Храм посвященный афине

Храм посвященный афине

Парфенон

Самый большой прямоугольный храм на вершине горы: в длину 17 колонн, в ширину 8. Посчитали? Ошиблись? Не беда. Можете быть уверены – перед вами знаменитый Парфенон.

Парфенон – это храм, возведенный из редкого белого мрамора горы Пендели в честь богини Афины Парфенос (Девы), покровительницы города. Храм заслуженно носит звание восьмого чуда света и всемирно известного архитектурного шедевра. На протяжении веков Парфенон стоит под лучами палящего солнца, и его 10-метровые колонны успели «загореть». Этот храм уникален. Он поражает своей гармонией и красотой. При строительстве Парфенона древние архитекторы постарались создать оптический эффект абсолютной симметрии, и это им удалось. Обратите внимание: все колонны Парфенона немного сужаются кверху, а угловые чуть наклонены к центру храма. Причем если бы они продолжались ввысь, то сошлись бы на высоте примерно 2000 метров, образовав огромную пирамиду.

Первоначально на месте Парфенона стоял другой храм меньшего размера, также посвященный богине Афине. Он был разрушен персами. На его руинах во времена правления Перикла и было воздвигнуто классическое здание Парфенона. Архитекторами стали Иктин и Калликрат. Внутреннее убранство храма было доверено Фидию, известному скульптору. За время своего существования Парфенон использовался в качестве православного храма, мусульманской мечети и даже порохового склада турецкой крепости. В 1685 году в ходе войны между правящими тогда в городе турками и венецианцами боевой снаряд попал в Парфенон, вызвав взрыв всего склада. Большая часть стен и колонн храма была уничтожена, а многие из скульптур и украшений похищены. Сегодня они выставлены во многих музеях мира.

Особого внимания заслуживают фриз по периметру и фронтоны кровли Парфенона. Лента знаменитого фриза располагалась на высоте 12 метров над колоннами храма. На 92 плитах были изображены сцены битв Троянской войны, титанов, кентавров и амазонок. Над лентой возвышался восточный фронтон, темой которого являлось мифическое рождение Афины из головы Зевса перед изумленными богами Олимпа. При этом слева была изображена колесница бога солнца Гелиоса, восходящая из океана, а справа спускалась в воду богиня ночи Селена. Западный фронтон посвящен спору Посейдона и Афины за власть в городе. Ошибочно полагать, что все храмы тех времен были белыми. В древности фриз и фронтоны были окрашены в синий и красный цвета, а их детали отделаны золотом. На этом фоне ярко белели мраморные колонны.

Известно, что греки делали идеальные расчеты и всегда с определенным замыслом. Парфенон стоит ровно под углом 30 градусов от торжественного входа – Пропилей. Было рассчитано, что именно под этим углом он выглядит выгоднее всего для входящего в храмовый комплекс. Более того, все постройки на вершине горы расположены на одинаковом расстоянии друг от друга. Если провести круги, то храмы Акрополя повиснут как планеты, каждый на своем радиусе. Еще один интересный и мистический факт: Парфенон и храм Зевса в Олимпии находятся на абсолютно одинаковом расстоянии от Дельфийского оракула, а линии, их соединяющие, образуют равносторонний треугольник.

В древние времена внутри Парфенона стояла 10-метровая статуя богини Афины Парфенос (Девы) в военном облачении – в шлеме, со щитом в одной руке и статуей богини Победы Ники в другой, работы известного скульптора Фидия. Статуя была изготовлена из мрамора, слоновой кости и богато украшена листами чистого золота. Падающий на нее от горящих факелов свет выгодно подчеркивал все детали. Перед статуей располагался небольшой бассейн, для того чтобы испаряемая вода защитила слоновую кость от пересыхания. Статуя просуществовала вместе с Парфеноном 900 лет. В первые годы византийского периода величественная громадина бесследно исчезла.

По преданию, каждые четыре года в честь богини Афины, дочери Зевса, проводился праздник Большие Панафинеи, что означает «Праздник для всех афинян». Сначала устраивались спортивные и музыкальные соревнования, а затем афиняне собирались у подножия горы и торжественным шествием поднимались к Парфенону, чтобы поднести статуе богини Афины святое праздничное одеяние Пеплос и сделать жертвоприношение. Панафинеи, как и все спортивные мероприятия сегодня, заканчивались всеобщим застольем и почитанием бога Диониса.

В меньшем по площади зале Парфенона хранились лучшие сокровища города. Их охраняла сама Афина, божественная защитница города.

Парфенон в Афинах

Классическая эпоха в истории Греции (V-IV вв. до н.э.) стала периодом наивысшего расцвета греческой демократии, культуры и искусства. Самым ярким произведением архитектуры той эпохи считается храм Парфенон, посвященный защитнице и покровительнице города деве Афине. Парфенон строился с 447 по 438 гг. до н.э. в рамках масштабной строительной программы, развернутой стратегом Периклом на Акрополе. После окончания греко-персидских войн все священные сооружения на Акрополе лежали в руинах, ведь завоеватели дважды сжигали его. Одержав победу, афиняне вначале решили не восстанавливать храмы и другие здания на священной скале, чтобы потомки всегда помнили о персидской жестокости, потерях и необходимости всегда действовать сообща перед лицом опасности. Но спустя полвека пришедший к власти Перикл воспользовался благополучным финансовым положением Афин, и началась реконструкция Акрополя. Парфенон эпохи Перикла стал третим по счету храмом на этом участке скалы. Предыдущий мраморный Пропарфенон (Парфенон II) строился после победы греков в Марафонском сражении (490 г. до н.э.), но незавершенный храм был сожжен персами в 480 г. до н.э. Предшественником этого храма был, в свою очередь, Парфенон архаической эпохи (Парфенон I, около 570 г.до н.э.).

Парфенон, которым сегодня может любоваться каждый посетитель Акрополя, был спроектирован архитекторами Иктином и Калликратом. Знаменитый скульптор Фидий вместе с учениками занимался его скульптурным оформлением, создал хрисоэлефантинную статую Афины Парфенос и осуществлял общий надзор за строительными работами. Храм относится к типу дорический периптер, множество оригинальных решений и тщательно продуманных деталей делают его настоящим шедевром архитектурного искусства. Целла (восточный зал), разделенная на три нефа, находится в восточной части сооружения. Храм со всех сторон окружен перистилем (колоннадой), на фасадах по 8 колонн и по 17 колонн на боковых сторонах. При строительстве колоннады использовали колонны, заготовленные для Парфенона II. Внутренняя планировка отражала новаторскую концепцию создателей Парфенона: в восточном зале находилась двухъярусная дорийская колоннада в форме буквы П, там же в центральном нефе стояла хрисоэлефантинная статуя богини Афины в боевых доспехах, в правой руке она держала небольшую статую крылатой богини Ники. В западном зале храма, где хранилась городская казна, были установлены четыре ионических колонны. Крыша храма была покрыта мраморной черепицей, фрагменты ее можно и по сей день увидеть на Акрополе.

Фронтоны храма были украшены скульптурными композициями на сюжеты из жизни богини Афины, ведь именно ей был посвящен Парфенон. На восточном фронтоне Фидий изобразил сцену рождения Афины из головы Зевса в присутствии всех олимпийских богов. На западном фронтоне спор Афины с Посейдоном за владычество над Аттикой, среди свидетелей спора олимпийские боги, аттические цари и герои. Над внешней коллонадой храма находится традиционный для дорического ордера триглифо-метопный фриз, в состав которого входили 92 метопы. Сюжеты скульптурных композиций на метопах были почерпнуты из греческой мифологии. На метопах восточной стороны изображалась битва олимпийских богов с гигантами, на северной стороне сцены из Троянского цикла мифов, на юге Кентавромахия, на западе битва греков с мифическими амазонками. Еще один фриз, на этот раз ионический, опоясывал внешнюю часть целлы и опистодома. Темой этого фриза стала знаменитая Панафинейская процессия, которая поднималась на Акрополь в последний день праздника Великих Панафиней, посвященного богине Афине.

Парфенон претерпел множество изменений в ходе своей многовековой истории. Считается, что в 5-м веке он был превращен в христианский храм Святой Софии, в эпоху франкократии некоторое время использовался как католическая церковь – Собор Афинской Богоматери, а в эпоху туркократии был превращен в мечеть. В 17 веке в ходе турко-венецианской войны Парфенон был сильно поврежден. Из пушек, установленных на холме Филопаппу, венецианцы обстреляли Акрополь и Парфенон, служивший османам пороховым складом. Снаряд, попавший в Парфенон, сразу превратил часть храма в руины. Катастрофическими были последствия действий британского посла в Константинополе лорда Элджина, агенты которого вывезли в Лондон множество скульптурных фрагментов Парфенона, которые сейчас выставлены в Британском музее. Первые попытки реставрации Парфенона начались уже в 1896-1900 годах, а в 1922-1933 была проведена вторая восстановительная программа. Работы по восстановлению и сохранению памятников на Акрополе продолжаются и по сегодняшний день. С этой целью в 1975 году был учрежден Комитет по охране памятников Акрополя.

Парфенон

Парфенон

Это самый известный из сохранившихся до наших дней памятников Древней Греции, и одно из самых знаменитых строений в мире. Парфенон основательно стоит на вершине Акрополя вот уже 2500 лет. Он был построен, в благодарность богине Афине Перфенос за покровительство и спасение Афин во время персидских войн.

На протяжении всей своей долгой жизни, в основном, Парфенон функционировал как греческий храм, но использовался и как казначейство, крепость, церковь и мечеть. Сегодня Парфенон — это одна из самых популярных туристических достопримечательностей и одно из самых узнаваемых сооружений в мире.

Этот памятник является символом древнегреческой цивилизации, посвященный Афине — богине мудрости и войны. Официально «Парфенон» носит название «Храм Афины Девы» (от греч. «Парфенос» — девственный).

Убранство храма, дополнявшее его архитектуру, делится на три основные категории: снабженные горельефами [1] метопы [2] , или квадратные панели, располагавшиеся между триглифами [3] фриза над внешней колоннадой; барельеф [4] , который сплошной полосой опоясывал целлу снаружи поверху; две колоссальные группы свободно стоящих скульптур, заполнявших глубокие (0,9 м) треугольные фронтоны.

На 92 метопах представлены сцены единоборств: богов и гигантов с восточной стороны, лапифов и кентавров (они сохранились лучше всего) – с южной, греков и амазонок — с западной, участников Троянской войны (предположительно) — с северной. Скульптурная группа на восточном фронтоне изображала рождение Афины, которая в полном вооружении выпрыгнула из головы Зевса после того, как бог-кузнец Гефест разрубил голову топором.

Группа с западного фронтона представляла спор за Аттику между Афиной и Посейдоном, когда подаренное богиней оливковое дерево было признано более ценным даром, чем источник соленой воды, открытый в скале Посейдоном. От обеих групп сохранились немногочисленные статуи, но и по ним видно, что это было великое художественное творение середины 5 в. до н.э.

Барельефная полоса поверху целлы (общая длина 160 м, высота 1 м, высота от стилобата 11 м, всего здесь было ок. 350 пеших и 150 конных фигур) изображала Панафинейскую процессию, ежегодно подносившую Афине новое одеяние — пеплос. Вдоль северной и южной сторон представлены движущиеся с запада на восток всадники, колесницы, граждане Афин, а ближе к голове процессии — музыканты, люди с дарами, жертвенные овцы и быки.

Вдоль западной, торцевой стены, над портиком, помещены группы кавалеристов, стоящих возле своих лошадей, севших на них или уже уезжающих (эта часть барельефа осталась в Афинах).

На восточном торце представлена центральная группа процессии, состоящая из жреца и жрицы Афины с тремя юными прислужниками: жрец принимает сложенный пеплос. По бокам от этой сцены помещены фигуры важнейших богов греческого пантеона. Они разделены на две группы и повернуты лицом наружу, к углам здания, как бы наблюдая за приближением процессии. Рядом с ними, справа и слева, изображены две группы граждан или официальных лиц, а по краям – медленно движущиеся возглавляющие процессию люди.

Парфенон в его нынешнем виде — стоящий на трех мраморных ступенях (общая высота ок. 1,5 м) периптер дорического ордера, имеющий по 8 колонн на торцах и по 17 по бокам (если считать угловые колонны дважды).

—————————————
[1] Горельеф — выпуклый рельеф, где изображение выступает более чем на половину своего объёма.
[2] Метопа — квадратная плита, заполняющая пространство между двумя триглифами
[3] Триглиф — расположенная вертикально каменная плита с треугольными в продольными желобами.
[4] Барельеф — выпуклый рельеф, где изображение выступает менее чем на половину своего объёма.

Главный храм Афин

Храм Афины

Поражающий воображение храм в Афинах, известный как Парфенон, был возведен в V веке до н.э. и был посвящен богине Афине – покровительнице города.

В храме была установлена статуя богини, руки мастера Фидия – прославленного греческого скульптора и архитектора.

Само сооружение должно было стать символом величия Афин – как лидера коалиции греческих сил в единой борьбе против персидских армий Дария и Ксеркса.

Храм Афины просуществовал около тысячи лет, несмотря на войны, землетрясения и воровство.

Даже являясь полуразрушенным, Парфенон завораживает и по сей день.

Новый храм должен был стать заменой поврежденных конструкций старого акрополя, который был разрушен после нападения персов на Афины в 480 г. до н.э.

Начало строительству храма положил Перикл, который использовал финансовые средства казны, так называемой Лиги Делиана – альянса нескольких городов-государств в Греции, участвующих в столкновении с персидскими войсками.

Сам акрополь имеет размеры около 300 на 150 метров, высота его составляет 70 метров.

Храм Афины

Храм, воздвигнутый на наивысшей точке акрополя, был до деталей продуман архитекторами Иктином и Калликратом, под руководством скульптора Фидия.

В строительстве был использован мрамор, найденный на горе, которая располагалась неподалеку (всего – 22 000 тонны мрамора).

Материал славился своим привлекательным белым цветом и включал мелкую крошку, а также содержал железо, которое окислялось под воздействием погодных условий, и под лучами солнца окрашивало Парфенон в нежный медовый цвет.

Наименование «Парфенон» связано с одной из многочисленных характеристик Афины: Афины Парфенос, то есть Девы.

Парфенон – это «дом Парфеноса» – так в 5 веке до н.э. называлось помещение храма, где стояла статуя богини.

Храм также называли «большим», так как его внутренние помещения можно было обойти 100 шагами – по древним меркам это огромные площади.

Размеры Парфенона

Парфенон считается самым большим греческим храмом, выполненном в дорическом ордере (несмотря на то, что Парфенон был новаторским сооружением, так как в нем смешались дорический и ионический стили).

Периметр храма составлял около 30 м на 69 м, построен он в соотношении 4:9.

Архитекторы использовали новаторский подход: чтобы придать колоннам иллюзию прямых линий (особенно когда смотришь на них издалека), они слегка изогнули их – за счет этого появился эффект парения храма в воздухе.

Пол храма имел небольшое возвышение в центре. А у колонн есть небольшое утолщение в середине и по краям – сверху и снизу.

Сочетание этих линий и форм заставляет храм казаться идеальным и гармоничным.

Видные глазу колонны Парфенона выполнены в дорическом ордере: 8 из них видны спереди и сзади, а 17 – с боков.

Это было большим отличием от классического расположения 6×13, более того, колонны были более стройными и высокими, чем это предполагалось в архитектурной традиции возведения храмов.

На входе в храм посетителей встречали большие деревянные двери, инкрустированные причудливыми бронзовыми скульптурами, изделиями из слоновой кости и золота.

В самом большом зале Парфенона разместилась статуя Афины.

Крыша храма была сооружена при помощи балок из кедра и мраморной плитки. По краям крыши были выложены водостоки в виде львиных пастей.

Декоративная скульптуры Парфенона

Храм Афины стал первым и единственным в Древней Греции, так богато украшенным скульптурами.

Все части сооружения – от фронтона до внутренних залов – были заполнены изваяниями мастеров-скульпторов.

Парфенон стал воплощением превосходства греческой культуры над «варварской».

В храме часто встречаются изображения олимпийских богов, сражающихся с титанами, героев из мифов, греков, сражающихся с кентаврами и множество других сюжетов.

История Парфенона

Почти тысячу лет Парфенон оставался в неизменном виде. Затем, в 1458 году турки захватили эту часть Афин и организовали в Парфеноне мечеть.

В 1687 году венецианская армия захватила акрополь, который был занят турками и использовала храм в качестве склада для пороха.

Случайно попавший в храм снаряд взорвался, и все внутренние стены рухнули.

Генерал Моросини – предводитель армии – также значительно повредил внутренние убранства храма в попытках разграбить его.

Томас Брюс, 7-й граф Элгин, заплатил немалую сумму турецким властям, чтобы выкупить у них большую коллекцию скульптур из Акрополя.

В 1816 году правительству Британии удалось заполучить эту коллекцию (теперь она известна как «Эльгинские мраморы» и хранится в Британском музее в Лондоне).

Сплошной оптический обман. Почему в Парфеноне нет прямых линий

Афинский Парфенон весь мир знает как образец высокой классики и безупречного шедевра архитектурного искусства. Храм считается самым гармоничным зданием в мире и лучшим примером применения «золотого сечения». Парадокс заключается в том, что в этом строении нет практически ни одной прямой линии.


Эпоха правления Перикла, который жил 494-429 гг. до н. э, стала золотым веком Афин. Именно Перикл заложил основы демократии и провел многочисленные реформы, которые привели его полис к процветанию, сделали Афины экономическим, политическим и культурным центром эллинского мира. После окончания греко-персидских войн Перикл решил вместо скромного храма, посвященного богине Афине, построить на вершине Акрополя новое прекрасное сооружение, которое символизировало бы величие Афин. В проект был вложены гигантские средства: по некоторым источникам – 700 талантов (один талант был равен 50,4 кг золота). Работали над ним настоящие гении: архитектором был Калликрат, инженерные расчеты производил Иктин, статуи создавал скульптор Фидий, он же занимался отделкой храма.

Парфенон, храм Афины-девы, заложили в 446 г. до н. э и строили десять лет. Но отделочные и скульптурные работы продолжались вплоть до 432 г. до н.э. Как и все другие античные храмы, в свое время Парфенон представлял собой яркое зрелище: тения и нижняя поверхность эхина были красными, нижняя поверхность карниза — красной и синей, кессоны перекрытий колоннады — синими, красными и золотистыми.

Демократия в Афинах длилась не слишком долго: уже в 323 г. до н.э. с ней покончил Александр Македонский. Однако при нем Парфенон лишь похорошел и разбогател. Но тираны, что пришли к власти после него, постепенно разоряли храм и переделывали его на свой лад. Затем было опустошительное нашествие племени герулов, пожар, римское правление – и очередное разорение.

В V веке, когда Афины стали византийскими, Парфенон сделался Собором Афинской Богоматери. Христиане перенесли главный вход с запада на восток и убрали все статуи античных богов, оставив лишь одну метопу на северном фризе: фигуры богинь Афины и Геры были похожи на Деву Марию и архангела Гавриила в сцене Благовещения. Вся отделка храма была изменена, стены покрылись фресками, а на месте скульптурных фризов прорубили окна.

Еще через тысячу лет Афины стали частью Османской империи, и Парфенон переделали в мечеть. А в сентябре 1687 года, в решающий момент турецко-венецианской войны, когда османы сделали Акрополь своей укрепленной крепостью, Парфенон подвергся сильнейшему пушечному обстрелу. Когда турки сдались, венецианцы решили забрать в качестве трофея фигуру Посейдона и коней его квадриги — остатки композиции «Спор Афины с Посейдоном» на западном фронтоне. Их начали снимать, но скульптуры упали и разбились. На фоне этих событий похищение многочисленных сокровищ Акрополя французским послом Огюстом де Шуазёль-Гуфье, а затем – британским послом лордом Элджином, кажутся детскими шалостями: в конце концов, трофеи второго не погибли и сегодня выставлены в Британском музее.

К счастью, 2500-летний Парфенон все же дошел до наших дней, и сегодня (особенно после того, как Греция наконец-то открылась для российских туристов после карантина) мы можем наяву полюбоваться на руины, в которых прослеживаются идеальные пропорции.

Однако если мы ознакомимся с результатами обмеров храма, то окажется, что он весь кривой! У стен Парфенона нет прямых линий, они слегка изогнуты. У стеновых блоков нет прямых девяностоградусных углов, а ступени фронтального фасада имеют разную высоту. Что касается колонн, то они имеют разную толщину и расположены на разных расстояниях друг от друга, а некоторые еще и наклонены. И это – не результат переделок: именно так задумали проект Иктин с Калликратом. Почему?

Просто они учитывали особенности того, как человеческий глаз воспринимает изображение. Через четыреста лет после того, как Иктин с Калликратом сошли в могилу, писал великий римский теоретик гармонии Витрувий: «Когда будет установлено основание соразмерности и путем вычислений рассчитаны все размеры, то уже дело проницательности принять во внимание условия местности, или назначение здания, или его внешний вид и, путем сокращений или добавлений, достичь такой уравновешенности, чтобы, после этих сокращений или добавлений в соразмерности, всё казалось правильным и ничего не оставалось желать в смысле внешности». А вот другая цитата из Витрувия, которая многое объясняет: «Если истинное может казаться ложным и некоторые вещи глазам представляются иными, чем на самом деле, я полагаю, не может быть сомнения, что по природным условиям местности или по необходимости следует делать известные сокращения или добавления, но так, чтобы не оставалось ничего желать в этих зданиях. А это достигается врожденною проницательностью, а не только знаниями».

Читайте также  Андало горнолыжный курорт

Древнегреческие зодчие были в полной мере наделены это врожденной проницательностью, они знали, как правильно нарушить математически точно выстроенную гармонию и умели исправлять оптические искажения. Человеческий глаз имеет форму сферы, и издали он будет воспринимать плоскую поверхность как прогнувшуюся в середине. Поэтому карнизы и кровля Парфенона были слегка изогнуты: это позволяет создать оптическую иллюзию прямоты сооружения. Чтобы визуально сделать ступени Парфенона совершенно ровными, при строительстве их следовало постепенно повышать от краев к центру. А угловые колонны надо было сделать толще остальных, потому что они поглощаются окружающим светом, и без утолщения казались бы тоньше других. Пролеты между колоннами увеличиваются к центру, но идущему вдоль колонн зрительно кажутся одинаковыми. Кроме того, чтобы цилиндр колонн не казался сжатым посередине, его следовало утолщать в центре. Колонны внутреннего ряда портика Парфенона меньше внешних: в результате кажется, что они стоят дальше, и что портик глубже, чем на самом деле.

Все эти и многие другие отклонения от горизонталей и вертикалей почти незаметны, но они придают храму целостность и собранность. Делают его шедевром.

Хотим напомнить, что 25 марта греки и филэллины всего мира отметили 200-летие Греческой революции. В этот день, 25 марта 1821 года Греция восстала против 400-летнего ига Османской империи под лозунгом «Свобода или смерть». Через восемь лет после этого страна обрела независимость.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector