Храм афины в афинах

Храм афины в афинах

Самый знаменитый храм Греции — Парфенон, посвященный богине Афине-Девственнице

Парфенон в Афинах

Богиня Афина — наиболее странный (в плане мотивации) персонаж греческой мифологии.

Ведь она является богиней «умной» войны, но в то же время пытается решить все вопросы миром.

Она презирает мелочность других олимпийцев и редко вмешивается в их конфликты.

Но в случае угрозы самому Пантеону, Афина будет первой, кто вступит в бой.

Богиня Афина

Богиня Афина неоднократно служила карающим мечом Олимпа, наказывая наиболее самоуверенных смертных, но именно она основала самый великий город Греции, а потом осталась присматривать за этими смертными, после того, как боги Олимпа навсегда ушли.

И неудивительно, что её величайшее святилище, легендарный Парфенон тоже ждала очень непростая и временами просто удивительная судьба.

Где находится

Парфенон расположен в самом центре столице, на афинском Акрополе.
В центре Афин легко ориентироваться. Тут много пешеходных зон, а достопримечательности сосредоточены кучно. Заблудиться невозможно – над основной плоскостью города высятся две путеводных возвышенности: Акрополь и Ликавитос.
Акрополь (Akropolis) — в переводе с греческого: «верхний город» — построен на скалистом холме высотой 156 метров, который служил естественным укреплением при осадах.

Так выглядел Парфенон на акропольском холме в древности

Парфенон во времена античной Греции

От центра Афин до главной достопримечательности Греции ведет большая пешеходная улица Dionysiou Areopagitou.
Идите по ней прямо, никуда не сворачивая. Постепенно поднимаясь в гору, она приведет вас прямо к цели.

Парфенон в Афинах виден почти отовсюду и особенно красиво смотрится ночью, когда включают освещение.

Причём с первого взгляда на Акрополь можно понять, что боги играли в жизни греков очень важную роль — он буквально напичкан различными храмами и святилищами практически всех более-менее заметных олимпийцев, от могучего и грозного Зевса до вечно пьяного, но не менее грозного Диониса.

Стоит заметить, что Парфенон — не первое святилище Акрополя, посвящённое Афине. За 200 лет до его постройки, неподалёку от его нынешнего местонахождения существовал другой храм — Гекатомпедон. Учёные даже допускают, что какое-то время, храмы существовали параллельно.

Достопримечательности АфинВы можете ознакомиться и с другими легендарными достопримечательностями Афин.

О древних богинях Греции, мифах и местах, которые в них описаны читайте здесь.

Подробный обзор погоды в Греции вас ждет на этой странице.

История храма, кто построил Парфенон

Реставрационные работы в античном храме Парфенон в Афинах

Парфенон во время реставрации

Строительство Парфенона началось в 447 году до нашей эры. Проект приписывают архитектору Иктену, а строительством руководил Калликрат, который был практически придворным мастером правителя Перикла.

Помимо Парфенона, Калликрат построил ещё несколько храмов на Акрополе, а также активно поучаствовал в мирской жизни города, доведя до ума и закончив проект Длинных Стен, которые потом очень неприятно удивили спартанское войско во время Пеллопонесских войн.

Правда, обиженные спартанцы всё равно сровняли стены с землёй тридцать лет спустя, но, увы (а может, и наоборот, к счастью), Калликрат этого уже не застал. К тому же жители города восстановили стены и они ещё триста лет служили символом афинской независимости.

Парфенон же является главным шедевром мастера. Храм все никак не получался таким, каким его задумал Калликрат. Строительство заняло более девяти лет, причём все эти годы афинское правительство исправно отчитывалось перед своим народом за каждую монету, потраченную на постройку (археологам удалось найти мраморные таблички с отчётами).

Торжественный праздник в честь богини Афины Панафинеон - старинная гравюра

На празднике Панафиней 438 года до н. э., храм был торжественно открыт для посетителей, но декоративные работы продолжались ещё шесть лет под руководством скульптора Фидия, преемника Калликрата и создателя одного из семи Чудес Света — статуи Зевса в Олимпии. Для Парфенона Фидий создал не менее прекрасное изваяние Афины Парфенос, ставшее главным украшением храма.

Парфенон в эпоху Византии - старинная гравюра

Византийская эпоха Парфенона

После пожара храм восстановили и он служил последним пристанищем богини ещё почти 800 лет, пока при патриархе Павле III не был превращён в собор святой Софии.

Все сокровища были вывезены в Константинополь, впрочем, к тому моменту их оставалось немного. Храм был значительно перестроен, но в целом сохранил свой характерный вид.

Но в 1458 году Афины опять сменили государственную принадлежность, став частью уже Османской империи.

Турки разместили в Акрополе военный гарнизон, а Парфенон превратили в мечеть, перестроив в очередной раз и серьёзно повредив росписи внутри храма. Что интересно, помимо закрашивания всех противоречащих мусульманской культуре сюжетов, никаких других изменений во внутреннее убранство храма внесено не было.

В 1687 году, во время войны между Османами и Священной Лигой, Парфенон, служивший туркам складом и укрытием, был обстрелян с господствующей высоты — холма Филопаппу. Прямое попадание в пороховой склад буквально уничтожило храм, похоронив под ним более 300 турок.

Так выглядел Парфенон в 1839 году

Парфенон в 1840 году

Следующие двести лет руины Парфенона служили историческим памятником, пока в 1840 годах не началась их реставрация.

Процесс восстановления главного древнего храма идёт до сих пор, с переменным успехом, но тот факт, что было сделано множество археологических открытий отрицать сложно.

Правда, в последние годы, проект реставрации был заморожен — после вступления в ЕС у Греции просто не осталось денег на восстановление памятников.

Как выглядел Древнегреческий Парфенон

Древнегреческий Парфенон представлял собой действительно величественное зрелище.

Афинский легендарный Парфенон в разрезе

Парфенон в разрезе

На фасадах храма было по 8 колонн, по бокам — ещё по 17, что в сумме даёт нам 48 опор (угловые колонны являются одновременно элементами как фасада, так и боковой части).

Фризы Парфенона - главного античного храма Афин

Один из уцелевших фризов Парфенона

Внутри храма были сделаны дополнительно две ступени, которые вели на центральную площадку, окружённую с фасадов ещё 12 колоннами.
Площадка делилась на три нефа, большой центральный и два маленьких по бокам. Центральный неф был окружен с трёх сторон 21 колонной. В его центре располагалась та самая, позднее пропавшая, статуя Афины Парфенос.

Внутренний фриз храма был выполнен в ионическом стиле и изображал праздничное шествие в последний день Панафиней.

Что же касается экстерьера, то о нём известно довольно мало. Фронтоны Парфенона были уничтожены ещё в Средние века, так что восстанавливают их в основном по догадкам.

Восточный фронтон мог изображать рождение Афины, но деталей скульптур почти не осталось. Западный, скорее всего, показывает спор Афины и Посейдона за обладание Аттикой. Всего сохранилось 30 статуй с фронтонов, но их состояние довольно плачевное, в особенности у тех, что были в Британском музее в конце XX века — их подвергли довольно варварской чистке.

Зал Парфенона в музее Акрополя в Афинах

Внешние фризы Парфенона сохранились немного лучше — по крайней мере, точно известно, что было на них изображено.

На восточной стороне храма была запечатлена история войны кентавров и лапифов, на западной — Троянской войны, на севере — гигантомахия, а на юге — сцены из битвы греков и амазонок.

Большинство уцелевших горельефов находятся в афинском музее, а их точные копии постепенно занимают свои места в отреставрированном Парфеноне.

Статуя Афины

Копия статуи Афины Парфенос

Самая удачная копия знаменитой статуи Фидия

Статуя Афины описывается как одна из величайших работ Фидия. Изваяние богини было выполнено из дерева покрытого золотом (около тонны) и украшенного слоновой костью.

Вместо того чтобы подчеркнуть недоступность и отчуждённость божества (как он сделал с Зевсом Олимпийским), Фидий изобразил Афину простой и приближенной к своему народу.

Статуя была относительно невысока (13 метров) и изображала гордо стоящую Афину, держащую в одной руке копьё, а в другой — двухметровую фигуру богини победы Ники.

Голова богини была украшена трехгребневым шлемом, а в ногах находился щит, на котором изображены сцены из битв.

Увы, но статуя стоила зодчему Парфенона жизни — в порыве увековечить не только божественную Афину, но и самого себя, мастер вписал в одну из сцен, украшающих щит богини, плешивого старика с молотом скульптора.

Фрагмент щита Афины, ставшего приговором для Фидия

Фидий на щите скульптуры Афины-Девственницы

Афиняне не оценили юмор и осудили его за богохульство. В тюрьме Фидий скончался.

Знаменитая статуя, вероятно, погибла при пожаре, предположительно в V веке до н. э., но существует несколько копий разной степени точности.

Наиболее достоверную, под названием «Афина Варварикон», можно увидеть в национальном археологическом музее.

Современный Парфенон

Так выглядит легендарный античный храм Парфенон сегодня

Подробно описывать как выглядит Парфенон сегодня, не имеет смысла — греческие археологи и строители максимально приблизили его к храму античному.

Конечно, весь лоск и красота скульптур Парфенона утеряны, но здание всё равно поражает воображение.

С каждым годом храм становится все более красивым, а истории гидов — все более впечатляющими, так что посещение Парфенона — это процесс, который интересно повторять каждые несколько лет.

Сколько стоит посещение

Скульптуры на фронтоне крыши Парфенона

Сохранившиеся скульптуры на фронтоне крыши Парфенона

Доступ к главному памятнику античного зодчества эллинов открыт с 8.30 до 18.00.
Рекомендуется посещать его в ранние часы или под вечер, когда жара не особо сильна и наплыв туристов не очень большой. При входе есть небольшой ларек, где продают газированную воду и свежевыжатые соки (4,5 евро). Учтите, что со стаканом вовнутрь вас не пустят, а стакан довольно большой.

Запаситесь бутылкой с водой, наверху перед входом и слева есть фонтанчики и туалет.
Вход с большими сумками также воспрещен, но на территории имеются камеры хранения, где их можно оставить.

Всего входов и касс тут несколько, в том числе со стороны музея и на юго-восточной стороне, у театра Диониса.

Очередь в кассах со стороны музея обычно меньше.

Древний храм Парфенон в Афинах— не только грандиозный памятник. Это ещё и национальный символ Греции, которым страна очень гордится.

Невероятно красивое в своей простоте здание с успехом выдержало испытание временем и пало лишь под снарядами из тяжелых пушек, сделанных тысячелетия спустя после постройки последнего святилища Афины.

Разве это не достойно восхищения перед работой античных мастеров!

Несмотря на то, что храм греческой богини уже много времени реставрируется и окружен строительными лесами, пребывание рядом с ним – поразительное и волнующее ощущение.
Если вам доведется побывать в Афинах обязательно посетите Парфенон — великий дух древней Эллады, застывший в пентелийском мраморе.

Храм афины в афинах

Содержание :

Местоположение и география древних Афин

Древний город Афины стоял на том же месте, на котором стоят современные Афины. Древние Афины стоялив пяти километрах от моря, в 7-8 километрах от Пирейской гавани, на северном берегу Илисса, речки, обыкновенно пересыхающей летом. Невдалеке от северного края древних Афин течет на плодородной равнине другая речка, Кефисс. У самого края города на севере подымалась уступами гора Ликабет. Окружность древнего города Афин вместе с Пиреем, который соединен был с городом стенами, составляла около 25 километров. Восточная и северная части древних Афин, составлявшие большую их половину, лежали на равнине; юго‑западная часть была построена на двух грядах холмов, разделенных небольшою ложбиною; передняя гряда идет с севера на юг, задняя, находящаяся к юго‑западу от неё, имеет направление, одинаковое с Ликабетом, с северо‑востока на юго-запад. Передняя гряда состоит, главным образом, из двух скалистых холмов. Восточный холм её – самое высокое место в целом городе. С трех сторон он подымается над равниной крутыми утесами; только с западной стороны можно на него всходить. На его довольно обширной верхней площади стояла цитадель древних Афин – Акрополь. На запад от Акрополя поднимается скалистый холм Ареопага; на восточной окраине этой скалы собирался, по древнему обычаю под открытым небом, афинский трибунал, именем которого называлась она, а под обрывом её восточной окраины, в скалистой ложбине между холмом Ареопага и Акрополем, стоял очень древний и пользовавшейся в Афинах большим уважением храм Эвменид. На северо‑западе от холма Ареопага подымается плосковершинный холм, который ученые называют теперь Тесеевым холмом (Theseion), потому что на северо‑восточной окраине его стоял храм Тесея. Самый значительный из холмов задней гряды находится на южном конце; это холм Муз (Музей, Museion), западный склон которого имеет почти четверть часа пути в длину. (На вершине его впоследствии стоял памятник родственника сирийских царей Филопаппа; этот памятник был виден с очень большего расстояния). На северо‑запад от холма Муз, отделяясь от него лишь узким ущельем, подымается плоскою террасою холм Пникса; на восточном склоне его находится искусственно выровненная терраса, окраину которой поддерживает громадная стена; археологи прежде полагали, что эта терраса была в древнем городе Афинах местом народных собраний, потому назвали ее Пниксом, как называлось у афинян место, где происходили народные собрания. На северо‑западе от холма Пникса, отделяясь от него лишь небольшою ложбиною, стоит скала, которую археологи называют холмом Нимф (потому что на скале есть надпись, посвящающая ее нимфам). Этот холм лежит почти прямо на запад от афинского Ареопага, а холм, примыкающий в нему с севера, прилегает к западной стороне Тесеева холма. Обе гряды составляли сплошную линию высот, служившую естественною защитой древних Афин со стороны гавани. Служивший с давних времен жилищем для эвпатридов, Акрополь вместе с прилегающими к нему с запада и с юга улицами и холмом Ареопага составлял в Афинах древнейший город. Вероятно, очень издавна принадлежала к нему также местность между Акрополем и Илиссом, называвшаяся Лимнами (Limna, «болота»). После персидских войн древний город Афины стал увеличиваться; в особенности разрастался он на север и северо‑запад; в его состав вошли соседние сельские общины: на севере, Ближний Керамик и Дальний Керамик, ставший северным предместьем; на западе Колон Агорский и Коллит, лежавший, вероятно, на восток от Колона. Дипилонские ворота (Dipylon) вели из древних Афин на северо‑восток в ту местность, где находилась Академия, сад с постройками, украшенный фонтанами; из других ворот города назовем Пирейские, Итонские, Диомейские, Ахарнские.

Древние Афины. План

Древние Афины. План

Памятники древних Афин – храм Тесея

Из развалин зданий древнего города Афин самый значительные:

Храм Тесея (или, по мнению некоторых ученых, не Тесея, а Геракла; но есть и другие предположения о том, какому богу был он посвящен). Развалины его находятся в западной части древних Афин, на холме, не очень высоком, по правую сторону от входящего в город через Дипилонские ворота. Стены и колонны храма еще стоят почти целые. Мраморный фундамент его имеет два уступа. Весь храм был построен из пентелийского мрамора. Длинный стороны его (боковые) имеют по 13 колонн; передняя и задняя стороны, менее длинные, как это обыкновенно у греческих храмов, имеют по 6 колонн. Барельефы на фронтонах и метопах изображали подвиги Геракла и Тесея. Внутри этот храм древних Афин был украшен превосходными барельефами Микона, изображавшими битвы Тесея с кентаврами и с амазонками. Этот афинский храм – одно из превосходнейших произведений самой лучшей эпохи греческого искусства. Он был построен в 77-ую олимпиаду (около 467 года до Р. X.).

Памятники древних Афин – храм Зевса Олимпийского

Развалины великолепного храма Зевса Олимпийского лежали на противоположном конце древних Афин, в юго‑восточном углу его, близ Илисса. «Это груда великолепных колонн», по выражению Лика. Построение его было начато Писистратом, завершено через 700 лет после того, Адрианом. Он славился во всех странах древнего мира. Длина его была 354 фута, ширина 171 фут. Боковые стороны его имели по 20 колонн, на передней стороне было 10 колонн. Перистиль был украшен двумя рядами статуй. «Даже и развалины его таковы, что когда смотришь на них, возвышаешься душою; особенно великолепен их вид, когда лучи заходящего солнца дают блеск чистого золота красновато-желтому их цвету». (Прокеш).

Памятники древних Афин – Акрополь

Афинский Акрополь стоит на крутой скале и с трех сторон стена этой цитадели сплошная. Доступ в Акрополь был в древнем городе Афины только с одной стороны, с западной. Перикл построил великолепный вход в Акрополь, «Пропилеи». Главную часть их составляло сооружение, верхняя, сплошная часть которого лежала на шести ионийских колоннах, расположенных в два ряда, по три колонны в каждом; к передней стороне этой колоннады прилегала колоннада, состоявшая из шести дорийских колонн; такая же колоннада прилегала к задней стороне её. К боковым сторонам в древних Афинах примыкали здания, выступавшие много вперед. Вся эта группа зданий была построена из пентелийского мрамора. У правого, южного бокового здания стоял небольшой храм бескрылой богини Победы. В левом боковом здании помещалась картинная галерея. Архитектор, построивший Пропилеи, был Мнесикл. Постройка ведена быстро; она была выполнена всего в пять лет (начата в 84-ую олимпиаду, кончена в 85-ую).

Пропилеи

Пропилеи афинского Акрополя

На самой верхней части террасы афинского Акрополя, менее чем в 300 футах от Пропилеев, стоял храм богини Афины, покровительницы города Афин, Парфенон, построенный также из пентелийского мрамора. Архитекторы, строившие его, были Калликрат, Иктин и Карпион. Он был украшен превосходнейшими из произведений Фидия. Фундамент храма имеет три большие уступа. Храм имел со всех четырех сторон колоннаду. Длина его (вместе с колоннадой) была 228 английских футов, ширина – 102 фута, высота – 66 футов. Колоннада имела на боковых сторонах по 16 колонн, на передней и задней по 8. На метопах Парфенона, которых было 92, находились рельефы очень выпуклой работы (горельефы); они – наилучшие из всех известных нам произведений греческой скульптуры. На фронтоне восточной стороны была группа статуй, изображавшая рождение Афины; группа статуй западного фронтона изображала спор Афины с Посейдоном о том, под её или под его покровительством будет находиться город Афины. На фризе храма по всем четырем стенам был ряд барельефов, все группы которого составляли одно цельное изображение: это было изображение процессии Панафинейского праздника. Между метопами были повешены блестящие щиты, как в Олимпийском и Дельфийском храмах.

Парфенон

Парфенон

В храме стояла статуя Афины, сделанная из слоновой кости, в золотой одежде; это было превосходное произведение Фидия. «Величественность форм здания, – говорит Прокеш, – блеск мрамора, безукоризненная гармония пропорций наполняли светлым спокойствием душу смотревшего на этот храм. Парфенон – диво совершенства. Самые незначительные, самые закрытые от взгляда части его отделаны с такою же заботливостью, как и самые важные, наиболее бросающиеся в глаза. Работники трудились с благоговейной добросовестностью» – В 1687 году, при осаде Афин венецианцами, Парфенон сильно пострадал. Лорд Эльджин в 1801 и 1803 годах снял те статуи, какие еще уцелели на фронтонах, снял части фриза, уцелевшие на северной и на южной сторонах, собрал изваяния, лежавшие на земле, и перевез в Лондон. Теперь все эти фрагменты искусства древнего города Афин находятся в Британском музее, и составляют драгоценнейшую часть его коллекций. Байрон строго порицал лорда Эльджина, и многие повторяли это порицание; но оно несправедливо: правда, Парфенон лишился дивных изваяний, увезенных лордом Эльджином; но они спасены от разрушения тем, что были увезены из местности, находившейся под варварским владычеством турок. – На севере от Парфенона стоит храм Эрехтея (Эрехтейон), одно из превосходнейших зданий древних Афин и всей греческой архитектуры. Это собственно не один храм, а два, составляющее одно здание: храм Афины Полиады (Афины покровительницы города) и храм, называвшийся Пандрозием, в котором была гробница Эрехтея. По давнему преданию в этом здании находились: священное масличное дерево Афины, соляной источник Посейдона, и там была тайная пещера, в которой, жила священная змея, охранительница Акрополя. Там сохранялось и древнейшее изображение Афины, вырезанное из дерева, черное, похожее видом на мумию. Прежде тут был храм, построенный в первобытные времена. Новое здание, построенное на его месте, осталось во мнении афинян тем храмом, о котором говорили древнейшие и священнейшие их предания, и в нем продолжали совершаться обряды первобытных времен.

Эрехтейон

Эрехтейон (афинский Акрополь). Рисунок Э. Додвелла, 1821

Весь афинский Акрополь был наполнен статуями: в храмах, в колоннадах, на дворах, на улицах его – повсюду стояли изображения богов, героев и знаменитых людей. Все в нем блестело мрамором, бронзой, золотом. – Между храмом Эрехтея и Пропилеями стояла на высоком подножии колоссальная бронзовая статуя Афины Защитницы (Promachos). Возвращаясь на родину, афинский моряк еще с моря, между Афинами и Сунием, видел конец поднятого копья Афины Защитницы. Под Акрополем, в пещере, из которой вытекал ручей, было святилище Пана и Аполлона. Театр Диониса, развалины которого открыты прусскою ученою экспедициею 1861–1862 годов, стоял на юго‑восточном конце Акрополя, а на юго‑западном в позднейшие времена Ирод Аттический построил великолепный театр, Одеон, и назвал его Одеоном Региллы, в память о своей покойной жене.

Читайте также  Масло минерва греция

Афинский Акрополь

Афинский Акрополь в древности. Реконструкция

На праздник великих Панафиней торжественная процессия приносила Афине новую одежду, пеплос, украшенный шитыми узорами. В этом шествии участвовали все уважаемые люди, все красивые девушки древнего города Афин. Процессия шла из Дальнего Керамика через Ближний Керамик, потом по улице Гермов, вдоль северной стороны Акропольского холма к Илиссу, к Элевсинию, потом мимо Пифийского храма, мимо Пеласгика, восходила через Пропилеи к Парфенону, и позолоченные двери храма, звеня, растворялись перед нею.

Афинские гавани

На юго‑западе от Афин вдается далеко в море скалистый полуостров Акте; северо-западная сторона его и общая линия берега образуют большой залив, северо-восточная сторона замыкает собою менее обширную бухту, имеющую лишь узкий вход. Северо‑западный залив, у которого лежало местечко Пирей, имеет тоже узкий вход, так что эта гавань легко может быть защищаема от неприятельских флотов, а она просторна, могла вмещать все многочисленные корабли, привозившие товары для древнего города Афин. В юго‑восточном углу обширной торговой гавани есть бухта, Кантар; она была военною гаванью древних Афин; по берегу этой бухты были расположены верфи для постройки военных кораблей, арсеналы; таким образом, военный флот не мешал торговому движению в Пирейской гавани. На востоке от древних Афин была маленькая бухта Зеа; еще дальше на восток, у Мунихии, была под высоким берегом другая маленькая бухта; обе они были исключительно военными гаванями; в Зейской гавани было построено до 200 сараев для хранения кораблей; в Мунихийской, которая меньше Зейской, до 100 таких сараев (остатки их видны). Всю эта часть прибрежья древние афиняне во время персидских войн по предложению Фемистокла обвели укреплениями колоссального размера. Стена, сложенная из тесаного камня, огибала все эти три бухты древних Афин; начинаясь от Этионейского мыса, она доходила на северо‑востоке до Мунихии; длина её составляла полторы географические мили; в толщину она имела 11 футов, так что по ней могли ехать рядом две телеги с грузом. Камни были скреплены между собою не известью, а железными скобами. На каждых ста футах была башня. Входы в гавани были узки от природы; но поперек их были построены каменные плотины, чтобы сделать их еще более узкими, и их можно было запирать цепями. Особенно сильно был защищен плотинами вход в Пирейскую гавань. По окончании персидских войн были построены две «Длинные стены», соединявшие древний город Афины с Пиреем; они шли в расстоянии стадия (около 180 метров) одна от другой; эта дорога между афинских Длинных стен стала улицею, застроенной домами.

  • Назад
  • Вперёд
  • Вы здесь:  
  • Статьи по истории
  • Древний город Афины и его памятники

Афинский Акрополь: ТОП-5 «секретных» мест и храмов, неизвестных большинству туристов

Такие сооружения и храмы Афинского Акрополя, как Парфенон, Эрехтейон, Пропилеи известны каждому со школьной скамьи, и с ними чаще всего фотографируются туристы. Но есть на Акрополе руины и других чрезвычайно значимых для древних афинян строений, о которых неизвестно большинству путешественников. В этой статье мы расскажем о 5 таких храмах и сооружениях, а также их значении для древних греков.

Ранее Grekoblog уже посвящал Акрополю отдельную статью [ссылка], из которой Вы узнаете о времени работы комплекса, билетах и возможностях для бесплатного посещения. Рекомендуем ознакомиться с ней при планировании своего визита.

Также обязательно скачайте наше приложение с аудио гидом по Афинам для iPhone в Appstore или для Android в Google Play. При посещении города оно сэкономит Вам кучу денег на обзорной экскурсии и позволит увидеть самое главное в центре греческой столицы.

Святилище Зевса Полиея

Вершина холма украшена сложенными осколками мраморного фундамента и колонн с резными капителями.

На месте этих руин когда-то возвышалось святилище Зевса Полиея, которое считалось важнейшим на территории древнего Акрополя.

Этот храм возвели в середине V века до нашей эры в честь Зевса Полийского, который, наравне со своей дочерью Афиной, считался покровителем города. Участок для строительства выбрали неслучайно — самая высокая точка Афинского Акрополя была идеальным местом для поклонения верховному олимпийцу.

Храм Зевса Полиея на Афинском Акрополе

Храм Зевса Полиея на Афинском Акрополе

В святилище регулярно проводились ритуалы. При этом отдельное внимание уделяли жертвоприношениям быков. Согласно греческой мифологии, Зевс часто принимал облик этого животного, и афиняне стремились задобрить божество с помощью ритуального убийства быка.

Святилище Зевса Полиея состояло из двух огороженных участков, которые соединялись дверью. В южной части располагался бронзовый жертвенник, а чуть поодаль — алтарь. Здесь же находилась и небольшая «часовня», куда помещали пепел, оставшийся после жертвоприношений.

Гекатомпедон

Между Парфеноном и Эрехтейоном можно увидеть фундамент древнейшего храма Акрополя – Гекатомпедона. Дословно его название переводится как «стофутовый», что указывает на внушительные размеры постройки.

Первый храм, прославлявший Афину Палладу, появился на месте Микенского дворца в VI веке до нашей эры. Инициатором строительства выступил тиран Писистрат, который сделал Гекатомпедон главной святыней столицы.

Гекатомпедон - храм в честь богини Афины на Акрополе

Первый храм в честь богини Афины располагался между Парфеноном и Эрехтейоном

Мраморное здание украшали фронтонные фигуры, изображавшие богиню в борьбе с титанами. В святилище же возвышалась деревянная статуя Афины.

Гекатомпедон не пережил разграбления Афин персами — по приказу царя Ксеркса храм разграбили и сожгли.

При раскопках Афинского Акрополя археологи обнаружили скульптурные композиции святилища, изображавшие героев античных мифов: Геракла в сражении с Тритоном и аттического божества Тритопатора. Их краски не выцвели до наших дней и сейчас радуют посетителей Нового музея Акрополя.

Храм Ромы и Августа

Отдельного внимания среди всех сооружений Афинского Акрополя заслуживает храм Ромы и Августа, примечательный уже тем, что единственное римское святилище на священном холме.

Храм был сооружен в нехарактерном для Греции стиле и был жестом лояльности афинян римскому императору Октавиану Августу. Сооружение имело вид цилиндра, накрытого крышей конической формы и окруженного ионическими колоннами.

Афинский Акрополь: храм Ромы и Августа

Храм Ромы и Августа больше напоминал римское строение, чем греческое

Здесь отсутствовала целла со скульптурой божества, а посвятительная надпись гласила: «От людей богине Роме и Цезарю Августу».

Главный жрец святилища мог похвастать высоким положением в обществе: даже в театре за ним было закреплено отдельное место.

Бравронейон

Справа от Пропилей можно заметить остатки Бравронейона — строения П-образной формы, служившего святилищем Артемиды Бравронской, покровительницы беременных женщин, незамужних девушек и молодых матерей.

Архитектурное сооружение возвели в эпоху афинского тирана Писистрата, в VI веке до нашей эры. До наших дней здание не сохранилось.

Святилище Артемиды представляло собой четыре портика, у которых женщины оставляли щедрые подношения и молили покровительницу о семейном благополучии.

Новый музей Акрополя в Афинах

Многие находки со священного холма можно посмотреть в Музее Акрополя

Существует версия, что здесь располагался и храм с алтарём, но официальные подтверждения в ее пользу так и не были обнаружены.

От центрального портика отходило два крыла. В западном возвышался деревянный тотем Артемиды — ксоан. Его одевали в подаренную одежду из шёлка или шерсти.

Гораздо позже Пракситель создал каменную копию ксоана. Её голова ныне покоится в Музее Акрополя, а вот деревянный ксоан, к сожалению, не сохранился.

Халкотека

Здание Халкотеки использовалось для хранения оружия и жертвенной утвари. Сейчас на месте сооружения виднеются лишь небольшие блоки и устроенная в камне котловина.

Не осталось ни следа и от портика, который примыкал к зданию с северной стороны и служил для демонстрации военных трофеев и щитов.

О функциях этого строения узнали не сразу. Его предназначение удалось воссоздать из источника, датируемого IV веком до нашей эры, который содержал перечень предметов Халкотеки. Среди них были бронзовые жаровни, подносы, светильники и даже шлемы от статуй!

Парфенон на Афинском Акрополе

Далеко не все строения Акрополя сохранились также хорошо, как Парфенон

В документе было указано установить стелу перед входом в здание, выбив на ней список всех вещей Халкотеки. Греки основательно подошли к исполнению данного указа и возвели трёхколонную стелу, которая, к сожалению, не сохранилась.

Точная дата завершения строительства Халкотеки неизвестна. Согласно одной из версий, это произошло в V веке до нашей эры.

Однако некоторые историки утверждают, что здание появилось столетием позже и стало последним крупным дополнением к архитектурному ансамблю Афинского Акрополя.

Храм Парфенон Афинского акрополя

План, Храм Парфенон Афинского акрополя

В храме хронилась казна союзных полисов греческого полуострова.

  • Афинский акрополь
  • Пропилеи 437–432 до н.э. Мнесикл
  • Храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы) 427–421 до н.э Калликрат 421–415 и 409–406 до н.э. Алкамен — архитектор портика кариатид

Вид с запада, гравюра, Храм Парфенон Афинского акрополя Чертежи, Храм Парфенон Афинского акрополя Чертежи, Храм Парфенон Афинского акрополя Северо-западный угол, аксонометрический разрез, Храм Парфенон Афинского акрополя Продольный разрез, Храм Парфенон Афинского акрополя Фасад, Храм Парфенон Афинского акрополя Продольный разрез, Храм Парфенон Афинского акрополя Фронтон северного фасада, Храм Парфенон Афинского акрополя Деталь кладки, Храм Парфенон Афинского акрополя Водосток в виде головы льва, чертеж, Храм Парфенон Афинского акрополя Чертежи ордера, Храм Парфенон Афинского акрополя Чертежи ионического ордера Эрехтейона на Афинском акрополе, венчающий карниз Эрехтейона и Парфенона, Храм Парфенон Афинского акрополя Венчающие карнизы Парфенона и Эрейхтейона, Храм Парфенон Афинского акрополя Потолок, Храм Парфенон Афинского акрополя Связка периптальных колон и колон промахоса, Храм Парфенон Афинского акрополя План перекрытий, Храм Парфенон Афинского акрополя Антаблемент, Храм Парфенон Афинского акрополя Конструкция фриза, Храм Парфенон Афинского акрополя Потолочная плита, Храм Парфенон Афинского акрополя Блок акротерия, изометрия, Храм Парфенон Афинского акрополя Разрез, Храм Парфенон Афинского акрополя Декорирование архитрава, Храм Парфенон Афинского акрополя Капитель антов, Храм Парфенон Афинского акрополя Выкружка капители, Храм Парфенон Афинского акрополя Метоп битва с кентаврами, Храм Парфенон Афинского акрополя Барельеф с фриза, Храм Парфенон Афинского акрополя Дочери Кекропса, обломки фирза, Храм Парфенон Афинского акрополя

Архитектура Парфенона

  1. Антаблемент. Ордеры каменных храмов были заимствованы греками из древних деревянных строений. В их основе лежит простое соединение несущих частей (колонна с капителью) и несомых балок перекрытия — антаблемента. В эпоху классики (V-IV вв. до н.э.) ордерная система достигла совершенства.
  2. Архитрав. Каждая каменная балка архитрава (нижней части антаблемента) в центре на 6 сантиметров уже, чем по краям. Стесанная по кривой линии, издали они выглядит абсолютно ровной.
  3. Фриз. Внутри храма прямо под балками перистиля проходил резной мраморный фриз. На мраморных рельефах Парфенона изображены афинские всадники, мифологические персонажи, соревнования богов, героические сражения греков с амазонками, эпизоды осады Трои. Главная тема фриза — торжественное шествие в честь празднования Дня великих Панафиней, посвященное богине Афине. В 1801-1803 годах панели фриза были демонтированы. В верхней части фриза скульптурные изображения выполнены более рельефно. Этот прием смягчает впечатление резкого уменьшения фигур, возникающее при взгляде снизу.
  4. Дорический ордер. Парфенон окружают монументальные колонны дорического ордера. Ствол колонны по всей высоте прорезают вертикальные желобки — каннелюры. Они создают особую игру светотени и подчеркивают объем колонны.
  5. Угловая колонна. Угловые колонны толще других. Они ближе придвинуты к соседним и слегка наклонены к центру здания — иначе строение казалось бы разваливающимся. Остальные колонны тоже наклонены внутрь на 6 см относительно вертикальной оси.
  6. Ступени. Парфенон стоит на подиуме, изогнутая поверхностью которого повышает к центру. Так же изогнуты и ступени. Гармония Парфенона основана на сложных геометрических расчетах.
    Энтазис. Колонны Парфенона слегка выпуклы в средней части. Если бы они были прямыми, то издали казались бы вогнутыми. «Поправку» на оптическую иллюзию греки называли энтазисом.
  7. Статуя Афины. Статуя Афины, покровительницы города, были выполнены Фидием из золота и слоновой кости. Она стояла напротив восточного входа и освещалась лучами восходящего солнца. Высота статуи — 12,8 м.

Символическая трактовка структуры Парфенона

  • В Парфеноне максимальное количество колонн, воспринимаемое с одной точки, например от Пропилеи, составляет 24 (8 +17-1 угловая, общая для двух фасадов), что прямо соотносится с количеством часов, составляющих сутки.
  • Количество барабанов в колонне 12, что прямо соотносится с количеством месяцев в году.
  • Каждый триглиф состоит из трех выступающих частей, что соответствует принятому в Античной Греции членению месяца на три декады по десять дней. Общее количество триглифов-месяцев по всему периметру храма составляет 96, что соответствует широко распространенному в античности восьмилетнему календарному циклу. В триглифы как бы помещалось время, реальное время: набранный из декад и месяцев восьмилетний цикл.
  • В промежутках триглифами, в метопах помещалось время мифологическое — история борьбы греческого племени лапифов с кентаврами. За фризом дорическим, содержащим восьмилетний цикл, в глубине периптера на стене целлы, ближе к Афине, к главному божеству храма размещен рельефный фриз с изображением панафинейского шествия, совершавшегося раз в четыре года. За внешним общекалендарным восьмилетним циклом скрыт частный четырехлетний цикл времени, важнейший именно для храма Афины.
  • Под каждым триглифом находится доска с 6 капельками: 6 капелек над колонной и 6 капелек над интерколумнием. Можно предположить, что в каждый шаг колонн помещался год, состоящий из 12 капель-месяцев. Общее число капель по периметру храма: 96 досок по 6 капель составляло 48 лет — период, кратный восьмилетнему циклу, и возможно соотносилось со средней продолжительностью человеческой жизни того времени.
  • Под полкой карниза с досок-мутул также свисали каменные капельки: 6 рядов по три в каждом ряду. Если предположить, что каждая из них соответсвовала декаде, то получается шесть месяцев по три декады. В этом случае на каждый шаг колонн (две доски — 3×12 капелек) опять приходится год, состоящий из 12 месяцев по три декады в каждом. Латинское название этих капель — «регула» (от «regulo» — направлять, упорядочивать) указывает на преемственность традиции в понимании времени как всеобщего регулятора жизни.

Это далеко не полный анализ развития дорической традиции в Парфеноне, но уже он раскрывает этот храм как сложную, гармонично сбалансированную пространственно-веременную систему, содержащую как архаические, так и более поздние, современные для его строителей, представления о мироустройстве.

В Парфеноне человек, взойдя на ступени стилобата, попадал не только в сакральное пространство, но и в сакральное время, утвержденное ритмом колонн и потоком каннелюр, струящихся до самого пола.

Парфенон — эталон античного зодчества

На вершине скалы Афинского акрополя возвышается монументальный мраморный храм Парфенон, посвящённый Афине Парфенос (т.е. Деве) — покровительнице города. В этом памятнике знаменитый политический деятель Перикл воплотил идею торжествующей демократии и неувядаемой славы Афин.

Парфенон в Греции

Вид на Афинский акрополь и храм Парфенон

Парфенон был построен в 447 – 437 годах до н. э. на месте более раннего храма, который воздвигли в ознаменование победы над персами в Марафонской битве. На строительство Парфенона Перикл потратил 450 серебряных талантов, «позаимствованных» из средств, собранных на военные цели.

Чтобы понять насколько огромной была израсходованная сумма, можно воспользоваться следующим сравнением: постройка одной триеры (боевого корабля) обходилась в 1 талант, то есть на 450 талантов Афины могли бы построить флот, состоящий из 450 кораблей. Когда народ обвинил Перикла в расточительстве, он ответил: «Этим храмом наши потомки будут гордиться веками!

Парфенон в Греции

Храм в ночной иллюминации

Если вам важнее деньги, то издержки я спишу не на ваш счет, а на мой, и на всех зданиях я увековечу своё имя». После этих слов, народ, не пожелавший уступать всю славу Периклу, закричал, чтобы строительные расходы он относил на общественный счёт. Руководителем работ был назначен скульптур Фидий; он же высек своими руками большую часть украшений Парфенона. Освящение храма состоялось в 438 году до н. э. во время празднества Панафинеи, устраиваемого в честь богини Афины. В византийский период, ознаменовавшейся торжеством христианства, Парфенон был превращён в Храм Святой Марии, а статуя Афины была вывезена в Константинополь.

Парфенон в Греции

Вид на храм с запада

В 1460-х годах, когда турки захватили Афины, Парфенон переделали в мечеть. Но самому большому разрушению храм подвергся в 1687 году, во время войны венецианцев с турками, когда раскалённое пушечное ядро, влетевшее через крышу, произвело огромный взрыв.

В XIX веке английский дипломат Т. Элджин, получив разрешение султана Османской империи, вывез из Парфенона в Англию непревзойдённую коллекцию скульптур, которая и по сей день хранится в Британском музее.

Парфенон в Греции

Вид на храм с юго-востока

Парфенон — великолепный образец дорического стиля

Парфенон представляет собой классический древнегреческий храм — прямоугольное здание, обрамлённое колоннадой. Согласно стандартам древнегреческой архитектуры, число колонн бокового фасада на 1 единицу больше удвоенного числа колонн на торцевой стороне здания (применительно к Парфенону – 8 и 17). Древние зодчие придали массивному храму изящность, разработав систему оптической корректировки. На расстоянии прямые линии воспринимаются как слегка вогнутые, и чтобы устранить этот «дефект» архитекторы сделали среднюю часть колонн слегка утолщенной, а угловые колонны немного наклонили к центру, тем самым добившись видимости прямизны.

Парфенон в Греции

Южный фасад храма

Скульптуры Парфенона — мифы в камне

Дорический фриз фасада был украшен барельефами, изображающими сцены единоборств: битва лапифов и кентавров — с восточной стороны, греков и амазонок — с южной, богов и гигантов — на севере, и участников Троянской войны — на западе. Скульптурная композиция на восточном фронтоне посвящена мифу о рождении Афины. Как и положено богиням, Афина появилась на свет необычным образом, а именно — из головы Зевса. Легенда гласит: Зевс проглотил беременную жену, чтобы предотвратить рождение сына, который бы свергнул его с трона. Вскоре бог-громовержец почувствовал сильную боль, и тогда кузнец Гефест ударил его по голове, и оттуда выпрыгнула Афина.

Парфенон в Греции

Восточный фасад храма

На западном фронтоне в камне увековечен спор Афины и Посейдона за обладание Аттикой, когда подаренное Афиной масличное дерево было признано более ценным даром, чем источник морской воды, высеченный в скале трезубцем Посейдона. По периметру внешних стена храма на высоте 11 метров от пола непрерывной лентой тянулся ещё один фриз, ионический. Его рельефы иллюстрируют сцены из традиционной церемонии празднования «Дня рождения богини Афины» — Панафинеи. Здесь изображены всадники, колесницы, музыканты, люди с жертвенными животными и дарами и др. На восточном торце представлено окончание процессии: жрец принимает от афинянки пеплос — новое одеяние, сотканное для Афины. В древности в Парфеноне размещалась сокровищница, где хранилась казна Афинского морского союза.

Парфенон в Греции

Фрагмент восточного фасада храма

А в центре храма стояла 13-метровая статуя Афины Парфенос, выполненная из золота и слоновой кости. Увы, оригинал статуи не уцелел до наших дней. В музеях мира можно увидеть лишь копии шедевра Фидия, воссозданные по описаниям.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector