Храм посейдона в пестуме

Храм посейдона в пестуме

Храм Аполлона в Коринфе и Пестум, храм Посейдона.

ХРАМ АПОЛЛОНА В КОРИНФЕ
О древности этих остатков греческой архитектуры, относящихся к первой половине VI века, говорят пятнадцать колонн его продольных стен, которым по фасаду соответствуют только шесть. Уступы, за исключением выступов под последними колоннами юго-западного угла, совершенно исчезли.

Храм Аполлона в Коринфе и Пестум, храм Посейдона.

Основные линии целлы могут быть восстановлены по следам на земле. Архитрав, состоящий из двух полос, высок, эхин сильно выступает вперед, но его боковой выступ не так уж велик, а абака стала ниже. Профиль с венком из листьев в пестумской капители исчез. Расстояния между крайними колоннами на четырех углах были меньше, а проходы уже, чем между остальными колоннами, что в западных храмах, относящихся к тому же времени, не наблюдается. В них имеется зато различие в ширине промежутков, между колоннами на продольной и поперечной сторонах. На фронтонной стороне она обычно больше, чем на других. Только в шести-колонном храме в Пестуме расстояние между колоннами на всех сторонах одинаково. Эти колебания в соотношениях вышеупомянутых и других частей показывают, что дальнейшая канонизация архитектурных форм была результатом долгого развития. К тому же архитекторы западных греческих городов долго шли своим собственным путем, прежде чем подчинились канону, к которому архитекторы Греции пришли гораздо раньше. Герайон в Олимпии, который не может быть отнесен к древнейшим западно-греческим храмам, храм в Коринфе и другие, несмотря на отдельные особенности, все же ближе к канонической форме дорийского храма, чем более поздние храмы.

ПЕСТУМ, ХРАМ ПОСЕЙДОНА
Этот храм, служит для нас лучшим образцом строгого дорийского стиля. Прежние преувеличения отдельных элементов отсутствуют.. Правда, капитель выступает еще довольно значительно,- слишком велика была привычка к такой капители в соседних странах. Но выпуклая линия эхина почти преодолена. Она поднимается более круто, более подтянута и закругляется только возле абаки. Самые колонны тоже более подтянуты, выпуклости почти не замечается. Различие в расстояниях между ними на продольной и поперечной сторонах сведено к минимуму: оно проявляется только на угловых колоннах.

Храм Аполлона в Коринфе и Пестум, храм Посейдона.

Наблюдается новое числовое отношение: в первый раз в западно-греческом храме промежутки между колоннами и диаметры колонн находятся в том же отношении друг к другу, что и ширина метопы к ширине триглифа; оба отношения равны 3 :2. Все колонны наружного портика стоят на стилобате не вертикально, но слегка наклонно, так что глазу еле приметен их наклон в сторону целлы. Этим достигается единство всей колоннады, производящей совершенно новое впечатление. Тени под рядами капителей и под карнизом еще больше выделяют структуру храма. Эти же тени повышают выразительность массы антаблемента, широко положенного по горизонтали и стремящегося к земле, в то время как вертикальные тени между колоннами и менее густые тени в каннелюрах подчеркивают назначение колоннады — служить опорой всему зданию. При рассмотрении этих теней естественно возникает вопрос, почему окраска некоторых частей зданий являлась необходимой. Здания, которые возводились не из мрамора, было принято штукатурить, скрывая таким образом неровности поверхности и разнородность материала. Но и такие здания окрашивались только в определенных частях и ограниченных плоскостях. Колонны не нуждаются в окраске: они и так сильно отделяются от темных стен целлы. Капитель с абакой и архитрав также остаются неокрашенными. Только между углублениями шейки колонны и орнаментальными «ремешками» проходит красная черта. Интенсивная окраска начинается с верхнего пояска архитрава, т. е. с области теней, падающих от карниза крыши. Короче говоря, направленные по горизонтали венчающие обломы окрашивались в красный цвет, а части, ориентированные по вертикали, окрашивались в синий цвет. Очевидно, в этом проявилось желание сохранить характерные линии тех форм, которые утрачивали их в тени. Это было возможно только при помощи цветовых контрастов.

Древний Пестум и его храмы

Неаполитанское побережье. Конец февраля. Солнечно, градусов 15 тепла, только иногда набегают небольшие облачка.

Я схожу с электрички на захолустном полустанке Paestum в 1 часе и 20 минутах езды от Неаполя и отправляюсь в прошлое — великое прошлое Великой Греции, как древние эллины именовали Южную Италию. А именно – в древнегреческий город Посейдония, основанном в 7-м веке до нашей эры. При римлянах город получил название Пестум.

Пестум

А так, примерно, Пестум выглядел в древности

Пестум

Чтобы попасть в Пестум, нужно пересечь железнодорожные пути и пойти по направлению от Неаполя по дорожке, сделанной из дорогущего тикового дерева (видно, ЮНЕСКО расщедрилось). Археологическая зона Пестума включена в список культурного наследия ЮНЕСКО в 1998 году.

Дорожка идёт сначала между ж/д путями и старой крепостной стеной, потом поворачивает направо. (Можно пройти и напрямую от ж/д платформы, но я шёл именно так).

Пестум

Крепостная стена сложена из плотно подогнанных каменных блоков, имеет арки для прохода и 24 башни. Длина стены около 5 км, толщина 5-7. Людей на дорожке почти не было.

Пестум

Дорожка ещё раз повернула направо и пошла уже внутри стен к завидневшимся храмам.

Пестум

На входе я купил билет. Он стоит 9 евро, но у меня была музейная карта, поэтому мне достался за полцены 4,5 евро. Музей работает с 8.30 до 18.45, выходной 1-й и 3-й понедельник месяца. Раскопки открыты каждый день с 8.45, закрываются за час до наступления темноты.
Входя на территорию музейного комплекса, первым делом обращаешь внимание на так называемый храм Посейдона (Неттуна — на всех поясняющих надписях по-итальянски). В Википедии его же уверенно называют храмом Геры 2, а также и храмом Зевса, и храмом Аполлона.

Пестум

Пестум

Пестум

Пестум

Какому божеству он был посвящён в действительности, не совсем понятно. А для меня как любителя не так уж и важно. Главное, что он совершенен и прекрасен. Этот храм и сохранился лучше всех. Построен он примерно в середине 5 века до н.э.

Какая-то женщина ходила вокруг и внутри храма и блаженно улыбалась. Понятно, человек очень любит античные древности.

Рядом с храмом Посейдона — храм Геры 1, построенный около середины 6 века до н.э. Тут всё однозначно, других названий мне не попадалось. Сохранился он похуже, и выглядит не так привлекательно. Колонн у него побольше, и смотрятся они несколько монотонно. Это, видимо, потому, что строился он раньше, и греческие архитекторы ещё не достигли вершин мастерства.

Пестум

Пестум

Пестум

Храм Афины находится на значительном удалении от двух предыдущих. Он был построен в самом начале 5 века. Раньше его считали храмом богини Деметры (она же римская Церера).

Пестум

Пестум

Пестум

Внутрь храмов Пестума можно войти и походить среди могучих колонн, потрогать их. Никаких «экспонаты руками не трогать». «Да и что им будет, развалинам, они каменные». Вот во время 2-й мировой войны американцы, высадившиеся в районе Пестума в 1943 году, устроили лагерь прямо на территории храмового комплекса. Об этом повествует документальный ролик, который показывают в музее. Между колонн были натянуты верёвки для сушки солдатского бельишка, тут же разбиты палатки, ездили джипы. И ничего, храм выстоял. Но это так, к слову.

От храма Мира, стадиона, театра, «могилы основателя», форума и домов обывателей остались совсем уж руины и фундаменты.

Пестум

Пестум

Пестум

Пестум

Пестум

Пестум

Пестум

Пестум

Пестум

Пестум

Цвет камня, из которого сложены остальные объекты Пестума, совсем серый.

А главные храмы сложены из желтоватого пористого камня, и как будто это не камень, а что-то живое. Вспоминались храмы, виденные мной на Сицилии, в Агригенте. И мраморы Парфенона, которые от времени пожелтели и стали подобны благородной слоновой кости.

Я бродил среди руин и восторгался мастерством эллинских архитекторов и строителей. Между камней бегали прыткие зелёные ящерицы. Всюду прорастала изумрудная травка, которую в это время года перекрывал ковёр из белых маргариток. Тишина. Лишь слабый ветерок доносился с моря.

Пестум

Пестум

Эллины основали Посейдонию на берегу моря.

За века море ушло, набежали варвары, земля заболотилась. Пестум был полностью покинут.

Как там у Блока в «Скифах»:

Вот — срок настал. Крылами бьет беда,

И каждый день обиды множит,

И день придет — не будет и следа

От ваших Пестумов, быть может!

Радует, что пока, вопреки его предсказаниям, следы Пестума сохраняются.

Город был довольно большой, и на его осмотр я потратил часа полтора, а потом, по тому же билету, направился в музей, который находится неподалёку.

Пестум

Музей интересный, а посетителей в нём почти не было. Для такого захолустья, каким сейчас является Пестум, он великоват. Но в сезон-то народу в нём, думается, побольше.

Пестум

Знаменит музей обнаруженной в 1968 году фреской, получившей название «Ныряльщик». На ней изображен человек, прыгающий с обрывистого берега в воду. Толкуют это изображение, как прыжок в загробный мир. А, может, действительно изображён просто ныряльщик?

Пестум

Любопытны изображения греков, возлежащих на симпозиумах. Симпозиум – это изначально не собрание учёных, а совместная пьянка. Так что в этом греки похожи на нас Ну, или мы на них.

Пестум

В собрании музея много и других греческих артефактов: росписей, оружия, керамики, скульптуры, погребальных камер, покрытых фресками.

Пестум

Пестум

Пестум

Пестум

Пестум

Пестум

Пестум

Пестум

Помимо предметов, обнаруженных при раскопках города, в музее неплохая экспозиция про жизнь доисторических людей, обитавших в Пестуме задолго до греков.

Пестум

На экранах мониторов показывают процессы изготовления каменных ножей или керамики без гончарного круга. И рассказывают, как американцы освобождали (или оккупировали?) Пестум.

Покидал я Пестум с небольшой группой таких же экскурсантов. Любителям античности — мой настоятельный совет: будете в Неаполе — обязательно побывайте в Пестуме. Не пожалеете.

Путешествие по Кампании (февраль 2017) — описание поездки

Сравнительный анализ храма бога моря Посейдона в Пестуме и храма Парфенона

Храм Парфенон
На вершине скалы Афинского акрополя возвышается монументальный мраморный храм Парфенон, посвящённый Афине Парфенос (т.е. Деве) — покровительнице города. В этом памятнике знаменитый политический деятель Перикл воплотил идею торжествующей демократии и неувядаемой славы Афин.

4 слайд

Описание слайда:

Парфенон был построен в 447 – 437 годах до н. э. на месте более раннего храма, который воздвигли в ознаменование победы над персами в Марафонской битве. На строительство Парфенона Перикл потратил 450 серебряных талантов, «позаимствованных» из средств, собранных на военные цели.
Имена его создателей: их звали Иктин и Калликрат.

5 слайд

Описание слайда:

Парфенон — великолепный образец дорического стиля
Парфенон представляет собой классический древнегреческий храм — прямоугольное здание, обрамлённое колоннадой. Согласно стандартам древнегреческой архитектуры, число колонн бокового фасада на 1 единицу больше удвоенного числа колонн на торцевой стороне здания (применительно к Парфенону – 8 и 17). Древние зодчие придали массивному храму изящность, разработав систему оптической корректировки. На расстоянии прямые линии воспринимаются как слегка вогнутые, и чтобы устранить этот «дефект» архитекторы сделали среднюю часть колонн слегка утолщенной, а угловые колонны немного наклонили к центру, тем самым добившись видимости прямизны.

6 слайд

Описание слайда:

Скульптуры Парфенона
Дорический фриз фасада был украшен барельефами, изображающими сцены единоборств: битва лапифов и кентавров — с восточной стороны, греков и амазонок — с южной, богов и гигантов — на севере, и участников Троянской войны — на западе. Скульптурная композиция на восточном фронтоне посвящена мифу о рождении Афины.

7 слайд

Описание слайда:

По периметру внешних стена храма на высоте 11 метров от пола непрерывной лентой тянулся ещё один фриз, ионический. Его рельефы иллюстрируют сцены из традиционной церемонии празднования «Дня рождения богини Афины» — Панафинеи. Здесь изображены всадники, колесницы, музыканты, люди с жертвенными животными и дарами и др. На восточном торце представлено окончание процессии: жрец принимает от афинянки пеплос — новое одеяние, сотканное для Афины. В древности в Парфеноне размещалась сокровищница, где хранилась казна Афинского морского союза. А в центре храма стояла 13-метровая статуя Афины Парфенос, выполненная из золота и слоновой кости.

8 слайд

Описание слайда:

Храм бога моря
Посейдона в Пестуме
Частью удивительного архитектурного ансамбля города Пестума и особой гордостью итальянцев является храм Посейдона. Необычная композиция с множеством колон и характерным, присущим исключительно древним грекам, стилем исполнения. Как предполагают ученные, строительство храма датировано 5 веком до нашей эры.
Странники 18 века называли храм базиликой, поскольку считали его не святым местом, а общественным.

9 слайд

Описание слайда:

Здание представляет собой прямоугольное сооружение, обрамленное со всех сторон колоннадой размером 13,5 Х 31 метр, на фасадной части размещены шесть колон, на тыльных сторонах по четырнадцать. Материалом постройки служил желтый ракушечник. Отделан храм, как и принято в архитектуре Греции, белой штукатуркой. Основание храма имеет трехступенчатую структуру, что делает его устойчивым и подчеркивает величие и тяжесть постройки.

10 слайд

Описание слайда:

Вначале археологи считали, что храм воздвигнут древними греками в честь Посейдона, о чем свидетельствует композиция и тяжесть постройки, однако, последующие раскопки и детальное изучение найденных в здании храма нескольких статуэток, свидетельствовало о том, что в храме поклонялись Зевсу, Гере и еще одному неустановленному божеству.

11 слайд

Описание слайда:

Со скалы храма открывается вид дивной красоты на бескрайнее бушующее море. Согласно древним мифам, отсюда бросился в море Эгей, когда увидел корабль Тессея с черными парусами. На колонах величественного храма сохранилась подпись, сделанная собственноручно лордом Байроном.

Как и множество исторических монументов, храм Посейдона окутан мифами и легендами, одна из которых гласит, что только один раз в год на закате из храма Посейдона можно увидеть золотую статую богини Афины, стоящую на Афинском акрополе.

12 слайд

Описание слайда:

Вывод:
Храм в Пестуме производит впечатление могучей силы, как бы вливающейся в него из земли; он точно в земле черпает свою мощь. Его формы грузны и массивны. Колонны — низкие и приземистые, антаблемент высокий, давящий на колонны. Сравнение с Парфеноном отчетливо выявляет существенное различие соотношений. В то время как колонна Парфенона имеет в высоту 5,5 нижнего диаметра ствола, в Пестуме высота колонны составляет всего только 4,3 диаметра. Нижний диаметр колонн храма в Пестуме несколько превышает 2 м при общей длине храма по стилобату 60 м, в то время как в Парфеноне диаметр колонн несколько меньше 2 м при общей длине храма почти в 70 м. Стволы колонн имеют в Пестуме по двадцать четыре каннелюры вместо обычных двадцати, как в Парфеноне. Высота антаблемента храма в Пестуме относится к высоте колонн как 2 : 1 в то время как в Парфеноне это отношение несколько превышает 3:1. Интерколумнии храма в Пе стуме уже по отношению к ширине стволов колонн, чем в Парфеноне.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пестум

Продвигаясь все южнее и южнее по региону Кампания, в 35 км. от город Салерно, Вам откроется город Пестум. К большому сожалению, немного российских туристов отклоняется от традиционных маршрутов, чтобы уделить ему внимание.

Пестум или Посейдония (в честь бога морей – Посейдона), как назвали город его основатели греки – один из важнейших и великолепно сохранившийся памятник древней архитектуры, дошедший до наших дней. Пестум включен в список Всемирного наследия Юнеско и это единственный в мире древний город, где сохранились все три вида искусства: архитектура, скульптура и живопись.

Город, в VII веке до н.э., основали сибариты, переселившиеся на берега Тирренского моря. Имя сибаритов, обожавших негу и роскошь, стало нарицательным.

Для постройки нового города они выбрали именно Салернский залив, благодатный край, где два раза в год цветут розы и миндаль распускается уже в феврале. Но греки не были первопроходцами. Эту щедрую и благодатную землю люди заселили намного раньше. Изделия и орудия труда, обнаруженные археологами, говорят о том, что здесь жили в древнекаменный, меднокаменный и бронзовый века.

В 410 году до н.э. Посейдония была захвачена местным племенем луканов и переименована в Пайстос, или Пайстом; в 273 году до н.э. римляне прогнали луканов и водворились в городе. Название Пайстом преобразовалось в классической латыни в I в. до н.э. Паестум, которое в позднеантичное время стало звучать как Пестум. В последней четверти I в. до н.э. Пестум вступил в долгий и безысходный период упадка. Наиболее существенной его причиной явилось открытие движения по Аппиевой дороге от Рима до Брундизия (современный Бриндизи). Ранее торговля с Востоком шла через Тирренское море. С появлением новой дороги торговый путь пошел через Адриатику. Экономический спад медленно подтачивал силы города, из которого население стало постепенно переселяться в другие места. Пестум становился слабым и малолюдным, а его главный враг – малярия, набирал силу.

На рубеже VIII-IX вв. оставшееся скудное население Пестума, состоявшее из пастухов и земледельцев, стало страдать от новой беды – разбойничьих набегов сарацин; часть жителей пала жертвой их жестокости, а уцелевшие перебрались в горы.

Замерла жизнь на месте древнего богатого города, славившегося розами, цветущими два раза в год, и лишь его строгие храмы торжественно возвышались на опустевшей земле, которая заросла сорными травами: пастухи, гнавшие неторопливые стада, равнодушно взирали на памятники былого величия. Лишь в XVIIIв. возродился серьезный интерес к истории и искусству древнего Пестума, часть которого не раскопана до сих пор.

Славу города составляют его древнегреческие храмы, которые принадлежат к выдающимся памятникам мировой архитектуры.

В пределах хорошо сохранившихся античных городских стен, протяженность которых составляет около 5 километров, а ширина достигает 6 метров, возвышаются 3 храма VI-V вв. до н.э. Это единственные в мире греческие храмы, дошедшие до наших времен в практически идеальном состоянии.

Неизвестно, каким богам они были посвящены. В новое время им дали условные названия: Базилика или 1-ий храм Геры (Гера – супруга грозного Зевса), храм Посейдона (или 2-ой храм Геры), храм Деметры (или Афины, как показали более поздние исследования). Храмы были построены в разное время и с использованием различных элементов архитектуры.

Первый храм, расположенный недалеко от южных ворот города, построен в середине VI в. до н.э. Его называют Базилика или 1-ый храм Геры. Длина Базилики 54 м. 30 см, а ширина 24 м. 50 см. Храм сооружен из крупнозернистого известняка и представляет собой великолепный образец архитектуры дорического ордена с элементами ордена ионического. Колонны этого храма представляют собой нечто уникальное в истории древнегреческого искусства. И центральная часть имеет заметную припухлость (энтазис), а круглые капители (эхины) как будто сплющились под тяжестью крыши и от встречного идущего снизу напряжения стволов колонн; создается впечатление, что весь храм наполнен скрытой энергией.

В середине V в. до н.э. жители Посейдонии построили параллельно с этим храмом ещё один.

Новый храм, построенный выдающимся архитектором Либоном, по свои размерам превышал более древний. Его длина 60 м., а ширина 24 м. 50 см. Здание построено из золотистого ракушечника, а в древности было покрыто тонким слоем белой штукатурки, а отдельные его детали – раскрашены. Храм, прекрасно сохранившийся, представляет собой замечательный образец дорического ордера. В новое время за ним укрепилось название храма Посейдона (или 2-го храма Геры), но вполне возможно, что в действительности он был посвящен Зевсу, ибо современные историки архитектуры считают, что он создан в подражание знаменитому храму Зевса в Олимпии, а древние авторы упоминают о том, что в 468 г. до н.э. один из граждан Посейдонии стал победителем на Олимпийских играх. Такая победа очень высоко ценилась в античном мире, ибо она приносила великую честь городу, а победитель, увенчанный славой, мог почитать на лаврах, и не обязан был совершенствовать свое спортивное мастерство – город брал его на полное содержание, то есть пожизненно предоставлял ему бесплатное питание.

Рядом с храмами находятся широкие каменные алтари, на которых приносили в жертву животных и сжигали их жир и кости. Мясо язычники съедали сами, вкусно приготовив его – толк в еде они знали.

Третьему из храмов, построенному на рубеже VI-V вв. до н.э., сначала было дано название Храм Деметры. Но дальнейшие раскопки показали, что храм был возведен в честь Афины — боги мудрости, искусства, ремесел и победоносных войн. Здание сравнительно невелико, имеет длину в 32 м. и ширину в 14м.

В 1968 году, в 500 м. от города археологами была обнаружена погребальная камера. Глазам ученых открылись великолепно сохранившиеся фрески. Удивительная находка получила название – гробницы Ныряльщика. На светлом фоне надгробной плиты изображен прыжок в воду стройного мужчины – его смуглая фигура, тонкая и сильная, красиво прогнулась в стремительном полете. Его голова слегка поднята вверх, и он смело смотрит вперед, переходя из мира реального в мир иной.

Читайте также  Древнегреческая богиня самых ядовитых растений ее монумент

Гробница Ныряльщика представляет исключительный интерес, так как датируется временем около 475 г. до н.э., то есть эпохой расцвета греческой живописи, образцы которой ранее не были известны.

Рядом с храмами расположен Национальный археологический музей, открытый в 1952 году. Первоначально там разместили экспонаты, обнаруженные при раскопках святилища Геры Аргивской, на берегу реки Селе. Об этом святилище упоминал древнегреческий писатель и философ Страбон. По его мнению, святилище было построено самим Ясоном, предводителем аргонавтов. Гера – покровительница мореплавателей и богиня плодородия. В 1970 году музей был расширен за счет фресок, обнаруженных 2 годами ранее в погребальных камерах. В 1999 году была добавлена новая экспозиция – римский период жизни города, после 273 г. н.э. Экспозиция рассказывает о различных периодах жизни Пестума. Именно в музее можно полюбоваться прекрасной греческой керамикой, изделиями из бронзы и увидеть знаменитые образцы фресковой живописи.

Пестум (Посейдония; Paestum)

Пестум находится приблизительно в 40 км к юго-востоку от центра Салерно, в коммуне Капаччо-Пестум. Пестум включен в перечень объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Пестум находится приблизительно в 40 км к юго-востоку от центра Салерно, в коммуне Капаччо-Пестум. Пестум включен в перечень объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

В древности Посейдония (так изначально назывался Пестум) входила в состав Великой Греции. Город был основан греками из Сибариса в 7-6 веке до нашей эры. В 6-5 веках были возведены знаменитые храмы города. Грандиозные постройки, сохранившиеся до наших дней, свидетельствуют о богатстве и процветании Посейдонии. Примерно в 4 веке до нашей эры город был занят луканами (италийское племя). В 273 году до нашей эры город стал римской колонией и получил имя Пестум. Конец города совпал с закатом Западной Римской империи. Около 500 года нашей эры устья рек, сбегающих с окрестных гор в долину, засыпались песком. Местность была заболочена и стала очень нездоровой — город окружили малярийные топи. Постепенно люди оставили Пестум. Благодаря непроходимым и нездоровым болотам до нашего времени сохранились эти грандиозные руины. Пестум был открыт вновь в 1752 году при строительстве дороги, которая пересекает античный город.

Храм Геры (Храм Геры I)

Огромный интерес представляют три дорических храма, сохранившихся в Пестуме. Самым древним из храмов Пестума является храм Геры (храм Геры I). Это сооружение специалисты датируют серединой 6 века до нашей эры. Храм Геры также называют базиликой. Старинное значение этого слова магистратура. Некоторые характеристики здания, например, нечётное количество фронтальных колонн (9), давало повод учёным 18 века думать, что перед ними административное сооружение. Кстати, все 50 наружных колонн здания (по 9 фронтальных и по 18 боковых; угловые колонны считаются и фронтальными и боковыми) сохранились полностью. Во время недавних раскопок были найдены вотивные статуэтки Геры (Юноны), что подтвердило версию, что здание если и не было целиком храмовым, то, по крайней мере, в нём находилось святилище богини. Храм (эта версия, всё-таки, наиболее вероятна) ориентирован по оси запад-восток, как все греческие храмы.

Храм Геры имеет некоторые архитектурные особенности: уже упомянутое нечётное число фронтальных колонн (большая редкость для греческих храмов), ярко выраженное утолщение стволов колонн храма, наличие утолщения у пилястров (антов), низкие эхины капителей. Внутри храма сохранились три колонны, делившие целлу на два нефа и три колонны между двумя пилястрами пронаоса, предваряющего целлу. Храм с двухнефной целлой единственный в Италии, есть только два подобных храма в Дреросе и в Принии. Храмы Дрероса и Принии считаются самыми древними из сохранившихся древнегреческих храмов. Они, предположительно, на столетие старше храма Геры в Пестуме, построенного в той же архаичной манере.

К этому древнему храму применимы наблюдения Муратова: Дорическая архитектура является здесь в разгаре борьбы с тяжестью камня. Дух размера и распределения не победил ещё слепого сопротивления материи. Колонны слишком толсты и низки, слишком близко поставлены друг от друга, точно строитель преувеличивал вес поддерживаемого ими архитрава. Диаметр их основания слишком велик по сравнению с верхним диаметром. Они излишне прочно опираются на землю. Сильно выступающие дорические капители выдают ту же преобладающую заботу о достаточной прочности, то же поглощение первой архитектурной задачей, преодолением веса. Но в этом как раз и заключается сила ранней дорической архитектуры.

Храм Посейдона (Храм Геры II)

Рядом с храмом Геры I расположен храм, традиционно именуемый храмом Посейдона. Последние археологические находки (вотивные статуэтки, монеты) позволили установить, что и этот храм был посвящён Гере, поэтому его также называют храмом Геры II.

Второй храм Геры построен примерно на 100 лет позже первого храма. Специалисты датируют его серединой 5 века до нашей эры. Этот храм также ориентирован по оси запад-восток. Фронтальных колонн 6, боковых 14, угловые колонны, как и у первого храма, являются и фронтальными и боковыми. Мощные колонны выглядят более стройными за счёт увеличения числа канелюр: их 24, а не 20 (как было принято). Кстати, канелюры угловых колонн направлены чуть внутрь. Учтена также так называемая кривизна горизонта (горизонтальные линии чуть искривлены (около 10 см), а не абсолютно прямы). Это позволяет устранить оптический эффект, когда стоящему в центре храма кажется, что колонны расходятся веером, а храм вот-вот обрушится. В первом храме Геры такой архитектурный приём отсутствует.

Трёхнефная целла приподнята на 140 см над перистилем храма. Пронаос и эпинаос симметричны. Храм Геры II сохранился лучше других храмов Пестума. До нашего времени дошла большая часть внутренних колонн, фрагменты стен, лестницы.

Храм Афины

Третий храм Пестума стоит в стороне от храмов Геры. Историки датируют его концом 6 века до нашей эры, т.е. он на полстолетья младше храма Геры I и на полстолетья старше храма Геры II. Долгое время учёные считали, что этот храм был посвящён Церере, но найденные в ходе раскопок вотивные статуэтки и другие предметы позволяют считать, что храм был посвящён Афине. Храм имеет по 6 фронтальных и по 13 боковых колонн. Характерная особенность этого храма дорический фриз. Он состоит из блоков известняка, каждый блок с двумя метопами и выемкой для триглифа.

Внутренний план храма более прост, чем у храмов Геры. Интересно, что внутри храма были найдены две ионические капители внутренних колонн. Это самые древние ионические капители, найденные на территории Италии. С южной стороны целлы были обнаружены христианские захоронения. Некоторое время в средние века на территории Пестума существовало поселение, покинутое в 9 веке. Здание храма Афины использовалось жителями этого поселения в качестве христианской церкви. Рядом с храмом Афины можно видеть единственную колонну, оставшуюся от храма 6 века.

Прочие достопримечательности

Помимо храмов в Пестуме сохранились городские стены с несколькими воротами (от 4 век до нашей эры, выделяются также римский период кладки), фрагменты форума (3 век до нашей эры) и агоры (5 век до нашей эры). Частично дошёл до нас амфитеатр (1 век), руины храма Мира (2 век до нашей эры), развалины крытого италийского театра (1 век до нашей эры) и крытого рынка (1 век до нашей эры). Видны также остатки жилых построек разных периодов.

Рядом с археологической зоной находится музей, где собраны находки, сделанные в Пестуме. Среди экспонатов музея есть барельефы и скульптуры, украшавшие храмы (от раскрашенных скульптур 6-5 века до нашей эры до римских статуй 3 века нашей эры); редчайшие фрески из погребальной камеры (6-5 век до нашей эры.), названной исследователями Могилой ныряльщика по сюжету одной из фресок. Если фреска с ныряльщиком изображает переход из одного мира в другой (сюжет уникален, аналогов ему неизвестно), то на остальных фресках захоронения изображены сцены празднеств. В музее собрана большая коллекция керамики, бронзовых предметов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector