические: «Католик православному не брат», ‒ считали в империи.

Но во время революции Украинская Народная Республика перешла на новый Григорианский календарь. Большевики тоже ввели его. Но церковь, жестко придерживаясь традиции, не хотела поддерживать коммунистов.

Сложилась ситуация, что обычные люди стали жить по новому стилю (Григорианскому календарю), а церковь продолжала по старому (Юлианскому).

Неточность церковного ‒ Юлианского календаря ‒ за годы углубилась. Сейчас она составляет до 13 дней.

Поэтому, когда католики празднуют Рождество 25 декабря по Григорианскому календарю, то по Юлианскому это только 12 декабря. Украинским православным и греко-католикам надо ждать еще 13 дней до рождения Христа. Поэтому, когда на Юлианском (церковном) календаре наконец-то наступает 25 декабря, то на Григорианском, по которому мы живем, уже 7 января.

А в 2100 году, из-за неточности Юлианского календаря, Рождество будет попадать уже на 8 января!

По каким календарям празднуют Рождество в мире?

Сейчас Юлианским календарем продолжают пользоваться Русская, Грузинская, Сербская, Иерусалимская православные церкви, а также Православная церковь Украины (ПЦУ) и Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ).

Украинские греко-католики, находясь в начале ХХ века в составе Польши, не перешли на Григорианский календарь по политическим мотивам. Украинские верующие не хотели терять свою, отличную от польской, идентичность. Также греко-католики стремились сохранить связь с украинцами, которые находились в составе СССР. Празднование в одни дни должно было символически соединять украинцев по разные стороны границы.

Новоюлианский (усовершенствованный Юлианский календарь), который до 2800 года будет полностью совпадать с Григорианским, используют 11 православных церквей, в основном расположенных в Западной Европе. Например, Румынская, Болгарская, Польская православные церкви и Православная церковь Чешских земель и Словакии. А также «греческие» православные церкви: Константинопольская (Вселенский патриархат), Александрийская, Антиохийская, Элладская, Албанская.

Митрополит Киевский и всея Украины Епифаний заявил, что украинцы могут праздновать Рождество по Григорианскому календарю, если они этого хотят. Также в Православной церкви Украины будут думать о календарной реформе при условии, что ее поддержит большинство верующих. Но пока церковные иерархи опасаются, что переход на новый календарь (Григорианский) может спровоцировать противостояние и раскол среди украинских верующих.

Неудобные вопросы иерархам, или куда пастыри ведут Церковь Христову

В декабре 2020 года один из очень известных и авторитетных монахов Греции, игумен монастыря святой Параскевы в Милохори (Птолемаида), архимандрит Максим (Каравас) обратился к духовенству Элладской Православной Церкви с открытым письмом.

В своем обращении отец Максим задал клирикам ЭПЦ ряд вопросов. Он уверен, что от ответа на эти вопросы зависит то, насколько добрыми пастырями для верующих являются священники и епископы, а также то, куда именно они ведут Церковь.

Архимандрит Максим подчеркивает, что его письмо продиктовано «сильной тревогой из-за событий, происходящих в Элладской Православной Церкви», а также безразличием ее епископов, которые «видят волков грядущих, но вместо того, чтобы взять пастырский жезл и сокрушить их яко сосуды скудельничи», они бросают овец и этим ещё раз доказывают, что «ведут себя, подобно наемникам».

Всего отец Максим озвучил 15 вопросов, и, внимательно прочитав их, мы можем убедиться, что задать эти вопросы стоит не только в Греции, но и каждому православному архиерею, священнику и мирянину. А проблемы, о которых говорит уважаемый греческий архимандрит, давно волнуют если не всех, то большинство православных христиан.

Читайте также  Статуя зевса олимпия греция

Вопросы архимандрита Максима можно условно разделить на две части:

  • отношение Церкви к инославию и экуменизму вообще, и о взаимоотношении Церкви и мирских властей, в частности;
  • о границе, за которой кончается послушание и начинается человекоугодие, перерастающее в ересь.

Кто для Церкви католики и протестанты – еретики или братья во Христе?

Первая группа вопросов отца Максима касается отношения современной церковной иерархии к католикам, протестантам и иноверцам. И здесь он высказывает то, о чем многие думают, но не произносят вслух.

Множество верующих смущает двойственность позиции по отношению к этим людям. С одной стороны мы знаем, что есть истинная Церковь и отпавшие от нее. С другой – священноначалие часто контактирует с инославными и называет их «Церквями». Как это можно совместить?

Вот и о. Максим задается вопросом – еретик ли папа римский? Если да, «то позволительно ли обмениваться с ним лобызаниями и объятиями, и называть его «святейшим братом», как это делает Варфоломей и другие, последующие за ним?».

Протестанты для греческого старца – это «мозаика сатанинских ересей», а Всемирный совет церквей – «всемирное сборище ересей, антихристова организация». Не менее жестко он высказывается о других религиях, которые для него – «человеческие заблуждения и порождения диавола».

Все эти слова звучат жестко и «нетолерантно». Но справедливы ли они?

Если вспомнить отцов Церкви (и древних, и новых), то все они, практически в один голос, утверждали, что папизм и протестантизм – это ересь, а другие религии – порождение сатаны.

Практически все отцы Церкви утверждали, что папизм и протестантизм – это ересь, а другие религии – порождение сатаны.

Вот, например, что пишет о католицизме святитель Марк Эфесский: «Мы отторгли от себя латинян не по какой иной причине, кроме той, что они еретики». А вот слова святителя Феофана Затворника о протестантах: «Что Бог открыл и что заповедал, к тому не следует ничего прибавлять, ни убавлять от того. Это относится к католикам и протестантам. Те все прибавляют, а эти убавляют… Католики помутили апостольское предание. Протестанты взялись поправить дело и еще хуже сделали. У католиков один папа, а у протестантов, что ни протестант, то папа» (Письма, VI. 946, 974).

Более того, Апостольские правила прямо запрещают любую молитву с раскольниками и еретиками, даже если она совершается в частном порядке – «на дому»: «Аще кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковый да будет отлучен» (10 Апостольское правило). Также Церковь четко говорит и о молитве с иноверцами: «Аще кто из клира, или мирянин, в синагогу иудейскую или еретическую войдет помолитися: да будет и от чина священнаго извержен, и отлучен от общения церковнаго» (65 Апостольское правило).

Можно привести и множество других цитат святых отцов о том, как Церковь относится к другим конфессиям и религиям, но и из тех, что поданы выше, совершенно понятно – никакого духовного, молитвенного или религиозного единения с иноверцами быть не может. Однако в последнее время мы видим многочисленные примеры обратного.

Так, патриарх Варфоломей и папа римский Франциск делают все для того, чтобы достичь единства Православия и католицизма, причем без всяких намеков на отказ католиков от своих еретических заблуждений. Мы видим совместные встречи главы Фанара и главы Ватикана с обоюдными лобзаниями и обменом подарками, а также «богослужения» в католических, (то есть еретических) монастырях, что запрещено правилами Церкви. Мы слышим заявления о том, что догматических препятствий для единства православных и католиков нет, и что главная цель Фанара и РКЦ – совместная Евхаристия.

Патриарх Варфоломей не стесняется принимать участие в «молитвенных» акциях, организованных Ватиканом, во время которых не только присутствуют, но и молятся представители ЛГБТ-сообщества и язычники.

Конечно, верующие не могут быть безразличны к такому поведению своих пастырей. Так, афонский монах Николай из келлии святого Димитрия Тригонаса, комментируя участие патриарха Варфоломея в «экуменической молитве» в Риме спрашивает: «Какому «богу» поставил свечу на подсвечнике наш Вселенский патриарх Варфоломей, находясь посреди этого сборища, этого лоскутного одеяла религий? В любом случае — не Господу нашему Иисусу Христу, потому что Христос призывает Своих пастырей отправляться в путь и учить правой вере все народы: «Шедше убо научите вся языки» (Мф. 28, 19), а не участвовать в шабашах «Новой Эры»».

К сожалению, в этих «экуменических шабашах» принимают участие не только фанариоты, но и архиереи других Поместных Православных Церквей, нарушая тем самым Апостольские правила. Оправдать это участие необходимостью – нельзя. Никакие политические преференции, никакая мнимая «польза Церкви» не способны оправдать тот соблазн для верующих, который вносят пастыри своим участием в общих «молитвенных» мероприятиях с еретиками.

Никакие политические преференции, никакая мнимая «польза Церкви» не способны оправдать тот соблазн для верующих, который вносят пастыри своим участием в общих «молитвенных» мероприятиях с еретиками.

Да, ради так называемой «церковной дипломатии» стоит чем-то жертвовать – но не спасением души.

В 60-х–70-х годах прошлого столетия участие Русской Церкви в экуменическом движении и Всемирном совете церквей можно было объяснить желанием помочь Церкви относительно нормально существовать в условиях политических репрессий. Известны случаи, когда советская власть принимала решение о закрытии какого-либо храма или монастыря. Но потом, когда туда наносили визит представители Всемирного совета церквей, и в западной прессе появлялись восторженные статьи о русском «памятнике архитектуры», решение о закрытии отменялось. Однако и в этом случае молитвенное единение (пусть даже формальное) с иноверцами – недопустимо. А сегодня – тем более. Что и кто принуждает православных иерархов вступать в молитвенное общение с еретиками?

Церковь и коронавирус

Вторая категория вопросов, которые отец Максим задает греческому духовенству, касается реакции Священного Синода Элладской Православной Церкви на карантинные меры, введенные властями страны из-за коронавируса. Здесь нужно сделать одну оговорку – Греция (как и Кипр, например) – страна православная. Именно поэтому многие верующие греки надеялись, что карантин по отношению к Церкви если и будет, то не таким жестким, как в других, явно секулярных странах. Иными словами, храмы будут открыты, пускай и с ограничениями. Однако все оказалось не так.

2020 год и половина 2021 года стали для православных Греции шоком. И не только потому, что впервые за тысячелетнюю историю этой страны верующие не могли принять участие в Литургии, но и потому, что власти в православной стране судили епископов, нарушивших карантин, судили священников, которые причащали верующих, штрафовали мирян за присутствие в храмах без масок. Еще циничнее все эти запреты и суды выглядели на фоне многолюдных уличных концертов, которые проводились в разгар пандемии, или даже на фоне «смягчения карантина», когда открывали магазины, но не храмы.

В итоге митрополит Калавритский Амвросий за слова об опасности причастия в период пандемии отлучил от Церкви премьер-министра Греции Кириакоса Мицотакиса, замминистра гражданской защиты Никоса Хардалиаса и министра образования Ники Керамеуси.

Однако Синод Элладской Церкви встал на сторону отлученных чиновников и заявил, что «любое решение признать отлучение члена Православной Церкви Греции, которое не было принято иерархией Священного синода, является не сущим и не имеющим силы».

Эта позиция синода не только странная, но и неправильная, так как, по словам отца Максима, отменив решение об отлучении греческих чиновников за закрытие храмов, синод проявил «полное безразличие к защите митрополита Керкирского, которого вызвали на судилище за отказ закрыть церкви». Само же закрытие храмов, напомним, в Греции, да и в других местах, связывали с тем, что верующие могут заболеть коронавирусом во время Причастия.

Именно поэтому архимандрит спрашивает – согласны ли священники «с кощунственным утверждением о том, будто Святое Тело Господа, Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа и Его Святая Кровь являются переносчиками микробов, а не жизнью вечной, которой мы причащаемся «во оставление грехов»»?». Для отца Максима и для большинства верующих ответ очевиден – нет. А для священноначалия?

При этом введение причастия одноразовыми ложками, которое практиковалось в некоторых храмах Элладской Церкви, Константинопольского патриархата в США и Канаде, Русской Церкви и даже в отдельных храмах УПЦ, отец Максим считает «величайшим богохульством».

Напомним, что на причастии одноразовыми ложками и на закрытии храмов синод ЭПЦ не остановился. В желании угодить властям в 2021 году он перенес время совершения Пасхального богослужения с полуночи Воскресения на 21.00 Великой субботы. Такое решение встретило жесткое неприятие со стороны отдельных представителей клира. Так, священник Иоанн К. Диотис, отметив канонические проблемы, связанные с этим переносом, указал, что решение о переносе начала пасхального богослужения нарушает сразу несколько канонических правил Церкви и противоречит Евангельскому повествованию. Во многих местах Греции приходские священники отказались выполнять это решение синода, и сейчас находятся под следствием со стороны светских властей. Сам же синод намерен судить двух митрополитов, которые служили Пасхальную заутреню в установленное церковной традицией и практикой время – в полночь Воскресного дня.

Вот и получается, что церковные иерархи, боясь потерять какие-либо государственные преференции или благоволение со стороны властей, идут на канонические преступления. По мнению отца Максима, каждого из таких епископов, «которые заботятся об угождении людям больше, чем Богу, то есть подчиняются атеистическим и кощунственным законам человеческим, а не вечным законам Божиим», нужно называть «сатаной».

Церковь и «религия антихриста»

Письмо архимандрита Максима к греческому духовенству нужно рассматривать не локально, а в контексте всего того, что происходит сегодня на религиозной карте мира. Те вопросы, которые он задает в письме, и те проблемы, которые озвучивает, волнуют всех православных христиан независимо от страны проживания. Очень бы хотелось, чтобы духовенство не отмахивалось от этих вопросов, как от несущественных, списывая все на «теорию заговора», или видя в тех, кто их задает, «сектантов», «кодофобов» и т.д. Потому что, во-первых, это все-таки стадо Христово, а во-вторых, по словам митрополита Морфского Кипрской Православной Церкви Неофита, «когда мы говорили об этом ранее, нас называли «сторонниками теории заговора», но теперь планы и цели сторонников Нового мирового порядка постепенно становятся явными».

Давайте просто сопоставим факты.

  • За последние несколько месяцев мы с вами видели несколько совершенно непонятных поступков патриарха Варфоломея, который не только стремится к единству с католиками, но и поздравляет мусульман с окончанием Рамадана и принимает участие в разговении (ифтаре) вместе с мусульманами. И все это буквально через несколько месяцев после того, как президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган превратил великую для всего православного мира святыню – храм Святой Софии в Стамбуле, – в мечеть.
  • Сами католики стремятся к общению с мусульманами. Ватикан призывает католиков к участию в Рамадане, католические епископы помогают мусульманам строить мечети и молятся вместе с ними.
  • Католические епископы заявляют о том, что не видят препятствия для причастия протестантов. Этой позиции следуют и некоторые православные иерархи. Так, митрополит Чикагский Нафанаил фанариотской архиепископии в США сначала запрещает своим клирикам отказывать в причастии кому бы то ни было, а потом совершенно спокойно молится вместе с католиками и протестантами.

О чем все это говорит? А о том, что на наших глазах создается некая синкретическая все-религия. Читая эти строки, можно подумать, что автор – тот самый маргинальный сторонник «теории заговора», но, к сожалению, это не так. Достаточно вспомнить, что в Германии уже начато строительство «межрелигиозного храма», который будет совместно использоваться неправославными христианами, мусульманами и иудеями.

Поэтому письмо отца Максима – это крик верующей души. Оно не продиктовано желанием выделиться, желанием произвести какую-то анти-иерархическую революцию в Церкви, или сказать, что есть правильные православные христиане и неправильные. Это – не критиканство с целью внести смущение в среду верующих. Нет, это слова человека, который любит Церковь и большую половину своей жизни посвятил служению ей. Это – вопрошание любящего сердца, которое болит не только потому, что мир уходит в сторону от Христа, но и потому, что православные пастыри не пытаются помешать этому.

По словам афонского монаха Николая из келлии святого Димитрия Тригоноса, которого мы уже цитировали выше, «в нашу эпоху всеобщей апостасии все беззаконные и имеющие антихристианскую природу явления принимаются на законодательном уровне, не встречая серьезного сопротивления не только со стороны политиков, но, к сожалению, и со стороны церковных властей». Вот в чем главная боль и отца Николая, и отца Максима, который пишет: «Если вы все еще считаете, что я «неуважительно» отношусь к епископам, которые не оказали сильного сопротивления ни одному из антихристовых законов наших правителей, (например, закон об «автоматическом разводе», легализации гомосексуализма, введении полового воспитания в школе и т.д.) и многим другим антихристовым законам, которые я не стану перечислять, чтобы не затягивать свою речь, то мне больше нечего вам сказать… Желаю, чтобы однажды вы поняли, что православные христиане, архиереи, иереи и монахи должны больше прислушиваться не к законам антихриста, а к Священному Писанию, которое гласит: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5, 29).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector