Храм деметры в пестуме

Храм деметры в пестуме

Храм деметры в пестуме

Храм Афины в Пестуме
Храм Афины в Пестуме был построен в самом конце VI в. до н. э., через полтора века после храма Афины в Сиракузах. Пестумский храм находится в значительно лучшем со- стоянии, до нашего времени практически нетронутыми сохранились многие конструктивные и декоративные элементы, которые утеряны или разрушены в многочисленных перестройках храма Сиракуз. Одна из важных находок — это мощный, тяжеловесный фриз дорического ордера, составленный из больших блоков известняка, триглифы и метопы которого украшены декоративными пластическими изображениями.
Планировка храма очень проста: шесть фронтальных и тринадцать боковых колонн; перистиль, пронаос и целла, в которой сохранились свидетельства размещения в ней адитона. Размеры храма по стилобату — 14,53 × 32,68 м, он почти в два раза меньше, чем храм в Сиракузах; высота колонн — 6,12 м. Пронаос отделен от перистиля шестью колоннами: 4 фронтальных и по одной по бокам; стены целлы оканчивались выступающими полуколоннами; их и эти шесть колонн венчали ионические капители. Сохранившиеся элементы этих колонн (восемь баз и всего две капители) хранятся в Археологическом музее Пестума. Это наиболее ценные из найденных здесь свидетельств развития архитектуры того периода, так как они также являются самым ранним из известных примеров применения ионических колонн на территории Италии. «Это первый столь удачный союз двух стилей, которые дополняют друг друга, но не теряют своей чистоты и разделены по функциональному назначению» [24, p. 63]. Целла поднята над уровнем пронаоса на высоту трех каменных ступеней — около 60 см. По всему периметру целлы тянется карниз с уступом для крепления деревянных конструкций. «Для перекрытия <…> требовалось большое количество дерева, но это компенсировалось возможностью использования чердачного помещения» [16, с. 429].
Первоначально предполагалось, что этот пестумский храм посвящен Церере (в греческой мифологии ей соответствует Деметра) — богине плодородия. Однако найденные при дальнейших раскопках глиняные статуэтки, изображающие Афину, вазы с именем этой богини и расположенные по периметру храма небольшие углубления с дарами, приносимыми по обычаю верующими, доказали, что храм был возведен в честь богини Афины. В пользу этого предположения говорило также и то, что храм находится на самой высокой точке рельефа, в части города, противоположной той, где полвека назад уже был возведен храм Геры. В греческих полисах храм Афины закладывался в наиболее возвышенной части города, как, например, Парфенон в Афинах, возведенный на вершине Акрополя, — главное святилище богини. На фронтоне храма в Пестуме, как стало очевидно позднее, также изображены сцены войны греков с троянцами, расположенные по сторонам от центральной фигуры Афины с головой Горгоны Медузы в руке. Образ Горгоны Медузы широко использован и в декоре храма Афины в Сиракузах, а также перекликается с сюжетами из храма Афины Афайи.
В южной части целлы археологи нашли остатки трех христианских надгробий — свидетельство того, что в самом начале эпохи Средневековья храм использовался как христианская церковь. Когда Пестум приходил в упадок (IV в. н. э.), постепенно превращаясь в болото, храм Афины, стоявший на возвышенности, не был заброшен. Еще в течение нескольких веков он служил христианским святилищем для жителей деревень, расположенных неподалеку от забытого города. Однако в IX в. н. э. и эти поселения были оставлены из-за набегов пиратов и нападений арабов.

  • Назад
  • Вперед
  • Назад
  • Вперед
  • Вы здесь:  
  • Home
  • Статьи
  • Статьи 2013
  • Искусство Древнего мира
  • Косенкова К.Б. Сиракузские метаморфозы: к проблеме преемственности архитектурных решений от античности к христианству (на примере храмов Великой Греции)

Цивилизация Древней Греции. Культурное наследие

Исследование становления, развития, расцвета и упадка Древней Греции через призму культурного наследия. Периоды развития греческой мифологии. Периодизация древнегреческого искусства. Культурные связи Греции и Востока. Философия, архитектура, литература.

РубрикаИстория и исторические личности
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления07.01.2015
Размер файла58,9 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Архаический период (VII до н. э. до времён Солона (590 до н. э.))

Прошёл в отношении зодчества в выработке основных принципов и форм; однако не сохранилось никаких вещественных памятников этого периода.

Ранне-классический период (590 до н. э. 470 до н. э.)

Дошедшие до нас развалины сооружений второго периода удостоверяют, что главную его черту составляло постепенное освобождение греческой архитектуры от чужеземного влияния, претворение элементов, занесённых из Азии и Египта, в формы, соответствующие духу народа и условиям его религиозных воззрений и обрядов. Почти все постройки в этом периоде — дорического стиля, сначала тяжёлого и малоизящного, но потом делающегося более лёгким, смелым и красивым. Из храмов этой эпохи, находившихся в самой Греции, можно указать на храм Геры в Олимпии, храм Зевса в Афинах, храм Аполлона в Дельфах (одно из самых знаменитых и роскошных святилищ древней Греции) и храм Афины Паллады на острове Эгине, получивший в новейшее время громкую известность по скульптурным группам, украшавшим его фронтоны и хранящимся ныне в мюнхенской глиптотеке. Гораздо многочисленнее древнедорические храмы в Сицилии и Южной Италии, где в эту пору существовали богатые греческие колонии. В Сицилии насчитывается свыше 20-ти колоссальных памятников этого рода, а именно в Селинунте, Акраганте (Агридженто); Сиракузах и Эджесте (Сегесте). Храм Посейдона в Пестуме близ Амальфи — одно из наиболее уцелевших и изящных сооружений рассматриваемой эпохи; к ней относятся в той же местности остатки храма Деметры в Пестуме и так называемая Базилика в Пестуме. Наконец, к этой эпохе должен быть причислен храм Артемиды в Эфесе, считавшийся одним из чудес света, сожжённый Геростратом, возобновлённый при Александре Македонском и исследованный английским археологом Вудом.

Классический период (470 до н. э. 338 до н. э.)

В течение третьего периода, то есть в самую блестящую пору греческого искусства, дорический стиль, продолжая быть господствующим, делается легче в своих формах и смелее в их сочетании, ионический же стиль входит все в большее и большее употребление, и, наконец, постепенно получает право гражданства и стиль коринфский.

В собственной Греции храмы становятся более благородными и гармоничными как по общему своему характеру, так и по пропорциональности отдельных частей; в малоазийских колониях зодчие заботятся о роскоши материала, форм и украшений; тогда как в Сицилии, где архитектура продолжает вращаться в дорических элементах, строители стараются поражать колоссальностью сооружений. Вместо известкового камня и песчаника для построек употребляется мрамор, доступный более тонкой обработке и потому способствующий большей деликатности и изяществу орнаментировки. Храм Тесея в Афинах, воздвигнутый в начале третьего периода, составляет одно из замечательнейших произведений доризма, смягчившегося в Аттике. Почти одновременно с ним явились ещё два памятника, гармоничностью своих пропорций обличающие в их исполнении аттическое понимание ионического стиля, а именно маленький храм в Илиссе (теперь разрушенный) и Храм Ники Аптерос (Ники Бескрылой) при входе в афинский акрополь. Кипучей строительной деятельностью было ознаменовано в Афинах правление Перикла. При нём на месте древних святилищ акрополя, уничтоженных персами, вырос прежде всего великолепный храм богини — покровительницы города, Парфенон, воздвигнутый архитекторами Иктином и Калликратом и обильно украшенный скульптурными работами Фидия и его учеников. Постройка этого храма ещё не была окончена, когда началось сооружение т. наз. Пропилеев — торжественных ворот акрополя, в которых архитектор Мнезикл сумел прекрасно сочетать дорический стиль с ионическим, применив первый к фасаду, а второй — к внутренней колоннаде. Блестящие успехи зодчества в Афинах оказали сильное влияние на строительную деятельность в других местах Аттики и Пелопоннеса. Так, под руководством одного из архитекторов Парфенона, Иктина, были воздвигнуты роскошный храм Деметры и храм Эпикурейского Аполлона в Бассах (в Фигалейе, в Аркадии). К той же поре относится сооружениехрама Зевса в Олимпии, знаменитого по своим скульптурным украшениям, в особенности же по колоссальной статуе отца богов, исполненной Фидием.

Период эллинизма (338 до н. э. 180 до н. э.)

В течение четвёртого периода греч. искусства архитектура уже не обладала чистотой вкуса предшествовавшей эпохи. Под влиянием чувственности и изнеженности Востока, проникших в Элладу, художники заботятся главным образом о пышности и эффектности своих сооружений; повсюду господствует пристрастие к коринфскому стилю; строятся здания гражданского характера — театры, дворцы и пр. Переход от прежнего направления к новому выражает собой храм Крылатой Афины, построенный скульптором Скопасом в Тегее. Затем, из памятников четвёртого периода заслуживают внимания храм Зевса в Немее и несколько небольших, но чрезвычайно изящных сооружений в Афинах, в особенности хорагический памятник Лисикрата и так называемая «Башня ветров». Немало зданий, поразительных по своей роскоши, появилось в этот период в Малой Азии, в частности, знаменитый надгробный памятник карийскому царю Мавсолу (Мавзолей в Галикарнасе), храм Афины в Приене, построенный Пифеем, гигантский храм Феба Дидимского в Милете и величественный алтарь Зевса в Пергаме с превосходным скульптурным фризом, фрагменты которого перевезены в Берлинский музей.

Период Римского владычества

После того, как Греция подпала под власть Рима, архитектурная деятельность почти совершенно прекратилась в ней самой; но её художники, хлынувшие в вечный город, перенесли в него традиции своего отечественного искусства и много способствовали облагораживанию римского зодчества, хотя и должны были приноравливаться к напыщенному вкусу народа-победителя. Вообще в последний период своей истории греческая архитектура уже сливается с историей римского искусства.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

Зарождение древнегреческой цивилизации относится к периоду III — II тыс. до н.э. на о. Крит (крито-микенский период). В результате землетрясения происходит упадок Критской цивилизации. Материковая Греция достигла наивысшего подъёма в XVI — XIII вв. до н.э. Этот период характеризуется зарождением полисной системы и греческой колонизацией. К этому периоду относятся следующие произведения искусства глиняные фигурки, сосуды, предметы посуды и быта, монеты, ножи, украшения и многое другое, является научным достоянием исследователей и по настоящее время.

Дошедшее до нас культкрное наследие древней греции XVI — XIII в до н. э.-это росписи на вазах, исполненные часто мастерами — керамистами с большим искусством, интересны еще и тем, что они повествуют о жизни древних греков, о их внешности, предметах быта, обычаях и многом другом.

Классический период (V — IV вв. до н.э.) — это период наивысшего экономического, политического и культурного расцвета полисного строя Древней Греции. Период связан с правлением Перикла, активной внешней политикой (греко-персидские войны, Пелопоннесская война, Коринфская война и т.д.) и культурным подъемом. Закат древнегреческой цивилизации связан с постоянными войнами со Спартой за гегемонию в материковой Греции, а также с Македонией, в результате которых в полисах был установлен олигархический режим. Решающую роль в закате древнегреческой цивилизации сыграло появление могущественного государства — Римской Империи. Фактически Греция оказалась под властью Рима. С утверждением Римской империи (27 г. до н.э.) Греция была превращена в римскую провинцию Ахайя и мало чем выделялась среди других восточных провинций Римской империи.

Архитектура Древней Греции

Главной архитектурной задачей у греков было строительство храмов. Оно породило художественные формы, которые перешли потом к сооружениям различного рода. В течение всей исторической жизни Древней Греции её храмы сохраняли один и тот же основной тип, впоследствии усвоенный и Древними римлянами. Греческие храмы не походили на храмы Древнего Египта и Востока: это были не колоссальные, внушающие религиозный страх таинственные капища грозных, чудовищных божеств, а приветливые обиталища человекоподобных богов, устроенные наподобие жилищ простых смертных, но более изящные и богатые.

Если верить Павсанию, первоначально храмы строились из дерева. Потом их стали сооружать из камня, однако сохранились некоторые элементы и приёмы деревянного зодчества. Греческий храм представлял собой здание в основном умеренных размеров, стоявшее внутри священной ограды (ι ‘ ερόν) на фундаменте из нескольких ступеней и представлявшее в простейшем своём виде сходство с продолговатым домом, имеющим в плане два сложенные вместе квадрата и двускатную, довольно отлогую крышу; одна из коротких его сторон не выходила наружу стеной, которую здесь заменяли две пилястры по краям и стоящие в пролёте между ними две (иногда 4, 6 и т. д., но всегда чётные числом) колонны, слегка отступив вглубь здания (обыкновенно на ⅓ квадрата), оно было перегорожено поперечной стеной с дверью в середине, так что получалось что-то в роде крыльца или крытых сеней (притвор, πρόναος) и внутреннее, замкнутое со всех сторон помещение — святилище (ναός, cella), где стояла статуя божества, и куда никто не имел права входить, кроме жрецов. Подобное здание называют «храмом в пилястрах» (ι ‘ ερόν ε ‘ ν παραστάσιν, templum in antis). В некоторых случаях совершенно такое же крыльцо, как и с переднего фаса, устраивалось и с противоположной стороны (ο ‘ πισθόδομος, posticum). Пилястры и колонны сеней подпирали потолок и крышу, причём последняя образовывала над ними трёхугольный фронтон. Эта простейшая форма в более обширных и роскошных храмах усложнялась некоторыми добавочными частями, через что произошли следующие виды храмов:

  1. Храм «с портиком», или «простильный» (греч. πρόςτνλος ), имеющий впереди входных сеней портик с колоннами, стоящими как раз против их пилястр и колонн
  2. Храм «с двумя портиками», или «амфипростильный» (греч. αμφιπρόστνλος ), в котором к храму in antis о двух крыльцах пристроено по портику к тому и другому
  3. Храм «кругокрылый», или «периптерический» (греч. περίπτερος ), состоящий из храма in antis, или простильного, или же амфипростильного, сооружённого на платформе и обнесённого со всех сторон колоннадой
  4. Храм «двоякокругокрылый», или «диптерический» (греч. δίπτερος ) — такой, в котором колонны окружают центральное сооружение не в один, а в два ряда
  5. Храм «ложнокругокрылый» или «псевдопериптерический» (греч. ψευδοπερίπτερος ), в котором опоясывающую здание колоннаду заменяют полуколонны, выступающие из его стен
  6. Храм «сложнодвоякокругокрылый», или «псевдодиптерический» (греч. ψευδοδίπτερος ), казавшийся как бы окружённым двумя рядами колонн, но в котором на самом деле второй их ряд заменялся со всех или только с длинных сторон здания полуколоннами, вделанными в стену.

Стили колонн [ править ]

Из предыдущего видно, сколь важную роль играла в греческой архитектуре колонна: её формы, пропорции и декоративная отделка подчиняли себе формы, пропорции и отделку других частей сооружения; она была модулем, определяющим его стиль. В ней более всего выразилось различие художественного вкуса двух главных ветвей эллинского племени, породившее два отдельные направления, господствовавшие в греческом зодчестве. Дорийцы и ионийцы различались по характеру, стремлениям, образу общественной и частной жизни. Так же велика была разница излюбленных ими двух архитектурных стилей, хотя основные начала этих стилей оставались одни и те же.

Дорический ордер отличается простотой, мощностью, даже тяжеловатостью своих форм, их строгой соразмерностью и полным соответствием механическим законам. Его колонна представляет в своём разрезе круг; высота её стержня (фуста) относится к диаметру разреза как 6 к 1; стержень с приближением к верху несколько утончается и немного ниже половины своей высоты имеет утолщение, так называемую «опухлость» (ε ‘ ντασις), вследствие чего профиль стержня — скорее криво-, чем прямолинейный; но эта кривизна почти не заметна. Так как это обстоятельство нисколько не увеличивает прочности колонны, то надо предполагать, что греческие зодчие старались посредством опухлости только смягчить то впечатление сухости и жёсткости, какое она производила бы при геометрически точной прямолинейности профиля. В большинстве случаев колонна покрыта по направлению своей длины «ложками», или «каннелюрами» (ρ ‘ άβδωσις), то есть желобками, представляющими в разрезе небольшой круговой сегмент. Эти желобки в числе 16—20 на колонне делались, по-видимому, для того, чтобы оживить монотонность её гладкой цилиндрической поверхности и чтобы их перспективное сокращение с боков колонны позволяло глазу лучше чувствовать её круглоту и производило игру света и тени. Нижним своим концом колонна первоначально ставилась прямо на платформу здания; потом иногда помещался под нею низкий четырёхугольный плинт. Немного не доходя до верхнего её конца, стержень опоясан узким углублённым желобком, как бы вдавленным обручем; затем через посредство трёх выпуклых валиков, или ремешков, он переходит в «подушку», или «эхин» (ε ‘ χι˜νος). Эта часть колонны действительно имеет вид придавленной круглой подушки, внизу почти такого же диаметра, как и стержень, а вверху более широкой. На подушке лежит довольно толстая плита квадратной формы, так наз. «абака» (βα ‘ αξ), выступающая своими краями вперёд против эхина. Последний вместе с абакой составляет «капитель» колонны. Вообще дорическая колонна при простоте своих форм прекрасно выражает упругость и сопротивляемость колонны той тяжести, которая подпирается ею. Эту тяжесть составляет так называемый «антаблемент», то есть каменные балки, перекинутые с колонны на колонну, и то, что лежит над ними.

Антаблемент разделяется на два горизонтальные пояса: нижний, лежащий непосредственно над абаками и называемый «архитравом», представляет совершенно гладкую поверхность; верхний же пояс, или «фриз», заключает в себе две чередующиеся между собой части: «триглифы» и «метопы». Первые суть продолговатые выступы, изображающие как бы концы лежащих на архитраве балок, идущих внутрь здания; в них врезаны две вертикальные каннелюры, и две половинки каннелюр ограничивают их края; под ними, ниже выпуклой полоски, посредством которой фриз отделяется от архитрава, находятся маленькие придатки с рядом пуговок, как бы шляпок от гвоздей, называемых «каплями». Метопы, или пространства между триглифами, первоначально были пустые пролёты, в которых на архитраве ставились сосуды и статуи или прикреплялись щиты; впоследствии же эти пространства стали разделываться плитами с рельефными изображениями подобных предметов, а также сцен из различных циклов мифологических сказаний. Наконец, дорический антаблемент завершается сильно выступающим наружу карнизом или «гезимсом», под которым находится так наз. «слезник» — ряд четырёхугольных пластинок, усеянных «каплями» в числе 18 на каждой. По краю карниза, в так наз. «софите», рассажены львиные головы с раскрытой пастью, назначенные для стока дождевой воды с крыши. Последняя делалась либо из каменных, либо из черепичных плит; образуемые ею треугольные фронтоны, окаймлённые расчленённым карнизом, нередко были украшены скульптурными группами. На вершине фронтона и по его краям выступали «акротеры» в виде пальмовых листьев (пальметок) или же статуи на пьедесталах.

В ионическом ордере все формы легче, нежнее и грациознее, чем в дорическом. Колонна стоит не непосредственно на фундаменте здания, а на четырёхугольном, довольно широком подножии (стилобате) и имеет внизу базу (spira), состоящую из нескольких круглых валов или «торов» (torus), отделённых один от другого впалыми желобками, или «скоциями». Стержень колонны несколько расширен внизу и утончается по мере приближения к своей вершине. Ионическая колонна выше и стройнее дорической и покрыта каннелюрами в большем числе (иногда до 24), причём они врезаны в неё гораздо глубже (представляя в разрезе иногда ровно полукруг), отделены друг от друга небольшими гладкими пространствами и не доходят до самого верха и низа стержня, оканчиваясь здесь и там закруглением. Но самая характеристичная часть в ионическом стиле — капитель колонны. Она состоит из нижней части (эхина), украшенной так наз. «овами», и из лежащей над нею четырёхугольной массы, сильно выдвигающейся вперёд и образующей с лицевой и задней стороны капители по паре завитков, или «волют». Эта масса имеет вид как бы положенной на эхин широкой и плоской подушки, концы которой закручены в спираль и перевязаны ремешками, обозначенными на боковых сторонах капители маленькими валиками. Самые волюты обведены выпуклыми ободками, которые закручиваются в виде спирали и сходятся в середине в род круглой пуговицы, так наз. «глаз». Из углов, образуемых волютами, выступает на эхине по пучку цветочных лепестков. Абака представляет собой тонкую квадратную плиту гораздо меньшей ширины, чем капитель, украшенную по краям волнообразными лепестками. Ионический антаблемент состоит из архитрава, распадающегося на три горизонтальные полосы, которые немного выдаются вперёд одна над другой, и из фриза, на котором обыкновенно изображались как бы повешенные черепа жертвенных животных, венки зелени, гирлянды цветов или же рельефные сцены мифологического содержания. В последнем случае фриз назывался «зоофором». Архитрав отделяется от фриза полочкой, под которой идёт желобок, орнаментированный зубчиками или иным образом. Карниз антаблемента, отделённый от фриза также орнаментированной полоской, сильно свешивается над ним; он содержит в своей нижней части довольно широкий ряд больших зубцов, или «дентикул». Орнаментированные полоски тянутся между частями карниза, а также между расчленениями гезимса на фронтоне.

Ионический ордер, зачатки которого встречаются в искусстве Средней Азии, перешёл оттуда в малоазийские греческие колонии и в самую Элладу, где с течением времени становился все более и более изящным и подвергся многочисленным видоизменениям. Так, в Аттике он получил настолько своеобразный характер, что история архитектуры признает особый «аттический» стиль. Главное его отличие от ионического состоит в большей толщине и массивности волют капители, на которых, кроме двух ободков, сходящихся в глазе волюты, есть ещё третий такой же ободок; другое важное отличие заключается в том, что каннелюры в большинстве случаев не доходят до самой вершины стержня колонны и она украшается узором из пальметок и завитков.

Кроме описанных стилей, в греческом зодчестве существовал ещё один — коринфский, возникший позже других и отличавшийся особенной пышностью. Такая колонна имеет базу и антаблемент, что создает значительное сходство с ионическими; но капитель и абака — совершенно иные. Первая представляет собой некую корзину, окружённую двумя рядами аканфовых листьев; наклонно стоящие четыре волюты, выступая из этих листьев и давая от себя две меньшие волюты, поддерживают плоскую абаку, которая имеет форму квадрата с отсечёнными углами и дугообразно срезанными сторонами; в середине каждой из этих сторон помещена розета.

К какому бы стилю ни принадлежал храм, потолочное покрытие его портиков, галерей и самого святилища было одинаково. Во-первых оно состояло из толстых каменных балок, идущих от фриза к стене святилища; на них лежали менее массивные перекладины, образуя подобие решётки с квадратными отверстиями, которые заделаны плитами (калиматиями, или кассетами). Эти плиты выкрашивались в голубой цвет, и на них изображались золотые звезды; а в коринфском стиле помещались лепные розеты. Подобным же образом отделывался и подбой крыши, игравший роль потолка в святилище. Последнее, в небольших храмах, напр. в templa in antis, представляло одну, ничем не перегороженную залу, получавшую свет только через входную дверь, и статуя божества стояла в его глубине среди таинственного полумрака. В больших храмах, святилище, по направлению своей длины, разделялось двумя рядами колонн на три части (корабля или нефа); эти колонны поддерживали галереи, устроенные над боковыми нефами и несли на себе другие колонны, меньшей величины, подпиравшие крышу. Над средним нефом проделывалось в крыше четырёхугольное отверстие (гипефра), через которое внутренность храма получала обильное освещение. Это отверстие, по-видимому, не имело никакого прикрытия, кроме натягивавшегося над ним полотна или куска какой-либо другой ткани для защиты от солнца, дождя и непогоды.

Основные периоды греческой архитектуры [ править ]

Архаический период (VII до н. э. до времён Солона (590 до н. э.)) [ править ]

Прошёл в отношении зодчества в выработке основных принципов и форм; однако не сохранилось никаких вещественных памятников этого периода.

Архитектура Древней Греции

Историю архитектуры Древней Греции, как и Древнего Египта, можно условно разделить на несколько основных этапов. Первым из них стал архаический период, но, к сожалению, до сегодняшнего дня не сохранилось ни одного вещественного памятника, датируемого временем с 7 в. до н.э. и по 590 г. н.э.

Ранне-классический период

Если судить по руинам сооружений того времени, то можно сделать вывод, что древнегреческая архитектура постепенно начала освобождаться от влияния древнеегипетского и восточного направлений. Основной стиль строительства – дорический, который сперва был тяжеловесным и абсолютно неизящным, но шаг за шагом обретающим красоту и легкость. Наиболее известными греческими постройками того времени можно считать храм Зевса, расположенный в Афинах, храм Геры, находящийся в Олимпии, и дельфийский храм Аполлона. Кроме того, древнедорический стиль проник и на территорию южной Италии и Сицилии. Одним из примеров монументального архитектурного искусства можно считать храм Деметры в Пестуме. Еще одним удивительным творением этой эпохи является настоящее чудо света – храм Артемиды в Эфесе. Его история удивительна: прекрасное сооружение было сожжено Геростратом, а после восстановлено во времена правления Александра Македонского.

Классический период

Время с 470 г. до н.э. и по 338 г до н.э. считается расцветом древнегреческого архитектурного искусства. Дорический стиль постепенно становится все более изящным, и ему на смену приходит ионический стиль, а позже и стиль коринфский.

Греческие храмы обретают особую гармоничность и благородство. Для их возведения используются роскошные материалы и украшения, что свойственно творениям малоазийских зодчих. А вот сицилийские постройки известны своей монументальностью и колоссальными размерами. На смену известняку и песчанику приходит доступный для тончайшей обработки и очень деликатный мрамор.

Примером смягченного в Аттике доризма может служить храм Тесея в Афинах, а вот ионический стиль олицетворяют собой храм Ники Бескрылой и уже разрушенный храм в Илиссе. При Перикле был возведен величественный Парфенон – храм покровительницы города. В работе над сооружением участвовали Калликрат и Иктин, а скульптуры для него были созданы Фидием.


Храм Парфенон

Период эллинизма

Четвертый период древнегреческой архитектуры утратил чистоту вкуса, свойственную предшествующей ему эпохе. В Элладу проникли изнеженность и чувственность Востока. Теперь на первый план выходит эффектность построек, свойственная пышному коринфскому стилю. Одним из примеров архитектуры того времени может служить храм Крылатой Афины, созданный Скопасом, а также храм Зевса в Немее.


Храм Зевса

Храм деметры в пестуме

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Примечания о несбывшемся[entries|archive|friends|userinfo]
[Tags|architecture, excursion, italy, paestum]

Бывают места, куда мечтаешь поехать годами и наконец приезжаешь. А бывают места, где даже не мечтал оказаться. Одним из таких мест для меня стал Пестум. С детства я видела эти массивные дорические суровые колонны на черно-белых фотографиях, воображение мне рисовало некое мрачное место из далекого прошлого, и даже трудно было поверить, что среди этих немых колонн когда-то ходили люди. Когда я начала увлекаться фотографией, снимки этих древних огромных храмов казались мне верхом фотомастерства. Я и представить себе не могла, что когда-нибудь приеду в этот древний город, а съемка, сделанная мной там, станет одной из самых запоминающихся в моей жизни. И что на самом деле это очень светлое, очень красивое место под ярким солнцем среди зелени, что на этих теплых серых камнях отдыхают многочисленные юркие ящерицы и даже змеи, а на заднем дворе бродит стая павлинов. А музей Пестума — один из самых интересных археологических музеев, которые мне довелось посетить (пожалуй, он на втором месте в моем личном списке после археологического музея Неаполя). Прекрасный тогда выдался апрельский день: солнечный, но не очень жаркий.

Даже в таком виде это здание восхищает гармонией своих пропорций.

На камнях руин нежатся зеленые ящерицы.

Всё утопает в зелени.

Обходим храм со всех сторон.

Очевидно, храм пытались реставрировать, чтобы сохранить.

Пейзаж на фоне гор чудесный.

Цветут какие-то деревья (не знаю, что это, возможно, миндаль такой?).

Между руин можно свободно ходить, только храмы огорожены деревянными парапетами.
Насколько я понимаю, эта одиноко стоящая колонна была построена уже в новое время из древних материалов:

Идем дальше. Крыша в центре кадра — это героон, святилище в память о герое. Обычно героон воздвигался на предполагаемой могиле или месте гибели данного героя, или у его кенотафа. Героон Пестума посвящен мифическому основателю Сибариса. Сейчас большая часть героона находится под землей. «Внутри в центре помещения расположен каменный стол, опирающийся на два каменных блока. На столе лежали длинные железные пики с кожаными рукоятками. Вдоль стен были расставлены 6 бронзовых гидрий (амфор для воды), две амфоры из бронзы художественного литья и одна амфора античного производства, украшенная фигурами, нарисованными чёрной краской. Сцены, изображенные на ней, представляют собой апофеоз Геракла. Вазы содержали мёд, который, сгустившись в гранулы, сохраняется до сих пор».

Фриз Герайона-II образовывают триглифы и гладкие метопы.
Кстати, сюжетные метопы выставлены в музее, я их покажу во второй части рассказа.

Рядом, почти вплотную, располагается еще один храм Геры — Герайон-I. Исследователи прошлого называли его Базиликой из-за отсутствия фронтона и нечетного количества колонн (здесь их 9 по короткой стороне и 18 по длинной), приписывая зданию общественные функции. Внутренний ряд колонн сохранился лишь частично.

Читайте также  Сколько аэропортов в афинах
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector