Храм аполлона в греции

Храм аполлона в греции

Маршруты / Греция 14. Новый год
Дельфы — Храмы Аполлона и Афины, Оракул и Пуп земли

Спустившись с Пелиона и еще раз мысленно проводив воспоминаниями Волос с его оузериями, мы направились на юг в Дельфы. На часах еще не было двенадцати дня и в наших планах было успеть до захода солнца взглянуть на руины древнего города.

Добравшись до автострады мы неожиданно попали в туман, а затем не менее неожиданно его покинули, как, впрочем, и автостраду — на ее место пришла обычная дорога с одной полосой туда и одной — обратно. Время начинало поджимать: вход в Дельфы закрывался в три часа дня, — поэтому остановку в Фермопильском ущелье пришлось отменить, свернув прямо перед ней в горы.

Античные Дельфы

Припарковавшись в начале третьего дня на обочине дороги напротив археологического музея Дельф, мы потеряли еще десять драгоценных минут, пока не добежали до входа в археологическую зону. Тем не менее, нам продали два билета по 6 евро, предупредив, что на стадион мы уже точно не посмотрим, а через полчаса ворота и вовсе закроют. Как оказалось позже, получаса было даже много.

Античные Дельфы. Храм АполлонаАнтичные Дельфы. Храм Аполлона

Забегая вперед, как и многие другие греческие «древности», античные Дельфы представляют собой беспорядочный набор разбросанных по территории каменных блоков: прямоугольных, предназначавшихся по-видимому для фундаментов и стен античных сооружений и круглых, из которых когда-то были сложены колонны, — всё остальное должно «дорисовать» Ваше воображение.

Античные Дельфы. Афинская сокровищницаАнтичные Дельфы. Колонна Прусиуса II

От Храма Аполлона — резиденции Оракула, осталось шесть колонн, лучше всего сохранился театр, а точнее, его полукруглая часть, выдолбленная прямо в скале, из-за чего ее просто сложно было разрушить. К Афинской сокровищнице же приложили руку реставраторы, восстановив ее до самой крыши, от чего на общем фоне руин она смотрится немного странно.

Оракул и Пуп земли

Дельфийский оракул был самым могущественным предсказателем в Греции. Легенда гласит, что это была женщина, сидевшая на треноге над расселиной из которой исходило токсичное испарение, погружавшее ее в транс, пребывая в котором, она и делала свои предсказания. В большинстве своем ответы Оракула были неконкретные, расшифровкой занимались жрецы храма Аполлона.

Античные Дельфы. Пуп землиАнтичные Дельфы. Фрагмент колонны

В Древней Греции Дельфы также являлись центром мироздания. В соответствии с мифом, Зевс отпустил на противоположных краях мира двух орлов и они встретились именно здесь, в честь чего рядом с Афинской сокровищнецей установлен куполообразный камень, символизирующий «Пуп земли».

Храм Афины

Ближе к трем дня смотрители археологической зоны выстроились цепью, «помогая» оставшимся посетителям покинуть ее территорию. Если не считать стадиона, общее представление об античных Дельфах мы получили — место интересное, но не сказать, что потрясающее воображение. До заката оставалось еще много времени, археологический музей уже закрылся, но продолжал работать вход в Храм Афины — еще одну археологическую зону примерно в километре от Храма Аполлона вниз по дороге. Туда мы и направились.

Античные Дельфы. Храм АфиныАнтичные Дельфы. Храм Афины

Пройдя половину пути мы поровнялись с Касталианским источником, вход на который был закрыт то ли из-за «не сезона», то ли из-за реставрации, то ли из-за угрозы падения камней (так писал наш путеводитель). Территория Храма Афины и предшествующей ей Гимназии также представляла собой ровные ряды каменных блоков, лежащих на земле.

Главным акцентом среди этой незамысловатой геометрии являлся Толос — монумент круглый формы, состоявший когда-то из двадцати колонн и трехуровнего подиума. До наших дней дожили всего три колонны, фундамент и фрагмент портика, однако смотрелись они более живописно, нежели строения Храма Аполлона.

Современные Дельфы

Сделав два круга вокруг Толоса, мы направились обратно к припаркованной машине — самое время было заселяться в гостиницу и искать подходящее место для ужина. Если с гостиницей Aiolos, забронированной больше месяца назад, проблем не возникло, то с поиском ресторана пришлось немного повозиться.

alt=»Античные Дельфы. Толос» /> alt=»Античные Дельфы. Сокровищница» /> alt=»Античные Дельфы. Собака» /> alt=»Античные Дельфы. Кошка» />

Отдавая себе отчет, что это будет первый полноценный ужин: закуски под ципуро накануне таковым назвать было сложно, — мы решили подойти к этому вопросу ответственно и выбрали ресторан, который рекомендовал наш путеводитель. Современные Дельфы — небольшой городок, а, фактически, всего две улицы, вытянутые вдоль склона горы, почти на 100% ориентированный на туристов, приезжающих в Античные Дельфы.

Несмотря на это, или благодаря этому факту, на поиски ресторана мы потратили около получаса, отвлекаясь то на потрясающие виды заката над Коринфским заливом, то на магазинчики с оливковым маслом. В конце концов мы нашли таверну Vakchos, где и провели остаток вечера.

Храм аполлона в греции

Истории известно множество примеров падения в бездну некогда великих государств, и пусть Дельфы не были государством как таковым, их значение для развития древнего мира было, пожалуй, одним из самых ключевых. Дельфы можно назвать родиной культов. Именно здесь зародился культ божественной праматери-земли, еще задолго до того, как главенствующей доктриной греческой цивилизации стал патриархат Зевса. Здесь же, по преданиям летописцев, предрекли рождение нового бога, и в тот день, когда Иисус Христос появился на свет, жрецы храма Аполлона принесли жертвы, возвестив: «Родился сын Божий, такой же сильный, как сам Аполлон. Он будет властвовать на земле, пока Аполлон его не победит». Рассматривать ли эти предания в качестве предсказания? Поймете в тот момент, когда ступите на земли античного святилища.

Как добраться в Дельфы

Добраться из Афин до Дельф можно двумя способами – либо на автомобиле по магистрали Аттики Одос в сторону Ламии и Ливадьи, либо на междугороднем автобусе КТЕЛ с автовокзала греческой столицы Лиосион. Нужно помнить, что в Афинах существует несколько крупных автовокзалов, каждый из которых обслуживает определенные направления, поэтому перед поездкой лучше еще раз уточнить все исходные данные.

Автобусы по маршруту Афины-Дельфы отправляются не сказать чтобы очень часто: начинают ходить с утра и прекращают ранним вечером. Билеты можно всегда купить непосредственно перед отправлением, исключая выходные и праздники, когда об этом лучше позаботиться заранее. Время в пути от Афин в Дельфы – около двух с половиной часов. Дорога до Дельф не особо богата видами и первый проблеск интереса вызывает лишь Ливадья, а потом Арахова – населенный пункт, который предваряет Дельфы. Арахова – знаменитый на всю Грецию горнолыжный курорт. Но сейчас нас интересуют Дельфы – жемчужина древнегреческой цивилизации, вотчина всесильного солнечного Аполлона и Пуп Земли. Эту деревеньку, расположившуюся на склоне Парнаса, без преувеличения можно назвать «балконом мира».

Есть ещё один вариант — купить экскурсионный тур в Дельфы (подробное описание экскурсии на русском языке, удобный интерфейс сайта-партнера, вы выбираете дату, и билеты с подробной инструкцией (когда и где вас заберут) приходят на вашу электронную почту)

Достопримечательности

Созерцание окружающих Дельфы просторов – одна из главных местных достопримечательностей, за которой сюда едут тысячи туристов. Даже стоимость гостиничных номеров варьируется здесь в зависимости от ширины открывающегося обзора. Впрочем, не спешите расстраиваться, получив ключ от какого-нибудь суперэкономичного номера на грустном «минус третьем» этаже: «Ой всё, побывать в Дельфах и жить в каком-то подземелье, что может быть обиднее!» Но вас наверняка ожидает сюрприз, когда в номере подземном этаже вам может открыться вид, просто завораживающий своей брутальностью. Суровые оттенки камня, простирающаяся на километры горная порода, доисторическая тьма ущелья… Понять принцип дельфийских построек неинженерному уму довольно сложно, некоторые из них, нарушая все законы физики, как будто врастают корнями в монументальный Парнас.

Современные Дельфы – небольшая сказочная деревенька с добротными двух- или трехэтажными каменными домами. Стиль этой архитектуры можно назвать как традиционным для центральных горных регионов Греции, так и претерпевшим внешнее влияние из-за многочисленных гостей Дельф. Сама деревенька, конечно, не такая древняя, как те святыни, хранительницей которых она является. С приходом римлян, а затем – христианских правителей функция Дельф как религиозного центра античности окончательно растворилась в вечности. Сильное землетрясение на рубежах далеких веков разрушило то немногое, что пощадило время. Странно такое говорить, но новая жизнь забилась в Дельфах в период Оттоманского владычества. Пока греческий народ, блуждающий во тьме веков, ещё не был готов в полной мере оценить великое прошлое праотцов, богатые турки уже гарцевали по склонам Парнаса, услаждая взгляд божественными пейзажами. Широкий интерес европейской интеллектуальной знати Дельфы получили, когда в просвещенной Европе набирала силу эпоха Возрождения. Аристократы, художники, поэты столетиями наведывались в Дельфы, чтобы лично лицезреть центр земли, определенный Зевсом, запустившим в небо двух хищных орлов. По легенде, когда птицы, начавшие путь с разных концов света, столкнулись острыми клювами над будущим святилищем Аполлона, верховный бог довольно усмехнулся: вот он, Пуп Земли!

Кроме храма Аполлона в Дельфах есть другой не менее впечатляющий археологический объект – храм Афины Пронайи. Оба объекта находятся совсем рядом и разделены лишь проезжей частью. Однако если слава владений Аполлона облетела, пожалуй, всю планету, то святилище Афины не может похвастать подобной известностью. Между тем, вход на территорию храма Афины совсем бесплатный, тогда как современным «жрецам Аполлона» придется заплатить дань. Конечно, масштабы двух древних храмов сравнивать невозможно – при культе Аполлона действовало целое маленькое «государство» – с гимназией, стадионом, где проходили известные во всей Греции Пифийские игры (вторые после Олимпийских), храмами, опочивальнями, жертвенниками. В то время как о назначении святилища Афины толком ничего не известно. Если сами древние греки строили насчет него только предположения, то что говорить о нас. Современные ученые делают вывод, что культ Афины Пронайи относился к разряду хтонических, по сути, это был прокульт, предшествующий появлению Олимпийского сонма, чтящий Землю-матушку и таинственную неизведанную силу природы. За 15 веков до нашей эры предки греков считали, что основная опасность и сила исходят из недр земли, а посему упорно умасливали и ублажали тех, кто их так сильно пугал. Нынешний вид храма Афины сильно облагорожен современными реставраторами. Конечно, с соблюдением аутентичных особенностей. Это место, по единогласному мнению путешественников, одно из величайших мест силы в мире. Величественнее даже владений Аполлона. Здесь не слышно ничего, кроме первобытного голоса природы. Запахи здесь слышны отчетливее, инородные звуки, наоборот, глуше. Праматерь Земля словно напустила тень забвения на этот маленький участок своих владений – люди как будто его не замечают, а заметив – быстро растворяются в зовущей их суете. Огромные жёлто-изумрудные жуки, пауки с тончайшего плетения кружевами, цикады, поющие свои вечные песни о жизни и смерти – вот кто населяет царство верховной Матери.

Что же касается храма Аполлона и его дельфийского оракула, то многих ученых заботили поиски таинственной расщелины, над которой, по преданию, восседала Пифия, избранная жрецами прорицательница. Из этой расщелины поднимались какие-то чарующие пары, которые, собственно, и вдохновляли оракула на изречение всяких предсказаний. Так вот, никакой расщелины нет. То ли она исчезла за давностью лет, то ли не было ее вовсе. Религиозный центр культа Аполлона интересен, в принципе, и без этой расщелины. Одурманивающим ароматом в данном случае предлагаем считать сладкий и томный запах сосновых деревьев. Путешественникам будет любопытно ознакомиться с прекрасным продуманным устройством жизни древних, в котором была учтена любая мелочь и любая из этих мелочей была призвана работать во благо. Взобравшись на вершину археологического комплекса, вы обязательно произнесете подобную фразу: теперь я понимаю, почему они выбрали именно ЭТО место. Возможно, древним закружила голову эта кажущаяся близость к богу?

Если собрать воедино описания разных ученых и мыслителей, можно сделать вывод, что Дельфы в античные времена играли роль современного Брюсселя в Европейском Союзе. Во-первых, как утверждают многие источники, жрецы, коих в религиозном центре была тьма-тьмущая, стояли на страже гуманности. Мол, именно в Дельфах продвигались разные гуманистические новинки, возвышающие статус человеческой личности. Другие источники также твердо заявляют, что не было худших врунов и коррупционеров, чем эти пресловутые жрецы. Истина, как водится, где-то посередине. Наверное, беспрецедентный достаток и возможность общения с лучшими умами эпохи порождали в Дельфах новое знание – любовь к человеку. Однако этот же достаток и борьба за право быть приближенным к великим развратили и в конечном итоге погубили Дельфы.

Замечательной особенностью современных Дельф, приятной для наших соотечественников и для знатоков мировой поэзии, является памятник великому поэту Александру Пушкину, установленный здесь в 2014 году. Памятное событие свершилось в день рождения поэта, а сама статуя, «изгнанная» по политическим причинам из Эстонии, как нельзя кстати пришлась на древней земле Эллады. Известно, что Пушкин был великим филэллином, одним из вдохновителей греческой революции, и мечтал побывать в этих краях, пронизанных тайнами древних мистерий. Любители поэзии наверняка вспомнят строки Пушкина, посвященные Фебу-Аполлону и грозным жрецам Парнаса.

Несмотря на кажущуюся компактность Дельф, путешественника-пешехода может ожидать подвох – несколько протяженных улиц как-то незаметно перетекают одна в другую. Туристы шутят, что, засмотревшись на грандиозные виды, можно случайно уйти в другую деревню, а то и оказаться на вершине Парнаса. Уютный стиль дельфийского городка перекликается со стилями некоторых его средиземноморских собратьев, однако лишен оттенка монументальной дряхлости, присущей старинным местам. Цветовая гамма Дельф не особо яркая, дома здесь имеют желтовато-серый или приглушенный терракотовый оттенок, а простирающийся пейзаж в ясные дни – это скромная гамма матери-природы: зелёный, много серого, вкрапления чёрного и громадная сила голубого света дельфийского неба. Непогода же меняет пейзаж до неузнаваемости: тогда грозное небо можно разглядывать часами, отыскивая смысл, как на картинах сюрреалистов. Конечно, как и любой греческий город или деревня, Дельфы облагорожены заботой своих жителей. Это почти кукольный домик, ухоженный, продуманный до мелочей, украшенный самодостаточными деталями и благоухающий цветами. Наверное, неспроста традиционное местное ремесло – создание украшений. Здешние люди понимают толк в красоте.

Чем заняться?

Сложно поверить, но, несмотря на маленькие размеры, Дельфы принимают около 5 миллионов туристов в год. Ведь храм Аполлона – второй по популярности археологический комплекс на территории материковой Греции. Естественно, зимой поток туристов значительно меньше, чем во время сезона отпусков, но он никогда не прекращается. Соответственно, в Дельфах есть и ночная жизнь – традиционные таверны с музыкантами, играющими на национальных инструментах (и даже на древнегреческих, вроде лиры Аполлона!), и ночные клубы с современной музыкой. Впрочем, Дельфы – совсем не то место, где хочется шуметь. Поэтому практически все кафе, рестораны и уличные веранды предлагают в довесок к заказу возможность истинного наслаждения – вид, от которого захватывает дух. Многие путешественники, не отвыкшие от бешеного ритма своих городов, поглощают, например, свой кофе молниеносно, или залпом опрокидывают стакан апельсинового сока. Это почти моветон! Ведь платят туристы не только за напиток или, скажем, за еду, но и за возможность полюбоваться панорамой. В греческих кафешках стоит наслаждаться созерцанием. В какой-то момент к вам придет осознание, почему именно Греция стала родиной великих мыслителей и философов.

В месте, подобном Дельфам, невольно задумываешься о мощи провидения. Каково это — родиться на земле, освященной богами и преданными им жрецами? Как Мойры, богини судьбы, прядущие нити жизни, выбирают счастливчиков, которым уготовано родиться именно здесь? Да и отбросив культурологический багаж поколений, что чувствует тот, кто по праву рождения день изо дня смотрит на эти просторы и дышит этим воздухом? Им впору плакать от счастья.

Храм Аполлона Эпикурейского в Бассах

В пустынной и скалистой местности, в местечке Бассы, находится один из самых значительных и впечатляющих храмов древности, посвященный Аполлону Эпикурейскому. Его отличительными чертами является множество новых для времени его постройки элементов — как во внутреннем, так и во внешнем убранстве, что делает его совершенно уникальным памятником в истории греческой архитектуры. Павсаний, знаменитый путешественник II века, считает его вторым по красоте и гармонии храмом Пелопоннеса после Тегеи (древней столицы Аркадии).

Храм Аполлона Эпикурейского в Бассах

Храм Аполлона Эпикурейского в Бассах

Сооружение храма относят к 420-400 гг. до н.э., а его архитектором считают Иктина (одного из строителей Афинского Парфенона), которому в этом своем творении удалось соединить множество архаических элементов, свойственных древней религиозной традиции Аркадии, с новейшими достижениями классической эпохи. Храм, который сегодня можно увидеть — не первый, построенный на этом месте. Первый храм Аполлона был построен здесь в конце VII в. до н.э. Прослеживаются две стадии его строительства, ок. 600 и 500 гг. до н.э., от которых остались значительные архитектурные фрагменты, как например центральное дисковидное глиняное возвышение с богатым разноцветным нарисованным орнаментом, а также керамические изделия и глиняная черепица.

Храм классической эпохи был построен на естественной скале, на специально выровненной площадке. Ориентирован он не по обычной оси запад-восток, а по оси север-юг. Возможно, это объясняется религиозными особенностями аркадской традиции, учитывая, что и другие храмы в этой области имеют ту же ориентацию. Для его постройки был использован местный светлый известняк, в то время как некоторые части пола, капители в главном нефе и архитектурные украшения выполнены из мрамора. Этот храм — уникальный в своем роде, так как сочетает в себе все три древнегреческих архитектурных ордера. В основе своей это — дорический храм, периптер, с пронаосом, целлой, святилищем и сокровищницей. Он имеет 6 колонн по узким сторонам и 15 по длинным (в противоположность принятому в ту эпоху соотношению числа колонн 6 х 13). Таким образом, в плане он выглядит излишне вытянутым, как это было принято в древних храмах. Внешней дорической колоннаде, выполненной в грубой манере, а также неброско оформленному антаблементу с метопами противопоставлен богатый скульптурой интерьер. Целла разделена на два отделения, между которыми помещена в середине свободно стоящая колонна, увенчанная первой известной в истории коринфской капителью. Внутри целлы к ее стенам приставлены поперечные стенки (архаичная черта), оканчивающиеся сливающимися с ними ионическими колоннами (всего десять колонн) с капителью, имеющими волюты с трех сторон, а над ними идет ионический фриз. Фриз, перемещенный с наружных стен в наос, посвящен темам амазономахии и кентавромахии.

Храм Аполлона Эпикурейского в Бассах

Во время раскопок 1812 года его плиты были обнаружены разбитыми на полу целлы, и в 1815 г. их перевозят в Британский музей, где они и выставляются до сих пор. Автором этого фриза, возможно, является Пеоний, тот самый, которому принадлежит знаменитая статуя Ники в Олимпии. Вот как отзываются искусствоведы об этом архитектурном поясе: «Все в этом фризе вывернуто и изломано: пропорции нарушены, жесты преувеличены, акценты смещены, ракурсы сплющены. Формы наслаиваются друг на друга, громоздятся, топчутся. Сложные эпизоды, включающие сразу до пяти фигур, выстраиваются нарочито асимметрично, угловато. Их духовный смысл трагичен».

Однако, как уже было сказано выше, помимо фриза в целле (или, иначе, наосе) храм имел метопы по узким сторонам с наружной стороны. Со стороны пронаоса (откуда верующие входили в храм) на них было изображено возвращение Аполлона на Олимп из стран Гипербореи, а с противоположной стороны — стороны сокровищницы — похищение дочерей мессенского царя Левкиппа братьями Диоскурами.

Храм продолжал использоваться в эллинистическую и римскую эпоху, когда были сделаны некоторые изменения в его архитектурном убранстве. Первое значительное обрушение храма произошло из-за ослабления деревянных балок, державших крышу, но не меньший вред нанесли ему сами люди, вытаскивая для своих нужд железные скобы (из них изготавливали пули во время освободительной войны греков), которыми крепились эти балки.

Для Нового времени храм открыл французский архитектор Ж. Бошер в 1765 г., а первые раскопки были произведены здесь в 1812 году. В 1902 году были предприняты первые попытки восстановления святилища, а в 1975 году была создана комиссия по сохранению храма Аполлона в Бассах, задачей которой было сформулировать приемы по сохранению и восстановлению храма в первозданном виде. В 1982 году эта комиссия озвучило свой доклад Министерству культуры Греции, которое с этих пор приступило к восстановлению памятника. С 1987 г. храм защищен от погодных условий особым шатром, который будет удален по завершении всех необходимых работ.

Храм Аполлона в Дельфах: история святилища, а также информация для туристов

Эллины были очень набожным народом, безгранично верующим во всемогущую силу богов. Фактически каждый полис Древней Греции славился своими святынями, а некоторые поселения вовсе превращались в ритуальные алтари. Именно такими были Дельфы – один из самых мистических городов Греции, где жили предсказатели судеб. Место было культовым, так как считалось, что здесь находился центр земли. Святыня вмещала несколько алтарей, но жемчужиной комплекса стал храм бога Аполлона в Дельфах. Он сохранился до наших дней и стал знаменитой туристической достопримечательностью. Сегодня расскажем легенды этой местности и разберем архитектурные особенности античного храма.

Читайте также  Гирос и сувлаки

Храм Аполлона в Дельфах

История святилища

В истории Дельф есть много загадочных и таинственных моментов, отраженных в греческих легендах. Утверждать, что такие события действительно происходили, мы не будем. Однако, в мифах греки в метафоричной форме отражали окружающий мир и процессы в нем. Поэтому сказания заслуживают внимания.

Легенды и мифы

Начинается все с того, что Зевс выпустил с противоположных краев планеты двух орлов. Птицы встретились у скалы Парнаса, которая стала символизировать для греков центр Земли. Все открытые к тому времени регионы и страны боги поделили, и в итоге дельфийские земли достались Гее.

Гея привела сюда первую прорицательницу Дафну. Предсказания сбывались, и вскоре в Дельфах появился целый комплекс ритуальных сооружений. Увеличилось и число девушек предсказательниц, которых стали называть Пифиями. Чтобы защитить свои земли от чужих посягательств, Гея поручила охранять святилище дракону Тифону.

Примечателен и сам процесс гадания оракула, который описал некий древнегреческий поэт и летописец. На открытой площадке находится глубокая расщелина, из которой поднимается витками воздух. Этот дым приводит умы прорицателей в состояние транса, и они начинают бормотать бессвязные слова. Расшифровкой предсказаний занимались особые жрецы – Профиты.

Но защита не спасла земли от посягательств Аполлона, который истребил дракона и хотел убить Дафну. Преследуемая богом прорицательница не нашла иного выхода, как превратиться в небольшое деревце. С тех пор олива стала символом Дельф, а обитель Геи превратилась в святилище бога Аполлона в Дельфах. Но жрецы и оракулы остались жить в этих местах, ведь только здесь находился центр мироздания, дающий энергию для предсказаний.

В честь победы покровителя искусств Древней Греции в Дельфах возвели отдельный храм Аполонна с именным оракулом, который прославился на всю Элладу.

История Храма Апполона в Дельфах

Строительство храма

На самом деле современный храм Аполлона был возведен на месте нескольких менее удачных зданий. Святыни бога искусств сменяли друг друга несколько столетий, пока в IV не был построен окончательный вариант храма.

Первые три попытки представляли собой скромные хижины из дерева, воска и меди соответственно. Затем возвести монументальную святыню архитекторам Трофонию и Агамеду приказал сам Аполлон. Зодчие потрудились на славу, и в 7 веке до н.э. в Дельфах появился первый каменный храм Аполлона. К сожалению, и ему не удалось простоять долго, чему стал виной сокрушительный пожар 548 г. до н.э.

Вскоре после катастрофы был объявлен сбор средств на строительство новой святыни. Греки не скупились, и уже к 510 году у подножия скалы возвышался обновленный храм. Он представлял собой дорический периптер, вокруг которого было по 15 колонн с боков и 6 колонн с торцов. Здание было сложено из туфа и облицовано мрамором, а украшали фасад рельефные плиты, выполненные великим скульптором того времени Антенором.

Особое место выделялось для алтаря святилища Аполлона в Дельфах. Именно эта святыня прославила Дельфы среди древнейших городов Эллады. Каждый человек, приезжающий в Дельфийский храм, нес щедрые дары оракулу в надежде получить счастливое предсказание. При этом греки перед входом в святыню всегда омывали ноги водой из Кастальского источника.

К сожалению, и этот величественный храм Аполлона не простоял долго. Он был разрушен мощным землетрясением 373 года до н.э. Вновь объявили всеобщий финансовый сбор и, наконец, в 339 году до н.э. греки возвели классическую святыню, теперь известную на весь мир.

Храм Аполлона в Дельфах

Дельфы

Амфитиатр в Дельфах

Храм в Дельфах

Храм Аполлона в Дельфах – архитектурные особенности и план комплекса

Новый храм по факту был полной реконструкцией предыдущего: тот же дорический перипетр, у которого с боковых сторон по шесть колонн, а на фасадах по пятнадцать. В длину здание протянулось на 60 метров, в ширину на 24 метра. Храм Аполлона украшал скульптурный ансамбль с фигурами богов.

Внутренняя зала была поделена рядами колон на три части. С восточной стороны здания, где был расположен вход, стоял алтарь, возведенный эллинами с острова Хиос в начале V века. А на западной стене имелась дверь, ведущая в святую святых Адитон. В нем находилась статуя Аполлона, пуп земли «Омфал», золотой треножник, где восседали Пифии, и дерево, память о первой прорицательнице Дафне.

Располагался храм Аполлона в центре целого архитектурного комплекса. Как показывает план святилища Аполлона в Дельфах, святыню окружали театр, гимнасий, стадион, терассы и знаменитые сокровищницы в Дельфах, хранящие дары разных народов. Некоторые из них мраморные, что свидетельствует о роскошном подношении богу. Всего на территории располагалось 7 хранилищ, а самым известным из них является сокровищница афинян.

По ходу священной дороги от центральных ворот до храма стояли мраморные и бронзовые статуи, которые дарили цари, жаждущие получить предсказания оракулов. Скульптур было не счесть: в свое время один только римский император Нерон вывез свыше 500 статуй, а трехглавый медный змей перекочевал в Византию. Таким образом, сегодня сохранилось немногое из того, чтобы было вдоль священной дороги: современной истории достались лишь фрагменты скульптур.

Тропа ведет на верх склона, где расположился не только храм Аполлона, но и храм Афины в Дельфах. Точное назначение сооружения неизвестно, но, очевидно, что культ богини Афины распространялся и здесь.

Храм Аполлона в Дельфах план комплекса

Где находятся Дельфы и как добраться до храма Аполлона

Поселение Дельфы является частью материковой Греции и находится в 180 км от столичных Афин. Городок небольшой, но так как храм Аполлона Дельфийского важнейшая достопримечательность, то сюда часто ходят автобусы.

Чтобы добраться до святыни из столицы необходимо отправиться на вокзал KTEL Liosion и сесть на любой маршрут, отправляющийся до Дельф. В среднем автобусы курсируют с интервалом в 2 часа. Стоимость билета составит 16, 5€, а время в пути займет 2, 5-3 часа.

В Дельфах найти храм не составит труда, так как остановка расположена неподалеку.

Достопримечательности рядом

Помимо знаменитого святилища есть в Дельфах и другие достопримечательности. Среди них выделяются:

  • Археологический музей;
  • Национальный парк Парнас;
  • Кастальский источник;
  • Монастырь Луки;
  • Музей кирпичного завода.

К услугам тех, кто решит остаться в городке на несколько дней, предлагаются отели и хостелы на любой кошелек. В Дельфах довольно развитая туристическая инфраструктура: много кафе и таверн, сувенирных лавок, ночных клубов. А в 12 км от городка расположены горнолыжные курорты, которые тоже часто посещают туристы.

Храм Аполлона в Дельфах

Дельфы, один из древнейших городов Греции, славился в античном мире своим храмом Аполлона и знаменитым оракулом, к которому съезжались для гаданий паломники со всей ойкумены. В эпоху античности святилище в Дельфах имело огромное значение. Античный географ Страбон писал:

«Наибольший почет выпал на долю этого святилища ради его оракула, так как из всех оракулов на свете он казался самым правдивым, но все же и местоположение самого святилища кое-что прибавило к его славе. Ведь оно расположено почти в центре всей Греции как по эту, так и по ту сторону Истма. Полагали также, что оно находится в центре обитаемого мира и назвали его пупом земли. Вдобавок был сочинен миф, передаваемый Пиндаром, о том, что здесь встретились два орла, выпущенные Зевсом: один – с запада, другой – с востока».

Дельфы расположены у подножия горы Парнас – места обитания бога Аполлона, покровителя искусств, и его спутниц – девяти муз. По представлениям древних греков, здесь находился центр земли. Именно так Дельфы изображались на древних картах. Здесь среди руин древнего святилища до сих пор сохраняется «пуп Земли» – мраморное изваяние, на поверхности которого изображены перетягивающие его ленты. Греки называли его Омфалос.

Дельфы. Колонны храма Аполлона

Святилище в Дельфах возникло в глубокой древности и было традиционно связано с прорицателями судьбы. Здесь, как писал писатель III века Юстин, находилась «небольшая площадка, на ней глубокая расщелина, отверстая для оракулов. Холодная струя воздуха, гонимая вверх некоей силой, словно ветром, выходит из этой расщелины, приводит умы прорицателей в исступление и, преисполнив их божественным вдохновением, заставляет давать ответы вопрошающим». Прорицательницы (пифии) садились над расщелиной, откуда выходили одурманивающие пары и, впав в транс, начинали произносить слова, которые жрецы храма – профиты – внимательно слушали и записывали как предсказание, как правило, придавая ему литературную форму – обычно в виде стихов. Пифиями первоначально были молодые девушки, но потом пифией стали избирать пожилую женщину не моложе пятидесяти лет.

Легенда рассказывает, что сначала дельфийский оракул принадлежал не Аполлону, а богини земли Гее, а первой прорицательницей была нимфа Дафна. Аполлон завладел святилищем, убив Тифона – змея-дракона, сторожившего оракул, а Дафна, преследуемая Аполлоном, чтобы спастись, превратилась в лавровое дерево. С тех пор лавровое дерево стало священным деревом Дельф. А в честь оракула Аполлона в Дельфах регулярно устраивались спортивные состязания – Пифийские игры. Последние игры состоялись в Дельфах в 394 году нашей эры.

Храм Аполлона в Дельфах играл огромную роль в жизни древних греков во все времена их истории. Ни одно серьезное дело, носило ли оно частный характер или касалось интересов целого государства, не начиналось без совета с дельфийским оракулом. К дельфийским пифиям приходили за советом цари Мидас Лидийский, Тарквиний Гордый, легендарный богач Крез, великий полководец Александр Македонский. Хрестоматийным стало пророчество дельфийского оракула, данное им лидийскому царю Крезу, собиравшемуся идти на войну: «Крез, перейдя реку Галлис, великое царство разрушит». Обрадованный Крез, решив, что оракул предрекает ему победу, начал войну, но разрушенным оказалось его собственное царство…

Всякий, входящий в храм Аполлона, предварительно должен был совершить омовение в водах Кастальского источника. Вода источника считалась священной, она очищала от скверны служителей храмов, ее пили перед Пифийскими играми участники состязаний. Кастальский ключ находится у подножия скалы Федриады, и в ее стене еще в древности были вырублены небольшие ниши, предназначавшиеся для даров, приносимых паломниками, а в скале под ключом был устроен бассейн.

В чистый храм божества вступи, о путник, очистив

Душу, коснувшись едва струй из источника нимф.

Добрым довольно и струйки одной, а негодного мужа

И Океана всего воды не смогут отмыть, —

писал о Кастальском источнике безвестный древнегреческий поэт.

От Кастальского ручья дорога шла к священному участку – теменосу, на котором располагался храм Аполлона и оракул. Теменос окружала высокая каменная стена с несколькими воротами. Центральный вход находился напротив Кастальского ключа.

За долгие века существования в храме Аполлона были накоплены выдающиеся произведения искусства. Цари и народы древнего мира приносили в Дельфийский храм щедрые дары оракулу. Вдоль Священной дороги, ведущей от центральных ворот к храму Аполлона, стояли многочисленные статуи – дары и пожертвования различных греческих городов. Жители острова Керкира установили здесь медного быка, граждане города Тегеи – множество статуй богов и героев. Спартанцы в память победы над афинянами в конце V века до н. э. пожертвовали статуи Диоскуров, Зевса, Аполлона, Артемиды и Посейдона. Здесь же находились дары Афин – изваяния Афины, Аполлона, Эрехтея, Кекропса, афинского полководца Мильтиада, победителя персов при Марафоне. Все они были созданы великим скульптором Фидием. Еще дальше располагались дары Аргоса – статуи богов, героев и вождей, в том числе полководца Амфиарая, изваянного вместе со своей боевой колесницей, и медный конь работы скульптора Антифана.

Принести в дар Аполлону статую мог и любой греческий гражданин. Великий скульптор Пракситель, например, пожертвовал храму статую Фрины собственной работы, а знаменитый врач Гиппократ – медное изваяние изнуренного болезнью человека. Скульптур в святилище было огромное количество, их число доходило до трех тысяч. Эти сокровища позднее были расхищены, а частью уничтожены. Только римский император Нерон вывез из Дельф около пятисот статуй. А трехглавый медный змей с тремя туловищами, вывезенный из Дельф, впоследствии украшал дворец византийских императоров.

Храм Аполллона. Общий вид

У стен святилища путников встречал стоящий на высокой колонне Наксосский сфинкс (сфинкс – сюжет, чрезвычайно широко распространенный в Греции и вообще в Древнем мире). Он был пожертвован святилищу жителями острова Наксос. Его фигура сохранилась и была найдена археологами в 1893 году. Изваянное из мрамора фантастическое чудовище имеет высоту в 2,32 м и напоминает другого сфинкса, стоявшего некогда на легендарной родине Аполлона – острове Делос.

В центре священного участка возвышался храм Аполлона, окруженный множеством мраморных и бронзовых статуй. Храм был построен в 366–339 годах до н. э., на месте нескольких сменявших друг друга построек, самая ранняя из которых датируется 548–547 годами до н. э. Но и до нее на этом месте существовало, по крайней мере, еще три храмовых здания-предшественника.

Ныне от величественного храма Аполлона уцелело лишь несколько колонн и фундаменты. В длину храм составлял 60 м, в ширину – 23 м. Со всех сторон его окружали колонны: по шесть – на торцах, и по пятнадцать – на длинных боковых сторонах. Это был классический тип древнегреческого храма, получивший название периптера. «Периптер» означает «оперенный», то есть окруженный колоннами со всех сторон. За сплошной колоннадой возвышались глухие стены, сложенные из мрамора.

Фронтоны храма Аполлона украшали многофигурные рельефы и мраморные и известняковые скульптуры. До наших дней сохранилась только фигура богини победы Ники и фрагменты фигуры богини Афины. По свидетельству Павсания, помимо этого храм украшали статуи Аполлона, Артемиды, Лето, Гелиоса, Диониса.

Вход в храм находился с восточной стороны. Характерно, что в храм запрещалось входить людям, чем-либо запятнавшим свое имя и репутацию. «Храмы бессмертных открыты для честных людей!» – были убеждены древние греки. Перед входом в храм стоял белокаменный алтарь, сооруженный из беломраморных плит жителями острова Хиос в начале V века до н. э. Возле алтаря осуществлялась церемония освобождения рабов на волю.

Наос – основное внутреннее помещение храма – был разделен на три части двумя рядами колонн. Некогда здесь находился жертвенник и горел неугасимый огонь. В западной стене имелась дверь, ведущая в главное святилище – адитон. Здесь, над расщелиной скалы, из которой выходили одурманивающие испарения, стоял знаменитый золотой треножник, на котором восседала прорицательница-пифия. Здесь же находился «пуп Земли» – Омфалос и росло лавровое дерево – символ Дельф. Адитон освящала статуя Аполлона, отлитая из чистого золота.

Внутренние стены храма украшали воинские трофеи афинян, взятые в Марафонской битве – персидские щиты и доспехи, доспехи галлов – дар этолийцев. На стенах были высечены изречения семи греческих мудрецов:

«Мера важнее всего» – Клеобул Линдский.

«Познай самого себя» – Хилон из Спарты.

«Сдерживай гнев» – Периандр из Коринфа.

«Ничего слишком» – Питтак Митиленский.

«Помни, что жизнь конечна» – Солон Афинский.

«Худших везде большинство» – Биант Приенский.

«Ни за кого не ручайся» – Фалес из Милета.

В храме хранились лучшие и драгоценнейшие дары Аполлону, принесенные жителями различных греческих городов и провинций. Здесь стояли мраморные изваяния великого поэта Гомера, статуи богинь судьбы мойр, Зевса и Аполлона.

Дельфы. Сокровищница афинян

В I веке до н. э. святилище Аполлона в Дельфах было захвачено и разграблено римским полководцем Суллой. Римляне вывезли отсюда множество драгоценных вещей, золотые и серебряные изделия, прославленные во всем древнем мире памятники искусства. Но дельфийский оракул продолжал существовать еще несколько столетий, пока в IV веке не был ликвидирован императором Феодосием – наступала эпоха христианства.

Читайте также

73. Злой змей преследует Латону и ее детей – Аполлона и Диану. Гибель змея Пифона от руки Аполлона

73. Злой змей преследует Латону и ее детей – Аполлона и Диану. Гибель змея Пифона от руки Аполлона Вспомним Евангелия. В самом их начале, после рассказа о Рождестве Христовом, следует история преследования Младенца Иисуса злобным тираном Иродом. Царь Ирод боится

13. Библейский храм Соломона и храм Святой Софии в Стамбуле

13. Библейский храм Соломона и храм Святой Софии в Стамбуле При совмещении библейской и европейской истории, царь Соломон накладывается на византийского императора Юстиниана I, якобы VI века. Он «восстанавливает» знаменитый храм Святой Софии в Царь-Граде. Совмещаются Храм

73. Злой змей преследует Латону и ее детей — Аполлона и Диану. Гибель змея Пифона от руки Аполлона

73. Злой змей преследует Латону и ее детей — Аполлона и Диану. Гибель змея Пифона от руки Аполлона Вспомним Евангелия. В самом их начале, после рассказа о Рождестве Христовом, следует история преследования Младенца Иисуса злобным тираном Иродом. Царь Ирод боится

Храм Спаса-на-Крови (Храм Воскресения Христова)

Храм Спаса-на-Крови (Храм Воскресения Христова) О его уникальности и удивительной красоте можно говорить много. Здесь всё уникальное. Достаточно сказать, что Спас-на-Крови (храм Воскресения Христова) – единственный в мире православный собор, мозаичное убранство которого

13. Библейский храм Соломона и храм Святой Софии в Стамбуле

13. Библейский храм Соломона и храм Святой Софии в Стамбуле При совмещении библейской и европейской истории, царь Соломон накладывается на византийского императора Юстиниана I, якобы VI века. Он «восстанавливает» знаменитый храм Святой Софии в Царь-Граде. Совмещаются Храм

7. Большой храм Святой Софии в Царь-Граде и храм Соломона в Иерусалиме

7. Большой храм Святой Софии в Царь-Граде и храм Соломона в Иерусалиме Большой храм Софии, Малый храм Софии и храм Святой ИриныСтоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии, во-первых, не самый древний в городе, а во-вторых, его правильнее было бы называть Большим

4. Почему прорицания Дельфийского оракула беспрекословно исполнялись Почему в Дельфах якобы «пахло гнилью»

4. Почему прорицания Дельфийского оракула беспрекословно исполнялись Почему в Дельфах якобы «пахло гнилью» Интересный вопрос — почему Дельфийский оракул пользовался таким непререкаемым авторитетом? По всем основным вопросам религиозной, общественной и политической

3. Большой храм святой Софии в Царь-Граде — это храм Соломона в Иерусалиме

3. Большой храм святой Софии в Царь-Граде — это храм Соломона в Иерусалиме 3.1. Большой храм Софии, малый храм Софии и храм святой Ирины Стоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии — по-турецки Ayasofia — является, во-первых, не самым древним ГЛАВНЫМ храмом города. А

3.1. Большой храм Софии, малый храм Софии и храм святой Ирины

3.1. Большой храм Софии, малый храм Софии и храм святой Ирины Стоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии — по-турецки Ayasofia — является, во-первых, не самым древним ГЛАВНЫМ храмом города. А во-вторых, его правильнее было бы называть Большим храмом Святой Софии,

Храм монастыря Тодайдзи (Великий храм Востока) в Наре

Храм монастыря Тодайдзи (Великий храм Востока) в Наре Архитектура древней Японии тесно связана с буддизмом, который, придя из Китая и Кореи в VI веке, уже через сто лет стал главной религией страны. С этого времени начинается создание самых монументальных буддийских

13.3. Саул, Давид и Соломон Библейский храм Соломона — это храм Святой Софии, построенный в Царь-Граде в XVI веке н. э

13.3. Саул, Давид и Соломон Библейский храм Соломона — это храм Святой Софии, построенный в Царь-Граде в XVI веке н. э 12а. БИБЛИЯ. Великий царь САУЛ в начале Израильско-Иудейского царства (кн. 1 Царств).• 12b. ФАНТОМНОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. Великий римский император СУЛЛА в начале

7. Большой храм Святой Софии в Царь-Граде — это храм Соломона в Иерусалиме

7. Большой храм Святой Софии в Царь-Граде — это храм Соломона в Иерусалиме 7.1. Большой храм Софии, малый храм Софии и храм Ирины Стоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии — по-турецки Ayasofia — является, во-первых, не самым древним главным храмом города. А

7.1. Большой храм Софии, малый храм Софии и храм Ирины

7.1. Большой храм Софии, малый храм Софии и храм Ирины Стоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии — по-турецки Ayasofia — является, во-первых, не самым древним главным храмом города. А во-вторых, его правильнее называть Большим храмом Святой Софии, поскольку

Тема 9 Архитектурные комплексы святилища Аполлона в Дельфах и святилища Зевса в Олимпии

Тема 9 Архитектурные комплексы святилища Аполлона в Дельфах и святилища Зевса в Олимпии Особенности строительства комплексов святилищ в Древней Греции архаики и классики: основные общегреческие святилища.Комплекс Святилища Аполлона в Дельфах: география (Федриады,

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector