Храм эрехтейон кратко

Храм эрехтейон кратко

Афинский Акрополь

Над величественным городом Афины возвышается Акрополь (верхний город) – мекка всех основных храмов греков. Он был построен еще во времена архаика, задолго до классического периода.

Но в то время на холме располагались только основные храмовые постройки. Афинский Акрополь был 156 метров в длину и 170 метро в ширину. Предполагается, что первый афинский акрополь был построен первым царём Афин – Кекропса.

Такая версия имеет место на существование, ведь Акрополь нередко называли Кекропия или Кекропс. С XV– XIIIвек до н.э. в эпоху микенского периода Акрополь выполнял функции укреплённой крепости. Большое строительство развернулось с VII– VI веков до н.э. и продолжилось до начала греко-персидских воинов.

После победы греков в этих войнах большая часть Акрополя была разрушена. Поэтому в 449 году до н.э. цари Афин Перикл вплотную занялся уже реставрацией верхнего города. Руководить работами было поручено архитектору Фидию, который был а автором идеи, легшей в основу реконструкции Акрополя, которого мы знаем.

Архитектура Акрополя

На территории Акрополя находилось три храма богини Афины – покровительницы и основательницы города, а также множество её статуй. Главный храм Акрополя – Парфенон, который был построен архитектором Иктином из раскрашенного белого мрамора.

В архитектуре Парфенона есть одна особенность – при взгляде на колоны храма происходит обман зрения. Снизу колонны с абсолютно ровными сторонами кажутся тоньше в середине. Хотя на самом деле это не так.

Колоны были созданы утолщёнными посередине, чтобы выглядели прямыми, ведь равномерное утоньшение к вершине притягивает взгляд зрителей вверх. Красивые, ярко раскрашенные скульптуры украшали Пфарфенон снаружи. Они были созданы Фидием, который считался лучшим художник своего времени.

Барельефы образовывали горизонтальную полосу, или фриз, на котором были изображены сцены из жизни Афин и из других греческих легенд, как например, борьба между добром и злом. На месте легендарного состязания Афина и Посейдона стоял храм Эрехтейон, названного в честь мифического царя Афин Эрехтея, правившего в микенский период.

Во дворе этого храма росло оливковое дерево – символ Афин. А статуи Кариатид, украшали боковую крытую галерею. По всему Акрополю стояли статуи богини, запечатлённой в различным ролях.

Статуя Афины Парфенос (Афины Девы)

Самой великолепной и дорогой была статуя Афина Парфенос (Афины Девы), которая находилась внутри Парфенона. Высотой она была около 12 метров и изготовлена из дерева и слоновой кости, а одежда богини сделана из чистого золота. Эти одежды снимали с статуи, когда городу угрожала опасность.

Существует мнение, что одна статуя Девы Парфенос стоила больше самого Парфенона. За воротами Перфенона была картинная галерея и громадная бронзовая статуя Афина Промахос (Афина Воительницы).

Рядом у стен Акрополя находился небольшой храм, посвящённый Афине Нике (Афине Победительницы), который был украшен барельефами со сценами из времён Троянской войны.

К сожалению, уже в Vвеке н.э. статуя Афины была вывезена в Константинополь. Сам Парфенон стал церковью Богоматери. А в XVвеке, после турецкого завоевания, храм стал мечетью. К ниму пристроили минареты и арсенал.

Здание же Эрехтейона стало гаремом турецкого паши. Храм Афины Ники был разобран, из него был построен бастион. В дальнейшем неосторожное, даже пренебрежительное отношения завоевателей нанесло непоправимый ущерб некогда великому Парфенону.

Храм Эрехтейон

Эрехтейон Эрехфейон (Erechtheion) — храм Афины и Посейдона-Эрехтея на Акрополе в Афинах.

Каменные кариатиды Эрехтейона, поддерживающие кровлю храма, сегодня, вероятно, наиболее распространенный символ афинского Акрополя. Это совершенно уникальный памятник, не имеющий никаких аналогий в древнегреческой архитектуре.

Э рехтейон — второй по значению памятник Акрополя. В древности он был центральным храмом, посвященным культу богини Афины. И, если Парфенону отводилась роль общественного храма, то Эрехтейон, скорее, храм жреческий. Здесь совершались главные религиозные таинства, связанные с поклонением Афине, здесь хранилась древняя статуя этой богини.

Храм являлся священным центром Афин и был построен на месте легендарного спора Афины и Посейдона за власть над Афинами. В одном из залов Эрехтейона можно было видеть след, оставленный трезубцем Посейдона на скале во время спора с Афиной. Так как эта святыня должна была находиться всегда под открытым небом, в перекрытии портика были сделаны отверстия, сохранившиеся до сих пор. Рядом находился вход в расположенную под храмом пещеру, где обитала священная змея богини Афины, считавшаяся олицетворением древнейшего легендарного царя и героя Афин, покровителя города — Эрехтея, по имени которого храм получил свое название. Первоначально Эрехтейон назывался храмом Афины Полиады (покровительницы города), или храмом, «хранящим древнюю статую». Лишь в римское время на все здание распространилось название одной из его частей — Эрехтейона.

Как повествует древний миф, Эрихтоний был сыном богини земли Геи и Гефеста. Младенцем взяла его на воспитание богиня Афина и в закрытом ларце отдала дочерям первого царя Аттики Кекропа — Аглавре, Герсе и Пандроссе, строго-настрого запретив открывать ларец. Но Герса и Аглавра из любопытства все-таки заглянули в ларец. При виде божественного младенца, которого охраняли две змеи, они потеряли рассудок и, охваченные страхом и безумием, бросились вниз со скалы Акрополя и разбились.

Возмужав, Эрихтоний стал царем Афин. Позднейшие легенды утверждают, что Эрихтоний и Эрехтей — одно и то же лицо. По другой версии, Эрехтей был сыном Эрихтония.

О легендах об Эрехтее в храме напоминает многое. Под северным портиком находилась могила Эрехтея, а в западной части храма, рядом с алтарем Посейдона, располагалось святилище Эрехтея. Сюда из северного портика вела высокая, обрамленная богатым наличником дверь. Рядом со святилищем Посейдона и Эрехтея находилось другое святилище, где находились алтари бога ремесел Гефеста и Бута — брата Эрехтея, жреца богини Афины. Оба эти святилища имели выход в галерею, протянувшуюся вдоль западного фасада храма. Здесь находился колодец с соленой водой. Он считался тем самым источником, который создал Посейдон, и, по преданию, сообщался с морем.

Строительство существующего здания Эрехтейона связано с началом грандиозного строительства на Акрополе, задуманном и осуществленном во времена Перикла. Требовалось возвести храм для древней статуи Афины, главной святыни города, по преданию, упавшей с неба. Эта статуя долгое время хранилась в древнем храме, стоявшем в центре Акрополя. Когда вторгшиеся в Аттику персы захватили Афины, храм Афины был сожжен, но греки предусмотрительно вывезли святыню на остров Саламин. После изгнания персов вернувшиеся в Акрополь афиняне построили для хранения статуи временный храм, приспособив для этого уцелевшую западную часть старого храма. А в 421 году до н.э. началось строительство Эрехтейона. Работы с перерывами продолжались до 406 года до н.э. Вскоре после их окончания храм был поврежден пожаром и восстановлен в 394 году до н.э.

Автор проекта храма неизвестен. Некоторые исследователи, находя некоторые аналогии в планировке Эрехтейона и Пропилей, считают, что им мог быть афинский зодчий Мнесикл. Высеченные на каменных плитах памятные надписи о строительстве Эрехтейона, найденные на Акрополе, упоминают имена архитекторов Филокла и Архилоха, но они, скорее всего, были только руководителями работ.

В основу плана здания положен прямоугольник размером 23,5 на 11,6 метра. Фасады храма отличаются необыкновенным разнообразием, с каждой стороны Эрехтейон предстает совершенно по-новому.

Этот храм был постройкой очень сложной по своему плану. Во-первых, он был расположен на двух уровнях, во-вторых, имел четыре портика разного назначения и четыре входа, не считая подземного входа в помещение под северным портиком. Такая сложная архитектура плана вызывает сложное значение храма.

Восточная и южная стороны храма на 3, 24 метра меньше, чем западная и северная. Храм целиком был построен из мрамора, а фриз облицован темным эльчинским камнем, на котором рельефно выделялись фигуры из белого мрамора. Дверной проем северного портика отделан розетками и другими резными деталями и является лучшим образцом наличника, сохранившегося со времен Перикла. К западному концу южной стены здания примыкает небольшой портик Кор, архитрав в котором поддерживают мраморные кариатиды, шесть женских фигур несколько больше человеческого роста (2,1 м). С западной стороны вплотную к Эрехтейону располагалось святилище нимфы Пандросы, и там внутри открытого дворика показывали священную оливу, которую Афина, согласно л егенде, подарила жителям города.

В углу у западного фасада Эрехтейона находится Кекропейон — могила и святилище легендарного Кекропа, первого царя Аттики. Над ним возвышается всемирно известный портик кариатид — главная достопримечательность Эрехтейона

На высоком, 2,6 метра, цоколе стоят шесть статуй девушек, поддерживающих перекрытие портика. Кариатиды Эрехтейона являются наиболее совершенными античными произведениями подобного рода храмового зодчества. Их фигуры значительно выше человеческого роста — 2,3 метра. Левые и правые кариатиды являются зеркальными отражениями друг друга. Статуи кариатид выполнены с непревзойденным искусством, в их фигурах нет застывшей неподвижности, они естественны и полны жизни. Величавые и сильные фигуры девушек облачены в струящиеся складками свободные пеплосы. Головы гордо подняты, лица обрамляют падающие на плечи и спину волосы. Кариатиды стоят в спокойных позах, опираясь на одну ногу, и слегка согнув другую. Руки их не сохранились, и до сравнительно недавнего времени точно не было известно, как выглядела композиция первоначально. Но в 1952 году в Италии, в развалинах виллы императора Адриана, археологи обнаружили каменные статуэтки — копии кариатид Эрехтейона. Благодаря этой находке стало известно, что левой рукой они слегка придерживали край одежды, а в правой держали фиал — сосуд для возлияний при жертвоприношении.

Существует предположение, что прообразами кариатид Эрехтейона послужили аррефоры — служительницы культа Афины, избираемые из лучших семей Афин. В их функции входило изготовление священного пеплоса, в который ежегодно наряжали древнюю статую Афины, хранившуюся в Эрехтейоне.

Время не пощадило портик кариатид, как и весь ансамбль афинского Акрополя. Одну из статуй в начале 19 века выломал и украл английский гробокопатель лорд Эльджин. Теперь ее заменяет копия. Но и сегодня, с утраченными руками и поврежденными лицами, кариатиды Эрехтейона сохраняют свое обаяние и являются лучшими образцами древнегреческого скульптурного искусства.

Лестница в четырнадцать ступеней ведет от восточного портика Эрехтейона к расположенному ниже маленькому дворику, который замыкает шестиколонный северный портик Эрехтейона. Этот портик некогда служил главным входом в западную половину храма. Его колонны имеют высоту 7,6 метра. Четыре из них расположены по фасаду, две — по сторонам портика.

Перед западным фасадом Эрехтейона с западной стороны со времен глубокой древности росла священная олива богини Афины. Поэтому западный фасад Эрехтейона выглядит совершенно необычно для древнегреческих храмов — здесь нельзя было устроить такой же входной портик, как с восточной стороны. В результате четыре колонны, образующий западный портик, были подняты на цоколь высотой около четырех метров, а промежутки между колоннами были перегорожены бронзовой решеткой. На фоне мраморных колонн растет серебристо-зеленое оливковое дерево. Оно посажено в 1920-х годах на том самом месте, где по описаниям древних авторов, росло священное дерево, выросшее от удара копья Афины.

Э рехтейон выделяется среди других древнегреческих храмов своим уникальным скульптурным убранством. Настоящее мраморное кружево обрамляет порталы дверей и длинной непрерывной лентой увенчивает верх стен и портиков храма. Мастерство древних скульпторов пленяет совершенством и отточенностью форм. Некогда фасады Эрехтейона завершались рельефным фризом, шедшим по периметру всего здания. На нем были изображены различные эпизоды из мифов об Эрехтее и других афинских героях. Выполненные из белого мрамора фигуры были изготовлены отдельно, а затем прикреплены к фону из синевато-черного известняка. Такой своеобразный прием создавал весьма впечатляющий эффект, для усиления которого детали скульптур были покрыты позолотой. Позолота и росписи покрывали также капители колонн. Сохранившиеся до наших дней фрагменты этого замечательного фриза находятся в музее Акрополя.

Интерьер Эрехтейона не сохранился. О том, как выглядел храм внутри, мы знаем только из сочинений античных авторов. Внутреннее помещение глухой стеной делилось на две почти равные части. В восточной части располагалось святилище Афины Полиады. В это помещение можно было попасть с восточной стороны, пройдя через легкий шестиколонный портик, высота колонн которого достигала шести с половиной метров. Сейчас на месте сохранилось лишь пять колонн: шестая в свое время была выломана и увезена лордом Эльджином.

Подобно другим сооружениям афинского Акрополя, Эрехтейон неоднократно подвергался разрушениям и перестройкам. В византийское время в нем был устроен христианский храм во имя Богоматери. После захвата города турками Эрехтейон был превращен в гарем турецкого правителя Афин.

Первая реставрация храма была осуществлена сразу после завоевания Грецией независимости, в 1837-1847 годах. Повторно храм реставрировался в 1902-1909 годах. Были восстановлены портик кариатид, северная и южная стены, западный фасад храма.

Храм Эрехтейон

ЭрехтейонГреция — это не только удивительно красивая страна, жителей которой круглый год согревает теплое ласковое солнце, но ещё и колыбель древней античной цивилизации. Она является родиной демократии, олимпийских игр, греческих богов и многих классических жанров искусства.

По сути дела, именно здесь за тысячи лет до появления христианства зародилась западная цивилизация.

Но самой яркой достопримечательностью города является Акрополь, возвышающийся в самом сердце Греции – Афинах.

Акрополи были во всех античных городах. Так называлась высокая укрепленная точка, украшенная храмами, возведёнными в честь греческих богов.

Но именно афинский акрополь ещё с древнейших времен считается классическим примером городской крепости мира эллинов.

Эрехтейон 1

Весь комплекс сооружений Акрополя находится на скале с плоской вершиной, высотой в 156 метров. Впервые люди поселились здесь около 6 тыс. лет назад. В XIII в. до н. э.

Акрополь был укреплен толстыми каменными стенами, создание которых, согласно древнегреческим легендам, приписывают сверхъестественным существам-киклопам.

Эрехтейон 13

Поначалу на вершине скалы обитал правитель и располагался ряд государственных учреждений. В 480 г. до н.э. Акрополь был разрушен персами. А после победы над ними, греки, под руководством величайшего правителя того времени Перикла начали его восстановление. Заново были отстроены все храмы и статуи, превосходящие прежние величественностью и совершенством.

Именно с этого момента Акрополь приобретает исключительно культовую функцию. С развитием христианства внешний вид комплекса претерпел изменения, но в целом не потерял своего первоначального облика.

Эрехтейон 4

Эйрехтеон

Акрополь и в наше время представляет собой мудрость древних, которая нашла воплощение в камне. Основными зданиями Акрополя являются: храм богини Афины , Храм богини Ники и дворец в честь Афины и Посейдона (Эйрехтеон). Последний заслуживает особого внимания благодаря своей многофункциональности и необычности построения.

Эрехтейон считается одним из самых странных античных зданий, которые были возведены когда-либо. Архитектор этой постройки неизвестен до сих пор.

Эрехтейон

Именно с Эрехтейоном связано предание о знаменитом споре богини войны и победы — Афины и бога морей — Посейдона.

По легенде они спорили о том, кто будет покровителем нового города – Афин, созданного мифическим существом – Кекропом (являвшимся прародителем всех жителей Аттики). Считается, что он похоронен у подножия храма.

Победила в этом споре Афина. Именно она сделала новому городу дар – оливковое дерево, которое по сей день является символом города. Посейдон же подарил Афинам источник, вода которого оказалась соленой и непригодной для питья.

У Кекропа, по преданиям, был приемный внук-Эрехтей, переданный в коробке его дочерям. Им был велено коробку не открывать. Но любопытство победило. Взору их предстал божественный младенец, охраняемый двумя божественными змеями.

Девушки сошли с ума от увиденного и кинулись со скалы вниз. Именно в честь Эрехтея и назван этот необычный храм.

По сути, весь храм посвящён легендам о божественном происхождении Афин и выбору их покровителя.

Эрехтейон 7

Храм поражает своим великолепием и необычностью построения. Он возведён на двух уровнях скалы и по этой причине здание абсолютно ассиметрично.

Ещё одна уникальность строения заключается в четырёх, непохожих друг на друга фасадах, каждый из которых имеет свое отдельное назначение. Именно из Эрехтейона взято множество идей европейской архитектуры. Даже большее, чем из Парфенона. Главной ценностью для европейцев стала асимметричность здания.

Строился Эрехтейон не одномоментно, а в период с 421 по 406 г. до н.э. Столь долгий период строительства связан с греко-персидской войной. У здания имеются два входа, которые украшают гигантские порталы дверей греческого времени. Соответственно — у каждого входа своя функция.

Эрехтейон 8

Северная сторона Эрехтейона

С северной стороны- это храм Афины Полиады (Афины-градодержательницы). Внутри этой части здания хранилась деревянная статуя богини Афины, высеченная из священного оливкового дерева.

Древние эллины полагали, что статую изготовили для них сами боги, поэтому во время языческих праздников её облачали в священную мантию (пеплос), изготовленную жрицами храма. Здесь же проводились самые важные таинственные обряды, посвящённые покровительнице города.

Эрехтейон 9

Западная сторона Эрехтейона

С западной стороны находится ещё один вход в здание. Она представлена полуколоннами, идущими не от самой земли.

И если в Парфеноне колонны действительно поддерживают крышу, то здесь они носят чисто декоративную функцию. Благодаря им, во всем здании, если наблюдать его, отойдя на десяток метров, наблюдается очень странная, но в тоже время завораживающая разница в уровнях.

Эрехтейон 10

Именно здесь находится легендарный отпечаток трезубца Посейдона, извлёкшего для Афин источник воды, и отпечаток удара молнии Зевса, разрешившего спор богов.

Во внутренней части храма, рядом с алтарём Посейдона, находилось святилище Эрехтея. А чуть поодаль алтари Гефеста и Бута. Бут являлся богом ремесла и братом Эрехтея. Гефест же был покровителем кузнечного дела.

Эрехтейон 11

Южная сторона Эрехтейона

Интересное решение имеет южная сторона Эрехтейона, представляющая собой глухую стену с небольшим боковым портиком.

Вместо традиционных колонн, крышу портика поддерживают женские фигуры. Если присмотреться, то можно отметить, что левые и правые кариатиды (такое название получили эти статуи уже в византийское время в честь необыкновенно красивых женщин города Кария), представляют собой зеркальное отображение друг — друга.

Эрехтейон 2

Статуи являются просто шедевром архитектурного искусства. Создаётся впечатление, что девушки готовы вот-вот сойти со своего постамента, настолько живо и реалистично они выполнены.

Руки кариатид не сохранились. И до середины XIX века ученые не знали, как выглядел полностью первоначальный облик этих великолепных дев.

Эрехтейон 3

Но в 1852 году в Англии были найдены их миниатюрные копии, благодаря которым выяснилось, что в одной руке находился сосуд для жертвоприношений, а другой девушки придерживали край своей одежды.

Ученые предполагают, что прообразами кариатид послужили жрицы храма богини Афины. Лица дев обращены в сторону дороги, по которой проходили религиозные шествия, посвящённые покровительнице города.

Эрехтейон 5

Восточная сторона Эрехтейона

Восточная сторона тоже весьма необычна в своем оформлении.

С восточной стороны храм украшен длинными тонкими колоннами с легкими декоративными поясами в верхней части, характерными только для Эрехтейона. Они создают разительный контраст с колоннами, стоящего рядом Парфенона, которые гораздо ниже и массивнее.

Поэтому у нас возникает совершенно другое ощущение изящества при посещении Эрехтейона.

Эрехтейон 6

К сожалению, внутренне убранство Эрехтейона не дошло до наших дней, поскольку в VII веке его попытались преобразовать в христианский храм, в связи с чем большая часть языческих сооружений была разрушена или вывезена.

Таким образом, это небольшое по своим размерам строение объединило несколько святилищ, посвящённых древним античным богам и героям греческого эпоса.

Эрехтейон 12

Полезная информация для туристов

У всех зданий Акрополя, в том числе у Эрехтейона, великолепная вечерняя подсветка. Поэтому если Вы посетите эту достопримечательность вечером, у вас будет великолепная возможность сделать очень впечатляющие фото.

Сегодня часть элементов Эрехтейона, в том числе и кариатиды, заменена копиями. Оригиналы Вы можете посмотреть в музее Акрополя.

Как добраться до Эрехтейона

Легче всего добраться до Акрополя на метро. Это можно сделать практически из любой части города. Станция находится на красной ветке и носит одноимённое название. Чтобы было легче сориентироваться, учтите, что это следующая после Синтагмы станция.

Если Вы располагаете достаточным количеством времени и находитесь в центре Афин — пройдитесь пешком. Если идти прямо и никуда не сворачивать по большой пешеходной улице, носящей название Dionysiou Areopagitou, то неизбежно выйдете прямо к Акрополю.

Часы работы и цены

Стоимость входа в Акрополь составляет 12 евро. Часы посещения зависят от времени года и дня недели:

Эрехтеон Древней Греции

Эрехтейон, Древняя Греция

Эрехтейон, Древняя Греция

В то время как Парфенон был самым грандиозным храмом в Акрополе, Эрехтейон был специально создан для совершения религиозных ритуалов.

Строительство Эрехтейона началось в 420 до н.э. во время Пелопонесской войны и было прервано через некоторое время из-за наступления сложных времен для афинян, уставших от сражений. За это время афиняне потерпели сокрушительное поражение на Сиракузы. Империя была ввергнута в несколько восстаний. Гордость Древней Греции – режим демократии был заменен на олигархию.

Читайте также  Университет в болонье факультеты

Возведение Эрехтейона было завершено в 406 до н.э. Вскоре после этого в 403 году Афины пали под натиском спартанцев.

Ни одно из событий, сопутствующих падению Афин, не были отражены в архитектуре Древней Греции. Культурный опыт Афин. Который выражался посредством искусства, достиг нового апогея.

Архитектурный стиль Эрехтейона

Храм имеет сложную структуру, включающую размещение святынь, как алтарь Посейдону (Эрехтейну) и Геферту, и места, где согласно мифу, Посейдон ударил в Акрополь своим трезубцем. Другие места религиозного поклонения включали оливковое дерево, в основании которого бурлили морские воды (море Эрехтеона), гробница Кекропс и святилище Пандросиона.

Элегантность и тонкие формы памятника архитектуры Древней Греции соперничали с красотой Парфенона. Храм развернут на восток, и его вход украшен шестью ионическими колоннами. Северная и западная стены храма почти в два раза ниже, чем фронтовая и южная части. Храм был необычной постройкой того времени, посколько включал два крыльца: одно в северо-западном направлении, поддерживаемое высокими ионическими колоннами, и второй в юго-западном углу, у основания которого были созданы шесть массивных женских статуй, известных как кариатиды.

Кариатиды афинские в архитектуре Греции

Эрехтейон, Древняя Греция

Эрехтейон, Древняя Греция

Скульптуры кариатид стали главной достопримечательностью храма. Они выстояли на прошествии нескольких веков, держа на своих головах крышу крыльца Эрехтейона. Изображение женских статуй было не новшеством в архитектуре Древней Греции. Святилище суфийского храма в Дельмах VI в. до н.э. также содержит элементы скультур с фигурами женщин.

В настоящее время в храме находятся точные копии скульптур, оригиналы были подвергнуты коррозионному разрушению и из-за этого переданы в современный музей Акрополя в Афинах. Одна из шести кариатид была передана в музей Лондона, будучи подаренной лорду Альджину наряду с несколькими мраморными статуями из Парфенона.

Из трудов Плутарха стало известно, что все здание было щедро украшено фресками, позолоченными розеткам, в нем находилось множество скульптур.

Эрехтейон – религиозное святилище

Эрехтейон послужил заменой для Старого Храма, руины которого можно сейчас увидеть рядом с Парфеноном, для совершения ритуальных обрядов.

Южный зал Эрехтейна был посвящен Афине Полиас — защитнице земли и плодородия. Там размещалась деревянная статуя ангелов, падших с небес Афин. Западная часть воспевала Посейдона-Эрехтейя. По преданию в этом месте Посейдон ударил трезубцем в скалу при поединке с Афиной. В этом месте были размещены море Эрехтейна, несколько алтарей Гефеста и легендарной афинской героини по имени Бутос.

Эрехтейон, Древняя Греция

Эрехтейон, Древняя Греция

О внутреннем убранстве храма известно достаточно мало. Предположительно, все помещение было традиционно разделено на две или несколько комнат, и имел несколько уровней. Установить их точное месторасположение и назначение, к сожалению, невозможно, поскольку здание претерпело несколько реконструкций, которые изменили его первоначальный вид. Он был разрушен в эпоху классицизма из-за крупного пожара, а затем отремонтирована.

Позже, когда он был преобразован в христианскую базилику в VII веке н.э., внутренние перегородки были полностью разрушены и возведены новые. Во время захвата Османской империи Греции храм был преобразон в гарем, северное кольцо было замуровано.

Во время раскопок 1886 открытым способом на северо-западе Эрехтейона было найдено множество статуй Коре, которые сейчас выставлены в музее Акрополя.

Строительство Эрехтейона ознаменовало окончание амбициозного проекта Перикла, в то время как афинская империя пользовалась беспрецедентным политическим и культурным влиянием. Его завершение было осуществлено на деньги Спарты.

Великолепное афинское культурное достижение Древней Греции влияло на искусство и мировую архитектуру последующих двух с половиной тысяч лет.

Афины

Афинский акрополь – самая популярная туристическая достопримечательность. Нигде больше в Афинах я не видела столько туристов. Практически не возможно сделать фотографию, чтобы в кадр не попали люди. Огромный холм, огромная территория и толпы людей. Могу представить, что творится здесь в туристический сезон.


Парфенон

Самое прикольное, что люди, поднимающиеся на холм, идут сюда ради Парфенона – визитной карточки всей Греции. Мы тоже поднялись исключительно ради него, но…

Но нас встретил театр Диониса – самый древний театр в мире. Историки утверждают, что сначала (V в до н. э.) театр был деревянным, а спустя два столетия его реконструировали и театр стал мраморным. 67 зрительных рядов с мраморными креслами доходили почти к основанию Акрополя. Театр был настолько огромен, что ни о какой крыше речи не было. Огромный театр под открытым небом.


Театр Диониса


Кошки – вот настоящая визитная карточка Афин. Коты Афинского акрополя непревзойденные. А кошки в театре Диониса словно актрисы на сцене )

Холм мы решили обойти «против течения» и немного удивились тому, что увидели. По крайней мере, я была очень удивлена. Во-первых, оказывается, здесь есть какие-то пещеры, но вход в них был закрыт. Во-вторых, на холме во всю силу правила весна. Сочная зелень, цветы, птицы поют и открывающиеся красивые виды на Афины.

А потом и вовсе я была сражена. Входная группа – Пропилеи Афинского акрополя – это нечто! Самая сохранившаяся в своей целостности архитектурная и археологическая изюминка. Белый (со временем слегка пожелтевший) мрамор, серый мрамор, колонны, ступени, львы и туристы-туристы-туристы.


Пропилеи Афинского акрополя


Это не храм, это все еще Пропилеи. А может это и храм, но в Пропилеях.

Над Пропилеями на небольшом выступе скалы, укрепленной восьмиметровой подпорной стеной, нависает Храм Ники Аптерос. Просто крошечный, если сравнивать с Парфеноном. Даже немного удивительно, что храм, посвященный богине победы Нике, настолько мал.


Храм Ники

Продвигаясь вглубь Акрополя находим еще один храм, Эрехтейон.

Эрехтейон – памятник древнегреческой архитектуры, Храм посвящён Афине, Посейдону и афинскому царю Эрехтею. Главное его украшение совсем не колонны. Главным украшением, как всегда, являются женщины. Греческие богини, жрицы или просто женщины (называйте как хотите, подозреваю, что у них есть особое название) вместо колонн мне понравились гораздо больше.


Эрехтейон


Греческие богини мне понравились гораздо больше скучных колонн

Во всем мире все дороги ведут в Рим, а в Афинах – в Парфенон.

Парфенон. В конце концов, не за этим ли мы сюда пришли?! Кратко, ну такое. Конечно, размах впечатляет, колонны и их количество тоже не оставляет равнодушным. Но мы все привыкли к его виду, знакомому нам с обложек книг, журналов и открыток, и восторг от первых впечатлений уже не тот. А еще строительные леса и краны. Слава Богу, только с одной стороны, но все же они все портят.

Со смотровой площадки перед Парфеноном открываются шикарные виды на город, парк, Храм Зевса и Олимпийский стадион.


Потрясающие виды на Афины


Вид на Олимпийский стадион, храм Зевса

На акрополе, а вернее у его подножья, есть еще одна достопримечательность – Одеон Герода Аттика. Одеон это классический древний театр на 5000 мест, в котором до нашего времени сохранилось почти всё от времени постройки. К сожалению, доступ в Одеон для туристов закрыт. Попасть сюда можно исключительно во время концертов и спектаклей, заплатив за входной билет .Одеон является одной из главных сценических площадок ежегодного Афинского фестиваля, проходящего в столице Греции с июня по сентябрь.


Театр Одеон Герода Аттика

Спускаясь с Акрополя, мимо уличных кафе мы пришли к Римской Агоре (The Roman Agora)

Римская Агора

Римская Агора – свидетель времен римского правления в Афинах (I векдо н. э.).

Если верить историкам, план строительства этой Агоры утверждал сам Юлий Цезарь. Вот как сейчас вижу, сидит такой Цезарь, а ему бумаги на подпись приносят. А он, тыча пальцем в план местности, спрашивает:
– А это что?
– Храм
– А это?
– Склады…
– А туалеты где?
– Да вот же они! )))

Утвердить-то то он утвердил, а вот средств на строительство хватило только в I ст н. э. Таким образом новая Агора выросла в соседской близости от старой во времена Октавиана Августа и стала центром политической жизни Афин того времени.

Естественно, к нам мало что дошло с тех времен, но даже то, что уцелело, заслуживает внимания.

Ворота Афины Архегетис, встречающие туристов, и сейчас, и в древности стоят на главной дороге. Тогда ворота исполняли роль пропускного пункта на пути к Акрополю, сегодня — главные входные ворота туристической достопримечательности «Римская Агора».

Почти 14-ти метровая Башня ветров – одна из первых афинских метеостанций, построенная по эскизам и «заказу» древнеримского астронома Андроника Кирского. Башня позволяла торговцам узнавать точное время и направление ветра. Именно поэтому у нее два названия – часовая башня Андроника Кирского или Башня ветров.

Лично мне название «Башня ветров» ближе. Ведь не зря же башню украшают ветра. У них даже имена есть: Кекий, Нота, Борей, Скирон, Эфр, Липс, Апелиот и Зефир.


Башня ветров


Который это из восьми ветров, не известно. Но сохранился лучше всех )))


Ладно, как они определяли направление ветра, понятно. Флюгер повесили и делов-то. Но как они определяли время, я так и не поняла.

Остатки арки Агораномиона, такие нефотогигиеничные, что я их даже не сфотографировала, остались только на общем виде Агоры. Даже зная о том, что когда-то они служили главным входом в административное здание, я все равно их не сфотографировала. Говорю же вам, я — не историк. Я турист-эстет. Если что-то понравилось, фотографирую, нет – прохожу мимо. И так с большим трудом заставляю себя найти различия в бесконечных рядах однотипных колонн, выделить детали, чтобы запомнить что, где, когда, чтобы Афины не слились в одно пожелтевшее от тысячелетий мраморное пятно.

Ну, а о груде камней – каменных останках какого-то храма – я вообще промолчу.

А знаете, что привлекло мое внимание? Мраморная завитушка, видимо когда-то венчающая одну из множества здешних колонн. О! тут у меня десяток фотографий вышел. Завитушка в фокусе, одуванчик на фоне завитушки, Агора на завитушке. Ну, вы поняли :)


Вот она, моя римско-агоровская завитушка )

Именно по этой завитушке (ну, еще и по Башне ветров) в своих воспоминаниях я отличаю Римскую Агору от Афинской )

Афинская или Древняя Агора

Если завитушки колонны стали для меня символом Римской Агоры, то кошки и попугаи – символом Афинской.

Афинская агора больше всего разочаровала меня.

Во-первых, исторические раскопки были начаты здесь слишком поздно, а цивилизация подошла к Агоре слишком близко. Знаете, это смешно. Смотришь на останки исторических колонн, а прямо среди них лежат рельсы метрополитена, по которым проносятся электрички.


О бешенной популярности аттракциона свидетельствует неимоверное количество любопытных туристов :)


Кажется, ты забрел на чей-то заброшенный дачный участок :)

На огромном поле, россыпью лежат какие-то камни, а из-под травы выглядывают остатки фундаментов древних сооружений. Иногда на земле встречаются указатели с названиями улиц, или надписями, типа, храм того-то, дом того-то. Наиболее сохранившиеся памятники и статуи подняты на постаменты, сохранившиеся похуже – просто разложены рядами.

Видимо, археологам некогда было собирать древние 3D-пазлы и они сложили камни в огромные прямоугольные кучи.


Остатки «былой славы» императора Адриана. Но как же красиво!


Кому-то повезло меньше, но все же повезло. Нас все-таки дождался :)

Лучше всего сохранился храм Гефеста – единственное здание Агоры, да и вообще, Афин, которое дошло до наших дней в первозданном виде. Сохранилось все: и колонны, и фасады, и даже кровля. Все благодаря тому, что с VII века в храме Гефеста находилась христианская церковь.

Нужно заметить, что история храма Гефеста, началась раньше, чем история Парфенона. Сначала великий правитель Перикл повелел поставить храм Гефесту – богу вулканов и огня, который был знаменитым кузнецом мечей и доспехов.

Строительство храма Гефеста началось бурными темпами, но со временем Перикл решил политический центр перенести в Афинский Акрополь, поэтому все силы бросил на строительство Парфенона – главного храма Афин и, вообще, обустройство акрополя. Поэтому стройка в Афинской Агоре из бурной перешла в затяжную, и длилась около 35 лет.

Что еще можно посмотреть в Афинской Агоре? Храм Святых Апостолов. Типичный византийский храм возвели в X веке, который упоминается в путеводителях как один из самых древних в Афинах. Удивительно, как удалось уцелеть этой церквушке, если все строения Афинской агоры были практически стерты с лица земли. Вы сами видите, остались одни наметки фундамента и стен. К сожалению посетить церковь мы так и не смогли – было закрыто :(.

И последнее, что я посмотрела в Афинской Агоре и куда успела заглянуть, это – Стоа Аттала и музей в ней.

Стоа в переводе с древнегреческого обозначает торговый центр, который имел типичную для всех стой архитектуру – один-два этажа, три глухих стены, а четвертая – фасад – украшалась колоннадой. Стоа Аттала построили во II веке до н. э. как подарок пергамского правителя Атталы жителям Афин. Здание даже сегодня выглядит грандиозным, а в те времена, думаю, просто сражало своим размахом.

Но во времена набегов, уж кто набегал в те времена турки, герулы, или еще кто, неважно. Главное, что здание было разрушено до основания, и долгое время его фундамент использовался как фундамент защитной стены. А в середине ХХ столетия здание Стоа Аттала было восстановлено, вернее построено заново в первозданном виде. Ну, а современные «художники», кто бы им руки поотрывал, добавили ему жизни, украсив его своими граффити.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector