Храм с в селинунте

Храм с в селинунте

Храм с в селинунте

Зодчество Великой Греции — обширной территории, охватывающей южную Италию и самый крупный остров Средиземного моря о. Сицилию, занимает в истории развития греческой архитектуры особое и чрезвычайно важное место. Расположенные на стыке западной и восточной частей Средиземноморья, эти территории с давних времен находились под влиянием финикийцев, но уже в первой половике VIII в. до н.э. здесь появляются первые колонии греческих племен. [4, c. 84]

Храм С в Селинунте

Один из самых ранних храмов Запада — храм С в Селинунте (ил.4) был сооружен в конце первой половины VI в. до н.э. Это периптер с числом колонн 6х17 и размером стилобата, равным 28,93х63,76 м. За небольшим пронаосом располагается однонефная целла, а за ней — адитон. Храм имеет по-архаически вытянутый план — узкая вытянутая цела без колонн отодвинута к западу, а образовавшееся пространство заполнено вторым рядом колонн.Вход с востока усиленно акцентирован двойным рядом колонн и лестницей из восьми ступеней (на боковых сторонах — по четыре; это традиционное для Южной Италии решение). Колонны — разного диаметра, но внутри пропорции уже приведены к гармонии: адитон и пронаос почти равны по величине. Облик храма отличается особой экспрессией: колонны имеют более стройные пропорции, чем в прежних храмах, с более развитыми капителями; несомая часть исключительно декоративна и нарядна. На фасаде — десять метоп в высоком рельефе с изображением космогонических мифов. Все метопы снизу и сверху имели плоские выступы, как бы удерживающие изображение в своих границах. Декор хорошо сочетался с архитектурной конструкцией, но внутренне с ней не связан — он выглядит как наложенная сверху аппликация.[1, c.249] Исключительно богато было убранство храма, которое, если не считать терракотовых облицовок карниза на боковых фасадах, было сосредоточено на главном восточном фасаде. Помимо богатейших терракотовых карнизов в тимпане фронтона находился единственный в своем роде. огромный терракотовый рельеф, изображавший голову Горгоны.[4, c.95]

I Храм Геры в Посейдонии.

I храм Геры в Посейдонии (ил. 5) , вошедший в историю архитектуры под названием Базилика, был построен около 540 года до н. э. Это дорический периптер на трех-ступенчатом основании размером 24,52х54,3 м по стилобату и необычайным числом колонн 9х18 со входом с восточной стороны, с далеко отстоящими от стен колоннами. Интерьер делился на три обычных части: пронаос — наос -опистодом, из которых наос был разделен восьмью колоннами на два нефа. Нечетному количеству колонн переднего фасада соответствует распланировка пронаоса, снабженного тремя колоннами и обрамленного антами; из пронаоса две двери ведут в целлу, разделенную колоннадой (из шести полных и двух примыкающих к стенам неполных колонн) на два нефа; в глубине каждого из нефов — по двери, ведущей в адитон. Следовательно, нечетное количество колонн в зажатом «антами» портике приводило к тому, что центрального входа в храм быть не могло: по оси стояла колонна. Более того, обособленность, разделенность нефов была отмечена наличием у них самостоятельных входов из пронаоса — торжественных, снабженных ступенями. Еще одна неординарная черта — увеличенный размер интерколумния, между шестой и седьмой колоннами. Возможно, там стояла культовая статуя.[4, c.101] В планировке храма отмечаются большая регулярность и явные математические закономерности построения. Пропорции стилобата были задуманы таким образом, чтобы в осях колонн получить отношение 4:9 или 8:18. Целла по соотношениям ширины к длине должна была иметь пропоруции 2:7 с тем, чтобы ширина портика со всех ее сторон соответствовала одной пропорциональной единице или двум пролетам. I храм Геры относится к числу наиболее хорошо сохранившихся. Уцелела почти вся его наружная колоннада с архитравом и частями внутренней стороны фриза, колонны и анты пронаоса и часть внутренней колоннады. Храм производит впечатление большой мощи и необыкновенной пластичности. Причиной того являются не только его крупные абсолютные размеры. Главная его особенность, ярко сказывающаяся на общем облике, не встречающаяся больше нигде — форма энтазиса колонн, как бы вспучившихся под тяжестью архитрава. Другие особенности — большое различие между нижними и сильно уменьшенным верхним диаметром колонн и распластанная, сильно выступающая в стороны форма эхина капителей, подрезанных глубокой скоцией. Каждая колонна храма воспринимается как самостоятельное пластическое тело, обладающее какой-то необычной жизненной силой, помогающий ей выдержать груз, кажущийся чрезмерным.[4, c.102]

Храм Афины (Деметры)

Храм Афины (ил.6) с пропорциями 14,54х32,88 м, построенный в 520-510 гг. до н.э., т.е на 20-30 лет позднее Базилики, свидетельствует о значительных изменениях, которые произошли в архитектуре Посейдонии за этот период. У этого храма более современная структура 6х13 колонн с четным числом опор на торцах. Пропорции наоса очень просты — 1:2. Пропорции колонн стали уже значительно стройнее, исчезла «вспученность» ствола, а рисующий форму энтазис создает впечатление силы без преувеличенной напряженности.[4, c.105] Внутренняя организация пространства, с четырьмя колоннами пронаоса, выдает уже чисто ионийские черты. У наоса нет ни опистодома, ни сокровищницы, зато утроен очень широкий вход, отмеченный двумя колоннами, при котором имеются два лестничных марша, ведущих в верхние части здания. У храма Афины сохранился фронтон, стоящий на высоком антаблементе, с дорийскими триглифами и метопами и с очень широким выносом карниза. Только здесь реально ощущается, какой мощный груз давил на колоннаду и каким образом, путем чисто эстетического выражения тектоники масс и распределения их в пространстве, преодолевалась тяжесть небосвода.[1, c.255]

Селинунт

На Южном берегу Сицилии, недалеко от Кастельветрано, когда-то стоял древний город Селинунт. Сейчас на его месте находится небольшая деревушка Маринелла. Это один из древнейших полисов Италии, руины которого ученые исследуют до сих пор, а археологи камень за камнем достают его из-под земли. Его название означает «сельдерей», и получил он его благодаря огромным плантациям этого растения, которое росло в окрестностях города. Сельдерея тут было настолько много, что его даже изображали на монетах. Чем же еще известен Селинунт, почему вам обязательно стоит посетить этот город, и какие интересные достопримечательности там спрятались? Читайте в нашей статье!

История Селинунта

Один из самых процветающих греческих городов на Южных берегах Сицилии, с развитым полисом и инфраструктурой. Он ни в чем не уступал другим преуспевающим городам. Зодчество, ремесла, храмовые комплексы, которые были практически полностью разрушены многочисленными войнами и завоеваниями. В 409 году до н. э. город был разорен карфагенянами, во второй раз он был почти уничтожен в 249 году до н. э., а в третий раз несчастье постигло Селинунт в 827 году н.э. Жители города бежали в столицу Сицилии, разрушая за собой дома. Окончательно добили город многочисленные землетрясения, которые часто тут бывают. Драматичная история Селинунта, впрочем, не мешает нам сейчас наслаждаться воссозданной архитектурой города. Ученые и археологи восстановили (насколько это было возможно) античные храмы и Акрополь, выложили из камней стены и продолжают исследовать город до сих пор.

Останки храмов Селинунта. Фото @bikesmusic

Достопримечательности Селинунта

Сейчас тут воссозданы система античных укреплений, городской Акрополь и восемь массивных храмов, которые представляют из себя дорические периптеры. Храмы обозначены латинскими буквами: «А», «В», «С», «Д», «О», а на востоке стоят храмы «Е», «F» и «G». По рассказам туристов, самым впечатляющим является храм «Е», храм богини земли Геры. Он был восстановлен в 1959 году. На самом деле, ученые еще до конца не восстановили подлинные имена всех храмов. Именно поэтому они обозначены буквами. Рядом с Восточной частью находится Акрополь, где когда-то располагались все важные административные точки. Он был обнесен массивным забором, скромные останки которого мы все же можем лицезреть. Раньше здесь располагались интересные метопы, со сценами жизни древнегреческих Богов. Сейчас они хранятся в музее Палермо. Акрополь был построен на холме над морем, отсюда открывается самый красивый вид города. Здесь же рядом располагался городской порт. Рядом с храмом «Е» стоят храмы «F» и «G». Они, конечно, совсем не похожи на Парфенон, и придется включить воображение, чтобы рассмотреть здесь очертания храмовых комплексов и мысленно нарисовать колонны. Сама структура города представляет из себя сегодня западный холм, северный, восточный и некрополь.

Храм в Селинунте. Фото @viaggicctours

Как доехать до Селинунта

Из Палермо до Селинунта лучше всего добираться по навигатору на арендованной машине. Это займет примерно 1,5 часа.

Чтобы доехать на автобусе, нужно сесть на него на станции Palermo и выйти на станции Castelvetrano Piazza Giacomo Matteotti. В пути примерно 2 часа, стоимость от 55 до 80 евро. От последней станции нужно брать такси и ехать до Selinunte 15 километров. Стоимость от 30 до 40 евро.

Селинунт как восьмое чудо света

1

Пару лет назад я говорила с молодым сицилийцем, племянником находившегося в бегах главаря «Коза Ностра» Маттео Мессины Денаро. Запомнилось, что парень, публично отрекшийся от своего родственника, сказал тогда: «Мой город Кастельветрано сейчас известен всей Италии как родина босса мафии, а я хочу, чтобы его знали по археологическому парку Селинунт».

С тех пор мысль повидать эти столь достопримечательные места меня не покидала. И наконец, нынешней зимой я и отправилась в Селинунт по приглашению учёных-археологов.

Основанный греками примерно в 628 году до н. э. Селинунт в наши дни стал самым крупным археологическим парком Европы, и его простирающаяся на 1740 кв. км территория одинаково интересна и туристам, и ученым.

Имя сельдерея

«Античный Селинунт, обязанный своим именем сельдерею, в таком изобилии произраставшему в окрестностях города, что его изображение встречается на монетах, был одним из наиболее процветающих греческих поселений на Сицилии. По развитию зодчества и ремёсел он не уступал основным городам греческого мира. Велико было и стратегическое значение города, который во времена пунических войн часто переходил из рук в руки. В 409 году до н.э. Селинунт был почти полностью разрушен войсками соседней Седжесты и Карфагена. Но уже через год он был вновь заселён выходцами из Сиракуз. А в 250 году до н.э. город штурмовали римляне. Его жители бежали в Марсалу, карфагенскую столицу Сицилии, а перед бегством разрушили свои дома», — рассказывается в туристическом справочнике.

Дело римлян завершили время и часто случавшиеся в этих краях землетрясения. Может быть, я разочарую туристов, приезжающих сюда со всего мира любоваться греческими храмами, но истина, как говорили древние, — дороже. В общем, как поведал мне директор археологического заповедника Селинунта Энрико Карузо, ни один из восьми находящихся на территории заповедника храмов не сохранился с античных времен. И те два святилища с полуразрушенными колоннами, на фоне которых так любят фотографироваться туристы, на самом деле — результат реконструкции, проведённой, впрочем, по всем правилам науки.

Один из этих храмов — по-моему, самый живописный — обозначен буквой «Е». Он расположен на восточном склоне заповедника и посвящён, как гласят путеводители, богине земли Гере. Однако поскольку мы с вами путешествуем в сопровождении учёного, нельзя упустить из вида ремарку синьора Карузо о том, что все обозначенные в путеводителях посвящения условны. На самом деле из-за древности храмов точно определить их назначение пока невозможно, и именно поэтому условно-нейтральные буквы — точнее с научной точки зрения. Вот почему археологи предпочитают называть восстановленный в 1959-м году остов из дорических колонн храмом «Е».

Кроме величавой красоты эта постройка знаменита обнаруженными при раскопках античными метопами, на которых воссозданы сцены из античной мифологии. Чтобы увидеть эти ценнейшие артефакты, нужно отправиться в Палермо, в археологическом музее которого они теперь хранятся. Стоит сделать это хотя бы ради того, чтобы увидеть бракосочетание Зевса и Геры, ставшее основанием для предположения о посвящении храма супруге олимпийского громовержца.

С «Е» соседствуют храмы «F» и «G». Оба они являют собой груду будящих воображение живописных руин, из которых вовсе нетрудно мысленно возвести величавые античные колонны.

Чтобы рассмотреть второй частично восстановленный храм, обозначенный учеными буквой «С» и предположительно посвящённый Аполлону, нужно переместиться с восточного склона заповедника на Акрополь. В январе, который на Сицилии напоминает наш июнь, совершить двухкилометровую прогулку по расцвеченному лютиками и кашкой лугу — одно удовольствие. Однако в период летнего зноя, когда здесь оказывается большинство туристов, до Акрополя лучше добираться в вагончике туристического поезда. Хотя, конечно, куда занятнее было бы прокатиться на ослике — традиционном для этих мест средстве передвижения в прежние времена.

— Древний Акрополь располагался на холме над морем. С двух сторон его обтекали реки, между которыми находится городской порт. Это было самое защищенное место в Селинунте, окружённое мощными каменными стенами, за которыми находились все основные административные здания, — рассказывает Карузо. Все они, кроме храма «С», находятся в разрушенном состоянии.

— А вы не хотите воспроизвести здесь картину античной жизни, как это сделали, например, в Геркулануме? — поинтересовалась я у директора заповедника.

— Геркуланум был засыпан извержением Везувия. Там ничего не восстанавливали, просто раскопали. И это совсем другое дело. Мы не хотим здесь устраивать новодел, который превратил бы Селинунт в Диснейленд.

Однако сходство с самым знаменитым итальянским археологическим парком скоро обнаружилось.

Новые Помпеи

Селинунт, как уже было сказано, — не только место туристического паломничества, но и сосредоточение научных исследований, которые ведутся тут постоянно.

Совсем недавно было сделано открытие, сулящее археологическому парку новые перспективы. Ученые обнаружили под землёй ещё более древние руины, возраст которых составляет приблизительно 2700 лет.

«Ученые-археологи из университета Камерино обнаружили на территории нашего археологического парка целый комплекс сооружений, находящихся в настоящее время под землёй. Не будет преувеличением сказать, что речь фактически идёт о «новых Помпеях»: настолько обширна территория, на которой раскинулись целые городские кварталы, которые выходят далеко за пределы доселе известного нам Селинунта. Можно предположить, что в этом городе в период его расцвета проживали до 100 тысяч человек», — рассказывает профессор Карузо.

Дело в том, что раньше археологические раскопки велись в основном в районе Акрополя, а сейчас — благодаря предложенной итальянскими учеными новой технологии — удалось расширить исследования на Некрополь, Западный и Восточный холм.

О сути технологии рассказывает археолог Фабио Паллотта: «При помощи высокочувствительной термокамеры, размещённой на дроне, мы обнаружили под землёй на территории археологического парка несколько тепловых аномалий, связанных с большими подземными постройками, которые спускаются от так называемого храма «М» к городскому порту. Мы провели 14 полётов, в ходе которых было сделано и обработано около 150 тысяч специальных изображений. Всего же нам удалось обследовать территорию площадью один квадратный километр, на которой были выявлены многие сотни объектов. Так что сегодня, ещё до начала раскопок, мы можем говорить о крупном древнем городе с высокой численностью населения и высокоразвитой инфраструктурой».

Учёным удалось восстановить древнюю береговую линию реки и обнаружить множество свидетельств деятельности местных жителей, в частности, отвода русла рек. Исследователи считают, что Селинунт имел как минимум две искусственные гавани, а обе протекавшие в этом районе реки были судоходны, что позволяло жителям города вести активную торговлю, доставляя товары от побережья Средиземного моря вглубь острова.

В подтверждение своих слов профессор Карузо продемонстрировал ряд ценнейших археологических находок, сделанных при раскопках в последние месяцы. Среди них — изображение древнегреческой богини лунного света, магии и колдовства Гекаты. Кроме того, археологи обнаружили важные элементы фасада самого древнего дорического храма Селинунта, обозначенного литерой «Y», и таким образом почти полностью реконструироваили его внешний облик.

Сделанным ученым из университета Камерино открытиям была посвящена научная конференция, прошедшая здесь же, в археологическом парке. Её почётным гостем стал известный искусствовед и политик, асессор по культуре Сицилии Витторио Згарби: оценив показанные ему работы, он пообещал данной ему властью делать все, чтобы в течение года восстановить храм «G». После чего, по его словам, Селинунт можно будет считать Восьмым чудом света.

Поездка по Италии: Селинунт

День пятый нашей поездки в Сицилию. Мы решили съездить в Селинунт — греческий город, покинутый жителями ещё в древности. С погодой нам, к большому сожалению, не повезло, по-этому снимки достаточно унылые и хмурые (большую часть фотографий так или иначе повытягивал, сколько смог).

Селинунт, в плане достопримечательностей, уступает Агридженто, зато он менее «вылизанный» и меньше затоптанный.

Древнегреческий Селинунт (итал. Selinunte) очень выгодно находился — от него рукой подать до севера Африки и Мальты, по-этому он был лакомым куском для Карфагена. Город неоднократно переходил из рук в руки, три раза полностью уничтожался и в конечном итоге был оставлен жителями, после захвата сарацинами.

В Селинунте руины храмов проименованы литерами, потому что доподлинно неизвестны их названия. Это, достаточно неплохо сохранившийся «Храм E», так называемый «Храм Геры».

Вдалеке виднеются руины «Храма С» и вид на Средиземное море. От него осталась лишь колоннада.

Селинунт обладал мощной фортификационной системой. При строительстве укреплений, конечно же, активно разбирались архаичные постройки. На заднем плане единственная из сохранившихся колоннад «Храма С».

Реконструкция общего вида крепости, Селинунт

Реконструкция общего вида крепости. Фото с одного из стендов, благо по территории стоят дюжина табличек на которых на пяти языках описана конкретная развалина/объект.

Мост к северным воротам форта крепости Селинунт

К северным воротам форта ведёт отлично сохранившийся мостик.
Мост к северным воротам форта крепости.

Северные ворота крепости, Селинунт

Северные ворота крепости, Селинунт

Северные ворота крепости. Скамейка одна на несколько гектаров, так что больше присесть будет негде. С урнами тоже туго.

Аллея, идущая от Северных ворот через крепость и Акрополь

Аллея, идущая от Северных ворот через крепость и Акрополь

Селинунт, нагромождение колонн и каменных блоков некогда существовавшего Храма G

По территории крепости и все местности Акрополя хаотично раскиданы камни. Многие с нарисованными цифрами или прибитыми металлическими табличками — реставраторы по крупицам пытаются восстановить отдельные элементы.

Нагромождение колонн и каменных блоков некогда существовавшего Храма G.

Фундамент одного из храмов Селинунт

Фундамент одного из храмов, больше ничего не осталось.

Дорога к Храму С и Акрополю со стороны моря

Дорога к Храму С и Акрополю со стороны моря.

Колоннада Храма С и руины античных сооружений

Колоннада Храма С и руины античных сооружений.

Колоннада Храма С, Селинунт

Побережье Средиземного моря

Селинунт

Нагромождение колонн, остатки Храма С (на заднем плане его колоннада)

Нагромождение колонн, остатки Храма С (на заднем плане его колоннада)

Селинунт, вид на Храм Е

Вид на Храм Е

Вид на Храм Е.

Селинунт

Каменные блоки и части колонн разбросаны по всей округе.

Крепостная стена Акрополя Селинунта

Крепостная стена Акрополя Селинунта

Селинунт

Вид на Храм С и Средиземное море.

Вид на Храм С и Средиземное море, возвращаемся назад.
Природа и растительность в этой местности подозрительно напоминает нашу среднюю полосу, разве что агавы выбиваются. Опять же, спешите видеть какой в Сицилии конец марта.

Природа, Селинунт

Природа, Селинунт

Природа, Селинунт

Природа, Селинунт

Храм Е, Селинунт

Маринелла (итал. Marinella) — небольшой городок на побережье Средиземного моря рядом с заброшенным древним городом Селинунт.

Побережье Средиземного моря

Побережье Средиземного моря, вид в противоположную от Маринеллы сторону.

Самое забавное, что на территорию города можно попасть и бесплатно, потому что местность не ограничена каким-либо забором, а кассы только с одной стороны. Ничего не мешает добраться до любого из близлежащих населённых пунктов и прогуляться пешком до руин.

Схема Селинунта и схема маршрутов экскурсионных электрокаров

За дополнительную плату предлагается проехать по территории на электрокаре (€ 3 по малому собачьему кругу, € 6 — по большому), но я бы советовал погулять пешком. Расстояния там небольшие, от силы вы намотаете 3 км — зато спокойно всё посмотрите. А электрокар сделает 2–3 остановки на небольшое время и всё — вы увидите только небольшую часть.

С археологических раскопок, ведущихся с второй половины XIX века, найденные мозаики/барельефы/горельефы и отдельные элементы фасадов строений растащены по местным музеям, так что на территории Акрополя Селинунта сейчас остались только массивные глыбы.

Храм с в селинунте

22.08.2019
Самая первая в мире компьютерная программа, написанная Адой Лавлейс в 1843 году, продана с аукциона за 125 000 долларов.

21.08.2019
Участники Нижнедонской археологической экспедиции Государственного Эрмитажа совместно с коллегами из Ростова-на-Дону нашли на берегу Дона древнейшую керамику в Восточной Европе, созданную порядка 8 тысяч лет назад.

19.08.2019
Двухфюзеляжный самолет Stratolaunch, совершивший свой первый полет 13 апреля 2019 года, в настоящий момент выставлен на продажу.

Один из самых ранних- храмов Запада – храм С в Селинунте, ок. 540 г. до н.э., находившийся в большой группе зданий, выстроенных на акрополе города в дорийском ордере. Он имел по-архаически вытянутый план (целла без колонн), который обрамляла еще более узкая и длинная колоннада (6 х 145 м). Вход с востока усиленно акцентировал двойной ряд колонн и лестница из восьми ступеней (на боковых сторонах – по четыре; это традиционное для Южной Италии решение). Колонны разного диаметра, но внутри пропорции уже приведены к гармонии: адитон и пронаос почти равны по величине. Облик храма отличался особой экспрессией: колонны имели более стройные пропорции, чем в прежних храмах, с более развитыми капителями, несомая ими часть исключительно декоративна и нарядна. На фасаде – десять метоп в высоком рельефе изображали космогонические мифы: Персея и Медузу, Аполлона на квадриге, Геракла и керкопов. Все метопы снизу и сверху имели плоские каменные выступы, как бы удерживающие изображение в своих границах. Декор хорошо сочетался с архитектурной конструкцией, но внутренне не был с ней связан – он выглядел как наложенная сверху аппликация. Длинные стороны храма были украшены терракотовым поясом, фронтон же был скульптурным – он заключал в себе изображение Горгоны.

Читайте также  Семья муз аполлона

Группа зданий архаического времени сохранилась и в Посейдонии (Пестум). В Великой Греции ветшавшие храмы не сносились, как на Балканах, а новые строились рядом. Так они стоят и теперь в устье Селы – в дикой, почти не тронутой цивилизацией местности, среди болотистых равнин и лугов; выжженная земля создает мягкий тон для серовато-желтого известняка, а редкая зелень деревьев и цветущих кустов на фоне бездонного неба говорит о преходящем и вечном.

20. Храм Геры I в Посейдонии (Пестум).

Среди зданий Посейдонии наиболее замечателен храм Геры I, ранее именовавшийся «Базиликой», ок. 540 г. до н.э., построенный из розового туфа. Утрачена только кровля и декор антаблемента. Мощный ряд плотных колонн, стоящих на трехступенчатом стилобате, создает удивительный ритм, звучащий как суровая музыка, как торжественный ритм дорийского лада. Каннелированные стволы с резкой курватурой (дугообразно утончаются кверху) сложены каждый из пяти-семи блоков камня. Они венчаются крупными абаками, лежащими на очень плоских эхинах.

Казалось бы, храм построен традиционно для дорийского типа: это большое прямоугольное здание ( 9 х 8 колонн) со входом с восточной стороны (западный торец глухой), с далеко отстоящими от стен, как то было принято в Южной Италии, колоннами. Интерьер делился на три обычные части: пронаос – наос – опистодом, из которых наос был разделен восемью колоннами на два нефа. Для храма поздней архаики, да еще такого монументального, это очень редкая черта, причем крайние колонны, как в олимпийском Герайоне, примыкают к торцовым стенам целлы. Следовательно, нечетное число колонн (девять) в зажатом «антами» портике приводило к тому, что центрального входа в храм быть не могло: по оси стояла колонна, как то было в храмах VIII в. до н.э., – Геры на Самосе и Аполлона в Фермосе (храм С). Более того, обособленность, разделенность нефов была отмечена наличием у них самостоятельных входов из пронаоса – торжественных, снабженных ступенями. Еще одна неординарная черта – увеличенный размер предпоследнего интерколумния, между шестой и седьмой колоннами. Возможно, там стояла культовая статуя. Строго линейный путь нарушался лишь в северном нефе, из которого открывался вход в опистодом, – туда можно было пройти, как прежде в адитон, а затем, совершив этот маленький круг, покинуть храм. Причины столь жесткого разделения двух нефов, с подчеркнутым приоритетом одного (северного), не ясны.

По замечаниям исследователей, пропорции здания (24,5 х 54,34 м) целиком укладываются в понятие симметрии, разработанной ранними архитекторами и основанной на соотношении целых чисел. Так, вся целла имеет соотношение сторон 2:7, без пронаоса и опистодома 2:5, общий же план здания имеет соотношение 4:9, которое повторится в V в. до н.э. в Парфеноне. Длина стилобата – 100 ионийских локтей – отражает магию числа «100» (вспомним греческие «стофутовые» храмы – гекатомпедоны). В этих пропорциях здания усматривают влияние религиозного мыслителя Пифагора.

Рядом, перпендикулярно к описанному храму, уже в эпоху классики (460-440 гг. до н.э.) был выстроен храм Геры II, у которого даже сохранился фронтон.

Южноиталийское зодчество, расцветшее в это время пышным цветом, приобрело несколько отличный от метрополии облик: здесь храмы часто окружались узкими вытянутыми колоннадами; скрывая собой гораздо более короткие и компактные целлы: т.е. колоннада сохраняла абрис архаического типа, а целла следовала уже новому варианту конструкции. Кроме того, колоннада часто сильно отодвигалась от стен храма, образуя широкие портики, больше похожие на галереи и веранды для прогулок; они придавали италийским храмам несколько расширенный вид, напоминавший диптеры, но без внутреннего ряда колонн в птероме.

В южноиталийском ордерном зодчестве встречаются разные решения проблемы культового здания. Так, вариант, напоминающий древние минойско-микенские формы, представляет храм Геры на реке Силарис в Посейдонии, ок.540 г. до н.э. Здесь при большом храме (8 х 16) имеется другой, маленький – «в антах», с четырьмя колоннами на фасаде. Объект поклонения в большом здании находился в центре целлы; в стене против входа был проем, через который входили в опистодом с глухой задней стенкой. Комбинация двух сакральных зданий напоминала о древней антитезе великого и малого, смерти и жизни. Если близость построек определялась их функциональной и смысловой связью, то в большом храме могли совершать ритуалы смерти бога, а в малом – возрождения. Такая концепция была известна в минойско-микенском мире: сосуществование большого и малого дворцов (как, например, в Кноссе), большой гробницы с малой камерой-ответвлением (микенские толосы Атрея, Клитемнестры, толос в Орхомене).

В этом ряду огромный храм G, или храм Аполлона, в Селинунте выдается своим неординарным замыслом. Наряду с традиционными чертами: вытянутый прямоугольный план, восточный вход, тройное деление внутреннего пространства на пронаос, наос и опистодом, а также три нефа, разделенных десятью парами колонн, – у него есть и специфические. Опистодом в Аполлонионе отрезан от целлы и имеет самостоятельный западный вход. Появился намек на вторую целлу, которая пока представляла «заднюю комнату»; впоследствии она разовьется в самостоятельную часть интерьера. Кроме того, трехнефная целла замыкалась перед торцевой стеной, образуя обход вокруг храмовой статуи. Так возникла отчетливая идея кругового обхода статуи божества, которая раньше едва просматривалась. И, кроме того, в боковые нефы из пронаоса можно было попасть через особые входы. Это тоже важное новшество (оно отмечалось выше в неординарном храме Геры I в Посейдонии), близкое к концепции трехнефных храмов этрусков; боковые части обособлялись от главной, оставаясь связанными с ней все той же идеей обхода.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Древнегреческие города на юго-западе Сицилии

Начало января – далеко не туристический сезон на Сицилии в целом и маленьком городке Маринелла ди Селинунте, куда мы снавигировались из туманного Эриче, – в частности. С одной стороны это хорошо, так как нас не затаптывали толпы туристов, с другой – плохо, потому что поиски где поесть и поспать становились реальной проблемой.

Итак, ещё до наступления темноты мы въехали в Маринеллу ди Селинунте – курортную деревеньку на юго-западе Сицилии. Городок казался полностью вымершим и, сделав по нему полный круг, мы поняли, что место для ночлега здесь не найдем, поэтому решили хотя бы перекусить. Единственное работающее кафе пыталось было закрыться перед самым нашим носом, но не успело это сделать, в результате чего нам перепали паста и слегка подгоревшая пицца. Обрадовавшись и этому, а с завтрака в Палермо о еде приходилось только мечтать, мы расплатились, раскланялись и продолжили поиски гостиницы.

Удача улыбнулась нам лишь в трёх километрах от берега, когда уже совсем отчаявшись мы вспомнили, что по дороге сюда проезжали неоновую вывеску Villa Sogno. На улице к тому времени уже стемнело и, узнав, что на вилле есть свободные комнаты, мы не задумываясь согласились остановиться здесь на ночь.

Утром, получив органический завтрак и множество ценных советов от хозяйки виллы, мы забронировали гостиниц через интернет на четыре дня вперед и выдвинулись в путь.

Селинунте

Выбор Маринеллы ди Селинунте в качестве места для ночевки отнюдь не был взят «с потолка» – главной достопримечательностью этой деревушки, ни много ни мало, были раскопки одного из старейших и самого западного из древнегреческих городов на острове Сицилия. Конечно, спустя два с половиной тысячелетия на его месте остались лишь груды разбросанных камней, но нельзя не отдать дань стараниям археологов, сумевших воссоздать Храм Геры (Храм Е) и продолжавших трудиться на территории древнего акрополя.

Помимо археологов, нельзя не отметить способность древних называть вещи своими именами. Как я уже писал, португальский Фуншал был назван в честь росшего там фенхеля (гигантский укроп), – за двадцать веков до этого греки назвали так город Селинунт из-за зарослей сельдерея.

Селинунт был основан в VII веке до нашей эры и просуществовал около трёх веков, в лучшие свои годы имея площадь около 250 гектаров и население, достигающее двадцать тысяч человек. В настоящее время археологическая активность ведется по пяти направлениям: Акрополь (в центре), холмы Gaggera и Mannuzza (на западе и севере), восточный холм и некрополь.

/> /> /> />

Проехав три с небольшим километра, разделявших Villa Sogno и вход в археологическую зону, мы вновь вернулись к морю, купили за 12 евро билеты и первым делом оказались на восточном холме Селинунта – у храма Геры. Дальше была почти километровая прогулка по тропинке до центральной части древнего города и ещё столько же – в обратную сторону. Акрополь представлял груды хаотично разбросанных каменных блоков, углядеть структуру города в которых мог, пожалуй, лишь натренированный глаз археолога. Нам же приятней было смотреть в противоположную сторону – сторону моря.

Агридженто

Преодолев почти сто километров от Селинунте на восток, около полудня мы оказались рядом с раскопками ещё одного древнегреческого поселения в Агридженто. Но вместо того, чтобы сразу устремиться в Долину храмов, мы заскочили в сам город: при всех прелестях «органического» завтрака, есть после него хотелось с удвоенной силой.

Утолив голод куском пиццы, мы наконец-то добрались до входа в археологическую зону, запарковали там машину, купили за 17 евро билеты и, миновав турникет, оказались в Долине храмов.

Древнегреческий город Акрагас (Akragas) был основан в начале VI века до нашей эры и вскоре достиг своего расцвета, богатства и населения почти 200 000 жителей. В конце V века был захвачен карфагенянами, в конце III – римлянами, которые и переименовали его в Агриджентум (Agrigentum). В начале XIX века уже нашей эры к югу от современного города начали вестись раскопки, которые вскоре и явили миру Долину храмов (Valle dei Templi).

/> /> /> />

Если быть совсем точным, Долина храмов не является долиной, а наоборот представляет собой возвышенность. Всего на её территории находится семь храмов, построенных в V веке до нашей эры в дорическом стиле. Только один из них: храм Конкордия (Temple of Concordia), о точном названии которого до сих пор ведутся споры, – хорошо сохранился благодаря тому, что вначале просто был «обложен кирпичом», а позднее превращен в христианскую церковь.

Ещё два храма: Геры (Temple of Juno Lacinia) и Геракла (Temple of Heracles), – сохранили колонны и фрагменты портика. Центральный и огромный по своим размерам храм Зевса (Temple of the Olympian Zeus) может похвастаться лишь гигантскими камнями, разбросанными на большой площади, получившей название «олимпийского поля», да лежащей в её середине копией найденного здесь колосса, когда-то поддерживавшего крышу храма, – по его размеру и остается судить о размерах стоявшего здесь когда-то сооружения.

До ещё трёх храмов мы и вовсе не дошли. Вот их названия: Диоскуров (Temple of Castor and Pollux), Вулкана (Temple of Vulcan) и Асклепия (Temple of Asclepius). Вместо этого мы обошли вокруг храма Зевса и поспешили обратно к припаркованной машине. На часах было три дня, а нам предстояло проехать ещё почти сто пятьдесят километров до Модики, где нас ждало столь разрекламированное хозяйкой Villa Sogna празднование какой-то «нотта бьянка».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector