Храм богини афины в греции

Храм богини афины в греции

Храм Парфенон

Парфенон – древнейший храм Греции, символ уникальной древнегреческой культуры и архитектуры. Парфенон окутан множеством фактов, мифов и легенд и весьма сложно узнать доподлинно, что происходило на самом деле, а что выдумали местные жители под влиянием своей собственной богатой мифологии.

Храм Парфенон

Рождение Парфенона

Парфенон возвели во славу богини Афины, покровительницы великого одноименного города, в V столетии до нашей эры. Помпезный храм выстроили из мрамора на вершине горы в благодарность Афине Парфенос, за содействие в ожесточённой борьбе с персами, завершившейся триумфом греков в Марафонской битве. Античный храм должен был восславить память города и его жителей, так что на его постройку было затрачено огромное количество денег, которые, к слову, изначально предполагалось потратить на совершенствование военного дела. Но власти и жители города были согласны с тем, что выразить благодарность богине-покровительнице намного важнее нового флота, который можно было бы приобрести на ту же сумму – ведь как воевать, не задобрив богиню войны?

Скульптором для такого монументального храма был выбран самый лучший и искусный – Фидий. Большинство работ по декорированию храма он выполнил вручную, что придало неповторимый и потрясающий облик этому грандиозному строению. Когда строительство было, наконец, завершено, его открытие и освещение было привязано к празднику Панафинеи.

ваза с бегунами на Панафинейских играх

Греческая ваза с бегунами на Панафинейских играх, около 530 г. до нашей эры. В древней Греции ремесленники считались низшим классом, хотя сегодня их работа высоко ценится. Игры проходили в Афинах и оцененивались судьями.

Смерть Парфенона

Но времена меняются, и вот уже на эти земли пришло христианство – тогда Парфенон имени языческой богини Афины переименовали в Храм Святой Марии. Главная скульптура Парфенона отправилась в Константинополь. В 1460 году вновь пришли перемены, и здание преобразуют в мечеть – в Афинах стали хозяйничать турки. Однако, самый крупный урон Парфенону нанесла война турков с венецианцами. В роковой 1687 год пушечное ядро приземлилась на крышу Парфенона, разломав её и взорвавшись изнутри. Множество уникальных и прекрасных скульптур и декораций было бесследно стёрто с лица земли. Сохранившиеся фрагменты скульптур, спустя 300 лет, перевезли в Англию. Там останки древнегреческого наследия хранятся по сей день.

Архитектура

Храм выполнен в дорическом стиле. Прямоугольное сооружение окружает колоннада из 17 колонн. Античные мастера использовали всё своё умение и искусность, создавая изящный и лёгкий облик Парфенона: для сглаживания вогнутых линий архитекторы даже утолстили срединную часть колонн, и слегка их наклонили. Возможно, это не слишком заметно, но указанный нюанс делает храм настолько возвышенным и в то же время призрачным и воздушным.

Храм Парфенон обильно декорирован всевозможными барельефами и скульптурами, среди которых:

  • Фриз, украшенный барельефами тонкой работы со сценами борьбы: на восточной стороне постройки, была изображена битва кентавров и лапифов;
  • С юга можно было наблюдать поединок греков и амазонок, на севере прославлялись войны великанов и богов, а на западной стене была изображена Троянская война;
  • Также на востоке Парфенона украшением служила сцена рождения Афины из головы её отца Зевса;
  • Западный фронтон тоже не пустовал: здесь каменные скульптуры поведают о споре Посейдона с Афиной. Мудрая богиня переспорила божество морей и океанов, за что получила всю Атлантику;
  • По внешнему фасаду храма тянулся изящный и торжественный ионический фриз, изображающий празднование Панафинеи. Прерывался он только к восточному торцу здания: здесь продемонстрирована картина, где жрец принимает новые одежды для Афины – кульминация праздника.

К сожалению, самая главная ценность Парфенона – монументальная и красивейшая статуя богини Афины авторства Фидия — не сохранилась. В музеях представлены примерные копии скульптуры, что даёт хоть небольшое представление о красоте почившего храма.

Храм Парфенон

Храм Парфенон

Храм Парфенон с трудом дожил до настоящего времени, и, несмотря на то, что первоначальный вид строения был гораздо величественней, сегодня его считают образцом античной красоты. Это главная достопримечательность в Греции, которую стоит посетить в ходе путешествия по стране. Древний мир славился массивными постройками, но эта способна по-настоящему удивить.

Строительство

Храм богини Афины

На юге Акрополя в Афинах возвышается античный храм, который восхваляет богиню мудрости, почитаемую в течение многих веков жителями Эллады. Историки полагают, что начало строительства датируется 447-446 гг. до н. э. Точной информации об этом нет, так как летоисчисление древнего мира и современников отличается. В Греции началом считался день летнего солнцестояния.

Останки храма в Греции

До начала строительства великого храма в честь богини Афины на этом месте устанавливали различные здания культурного назначения, но ни одно не сохранилось до настоящего времени, и лишь Парфенон, хоть и отчасти, все еще стоит на вершине холма. Проект будущего архитектурного достояния разработал Иктин, а его реализацией занимался Калликрат.

Работы над храмом длились около шести лет. Своей необычной отделкой Парфенон обязан древнегреческому скульптору Фидию, который в промежутке между 438 и 437 гг. до н. э. установил статую Афины, покрытую золотом. Каждому жителю тех времен было известно, кому посвящен храм, так как в эпоху Древней Греции богов почитали, и на вершине пьедестала зачастую оказывалась именно богиня мудрости, войны, искусства и ремесел.

Непростая история строения

Древнее сооружение в Афинах

Позднее в III в. до н. э. Афины были захвачены Александром Македонским, но храм не пострадал. Более того, великий правитель приказал установить ряд щитов, защищающий великое творение архитектуры, и преподнес доспехи персидских воинов в качестве дара. Правда, не все завоеватели оказались настолько милосердными к творению греческих мастеров. После завоевания племени герулов в Парфеноне случился пожар, в результате чего была разрушена часть крыши, а также пострадали арматура и перекрытия. Масштабных восстановительных работ с тех пор не велось.

В период крестовых походов храм Парфенон становился источником распрей, поскольку христианская церковь пыталась всяческими силами искоренить язычество из жителей Эллады. Приблизительно в III веке бесследно исчезла статуя Афины Парфенос, в VI веке Парфенон был переименован в Собор Пресвятой Богородицы. С начала XIII века некогда великий языческий храм стал частью католической церкви, его название нередко менялось, но существенных перестроек не производилось.

Элементы декора храма Афины

Архитектура древнего святилища Греции

В 1458 году христианство сменилось мусульманством, так как Афины были захвачены Османской империей. Несмотря на то, что Мехмет II восторгался Акрополем и Парфеноном в частности, это не помешало ему разместить на его территории военные гарнизоны. В ходе военных действий постройку нередко обстреливали, отчего и без того разрушенное здание пришло в еще больший упадок.

Лишь в 1832 году Афины вновь стали частью Греции, а спустя два года Парфенон провозгласили античным наследием. С этого периода главное строение Акрополя стали восстанавливать буквально по крупицам. В ходе археологических раскопок ученые пытались найти части Парфенона и восстановить его в единое целое с сохранением особенностей архитектуры.

Интересные факты

Картинки античного храма не кажутся настолько уникальными, но при более тщательном их изучении можно с уверенностью сказать, что подобного творения не найти ни в одном городе Древнего мира. Удивительно то, что в ходе строительства были применены особенные методы конструирования, которые создают визуальные иллюзии. Так, например:

  • колонны наклонены в разные стороны в зависимости от своего местоположения, чтобы визуально казаться прямыми;
  • диаметр колонн отличается в зависимости от положения;
  • стилобат повышается к центру.

Рельев на храме Парфенон

Благодаря тому, что храм Парфенон отличается необычной архитектурой, его нередко пытались скопировать в разных странах по всему миру. Если интересно, где находится похожая архитектура, стоит посетить Германию, США или Японию. Фото реплик впечатляют схожестью, но передать истинного величия не способны.

Парфенон

Главный храм Афинского Акрополя, посвященный покровительнице всей Аттики — богине Афине. Парфенон был построен во времена правления Перикла в 447-438 годах до н. э. древнегреческим архитектором Калликратом по проекту Иктина и украшен скульптором Фидием. Храм считается самым важным памятником классической Греции, символом афинской демократии, кульминацией развития дорического ордера, высочайшим достижением греческой скульптуры. В настоящее время Парфенон пребывает в полуразрушенном состоянии, и в нем ведутся реставрационные работы.

Месторасположение: Акрополь, Афины, периферия Аттика.
Географические координаты: 37°97′14″ с. ш., 23°72′61″ в. д.

Парфенон — самый величественный храм Афинского Акрополя

Парфенон - самый величественный храм Афинского Акрополя

До Парфенона в Акрополе уже существовал храм в честь богини Афины, однако, он был разрушен в результате греко-персидских войн. В эпоху правления Перикла, когда Афины переживали период своего наивысшего расцвета, было принято решение возвести новый храм, более величественный и роскошный, чем все его предшественники.

Для строительства Парфенона были выделены огромные деньги и привлечены лучшие архитекторы, зодчие и скульпторы. За работами лично наблюдал сам Перикл, а о ходе строительства и понесенных затратах регулярно публиковались отчеты для афинских горожан. В общей сложности на создание храма ушло почти 10 лет, но скульптурная отделка продолжалась еще несколько лет уже после его освящения.

Конструкция и планировка Парфенона были продуманы до мелочей и представляли собой настоящее произведение архитектурного искусства. Здание (дорический периптер с элементами ионического ордера) стояло на мраморных ступенях размерами 69,5 на 30,9 метров и высотой около 1,5 метров. Храм имел по 8 фасадных колонн и по 17 боковых (высотой 10,4 метра и диаметром почти 2 метра), сверху он был покрыт черепичной кровлей. Внутри располагалось несколько помещений, также оформленных колоннами, а в центральном нефе стояла 11-метровая статуя Афины Парфенос, сделанная из золота и слоновой кости. В Парфеноне не только хранились дары, поднесенные богине Афине, но, как и в большинстве греческих храмов, располагалась казна — в данном случае всего Делосского союза, а также размещался государственный архив.

Храм был построен из пентелийского мрамора, который имеет белый цвет во время добычи, но желтеет под воздействием солнечных лучей. Поэтому, из-за многовекового неравномерного облучения, северная сторона здания сегодня почти серая, а южная имеет золотисто-желтоватый окрас. Кладка осуществлялась полностью сухим способом, без раствора. Блоки тщательно обтачивались по краям и подгонялись друг к другу. Роль скрепляющей арматуры играли железные штыри и скобы.

Богатая скульптурная отделка храма состояла из метопов внешнего фриза, ионического внутреннего фриза, гигантских скульптур на фронтонах и уже упомянутой статуи Афины внутри сооружения. Скульптурную отделку дополняли бронзовые венки и цветная окраска стен.

Парфенон на карте

Парфенон в течение тысячи лет оставался храмом богини Афины, но в V веке при патриархе Павле III Константинопольском, на волне борьбы с языческими культами, греческий храм был перестроен в христианский — в честь Святой Софии. Для этого в нем оборудовали алтарь и пристроили апсиду. Позже, в Византийской империи храм был известен уже как православный кафедральный Собор Пресвятой Богородицы. В XIII веке Парфенон некоторое время использовался как католический Собор Афинской Богоматери.

В 1458 году Афины были завоеваны Османской империей, и Парфенон почти сразу же превратили в мечеть, сделав из колокольни минарет и заменив христианское убранство храма. Однако, турки внесли в конструкцию здания лишь минимальные изменения, гораздо меньшие, чем сделали христиане в Парфеноне за предшествующую тысячу лет, они даже оставили в мечети многие христианские фрески и иконы.

Но самое сокрушительное, в прямом смысле этого слова, воздействие Парфенон пережил в XVII веке, когда во время турецко-венецианской войны в 1687 году его обстреляли из пушек — в результате пороховой склад в храме взорвался, и Парфенон был сильно поврежден и даже частично разрушен. Именно с этого времени храм перешел в состояние руин, в котором он находится и по сей день.

Перестав быть действующим храмом, Парфенон все сильнее ветшал и разрушался. Его растаскивали на строительные материалы, а охотники за культурными древностями разобрали почти всю оставшуюся скульптуру по частным и музейным коллекциям. Наиболее значительную часть экспонатов в XIX веке вывез британский посол лорд Элджин, эти скульптуры до сих пор являются предметом спора между Грецией и Великобританией.

28 августа 1834 года Парфенон был официально провозглашен памятником античного наследия. С этого времени храм стал постепенно исследоваться и восстанавливаться после многовековых разрушений. Были демонтированы все поздние изменения, и храму стали возвращать первозданный вид. Причем, было принято решение, сохранить в отреставрированном Парфеноне некоторые элементы христианской эпохи, а также следы от венецианских ядер, оставшиеся со дня разрушения храма.

9. Любимая дочь Зевса: Афина Паллада

Афина рождается из головы Зевса. Богиня Афина — любимая дочь Зевса. Появилась она на свет необычным образом. Предсказательницы судеб (мойры) открыли Зевсу, что у него будет отнята власть над миром. И это сделает сын богини разума Метиды, который вскоре должен появиться на свет; еще будет у Метиды дочь; оба ребенка окажутся необычайного ума и силы.

Испугался Зевс и, чтобы избежать судьбы, проглотил Метиду. Но через некоторое время почувствовал он страшную головную боль. Долго мучился громовержец, и, наконец, попросил своего сына Гефеста разрубить ему голову. Тот выполнил просьбу отца, и из разрубленной головы Зевса выскочила Афина, в полном вооружении, в блестящем шлеме, с копьем и щитом. Прекрасная и величественная предстала она перед богами: мудростью светились ее глаза, неземной красотой поражал облик. После Зевса Афина — самая могущественная среди богов. В ней воплотилась мудрость и сила отца богов и людей, только ей одной Зевс доверяет свою эгиду. [Греки почитали Афину как покровительницу войн и героев, городов, искусств и ремесел.]

Храм Афины ПарфенонПарфенон

Афина — одна из трех богинь греческой мифологии, которые считались богинями-девами. Она соблюдала безбрачие, и потому ни один герой на земле не мог похвастать тем, что его матерью была Афина. Зато Афину Парфенос («Деву») чтили как свою покровительницу все девушки Греции, а особенно — афинянки.

Парфенон. Центром города Афины был холм, на котором располагался Акрополь — городская крепость. Здесь находились главные святыни, важное место среди которых занимал великолепный храм Афины Девы — Парфенон. Парфенон был построен из мрамора особой породы. Почти белый после добычи, он приобретал со временем теплый золотистый оттенок благодаря присутствию в нем железа. Храм имел по восемь колонн по фасадам, западному и восточному, и семнадцать колонн по длинным сторонам. Строение было украшено скульптурами, которые изображали сцены из мифов, в которых участвовала богиня. Но главным украшением Парфенона была находившаяся внутри него огромная статуя Афины Парфенос работы Фидия.

Открытые части тела — лицо, шея, руки — у этой статуи были изготовлены из слоновой кости; одежда, украшения и шлем — из золота. Согласно сведениям, сохранившимся у древних авторов, для изготовления золотой одежды Афины Парфенос потребовалось свыше сорока талантов (т.е. более тонны) золота.

Афина Паллада
Статуя Афины

Богиня стояла прямо, в спокойной, полной торжественного величия позе. Шея и грудь богини были покрыта чешуйчатой, отороченной змеями, эгидой, волшебной шкурой козы Амалфеи, некогда вскормившей Зевса, которая служила оружием Афины, способным вселять ужас в сердца людей. В центре эгиды была помещена голова Медузы Горгоны, изготовленная из слоновой кости. Длинное копье Афины было прислонено к левому плечу. Левая рука богини покоилась на круглом щите, в центре которого также сверкала золотом голова Медузы, окруженная рельефными картинами битвы греков с амазонками. Внутренняя сторона щита была расписана изображениями олимпийских богов, сражающихся с гигантами. На протянутой руке Афина держала золотую статую Ники, богини Победы, своей постоянной спутницы, выполненную в человеческий рост. Рука опиралась на подставку в виде колонны. На голове Афины был шлем, украшенный изображением сфинкса между двумя крылатыми конями — Пегасами. Эти мифические чудовища магическими символами, оберегающими от несчастий. Над сфинксом и Пегасами возвышались пышные золотые султаны.

Колоссальная статуя Афины Парфенос была помещена в храме так, чтобы на нее падал свет, лившийся из специального отверстия в крыше. В полусумраке храма сверкающая золотом статуя производила внушающее особый трепет впечатление. Пришедший поклониться богине грек проникался верой в ее могущество — и в могущество государства, символом и покровительницей которого она была.

Читайте также другие темы главы I «Космос, мир, боги» раздела «Боги и герои древних греков»:

Перейти к оглавлению книги Мифы народов Европы и Америки

Афины-Паллады храм

Афины-Паллады

Папирусная лодка под алым парусом вышла из устья Нила в открытое море и взяла курс на север, а точнее, как говорят моряки, «на один румб влево», то есть чуть на запад. (Румб — это 11 ° 15’окружности горизонта.) Лодка миновала множество островов, прошла по прямой тысячу километров и приблизилась к берегам неизвестной земли. Ярко-синее море обрамляют скалистые розовые берега, долины покрыты вечнозелеными рощами. Кедры, лавровые, миртовые деревья. Высоко в нагорьях сияет белизной воздушный храм с ажурными колоннадами.

Древняя Греция.
В V веке до нашей эры, после победы над Персией — тогдашней могущественной монархией, греческие города объединились в Афинский морской союз. История назвала ту пору «золотым веком», «классической Грецией». В ней процветали науки и театр, философия и спорт, скульптура и зодчество. Вождем Афинского морского союза был полководец Перикл, в его время жили философ Сократ, историк Геродот, скульптор Фидий и архитектор Иктин. Их имена знает весь мир. Иктин и Фидий создали знаменитый храм в честь богини Афины-Паллады, покровительницы греческой столицы. Храм возведен на высоком городском укреплении — акрополе и называется Парфеноном.

По счастливому совпадению моряки-египтяне прибыли в столицу во время торжеств в честь богини. Пышная демонстрация — «панафинейское шествие». Знатные девушки несут богине новую одежду — покрывало-пеплос. Они сами соткали его и сшили. В шествии участвуют спортсмены — юноши-атлеты, музыканты и поэты, на многих лавровые венки — знак высшей награды за их заслуги. Таких награжденных называют лауреатами. В ярких костюмах и сандалиях на высоких платформах проходят актеры. Сияет на солнце оружие и доспехи воинов, замыкают торжественную церемонию всадники на лошадях.
Ещё несколько шагов по ступеням последней лестницы, и открывается вид на площадь с белоснежным мраморным зданием — Парфеноном.

Парфенон — главный храм греков, цель сегодняшней демонстрации. Храм стоит на самом высоком месте площади, он приподнят на подставку-постамент, словно памятник. Постамент-стилобат опоясан тремя ступенями, каждая высотой в полметра. Здание храма продолговатое, прямоугольное, со всех сторон у него вместо стен белые мраморные
столбы-колонны. На длинной стороне здания 17 колонн, на короткой — 8.
Панафинейское шествие медленно обходит Парфенон. Звучит торжественная музыка. Проходя у колонн, легко заметить, что они не гладкие, а имеют желобки-каннелюры и что колонны вверху тоньше, а книзу утолщаются. Такая форма придает им устойчивость и силу.

На верхней полосе под карнизом скульптурные изображения: люди и кони. Широкая полоса скульптур — барельеф тянется вокруг здания.

Что же изображено на барельефе? Ну конечно, это картина панафиней-ского шествия. Те же воины и юноши, кони. Сотни прекрасных фигур.

Скульптор Фидий и архитектор Иктин — гениальные художники Древней Греции — создали такое совершенное здание, что вот уже 25 веков во всех странах зодчие подражают Парфенону — этому благороднейшему из благородных зданий.
Так замечательны его художественные качества.

Когда моряки-египтяне зашли за колонны храма, то у них создалось впечатление, что окружающий пейзаж стал еще воздушнее, красивее. Колонны служили как бы рамой для волшебного зрелища: неба, зеленых долин, гор и моря. Таким оказалось свойство самой архитектуры.

Один ученый очень выразительно сказал: «Парфенон стремится всю окружающую природу сделать храмом».
Теперь уже нет ни здания Парфенона, ни статуи Афины-Паллады. Но и сами руины храма незабываемы.
…Это произошло в конце XVII века. Шла война Турции с Венецией. Турки поместили свой штаб в Парфеноне. Они думали, что венецианцы, как и все итальянцы, любят искусство и не станут обстреливать знаменитое здание. Во вражеском десанте были наемные немецкие отряды, их артиллерийский снаряд угодил в Парфенон и взорвал пороховой погреб. Парфенон погиб, а скульптуры уцелели. Турецкий султан разрешил их увезти английскому консулу Эльгину. И теперь знаменитый барельеф Парфенона с панафинейским шествием украшает залы Британского музея Лондона.

Читайте также  Богиня безумия у греков 3 буквы
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector