Греция вера исповедания

Греция вера исповедания

В чем главное отличие православных греков от православных русских

Греческое и русское православие – одна ветвь христианства. Между ними нет разницы в догматах и канонах, однако существуют различия в церковной практике, обрядовости, а также в отношении священнослужителей к прихожанам.

В России простых верующих зачастую не покидает ощущение, что священнослужители — это словно отдельная каста, отгороженная от прихожанина невидимой стеной. В Греции священник и прихожанин гораздо ближе друг другу.

В повседневной жизни греки с глубоким уважением относятся к священному сану: уступают место в общественном транспорте, даже если клирик молод годами, могут прямо на улице, в магазине, в трамвае попросить у него благословение. В России подобное не принято.

В Греции строже, чем в России, требования к священнослужителю. Так, рукоположение человека, который вступал в добрачные отношения, был разведен или состоит во втором браке, исключено.

Как и в любой средиземноморской стране, в Греции свято соблюдают сиесту – послеполуденный отдых. С 13:00 и до 17:00 часов, особенно в жаркие месяцы, жизнь в городах и деревнях затихает. Это относится и к церквям. В этот время не только стучаться в двери, но даже звонить неприлично. В пять или шесть вечера обычно начинается вечерня, на которой прихожанам всегда будут рады.

В отличие от России в Греции Церковь имеет государственный статус и тесно сотрудничает с различными общественными структурами. Там по-прежнему сохраняются традиции церковных судов, давно утерянные в России.

Находясь в греческой церкви, следует помнить, что перед иконами нет подсвечников, отсутствуют и свечные лавки. Свечи ставят в притворе, где есть вытяжка, – особенно это актуально для древних храмов с фресками. Деньги за свечку никто не просит, каждый может отдать ту сумму, которую пожелает.

Не только во время богослужения, но и вне храма мы привыкли видеть поверх одеяния священнослужителя Русской Православной Церкви большой крест, зачастую дорого инкрустированный. В Греции священники кресты надевают только во время архиерейских служб. Настоятельницы крестов не носят.

Традицией Русской Церкви предусмотрено перед рукоположением в сан иерея давать священнику так называемый «николаевский» (учрежденный Николаем II) наперстный крест. В Греции уже сам факт ношения креста считается церковной наградой, поэтому рядовые священники наперстный крест не носят.

В Греческой Церкви по внешнему виду иерейские кресты не различаются в отличие от существующих в России вариантов: «николаевский», «павловский», «с украшениями».

Многим бросается в глаза пышность богослужений в российских храмах. В греческом богослужебном обряде, напротив, все демократично и просто. Есть отличия и в продолжительности литургии: в греческом богослужении литургия длится не более 1,5 часа, в русском – иногда свыше трех часов.

В греческих приходских храмах вся литургия совершается при «отверстых Царских вратах», а все тайные молитвы произносятся вслух. Сразу после чтения Евангелия следует возглас «Яко да под державою», и тут же поется Херувимская песнь. В Русской Церкви в этом случае следует сугубая ектения (протяжное моление), ектении об оглашенных и две ектении о верных. В греческой литургии ектения произносится после освящения Даров и сокращена до четырех прошений. В отличие от Русской Церкви в Греческой наравне со священником стоять с Чашей и причащать мирян может диакон.

Есть различия и в атрибутах. Так, в Греческой Церкви проскомидия (первая часть литургии) совершается на одной большой просфоре (богослужебный литургический хлеб), в Русской — на пяти. В греческих храмах не так много свечей, как в русских. Еще одно отличие заключено в престоле, который в Греческой Церкви служит жертвенником.

Важно отметить, что у греков, как у сербов и болгар, женщины не поют в церковном хоре, в России исключительно женский церковный хор не такое уж редкое явление.

Если Русская Церковь отличается более пышным богослужением, то Греческая – более торжественным Крестным ходом. В Греции Крестный ход, сопровождаемый духовыми оркестрами, исполняющими бравурные марши, больше похож на парад. Такого нет ни в одной другой православной Церкви мира.

Процессия идет не вокруг храма, как принято, а с пением и зажженными свечами направляется по городским улицам к центральной площади города, где перед стечением огромного числа народа происходит символическое сожжение чучела Иуды. После этого наступает разгар праздника, оглушаемого взрывами бесчисленного количества хлопушек.

В Русской Православной Церкви митрополит находится выше архиепископа, но в греческой традиции все наоборот. Иерархическая цепочка снизу — вверх там выглядит так: епископ — митрополит — архиепископ — Патриарх.

В Греческой Церкви в отличие от Русской нет степени рясофорного монашества. Сперва идет послушничество, затем — так называемая малая схима, а за ней — великая схима. В Греции пребывание монаха в малой схиме – кратковременное явление. Оно считается лишь подготовкой к принятию Великой схимы.

В Русской Церкви схимник уже никогда больше не сможет принять на себя какой-либо священный сан, если таковой не был принят еще до пострига в Великую схиму. В греческой православной традиции основной формой монашества является именно Великая схима и рукоположение священника в сан иеромонаха просто немыслимо без предварительного пострига в Великую схиму.

Камилавка – это традиционный головной убор в Греческой Православной Церкви в виде расширяющегося к верху цилиндра. Она символизирует терновый венок Иисуса Христа. В Русской Церкви камилавка стала употребляться со второй половины XVII века, заменив собой скуфью, однако она никогда не считалась популярной в среде русского духовенства. В 1798 году камилавка была отнесена к числу церковных наград.

Греческая камилавка отличается тем, что имеет небольшие поля вверху цилиндра, русский головной убор их не имеет. Балканские камилавки (в том числе сербские, болгарские) отличаются от русских меньшей высотой и диаметром – нижний край камилавки располагается выше ушей.

Греческая камилавка всегда черного цвета, тогда как русские священники могут надевать красные, синие, фиолетовые камилавки.

Что касается скуфьи (небольшая черная шапочка), то в греческой и балканской традиции она практически не используется, тогда как для монаха Русской Церкви это повседневный головной убор. Интересно, что старообрядцы скуфью называют камилавкой.

Библия, которую используют в Греческой Православной Церкви по составу книг отличается от церковнославянской Библии. Первое отличие – в греческой Библии нет 3-й книги Ездры. Второе – наряду с принятыми у нас тремя Маккавейскими книгами в греческую Библию входит 4-я Маккавейская книга. Однако эти различия не воспринимаются Церквями как богословски значимые.

Одно из главных отличий прихожан Русской и Греческой Православных Церквей — это частота причастия и исповедания. Греки стараются причащаться в каждый воскресный день, но исповедуются несколько раз в году. В России прихожане причащаются реже. А ведь из Апостольских правил следует, что «тот, кто не причащался Святых Христовых Тайн более трех недель без уважительной причины, считался отпадшим от Церкви».

В Греческой Церкви право исповедовать имеют только иеромонахи, получившие на это благословение, и только те, которые приезжают из монастыря. В Русской Церкви правила не столь строгие.

Многие попадающие в Грецию россияне, заходя в храм, удивляются, что нет столь привычных для нас очередей к исповеди, нет священников, спешащих всех накрыть епитрахилью. Может показаться, что исповеди здесь вообще не существует. Это не так. Просто в греческих храмах каждый желающий исповедаться приходит в назначенное ему время. Здесь нет суеты и толчеи.

Это разнится с картиной, которую наблюдал прихожанин одного из красноярских храмов. «Приходят в храм порядка 200 человек на исповедь. Что священник может сказать всему этому количеству народа в течение часа-двух?» – вопрошает он.

Запад оказал на Греческую Церковь более заметное влияние, чем на Русскую. Живет Греческая Православная Церковь по новоюлианскому календарю, который совпадает с принятым в Римско-Католической Церкви григорианским календарем.

Это значит, что все праздники отмечаются на тринадцать дней раньше, чем в Русской Церкви, использующей традиционный юлианский календарь. Так, Рождество Христово в Греции — 25 декабря (как и у католиков), тогда как в России – 7 января.

Есть еще ряд деталей, которые делают Греческую Церковь ближе к Римской, чем к Русской. Это стасидии (кресла, предназначенные, к примеру, для игуменов или певчих). В России вместо стасидии используются скамьи или лавки. В Греции женщинам позволяют входить в церковь без платков и в брюках, в России так нельзя. Евангелие в греческих храмах читается лицом к прихожанам, а у нас — лицом к алтарю.

Клирик храма Святой Троицы в Афинах Александр Носевич подтверждает, что в греческой православной традиции в ХХ веке из-за проникновения западной культуры произошли изменения: появились скамьи внутри храма, женщины перестали носить косынки, получили разрешение заходить в храм в брюках. Но при этом, по словам священнослужителя, В Греции эти внешние отступления не привели к утрате главного – внутреннего осмысления православной веры.

Религия в Египте

До арабского вторжения в 641 году, Египет был христианской страной, но за 500лет большинство египтян обратились в мусульманскую веру. Вместе с тем около 10% населения остались христианами. Их называют коптами, что представляет собой искаженный вариант греческого названия Египта (Aigyptos).

По официальным данным, 90% египтян — мусульмане и менее 10% — копты, исповедующие христианство.

Между коптами и мусульманами нет физических, языковых или культурных различии. Члены обеих общин с гордостью называют себя египтянами и хорошо уживаются друг с другом.

Христиане в Египте.

Принято считать, что св. Марк принес христианство в Египет еще в I в. От греков и евреев, живших в Александрии, христианство вскоре распространилось среди местного населения, где оно хорошо уживалось с древнеегипетскими концепциями возрождения и загробной жизни. Исида и младенец Гор напоминали Богородицу и младенца Христа; неслучайно египетский теолог из Александрии первым назвал Марию Матерью Божьей. Монастырская традиция тоже зародилась в Египте и впоследствии оказала глубокое духовное влияние на весь мир.

В V в. Римская и Византийская империи разделились, и Египет попал под власть Византии. Вскоре начались геологические дискуссии, усиленные националистическими тенденциями. В Риме и Константинополе утверждалось, что Христос имеет две самостоятельные природы — человеческую и божественную. Хотя александрийские теологи признавали эту двойственность, они делали упор на единство человеческой и божественной природы, поэтому их и назвали монофизитами (верующими только в одну природу). На Халкндонском экуменическом соборе 451 г. монофизитов обвинили в ереси, что привело к их отторжению от Рима.

Если бы на пути не стояла национальная гордость, теологические различия можно было бы преодолеть. Но перед началом арабского вторжения Египет восстал против Византийской империи, которой пришлось отозвать свои войска из страны. С течением времени коптская церковь замкнулась в себе и сохранила древние ритуалы, остановившись в своем развитии. Однако теперь она испытывает возрождение, расширяет круги своей паствы и в новом духе экуменизма расширяет связи с христианскими церквами по всему миру.

Мусульмане в Египте.

Египетские мусульмане в подавляющем большинстве являются суннитами. В отличие от шиитов, утверждающих, что следующий халиф, преемник Пророка, должен назначаться по праву наследования, сунниты предпочитают процедуру демократического выбора.

Но существуют и другие религии. В магазинах, например, копты будут рады Вам больше, чем мусульмане. И то, что мусульманин сделает Вам за деньги, копт — совершенно бескорыстно. Расходятся коптская и православная веры только взглядом на божественное происхождение Иисуса Христа.

Церкви в Египте выглядят не совсем привычно: другая архитектура, краски и внутри обстановка тоже не та. Верующие посещают церкви, при этом женщины головы не покрывают.

Опознавательным знаком копта служит вытатуированный на внутренней стороне запястья крест, а нательных крестов копты не носят.

Набожные мусульмане не употребляют алкоголь, хотя при этом не возражают против умеренного его потребления другими.

Если Вы сомневаетесь пить или не пить, то лучше спросите разрешения. В дополнение к запрещению алкоголя, верующие не употребляют наркотики и не едят свинину, которую считают грязной едой. Материалы, несущие явный сексуальный характер — журналы, фотографии, видио или литература — являются незаконными и подлежат конфискации.

Имейте в виду, что обращение в другую веру незаконно в Египте. Иностранцев, активно работающих над приобщением египтян к другой вере, попросили уехать из страны.

Помните, что почти все египтяне консерваторы и делятся на мусульман и коптов.

В Египте есть определенные ограничения и правила для женщин. Например, очередь за билетами будет разделена на две линии — мужчин и женщин. При посадке в транспорт, женщины также должны становится в отдельную очередь и занимают передние места в салоне. В метрополитене первый вагон обычно предназначен исключительно для женщин.

Для мужчины, заговорить с незнакомой египетской женщиной — нарушение этикета. Будьте очень внимательны и уважительны к женщине в разговоре, потому что многие семьи еще следуют древним традициям.

На территории гостиницы можно одеваться по собственному усмотрению, но выходя в город помните, что Египет — страна исламская, люди здесь верующие, традиции — пуританские.

Оголенные плечи и мини юбки очень не уместны для уличных прогулок. Лучше всего одеть длинную юбку и блузку с закрытым воротом.

В Греции есть своя Ксения Петербуржская

Изображение с сайта simvol-veri.ru

Блаженный человек – всегда тайна. Вся его жизнь сокрыта и миру показана только в символах, загадках, “странностях”. Даже Церкви не сразу открывается святость такого человека.

«Мое сердце радуется!» – чаще всего слетало с уст блаженной Софии Хотокудиру (1883-1974), нашей современницы, после того как она потеряла сына, мужа, близких, пережила войну. Возможно ли “простому смертному” понять, чему она радовалась, – трудный вопрос. Но поверить в эту радость хочется.

Странные родители

Святая София Хотокуриду родилась в Центральном Понте (Турция) и с юности была необычайной красавицей: большие карие глаза, а русые волосы такие густые, что приходилось заплетать пять кос вместо двух.

В то время девушки на Понте выходили замуж в 12-16 лет. Софию были бы рады взять за себя женихи разные – богатые, красивые, умные. Но при широком выборе родители не спешили, хотя и приходилось выслушивать упреки родственников, не понимавших, почему молодая красавица “пропадает в девках”.

Родители молились – хотели своему ребенку не только житейской удачи, а счастья, и ждали, чтобы она сама выбрала себе мужа, доверяя сердцу дочери. Для конца XIX – начала XX века на Понте такое родительское отношение считалась «странностью». А христианская жизнь в Османской империи многими греками вообще «оставлялась» из-за опасности исповедания Христа.

Любовь и разлука

Преподобная София у монастырского источника. Фото с сайта boguslava.ru

София тоже молилась о муже, который не заслонил бы Бога, с которым можно было бы жить общую, разделенную жизнь. И в 23 года она его встретила, хотя в то время многие родственницы и подруги ее возраста уже вырастили по нескольку детей.

Иорданий Хотокуриди был таким же искренним христианином, как и его невеста. В 1907 году они обвенчались и поселились на родине мужа в деревне Тогрул. Замужество оказалось счастливым. Через три года родился сын. А еще через два года пришло страшное горе: ребенок погиб. Общую беду София и Иорданий переживали вместе: ни протестов Небу, ни упреков друг друга.

В 1914 году началась Первая мировая война. Османская империя выступила на стороне немцев. Нетурецкое мужское население Понта в возрасте от 18 до 50 лет обвинили в «неблагонадежности». Мужчин собирали в «рабочие батальоны» и отсылали в концентрационные лагеря. Если кто-то не справлялся с тяжелой работой, его расстреливали. Забрали и мужа Софии, пропавшего там без вести.

София осталась одна еще молодой, бездетной, и родственники тут же стали предлагать ей новый брак – женихов опять было немало. Но молодая вдова ответила, что на второе замужество смотрит как на предательство любви к мужу, который для нее всегда жив.

София ушла в горы и, живя с тех пор в уединении, молилась. И только глядя со стороны, можно было сказать, что жизнь ее резко изменилась. Для самой Софии ее новая жизнь была продолжением жизни с Богом – просто “форма” менялась.

Она знала и счастье в родительском доме, и взаимную любовь, и материнскую радость, и горе потерь, и во всем умела видеть промысел Божий.

“Пусть я погибну, но спаси людей”

Портрет преподобной. Изображение с сайта agonasax.blogspot.ru

В 1919 году понтийцы смогли вернуться в Грецию. На судне «Святой Николай» вместе с беженцами была и св. София. Во время плавания поднялась сильная буря. Как потом свидетельствовал капитан корабля, надежды на спасение он не видел. Однако корабль благополучно достиг берега.

Перекрестившись, капитан сказал, что раз Господь их помиловал, значит, на корабле есть праведник.

И один из матросов вспомнил о женщине, которая во время всего плавания, скорчившись на коленях в углу палубы, молилась, не обращая внимания на волны и ветер.

Как потом рассказывала сама св. София, во время бури ей явилась Матерь Божия и предрекла кораблю гибель за отступление от веры и недобрую жизнь людей, плывущих на нем. «Матерь Божия, я грешница, пусть я погибну, но спасутся люди», – попросила св. София. Богородица спасла всех.

Пахла, как цветок

Клисурская обитель. Фото с сайта pravoslavie.ru

Несмотря на то, что любимым делом святой Софии была уединенная молитва, ей пришлось не один год посвятить уходу за своими осиротевшими племянниками. Она окружила их самой нежной материнской заботой.

Когда юноши выросли и стали самостоятельными, святая сподобилась еще одного явления Богоматери, призвавшей ее в свой Дом. «Домом» Богородицы оказался женский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы в Клисуре, горном селении на севере Греции, куда и отправилась София Хотокуриди. Она жила при монастыре, у нее был учитель – духовник-святогорец.

Образ жизни св. Софии не был традиционным. У нее не было кельи: спала она на полу в углу монастырской трапезной.

Одежды не меняла, пока не износится, хотя добрые люди приносили ей новые вещи. Ходила всегда босой. Волосы ее, которыми она гордилась в юности, оставались немытыми и нечесанными со времени пропажи мужа. Они стали похожими на кусок войлока – так сильно свалялись.

Однако вместо неприятного запаха от подвижницы, по воспоминаниям знавших ее, исходил отчетливый цветочный аромат. И во всей своей бедности она была сравнима с цветком: выражение лица ее было радостным, сердце наполнено хвалой Богу. Святая часто повторяла: «Сердце мое радуется!». Так переливалось через край обрадованное Божьей любовью сердце, к которой само было всецело устремлено.

Эта радость уже не зависела от земных обстоятельств: ни холод, ни нагота, ни гонения, ни скорбь, ни болезни не имеют власти над человеком, познавшим утешения Божии, познавшим, как сильно любит Бог.

Чем-то греческая подвижница напоминала блаженную Ксению Петербуржскую, также оставившую мир после смерти мужа, оставившую и саму себя и служившую Богу и людям молитвой, состраданием и всем, чем можно.

Люди, львы, орлы и куропатки, рогатые олени, гуси, пауки…

Изображение с сайта pravoslavie.ru

Любви и радости, переполнявших сердце Софии, хватало на все творение Божие. Монастырь, в котором жила святая, был окружен диким лесом, где жили волки и медведи. Святая с ними разговаривала, как Адам в Раю разговаривал с животными. У Софии была любимая медведица Руся (Рыженькая), евшая с рук подвижницы. Свою благодарность Руся выражала тем, что лизала руки и ноги Софии.

Преподобная София не раз сама звала медведицу из леса: «Руся, Руся, на-ка, покушай хлебца!»

И огромный зверь приходил и ел с руки.

Ядовитые змеи по ночам сползались на постель Софии, но не было случая, чтобы они кого-то ужалили из заходивших в трапезную. Во время молитвы к святой часто слетались птицы и летали возле нее стайками, будто восхваляя Бога радостным щебетанием.

От греха блуда – к доброй семье

Икона преподобной. Изображение с сайта pravoslavie.ru

Исцеляет только любовь – верила святая. И всех, кто приходил к ней, она старалась утешить и отогреть. Она обладала способностью подобрать такие слова для самого отчаявшегося человека, которые мгновенно возвращали ему надежду. Многие говорили, что после общения с подвижницей чувствуют, как в их душе становится светло, появляется желание славить Бога, прощать, делать что-то доброе без всякой награды.

Никогда никого София не судила, говоря: «Прощайте, потому что Бог простил вас».

Читайте также  Характерные черты афин

Особенно молилась святая София за девушек, у которых был грех блуда. Подвижница их старалась утешить, советовала искренне покаяться в нем на исповеди, а потом больше никогда не вспоминать и никому не рассказывать. Она открывала девушкам красоту целомудрия и молилась, даже сама искала им женихов.

Многие семьи обязаны своим благополучием святой Софии. Благодарные мужья и жены часто приходили к святой, благословляя за участие в их судьбе, и просили быть крестной их новорожденным дочерям. До сих пор можно встретить многих Софий в селениях, окружающих клисурский монастырь, ведь именно этим именем называли девочек в честь святой крестной.

Как святую Софию чуть не украли

Фото с сайта pravoslavie.ru

В 1922 году в Греческой Православной Церкви ввели новый календарь, что стало поводом для раскола. Временного соблазна не избежали даже некоторые подвижники, позже прославленные Греческой церковью, а вот мудрая женщина – св. София – сразу поняла несерьезность повода для вражды.

Чтобы показать враждующим сторонам, что календарь – не главное в деле почитания Бога, святая София соблюдала постные дни одновременно по двум календарям.

Раскольники (сторонники старого календаря) хотели даже выкрасть святую Софию из монастыря, чтобы подтвердить свою позицию авторитетом почитаемой личности, но замысел не удался. После смерти подвижницы раскольники распространяли слухи, что старица не посещала каноническую Церковь. Но многие очевидцы опровергали это и свидетельствовали, как святая София прибегала ко всем таинствам канонической Церкви, что и советовала своим духовным чадам.

Трое с Неба

София. Фото с сайта pravoslavie.ru

В 84 года София заболела: на ее животе образовалась гнойная опухоль, вызывавшая сильную боль. Врачи диагностировали “аппендикулярный абсцесс” и рекомендовали срочную операцию. Святая отказалась со словами «Богородица заберет боль».

Наступил престольный праздник монастыря. Старице стало хуже: сознание затемнялось, сквозь стоны можно было разобрать лишь призыв к Богородице о помощи. Монахини, боясь потерять любимую матушку, уже не спрашивали ее разрешения и хотели везти в город на операцию, но погода вдруг так испортилась, что о перевозке больной по горным тропам не могло идти речи.

Как только наступило утро, по монастырю разнеслась весть: старица София поправилась. Монахини увидели ее возле источника, на ногах, в полном сознании и стали расспрашивать, как святая исцелилась?

Старица показала свежий послеоперационный шов, хотя по ее бодрому виду трудно было предположить недавнее хирургическое вмешательство.

Из города приехали врачи, осмотрели подвижницу и сказали, что она полностью здорова. Ее тело источало аромат, похожий на ладан. Позже святая рассказала, как ночью к ней пришли Пресвятая Богородица с Архангелом Гавриилом и святым Георгием Победоносцем и «сделали ей операцию». Подвижница говорила о Небесном посещении и чудесном событии как о явлении совершенно естественном – просто Богородица исполнила Свое обещание.

Кончина святой Софии

Кончина преподобной. Рисунок неизвестного художника. Изображение с сайта boguslava.ru

После чудесного исцеления святая София прожила семь лет. Мирная кончина ее наступила 6 мая 1974 года, перед смертью она приняла схиму с именем Мария. Отпевание было торжественным: четырнадцать священников и архимандритов молились об упокоении ее души, а тысячи мирян и монашествующих пришли попрощаться с подвижницей. И это несмотря на то, что при жизни святой, как это часто бывает с блаженными, многие считали ее просто “не в себе”.

Через восемь лет гроб святой Софии был вскрыт, чтобы, по греческой традиции, ее кости перенести в монастырскую костницу. От останков святой Софии исходило благоухание.

Святая София была причислена к лику святых 8 декабря 2011 года в Константинопольской Церкви, а 7 июня 2012 года в Русской Православной Церкви ее имя добавили в месяцеслов.

«Грехи покрывайте любовью»

Фото с сайта pravoslavie.ru. Гробница преподобной

Простые и добрые наставления святой Софии, которые она давала при жизни в ответ на просьбы приходивших к ней людей – свидетельство ее искренней любви к Богу и заботе о людях.

– Слова уст ваших пусть благоухают, как розы и базилик. Свекрови, покрывайте любовью грехи невесток, старики, покрывайте любовью грехи молодых! Молодежь, соблюдайте Слово Божие, храните его в сердце; пусть на устах ваших будут розы, а в устах – святое вино Причастия, чтобы вам всегда пребывать с Богом!

– Сделали мы доброе дело – и тут же говорим, что это мы сделали. А чьей силой мы его сделали? Силой Божьей. Благословил тебя Бог, и ты сделал доброе дело.

– Когда оставляешь все на волю Божью, дела устраиваются сами собой.

– Много не болтайте; пусть будет мало слов, зато каждое – благодатное. Любите Бога, и сердце ваше будет сиять как солнце.

– Будьте терпеливы, будьте терпеливы, великое терпение нам нужно!

– Страх Божий делает человека мудрым. А что такое страх Божий? Это не значит, что Бог тебе страшен, а значит, что ты боишься огорчить другого, навредить ему, обойтись с ним несправедливо, осудить его. Это и есть мудрость. Стяжи сперва ее, а уж дальше Бог просветит тебя, что делать.

– Родители, учите своих детей – и девочек, и мальчиков – блюсти честь, хранить чистоту до брака, идти по Христовому пути. Когда священник во время венчания раскрывает Евангелие, Христос посылает ангела увенчать девство.

– Горе, горе, время грядет, когда на всей земле не найдешь девства. Молит Богородица за нас Своего Сына. А мальчики все не каются в своих грехах…

– Прибегайте все, большие и маленькие, к Богородице, если любите Бога, прибегайте к Богородице!

– Во-первых, почитайте Бога, во-вторых, Богородицу, в-третьих, ангелов, в-четвертых, апостолов, затем – святых. Все апостолы Христу сораспялись.

– Кто терпелив, тот благословен. Кто терпелив, как солнце просияет.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Греция: сокращение уроков религии в школе, крест на коллонаде и Эллада в Византии

6 мая премьер-министр Греции К. Папандреу и архиепископ Афинский Иероним достигли договоренности о создании совместной комиссии для решения вопросов церковно-государственных отношений. Газета «И Катимерини» напечатала подробный отчет о встрече, подчеркнув, что на повестке дня оказываются весьма непростые и неоднозначные вопросы.

Одна из таких проблем – замещение вакантных мест для клириков, особенно в отдаленных приграничных районах страны. Правительство согласно с тем, что духовная деятельность в приграничных районах важна – именно там Православие является основным фактором стабильности.

Другой вопрос – процедура переговоров по церковному имуществу: позиция Церкви состоит в том, что государство должно считаться с состоянием церковной казны, и не предпринимать никаких неосторожных действий прежде изучения реального баланса церковных доходов и расходов. Правительство, по мнению газеты, склонно согласиться с тем, что церковные организации теснее всего связаны в экономическом отношении с самыми социально незащищенными группами населения – именно Церковь опекает больницы, детские дома, дома престарелых, которые не должны пострадать от конфискации части церковного имущества при реформе законодательства.

Защита самых слабых, и в этом едины Церковь и правительство, уменьшает экономические риски (которые возникают от финансового произвола, ударяющего по слабым членам общества) и поэтому способствует более равномерному и благоприятному развитию страны.

Возникли и менее очевидные для внешнего наблюдателя вопросы: так, Банк Греции требует, чтобы Церковь, как и все некоммерческие организации, хранила свои средства на счету именно в государственном банке – это особенно важно, когда банки переживают не лучшие времена: но так как в Греции Церковь представляют не «общины», а «храмы», нужно сначала прояснить все возникающие при этом недоумения.

Также злободневным оказался вопрос о пересадке органов от умершего: греческое правительство настаивает на том, что органы могут быть пересажены, если покойный не давал письменного запрета на вскрытие тела – тогда как Церковь усматривает здесь определенное нарушение обряда погребения, а значит, и вторжение в ее область ответственности. Церковь, поддерживая саму пересадку органов, рекомендует ввести общую форму завещания для таких случаев, чтобы действия властей не оскорбили родственников. Другие вопросы, такие как религиозное образование в школе или электронная карта гражданина Греции, обсуждаются уже не первый год – но это не значит, что они могут быть сняты с повестки дня.

Все эти вопросы, которые могут показаться внешнему (секулярному) наблюдателю просто частью церковной политики, отстаиванием Церковью самого положения в греческом обществе, на самом деле имеют более глубокие корни. По точному наблюдению газеты «То Вима», вопрос в том, что правительство хочет, чтобы при рассмотрении прав собственности не имелись в виду никакие дополнительные права («религиозные сноски и примечания») религиозных организаций. Тогда как Церковь настаивает на соблюдении прежних соглашений, и кроме того, на определенной реформе законодательства – представители Церкви обратили внимание на неясные и двусмысленные формулировки в законах, регулирующих права собственности. Например, среди церковных угодий есть леса, например, если монастырь стоит посреди леса, но лесной кодекс в Греции несколько раз менялся, и в настоящее время определить экономический статус этих земель очень трудно. Следовательно, необходима длительная работа: владельцы сами должны решать, как распорядиться своей собственностью самым лучшим образом, чтобы она впредь не была спорным объектом права.

Религиозное образование в школе

Столь важной встрече церковного руководства с правительством страны предшествовали совещания, которые должны были донести позицию Церкви до широких политических кругов. 30 апреля епископы и профессора богословских школ Греции обсуждали в здании Синода, как сохранить религиозное образование в школе. По сообщению газеты «Та неа» Синод Элладской Церкви собирается обратиться к министру образования Греции Анне Диамандопуло с запросом, вероятно письменным, в связи с планируемой реформой образования в старших классах школы (в «Лицее»: так в Греции называются три последних, выпускных класса школы). Реформа требует сократить обязательные часы на преподавание религиозных дисциплин: эти уроки не имеют «преимущественного значения» для аттестации. Например, во 2 классе Лицея (11 классе 12-летнего школьного образования) на религиозное образование был оставлен только час в неделю, что по замечанию участников совещания в Синоде противоречит указаниям самого министерства о том, что желательно проводить уроки по каждому предмету как можно чаще, ради лучшего усвоения учениками материала. Резкий протест участников совещания вызвало предложение министерства о переводе религиозного образования в положение факультатива в выпускном классе.

По мнению выступавших в Синоде в этот день, «уроки религии лучше всего отвечают фундаментальным образовательным, педагогическим и гуманистическим нуждам современного учащегося и гражданина». Как и во всей христианской Европе, в Греции, в отличие от России, не стали создавать «светской этики» как альтернативы школьному религиозному образованию. Прежде всего, само понятие о секулярной этике связано с проблемами передового края науки – биоэтики, теории сознания, политико-экономическими теориями, проблемой новых реальностей (виртуальной, информационной и других). Школьное образование отвечает требованиям «элементарной», а не «передовой» науки, и достижения науки и технологии переходят в школьную программу в странах Евросоюза не через введение новых школьных предметов, а скорее через раскрытие потенциала старых – например, через введение экологической проблематики в географию. Поэтому вряд ли светская этика имеет сколь-либо серьёзные перспективы в греческой школе в ближайшие годы, особенно с учётом того, что и в школьном гуманитарном знании рассмотрение Греции как части европейского мира требует исследования христианских корней Европы не в меньшей степени, чем рассмотрение Греции как части православного мира. Европеизация Греции исторически работала на преподавание религии в школе, а не против него.

Византия в Греции – Эллада в Византии

Доказательством такой органической связи между «идеей Греции» «идеей православной Византии» и «идеи Запада» в греческом обществе стало одно еще только готовящееся событие мировой культурной жизни. Газета «Та Неа» опубликовала репортаж о планируемой на 2013 г. выставке византийского искусства из греческих собраний (т.е. преимущественно из земель Греции, входивших в Византийскую Империю) в Национальной Галерее Вашингтона, изобразив ее как еще один прорыв греческого духа на всемирную сцену. Репортер газеты начинает с того, что в Византии античное наследие оставалось живо в самых своих фундаментальных проявлениях: в Греции Византийской эпохи все видели стены древних Афин, сохранялись юридические и медицинские школы античности, и даже знаменитое византийское ювелирное искусство продолжало самые изощренные достижения античного искусства и античной науки.

Организаторы выставки, пишет газета, отдают предпочтение поздней Византии, с её неповторимым стилем и зрелым отношением к интеллектуальному наследию прошлого. Состав экспонатов, которые предоставляет музей Бенаки и другие греческие собрания, будет обновлён в сравнении с традиционно принятым: будет показано всепроникающее влияние античного быта на повседневную жизнь византийцев, и значение христианских ориентиров для сохранения всего самого лучшего, созданного в античности. «Мы объясним, – признаются устроители выставки, – что Парфенон не был заброшенными руинами, но действовал как одна из самых знаменитых церквей тогдашних Афин. Что Коринф никогда не знал никаких «темных веков», но был процветающим городом. Что Византия – это не только иконы, но и значительные произведения пластического искусства».

Во многом, заметим, такое отношение к памятникам древности опирается на принятое вот уже более двух веков среди образованных греков представление о «двух игах»: римском и турецком – в таком случае античная Греция и Византия оказываются двумя периодами расцвета, которые даже неловко сравнивать. «Наша экспозиция, – говорит один из устроителей, – покажет неразрывную связь греко-римской и византийской культуры – наша культура оказалась наиболее приспособленной к тому, чтобы выжить в обновленных формах, несмотря на все внешне- и внутриполитические смуты». В основу экспозиции поэтому будет положен не столько временной, сколько географический принцип: посетители смогут узнать, что происходило на севере Греции, что на Крите, а что на Родосе в одно и то же время. Перечисление предметов повседневности в газетной статье заканчивается упоминанием «мастерских, рукописей и законов» – с точки зрения многих современных греков именно единство торговли было важным фактором греческого единства, которое приняло свою окончательную форму благодаря книжному обмену, то есть общей образованности, и писаным законам. Не случайно в статье буквально говорится не о «внешнеполитических смутах» (как мы перевели), а о «географических смутах»: могут меняться границы, рушиться царства, и происходить катастрофы вселенского масштаба, но церковный корабль «добрых купцов Царствия Небесного», сооруженный в период расцвета греко-римской античности, не отклонится от своего курса.

Крест и колоннада: самовыражение или часть церковной истории?

Но счастливое воцерковление или просто обретение античности в греческом мире византийского периода оказывается не столь однозначным, если мы обращаемся к художественным опытам ХХ в. Здесь продолжаются споры, последним поводом к которым стал выход альбома, посвященного храму святой Фотинии в Мантинее (1969 г., освящен в 1978 г.), неподалеку от Триполи на Пелопоннесе, в непосредственной близости к археологическим зонам. Газета «И Катимерини» пишет о том, что это творение «греческого Гауди» Костаса Папафеодору получило в свое время высокую оценку самых выдающихся греческих художников, так, ведущий греческий станковый живописец Яннис Царухис назвал такое архитектурное решение «подлинным прорывом и решительным исповеданием веры», противостоящим тривиальным обычаям и заёмному рационализму в архитектуре. Но этот храм, стоящий в пастушеской Аркадии, часто вызывает недоумения: не есть ли такое соединение античного портика с византийским стилем слишком нарочитое смешение античной этики доблести с христианским мирным духом?

Корреспондент газеты отвечает на этот вопрос, ссылаясь на слова самого мастера – он ставил целью не сплести в один узел античность и Византию, но создать традицию, которая как будто не прерывалась ни бедствиями, ни иноземными нашествиями, ни Римским и Османским игом. Именно так, по мнению журналиста «И Катимерини», должны были бы выглядеть христианские храмы, если бы не те разрушения древнего наследия, которые производили варвары – от римских разграблений до взрыва турецкого порохового склада на Акрополе в 1687 г. Многие критики также хвалили проект за использование «живых» материалов: камня, плинфы и дерева: по их мнению, архитектор не стремился к погоне за эффектом, но напротив, отсылает зрителя к скромным и незаметным обителям святых, горным монастырям времён турецкого владычества.

Но проблема в том, что этот храм не является чистым созданием воображения, стремящегося охватить все перипетии греческой истории, чтобы отречься от былых неудач. В строительстве храма были использованы археологические находки, извлеченные из земли колонны, а его конструкция напоминает не столько о прихотливом модерне, сколько о тех идеях всеобщего примирения и согласия, которые господствовали в 1960-е гг. во всем мире, подавленном безысходностью холодной войны. Весь облик храма должен был напоминать о мирной пастушеской жизни Аркадии, в центре которой он и построен, и тем самым незримо вносить свой вклад в борьбу за мир. Цели христиан и цели людей доброй воли в 1960-е гг., во времена Вьетнамской войны, могли совпадать – но уже в 1970-е гг., на новом витке гражданских войн и преступлений против человечности в развивающихся странах, говорить о всеобщем мире оказалось невозможно. Но может быть сейчас, когда христиане в мире вновь подвергаются насилию, как показывают последние египетские события, политики должны вновь вспомнить о важности всеобщего мира?

Греческую прессу специально для «Православие и мир» читал Александр Марков.

Православие роднит Грецию и Казахстан

Вознесенский Собор в Алматы

Национальная и религиозная неприязнь поразила, как чума, уже почти весь европейский континент. И сам опыт мирного сосуществования многих народов и религиозных конфессий в сегодняшнем Казахстане должен стать примером для многих стран, самозаписавшихся в список «передовых» и избранных, но жестоко страдающих в последние годы от религиозной нетерпимости.
В Казахстане проживает более 4 млн православных, за годы независимости в стране были открыты более 200 новых православных храмов.
Православие наряду с исламом ханафитского мазхаба является одной из двух главных конфессий республики, признанных государством. Так главные праздники ислама и православия – Курбан айт и Рождество – являются в Казахстане официальными государственными выходными.
Нам удалось задать несколько вопросов Митрополиту Астанайскому и Казахстанскому Александру, который любезно согласился на них ответить для читателей нашего еженедельника.
— Ваше Преосвященство, в Казахстане проживает большая православная община. Какова история проникновения православия на территорию Казахстана, чем живет сегодня столь многочисленная православная община и каковы ее перспективы в ближайшем будущем?
— Христианство имеет на земле Казахстана глубокие корни, а русское Православие сформировало здесь свою собственную духовную традицию. Об этом уместно вспомнить в текущий год, отмеченный знаменательной датой – 145-летием основания Туркестанской епархии.
Христианская вера для Казахстана – это и историческая память и современное лицо страны.
Известный современный казахский ученый-археолог профессор К.М. Байпаков утверждает: «В мировоззрении народов древнего и средневекового Востока Христианство занимает особое место, сохраняет свое влияние и авторитет даже после утверждения Ислама. В этом отношении Казахстан не является исключением».
Активное распространение христианства в Центральной Азии относится к III-VI векам по Рождестве Христовом. В эту эпоху учреждаются епископские кафедры в Мерве, Самарканде, Невакете, создается Хорезмийское архиепископство, входившее в состав Антиохийского Патриархата. Немало было последователей христианства и в обширной Эфталитской империи, занимавшей территорию от Восточного Туркестана до Каспийского моря.
Второй период распространения христианства в Казахстане связан с вхождением его в состав Российской Империи, который завершился в 1867 году учреждением Туркестанского генерал-губернаторства. Православную паству края составили прибывшие из России жители новых поселений – станиц, а впоследствии и городов. По своему социальному составу переселенцы были людьми разных сословий, профессий и общественного положения.
В 1872 году была открыта Туркестанская епархия с центром в городе Верном (совр. Алматы). К началу XX века в Российской Центральной Азии проживало 400 тысяч православных христиан и действовало 306 церквей.
Революция и последующие времена безбожной власти обернулись неслыханными гонениями на православных верующих. Церковь дала миру сонм казахстанских мучеников и исповедников, среди которых особым почитанием окружены имена священномучеников Пимена, епископа Верненского, и Мефодия, епископа Петропавловского, священноисповедника Николая, митрополита Алма-Атинского, и подвижника благочестия митрополита Иосифа (Чернова), преподобноисповедника старца Севастиана Карагандинского и преподобномучеников иеромонахов Серафима и Феогноста, убиенных в Аксайском ущелье.
Обагренную христианской кровью землю Казахстана приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II назвал «антиминсом, распростертым под открытым небом».
Возрождение Православной Церкви произошло уже в независимом Казахстане. Сегодня почти пятимиллионную паству окормляют священнослужители девяти епархий Казахстанского Митрополичьего округа.
За четверть века открыты более 200 храмов, созданы монастыри, начала свою деятельность Алма-Атинская духовная семинария, налажена духовно-просветительская и социальная работа.

Читайте также  Происхождение фамилии греков

Божественная Литургия в память 145-летия учреждения Туркестанской епархии

— Казахстан — многонациональная и поликонфессиональная страна, где мирно сосуществуют более 100 народов и проживают представители многих традиционных религий.
Как складываются у Казахстанского Митрополичьего округа межконфессиональные связи и отношения с другими религиозными общинами в стране?
— Благодаря мудрой политике Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева в стране созданы условия для того, чтобы представители разных религиозных традиций имели возможность свободно исповедовать свою веру.
В то же время государство заявляет о своем светском характере. Однако государством и обществом признается определяющий вклад в становление и развитие культурных традиций Казахстана двух мировых религий: Ислама ханафитского мазхаба и Православного христианства.
Подобная точка зрения отражена в преамбуле закона о религиозной деятельности и религиозных организациях, принятом в Казахстане в 2011 году. Об этом же часто говорит Президент Республики, уподобляя традиционный мирный Ислам и Православие «двум столпам, на которых зиждется казахстанское общество», или «двум крылам птицы, парящей над просторами Великой степи». Главные праздники Ислама и Православия – Курбан айт и Рождество – являются в Казахстане официальными государственными выходными.
Сегодня можно с удовлетворением констатировать, что с Духовным управлением мусульман Казахстана у нас сложились теплые и конструктивные взаимоотношения.
Мы совместно принимаем участие во многих собраниях и мероприятиях, инициируемых государственной властью, в частности, посвященных борьбе с проявлениями экстремизма и терроризма. У нас много общих праздников, посвященных воспоминаниям героических страниц нашей общей истории, прославляющих дружбу и братство народов, населяющих Казахстан, утверждающих ценность этнических культурных традиций.
Убежден, что религиозная толерантность, уважение по отношению к людям другой веры – в крови у жителей, с древних лет населяющих эту географическую территорию. Современные вызовы псевдорелигиозного терроризма вызывают категорическое неприятие всего населения Казахстана вне зависимости от религиозной и этнической принадлежности.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев

— В Греции, где православие является государственной религией, знакомство детей и молодежи с православной традицией и законом Божиим происходит в школе, в армии и т.д. В свое время — примерно лет 15 тому назад — Архиепископ Элладской автокефальной церкви Христодулос активно привлекал молодежь в церкви.
А как решается вопрос передачи православной традиции, вовлечения молодежи в епархиях Казахстанского Митрополичьего округа?
— Положение Православной Церкви в Казахстане, где большинство населения – мусульмане, нельзя сравнивать с ролью Святого Православия в Греческой Республике.
В нашей стране отсутствует преподавание религии в государственных учебных заведениях, нет института капелланов в армии и правоохранительных органах.
Предполагается, что Православие наряду с другими религиями в ознакомительном порядке будет изучаться в рамках школьного предмета – «Религиоведение». Специалисты Митрополичьего округа принимают участие в разработке комплекса учебно-методических пособий культурологического характера для преподавания основ религиоведения и светской этики в средних школах Казахстана.
Такое положение побуждает нас активнее использовать все имеющиеся возможности для духовно-просветительской и воспитательной деятельности в приходских общинах. Практически при каждом храме есть воскресная школа, где проводятся уроки духовно-нравственного воспитания, а при благочиниях созданы молодежные клубы.
Каждое лето под Алма-Атой проходит смотр достижений воскресных школ всех областей Казахстана – молодежный фестиваль «Духовный сад Семиречья», в котором принимают участие более 1000 учащихся воскресных школ и подростковых клубов.
Регулярно собираются Всеказахстанские молодежные съезды. Интересной, на мой взгляд, формой воцерковления молодых людей, помимо участия в богослужениях и уроков по Закону Божию, является проведение на базе православных духовно-культурных центров литературных и музыкальных вечеров, балов, викторин, приуроченных ко Всемирному дню православной молодежи, масленице, Пасхе, Рождеству, Дню студента.
Совместная молитва, участие в богослужениях, интересные конкурсы, спортивные соревнования и концертные программы делают жизнь нашей молодежи насыщенной, а главное – создают правильное восприятие Православия, как религии деятельного добра.

Никольский Собор в Алматы

— В Казахстане проживает немногочисленная греческая община (около 10.000 чел.). Где они в основном проживают, и есть ли приходы, где они составляют большинство верующих. Ведутся ли службы в этих храмах на греческом языках и, если да, то как часто?
— Большая греческая община проживает в городе Алма-Ате, рядом с Алма-Атой в поселке имени Панфилова, где при участии православных греков построен храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали».
До настоящего времени часть некогда весьма большой греческой диаспоры проживает в городе Чимкенте. Там, где в общине присутствуют греки, некоторые литургические возгласы произносится на греческом языке, а в Никольском соборе Чимкента по традиции «Символ веры» и молитва «Отче наш» на Литургии читается по-гречески старейшим представителем диаспоры.
Строй богослужений, культурные традиции русских и греков настолько близки и так взаимопроникают друг в друга, что любой православный грек совершенно свободно и комфортно может себя чувствовать в любом русском православном храме Казахстана, точно так же как русский, приезжая на Афон, является «своим» для всякого греческого монастыря. Дух Святой, который живет в Церкви, делает нас родственными друг другу. Все мы братья и сестры во Христе.

— Среди православных христиан, согласно переписи 2009 года, есть не только русские, украинцы, белорусы и греки, но и казахи, татары и даже корейцы. Это результат просветительской деятельности или спонтанный переход некоторых представителей коренных народов Азии в православие?
— Христианство – религия универсальная. Слово Евангельской Истины обращено к каждому человеку на земле. Но Истина требует свободного принятия. Ее невозможно навязать, насадить военной силой, посредством обмана и манипуляций.
Мы рады и принимаем каждого человека, который приходит с искренним намерением принять Таинство Святого Крещения, но понимаем, что наша проповедь должна быть обращена прежде всего к тем, кто этнически связан с Православием. Здесь перед нами открыто огромное поле деятельности.
Многие представители славянских этносов подвержены влиянию сектантских лжеучений, а большинство из тех, кто называет себя православными, плохо знакомы или совсем не знакомы с православным вероучением, редко посещают храмы. Остаются острыми проблема абортов, алкоголизма, иных социальных пороков.
Мы сосредоточены на проповеди среди славянского населения и других национальностей, которые уже в значительной степени приобщились к христианству. Среди последних можно назвать корейскую диаспору. Для меня в Казахстане было большим открытием, как много корейцев расположены к исповеданию христианской веры. Мне кажется это очень добрым знаком.
Среди священнослужителей большинство – славяне (русские, украинцы и белорусы), но есть греки, молдаване, немцы, казахи и корейцы.
Пользуясь случаем, хотел бы пожелать великому и мужественному греческому народу твердо хранить святую апостольскую веру отцов – Православие, которое объединяет и роднит нас.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector