Греция политический режим

Греция политический режим

Политическая система Греции

Греция располагается в Юго-Восточной Европе, занимая южную часть Балканского полуострова и множественные острова Средиземного моря, среди них следующие: Крит; Родос; Эвбея; Лесбос.

Столицей государства является город Афины.

Территориальность Греции разграничена на области, области в свою очередь — на районы, районы — на общины и муниципалитеты.

Греция получила национальную независимость в 1830 года после прошествии многовекового отягощающего турецкого ига. Данное государство обладает богатейшей конституционной историей. В ХХ веке принимались четыре конституции Греции, в том числе и та, что действует в настоящий момент, вступила в силу 11 июня 1975 года.

Конституция Греции содержит четыре раздела, которые включают в себя 120 статей.

Конституция Греции гласит:

  • государственный строй Греции представляется парламентарной республикой;
  • фундамент государственного строя — народный суверенитет;
  • вся полнота власти исходит от народа, образована для народа и нации, реализуется в порядке, установленном Конституцией;
  • защита и уважение достоинства человека — первоочередная обязанность государства;
  • Греция, последовав общепризнанным нормам международного права, устремлена к закреплению справедливости, мира и развитию дружеских отношений меж государствами и народами;
  • основная религия Греции — религия восточно-православной Церкви Христовой, являющейся автокефальной, управляющейся Священным Синодом.

Регламентируя государственное властное устройство, Конституция изначально выделяет функционал государственного механизма и систему органов, которые их осуществляющих.

Законодательную функцию реализуют Президент и Парламент; исполнительную — Президент и Совет Министров (Правительства); функцию правосудия – органы суда.

Готовые работы на аналогичную тему

В Конституции подробно установлена организация и деятельность Президента, Правительства, Парламента и судебных органов. Высший представительны орган греческого народа представляется однопалатным Парламентом, выбираемый сроком на 4 года всеобщим, прямым и тайным голосованием граждан, обладающих правом голоса. Принятия участия в выборах Парламента в Греции является обязательным. Кандидаты в депутаты Парламента должны достигать к моменту выборов 25-летнего возраста.

В соответствии с Конституцией лица, которые занимают оплачиваемые должности, офицеры вооруженных сил, органов безопасности, служащие органов местного управления или иныхюридических лиц публичного права, представители муниципальных советов и мэры, председатели и управляющие административных советов юридических лиц публичного права, муниципальных или государственных предприятий, хранители ипотек и записей ипотечных регистров, нотариусы не могут быть выдвинуты кандидатами, избираться на депутатскую должность, если они не выйдут в отставку до момента своего выдвижения. Отставка может считаться действительной, если прошение об этом подано в виде письменного документа.

Политическая система Греции

На политической сцене современной Греции доминанты по своей сущности две масштабные партии, такие как:

  • ПАСОК: основана Андреасом Папандреу в 1974 году, председателем является Костандинос Симитис;
  • «Новая демократия»: основана Константиносом Караманлисом в 1974 году, председателем является Костас Караманлис, является по своей сущности основной правой партией.

Иные партии, которые так же представлены в греческом парламенте:

  • KKE(Коммунистическая партия Греции, председателем является Алека Папарига)
  • Сиаспизмос («Коалиция левых», председателем является Николаос Констандопулос).

Во внешнеполитической сфере Греция солидарна с принципом приверженности стандартам соблюдения международного права и международной законности. Греция старается вести добрососедскую и миролюбивую политику, которая нацелена на установку стабильности и мира в юго-восточном Средиземноморье. Проводился конструктивный разговор с Турцией, целью которого являлась разрядка напряжённости взаимоотношений этих двух государств, возникшая по вопросу территориальной принадлежности островов в районе Эгейского моря.

Греция так же делает активные попытки участия в желании ООН отрегулировать кипрскую проблему, которая была вызвана турецким вторжением 1974 году, оккупационными действиями северной части Кипра.

Греция принимает активное участие в работе разнообразных международных организаций, так же она обладает членством Совета Европы, ООН, ОБСЕ прямо с момента их образования. Греция соединилась с ЕС в 1981 году после периода длительной ассоциации (с 1961 года). Греция оказывает поддержку будущему расширению ЕС.

Особенностью внутренней и внешней политики Греции является существование крупной греческой зарубежной диаспоры: свыше 4 миллионов человек. Большая их часть проживает в США (примерно свыше 2 млн.), где греческое лобби признано довольно-таки влиятельным. Кроме этого, греческая диаспора проживает в Австралии (около 700 тысяч человек), в Канаде (350 тысяч человек), в Европе (более 500 тысяч человек). Всемирный Совет Эллинов за границей занимается координаций взаимодействий региональных организаций.

Вооружённые силы Греции основываются на слиянии всеобщей воинской повинности для мужчин и слиянии профессиональной армии, стоит отметить, что продолжительность призывной службы составляет от 16 до 23 месяцев.

Расходы на оборону составляют 4,5% ВВП, что является самым высоким показателем в НАТО. Вооружённые силы состоят из: греческой армии; флота; воздушных вооруженных сил; полиции; национальной гвардии.

Массовая численность Вооруженных сил Греции (в том числе в запасе) — 2,6 миллиона человек. Греческий военный персонал принимал участие в составе миротворческих сил ООН в действиях по поддержке мира в Сомали и в иных миссиях в Кувейте, Албании и бывшей Югославии.

«Великая Греция» «черных полковников»

PI продолжает исследование истории Греции в контексте политического консерватизма публикацией статьи о диктатуре «черных полковников» одного из ведущих российских специалистов по истории Греции Ольги Петруниной. Короткий период пребывания «полковников» у власти любопытен для нас тем, что они – в противовес западному миру с его тотальным духом прагматизма – попытались найти идеалистические основания власти, а возрождение греческого национального духа поставили в прямую связь с религиозным православным возрождением.

История Греции ХХ века полна страстей и драматических событий. Отчасти так случилось потому, что еще со времен борьбы греков за независимость 1820-х годов большую роль в политической жизни страны играла армия. Легальные и нелегальные офицерские организации, недовольные властью, неоднократно инициировали военные перевороты в стране, устанавливая собственную диктатуру или передавая власть верным им гражданским политикам. Но если в первой половине ХХ в., особенно в межвоенный период, такой путь политического развития вряд ли можно считать уникальным, то после Второй мировой войны военная диктатура стала встречаться в Европе гораздо реже.

После освобождения от нацистской оккупации в Греции разразилась гражданская война (1946-1949), в которой поддерживаемое США и Великобританией афинское правительство нанесло поражение коммунистам. Возникший тогда режим трудно назвать демократическим: коммунисты и им сочувствовавшие, а также славянское население подверглось жестоким преследованиям, многие эмигрировали или погибли в концлагерях. Компартия и другие левые организации были поставлены вне закона, правительство жестко контролировало СМИ. Послевоенный режим не смог обеспечить необходимых стране темпов экономического роста – Греция оставалась одной из беднейших стран Европы – и это, в свою очередь, вело к росту напряженности в обществе.

Острый политический кризис разразился в середине 1960-х гг., когда к власти пришло центристское правительство Георгиоса Папандреу (дедушки современного политика). Он стремился поддержать средние слои и ограничить роль иностранного капитала в национальной экономике. Конфликт между премьер-министром и королем, с одной стороны, и вмешательство ЦРУ, поддерживавшего интересы американского бизнеса, с другой, привели к падению правительства Папандреу, на смену которому пришли однодневки, своей политической борьбой подрывавшие авторитет парламентского строя.

В обществе крепло желание видеть у власти правительство «твердой руки».

Этим воспользовались члены тайного Священного союза греческих офицеров. 21 апреля 1967 г. они вывели войска на улицы Афин, распустили парламент и взяли власть в свои руки. Так была установлена последняя в греческой истории военная диктатура, лидерами которой стали полковники Георгиос Пападопулос, Стилианос Паттакос и Николаос Макарезос. По черной форме офицеров госбезопасности противники режима называли его диктатурой черных полковников или хунтой, в коммунистических кругах это правительство окрестили неофашистским.

В отличие от большинства других греческих диктатур ХХ в., часто не имевших ни собственной политической программы, ни идеологии, «черные полковники» создали и то, и другое. Это позволило им продержаться у власти семь лет (1967-1974) и за это время провести в стране ряд преобразований, которые благотворно сказались на национальной экономике и финансах, демографической ситуации, системе образования, церковно-государственных отношениях.

Идеология режима сочетала революционную риторику с традиционными ценностями.

События 21 апреля 1967 г. «полковники» называли революцией, себя – Национальным революционным правительством. Они всячески стремились подчеркнуть уникальность своей революции и одновременно – ее преемственность с национально-освободительной революцией 1821 года. Тогда греки получили государственную независимость. По мнению идеологов режима, 1821 год стал только началом освобождения греков, которое теперь предстояло завершить. Национальное возрождение должно было реализоваться в построении Великой Греции – экономически независимого и политически устойчивого государства, которое могло бы стать геополитическим центром не только для рассеянной по миру греческой диаспоры, но и для других народов и государств.

Для этого, прежде всего, было необходимо преодолеть глубокий духовный кризис греческой нации, вернуть утраченный греческий национальный дух. Сам Пападопулос и его единомышленники вполне ясно представляли себе его суть и стремились всеми средствами (СМИ, Церковь, система образования) донести ее до всех греков. Само понятие «национального духа» было заимствовано греческой общественной мыслью из европейской философии еще в эпоху романтизма, к началу ХХ в. греки уже понимали нацию вполне в европейском смысле, но все же подчеркивали ее уникальность: греческая нация существовала на стыке двух миров – Запада и Востока, не принадлежа ни к одному из них.

Во времена диктатуры Восток воспринимался враждебно и ассоциировался с коммунистическим СССР, Запад был олицетворением свободы, но не обладал достаточным потенциалом для всестороннего развития общества. Причина этого состояла в том, что Запад – наследник древнегреческой цивилизации – на самом деле, утратил многие ее ценности. Впрочем, прямой критики Запада греческая хунта избегала, опасаясь оказаться в изоляции.

Греческий национальный дух исключителен, поскольку основан на греко-христианском идеале. Этот идеал сочетает греческий образ мышления, связанный с ценностями древнегреческой цивилизации, с византийским православием. Греческому самосознанию приписывался патриотизм, скромность, уважение к законам, мужество и личная храбрость, гостеприимство и уважение к иностранцам. Главная социальная ценность греческого идеала – демократия. С точки зрения «полковников», Запад был демократичен только на словах: парламентская система защищает интересы отдельных групп, а не всего общества, частные интересы ставятся выше общественных.

Истинная демократия по своей природе консервативна, она призвана хранить традиции общества, а не разрушать их.

Идеологи режима объединяли всю греческую нацию во времени и пространстве: с доисторических времен до наших дней и во всех концах ойкумены. Они не отдавали предпочтения какой-то конкретной эпохе или государственному режиму. Естественно, отсутствовали и иностранные примеры для подражания. В этом «полковники» следовали традициям греческой консервативной общественной мысли, склонной идеализировать отдельных героев (Александр Македонский, Юстиниан), а не конкретные политические режимы.

Христианство внесло в греческий национальный идеал любовь к ближнему, милосердие, великодушие, воздержание. Западное общество, как полагали идеологи режима, утратило и эти ценности: существование западного человека превратилось в «сладкую жизнь», эгоистичное потребительство. Нетрудно заметить, что критика Запада греческими диктаторами, несмотря на их явный антикоммунизм, носила антибуржуазный характер. Возможно, на взгляды диктаторов повлияло и их происхождение – все они были выходцами из простого народа и сделали военную карьеру благодаря личным качествам.

Кроме того, христианство помогло окончательно оформить критерии самоидентификации греков, заложенные еще в античности. «Греками называются те, кто воспитан в нашей культуре», — сказал Исократ о Филиппе Македонском. Эта максима, закрепленная представлением о том, что «во Христе нет ни эллина, ни иудея», была прочно усвоена почти всеми направлениями греческой общественной мысли Нового времени. Расизм никогда не был популярен среди греков. «Полковники» не были исключением: они тоже полагали, что греком необязательно родиться. Им можно стать, усвоив греческий национальный идеал. Но верно и обратное: предатели национального идеала (например, коммунисты) автоматически вычеркивают себя из греческой нации.

Именно христианство придало греческому национальному идеалу принципиально новое качество. «Бог – филэллин», говорил Пападопулос. В его глазах христианские ценности были тесно связаны с православной Церковью, и он разделял представление некоторой части греческого духовенства о православии как национальной религии греков. Это представление никогда не формулировалось официально, но в действительности часть греческих священников и монахов уже в XIX в. считала, что истинное православие сохранилось только у греков, в то время как у остальных народов оно неправильное, искаженное.

Православие и Церковь вообще занимали большое место не только в идеологии режима, но и в его политической программе.

Церковь воспринималась как один из инструментов продвижения греко-христианского идеала, преодоления духовного кризиса и стала важным объектом государственных инвестиций: правительство не жалело денег на строительство церквей, особенно в приграничных районах со смешанным населением. В 1971 г., пышно отмечая 150-летний юбилей национально-освободительной революции, военный режим начал строительство храма Спасителя, который решили возвести еще в 1829 г. участники революции в благодарность Господу за свое освобождение. Однако 150 лет в казне не находилось денег для реализации этого проекта.

Режим «полковников» провел крупнейшую с 1830-х гг. реформу церковно-государственных отношений: духовенство получило статус государственных служащих, который давал гарантированное жалованье и социальный пакет. До этого доход священнослужителей складывался только из приношений столь же бедных прихожан.

Кроме того, диктатура укрепила и духовные основы Церкви.

К тому времени тон в греческом богословии задавали университеты, профессура которых находилась под большим влиянием западных конфессий. Положение стало меняться, когда военный режим поднял зарплаты в вузах и пригласил на кафедры специалистов из числа греков диаспоры. Тогда на богословские факультеты приехали преподаватели, воспитанные в традициях Русского богословского института в Париже. В свою очередь Церковь была вынуждена согласиться на ужесточение внутрицерковной дисциплины и усиление государственного вмешательства в ее дела. И все же, Пападопулос стал первым в истории премьер-министром, удостоенным высшей церковной награды – Креста Св. апостола Павла, основателя христианства в Греции.

«Полковники» пытались преодолеть духовный кризис не только с помощью Церкви, но и посредством реформирования СМИ и системы образования.

После гражданской войны деятельность греческих журналистов и так находилась под жестким контролем правительства. Военный режим потребовал от них прекратить распространять чуждые национальному идеалу западные ценности и воспитывать массы в греко-христианском духе.

Огромное внимание уделялось и системе образования, ее воспитательной роли. В школе, которая и ранее полностью контролировалась государством, были пересмотрены учебные программы по гуманитарным дисциплинам: история, география, родной язык и литература теперь преподавались в соответствии с идеологией режима. Появился специальный предмет, посвященный революции 21 апреля. Среди других мер военного режима – строительство новых школьных зданий и университетских городков, повышение зарплат учителям и преподавателям высших и средних специальных учебных заведений при одновременном снижении нагрузки, создание школ-интернатов для одаренных детей. Обучение в вузах стало бесплатным, как и учебники на всех ступенях образования. Эти реформы позволили решить остро стоявшую перед страной проблему нехватки собственных квалифицированных кадров, заложили основы ориентированного на государство среднего класса, который в будущем станет источником социальной стабильности в стране.

Несмотря на свою уникальность, идеология «черных полковников» была чем-то похожа на идеологии ряда других современных ей авторитарных режимов.

Попытка освободиться от иностранного влияния перекликается с антиколониализмом Насера в Египте и джамахирией Каддафи в Ливии, опора на традиционные христианские ценности – с франкизмом в Испании и «новым государством» Салазара в Португалии. И все же, это был единственный случай не только в греческой, но и в целом – в европейской истории, когда военная диктатура строила свою идеологию, опираясь на православие.

США, которые в свое время способствовали военному перевороту в Греции, быстро разочаровались в «полковниках».

Вместо марионеток американцы получили самостоятельный политический режим, ориентированный на укрепление национального государства. Поэтому США инициировали международную кампанию против «полковников» и добились их международной изоляции. Затем при помощи Великобритании они спровоцировали политический кризис вокруг чрезвычайно болезненного для греков кипрского вопроса, что привело к падению диктатуры. Греция вернулась на либерально-демократический путь развития, получив в наследство от диктатуры окрепшую национальную валюту, существенно выросший уровень жизни населения, модернизированную транспортную инфраструктуру, современную систему образования. Из маргинальной нищенки Греция превращалась в респектабельную европейскую страну, которую можно было пустить в ЕЭС.

Лидеры же военной диктатуры были обвинены в государственной измене и оказались в тюрьме. Там Пападопулос, до конца дней сохранивший верность своим убеждениям, создал партию Национальный политический союз, в которой начинали свою карьеру будущие активисты современных ультра-правых сил.

«Урок для общества»: почему рухнул режим «чёрных полковников» в Греции

В период Второй мировой войны в Греции стали популярны коммунистические идеи. Однако когда для борьбы с вермахтом в стране высадились британские войска, они приступили к разоружению красных партизан. Между сторонниками греческой монархии, опиравшейся на британскую поддержку, и местными коммунистами возник конфликт, который в 1946 году перерос в гражданскую войну.

Вскоре британцы осознали, что добиться победы лояльных себе сил в Греции они не могут, и уступили позиции в стране США. В 1949 году трения между левыми партиями на Балканах и содействие Соединённых Штатов монархистам привели к завершению гражданской войны в Греции поражением коммунистов. Многие из них вынуждены были эмигрировать. Деятельность Коммунистической партии в стране была запрещена.

  • Гражданская война в Греции, греческие коммандос, экипированные британскими беретами и американскими меховыми куртками, 22 мая 1948 года
  • Gettyimages.ru
  • © Bert Hardy/Picture Post

«Но уже в 1950-е годы левое движение начало возвращаться в политическую жизнь Греции. Официально запрещённая Компартия, действуя через свои теневые структуры, добилась многого. Единая демократическая левая партия, которую многие связывали с коммунистами, получила серьёзную общественную поддержку», — рассказал в интервью RT сотрудник Института всеобщей истории РАН доктор исторических наук Артём Улунян.

«Внутриполитическая дестабилизация в Греции в середине 1960-х, сопровождавшаяся метаниями общества между правыми и левыми идеями, стала одной из решающих причин прихода к власти в стране диктатуры «чёрных полковников», — пояснил в беседе с RT заведующий сектором исследований Европейского союза ИМЭМО РАН Юрий Квашнин.

Ситуация складывалась таким образом, что потенциальными членами правительственной коалиции должны были стать «Союз центра» и Единая демократическая левая партия. Правые политики видели в этом перспективу перехода Греции на «коммунистические рельсы». «Греция — достаточно левая страна, и в 1967 году действительно возникла перспектива того, что сторонники левых идей либо одержат полную победу на выборах, либо выведут на улицы людей», — отметил Артём Улунян.

«Чёрные полковники»

Король Греции Константин II опасался резкого усиления влияния левых и, по словам некоторых историков, сам обсуждал возможность совершения государственного переворота с генералитетом. Однако взять ситуацию в стране под свой контроль решили те, от кого никто этого не ожидал, — группа армейских офицеров среднего командного звена, возглавляемая Стилианосом Паттакосом, Георгиосом Пападопулосом и Николаосом Макарезосом. Они убедили главнокомандующего вооружёнными силами генерал-лейтенанта Георгиоса Спантидакиса подписать кризисный план, разработанный ранее на случай попытки захвата власти в Греции коммунистами.

21 апреля 1967 года на улицы Афин выдвинулись танки. Группа десантников захватила Министерство обороны. Кроме того, путчисты установили контроль над всеми основными органами власти и узлами связи. Многие офицеры даже не подозревали, что происходит на самом деле: им было достаточно того, что они получили оформленные по всем правилам приказы командования.

  • Государственный переворот в Афинах, 21 апреля 1967 года
  • Gettyimages.ru
  • © Bettmann

Буквально за несколько часов участники государственного переворота установили контроль над всей территорией страны. Начались массовые аресты. Заранее были составлены списки, включавшие более 10 тыс. политиков, чиновников, общественников и журналистов, представлявших потенциальную угрозу для путчистов. Их свозили в тюрьмы и в импровизированные концлагеря. Кого-то из них вскоре расстреляли, других подвергли пыткам.

«Название «Чёрные полковники» — это не более чем условность, красивое наименование, используемое левыми активистами. К власти в стране пришли и майоры, и капитаны, и лейтенанты. Конкретно среди руководителей восстания были полковник, подполковник, майор и бригадный генерал», — подчеркнул Артём Улунян.

Лидером переворота стал Георгиос Пападопулос. Он родился в семье сельского учителя в 1919 году на Пелопоннесе, являвшемся в то время одним из самых бедных регионов Греции. Как и для многих других выходцев из небогатых семей, военная служба была для него единственной возможностью получить образование и сделать карьеру. Став офицером, он участвовал во Второй мировой войне, а затем служил в военных судах и в Центральной службе информации, занимавшейся в Греции вопросами разведки и контрразведки. Пападопулос отвечал за взаимодействие греческих спецслужб с ЦРУ.

Вероятность участия американских разведчиков и дипломатов в перевороте «чёрных полковников» историки оценивают неоднозначно. Одни утверждают, что прямых доказательств нет, другие считают, что имеющихся свидетельств достаточно, и усматривают «американский след».

Читайте также  Сувлаки что это за блюдо

«На первом этапе своей деятельности после прихода к власти «чёрные полковники» получали активную помощь со стороны США. Вашингтон опасался роста влияния СССР в регионе, увеличения политического веса левых сил и возрождения греческой Компартии, поэтому американский фактор выглядит как одна из основных предпосылок для путча», — отметил Юрий Квашнин.

Успехи и провалы

После завершения переворота путчисты по просьбе короля согласились на назначение номинальным премьер-министром бывшего главы Верховного суда Константиноса Коллиаса. Фактический руководитель правительства Пападопулос возглавил два министерства — обороны и государственного управления. Другие высшие государственные посты были распределены среди участников переворота.

В декабре 1967 года король попытался избавиться от путчистов. Вылетев в город Кавалу, где войсками командовали лояльные ему офицеры, он попытался устроить новый переворот. Однако население в поддержку Константина II выступать не стало, а вскоре содействовавшие королю начальники были арестованы другими офицерами. «Чёрные полковники» распространили ироничное заявление, в котором интересовались, почему король «прячется». Монарх был вынужден бежать из страны. Регентом Греции стал генерал Георгиос Дзойтакис. Пападопулос, в свою очередь, в декабре 1967 года официально возглавил правительство.

  • Лидер греческой хунты «чёрных полковников» Георгиос Пападопулос
  • Gettyimages.ru
  • © Keystone

Главной чертой идеологии «чёрных полковников» был крайний антикоммунизм. Свои действия они называли революцией, спасшей нацию от коммунистического заговора. Во внутренней политике страны царил национализм. Греческим женщинам запретили носить «короткие» (выше 15 сантиметров от пола) юбки, а мужчинам — длинные волосы. Литература и музыка цензурировались, любое инакомыслие жёстко подавлялось. Для борьбы с оппозицией сторонники режима продолжали массово применять аресты и пытки.

По словам Юрия Квашнина, социально-экономическую ситуацию в послевоенной Греции, в том числе во времена правления «чёрных полковников», учёные иногда называют «греческим экономическим чудом» — рост ВВП стране в это время был первым по темпам в Европе и вторым в мире (после японского).

Президент Греции назвал главную угрозу для Европы

«Однако бенефициариями этого роста были преимущественно крупные промышленники и судовладельцы, пользовавшиеся выгодным уровнем налогообложения и другими преференциями. Большая же часть населения страны довольствовалась низкими доходами, не имела никаких социальных благ и даже пенсии. В совокупности с диктатурой, множеством запретов и навязыванием государством определённой идеологии это делало условия жизни людей неудовлетворительными. У режима был достаточно высокий уровень поддержки среди чиновников, военных и некоторых бизнесменов, но большая часть населения страны оставалась за бортом», — отметил эксперт.

«Чёрные полковники» смогли добиться снижения уровня безработицы, роста доли промышленного производства в экономике страны, а также простили греческим фермерам аграрные кредиты, однако общее социально-экономическое положение населения всё это принципиально не изменило.

«Они не смогли ни объединить нацию, ни добиться социальной справедливости. В стране резко вырос уровень коррупции. И даже состояние вооружённых сил оказалось далеко не самым лучшим — армия страдала из-за политических распрей и международного эмбарго на поставку вооружения», — подчеркнул Артём Улунян.

Несмотря на то что «чёрные полковники» объявили себя форпостом западного мира на Балканах и стремились к сотрудничеству с капиталистическими странами, в США и Европе от них со временем публично дистанцировались. Скандинавские государства и Нидерланды и вовсе подвергали режим жёсткой критике.

Падение диктатуры

В 1973 году в Греции стал назревать экономический кризис. В это время Пападопулос, стремясь к международному признанию, провёл в стране частичную либерализацию. Были сняты некоторые политические ограничения и ликвидирована монархия. Отказавшись от должности регента, Пападопулос стал президентом Греции.

  • Уличные бои в Афинах во время переворота в ноябре 1973 года
  • Gettyimages.ru
  • © Nicholas Tsikourias / Keystone

Несмотря на репрессии, с 1968 года в стране крепло движение сопротивления режиму «чёрных полковников». В 1972-м греки вышли на массовые демонстрации протеста. А в 1973-м в связи с предоставлением Министерству обороны права на своё усмотрение прерывать академические отсрочки от службы в армии акции протеста охватили Афинский политехнический университет. Они начались в феврале, но особый размах приобрели осенью.

14 ноября студенты захватили здание вуза и при помощи радиостанции призвали народ к неповиновению. В итоге манифестации в самом университете и вокруг него собрали более 100 тыс. человек.

Ночью 17 ноября власти бросили на университет бронетехнику. По неофициальным данным, в ходе разгона акций протеста погибли 24 человека, сотни получили ранения и были арестованы. Бывшие соратники обвинили Пападопулоса в том, что он заигрался в демократию, и взяли его под арест. «Чёрных полковников» возглавил генерал Димитриос Иоаннидис.

В Афинах прошёл многотысячный марш в память о студенческом восстании 1973 года

Чтобы поднять популярность режима, он попытался летом 1974 года совершить переворот на Кипре и присоединить остров к Греции. «Это оказалось авантюрой, которую ждал полный провал», — заявил Артём Улунян.

Кризис в стране резко усугубился. Формально ставший после свержения Пападопулоса президентом генерал Федон Гизикис начал переговоры с представителями старой власти и назначил премьер-министром вернувшегося из изгнания Константиноса Караманлиса. Затем Гизикис добровольно ушёл в отставку. Впоследствии он вёл уединённую жизнь и умер в нищете. Остальных руководителей режима судили и приговорили к смертной казни (заменённой затем пожизненным заключением).

«Хотя сегодня «чёрных полковников» и называют военной хунтой, они таковой в классическом понимании данного термина не являлись. Греция не перешла к армейскому управлению, — пояснил Артём Улунян. — В Афинах был установлен военно-политический режим, напоминающий власти Турции и ряда стран Латинской Америки в 1960-е годы. «Полковники» оказались не способны эффективно управлять страной. Это стало уроком для людей, считающих, что проблемы общества можно решать при помощи диктатуры».

Политическое и административное устройство Российской Федерации

В соответствии с Конституцией «РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ — РОССИЯ — это демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ реализует свою власть непосредственно, а также посредством органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Сегодняшняя Россия — это республика. Президент, который является главой государства, обладает широкими полномочиями. Он определяет, в соответствии с Конституцией и федеральными законами, основные направления внутренней и внешней политики страны.

В Конституции Россия определяется также как социальное государство, политика которого имеет своей целью создание условий, которые гарантировали бы достойную жизнь и свободное развитие человека. Органы власти берут на себя, таким образом, ответственность за гарантирование определенного уровня жизни граждан, а также удовлетворение их материальных и духовных потребностей в объеме, который соответствует возможностям государства. Это значит, что социальная сфера одна из самых важных сфер деятельности государства. К социальной сфере относятся, в частности, охрана труда и охрана здоровья людей, установление гарантируемой минимальной заработной платы, поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, выплата государственных пенсий.

Наконец, Россия обозначается в Конституции как светское государство, то есть никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ

Статья 10 Конституции устанавливает, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Тем самым конституционно закреплено признание принципа разделения властей.

В статье 11 Конституции России в качестве субъектов осуществления государственной власти указаны:

  • Президент Российской Федерации,
  • Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума),
  • Правительство Российской Федерации,
  • Суды Российской Федерации.

ПРЕЗИДЕНТ

Президент Российской Федерации является главой государства. В соответствии с Конституцией и федеральными законами он определяет основные направления внутренней и внешней политики, является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности.

Президент обладает широкими полномочиями, вытекающими из его статуса как главы государства. Не входя напрямую непосредственно ни в одну из ветвей государственной власти, Президент обеспечивает их согласованное функционирование и взаимодействие.

Президент назначает выборы в Государственную думу, распускает ее в случае и порядке, предусмотренных Конституцией, подписывает и обнародует федеральные законы, обладает правом отлагательного вето, т.е. может отклонить закон, что требует повторного его рассмотрения в палатах Федерального собрания. Президент вносит законопроекты в Государственную думу, наделен полномочиями обращаться в Конституционный суд с запросом о соответствии Конституции нормативным актов, подлежащих рассмотрению судом, с запросом о толковании Конституции; может вносить предложения о пересмотре Конституции и внесении в нее поправок.

Как глава государства Президент обладает широкими полномочиями во внешнеполитической и военной областях. Он определяет основные направления внешней политики страны, ведет переговоры и подписывает международные договоры, ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых представителей иностранных государств и международных организаций. Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России, назначает и освобождает от занимаемых должностей высшее командование Вооруженных Сил, формирует и возглавляет Совет Безопасности – конституционный орган, осуществляющий подготовку решений Президента по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Он утверждает военную доктрину Российской Федерации.

7 мая 2012 г. в должность Президента России вступил Владимир Владимирович Путин, избранный всенародным голосованием 4 марта 2012 г. В соответствии с принятой в 2008 г. поправкой к Конституции, с 2012 г. Президент избирается сроком на 6 лет.

ПРАВИТЕЛЬСТВО

Правительство Российской Федерации является органом государственной власти и в соответствии с Конституцией, принятой в 1993 году, осуществляет исполнительную власть в стране. Правительство является коллегиальным органом и возглавляет единую систему исполнительной власти в стране в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В состав Правительства входят Председатель Правительства, его заместители и федеральные министры. Председатель Правительства назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной думы.

Постоянно действующим органом Правительства является его президиум. В состав президиума Правительства входят: Председатель Правительства, первые заместители Председателя Правительства, заместители Председателя Правительства, ряд федеральных министров. Председатель Правительства определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу.

Функции Правительства многообразны. Правительство, в частности, разрабатывает и выносит на рассмотрение Государственной думы федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет Государственной думе отчет об исполнении федерального бюджета, обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, проводит единую государственную политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии, осуществляет управление федеральной собственностью, принимает меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации, осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Осуществляет иные полномочия, возложенные на Правительство Конституцией, федеральными законами, указами Президента.

8 мая 2012 года Указом Президента Российской Федерации Председателем Правительства Российской Федерации назначен Дмитрий Анатольевич Медведев.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

Представительным и законодательным органом Российской Федерации является ее парламент – Федеральное собрание. В соответствии с принципом разделения властей оно осуществляет государственную власть наряду с Президентом, правительством и судами.

Федеральное собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной думы. Палаты, работая во взаимодействии друг с другом, обладают самостоятельностью и несовпадающей компетенцией. Они заседают раздельно и размещаются в разных зданиях Москвы.

Совет Федерации призван отражать в своей деятельности позиции и интересы российских регионов. В его состав входят по два представителя от каждого субъекта Федерации.

К исключительной компетенции этой палаты относятся такие вопросы, как изменение границ между субъектами Федерации, утверждение президентских указов о введении военного и чрезвычайного положения, использование российских вооруженных сил за пределами страны, назначение выборов Президента. Принимаемые Государственной Думой законы должны либо получить молчаливое одобрение Совета Федерации, либо быть одобрены им путем голосования. Отклонение закона влечет за собой особую согласительную процедуру и его повторное рассмотрение в Государственной Думе.

Если Совет Федерации фактически является верхней палатой парламента, то Государственную Думу следует рассматривать как его нижнюю палату. Само название «Государственная Дума» современная Россия унаследовала от законосовещательного представительного органа, действовавшего в стране в 1906-1917 гг. Формируется она посредством общенациональных прямых выборов и представляет население всей страны в целом.

Государственная Дума избирается сроком на пять лет по партийным спискам. Быть избранным в нее может каждый российский гражданин, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

Основная функция Государственной Думы – законотворчество. Прежде чем быть вынесенными на заседания, законопроекты готовятся и прорабатываются в постоянно действующих комитетах, специализирующихся на тех или иных сферах государственной жизни.

К исключительному ведению Государственной Думы относятся дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства, решение вопроса о доверии правительству, назначение и освобождение от должности ряда высших государственных чиновников, объявление амнистии, выдвижение обвинений против Президента для его импичмента. Государственная Дума утверждает государственный бюджет.

Государственная Дума может быть распущена Президентом в случае троекратного отклонения представленных ей кандидатур Председателя Правительства или повторного выражения в течение трех месяцев вотума недоверия Правительству. Эта президентская прерогатива обставлена, однако, рядом ограничений. Распустив палату, глава государства должен назначить дату выборов так, чтобы вновь избранная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО

По форме государственного устройства Россия является федерацией. В ее состав входят 85 государственных образования, которые называются субъектами Федерации.

Основные принципы государственного устройства Российской Федерации — государственная целостность, единство системы государственной власти, равноправие субъектов Федерации в отношениях с федеральными органами власти.

Субъекты Федерации имеют свои собственные органы законодательной и исполнительной власти. Они принимают свои собственные Конституции (Уставы). Единственное условие — Конституции и Уставы должны соответствовать Конституции Российской Федерации. Федеральная Конституция и Федеральные законы имеют приоритет на всей территории страны.

Разграничение полномочий и предметов ведения между федеральными органами власти и субъектами Федерации может происходить также на основе двусторонних договоров.

Греция: борьба политики и экономики

Greek and EU Flags

Греция балансирует на грани банкротства уже не первый год, однако продолжает занимать деньги у европейских партнеров, озабоченных перспективами единой валюты и самого Евросоюза в случае выхода Греции из них.

В последнее время, правда, ситуация меняется, и европейские политики все откровеннее обсуждают возможность банкротства страны и выхода ее из валютного союза.

Тем не менее расстаться с Грецией объединенная Европа, похоже, еще не готова.

Ведущий «Пятого этажа» Михаил Смотряев беседует с руководителем Центра балканских, южно-кавказских и центральноазиатских исторических исследований Института всеобщей истории РАН Артемом Улуняном.

Загрузить подкаст передачи «Пятый этаж» можно здесь.

Михаил Смотряев: Что касается греческого долга, который надо выплатить до конца недели, с этим пока нет ясности. Но с конца прошлой недели в западных СМИ появился некий оптимизм — договоримся. Выход Греции из единой валюты и, как результат, из ЕС никому не нужен. Об этом говорила и канцлер Германии Ангела Меркель. Но и разговоры о том, что пусть Греция уходит, раз это такая гиря на ногах ЕС, последнее время тоже популярны.

Артем Улунян: Я не уверен, что Европа приготовилась к уходу Греции. Скорее, это отражение опасений по поводу последствий выхода Греции из ЕС. А в греческих СМИ проскальзывает мысль, что Греция из ЕС уходить не собирается.

Речь идет о сохранении своего места в Европе, но и о том, чтобы реструктуризация долга и реформы не создали огромных социальных проблем. Так что о расставании речь идет у определенных групп вне Греции. В самой стране и у греческого правительства идеи выхода из ЕС нет.

М.С.: Но по другую сторону границы такие настроения нарастают? В Германии, во Франции — в развитых богатых странах, которые в основном за все и платят. Год-полтора назад в разговорах с экспертами мысль о том, что Грецию могут отпустить из ЕС, казалась крамольной, а сейчас она рассматривается как возможная. А другие страны в аналогичном положении — Испания, Словения — у которых тоже проблемы с финансами, будут впредь вести себя осторожнее.

А.У.: Такие настроения существуют уже давно. Было даже такое ерническое предложение, что если Греция не может отдать долги, пусть продаст свои острова.

Но все понимали, что это шутка. К сожалению, «старые» европейцы подходят к оценке происходящего на Балканах с той же меркой, что и к политике Германии, Франции или Голландии. А здесь ситуация гораздо сложнее.

Пришедшие к власти люди — из партии «Сириза», националисты, леваки — очень специфический конгломерат. Им необходимо остаться у власти. Они заявляли, что будут охранять греческий суверенитет именно в плане социальном.

И если Ципрас [Алексис Ципрас — премьер-министр Греции] и другие сразу сдадут свои позиции, то они потеряют доверие в самой стране. А они хотят и власть сохранить, и сохранить Грецию в ЕС, и добиться определенных уступок при выплате более крупных сумм на будущее.

А в Германии и Франции рассматривают ситуацию с позиции традиционных европейцев. Не следует забывать о влиянии США в Европе. С точки зрения не географии, а ее проекции США — европейская страна.

Им тоже неинтересен раскол ЕС, и они предпримут что-то. Европа — это очень важный механизм, гарантирующий военные, экономические, политические и многие другие факторы мирового развития. Это одна из величайших экономик мира (как единое целое).

И люди это понимают, но в то же время им не хочется, чтобы их налоги шли на то, чтобы улучшить положение Греции.

М.С.: Предложения Греции на переговорах в Брюсселе вызывают недоумение. В частности, новые налоги на бизнес и людей побогаче. В Европе пока сохраняются левоцентристские настроения, хотя правые уже поднимают голову. Но даже с левоцентристской точки зрения эти предложения попахивают революцией. Такой эксперимент недавно ставился в экономически более благополучной Франции и закончился он печально. Так что Ципрас рискует все слои греческого населения разозлить, а Европу не обрадовать. Может быть, следует действовать по-другому?

А.У.: Вы тоже мыслите категориями франко-германской модели экономики. А если посмотреть на Норвегию, там налоги могут быть очень высокими — 35-40%. Но это не самая отсталая или очень левая страна.

М.С.: По уровню благосостояния Норвегию и Грецию сравнивать нельзя.

А.У.: И здесь я не согласен. Если бы в свое время они пошли по норвежскому пути, сегодняшняя ситуация бы не случилась. Налоги в Греции платили крайне плохо.

Вообще же то, что произошло с Грецией, — не вопрос экономики. Когда в 1974 году перестал существовать военный режим и к власти пришел Караманлис, который считается отцом греческой демократии, он выступал за вхождение Греции в Европу. Кроме того, он считал, что грекам надо дать такие экономические возможности, чтобы они могли жить стабильно.

Там с 1946 по 1949 год была гражданская война, потом военный переворот. Так что многие решения носили политический характер, направленный на стабилизацию. А потом к власти пришла партия, возглавлявшаяся Андреасом Папандреу. Это правительство вообще пошло специфическим путем.

Оно выступало против диктата Европы, были особые отношения с НАТО, проводилась социально-ориентированная политика, которая не соответствовала уровню экономического развития страны.

Грекам предстоит изменить налоговую систему страны. Я не говорю, что это хорошо, но они не могут просто копировать налоговую систему Германии, которая представляет собой хорошо отточенный инструмент, как и в Британии и в Норвегии. В Греции все было по-другому. И противоречия между политикой и экономкой привели к кризису. И это хороший пример для «новых» европейцев, как не надо делать.

В Восточной Европе кое-где сейчас тоже есть идеи, что ради политической стабилизации надо пойти на особые экономические меры. А основа полноценного членства в ЕС — борьба с коррупцией и за правильную налоговую систему.

М.С.: Урок из этого довольно очевидный: странам «новой» Европы предстоит поучиться у стран «старой» искусству вовремя платить налоги и искусству финансовой дисциплины. Взял в долг — не забудь отдать.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector