Храм афины ники аптерос

Храм афины ники аптерос

Храм Ники Аптерос

Храм Ники Аптерос ( бескрылой победы ) ( греч . Ναός Αθηνάς Νίκης, Naós Athinás Níkis ) — древнегреческий храм на афинском Акрополе , находящийся на юго-западе от Пропилей и стоящий на пиргосе — небольшом выступе скалы, укрепленным восьмиметровой подпорной стенкой 3 .

Будучи построенным около 420 г. до н. э., этот храм является самым первым полностью ионическим храмом на Акрополе. В отличие от собственно Акрополя, храм был открытым и попасть в него можно было через юго-западное крыло Пропилей и по узкой лестнице в северном крыле.

Отвесные стены стены цитадели с севера, запада и юга были защищены Парапетом Ники , названным в честь фриза с изображением Ники , празднующей победу и приносящей жертву своей покровительнице Афине -Нике.

Ника на греческом языке означает «победа», и то, что Афине поклонялись в такой форме, свидетельствует о победе в войне. Греки поклонялись богине в надежде на успешное завершение длительной Пелопоннесской войны против спартанцев и их союзников.

История

Первый небольшой храм был построен в шестом веке до н. э., когда зародился культ Афины-Ники. Это было небольшое сооружение микенского типа, возведенное с использованием крупноблочной кладки. После того, как храм был разобран персами в 480 г. до н. э., на его руинах начали возводить новое здание. Строительство нового храма Афины-Ники началось в 449 г. до н. э. и было закончено около 420 г. до н. э. Если бы храм еще использовался в 4 веке н.э, он был бы закрыт во время преследования язычников в поздней (христианской) Римской империи .

Храм оставался нетронутым, пока в 1686 году его не разрушили турки , которые использовали камни для строительства оборонительных сооружений.

В 1834 году, после провозглашения независимости Греции, храм был реконструирован. Примитивный анастилоз был проведен в 1836 году, когда храм восстановили из оставшихся частей. В 1998 году храм был демонтирован, чтобы можно было заменить осыпающийся бетонный пол, а фриз сняли и поместили в Новый музей Акрополя , который открылся в 2009 году.

Реставрационные работы завершились в 2010 году 4 . Новая музейная экспозиция состоит из фрагментов постройки, которая, как предполагалось, была уничтожена персами в 480 году до н. э. Были спасены такие скульптуры с фриза, как подвиги Геракла, статуя Мосхофора («несущего теленка»), поврежденная скульптура богини, приписываемая Праксителю , и всадник Рампина, а также эпиграфические посвящения, надписи и стелы.

Архитектура

Храм Афины-Ники был закончен около 420 г. до н. э. во время Никиева мира . Храм посвящён Афине — Нике ( др.-греч. Αθηνᾶ Νίκη — Афина-Победительница).

Храм выполнен из пентелийского мрамора . Построен Калликратом в 427—424 годах до н. э. по плану 450 года до н. э. Постройка представляет собой амфипростиль с двумя ионическими портиками по четыре колонны . Колонны вдоль восточного и западного фронтов были монолитными. Стилобат имеет три ступени. Общая высота от стилобата до верхней точки фронтона, пока храм оставался нетронутым, составляла примерно 7 метров. Храм был 8 метров в длину, 5,5 метров в ширину и 7 метров в высоту. Отношение высоты к диаметру колонн составляет 7:1. Такие пропорции создают элегантность и утонченность, которых нет в обычных ионических постройках с соотношением 9:1 или 10:1.

На непрерывном ионическом фризе изображались эпизоды Греко-персидских войн и боги — Афина , Посейдон и Зевс .

Культовая статуя и фриз

Ника, поправляющая (развязывающая) сандалию. Барельеф

Внутри храма стояла бескрылая мраморная Ника (по другим версиям это была Афина), держащая в одной руке шлем, в другой — гранат — символ победоносного мира 5 .

По периметру здание опоясывал фриз, на котором были изображены божества, а также ключевые моменты битв греков с персами. Сохранились лишь некоторые части фриза, в том числе, известный барельеф Ника, поправляющая (развязывающая) сандалию. Этот барельеф является примером мокрой драпировки . Мокрая драпировка показывает формы тела, при этом скрывая само тело при помощи складок одежды.

Некоторые детали фриза относятся к персидской и пелопоннесской войнам. Они содержали сцену с кавалерией из битвы при Марафоне и победу греков над персами в битве при Палатеях. Сцены отражают военную мощь греков.

Статуя Ники стояла в целле или наосе . Первоначально Ника была богиней «крылатой победы» (см. Ника Самофракийская ). Отсутствие крыльев у статуи Афины-Ники привело к тому, что в последующие века афиняне стали называть ее Ника Аптерос или бескрылая победа, и возникла легенда (ее приписывают писателю и географу Павсанию ), что статуя была лишена крыльев, чтобы победа никогда не могла покинуть город 4 .

Спустя некоторое время после завершения строительства храма (около 410 г. до н. э.) вокруг него был установлен парапет , чтобы предотвратить падение людей с крутого бастиона . Наружная часть парапета была украшена рельефными скульптурами, изображавшими Нику, совершающую различные действия.

В настоящее время в храме демонстрируются копии скульптур и скульптурных композиций. Дошедшие до наших дней подлинные фрагменты фриза выставлены в музее Акрополя и Британском музее .

Храм афины ники аптерос

Храм Ники Аптерос (Бескрылая Победа) был построен в 427-421 годах до н.э. архитектором Калликратом. Вход в храм украшал небольшой портик с 4-мя колоннами в ионическом стиле с двух сторон фасада. Трехступенчатый постамент, на котором был построен храм, имел по всему периметру декоративную скульптурную фризу с изображением олимпийских богов и героических эпизодов греко-персидской войны. Внутри храма красовалась бронзово-позолоченная скульптура Афины-Ники. (скульптор Фидий по просьбе афинян сделал богиню бескрылой, чтобы она не улетела на небо, а оберегала город, отсюда пошло и название Аптерос). К сожалению скульптура до наших дней не сохранилась, но согласно историческим документам Ника в одной руке держала плод граната (символ победного мира), а в другой шлем.

Эрехтейон

Эрехтейон, построенный на рубеже V-IV веков до н.э. архитектором Филокломом, с архитектурной точки зрения является сложным многоуровневым сооружением. Этот храм имел 2 входа и условно был разделен на 3 разных храма под одной крышей. Вход в восточную галерею храма Эрехтейон, посвященную богине Афине, был украшен фризой из белого мрамора на сером элевсинском мраморе и шестью колонами ионического ордера. Внутри галереи на небольшом постаменте стояла статуя богини Афины из оливкого дерева, перед которой всегда горела негасимая золотая лампа, хотя масло в нее заливили лишь один раз в году, во время особой торжественной церемонии.

Восточная галерея не имеет никакого прямого сообщения с западной галереей, которая на 3 метра находится ниже уровня восточной галереи. Западная галерея, посвященная Посейдону и Эрехтейону, условно разделена на 2 части: северный и восточный портики.

Северных вход украшали два гранитных анта, между которыми находилось 4 аттических полуколонны, и фризой из белого мрамора на которой изображены эпизоды легенды о Эрехтее.

Восточный портик (знаменитый кариатид Пандросы, который лучше всего сохранился до наших дней) украшали великолепные шесть статуй красивых афинянок (сейчас на Акрополе находятся копии этих статуй, а оригиналы хранятся в Британском музее).

Внутрее обустройство храма Эрехтейон неизвестно, так как в седьмом веке н.э., Эрехтейон был переделан под христианский храм.

Статуя Афины Промахос

На центральной площади Акрополя (примерно посередине между главными храмами Акрополя — храмом Эрехтейон и храмом Парфенон) был расположен высокий гранитный постамент. На этом постаменте долгое время красовалась самая выдающаяся и знаменитая скульптура Фидия — семиметровая бронзовая скульптура Афины Девственицы (Промахос). Суровый и грозный взгляд богини, которая левой рукой держалась щит, а правой опиралась на длинное копье — этот образ символизировал непокорность врагам жителями Афин.

К сожалению, в ХIII веке суеверные рыцари-крестоносцы расплавили статую Афины Промахос в Константинополе, куда ее ранее вывез один из правителей греческой провинции Римской империи.

Рельеф балюстрады храма Ники Аптерос. Ника, развязывающая сандалию

Рельеф балюстрады храма Ники Аптерос. Ника, развязывающая сандалию - №1 - открытая онлайн библиотека

Торжественный вход в Акрополь Пропилеи были созданы Архитектором Мнесиклом в 437-432 гг до.н.э.

Пропилеи украшены портиками и колоннадой.

В качестве материала был использован белый пентелийский мрамор и серый элевсинский мрамор. Афинские пропилеи состоят из центральной основной части и двух примыкающих крыльев — внешнего крыла на западе и восточного крыла. Основу центральной части составляют 6 дорических колонн, стилистически и по общему впечатлению перекликающиеся с колоннами Парфенона.

С двух сторон центрального прохода — ионические колонны. Считается, что при сооружении Пропилей сочетание двух ордеров было применено в древнегреческой архитектуре впервые.

К западной части сооружения примыкали павильоны пинакотеки и библиотеки. Эти павильоны вместе с расположенным на склоне холма близ Пропилей храмом Ники Аптерос создают впечатление асимметричности сооружения. Потолки портиков были украшены квадратными углублениями, расписанными золотыми звездами по синему фону

Пропилеи вводили посетителей священного места в абсолютно новый мир, не похожий на обыденную реальность.

Рельеф балюстрады храма Ники Аптерос. Ника, развязывающая сандалию - №2 - открытая онлайн библиотекаРельеф балюстрады храма Ники Аптерос. Ника, развязывающая сандалию - №3 - открытая онлайн библиотека

Пинакоте́ка (фр. pinacothèque, от греч. πινακοθήκη, πίναξ — доска, картина и θήκη — хранилище) — у древних греков помещение для хранения живописных изображений.

Так называлось левое крыло Пропилей афинского Акрополя, где находилось собрание картин, принесённых в дар богине Афине. В нескольких шестиколонных залах были собраны картины, написанные на досках, глиняные таблицы и другие произведения с росписью. Это собрание было открыто для посещения афинскими гражданами. В юго–западной части Пропилей располагалась библиотека

В настоящее время слово Пинакотека нередко употребляется в значении «картинная галерея».

На другом конце от Пропилей была установлена статуя самой покровительницы города Афины Промахос, исполненной лично Фидием. Шлем и копье воительницы Афины видели проплывающие мимо мореходы, она служила своеобразным маяком. Она была отлита около 456 года до н.э. и, таким образом, являлась одной из наиболее ранних работ Фидия. На Акрополе ему приписывают авторство ещё двух статуй – статуи Афины Парфенос, стоявшей в Парфеноне, а также Афины Лемния (Лемносской), стоявшей, вероятно, недалеко от Пропилей.Статуя была создана за счёт трофеев, захваченных у персов во время Марафонской битвы, которую афиняне выиграли в 490 году до н.э.

Статуя было около 9 метров в высот. О внешнем виде Афины Промахос можно судить лишь по её изображениям на аттических монетах, отпечатанных в Римский период в I – II веках. Также по этим монетам были идентифицированы несколько сохранившихся копий той скульптуры. Она выглядела как стоящая прямо в расслабленной позе женщина в просторном пеплосе с поясом. Левой рукой она придерживала щит у своей ноги, а в правой сжимала копьё (на этой же руке можно разглядеть крылатый объект – сову или Нику).

Рельеф балюстрады храма Ники Аптерос. Ника, развязывающая сандалию - №4 - открытая онлайн библиотекаРельеф балюстрады храма Ники Аптерос. Ника, развязывающая сандалию - №5 - открытая онлайн библиотека

Парфенон – самое большое и известное сооружение в этом ансамбле, которое называют и «гимном» Древней Греции и «красотой простоты». Парфенон – храм богини Афины-Девы. Сооруженный архитекторами Иктином и Калликратом.Парфенон, прекрасно вписывавшийся в окружающую местность, отличался удивительной гармонией. Это относится к его ступеням, наружной колоннаде, фронтонам, фризам и метопам – квадратным плитам со скульптурами, многие из которых были созданы Фидием. Здание Парфенона было воздвигнуто из местного белого мрамора, но затем раскрашено, внутри располагались еще два портика с колоннами. Парфенон представляет собой мраморный дорический периптер (длина – 69,54 м, ширина – 30,89 м) с 17 колонными по длинным сторонам и с 8 – по торцевым (восьмиколонные портики). Высота колонн 10,43 м.Скульптурные украшения Парфенона: ионический фриз с изображением шествия во время великих Панафиней, праздновавшиеся раз в 4 года; фриз фасада – 92 метопы с изображением сражений с кентаврами, амазонками, богов и гигантов (кентавромахия, амазономахия, гигантомахия); восточный фронтон храма – миф о рождении Афины, западный – спор Афины и Посейдона из-за господства над Аттикой. Здесь же на высоком постаменте стояла 12-метровая статуя Афины-Девы работы того же Фидия. Эта статуя была выполненной из слоновой кости и золота, а не из бронзы и мрамора, как обычно. Из чистого золота Фидий выполнил одежду и шлем богини, волосы и щит образовывали золотые пластины, а в глазницы были вставлены драгоценные сапфиры. Сокровищница, в которой хранилась казна Афинского морского союза и городской архив, примыкала к святилищу с запада, с тыльной стороны. Здесь жрицы храма ткали священную одежду (пеплос).

Рельеф балюстрады храма Ники Аптерос. Ника, развязывающая сандалию - №6 - открытая онлайн библиотека

Рельеф балюстрады храма Ники Аптерос. Ника, развязывающая сандалию - №7 - открытая онлайн библиотекаРельеф балюстрады храма Ники Аптерос. Ника, развязывающая сандалию - №8 - открытая онлайн библиотека

Эрехтейон– выдающийся памятник древнегреческой архитектуры, выполненный неизвестным автором (421–415 и 409–406 до н.э.). Храм, находящийся недалеко от Парфенона, посвящен Афине, Посейдону и легендарному царю Афин Эрехтею, давшему название храма.

Особенностью храма является его необыкновенная асимметричная планировка, учитывающая неровности почвы. С трех сторон здание украшают портики разной формы, в том числе и знаменитый портик кариатид. Храм состоит из двух, находящихся на разных уровнях, помещений. Восточная часть храма, располагающаяся выше, чем западная, посвящена Афине Полладе.

Портик Кариатид– произведение одного из учеников Фидия Алкамена. Кариатиды, выполняющие роль колонн, созданы из пентеликонского мрамора. Карниз портика опирается не на головы кариатид, а на резные «корзины». В настоящее время все оригиналы заменены копиями. Одна из кариатид хранится в Британском музее, остальные в Музее Акрополя

Рельеф балюстрады храма Ники Аптерос. Ника, развязывающая сандалию - №9 - открытая онлайн библиотекаРельеф балюстрады храма Ники Аптерос. Ника, развязывающая сандалию - №10 - открытая онлайн библиотека

Храм Ники Аптерос — необыкновенно изящный мраморный храм, примыкающий к юго-западному крылу Пропилей, был построен архитектором Калликратом. Проект храма осуществлен в 450 до н.э., а его возведение проводилось в 427–421 до н.э. Здание поставлено под небольшим углом к фасаду Пропилей. Это амфипростиль, украшенный четырехколонными портиками ионического ордера с обоих фасадов. Стоящий на трехступенчатом постаменте, храм со всех сторон опоясывала скульптурная лента фриза, на которой изображались эпизоды борьбы греков с персами, олимпийские боги (Афина, Зевс, Посейдон). Внутри храма находилась ныне не сохранившаяся скульптура Афины-Ники, по свидетельствам очевидцев, изображенная со шлемом в одной руке и плодом граната, символом победоносного мира, – в другой.

Рельеф балюстрады храма Ники Аптерос. Ника, развязывающая сандалию - №11 - открытая онлайн библиотекаРельеф балюстрады храма Ники Аптерос. Ника, развязывающая сандалию - №12 - открытая онлайн библиотека

Рельеф балюстрады храма Ники Аптерос. Ника, развязывающая сандалию

Парфенон в Древней Греции и храм Гефеста

Описание храмов на Акрополе: Пропилеи, Храм Ники Аптерос, Эрехтейон и Парфенон. Статуя Афины Парфенос. Место Парфенона в Афинском Акрополе, назначение. Черты ионического ордера в дорическом Парфеноне. Описание скульптур Парфенона. Храм Гефеста на Агоре.

РубрикаСтроительство и архитектура
ПредметАрхитектура Древней Греции
Видкурсовая работа
Языкрусский
Прислал(а)Наталия
Дата добавления10.07.2010
Размер файла52,7 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Наследие древнегреческой архитектуры. Понятие ордера, основные стили в архитектуре Древней Греции. Ансамбль афинского акрополя. Пропилеи и храм Ники Аптерос. Эрехтейон. Парфенон. Развитие мирового зодчества и монументального искусства.

реферат [454,2 K], добавлен 07.05.2007

Древнегреческая скульптура периода архаики. Ионический и дорический ордер, отличительные особенности. Храм Артемиды Эфесской – одно из «Семи чудес света». Акрополь храм Эрехтейон. Статуя Афины Парфенос. Коринфский ордер 2-й половины V века до н. э.

презентация [1,4 M], добавлен 13.01.2012

История создания храма Эрехтейон как выдающегося памятника древнегреческой архитектуры, одного из главных храмов древних Афин. Оформление храма в виде портика с шестью колоннами. Возведение балконов, деревянной статуи богини и скульптур из шести Кариатид.

презентация [4,3 M], добавлен 12.04.2016

Описание самых поразительных памятников искусства. Составление списка достопримечательностей культуры Ойкумены: египетские пирамиды, висячие сады, храм Артемиды в Эфесе, статуя Зевса в Олимпии, Галикарнасский мавзолей, Колосс Родосский и Форосский маяк.

реферат [41,4 K], добавлен 16.11.2014

История г. Ельца. Казанская церковь в селе Талица. Соборный храм Вознесения Господня, храм Введения во храм Пресвятой Богородицы, храм Владимирской иконы Божией Матери, Часовня во имя Вознесения Господня как важнейшие архитектурные памятники города.

курсовая работа [6,6 M], добавлен 19.06.2015

Основные архитектурные постройки, их типы: храм и башня-пагода. Большая и малая пагода диких гусей. Пагода Шицзята храма Догунсы в Инсяне. Храм Фогуансы, железная пагода. Храм пяти пагод, запретный город. Строительные приемы и архитектурные конструкции.

курсовая работа [917,2 K], добавлен 21.12.2011

Каменные кариатиды Эрехтейона, поддерживающие кровлю храма. Символ афинского Акрополя. Уникальный памятник, не имеющий аналогий в древнегреческой архитектуре. Эрехтейон — второй по значению памятник Акрополя.

Дионисий

Акрополь-(греч. akropolis, от akros – верхний и polis – город), возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, крепость, убежище на случай войны. На Акрополе обычно строили храмы в честь божеств-покровителей данного города. Наиболее знаменит Акрполь в Афинах.

Его постройки изысканны по пропорциям и гармонично связаны с пейзажем. Этот ансамбль, созданный под общим руководством Фидия, состоит из парадного входа Пропилей (437–432 до н.э., архитектор Мнесикл), храма Афины Нике (449–420 до н.э., архитектор Калликрат), главного храм Акрополя и Афин Парфенона (447–438 до н.э., архитекторы Иктин и Калликрат), храма Эрехтейон (421–406 до н.э.).

АКРОПОЛЬ в Афинах, укрепленная часть древних Афин, где находились главные святыни города, знаменит своими культовыми постройками классического периода.

1.1. История создания

Афинский Акрополь, представляющий собой 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной (ок. 300 м в длину и 170 м в ширину), место древнейшего поселения в Аттике. В микенский период (15-13 вв. до н. э.) являлся укрепленной царской резиденцией. В 7-6 вв. до н. э. на Акрополе велось большое строительство. При тиране Писистарате (560-527) на месте царского дворца был построен храм богини Афины Гекатомпедон (т. е. храм длиною в сто шагов; сохранились фрагменты скульптур фронтонов, выявлен фундамент). В 480 во время греко-персидских войн храмы Акрополя были разрушены персами. Жители Афин дали клятву восстановить святыни только после изгнания врагов из Эллады.

В 447 по инициативе Перикла на Акрополе началось новое строительство; руководство всеми работами было поручено знаменитому скульптору Фидию, который, видимо, и явился автором художественной программы, легшей в основу всего комплекса, его архитектурного и скульптурного облика.

1.2. Пропилеи и храм Ники Аптерос.

Священная дорога, по которой от агоры к храму богини-покровительницы двигалась во время главного праздника Великих панафиней процессия афинян, ведет к Пропилеям, имеющим 5 проходов и в древности фланкированным двумя конными статуями Диоскуров. В левом, выступающем их крыле, располагалась Пинакотека (собрание картин-пинак, принесенных в дар богине Афине), в правом находилось хранилище рукописей и помещение для привратника и сторожей. Справа от Пропилей на пиргосе (выступе укрепленной скалы) стоит маленький, легкий и изящный храм ионического ордера, освященный Афине-Нике, известный как храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы; 443-420, архитектор Калликрат).

После того, как участники процессии проходили Пропилеи и вступали на священную территорию, перед ними открывалась панорама центральной части комплекса. На первом плане, чуть левее дороги, возвышалась колоссальная бронзовая статуя Афины Промахос (Воительницы), отлитая Фидием. За ней вдали виден был Эрехтейон (архитектор неизвестен), храм Афины и Посейдона на месте спора этих богов за обладание Аттикой. Храм имеет уникальный в греческой архитектуре асимметричный план; три его портика расположены на разных уровнях: с западной стороны портик, ведущий в храм Афины Полиады (Городской), с северной вход в святилище Посейдона-Эрехтея, у южной стены храма знаменитый портик кариатид; все здание опоясывал фриз с накладными белыми фигурами (не сохранился). В Эрехтейоне, самом старом святилище Афин, находился священный ксоан Афины (деревянная статуя), по преданию упавший с неба, алтари Гефеста и героя Бута, могила легендарного афинского царя Кекропа, с запада примыкало святилище аттической богини росы Пандросы. Во дворе Эрехтейона росла священная олива, подаренная городу Афиной, бил соленый источник, который высек своим трезубцем Посейдон.

Читайте также  Греческое блюдо мусака рецепт с фото
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector