Хаос бог древней греции

Хаос бог древней греции

ПРОИСХОЖДЕНИЕ МИРА И БОГОВ

Мифы о богах и их борьбе с гигантами и титанами изложены в основном по поэме Гесиода «Теогония» («Происхождение богов»). Некоторые сказания заимствованы также из поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея» и поэмы римского поэта Овидия «Метаморфозы» («Превращения»).

В начале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса — весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля — Гея. Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живет и растет на ней. Далеко же под Землей, так далеко, как далеко от нас необъятное, светлое небо, в неизмеримой глубине родился мрачный Тартар — ужасная бездна, полная вечной тьмы. Из Хаоса, источника жизни, родилась и могучая сила, все оживляющая Любовь — Эрос. Начал создаваться мир. Безграничный Хаос породил вечный Мрак — Эреба и темную Ночь — Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет — Эфир и радостный светлый День — Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.

Могучая, благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо — Урана, и раскинулось Небо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море. Матерью-Землей рождены Небо, Горы и Море, и нет у них отца.

Уран — Небо — воцарился в мире. Он взял себе в жены благодатную Землю. Шесть сыновей и шесть дочерей — могучих, грозных титанов — было у Урана и Геи. Их сын, титан Океан, обтекающий, подобно безбрежной реке, всю землю, и богиня Фетида породили на свет все реки, которые катят свои волны к морю, и морских богинь — океанид. Титан же Гипперион и Тейя дали миру детей: Солнце — Гелиоса, Луну — Селену и румяную Зарю — розоперстую Эос (Аврора). От Астрея и Эос произошли все звезды, которые горят на темном ночном небе, и все ветры: бурный северный ветер Борей, восточный Эвр, влажный южный Нот и западный ласковый ветер Зефир, несущий обильные дождем тучи.

Кроме титанов, породила могучая Земля трех великанов — циклопов с одним глазом во лбу — и трех громадных, как горы, пятидесятиголовых великанов — сторуких (гекатонхейров), названных так потому, что сто рук было у каждого из них. Против их ужасной силы ничто не может устоять, их стихийная мощь не знает предела.

Бог Крон — отец бога Зевса. (Бюст III в. до н. э.)

Возненавидел Уран своих детей-великанов, в недра богини Земли заключил он их в глубоком мраке и не позволил им выходить на свет. Страдала мать их Земля. Ее давило это страшное бремя, заключенное в ее недрах. Вызвала она детей своих, титанов, и убеждала их восстать против отца Урана, но они боялись поднять руку на отца. Только младший из них, коварный Крон,[21] хитростью низверг своего отца и отнял у него власть.

Богиня Ночь родила в наказание Крону целый сонм ужасных божеств: Таната — смерть, Эриду — раздор, Апату — обман, Кер — уничтожение, Гипноса — сон с роем мрачных, тяжелых видений, не знающую пощады Немесиду — отмщение за преступления, и много других. Ужас, раздоры, обман, борьбу и несчастие внесли эти боги в мир, где воцарился на троне своего отца Крон.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Пантеон богов

Пантеон богов У славянских племен было много богов, которым следовало приносить определенные жертвы, регулярно проводить обряды, чтобы боги не забывали о людях и помогали им. Многие обряды проводили непосредственно дома или в овине перед небольшими «образами» богов и

III. От Альтранштадтского мира до Прутского мира России с Турцией

III. От Альтранштадтского мира до Прутского мира России с Турцией Народное восстание беспокоило Петра на востоке государства, а с запада готовилось вторжение шведов. После примирения Августа с Карлом и отказа польского короля от короны, Польша оставалась в неопределенном

Пир богов

Пир богов В русской поэзии есть строчки, в которых как бы концентрировалось вот это революционно-героическое настроение:Блажен, кто посетил сей мирВ его минуты роковыеЕго призвали Всеблагие,Как собеседника на пир.Мысли такого рода в русской поэзии являются исключением:

2. Происхождение мира и людей

2. Происхождение мира и людей В «Книге Бытия», первой из древнейших священных книг еврейского народа, рассказано о том, как появились люди на земле, как из людей составились народы и как из них выделился народ еврейский.Бог сотворил небо, землю и все, что на них находится, в

5. Происхождение Ермака и происхождение Кортеса

5. Происхождение Ермака и происхождение Кортеса В предыдущей главе мы уже сообщили, что, по мнению романовских историков, сведения о прошлом Ермака чрезвычайно скудны. По преданию, дед Ермака был посадским человеком города Суздаля. Знаменитый внук его родился где-то в

Мир богов

Мир богов Вавилоняне поклонялись целому сонму различных богов, чье происхождение можно проследить еще с шумерских времен. Заимствуя богов шумерского пантеона, они по большей части лишь меняли их имена, в то время как функции и назначение бога оставались неизменными. Уже

Земля богов?

Земля богов? Современная Япония не выглядит подходящим местом для одной из самых развитых в мире промышленных культур — четыре пятых территории занимают горы, земля бедна минералами и источниками энергии, острова периодически страдают от тайфунов, землетрясений и

Гнев богов

Гнев богов Недаром говорят: кого боги хотят наказать, того лишают разума, — именно это и произошло с понтийским царем. Потому что, вместо того чтобы продолжать победоносное наступление и начать освобождать города Малой Азии, где его с нетерпением ждали, а также

Имена богов

Имена богов Стоит начать с имени верховного бога греческого пантеона – Зевса. Имя Зевс – Zeus имеет весьма характерное для латыни окончание «us». Это окончание существительных мужского рода в именительном падеже. В этрусском языке окончание «us» тоже использовалось, хотя и

Битвы богов

Битвы богов Каждый вкладывает свою мечту и надежду, свою правду в красоту этого сказания — самого красивого из всех исторических русских народных преданий. И. Глазунов. Россия распятая И вот перед нами появляется новое зеркальное отражение — лик безмолвствующей

Обитель богов

Обитель богов Существует ли магия Аркаима? Вот ведь вопрос. Почти такой же, как, а был ли Китеж? Конечно, Китеж был, а магия Аркаима остаётся магией и по сей день. Начнём с того, что магическое заложено в самом расположении Аркаима. Уставший от цивилизации человек здесь

III. От Альтранштадтского мира до Прутского мира России с Турцией

III. От Альтранштадтского мира до Прутского мира России с Турцией Народное восстание беспокоило Петра на востоке государства, а с запада готовилось вторжение шведов. После примирения Августа с Карлом и отказа польского короля от короны, Польша оставалась в неопределенном

ГЛАВА ПЯТАЯ. Происхождение запорожских казаков и история их до самозванца. — Описание их страны и селитьбы. — Самозванец на Дону. — Происхождение донских казаков и отношения их к Московскому государству. — Самозванец вступает в службу к князю Вишневецкому. — Быт польских и литовских панов. — Самозва

ГЛАВА ПЯТАЯ. Происхождение запорожских казаков и история их до самозванца. — Описание их страны и селитьбы. — Самозванец на Дону. — Происхождение донских казаков и отношения их к Московскому государству. — Самозванец вступает в службу к князю Вишневецкому. — Быт

Хаос бог древней греции

Хаос (Χάος), в греческом мифотворчестве безграничная первозданная пустота, космогоническое понятие «зияющего» (от χάσκειν – зиять) пространства, существовавшего раньше мироздания: материальным содержанием его были туман и мрак. По учению орфиков, Хаос и Эфир возникли из безначального времени, причем под Хаосом понималась глубокая бездна, в которой обитали ночь и туман. Благодаря действию времени туман Хаос от вращательного движения принял яйцевидную форму, вместив в свою середину эфир, причем от быстрого движения яйцо созрело и раскололось на две половины, из которых возникли земля и небо. Другие видели в Хаосе водную стихию (от χέν= лью). По Овидию, Хаос представлял собой «грубую беспорядочную громаду (moles), недвижную тяжесть, собранные в одно место разнородные начала дурно соединенных стихий», откуда выделились земля, небо, вода, густой воздух. Кроме того, под Хаосом подразумевали воздушное и туманное мировое пространство, помещающееся между небом и землей, а также наполненную мраком подземную зияющую бездну. Порождениями Хаоса в древней гесиодовской космогонии считались Эреб, Никта, Эрот, Гея, Тартар, а также Мойры (Гесиод, Теогония, 116, 123-124).

У схолиастов Хаос мыслится то как вода, то как разлитой воздух (со ссылкой на Вакхилида и Зенодота), то по-платоновски как место разделения и расчленения стихий. Из досократиков Акусилай и Ферекид считали Хаос началом всякого бытия. При этом Ферекид отождествлял Хаос с водой, то есть с заполненным пространством. Ни Гомер, ни Пиндар, ни Эсхил, ни Софокл ни разу не употребляли этого термина. У Еврипида Хаос является пространством между небом и землей, a Марк Валерий Проб считал Хаос, воздухом, заполняющим место между небом и землей. В космогонии Аристофана (Птицы, 691-702) Хаос фигурирует в качестве первопотенций наряду с Эребом, Никтой и Тартаром. От Эреба и Никты возникло мировое яйцо, а из мирового яйца появился Эрос. Эрос же из смеси всего порождает землю, небо, море, богов и людей. От Хаос Эрос порождает в тартаре птиц, которые тоже, очевидно, понимаются здесь как одно из первых космогонических начал. Либо это собственная космогония Аристофана, либо это пародия на орфическую космогонию, где тоже фигурирует мировое яйцо, порожденное Ночью.

В дальнейшем развитии античной философской мысли, Xаос понимается как беспорядочное состояние материи. Этот момент в скрытом виде находился во всех тех учениях, которые вообще понимали Xаос как принцип становления. Досократики Эмпедокл или Анаксагор и поэт Аполлоний Родосский (I 494-500) уже оперируют с первозданной беспорядочной смесью материальных стихий. У Овидия его мироздание прямо начинается с хаоса вещей и сам Xаос трактуется как rudis indigestaque moles, «нерасчлененная и грубая глыба», хотя уже с животворными функциями (Овидий, Метаморфозы, I 5-9). У Овидия имеется также образ Xаоса в виде двуликого Януса, выступающего как творческое начало (Овидий, Фасты, I 89-144). В трагедиях Сенеки Хаос из абстрактной космической картины превратился в предмет трагического пафоса (Медея 9; Федра 1238; Эдип 572), в тот мифологический образ, который одновременно и универсален, и космичен, и переживается глубоко интимно, мрачно и экстатически.

Хаос получил яркое развитие и в качестве мифологического персонажа, начиная еще с Гесиода. У орфиков Хаос вместе с Эфиром был порождением Хроноса, но сам Хронос рисовался как крылатый дракон с головой быка и льва и с лицом бога, который к тому же именовался еще и Гераклом (Дамаский, О первых принципах, 317, 21-318, 2). С другой стороны, Хаос и Эфир порождали из себя некоего Андрогина, муже-женское начало, являвшееся началом всех вещей, сам же Хаос у орфиков трактовался как «страшная бездна» (chasma pelorion). Отсюда уже очень близко до того нового значения слова «хаос», которое встречается по преимуществу в римской литературе и которое либо очень близко связывает Хаос с аидом, либо прямо отождествляет его с ним. Хаос есть та бездна, в которой разрушается всё оформленное и превращается в некоторого рода сплошное и неразличимое становление, в ту «ужасную бездну», где коренятся только первоначальные истоки жизни, но не сама жизнь.

Хаос представляется как величественный, трагический образ космического первоединства, где расплавлено все бытие, из которого оно появляется и в котором оно погибает; поэтому Хаос есть универсальный принцип сплошного и непрерывного, бесконечного и беспредельного становления. Античный Хаос есть предельное разряжение и распыление материи, и потому он – вечная смерть для всего живого. Но он является также и предельным сгущением всякой материи. Он – континуум, лишенный всяких разрывов, всяких пустых промежутков и даже вообще всяких различий. И потому он – принцип и источник всякого становления, вечно творящее живое лоно для всех жизненных оформлений. Античный Хаос всемогущ и безлик, он все оформляет, но сам бесформен. Он – мировое чудовище, сущность которого есть пустота и ничто. Но это такое ничто, которое стало мировым чудовищем, это – бесконечность и нуль одновременно. Все элементы слиты в одно нераздельное целое, в этом и заключается разгадка одного из самых оригинальных образов античного мифологически-философского мышления.

Хаос (мифология)

Ха́ос (др.-греч. χάος от др.-греч. χαίνω , «раскрываться, разверзаться») в мифологии древних греков [1]  — описанная впервые Гесиодом в «Теогонии» персонификация изначального состояния мира до появления чего бы то ни было (до возникновения упорядоченной Вселенной (космоса) с появлением Геи и Эроса). Согласно Гесиоду, Хаос зародился прежде всего [2] . По изложению Гигина, он порожден Мглой, и в браке с Хаосом Мгла породила Ночь, День, Эреба и Эфира. [3] .

Боги, появившиеся из Хаоса:

    (Земля)
  • Нюкта (Ночь) (Бездна) (Мрак) (Любовь).

Следует отметить, что слово «Хаос» в древнегреческом языке означало не беспорядок, а скорее пустоту. В позднейшей поэзии Хаос — эпитет Аида [4] .

Примечания

  1. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.579-581, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.1. С.320
  2. Гесиод. Теогония 117
  3. Гигин. Мифы. Введение 1
  4. Клавдиан. Похищение Прозерпины I 27
  • Древнегреческая мифология
  • Хаос

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое «Хаос (мифология)» в других словарях:

Хаос — (Chaos, τὸ Χάος). Зияющее, неизмеримое мировое пространство, первоначальный источник всякой жизни в мире. Позднейшие философы стали называть Хаосом беспорядочную массу, из которой образовался мир. Из Хаоса произошли Гея (Земля), Тартар и Эрот;… … Энциклопедия мифологии

МОНГОЛЬСКИХ НАРОДОВ МИФОЛОГИЯ — система мифологических представлений монголоязычных народов Центральной Азии и Южной Сибири: халхасов, ойратов, бурят, многочисленных племён Внутренней Монголии (баргутов, хорчинов, чахаров и др.), а также калмыков, выделившихся из группы… … Энциклопедия мифологии

Древнегреческая мифология — Традиционные религии Ключевые понятия Бог · Богиня мать … Википедия

ГЕРМАНО-СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ — Сведения по мифологии древних германцев крайне отрывочны ввиду сравнительно ранней и глубокой христианизации западногерманских племён; по скандинавской мифологии мы располагаем несравненно более полными литературными источниками вследствие более… … Энциклопедия мифологии

НУРИСТАНСКАЯ МИФОЛОГИЯ — комплекс мифологических представлений нуристанцев (кафиров, араб. «неверные»), населяющих область северо восточного Афганистана Нуристан (иран. «страна света»), говорящих на кафирских языках (индоиранская группа). После завоевания в 1895 96… … Энциклопедия мифологии

Мгла (мифология) — Мгла (лат. Caligo, «мгла»[1])  первоначало в теогонии, которым открывается сочинение «Мифы» Псевдо Гигина.[2]. Согласно «Мифам», излагающим неизвестный греческий источник, Мгла породила Хаос, а от Хаоса и Мглы возникли Ночь (Nox), День… … Википедия

ГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ — Сущность Г. м. становится понятной только при учёте особенностей первобытнообщинного строя греков, воспринимавших мир как жизнь одной огромной родовой общины и в мифе обобщавших всё многообразие человеческих отношений и природных явлений. Г. м.… … Энциклопедия мифологии

Шумеро-аккадская мифология — Древняя Месопотамия Ассириология Области и государства Города государства Шумера · Верхнемесопотамские государ … Википедия

Лето (мифология) — У этого термина существуют и другие значения, см. Лето (значения) … Википедия

Змей (мифология) — Змей (в мифологии)  змееподобное существо в мифическом или религиозном контексте. Змеем может называться существо, внешний облик которого является целиком или частично змеиным. Иногда оно сочетает в себе свойства пресмыкающегося и человека,… … Википедия

Хаос бог древней греции

Хаос (раскрываться, разверзаться) в мифологии древних греков — описанная впервые Гесиодом в «Теогонии» персонификация изначального состояния мира до появления чего бы то ни было. Согласно Гесиоду, «Прежде всего возник Хаос».

Порождениями Хаоса в древней гесиодовской космогонии считались Эреб, Никта, Эрот, Гея, Тартар, а также Мойры (Гесиод, Теогония, 116, 123-124). В некоторых версиях Гея, Тартар, Уран — внуки Хаоса, а сам Хаос порожден Мглой. Эти божества еще не походили на людей или животных. У них был облик тех же природных стихий, которые они воплощали.

Уран представлял собой широкий купол неба, покрывающий всю землю. Понт — близкое людям море, по которому они плавали. Тартар рисовался мрачным пространством подземного мира, находящимся на таком же расстоянии от поверхности земли, на каком сама земля находится от неба. Не имели какой-нибудь внешней формы и Никта-Ночь и Эреб-Мрак. Они мыслились просто темным пространством. А Эрос был не богом любви, а самой обожествленной любовью, которая, как магнит, влечет друг к другу звезды, планеты и все, что есть в природе.

Античный Хаос всемогущ и безлик, он все оформляет, но сам бесформен. Он — мировое чудовище, сущность которого есть пустота и ничто. Но это такое ничто, которое стало мировым чудовищем, это — бесконечность и нуль одновременно. Все элементы слиты в одно нераздельное целое, в этом и заключается разгадка одного из самых оригинальных образов античного мифологически-философского мышления.

По учению орфиков, Хаос и Эфир возникли из безначального времени, причем под Хаосом понималась глубокая бездна, в которой обитали ночь и туман. Благодаря действию времени туман Хаос от вращательного движения принял яйцевидную форму, вместив в свою середину эфир, причем от быстрого движения яйцо созрело и раскололось на две половины, из которых возникли земля и небо.

С развитием философской мысли менялось и представление о Хаосе. Его начинают понимать как беспорядочное состояние материи. Этот момент в скрытом виде находился во всех тех учениях, которые вообще понимали Xаос как принцип становления. Досократики Эмпедокл или Анаксагор и поэт Аполлоний Родосский (I 494-500) уже оперируют с первозданной беспорядочной смесью материальных стихий. У Овидия его мироздание прямо начинается с хаоса вещей и сам Xаос трактуется как «нерасчлененная и грубая глыба», хотя уже с животворными функциями (Овидий, Метаморфозы, I 5-9). Акусилай и Ферекид считали Хаос началом всякого бытия. При этом Ферекид отождествлял Хаос с водой, то есть с заполненным пространством.
* * *
РОЖДЕНИЕ ПЕРВЫХ БОГОВ
(Отрывок из поэмы «Теогония»)
Перевод с древнегреч. В. Вересаева
Прежде всего во Вселенной Хаос зародился, а следом Широкогрудая Гея, всеобщий приют безопасный, Сумрачный Тартар, в земных залегающий недрах глубоких, И, между вечными всеми богами прекраснейший, — Эрос. Сладкоистомный — у всех он богов и людей земнородных Душу в груди покоряет и всех рассужденья лишает. Черная Ночь и угрюмый Эреб родились из Хаоса…

Гея же прежде всего родила себе равное ширью Звездное Небо, Урана, чтоб точно покрыл ее всюду И чтобы прочным жилищем служил для богов всеблаженных… Также еще родила, ни к кому не всходивши на ложе, Шумное море бесплодное, Понт.

Читать онлайн

книги о тайнах и загадках истории, а также о необъяснимых явлениях на нашем сайте

Результаты исследований учащихся в проекте:Культура Древней Греции

Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса — весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля — Гея. Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живет и растет на ней. Далеко же под Землей, так далеко, как далеко от нас необъятное, светлое небо, в неизмеримой глубине родился мрачный Тартар — ужасная бездна, полная вечной тьмы. Из Хаоса, источника жизни, родилась и могучая сила, все оживляющая Любовь — Эрос. Начал создаваться мир. Безграничный Хаос породил Вечный Мрак — Эреб и темную Ночь — Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет — Эфир и радостный светлый День — Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.

Цели исследования

Узнать богов Древней Греции

Результаты проведённого исследования

Познакомимся с Богами Древней Греции:

Схема Царева.JPG

Аид – бог – владыка царства мертвых.

Антей – герой мифов, великан, сын Посейдона и Земли Геи. Земля давала своему сыну силу, благодаря которой никто не мог совладать с ним.

Аполлон – бог солнечного света. Греки изображали его в виде прекрасного юноши.

Арес – бог вероломной войны, сын Зевса и Геры.

Асклепий – бог врачебного исскуства, сын Аполлона и нимфы Корониды

Читайте также  Итальянская лепешка пьядина

Борей — бог северного ветра, сын титанидов Астрея (звездного неба) и Эос (утренней зари), брат Зефира и Нота. Изображался крылатым, длинноволосым, бородатым, могучим божеством.

Вакх — одно из имен Диониса.

Гелиос (Гелий) — бог Солнца, брат Селены (богини Луны) и Эос (утренней зари). В поздней античности отождествлялся с Аполлоном, богом солнечного света.

Гермес — сын Зевса и Майи, один из самых , многозначных греческих богов. Покровитель странников, ремесел, торговли, воров. Обладающий даром красноречия.

Гефест — сын Зевса и Геры, бог огня и кузнечного дела. Считался покровителем ремесленников.

Гипнос — божество сна, сын Никты (Ночи). Его изображали в виде крылатого юноши.

Дионис (Вакх) — бог виноградарства и виноделия, объект целого ряда культов и мистерий. Изображался то в виде тучного пожилого мужчины, то в виде юноши с венком из виноградных листьев на голове.

Вывод

Древнегреческий божественный пантеон был основой развития общества не только Древней Греции и Рима, но и отображал историю и развитие одной из первых древних цивилизаций мира. Рассмотрев богов, божеств и героев древнегреческой мифологии можно увидеть развитие современного общества, как оно меняло свое восприятие вселенной и мира, как относилось к общности и индивидуализму. Благодаря мифологическим историям Древней Греции, возможно, увидеть, как формировалась теология и космология человечество, как менялось отношение человека к тем стихиям и проявлениям природы, которое оно (человечество) не могло объяснить с помощью логики и науки. Мифология Древней Греции важна тем, что она подтолкнула человечество к умственному развитию, к появлению множеств наук (математики, логики, риторики и мн. др.)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector