Храм крылатой афины

Храм крылатой афины

§ 38. Афинский Акрополь. Греческая архитектура и скульптура

Назовите особенности греческой архитектуры и скульптуры.

«Ты чурбан, если не видел Афин! Если же видел и не восторгался — осёл! А если добровольно покинул Афины, то ты верблюд!» — так сказал один древнегреческий писатель. И хотя он говорил шутливо, но был прав: Афины действительно были самым прекрасным городом Греции.

1. Акрополь. Человек, впервые оказавшись в Афинах, прежде всего видел Акрополь. Он находился на скалистом холме с отвесными склонами. Это было священное для афинян место. Здесь возвышались храмы их богов, прежде всего Афины — покровительницы полиса.

Во время нашествия персы разрушили и сожгли все постройки на Акрополе. Афиняне решили не восстанавливать разрушенные здания, а построить на их месте новые. Общий план Акрополя принадлежал великому греческому архитектору и скульптору, другу Перикла — Фидию. Ему Перикл поручил руководство всеми работами на Акрополе. Для строительства пригласили лучших мастеров со всей Греции. Все храмы возводились целиком из мрамора.

Афинский Акрополь (макет). 1. Пропилеи. 2. Храм Ники. 3. Парфенон. 4. Эрехтейон. 5. Статуя Афины-Промахос

Подняться на Акрополь можно только с одной стороны, к тому же по узкой дороге. Здесь проложили мраморную лестницу. Она вела к парадному входу на Акрополь — Пропилеям.

Справа от Пропилей стоял храм Ники — богини победы. Обычно Нику изображали крылатой. Но афиняне хотели, чтобы богиня никогда не покидала их город, и поэтому сделали её без крыльев. Храм вызывает чувство радости — такой он стройный и изящный.

Подумайте, за что греки восхваляли богиню Нику.

Центральное место на Акрополе занимает величественный храм Афины-Девы, по-гречески — Парфенон. Храм необычайно богато украшен. На одном фронтоне 1 представлена сцена рождения Афины из головы Зевса, на другом — спор Афины и Посейдона за власть над Афинами.

На фризе 2 изображено торжественное шествие афинского народа. Внутри храма стояла 12-метровая статуя Афины, созданная Фидием. Лицо богини и её руки Фидий сделал из слоновой кости, а одежду покрыл золотыми пластинами. На правой руке Афины стояла крылатая фигура богини Ники.

Другое знаменитое сооружение на Акрополе — небольшой храм в честь Афины, Посейдона и древнего мифического царя Афин Эрихтония — Эрехтейон. Храм стоял на месте, где, по преданию, произошёл спор между Афиной и Посейдоном о власти над городом. Часть колонн в этом храме необычна, их сделали в виде фигур девушек.

На Акрополе стояла ещё одна статуя Афины — Афины-Промахос (Воительницы), тоже работы Фидия. Грозная богиня правой рукой опиралась на копьё, а левой — держала щит. Сделанная из бронзы, статуя имела высоту 7 м и была хорошо видна с любого места города. Даже на кораблях, подплывавших к Афинам, замечали сверкавшие на солнце конец копья и гребень шлема богини.

До наших дней сооружения Акрополя дошли сильно повреждёнными, но всё равно они поражают своей красотой и величием.

2. Греческая архитектура. Жилые дома греков были очень простыми, делали их из глины и кирпича. Все свои силы и мастерство греки обращали на храмы. Основу этих зданий составляли колонны и лежащие на них перекрытия. Архитекторы тщательно рассчитывали размеры всех частей здания, добиваясь наилучшего соотношения между ними — гармонии. В архитектуре сложилось два стиля, или ордера: дорический и ионический. Легче всего увидеть разницу между ними по колоннам. Колонны в постройках дорического стиля постепенно утолщались книзу. Это создавало впечатление прочности и мощи. Верхняя часть колонны была простой, без украшений. Колонны в дорическом стиле были в Парфеноне.

Статуя Афины в Парфеноне. Реконструкция

1 Фронтон — верхняя треугольная часть на торце здания.

2 Фриз — верхняя часть наружных стен храма.

Храм Ники Бескрылой

Парфенон, построенный архитекторами Иктином и Калликратом

Слева храм в дорическом стиле, справа — в ионическом стиле

Ионический стиль был распространён в греческих городах Малой Азии и на островах. Ионические колонны стройнее и тоньше, их верхняя часть имеет украшения в виде двух завитков. Образец ионического стиля — храм Бескрылой Ники на афинском Акрополе.

Статуя дискобола работы Мирона

Ионический стиль более изысканный, дорический — более простой и тяжёлый.

Кроме храмов, строили театры и иные здания общественного назначения.

3. Скульптура. Самые древние статуи греки делали из дерева. Потом их стали изготавливать из глины, камня, прежде всего мрамора. Но выше всего греки ценили статуи из бронзы. Первые скульптуры изображали лишь богов. Затем начали делать и статуи выдающихся граждан.

В 5 веке до н. э. в Греции творили три прославленных скульптора — Фидий, Мирон и Поликлет. О Фидии вы уже знаете. Помимо статуи Афины, он создал и другую знаменитую статую из золота и слоновой кости — статую Зевса в храме Зевса в Олимпии. Эту статую причисляли к семи чудесам света.

Мирон стремился показать в каменной статуе движение. Среди его произведений наиболее известна статуя дискобола (метателя диска). Юноша как бы замер, чтобы в следующий момент распрямиться и метнуть диск.

1. Копьеносец (копьё не сохранилось). Скульптор Поликлет; 2. Гермес с младенцем Дионисом. Скульптор Пракситель; 3. Афродита Книдская. Скульптор Пракситель

Статуи победителей в соревнованиях не имели портретного сходства с победителями. Скульпторы стремились создать идеальный образ гражданина.

Одна из известных статуй Поликлета — копьеносец. Поликлет воплотил в скульптуре идеал своего времени — разносторонне развитую личность. Копьеносец не только совершенен физически, как атлет-победитель, он доблестный гражданин и воин, храбрый и добрый.

Самым знаменитым скульптором в 4 веке до н. э. был Праксителъ. В то время мастера всё больше внимания уделяли передаче чувств своего героя, его переживаний. Таков созданный Праксителем Гермес с младенцем Дионисом. Гермес изображён в момент, когда он остановился в пути отдохнуть. Он развлекает младенца гроздью винограда.

Другая прославленная статуя Праксителя — Афродита Книдская. Скульптор в образе богини любви изобразил красоту земной женщины. Статуя стояла в открытом круглом храме на острове Книд.

Стихотворение о статуе Зевса работы Фидия в Олимпии

Зевс ли на Землю сошёл показать тебе,

Фидий, свой облик,

Или на небо ты сам видеть его восходил?

Почему эту статую называли одним из чудес света?

1. Составьте рассказ о достопримечательностях Афин. 2. Какие постройки и статуи на Акрополе связаны с именем Афины? 3. Выберите слова и имена, относящиеся к истории Афин: Тутмос, Леонид, Солон, Крез, Мирон, фаланга, остракизм, Ольвия, тирания, хлопок, полис, рис, гоплит. 4. Что такое стиль (ордер)? Чем дорический стиль отличается от ионического? 5. Расскажите о греческих скульпторах и их произведениях.

1. Что объединяет и чем различаются монументальные сооружения в Древнем Египте и Древней Греции? 2. Объясните, почему при Перикле начался расцвет архитектуры, скульптуры.

Наши проекты и исследования. Используя дополнительную литературу, ресурсы Интернета, учебный CD «Приложение к учебнику В. И. Уколовой, Л. П. Маринович «История Древнего мира. 5 класс», подготовьте презентацию «Путешествие в Древние Афины». Опишите географическое положение, районы города, главные достопримечательности, занятия и быт жителей. Назовите известных людей, прославивших город.

18)Архитектура Древней Греции: периодизация и основные памятников.

Архаический период (XII до н. Э. До времён Солона (590 г. До н. Э.))

Прошёл в отношении зодчества в выработке основных принципов и форм; однако не сохранилось никаких вещественных памятников этого периода.

Ранне-классический период (590 г. До н. Э. — 470 г. До н. Э.)

главную его черту составляло постепенное освобождение греческой архитектуры от чужеземного влияния. Почти все постройки в этом периоде — дорического стиля, сначала тяжёлого и малоизящного, но потом делающегося более лёгким, смелым и красивым. Из храмов этой эпохи, находившихся в самой Греции, можно указать на храм Геры в Олимпии, Зевса в Афинах, Аполлона в Дельфах (одно из самых знаменитых и роскошных святилищ древней Греции) и Афины Паллады на острове Эгине.

Гораздо многочисленнее древнедорические храмы в Сицилии и Южной Италии, где в эту пору существовали богатые греческие колонии. Храм Посейдона в Пестуме близ Амальфи — одно из наиболее уцелевших и изящных сооружений рассматриваемой эпохи; к ней относятся в той же местности остатки храма Деметры и так называемая Базилика. Наконец, к этой эпохе должен быть причислен храм Артемиды в Эфесе

Храм Артемиды в Эфесе.

Дельфы. Руины храма Аполлона.

Классический период (470 г. До н. Э. — 338 г. До н.

В это время ионический и коринфский же стиль входит в большее употребление. Вместо известкового камня и песчаника для построек употребляется мрамор, доступный более тонкой обработке и потому способствующий большей деликатности и изяществу орнаментировки. Например Храм Тезея в Афинах, маленький храм в Илиссе (теперь разрушенный) и храм Неокрыленной Победы при входе в афинский акрополь, храм богини Афины, Парфенон, храм Деметры и храм Эпикурейского Аполлона в Бассах, храм Зевса в Олимпии

Храм Зевса.

Период Эллинизма (338 г. До н. Э. — 180 г. До н. Э.)

Под влиянием чувственности и изнеженности Востока, проникших в Элладу, художники заботятся главным образом о пышности и эффектности своих сооружений; повсюду господствует пристрастие к коринфскому стилю; строятся здания гражданского характера — театры, дворцы и пр. Переход от прежнего направления к новому выражает собой храм Крылатой Афины, построенный скульптором Скопасом в Тегее. Заслуживают внимания храм Зевса в Немее, памятник Лизикрата и так называемая «Башня ветров»

Башня ветров

Период Римского владычества

После того, как Греция подпала под власть Рима, архитектурная деятельность почти совершенно прекратилась в ней самой; но её художники, хлынувшие в вечный город, перенесли в него традиции своего отечественного искусства и много способствовали облагорожению римского зодчества, хотя и должны были приноравливаться к напыщенному вкусу народа-победителя. Вообще в последний период своей истории греческая архитектура уже сливается с историей римского искусства.

Древнегреческие храмы

храмы постоянно сохраняли один и тот же основной тип, впоследствии усвоенный и римлянами.

первоначально храмы строились из дерева. Потом их стали сооружать из камня. Греческий храм представлял из себя здание умеренных размеров, стоявшее внутри священной ограды на фундаменте в несколько ступеней и представлявшее в простейшем своём виде сходство с продолговатым домом, имеющим в плане два сложенные вместе квадрата и двускатную, довольно отлогую крышу; одна из коротких его сторон не выходила наружу стеной, которую здесь заменяли две пилястры по краям и стоящие в пролёте между ними колонны, несколько отступая в глубь здания, оно было перегорожено поперечной стеной с дверью в середине, так что получались род крыльца или крытых сеней (притвор) и внутреннее, замкнутое со всех сторон помещение — святилище, где стояла статуя божества и куда никто не имел права входить, кроме жрецов. Подобные здания назывались «храмом в пилястрах». В некоторых случаях совершенно такое же крыльцо, как и с переднего фасада, устраивалось и с противоположной стороны. Пилястры и колонны сеней подпирали потолок и крышу, причём последние образовывали над ними трёхугольный фронтон. Эта простейшая форма в более обширных и роскошных храмах усложнялась некоторыми добавочными частями, отсюда и произошли следующие виды храмов:

«Храм с портиком», или «простильный», имеющий впереди входных сеней портик с колоннами, стоящими как раз против их пилястр и колонн.

Храм «с двумя портиками», или «амфипростильный», в котором к храму о двух крыльцах пристроено по портику к тому и другому.

Храм «кругокрылый», или «периптерический», состоящий из храма простильного, или же амфипростильного, сооружённого на платформе и обнесённого со всех сторон колоннадой.

Храм «двоякокругокрылый», или «диптерический» — такой, в котором колонны окружают центральное сооружение не в один, а в два ряда.

Храм «ложнокругокрылый» или «псевдопериптерический», в котором опоясывающую здание колоннаду заменяют полуколонны, выступающие из его стен.

Храм «сложнодвоякокругокрылый», или «псевдодиптерический», казавшийся как бы окружённым двумя рядами колонн, но в котором на самом деле второй их ряд заменялся со всех или только с длинных сторон здания полуколоннами, вделанными в стену.

Архитектура Древней Греции
презентация к уроку по истории (5 класс)

Фахертдинов Олег Михайлович

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Архитектура Древней Греции

Архаический период (XII до н. э. до времён Солона (590 г. до н. э.) Ранне — классический период (590 г. до н. э. — 470 г. до н. э.) Классический период (470 г. до н. э. — 338 г. до н. э.) Период Эллинизма (338 г. до н. э. — 180 г. до н. э.) Период Римского владычества Основные периоды греческой архитектуры:

Архаический период (XII до н. э. до времён Солона (590 г. до н. э.) Прошёл в отношении зодчества в выработке основных принципов и форм; однако не сохранилось никаких вещественных памятников этого периода.

Из храмов этой эпохи, находившихся в самой Греции, можно указать на храм Геры в Олимпии, Зевса в Афинах, Аполлона в Дельфах и Афины Паллады на острове Эгине . Ранне-классический период (590 г. до н. э. — 470 г. до н. э.) Храм Артемиды Почти все постройки в этом периоде — дорического стиля, сначала тяжёлого и малоизящного , но потом делающегося более лёгким, смелым и красивым.

Руины храма Аполлона

В течение третьего периода, дорический стиль, продолжая быть господствующим, делается легче в своих формах и смелее в их сочетании, ионический же стиль входит все в большее и большее употребление, и получает право гражданства и стиль коринфский. В собственной Греции храмы становятся более благородными и гармоничными как по общему своему характеру, так и по пропорциональности отдельных частей Классический период (470 г. до н. э. — 338 г. до н. э.) Храм Геры в Олимпии

Храм Зевса в Олимпии

В течение четвёртого периода греческого искусства архитектура уже не обладала чистотой вкуса предшествовавшей эпохи. Переход от прежнего направления к новому выражает собой храм Крылатой Афины, построенный скульптором Скопасом в Тегее . Затем, из памятников четвёртого периода заслуживают внимания храм Зевса в Немее и несколько небольших, но Период Эллинизма (338 г. до н. э. — 180 г. до н. э.) Чрезвычайно изящных сооружений в Афинах,в особенности хорагический памятник Лизикрата и так называемая «Башня ветров».

Храм Зевса в Немее

Период Римского владычества После того, как Греция подпала под власть Рима, архитектурная деятельность почти совершенно прекратилась. Вообще в последний период своей истории греческая архитектура уже сливается с историей римского искусства.

Важнейшей задачей архитектуры у греков, как и всякого вообще народа, было храмоздательство. Греческие храмы нисколько не походили на храмы Египта и Востока. Первоначально храмы строились из дерева, потом их стали сооружать из камня. Древнегреческие храмы

Важную роль играла в греческой архитектуре колонна: её формы, пропорции и декоративная отделка подчиняли себе формы, пропорции и отделку других частей сооружения; она была модулем, определяющим его стиль. Стили колонн

Дорический стиль Дорический стиль отличается простотой, мощностью, даже тяжеловатостью своих форм, их строгой соразмерностью и полным соответствием механическим законам . В большинстве случаев колонна покрыта по направлению своей длины «ложками», то есть желобками, представляющими в paзpезе нeбoльшoй круговой сегмент. Вообще дорическая колонна при простоте своих форм прекрасно выражает упругость и сопротивляемость колонны той тяжести, которая подпирается ею. Эту тяжесть составляет так называемый «антаблемент». Антаблемент разделяется на два горизонтальных пояса: «фриз»,«архитравом».

Ионический стиль В ионическом архитектурном стиле все формы легче, нежнее и грациознее, чем в дорическом.

Коринфский стиль возник позже других и отличавшийся особенной пышностью. В этом стиле колонна, её база и антаблемент представляют значительное сходство с ионическими, но капитель и абака — совершенно иные. Первая представляет как бы корзину, окружённую двумя рядами аканфовых листьев, наклонно стоящие четыре волюты, выступая из этих листьев и давая от себя две меньшие волюты, поддерживают плоскую абаку, которая имеет форму квадрата с отсечёнными углами и дугообразно срезанными сторонами, в середине каждой из этих сторон помещена розета . Коринфский стиль

Калликрат Иктин Пракситель Лисипп Мирон Фидий Древнегреческие архитекторы и зодчие Пракситель Фидий

Фидий (жил около 490 г. до н. э. — 430 г. до н. э.) — древнегреческий скульптор, один из величайших художников периода высокой классики. Большинство работ Фидия не сохранились, о них мы можем судить только по описаниям античных авторов и копиям. Тем не менее, слава его была колоссальной. Мира. Самые знаменитые работы Фидия — Статуя Зевса в Олимпии — одно из семи чудес Древнего и Афина Парфенос были выполнены в хрисоэлефантинной технике — золото и слоновая кость.

Статуя Зевса Афина Парфенос

Мирон греческий скульптор середины 5 в. до н. э. из Елевфер , на границе Аттики и Беотии. Скульптор эпохи, предшествовавшей непосредственно высшему расцвету греческого искусства (конец VI — начало V веке до н. э.). Наиболее знаменитое его произведение -«Дискобол», атлет, намеревающийся пустить диск, — статуя, дошедшая до нашего времени в нескольких копиях.

Великий греческий скульптор раннеэллинистической эпохи (IV в. до н. э.). Его произведения не дошли до нашего времени, по крайней мере, в оригинале. Одно из центральных произведений Лисиппа — колоссальная бронзовая статуя Геракла — была увезена из Тарентума в Константинополь и расплавлена там, в 1022 году. Лисипп

Пракситель Древнегреческий скульптор, один из величайших аттических ваятелей IV века до н. э. Автор знаменитых композиций «Гермес с младенцем Дионисом», «Аполлон, убивающий ящерицу».

Калликрат Древнегреческий архитектор середины V века до н. э., работавший в Афинах. Принимал участие в воплощении в жизнь архитектурной программы Перикла. Построил по проекту Иктина Парфенон (437—438 г.г. до н. э.). Калликрат считается также архитектором храма Ники Аптерос (427—424 г.г . до н. э .).

Древнегреческий зодчий времён Перикла. Построил, совместно с Калликратом , главное афинское святилище, Парфенон, постройка которого продолжалась 16 лет и была окончена в 438 г. до н. э . Иктин

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок +презентация по МХК «Образ архитектуры Древней Греции» для 8 класса

Как известно в образовании существует множество методов обучения, разные типы уроков, которые преследуют одну единственную цель – усвоение знаний учащимися. Приветствуется внедрение новшеств, ил.

Презентация по МХК «Архитектура Древней Греции»

Презентация по МХК «Архитектура Древней Греции» предназначена для учащихся, изучающих раздел «Античная культура» вне зависимости от предмета. Может быть использована на урока.

Презентация для интерактивной доски «Архитектура Древней Греции

Презентация предназначена для урока «Культура Древней Греции» курса Всемираная История, 10 класс.

Конспект урока по изобразительному искусству на тему «Архитектура Древней Греции. Ордерная система»

Тема урока соответствует программе 8 класса по программе Б.М. Неменскому.

Презентация «Архитектура Древней Греции»

Данная презентация может испельзоваться на уроках истории и мировой художественной культуры.

План урока с применением метода художественно-педагогической драматургии. Тема: « Архитектура Древней Греции»

На этом уроке учащиеся знакомятся с особенностями архитектуры Древней Греции,узнают новые типы сооружений и открытия в области архитектуры.

Урок-презентация по Мировой художественной культуре в 10 классе по теме Архитектура Древней Греции

Данная презентация позволяет выявить влияние пространственного образа мира на античную архитектуру. Знакомит учащихся с понятием «пространственный образ» и с особенностями его проявления в антич.

Парфенон – храм афинского акрополя с богатой многовековой историей

Парфенон в Афинах

Парфенон – главный храм в древних Афинах, которому 2,5 тысячи лет. Памятник античной архитектуры расположен на территории Акрополя в центре греческой столицы. Греки посвятили его любимой богине Афине, так они отблагодарили могучую дочь Зевса за покровительство городу и спасение во время персидской войны.

Покровительница Афин

Древние греки почитали богов, живших на священной горе Олимп. Древнегреческий миф гласит о том, что могущественному Зевсу предсказали смерть от рук сына. Боясь предсказания, громовержец проглотил беременную супругу Метиду.

Вскоре у Зевса нестерпимо заболела голова, и небесный владыка приказал рассечь ее. Из головы грозного Зевса появилась дочь Афина в воинском облачении. В глазах богини светилась мудрость и доброта, за что ее нарекли Богиней справедливости, мудрости и воинской стратегии.

Афина спустилась с Олимпа и подарила людям ремесла, научила женщин ткать, развила науки, показала искусство составления законов и ведения государственных дел. Афина – покровительница войн, пресекала несправедливость в спорах и битвах. Благодарный народ Греции чтил мудрую и великодушную Афину и возвел в ее честь храм.

Читайте также  Верховный бог в древней греции

Возведение храма

Строить Парфенон начали в эпоху Перикла – величайшего политического деятеля Древней Греции. В 447 году правитель на строительство храма выделил 450 талантов. Народ роптал: в то время эти деньги требовались для строительства кораблей. Перикл убедил людей, что Парфенон в честь Афины мощью и красотой прославит Акрополь.

Парфенон в честь Афины

Архитектором здания стал Калликрат, проект разработал зодчий Иктин. Отделкой занимался великий скульптор Фидий. Строили храм прославленные мастера Греции, контролировал строительство сам Перикл. Правитель оставил империю без флота, но подарил миру Парфенон.

Храм выстроен из мрамора, отделанного золотом. Добывали камень на горе Пентеликон в 20 км от Афин. Белый пентеликонский мрамор под лучами солнца приобретает желтоватый цвет, поэтому у Парфенона золотистый оттенок. Мраморные блоки скрепляли железными штырями, залитыми свинцом. Освятили храм в 438 году на ежегодных Панафинейских играх.

Особенности архитектуры храма

Храм богини-воительницы разместили на вершине Акрополя и строили 10 лет. Акрополь – возвышенная укрепленная часть древнегреческого города, каменистый холм с пологой вершиной длиной 200 и высотой 156 метров. В переводе с греческого языка слово обозначает «верхний город, крепость», убежище на случай войны.

Парфенон – храм богини Афины на языке древних эллинов обозначает «пречистая». Так древние греки называли любимую богиню. Основа храма – стилобат, трехступенчатый мраморный подъем высотой полтора метра. Парфенон – прямоугольное здание с колоннадой по четырем сторонам.

Макет Парфенона

Размеры прямоугольной основы – 69,5 на 30,9 метра. На фасадах здания по 8 колонн, по бокам – по 17. Высота возведенного храма 14 метров. Первоначально Парфенон был раскрашен, нижняя поверхность красным цветом, кессоны колоннады – синим и золотистым.

Создатели Парфенона рассчитывали на созерцание храма снаружи. Наружные гранитные блоки тщательно шлифовали и старательно подгоняли по размеру друг к другу, а внутренние оставались необработанными.

Сверху храм покрывала черепичная кровля. Здание смотрится гармонично и воздушно, хотя прямых линий в очертании храма нет. Колонны, карнизы, кровля слегка изогнуты, чтобы создать оптическую иллюзию прямоты сооружения.

По мере приближения к святилищу человек зрительно ощущает, что здание «вырастает». Древние зодчие построили изящный храм: сделали среднюю часть колонн слегка утолщенной, а угловые наклонили к центру, добившись визуальной стройности. Угол наклона угловых колонн намного меньше прочих.

Реконструкция, таким был храм

На каждой колонне проточено 20 продольных желобков – каннелюр. Пролеты между колоннами увеличиваются к центру, но идущему вдоль колонн зрительно кажутся одинаковыми. Внешний фасад храма украшают рельефные изображения богов Зевса, Аполлона, крылатой Ники.

Статуя Афины

Западную часть Парфенона занимал опистодом – помещение для хранения подношений Афине и государственной казны. В центральном зале храма в окружении колонн стояла 12-метровая статуя богини Афины-Девы, выполненная архитектором Фидием из золота и слоновой кости.

Богиня в гребенчатом шлеме гордо возвышается в полный рост и держит в одной руке копье, в другой – двухметровую фигуру богини победы Ники. Голова богини с невысоким лбом и округлым подбородком чуть наклонена под тяжестью шлема и волнистых волос. Глаза из драгоценных камней смотрят внимательно и испытующе. Голова и руки, изваянные из слоновой кости, на фоне блистающего одеяния из золота выглядят нежно.

Статуя Афины

У ног Афины лежит щит с чеканкой битвы греков с амазонками. На груди – эгида, панцирь с головой медузы Горгоны. Шлем, волосы и щит – из золотых пластинок. На изготовление скульптуры Афины потрачена тонна золота.

Скульптуры и фризы храма

Внутри храм над колоннадой опоясывает 160-метровый барельефный фриз, изображающий торжественное шествие в честь рождения богини Афины. Ежегодно в течение 5 дней с 24 по 29 июля народ славил Афину. В начале праздника читали поэтические произведения, проводили театральные представления и спортивные состязания.

Элемент архитектуры Парфенона

Потом люди выстраивались в колонну, и процессия торжественно и неторопливо двигалась на Акрополь, чтобы поднести Афине пеплос – торжественный дар, шерстяную верхнюю женскую одежду без рукавов.

На мраморном фризе Парфенона изображены юноши с конями, они показали умение доблестно выступать на неоседланных лошадях. Девушки в длинных одеждах погоняют круторогих быков, выбранных для жертвоприношения. Важно шествуют спокойные и благородные старцы. Музыканты, всадники, колесницы, женщины с пальмовыми ветвями идут поклониться богине.

Барельефы

В шествии участвуют 378 афинян и богов и 200 животных. Все движутся в храм, где над входом рельеф – пир 12 главных богов, почитаемых в Древней Греции. Над фризом – рельефное изображение: битва богов с гигантами, сражение эллинов с амазонками, битва лапифонов с кентаврами, сюжеты о Троянской войне.

Обогнув Парфенон, процессия подходила к фронтону, где на троне торжественно восседал Зевс. Около громовержца – кузнец Гефест, который только что рассек череп Владыке Богов. Из него появилась богиня Афина в доспехах и шлеме с атрибутом мудрости – змеёй.

В углах фронтона – головы храпящих коней, которые влекут колесницы Гелиоса – бога Солнца и Селены – богини Луны. Лица богов спокойны и сдержанны. На западном фронтоне барельеф – «Спор Афины и Посейдона за обладание Аттикой».

Барельефы Парфенона

Остатки роскоши

Храм богини Афины почитался во всей Греции. Пожертвования Афине приносил Александр Македонский. После победы над персами на фронтон храма полководец подарил 300 доспехов и 14 щитов побежденных им воинов.

Со временем античное сооружение пришло в упадок. Парфенон был греческим храмом, казной, церковью, мечетью, крепостью. В 298 году до н. э. по приказу правителя Лахара сняли золотые части со статуи Афины.

Парфенон горел, но здание восстановили. Статую Афины перевезли в Константинополь, где она и погибла при пожаре. В 1460 году завоевавшие Афины турки разместили в Акрополе военный гарнизон, а Парфенон превратили в мечеть, повредили росписи внутри храма и украли скульптуры.

Колонны древнего храма

Во время осады Афин в 1687 году взрывом снесло крышу и повредило колоннаду. В XIX веке посол Англии лорд Эльджин увез много скульптур на родину. Местные жители растащили мраморные блоки. О здании забыли вплоть до обретения Грецией независимости. В 20-е годы XX века началась реставрация храма и создан Фонд сохранения Парфенона. ЮНЕСКО выбрала Парфенон своей эмблемой и занесла Акрополь в список Всемирного наследия.

Парфенон – наиболее копируемое здание в мире. Полноразмерная копия здания находится в США в Наивилле, штат Теннессии. У подножия холма Акрополь расположен афинский музей, в котором демонстрируют скульптуры, найденные при раскопках Акрополя.

После открытия музея в 2003 году за первых два месяца Парфенон посетили полмиллиона человек. В дни местных праздников около Парфенона проводится фестиваль: Парад, праздничный салют и шествие в народных костюмах.

От Парфенона веет вековой мудростью, болью и надеждой множества поколений эллинов. Утрачено так много, что нет надежды увидеть храм в первозданном виде, хотя за 42 года реконструкции Парфенон становится красивее год от года.

Однако и нынешний Парфенон – свидетельство гениальности возводивших святилище зодчих и строителей. Античный храм волнует умы археологов и архитекторов. Вы не увидели Афин, если при поездке туда не побывали в Акрополе и не любовались древним Парфеноном.

Храм Афины Алеи в Тегее – история, архитектура

В античные времена храм Афины Алеи на Пелопоннесе был одним из самых выдающихся архитектурных шедевров, созданных человеком. Немыслимая красота завораживала и заставляла древних греков почтительно склонять головы перед языческими богами. Сегодня о великолепии храма можно судить лишь по руинам и картинкам, воссозданным по описаниям. Но удивительная энергетика чувствуется стразу, как только переступаешь условные врата. Многие столетия культа пропитали само пространство ощущением альтернативной реальности. Многие поколения людей обращались с вечными мольбами к мудрой Афине – защите, мире и процветании.

Храм Афины Алеи Тегея

Легендарный храм, взамен на свое безупречное служение человеку, познал лишь разрушение и полное забвение. Исторические вихри и неумолимое время стали главными причинами печальной участи великолепного строения.

История храма Афины Алеи

Религия древних греков была основана на культе Зевса и его божественных детей. Афина была рождена единолично вседержителем. Согласно легенде, он проглотил свою беременную жену Метиду-Премудрую, но вскоре почувствовал невыносимую головную боль. Гефест пришел на помощь и расколол отцовский череп топором – так появилась на свет Афина, облаченная в воинские доспехи и наделенная мудростью великого отца. В отличие от своего жестокого и неуправляемого брата Ареса, богиня не желала зла людям и помогала им осваивать тонкое искусство войны с минимальными потерями.

Скульптура Афины Алеи в Тегее

Благодаря своей вселенской мудрости она стала покровительницей ученых, помогла создать государство и законы. Ей поклонялись ремесленники и землепашцы, ведь Афина подарила им плуг, грабли, глиняный горшок, научила управлять лошадьми и волами. Женщинам она дала первичные навыки прядения, ткачества и кулинарии. Ценные дары позволили девушкам шить красивую одежду, создавать уют в доме и манипулировать своими мужьями. Неудивительно, что греки любили Афину, в некоторых регионах её культ был значительно важнее почитания Зевса.

Древние Тегеи – место, где был построен храм Крылатой Афины, относились именно к тем областям Греции, где почитание мудрой богини было безоговорочным и фанатичным. История не сохранила точную дату основания города. Но достоверным является факт, что в VI веке до н. э. он попал под иго спартанцев, которым было выгодно контролировать Тегеи, в силу стратегически выгодного положения.

История Храма Афины Алеи в Тегее

Горожане, мечтавшие избавиться от непосильного ярма чужаков, день и ночь возносили молитвы богам. Только через 200 лет мудрая дева услышала и вняла просьбам. К власти пришел легендарный царь Алей, который и построил храм Афины Алеи. Благодаря божественному дару он освободил земли от спартанцев и привел город к небывалому величию. Напоминанием, кто стоял за спиной царя, стало религиозное здание, величественное и прекрасное, как сама Афина.

Но древнему святилищу не суждено было простоять вечно, как планировал Алей. В 359 году до н. э. Тегеи охватил ужасающий по своей силе пожар. Половина жителей погибли в стихии, почти все постройки пострадали, а некоторые сожжены дотла. Печальная участь не миновала и храм. Население вновь осталось без защиты. Было принято решение воссоздать святыню на месте сгоревшего капища.

Автором нового шедевра стал архитектор Скопас, который пообещал, что его творение превзойдет храм Алея. И действительно, новое здание отличалось исключительной роскошью и богатством. Резные фрески, гравюры и великолепные статуи – каждая деталь создавалась с любовью и почитанием, чтобы богиня никогда не забывала о населении Тегей.

Сам храм представлял собой классический периптер – прямоугольное строение, окруженное колоннадой. Размеры здания впечатляли своими масштабами – 20 метров в ширину, 50 в длину, высота 10 метров. Храм Афины Алеи был самым высоким в городе. Перед входом стоял алтарь из мрамора, искусно украшенный резными элементами. Сюда жители приносили свои подношения богине, взамен на благосклонность. В самом храме находилось еще одно святилище, куда доступ людям был строго запрещен. Здесь имели право находиться только невинные жрицы, чтобы на более высоком уровне вести разговоры с Афиной.

Архитектура храма Афины Алеи

По свидетельствам очевидцев, первой жрицей стала дочь самого царя Алея – Одж. По достижению определенного возраста, девушки могли принять решение – создать семью или до конца дней сохранить невинность во имя Афины.

Главной особенностью храма считалась драгоценная статуя Афины, вырезанная из слоновой кости. В летописях сохранились восторженные рассказы о том, что скульптура выглядела живой, настолько детально изобразил художник каждую черту лица и элементы одежды. Поговаривали, что сама Афина снизошла для позирования. Иначе как объяснить такое волшебство?

Но и новый храм подвергся разрушениям. Вторжение римлян стало первым ударом по роскоши. Все ценные вещи, включая великолепную статую Афины, были вывезены в Рим. С приходом христиан закат храма стал неизбежен. Вместе с языческой религией рушились места поклонения изгнанным богам.

Сегодня, некогда величественный храм – это груда камней, которая благодаря многолетнему труду археологов смогла рассказать свою удивительную и печальную историю. Посмотреть на некогда прекрасные фризы и остатки гравировок можно в Греческом музее. По мировым экспозициям разбросаны фрагменты скульптур и главных колонн, укравших вход в храм. Ценные для истории находки лишний раз подтверждают, насколько развита была древнегреческая цивилизация. Даже первый раннеантичный храм в честь Афины вызывает восхищение человеческим гением.

Храм Афины Алеи в наши дни

Храм Афины в Тегее в наши дни

Где находится храм и как до него добраться

Примерно в 10 км к юго-востоку от Триполи (Аркадия) находится современная деревня Алеа. В античные времена на ее месте располагалась Древняя Тегея – важный экономический, политический и религиозный центр Пелопоннеса. Именно здесь можно посмотреть на знаменитые руины храма в Тегее. Из Афин до Триполи курсируют как регулярные автобусные рейсы, так и поезда (более комфортный вариант, потому что расстояние составляет 130 км).

Непосредственно в Агею доехать можно с главного автовокзала Триполи, который обслуживает все направления внутри Аркадии и северного Пелопоннеса. Находится он в 1,5 км от центра города, в юго-восточном направлении.

Напротив железнодорожного вокзала, у здания кафе находится конечная остановка рейсовых автобусов, следующих в Месинию, Каламату, Пилос, Мани, Спарту.

Лучше планировать внутреннее путешествие по Греции с ночевкой. Будет возможность увидеть больше достопримечательностей и соответственно получение ярких впечатлений.

Путеводитель по храму

Храм Афины на Пелопоннесе

Храм

Какие еще достопримечательности можно посмотреть

В самом Триполи посетите Панаркадийский археологический музей. График работы вторник – воскресенье с 8:30 до 15:00. Входной билет стоит 2 €, для детей бесплатно. Найти его можно по указателям на Василеос Йеорьиу.

В окрестностях можно посмотреть Древнюю Мантинею (вторник-воскресенье, 8:30-15:00, вход бесплатный). До Мантинеи можно добраться на автобусах, которые отходят от платии Колокотрони из Триполиса каждый час.

Археологическая площадка возле Алеи представляет интерес для любителей истории. В деревне Палея находится церковь, которая соединяется с частью святилищ в Тегее, её украшают мозаики византийской эпохи. Эта церковь – святыня и привлекает много паломников.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector