Храм афины в пестуме

Храм афины в пестуме

Архитектура Древней Греции

Архитектура Древней Греции. Период архаики. VII — VI вв. до н. э.

Архитектурные сооружения Древней Греции эпохи архаики. Древнегреческие храмы дорического (дорийского) ордера эпохи архаики: Храм Геры в Олимпии (VII в. до н. э.) – начальная фаза эллинистического зодчества. Храм Аполлона в Ферме. Храм Аполлона на острове Ортигии, около Сиракуз. Храм Аполлона в Коринфе (VI в. до н. э). Селинунтский храм — С (сооружен между 580 и 570 гг. до н. э.). Селинунтский храм — D (около 560 г. до н. э.). Энестиальный храм в Посейдонии (Пестуме), обычно именуемый Базиликой (вторая четвертьVI в. до н. э.). Гексастильный храм в Посейдонии (Храм Цереры — после 540 г. до н. э.). Скульптура эпохи архаики. Полимед. Поликлет из Аргоса. Статуя Аполлона Тенейского. Гекатомпедон — периптер конца VI в. до н. э., построен на афинском Акрополе в честь богини Афины. Постройки, исполненные в ионическом (ионийском) ордере: храм Геры на острове Самосее. Диптер Артемиды в Эфесе. Храм Аполлона в Дидимейоне (около Милета, конецVII в. до н. э., —VI в. до н. э. ). Сокровищница массилийцев в Дельфах. Памятники эолийской северо-западной части Малой Азии: храм в Неандрии (VII в. до н. э.). Храм в Ассосе (VI в. до н. э).

Архитектура Древней Греции. Эпоха классики. V — IV вв. до н.э.

Архитектурные сооружения Древней Греции эпохи классики. Дорический (дорийский) ордер: Сокровищница афинян в Дельфах. Храм Афины (Афайи) на острове Эгина (первая половина V в. до н. э.). Храм Зевса в Акраганте (после 480 г. до н.э.). Храм Зевса в Олимпии (468 — 456 гг. до н.э), архитектор Либбон. Храм Посейдона в Посейдонии (Пестуме). Храм Афины Девы на афинском Акрополе (Парфенон) 447— 434 гг. до н.э. архитектор Иктин, прораб — Калликрат. Храм Гефеста в Афинах (Тесейон). Пропилеи Акрополя, архитектор Мнесикл (в 437— 432 гг. до н.э. ). Ионический (ионийский) ордер: Памятник нереид в Ксанфе. Храм Ники Аптерос. Храм Афины Ален в Тегее, архитектор Скопас с Пароса. Храм Асклепия в Эпидавре, архитектор Феодот. Фимела (или Фолос) в Эпидавре, архитектор Поликтет Младший. Новый храм Артемиды в Эфесе, архитектор Хейрократ. Мавсолей в Галикарнасе. Филиппейон в Олимпии. Памятник Лисикрата. Смешанный ордер: Храм Аполлона Эпикурия в Бассах (в Фигалии), архитектор Иктин. Статуя Афины Девы, Фидий. Эрехфейон – святилище Посейдона-Эрехфея (примерно в 420 — 407 гг. до н.э.). План афинской гавани Пирея, архитектор Гипподам из Милета. Эпидаврский театр. Перестройка афинского театра Диониса. Ферсилейон в Мегалополисе.

Архитектура Древней Греции. Эпоха эллинизма — конец IV — I вв. до н.э.

Архитектурные сооружения Древней Греции и греческих колоний эпохи эллинизма. Проект Статикрата по превращению горы Афон в статую Александра Великого. Александрия в эллинистическую эпоху. Родосский архитектор Дейнократ – строитель Александрии. Гавань Александрии. Александрийский маяк, архитектор Сострат из Книда. Храм Афины Полиады в Приене. Храм Аполлона в Дидимах (Дидимейон), архитекторы Пэоний из Эфеса и Дафнис из Милета. Театр в Милете – самый большой театр Малой Азии. Алтарь Зевса в Пергаме. Портик Быков на острове Делосе. Дорийский храм Кабиров на острове Самофраке. Храм Зевса Олимпийского в Афинах (Олимпейон), руководитель проекта — архитектор Коссутий. Стой Евмена и Аттала II. Горологий (Башня Ветров), архитектор Андроник из Кирроса. Монументальные склепы в Паптикапее (ныне Керчь).

Конструктивные приёмы в архитектуре Древней Греции

Конструктивные приёмы в архитектуре Древней Греции: Глиняные сооружения. Каменные сооружения: Система кладки стен. Плоские перемычки (архитравы). Детали конструктивных приёмов. Добывание камня. Обработка постелей и швов. Переноска камней. Укладка камней в стенах. Инкрустации. Связывание камней искусственным способом. Конструкция крыши и кровли: Стропила. Потолки, столярные работы. Кровля. Последовательный ход строительных работ. Как погибали памятники греческой архитектуры. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L’Architecture

Гекатомпедон на Афинском акрополе — поиск новых менее грузных пропорциональных соотношений как показатель смены эстетической программы.

Храм Афины (Деметры) в Пестуме: классическое сочетание колонн в портике и боковой стороне; колонны более стройных, чем в предыдущий период, пропорций; применение в пронаосе ионических колонн, удлинение угловой метопы.

Храм Аполлона в Коринфе: определённая уравновешенность в пропорциональных соотношениях колоннады и антаблемента, определённая собранность и компактность плана, сохранение относительной тяжеловесности фронтона, использование мраморной черепицы, компенсирование отсутствия энтазиса большим количеством каннелюр. Храм Аполлона в Коринфе как пример двуцеллового храма.

Храм Аполлона в Дельфах: величавое благородство пропорций, большая свобода в постановке колонн, увеличение углового интерколумния, применение выпуклой линии стилобата, пластическая выразительность форм, начало сложения программы гармонического равновесия между несомыми и несущими элементами конструкции.

Ансамбль Дельфийского святилища как один из первых архитектурных ансамблей в греческой архитектуры: специфика архитектурно-планировочного решения.

Развитие ионийского ордера в храмах малоазийской Греции. Малая сохранность памятников и специфика формирования и эволюции храмового образа.

Храм Геры на о-ве Самос – основные этапы строительства. Герайон III (арх. Ройк и Феодор) как образец зрелого малоазийского варианта ионического ордера: многоколонный пронаос, применение двойного ряда колонн по боковым фасадам и тройного ряда – по торцовым, пластическая пышность в оформлении деталей.

Храм Артемиды в Эфесе: небывалая грандиозность размеров храма, расчленение на два нефа пронаоса и наоса, выделение входа тройным рядом колонн и использование более широкого интерколумния в колонах, обрамляющих вход как тенденция к подчёркиванию фасада, применение скульптурного барабана в колонне.

Памятники: храм Геры в Олимпии, храм Аполлона в Фермосе, храм Афины Пронайи в Дельфах,храм Артемиды на Корфу, храм Аполлона в Сиракузах, храм “С” в Селенунте, храм Геры I (Базилика) в Пестуме, храм Афины (Деметры) в Пестуме, Гекатомпедон на Афинском акрополе, храм Аполлона в Коринфе, храм Аполлона в Дельфах, ансамбль Дельфийского святилища, храм Геры на о-ве Самос, храм Артемиды в Эфесе, храм Аполлона в Дидимах.

Скульптура. Более сложный эволюционный путь, по сравнению с ближневосточной скульптурой. Образ человека как центральная тема греческой пластики. Специфика формально-содержательной структуры в показе мужских и женских образов (куросы и коры). Эволюция пластики архаики по пути освоения пространства за счёт освобождения от приоритета фронтальности, по пути отказа от схематичности в передаче тела к пластическому соотнесению всех его частей, переданных в объёме. Определённая бессюжетность архаической пластики. Проблема архаической улыбки. Роль цвета в скульптуре архаики. Аттическое и ионийское направления в скульптуре и их отличительные особенности (дорика — интерес к передаче объема и структуры тела, ионика — интерес к живописно-декоративным композициям и к мягким, округлым поверхностям). Проблемы статуарной пластики в эпоху архаики. Основные материалы, применяемые в пластике архаики.

Ранняя архаика (ок. 650 – 580 г. до н.э.).

Сохранение традиций геометрической пластики статуэтках нач. VII в. до н.э. («Аполлон, дар Мантикла»).

Критская (или дедалическая) школа. Постепенный шаг к гармоническому равновесию в передаче элементов пластической формы при сохранении фронтальности, монументальности пропорций, плоскостности и условности в передаче черт лица, мускулатуры.

«Дама из Оксерра»: крайняя условность в передаче одежды, принципиальная двухмерность образа, маскообразность лица, применение принципа центральной симметрии, условность гипертрофированного жеста, приоритет плоскостного решения; выделение основных зон телесной конструкции.

Спартанская школа. Голова Геры из Герайона в Олимпии как пример спартанской (лаконской) школы: рельефообразная, плоскостная трактовка головы, отсутствие моделировки черт лица и удлинённость его пропорций. Дискуссия о разработке проблем передачи движения в скульптуре в рамках спартанской школы. Статуэтки «Бегун» и «Бегунья» как пример использования силуэтной плоскостной схемы движения.

Т. наз. Ника Архерма: сходство с пластической программой спартанской школы, использование «схемы коленопреклонённого бега», плоскостное, орнаментальное решение отдельных частей тела.

Аргосская школа. Разработка темы обнажённой мужской фигуры. Интерес к тектонике в передаче конструкции человеческого тела, к трактовке формы обобщёнными массами. Скульптурная группа «Клеобис и Битон» скульптора Полимеда Аргосского: крайне условная передача шага, создающая эффект абсолютной неподвижности; использование пропорций коренастого широкоплечего тела; проявление интереса к строению человеческого тела, к его важным сочленениям при обобщённой, суммарной трактовке мускулатуры; попытка овладеть объёмом тела при отсутствии органического единства между фасной и профильной проекциями.

Сикионская школа. Проявление интереса к одежде как элементу, подчёркивающему структуру тела, специфический идеал телесной конструкции (высокие, сухопарые тела с тонкими костями и узкими бёдрами), чёткая прорисовка черт лица и волос.

Аполлон Тенейский (считается произведением коринфского мастера): использование сикионских пропорций, мягкая трактовка деталей тела при сохранении условности в передаче движения. Аполлон Тенейский как пример куросов типа Воломандра.

Ионийские школы: высокая качество обработки материала (первыми начали использовать мрамор), большая склонность к решению декоративных задач в скульптуре, одетая женская фигура как излюбленная тема. Скульптурный ансамбль Дидимейона: приземистые пропорции, сильное влияние стилистики ближневосточного искусства, отсутствие резких границ между отдельными частями тела, мягкий, текучий ритм контура.

Статуя Геры Самосской: интерес к передаче разнофактурности материала, богатая проработка поверхности материала, применение закруглённой (колоноподобной) формы тулова, приоритет декоративного решения.

Аттическая школа. Курос II с мыса Сунион как пример аттической концепции мужского обнажённого тела: упрощённый силуэт, монументальная трактовка тела широкими, обобщающими плоскостями; орнаментальная точность в рисунке деталей лица и волос; постановка оси статуи наискось по отношению к передней плоскости.

Т. наз. Кора с гранатом из Аттики как пример аттической концепции женского образа: прочная статика позы, своеобразие пластического решения одежды, отсутствие дробности декора.

Новое понимание статуарного образа во второй половине VI до н.э.: выразительность силуэта, архитектоника формы, пластическая разработка одежды и мускулатуры. «Мосхофор» — своеобразие художественно-образной программы.

Постепенная эволюция пластического образа по пути выявления пропорций человеческого тела, интереса к объему в период зрелой архаики (580-530 гг. до н.э.). Приобретение аттической школой главенствующего значения в греческой пластике во второй половине VI в. до н.э.

Курос из Анависоса (надгробие Кройса) как пример куросов типа Анависос-Птоон: большая правильность и достоверность в передаче пропорций, исчезновение условного и орнаментального показа мускулатуры, использование приёмов хиазма, уникальный союз орнаментальной декоративности и стремления к реальному подобию при показе черт лица и причёски.

Поздняя архаика (530 – 500/480 гг. до н.э.) Коры с афинского акрополя. «Кора в пеплосе» как пример работы аттического мастера: лаконизм и сдержанность пластического решения одежды и раскраски; при сохранении определённой плоскосткости — больший интерес к передаче телесной конструкции и пропорциональной взаимосвязи отдельных частей тела друг с другом.

Ионическая традиция на примере т. наз. Коры № 670: преувеличенно удлинённые пропорции, изысканность жеста, большая детализация и орнаментальная выразительность складок, нарядная изысканность полихромного решения.

Изменение в последней трети VI в. до н.э. концепции пластической формы в женском облике под влиянием стилистики ионийских мастеров: стремление передать удлинённые и стройные пропорции женского тела; лица удлинённой овальной формы; применение лёгких, волнообразных линий при передаче одежды; новые пластические взаимоотношения между телом и одеждой, утончённая обработка мрамора и изменение принципа полихромии.

Различия в трактовке ионической традиции на примере коры мастера Антенора, и т. наз. Задумчивой коры.

Курос из Пирея как пример позднеархаического куроса: активная роль жеста, утрата приоритетности фронтальной точки зрения, попытка передать положение тела в пространстве при сохранении условности в передаче объёма.

Специфика развития круглой пластики в Беотии.

Скульптурное надгробие — особенности художественно-образной программы. Аттические и ионические надгробия. Взаимосвязь надгробного рельефа с архитектурными деталями и применение раскраски.

Проблемы генезиса и эволюции скульптурного оформления храмов (фронтонов, метоп и фризов). Взаимосвязь скульптурных композиций с конструкцией здания. Путь от статичных композиций с условно преданной пластикой и сложносочиненной образной программой к пластической передаче конкретного мифологического сюжета.

Храм А в Принии как пример применения критских и ближневосточных традиций в древнейшей храмовой декорации древнегреческого храма.

Фронтонная композиция храма “С” в Селинунте (ок. 580 г. до н.э.) — специфика использования знака-горгонейона.

Западный фронтон храма Артемиды на о-ве Корфу (580 г. до н.э.) – переходный характер становления монументальной многофигурной композиции, идея фронтонной композиции как образа универсума. Введение дополнительных персонажей, применение сюжетных сцен. Особенности композиционных решений: центробежная композиция, жёсткая симметрия в показе персонажей центральной группы, отсутствие повествовательной связи между группами персонажей. Незначительная глубина фронтона, плоскостность и декоративность фигур.

Фронтоны Гекатомпедона на Афинском акрополе (550-540 гг. до н.э.): сложение связной структуры «текста» как внутри фронтонных композиций, так и между фронтонами; введение центростремительной композиции при сохранении строго симметричного центрального сюжета; большая пластическая выразительность фигур; увеличение глубины фронтонной коробки; проявление интереса к пластически контрастным мотивам; сохранение яркой декоративной раскраски.

Фронтон старого Парфенона (ок. 520 г. до н.э.): использование круглой скульптуры при сохранении плоскостной моделировки отдельных фигур и их элементов; динамичная композиция и стремление к повествовательности в пластических решениях, к передаче конкретности действия.

Метопы сокровищницы в святилище Геры близ Пестума и храма “малых метоп” в Селинунте как первые попытки органического решения синтеза архитектуры и скульптуры.

Метопы храма “С” в Селинунте: пластическая ценность образа (применение горельефа) и его взаимодействие с архитектурой; специфика композиционных приёмов.

Метопы сокровищницы и храма Геры на р. Села: попытка выстроить композиционную взаимосвязь всей серии метоп, интерес к сложно разработанному движению, к пластической проработке деталей, специфика взаимоотношения фигур и поля метоп.

Фриз сокровищницы сифносцев в Дельфах (ок. 525 г. до н.э.) как итог художественных поисков в области скульптурного оформления храма в эпоху архаики. Основные сюжеты: «Гигантомахия», «Суд Париса», «Похищение Левкиппид», «Спор о треножнике», троянский цикл. Связь скульптурного образа с архитектурной средой. Начало подлинной нарративности в непрерывном ионическом фризе. Композиционные и пластические приёмы, используемые при построении северного фриза: сочетание объёма фигур с декоративной трактовкой деталей, жёсткая напряжённость в передаче движений, своеобразие в трактовке пространственных планов.

Памятники: «Аполлон, дар Мантикла»,“Дама из Оксерра”, голова Геры из Герайона в Олимпии, «Гермес Криофор», голова, найденная у Дипилонских ворот, курос с мыса Сунион, т. наз. Кора с гранатом из Аттики, статуэтки «Бегун» и «Бегунья»,ансамбль Дидимейона, статуя Артемиды Делосской,Гера с о-ва Самоса, богиня с зайцем с о-ва Самоса, Аполлон Тенейский, скульптура фасада храма А в Принии,рельеф с изображением умерших из Спарты, Клеобис и Битон, Ника Архерма, коры с Афинского Акрополя (Кора в пеплосе, кора мастера Антенора , т. наз. Кора № 670, “Задумчивая кора”), надгробие Кройса из Анависа, Аполлон из Пирея, т. наз. Голова Сабурова, стела Аристиона, Мосхофор, западный фронтон храма Артемиды на Корфу, фронтоны храма Гекатомпедон в Афинах, деталь фронтонной композиции старого Парфенона, метопы храма “С” и храма «малых метоп» в Селинунте, метопы сокровищницы в святилище Геры близ Пестума,метопы сокровищницы и храма Геры на р. Села,фриз сокровищницы сифносцев в Дельфах.

Вазопись и живопись. Расширение сферы используемых сюжетов и применение разнообразных форм сосудов как черта архаической вазописи. Вазопись как средство получения информации о развитии живописи. Греческая вазопись: путь от сложных, изложенных в регистрах мифологических сценариев к показу элементов героического эпоса (при уплотнении программной схемы до 1-2 сюжетов) и передаче натуроподобных образов с конкретной пластикой. Основные типы сосудов, взаимосвязь функции сосудов с системой росписи.

Протоаттический лутрофор из Луврского собрания как пример переходного (от геометрического стиля к ориентализурующему) памятника.

Ориентализирующий стиль и его характерные черты: обогащение программы росписей; использование приёма процарапывания внутреннего рисунка по тёмному фону глазури; декоративное богатство цветовой гаммы; приоритет фигуративных изображений над абстрактным орнаментом; своеобразие взаимоотношений элементов росписи с фоном; условность в передаче объёма.

Храм афины в пестуме

Керамика. До наших дней сохранилось мало памятников искусства гомеровского периода, т.к. основными материалами были дерево и необожженный кирпич, монументальная скульптура тоже была деревянной. Самые яркие памятники искусства, дошедшие до нас, это вазы, терракотовые и бронзовые статуэтки. В вазовой росписи преобладал геометрический стиль, опиравшийся на строгие линии и повторение основных форм: квадратов, кругов, треугольников. Лучшими образцами геометрического стиля стали дипилонские вазы, обнаруженные в афинском некрополе. Эти сосуды высотой 1,2 – 1,5 метра ставили на могилы. В их стенках делали отверстия для жертвенных возлияний умершим. Поверхность разделена на декоративные пояса-фризы, в которых отвлеченная геометрическая роспись обогащается включением изображений кораблей, животных, фигурок людей. Считается, что на дипилонских вазах представлены персонажи и сцены гомеровских поэм.

Вазопись играет большую роль в греческой культуре, в ней можно более свободно показать сцены из жизни, мифологические образы, выразить свое отношение к происходящим событиям.

Крупными центрами производства ваз были Коринф и Афины. Стиль вазописи VII в . до н.э. называют ковровым из-за обилия орнаментальных и растительных (нередко близких к восточным) мотивов. Подчиняясь орнаментальному рисунку, фигуры людей становятся частью декора. Коринфские мастера применяли в росписях черный лак, белую краску, коричнево-лиловый пурпур, наложенные на терракотовый (желто-оранжевый) тон.

В VI в. до н.э. первенство в вазописи переходит от коринфян к афинянам. Это эпоха расцвета чернофигурного стиля. Рисунок наносился на красно-бурую глину темной краской, а позднее – блестящим черным лаком, детали процарапывались по поверхности. Шедеврами аттической школы являются чернофигурные кратер вазописца Клития (« Шествие богов на свадьбе родителей Ахилла») и амфора ЭкзекияАхилл и Аякс, играющие в кости»). Во второй половине VI в. до н.э. чернофигурная техника сменяется краснофигурной: основной узор сохранял естественный терракотовый цвет, а фон заливался черным лаком. Светлая фигура на темном фоне смотрелась лучше, мастера тонкими линиями обозначали на ней глаза, мускулатуру, складки одежды и т.д. Известным мастером краснофигурного стиля был АндокидГеракл и Афина на Олимпе»), который для пущей выразительности мог использовать в росписи одного сосуда чернофигурный и краснофигурный стили ( например в килике с глазами-оберегами).

Формы сосудов различны, как и их функции. В пифосах и амфорах хранили масло, зерно, вино, в гидриях – воду, в кратерах смешивали вино и воду, из киликов пили эту смесь, лекифы ставили на могилы и т.д. Керамика сопровождала человека на всем его жизненном пути.

В V в. до н.э. в Греции работали художники-монументалисты, расписывавшие фресками стены домов – Микон из Афин и Полигнот из Фасеса . Однако образцов греческой настенной живописи сохранилось немного. Полигнот стремился выявить в людях лучшее и особенно охотно изображал женщин с искусными прическами и полупрозрачными драпировками. Он создает такие работы, как « Разграбление Трои» в пестром портике, « Одиссей и Навсикая » для Пинакотеки в Пропилеях, «Похищение дочерей Левкиппа » в Анакейоне (храм Диоскуров ).

Мастер Агафарх из Самоса был первым художником, использовавшим в своем творчестве перспективу. Он оставил после себя записки по «украшению сцены» – сценографии. Аполлодор из Афин прославился как тенеписец , мастер передачи игры света и тени. Во второй половине V века были популярны художники Зевксис и Паррасий , преуспевшие в искусстве создания иллюзии подлинности.

В греческой вазописи V в. до н.э. сменили друг друга несколько стилей: прекрасный – переходный от строгого к свободному ( вазописцы подражали работам Микона и Полигнота , особенно в белых лекифах ); свободный (известна краснофигурная амфора, расписанная Полигнотом , изображающая богиню зари Эос); в конце V в. до н.э. роскошный с многофигурной, сложной цветовой гаммой (гидрия «Похищение Гипподамии » мастера Мидия).

В конце V века до н.э. в вазопись проникает стремление заменить живописное изображение рельефным – это промежуточное звено между обычной и фигурной вазой. Известен фигурный флакон из Фанагории в виде сфинкса. Поверхность сосуда ярко раскрашена.

Архитектура. В эпоху архаики возникла ордерная система, т.е. строгая система рациональных соотношений между несомыми и несущими частями здания в балочно-стоечной системе. Выявились художественные особенности дорического и ионического ордеров.

Дорический ордер распространен в южной Греции, его отличает тяжеловесность и массивность колонн, простая и строгая капитель, стремление к монументальности, мужественности, совершенству пропорций. Этот ордер прекрасно выявляет греческое чувство ритма. Его горизонтальные и вертикальные линии плавно вписывают здания в окружающий пейзаж, что создает ощущение громады, которая величественно отделяется от земли. Типичными образцами дорических построек были храмы Аполлона в Коринфе и Посейдона в Пестуме .

Почти одновременно появился ионический ордер, распространенный на малоазиатском побережье и ближайших к нему островах. От дорического отличается легкостью построек и усложненностью декоративных элементов. Ионическая капитель имела по обеим сторонам спиральные завитки, или волюты, похожие на рога барана. Каждая колонна покоилась на базе. Большая часть ионических храмов была уничтожена и известна по произведениям литературы. Яркий пример ионического стиля – храм Артемиды в Эфесе (одно из чудес света), храм Геры на о .С амос , храм Аполлона в Дидимах . Одним из первых сооружений, сочетающих колонны дорического и ионического ордеров, был храм Афины в Пестуме .

Читайте также  Тесалоника в греции

Немного позднее, в V в. до н.э., в Греции появляется пышный, зрелищный коринфский ордер. Он отличался сложной капителью, украшенной листьями аканта и похожей на большую цветочную корзину.

Особенностью архаических храмов была богатая полихромная роспись. Древняя Греция была родиной мраморных сооружений, блиставших разноцветием красок на фоне солнца, неба и моря. В эпоху архаики происходит слияние архитектуры и скульптуры: храмы снаружи украшаются рельефами, внутри ставится скульптура божества, которому посвящен храм.

В классический период в архитектуре окончательно оформляется классический тип периптерального храма. Наибольшего размаха монументальное строительство достигло в Афинах. В годы правления Перикла был реконструирован Афинский акрополь. Руководителем работ был назначен скульптор Фидий, в строительстве принимали участие выдающиеся зодчие того времени – Иктин , Калликрат , Мнесикл и др.

На месте простого архаического въезда в Акрополь воздвигли монументальные ворота – Пропилеи из пентеликского мрамора с вкраплениями черного известняка. Здание состояло из большого трехнефного зала с пятью входами. В Пропилеях тяжесть старого дорического ордера соединилась со стройностью и утонченностью ионического. В северном крыле находилось большое прямоугольное помещение, служившее картинной галереей (Пинакотека), стены которого были расписаны Полигнотом и другими художниками.

У Южного крыла справа от Пропилей расположено маленькое святилище Афины –Н ике Аптерос (Бескрылой). Оно не имеет боковых колоннад, а лишь по 4 ионических опоры с одной и другой стороны. Снаружи украшено фризом из пентеликского мрамора.

В 40 метрах к востоку от Пропилей возвышалась монументальная бронзовая Афина, созданная Фидием в ознаменование победы афинян при Марафоне. Скульптура Афины Промахос («Победительница в битвах»), по сообщению историка Павсания , была так велика, что моряки видели гребень на шлеме богини и острие копья, когда их суда проходили мимо мыса Сунион (60 км от Афин).

В 48 метрах от Афины Промахос , на священном месте, где семью веками ранее стоял дворец правителя микенских Афин, был возведен изящный храм Эрехтейон , посвященный Афине, Посейдону и Эрехтею . Храм расположен на разных уровнях и каждый из его фасадов не похож на другой. Эрехтейон задумывался как замена святилища Афины Полиады («Покровительница города»). По преданию квадратные проемы в потолке и в полу северного портика оставил трезубец Посейдона. В храме был источник соленой воды (дар Посейдона), вода стекала под пол, образуя так называемое Эрехтеево море. В южном портике крышу вместо колонн поддерживали шесть мраморных дев-кариатид. Все кариатиды смотрят на юг, на храм Афины Парфенос .

Парфенон – центр архитектурного ансамбля – был задуман архитектором Иктином и построен при содействии зодчего Калликрата в дорическом стиле. Восемь колонн впереди и позади здания, вместо привычных шести, придавали ему невиданный размах и великолепие. Колонны чуть наклонены внутрь, а верхняя часть здания слегка выгнута. Это искривление горизонтальных линий всего внешнего облика храма было призвано смягчить для восприятия строгость и геометрическую точность дорического ордера.

Рельефы храма выполнены под общим руководством Фидия. Сцены на метопах повествуют о торжестве разумного порядка над неразумным произволом (битва между лапифами и кентаврами, битва богов с титанами, битва греков с амазонками, сцены троянской войны). Вдоль фриза тянется рельеф, изображающий всенародное шествие во время праздника Великих Панафиней . На восточном фронтоне изображается рождение Афины в присутствии других богов, а на западном – спор Афины и Посейдона из-за владычества над Афинами и их землями.

Внутри Парфенона в восточном зале располагалась скульптура Афины Парфенос («Дева») работы Фидия. Она была высотой 11,9 метра и выполнена в хризоэлефантинной технике – из золота, слоновой кости и дерева. По сообщению историка Павсания , она была облачена в одеяния с тяжелыми складками, вооружена, вокруг ее плеч летала чудодейственная козлиная шкура эгида. Голову венчал шлем с тремя гребнями, один в виде сфинкса, другие в виде крылатых коней. Левая рука, державшая вертикально расположенное копье, опиралась на край щита, внутри которого свернулась змея. На щите выгравирован рельеф, изображающий (как и на метопах храма) битву греков и амазонок.

Фидий явил миру новый образ Афины – воительницы и богини мудрости, истинной покровительницы находящегося на вершине славы и могущества афинского полиса.

Изменения в греческом обществе на рубеже V – IV вв. до н.э., связанные с кризисом полисной системы и утратой патриотизма, не могли не оказаться на архитектуре. Основным типом общественных зданий продолжали оставаться храмы, однако значительно увеличилось количество светских сооружений – театров, булевтериев (помещений для заседаний советов – буле), гимнасиев , палестр. В постройках IV в. до н.э. заметен распад цельного архитектурного образа.

Один из величественных ансамблей IV в. до н.э. – святилище бога Асклепия в Эпидавре , выполненное Поликлетом Младшим из пентеликского и паросского мрамора. В ансамбль святилища входили, кроме храма, театр и здание для музыкальных вечеров – фимела .

В архитектуре поздней классики появляются новые формы, совмещающие в себе детали греческого ордера с элементами архитектуры Востока. Так, усыпальница царя Мавсола в г .Г аликарнасе напоминает египетские пирамиды. Высокий фундамент или подий Мавзолея большими ступенями трижды сужался вверх, далее шла колоннада (36 ионических колонн), возможно, двойной ряд колонн. Крыша тоже была пирамидой или ступенчатым конусом, на вершине которого стояла мраморная колесница, запряженная четверкой лошадей. Галикарнасский Мавзолей считался одним из семи чудес света. Он был разрушен землетрясением в средние века, остатки использованы рыцарями – иоаннитами в качестве строительного материала.

В IV в. до н.э. в г. Эфесе был восстановлен храм Артемиды. Это был пышный, гигантский классический диптер: храм с двойным рядом ионических колонн. В III в. н.э. храм был разграблен, его остатки выведены в Византию.

В эллинистическую эпоху также велось активное строительство. Сам Александр Македонский основал, по преданию, 70 городов, названных в его честь Александриями . Новые эллинистические города опоясывались массивными стенами, в пределах которых располагались улицы. Города были разделены на правильные прямоугольные кварталы.

Крупнейшим эллинистическим центром культуры была Александрия, построенная архитектором Дейнократом в устье Нила. В Александрийской архитектуре использовались арки и своды. Чудом света является фаросский маяк, подробно описанный древними авторами. Он состоял из трех сужавшихся башен, имел связь с городским водопроводом, подъемник – лифт, систему зеркал, усиливавших свет. Маяк был высотой 150 м. Это сооружение было построено Состратом из Книда .

Крупнейшим городом эллинистической Малой Азии был Пергам. До сих пор сохранились величественные руины Пергамского Акрополя. Значительным сооружением, воздвигнутым в честь победы над галлами, стал алтарь Зевса. В центре огромной П-образной в плане постройки на большом возвышении помещался жертвенник. По преданию, на нем можно было совершить гекатомбу – жертвоприношение ста быков; специалисты по Библии соотнесли его с троном Сатаны, упомянутым в «Откровен ии Иоа нна Богослова». Цокольную часть опоясывал рельефный фриз, изображающий битву богов с гигантами. Над ним находилась перекрытая карнизом колоннада ионического ордера. В размещении рельефного фриза под колоннадой, а не над ней, как принято в древнегреческих постройках, выступала тяга зодчих эллинизма к новшествам. Рельефные фигуры человекоподобных богов и гигантов близки к земным реальным персонажам.

Особое развитие получило строительство общественных сооружений: строятся булевтерии (здания городских советов), палестры (спортивные школы), гимназии (школьные здания), стадионы, библиотеки, бани. В столицах эллинистических государств воздвигаются дворцовые постройки. Монументальность городскому ансамблю придавали портики, укрывавшие от зноя и дождя. Портиками окружали агору (рыночную площадь, а также место для народных собраний), территорию храма, палестру. Повсюду на склонах холмов возникают каменные театры – наиболее замечательные были построены в Дельфах, Додоне , Оропе , Приене , Пергаме и Сиракузах.

Пестум

Пестум (Paestum), первоначально Посидония (Ποσειδωνία) — сибарийская колония, основанная в первые годы VI века до н. э. на западном берегу Лукании (35 км юго-восточнее нынешнего Салерно), но позднее перенесенная дальше вглубь Великой Греции по причине дурной воды и болотистой почвы.

Судя по просторному храму Геры, Пестум переживал свой наивысший расцвет в 540-е до н. э. и следующие за тем десятилетия. Ближе к концу V в. до н. э. город утратил греческий характер и сделался чисто луканским. В 274 г. до н. э. Пестум был колонизирован латинянами и с этих пор потерял все свое значение; единственное, чем он был известен в позднейшее время, — розы, в обилии покрывавшие его окрестности.

В конце IX века Пестум был разорен сарацинами и заброшен. По этой причине здесь прекрасно сохранились три дорических храма. Один из них посвящён Афине (а не Церере, как прежде думали). Два других возведены в честь Геры и называются храм Геры-I (так называемая Базилика) и храм Геры-II (а не Нептуна или Аполлона). Храм Мира на форуме частью коринфский и принадлежит II веку до н. э. Городские стены имеют до шести метров в ширину и пять километров в периметре. От римского амфитеатра осталось немного. Все эти руины включены в число памятников Всемирного наследия.

В 1968 году в Пестуме была обнаружена гробница («Гробница ныряльщика») с изумительно сохранившимися фресками (ок. 470 год до н. э.) Это единственный полностью дошедший до наших дней ансамбль греческой фресковой живописи классического периода. Пять росписей, наряду с другими античными находками, ныне находятся в местном археологическом музее.

Литература

    Пестум // Мир Искусства. — 1902. — № 2.

Ссылки

    На Викискладе есть медиафайлы по теме Пестум

«Сцена симпосия». Фрагмент фрески на саркофаге из «Гробницы ныряльщика». 475 г. до н. э. Национальный музей в Пестуме.

Храм Афины (кон. VI в. до н. э.)

Храм Аполлона (2-я четв. V в. до н. э.)

Храм Геры (сер. VI в. до н. э.)

«Ныряльщик». Фреска V в. до н. э.

  • Всемирное наследие в Италии
  • Города Великой Греции
  • Храмы Древней Греции
  • Исчезнувшие города
  • Фрески по алфавиту
  • Доримская история Италии

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое «Пестум» в других словарях:

Пестум — Пестум. Храм Посейдона. ПЕСТУМ (греческое Посейдония), древний город (6 в. до нашей эры 9 в. нашей эры), в Южной Италии, на побережье, к юго востоку от города Салерно. Остатки дорических храмов 6 5 вв. до нашей эры, оборонительных стен, театра,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ПЕСТУМ — (греческое Посейдония), древний город (6 в. до нашей эры 9 в. нашей эры), в Южной Италии, на побережье, к юго востоку от города Салерно. Остатки дорических храмов 6 5 вв. до нашей эры, оборонительных стен, театра, форума … Современная энциклопедия

ПЕСТУМ — (Посейдония) город (6 в. до н. э. 9 в. н. э.) на юго западе Италии, на побережье близ устья р. Селе. Остатки храмов 6 5 вв. до н. э., оборонительных стен, театра, форума и др … Большой Энциклопедический словарь

Пестум — Посейдония (лат. Paestum, греч. Poseidonia, совр. итал. Песто, Pesto), древний город на юго западе Италии. Основан около 600 до н. э. близ устья р. Силара (современная Селе). Испытывал древнегреческое воздействие. В 273 до н. э. был… … Художественная энциклопедия

пестум — сущ., кол во синонимов: 2 • город (2765) • посидония (4) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Пестум — (Paestum),. первоначально Посидония (Poseidwnia) сибарийскаяколония, основанная в VI в. до Р. Хр. на зап. берегу Лукании, позднееперенесенная дальше в глубь страны, по причине дурной воды и болотистойпочвы. В средине V в, город утратил греч.… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Пестум — Посейдония (лат. Paestum, греч. Poseidonía, современное Песто, Pesto), древний город на Ю. З. Италии, колония Сибариса, основан около 600 до н. э. на западном побережье Лукании, близ устья р. Силара (современной р. Селе). В 4 в. до н. э.… … Большая советская энциклопедия

Пестум — (лат. Paestum, греч. Посейдония, современный Песто), город на юго западе Италии, близ устья р. Селе. Колония Сибариса, основан около 600 до н. э., в III в. до н э. завоёван римлянами. Разрушен арабами в IX в. Храмы VI V вв. до н э., укрепления,… … Энциклопедический словарь

Пестум — (Paestum), первоначально Посидония (Ποσειδωνία) сибарийская колония, основанная в VI в. до Р. Х. на западном берегу Лукании, позднее перенесенная дальше в глубь страны по причине дурной воды и болотистой почвы. В середине V в. город утратил… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ПЕСТУМ — Посейдония (Paestum, Пoseidonia, совр. Pesto), древний город, колония Сибариса, осн. ок. 600 до н.э. на зап. побережье Лукании, близ устья р. Силара (Италия). В 4 в. до н.э. был захвачен луканами, от к рых и получил имя П., усвоенное римлянами,… … Советская историческая энциклопедия

Отзыв: Экскурсия в Пестум (Италия) — в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО N842

дорический храм в Пестуме

Пестум (Paestum) раньше имел название Посейдония. Это греческая сибарийская колония, которая была основана в VII веке до н. э.

Археологическая зона Пестум

Римляне многое перестроили впоследствии по своему усмотрению, это был живой город с Капитолием, гимнасией, Форумом, амфитеатром и торговыми лавками.
«И день придет — не будет и следа
От ваших Пестумов, быть может!» /Блок/

Археологическая зона Пестум

Главная достопримечательность — это хорошо сохранившиеся греческие дорические храмы из травертина. Их три.
Храм Афины — 500 г. до н. э.

Храм Афины в Пестуме

Храм Геры I (или Базилика) — 550 г. до нашей эры (справа). Слева другая постройка, которую назвали как Храм Нептуна (Посейдона, Аполлона), но в настоящее время называют Храм Геры II (из-за большого количества найденных предметов поклонения Гере) — 460 г. до н. э.

дорический храм в Пестуме

Место это помнит нашествия сарацинов и норманов, приведших к забвению города. Ещё одна из причин упадка древнего Пестума — заболоченность местности. Жители, опасаясь малярии, постепенно покинули его, основав неподалеку город Капаччо (Capacco).
Именно благодаря удаленности и заброшенности Пестум сохранился до наших дней. А в противном случае — был бы разобран и стал превосходным строительным материалом.
В наш весенний визит всё начинало цвести вокруг — ощущение жизни в руинах!

весна в Пестуме

На территории также находится Национальный археологический музей, где собрано много интереснейших находок при раскопках, и конечно представленная экспозиция заслуживает отдельного отзыва. На фотографии фрагмент входа в музей. Посмотрите какая лаконичная надпись — просто «Музей».

музей в Пестуме

Весь археологический парк Пестума достаточно большой, есть и места, где можно перекусить (люди проводят тут по несколько часов). Весь античный город огорожен стеной, длина около 5 километров в длину и 5 метров в ширину.

Археологическая зона Пестум

На официальном сайте Пестума можно посмотреть время работы и тарифы на посещение, информация на итальянском и английском языках. Думаю, что лучше брать единый билет, то есть Археологическая зона плюс Музей.
Бывают разные мероприятия, например концерт классической музыки, так что «руины» не в руинах, а живут полноценной жизнью!
Пестум посещаем круглогодично, но наверно в июле или августе будет жарковато.
Современный город Пестум находится на побережье, есть выбор отелей по звездности. Мы на машине проехали ближе к морю — остановились выпить кофе и осмотреться. Вот название одного из отелей, который мне приглянулся. Респект садовнику — маленький отельный садик благоухал зеленью и цветами.

отель в пестуме

пестум весной

И последнее, если уж вы очутились в этих местах, обязательно попробуйте местную моцареллу — она настоящая, из молока буйволиц. Вот такая небольшая ферма, а при ней магазинчик — мы купили моцареллу и рикотту. Вкусно!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector